Людмила петрушевская – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Российская писательница Людмила Петрушевская: биография и личная жизнь

Родилась Людмила в 1938 году, в Москве. Ее родители были студентами, и когда началась война, семья эвакуировалась в Куйбышев (Самару). Людмила много времени проводила с дедушкой и бабушкой, которые были близки к миру литературы, и девочка рано научилась читать.

Бабушка рассказала девочке, что ее далекий предок был декабристом и умер в ссылке. Те, кто читает произведения Петрушевской, наверняка задумываются – не от него ли она унаследовала независимый нрав и собственный взгляд на жизнь?

В семье Петрушевских были традиционными домашние театральные постановки, в которых участвовали и дети. Людмила не мечтала о театре – она хотела стать оперной певицей. Однако этого не случилось.

После войны Людмила вернулась в Москву и стала студенткой МГУ им. Ломоносова, журналистского факультета. После ВУЗа работала в издательстве, а затем стала ведущей передачи «Последние известия» на Всесоюзном радио.

В 1972 году Людмила стала редактором Центрального телевидения –  в ее обязанности входил контроль серьезных экономико-политических передач. Обладая прямым характером, Петрушевская писала честные рецензии на все передачи. И вскоре из-за жалоб редакторов этих передач ей пришлось уволиться. С тех пор она официально нигде не работала.

В студенческие годы Людмила написала много шуточных стихотворений, сценариев для студенческих вечеринок, но и помыслить не могла, что станет писателем. Однако в 1972 году отправила свой рассказ «Через поля» в журнал «Аврора», и его опубликовали. Все последующие  свои произведения она писала «в стол» – они нигде не публиковались. Она негласно была занесена в список запрещенных авторов.

Петрушевская писала также великолепные пронзительные сценарии для пьес, однако их тоже не ставили. А когда режиссер Роман Виктюк все же поставил спектакль «Уроки музыки» по ее сценарию, то был скандал: спектакль запретили, труппу разогнали. В пьесе было предсказано будущее Советского Союза – такое, каким мы его видим сейчас, и тогдашней власти это не понравилось.

Спектакли по пьесам Петрушевской ставились иногда в небольших театрах, а на большую сцену они вышли в 80-х годах: в «Таганке» Юрий Любимов поставил ее пьесу «Любовь».  Эстафету принял «Современник» и другие театры.

Людмила Стефановна продолжала писать пьесы, прозу, сказки, однако это нигде не публиковалось – настолько ее взгляд на литературу не отражал тогдашние тенденции к приукрашиванию жизни. У нее же была голая правда, поданная с некоторым гротеском.

В конце 80-х годов начали публиковать ее произведения, и сразу успех: за сборник «Бессмертная любовь» Петрушевская получает премию имени Пушкина. Она пишет сказки, стихи, сочиняет мультфильмы. Ее пьесы и проза переведены на 20 языков мира.

Все интересы Людмилы Стефановны так или иначе были связаны с искусством, поэтому ее избранником стал искусствовед Борис Павлов, руководитель галереи на Солянке. У них родилось трое детей: Федор, Кирилл и Наталья.

В 2009 году Петрушевская похоронила мужа. Горе не сломило ее характера, и она продолжила занятия творчеством: создала «Студию ручного труда», в которой работает мультипликатором. В студии созданы произведения: «Улисс: ехали-приехали», «Беседы К. Иванова» и другие.

Также она занимается благотворительностью: пишет и продает картины, а деньги за них отправляет в детские дома.

Сыновья Людмилы Стефановны стали журналистами, а дочь профессионально занимается музыкой.

Источники:

  • Людмила Петрушевская: биография

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-958887-rossiyskaya-pisatelnica-lyudmila-petrushevskaya-biografiya-i-lichnaya-zhizn

Людмила Петрушевская — биография

Людмила Петрушевская

Имя: Людмила Петрушевская ( Lyudmila Petrushevskaya )

Дата рождения: 26 мая 1938 г.

Знак зодиака: Близнецы

Возраст: 80 лет

Место рождения: Москва, Россия

Деятельность: писатель, драматург, сценарист, певица

Семейное положение: вдова

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать обычным писателем, ее произведения проникают глубоко в детские и взрослые души… Это человек с необычной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед еще одним поворотом судьбы.

Продолжительное время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», так как они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в знамениты театрах на всем постсоветском пространстве, она открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Людмила Стефановна Петрушевская появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его супруга являлась редактором. Во время войны Людмила какое-то время была в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, длительное время придерживался такого мнения, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма сильно переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, согласно неофициальным данным, в связи с этим у ученого начало развиваться психическое заболевание.

Людмила Стефановна отлично знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его являлись декабристами, один из которых умер в ссылке в психиатрической лечебнице.

