Наталия бессмертнова — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ушла из жизни артистка, летящая над веком

Вчера после тяжелой болезни ушла из жизни Наталия Бессмертнова, выдающаяся русская балерина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Она была прима-балериной Большого театра 1960-1990-х, супругой великого хореографа ХХ века Юрия Григоровича и первой исполнительницей главных партий большинства его балетов, открывших новое направление развития советского балетного театра.

Бессмертнова окончила Московское хореографическое училище в 1961 году, где училась у блистательной петербургской балерины Марии Кожуховой и была одной из первых учениц тогда еще только начинающего педагога Софьи Головкиной. Сразу по окончании школы ее приняли в труппу Большого театра, где она проработала до 1995 года.

В 1960-е годы юная Бессмертнова создала выдающуюся трактовку одной из ключевых балетных партий — Жизели. Именно ее интерпретация стала основным ориентиром для последующих исполнительниц вплоть до нашего времени.

Воспоминаниями о своей старшей коллеге с «Российской газетой» поделилась Людмила Семеняка, народная артистка СССР, в недавнем прошлом — прима-балерина, а ныне — педагог-репетитор Большого театра.

— Наталия Игоревна была балериной редкого дарования, яркого ума, сильного характера. Каждый созданный ею образ был как полотно великого художника.

Ее Жизель, Фригия в «Спартаке», Рита в «Золотом веке», Раймонда, да и все ее многочисленные роли — воплощение лучших поэтических женских качеств. Для меня она всегда останется непревзойденной романтической балериной.

Но кроме того, я бы назвала ее артисткой, летящей над веком. Балериной века для всех нас была Уланова. Наталия Игоревна — безусловная продолжательница ее традиции.

Она была сильной духом женщиной, обладавшей особым жизненным талантом: Бессмертнова была музой своего великого мужа Юрия Григоровича. Я всегда восхищалась, какой изумительной сподвижницей была Наташа, как мудро умела всегда находиться рядом, разделять и отстаивать его творческие взгляды, поддерживать.

На это способны только истинно любящие люди, посвятившие друг другу всю жизнь и творчество. Их совместные работы стали эпохальными.

Облик Бессмертновой, ее иконописный лик, огромные глаза, загадочность и поэтичность танца — это воплощенная врубелевская Царевна-лебедь, на которую она была похожа и внешне, и по духу.

О Наталии Бессмертновой вспоминает Анна-Мария Прина, директор Академии балета миланского театра «Ла Скала»:

— Для меня и для всего балетного мира уход Наташи — огромная утрата. Она была лицом танца. Печально, что такие люди, как она, как недавно скончавшийся Морис Бежар, покидают нас. И еще печальнее, что Наташа ушла все-таки слишком рано. Мы дружили многие десятилетия.

Семья Григоровича и Бессмертновой дала мне в жизни, профессии, понимании русской культуры так много и так щедро, что это трудно с чем-либо сравнить. Мы были как родные. Она была выдающейся артисткой, изумительной балериной, а также сильным и мудрым человеком. Жить с Григоровичем непросто, он большой художник, человек сложного характера.

Но Наташа его прекрасно понимала, всегда все расставляла по местам, умиротворяла.

Источник: https://rg.ru/2008/02/20/bessmertnova.html

Балерина Большого театра Наталья Бессмертнова: биография, творческая и педагогическая деятельность

Искусство и развлечения 24 февраля 2016

Выдающаяся балерина русского театра осталась в памяти зрителей как идеал романтической героини. Она прожила насыщенную творческую жизнь, смогла реализоваться как педагог и женщина. Как же складывался ее жизненный путь?

Детские годы

19 июля 1941 года в Москве родилась Бессмертнова Наталья Игоревна, будущая балерина. Но в детстве ничто не предвещало артистической карьеры. Отец Натальи был военным врачом, мама занималась детьми и домом. У Наташи была сестра Татьяна.

Семья была далека от искусства, но мама поощряла детскую любовь к танцам и пластическим упражнениям, хотя времена были непростые. Сестра впоследствии сделала неплохую карьеру в балете, танцевала в Большом театре, но терялась в тени своей знаменитой сестры. Она удачно вышла замуж за сына Михаила Габовича, выдающегося партнера Г. Улановой.

Они прожили в браке более полувека. Сам Михаил также был незаурядным танцовщиком, а их сын, Михаил Бессмертнов, тоже стал артистом балета. Племянника Наталья Бессмертнова, дети для которой оказались невозможной роскошью, всю жизнь воспринимала как собственного сына. Так появилась новая балетная династия. У Михаила Бессмертнова родилась дочка Надежда.

Она не стала продолжательницей танцевальных семейных традиций, но любовь к балету ей передалась от предыдущих поколений.

Годы учебы

В семье росли две девочки, обе любили танцевать, и мама отдала их в хореографическое училище. Наталья училась в классе известного наставника Кожуховой Марии, в годы учебы она не слишком выделялась среди одноклассниц, хотя училась блестяще.

Но у нее не было яркой внешности или уверенности в себе, которые бы помогали ей выдвигаться на первый план. В выпускном классе ее берет к себе Софья Головкина.

Уже перед выпуском в зал пришел Михаил Габович, который обратил внимание на невесомую девочку с огромными глазами, это оказалась Наталья Бессмертнова. Биография ее в этот момент была предрешена.

