Стэнли кубрик — биография знаменитости, личная жизнь, дети

15 любопытных фактов о Стэнли Кубрике

Когда разговор заходит о великих кинематографистах XX века, которые оказали на современных нам режиссеров особенное влияние, то одним из первых в этом списке, несомненно, будет Стэнли Кубрик.

Он снял ставшие культовыми фильмы «Космическая одиссея 2001 года», «Сияние», «Заводной апельсин» и ряд других лент самых разных жанров, которые до сих пор остаются актуальными и знаменуют собой определенные вехи развития «седьмого искусства».

В нашей подборке – 15 фактов о творчестве Стэнли Кубрика, рассказывающие не только о значимых темах, поднимавшихся режиссером, но и о том, на кого из наших современников и как повлияли его работы.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

«Заводной апельсин» (1971) – один из самых известных фильмов Стэнли Кубрика. Несмотря на то, что его высоко оценили профессионалы и он собрал неплохую кассу, вокруг его проблематики велись ожесточенные споры.

Впрочем, прокат «Заводного апельсина» в Великобритании кончился тем, что сам Кубрик, после нескольких анонимных угроз с обещанием «кары» за фильм, изъял копии ленты, а также попросил своего ассистента уничтожить все вырезанные сцены.

Сам Энтони Берджесс, автор оригинального романа «Заводной апельсин», не был в восторге от экранизации — в том числе потому, что в фильме концовка была совсем не такой, как в книге [у Берджесса Алекс теряет интерес к «ультранасилию» и мечтает о семье, а у Кубрика он произносит зловещую фразу о том, что он полностью исцелился]. Как выяснилось потом, так получилось потому, что Кубрик читал американское издание романа, и в нем намеренно была убрана последняя глава как «сбивающая напряжение». Тем не менее, ознакомившись с оригинальной концовкой, Кубрик заявил, что не стал бы ничего менять в сценарии даже если бы знал о ней.

Стэнли Кубрик на съемках фильма «Доктор Стрейнджлав» (1964)

Кубрик не признавал фильмы «чистых» жанров, считая, что искусство кинематографа нуждается в экспериментах (но при этом саму форму он предпочитал не ломать).

Режиссер, например, стремился в основу каждого своего проекта класть «черную комедию», сочетая юмористический и легкий тон повествования и шокирующее насилие или пугающие ситуации, в которые попадали герои.

Наиболее четко это прослеживается в лентах «Заводной апельсин» (1971) и «Сияние» (1980). При всем при этом картину «Доктор Стрейнджлав» (1964) сам Кубрик называл не иначе как «сатирический триллер».

Кристиана Харлан (слева) и Стэнли Кубрик (в центре)

Музой и спутницей Стэнли Кубрика с 1957 года и до самой его смерти в 1999 году стала немецкая актриса и певица Кристиана Харлан – они познакомились на съемках ленты «Тропы славы» (1957) и поженились вскоре после выхода фильма в прокат. Брат Кристианы Ян Харлан продюсировал все фильмы Стэнли Кубрика начиная с «Барри Линдона» (1975). Сейчас Кристиана Кубрик и Ян Харлан являются хранителями архивов работ Стэнли Кубрика.

Кадр из фильма «Сияние» (1980)

Кубрик очень долго выбирал «ту самую дверь» для съемок фильма «Сияние» (1980) — он просматривал каталоги дверей, собирая подходящие вырезки в отдельной тетради, а также фотографировал двери сам, если где-нибудь видел «идеальный вариант». Знаменитая сцена, где герой Джека Николсона разрубает топором дверь, была снята только с 60-го дубля – отчасти из-за того, что Николсон, состоявший в отряде пожарных-волонтеров, слишком быстро ломал дверь.

Кстати, эта сцена [с дверью] вдохновлена похожим эпизодом из ленты «Возница» (1921) Виктора Шестрема, где главный герой Дэвид Хольм (Шестрем) выламывает часть двери, чтобы открыть замок.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса

Стэнли Кубрик не только вдохновил целое поколение кинематографистов, но и оказал сильное влияние на развитие кинематографа.

Однако вместо того, чтобы писать собственные книги о теории кино и о том, как работать с саспенсом, Кубрик советовал пристально изучать наследие в том числе советского кинематографа и, в частности, теоретические работы Всеволода Пудовкина.

Также Кубрик очень любил фильмы немецкого режиссера Макса Офюльса и американца Орсона Уэллса. Кстати, ленту «Голова-ластик» (1977) Дэвида Линча Кубрик тоже относил к своим любимым картинам.

Подробнее о любимых фильмах Стэнли Кубрика мы рассказываем в конце этой статьи.

Стэнли Кубрик

При съемках любого фильма Стэнли Кубрик не только использовал целый арсенал объективов, но и всегда заказывал у специалистов новый – по индивидуальным характеристикам. 50-миллиметровый f/0.

7 объектив, изначально собранный по заказу NASA, Кубрик использовал для съемки темных сцен в «Барри Линдоне» (для достижения эффекта т.н. «медленного зума» — slow zoom). Также у него был широкоугольный адаптер, позволяющий сделать фокусное расстояние ближе к 37,5 мм.

Он предпочитал сверхширокоугольные объективы, как, например, Kinoptic 9.8mm в некоторых сценах «Заводного апельсина» и «Сияния» (для достижения эффекта т.н.

«ужасного зума» — horror zoom) Но все же одним из его самых знаменитых приемов был зум от крупного плана до общего, для чего он использовал специально созданный Cine-Pro 24-480mm T9.

Кадр из фильма «Убийство» (1956)

До своего знаменитого фильма-нуар «Убийство» (1956) Стэнли Кубрик снял два фильма, но именно «Убийство» принято считать началом его голливудской карьеры.

Несмотря на то, что лента плохо показала себя в прокате, а критики не сразу поверили в талант молодого режиссера (тем не менее, лента претендовала на премию BAFTA в категории «Лучший фильм» в 1957 году), «Убийство» сейчас считается одним из наиболее значительных поздних нуаров, который по-своему обогатил жанр новаторскими приемами (смещения действия во времени, съемки дальним планом, нестудийные локации, использование документальных материалов).

Кадр из фильма «Лолита» (1962)

В отличие от многих режиссеров, Стэнли Кубрик любил работать над экранизациями литературных произведений и не считал, что так он хоть как-то умаляет свое достоинство как постановщика.

Несколько его самых знаменитых лент – «Лолита» (1962), «Сияние» (1980), «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Заводной апельсин» (1971) — это адаптации известных романов.

Кубрик говорил, что при адаптации какого-либо литературного произведения постановщику «нужно выбрать тот роман, который не является шедевром, и улучшить его».

Одна из самых знаменитых «теорий заговора» вокруг Стэнли Кубрика заключается в том, что тот помог снять в студийных условиях посадку астронавтов США на Луну в 1969 году.

Те, кто в это верит, ссылаются на следующие «доводы»: заметно, что некоторые движущиеся изображения были впечатаны в пленку с помощью рир-проекции, в «лунном» ролике есть параллели в фильмом Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968), номер 237 в «Сиянии» является отсылкой к расстоянию до Луны (237 тыс. миль) и якобы очевидные намеки самого режиссера в разных интервью.

Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)

В лентах многих современных режиссеров можно заметить очевидное влияние Стэнли Кубрика, но один из самых очевидных его поклонников – Квентин Тарантино.

Тарантино сам признавался, что в свое время «Убийство» произвело на него неизгладимое впечатление, так что он продолжает «визуально цитировать» работы Кубрика в своих лентах (например, вышеприведенный кадр из «Бешеных псов» (1992) — это «цитата» битвы из «Спартака» (1960)).