Еще в начале двадцатого века в семье Петрушевских появилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детские годы никогда не думала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская на самом деле занималась в оперной студии, однако стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из российской столицы в Куйбышев, с собой семья смогла взять только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом своего деда, с любопытством рассматривала газеты, с помощью которых и выучила буквы, а впоследствии уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она предпочла остановить свой выбор на лингвисте Яковлеве.

Когда завершилась война, Людмила приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании она устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а потом устроилась на Всесоюзное радио, где вела программу «Последние известия».

В возрасте 34 лет Петрушевская стала редактором на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах типа «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую начали писать жалобы, спустя год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Еще будучи студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, однако о карьере литератора не задумывалась и тогда.

Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» первый раз был опубликован небольшой лирический рассказ «Через поля».

Следующая публикация Людмилы Петрушевской датируется только второй половиной восьмидесятых годов.

Несмотря на это творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» представил пьесу «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973-м.

После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, однако сказал, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию Советского Союза. И Эфрос был, как обычно, прав.

Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театром, основанным студентами Львовского политеха, была поставлена пьеса «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в восьмидесятых годах: сначала столичный драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позже в «Современнике» показали «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, однако они по-прежнему не публиковались, так как отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа СССР.

Прозаические произведения Людмилы Стефановна оказались логическим продолжением драматургии. Все творчество Петрушевской складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка становится зрелой женщиной, а позднее превращается в умудренную даму.

В 1987 году вышел сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который через 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.

В девяностые годы писательница стала писать сказки для различных возрастных групп. По мотивам многих из них впоследствии были сняты мультфильмы. Продолжала писать Людмила Петрушевская также и в 2000-х годах. Теперь ее произведения нормально проходили публикацию, а почитатели наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге появился сборник «Московский хор», в который вошли такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Через год прошла премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интересным фактом в биографии Людмилы Петрушевской был спор о том, не ее ли профиль стал прототипом известного ежика из мультфильма «Ежик в тумане».

И на самом деле, если внимательно приглядеться на фото писательницы, обнаруживаются общие черты.

Да и сама Людмила Стефановна говорила об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн называет другую версию создания своего героя.

Утонченная, постоянно занятая искусством Людмила связала свою жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

В 2009 году у писательницы умер муж, однако у нее осталось 3-е детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь остановила свой выбор на музыке.

Параллельно с литературной работой Людмила Стефановна основала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» писательницы вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и остальные произведения.

В «Кабаре одного автора» Людмила Петрушевская в музыкальном сопровождении исполняет известные песни ХХ века, читает стихи своего сочинения и даже записывает сольные альбомы.

Помимо этого, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги отправляет детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы состоялась в мае прошлого года. Наиболее щедрым покупателям достались работы Петрушевской с автографом.

Библиография

1989 – «Три девушки в голубом» 1995 – «Тайна дома» 2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо» 2001 – «Чемодан чепухи» 2002 – «…Как цветок на заре» 2002 – «Где я была» 2002 – «Случай в Сокольниках» 2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто» 2003 – «Невинные глаза» 2003 – «Незрелые ягоды крыжовника» 2005 – «Город Света: волшебные истории» 2006 – «Маленькая девочка из «Метрополя»» 2006 – «Пуськи бятые» 2006 – «Квартира Коломбины» 2008 – «Черная бабочка»

2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»

Источник

Источник: http://www.elentur.com.ua/lyudmila-petrushevskaya-biografiya/

Людмила Петрушевская: биография и творчество

Людмилу Петрушевскую с уверенностью можно назвать одним из выдающихся отечественных писателей прошлого века. Она является автором значительного количества рассказов и детских книг, по ее произведениям поставлены театральные пьесы, сняты фильмы. Ее творчество стало открытием для многих: автор достаточно жестко, а порой и просто безжалостно, без прикрас описывает все трудности жизни.

Детские годы

Петрушевская Людмила Стефановна появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве. Ее родители были хорошо образованными людьми. Мама работала редактором, папа был лингвистом. Дедушка Петрушевской – Николай Яковлев, советский ученый, профессор языкознания.

Детство писательницы проходило в нелегкое военное и послевоенное время, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее судьбу. Девочка, спасаясь от войны, вынуждена была жить у дальних родственников, а затем и вовсе воспитывалась в одном из детских домов неподалеку от Уфы.

Повзрослев, Людмила решила связать свою жизнь с журналистикой. А потому после получения школьного аттестата девушка поступает в МГУ, на факультет журналистики. Обучение она закончила в 1961 году и устроилась работать журналистом. После Петрушевская несколько раз меняла место работы. В начале 70-х годов она устраивается работать в Центральную студию телевидения редактором.

Творческий путь

Первые стихи Людмила Петрушевская стала сочинять еще в юности. Они были достаточно простыми, легкими. Сама поэтесса в то время относилась к своему творчеству несерьезно, она не намерена была становиться писательницей.

