Иван бортник — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Бортник

Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших — Сатин в спектакле «На дне». В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.

Детство

Детство Ивана Бортника было как и у большинства послевоенных мольчишек. Главным воспитателем являлся двор. «Во дворе народец тот еще, — вспоминает Иван Сергеевич.

— Как сейчас помню: Володя Мужик — в длинном пальто черном, в прохорях, всегда с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий — все отсидели.

Ну и я потихонечку в их компанию вливался».

Однажды и его взяли «на дело». Парни грабили ларек, а он стоял «на атасе». Как признается Иван Сергеевич, натерпелся он в тот раз страху! С тех пор больше в их делах он участия не принимал.

Выбор профессии

В школе точные науки давались Ивану тяжело, приличные оценки он получал лишь по литературе. Мальчик любил стихи, да и сам кое-что пописывал. Родители, мама — доктор филологических наук иотец — заместитель главного редактора Гослитиздата, думали, что возможно литература и станет поприщем сына.

Увлечение театром и кино пришло позже. Иван посещал Московский городской дом пионеров на Кировской, затем самодеятельную киностудию при Парке Горького. Когда он принял решение стать актером, это стало для родителей полной неожиданностью.

В 1957 году Иван Бортник поступил в ГИТИС. Но потом он решил отдать предпочтение Московскому театральному училище имени Б.В.Щукина, куда и поступил на курс В. Этуша.

Дебют в кино

В 1961 году Иван Бортник окончил училище и устроился в Театр Гоголя. А в следующем году состоялся его дебют в кино.

Свою первую роль — художника Василия — Иван Бортник сыграл в драме Всеволода Воронина «Исповедь». Этот фильм был создан на волне борьбы с религией. Герой Бортника Василий поступает в духовную семинарию, но разочаровавшись в служителях культа, оставляет Церковь.

Иван Бортник признается, что он очень не понравился сам себе в этой роли: «Что-то такое: хожу, страдаю — такая голубая роль». Не удивительно, что после этого у молодого актера просто пропало желание сниматься в кино.

Но без дела Иван Бортник не оставался. В тот период он был сильно загружен в театре. Молодых актеров в театре было мало, так что Бортник переиграл практически все молодежные роли. Иной раз приходилось давать по три спектакля в день.

Знакомство с Владимиром Высоцким

В 1967 году Иван Бортник стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. Там он и познакомился с Владимиром Высоцким, для которого стал одним из самых близких друзей наравне с Всеволодом Абдуловым и Валерием Золотухиным.

«До прихода в Театр на Таганке я вообще не знал, кто такой Высоцкий, — вспоминает Бортник. — Песен его не слушал — у меня тогда и магнитофона-то не было. Так, в каких-то компаниях звучало что-то блатное, хриплое.

Подумал тогда: черт, какой-то талантливый, сидевший человек. И все вокруг: «Высоцкий, Высоцкий». Да кто такой, думаю, Высоцкий? А в 67-м пришел в театр, ну и познакомились. На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно — послевоенное, любовь к поэзии.

А потом, видимо, характер у нас схожий».

Инна — Гулая — первая любовь

Первая любовь Ивана Бортника — актриса Инна Гулая — так и не стала его женой.

Иван Бортник: «Инна… Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы никогда не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило — до мордобитий. А потом у нее Гена Шпаликов появился. Иногда, выпив, я звонил туда.

Подходил Гена — и давай на меня: «Пошел ты!..» А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок — Инка. Встретились, стали поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: «Ваня, мне скучно, приезжай».

Какие-то завихрения у нее в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочь ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать ее. Я ей говорил: «Инна, ты что, идиотка?!» — «Да что идиотка, — отвечала она, — она мне все время в ванной бритву подкладывает». …Это все невостребованность.

Инна же тогда совсем не снималась. Все ждала: вот-вот позвонят…»

В итоге Инна Гулая покончила жизнь самоубийством — она отравилась, наглотавшись таблеток.

Жена

Жена Ивана Бортника Татьяна — не из актерского мира. Она окончила театрально-художественное училище, сейчас там и преподает.

Как признается сам актер: «Нелегко ей, конечно, пришлось. У меня характер достаточно тяжелый. Как говорит Юрий Петрович Любимов: «У вас очень скверный характер, Иван».

Кино. 70-е годы

Вновь в кино Иван Бортник вернулся лишь спустя восемь лет. В 1970 году он снялся в драме Павла Любимова «Впереди день». А в 1974 году он сыграл главную роль в фильме-сказке «Иван да Марья» — мудрого солдата Ивана, одержавшего победу над вздорным царем-самодуром Евстигнеем XIII.

С этого времени режиссеры все чаще приглашать Бортника, хотя и доставались ему в основном роли второго плана. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма» и «Объяснение в любви», киноповести Николая Кошелева «Старшина» и других.

Промокашка

Поистине всенародную известность актеру принесла роль вора по кличке Промокашка в телесериале «Место встречи изменить нельзя».

Известно, что Владимир Высоцкий очень хотел, что бы Бортник сыграл в фильме Шарапова

, но это было в то время невозможно. Станиславу Говорухину было просто приказано взять на эту роль Владимира Конкина, который только что сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола.

Тогда Станислав Говорухин и предложил Бортнику роль Промокашки. Роль была практически без слов, и Бортник практически создал ее заново. Весь текст, который есть у Промокашки, был придуман им самим. Он вспоминает:

«В сценарии как было написано: «Появляется молчаливый парень в шестиклинке…» Кепка такая. Ну и что? Стыдно же — просто появляться и ничего не говорить. Говорухин мне сказал: «Ну придумай что-нибудь». Вот я и стал придумывать. Да и то много чего вырезали. Жаргон весь убрали.

Малину помните? Там сначала всех за столом показывают, потом каждого в отдельности. Потом бандиты уходят спать — и все. А у меня там еще целая игра была: приставал к пассии Горбатого, лез к ней, звал ее куда-то пьяным мычанием.

Но актриса начинала откровенно смеяться, и ничего из этой сцены не получилось.

Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин. Подходит ко мне: «Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: «Руки вверх!» — пистолет в снег, «Руки вверх!» — пистолет в снег. Полное однообразие.

Ну придумай что-нибудь». На всю придумку было — пока я надевал брюки, пиджак, пальто, сапоги, шарф, кепку — минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню «А на черной скамье…», думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез — засмеялся.

А потом же еще я плюнул ему в лицо…

Когда меня повели, я подошел к нему и: «Тьфу, сука, мусорина!» Это, разумеется, убрали. Но дальше там события развивались еще более непредсказуемо. Говорухин набрал милиционеров, которые конвоировали нашу банду, из пенсионеров.

