Ростислав плятт — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ростислав Плятт биография, личная жизнь, его жена и дети

Ростислав Плятт биография, фото — узнай всё!

Биография Ростислава Плятта

Детство и семья Ростислава Плятта

Ростислав Плятт родился в интернациональной семье. Его папа поляк, мама украинка. Позже актер вспоминал, что бабушки всегда спорили, какие сказки рассказывать внуку – польские или украинские. В итоге обе одержали поражение, мальчик вырос на русской культуре.

Мама Ростислава много болела, у нее были слабые легкие. Из-за этого по рекомендации врачей семья уехала из родного Ростова-на-Дону в Кисловодск. Мама умерла, когда Ростиславу исполнилось 7 лет. Тогда отец мальчика принял решение переехать в Москву.

Плятт читает «О любви» Чехова.

Папа Ростислава Плятта был известным юристом. Звали его Иван Плят. Это не ошибка, именно так и было написано в паспорте. Просто Ростислав, когда стал актером, добавил к фамилии еще одну букву, и таким образом сделал себе сценический псевдоним. Отчество Иванович он изменил на Янович.

Театром Ростислав увлекся в школе. Мальчик очень любил ходить на спектакли, будь то постановки драмкружка или МХАТа. Так как денег у него было мало, он часто пробирался в театры без билета. В школе у Ростислава была коллекция рецензий и программок. Так же он сам играл в школьных спектаклях.

Однажды домой к Ростиславу пришли актеры его любимого МХАТа. Им нужна была юридическая консультация. Отец мальчика помог актерам решить спорную ситуацию, взамен они стали бесплатно проводить мальчика на все спектакли и дали рекомендации для по поступления. Так Ростислав Плятт попал на театральные драматические курсы, руководил которыми Юрий Завадский.

Роли Ростислава Плятта в театре

Первые роли Ростислав Плятт сыграл на московской сцене, потом был вынужден уехать на свою малую родину. Дело в том, что в 1936 году в СССР велась политика перераспределения кадров. Децентрализация коснулась и актеров, труппа Завадского уехала в Ростов-на Дону.

Именно там, как считал сам Ростислав Плятт, открылась новая грань его таланта. Раньше он неподражаемо исполнял комедийных героев, а в провинциальном театре смог играть драматических персонажей, раскрывать их характеры.

В Ростове-на-Дону он участвовал в спектаклях «Горе от ума» по Грибоедову, «Стакан воды», «Разбойники».

Через два года Ростислав Плятт смог вернуться в столицу и поступить на работу в Театр имени Ленинского комсомола. Там он играл до начала Великой Отечественной Войны. За роль в спектакле «Парень из нашего города» актер получил персональную благодарность от Константина Симонова.

Олег Анофриев и Ростислав Плятт — песенка — Я на солнышке лежу

В годы войны Ростислав Плятт сотрудничал с Московским театром драмы. После перешел в Теа

тр имени Моссовета, где играл практически до самой смерти. Всего в театре актер сыграл около 50 ролей, был задействован в самых известных спектаклях. Партнерами Ростислава Плятта по сцене были Фаина Раневская. Вера Марецкая, Евгений Стеблов и другие известные актеры.

Фильмография Ростислава Плятта

Дебют Плятта в кино можно назвать неудачным. Актер снялся в картине Михаила Ромма «Ленин в 1918 году». Но эпизод с участием Ростислава Плятта вырезали.

Второй «дебют» актера оказался гораздо более удачным. Плятт снялся в популярном советском фильме «Подкидыш» с Фаиной Раневской и Риной Зеленой. Актер очень удачно сыграл интеллигентного холостяка. С тех пор образ советского интеллигента не покидал Плятта.

Актер снялся в десятках фильмов. Самые известные это «Весна», «Судьба резидента», «Жених с того света», «Визит к Минотавру» и «Семнадцать мгновений весны».

У многих зрителей Ростислав Плятт ассоциируется в первую очередь с пастором Шлагом из многосерийного фильма Татьяны Лиозновой. «Семнадцать мгновений весны» — культовая картина советского времени. Там был собран прекрасный актерский состав. Кроме Ростислава Плятта в фильме снялись Вячеслав Тихонов. Леонид Броневой. Евгений Евстигнеев. Олег Табаков.

Голос Ростислава Плятта чуть ли не с младенчества знали все советские дети. Актер озвучивал мультфильмы, участвовал в аудиоспектаклях. Именно Ростислав Плятт рассказывает историю о встрече львенка и черепахи, о приключениях Алисы в Стране Чудес и о перемещениях Лягушки-путешественницы.

Актер озвучивал аудиосказки «Огниво», «Волшебник Изумрудного города», «Белоснежка и семь гномов» и многие другие. Так же Ростислав Плятт принимал участие в дубляже фильмов. Его можно услышать в картинах «Фанфан Тюльпан», «Возвращение высокого блондина», «Укрощение строптивой» и других.

К 100-летию со дня рождения Ростислава Плятта

За свою профессиональную деятельность актер получил около 10 наград, среди которых орден Революции, два ордена Ленина, орден Трудового Красного знамени. Имеет звания заслуженного и народного артиста РСФСР, народного артиста СССР.

Личная жизнь Ростислава Плятта

Ростислав Плятт был дважды женат, обе его супруги из творческой среды. Первая жена Нина Бутова играла в Театре имени Моссовета. Она умерла в 1978 году. После ее смерти актер снова женился. Его избранницей стала преподаватель ГИТИСа и диктор Всесоюзного радио Людмила Маратова. Детей у Плятта не было.

Говорят, что актер был тайно влюблен в жену своего наставника Юрия Завадского. После его смерти Плятт сделал ей предложение, но получил отказ.

Другом Ростислава Плятта был известный актер Валентин Никулин.

Ростислав Плятт умер в Москве, ему было 80 лет. Похоронили актера на Новодевичьем кладбище. Через несколько лет после этого квартиру Плятта ограбили. Среди украденных ценностей профессиональные награды актера. Преступников до сих пор не нашли.

Больше информации по теме: http://www.uznayvse.ru

Источник: http://mymylife.ru/biografii-znamenitostej/124793-rostislav-plyatt-biografiya-lichnaya-zhizn-ego-zhena-i-deti

Ростислав Плятт. Каково наследие великого актера?

Но актер стоит большего, чем несколько строк в хрестоматии. Помимо «Семнадцати мгновений», были «Подкидыш», «Весна», «Послесловие» и еще десятки прекрасных работ.

Но никогда, ни за что он не позволил бы при жизни называть себя колоссом, корифеем. Совсем из другого теста был человек — иначе мыслил, иначе дышал. Был прост в своей гениальности и какой-то врожденной интеллигентности.