Читайте также:  Павел чинарёв - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Однако талант не так легко спрятать: во время учебы в университете Петрушевская писала сценарии для различных студенческих мероприятий.

В середине 60-х годов появились и первые пьесы, но долгое время она не решалась их публиковать.

Первым напечатанным произведением Петрушевской стал рассказ «Через поля», опубликованный в журнале «Аврора» в 1972 году. Несмотря на то что рассказ был воспринят читателями с интересом, следующее произведение напечатали лишь спустя несколько лет. Но вместе с тем Людмила продолжала активно писать.

Рекомендуем: Людмила Улицкая: книги и личная жизнь

Ее пьесы были интересны, жизненны, близки многим. Поэтому не удивительно, что их заметили режиссеры. Конечно же, знаменитые театры не могли взять для постановки произведение малоизвестного автора.

А вот театры небольшие охотно работали с ее произведениями. Так, в 1979 году в театре Р. Виктюка поставили спектакль «Уроки музыки». А львовский театр «Гаудеамус» представил зрителям спектакль «Чинзано».

Лишь после 1980 года на творчество Людмилы Петрушевской стали обращать внимание более известные театры. Это были постановки:

  • «Любовь» – Театр на Таганке.
  • «Квартира Коломбины» – «Современник».
  • «Московский хор» – МХАТ.
  • «Кабаре одного актера» – Театр им. А. Райкина.

Примечательно, что на протяжении длительного времени Людмила Петрушевская не могла печататься. Ее рассказы и пьесы не были официально запрещены, однако редакторы издательств не хотели принимать для публикации произведения на довольно тяжелые социальные темы. А Петрушевская именно их и писала. Впрочем, отказ в печати поэтессу не остановил.

Только в 1988 году была издана книга Людмилы Стефановны Петрушевской. После этого она начинает писать еще активнее – произведения появляются одно за другим. Именно тогда была написана одна из известнейших ее книг – «Три девушки в голубом», повествующая о нелегких судьбах трех родственниц.

Несмотря на то что книги на социальные темы, поэмы и стихи Петрушевская писала очень легко (чего стоит один ее цикл о жизни женщин!), постепенно она поменяла сферу деятельности. Писательница увлеклась созданием детских книг, а также пробовала сочинять любовные романы.

Рекомендуем: Эдит Пиаф: судьба знаменитой певицы

В 1984 году выходит ее новый цикл – лингвистические сказки «Пуськи бятые». В 1990—2000 годах она написала «Лечение Василия», «Сказки про азбуку», «Настоящие сказки». Чуть позже были изданы «Книга принцесс», «Приключения поросенка Петра». По мотивам сказок про поросенка Петра было создано несколько мультипликационных фильмов.

Произведения Людмилы Петрушевской переведены более чем на 20 языков мира и издаются сегодня во многих странах. Последняя книга писательницы «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем» была выпущена в 2012 году. После Людмила Стефановна переключилась на другие виды творчества, по-прежнему продолжая писать, но уже в меньших объемах.

Семья

Людмила Петрушевская несколько раз была замужем. О первом муже писательницы известно немного – он умер, оставив жену с маленьким сыном Кириллом. После Петрушевская вышла замуж за искусствоведа Бориса Павлова. В этом браке родилось еще двое детей – сын Федор и дочь Наталья.

Талантливый человек талантлив во всем

Биография Петрушевской содержит достаточно много интересных фактов. Так, к примеру, мало кто знает, что Людмила Стефановна не только писательница. Она обожает петь, а когда-то даже занималась в оперной студии. Более того, в 2010 и 2012 годах были записаны сольные альбомы Петрушевской. Правда, в свободную продажу они так и не поступили, но продавались вместе с журналом «Сноб».

Рекомендуем: Урсула Ле Гуин: жизненный путь писательницы

Петрушевская занималась созданием мультфильмов по собственным сказкам. Она основала анимационную «Студию ручного труда», в которой проводила достаточно много времени, рисуя мультфильмы при помощи современных компьютерных технологий.

Есть у писательницы еще один талант – она увлекается живописью и даже окончила профессиональные курсы. Петрушевская пишет картины и продает их, а полученные средства передает благотворительному фонду, опекающему детей-сирот.

В 1991 году Людмила Петрушевская находилась под следствием, даже некоторое время была вынуждена скрываться, проживая за границей. Ее обвиняли в оскорблении президента Горбачева.

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/lyudmila-petrushevskaya.html

Российская писательница Людмила Петрушевская: биография, личная жизнь, творчество

Биография Людмилы Петрушевской приведена в этой статье. Это знаменитая отечественная поэтесса, писатель, сценарист и драматург.

Детство и юность

Узнать биографию Людмилы Петрушевской вы можете из этой статьи. Русская писательница родилась в Москве в 1938 году. Ее отец был служащим. Дедушка был широко известен в научных кругах. Николай Феофанович Яковлев был знаменитым лингвистом кавказоведом. В настоящее время он считается одним из основателей письменности для ряда народов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Петрушевская Людмила Стефановна жила некоторое время у родственников и даже в детском доме, расположенном под Уфой.