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Все, кто работал со Стэнли Кубриком, рассказывали о его дотошном перфекционизме. Он мог переснимать одну сцену сотню раз, чтобы в итоге все получилось именно так, как надо. Он тратил годы на разработку собственных проектов. Иногда он отправлялся на другой конец света, чтобы записать необходимый звук или переснять плохой кадр.

Больше всего в процессе создания фильма Стэнли Кубрику нравился монтаж, и он мог провести весь день взаперти в монтажной комнате, чтобы контролировать процесс, участвовать в нем и точно знать, что на выходе все будет в порядке.

Кстати, именно благодаря своеобразной одержимости в фильмах Кубрика появились уникальные авторские приемы – симметрия кадра и своеобразная цветовая палитра.

На съемках фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Фильм «Космическая одиссея 2001 года» (1968) является не только одним из самых кассовых в карьере Стэнли Кубрика (он окупился в прокате более 20 раз), но и одним из самых мастерских.

Кубрик с такой дотошностью подошел к созданию этой ленты, что даже космонавты и космические инженеры, видевшие «Космическую одиссею», говорили о ее научном реализме и отмечали технологическое мастерство режиссера.

Стэнли Кубрик

Интересной деталью в творчестве Стэнли Кубрика является травма – это та ниточка, которая проходит через многие проекты режиссера, в том числе ленты «Заводной апельсин» (1971) и «С широко закрытыми глазами» (1999).

Собственная травма случилась в жизни режиссера в 1947 году, когда в авиакатастрофе погиб его друг, и именно Кубрику почему-то отправили обугленные остатки его вещей.

Считается, что именно с этим связаны его страх перед авиаперелетами (даже из Великобритании в США Кубрик предпочитал путешествовать по воде) и склонность к затворничеству (режиссер хоть и был словоохотлив и дружелюбен, но в обществе бывать не горел желанием).

Кадр из фильма «Искусственный разум» (2001)

У Стэнли Кубрика остался ряд незавершенных проектов. Так, над знаменитым «Искусственным разумом» (2001) Стивена Спилберга начинал работать Кубрик, но оставил проект из-за того, что считал современные ему технологии недостаточно развитыми для съемок такого фильма.

После окончания работы над проектом Спилберг заявил, что для него стало настоящим профессиональным испытанием снять картину согласно эстетическому видению Кубрика – «потому что соответствовать такому уровню очень сложно».

Также Стэнли Кубрик на протяжении долгого времени разрабатывал сценарий ленты «Арийские бумаги» (The Aryan Papers), но в итоге решил не заниматься им, потому что «Список Шиндлера» (1993) того же Спилберга оказался очень близок к его замыслу.

Нереализованным замыслом осталась и эпическое кинополотно о Наполеоне – Кубрик провел два года, собирая и изучая всю возможную информацию о французском императоре, но в итоге забросил проект, решив, что он будет неоправданно дорогим и не сможет заинтересовать широкую аудиторию (на такие мысли его натолкнул провал в прокате ленты «Ватерлоо» (1970) Сергея Бондарчука).

Кадр из фильма «Доктор Стрэйнджлав» (1964)

Еще одна важная «ниточка» в творчестве Стэнли Кубрика – война. Первый полнометражный фильм режиссера, «День схватки» (1951), был антивоенным.

Будучи по происхождению из еврейской семьи и выросший во времена Второй мировой войны, Кубрик вплетал антивоенные мотивы во многие свои проекты, документальные или игровые – «Морские наездники» (1953), «Доктор Стрейнджлав» (1964), «Тропы славы» (1957), «Спартак» (1960), «Цельнометаллическая оболочка» (1987).

Кстати, сам Стэнли Кубрик никогда не отрицал своего еврейского происхождения и считал, что это оказало на его мировоззрение сильное влияние. Любопытно при этом, что Кубрик интересовался творчеством нацистских режиссеров, в частности — Файта Харлана (снял фильм «Еврей Зюсс», 1940).

20 любимых фильмов Стэнли Кубрика:

  1. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
  2. «Мадам де….» (Макс Офюльс, 1953)
  3. «Улыбки летней ночи» (Ингмар Бергман, 1955)
  4. «В порту» (Элиа Казан, 1954)
  5. «Земляничная поляна» (Ингмар Бергман,1957)
  6. «Огни большого города» (Чарли Чаплин, 1931)
  7. «Сокровища Сьерра Мадре» (Джон Хьюстон, 1948)
  8. «Маменькины сынки» (Федерико Феллини, 1953)
  9. «Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн, 1938)
  10. «Наполеон» (Абель Ганс, 1927)
  11. «Ночь» (Микеланджело Антониони, 1961)
  12. «Мэри Поппинс» (Роберт Стивенсон, 1964)
  13. «Подружки» (Клаудия Вайль, 1978)
  14. «Золотая каска» (Жак Беккер, 1952)
  15. «Боб — прожигатель жизни» (Жан-Пьер Мельвиль, 1956)
  16. «Взвод Андерсона» (Пьер Шендерффер, 1967)
  17. «Битва за Алжир» (Джилло Понтекорво, 1966)
  18. «Апокалипсис сегодня» (Фрэнсис Форд Коппола, 1979)
  19. «Взвод» (Оливер Стоун, 1986)
  20. «Жертвоприношение» (Андрей Тарковский, 1986)

Источник: https://www.soyuz.ru/articles/840

Биография Стэнли Кубрика

Стэнли Кубрик – американский кинорежиссёр и продюсер, один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия.

Фильмы Кубрика, большая часть которых являются экранизациями, насыщены техническим мастерством, новаторским, часто нарочито «скупым» подходом к повествованию, а также тонким долговечным остроумием.

Характерными особенностями его творчества также являются специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки.

Ранние годы

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев – выходцев из Австро-Венгерской империи. Его отец, Джейкоб (позже Джек Леонард) Кубрик (Jacob Cubrick, или Jacques Leonard Kubrick, 1902—1985), происходил из Восточной Галиции и работал врачом-хирургом.

Мать, Гертруд (позже Сэйди) Первелер (Sadie Gertrude Perveler, 1903—1985), происходила из Буковины и была домохозяйкой. В школе Стэнли успехами не блистал, единственной его страстью были шахматы.

Потом пришло увлечение фотографией: в 17 лет он стал штатным сотрудником журнала «Look».

Во время его работы в журнале Кубрик познакомился со своей будущей женой Тоба Метц и 28 мая 1948 года они поженились.

Первые фильмы

Первые фильмы Кубрик делал на собственные деньги и пожертвования друзей, а в 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом Кубрик организовал собственную кинокомпанию.

После малобюджетного фильма «Поцелуй убийцы» (1955) и криминальной драмы «Убийство» (1956), снятую по новелле Лайонела Уайта, Кубрик снимает в Европе с американскими актёрами антивоенную ленту «Тропы славы» (1957).

Фильм рассказывал о французских солдатах Первой мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В Америке «Тропы славы» были встречены восторженно, а в Европе вызвали скандал.

Во Франции, к примеру, прокат картины запретили, а в Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста, организованные офицерами запаса. Европейские критики взяли фильм под защиту, указывая на его несомненные художественные достоинства и особо отмечая актёрскую игру Кирка Дугласа.

Любопытно, что в работе над первыми фильмами Кубрику помогали его жены. Первая избранница режиссёра Тоба Этта Метц ставила диалоги в фильме «Страх и вожделение» Рут Соботка снялась в эпизодической роли танцовщицы в «Поцелуе убийцы». Наконец, третья и последняя жена режиссёра Кристиан играла в «Тропах славы».