После войны же в основном пожилые люди шли в милицию работать. Это сейчас молодые все. Как их называют?.. Лимитчики. И когда я плюнул, у этих пенсионеров вдруг что-то сместилось: вот блатной! Подошел один: «Да мы тебя сейчас, тварь, б…ь, прямо здесь кончим».

И это уже меня не снимают! Вот здесь я испугался: еще прибьют, думаю».

Эта роль стала своеобразной визитной карточкой Ивана Бортника. Прошло много лет, а зрители по-прежнему, несмотря на множество сыгранных им ролей, увидев актера восклицают: «Промокашка!». Он признается, что уже устал от этого. «Вы знаете, я лет десять не смотрю уже эту картину. Ни своих сцен, никаких. Даже если случайно попадается по телевизору, честное слово — переключаю».

Смерть Высоцкого

Как уже говорилось, Иван Бортник и Владимир Высоцкий были близкими друзьями. Когда умер Владимир Семенович, это стало для Бортника сильным ударом.

«Вечером спектакль — готовлюсь. И вдруг открывается дверь, Таня входит: «Володя умер». Поехал в театр — там уже висит траурная надпись. И тут со мной началась истерика. Как доиграл — не помню. После спектакля мы с Любимовым поехали на квартиру к Володе.

Я вошел в комнату, где он лежал, — снова истерика. Подошла мать, Евгения Максимовна: «Ваня, Ванечка, поплачь», — гладила она меня по голове. Мне вдруг почему-то пришла в голову мысль позвать знакомого священника. Стал звонить.

Так Семен Владимирович, отец Володи, закричал на меня: «Прекрати! Я коммунист, никаких священников здесь не будет!» … Очень тяжелые воспоминания. Поэтому все, что там писали после его смерти… Даже читать не мог. Настолько все мелко.

У меня иногда на ровном месте начиналась истерика. Слезы градом. Просто вспоминал Вовку — и все».

Кино. 80-е — 90-е

Долгие годы Иван Бортник играл в кино второстепенные роли. Наконец в 1987 году Владимир Хотиненко, знакомый с Бортником по фильму «Родня», пригласил его на одну из главных ролей в фильм «Зеркало для героя». Герой Бортника — Андрей — попадает в прошлое — в 1949 год. Типаж актера удивительно точно лег на эту роль. Пожалуй этот фильм во второй раз открыл зрителю этого талантливого актера.

В 1990 году Иван Бортник сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной площадке в детективном триллере «Смерть в кино». Затем последовала главная роль в политическом детективе «Убийство на «Ждановской».

Великий актер

Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших — Сатин в спектакле «На дне». В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати, этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.

В настоящее время ролей в театре практически нет. Единственный спектакль, в котором он занят — «Высоцкий». Высоцкий по-прежнему занимает в жизни Ивана Сергеевича важное место. Нередко он выступает на различных вечерах, посвященных выдающемуся певцу и актеру, читает его письма.

Не намного лучше обстоят дела и в кино. Иван Сергеевич снимается мало, хотя предложения от режиссеров есть. «Вот вчера отказался от восьмого сценария за месяц. Просто физически плохо становится, когда я читаю всю эту драматургию. Как я ее называю — «литература». Вот эта вся Донцова, сериалы какие-то… Либо роли неинтересные.

Среди последних работ в кино роли в триллере «По ту сторону волков» и в боевике Андрона Кончаловского «Антикиллер». В последней картине зрители отметили его замечательную игру в небольшой роли

Источник: http://facecollection.ru/people/ivan-bortnik

Творческий путь Ивана Бортника, его личная жизнь и биография

Иван Сергеевич Бортник появился на свет 16 апреля 1939 года в г. Москва. Отец будущего артиста работал замом главного редактора в Гослитиздате, мать – доктором филологических наук.

Твердое решение связать свое будущее с театром и кино было принято еще в юношеские годы. Ваня ходил в Дом пионеров, потом в самодеятельную киностудию.

В младших классах школы посещал музыкальную школу, играл на виолончели.

На актерский факультет ГИТИСа поступил в 1957, но чуть погодя захотел перейти в Щукинское театральное училище,  где учился на курсе под руководством Владимира Этуша. Училище окончил в 1961 году, для работы выбрал знаменитый Московский Драмтеатр имени Гоголя, хотя по окончании училища получил приглашения от 6 театров.

Позже артист признался,что в этот театр он шел с другом за компанию. В этот же год произошел дебют новоиспеченного служителя Мельпомены в кино. Бортник снялся в кинофильме “Исповедь”, в котором ему досталась роль художника – бывшего студента духовной семинарии.

Со временем перешел в Театр на Таганке. Там он подружился с Владимиром Высоцким, который до сих пор занимает место в сердце своего друга. Иван Сергеевич часто принимает участие в мероприятиях, посвященных знаменитому певцу.

Личная жизнь

Первой любовью актера была актриса Инна Гулая. Детей в этом браке не было. После расставания у актрисы случались нервные срывы. В итоге она наложила на  себя руки –отравилась.

Вторая супруга Ивана Бортника и его большая любовь – преподаватель в Театральном художественно-техническом колледже. Преподает на кафедре РТ. В этом браке у актера в 1969 году родился сын Федор. Сейчас он занимает должность художника по освещению.

Читайте также:  Жан-клод ван дамм - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Актер снялся в почти полусотне кинофильмов. Имеет два Почетных звания, а именно – “Заслуженного артиста РСФСР”, полученное в 1986 году и за заслуги в области искусства звание “Народного артиста Российской Федерации”, 2000 год.

Живет Иван Бортник почти затворником в небольшой квартире на Ленинском проспекте в Москве. Актер уже не снимается в кино и не участвует в театральных постановках. Время от времени Иван Сергеевич дает интервью и участвует в создании фильмов о Владимире Высоцком.

По последним сообщениям “Пятого канала” стало известно, что 7 августа актера госпитализировали в одну из медицинских клиник Москвы, у Ивана Сергеевича подозревали инфаркт. Однако, обследовав актера, медики не подтвердили этот диагноз. У него обнаружили перелом шейки бедра.

