Иван айвазовский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Константинович Айвазовский: биография, карьера и личная жизнь

Иван Константинович Айвазовский (арм. Ованес Айвазян) родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Его отец армянский купец Георг Айвазян занимался торговлей, мать Рипсиме была талантливой вышивальщицей.

Кроме Ивана в семье был еще один сын и двое дочерей.

Старший брат художника Гавриил впоследствии стал архиепископом грузино-имеретинской армянской епархии, членом Эчмиадзинского синода, ориенталистом и писателем.

Какое-то время семья была вполне зажиточной, но после эпидемии 1812 года дела отца пошли хуже и всем домочадцам надо было перейти к режиму экономии. Маленькому Ивану приходилось работать в кофейне, чтобы помогать семье.

Существует анекдот о том, что в 11 лет талантливый Иван рисовал на стенах города Феодосии углем волны и парусники, и за этим занятием его поймал градоначальник, который вместо того, чтобы отругать ребенка, определил его в гимназию. В другой версии этого анекдота градоначальник обратил внимание на изображение военного на стене кофейни.

Как бы там ни было, в судьбе мальчика приняли участие двое человек: архитектор Яков Кох и губернатор Тавриды Александр Казначеев, который до 1830 года был градоначальником Феодосии. Яков Кох и Александр Казначеев всеми способами поддерживали талантливого мальчика и снабжали его необходимыми для рисования предметами – бумагой, красками, карандашами.

С подачи Казначеева 14-летний мальчик был принят в таврическую гимназию.

В последствии мальчика отправили в Императорскую Академию художеств в Петербурге, что потребовало отдельных хлопот. За Ваню Айвазовского хлопотали жена таврического губернатора Наталья Нарышкина и известный портретист Сальватор Тони. Они написали письмо президенту Академии художеств Алексею Оленину и вложили рисунки мальчика.

В Академии художеств Иван Айвазовский был определен в пейзажный класс к Максиму Воробьеву. В дальнейшем он попал к французскому художнику Филиппу Таннеру. Таннер использовал ученика для подсобных работ, не позволяя ему рисовать свои картины.

Тем не менее, Иван Айвазовский перенял у своего учителя механизм писания воды и написал в 1835 году в 18 лет свою первую работу «Этюд воздуха над морем», за что получил свою первую серебряную медаль на выставке. Правда, это вызвало конфликт между ним и Таннером, в который был замешан даже император.

Айвазовскому грозила немилость, но все обошлось и в немилости оказался его завистливый учитель.

В 1837 году 20-летнего Ивана Айвазовского выпустили из Академии в звании художника. Академия посчитала, что она уже ничего не может дать молодому дарованию. До конца обучения оставалось еще два года.

Иван Айвазовский получил стипендию для стажировки в Крыму и в Европе. Он рисовал крымские пейзажи, а затем уехал в Италию.

В романтической версии биографии Айвазовского говорится о том, что он сам поспособствовал тому, чтобы стажировка прошла именно в Италии, надеясь там встретиться со своей первой любовью, известной танцовщицей Марией Тальони.

Он с ней встретился и даже предложил ей руку и сердце, но балерина, которой на тот момент было 38 лет, и которая была на 13 лет старше Ивана, отвергла его предложение.

Художник посещает Италию, Германию, Францию, Англию и Испанию. В Италии Иван Айвазовский пишет много пейзажей, в том числе, знаменитый «Хаос», который настолько впечатлил Папу Римского Григория XVI, что тот собрался его купить, однако художник, узнав об этом, сам предложил подарить картину. В ответ Папа наградил живописца золотой медалью.

Страсть к путешествиям преследует его всю жизнь. Несмотря на то, что своим домом он считал только Феодосию, Айвазовский побывал в ряде европейских стран, в Константинополе, в преклонном возрасте со своей второй женой он посетил США. За границей он пользовался неизменным успехом.

В возрасте 57 лет после выставки во Флоренции его работы произвели в очередной раз такой фурор, что Флорентийская академия художеств предложила ему написать свой портрет для размещения в галерее дворца Питти, где собраны портреты знаменитейших художников, начиная с эпохи Возрождения.

Ранее из русских художников такой чести был удостоен только Орест Кипренский.

Феодосия занимала особое место в жизни художника. Именно туда он отправился с молодой женой, бросив Петербург на пике своей славы. В Феодосии он построил себе дом по типу итальянских ренессансных вилл.

К жилым комнатам была пристроена просторная мастерская, где Айвазовский напишет большую часть своих работ, в том числе, и такие широкоизвестные полотна как «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн».

Впоследствии он пристроил к дому картинную галерею для хранения своих работ. В 1880 году он подарил галерею городу.

На тот момент в России существовало только два хранилища картин, открытых для широкой общественности – Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Румянцевский музей в Москве. В Феодосийской картинной галерее им.

Айвазовского хранится 416 работ Ивана Айвазовского. Кроме этого, его работы хранятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в других музеях и частных коллекциях.

В Феодосии художник прожил всю свою жизнь. В Феодосии он учил детей рисованию,  построил городской концертный зал, фонтан, здание для археологического музея. Принял участие в постройке порта и железной дороги. В 1881 году Иван Айвазовский был избран первым почетным жителем Феодосии.

В Феодосии художник скончался – умер во сне от остановки сердца в возрасте 82 лет. На мольберте осталась незаконченная работа «Взрыв турецкого корабля». Он похоронен на территории армянской церкви Святого Сергия.