Начало карьеры

Сразу после выпуска из училища Наталья Бессмертнова начинает работать в труппе Большого театра. Там к ней сразу проявил большую заинтересованность главный балетмейстер Леонид Лавровский. Он видел в Наташе идеальную пару для своего сына, танцовщика Михаила Лавровского.

Они танцевали вместе в «Шопениане», этот спектакль стал дебютом для вчерашних выпускников училища. Здесь Бессмертнова смогла выигрышно показать свои данные, которые соответствовали всем стандартам романтической героини. Она была очень изящна, с красивыми, выразительными руками. В 1963 году Наталья Бессмертнова и Михаил Лавровский танцуют в «Жизели».

Этот балет стал счастливым билетом Бессмертновой, ее заметили критики, полюбила публика, в роли Жизели она была великолепна: тоненькая, романтичная, с мощным, летящим прыжком. Она была признана настоящей продолжательницей лучших традиций русского балета, ее постоянно сравнивали с Улановой и Спесивцевой, и она от такого сравнения не проигрывала.

Она начинает выезжать на гастроли за рубеж, покоряет Англию и быстро обретает мировую известность.

Сначала ее педагогом-репетитором стала Галина Уланова, но отношения их не сложились, и Бессмертнова, проявив сильный характер, ушла к Марине Семеновой.

Звездные годы

Начиная с 1963 года Наталья Бессмертнова – прима Большого театра. Ей покоряется весь классический репертуар, но лучше всего она смотрится в лирических ролях: Муза в «Паганини», Одетта-Одилия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице». Великий хореограф Серж Лифарь говорил, что в его жизни было три чуда: Павлова, Спесивцева и Бессмертнова.

Начиная с 1964 года Бессмертнова участвует в записи фильмов-балетов, за 25 лет она снимется почти в 20 картинах.

Сотрудничество с Юрием Григоровичем помогло Бессмертновой раскрыть лучшие грани своего таланта: поразительную музыкальность, безупречную технику, способность к тонкой импровизации, артистизм. Диапазон Натальи Бессмертновой был чрезвычайно широк, она имела способность перевоплотиться и в драматическую, и в лирическую героиню.

На сцене Большого театра балерина танцует до 1988 года, пока Григорович не уволил ее вместе с другими звездами: Плисецкой, Максимовой, Лавровским, он хотел омолодить труппу.

Для 47-летней Натальи Игоревны это не стало сильным ударом, так как она смогла полностью реализовать себя в творчестве, у нее не было сожаления о несложившихся партиях, она смогла перетанцевать весь репертуар классической балерины.

Лучшие роли

Наталья Бессмертнова почти не знала провалов, она блистала в разных ролях. Но самыми успешными ее партиями стали роли: Китри в «Дон-Кихоте», Джульетты в «Ромео и Джульетте», Авроры в «Спящей красавице», Лейли в «Лейли и Меджнун», Девушки в «Видении розы», Анастасии в «Иване Грозном». Она была неподражаема в «Спартаке», в «Жизели», «Раймонде», «Ангаре».

Ее спектакли стали золотым фондом русского балетного искусства, к счастью, многие из них сняты на пленку, и новые поколения зрителей и танцовщиков могут увидеть ее исполнение, хотя, конечно, фильм не передает полного впечатления от обаяния танцовщицы.

Ее партнерами были лучшие танцовщики того времени: Марис Лиепа, Михаил Барышников, Михаил Лавровский, Юрий Богатырев, Александр Годунов, Владимир Васильев.

Награды и звания

За свою жизнь Наталья Бессмертнова получила немало наград, она была обласкана критиками и властями. С 1976 года она народная артистка СССР. Неоднократно получала высокие премии: имени Ленина, Ленинского комсомола, Государственную премию СССР, а также профессиональные премии: Анны Павловой в Париже, Давида в Италии, первую премию на конкурсе в Варне.

Она кавалер ордена Дружбы народов и ордена Трудового Красного Знамени. Ее творчеству был посвящен фильм «Жизнь в танце», Семен Лапин написал о балерине книгу.

Педагогическая деятельность

После увольнения из труппы Наталья Бессмертнова не покидает Большой театр. С 1988 года она работает там педагогом-репетитором. Она не была легким и приятным человеком, ученики вспоминают, что она являлась очень требовательной и даже жесткой, но всегда в высшей степени профессиональной.

Среди ее подопечных были многие танцоры Большого театра, некоторые с успехом работают на зарубежных сценах. Среди учеников можно отметить Руслана Скворцова, Анастасию Волочкову, Евгения Иванченко. Она покинула Большой театр в тот день, когда во главе него встал Владимир Васильев.

С тех пор она не любила вспоминать о главном театре страны. С 1995 года она бессменный репетитор и ассистент в театре Юрия Григоровича. С ним она работает над «Ромео и Джульеттой», «Иваном Грозным», «Лебединым озером», «Легендой о любви», «Раймондой», «Золотым веком».

Перестала работать в 2007 году по состоянию здоровья.

Общественная деятельность

Наталья Бессмертнова, балерина с мировым именем, неоднократно работает в жюри балетных конкурсов по всему миру: Варна, Токио, Москва. В 1979 году она становится депутатом Верховного Совета СССР. Она была не большой любительницей светских мероприятий, но с удовольствием посещала премьеры коллег в разных театрах мира.

Личная жизнь

Обычно у великих балерин личная жизнь подменяется работой, но Наталья Бессмертнова, личная жизнь которой вызывала зависть у всех балерин Большого театра, была счастливым исключением. Еще в 1963 году она выходит замуж за главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича.