Недаром же поэт Роберт Рождественский называл его «могиканином».

Отец его, адвокат Иван Иосифович Плятт, был обрусевшим поляком, но друзья и домашние, невзирая на русское имя, называли его на польский лад Яном. А мама, Зинаида Ивановна Закаменная, была украинкой из Полтавы. По вере матери его и записали православным.

Зинаида Ивановна скончалась, когда мальчику было 8 лет, и его воспитывала вторая жена отца, Анна Николаевна Воликовская, которая искренне полюбила приемного сына и которую он вскоре стал называть мамой.

А когда в 16 лет настало время получить паспорт, Ростислав восстановил в отчестве польский вариант отцовского имени и удлинил фамилию, которая казалась ему слишком короткой, еще на одну букву «т» — таким он видел в мечтах свое имя на театральной афише!

Ростислав Янович и сам не мог сказать, когда зародилось в его душе неодолимое влечение к сцене.

Но уже в 15 лет юноша с удовольствием сыграл в школьном спектакле роль 70-летнего генерала, приглашенного на свадьбу.

Он с наслаждением занимался в драмкружке, зачитывался книгами о театре, каждый свободный вечер проводил на спектаклях. Он мечтал только о театральном вузе, что и привело его в студию режиссера Юрия Завадского.

Самой известной киноработой Плятта в молодости стала роль наглого жлоба Бубенцова, охотника за дармовой жилплощадью в комедии «Весна». А сам Ростислав Янович был на редкость добрым человеком, всегда готовым помочь каждому.

А как он относился к женщинам! Все партнерши Плятта, независимо от возраста, восхищались его галантностью.

Все, кто видел, не могут забыть красивую голову Ростислава Яновича, склоненную после очередного спектакля в восторженном поцелуе над рукой актрисы Серафимы Бирман, которую называли «безобразной герцогиней» театра.

Когда же актриса вышла на пенсию и гордо сидела дома в полном одиночестве, только Плятт до самого конца навещал ее с неизменными цветами и гостинцами.

А его безграничное восхищение великой Актрисой и Женщиной — Фаиной Раневской! К счастью, их дуэт в спектакле «Дальше — тишина» запечатлен на пленку. Оба — и Плятт, и Раневская — не имели своих детей.

Может, именно поэтому они смогли так правдиво и пронзительно рассказать о том, о чем не решаются говорить другие, стесняясь и боясь обидеть собственных отпрысков.

О жестокости и меркантильности молодого поколения, о том, что рано или поздно самые любящие и жертвенные родители становятся для детей обузой.

Безграничное уважение к Женщине заставляло Плятта оберегать от посторонних свою личную жизнь. А она была у него непростой. В ранней молодости он пытался построить с кем-то семью, но не получилось. А жена, с которой он прожил много лет, — актриса театра Нина Владимировна Бутова. Парой они были нестандартной.

Нина совсем не умела хозяйничать. Пустой холодильник с одиноким огурцом или пучком редиски был обычным делом в их доме. Но актера это не раздражало. Он спокойно обедал и ужинал в театральном буфете.

Если была возможность, отдыхал в комфортабельных санаториях, но и в компании друзей в домике у моря с удобствами на улице чувствовал себя совершенно счастливым.

Однажды на гастролях в Ялте Нина взяла последние деньги и отправилась купить продукты на ужин, а вернулась с гитарой, на которую «пришлось еще немного призанять».

Супруги остались без ужина, но разве мог Ростислав Янович испортить жене радость от удачной покупки! Сумбурная, поэтичная, непредсказуемая Нина, несомненно, давала мужу нечто большее, чем вкусные борщи.

И он ценил это — любил и оберегал жену.

И все-таки однажды у них дошло до разрыва. Решиться оставить жену — для этого должны быть очень серьезные причины, большие чувства. Именно такие — глубокие, нежные, взаимные чувства — и возникли у них с Верой Петровной Марецкой.

Все знали об их красивом романе, но никто не позволял себе обсуждать эту тему, так велико было уважение к ним обоим. Как человек порядочный, Плятт не мог жить двойной жизнью и ушел из семьи. Однако Вера Петровна вдруг передумала, они так и не соединились.

Ростислав Янович вернулся к жене, к которой стал еще более внимательным.

Плятту рады были оказать любезность. Его знали все и везде. Правда, это не мешало уже в середине 60-х перед каждыми зарубежными гастролями приглашать его на беседу на Старую площадь.

Когда Нина умерла, многие дамы, в том числе и в театре, стали строить на столь завидного вдовца свои планы. Но Ростислав Янович долго стоял как скала. И вдруг неожиданно сообщил, что женится на актрисе Людмиле Маратовой. Но она была женой актера Николая Литвинова, его близкого друга. Что делать, как правильно повести себя?! Сам он не прощал предательства.

Людмила попросила у Литвинова развод. Муж понял, отпустил. Мила — человек хотя и закрытый, но теплый, светлый, заботливый. Мила скрасила последние годы Ростислава Яновича. Он обрел красивый, ухоженный дом, семейный покой, уют. После его кончины Людмила замкнулась, отдалилась от друзей. Какое-то время преподавала сценическую речь в ГИТИСе. Но последние годы сильно болела.

Старшее поколение помнит замечательный кинофильм «Убийство на улице Данте». Девчонки 50-х просто не знали, в кого влюбляться: в юного красавца Михаила Козакова или в Ростислава Плятта, исполнявшего роль Грина — импресарио героини, прячущего свою огромную преданную любовь за бесконечными остротами.

Безусловно, артист во многом играл самого себя. Жизнерадостный, щедрый, острый на язык и неиссякаемый на выдумки, он без усилия становился душой любого общества. Любил подшучивать над друзьями, партнерами, соседями. То поменяет местами дверные таблички у маникюрши и врача-венеролога.

То во время спектакля огорошит партнера «лишней» репликой или неожиданной выходкой — как выпутается?

Театр, сцена — это было для него святое. Всегда. Бесконечно уважая свое дело, зрителей, Плятт и после тяжелой операции продолжал играть, в том числе в гастрольных спектаклях. Выходил на сцену хромая, превозмогая сильную боль. Но потом запирался в номере, еду заказывал только туда.

И никакие уговоры не могли его выманить даже на пустынный пляж (хотя плавать обожал!) — зрители не должны были видеть его больным и страдающим. А когда — уже незадолго до кончины (4 июля 1989 г.) — стало невозможно выходить на сцену, стал похожим на попавшего в капкан огромного красивого зверя.