Художник любил свой родной город, без него не обходилось ни одно мероприятие, ни одно торжественное событие. Он переженил и перекрестил половину города, вручая подарки и занимаясь благотворительностью. И жители города платили ему взаимностью. Через 30 лет после смерти художника в Феодосии был открыт памятник Ивану Айвазовскому.

Ивану Айвазовскому не было и 30 лет, когда он обрел мировую известность, был знаком со многими знаменитыми европейскими и русскими людьми и принят при императорском дворе.

В 1844 году 27-летний Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба России. Ему было предложено написать изображения морских портов России на Балтике.

Еще через год Иван Айвазовский становится действительным членом Академии художеств и в составе экспедиции Федора Петровича Литке отправляется на острова Греческого архипелага.

30-летний Иван Айвазовский получил должность профессора Петербургской академии художеств. Кроме того, он состоял и в европейских академиях – римской, парижской, флорентийской, амстердамской и штутгартской. Впоследствии Иван Айвазовский стал почетным членом Академии художеств Петербурга.

Всего за свою жизнь Иван Айвазовский написал более 6000 картин. Большинство из них изображают морскую стихию, но есть работы и на религиозные темы, и неморские пейзажи. Художник достоверно изображал торговые и военные парусные суда, был знаком со многими адмиралами и участвовал в боевых действиях во время войны на Кавказе. Весь этот опыт Айвазовский запечатлел в своих работах.

Почти все свои картины живописец писал по памяти, считая, что настоящего художника от ненастоящего отличает именно это умение писать по памяти, используя воображение. У него было 125 персональных выставок. Самой дорогой из картин Айвазовского стал пейзаж «Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на аукционе Sotheby’s за 3 млн 230 тыс. фунтов стерлингов.

Кроме того, Иван Айвазовский был крупным землевладельцем Крыма. Ему принадлежало 12 тыс. десятин пахотной земли.

Иван Айвазовский был женат дважды. В 1848 году в возрасте 31 года он женился на гувернантке, дочери английского медика Юлии Гревс.

На тот момент Айвазовский уже числился среди самых завидных женихов Петербурга, и многие матери мечтали выдать за него своих дочерей.

Когда известный живописец предпочел никому не известную гувернантку, общество было шокировано. Айвазовский вместе с невестой уехал в Феодосию и устроил свадьбу там.

У Ивана и Юлии родились четыре дочери – Елена, Мария, Александр и Жанна. Но семейную жизнь художника трудно назвать счастливой. Жена Юлия постоянно скандалила, упрекая художника в уединенности.

Она не хотела жить в провинциальной Феодосии, она мечтала вернуться в Петербург и блистать на балах. В итоге, они долгое время не живут вместе, а через 30 лет разводятся.

Юлия с детьми поселилась в Одессе, а Айвазовский остается в Феодосии.

Ни одна из дочерей художника живописью не занималась, но живописцами стали некоторые его внуки. Внука Михаила Латри, сына своей дочери Елены, он забрал к себе в Феодосию.

По настоянию деда Михаил поступил в Академию художеств в пейзажный класс к Архипу Куинджи. Кроме того, Михаил всерьез занимался художественной керамикой.

В 1920 году Михаил Латри эмигрировал в Грецию, а через четыре года обосновался в Париже.

Второго сына Елены – Александра Латри – Иван Айвазовский усыновил и дал свою фамилию. Для этого он написал прошение императору. Разрешение, правда, было получено только через месяц после смерти Ивана Айвазовского.

Сын второй дочери Марии – Алексей Ганзен – тоже был связан с искусством. Он получил юридическое образование в Одессе, а потом отправился в Мюнхен учиться у Ежи Брехта.

Окончил Берлинскую и Дрезденскую академии изящных искусств. Его картины имели успех и хорошо покупались. В 1909 году внук Ивана Айвазовского получил должность художника Морского министерства России.

В 1920 году он уехал в Хорватию.

Еще один внук Айвазовского Николай Арцеулов – сын дочери Жанны– строил первые русские дредноуты. Его брат Константин – самый любимый внук известного живописца – работал на авиационном заводе, но с 1914 года начал карьеру иллюстратора. Его иллюстрациями украшены журналы «Техника – молодежи», «Крылья Родины» и «Юный техник».

Дети дочери Александры не были связаны с искусством. Но именно ее сын Николай в 1907 – 1909 гг. возглавлял Феодосийскую картинную галерею.

Во второй брак Иван Айвазовский вступил в возрасте 65 лет. Его избранницей стала красавица-армянка, 25-летняя вдова Анна Никитична Саркизова. Вместе счастливые муж и жена прожили 18 лет – до самой кончины Айвазовского.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-960209–ivan-konstantinovich-ayvazovskiy-biografiya-karera-i-lichnaya-zhizn

Иван Айвазовский: биография и творчество легендарного живописца

Среди знаменитых художников-маринистов всех времен и народов сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря.

Этот величайший живописец ХIХ века оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к Крыму и страсть к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах.

Во многом, секрет таит биография Айвазовского, он родился и вырос в среде, нераздельно связанной с морем.

Юность в биографии Айвазовского

Описывая биографию Ивана Константиновича Айвазовского, нужно сначала отметить, что родился он в Феодосии, 17 июля 1817 г. в купеческой семье армянского происхождения.

Отец – Геворк (в русском варианте Константин) Айвазян; И. К.Айвазовский. Портрет отца Мать – Рипсиме Айвазян. И. К. Айвазовский. Портрет матери Айвазовский изобразил себя мальчиком, рисующим родной город. 1825 год.