Все вокруг сулили браку короткий срок, но они прожили вместе более 40 лет до самой ее смерти. Она была ему и музой, и другом и заботливой женой, и помощником. Бессмертнова работала с мужем бок о бок более четырех десятков лет, их годы в Большом были золотым веком не только для их семьи, но и для театра.

Наталья Игоревна стала организатором забастовки артистов в Большом театре, когда Григоровича уволили. Она последовала за ним в провинцию, чтобы помогать ему ставить спектакли.

Бессмертнова была настоящей звездой спектаклей Григоровича, она понимала его как никто другой, а он лучше других постановщиков знал о ее возможностях.

В обычной жизни Бессмертнова имела мало друзей. Она не была общительной и дружелюбной, не боялась идти на конфликт, если считала, что отстаивает правду. Так, она подала в суд, когда ее уволили вслед за Григоровичем из Большого, выиграла процесс и ушла по собственному желанию с гордо поднятой головой.

В свободное время Наталья Игоревна много читала, слушала музыку, очень любила гулять и путешествовать.

19 февраля 2008 года мир облетела печальная весть: скончалась Наталья Бессмертнова, причина смерти – продолжительная болезнь. Мужа не было рядом в тот момент, он в Сеуле ставил спектакль, чтобы заработать денег на французскую клинику для нее. Похоронили балерину на Новодевичьем кладбище, прощание проходило в Большом театре.

Читайте также:  Владислав котлярский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Прима-балерина Большого театра: Майя Плисецкая, Светлана Захарова и другие

Прима-балерина Большого театра – о таком почётном звании мечтают тысячи танцовщиц. Примадонны исполняют ведущие партии в хореографических спектаклях. А быть примой Большого особенно почётно, ведь это самый лучши…

Искусство и развлечения
Мария Александрова — прима-балерина Большого театра: биография, достижения, личная жизнь

Мария Александрова – известная российская танцовщица современности. Является примой-балериной Большого театра. Сыграла более шестидесяти партий. За заслуги в области культуры ей присвоено звание народной артист…

Искусство и развлечения
Кондратьева Марина Викторовна, прима-балерина Большого театра: биография, творчество

Кондратьева Марина Викторовна – прима-балерина Большого театра, народная артистка РСФСР, а затем и СССР, известный балетмейстер, а также лауреат I степени на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Варшаве.

Искусство и развлечения
Нина Капцова, прима-балерина Большого театра: биография, творчество

Капцова Нина Александровна – известная российская балерина, народная артистка РФ, прима-балерина Большого театра.Общая биографияНина Капцова родилась 16 октября 1978 года в городе Ростове-на-Дону…

Искусство и развлечения
Актриса Наталья Защипина: биография, семья и творчество

В 5-летнем возрасте актриса Наталья Защипина прославилась на весь СССР. Многие представители старшего поколения помнят ее как малышку Катю из фильма «Жила-была девочка». Вас заинтересовала биография Наташи…

Искусство и развлечения
Актриса Наталья Гусева: биография, кинокарьера и семья

Наталья Гусева запомнилась многим зрителям по роли Алисы Селезневой в фильме «Гостья из будущего». Хотите узнать, где она родилась и училась? Как попала в большое кино? Состоит ли в законн…

Искусство и развлечения
Актриса Наталья Вдовина: биография, карьера и личная жизнь

Наталья Вдовина – удивительно красивая женщина и талантливая актриса. На ее счету десятки ярких ролей, сыгранных в театре и большом кино. Хотите узнать историю развития карьеры артистки? Вас интересует ее личная…

Искусство и развлечения
Кори Тейлор (Corey Taylor): биография, творческая и личная жизнь музыканта. Татуировки и рост Кори Тейлора

В статье об известном музыканте читателей интересует, прежде всего, его творческая биография. Кори Тейлор — один из самых известных рок-вокалистов современности. Он обладает прекрасным голосом, уникальным стилем испол…

Искусство и развлечения
Наталья Костенева: биография, фильмография и личная жизнь актрисы (фото)

Костенева Наталья Владимировна родилась зимой, первого декабря 1984 года, на данный момент ей 29 лет. У девушки российское гражданство, она является уроженкой Казахстана. Её рост составляет 1,72 м. По знаку зодиака На…

Искусство и развлечения
Актриса Наталья Вавилова: биография, творческий путь, дети. Где сейчас актриса Наталья Вавилова?

Карьера в кино Натальи Вавиловой началась довольно неожиданно и удачно. Она жила н…

Источник: http://monateka.com/article/123912/

Наталья Бессмертнова: краткая биография

Умерла на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова.

Наталья Бессмертнова родилась в 1941 году.

SakhaNews

Скончалась всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова, сообщил представитель пресс-службы Большого театра.

Газета по-киевски

«В 11.00 в пятницу, 22 февраля, в атриуме Большого театра состоится гражданская панихида», — сообщили в пресс-службе Большого театра. По словам собеседника агентства, вопрос о том, где будет похоронена Бессмертнова, пока решается.

МИА «Россия сегодня»

Прощание со всемирно известной российской балериной Натальей Бессмертновой пройдет 22 февраля в атриуме Большого театра. Гражданская панихида начнется в 11 часов.

