Жан-жак руссо – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жан-жак руссо – психология

(1712-1778) французский философ, писатель, композитор

Жизнь Жан Жака Руссо была настолько переполнена событиями, что могла бы стать содержанием многотомного романа. Несмотря на постоянные перемещения, лишения и материальные проблемы, он создал целый ряд выдающихся произведений, став одним из основоположников психологического направления в литературе.

Отец Жана Руссо был часовщиком, очень искусным в своем ремесле, мать происходила из пасторской семьи. Но Руссо не довелось ее узнать: она умерла при родах.

Поэтому отец баловал своего сына и много занимался с ним. Но в десять лет старший Руссо повздорил с неким французским капитаном, местным видным землевладельцем.

С тех пор Жану пришлось жить в людях, служить то помощником клирика, то учеником гравера, то лакеем, то гувернером, то учителем музыки в домах знати, домашним секретарем и переписчиком нот. Встретив случайно госпожу де Варенс, Жан Руссо поступает к ней в услужение и двенадцать лет проводит в ее доме. Это было самое спокойное время в его жизни.

Отец когда-то научил его читать, и теперь юноша получает возможность заняться самообразованием, прочитать Рабле, Вольтера, Локка, других гуманистов и просветителей. Руссо даже пробует сочинять музыкальные произведения и разрабатывает новую систему записи нот с помощью цифр. Ведь некоторое время ему удалось посещать музыкальную школу при соборе.

Позже он издаст специальную книгу по данному предмету.

С 1741 года начинается период странствий Жана Жака Руссо. Он переезжает в Париж, где ему удается устроиться секретарем французского посольства в Венеции. Он сближается с виднейшими просветителями — Дидро, д'Аламбером — и получает предложение написать ряд статей для музыкального раздела создаваемой ими «Энциклопедии». Их публикация сразу же принесла Жану Жаку Руссо известность.

В трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые поставил задачу изучения человека и познания его природы, его обязанностей и предназначения.

Продолжением этой работы стали трактаты «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре» (1762), в которых Руссо говорил о том, что изначально все люди были равны, а цивилизация привела к расслоению общества, политическому неравенству и эксплуатации народов. Так была заложена основа идеального устройства общества, основанного на правах естественного человека, равенства между людьми и демократической формы правления в виде всеобщего собрания.

Свои идеи естественного воспитания он изложил и в художественной форме — в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Любимой книгой Жана Руссо на всю жизнь остался «Робинзон Крузо» Даниель Дефо, поэтому и в «Эмиле» он прославляет физический труд как основу обучения и воспитания.

Но церковники не приняли доктрину Руссо, «Эмиль» был сожжен рукой палача сначала в Париже, а затем и противниками французских католиков швейцарскими протестантами.

Спасаясь от преследований, писатель перебирается из Франции в Швейцарию, а Ватикан вносит «Эмиля» и «Об общественном договоре» в список запрещенных книг.

Потом Жан Руссо уезжает в Англию, где живет у философа Д. Юма. Он приехал по его приглашению и даже получал пенсию в 100 фунтов от короля Георга III. Некоторая стабильность позволяет ему продолжить работу над своими мемуарами, получившими характерное название «Исповедь». Они были опубликованы в 1782—1789 годах.

Главным художественным произведением Жана Жака Руссо является роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где выведен совершенно новый тип героя, не знатного и не богатого, но наделенного богатым духовным миром и способного на глубокие душевные переживания. До Руссо литература не знала такой глубины чувств и страстей, смерть героини заставляла читателей проливать слезы по поводу ее безвременной кончины. Не случайно, что в течение XVIII века роман выдержал семьдесят изданий.

Верный себе, Жан Руссо проводит здесь значимую для себя мысль — каждое чувство должно быть взаимным, поскольку нельзя противиться зову природы, нужно любить и быть счастливым. Даже в наши дни такая откровенная декларация чувств звучит необычно.

Последнее произведение Жана Жака Руссо — «Исповедь» — также поразило читателей. Хотя автор и остановился на 1765 годе и не смог писать о годах нового изгнания, он воссоздал душевный мир человека, жившего в сложную, неоднозначно оцениваемую сегодня эпоху.

В его произведении был сделан шаг к созданию психологической прозы последующих столетий.

Дополняя «Исповедь», Жан Жак Руссо пишет «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775—1776) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1777—1778), где хотел подвести итоги своей жизни, создав образ одинокого человека, мечтающего о покое и единении с дикой и романтической природой.

