Георгий свиридов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Георгий Свиридов: биография, интересные факты, творчество

Георгий Свиридов

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами.

Краткая биография

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец.

Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра.

В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где Юра начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.

Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. С их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича.

Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева.

Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.

Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко.

Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей.

Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания.

Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.

Интересные факты

  • У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
  • Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
  • Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
  • Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.
  • И в репетиционной работе, и в повседневной жизни Свиридов был резким и авторитарным, он не переносил непрофессионализм и беспринципность.
  • Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
  • В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью.
  • Кризис 1948 года, последовавший за постановлением Политбюро об опере «Великая дружба» В. Мурадели, затронул и Свиридова, хотя его фамилия в постановлении не фигурировала. Главным формалистом был объявлен его педагог – Д.Д. Шостакович, ученики которого также попали в опалу, сопровождавшуюся информационным вакуумом, отсутствием заказов на произведения и возможности их исполнять. Это было время, когда многое писалось «в стол».
  • Одно из самых успешных и значимых сочинений композитора, «Патетическая оратория», развело Свиридова и Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич не любил Маяковского, и в присутствии других музыкантов раскритиковал идею произведения на его стихи. Большая часть композиторской общественности поддержало мнение Шостаковича. Предпринимались попытки блокировать присуждение сонате Ленинской премии. Однако произведение было высоко оценено комиссией по премии и лично М. Сусловым, благодаря чему композитор все-таки стал ленинским лауреатом. Но это заочное противостояние, а также последующие творческие расхождения на много лет охладили взаимоотношения композиторов. Тем не менее незадолго до смерти Свиридов признался, что из всей музыки 20 века искренне любил только музыку Шостаковича.
  • Свиридов был страстным книголюбом и рыбаком.
  • В начале 60-х Свиридов написал новый вариант гимна СССР на стихи А. Твардовского. Он никогда не был обнародован и сохранился только в личном архиве композитора.
  • Из всех композиторов Свиридов выше остальных ставил Мусоргского и Бородина за их безусловное следование канонам русской народной и духовной музыкальной традиции. «Хованщину» он считал величайшим произведением русского искусства.
  • За несколько месяцев до смерти композитор стал почетным гражданином Москвы.
  • В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.

Творчество

В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича, Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина.

Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ.

Она же станет и его «капканом» — никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония.

Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске.

Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.

Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок.

Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений.

Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны.

Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург».

Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок».

Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее.

Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание.

Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.

В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.

За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию — воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.

Музыка Свиридова в кино

С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи.

В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.

Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).

Своей основной формой творчества Георгий Свиридов выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным.

Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки.

Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Свиридове

Источник: http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/georgij-sviridov

Биография Георгия Свиридова

Опубликовано: 02.05.2016 — 19:37

Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

Детство

Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области.

Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны.

Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.

Читайте также:  Елена борщёва - биография знаменитости, личная жизнь, дети

С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Юность

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Творчество композитора

Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества.

Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов.

Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.

Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать.

Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие.

По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.

Личная жизнь

Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия.

После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда.

А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.

Источник: http://stories-of-success.ru/georgiya-sviridova

Краткая биография Свиридова самое главное

Всё музыкальное творчество великого композитора Георгия Васильевича Свиридова пропитано любовью к Курскому краю и его обычаям. Василий Григорьевич, отец, трудился на почте. Елизавета Ивановна, мать, работала школьным учителем.

После смерти отца в 1919 году, семья переезжает в Курск в дальним родственникам матери. Здесь же Свиридов пошёл в первый класс. Будущий композитор очень любил литературу, принимал участие в школьных спектаклях, сочинял стихи. В школе он научился играть на балалайке и сочинял первые мелодии.

В период с 1929 по 1932 года обучался в Курской музыкальной школе в классе Веры Уфимцевой.

По совету композитора Мирона Крутянского, Свиридов продолжает обучаться музыке в Ленинградском музыкальном техникуме, затем в Ленинградской консерватории. Его учителями называют Шостаковича, Рязанова. Спустя год после поступления в консерваторию, его зачисляют в Союз композиторов СССР.