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Минувшей ночью в одной из городских больниц в результате тяжелой болезни скончалась балерина Наталья Бессмертнова, сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь Большого театра Екатерина Новикова.По ее словам, в ближайшее время о смерти Н.Бессмертновой поставят в известность ее мужа Юрия Григоровича, который в настоящее время находится в Сеуле.

Народное радио

В Москве в одной из больниц после продолжительной болезни в возрасте 66 лет скончалась всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова, прима Большого театра в 1960-х годах, жена хореографа Юрия Григоровича, сообщает информационное

K2Kapital

Скончалась всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Большого театра.

GZT.RU

Скончалась всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова, сообщил сегодня представитель пресс-службы Большого театра.

GorodFM.RU

Скончалась всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова, сообщил представитель пресс-службы Большого театра. «Она скончалась на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни», —

FoRum

Скончалась всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова, сообщил сегодня «РИА «Новости» представитель пресс-службы Большого театра.

ГЛАВРЕД

Умерла всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова, сообщил РИА «Новости» представитель пресс-службы Большого театра. «Она скончалась на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни», — сказал источник.

Новые известия

  В Москве в возрасте 66 лет умерла от тяжелой болезни балерина Наталья Бессмертнова, жена хореографа Юрия Григоровича, прима Большого театра в 1960-х годах.

Выпускница М…

«Сибирское агентство новостей»

Она умерла на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни. Наталья Бессмертнова родилась в 1941 году. В 1961-1995 годах она была ведущей артисткой Большого театра. Одна из лучших ее партий — Жизель в одноименном балете. Бессмертнова много выступала также в балетах своего мужа Юрия Григоровича.

Источник

Скончалась всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова. Об этом заявил представитель пресс-службы Большого театра.

Полит.Ру

Скончалась всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова, сообщил во вторник представитель пресс-службы Большого театра.

Газета по-киевски

В Москве в возрасте 66 лет умерла балерина Наталья Бессмертнова, жена хореографа Юрия Григоровича, прима Большого театра. Одной из ее лучших партий считалась Жизель в одноименном балете, в числе других знаменитых спектаклей с ее участием числятся «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви».

Lenta.ru

Скончалась всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова.

Взгляд — VZ.Ru

Скончалась всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова, сообщил во вторник представитель пресс-службы Большого театра.

«Она скончалась на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни», — сказал он. Наталья Бессмертнова родилась в 1941 году. В 1961-1995 годах она была ведущей артисткой Большого театра.

Одна из лучших ее партий — Жизель в одноименном балете.

Podrobnosti.ua

Скончалась всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова, сообщил представитель пресс-службы Большого театра.

Она скончалась на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни, передает РИА Новости .

Накануне

Скончалась всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Большого театра.

GZT.RU

В Москве на 67-м году жизни скончалась всемирно известная российская балерина Наталья Бессмертнова. Знаменитая танцовщица умерла в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни. Напомним, Наталья Бессмертнова родилась в 1941 году. В 1961-1995 годах она была ведущей артисткой Большого театра. Одна из лучших ее партий — Жизель в одноименном балете.

NewsProm.Ru

Источник: http://www.vsesmi.ru/news/1454036/2620802/

Kwoman.ru: Балерина Наталья Бессмертнова: биография, достижения, личная жизнь и интересные факты | Интересные статьи за 09.10.2018 (Октябрь 2018 год)

Наталья Бессмертнова — знаменитая советская балерина, народная артистка СССР, лауреат многочисленных государственных премий.

Биография балерины

Наталья Бессмертнова родилась в Москве в 1941 году, через несколько недель после начала Великой Отечественной войны. Ее отец, Игорь Борисович Бессмертнов, был практикующим врачом. Матери Антонине Яковлевне исполнился всего 21 год. Войну Наталья перенесла в эвакуации. После победы над немецко-фашистскими захватчиками вернулась в столицу.

В Москве окончила школу. После поступила в Московское хореографическое училище. Сейчас это академия хореографии — старейший вуз России, открывшийся в 1773 году. В разные годы ее выпускниками стали Майя Плисецкая, Ильзе Лиепа, Николай Цискаридзе.

Наталья Бессмертнова училась у заслуженного деятеля искусств РСФСР Марии Кожуховой и народной артистки СССР Софьи Головкиной.

Бессмертнова поступила в труппу Большого театра. На сцене одного из крупнейших театров России она проработала почти 30 лет. Только в 1988 году она вышла на творческую пенсию, но все равно продолжала выступать до 1993 года.

Прима-балерина

Наталья Бессмертнова — балерина, станцевавшая на сцене Большого театра ведущие партии в ключевых постановках из классического и современного репертуара.

Работая в Большом театре, она в качестве приглашенной звезды участвовала в спектаклях Финской национальной оперы, Белградского национального театра, балета Римской оперы, театра «Ла Скала» в Италии, Варшавского национального театра, Норвежской королевской оперы, балета Венской государственной оперы, Парижской национальной оперы, Королевского Шведского балета. А также в балетных труппах по всему миру — в Турине, Ницце, Загребе и Токио.

В 1973 году она вышла на сцену «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке на гала-концерте, посвященном юбилею известного американского импресарио Сола Юрока.

Балетные партии

На сцене Большого театра Наталья Бессмертнова дебютировала в 20 лет, в 1961 году. В «Шопениане» она исполняет седьмой вальс и мазурку, а в балете Андрея Баланчивадзе «Страницы жизни» танцует в образе дочери Андрея.