При рождении мальчика назвали Ованес (это армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизмененная фамилия будущему знаменитому художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем – в Феодосию, записал её на польский манер «Гайвазовский».

Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы.

С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями. Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности.

Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.

Читайте также:  Ростислав плятт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Начало биографии Айвазовского как легендарного художника

С 1830 г. Айвазовский учится в симферопольской гимназии, а в конце августа 1833 г. отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, и до 1839 г. успешно обучается направлению пейзажа в классе Максима Воробьёва.

Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы, и одна – «Этюд воздуха над морем» — была отмечена серебряной медалью.

Дальше живописец все больше посвящает себя новым работам, и уже в 1837 г. знаменитое полотно «Штиль» принесло Айвазовскому Большую золотую медаль. В ближайшие годы его биографии картины красуются в Академии художеств.

Айвазовский: биография в рассвете творчества

С 1840 г. молодого художника командируют в Италию, это один из особых периодов в биографии и творчестве Айвазовского: он несколько лет совершенствует мастерство, изучает мировое искусство, активно выставляет свои работы на местных и европейских выставках.

После получения золотой медали от Парижского Совета Академий возвращается на Родину, где, получил звание «академик» и направление в Главный морской штаб с заданием написать несколько картин с разными балтийскими видами.

Участие в батальных операциях помогло уже ставшему известным художником, написать один из самых знаменитых шедевров – «Чесменский бой» в 1848 г.

Спустя два года появилось полотно «Девятый вал» – самое яркое событие, которое невозможно пропустить, даже описывая самую краткую биографию Айвазовского.

Пятидесятые и семидесятые годы ХIХ века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца, достаточно обширно этот период биографии Айвазовского описывает Википедия. Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прослыть как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города.

При первой же возможности он возвращается в Феодосию, где построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна.

1 октября 1888-го заработал фонтан Айвазовского

Айвазовский Феодосия

Иван Константинович на заре своей творческой жизни пренебрег возможностью быть приближенным ко двору царя.

На парижской всемирной выставке его работы были отмечены золотой медалью, в Голландии − присвоили звание академика.

Это не осталось незамеченным в России − двадцатилетнего Айвазовского назначили художником Главного морского штаба, и он получил правительственный заказ − написать панорамы прибалтийских крепостей.

Лестный заказ Айвазовский выполнил, но после этого попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию. Все чиновники и столичный живописцы решили, что он чудак. Но Иван Константинович не собирался менять свою свободу на мундир и карусель петербургских балов. Ему нужны море, солнечный пляж, улицы, ему нужен был морской воздух для творчества.

Одной из достопримечательностей города является фонтан Айвазовского в Феодосии в Кировском районе, к которому проведен водопровод. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту, а после подарен жителям.

Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.

Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом.

Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А еще стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов.

В жизни Ивана Константиновича было много противоречий, которые не усложняли его жизнь, а делали ее оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, а стал русским художником. Он общался с Берилловым и его братией, но сам никогда не ездил на их вечеринки и не понимал богемный образ жизни. Любил дарить свои работы, а в обыденной жизни слыл прагматичным человеком.

Музей древностей, построенный Иваном Константиновичем Айвазовским

Музей Айвазовского в Феодосии

Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г.

Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему. Эта комната предназначена для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж. 1880 считается годом официального основания музея.

Феодосия галерея Айвазовского адрес: ул. Голерейная, д. 2.

Во времена художника место было знаменито далеко за границей и являлось уникальным культурным центром в городе. После смерти живописца, галерея продолжала работать. По воле художника, она стала собственностью города, но местные власти мало заботились о ней. 1921 год можно по праву считать вторым рождением галереи.

В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу.

Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада.

Такие особенности здания необычны для Крыма.

Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей

При проектировании дома, художник продумана цель каждой комнаты. Именно поэтому комнаты приема не примыкают к жилой секции дома, в то время как комната художника и студия были соединены с выставочным залом. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма.

Центром Феодосии в картинной галереи являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер.

Скончался легендарный живописец 19 апреля (по старому стилю) 1900 г. Был похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

Источник: http://Ayvazovskiy.su/biography/

Айвазовский: биография, фото, личная жизнь

Многих поклонников таланта Айвазовского интересует личная жизнь, но о ней практически ничего неизвестно. Иван Айвазовский прошел насыщенный жизненный путь. Он был известен во многих государствах, там же отмечен большим количеством наград. Он признан не только как мастер кисти, но и как меценат и коллекционер, оставивший после себя богатое культурное наследие.

Истинное происхождение Айвазовского

Всем известно, что художник родился 17 июля 1817 года в Феодосии.

Произошло это в семействе довольно богатого купца, переселившегося в Крым армянина Геворка Айвазяна, крещенного как Константина и его супруги Рипсиме – местной армянки.

Кроме самого Ивана, в семье было еще три дочери и сын Саргис, который выбрал монастырский путь и стал знаменитым Габриэлом – архиепископом армянской церкви и по совместительству талантливым историком.

Художник Иван Айвазовский в молодости

Имеется множество задокументированных сведений, говорящих о том, что приличный участок земли под Львовом принадлежал Гайвазовским – польская форма армянской фамилии, которую отец знаменитого художника применял на протяжении всей жизни, в том числе и уже во времена проживания в Феодосии.