В 1941 году становится студентом Ленинградского военного училища, но был отчислен по состоянию здоровья. Вплоть до 1944 года проживает в Новосибирске в эвакуации, где пишет песни, посвящённые войне, музыку для театральных постановок. В эти годы создаёт первые вокальные произведения.

Наиболее близким для композитора остаётся песенное творчество. По его мнению, именно голос, как музыкальный инструмент, даётся Богом. В середине 70-х годов французские журналисты назвали Свиридова «наиболее поэтичным из современных советских композиторов».

Он входит в число учредителей Петровской академии наук и искусств. В его репертуаре произведения на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, У. Шекспира, А. Прокофьева, С. Есенина, Ф. Тютчева, Б. Пастернака, музыка к спектаклям, фильмам. От продолжительной болезни 6 января 1998 года композитор умер.

Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Год рождения творчество интересные факты

Биография Свиридова кратко

В простой крестьянской семье Курской области в конце 1915 года на свет появился мальчик. Младенца нарекли Георгием.

В 1917 году по стране пронесся огненный вихрь революции и отца Георгия объявили «врагом народа» и расстреляли, как и многих других ни в чем не повинных людей.

Детство Георгий Васильевич провел с маменькой. С ней они после смерти отца переехали на жительство в Курск.

На этот шаг мать решилась, потому что в Курске жили родственники и была работа для нее, что не позволило ей с сыном умереть от голода. Именно в этом провинциальном русском городе у Георгия проснулась тяга к музыке.

И первые свои экзерсисы он сыграл именно там. Причем виртуозно юный музыкант владел и балалайкой, и роялем.

Время шло. Мальчик взрослел, развивал свой талант. И вот, наконец, наступил 1932 год. Георгий поступил в Центральное ленинградское музыкальное училище.

Учится мальчик увлеченно и целенаправленно. Музыка – это его все. Ему посчастливилось учиться у корифеев отечественной музыки. Например, это Шостакович, создатель знаменитой «Ленинградской симфонии».

Георгий в этот период времени много создал этюдов, прелюдий. Также он увлечен созданием романсов на стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Вильяма Шекспира….

Примерно в сороковые годы Георгий Васильевич предпочтение отдает инструментальным ансамблям. После окончания Великой Отечественной войны он удостоен Государственной премии по инструментальному направлению.

В пятидесятые годы у Свиридова новое увлечение: романсы на стихи армянских поэтов. Из этой затеи в свет вышел цикл вокальных партий под названием «Страна отцов». Причем знатоки его творчества говорят о том, что несмотря на армянские корни музыка на эти стихи истинно русская.

Во второй половине пятидесятых годов Георгий Свиридов обращается к творческому наследию Сергея Есенина. И поэтому пишет музыкальное произведение его памяти посвященное. В нем непостижимо переплетаются Россия и революция, красота природы и крестьянский труд, исторические реалии и бытовые подробности.

После Есенинских мотивов приходит увлечение творчеством Владимира Маяковского. Он посвящает певцу футуризма музыкальную партию на тему новой жизни и месте истинного поэта в ней.

Стоит отметить, что за музыкальное произведение, посвященное творчеству Маяковского, Свиридов был удостоен высокой награды – Ленинской премии.

Время идет. Одно десятилетие неукоснительно сменяет другое. Наступают шестидесятые годы. Это время для Свиридова ознаменовано обращением к простоте. В центре его музыкальных пристрастий прошлое России, ее старина. Ему на этом этапе интересен фольклор. И он пишет на эту тематику свои музыкальные произведения. Они о песнях, сказках, крестьянстве, женщинах, работе и необъятной широте России.

В семидесятые годы Свиридов Георгий Васильевич музицировал на пушкинскую тему. Он писал партитуры к «Метели» замечательного классика девятнадцатого века. Эти экзерсисы по праву считаются визитной карточкой композитора.

Не так давно, в 1998 году Свиридова не стало. Сердце великого композитора перестало биться навсегда.

Музыкальное наследие Свиридова навсегда войдет в сокровищницу мировой культуры.

4, 5 класс композитора для детей

Интересные факты и даты из жизни

← Глинка↑ БиографииГоголь →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/sviridov

Композитор Георгий Свиридов и его творчество

Автор: Таисия

05.12.2015

Дорогие читатели! Кто из нас не любит слушать музыку? Я не имею музыкального образования, но с великим удовольствием слушаю популярную классическую музыку  и она у меня вызывает самые положительные эмоции. Недавно я побывала снова на литературно-музыкальной гостиной, тема которой была «Композитор Георгий Свиридов и его творчество».