Насыщенным на премьеры для балерины стал 1963 год. В балете Сергея Прокофьева «Золушка» Бессмертнова исполняет роль Осени, солирует в класс-концерте в постановке Асафа Мессерера. Наконец, получает первую главную партию — Жизель в балете Адольфа Адана.

В последующие годы среди самых заметных партий в карьере Бессмертновой были: роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Петра Чайковского, Фригии в «Спартаке» Арама Хачатуряна, Маши в еще одном балете Чайковского «Щелкунчик», Джульетты в постановке Сергея Прокофьева по мотивам трагедии Уильяма Шекспира.

Уйдя со сцены

После ухода со сцены Наталья Бессмертнова, биография которой всю жизнь была связана с Большим театром, не стала менять место работы. Она становится педагогом-репетитором в 1988 году. Однако увольняется в 1995 г., в день назначения художественным руководителем Большого театра Владимира Васильева, проработавшего на этом посту до 2000 года.

Вскоре после его увольнения Бессмертнова возвращается в Большой театр к новому художественному руководителю и директору Анатолию Иксанову.

В качестве педагога-репетитора работает на десятках постановок. Самые успешные из них: «Раймонда» в Пражском национальном театре, «Щелкунчик» в Молдавской национальной опере, «Спящая красавица» в Варшавском национальном театре, » Иван Грозный» в Парижской опере.

Ассистент балетмейстера

На протяжении 12 лет Бессмертнова Наталья Игоревна, биография которой всю жизнь была связана с балетом, ассистировала супругу, Юрию Григоровичу, в спектаклях, которые он ставил.

Бессмертнова помогала при работе над балетом «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Золотой век» и многими другими. С мужем они работали слаженно и продуктивно, всегда добиваясь необходимого результата.

Известную балерину регулярно приглашали в жюри международных конкурсов артистов балета. Лучшие партии она определяла в Москве, болгарской Варне, швейцарской Лозанне, японском Нагое.

Супруг-балетмейстер

Наталья Бессмертнова, личная жизнь которой была предметом живого интереса ее поклонников, в 1968 году вышла замуж за Юрия Григоровича. Ей на тот момент было 27 лет, а Григоровичу — 41 год.

Читайте также:  Александр хочинский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Григорович — известный артист балета, в 1973 году получивший звание народного артиста СССР, а в 1986-м — Героя Социалистического Труда.

После завершения танцевальной карьеры в Ленинградском театре оперы и балета, в 1961 году пришел в Большой театр в Москве. Со временем стал главным балетмейстером и наиболее влиятельной фигурой в советском балете. Ему принадлежит восемь авторских постановок на сцене Большого театра. Работал совместно с театральным художником и сценографом Симоном Вирсаладзе.

За свою карьеру переделал все классические постановки, которые шли в Большом театре, перекроив их на свой лад.

Стиль его работы многие называют авторитарным и даже диктаторским. В 70-80-е годы в Большом театре наметилось серьезное противостояние. Соперничать с Григоровичем пытались Владимир Васильев, ставший впоследствии директором и художественным руководителем балетной труппы, и Майя Плисецкая. Они желали ставить на сцене свои спектакли и видели себя в других образах, нежели того хотел Григорович.

Серьезный конфликт у него наметился с танцовщиком Марисом Лиепой. Некоторые даже обвиняли его в преждевременной смерти артиста.

В 1995 году Григорович вместе с женой Бессмертновой покинули Большой театр после того, как его возглавил Васильев. Далее они работали с различными отечественными и зарубежными труппами.

Триумфальное возвращение звездной супружеской пары состоялось в 2001 году. В 2008-м Григорович был назначен штатным хореографом балетной труппы. Сейчас он отошел от дел. На данный момент Григоровичу 90 лет.

Роли в кино

Наталья Бессмертнова прославилась не только игрой на сцене Большого театра, но и в кино. В 1977 году она исполнила главную роль в драматическом фильме-балете Вадима Дербенева и Юрия Григоровича «Спартак». По сути, это была экранизация знаменитого одноименного балета Арама Хачатуряна, впервые вышедшего на сцене в 1968 году.

Балет Хачатуряна стал популярным сразу после премьеры. В 1970 году все создатели и исполнители были удостоены Ленинской премии.

В основе сюжета знаменитый исторический роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак». В нем рассказывается о событиях первого века до нашей эры в Древнем Риме.

Главный герой — гладиатор Спартак, его роль исполняет Владимир Васильев, возглавляет восстание рабов. Его жестоко подавляет римская армия, которой руководит полководец Марк Лициний Красс (его исполняет Марис Лиепа).

Помимо военной и гражданской линий, в фильме разворачивается любовная история между Спартаком и его женой Фригией в исполнении Натальи Бессмертновой. Их взаимоотношения противопоставляются отношениям Красса с куртизанкой Эгиной. В роли последней — народная артистка СССР Нина Тимофеева.

«Лебединое озеро»

В 1983 году Бессмертнова приняла участие в экранизации балета Петра Чайковского «Лебединое озеро».

В основе сюжета фольклорные мотивы, которые ранее часто использовались в литературных произведениях. Бессмертнова исполняет главную роль — Одетты.

Это девушка-лебедь, которая находится под влиянием злого мага. Днем она белый лебедь, а каждую ночь превращается в милую девушку. Причем она не одинока.

На озере ее окружают девушки, заколдованные так же, как и она. Они называют Одетту королевой лебедей.