Он продолжал умножать свой и без того внушительный список радиоролей: от Шерлока Холмса до самых разных животных.

Плятт не был борцом, тем более диссидентом. Ставил перед собой иную задачу:

Но не был и конформистом.

«Нет у меня уверенности, что-то, чему мы служили было правильным!» — признался как-то Плятт своему коллеге Сергею Юрскому.

На столь жесткую самооценку способны лишь очень большие личности.

И в этом все величие Ростислава Плятта.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/32840/

Ростислав Плятт: биография, фильмы и спектакли, личная жизнь, фотографии актера

Ростислав Янович Плятт много снимался в кино, и все же на первом месте у него был театр.

Читайте также:  Леонид рошаль - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Я не раз удивлял журналистов, отвечая на вопрос о моем «хобби» односложно: театр, — писал Ростислав Плятт в своей книге «Без эпилога». — И это не ради красного словца: театр действительно съедал все мое свободное время, остававшееся после бытовых хлопот, чтения и прямых обязанностей актера театра.

Я люблю свою профессию. Иногда, правда, горевал, что не занимаюсь ни режиссурой, ни педагогикой. Но актерское дело насыщало меня целиком. Я прожил счастливую жизнь: никогда не знал простоев, играл, что хотел, и почти всю свою творческую жизнь провел под крылом у Завадского. Мне можно только позавидовать».

«Под крыло» к режиссеру и педагогу Юрию Завадскому Ростислав Плятт попал в 1927 году. Сначала учился на его драматических курсах, затем стал служить в его Театре-студии, а впоследствии — в Театре им. Моссовета, который возглавил Завадский.

На сцене этого театра вместе со своими прославленными партнерами — Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Любовью Орловой — сыграл во многих знаменитых спектаклях. К счастью, некоторые из них были записаны на пленку и современные зрители могут иметь удовольствие увидеть их.

Например, легендарный спектакль «Дальше — тишина», где Ростислав Плятт вместе с Фаиной Раневской составляют удивительную, трогательную пару.

В кино Ростислав Плятт дебютировал в 1939 году в картине Михаила Ромма «Ленин в 1918 году», сыграв в эпизоде военспеца Иванова, разговаривающего со Сталиным (его играл Михаил Геловани). «…Фильм вышел на экраны, послужил положенное ему число лет на экране.

Мой военспец Иванов тоже прожил положенное ему число лет на экране. Так было до 1953 года, когда по понятным причинам во второй половине года фильм демонтировали и Геловани–Сталина вместе с моим военспецом вырезали из картины», — вспоминал Ростислав Янович.

Но настоящим его кинодебютом стала роль угловатого холостяка-геолога в картине Татьяны Лукашевич «Подкидыш». Там проявился и комедийный талант актера. Невозможно без смеха смотреть его эпизоды с маленькой девочкой, заставляющей взрослого «дядю» играть в «баба сеяла горох» и петь «мы веселые ребята»!

Киносудьба Ростислава Плятта сложилась весьма неплохо, он сыграл немало важных, интересных ролей. Но, наверное, в первую очередь вспоминается легендарный пастор Шлаг из «Семнадцати мгновений весны». Потрясающая по силе и глубине работа.

Одну из своих последних киноролей Ростислав Плятт сыграл в дуэте с Андреем Мягковым в картине Марлена Хуциева «Послесловие».

Была у Ростислава Плятта еще одна любимая сфера профессиональной деятельности. Это радиотеатр, театр у микрофона. Он принимал участие в записи многих радиоспектаклей, в том числе и для детской аудитории. На протяжении долгих лет был Робинзоном Крузо в популярном многосерийном радиоспектакле «Клуб знаменитых капитанов».

И радиотеатр увлекал актера не меньше, чем театр обычный. К тому же радиоспектакли требуют от актеров большего мастерства, ведь тут все построено только на голосе, интонациях, а картинку радиослушатель уже додумывает сам.

Какое счастье, что сохранились те старые пленки с радиоспектаклями, где можно услышать голос Ростислава Плятта!

Ростислава Яновича Плятта не стало 30 июня 1989 года. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8764/rostislav-plyatt

Память.Ростислав Янович Плятт

Ростислав Янович ПЛЯТТ (13.12.1908 — 1989), актер Театра им. Моссовета.

В театре

Ростислав Янович Плятт родился 13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону. Его отцом был довольно известный в то время адвокат Иван Плят. Позже актер придумал себе псевдоним: он прибавил к фамилии одну букву и немного изменил отчество.

По национальности его отец был поляком, а мать — украинкой. Поэтому его бабушки хотели, чтобы он рос либо на Украине, либо в Польше.

«Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва, — приводит вспоминания Ростислава Плятта.

— Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов.

Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».

В 1909 году семья Плятов переехала из Ростова в Кисловодск, а с 1916 года Ростислав Плятт жил в Москве, учился в Девятой школе МОНО им. Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й Студий МХАТа.

В 1926 году Ростислав Плятт с первого раза поступает в студию Юрия Завадского на Сретенке, переименованную в 1927 году в Театр-студию под руководством Завадского.

В том же 1927-м состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» по рассказам Лавренева, где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке.

Удачно показал себя в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу (1933) и «Школе неплательщиков» Вернейля (1935).

В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону. Это произошло не случайно: в это время в Москве началось движение по «переброске» молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза.

МХАТу-2 предложено было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова — на Урал. Но эти коллективы отказались выехать из Москвы и вскоре прекратили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов.

Позже Плятт, который в этом городе родился, вспоминал:

«Любопытно, что в 1936 году, когда Студия Завадского была переброшена в Ростов-на-Дону, театральные сплетники всерьез подозревали меня в причастности к этой интриге, как единственного ростовчанина в труппе».

Кстати, сам Ростислав Плятт вовсе не хотел покидать Москву, а к Ростову относился с иронией. Впрочем, позже актер полюбил родной город: на закате лет он назвал ростовские годы лучшими в своей жизни.

В Ростове Плятта очень любили. Особенно сложно было достать билеты на спектакли, где он играл в дуэте с Верой Марецкой — супругой режиссера Юрия Завадского.

По-настоящему крупный успех имел его Фон Ранкен («Дни нашей жизни» Андреева, 1938) — роль, которая неожиданно обнаружила склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера, пишет энциклопедия «Кругосвет».

До этого Плятт был признанным комедийным эксцентрическим актером, создавал образы, отличавшиеся острым внешним рисунком, ярко подчеркнутой характерностью.