Общепризнанно влияние Руссо на французскую литературу, в частности, на творчество таких писателей, как Л. Мерсье, Н. Ретиф де Бретони и Ж. Бернардеп де Сен-Пьер, на немецких поэтов «Бури и натиска», о чем свидетельствуют юношеские драмы Иоганна Гёте и Фридриха Шиллера, а также на английских писателей О. Голдсмита, Роберта Бёрнса и Джеймса Купера.

Уже в 1761 году в книжной лавке Московского университета можно было купить первое издание романа «Юлия, или Новая Элоиза». Известна отрицательная оценка книг Руссо, Екатериной II.

Но тем не менее героиня Александра Пушкина, Татьяна увлекалась именно первым романом Жана Жака Руссо.

Кроме прозаических произведений, он писал стихи и поэмы, которые, как и его комедии, не отличаются живостью характеров и потому не имели особого успеха.

Известно, что она была представлена в Фонтенбло перед Людовиком XV. Пьеса Руссо «Пигмалион», которая была поставлена в 1770-м и опубликована в 1771 году, по отзыву И. Гёте, «сделала эпоху», став первой музыкальной мелодрамой.

В жизни Жан Жак Руссо был сложным и непредсказуемым человеком. Годы скитаний наложили отпечаток на его характер: он был эгоистичен, чувствителен и сентиментален, полагая лучшим представителем человечества самого себя.

Педантизм Руссо обусловил четкий почерк, а мания величия и мания преследования привели к тому, что он отказывался читать письма, если ему был незнаком почерк отправителя.

Сохраняя личную независимость, только в 1769 году он узаконил свои отношения с неграмотной парижской горничной Терезой Левассёр. Под влиянием идей Платона, изложенных в «Республике», своих пятерых детей он отдал в формировавшийся госпиталь.

Жан Жак Руссо обожал играть на спинете — предке фортепиано — и собирать растения.

Источник:

РУССО, ЖАН ЖАК

(1712-1778) французский философ, писатель, композитор

Жизнь Руссо была настолько переполнена события­ми, что могла бы стать содержанием многотомного рома­на. Несмотря на постоянные перемещения, лишения и материальные проблемы, он создал целый ряд выдающих­ся произведений, став одним из основоположников пси­хологического направления в литературе.

Отец Руссо был часовщиком, очень искусным в своем ремесле, мать происходила из пасторской семьи. Но Рус­со не довелось ее узнать: она умерла при родах.

Поэтому отец баловал своего сына и много занимался с ним. Но в десять лет старший Руссо повздорил с неким французс­ким капитаном, местным видным землевладельцем.

С тех пор Жану пришлось жить в людях, служить то помощником клирика, то учеником гравера, то лакеем, то гувернером, то учителем музыки в домах знати, домаш­ним секретарем и переписчиком нот. Встретив случайно госпожу де Варенс, Руссо поступает к ней в услужение и двенадцать лет проводит в ее доме. Это было самое спо­койное время в его жизни.

Отец когда-то научил его чи­тать, и теперь юноша получает возможность заняться са­мообразованием, прочитать Рабле, Вольтера, Локка, дру­гих гуманистов и просветителей. Руссо даже пробует со­чинять музыкальные произведения и разрабатывает но­вую систему записи нот с помощью цифр. Ведь некоторое время ему удалось посещать музыкальную школу при со­боре.

Позже он издаст специальную книгу по данному предмету.

С 1741 года начинается период странствий Руссо. Он переезжает в Париж, где ему удается устроиться секре­тарем французского посольства в Венеции. Он сближает­ся с виднейшими просветителями — Дидро, д'Аламбером — и получает предложение написать ряд статей для музыкального раздела создаваемой ими «Энциклопедии». Их публикация сразу же принесла Руссо известность.

В трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые поставил задачу изучения челове­ка и познания его природы, его обязанностей и предназ­начения.

Продолжением этой работы стали трактаты «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре» (1762), в которых Руссо говорил о том, что изначально все люди были равны, а цивилизация привела к расслоению обще­ства, политическому неравенству и эксплуатации наро­дов. Так была заложена основа идеального устройства общества, основанного на правах естественного челове­ка, равенства между людьми и демократической формы правления в виде всеобщего собрания.

Свои идеи естественного воспитания он изложил и в художественной форме — в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Любимой книгой Руссо на всю жизнь остался «Робинзон Крузо» Д.Дефо, поэтому и в «Эмиле» он прославляет физический труд как основу обу­чения и воспитания.

Но церковники не приняли доктрину Руссо, «Эмиль» был сожжен рукой палача сначала в Париже, а затем и противниками французских католиков швейцарс­кими протестантами.

Спасаясь от преследований, писа­тель перебирается из Франции в Швейцарию, а Ватикан вносит «Эмиля» и «Об общественном договоре» в список запрещенных книг.