Существует легенда, что из материнских слез по похищенным у нее дочерям появилось волшебное озеро. Разрушить заклятие может только настоящая любовь. Однако обет нельзя нарушать, иначе девушка навсегда останется в теле лебедя.

На протяжении фильма реалистичные картины чередуются с фантастическими сценами. В Одетту влюбляется принц Зигфрид, он ей клянется в вечной преданности. Однако на балу мать заставляет его выбирать себе невесту. Перед ним первые красавицы королевства. Однако Зигфрид не обращает на них никакого внимания, пока не появляется обворожительная Одиллия. Принц принимает ее за Одетту и берет в жены.

Поняв, что совершил ошибку, Зигфрид пытается все исправить. Он бросает вызов Хозяину озера, надеясь его победить. Однако разбушевавшиеся волны поглощают и принца, и королеву лебедей.

Смерть Бессмертновой

В 2008 году в Москве умерла Наталья Бессмертнова. Причина смерти — рак. Ей было 66 лет. Болезнь была тяжелой и продолжительной. В одной из столичных клиник ушла из жизни Наталья Бессмертнова, балерина. Причина смерти, как говорилось выше, онкологическое заболевание, с которым она мужественно боролась на протяжении нескольких лет.

На похоронах артистки администрация Большого театра отметила, что для них это невосполнимая потеря.

Источник

Источник: http://kwoman.ru/balerina-natalia-bessmertnova-biografiia-dostijeniia-lichnaia-jizn-i-interesnye-fakty.html

Наталия Бессмертнова

Родилась 19 июля 1941 г. в Москве. В 1961-1988 гг. являлась солисткой балета Большого театра. Затем — до 1995 г. — была педагогом-репетитором. В 1961 г. с отличием окончила Московское государственное училище (педагоги М.

Кожухова, Л. Черкасова, С. Головкина). Вышла на сцену Большого театра еще до окончания училища, исполнив партии: Амур (Дон Кихот»), па де труа, Изящная куколка («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1958 г.).

В выпускном классе дебютировала в спектакле Большого театра как солистка: Седьмой вальс и Мазурка («Шопениана» на муз. Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1961 г.). Затем была принята в балетную труппу Большого театра.

Дочь Андрея («Страницы жизни» А. Баланчивадзе в постановке Л. Лавровского, 1961 г.)
Фея Осени («Золушка» С. Прокофьева в постановке  Р. Захарова, 1963 г.)
солистка («Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. Мессерера, 1963 г.)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М.И.

Петипа в редакции Л. Лавровского, 1963 г.)
Принцесса Флорина, Фея Нежности («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1963 г.)
па де труа, Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции А. Мессерера, 1964 г., 1965 г.

)
Муза («Паганини» на музыку С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского, 1964 г.)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захаров, 1964 г.)
Лейли («Лейли и Меджнун» С. Баласаняна в постановке К. Голейзовского, 1964 г.)
Ширин («Легенда о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича, 1965 г.

)
«Мелодия» на музыку А. Дворжака («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского», 1967 г.)
Девушка («Видение розы» на музыку К. Вебера, хореография М. Фокина, 1967 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича, 1968 г.)
Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, 1968 г.

)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1969 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» в первой редакции Ю. Григоровича, 1969 г.) — первая исполнительница
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1970 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П.

Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1973 г.)

Анастасия («Иван Грозный» на муз. С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1975 г.) — первая исполнительница

Валентина («Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича, 1976 г.) — первая исполнительница
Джульетта («Ромео и Джульетта», хореография Ю. Григоровича, 1979 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Никия (картина «Тени» в балете «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, 1981 г.)
Рита («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича, 1982 г.) — первая исполнительница
Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1984 г.) Яркая индивидуальность артистки проявилась очень рано. Она начинала как лирическая героиня, чему способствовали ее внешние данные, и первоначальный ее репертуар складывался в соответствии с этим амплуа. Вскоре, после исполнения Жизели она раскрылась как романтическая танцовщица, и как артистка, тонко воспринимающая малейшие нюансы хореографического стиля разных эпох и направлений. Это позволило ей довольно быстро расширить сценический репертуар и равно убедительно выступать в балетах классического наследия (Перро, Коралли, Петипа, Фокин, Горский) и сочинениях современных авторов (Вайнонен, Лавровский, Захаров, Голейзовский, Мессерер). Амплуа романтической танцовщицы, справедливо закрепилось за балериной на долгие годы; одухотворенность танца, необыкновенная музыкальность и пластическая кантилена определяли и последующие партии, в том числе современного репертуара, создавая необычное сочетание качеств, сформировав особую индивидуальность и определив ее место в труппе Большого театра. Встреча с хореографией Юрия Григоровича (ставшего ее мужем в 1968 г.), открыла новый этап творчества балерины. Сотрудничество с балетмейстером оказалось крайне плодотворным, в совместных с ним работах сконцентрировались ее личные творческие достижения предшествующего периода и открылись новые грани дарования. Сохраняя собственную творческую природу, прежде всего связанную с романтическим направлением, в таких партиях, как Одетта-Одиллия, Маша, артистка все больше открывалась как лирико-трагическая героиня театра Григоровича — Фригия, Джульетта, Анастасия, Валентина. Этим ее образам были свойственны духовная сила, обилие неожиданных пластических интонаций, современных по сути. «Ее танец, богатый фразировкой, глубокими, порой дерзкими акцентами, носит как бы импровизационный характер, насыщен множеством экспрессивных оттенков» (Поэль Карп). Две работы 1980-х гг., завершившие творчество балерины — Рита («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича) и заглавная партия в балете «Раймонда» А. Глазунова (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) представляли абсолютного мастера. В них воедино слились все качества артистического облика Б.: природная грация, музыкальность, свободное владение техникой классического танца, целостное ощущение масштаба спектакля, его формы и протяженности. Продолжая работать в Большом театре, выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966 г.); Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970-71 гг.); миланского театра Ла Скала (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970 г., 1977 г.); балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970 г., 1980 г.); Варшавского национального театра (Жизель, 1971 г.); Норвежской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972 г.); балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972 г.); балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973 г.); Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», 1976 г.; Жизель, 1977 г.; Джульетта, 1978 г.); Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979 г.); а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио Сола Юрока (1973 г.). По окончании сценической карьеры (последний спектакль на сцене Большого театра — «Жизель» — состоялся в 1994 г. — продолжала деятельность педагога-репетитора вплоть до 1995 г. В 2001-2003 гг. вернулась в Большой театр как ассистент хореографа-постановщика и педагог-репетитор, участвовала в новой постановке «Лебединого озера» и возобновлении «Легенды о любви» и «Раймонды». Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: «Раймонда» (Национальная опера Белоруссии, Минск, 1997; Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» (Молдавская национальная опера, 1998; Пражский национальный театр, 1998, Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» (Национальный театр, Варшава, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-97), «Ромео и Джульетта» (Кремлевский балет, 1999), «Легенда о любви» (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» (Кремлевский балет, Москва, 2001; Парижская Опера, 2003). Как член жюри участвовала в работе международных конкурсов артистов балета в Лозанне (Швейцария) — Приз Лозанны (1995) и Варне (Болгария, неоднократно), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-2004, в 2001, 2004 — председатель). Умерла 19 февраля 2008 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Александр Колесников