После ссоры со своими братьями, Геворк Айвазян переезжает сначала в Дунайские Княжества и только потом в саму Феодосию, где у него и появляется сын. Существуют также легенды, что у художника имеются турецкие корни, однако они не подтверждены ни одним источником.

Юные годы

Талант художника и музыканта был обнаружен в Иване Айвазовском с детства. Совсем еще в юном возрасте мальчик научился играть на скрипке, однако местный архитектор Я. Х.

Кох обратил внимание именно на способности ребенка к рисованию.

Он же рекомендовал его местному градоначальнику, по протекции которого Иван Константинович и попал в Императорскую Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге, причем за казённый счет.

Иван Айвазовский: фото

В Академии у Айвазовского было три знаменитых учителя:

Первым его обучал Максим Воробьев – он вел класс пейзажной живописи, куда в начале и определили Ивана Константиновича. За несколько талантливо написанных под предводительством учителя картин художник получает на выставке серебряную медаль и его передают в руки следующему учителю.

Филипп Таннер – популярный в ту эпоху французский маринист, запретил Ивану Константиновичу писать картины самостоятельно, однако тот не послушался и представил на местной выставке ряд своих работ.

Известный художник маринист Айвазовский

Последним учителем был баталист А. И. Зауервейду. Здесь Айвазовский должен был научиться морской военной живописи, что у него с успехом и вышло, так как картина «Штиль» получила на выставке золотую медаль. Во многом узнать о биографии и личной жизни Айвазовского можно из видео и документальных фильмов. Его творчеству посвящено немалое количество картин.

Айвазовский автопортрет в мундире

Успех в обучении убедил коллегию Академии в таланте художника, и ими было принято беспрецедентное решение – выпустить Айвазовского до официального окончания школы, сократив срок обучения на два года. Более того, отправить его на этот срок в командировку в Крым, а после на целых 6 лет за границу.

Дальнейшая судьба

Образование в жизни этой личности сыграло огромное значение. Сам художник, не раз писал о своем стремление научиться чему-то новому, готов был учиться.  Более того, сам император поручил ему рисовать подвиги русского флота, что считалось покровительством первой особы государства.

Картина художника «Черное море»

Помимо всех своих увлечений, молодой художник очень сильно любил путешествовать. Его картины во многом отражают чувства, которые он ощущал во время поездок. Художник побывал в Венеции, Флоренции, Сорренто и других европейских регионах. Везде его труды были достаточно популярны и хорошо продавались.

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»

Иван Константинович становится профессором выпустившей его Академии, а также почетным членом многих европейских учреждений. Он много путешествовал по миру и посетил все части света, кроме Австралии. Отовсюду он привозил новые идеи для творчества, что не мешало ему успевать заниматься художественной деятельностью.

Картина «Лунная ночь на Капри»

Закончил свою карьеру Айвазовский как профессионал своего дела и советник при дворе императора, что соответствовало в те времена высокому званию адмирала. Иван Константинович получил потомственное дворянство и множество признаний своего таланта.

Личная жизнь

Как и у любого художника, личная жизнь Айвазовского складывалась не по конам целомудренности. С первой своей женой познакомился в Италии, ей стала представительница танцевальной профессии Мария Тальоне. Данные отношения долгое время не просуществовали. Вскоре он женился на Юлии Гревс.

Иван Айвазовский с женой и дочерьми

Это была необычайная история любви, которая полна различными событиями. У него появилось четыре дочки. Развод произошел по причине того, что жена хотела яркой жизни в столице, а муж любил Крым и хотел остаться там. В общем, наступил крах семьи.

Анна Саркизова стала его женой, когда художнику было 65 лет, она была младше его на 40 лет. Несмотря на разницу в возрасте прожила с Айвазовским до конца его дней.

Айвазовский со своими внуками

Умер художник 19 апреля 1900 года. На этот момент ему было 82 года. Похоронен знаменитый художник во дворе армянской церкви, сохранившейся со времен Средневековья – Сурб Саркис.

Вторая жена художника Анна Саркизова

Документальный фильм, посвященный биографии и личной жизни Айвазовского открыл перед поклонниками большое количество фактов. Его творчество сегодня очень популярно и картины стоят целые состояния. Сам мастер прожил долгую жизнь и сделал для страны и искусства немало хороших дел.

Источник: https://diwis.ru/ajvazovskij-biografiya/

История одной любви: женитьба Айвазовского и Анны Бурназян

В этом году отмечается 200-летие великого мариниста Ивана Айвазовского. Sputnik Армения рассказывает историю второй женитьбы Айвазовского.

Читайте также:  Олег табаков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рубен Шухян, Sputnik

Юлия и дочки

Личная жизнь мариниста Ивана Айвазовского, получившего признание современников, не была гладкой. Его первой женой была Юлия Гревс – англичанка, дочь штабс-врача, находящегося на русской службе.

Айвазовский встретил ее зимой 1848 года в столице Санкт-Петербурге, когда Юлия работала простой гувернанткой в одной дворянской семье.

Вскоре они поженились и поселились в родном городе Айвазовского –приморской Феодосии.

Море было стихией Айвазовского, вся его творческая деятельность была связана с морскими пейзажами, и он не мог представить свою жизнь вдали от него.

У Айвазовского и Юлии родились четыре дочки: Елена, Мария, Александра и Жанна. Они казались крепкой, счастливой парой, окруженной детьми, но это совершенно не соответствовало действительности.

После бурной жизни в столице Юлия так и не смогла привыкнуть к монотонной жизни в провинциальной Феодосии.