Источник: https://pronedra.ru/tvorcheskij-put-ivana-bortnika-ego-lichnaya-zhizn-i-biografiya-270965.html

Бортник Иван Сергеевич: биография, личная жизнь, фото и фильмография

В эпоху СССР Ивану Бортнику присвоили восемнадцатый актерский разряд. Этим разрядом обладал и великий Смоктуновский. Именно он в свое время назвал актера гением. Другой артист нарек его Тихой сапой. Он действительно всегда казался замкнутым и неразговорчивым. А этим прозвищем — Сапой — прозвал его Владимир Высоцкий. Он считал его одним из своих близких и немногочисленных друзей…

Дебют декламатора

Иван Сергеевич Бортник, биография которого будет поведана в статье, родился весной 1939-го в столице. Его отец был вторым человеком в крупнейшем издательстве «Гослитиздат». В свое время старший Бортник учился в знаменитом Брюсовском институте. Будущий актер впоследствии сильно гордился и тем, что его папа однажды видел последнего российского императора Николая II.

Кроме того, родители надеялись, что их отпрыск будет заниматься музыкой. Именно поэтому они приобрели ему виолончель, и он стал учиться в Доме пионеров.

Но поскольку те очень много работали, Иван часто оказывался предоставленным самому себе. Поэтому его главным воспитателем в этом плане стал двор с его жестокими законами. Однажды его дворовые друзья грабили ларек, а он был «на шухере». К счастью, этот случай был первым и последним в его жизни.

Немногим позже пришло и увлечение театром и кино. Он начал посещать самодеятельную киностудию.

Правда, из Бортника ни музыканта, ни литератора вовсе не получилось. Он решил выбрать актерскую профессию, что стало полнейшей неожиданностью для его родителей.

В «щуке»

После школы Бортник решил поступать в ГИТИС. Но через некоторое время он подал документы в Щукинское училище. Так будущий актер оказался на курсе В. Этуша. Вместе с ним учились А. Збруев, В. Смехов, З. Высоковский, Л. Максакова, А. Белявский. А преподавателями стали Ю. Катин-Ярцев, Ц. Мансурова, М. Ульянов и, конечно же, Ю. Любимов.

Однажды он поставил один из отрывков пьесы «Без вины виноватые», где молодому артисту удалось сыграть главную роль – Незнамова. Работа с Любимовым оказалась на поверку неожиданным открытием для него. Через несколько лет они встретятся еще…

Ну а когда Бортник оканчивал вуз, студенты поставили дипломный спектакль. Он назывался «Горячее сердце». Режиссировал куратор Этуш.

Дипломированный актер

Когда Бортник получил диплом, его пригласили сразу же в 6 театров. Но дипломированный специалист остановил свой выбор на театре Гоголя. Он признавался, что туда он пошел исключительно за компанию с другом.

Именно здесь он получал главные роли в таких постановках, как «Сестры-разбойницы», «Передай улыбку», «Свидания у черемухи», «Тарас Бульба» и многие другие.

Но со временем у него не сложились отношения с одним из режиссеров. Тогда Бортник решил прийти к своему бывшему педагогу «Щуки» Ю. Любимову. Тот принял его и был готов взять его в свою труппу.

Но после этого разговора Бортник на протяжении года не появлялся на Таганке и, соответственно, продолжал работать в Театре Гоголя. Правда, разногласия там стали еще острее.

Бортник даже перестал здороваться с режиссером…

Дебют киноактера

В эти годы у Бортника состоялся и его дебют как киноактера. Он сыграл роль живописца Василия в картине «Исповедь» В. Воронина. По сценарию, персонаж Ивана начал учиться в духовной семинарии. Со временем он сильное разочаровался в служителях культа. В результате главный герой оставил церковь.

Честно говоря, после премьеры Иван Сергеевич Бортник, фото которого вы видите в статье, также был разочарован, но только своей игрой. Он считал, что он выглядел настоящим страдальцем, и поэтому у него вообще пропало желание в дальнейшем сниматься в кино. Такая пауза в кинематографии продлилась восемь лет.

Но конечно, не оставался вовсе без дела Бортник Иван Сергеевич. Роли в различных постановках он получал регулярно. Порой ему пришлось давать по 3 спектакля в день.

Таганка

Спустя некоторое время актер Бортник Иван Сергеевич в очередной раз пришел к Юрию Любимову. Он уже видел ряд постановок «Таганки». Так, актеру очень не понравился спектакль «Антимир», а вот от «Десяти дней, которые потрясли мир» он пришел в неописуемый восторг. Одним словом, он был зачислен в любимовскую труппу и начал работать.

Коллеги, конечно, приняли Бортника в свой дружный коллектив. Тем более сам актер, трудоустраиваясь, шел к «своим». Дело в том, что очень многие из его однокурсников уже работали там.

На Таганке Бортник начал с главной роли Паши Власова. Речь идет о нашумевшем в то время спектакле «Мать». В «Пугачеве» он получил сразу две роли сподвижников мятежного атамана. Также он принял участие в таких постановках, как «Деревянные кони», «Что делать?», «Павшие и живые», «Живой», «Борис Годунов», «Ревизская сказка» и многие другие.

А однажды в «Пире во время чумы» актер блистательно исполнил роль Вольфганга Амадея Моцарта. Причем сцену он делил с Леонидом Филатовым. Их дуэт стал просто уникальным, а игру Бортника отмечали все московские газеты.

В 1977-м труппа отправилась на гастроли во Францию. Там театр дал 65 спектаклей за 45 дней. В Париже на открытии гастролей публика аплодировала стоя, и овация длилась почти тридцать минут.

Несмотря на это Любимов признавался, что работать с актером было ему очень тяжело. Причиной стал взрывной характер Бортника. Мастистый режиссер называл его «злым мальчиком», повторяя, что «он – этой мой крест»…

Собственно, такими тяжелыми характерами обладали многие актеры Таганки. И одним из них являлся Владимир Высоцкий.

Дружба с Высоцким

Когда актер начал работать в Театре на Таганке, а это было в 1967-м, сразу познакомился и с Владимиром Высоцким. Тот в свое время признавался, что у него есть только пять ближайших друзей, среди которых был и Бортник. В своих стихах Высоцкий назвал его Тихой сапой.

Актер вспоминал, что до Таганки он совершенно не знал, кто он такой, и что из себя представляет. Тем более его песен он никогда не слушал по причине отсутствия собственного магнитофона.

Бортник Иван Сергеевич о Высоцком сказал, что, скорее всего, они сошлись на любви к поэзии и рассказах о послевоенном детстве.

Ну и, конечно же, и у Бортника, и Высоцкого были схожие характеры, о чем говорилось чуть раньше.

История с «Гамлетом»

В эти времена Бортник был задействован и в легендарной постановке «Гамлет» Ю. Любимова. Сначала ему доверили роль могильщика, потом – Лаэрта, а впоследствии — самого сына датского короля. Правда, от роли Гамлета он был вынужден отказаться.