Когда война закончилась, поступила на факультет журналистики Московского государственного университета. Параллельно стала работать корреспонденткой в столичных газетах, сотрудничать с издательствами. В 1972 году заняла пост редактора на Центральной студии телевидения.

Еще одна знаменитая постановка по ее тексту под названием “Чинзано” была поставлена во Львове, в театре “Гаудеамус”. Массово профессиональные театры начали ставить Петрушевскую начиная с 80 х годов. Так, зрители увидели одноактное произведение “Любовь” в театре на Таганке, в “Современнике” вышла “Квартира Коломбины”, а во МХАТе “Московский хор”.

Писательница диссидент

Биография Людмилы Петрушевской содержит немало печальных страниц. Так, на протяжении многих лет ей фактически приходилось писать в стол. Редакции толстых литературных журналов имели негласный запрет не печатать произведения писательницы. Причина этого была в том, что большинство ее повестей и рассказов были посвящены так называемым теневым сторонам жизни советского общества.

При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда нибудь эти тексты увидят свет и найдут своего читателя. В тот период ею были созданы пьеса шутка “Анданте”, пьесы диалоги “Изолированный бокс” и “Стакан воды”, пьеса монолог “Песни XX века” (именно она дала название ее более позднему сборнику драматических произведений).

Проза Петрушевской

Прозаическое творчество Людмилы Петрушевской, по сути, продолжает ее драматургию во многих тематических планах. Также в нем используются практически те же художественные приемы.

По сути, ее произведения представляют собой настоящую энциклопедию женской жизни начиная от юности и заканчивая старостью.

Сюда можно отнести следующие романы и повести “Приключения Веры”, “История Клариссы”, “Дочь Ксени”, “Страна”, “Кто ответит?”, “Мистика”, “Гигиена”, а также многие другие.

В 1992 году она написала одно из своих самых известных произведений сборник “Время ночь”, незадолго до этого вышел еще один сборник “Песни восточных славян”.

Интересно, что в ее творчестве много сказок для детской и взрослой аудитории. Среди них стоит отметить “Жил был будильник”, “Маленькая волшебница”, “Кукольный роман”, сборник “Сказки, рассказанные детям”.

На протяжении всей своей творческой карьеры Петрушевская живет и работает в российской столице.

Личная жизнь Людмилы Петрушевской

Петрушевская была замужем за руководителем галереи на Солянке Борисом Павловым. Он скончался в 2009 году.

Всего у героини нашей статьи трое детей. Старший Кирилл Харатьян родился в 1964 году. Он журналист. Одно время работал заместителем главного редактора издательского дома “Коммерсантъ”, затем был одним из руководителей газеты “Московские новости”. В настоящее время работает заместителем главного редактора газеты “Ведомости”.

Второго сына Петрушевской зовут Федор Павлов Андреевич. Он родился в 1976 году. Он также журналист, продюсер, телеведущий и художник. Дочь писательницы Наталья Павлова известный музыкант, один из основателей столичной фанк группы.

Поросенок Петр

Не все знают, но именно Людмила Петрушевская является автором мема про поросенка Петра, который на красном тракторе бежит из страны.

Все началось с того, что в 2002 году писательница издала сразу три книги под названием “Поросенок Петр и машина”, “Поросенок Петр едет в гости”, “Поросенок Петр и магазин”. Спустя 6 лет был снят одноименный анимационный фильм. Именно после его выхода в свет этот персонаж и превратился в мем.

На всю страну он получил известность после того, как в 2010 году один из пользователей интернета по прозвищу Lein записал музыкальную композицию “Поросенок Петр съе…”. Вскоре после этого другой пользователи Артем Чижиков наложил на текст яркий видеоряд из одноименного мультфильма.

Есть еще один интересный факт о писательнице. По некоторым версиям, профиль Людмилы Петрушевской послужил прототипом для создания заглавного персонажа в мультфильме Юрия Норштейна “Ежик в тумане”.

Подтверждением этому служит то, что сама Петрушевская в одном из своих произведений прямо описывает этот эпизод именно так. В то же самое время Юрий Норштейн по другому описывает появление этого персонажа.

При этом достоверным образом известно, что Петрушевская стала прообразом для режиссера при создании другого мультфильма “Журавль и цапля”.

“Время ночь”

Ключевое произведение в биографии Людмилы Петрушевской сборник рассказов “Время ночь”. В него вошли ее различные повести и рассказы, причем не только новые произведения, но и уже давно известные.

Примечательно, что героями Петрушевской являются обычные среднестатистические люди, с большинством из которых каждый из нас может встретиться каждый день. Они являются нашими коллегами по работе, каждый день встречаются в метро, живут по соседству в одном подъезде.