Потом Руссо уезжает в Англию, где живет у филосо­фа Д.Юма. Он приехал по его приглашению и даже полу­чал пенсию в 100 фунтов от короля Георга III. Некоторая стабильность позволяет ему продолжить работу над сво­ими мемуарами, получившими характерное название «Ис­поведь». Они были опубликованы в 1782-1789 годах.

Главным художественным произведением Руссо явля­ется роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где выведен совершенно новый тип героя, не знатного и не богатого, но наделенного богатым духовным миром и способного на глубокие душевные переживания. До Рус­со литература не знала такой глубины чувств и страстей, смерть героини заставляла читателей проливать слезы по поводу ее безвременной кончины. Не случайно, что в те­чение XVIII века роман выдержал семьдесят изданий.

Верный себе, Руссо проводит здесь значимую для себя мысль — каждое чувство должно быть взаимным, посколь­ку нельзя противиться зову природы, нужно любить и быть счастливым. Даже в наши дни такая откровенная декла­рация чувств звучит необычно.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/zhan-zhak-russo-psihologiya.html

Краткая биография Жан-Жака Руссо самое главное

В Швейцарской Женева 28 июня 1712 года родился французский философ и писатель Жан – Жак Руссо. Его мама прожила чуть больше недели после родов. Отец, прививший ему любовь к книгам, оставляет сына в десятилетнем возрасте на попечение дяди.

Мягкий и впечатлительный по природе юный Жан – Жак, имеющий представление по книгам, рано сталкивается с жестокостью чужих ему людей, учится лгать, красть, проявлять трусость. И в 1728 году в шестнадцатилетнем возрасте он сбегает из родного города.

Попав под влияние католического священника Руссо знакомиться с госпожой Варан, которая обучает его письму и грамотной речи. Очень долгое временя они расстаются и вновь встречаются.

Под ее кровом Руссо занимается самообразованием: изучает латынь, философию, музыку, ботанику, физику, астрономию и химию.

Однако госпожа Варан, промотавшая свое состояние и бросившая мужа имеет скорей негативное влияние на молодого Жан – Жака.

Руссо много скитается, терпит нужду и лишения, пробует себя на разных поприщах, пытаясь заработать себе на жизнь.

Осенью 1741 года Руссо переезжает в Париж, где заводит связи, знакомясь с литературными деятелями эпохи Просвещения. Ближе всех он сходиться с Дидро, но в конце 1760 из-за идейных соображений у них произошла ссора, которая положила конец их дружбе. О чем сам Руссо впоследствии очень сожалел.

В 1745 году он знакомиться с Терезой Левассер, не образованной служанкой, у них рождаются 5 детей, которых отдают в приют. Жан – Жак не любит свою жену, но находит в ней свое утешение.

В 1749 году Дижонская академия награждает его премией за работу по теме: «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Начинается плодотворное десятилетие в его жизни.

В 1761 году в уединении он пишет «Юлия, или Новая Элоиза», в 1762 «Эмиль, или О воспитании», а так же «Об общественном договоре» из-за которого вынужден покинуть Париж.

Он умирает 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет, в Эрменонвиле, успев написать свое последнее творение «Исповедь».

Позже произойдет Великая французская революция, Руссо назовут ее предвестником.

7 класс кратко

Биография Жан-Жака Руссо о главном

Жан – Жак родился в 1712 году в Женеве. Отец очень любил его и потому часто и подолгу проводил с ним время. Но вскорости, для Жан – Жака начались нелегкие времена. Его отдали на воспитание дяди, потому что его отец был вынужден жениться и уехать.

Достигнувши 16 лет, Руссо принимает решение уехать со своего города и начать самостоятельную жизнь. Он принял католицизм и прошёл обучение в прозелитов. Сразу же Руссо приступил к работе лакея в одной зажиточной семье. Там к нему очень хорошо относились, его обучали итальянскому языку.

Но он долго не задержался, и сбежал, даже не поблагодарил своих хозяев за доброту к нему. Вскорости, он начал бродяжнечествовать, но бывало, он останавливался на какое-то время и в основном жил за счет богатых дам. Так за ним стали проявляться первые признаки мизантропии.

В этот период он проявлял себя как композитор, например 1751 году на придворной сцене была поставлена его оперетта “Деревенский колдун”.

Часто Руссо участвовал в философических конкурсах, которые объявляла Дижонская академия. Поразительно, но его рассуждения всегда награждались премией. Не стоит упускать и тот факт, что он несмотря ни на что женился на молодой бедной девушке. Она была некрасива, груба и вульгарна. Все их 5 детей были отданы в сиротский дом.