Наконец, после 12 лет супружеской жизни, Юлия Гревс разводится с Айвазовским под предлогом необходимости дать дочерям высококлассное образование, чего нельзя было сделать в Феодосии, и с детьми переезжает в Одессу.

Айвазовский и Анна Бурназян

Настоящее семейное счастье Ивану Айвазовскому подарил только второй брак. Его второй женой стала армянка Анна Бурназян-Саркисова, дочь представителя среднего класса армянской общины Феодосии Мкртыча Бурназяна.

Художник встретил Анну во время похорон ее мужа — богатого купца из Феодосии Саркисова. Яркая восточная красота молодой вдовы сразу пленила художника – это была любовь с первого взгляда. Через некоторое время Айвазовский делает Анне предложение руки и сердца, и в 1882 году они женятся.

Церемония венчания в национальных традициях прошла в армянской церкви Сурб Саркис в Феодосии.

На тот момент маринисту было 65 лет, а Анне — 25. Огромная разница в возрасте не стала препятствием для 18 лет счастливой и дружной супружеской жизни. Айвазовский обожал свою молодую жену и заботился о ней. Это прекрасное чувство стало источником вдохновения.

Он написал картину “Портрет Анны Бурназян-Саркисовой”, хранящаяся в галерее в Феодосии. Художник изобразил свою жену еще на одной красочной картине — “Сбор фруктов в Крыму”.

В одном из писем Айвазовский пишет своей жене: “Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая”.

Анна Никитична Бурназян-Саркисова, вторая жена И. К. Айвазовского

Последние годы

Айвазовский и Анна были неразлучны и во время путешествий, связанных с организацией выставок в России, Европе и Америке. Анна была не только хранительницей очага, но и первой помощницей и советчицей. В отцовской семье Анна получила армянское воспитание, поэтому беседы об истории и культуре Армении были частыми на досуге.

Маринист говорил: “Анна роднит меня с народом”. Их дом в Феодосии становится своеобразным центром армянских деятелей искусства: здесь принимают писателей, художников, актеров, музыкантов, которые во многих случаях получали существенную финансовую поддержку от Айвазовского. Не случайно, что в именно последние годы жизни Айвазовский создавал картины на армянскую тематику.

Айвазовский очень тяжело переживал погром армян в Османской империи в 1895-96 годах. Он создал целый ряд работ на тему ужасных погромов, тем самым выразив свой гнев по отношению к турецким погромщикам. Известна история о том, как Айвазовский отказался от высоких орденов от турецкого султана, бросив их в море.

“Оставил по себе бессмертную память”

Великий маринист умер в 1900 году и, согласно своему завещанию, был похоронен во дворе армянской церкви Сурб Саркис в Феодосии, где его крестили и обвенчали.

Спустя три года, усилиями вдовы, на могиле живописца была установлена мраморная надгробная плита, на которой высечены слова историка Мовсеса Хоренаци: “Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память”.

После смерти мужа Анна жила изолированно, фактически прекратив общение с внешним миром. Первая Мировая, Октябрьская революция, гражданская война, оккупация Крыма немцами – все это она пережила, не выходя из дома в Феодосии.

Анна Бурназян умерла в июле 1944 года в возрасте 88 лет. Она похоронена в церкви Сурб Саркис в Феодосии, рядом с могилой мужа, великого мариниста Ивана Айвазовского.

Источник: https://ru.armeniasputnik.am/culture/20170911/8593644/istoriya-odnoj-lyubvi-zhenitba-ajvazovskogo-i-anny-burnazyan.html

Иван Айвазовский: биография и творчество, картины, интересные факты

Биография и творчество, вдохновители и учителя, морские и не морские пейзажи, библейские сюжеты и батальные сцены, страсть к путешествиям и любовь к Крыму. Известный маринист и его наследие в специальном проекте портала «Культура.РФ».

СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА
ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО

Биография и творчество, вдохновители и учителя, морские и не морские пейзажи, библейские сюжеты и батальные сцены, страсть к путешествиям и любовь к Крыму. Известный маринист и его наследие в специальном проекте портала «Культура.РФ».

Иван Айвазовский родился в Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).

БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В КАРТИНАХ АЙВАЗОВСКОГО

Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым: он даже самостоятельно научился играть на скрипке.

Очевидными были и его художественные способности. Первым заметил талант мальчика феодосийский архитектор Яков Кох.

Он был первым учителем Айвазовского: давал ему уроки, дарил краски и бумагу. Кох также обратил на Айвазовского внимание градоначальника Александра Казначеева, который позже, когда юному художнику исполнилось 13, помог Айвазовскому попасть в Симферопольскую гимназию.

Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Его следующим покровителем стала Наталья Нарышкина — дочь Федора Ростопчина и жена таврического губернатора.

С помощью известного портретиста Сальватора Тончи она смогла устроить Ованеса в Императорскую академию художеств — причем на казенный счет и несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика.

В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая I прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы.

Однако Айвазовский все же находил время писать собственные картины, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер. Одна из картин была удостоена серебряной медали.

НЕУЗНАВАЕМЫЙ АЙВАЗОВСКИЙ: 12 КАРТИН НЕ ПРО МОРЕВ рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику — императору Николаю.

Айвазовский формально действительно был не прав — полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Таннера разрешения.

Император, не вникая в детали, распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой.

Тщетно за него хлопотали Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин. Однако они сумели привлечь на его сторону художника Александра Зауервейда, который преподавал детям императора. Этот покровитель оказался могущественней — в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского.