Музыка бывает разная. Кто-то любит джаз, кто-то народную, а кто-то просто очарован классической. Для многих классика не понятна. Но если это музыка от души и легка в восприятии, едва ли найдутся равнодушные люди.  Едва ли найдется равнодушный человек, который бы не замирал в восхищении от звука  вальса, написанного, как музыкальная иллюстрация к повести  Пушкина «Метель».

Краткая биография

15 декабря 2015 года Георгию Васильевичу Свиридову, величайшему  композитору современности,  исполнилось бы 100 лет. Это великий русский композитор, так его называли еще при жизни друзья и почитатели его таланта. Кроме этого народного звания, это  — Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и  трижды лауреат Государственных премий.

Будущий композитор родился 15 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской области. Отец его был почтовым служащим, а мать – учительницей. Когда Георгию было 4 года, отца убили на гражданской войне деникинцы. В 1924 году семья переехала в Курск.

Однажды мать композитора  за  хорошую работу премировали и дали на выбор корову или рояль. Замечая у ребенка музыкальные наклонности, мать выбрала рояль и как видите не ошиблась.  Хотя в то послевоенное время было голодно и корова была бы очень кстати.

Здесь  Георгий увлекся чтением  книг, и немного занимался музыкальным образованием. Но постепенно музыкальные занятия стали  ему в тягость и в какое-то время он даже забросил занятия.

Причем скучным упражнениям на рояле он предпочитал игру на балалайке.

Балалайки у них не было, он взял ее у своих товарищей и через некоторое время он по слуху так научился на ней играть, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Играя в оркестре под руководством бывшего скрипача Иоффе, Георгий оттачивал свое мастерство и начал мечтать о музыкальном образовании. И в 1929 году он поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене надо было играть что-то на рояле. Но поскольку у него не было никакого репертуара, мальчик решил  сыграть марш собственного сочинения.

Во время обучения в музыкальной школе Свиридов научился профессионально играть на рояле. Закончив школу,  по совету педагога М.Крутянского он поехал в Ленинград поступать в музыкальный техникум по классу рояля. Чтобы как-то прожить и прокормиться Свиридов  подрабатывал в кино и ресторанах, играя на рояле. Но на этом факультете он недолго проучился.

Заметив  врожденный дар композиции, через полгода после поступления его переводят на композиторское отделение в класс известного музыканта М.Юдина. Вместе с ним учились Н. Богословский, В.Соловьев-Седой и др. знаменитые композиторы советской эпохи. Учеба в то время  в музыкальном техникуме конкурировала  с Ленинградской консерваторией.

Во время учебы под руководством Юдина Свиридов написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. В дальнейшем во время учебы в техникуме  он написал еще немало своих произведений. Среди них романсы на стихи Пушкина, которые исполняли Лемешев и Пирогов.

Напряженная учеба, недоедание подорвали здоровье и юноше пришлось прервать  свою учебу и вернуться в Курск. Но поправив здоровье, он снова возвращается в Ленинград и в 1936 году поступает в Ленинградскую консерваторию. Первым его учителем был  П. Рязанов, а через полгода – Д.Шостакович. Шостакович был не только учителем, но стал самым близким другом на всю жизнь.

Учеба в консерватории закончилась летом 1941 года. Выпускной работой стала его Первая симфония и концерт для струнных инструментов. Было много творческих планов. Но им не суждено было сбыться — началась война и молодого композитора призвали в армию. Но по состоянию здоровья в конце 1941 года его комиссовали.

В дальнейшем была большая работа и жизнь в Новосибирске, Ленинграде и в Москве.

Читайте также:  Владимир быстров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Творческая жизнь

Многие знают заставку «Время, вперед!» к программе «Время», которая транслировалась центральным телевидением в советское время. Но в годы перестройки, когда стало модным ругать все прошлое, Свиридов попал в опалу. Даже знаменитую заставку сняли с эфира.