Читайте также:  Prince william - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Спартак

В 1960 году Кёрк Дуглас – актёр и одновременно исполнительный продюсер фильма «Спартак» – пригласил Кубрика на место уволенного режиссёра Энтони Манна.

Воскресные газеты сообщили, что Кубрик оказался во главе постановки с бюджетом в 12 миллионов долларов, с двадцатью семью тоннами платьев, туник и алюминиевых доспехов (выполненных на заказ в Риме) и с солидным составом исполнителей (Лоренс Оливье, Чарльз Лоутон, Питер Устинов и другие).

Кирк Дуглас надеялся, что молодой режиссёр станет послушным орудием в его руках. Но он ошибся.

Кубрик первым делом заменил исполнительницу главной роли и несмотря на протесты Дугласа снимал фильм с присущей ему неторопливостью и тщательностью. «Спартак» имел успех в прокате.

Критики выделяли высокий профессиональный уровень постановки и не свойственный большинству «супер-колоссов» психологизм.

Лолита

Свою следующую картину Кубрик снимал в Англии. Это была экранизация скандального романа Владимира Набокова «Лолита». Писателя беспокоило, что героев его произведения переносят в реальный мир, тем не менее, он всячески хвалил Кубрика. Однако сам режиссёр позже признал, что «Лолита» ему не удалась.

Премьера фильма принесла сдержанно-одобрительные отзывы. Критики полагали, что Сью Лайон в роли Лолиты не более ребенок, чем была в восемнадцать лет Мэрилин Монро. В результате Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «самая многообещающая начинающая актриса».

Кроме того, картина была номинирована на семь наград.

Помимо экранизации Кубрика роман Владимира Набокова был повторно экранизирован в 1997 году режиссёром Эдрианом Лайном.

Доктор Стрейнджлав

Постер к фильму «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»

Основная статья: Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

В 1964 году Кубрик выпустил сатирический фильм «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил бомбу», который затрагивал тему холодной войны. Фильм был снят в 1963 году и выпущен в прокат в 1964 году. В главных ролях играли актёры Питер Селлерс и Джордж К. Скотт.

После выхода в прокат фильм получил множество одобрительных отзывов.

По мнению многих ветеранов Стратегического авиационного командования США, именно «Доктор Стрейнджлав» наиболее точно отражает реалии этой организации.

Интересным является и то, что Питер Селлерс в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трех разных персонажей: президента США Меркина Маффли, доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка.

Переезд в Великобританию

Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалеку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесенном высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть свое двойное гражданство, режиссёр сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.

Кубрик редко давал интервью, поэтому о нём ходило немало слухов.

«Мне случалось с удивлением читать, — говорил он, — что из-за страха перед аварией я запрещаю шоферу ездить со скоростью свыше пятидесяти километров в час и при этом надеваю хоккейный шлем.

Но у меня никогда не было личного водителя. А ещё писали, что я смертельно боюсь насекомых и даже установил в саду хитроумное устройство против комаров. Все это полный бред».

А вот авиаперелетов он действительно боялся. В 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях.

Космическая одиссея 2001 года

Мировую славу Кубрику принесла грандиозная фантастическая эпопея «Космическая одиссея 2001» (1968), завоевавшая премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съёмки.

Приступая к работе над фильмом, Кубрик в марте 1964 года посвящает в свои планы ещё малоизвестного тогда фантаста Артура Кларка. Вместе они работают над сценарием. «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», — рассказывал Кларк.

Стэнли Кубрик, задумав «сделать картину о связи человека со вселенной», стремился к документальной достоверности. Причудливые контуры космических кораблей, парящих во вселенских просторах, не были художественным вымыслом.

Их эскизы были предоставлены специалистами НАСА, которые разрабатывали перспективные модели межпланетных кораблей. Единственным «злодеем» в фильме является компьютер по имени ХАЛ 9000.

Техника, созданная человеком, бросает ему вызов.

В 1984 году режиссёром Питером Хаймсом был снят сиквел фильма «Космическая одиссея 2001» получивший название «2010: год, когда мы установили контакт».

Этот фильм является экранизацией второй книги в серии «Космическая одиссея» Кларка. Но в работе над продолжением Стэнли Кубрик не принимал никакого участия.

В результате «2010» не приобрел такого количества поклонников, как его предшественник.

Заводной апельсин

Настоящую сенсацию вызвал и следующий фильм Кубрика – «Заводной апельсин» (1971) по одноимённому сатирическому роману Энтони Бёрджеса. Объясняя название своей книги, писатель рассказывал, что услышал это выражение в пивном баре. На жаргоне лондонских «кокни» оно означает примерно то же, что «с приветом» или «с тараканами в голове».

Главную роль Алекса сыграл Малкольм Макдауэлл. «Не будь Кубрик кинорежиссёром, — заметил актёр, — ему следовало бы командовать вооружёнными силами США. Он держит в голове все – вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него».

Герой Макдауэлла, живущий в атмосфере насилия и секса, попадает в тюрьму. Для того чтобы вырваться оттуда, он соглашается на психологический медицинский эксперимент. Теперь любая агрессия вызывает у него состояние дурноты и слабости.

Став объектом ещё более жестокого насилия, Алекс пытается покончить с собой, выпрыгнув из окна…

«Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением.

В журнале «Тайм» писалось: «Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов – живописи, архитектуры, скульптуры, музыки – в нашем обществе…»

Барри Линдон

В 1975 году Кубрик экранизировал роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон», сотворив, по выражению одного из критиков, «живописное и точное по ритмическому рисунку зрелище эпохи семилетней войны, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью».

В фильме рассматривалась жизнь ирландского авантюриста Барри Редмонда (впоследствии Линдона), отвергнутый роднёй его любимой девушки, которая предпочла Редмонду богатого англичанина-капитана Куина, после дуэли вынужден бежать в Дублин и скрываться там.

Но обстоятельства складываются не в его пользу.

Фильм отличает утончённость изобразительного решения, великолепная стилизация изображения в кадре под живопись Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнолдса, Джона Констебла. По настоянию режиссёра, некоторые сцены были сняты только при свете свечей, ради съёмок в таких условиях были использованы объективы, применяемые астрономами НАСА для наблюдения за звёздами.

Фильм получил премию «Оскар» за 1975 год по четырём категориям: лучшая работа художника-постановщика, лучшая операторская работа, лучший дизайн костюмов и лучшее музыкальное сопровождение.

Сияние

После этого внимание Кубрика привлек новый роман Стивена Кинга «Сияние», повествующий о молодом американце Джеке Торрансе устроившимся на работу в горный отель сторожем, и к концу осени переехавшему туда со своей семьей: женой Венди и шестилетним сыном Денни.

В результате режиссёр создал притчу о тайнах бытия и человеческой ненависти, сделанную в традициях «готического романа». В главной роли снялся блистательный Джек Николсон.

По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съемок, он падал в кровать и немедленно засыпал.

Во время подготовок к съёмкам Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти.

В качестве аргумента он приводил свое убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид.

Чтобы погрузить съемочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977). Кубрик поменял живые кусты-животных на лабиринт из-за того, что подобный спецэффект казался ему малоосуществимым.

На роль Джека Кубрик также рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро, которого он наблюдал в «Таксисте», и Робина Уильямса, которого он наблюдал в сериале «Морк и Минди». Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был не достаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим.