В 1938 Плятт вернулся в Москву и до 1941-го работал в Театре им. Ленинского комсомола. С 1941-го по 1943 год Плятт работал в Московском театре драмы, а затем вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру им. Моссовета.

В Театре им. Моссовета Плятт создает такие значительные образы, как Бернард Шоу («Милый лжец»), Цезарь («Цезарь» и «Клеопатра»), Федор Карамазов («Братья Карамазовы»). За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях.

В его репертуаре эксцентрические Болингброк («Стакан воды» Скриба) и Нинкович («Госпожа министерша» Нушича), чеховские Тапер и Дорн, современные Гарри Смит («Русский вопрос» Симонова) и Добротворский («Закон чести» Штейна), классические Казарин («Маскарад» Лермонтова) и Яропегов («Сомов и другие» Горького) и др.

Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина («Парень из нашего города»), а позже Васина («Русские люди»).

В кино

Плятту было 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Его дебют — персонаж в популярном детском фильме «Подкидыш» в 1939 году.

Несмотря на то что актер почти всегда играл в кино роли второго плана, он добился признания и стал одним из самых любимых советских актеров. Как пишет «СБ-Беларусь Сегодня», по мнению критиков, он играл интеллигентность в своем исконном состоянии — «беззащитную, неброскую, порой нелепую, но глубоко сознательную порядочность» («Слон и веревочка», «Первоклассница»).

Даже его отрицательные герои («Зоя», «Весна», «Люди») не вызывали неприязни у зрителя, так как было в них что-то всегда глуповато-напыщенное, трусливое. В середине 60-х в фильме «Иду на грозу» Плятт предстал перед зрителем во всей своей напряженной, нравственной бескомпромиссности.

По-настоящему «звездный» час актера настал в 70-х годах. Героев позднего Плятта можно увидеть в телефильмах «Семнадцать мгновений весны», «Авария», «Истцы и ответчики», «Дальше — тишина» и др.

«Я был жаден до работы и очень контактен — мне нравилось узнавать людей, — писал актер в книге воспоминаний «Без эпилога».

— Я брался за все, что предлагали, стараясь (по возможности) не ронять свою марку московского артиста Театра им. Моссовета. До явной халтуры не опускался, тем более что с голоду не умирал.

Но если в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в успех входил в работу

За почти 50 лет работы в кино Ростислав Янович Плятт снялся, по его словам, «примерно в сорока картинах». Работал на радио, озвучивал мультфильмы — в том числе читал слова автора в мультфильмах «Слово имеют куклы», «Как львенок и черепаха пели песню», «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье».

Его последняя роль — в фильме «Визит к Минотавру». На съемках Плятт чувствовал себя очень плохо — сломал шейку бедра.

В жизни

Ростислав Плятт был увенчан всеми возможными регалиями: народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989), получил Государственную премию СССР (1982) и орден Ленина (1989). По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность. Тем не менее, он любил пошутить над коллегами и посмеяться над собой.

Например, после окончания работы над озвучиванием радиопостановок приговаривал целомудренно, обращаясь к коллегам по цеху. «А не много ли у нас пляттства на радио?»

Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорят, что он был очень щедр и никогда не отказывал тем, кто просил в долг. Как пишет журнал «ТелеШоу», однажды реквизитор одолжил у него 10 рублей до получки, но в день выдачи зарплаты обнаружил, что долгов очень много — все раздал, ничего не осталось. Он подошел к Плятту с извинениями и обещанием вернуть еще через три дня.

Плятт поразился: «Единственный человек, который подошел в то время, в которое обещал! Отдашь, не отдашь — ты всегда приходи, я тебе всегда буду давать деньги, сколько тебе нужно».

Он помогал не просто деньгами — за «брата-актера» он был готов обивать начальственные пороги. Он многим «выбил» квартиры, в том числе Ие Саввиной и Ирине Муравьевой.

Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, а вот личная складывалось не просто. Детей у Ростислава Плятта не было.

По воспоминаниям актера и друга Георгия Бахтарова, «Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной — рыжая с синими глазами.

Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!»

Вера Марецкая — знаменитая актриса, супруга режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в нее. После смерти режиссера, пишет «Правда», он предложил ей руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст.

«Слишком поздно начинать новую семейную жизнь», — ответила она.

Зато в работе проблем с отношениями не было. Так, по воспоминаниям худрука театра Моссовета Павла Хомского, актера очень трогательно относился к Фаине Раневской.

«Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости», — сказал он в интервью газете «Труд».

Очень немногие актеры могли играть с Раневской на равных, но когда они оказывались вдвоем на одной сцене или в одном кадре — возникало настоящее актерское чудо. В кино лучше всех раскрыл возможности этого дуэта Григорий Александров в картине «Весна». А на легендарном спектакле Анатолия Эфроса «Дальше — тишина» плакала вся театральная Москва, напоминает телеканал «Культура».

Его другом и соседом по квартире был Юрий Никулин, с которым они снялись в фильме «Родственные души» — о долговязом квартирном воре и не вовремя проснувшемся хозяине квартиры в трогательном ночном колпаке с кисточкой. Однажды Плятт достал для семьи Никулиных билеты на спектакль «Дальше — тишина» — попасть на эту драму о двух стариках можно было только по блату.

Плятт спросил у Никулина: «Кого из вашей семьи вставить в пьесу?» На что Юрий Никулин ответил: «Вставь Марию Петровну, мою тещу».

Во время драматического монолога, стоя у окна, Плятт, играющий американского старика, вдруг говорит: «Противный дождик все еще идет. А бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю», — и далее по тексту пьесы. Публика ничего не заметила — настолько ловко, не нарушая заданной интонации, ввернул Ростислав Янович в текст зарубежной пьесы московскую Марию Петровну с Кутей.

В одном из спектаклей — в 1950-е годы — Ростислав Плятт, игравший важного начальника, должен был пройти из кулисы в кулису по авансцене, приподняв шляпу и приветствуя выстроившихся лицом в зал подчиненных.

Зритель видел только затылок Плятта, а остальные актеры были обращены в зал лицом. Когда он снял шляпу, его коллеги увидели на его лбу надпись — нецензурное слово. Актерам было сложно удерживаться от хохота.

Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». Расплатившись и оставив щедрые чаевые, спрашивал: «Я достаточно оскорбил ваше достоинство?»

Читайте также:  Фабьен бартез - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ростислав Плятт любил книги и был очень начитанным и образованным человеком. Считал, что существует только одна национальность в мире — хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: «Как он может так жить?».

В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры «унесли с собой столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда». Ни одна из наград Ростислава Плятта до сих пор не найдена.