Дело в том, что однажды режиссер предложил ему играть главную роль. Любимов был крайне недоволен Владимиром Высоцким. Он признавался, что не может рассчитывать на него и не верит ему.

Он сказал, что актер может уехать куда угодно. Поэтому режиссер попросил, чтобы Бортник начал учить текст, добавив, что темперамент Ивана аналогичен Высоцкому.

А поэтому ему, как режиссеру, не придется перестраивать весь спектакль.

После этого Бортник сразу же приехал к своему другу. Тот дал добро на то, чтобы он начал играть вместо него.

Тем не менее после раздумий Иван Бортник отказался от роли. Одной из причин отказа был тот факт, что в постановке Гамлет играет на гитаре, а Иван не был обучен игре на этом инструменте.

Бортник Иван Сергеевич: личная жизнь

Первой любовью Бортника была Инна Гулая, которая также служила Мельпомене. Возлюбленная не стала его супругой. Это был безумный юношеский роман.

В результате Гулая вышла замуж за гениального литератора Геннадия Шпаликова.

После его гибели она так же покончила жизнь самоубийством, как и супруг.

А в конце 60-х он встретил новую любовь. Супруга актера окончила одно из театральных училищ, и в этих стенах заведует кафедрой, преподавая звукорежиссуру. Она стала тем человеком, который смог терпеть несносный характер мужа. Она умела прощать его запои и обиды.

Еще давно Владимир Высоцкий говорил ему, что жене Бортника давно пора поставить памятник за то, что она с ним живет. Они и сегодня вместе.

В 1969-м у семейства Бортников родился сын Федор. Он стал инженером и трудился в должности «художник по свету».

«Промокашка»

Тем временем после восьмилетнего перерыва снова начал сниматься Бортник Иван Сергеевич. Фильмография его пополнилась картиной «Впереди день», потом сказочной лентой «Иван да Марья», затем он снялся в «Старшине».

В этот период режиссеры приглашали его довольно часто, но прежде всего он играл эпизодические роли.

Всенародную популярность ему принесла роль вора Промокашки в детективной саге «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина.

Изначально планировалось, что Бортник сыграет Шарапова. Но в приказном порядке режиссеру пришлось взять на эту роль В. Конкина, который совсем недавно стал лауреатом премии Ленкома за исполнение роли Павла Корчагина.

Тогда Говорухин решил предложить Бортнику воплотиться в вора. Самое удивительное, по сценарию персонаж не произносит ни одного слова.

Как результат Бортник практически с нуля создал один из самых ярких образов в фильме. Он сам придумывал все слова, реплики и в итоге сделал свою роль максимально достоверной.

После съемок Говорухин признавался, что Бортник как актер поистине феноменальный. А Виктор Павлов, который также был задействован в картине, сообщил журналистам, что Иван Бортник сыграл самую яркую роль в этой ленте.

Спустя годы сам актер сообщил, что он уже устал от этого фильма. Хотя эта роль до сих пор считается своеобразной визитной карточкой этого великолепного артиста.

Кончина барда

Когда в 80-м скончался Владимир Высоцкий, Бортник готовился к очередному спектаклю. Тогда ему и сообщили, что одного из его лучших друзей не стало. Он был потрясен и, по его воспоминаниям, не помнил, как он доиграл вообще спектакль.

После похорон на протяжении длительного времени он не мог общаться ни с кем. Также он отказывал журналистам в интервью. Тема Высоцкого была для него чересчур болезненной. Лишь относительно недавно Бортник решился на публикацию писем Высоцкого, которые были адресованы ему.

Кончина друга совпала с утверждением Ивана на роль в михалковской картине «Родня». Он тогда отказался, так как был полностью раздавлен горем. Он даже написал соответствующее письмо Никите Михалкову. Однако супруга настояла, чтобы Иван начал сниматься. В результате роль Бортника стала одной из самых лучших.

Иван Сергеевич Бортник: фильмы. Главные роли в кинематографе

После второстепенных ролей Бортнику доверили сыграть главного героя. Дело в том, что режиссер Владимир Хотиненко увидел игру актера в картине «Родня» и пригласил его на съемки своей картины «Зеркало для героя». Этот типаж, как выяснилось, точно лег на данную роль. Кинолента в очередной раз открыла поклонникам кино этого талантливейшего актера.

В 1990-м Бортнику довелось играть и сторожа, который решил расследовать убийство. Название этого триллера — «Смерть в кино». Потом он сыграл главного героя в фильме «Убийство на «Ждановской».

Сейчас Иван Сергеевич Бортник, фильмы с участием которого полюбились зрителю, снимается крайне мало, но вот предложения от известных режиссеров он получает регулярно. Последние его работы — «Антикиллер», «По ту сторону волков», «Барин», «Око за око»…

Между прочим, за одну картину, в которой он снялся, Бортнику до сих пор стыдно. Речь идет о фильме «Импотент». Он объяснял, что на тот момент у него возник конфликт с директором труппы и он остался без средств для существования. Именно тогда ему предложили сняться в этом новом фильме.

Современность

Талантливый актер до сих пор официально служит Театру на Таганке, хотя он мало занят в работе над постановками. Он начал терять зрение.

Многих интересует, где живет Иван Сергеевич Бортник? Он живет практически затворником. Его кельей стала маленькая квартира, что на Ленинском проспекте. У него есть и дача, которая осталась от его деда.

А еще его постоянно приглашают на различные мероприятия, но он их игнорирует. Также он ненавидит давать интервью и ссылается на неважный слог. Это, видимо, обычные отговорки. Он действительно несловоохотлив. Он – Тихая сапа, как его назвал великий бард…

Источник: https://autogear.ru/article/312/239/bortnik-ivan-sergeevich-biografiya-lichnaya-jizn-foto-i-filmografiya/

Иван Бортник

Иван Сергеевич Бортник. Родился 16 апреля 1939 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2000).

Читайте также:  Екатерина долгорукова (долгорукая) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Бортник родился 16 апреля 1939 года в Москве. Отец — Сергей Бортник, заместитель главного редактора Гослитиздата. Мать — доктор филологических наук. По словам актера, в детстве водился со шпаной. «Как сейчас помню: Володя Мужик — в длинном пальто черном, в прохорях, всегда с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали.

Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий — все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался», — вспоминал он. Как-то даже участвовал в ограблении ларька, стоял «на атасе». Правда, заявлял он, это был единственный раз. С детства любил стихи. Занимался в Московском городском доме пионеров на Кировской.

Далее посещал самодеятельную киностудию при Парке Горького, где и определился с выбором будущей профессии. В 1957 году поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Однако позднее перевелся в в Московское театральное училище имени Б.В. Щукина на курс В.А. Этуша. В 1961 году закончил училище и был принят в Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя.