Однако, через несколько лет справедливость восторжествовала. Так об этом высказался кинорежиссер М.Швейдер:

Увлекшись стихами русских поэтов Есенина и Пушкина, он написал немало музыкальных иллюстраций. Это были не просто иллюстрации к понравившимся стихам, это было его видение прочтения стихов.

Он написал немало самых разных произведений от романсов до кантат  и симфоний.

Надо сказать, что произведения, написанные им в последние годы сильно отличаются от тех, что были написаны в самом раннем творческом возрасте, словно они были написаны разными авторами.

Я не музыкальный критик, поэтому не имею права как-то описывать написанные им произведения. Мне просто нравится музыка этого великого композитора. Насладитесь и вы его музыкой, прослушивая небольшие видео.

Георгий Свиридов — автор музыки  к 13 кинофильмам. Среди них: «Поднятая целина», «Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Великий воин Албании Скандербег», «Полюшко-Поле», «Красная площадь», «Воскресение», «Русский лес», «Метель», «Время, вперед», «Доверие», «Красные колокола, фильм 2. Я видел рождение нового мира».

Умер Свиридов 6 января 1998 года после тяжелой и продолжительной болезни. После отпевания в Храме Христа Спасителя его похоронили  на Новодевичьем кладбище.

Кстати, о влиянии музыки. Прослушивание музыки сопровождается чувством эйфории, при которой в организме человека высвобождается гормон дофамин — гормон удовольствия или удовлетворения.

Не только у человека, но и у животных, в момент прослушивания музыки может изменяться артериальное давление, сердечный ритм, частота дыхательных движений.

У меня по этой теме есть статья «Как действует музыка на наше здоровье», прочитайте ее.

Японцы при исследованиях доказали, что у кормящих грудью матерей, во время прослушивания классической музыки, на 20-100% увеличивается количество молока,  а при прослушивании джаза и поп-музыки, наоборот, уменьшается на 20-50%. Выводы делайте сами.

Есть люди, которые совершенно равнодушны к музыке, не способны ее распознать или исполнять.  Это состояние называется амузией.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Чтобы узнать первыми о новых статьях на блоге, подпишитесь на обновления блога в форме подписки справа, в сайдбаре. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья    Таисия Филиппова

Источник: https://taiafilippova.ru/kompozitor-georgij-sviridov-ego-biografiya-i-proizvedeniya

Георгий Свиридов: краткая биография, фото и видео, личная жизнь

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 3(16) декабря 1915 года в г. Фатеж, ныне Курской области. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Георгий Свиридов.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия.

Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве.

В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского.

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества.

Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях.

В 1964 году Свиридов написал музыку к фильму «Метель» по прозе Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах.

Для «Гимна Родине» Свиридов выбрал стихотворение Фёдора Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу.

Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией.

Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов.

Ранние детские воспоминания Георгия были связаны с образами южнорусской природы и трагедиями гражданской войны, одной из которых стало убийство деникинцами его отца — коммуниста Василия Свиридова

Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия.

После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда.

В 1920 году Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда».

Именно там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка.

Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Анатолия Уфимцева.

Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу.

В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Музыку Георгия Свиридова благодаря ее простоте легко отличить от произведений других композиторов. Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Юрий Левитин.

По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией.

Источник: http://kakbypridaser.ru/georgiy-sviridov-kratkaya-biografiya-f/

Свиридов Георгий Васильевич

( 1915 — 1998 ) русский композитор

Творческий путь Свиридова Георгия Васильевича никак не назовешь легким, а его жизнь — безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду. Первые сочинения Свиридова — романсы на стихи А.

Пушкина — сделали его имя известным еще в 1935 году. Однако подлинная слава пришла к нему гораздо позже, только в конце пятидесятых годов.

Он вошел в историю русской музыки как один из крупнейших вокальных композиторов, авторов, пишущих в основном произведения для голоса.

Ранние и поздние сочинения Георгия Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору.

Будущий композитор родился в небольшом городе Фа-теже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать — учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время Гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск.

Там Юрий (так Свиридова Георгия Васильевича звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент — обычную балалайку.

Свиридов взял ее у одного из товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование.

Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения.

Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Георгий Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцсва.

Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу.

В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал ему посвятить свою жизнь музыке.