Источник: https://inga-luba.livejournal.com/13298.html

Ростислав Плятт біографія, фото, особисте життя, його дружина і діти

Ім’я: Ростислав Плятт

Дата народження: 13 грудня 1908 р.

Знак Зодіаку: Стрілець

Східний гороскоп: Мавпа

Місце народження: р. Ростов-на-Дону

Дата смерті: 30 червня 1989 р. (80 років)

Діяльність: актор

Біографія Ростислава Плятта

Дитинство і родина Ростислава Плятта

Ростислав Плятт народився в інтернаціональній родині. Його тато поляк, мама українка. Пізніше актор згадував, що бабусі завжди сперечалися, які казки розповідати онукові – польські чи українські.

У підсумку обидві «зазнали поразки» – хлопчик виріс на російській культурі.<\p>

Мама Ростислава багато хворіла, у неї були слабкі легені. З-за цього за рекомендацією лікарів сім’я виїхала з рідного Ростова-на-Дону в Кисловодськ.

Мама померла, коли Ростиславу виповнилося 7 років. Тоді батько хлопчика прийняв рішення переїхати до Москви.

Плятт читає «Про кохання» Чехова. Папа Ростислава Плятта був відомим юристом. Звали його Іван Плят. Це не помилка, саме так і було написано у паспорті. Просто Ростислав, коли став актором, додав до прізвища ще одну букву, і таким чином зробив собі сценічний псевдонім. По батькові Іванович він змінив на Янович.

Театром Ростислав захопився в школі. Хлопчик дуже любив ходити на вистави, будь то постановки драмгуртка або Мхату. Так як грошей у нього було мало, він часто пробирався в театри без квитка. В школі у Ростислава була колекція рецензій і програмок. Так само він сам грав у шкільних виставах.

Одного разу додому до Ростислава прийшли актори його улюбленого Мхату. Їм потрібна була юридична консультація. Батько хлопчика допоміг акторам вирішити спірну ситуацію, натомість вони стали безкоштовно проводити хлопчика на всі вистави і дали рекомендації для вступу. Так Ростислав Плятт потрапив на театральні драматичні курси, якими керував Юрій Завадський.

Ролі Ростислава Плятта в театрі

Перші ролі Ростислав Плятт зіграв на московській сцені, потім був змушений виїхати на свою малу батьківщину. Справа в тому, що в 1936 році в СРСР велася політика перерозподілу кадрів. Децентралізація торкнулася і акторів, трупа Завадського переїхала в Ростов-на Дону.

Саме там, як вважав сам Ростислав Плятт, відкрилася нова грань його таланту. Раніше він неповторно виконував комедійних героїв, а в провінційному театрі зміг грати драматичних персонажів, розкрити їх характери.

У Ростові-на-Дону він брав участь у виставах «Горі від розуму» Грибоєдова, «Склянка води», «Розбійники».

Через два роки Ростислав Плятт зміг повернутися в столицю і влаштуватися на роботу в Театр імені Ленінського комсомолу. Там він грав до початку Великої Вітчизняної Війни. За роль у виставі «Хлопець з нашого міста» актор отримав персональну подяку від Костянтина Симонова.

Олег Анофріев і Ростислав Плятт – пісенька – Я на сонечку лежу В роки війни Ростислав Плятт співпрацював з Московським театром драми. Після перейшов в Теа

тр імені Моссовета, де грав практично до самої смерті. Всього в театрі актор зіграв близько 50 ролей, був задіяний у найвідоміших виставах. Партнерами Ростислава Плятта по сцені були Фаїна Раневська, Віра Марецька, Євген Стеблов та інші відомі актори.

Фільмографія Ростислава Плятта

Дебют Плятта в кіно можна назвати невдалим. Актор знявся в картині Михайла Ромма «Ленін у 1918 році». Але епізод з участю Ростислава Плятта вирізали.

Другий «дебют» актора виявився набагато більш вдалим. Плятт знявся в популярному радянському фільмі «Підкидьок» з Фаїною Раневської і Риной Зеленої. Актор дуже вдало зіграв інтелігентного холостяка. З тих пір образ радянського інтелігента не залишав Плятта.

Актор знявся в десятках фільмів. Найвідоміші це «Весна», «Доля резидента», «Наречений з того світу», «Візит до Мінотавра» і «Сімнадцять миттєвостей весни».

У багатьох глядачів Ростислав Плятт асоціюється в першу чергу з пастором Шлагом з багатосерійного фільму Тетяни Ліознової. «Сімнадцять миттєвостей весни» – культова картина радянського часу. Там був зібраний прекрасний акторський склад. Крім Ростислава Плятта у фільмі знялися В’ячеслав Тихонов, Леонід Бронєвой, Євгеній Євстигнєєв, Олег Табаков.

Голос Ростислава Плятта ледь не з дитинства знали всі радянські діти. Актор озвучував мультфільми, брав участь у аудиоспектаклях. Саме Ростислав Плятт розповідає історію про зустріч левеня і черепахи, про пригоди Аліси в Країні Чудес і про переміщення Жаби-мандрівниці.

Актор озвучував аудіоказки та аудіокниги «Кресало», «Чарівник Смарагдового міста», «Білосніжка і сім гномів» і багато інших. Так само Ростислав Плятт брав участь у дубляжі фільмів.

Його можна почути в картинах «Фанфан Тюльпан», «Повернення високого блондина», «Приборкання норовливої» та інших.

До 100-річчя з дня народження Ростислава Плятта За свою професійну діяльність актор отримав близько 10 нагород, серед яких орден Революції, два ордени Леніна, орден Трудового Червоного прапора. Має звання заслуженого та народного артиста РРФСР, народного артиста СРСР.

Особисте життя Ростислава Плятта

Ростислав Плятт був двічі одружений, обидві його дружини з творчого середовища. Перша дружина Ніна Бутова грала в Театрі імені Мосради. Вона померла в 1978 році. Після її смерті актор знову одружився. Його обраницею стала викладач Гітісу і диктор Всесоюзного радіо Людмила Маратова. Дітей у Плятта не було.

Кажуть, що актор був таємно закоханий у дружину свого наставника Юрія Завадського. Після його смерті Плятт зробив їй пропозицію, але отримав відмову.

Одним Ростислава Плятта був відомий актор Валентин Нікулін.

Ростислав Плятт помер у Москві, йому було 80 років. Поховали актора на Новодівичому кладовищі. Через кілька років після цього квартиру Плятта пограбували. Серед вкрадених цінностей професійні нагороди актора. Злочинців досі не знайшли.