Дочь Кубрика Вивиан сняла документальный фильм о том, как создавалось «Сияние». Её работу показали по английскому телевидению, правда, перед этим Стэнли убрал из фильма несколько не совсем лестных своих изображений и сделал подборку кадров для рекламы в зарубежном прокате.

Цельнометаллическая оболочка

Следующий фильм Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» (1987) посвящен теме войны во Вьетнаме, экранизация романа «The Short-Timers» Густава Хэсфорда. В нём прослеживается судьба 18-летнего новобранца рядового Шутника, попавшего в тренировочный лагерь по подготовке морских пехотинцев США, а после посланного на фронт в качестве военного журналиста.

Главную роль (рядового (впоследствии сержанта) Шутника) в фильме сыграл Мэттью Модайн. Кубрик выступил здесь как продюсер, режиссёр, сценарист. Он снимал фильм в пригороде Лондона, на заброшенном газовом заводе.

Любопытно, что в картине Кубрика прослеживается действие только первой половины романа. В финале фильма Кубрик оставляет героя на пике его «зверской» сущности – военная машина научила его убивать без страха. Во второй половине романа Густава Хэсфорда цикл трансформаций личности главного героя замыкается. Шутник, находясь на передовой, попадает в плен и в итоге переходит на сторону вьетконга.

Однако позже, по иронии судьбы «освобожден» американскими солдатами и возвращен в Америку. В романе Шутник получает возможность сравнить «американскую мечту» с ценностями простых вьетнамцев, воюющих за право свободно работать на земле своих предков. Финал Гасфорда – достаточно жесткий вердикт современному обществу, называющему себя цивилизованным. Вторая половина романа не входит в сюжет фильма.

Фильм ещё до выхода на экраны подвергся редактированию при монтаже, в результате которого была вырезана сцена, в которой солдаты играли в футбол человеческой головой и сцена секса Шутника с вьетнамской проституткой.

Как и ожидалось, эта работа мастера вызвала противоречивые отклики, и Стэнли Кубрик надолго замолчал. Несмотря на это фильм получил множество наград и номинаций; в 1988 году номинировался на «Оскар» за лучший сценарий.

С широко закрытыми глазами

Только в 1997 году он приступил к съёмкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами». Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами. С этой прощальной работой режиссёра связано много слухов.

Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности.

Мнения о картине разошлись кардинально – от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».

Смерть

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за его любимым деревом в Чилдвикбариемском имении, Хартфордшир, Великобритания, Англия.

Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте.

Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого великого человека. Однако после того, как фильм Бондарчука «Ватерлоо» провалился в прокате, Кубрик не смог найти денег на свой проект.

После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.

В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской Академии человеку года» (Премия «BAFTA» за большой вклад в режиссёрское содружество).

В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный интеллект», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика. Первые кадры картины – морские волны, разбивающиеся о берег – были сняты самим Кубриком.

Режиссёрский почерк

Стенли Кубрик в большинстве своих фильмов в основу сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать голос за кадром (в основном от главного героя) комментирующий некоторые сцены.

Начиная с фильма «Космическая одиссея 2001 года» во всех его фильмах, за исключением «Цельнометаллической оболочки» используется предварительно подготовленные записи классической музыки. Кроме того, он часто использует веселое звучание поп-музыки в сценах изображающих разрушение и уничтожение, особенно в заключительных титрах или последних кадрах фильма.

В своем обзоре фильма «Цельнометаллическая оболочка», Роджер Эберт отметил, что многие фильмы Кубрика используют крупные планы, где используется голова персонажа, наклоненная вниз, и его глаза, направленные вверх.

Кубрик также активно использует широкоугольную съёмку, характер отслеживания съёмки, специфическое использование крупных планов, необычное панорамирование, наплыв и использование кадров с длинными параллельными стенами. Многие из фильмов Кубрика имеют отсылки на предыдущие фильмы Кубрика.

Наиболее известным примером этого является появление альбома с саундтреком фильма «2001 год: Космическая одиссея», в магазине Мелодия в фильме «Заводной апельсин». Менее очевидным является ссылка на художника с именем Людовик в «Барри Линдоне» из фильма «Заводной апельсин».

Читайте также:  Максим ярица - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://www.kinofilms.ua/star/450/biography/

Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик — выдающийся режиссер, блестящий сценарист, продюсер, замечательный оператор и монтажер, фильмы которогозатрагивают самые сокровенные уголки нашей души и по праву считаются классикой. Родился в Нью-Йорке 26 июля 1928 года в еврейской семье.

Джек Кубрик, отец будущего великого режиссера, был врачом. В школе Стэнли учился без особого усердия и не блистал успехами. Правда, он прекрасно играл в шахматы, позже он увлекся фотографией.

После окончания школы Стэнли не поступил в колледж, благодаря увлечению фотографией он устроился на работу в журнал «Look» и очень быстро стал лучшим фотографом. Новым увлечением будущего режиссера стало кино.

Он регулярно посещает занятия в Колумбийском университете и кинопрограммы, проходящие в Музее современного искусства. Играя в шахматы на деньги, он подрабатывает себе на жизнь.

Его первым дебютом в кино был документальный фильм «День схватки», повествующий о боксере Уолтере Картье. Когда-то боксер был героем одного из его фоторепортажей. Желание Стэнли Кубрика профессионально освоить киноискусство было настолько велико, что ряд следующих фильмов он снял на свои деньги и пожертвования друзей.

Его первым игровым фильмом был «Страх и желание» (1953), от прав на который Кубрик впоследствии отказался и добился, чтобы его убрали из кинопроката.Стэнли Кубрик совместно с продюсером Джеймсом Б.Харрисом организовал в 1954 году собственную кинокомпанию.

В 1955 году кинокомпания выпустила фильм «Поцелуй убийцы», продюсером, сценаристом, монтажером и оператором которого был Кубрик. В 1956 году вышла в прокат криминальная драма «Убийство», понравившаяся зрителям и благосклонно принятая критиками.

Вышедшая в 1957 году военная драма «Тропы славы», повествующая о гибели французских солдат во времена первой мировой войны из-за бездарности и трусости их командиров, получила огромный международный резонанс. Во Франции запретили прокат картины, а в Бельгии офицеры запаса организовали демонстрации протеста.

Правда, в защиту картины выступили европейские критики, особо была отмечена потрясающая игра Кирка Дугласа. Одну из женских ролей в фильме сыграла третья жена режиссера Кристиан.

В 1960 году Стэнли Кубрик был приглашен на место режиссера фильма «Спартак». Актером и исполнительным продюсером фильма был Кирк Дуглас. К работе над фильмом Кубрик приступил со свойственной ему тщательностью и неторопливостью.

Несмотря на протесты Кирка Дугласа, он пригласил на главную роль другую актрису. Фильм имел потрясающий успех у зрителей. Критики отметили высочайший профессиональный уровень постановки.

Со «Спартака» началось триумфальное восхождение гениального режиссера к вершинам мастерства и славы, с него начался «настоящий Кубрик».

В 1961 году Кубрик вместе с семьей переезжает в Англию. Здесь он приступил к экранизации скандально известного романа Владимира Набокова «Лолита». Вышедший в прокат фильм получил одобрительные отзывы критиков, зрителей и самого писателя, однако позже режиссер признается, что картина не удалась.

В Англии Кубрик приобрел усадьбу под Лондоном, где поселился вместе с семьей. В Америке же он сохранил свою квартиру в Нью-Йорке, словно желал подчеркнуть двойное гражданство.