Закончив школу, он продолжил занятия у другого известного педагога — М. Крутянского. По его совету в 1932 году Георгий Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством профессора Браудо он очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Под руководством Юдина, Георгий Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу — вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал.

В классе Юдина он пробыл около трех лет и за это время написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С.

Лемешев и А. Пирогов.

Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов Георгий Васильевич завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В его классе он пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.

Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Георгий Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова.

Читайте также:  Пол андерсон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

Тогда-то Георгию Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.

В 1944 году Свиридов Георгий Васильевич возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Кроме того, Георгий Васильевич Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки.

Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель». Но главным жанром, с которым он не расстается никогда, является романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А.

Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах

«Курские песни» и «Деревянная Русь». Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике.

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве.

Источник: http://biografiivsem.ru/sviridov-georgiy-vasilevich

За кем власть «ухаживала»?: георгий свиридов — литературная россия

Тоталитарная власть, какой бы прочной она себя ни считала, нуждается в художниках, чей талант бесспорен, а творческий авторитет общепризнан.


И что важно – эти художники открыто не противостоят ей, её идеологии. Таких творцов лелеют, за ними «ухаживают». Само их бесконфликтное присутствие в обществе как бы освящают существующий порядок вещей.

В таком положении находился Михаил Шолохов. Рядом с ним можно поставить Леонида Леонова. Оба они – писатели-академики.
В иных случаях для отпора буржуазным злопыхателям раскручивался Валентин Катаев. Он демонстрировал определённую независимость. Был известен на Западе. Это шло ему в зачёт.

Ну а среди композиторов первым баловнем партийных инстанций в моё время был Георгий Васильевич Свиридов. О нём и пойдёт речь.

Впервые я встретился с Георгием Васильевичем в Томске. Туда меня привела служебная надобность. Будучи в секторе газет ЦК куратором прессы этой области, я решил поближе присмотреться к её взаимоотношениям с местными партийными органами. Свой приезд я подгадал к очередному пленуму обкома партии.

Как столичный функционер отсидел целый день в его президиуме. Прослушал доклад первого секретаря, будущего члена Политбюро ЦК КПСС Егора Кузьмича Лигачёва и прения по нему. А вечером вместе с партийным активом был приглашён в городской концертный зал.

Здесь предстояло исполнение «Патетической оратории» Свиридова, незадолго до этого отмеченной Ленинской премией.

В концертном зале моё кресло оказалось за спиной Свиридова. До этого я не был с ним знаком. По окончании оратории слушатели бурными овациями приветствовали композитора. Представившись, я поздравил его с успехом, сказал, что с удовольствием побывал на некоторых его столичных концертах.

Стоит, пожалуй, сказать, что путь «Патетической оратории» к широкому общественному признанию был не прост. Как известно со слов композитора, он создавал её в «самые ужасные, самые страшные годы» своего существования.

Это были годы творческого кризиса, лихорадочного поиска своего пути, своего языка в атмосфере новых музыкальных и идеологических веяний. На эту пору приходится и его разрыв с Шостаковичем (оказавшийся, к счастью, временным). Свиридов переживал это остро.

Ведь Дмитрий Дмитриевич был не просто его учителем в Ленинградской консерватории, но и кумиром в музыке.

Музыковед А.Белоненко, племянник композитора, свидетель многих событий жизни своего великого дяди, вспоминает такой эпизод. Когда Свиридов был в гостях у Шостаковича, они обменялись такими репликами.

Хозяин дома спросил: «Юрий Васильевич, я слышал – вы пишите на Маяковского?» – «Да, – признался Свиридов, – пишу ораторию. А что?» – «Зачем вы это делаете, ведь Маяковский – плохой поэт».

Свиридов не сдержался: «Кому нравится Маяковский, кому – Долматовский». На этом разговор прервался.

Вскоре состоялась премьера «Патетической». Успех был оглушительный. Встал вопрос о выдвижении её на Ленинскую премию. Работники Союза композиторов России, зная, что это сочинение не нравится главе правления Союза Шостаковичу, решили «завалить» ораторию при показе перед премиальным комитетом.