С 1967 года — актёр Театра на Таганке, участвовал в спектаклях «Пугачёв», «Мать», «На дне», «Живой», «Деревянные кони», «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий». В Театре на Таганке подружился с Владимиром Высоцким. Известно, что именно Ивану Бортнику Высоцкий посвятил свою знаменитую песню «Письмо другу» («Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу…»).

«На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно — послевоенное, любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий», — отмечал актер.

Иван Бортник и Владимир Высоцкий

Личность Владимира Семёновича Высоцкого по-прежнему занимает в жизни Ивана Бортника важное место: он часто выступает на различных вечерах, посвящённых выдающемуся певцу и актёру, читает его письма.

В кино дебютировал в 1962 году — в фильме Всеволода Воронина «Исповедь», в котором исполнил роль художника Василия.

Первую главную роль — Ивана-солдата — сыграл в музыкальном фильме-сказке «Иван да Марья».

Иван Бортник в фильме «Иван да Марья»

Широкую известность и любовь зрителей получил после роли бандита «Промокашки» в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Известно, что Высоцкий очень хотел, чтобы в этом фильме Иван Бортник сыграл Шарапова.

Однако Станислава Говорухина киношное начальство по сути заставило взять на эту роль Владимира Конкина (перед тем сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола). Но даже и небольшая роль сделала Ивана Бортника звездой отечественного экрана.

При этом текст своего героя он придумывал сам: «Говорухин мне сказал: «Ну придумай что-нибудь». Вот я и стал придумывать. Да и то много чего вырезали. Жаргон весь убрали… Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин.

Подходит ко мне: «Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: «Руки вверх!» — пистолет в снег, «Руки вверх!» — пистолет в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь». На всю придумку было — пока я надевал брюки, пиджак, пальто, сапоги, шарф, кепку — минут пять, не больше.

Как буду реагировать, не знал, но песню «А на черной скамье…», думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез — засмеялся».

Иван Бортник в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Запомнился по роли однорукого инвалида войны Ивана Никанорыча, торгующего папиросами, в фильме 1978 года «Старшина». Еще одна второплановая, но весьма яркая роль актера — Вовчик (Владимир Иванович Коновалов), бывший муж главной героини в фильме Никиты Михалкова «Родня».

Иван Бортник в фильме «Родня»

В 1987 году снялся в главной роли в картине режиссера Владимира Хотиненко в фильме «Зеркало для героя» (фантастическая притча по мотивам одноимённой повести Святослава Рыбаса). Его герой Андрей Немчинов попадает в прошлое — в 1949-й год, где встречает своих молодых родителей.

В 1987 году снялся в главной роли в картине режиссера Владимира Хотиненко в фильме «Зеркало для героя» (фантастическая притча по мотивам одноимённой повести Святослава Рыбаса). Его герой Андрей Немчинов попадает в прошлое — в 1949-й год, где встречает своих молодых родителей.

Иван Бортник в фильме «Зеркало для героя»

Стоит отметить и его работу 1990 года в детективном триллере «Смерть в кино», где он сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной площадке. Затем сыграл главную роль в политическом детективе «Убийство на «Ждановской»». Снялся в нескольких фильмах в 2000-е.

В частности, сыграл главную роль (Коля-инвалид) в детективном триллере «По ту сторону волков». Среди других заметных работ — участие в проектах «Шукшинские рассказы» (Худяков), «Антикиллер-2» (Петр Колеров — «Клоп»), «Барин» (Аристарх), «Око за око» (председатель трибунала Бадунов).

«Моя главная актерская задача — рассказать историю души русского человека», — так определяет свое творческое кредо Иван Бортник.

Личная жизнь Ивана Бортника

Его первой любовью была актриса Инна Гулая. Актер вспоминал: «Инна… Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы никогда не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило — до мордобитий. А потом у нее Гена Шпаликов появился.

Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена — и давай на меня: «Пошел ты!..» А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок — Инка. Встретились, стали поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: «Ваня, мне скучно, приезжай».

Какие-то завихрения у нее в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочь ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать ее. Я ей говорил: «Инна, ты что, идиотка?!» — «Да что идиотка, — отвечала она, — она мне все время в ванной бритву подкладывает». …Это все невостребованность.

Инна же тогда совсем не снималась».

Жена — Татьяна, окончила театрально-художественное училище, в котором и преподает. Как говорил актер, супруге было непросто терпеть многие годы его сложный характер: «я очень взрывной, вспыльчивый чрезвычайно, капризный».

«Еще Володя Высоцкий говорил: «Да Таньке при жизни нужно памятник поставить за то, что она с тобой живет». …Я могу наговорить такого! В течение десяти минут — взахлеб. А через пять минут забываю, с чего все началось, и извиняюсь», — признавался он.

В 1969 году у них родился сын Федор, инженер, работал художником по свету.

Иван Бортник с женой Татьяной

Источник: stuki-druki.com

Источник: http://fishki.net/2268952-ivan-bortnik.html?mode=recent © Fishki.net

Источник: https://proshowbiz.ru/blog/43281429626

Бортник Иван Сергеевич — Киноактер

Иван Бортник родился 16 апреля 1939 года в городе Москва. Его мать работала в Институте мировой литературы, защитила докторскую диссертацию по филологии. Отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства. Ничего удивительного в том, что их сыну Ивану точные науки в школе давались тяжело, зато по русскому языку и литературе всегда были пятерки.

     Театром он увлекся еще в детстве, поэтому выбор профессии не был неожиданностью для родителей. Так как детские годы Ивана прошли во дворе, дворовые законы и были его главным воспитателем.

Многие его обитатели успели пройти через «зону», а один раз взяли «на дело» и будущего актера.

Он стоял «на шухере», пока парни грабили ларек: это было в первый и последний раз в биографии Ивана Бортника.  

     Удивительно, но дворовая жизнь не мешала парню читать и писать стихи, ходить в городской дом пионеров, а после в самодеятельную киностудию. В 1957 году он поступил в ГИТИС, однако передумал и решил учиться в Щукинском театральном училище. Иван Бортник поступил на курс Владимира Этуша и успешно окончил его в 1961 году.

     В кино он дебютировал в 1962 году, это была роль художника Василия в драме «Исповедь». Его герой — студент духовной семинарии, разочаровавшийся в религии и оставивший церковь. Актер не понравился себе в этой роли, потому что на экране он выглядел страдальцем. После этого в его кинокарьере был 8-летний перерыв. Следующей работой Ивана Бортника стали съемки в драме «Впереди день».