Источник: https://www.bolshoi.ru/persons/people/1101

Наталья Бессмертнова | Всё о Раках

Наталия Игоревна Бессмертнова — выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер — педагог. Народная артистка СССР.

Учёба

Родилась 19 июля 1941 года в Москве, в семье врача Игоря Борисовича Бессмертнова и Антонины Яковлевны Бессмертновой (в девичестве — Пешковой). В семье Бессмертновых не было деятелей искусства. Но Наташа с детства любила танцы и интересовалась балетом. Поэтому ее отдали в 1952 году учиться в Московское хореографическое училище, где она делала быстрые успехи и блестяще окончила его в 1961 году у педагогов М.А.Кожуховой и С.Н.Головкиной. Сразу после этого она была принята в труппу Большого театра.

Читайте также:  Olivia cooke - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Большой театр

С первых шагов в Большом театре у Н.И.Бессмертновой проявилось дарование лирического характера. Ее дебютом явился седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» М.М.Фокина, она выступила также в главной роли современного балета А.И.Баланчивадзе «Страницы жизни» (постановка Л.М.Лавровского), где ее партнером был начавший свою сценическую карьеру вместе с нею М.Л.Лавровский.Н.И.Бессмертнова обладает редкими данными танцовщицы романтического плана. Линии ее фигуры удлиненные и гибкие, пластика изысканна, руки изящны и выразительны. Танец ее легок и воздушен, артистка органически живет в нем. Наряду с «Шопенианой» одной из ее коронных ролей стала Жизель в одноименном балете. На гастролях в Англии и в других странах ее исполнение имело необыкновенный успех. Балерина быстро получила мировую известность и имела многообразную, восторгающуюся ее искусством прессу в СССР и за рубежом.Внешние данные романтической танцовщицы сочетаются у Н.И. Бессмертновой с редкой способностью к разнообразному танцевальному и пластическому выражению внутреннего мира исполняемых ею персонажей, с тонким чувством стиля различных балетов, что дает возможность широкой трансформации сценического облика ее героинь.

Прима-балерина и этапы творчестваВ дальнейшем Н.И.Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных Ю.Н.Григоровичем.

Исключительная музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Ее танец, технически безупречный, богат пластическими нюансами и порою имеет как бы импровизационный характер.

Балерина настолько сливается со своей танцевальной партией, что кажется, будто ее танец создается ею самой здесь и сейчас.


Особенно все это проявилось в балетах, поставленных Ю.Н.Григоровичем. Ее Маша в «Щелкунчике» (1968) — юная мечтательница, устремляющаяся вслед за своей мечтой в неведомые дали.

Хрупкая, но мужественная Фригия в «Спартаке» (1968) из страдающего существа превращается в носительницу Мировой скорби, рождаемой вселенской катастрофой. Изящная, гибкая, словно газель, Ширин в «Легенде о любви» (1965) горюет и никнет к концу этого трагического произведения.

Двойственная Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» предстает как двуликий Янус, предопределяющий трагическую судьбу Принца. Ее Раймонда в одноименном балете (1984) величественна и горделива. Анастасия в «Иване Грозном» (1975) загадочна и таинственна.

А роли Валентины в «Ангаре» (1976) и Риты в «Золотом веке» (1982) позволили Н.И.Бессмертновой создать образы современных девушек, и ее дарование засверкало новыми гранями.