Своя роль тут отводилась и «Правде» – в редакцию загодя была послана статья известного музыковеда под названием «Творческая неудача». Не сумел-де автор дать яркий музыкальный образ Ленина. Но у оппонентов Свиридова вышла осечка.

Их планы порушил человек, всегда бывший одиозным в глазах творческой интеллигенции. На прослушивание оратории неожиданно явился Михаил Андреевич Суслов.

После показа сочинения идеолог партии сказал:
«А ведь это хорошая музыка!» Предназначенная для «Правды» разгромная статья, разумеется, была «похерена». А Свиридов стал обладателем высшей награды страны.

После перехода из ЦК в «Правду» я стал довольно часто контактировать с Георгием Васильевичем.
Он был для газеты желанным автором. К тому же, незадолго до этого его избрали главой Союза композиторов Российской Федерации. Рекомендовал на этот пост – на смену себе – Шостакович. Это было время, когда их отношения снова стали тёплыми, дружескими.

Я довольно быстро почувствовал, как усердно и любовно опекают Свиридова партийные и государственные инстанции. В нём видели одну из ключевых фигур в музыкальной жизни страны.

Ценились патриотическая направленность его многогранного творчества, самобытное преломление в нём многовековой традиции русской певческой культуры, стремление к художественному обновлению многих музыкальных жанров.

В дневниковых записях Свиридова можно встретить имя Юрия Константиновича Курпекова – многолетнего зав. сектором музыки Отдела культуры ЦК. Он имел консерваторское образование, когда-то играл в оркестре.

Я знавал этого энергичного целеустремлённого человека ещё до прихода в «Правду». Одно время мы вместе посещали курсы иностранных языков для работников партаппарата (они были для нас бесплатными).

Но я продержался там недолго, а Курпеков проявил упорство, значительно продвинулся в немецком. И, как говорили, мог при случае быть для коллег переводчиком.

Среди работников цековского отдела культуры Курпенков был, пожалуй, наиболее активным ходатаем по делам подведомственной ему сферы. Он не только преклонялся перед композиторским талантом Свиридова, но и был его давним и надёжным другом. Часто звонил мне по поводу той или иной акции, связанной со Свиридовым, рассчитывал, естественно, на внимательный отклик газеты.

Для меня тут не было проблемы. «Правда» стремилась держать в поле своего зрения творчество и общественную деятельность выдающегося музыканта.

Когда КПСС сошла с исторической сцены, Курпенков перешёл во Всесоюзное музыкальное общество, стал первым замом у его председателя Ирины Архиповой (с этой замечательной певицей я встречался раз и то… за кулисами театра оперы и балета в шотландском Эдинбурге в дни, когда там проходил очередной Международный фестиваль искусств). А Свиридова Курпенков не оставлял своей заботой до конца его дней. После кончины Георгия Васильевича он выступил одним из учредителей Национального Свиридовского фонда.

…Последний раз я видел Юрия Константиновича в разгар лета на одной из подмосковных станций. Он был по-прежнему строен, подтянут. Седина была не очень заметна на его светло курчавой голове. Он оживлённо беседовал со стоявшей рядом молодой привлекательной дамой.

Мы оказались по разные стороны пути. И успели лишь приветственно помахать друг другу руками, прежде чем его и его спутницу подхватил и унёс вдаль электропоезд.

Я тогда подумал о негаданности этой встречи, пожалел, что не обмолвился словом-другим с человеком, к которому испытывал симпатию. А вскоре увидел его портрет на газетной полосе. Прочитал некролог – слова в нём были живые, прочувственные.

Курпенкова, горячо отдававшегося делу, уважали, ценили. Он был значительно моложе Свиридова, но не намного пережил своего великого друга.

С именем Свиридова связан, увы, один из неприятных эпизодов в моей газетной деятельности. Он относится к 1973 году. В Колонном зале Дома Союзов начался съезд Союза композиторов РСФСР.

В день его открытия в «Правде» должен был появиться материал (то ли статья, то ли интервью со Свиридовым – сейчас уже не помню), в позитивном ключе оценивавший деятельность композиторской организации. Об этом просили меня товарищи из Отдела культуры ЦК.

Предполагалось, что эта публикация умножит шансы Свиридова сохранить за собой руководящий пост. Но газетный расклад на этот день был таков, что секретариат «Правды» не нашёл в номере места для заявленного мною материала.