При этом необходимо задуматься, что каждый из этих людей это отдельный мир, целая Вселенная, которую автору удается уместить в одно небольшое произведение. Рассказы Людмилы Петрушевской всегда отличались своим драматизмом, тем, что содержали в себе сильный эмоциональный заряд, которому могли бы позавидовать некоторые романы.

Большинство критиков и сегодня отмечают, что Петрушевская остается одним из самых необычных явлений в современной российской словесности. Она умело сочетает в себе архаику и современность, сиюминутное и вечное.

Рассказ “Шопен и Мендельсон”

Рассказ “Шопен и Мендельсон” Людмилы Петрушевской служит ярким примером ее яркого и неповторимого творчества. По нему можно судить о ней как об уникальном отечественном прозаике.

В нем удивительным образом сравниваются два этих композитора, а главной героиней рассказа становится женщина, которая постоянно жалуется, что за стеной у нее каждый вечер играет одна и та же надоедливая музыка.

Источник: https://autogear.ru/article/356/841/rossiyskaya-pisatelnitsa-lyudmila-petrushevskaya-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo/

Людмила Петрушевская. Подробная биография

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора».

С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»).

Только в 1980-е появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989), «Бессмертная любовь.

Рассказы» (1988), «По дороге бога Эроса» (1993), «Тайны дома» (1995), «Дом девушек» (1998) и др.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).

Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой».

Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных.

В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще — рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.

Центральная тема прозы Петрушевской — тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях — семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).

Читайте также:  Илья кабаков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».

В 1993 Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию — «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах).

Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком.

Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.

Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями.

Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) — до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»).

Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» — прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет.

Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.

«Я не пишу теперь про ужасы»,— заявила недавно писательница.

В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» — «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых».

Творчество Петрушевской 1990-х явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности.

В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.

Вместе с тем в конце 1990-х в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина).

Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.).

Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга.

Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).

В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002), «Богиня Парка» (М., 2004), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004).

В 2003 Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник».

Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома».

В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.

Петрушевская является лауреатом престижной Пушкинской премии (1991).

Биография

Произведения

  • Дедушкина картина
  • Пушинка
  • Счастливые кошки

Критика

  • Быт и бытие в прозе Людмилы Петрушевской
  • Звуки «Му»
  • Такая любовь

Ключевые слова: Людмила Петрушевская, биография Людмилы Петрушевской, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Людмилы Петрушевской

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-lyudmily-petrushevskoj

Петрушевская Людмила Стефановна – Литературный Критик

Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в городе Москва. Росла в семье студентов Института философии, литературы, истории. Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Н. Ф. Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором, отец, Стефан Антонович Петрушевский, которого Людмила Стефановна почти не знала, стал доктором философии. 

     Семья Людмилы Стефановна подверглась репрессиям – трое расстрелянных, пережила тяжелейший голод во время войны, жила у родственников, которым не давали работы, как членам семьи врагов народа, а также, после войны, в детдоме для детей-инвалидов и туберкулезников, переживших голод, под Уфой.

В семье Людмилы Стефановны был принят домашний театр. Прадед девочки был «персонажем Серебряного века», врачом и тайным большевиком, и он почему-то настаивал, чтобы ее не учили читать. Людмила Стефановна занималась в оперной студии и мечтала стать оперной певицей.

Ее карьера певицы состоялась только в 69 лет.   

     Людмила Стефановна признается в том, что не помнит своих «букварей» В эвакуации в Куйбышеве, куда ее привезли в три года, у них, врагов народа, было всего несколько книг.

Бабушкин выбор что везти с собой: “Краткий курс истории ВКП/ б”, “Жизнь Сервантеса” Франка, полное собрание сочинений Маяковского в одном томе и “Комната на чердаке” Ванды Василевской. Так как дед не разрешал девочки учиться читать, она научилась этому тайком, по газетам.

Взрослые обнаружили это случайно, когда она стала наизусть цитировать отрывки из «Краткого курса истории». Бабушка Людмилы Стефановны, Валентина, была объектом ухаживаний молодого Маяковского, который называл ее почему-то «голубая герцогиня» и звал замуж.

Когда бабушка и ее сестра Ася воссоединились в Москве после десятилетий вынужденного отсутствия, вредная Ася воскликнула: «Не хотела за поэта, вышла за студента и что получила!».

     Кончила школу в Москве с серебряной медалью, получила диплом на факультете журналистики МГУ.

     Работала корреспондентом «Последних известий» Всесоюзного радио в Москве, затем корреспондентом журнала с пластинками «Кругозор», после чего перешла на телевидение в отдел рецензирования, где, пользуясь полной безнадзорностью, писала отчеты о передачах – «Ленинский университет миллионов» и «Шаги пятилетки» – отчеты эти шли во все инстанции ТВ. После ряда жалоб главных редакторов отдел расформировали, и Людмила Стефановна попала в отдел перспективного планирования, единственное футуристическое учреждение в СССР, где надо было бы из 1972 года предугадать советское телевидение на двухтысячный год. С 1973 года Петрушевская нигде не работает.