Источник: https://bestfacts.com.ua/znamenitosti/rostislav-plyatt-biografiya.html

Ростислав Плятт

Известный актер советского театра и кино Плятт Ростислав Янович родился в 1908 году, 13 декабря, в городе Ростове-на-Дону. Отец будущего актера – Ян Иосифович Плятт, имел польские корни. Он работал адвокатом и был известен в Ростове, как талантливый и опытный юрист. Мама мальчика – Закаменная Зинаида Павловна – была с Украины.

В 1916 году, когда Ростиславу было восемь лет, семья переехала в Москву. Там он поступил в школу. Учился Ростислав Плятт с удовольствием. Мальчику повезло – драмкружком в той школе, где он учился, руководил известный артист Лебедев Владимир Федорович. Он сразу распознал в мальчике большой актерский талант.

Уроки Лебедева сыграли важную роль в будущем Плятта.

После окончания школы, в 1926 году будущий актер поступил в театральную студию Завадского. Через год, в 1927 году, актер дебютировал в спектакле «Простая вещь», где исполнил роль Офицера на вечеринке и Человека в пенсне. Потом он играл в спектаклях «Нора», «Школа неплательщиков» и «Ученик дьявола».

В 1936 году театр переехал в Ростов-на-Дону, так как в Москве не нашлось подходящего помещения. Молодой актер вернулся к себе на родину. Там он поступил в Ростовский драматический театр, на сцене которого сыграл Болингброка в спектакле «Стакан воды» и Скалозуба в «Горе от ума».

Но настоящий успех к Плятту пришел после исполнения роли Фон Ранена в спектакле «Дни нашей жизни», где актер смог очень тонко раскрыть характер своего героя.

В 1938 году Ростислав вернулся в Москву и поступил в знаменитый «Ленком» (Театр Ленинского комсомола). В 1941 году актер перешел в Московский театр драмы, а в 1943 году вернулся к Завадскому, в академический театр имени Моссовета, где и работал всю жизнь.

На театральной сцене Плятт сыграл во множестве спектаклей, все его роли были разного масштаба, принадлежали к разным жанрам.

Вот наиболее яркие работы великого актера: Войницкий в «Лешем», Бернард Шоу в «Милом лжеце», Цезарь в «Цезаре и Клеопатре», Купер в спектакле «Дальше – тишина», Бурмин в «Парне из нашего городка», Васин в «Русских людях», Нинкович в «Госпоже министерше», Дорн в «Чайке», Добротворский в «Законе чести», Казарин в «Маскараде» и многие другие.

В 1939 году Плятт начал сниматься в кино. Актер дебютировал в картине «Ленин в 1918 году», где сыграл роль военспеца. В этом же году сыграл в картине «Подкидыш».

Потом были роли в следующих фильмах: «Ветер с востока», «Парень из тайги», «Счастье», «Сердца четырех», «Мечта», «Крейсер «Варяг», «Весна», «Свет над Россией», «Жених с того света», «Сельская учительница», «Драгоценные зерна», «Первоклассница», «Сталинградская битва», «Смелые люди», «Заговор обреченных», «Серебристая пыль», «Убийство на улице Данте», «Беззащитное существо», «Безумный день», «Орлиный остров».

С каждым годом в творчестве великого актера все ярче чувствовалось глубокое понимание психологии его персонажей. Он был истинным мастером тонких, необыкновенно выразительных средств, которые характеризуют истинно талантливую актерскую игру. Причем, это никак не зависело от масштаба исполняемой роли.

Плятт мог «оживить» даже самого незначительного персонажа, показать его характерные черты, заинтересовать зрителей. Он играл бесподобно. Каждая роль, проведенная Пляттом на сцене театра или на съемочной площадке, несла в себе искру его яркого актерского таланта.

В 1961 году Ростислав Янович стал Народным артистом СССР.

И снова работы в кино: «Деловые люди», «Коллеги», «Монета», «Короткие истории», «Москва», «Легкая жизнь», «Иду на грозу», «Дорога к морю», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Вся королевская рать», «Двенадцать стульев», «Семнадцать мгновений весны», «Ольга Сергеевна», «Авария», «Однофамилец», «Истцы и ответчики», «Дальше – тишина», «Активная зона», «На Гранатовых островах», «Визит к минотавру». В 1989 году Плятт получил звания Героя Социалистического Труда, В этом же году ему был вручен Орден Ленина. В восьмидесятые годы актер перенес тяжелую травму, и все реже появлялся на сцене.

Тем не менее, талант актера был востребован всегда. За годы работы Плятт озвучил множество мультфильмов, на которых выросло несколько поколений сначала советских, а позже и российских детей.

Его добрый голос звучит в следующих мультиках: «Когда зажигаются елки», «Стрела улетает в сказку», «Снеговик-почтовик», «Слово имеют куклы», «Букет», «Главный звездный», «Как львенок и черепаха пели песню», «Каменные музыканты», «Тайна запечного сверчка», «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье».

Яркая творческая индивидуальность актера, характерная игра и умение тонко чувствовать персонажей подарили Ростиславу Плятту искреннюю любовь публики. Даже играя эпизодические роли, он всегда вносил в них что-то яркое и интересное. Он был предан своей работе и отдавался ей без остатка.

Тем не менее, в его сердце нашлось место и для любви. Актер был женат два раза: сначала на Нине Бутовой, а потом на Людмиле Маратовой. К сожалению, детей у актера не было. Умер Ростислав Янович в 1989 году, 30 июня, в Москве. Актера похоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1991 году вышла книга Плятта, названная им «Без эпилога».

Источник: http://BestActor.ru/plyatt-rostislav

​Артист театра и кино Ростислав Плятт

Ростислав Плятт был увенчан всеми возможными регалиями: народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989), получил Государственную премию СССР (1982) и орден Ленина (1989). По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность.

Пастором Пляттом актера Ростислава Яновича Плятта стали называть после того, как он сыграл пастора Шлага в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Хотя и до того было понятно, что этот крупный интеллигентный артист, просто создан для ролей пожилых профессоров, пасторов, ученых.

Или каких-нибудь уважаемых судей, учитывая, что отец Плятта был юристом. Кстати, папа, конечно, не хотел, чтобы его Славочка, сын умного юриста-поляка, стал артистом. Но Славочка, побывав в цирке, влюбился в театр и стал артистом, не пойдя по пути папы-юриста.

Прибавив к фамилии Плят еще одну букву «т» (Ростиславу казалось, что так будет звучнее), молодой человек отдался Мельпомене.

Сейчас такое амплуа редкость, некому играть и пожилых интеллигентов, и молодых. Как редкость и верность одному театру.