Вышедшая в прокат в 1968 году фантастическая эпопея «Космическая Одиссея 2001» была удостоена премии «Оскар» за потрясающие спецэффекты и грандиозные комбинированные съемки. Не менее сенсационным стал следующий фильм — «Заводной апельсин» (1971), который был снят по роману Э. Берджеса. Главную роль в фильме сыграл Малколм Макдауэлл.

Из-за обилия насилия и секса суд Великобритании запретил демонстрацию фильма, однако многие критики и зрители приняли фильм с восторгом и восхищением.

В 1975 году режиссер снимает фильм «Барри Линдон» по одноименному роману Уильяма Теккерея, получивший наибольшее число номинаций на «Оскар».23 мая 1980 года в Штатах состоялась премьера фильма по роману Стивена Кинга «Сияние».

Главную роль в фильме сыграл потрясающий актер Джек Николсон. В 1987 году вышел фильм о войне во Вьетнаме «Цельнометаллическая оболочка». Противоречивые отклики о фильме заставили Кубрика надолго замолчать. И лишь в 1997 году начались съемки фильма «С широко закрытыми глазами».

Фильм повествует о тяжелой семейной драме. Интересно, что главные роли в фильме сыграли Николь Кидман и Том Круз, которые олицетворяли в то время счастливую семейную пару. Через четыре дня после окончания работы над монтажом фильма, 7 марта 1999 года Стэнли Кубрик умер.

Похоронен гениальный режиссер в Хартфордшире, Великобритания.

Источник: http://velikielyudi.ru/deyateli-iskusstva/stenli-kubrik.html

Стэнли Кубрик

Только сотая часть отснятой им пленки попадала в фильм — Кубрик мог снимать бесконечно, пока не добивался на экране идеального воплощения заложенных в фильм идей. Это относится ко всем его картинам — от фантастических эпопей до тончайших психологических драм.

Стэнли Кубрик родился в Нью-Йорке, в еврейской семье, эмигрировавшей в США из Австрии. Его отец, Джейкоб, был хирургом, мать, Гертруд — домохозяйкой. Стэнли с детства много читал, но в школе учился из рук вон плохо – просто его там  мало что интересовало.

В поисках подходящего увлечения для сына Кубрик-старший  научил его шахматам – и эта игра стала страстью Стэнли на всю жизнь, а присущая этой игре неторопливость и внимательность к незаметным деталям стали впоследствии определяющими чертами режиссерского стиля Кубрика.

Другим любимым занятием Стэнли была фотография. Первую камеру еще в 13 лет подарил ему отец. Затем Кубрик начал сотрудничать с журналом Look, а в 17 лет получил там должность штатного фотографа.

После нескольких лет успешной работы он решил пойти дальше – попытаться снять собственный фильм.

На свои сбережения Кубрик создает документальную короткометражку «День схватки» (1951). После еще нескольких короткометражных лент, Стэнли на частные пожертвования и на заработанные игрой в шахматы в Центральном парке деньги снял свой первый художественный фильм –  военную драму «Страх и вожделение» (1953).

Она получила противоречивые отзывы, но о режиссерских навыках Кубрика говорили положительно.

Его следующими работами стали  два малобюджетных криминальных триллера в стиле «нуар» — «Поцелуй убийцы» (1955) и «Убийство» (1956), после чего молодого режиссера заметили в Голливуде, доверив снять военную драму о 1-й Мировой войне «Тропы славы» (1957), где главную роль играл знаменитый актер Кирк Дуглас.

Фильм стал успешным и вызвал большой общественный резонанс. В следующем году Кубрик женился на актрисе Кристиан Харлан, которая стала уже третьей его супругой. Два предыдущих брака были очень скоротечными, но третий продлился до конца жизни режиссера.

Тем временем Кирк Дуглас, продюсировавший исторический эпос «Спартак» (1960), где сам же снимался, пригласил Кубрика продолжить работу над фильмом вместо уволенного режиссера Энтони Манна.

Дуглас считал, что Стэнли будет выполнять его условия, но вышло наоборот. Кубрик даже отстранил от работы оператора, все делая сам.

Результат оправдал себя  — «Спартак» имел отличные кассовые сборы, получил «Золотой глобус» как лучший фильм и четыре «Оскара».

В следующем своем фильме Кубрик хотел снять Марлона Брандо, но переговоры зашли в тупик, и Брандо сам взял на себя режиссерские функции. Оскорбленный Кубрик покинул Голливуд и уехал в Англию, где провел почти всю дальнейшую жизнь. Здесь он взялся за экранизацию скандального романа Владимира Набокова «Лолита».

Писатель сам консультировал режиссера и участвовал в создании сценария, но потом оба признали, что фильм, вышедший в 1962 году, получился неудачным. Зато последовавшая годом позже политическая сатира на тему Холодной войны «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1963) получила массу восторженных отзывов.

Кубрик был номинирован на «Оскар» за режиссуру, сценарий и продюсерскую работу.

Пять лет спустя Кубрик представил фильм в абсолютно новом для себя жанре. Научно-фантастическая лента «2001 год: Космическая одиссея» (1968) стала самым знаменитым его произведением, потрясшим мир невиданным техническим уровнем и поистине космической глубиной сюжета.

За эту картину Кубрик, лично руководивший созданием визуальных эффектов, получил свой единственный «Оскар» в соответствующей номинации. Скандальную сенсацию вызвал и его «Заводной апельсин» (1971) по одноимённому фантастическому роману Энтони Бёрджесса. Из-за обилия сцен насилия в Великобритании картина была запрещена судом к показу, но Кубрика снова номинировали на «Оскар».

А его военная драма «Барри Линдон» (1975) по роману Уильяма Теккерея удостоилась четырех «Оскаров», но не за режиссуру.

В 1980-м Кубрик снял выдающийся триллер «Сияние» по роману Стивена Кинга с Джеком Николсоном в главной роли. Именно в работе над этим фильмом Кубрик поставил рекорд по непомерному расходу пленки.

Отношение потраченной на бесчисленные дубли пленки к тому, что вошло в фильм, составило 102:1, при среднем показателе 10:1.

Снова к теме войны (на этот раз – вьетнамской) Кубрик вернулся в сатирической драме «Цельнометаллическая оболочка» (1987), где весьма жестко поиздевался над понятиями патриотизма и нравственности.

Свой последний фильм знаменитый режиссер смог закончить только через 12 лет. Несколько задуманных им за это время проектов были остановлены по разным  причинам (например, фантастическая лента «Искусственный интеллект» была отложена из-за недостаточного развития кинотехнологий, в итоге ее снял Стивен Спилберг).

Психологическая драма «С широко закрытыми глазами», где играли Николь Кидман Том Круз, снималась на протяжении двух лет. Съемки измотали всех. Круз и Кидман вскоре после выхода фильма развелись, а Кубрик, в марте 1999 года, еще до премьеры фильма, умер от внезапного сердечного приступа в своем доме в Англии.

Фильмография

  • С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut), 1999
  • Цельнометаллическая оболочка (Full Metal Jacket), 1987
  • Сияние (Shining, The), 1980
  • Барри Линдон (Barry Lyndon), 1975
  • Заводной апельсин (A Clockwork Orange), 1971
  • 2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey), 1968
  • Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb), 1963
  • Лолита (Lolita), 1962
  • Спартак (Spartacus), 1960
  • Тропы славы (Paths of Glory), 1957
  • Убийство (Killing, The), 1956
  • Поцелуй убийцы (Killer’s Kiss), 1955
  • Страх и вожделение (Fear and Desire), 1953
  • Мореплаватели (Seafarers, The), 1953)
  • Летящий падре (Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner), 1951)
  • День схватки (Day of the Fight), 1951

Источник: http://tv.akado.ru/persons/stanley_kubrick.html

«Психическая одиссея» Стэнли Кубрика

Поселившись в 1962 году в Лондоне, Кубрик взялся за экранизацию романа Набокова «Лолита». Многие считали, что это своеобразная месть Америке. «Лолита» долгое время была запрещена в Штатах, и постановка романа американским режиссером-изгнанником (а Кубрик считал себя именно таковым) — какой-никакой, а вызов.