Тот похвалил юношу, велел выплатить за работу деньги и, более того, отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом — правда, с разными целями. Вдобавок Айвазовского определили к новому учителю — тому же Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.

Учась в Академии, художник познакомился с Александром Пушкиным, которого он знал недолго (вскоре поэта не стало), но которым безмерно восторгался.

ПУШКИНИСТИКА АЙВАЗОВСКОГО

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе.

К слову, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может.

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский отметился в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия.

ГЛАВНЫЕ МОРСКИЕ ПОБЕДЫ РОССИИ В РАБОТАХ АЙВАЗОВСКОГО

Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки. В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство.

Первое время ему было тяжело финансово: часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя. Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех.

Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию.

Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.

12 МОРЕЙ ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО. ГЕОГРАФИЯ ПО КАРТИНАМ

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства. В дальнейшие годы карьера Айвазовского складывалась счастливо.

В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении.

К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала. Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо.

ДОМ, В КОТОРОМ ЖИЛ ХУДОЖНИК

Особняк всегда был полон гостей — многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского.

В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грейвз, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена обладала сложным характером, предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви супруга к крымскому дому и к путешествиям.

В конце концов она бросила его и стала жить отдельно, при этом вводя мужа в большие долги. В 1877 году он продал прошение в Эчмиадзинский Синод о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Берназиан (Саркизовой).

С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.

Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом.

И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!» Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.

Свое 80-летие он отпраздновал написанием картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия» — разумеется, основанной на реальном событии, так велика была его слава на Черноморском побережье. Увы, столь любимых парусников там уже практически не было — настало время пароходов.

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.

Читайте также:  Алена яковлева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

С церковью Сурб-Саркис связаны важные события жизни художника-мариниста Ивана Айвазовского. Здесь его крестили. Здесь он венчался со своей женой Анной Саркисовой-Берназиан. В 1900 году в храме состоялось отпевание художника

Главное изображение: Иван Айвазовский. Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: https://www.culture.ru/s/ivan_ayvazovskiy/

Женщины Айвазовского: альтернативный взгляд

Публика знает о трех возлюбленных Айвазовского: две из них были его женами, история еще одной — то ли быль, то ли легенда. Точно можно сказать, что ловеласом Айвазовский не был, чем немало огорчал очарованных его внешностью, обаянием, и, что уж скрывать, успехом и достатком барышень.

Красивая история о Марии Тальони, несчастливый брак с Юлией Гревс, счастливая поздняя любовь к Анне Саркизовой. Мы не беремся утверждать, что и как происходило «на самом деле», но хотим рассмотреть некоторые, незаметные на первый взгляд нюансы этих отношений.Кто она? Итальянка Мария Тальони — балерина, первой ставшая на пуанты.

Говорят, она была удивительно некрасива собой. Говорят, она была неотразима… Петербург сходил по ней с ума. Да что Петербург, она блистала во всей Европе, ее боготворили. Мария Тальони старше Айвазовского на 13 лет.

Что между ними было? Некоторые биографы приписывают им красивейший роман, изобилующий мелодраматическими подробностями.

Карета Марии Тальони будто бы сбила в Петербурге молодого студента, взволнованная Мария помогла ему подняться, так они и познакомились. После этого Айвазовский бывал на ее выступлениях (по некоторым версиям, пригласительные прима отправляла ему сама). Снова встретились они в Венеции.

Стремительное сближение, страсть, предложение руки — и отказ Марии, надолго разбивший сердце художнику.

На картине «Вид Венеции со стороны Лидо» мы видим мужчину и женщину в гондоле. Они сидят рядом, женщина опустила руку в воду. Айвазовский изобразил себя и Марию Тальони.

  • Альфред Эдвард Шалон. Балерина Мария Тальони в спектакле “Фея цветов”
  • Мария Тальони на картине неизвестного художника, 1830-е. Из коллекции Театрального музея им. А. А.

    Бахрушина

Мифы и правда. На данный момент не обнаружено никаких писем, дневниковых записей, свидетельств современников, которые подтверждали бы версию о романе Айвазовского и Тальони. Единственный «документ» — картина «Вид Венеции со стороны Лидо».

Относительно завязавшегося в Петербурге знакомства: Мария Тальони была чрезвычайно популярна, среди ее поклонников числился сам российский император. Айвазовский же в то время, когда они якобы познакомились, — нищий студент. Не очень понятно, как он проник в круг великосветского общения примы.

Тальони отнюдь не была бессребреницей, всегда требовала оплату вперед, а однажды, не получив ее, не вышла на сцену. Впрочем, карета знаменитой балерины вполне могла сбить безвестного в ту пору юного художника. И чем это не повод для знакомства? Не будем забывать о счастливой звезде и удивительном везении Ованеса Гайвазовского, как его в то время звали.

Хотя, к примеру, биограф Айвазовского Юлия Андреева считает более вероятной версию, что познакомились они в Италии, когда имя художника уже стало знаменитым. А вот романтическая история о том, что «Айвазовский убедил Академию отправить его в Венецию», потому что там же любимая, точно не выдерживает критики.

Поездка за границу была добыта отнюдь не нытьем и даже не катаньем, а явилась закономерным результатом получения художником Золотой медали за написанную для Академической выставки картину «Штиль» и другие марины.

«В Венеции они жили вместе» звучит прекрасно, особенно когда мы представляем, как утром она репетировала, он писал, вечером же предавались любовным утехам, и всё это на фоне великолепной Венеции. Примерно такую идиллическую картину нам рисуют в биографиях, излагающих эту концепцию.