     Затем он появился на экране в сказке «Иван да Марья», снятой в 1974 году. Актер сыграл солдата Ивана. После этой роли режиссеры чаще начали приглашать его в кино, предлагали преимущественно роли второго плана.

     Всенародная известность пришла после выхода многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором он блистательно сыграл бандита по кличке Промокашка.

Владимир Высоцкий, с которым дружил Бортник, хотел, чтобы тот сыграл Шарапова, но режиссер Станислав Говорухин предложил актеру Промокашку. В сценарии это была небольшая роль почти без слов — Иван Бортник придумал весь текст сам. Его еще долго называли «Промокашкой».

Иван Бортник признается, что уже давно не смотрит этот фильм — устал от сравнений с телевизионным героем.

     Свою первую главную роль актер получил только в 1987 году. Он сыграл Андрея в картине «Зеркало для героя». Затем была роль сторожа-сыщика в детективе «Смерть в кино» и главная роль в детективе «Убийство на Ждановской». В последние годы актер снимается мало, хотя получает предложения от режиссеров регулярно. Он говорит, что драматургия слабая, персонажи неинтересные.

     Среди последних его работ можно выделить съемки в «Антикиллере» и «По ту сторону волков». В 2000 году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России.  

     У актера было две больших любви в жизни. Первая его любовь — актриса Инна Гулая. Иван Бортник вспоминает, что это было какое-то юношеское безумие, нерв, категоричность, страсть.

Они были людьми с одинаковыми характерами и темпераментом, поэтому вряд ли смогли бы ужиться. А потом у Инны случился срыв — она могла позвонить под утро и попросить Бортника приехать. Ей казалось, что близкие хотят ее отравить или зарезать.

Актер считает, что невостребованность в профессии сломала Инну. В итоге она покончила.

     Вторая большая любовь актера — выпускница театрально-художественного училища Татьяна. К актерской профессии она отношения не имеет — преподает в родном училище.

Татьяна стала единственной женой актера, терпела его взрывной характер и капризы, прощала обиды и конфликты, запои мужа. Они и сегодня вместе. В 1969 году у Ивана и Татьяны родился сын Федор.

Он не пошел по стопам отца — стал инженером, работал художником по свету. 

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/bortnik-ivan-sergeevich

Иван Бортник — какая биография, семья, фильмография?

  • Иван Бортник 1939 года рождения, родился в Москве. С 2000 года является Народным артистом России. Поступил в ГИТИС, но потом перешел в Щукинское училище. Закончил его в 1961 году на курсе В. Этуша. До 1967 года был актром Театра Гоголя. Потом — актром Театра на Таганке.

    В кино снимается с 1962 года —

    Женат, жена звукорежиссер в театральном техникуме, есть сын, уже взрослый, и внук.

  • Иван Сергеевич Бортник родился в Москве 16 апреля 1939 года в очень интеллигентной семье: отец — зам.главного редактора Гослитиздата, мать — доктор филологических наук. Театром увлекся еще в детстве: занимался в московском городском дворце пионеров, а потом в студии при парке Культуры им. Горького.

    Сначала поступил в ГИТИС, потом перевелся в Щукинское училище и закончил курс В. Этуша. Начал работать в театре им. Гоголя в Москве в 1961 году. В 1967 году перешел в Театр на Таганке к Любимову. Там он подружился с В.Высоцким.

    Много снимался, но на второстепенных ролях, хотя его роль Промокашки в сериале quot;Место встречи изменить нельзяquot; запомнилась всем зрителям. Жена Борзых Татьяна Николаевна (1947 г. рожд.), окончила институт связи, заведующая кафедрой, преподаватель звукорежиссуры Театрально-художественного колледжа.

    Сын Бортник Федор Иванович (1969 г. рожд.), художник по свету, старший инженер компании Бинар, и внук Алексей.

    Фильмография:

    Жила-была одна баба (2011)

    Антикиллер Д.К: Любовь без памяти (2009)

    Барин (2007)

    Сонька — золотая ручка (2007) (сериал)

    Сдвиг (2006)

    Антикиллер 2: Антитеррор (2003)

    Антикиллер (2002)

    По ту сторону волков (2002) (сериал)

    Затворник (2000)

    Не послать ли нам… гонца? (1998)

    Возвращение броненосца (1996)

    Импотент (1996)

    Мусульманин (1995)

    Убийство на Ждановской (1992)

    Затерянный в Сибири (1991)

    Мир в другом измерении (1990)

    Смерть в кино (1990)

    А был ли Каротин (1989)

    Ночевала тучка золотая… (1989)

    Зеркало для героя / Mirror for a Hero (1987)

    Попутчик (1986)

    Скакал казак через долину (1986)

    Действуй по обстановке (1984)

    Три процента риска (1984)

    Привет с фронта (1983)

    Наше призвание (1981)

    Родня (1981)

    Верой и правдой (1979)

    Место встречи изменить нельзя (1979) (сериал)

    Последняя охота (1979)

    Старшина (1979)

    Вторая попытка Виктора Крохина / The Second Attempt of Viktor Krokhin (1977)

    Объяснение в любви (1977)

    Сентиментальный роман (1976)

    Иван да Марья (1975)

    Чужие письма (1975)

    Впереди день (1970)

    Читайте также:  Лсп - биография знаменитости, личная жизнь, дети
  • Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/ivan-bortnik-kakaya-biografiya-semya-filmografiya/

    Владимир Высоцкий. Часть 14. Злой мальчик Иван Бортник

    Впечатлительный Иван легко воспринимал все предлагаемое, включая игру на виолончели. И все же портрет мальчика из хорошей семьи был бы неполон без еще одной стороны жизни юного Ивана Сергеевича…

    2 2596 7 Декабря 2014 в 13:23

    Часть 1. Детство: дом на Первой Мещанской в конце
    Часть 2. Юность: на Большом Каретном
    Часть 3. Путь к театру
    Часть 4. Достоевский по Станиславскому и по Высоцкому
    Часть 5. Дорогие, любимые, единственные
    Часть 6. Мастер и Марина
    Часть 7. Голос Высоцкого: мои песни – это почти крик
    Часть 8.

    Поэзия Высоцкого: Бывало, Пушкина читал всю ночь до зорь я
    Часть 9. Военная лирика: я кругом и навечно виноват перед теми…
    Часть 10. Театр Любимова – любимый театр
    Часть 11. Космический смех Высоцкого или Лукоморья больше нет
    Часть 12. Счастлив, что перехлестнулись наши судьбы
    Часть 13.