В 1756 году он переезжает на дачу возле леса. Это было прекрасное место, полностью подходившие по психотип Жан – Жака. В 1761 году его написанный труд “Новая Элоиза” пользовалась большой популярностью. Через год вышла из печати другая его книга «Эмиль».

Читайте также:  Гийом кане - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И именно она наделала много шума и, потому Руссо был вынужден бежать со своих привычных мест. Поселился возле города Мотье. Там он часто бродил по горам, заводил новые знакомства. Но и там не все было гладко.

Однажды пастор в церкви по определённым причинам прочитал против него проповедь, и жители выгнали его со своего города. Снова наступили для него времена странствования. Спал под открытым небом, одним словом жил, как продеться и единственной его радостью было рассматривание мхов и папоротников.

Вольтер – французский философ, с которым Руссо был в соре, активно содействовал тому, что бы его отправить в соответствующую больницу.

В 1770 году вернувшись в Париж, он дописал на конец – то свою “Исповедь”.

В 1778 году Руссо внезапно скончался. Его философия оставили след в истории, не зря Руссо называю отцом романтизма в философии.

7 класс кратко

Интересные факты и даты из жизни

← Чаадаев Петр Яковлевич↑ БиографииШостакович Дмитрий Дмитриевич →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/russo-zhan-zhak

Интересные факты из жизни Жан Жака Руссо

В 1712 году в семье французов в швейцарском городе Женеве родился будущий философ и педагог Жан-Жак Руссо. Его отец был часовым мастером. Руссо рано остался без матери и рос практически сиротой, так как отец уделял ему мало времени, а в 10 лет вообще отдал его на воспитание дяде.

Когда Руссо исполнилось 13 лет, его отдали обучаться ремеслу. Он был учеником клерка, затем учеником гравера, но эти занятия ему не пришлись по душе и поэтому с 1728 года Руссо отправился скитаться по проселочным дорогам Швейцарии, Франции, Италии.

За эти годы он занимался самообразованием и самоусовершенствованием: естественные и общественные науки, искусство и литература, все постиг он за годы странствий, которые в конечном итоге наложили отпечаток на его дальнейшую судьбу.

В результате Руссо стал пожалуй самым выдающимся философом своей эпохи и его жизнь для современного человечества представляет собой вечно живую историю, так как он, по сути, является бессмертным вдохновителем всего прогрессивного и гуманистического. Умер Руссо в 1778 году.

Некоторые интересные факты из биографии Жан-Жака Руссо

  • Огромную роль в жизни Руссо сыграла встреча с вольнодумной настоятельницей монастыря, расположенным в Аннеси, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но данная попытка потерпела полнейший крах, так как Жак к религии относился абсолютно равнодушно.
  • Руссо был отцом пятерых детей. Однако, несмотря на то, что он в своем романе «Эмиль» учил как правильно воспитывать ребенка, сам в воспитании своих детей участия не принимал. Более того его дети находились в воспитательных домах, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений как он сам.
  • В России имя знаменитого философа и педагога стало известно в 18 веке. Его произведения вызывали, да вызывают и сегодня огромнейший интерес среди российских философов и педагогов.
  • В старой Гельвеции, принадлежащей высокогорной Швейцарии есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции, философа, романиста, автора драматических произведений и опер, педагогических и социальных трактатов – Руссо. На острове разбит небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Есть здесь и памятник Жан-Жаку, так как он очень любил этот парк и проводил в нем много времени, когда жил в Женеве.
  • Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Они даже помогли ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве. Однако долго он на этом посту не задержался, так как с детства был строптивым и поэтому с начальством не сработался. Биографы отмечают, что Руссо к людям, строившим карьеру совершенно не относился, и слава ему не только была не нужна, но и тяготила его. Кроме того ему после отца осталось наследство, так что в деньгах он особо не нуждался.

Музыкальные способности Руссо

Руссо был очень одарен от природы и после знакомства с настоятельницей монастыря из Аннеси поступил в музыкальную школу, где добился значительных успехов. После окончания учебы Руссо начал писать сочинения по теории музыки и создавать свои музыкальные и поэтические произведения.

Педагогическое наследие Жан-Жака Руссо

Написанный в 1750 году трактат «Рассуждение о науках и искусствах» принес Руссо широкую известность.

Однако наиболее большой популярностью пользовалось художественное произведение — «Новая Элоиза», которую он написал в 1758 году. Данное произведение было, по сути, предшественницей «Эмиля». Сам автор тоже очень любил «Новую Элоизу», повествующую об влюбленных, которых вынудили разлучиться, так как любовь оказалась бессильной перед предрассудками средневекового общества.