…В холле Колонного зала я столкнулся с первым замом заведующего Отделом культуры ЦК Зоей Петровной Тумановой. Это под её руководством меня когда-то песочили за жёсткий, нелицеприятный разговор в нашей газете о журнале «Художник», который она патронировала. Завидев меня, она буквально вызверилась.

В раскрасневшемся, круглом, усатом лице этой массивной женщины было что-то бульдожье. Повод для крика – невыход в «Правде» обещанной публикации. Я опешил от беспардонно грубого наскока. Прямо как солдат-недотёпа перед грозным фельдфебелем. Но не вступать же в публичную перепалку с культурначальницей! Взял себя в руки.

Сообщил вельможной фурии, как было дело. В конце добавил: «А вообще, Зоя Петровна, «Правда» – не филиал вашего отдела, а я не ваш подчинённый». Зная работу партийных органов разных уровней, я понимал ситуацию Тумановой.

Если, скажем, порученец обкома не «продавливал» на районной партконференции на должность партийного вождя намеченного кандидата, он сильно рисковал карьерным ростом.

На композиторском съезде Свиридова «прокатили». Новое правление Союза возглавил Родион Щедрин, к своим сорока годам уже именитый, авторитетный композитор. Думаю, правдинская публикация не спасла бы положения…

Музыкальный мир, как и всякая другая творческая среда, всегда был и будет конфликтным. Здесь свои центры притяжения, свои законодатели мод. В профессиональной прессе сталкивались разные – клановые и групповые – интересы, разные творческие школы и художественные веяния.

Нет сомнения, что Свиридова не удовлетворяло, как его имя вписано в музыкальный контекст времени, как оценивается его вклад в композиторские обретения ХХ века. Думаю, что он был снедаем чувством недооценённости. Важные для него поисковые вещи не находили должного внимания и понимания в критике.

Не было и массовой аудитории. На страницах дневника прорывается раздражённая фраза: «Слушать не хотят, им подавай вальс из «Метели»».

Что поделаешь: завораживающий своей красотой вальс к пушкинской повести или бравурно-зажигательная кантата «Время, вперёд!» стали настоящими эфирными «шлягерами», на слуху у миллионов.

Я имел возможность убедиться, сколь ревниво следил Свиридов за посвящёнными ему публикациями. Как-то в текущий номер «Правды» была выставлена статья о нём известного музыковеда. Я снова и снова вчитывался в неё. Подмывало сократить абзац, казавшийся слишком мудрёным и невнятным. Зазвонил телефон. На проводе оказался Свиридов.

Он отдыхал в какой-то черноморской здравнице. Судя по всему, автор статьи сообщил ему о готовящейся публикации. А с её содержанием он был явно знаком. Георгий Васильевич попросил меня ни в коем случае не выбрасывать так смущавший меня абзац.

Видимо, в его заковыристых формулировках заключались какие-то очень важные для композитора нюансы.

Считалось, что решающую роль на выборах нового состава правления СК и его главы сыграла весьма многочисленная ленинградская делегация. Ходили слухи, что ещё в поезде «Красная стрела», вёзшем делегацию в Москву, был брошен клич: «Покончим с «Деревянной Русью». Кантату под таким названием Свиридов сочинил в 1964 году.

Антисвиридовский настрой был, как считали осведомлённые люди, ответом на давнее, но, оказывается, не забытое ленинградцами выступление Свиридова в их городе.
В 1964 году здесь состоялся выездной пленум российского композиторского союза.

Озабоченный ориентацией молодёжи на западные образцы, руководитель Союза Дмитрий Шостакович попросил выступить на нём своего уже набиравшего известность ученика. Их отношения в это время потеплели, а позиции по отношению к авангарду, додекафонии были близки.

Стала знаменитой Свиридовская фраза из выступления на пленуме: «Композиторы Ленинграда высунулись из окна, прорубленного в Европу, да и выпали из него». И вот «чёрные шары» на выборах руководства СК РСФСР.

Источник: https://litrossia.ru/item/8611-za-kem-vlast-ukhazhivala-georgij-sviridov/

Ссылка на основную публикацию