    Вадим Туманов: был побег на рывок

    Грустно! Едет на курорт никак… Как же я без Вани Бортника! Я бы Ваню оттенял.

    Как же Ваня без меня?!

    (В. В.1973)

    Иван Сергеевич Бортник — талантливый, известный, красивый и удивительно органичный во всех своих ролях актер русской театральной школы. Он великолепно вживается в любую роль. «Дубовый», по мнению Бортника, монолог Сатина «Человек — это звучит гордо» он умел произнести так, что партер едва сдерживал слезы. Впрочем, «играл, что дадут», и все — замечательно.

    Служил в театре, снимался в «киношках». Мог быть неистовым Павлом Власовым и легчайшим Моцартом, филигранно пьянеющим бухгалтером Вовчиком в «Родне» и застрявшим в петле времени инженером Немчиновым в «Зеркале для героя». Он мог быть любым, но запомнился всем неповторимым Промокашкой из «Места встречи».

    Промокашку Бортник даже не сыграл, показал как вариант себя другого — неразвитого и нереализованного кожного вора.

    Фартовый из хорошей семьи

    Родился Иван Бортник в Москве незадолго до войны. Родители интеллигентные и очень занятые: мама — доктор филологии, отец — директор издательства.

    Люди начитанные, книжные, они старались привить сыну любовь к литературе, искусству, музыке. Впечатлительный Иван легко воспринимал все предлагаемое, включая игру на виолончели.

    И все же портрет мальчика из хорошей семьи был бы неполон без еще одной стороны жизни юного Ивана Сергеевича.

    Вряд ли родители знали, что их двенадцатилетний сынишка так же успешно, как виолончель, осваивал и другое «ремесло» — стоял на стреме у ларька на трех вокзалах, обмирая от страха и собственной удали. Зоркий глаз и быстрые ноги делали мальчика незаменимым в «деле».

    Ребята со двора Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий Ваню привечали — фартовый, будет толк из пацана. К счастью, воспитание и развитие свойств психического не позволили Ивану выбрать гоп-стоп. Мальчик предпочел театральную студию в городском Доме пионеров.

    Так определилось дело всей жизни — служение искусству лицедейства. Для родителей, мечтавших, что сын станет литератором, выбор Ивана стал полной неожиданностью.

    Легкость, с которой Иван поступил в ГИТИС, а затем перешел в Щукинское училище, примирила родителей с тем, что их мальчик другой и судьба его иная.

    В «Театр на Таганке» Иван Бортник пришел не сразу. Сначала был «привокзальный» Театр Гоголя, где получал надбавку к жалованию от МПС. Быстро переиграв всех молодых красавцев («всех дегенератов», по его словам), Бортник понял, что делать там более нечего, и стал искать лучшей доли. В 1967 г. счастливый случай свел актера с режиссером Ю. П.

    Любимовым, который пригласил Ивана к себе. Так началось их многолетнее сотрудничество. Авторитарный Любимов удивительным образом терпел скверный характер «злого мальчика» и, по мнению актеров, нежно любил этого капризного и взбалмошного парня.

    Да и можно ли было его не любить, с полувзгляда режиссерского понимающего, что и как нужно делать на сцене?

    Адаптироваться к жесткому, порой несправедливо саркастичному Любимову было непросто, не все актеры выдерживали жернова «Таганки». Бортник выдерживал с видимым удовольствием, в его репертуаре Лаэрт, Соленый, Сатин, даже Коробочка.

    Закон Ивана Бортника

    И все же границы адаптивности у Ивана Бортника были и есть, причем довольно жесткие. Никогда, ни при каких обстоятельствах Иван Сергеевич не может совершить подлость.

    Развитое зрение, высочайший уровень культуры, возможно, не бросается в глаза, когда мы видим этого подвижного, энергичного человека, говорящего кратко, нередко на эмоциях, на грани срыва. Отчасти «постарался» Промокашка.

    Гиперреалистичный зрительный отпечаток архетипичного бандита, созданный И. С. Бортником в фильме С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», настолько ярок, что застит личность актера.

    Не так просто увидеть стержень этой личности, удерживающий душу от распада и падения в архетип — развитые свойства кожно-зрительного психического бессознательного, внутренний закон, понимаемый как запрет на причинение вреда ближнему, запрет на низость, неприятие подлости.

    Кожно-зрительный мужчина высокого уровня развития не имеет ничего общего ни с шагающим по головам амбициозным карьеристом, ни с манерным мальчиком в страхе. Это рыцарь без страха и упрека, ни при каких обстоятельствах не бросающий своего соратника в беде. Даже если искушают лучшей ролью в мировой драматургии, взывают к дисциплине и субординации, умоляют, грозят…

    Любимов очень хотел, чтобы Бортник сыграл Гамлета. Его, правда, уже играл Высоцкий, но уж больно рвано играл: то запьет, то уедет в «Парижск», а спектакль-то на нем одном держался, спектакль кассовый, гвоздь программы.

    Разве это дело? Да и потом, существует субординация, дисциплина, приказ, наконец. «Будешь играть! Выучишь роль и будешь! Хватит всем зависеть от одного непредсказуемого», — терял терпение Любимов. — «Не буду». — «Я прошу тебя взять роль и выучить текст.

    Мне не нужно будет переделывать спектакль — у вас темперамент одинаковый» [1]. — «Нет». Любимов кипятился, супруга его «заливалась мефистофельским смехом»: «Подумать только, он отказывается играть Гамлета!» Бортник отказался.

    Хотя мог бы затребовать приказ с официальным назначением, как другие. Вроде и взятки гладки. Не мог. Поступил, как развили родители и в силу заданного от рождения темперамента.

    «Одинаковый» темперамент

    О нелегкой той беседе с «шефом» Бортник рассказал Высоцкому. Реакция друга удивила: «А х-ли, играй…» Знал Высоцкий, что ни при каких обстоятельствах, никогда не будет Бортник играть его Гамлета. Границы допустимого были между ними незыблемы и понятны обоим без слов, на уровне бессознательного.

    Развитые наружу кожа и зрение очень близко подходят к уретре, почти сливаются в ощущениях со стороны, трудно отличить отвагу от бесстрашия, гнев от вспышки злости, быстроту реакции от стремительного движения к общей тактической цели, энергичное освоение ландшафта здесь и сейчас от устремленности в будущее.

    Не случайно даже Ю. Любимов, признанный знаток человеческих душ, говорит об одинаковых темпераментах друзей.

    Только системно можно увидеть, насколько различны врожденные свойства кожи и уретры, звука и зрения, и понять, что даже вынесенные наружу с одинаковой силой темперамента и имеющие сходную степень выраженности эти врожденные свойства остаются неизменно различными.