Столь же своеобразна Н.И.Бессмертнова и в партиях Джульетты в «Ромео и Джульетте» (она танцевала обе редакции — и Л.М.Лавровского, и Ю.Н.Григоровича), Китри в «Дон Кихоте», Авроры в «Спящей красавице». Репертуар актрисы обширен, ее творческий диапазон широк, танцевальное мастерство совершенно, а дар перевоплощения в разные образы уникален.

Следует отметить, что Н.И.Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в «Ромео и Джульетте» С.С.Прокофьева и Анастасии в Иване Грозном на музыку С.С.Прокофьева, поставленных Ю.Н.Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978).

Педагог, репетитор, постановщик По окончании сценической карьеры (последний спектакль на сцене Большого театра — «Жизель» — состоялся в 1994 г. — продолжала деятельность педагога-репетитора вплоть до 1995 г. Уйдя в 1995 году из Большого театра, Н.И.Бессмертнова работала в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые Ю.Н.

Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах. В 2001-2003 гг. вернулась в Большой театр как ассистент хореографа-постановщика и педагог-репетитор, участвовала в новой постановке «Лебединого озера» и возобновлении «Легенды о любви» и «Раймонды».

Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: «Раймонда» (Национальная опера Белоруссии, Минск, 1997; Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» (Молдавская национальная опера, 1998; Пражский национальный театр, 1998, Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» (Национальный театр, Варшава, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-97), «Ромео и Джульетта» (Кремлевский балет, 1999), «Легенда о любви» (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» (Кремлевский балет, Москва, 2001; Парижская Опера, 2003). Как член жюри участвовала в работе международных конкурсов артистов балета в Лозанне (Швейцария) — Приз Лозанны (1995) и Варне (Болгария, неоднократно), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-2004, в 2001, 2004 — председатель).

Оценка деятельности

За свой вклад в хореографическое искусство Н.И.Бессмертнова

удостоена звания Народной артистки СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премии СССР (1977). Она, кроме того, получила первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария) в 1965 году и премию имени Анны Павловой в Париже в 1970 году.

Работы в кинематографе Н.И.

Бессмертнова снималась в телебалете «Ромео и Джульетта» (1968), участвовала в экранизации балетов «Жизель» (1975), «Шопениана» (1977), в кинофильмах-балетах «Спартак» (1976), «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1977). Творчеству Н.И.

Бессмертновой посвящен телефильм «Жизнь в танце» (1978). В свободное время Наталья Игоревна любила слушать музыку, читать книги, проводить время на природе, посещать музеи, путешествовать.

Уход из жизни

В ночь на 19 февраля, 2008 года, в одной из московских больниц на 67-м году жизни скончалась от тяжелой болезни Наталья Бессмертнова — уникальная балерина, без которой невозможно себе представить Большой театр «эпохи

Григоровича».

Из воспоминаний современников Галина Уланова — Помню, как на каком-то спектакле „Жизели“, взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно „жила“ она в „толпе“, так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели. Серж Лифарь — Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине… Владислав Третьяк — Наталья Бессмертнова сумела покорить и очаровать весь мир своим великим и неповторимым талантом. Галина Иноземцева (балетный критик)

— Стремительно несётся время. Из театральных залов уходят одни зрители, приходят другие. Но в легендах, которые передаются балетоманами из уст в уста, продолжает жить образ одной из величайших романтических балерин XX века Наталии Бессмертновой как олицетворения света, добра, красоты чувств, её героинь помнят, ими восхищаются, сопереживают им. Она и сейчас осталась непревзойдённой.

Источник: http://maxpark.com/community/7797/content/5288322

19 июля родилась балерина Наталия Бессмертнова

Наталия Бессмертнова в роли Жизели. 1966 г

Любимая профессия подарила Наталии Бессмертновой не только признание публики, но и настоящее женское счастье в лице ее мужа — гениального Юрия Григоровича. Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими партнерами — на сцене.

Любимица

Маленькая Наташа появилась на свет практически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бессмертновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта.

Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе девочки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.

Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова. Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву. Наташа была ее любимицей.

Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.

В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар.

Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом.

Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней.

20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.

Муза

Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем. Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой.

Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др.

При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью.

Однако даже это не помешало ему уволить Наталию Игоревну в 1988 вместе с другими выдающимися танцовщиками — Плисецкой,Максимовой, Васильевым, Лавровским и Тимофеевой. Это был невероятный скандал. Но театру требовалась молодая кровь.

К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года! Уже тогда атмосфера в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.

После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ. Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на чету Григоровича и Бессмертновой, сменился такой же безумной травлей.

7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе.

Наталия Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку и не выходить на сцену.

Организатором протеста назвали Бессмертнову, что послужило поводом для ее увольнения.

Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла в театр. Но не для того, чтобы вернуться.

Вместе с постановлением суда Бессмертнова положила на стол руководства заявление об уходе.

Так артистка поставила жирную точку в отношениях с Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.

В кругу семьи

Несмотря на крепкий брак, детей у балерины не было. Ее «сыном» стал родной племянник — Миша. Он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть.

Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела. А вскоре у нее начались ужасные боли.

По признаниям Виталия Вульфа, который был хорошо знаком с семьей балерины, боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бессмертнова начала хотеть собственной смерти. Но и в этом жутком состоянии она не переставала думать о муже, жить его делами и заботами.

Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его от командировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах.

К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.

Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ. Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка, очень бы порадовало Наталию Игоревну. Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего супруга.

Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради которой творил не один десяток лет.

Оксана Морозова, “АиФ“

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/natalia-bessmertnova-birthday/

Ссылка на основную публикацию