     Писать начала рано. Публиковала заметки в газетах «Московский комсомолец», «Московская правда», журнал «Крокодил», газета «Неделя». Работала корреспондентом Всесоюзного радио и журнала «Кругозор».

Первый рассказ написала в 1968 году – «Такая девочка», опубликованный спустя 20 лет в журнале «Огонек». С этого момента писала уже в основном прозу.

Рассылала рассказы в разные журналы, их возвращали, откликнулась только ленинградская «Аврора».

     Первыми опубликованными произведениями там были рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в 1972 году в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете». В 1974 году там же был напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Через поля». Всего к 1988 году было опубликовано только семь рассказов, одна детская пьеса – «Два окошка», и несколько сказок.

     Вступив в Союза писателей в 1977 году, Людмила Стефановна зарабатывала переводами с польского, статьями в журналах. В 1988 году обратилась с письмом к Горбачеву, письмо послали для ответа в Союз писателей. И секретарь Союза писателей Ильин помог с публикацией первой книги «Бессмертная любовь» в тираж тридцать тысяч.

     Пьеса «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ, после 6 спектаклей ее запретили, затем театр перешел в ДК «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 году. Пьеса была напечатана в 1983 году в брошюре «В помощь художественной самодеятельности», тиражом в 60 000 экземпляров.

     Сегодня Людмила Стефановна Петрушевская – общепризнанный литературный классик, автор множества прозаических произведений, пьес и книг для детей среди которых и знаменитые «лингвистические сказки» «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке.

В 1996 году в издательстве «АСТ» вышло ее первое собрание сочинений.

Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник», «Все непонятливые», «Краденое солнце», «Сказка сказок», «Кот, который умел петь», «Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» в соавторстве с Юрием Норштейном. 

     Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.

     Не ограничиваясь литературой, Петрушевская играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол и читает рэп. Участник проекта «Сноб», единственного в своем роде дискуссионного, информационного и общественного пространства для людей, проживающих в разных странах, с декабря 2008 года.

     Лауреатом Международной премии «Alexandr Puschkin», 1991 год, Гамбург, Государственной премии РФ в области литературы и искусства, 2002 год, Независимой премии «Триумф», 2002 год, Бунинской премии, Театральной премии имени Станиславского, Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award) за сборник «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки», юмористической премии «Малый Золотой Остап» за сборник «Дикие животные сказки» и другие…

     Людмила Стефановна является Академиком Баварской академии искусств – классик европейской культуры.

     В последние годы выходят ее книги – проза, поэзия, драматургия, сказки, публицистика. Напечатано больше 10 детских книжек, ставятся спектакли – «Он в Аргентине» в МХТ им. Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики в ГМИИ им.

Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга.

Людмила Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом – в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.

     Начала продажу своих акварелей и монотипий – через Интернет – в пользу детского дома для подростков-инвалидов в Порхове под Псковом.

Там живут больные ребята, которых Благотворительное общество «ПРОБО Росток» спасло от пребывания в старческом доме инвалидов-психохроников, куда их отправляют в 15 лет после детских домов – на всю жизнь.

Ребят обучают педагоги, они привыкают к самостоятельности, выращивают овощи, занимаются рукоделием, домашним хозяйством и т.д.

     Создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. Сделаны фильмы «Беседы К.Иванова» совместно с А.Головань, “Пенсне”, “Хоррор”, “Улисс: ехали-приехали”, “Где ты” и “Муму”.

     Создала маленький театр «Кабаре одного автора». Исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах – такие как “Лили Марлен”, “Опавшие листья” или “Чаттануга”.

     Книги сказок Людмилы Стефановны: «Лечение Василия», 1991 год, «Жил-был Трр-р» 1992 год, «Сказка про азбуку», 1996 год, «Настоящие сказки», 1996 год, «Чемодан чепухи», 2001 год, «Счастливые кошки», 2002 год, «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр едет в гости», «Поросенок Петр и магазин», 2002 год, «Книга принцесс», 2007 и 2008 год, «Приключения поросенка Петра», 2008 год.

     Первая книга рассказов вышла в 1988 году, до этого Людмила Стефановна числилась в запрещенных авторах. В 1996 году был опубликован пятитомник. В 2000-2002 года девятитомник.

Еще четыре книги вышли в «Эксмо» и одиннадцать сборников выпустило издательство «Амфора» за последние три года. Спектакли по пьесам Людмилы Петрушевской шли с Студенческом театре МГУ, МХАТе, Ленкоме, Современнике, театре им.

Маяковского, в театре на Таганке, в театре «Около» и «На Покровке».

Читайте также:  Ксения кутепова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

     Спектакль по пьесе «Квартира Коломбины» был поставлен в театре «Современник» в 1985 году. Проза  и пьесы Людмилы Стефановны переведены на 20 языков мира.