Владимир Набоков, который писал сценарий картины, весьма беспокоился, что его произведение переносят в реальный мир.

Он утверждал, что «Лолита» является чистым вымыслом, нереальным и нереализуемым, и что любая экранизация будет приблизительной. Собственно, снять версию, четко соответствующую роману-оригиналу, не дала бы цензура.

Британские цензоры стремились внести свои исправления в сценарий сразу же после того, как он озвучил намерение ставить «Лолиту».

В целом же, Стэнли легко, без всякого сожаления, принял исправления «блюстителей нравственности», чем вызвал у последних немалое удивление. Господа-цензоры почему-то решили, что Кубрик будет обязательно снимать эротическое кино.

Наивные! Они так и не поняли подлинной цели Кубрика. Своей же художественной задачей Кубрик видел не развлечение «человеков» с помощью кинематографа и даже не попытку сделать их лучше.

Стэнли, подобно биологу-вивисектору, просто препарировал при помощи кино очередной экземпляр биологического вида homo sapiens.

Владимир Набоков, выступающий сценаристом фильма, вынужден был содействовать «биокинематографическим» опытам режиссера, как лаборант, ассистирующий профессору. После съемок фильма писатель в своих многочисленных интервью прессе будет нахваливать Кубрика, называя его фильм-версию «Лолиты» близкой к идеальной.

Любопытно, что до экранизации Набоков особенно не протестовал, когда героя романа Гумберта Гумберта отождествляли с его персоной. После выхода фильма в прессе активно стала «гулять» версия, что якобы идею книги писателю навеял грандиозный скандал начала века, связанный с отношениями Чарли Чаплина с нимфеткой Лолитой Макмурри.

Это было на руку Набокову: после препарирования Кубрика Гумберт Гумберт больше походил на слюнявого полового психопата, нежели на утонченного джентльмена. В общем-то, написав сценарий к картине, писатель выпорол сам себя и был благополучно номинирован за эту процедуру на «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий».

Кстати, в фильме Кубрик не дал вообще никаких моральных оценок педофильным наклонностям.

Более того, он стремился показать это такой же нормой для людей, как, скажем, кровосмесительные связи для собак, — ну что требовать от неразумных животных? Влечение Гумберта и мистера Квилти к юной Лолите нисколько не порочнее для Кубрика похоти Шарлоты, матери девочки, к своим квартирантам. Однако католическая церковь не оценила черный юмор режиссера, приняв его за пропаганду педофилии, и запретила пастве смотреть «Лолиту».

Источник: http://russian7.ru/post/kubrik/

Стэнли Кубрик / Stanley Kubrick

Стэнли Кубрик (англ. Stanley Kubrick) родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье хирурга и домохозяйки. Стэнли был единственным и глубоко обожаемым ребенком в семье.

Мальчик рос в полной свободе, имел много увлечений, самыми яркими из которых были шахматы, ударные и фотография, но школьные знание ему были абсолютно неинтересны, учился будущий режиссер неохотно и плохо, а потому дорога в университет оказалась закрыта.

После школы Стэнли отправился работать фотографом в нью-йоркском журнале «Look», где и познакомился со своей первой супругой Тобе. Пара развелась спустя 3 года после заключения брака, в 1951 году, ровно тогда, когда Стэнли увлекся кинематографом.

Свой первый фильм будущий культовый режиссер также выпустил в 1951-м.

Читайте также:  Сергей михеев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Это была короткометражка «День схватки», после выпуска которой Кубрик сразу же принялся за работу над второй лентой — «Летящий падре», также снятой в коротком метре, ровно как и последующие две работы режиссера: «Страх и вожделение» и «Поцелуй убийцы». В последнем снялась вторая супруга Кубрика Рут Соботка.

В 1956 на экраны выходит первый полнометражный фильм Стэнли Кубрика «Убийство». Режиссер в компании своего товарища Джеймса Харриса выкупил права на экранизацию романа «Перерыв на чистку», который и лег в основу сценария картины. Мрачная нуар-лента не пришлась по вкусу зрителю и провалилась в прокате, но критики и киноделы обратили внимание на новую звезду на режиссерском небосводе.

Так, Кубрик начал сотрудничать с Metro-Goldwyn-Mayer и уже годом позже снял «Тропы славы».

Картина вновь не поразила зрителя, но удивила деятелей кинематографа, так Кубрик получил звание подающего надежды молодого режиссера.

К слову, актриса, сыгравшая единственную женскую роль в военной драме, Кристиана Харлан, стала следующей супругой режиссера после Рут. Именно с ней Стэнли и прожил до самой своей смерти.

Первым коммерчески успешным проектом стал «Спартак» 1960 года, который сделал режиссера знаменитым. После съемок картины, желая независимости от голливудский студий и финансирования, Стэнли вместе с супругой переезжает в Великобританию, где селится в особняке, обнесенном огромным забором, прямо около киностудии, где проходят съемки очередного детища мэтра – «Лолита».

Окончательно остаться в Лондоне Кубрик решил после съемок «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» и «Космическая одиссея 2001″, обе ленты требовали для своих съемок ресурсов, которых на тот момент не было в киноиндустрии.

К слову, «Космическая одиссея 2001″ стала одной из знаковых работ в карьере Стэнли Кубрика, не смотря на довольно спорную реакцию критиков и общественности.

Над своей следующей знаковой картиной Стэнли не трудился так кропотливо, как над предыдущей. «Заводной апельсин», рассказывающий о насилии в обществе. Бурная реакция на ленту общественности, закончившаяся угрозами убийства семьи режиссера, вынудило Кубрика изъять ленту из проката в Великобритании.

Другая яркая работа в фильмографии режиссера – фильм ужасов «Сияние» (1980), работа над которым заняла 5 лет. В основу ленты был положен одноименный роман Стивена Кинга, который неодобрительно отозвался о кинофильме. Впрочем, аналогичным образом отреагировали и критики, но публика приняла экранизацию легендарного романа с восторгом.

Последними двумя работами режиссера стали «Цельнометаллическая оболочка» и «С широко закрытыми глазами». Спустя 4 дня после окончания монтажа «С широко закрытыми глазами», 7 марта 1999 года, Стэнли Кубрик умер во сне от сердечного приступа. Незаконченной картиной режиссера стал фильм «Искусственный разум», который завершил уже Стивен Спилберг.

Сразу после смерти в прессе начали ходить слухи о возможном сумасшествии гениального режиссера, порожденные его излишней замкнутостью. Все подобные утверждения опровергли родственники Кубрика.

Источник: http://kinometr.com.ua/persony/rezhissery/stenli-kubrik-stanley-kubrick.html

Стэнли Кубрик: что нужно знать о гении кинематографа

Кубрик за всю жизнь так и не получил ни одного «Оскара». Визионер, перфекционист, державший все под жестким контролем, Кубрик останется в истории кино одним из главных экспериментаторов и новаторов.