Руссо в свои последние годы написал такие работы как «Исповедь», которая является не чем иным как жизнеописанием и философским осмыслением его собственной жизни, «Рассуждение об управлении Польшей», посвященная также как и «Эмиль» вопросам воспитания и «Прогулки одинокого мечтателя».

Самое интересное о романе «Эмиль»

Вышедший в свет в 1762 году роман – трактат «Эмиль», посвященный воспитанию детей сделал Руссо всемирно известным. В тоже время появление этого романа вызвало негодование, как духовенства, так и аристократических кругов.

За ярко выраженное в романе свободомыслие он был показательно сожжен на одной из парижских площадей, а сам автор бежал за границу, так как против него церковь возбудила судебное дело и его жизни угрожала реальная опасность.

Амстердамский тираж тоже был сожжен, а затем роман «казнили» в Женеве. В России же роман по приказу императрицы Екатерины Второй вообще был запрещен к ввозу.

За роман «Эмиль» Руссо был предан анафеме римским папой Клементием Тринадцатым.

Однако не подлежит сомнению, что благодаря данному роману в Европе стали больше интересоваться педагогическими проблемами. К примеру, во Франции довольно резко увеличилось количество изданий, посвященных проблеме воспитания. Кроме того в результате прочтения «Эмиля» у Руссо появились сторонники его идей, которые хотели бы воплотить их в практической жизни.

А вот еще несколько интересных фактов о Руссо:

  • Руссо был женат на молодой белошвейке Терезе Аевассер, которая сначала была его подругой, а потом уже женой.
  • В 1767 году Руссо после пяти лет преследования вновь приехал во Францию, но только жил он в ней под чужим именем.
  • Жан-Жак Руссо занимал, пожалуй, самое значительное место среди просветителей Франции. Ведь он был одним из самых образованных, оригинальных и начитанных людей своей эпохи. Руссо имел обширные знания по многим наукам, к числу которых относилась астрономия, химия, история, ботаника, физика, довольно серьезно был он увлечен и философией. Однако историю и географию любил больше всех других предметов.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-zhan-zhaka-russo/

Биография Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) – французский философ, политический теоретик, писатель и композитор, разработчик прямой формы государственного правления. Его работы о системе образования, о правительстве и на темы морали оказали большое влияние на лидеров французской революции и на представителей романтизма в литературе и искусстве.

В его философии господствует теория о том, что любой человек, хороший и правильный по своей природе, портится и развращается при любом контакте с обществом.

Руссо был так противоречив и настолько влиятелен, что Жорж Санд назвала его “Святой Руссо”, в то время как Вольтер называл его “чудовищем”, а Лев Толстой, например, говорил, что самое большое влияние в жизни на него оказали Евангелие и Руссо.

Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака. Первые десять лет жизни Жан-Жак провел на руках отца и тетки, молодой девушки, к которой он сохранил на всю жизнь самые теплые чувства.

Добрая девушка как умела ухаживала за племянником, наблюдала за его здоровьем, охраняла от последствий его слабого и болезненного сложения. Ее нежные заботы запечатлелись в чувствительном сердце ребенка и, быть может, еще более содействовали развитию этой чувствительности.

Ее искренние песни Руссо со слезами на глазах напевал и в последние годы своей жизни. Немногое могла дать эта девушка своему питомцу, но это немногое было: доброе сердце, справедливость, народная поэзия, музыкальные напевы. Non multa, sed multum. [Не много, но многое (лат.).

] И доброе семя пало на добрую почву любящей, нежной, восприимчивой натуры.

С самого детства Жан Жак Руссо увлекался чтением книг. Отец мальчика, часовщик Исаак Руссо, вступил в конфликт с офицером французской службы и в1722 г. был вынужден уехать из Женевы. Пока Жан-Жак жил с отцом, они часто ночи напролет вместе читали художественную литературу тех лет.

Позже, когда отец покинул Женеву, Жан Жак, которому в наследство осталась библиотека деда, уже сам выбирал себе книги для чтения. Огромную роль в его дальнейшем интеллектуальном развитии сыграли прочитанные им произведения Бюффона, Фонтенеля, Вольтера, аббата Сен-Пьера. Жан-Жака отдали учиться к нотариусу, позже (в1725 г.) – к граверу.

Не стерпев тирании хозяина, Руссо в 1728 покинул родной город.

Дальнейшее образование получал не стабильно. Характерен эпизод из этих лет скитания, о котором Руссо позже поведал в «Исповеди». Странствуя вблизи Лиона, Руссо забрел в деревню и попросил какого-то крестьянина накормить его за плату.