     В 2008 году Фонд «Северная Пальмира» совместно с международной ассоциацией «Живая классика» организовали Международный Петрушевский фестиваль, приуроченный к 70-летию со дня рождения и к 20-летию со дня выхода первой книги Людмилы Петрушевской. 

     Член Русского ПЕН-центра, международной организации, объединяющей профессиональных писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных литературных жанрах.

     В свободное время Людмила Стефановна увлекается чтением книг философа Мераба Мамардашвили и писателя Марселя Пруста.

     Семья литературного классика состоит из двух сыновей, дочери, а также внуков. Сыновья: Кирилл Харатьян, заместитель главного редактора газеты «Ведомости», и Федор Павлов-Андреевич, журналист и телеведущий. Дочь Павлова Наталья, солистка группы “C.L.O.N.”.

     Людмила Стефановна называет себя «филологом по принципу жизни» и говорит, что «собирает все время язык».

     В ноябре 2015 года Людмила Стефановна стала гостьей III Дальневосточного театрального форума. На сцене Чехов-центра был поставлен спектакль «День рождения Смирновой» по ее пьесе.

Петрушевская непосредственно приняла участие в детском концерте «Поросенок Петр приглашает».

Под аккомпанемент группы «Джаз тайм» Людмила Стефановна исполняла детские песенки собственного сочинения и читала сказки.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/petrushevskaya-lyudmila-stefanovna

Людмила Стефановна Петрушевская

Дата рождения: 26.05.1938

Драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской – одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.

Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, “воровала селедочные головы из соседского помойного ведра”, а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов.

Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь.

Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене — пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов).

И тут же пьессы Петрушевской были запрещены и вплоть до второй половины 80-х годов не ставились на профессиональной сцене. Не смотря на запрещение Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. Также в 70-80-х г.

по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов. В том числе и знаменитая “Сказка сказок” Ю. Норштейна.

Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей.

Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая “профессию” сказочника. Писательница рисует акварели и принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах.

В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную “студию”: Студия ручного труда. Петрушевская член Русского ПЕН-центра и Академик Баварской академии изящных искусств.

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве. Вдова, муж директор Галереи «на Солянке» Борис Павлов (умер 19 сентября 2009).

Торе детей. Двое сыновей (Кирилл Харатьян и Фёдор Павлов-Андреевич) известные журналисты. Дочь (Наталья Павлова) занимается музыкой.

Интересные факты из жизни

Военное детство оставило глубокий след в личности Петрушевской. “Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком”, – говорит писательница.Мультипликационный фильм “Сказка сказок” по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю.

Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю.

Норштейна “источником вдохновения” при создании главного персонажа “Сказки-сказок” Ёжика.В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5.

Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.

Награды писателя

Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (Гамбург, 1991)
Дважды номинирована на «Русского Букера» (1992 и 2004)Премии журнала «Октябрь» (1993, 1996, 2000)Премия журнала «Новый мир» (1995)Премия журнала «Знамя» (1996)Премия «Москва-Пенне» (Италия, 1996)

Премия им. С. Довлатова журнала «Звезда» (1999)
Государственная премия РФ (2002)

Премия «Триумф» (2002)Премия фестиваля «Новая драма» (2003)Театральная премия имени Станиславского (2004)

Номинирована на Бунинскую премию (2008)

World Fantasy Award (Всемирная премия фэнтези) в номинации “Сборник” (2010)

Библиография

Л. Петрушевская – автор большого числа пьес, рассказов, повестей, сказок и т.д. Произведения писательницы собраны в следующих сборниках:Бессмертная любовь (1988) Песни XX века (1988) Три девушки в голубом (1989) Свой круг (1990) Лечение Василия и другие сказки (1991) По дороге бога Эроса (1993)Тайна дома (1995)

Бал последнего человека (1996)

Сказка про азбуку (1997)

Настоящие сказки (1997)

Дом девушек (1998)Карамзин: Деревенский дневник (2000)Найди меня, сон (2000)Королева Лир (2000)Реквиемы (2001)Время ночь (2001)Мост Ватерлоо (2001)Чемодан чепухи (2001)Счастливые кошки (2001)Где я была: Рассказы из иной реальности (2002)Такая девочка (2002)Черное пальто: Рассказы из иной реальности (2002)Случай в Сокольниках: Рассказы из иной реальности (2002)…как цветок на заре (2002)Завещание старого монаха: Рассказы из иной реальности (2003)Дом с фонтаном (2003)Невинные глаза (2003)Незрелые ягоды крыжовника (2003)Милая дама (2003)Девятый том (2003)Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые (2003)

Номер Один, или В садах других возможностей (2004)

Богиня Парка (2004)Измененное время (2005)Город Света: Волшебные истории (2005)

Квартира Коломбины (2006)