Поиск обратной стороны человека

В детские годы Кубрика вряд ли кто-то был способен увидеть в нем будущего великого режиссера. «Я ничему не научился в школе и не прочитал ни одной книги с удовольствием до тех пор, пока мне не исполнилось 19 лет», — вспоминал сам мэтр. В Кубрика, законченного двоечника, верил только отец.

Смирившись с тем, что Стэнли не суждено сделать карьеру врача или финансиста, он пытался обнаружить у сына другие таланты. На один из дней рождений Кубрик-старший подарил сыну настоящий фотоаппарат. Стэнли целыми днями гулял по Бруклину, фиксируя на камеру все подряд: от школьных приятелей до местных проституток.

В день похорон президента Рузвельта Стэнли, вооружившись фотоаппаратом, бродил по траурному Нью-Йорку, фиксируя все проявления «американского горя», а затем отправил лучшие кадры в знаменитый журнал Look. Редакторам работы юноши понравились, и Кубрик стал внештатным фотокорреспондентом издания.

Он прочесывал Нью-Йорк в поисках интересных образов.

Довольные, полные оптимизма нью-йоркцы мало интересовали юного репортера: по его мнению, они не имели общего с реальностью. Кубрика же интересовала обратная сторона человека, о которой тот сам порой не догадывается.

Свою миссию фотодокументалиста Стэнли видел как раз в раскрытии этой неведомой, почти всегда страшной реальности. Чтобы достичь эффекта полного откровения, он не останавливается ни перед чем. Весной 1946 года он заглянул с товарищем в один бруклинский кинотеатр.

Потенциальной жертвой фоторепортер выбрал симпатичную девушку, скучавшую в сумраке почти пустого зала в ожидании начала сеанса. Кубрик дал знак приятелю, чтобы тот «подкатил» к девушке, и тот плюхнулся на соседнее кресло с незнакомкой.

Сам же репортер, буквально в трех метрах от парочки, фиксировал на инфракрасную пленку каждый ее этап «завязывающего романа». В конечном итоге девушка заметила «шпиона», и завязалась потасовка. А вскоре Look опубликовал фоторепортаж из кинотеатра…

Убийство

В 1950 году Кубрик решил, что максимально использовал возможности фотографии в исследовании «человеческого материала», и обратился к кинематографу. Первые несколько лет он снял на собственные сбережения и взятые в долг деньги 4 фильма.

Последняя картина «Убийство», жесткий, пессимистический фильм нуар о подготовке ограбления банка, очень понравилась в Голливуде, и Кубрику в 1957 году доверяют постановку антивоенной драмы «Тропы славы» с Кирком Дугласом в главной роли.

Это рассказ о том, как в годы Первой мировой войны из-за самодурства генералов погибла французская пехота. Это была беспощадная, порой даже циничная критика всего военного сословия. Фильм запрещают во Франции, Бельгии, Западной Германии и Испании.

В Париже, Антверпене, Брюсселе проходят стихийные акции протеста офицеров запаса. Не меньше военных от молодого режиссера пострадали и актеры фильма — Стэнли на съемках буквально выжимал соки из «заслуженных» актеров, делая порой по несколько десятков дублей.

Кубрик как-то признался: «Я питаю явную слабость к преступникам и артистам, никогда не воспринимающим жизнь такой, какая она есть. Именно актеры стали главными жителями Вселенной Стэнли Кубрика, именно они стали главными подопытными в его экспериментах».

Спартак

В 1959 году Кирк Дуглас продюсировал бюджетный колосс «Спартак». В разгар съемок Кирк, игравший к тому же главную роль в фильме, решил поменять режиссера Энтони Манна на Стэнли Кубрика, мастерством которого он был потрясен еще в «Тропах славы».

Стэнли потребовал от Дугласа полный карт-бланш и переписывает полностью сценарий, поскольку, по его мнению, там много морализма. После выхода «Спартак» побил все существующие рекорды по сборам в прокате. Фильм удостоился четырех «Оскаров». Получил свою статуэтку за лучшую мужскую роль и Кирк Дуглас. Однако он был мало похож на счастливого человека.

После съемок он буквально проклинал Кубрика: «Это настоящий садист. Он ни во что не ставит актеров. За год он выжал из меня все соки, делав порою по 50 дублей одного эпизода».

Надо сказать, что Дуглас имел неплохой вес в Голливуде. Местные боссы смекнули, что не стоит иметь дело с абсолютно неуправляемым режиссером, и не спешили с предложениями Кубрику.

Тогда Стэнли понял смысл афоризма «Нет пророка в своем Отечестве» и решил искать творческого счастья за океаном, в Англии.

Лолита

Поселившись в 1962 году в Лондоне, Кубрик взялся за экранизацию романа Набокова «Лолита». Многие считали, что это своеобразная месть Америке. «Лолита» долгое время была запрещена в Штатах, и постановка романа американским режиссером-изгнанником (а Кубрик считал себя именно таковым) — какой-никакой, а вызов.

Владимир Набоков, который писал сценарий картины, весьма беспокоился, что его произведение переносят в реальный мир. Он утверждал, что «Лолита» является чистым вымыслом, нереальным и нереализуемым, и что любая экранизация будет приблизительной. Собственно, снять версию, четко соответствующую роману-оригиналу, не дала бы цензура.

Британские цензоры стремились внести свои исправления в сценарий сразу же после того, как он озвучил намерение ставить «Лолиту».

В целом же, Стэнли легко, без всякого сожаления, принял исправления «блюстителей нравственности», чем вызвал у последних немалое удивление. Господа-цензоры почему-то решили, что Кубрик будет обязательно снимать эротическое кино.

Наивные! Они так и не поняли подлинной цели Кубрика. Своей же художественной задачей Кубрик видел не развлечение «человеков» с помощью кинематографа и даже не попытку сделать их лучше.

Стэнли, подобно биологу-вивисектору, просто препарировал при помощи кино очередной экземпляр биологического вида homo sapiens.

Владимир Набоков, выступающий сценаристом фильма, вынужден был содействовать «биокинематографическим» опытам режиссера, как лаборант, ассистирующий профессору. После съемок фильма писатель в своих многочисленных интервью прессе будет нахваливать Кубрика, называя его фильм-версию «Лолиты» близкой к идеальной.

Любопытно, что до экранизации Набоков особенно не протестовал, когда героя романа Гумберта Гумберта отождествляли с его персоной.

После выхода фильма в прессе активно стала «гулять» версия, что якобы идею книги писателю навеял грандиозный скандал начала века, связанный с отношениями Чарли Чаплина с нимфеткой Лолитой Макмурри.

Это было на руку Набокову: после препарирования Кубрика Гумберт Гумберт больше походил на слюнявого полового психопата, нежели на утонченного джентльмена.

В общем-то, написав сценарий к картине, писатель выпорол сам себя и был благополучно номинирован за эту процедуру на «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий».Кстати, в фильме Кубрик не дал вообще никаких моральных оценок педофильным наклонностям.

Более того, он стремился показать это такой же нормой для людей, как, скажем, кровосмесительные связи для собак, — ну что требовать от неразумных животных? Влечение Гумберта и мистера Квилти к юной Лолите нисколько не порочнее для Кубрика похоти Шарлоты, матери девочки, к своим квартирантам. Однако католическая церковь не оценила черный юмор режиссера, приняв его за пропаганду педофилии, и запретила пастве смотреть «Лолиту».

2001 год: Космическая одиссея

Спустя семь лет Папа Римский будет весьма не доволен новой работой Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», обвинив его в более тяжком грехе — святотатстве. Выход этого фильма в прокат сопровождал грандиозный ажиотаж.