Крестьянин предложил вначале лишь ломоть грубого ржаного хлеба и снятое молоко.

Только разговорившись с путешественником и убедившись, что имеет дело с «порядочным молодым человеком», который не выдаст его, крестьянин, опасливо озираясь, достал мясо и вино, спрятанные от сборщика налогов, и объяснил, что погибнет, если кто-нибудь увидит у него эти припасы.

«То, что он в связи с этим мне рассказал и о чем я понятия не имел, произвело на меня неизгладимое впечатление; он заронил в мою душу семя той непримиримой ненависти, которая впоследствии выросла в моем сердце против притеснений, испытываемых несчастным народом, и против его угнетателей… ».

В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь.

Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа.

Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство. В1729 г. Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище.

В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир.

Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в1740 г. место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка.

Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.

В 1742 Жан Жак Руссо переселился в Париж. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей.

Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743).

К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744).

В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, ставшей спутницей его жизни. Женился он из-за материального недостатка, но не был счастлив в браке.

Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдал их в воспитательный дом.

В1749 г. Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

Получив премию Дижонской академии в 1749 году, Руссо начал плодотворно работать, сочинять музыку, переписывать ноты. Изменил свое поведение, отдалившись от общества, поселился отдельно от жены.

Жан Жак Руссо — представитель сентиментализма, главной особенностью которого были чувства. Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.

Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь», ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра.

Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Читайте также:  Алексей бардуков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю.

Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т.

н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений. В Женеве были сожжены «Эмиль» и «Об общественном договоре», а Руссо был объявлен вне закона.

В 1762-67 гг. Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В1770 г., достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью».

“Исповедь” – самое выдающееся произведение Руссо. Это автобиографияческий роман. Цель книги – “…показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы”, во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии.

С предельной искренностью и правдивостью Руссо обнажает свое сердце, “…все свои сокровенные мысли…”, не боясь рассказать “…о себе самом самые отвратительные вещи…”.

Рисуя жизнь, излагая мысли и описывая душевные состояния, Руссо раскрывает не только свой внутренний мир, но и систему взглядов на природу и общество.

Находясь в тяжелом психическом состоянии и обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в деревню Эрменонвиль на севере Франции под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена. Скончался Жан Жак Руссо 2 июля1778 г. в Эрменонвиле. Маркиз де Жирарден похоронил его на острове в собственном парке.

В 1781 году, вскоре после смерти писателя, когда на его могиле на Тополином острове в Эрменонвиле, было установлено каменное надгробие, двадцатилетний, еще никому не ведомый Фридрих Шиллер писал в потаенной тетради:

Монумент, возникший злым укоромНашим дням и Франции позором,

Гроб Руссо, склоняюсь пред тобой!

В 1794 г., в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Парижский Пантеон.

Источник: https://tozz-tozzy.livejournal.com/53629.html

Жан-Жак Руссо

28 июня 1712 года, в семье женевского часовщика, родился будущий французский философ и писатель Жан-Жак Руссо. Сюзанна Бернар, подарившая ему жизнь, умерла через девять дней после родов. Исаак Руссо, отец Жана, и без того отличавшийся буйным нравом, под влиянием свалившегося горя стал замкнутым и раздражительным.

Его характер как нельзя лучше характеризует ссора с офицером Готье – затеяв ее, Исаак вызвал капитана на дуэль и проткнул шпагой. Так как дуэли были запрещены, суд постановил наказать Руссо и поместить в тюрьму на три месяца, а также подвергнуть церковному покаянию и штрафу.

Однако Исаак не собирался подчиняться решению суда и бежал из Женевы, бросив своего, тогда уже десятилетнего сына на попечение его дяди, брата покойной жены.

С ранних лет мальчик находился под присмотром безумно любящих его тетушек. Именно Ламберсье и Госерю он обязан своим воспитанием, что и отметил в последующем в своей «Исповеди». Жан-Жак начал рано читать, и книги были его истинными друзьями.

Когда отец был в хорошем настроении, вместе с ним мальчик читал Овидия. Плутарха, Боссюэ. Но юному Руссо пришлось рано начать работать. Ему довелось быть и писцом в нотариальной конторе, и обучаться у гравера, и даже служить лакеем в богатом доме.

В шестнадцать лет Жан-Жак покинул Женеву и отправился странствовать по Европе. Побывал он в Швейцарии, восточной Франции и в Савойе. Во время путешествий Руссо встретился с Понверром, католическим священником.

Влияние этого человека оказалось столь сильным, что Жан-Жак отказался от религии, исповедуемой его отцом и дедом, кальвинизма.