    Оттеняя друг друга разницей в свойствах психического, все же были они очень близки — уретрально-звуковой Высоцкий и кожно-зрительный Бортник, близки по жизни, по общему послевоенному детству, по театральной судьбе, едины в борьбе с общим врагом — алкоголем.

    С пружинами и без

    Марина Влади привозила из Парижа невиданное тогда еще в СССР средство кодирования от алкоголизма — препарат с красивым названием «Эспераль».

    Имплантировался препарат подкожно и при употреблении алкоголя вызывал бурную и очень некрасивую реакцию организма в виде рвоты, судорог, поноса и панических атак. Страдала сердечно-сосудистая система, почки, печень.

    Всех побочных явлений «Эсперали» тогда не знали. О том, что уретрального звуковика «подшивать» бесполезно, не знают и сейчас.

    Бортник и Высоцкий кодировались препаратом «Эспераль» на пару и вместе несли тяготы скучной жизни вне привычных возлияний, приглядывали друг за другом. Пока один пил, другой «бодрствовал».

    «Не пей, Ванятка!» — грустно шутил Высоцкий, сам уже «развязавший», и Иван выполнял приказ. Выполнять приказы Высоцкого было легко. Не выполнять — невозможно. Одним из инициаторов спасительной «спирали» для друзей был Ю. Любимов.

    Если Бортник не позволял себе напиваться хотя бы перед спектаклем, с Высоцким в звуковом пике такое случалось, приходилось даже отменять спектакль и оправдываться перед зрителями, мол, у артиста сел голос.

    Единственным спасением Любимову виделось заморское средство: «Если не вошьете в задницы эти… пружины, будете уволены!» Отсюда наполненное ироничной грустью стихотворение Высоцкого, обращенное к Бортнику:

    Скучаю, Ваня, я, Кругом Испания, Они пьют горькую, лакают джин, Без разумения И опасения, —

    Они же, Ванечка, все без пружин.

    Никому не писал Высоцкий таких писем. Бортнику писал. Чудесные, исполненные юмора и дружеского участия письма из-за границы, где не все так безоблачно, ярко и счастливо, как принято представлять, особенно если ментально ты иной, чем страна, в которой от тебя — никак.

    Дорогой Ваня! Вот я здесь уже третью неделю. Живу. Пишу. Немного гляжу кино и постигаю тайны языка. Безуспешно. Подорванная алкоголем память моя с трудом удерживает услышанное. Отвык я без суеты, развлекаться по-ихнему не умею, да и сложно без языка. Хотя позднее, должно быть, буду все вспоминать с удовольствием и с удивлением выясню, что было много интересного.

    На всякий случай записываю кое-что, вроде как в дневник. Читаю. Словом — все хорошо. Только, кажется, не совсем это верно говорили уважаемые товарищи Чаадаев и Пушкин: «Где хорошо, там и отечество». Вернее, это полуправда. Скорее, где тебе хорошо, но где и от тебя хорошо. А от меня тут — никак. Хотя — пока только суета и дела — может быть, после раскручусь.

    Но пока:

    «Ах! Милый Ваня, — мы в Париже
    Нужны, как в бане пассатижи!» [2]

    «А на черной скамье…»

    В Париже не были нужны, а на родине очень даже пригождались. Высоцкий, утвержденный на роль Жеглова в «Месте встречи», очень хотел, чтобы Шарапова сыграл Бортник. Не разрешили. Два актера с «Таганки» на главных ролях — это уже слишком. Неизвестно, какой получился бы из Бортника Шарапов, наверное, не хуже, чем у Конкина.

    Возможно, на экране впервые предстал бы Иван Бортник в своем истинном обличии: интеллигентный, высоконравственный человек, понимающий закон как презумпцию невиновности. Ведь именно таким был по книге Володя Шарапов, противостоящий жегловскому принципу «наказания без вины не бывает». Не случилось этого.

    Выскочил джокером Промокашка — нервный, мельтешащий, зажатый в тиски архетипа мелкий бандит-неудачник.

    Роль досталась Бортнику без слов. Реплики Промокашки Иван Сергеевич произносил экспромтом, а коронный выход в финале картины из подвала придумал, пока натягивал реквизитные «прохоря».

    Никто такого Промокашку не ожидал, и меньше всех — отставники милиционеры, приглашенные Говорухиным на роли самих себя.

    По сценарию бандиты должны были выходить по очереди, бросать оружие в снег и поднимать руки за голову. Они так и делали.

    Вдруг — Промокашка… Мнется на выходе, стреляет глазами, жадно ищет малейшей возможности улизнуть, нет такой возможности, и взгляд его меняется, это отчаяние загнанного зверя. Милиционер не выдерживает, выдергивает его за грудки: «Пшел, гад!..

    » И тут Промокашка, как это часто бывает с блатными, «кидает нервяка», во весь голос затягивает песню: «А на черной скамье… А на скамье подсудимых…» Высоцкий (Жеглов) не в силах сдержать улыбки, по сценарию не положенной.

    И это еще полбеды! Отставники милиционеры забывают, что перед ними актер, и заламывают Ивана так, что он даже пытается умерить их пыл: «Ребят, ребят, я ж артист, вы чего…» — «Мразь бандитская…» — не могут справиться с собой ошарашенные опера.

    Роль Промокашки сильно сократили. Консультант фильма, генерал МВД сказал: «Если показать такого, завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке». И был, безусловно, прав.

    Иван Сергеевич поздно узнал о смертельном пристрастии Высоцкого. Они знали друг о друге все. Это Высоцкий скрывал до последнего, не мог обнаружить свою слабость. Иван пытался бороться с ветряными мельницами, крал у Владимира ампулы, уж лучше водка.

    Результат — гнев и ссора, не имевшая смысла: вокруг Высоцкого постоянно были те, кто доставал и вкалывал «лекарство» по первому требованию. Когда Владимира не стало, Иван впал в тоску. Не хотел никого видеть. Не мог работать. Восстанавливался долго и трудно.

    Спасла новая роль.

    Ему много раз советовали написать воспоминания. Не написал, «не набита рука». Прошло 34 года, но до сих пор на глазах Ивана Сергеевича слезы: «Бывает, вспомню Вовку — как увижу, и все, у меня истерика…»

    Узнать подробнее об особенной связи между людьми с уретрально-звуковой и кожно-зрительной векторальными связками можно на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/

    Читать продолжение…

    Список литературы

    Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/vladimir-vysotskii-chast-14-zloi-malchik-ivan-bortnik

    Ссылка на основную публикацию