Жизнь — это театр (2006)Маленькая девочка из “Метрополя” (2006)

Два царства (2007)

Московский хор (2007)
Черная бабочка (2008)
Книга принцесс (2008)Дикие Животные сказки (2008)

Парадоски. Строчки разной длины (2008)

Пограничные сказки про котят (2008)
Путешествия в разные стороны (2009)
Истории из моей собственной жизни (2009)

Экранизации произведений, театральные постановки

Лечение Василия (1974) реж. УгаровЛямзи-тыри-бонди, злой волшебник (1976), реж. М. НовогрудскаяКраденое солнце (1978), реж. Н. ЛернерМуми-тролль и другие (1978), реж. А. ЗябликоваМуми-тролль и комета (1978). реж. Н. ШоринаСказка сказок (1979, реж. Ю. НорштейнЗаячий хвостик (1984), реж. В. КурчевскийКот, который умел петь (1988), реж. Н. ЛернерШинель (2007), реж. Ю.

НорштейнСеребряные ложки (1983 ) реж. А.ИлюхинВ нашу гавань заходили корабли (1984 ) реж. ВиллаТри девушки в голубом (1988 ) реж. Марк ЗахаровМузыка рваных вен (1990 ) реж. Д. ЗаболотскихУроки музыки (1990 ) реж. С. Арцыбашев, Э. КольбусПро любовь (1996 ) реж. Л. КрымскийЛюбовь (1997 ) реж. В. МирзоевСвидание (2000 ) реж. А.

ФенченкоПоросёнок Пётр (мультипликационный фильм, 2008)

Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=65

Людмила Петрушевская

Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 году в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).

Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 80-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе.

Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни».

Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов.

Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие.

В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.

Библиография

Романы и повести

  • 1992 — Время ночь.
  • 2004 — Номер Один, или В садах других возможностей. — М.: Эксмо. — 335 с. — ISBN 5-699-05993-8.

Пьесы

  • 1973 (напечатана в 1983) — Уроки музыки.
  • Любовь.
  • Квартира Коломбины.
  • 2007 — Квартира Коломбины: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 415 с. — ISBN 978-5-367-00411-3.
  • 2007 — Московский хор: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 448 с. — ISBN 978-5-367-00509-7.

Сказки

  • Дикие Животные сказки.
  • Морские помойные рассказы.
  • 1984 — Пуськи Бятые.
  • 2008 — Книга принцесс. — М.: Росмэн-Пресс. — 208 с. — ISBN 978-5-353-03090-4.

Сборники рассказов и повестей

  • Бессмертная любовь.
  • 2008 — Пограничные сказки про котят. — СПб.: Амфора. — 296 с. — ISBN 978-5-367-00820-3.
  • 2008 — Чёрная бабочка. — СПб.: Амфора. — 304 с.

     — ISBN 978-5-367-00753-4.

  • 2009 — Два царства. — СПб.: Амфора. — 400 с. — ISBN 978-5-367-00940-8.
  • 2009 — Истории из моей собственной жизни. — СПб.: Амфора. — 568 с.

     — ISBN 978-5-367-01016-9.

Дискография

  • 2010 — сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)

Фильмография

Сценарии для фильмов

  • 1997 — «Любовь»
  • 2000 — «Свидание»

Сценарии для мультфильмов

По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлен ряд мультфильмов:

  • 1976 — «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», реж. М. Новогрудская.
  • 1978 — «Краденое солнце», реж. Н. Лернер
  • 1979 — «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн.
  • 1984 — «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский.
  • 1988 — «Кот, который умел петь», реж. Н. Лернер.
  • 2008 — «Поросёнок Пётр»

Разное

Семья

Вдова, покойный муж — директор Галереи на Солянке Борис Павлов (ум. 19 сентября 2009).

Трое детей: Кирилл Харатьян (р. 29 августа 1964) — журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости». Ныне заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Фёдор Павлов-Андреевич (р. 14 апреля 1976) — журналист, телеведущий, продюсер .

Наталья Павлова — музыкант, основатель московской фанк-группы Clean Tone.

Поросёнок Пётр

В 2002 году Петрушевская создала три книги про поросёнка Петра («Поросёнок Пётр и машина», «Поросёнок Пётр и магазин», «Поросёнок Пётр едет в гости»). Эти книги так понравилась читателям, что был создан мультфильм, а фанфики пишут до сих пор.

Премии и награды

  • Лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991)
  • Лауреат премий журналов:
    • «Новый мир» (1995)
    • «Октябрь» (1993, 1996, 2000)
    • «Знамя» (1996)
    • «Звезда» (1999)
  • Лауреат премии «Триумф» (2002)
  • Лауреат государственной премии России (2002).
  • Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor's Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа).
  • Литературная премия им. Н. В. Гоголя

Источник: http://people-archive.ru/character/ludmila-petrushevskaya

Ссылка на основную публикацию