При посредничестве Понверра Жан-Жак познакомился в Савойе с Луизой де Варане, швейцарской дворянкой, жившей «милостью сардинского короля» и занимавшейся вербованием юношей в католичество.

Статный и талантливый паренек очень понравился госпоже де Варане, и она отправила его в туринский приют для католиков-неофитов, где его и приняли в лоно церкви.

К вере своих предков Руссо вернулся только будучи уже зрелым человеком.

Покинув Турин через четыре месяца и быстро истратив все «подъемные» деньги, Руссо нанялся лакеем к больной аристократке преклонных лет, но она умерла спустя три месяца, и Руссо снова оказался без работы.

Новое место он нашел на этот раз быстро, опять став лакеем в доме аристократа, которому позже служил и домашним секретарем. В этом доме Руссо изучил латинский язык и обрел хорошее итальянское произношение. Несмотря на прекрасное отношение хозяев, Руссо все время тянуло в странствия.

К этой тяге прибавилось и другое желание – увидеть снова Луизу де Варане. Вскоре этой встрече было суждено произойти.

Руссо поселился в доме госпожи де Варане, и между ним и хозяйкой установились самые близкие отношения. Однако даже любовь к покровительнице не принесла покоя и умиротворения в душу Руссо. Тем более что у госпожи де Варане имелся и еще один возлюбленный – швейцарец Клод Анэ.

Несомненно, это мучило юношу, и он часто покидал гостеприимный дом, но всегда возвращался обратно. Лишь когда Клод Анэ умер, ревность Жан-Жака пошла на убыль, и между ним и Луизой установились почти идиллические отношения нежности и теплоты.

Любовники поселились в замке, снятом Луизой и расположенном в тихой долине, среди виноградников и цветов. Но занимался Руссо не только любовью – он пытался определиться со своими жизненными интересами.

Много читал, основательно знакомился с философскими и научными трудами Локка, Декарта, Ньютона, Лейбница и Монтеня, изучал химию, физику, астрономию и музыку. За годы, проведенные в доме госпожи де Варане, Руссо достиг больших успехов в самообразовании.

Отцу он писал, что старается воспитать не только свой ум, но и сердце, желая стать мудрым и добродетельным. Однако в 1740 году Руссо и госпожа де Варане расстались, и Жан-Жак лишился и покровительства, и тихой жизненной гавани.

Руссо переезжает в Лион и находит себе место домашнего воспитателя в доме главного городского судьи. Целый год он занимается воспитанием детей господина Мабли, но, как и ранее, неожиданно для всех срывается с места и мчится в дом своей возлюбленной. Однако прежнего тепла и сочувствия у Луизы он не обнаружил и осенью в 1841году уехал в Париж.

В Париже Руссо пытается внедрить свое изобретение – новую нотную систему. Но придуманная им нотная запись в цифрах, представленная Парижской Академии, одобрения у мэтров не встретила, и Руссо оставалось рассчитывать лишь на случайные заработки.

Два года он переписывал ноты, давал уроки музыки и занимался мелким сочинительством. Тем не менее, жизнь в Париже дала ему определенные знакомства и связи в литературном мире, а также подарила возможность общения с такими людьми, как Мариво, Дидро, Фонтенель, Гримм, Аламбер, Гольбах.

С Дидро у Жан-Жака Руссо сложились дружеские и теплые отношения. Дидро, уже признанный тогда философ, тоже увлекался литературой и музыкой и проповедовал идеи свободы. Правда, в области мировоззрения друзья расходились, что вызывало частые споры.

Дидро был атеистом и материалистом, а Руссо во главу угла ставил идеализм, отдавая свое внимание не естественным наукам, а социально-политическим вопросам. Разногласия привели, наконец, к конфликту и разрыву.

Крайне стесненные материальные обстоятельства побуждали Руссо найти хорошо оплачиваемую и при этом необременительную работу. От друзей он получил совет познакомиться с кем-либо из дам высшего света и по их рекомендации искать себе место.

Знакомый иезуит написал для Руссо письма к дочери маркиза де Брольи, госпоже де Безенваль и госпоже Дюпон. Именно госпожа де Брольи помогла Руссо в 1743 году получить должность секретаря при французском посланнике в Венеции. Добросовестная служба продолжалась целый год.

Свободное время Руссо посвящал знакомству с итальянской музыкой и сбору материалов для серии статей о государственном управлении. На этот раз причиной ухода Руссо со службы была грубость в обращении с подчиненными графа де Монтегю, его непосредственного начальника.

Руссо был вынужден уехать из Венеции в Париж.