Между тем, известно, что в Венеции Айвазовский снимал квартиру вместе с Василием Штернбергом. Впрочем, это не повод утверждать, что художник всегда ночевал именно в ней.

А вот в красивейшей истории о том, что после отказа Марии выйти за него замуж Айвазовский оставил ей дарственную на «роскошный палаццо» — это не наша выдумка, такая версия очень популярна в сетевых лавстори об Айвазовском — мы вынуждены всерьез усомниться.

Айвазовский в Италии действительно делал стремительные успехи и жил уже не на один только пенсион Академии, однако на «палаццо в Италии» он к тому времени еще явно не заработал.

Одна из легенд, связанных с историей их любви, рассказывает, что на прощание Мария подарила Айвазовскому розовую балетку, сказав, что именно эта балетка (то есть ее страсть к танцу, которая оказалась сильнее любви к мужчине) их разлучила. А еще говорят, что каждый год до самой смерти Айвазовского в Вербное воскресенье ему приносили букет ландышей — такова была воля Марии Тальони.

Мария Тальони закончила выступать в 1847 году, а прожила до 1889 года. После завершения балетной карьеры она обосновалась на вилле в Италии.

Считается, что за отправкой ландышей Айвазовскому после смерти балерины следила ее дочь, жена графа Александра Васильевича Трубецкого. Роман с этим же Трубецким был ранее и у самой Тальони, она даже родила от графа сына.

Отцом же ее дочери был граф де Вузан, за которого Тальони вышла замуж еще 1832-м.

Кто она? Гувернантка, ставшая первой женой Айвазовского. Родословная Юлии Гревс, между тем, таит в себе сюрпризы. Она была дочерью петербургского врача, британца Якова Гревса, причем есть версия, что не просто врача, а личного доктора Александра I, загадочным образом исчезнувшего после смерти императора.

Если бы не исчезновение отца, Юлия могла бы быть зачислена фрейлиной императрицы. Помимо молодости и красоты девушка была прекрасно образованна и воспитана. Собственно, иначе у нее не было бы шансов стать гувернанткой в великосветском семействе.

Что между ними было? Айвазовский к моменту знакомства с Юлией — чрезвычайно желанный гость во всех домах Петербурга, где имелись дочки на выданье. Он оставался холоден к чарам светских барышень, а от высказываемых ими банальностей «про искусство», вероятно, внутренне содрогался.

Среди всех этих расфуфыренных, стремящихся завлечь его дамочек взгляд молодого художника выхватил изящную гувернантку детей в одном из домов, где он гостил. На фоне манерных ужимок спокойная, с достоинством державшаяся Юлия поразила воображение.

Увидел, полюбил, сделал предложение и услышал заветное «да».

Лев Вагнер и Надежда Григорович в «Повести о художнике Айвазовском» утверждают, что сразу после знакомства он всю ночь напролет рисовал прекрасную гувернантку. Утром подписал картину «Юлия, жена моя».

Возможно, так и было, но до нас это изображение не дошло. Но Юлию мы можем видеть на крошечном карандашном автопортрете самого Айвазовского.

А как замечательно рассказывает о женитьбе художника, так удивившей высший свет Петербурга, писательница Юлия Андреева в своей книге «Айвазовский»: «Те, кто не поняли, что Айвазовский все время рисует только себя, не поняли о нем ровным счетом ничего.

Вот и теперь, он мог годами жить бобылем, наблюдая, как опытные охотницы ставят на него сети.

Он ждал, приучая тело двигаться на мягких кошачьих лапах, глаза не излучать бушующий в них пламень, чтобы однажды, заметив ту, которая ему действительно необходима, даже не как вода, еще острее — как воздух, броситься в любовь, как, должно быть, не раз кидался в объятия моря».

Итак, Юлия Гревс стала женой Айвазовского и родила ему четырех дочерей. А потом покинула Айвазовского, забрав с собой детей. С 1860-х годов Юлия на время размолвок собирала девочек и уезжала в Одессу или Петербург: ей нравилась светская жизнь. В 1866 году она окончательно отказалась возвращаться в Феодосию и осталась вместе с детьми в Одессе.

  • Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Елена, Александра, Мария, на коленях – Жанна.
  • Юлия Айвазовская (Гревс). Фото из книги воспоминаний Гаяне Микеладзе, правнучки Ивана Айвазовского.

Мифы и правда. Бывает, что исследователи творчества ох и не любят иных возлюбленных художника (впрочем, это касается, не только художников: к примеру, Наталье Гончаровой немало достается от биографов Пушкина). Бэллу считают ясной звездой и музой Марка Шагала, а в сторону второй его жены Вавы звучат весьма нелестные эпитеты. Об Айвазовском, напротив, говорят, что счастье он обрел во втором браке, а вот первая супруга быстро проявила меркантильность натуры.

Популярная версия, что Юлия, заполучив богатого мужа, желала блистать в свете, в которой ей более не приходилось служить, имеет право на жизнь, конечно. Однако есть некоторые нюансы.

«Светская Юлия» всерьез помогала мужу в его археологических изысканиях: сама занималась просеиванием земли из гробниц, вела учет находкам, отправляла их в Петербург.

Она хотела разделить с ним его жизнь и судьбу, еще не понимая, что главное место в его сердце отдано не женщине, а морю и мольберту.