А Плятт и в этом вопросе был однолюбом, он всю жизнь проработал практически в одном театре — имени Моссовета, практически с одним режиссером — Юрием Завадским.

Режиссер был величиной, но как тут не быть величиной, если рядом с тобой актеры-величины: Вера Марецкая, Фаина Раневская, Николай Мордвинов. И конечно, Ростислав Плятт.

Когда Плятт выходил на сцену, было ясно — это актер, не знающий, что такое провал. Даже в менее удачных работах Плятт оставался Пляттом со всеми присущими ему выигрышными качествами. Чего же говорить тогда о спектаклях успешных, об удачных ролях, которых у Плятта было гораздо больше?

«Шторм», «Бунт женщин», «Госпожа министерша», «На полпути к вершине», «Миллион за улыбку», «Братья Карамазовы» — можно долго перечислять спектакли и роли, сыгранные Пляттом в театре. Среди этих ролей — и Бернард Шоу, и Юлий Цезарь.

Читайте также:  Тесса вертью - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но были и успешные работы, сделанные не с моссоветовскими, а так называемыми пришлыми режиссерами. «Тема с вариациями» в постановке Сергея Юрского, например, где Ростислав Янович сыграл несколько ролей.

Или «Дальше тишина», где Плятт работал с Анатолием Эфросом.

Эту работу часто показывают по ТВ, и зрители разных поколений имеют возможность с удивлением следить за филигранной работой дуэта Фаины Раневской и Ростислава Плятта, дуэта, продолжающего завораживать и потрясать даже сейчас, когда этих актеров уже нет в живых.
Многие работавшие с Пляттом вспоминали, как безотказно он помогал людям. Не протестовал, не высовывался, но и не подписывал никаких подметных коллективных писем, умел обходить острые углы и не совершать при этом подлые поступки.

И Эфрос, и Юрский в своих книгах неоднократно отмечали не только филигранное мастерство Плятта, но и его доброжелательность, обязательность — качества, присущие далеко не всем представителям капризной Мельпомены. И еще, удивительный мягкий юмор, позволявший убедительно создавать совершенно разные образы из разных эпох.

Этот юмор чувствовался еще в ранних работах Плятта, в фильме «Подкидыш», например, или в александровской «Весне», где долговязый Ростислав стал Бубенцовым — хвастуном и вралем, совершенно отрицательным персонажем, в которого тем не менее была безоглядно влюблена домоправительница Маргарита Львовна в исполнении Фаины Раневской.

Удивительно, Плятт мог быть абсолютно положительным, а в других ролях абсолютно отрицательным, и его антигерои были не менее убедительны, чем герои. Помните немолодого шпиона Коку из «Судьбы резидента» — это был человек с биографией, настолько располагающий к себе, что не заметишь, как попадешь в сети.

И вместе с тем гадкий и страшный, если всмотреться повнимательнее.

Этот особый пляттовский юмор проявлялся и в фильмах Леонида Гайдая («Деловые люди» и «Жених с того света»), и в радиоролях Ростислава Яновича (а он очень много работал для радио), и в искусстве дубляжа: не случайно Плятт часто дублировал одного из самых известных французских кинокомиков — Бурвиля.

Благодаря этому юмору Плятт стал завсегдатаем капустников в Доме актера, где беззаботно и мило шутил, а также потрясающе свистел в оригинальном номере-дуэте с В. Канделаки.

Он мог снять шляпу на сцене, и на его лбу было написано слово из трех букв, видное только его сценическому партнеру, который после этого начинал умирать от смеха и неживой уползал за кулисы.

Он мог заме-екать, как козел, проходя через узкий милицейский кордон где-нибудь в аэропорту, и следом за ним послушно и вдохновенно ме-екала вся труппа театра им. Моссовета. При этом он был настоящим интеллигентом.

Театр, сцена – это было для него святое. Всегда. Бесконечно уважая свое дело, зрителей, Плятт и после тяжелой операции продолжал играть, в том числе в гастрольных спектаклях. Выходил на сцену хромая, превозмогая сильную боль.

Но потом запирался в номере, еду заказывал только туда. И никакие уговоры не могли его выманить даже на пустынный пляж (хотя плавать обожал!) – зрители не должны были видеть его больным и страдающим.

Он продолжал умножать свой и без того внушительный список радиоролей: от Шерлока Холмса до самых разных животных.

Плятт ставил перед собой иную задачу: «В меру своих сил и возможностей устами своих героев я говорил и буду говорить о настоящей любви, о необходимости ее для духовного здоровья человека, для его счастья».

«Нет у меня уверенности, что то, чему мы служили было правильным!» – признался как-то Плятт своему коллеге Сергею Юрскому. На столь жесткую самооценку способны лишь очень большие личности.

«Это в его характере – свою награду чувствовать как общую. Общую вину чувствовать как свою», – записал позже Юрский. И в этом все величие Ростислава Плятта.
Умер Ростислав Янович Плятт 30 июня 1989 года в Москве.

Источник: https://www.abcfact.ru/7259.html

Как Ростислав Плятт оскорблял достоинство советского человека

13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону родился Ростислав Янович Плятт, популярный советский актер театра и кино.

На счету актера более 50 ролей в кино, хотя зрители помнят его, прежде всего, как пастора Шлага в культовом сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Актер много работал на радио, озвучивал иностранные фильмы и отечественные мультфильмы: его голос звучит в мультфильмах «Слово имеют куклы», «Как львенок и черепаха пели песню», «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье».

Его отец, Ян (Иван) Иосифович Плят, был известным в Ростове адвокатом. По происхождению Ян Иосифович был поляк, «правда сильно обрусевший», как писал позже актер о своем отце. Интересно, что актерский псевдоним, «Плятт», Ростислав Янович придумал себе сам, прибавив одну букву «т» фамилии и немного изменив отчество.

Мать актера, Зинаида Павловна Закаменная, была родом из Украины, из Полтавской области. В 1909 году семья перебралась в Кисловодск, поскольку мама Ростислава Плятта страдала болезнью легких. Однако болезнь победить не удалось и после смерти Зинаиды Павловны отец в 1916 году увез Ростислава в Москву. Хотя обе бабушки мальчика настаивали, чтобы он рос либо на Украине, либо в Польше.

Позже актер рассказывал, что бабушки постоянно препирались, какие сказки следует рассказывать внуку – польские или украинские. «Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва.

Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».

По воспоминаниям современников, актера всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность. Говорят, что однажды, узнав о непорядочном поступке, совершенным одним театральным чиновником, Плятт заметило: «Как же он теперь будет с этим жить?!».