Критика и публика, разогретые рекламной кампанией в прессе, предвкушали что-то сенсационное. В июне 1968 года в Лос-Анджелесе состоялась премьера картины.

По окончании просмотра у знаменитого американского актера Рока Хадсона началась истерика прямо в зале: «Кто-нибудь скажет мне по поводу чего весь этот шум?!»

Хадсона под белы ручки выводят из зала, а почтенная публика пожимает плечами: «Действительно, по поводу чего?»

Люди покидали кинозал с неприятным осадком. Вроде бы фильм как фильм. Приятная музыка, красивый космос, милые лица. Ну, эффекты с космическими кораблями и станциями потрясающие, но все же как-то не по себе. Известный комик Джерри Льюис, посмотрев картину, вспомнил одну из шуток Кубрика.

Стэнли, монтируя «Космическую одиссею», зашел в соседнюю монтажную, где Льюис работал над своим фильмом. Комик приветствовал режиссера словами: «Что, пришел посмотреть, как пропадает еврей? Дерьмо полировке не поддается». Кубрик после некоторой паузы ответил: «Поддается, если заморозить».

— Так вот, — продолжал свою мысль Джерри Льюис, — мне кажется, что он нас всех заморозил и отполировал…

Комик, один из немногих, кто действительно понял замысел «Космической одиссеи». Кубрик вновь обращается к проблеме диагноза по имени «Человек». Но в отличие от предыдущих картин он подходит к проблеме глобально, пытаясь проследить историю болезни с момента ее возникновения. Герои первой части фильма — мрачные обезьяны.

Они живут, как и подобает животным, добывая корм, спариваясь, враждуя, пока с неба не падает огромный прямоугольный монолит. Случайный контакт с камнем приводит к возникновению разума у приматов. Теперь уже обезьяны подходят к справлению своих нужд куда изощренней. Наряду с далеким прошлым Кубрик показывает и будущее человечества.

Тогда, в 1968 году, далеким будущим выступал 2001 год. Экипаж космического корабля блуждает по космосу в поисках источника таинственного звука, зафиксированного наземными приборами. Источником оказывается тот самый черный монолит, который сделал из обезьяны человека.

Правда, контакт с камнем для homo sapiens оборачивается сумасшествием.

Заводной апельсин

В 1971 году он снимает картину «Заводной апельсин» по одноименному роману английского писателя Энтони Берджеса. Сюжет фильма довольно простой: лондонский гопник Алекс, с одной стороны, проявляет крайнюю форму жестокости к окружающим, и, с другой стороны, очень любит классическую музыку.

Общество берется перевоспитать парня, используя при этом новейшие психотехнологии. В результате, одна только мысль о насилии над ближним приносит Алексу мучительные страдания. Не в силах вынести этого, гопник решается на самоубийство.

Прыжок из окна заканчивается для него хэппи-эндом: Алекс остается жив, а самое главное — в его мозгу «рассасываются» психологические установки докторов.

Теперь он может снова получать удовольствие от насилия, не испытывая мучительного сострадания к собственным жертвам!

Такого хэппи-энда цензура не могла вынести, и Кубрика обвиняют в пропаганде жестокости.

В Англии фильм запрещается (запрет действует аж до 90-х годов), а в Америке картину показывают с серьезными купюрами и в специальных кинотеатрах. Как всегда досталось от Стэнли и актерам фильма. Больше всего пострадал от экспериментов Кубрика Малькольм Макдауэлл, игравший главную роль.

Однажды тот должен был сниматься промокшим до нитки. Вода была ледяная, он клацал зубами, ожидая съемки, а Стэнли ушел смотреть другую декорацию! Потом Макдауэлл говорил, что у него было ощущение, что его грязно использовали. На съемках он сломал ребро, повредил глаз, прошел через настоящие физические муки, чтобы добиться нужного Кубрику результата. Он думал, что они с режиссером побывали вместе на войне. Ну а когда работа закончилась, Стэнли даже ни разу не позвонил Малькольму.

Широко закрытые глаза

В начале 1990-х Стэнли Кубрик объявляет о том, что собирается снять новый фильм «Широко закрытые глаза». Замысел картины он вынашивал почти три десятилетия.

В конце 1960-х он прочитал рассказ австрийского писателя-фрейдиста Шмицлера «Новелла сновидений» и тут же купил права на его экранизацию.

Кубрик хотел снять эту картину еще двадцать лет назад, но тогда его жена Кристина сказала ему: «Подожди, наши отношения так молоды, мы можем их погубить».

Съемки проходили в режиме строгой секретности: никакой информации о сюжете, никаких интервью. Кубрик пригласил на главные роли Тома Круза и Николь Кидман. Такой выбор весьма удивил близких режиссера. Стэнли объяснял, что фильм может получиться, если главные роли будет играть счастливая семейная пара. Кидман и Круз — оптимальны для этого.

Уже после смерти Кубрика один из его ассистентов скажет, что Кидман и Круз, согласившись сниматься в «Широко закрытых глазах», обрекли себя на разрыв. Они не знали, что Стэнли слишком тяготеет к документальному кино и предпочитает снимать «живые» человеческие драмы. Выдержать подобный эксперимент не смог бы даже самый прочный брак.

Кубрик решил показать, что даже у счастливой семьи есть обратная сторона, о которой сами супруги даже не догадываются.

Николь работалось с Кубриком довольно легко. Более того, они настолько сблизились с ним, что Том стал ревновать. Стэнли был только рад этому, ведь герой Круза просто одержим этим чувством.

Режиссер внимательно следил за психологическим настроем актера и старался снимать его исключительно в минуты душевного надлома. Говорят, что он прекрасно был осведомлен о семейных конфликтах, которые стали возникать между супругами в период съемок фильма. Возможно, его информировала доверчивая Николь.

По крайней мере, после каждой размолвки Кидман с Крузом Кубрик выжимал все соки из последнего на съемочной площадке.

Методы Стэнли не прошли даром для Тома: за два года работы с режиссером он нажил себе язву желудка и тяжелую депрессию.

Но окончательно добила его пресса: «Кубрик потребовал от Круза изменить с помощью операции форму ягодиц», «Кубрик называет Кидман бездарностью и заставляет ее сниматься в пятидесяти дублях», «Николь Кидман и Тому Крузу пришлось обратиться за помощью к сексологу во время съемки постельной сцены». Круз подавал судебные иски на каждую сплетню в газете.

В Голливуде шептали, что это садист Кубрик устраивал «взбросы» в прессу, чтобы психически «расклеить» актера. Один из критиков зашел совсем далеко, утверждая, что Стэнли вообще затеял этот фильм, чтобы развалить идеальный голливудский брак.

Фильм провалился в прокате: Warner Brothers, производителю фильма, едва удалось оправдать бюджет картины в 64 миллиона долларов. Кубрику не суждено было узнать этого. Он скончался, едва успев смонтировать картину. Правда, неуспех «Широко закрытых глаз» вряд ли бы расстроил мэтра.

Ему по большому счету было наплевать на зрителей — все свои картины он снимал для себя. Недоумевающей аудитории он адресовал лишь четыре буквы, понятные любому американцу. В последнем кадре фильма героиня Кидман, утомленная сексом с вернувшимся мужем, томно мяукает: «F..ck».

Это слова прощания кинематографического садиста со зрителями.

Сообщение Стэнли Кубрик: что нужно знать о гении кинематографа появились сначала на Умная.

Источник: https://kino.rambler.ru/movies/38082173-stenli-kubrik-chto-nuzhno-znat-o-genii-kinematografa/

Ссылка на основную публикацию