Часто Юлию Гревс упрекают в том, что, дескать, заскучала вертихвостка в глуши, художник хотел работать, а она блистать на приемах… Ему идеально работалось в родной Феодосии, она же требовала вывозить ее в Петербург или хотя бы Одессу. Об этом нам сообщает большинство биографий Айвазовского.

Но сама ли Юлия хотела блистать? Напомним, что она родила Айвазовскому четырех девочек. Юлия знала толк в воспитании юных барышень и своих воспитала как истинных леди. Дочери Юлии и Ивана Айвазовских изучали языки, играли на фортепиано, танцевали, занимались музыкой и литературой. Феодосия же в те годы была бедным захудалым приморским городком.

Девушки подрастут, и где они будут искать партию? Среди рабочих? Рыбаков?

Возможно, она хотела не сама «блистать», а предоставить такую возможность детям? Юлия удачно вышла замуж, а ведь у нее даже приданого не было. Но она это сделала в Петербурге. А есть ли шанс в Феодосии отыскать сразу четырех достойных мужей? Вряд ли в этом городке таится еще хотя бы один Айвазовский, не то что четверо.

Впрочем, слава художника гремела так, что знатные гости стали приезжать к ним сами. Но Айвазовский в любой момент мог «велеть заложить лошадей» — то есть попросить гостей на выход (подробности здесь, в пятой истории). Весьма своеобразное гостеприимство, чтоб рассчитывать на бурную светскую жизнь дома и на нескончаемый поток женихов.

Словом, почему бы не увидеть в первой жене Айвазовского не просто алчную пустышку, стремящуюся к светским развлечениям, а мать, желающую удачно выдать замуж своих дочерей? К тому же, Юлия в Феодосии начала болеть, и доктора ей советовали сменить климат на более мягкий. Одесса подходила, да и столь нужное Айвазовскому море в Одессе тоже есть.

Но художник не желал слышать ни о каком другом доме, кроме как в родном своем городе.

Также стоит обратить внимание на потрясающую работоспособность Айвазовского, что очень хорошо для потомков: в нашем распоряжении около 6 тысяч картин, на большинстве из которых его великолепное море. Жена же, по всей вероятности, хотела бы тоже получать часть внимания мужа.

Маленькая говорящая деталь: они поженились 15 августа 1848 года в Феодосии, а уже 27 сентября Айвазовский представлял в Москве свою выставку. В медовый месяц, нетрудно предположить, вниманием Айвазовского владела не только новоиспеченная жена, но и шедевры, которые предстояло представить публике.

Может быть, слова «в две недели всё было кончено», которыми Айвазовский описал свою стремительную женитьбу, — не только о временном промежутке между знакомством и свадьбой?

Художник неоднократно после расставания с Юлией пытался возобновить отношения, но она не соглашалась. Однако после женитьбы Айвазовского на Анне Саркизовой Юлия засыпала все инстанции жалобами на него. Она требовала признать Айвазовского многоженцем и считала, что их брак до сих пор действителен. Возможно, так и не смогла отпустить и забыть мужа?

Отметим безупречное поведение Айвазовского по отношению к бывшей жене и детям в финансовом отношении: им не приходилось нуждаться, он даже сам подыскивал арендаторов для подаренного Юлии поместья.

Кто она? Анна Саркизова — вдова феодосийского купца, вторая жена Айвазовского, была моложе художника почти на 40 лет. Они поженились в 1882-м. Ему было уже 65, ей — 25.

Что между ними было? Айвазовский увидел Анну, когда она шла в похоронной процессии за гробом мужа.

Казалось бы, момент не самый подходящий, но художник влюбился без памяти. Выждав положенный приличиями срок, он сделал предложение, которое Анна приняла. Она его очень любила и не требовала внимания больше, чем он мог дать.

Айвазовский же Анну ревновал, обожал и с удовольствием писал.

Помимо известного портрета (см. выше), Анну Саркизову мы также видим на картине «Сбор фруктов в Крыму», написанной в 1882-м, в год, когда Айвазовский женился на Анне.Мифы и правда. Представления о счастливом втором браке Айвазовского вполне справедливы, и мы даже не подумаем их развенчивать.

Разве что отметим, что Анна, как и Юлия, сталкивалась с недостатком внимания со стороны мужа и с тем, что никогда не займет подле него место, равное отданному живописи.

К примеру, Анне очень тяжело далась их поездка в Америку в 1892 году. Чужой язык, чужие люди, она одна слоняется, не зная, куда себя деть, Айвазовский целыми днями у мольберта.

«Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят — не замечал, но теперь рад вернуться в Россию», — признается он по возвращении.

После смерти Айвазовского Анна сожгла розовую туфельку Марии Тальони (если туфелька все же была) и обрекла себя на добровольное затворничество. 25 лет она не покидала стены дома, в котором узнала любовь и счастье.

Она пропустила Первую мировую, революцию, Гражданскую войну, не обращала особого внимания на резко изменившиеся условия жизни и терпела бедствия экспроприации. Не уехала в эвакуацию во время Второй мировой войны, во время оккупации меняла последние чудом уцелевшие драгоценности на хлеб и крупу.

Когда немцы оставили Феодосию, вдову Айвазовского, постаревшую, всеми забытую, отыскал художник Николай Самокиш и забрал в свой дом в Симферополе. Анна похоронена рядом с мужем, в сквере армянской церкви, где их когда-то повенчали.

Источник: https://artchive.ru/publications/1843~Zhenschiny_Ajvazovskogo_alternativnyj_vzgljad

Ссылка на основную публикацию