Ростислав Янович не делил людей по национальности и вероисповеданию. Для него существовала только одна нация — «хороший, порядочный человек».

Он всегда был готов прийти на помощь: одалживал деньги, помогал улучшать жилищные условия коллегам. Например, с его помощью квартиры получили Ия Саввина и Ирина Муравьева. А Сергею Юрского посодействовал с переводом в Москву, в Театр имени Моссовета.

Интересно, что в СССР был период, когда в организациях обслуживающих граждан: парикмахерских, ресторанах, банях и других висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека».

И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, всегда говорил, кивая на плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека».

А рассчитавшись и добавив сверху щедрые чаевые, спрашивал: «Скажите, я достаточно оскорбил ваше достоинство?»

Источник: https://mydinasty.com/info/know/kak-rostislav-plyatt-oskorblyal-dostoinstvo-sovetskogo-cheloveka

Трагедия звезды фильма «Семнадцать мгновений весны»

До сих пор в театральных кругах ходит выражение «пляттские шутки». Автор этих шуток – Ростислав Плятт, тот самый пастор Шлаг из культового фильма «Семнадцать мгновений весны» и интеллигент-холостяк из «Подкидыша». 13 декабря его поклонники отметили 104-летие со дня рождения любимого актера.

Его первая роль – 70-летний генерал, которого он сыграл в 15 лет в школьном спектакле. Уже с тех пор Ростислав зачитывался книгами о театре и мечтал стать артистом. И хотел учиться у режиссера Юрия Завадского. Так и случилось. Он поступил в его студию.

Галантный и вместе с тем смешливый юноша нравился дамам независимо от возраста. Жизнерадостный, острый на язык Ростислав Плятт был горазд на выдумки. Его розыгрыши до сих пор помнят в театральном мире.

Он менял местами дверные таблички у маникюрши и врача-венеролога. Во время спектакля мог огорошить партнера неожиданной выходкой или репликой.

А однажды со своим приятелем бегал голым от милиционера вокруг храма Христа Спасителя – на спор.

Когда стал много играть в радиопостановках, шутил: «Не много ли «пляттства» на радио?» Он мог нарисовать косметическим карандашом на своем лбу неприличное слово из трех букв, прикрыться кепкой, а потом во время спектакля снять головной убор перед партнершей по сцене. Разумеется, получив такой сюрприз, актриса с трудом доигрывала серьезную роль. Появившись в кино в фильме «Подкидыш» в роли интеллигентного холостяка, он играл, по сути, самого себя. Таким же неприспособленным и немного чудаковатым он был и в жизни.

Как вспоминал его друг Георгий Бахтаров, Плятт женился на женщине старше его. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной – рыжая с синими глазами. А со временем превратилась в грозную и хромую старуху. Нину Бутову и Плятта называли нестандартной парой.

Его жена была поэтичной и непредсказуемой натурой, про нее говорили в театре – «не от мира сего». Она принципиально не готовила еду, не утруждала себя домашними хлопотами. В их доме всегда было нечего есть. Супруги питались по столовым. Но Плятта это не раздражало. Напротив, он всячески потакал Нине.

Она могла оправиться за продуктами в магазин, а вернуться с гитарой. Впрочем, многие поговаривали, что брак этот был для него лишь прикрытием.

Плятт с молодости был влюблен в жену своего учителя Юрия Завадского – в актрису Веру Марецкую. Ходила даже легенда, что однажды он со спины перепутал Бутову с Марецкой. И это якобы все и решило… Завадский не отличался супружеской верностью.

«Невозможно писать о Марецкой и не упомянуть Плятта, или Завадского, или Анисимову, или Уланову. Фактически это была одна семья. В разные годы они были женами Юрия Александровича, и всегда рядом был Плятт. Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф везла весь черновой воз театра.

Вера Петровна тоже была хозяйкой в театре, но не хозяйкой театра. Галина Сергеевна Уланова держалась несколько особняком. Юрий Александрович понимал, что авторитет великой балерины выше его авторитета. Новый год он часто встречал с Улановой. Марецкая опекала его в быту.

Анисимова проводила в жизнь его художественную политику», – писал в своей книге Евгений Стеблов.

Возможно, поэтому Плятт и улучал моменты, чтобы остаться наедине с Верой Петровной. Говорят, Завадский знал про их шашни, но не препятствовал. А вот Нина Бутова, законная жена, переживала и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!»

Он все-таки ушел, когда Завадский скончался. Но Марецкая его не приняла, сказала: «Мы слишком уже старые, чтобы начинать новую жизнь!»

Плятт вернулся в семью. Вера Марецкая вскоре тяжело заболела. Ее одолевали сильнейшие головные боли, у нее обнаружили рак мозга. Плятт поддерживал ее, много времени проводил рядом с ней. Именно тогда он играл пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях весны». Его персонаж – много переживший философ – был во многом похож на самого Плятта.

Вскоре скончалась и Нина. Он стал холостяком, о котором мечтали многие незамужние актрисы. Но актер уже присмотрел себе невесту – Людмилу Маратову, жену друга, Николая Литвинова, режиссера детской редакции Всесоюзного радио.

Людмила была на 20 лет моложе Плятта, работала диктором Всесоюзного радио и часто встречалась с актером на записи программ. Она ответила согласием на его предложение. Муж ушел в сторону. Но его дружба с актером на этом кончилась.

Мила скрасила последние годы Ростислава Яновича. Он наконец обрел то, чего ему так не хватало до сих пор – красивый, ухоженный дом, семейный покой, уют. Ростислав Янович работал в театре, пока хватало сил. И даже после того, как сломал шейку бедра.

Он перенес сложную операцию, но, превозмогая боль, хромая, выходил на сцену. Его последней работой в кино была роль в фильме «Визит к Минотавру». Ему было под 80, чувствовал он себя очень плохо, но никто из съемочной группы не знал, что Плятту тяжело…

Сергей Шакуров вспоминал, как он вез актера от подъезда гостиницы до такси на коляске… А когда Плятт не смог выходить на сцену, стал играть в радиоспектаклях. Умер артист 30 июня 1989 года.

Людмила замкнулась после его смерти. Какое-то время преподавала в ГИТИСе сценическую речь. Но тоже заболела.

Не пережила одиночества…

Елена Петрова

Читайте также

Радистка Кэт бросила сцену ради внука Андрея Миронова
Леонид Броневой: Я бы не прочь вернуться к Мюллеру

Источник: https://sobesednik.ru/skandaly/20121224-tragediya-zvezdy-filma-semnadtsat-mgnovenii-vesny

Ссылка на основную публикацию