Вернувшись в Париж, Жан-Жак Руссо познакомился с Терезой Левасьер, обладавшей добрым и незамысловатым нравом. Руссо пытался развить ум молодой белошвейки, обучить ее грамоте и музыке, но усилия его оказались бесплодны. И все же Руссо прожил с Терезой тридцать четыре года, до самой своей смерти.

Тереза родила ему пятерых детей, но все они были отданы в воспитательный дом. Руссо не хотел отдавать детей в простую семью Терезы и считал, что воспитательный дом даст им гораздо больше.

Большинство биографов утверждают, что связь с белошвейкой была для Руссо огромным несчастьем, но сам он всегда говорил, что Тереза для него была единственным утешением в горестях этого мира.

Разумеется, отношения с Терезой вовсе не мешали Руссо заводить связи с иными женщинами. Это огорчало Терезу, но она всегда прощала любимого. Особенно страстным оказалось печальное увлечение Руссо Софи де Удето – это чувство не простили философу даже его друзья.

Можно сделать вывод, что Руссо, как и его отец, обладал неуравновешенным и беспокойным характером. Однако это не умаляло его необыкновенной одаренности и готовности жертвовать буквально всем во имя правды и добра.

В творческие процессы, как в литературе, так и в философии, Руссо внес свежие идеи, которые послужили ядром для множества споров на разных общественных уровнях.

Он был первым в истории философии, кто с абсолютной определенностью сказал о пропасти, лежащей между человеческой нравственностью и научно-техническим прогрессом. Фактически, Руссо утверждал, что человеческая культура находится с природой в противостоянии.

Другой важнейшей мыслью Руссо, ставшей основой многих социальных учений, было утверждение, что людей разделяет владение частной собственностью. Одновременно он говорил, что не может быть справедливости в обществе без равенства людей между собой.

Правда, столь революционные убеждения не мешали философу утверждать и то, что лишь собственность гарантирует человеку свободу и независимость, вносит в его жизнь спокойствие и уверенность.

Противоречие это Руссо разрешал достаточно просто, считая, что собственность следует уравнять между всеми членами общества. Об этом он написал «Общественный договор» (1762 год), в котором и изложил свой идеал устройства общественных отношений.

Кстати, именно Руссо выдвинул лозунг, ставший совершенно необходимой составляющей всех последующих революций: «Свобода, Равенство, Братство!»

По Руссо осуществить эти справедливые идеалы была способна только республика. В своем романе «Новая Элоиза» он говорит о могуществе любви свободной, которая не знает ни сословной розни, ни лицемерия.

Успех этой книги был потрясающим, и на тот период Руссо обрел известность не как родоначальник новой философии, а как автор великолепного романа и представитель литературного течения сентиментализма, ставящего чувство гораздо выше разума.

Как это ни странно, а одновременно Руссо выступал против современной ему культуры. Театр он считал неестественным и нарочитым, а потому ненужным, а религию обязательной.

По его мнению, основой человеческой сущности является мощное религиозное чувство, ведущее каждого человека к некоему верховному существу.

По сути, Руссо был приверженцем деизма, но его понятия весьма отличались от понятий Вольтера – деизм Руссо не космологический, но нравственный. Атеизм же Руссо считал мировоззрением аристократов.

В 1762 году Руссо написал и педагогический роман «Эмиль» или «О воспитании». В книге была изложена новая демократическая система, которая должна формировать добродетельных, трудолюбивых граждан. Это сочинение стало настольным у Робеспьера – деятеля Французской революции.

Но все успехи на поприще литературы и философии не давали Руссо ни душевного покоя, ни достаточных средств к существованию. К тому же, на него обрушилась критика и травля как французских, так и нидерландских клерикалов и королевских чиновников.

Выход политического трактата Руссо «Об общественном договоре» и романа «Эмиль» буквально взорвали парижский парламент, и депутаты начали требовать кары для автора столь вредных произведений.

Удивительно, но в просвещенной, казалось бы, Франции королевский суд вынес приговор сожжения обеим книгам, что и было произведено при большом стечении народа. Также суд постановил арестовать Руссо.

Предупрежденный философ бежал ночью в Швейцарию, но и здесь подвергся преследованию – по постановлению совета Женевской республики от 19 июня 1762 года его книги сожгли в Женеве перед ратушей, а их автор был вынужден искать защиту в других государствах.

Письмо к королю Пруссии Фридриху II возымело свое действие, тем более что прусский король привечал всех изгнанников, стоявших поперек горла Франции. Губернатор Невшателя, лорд Кейт, получил указание короля приветить Руссо и поселил его на своей даче, а позже в предгорной деревне Мотье.

Здесь, в уединении, Руссо писал мало, но и этого хватило, чтобы вызвать возмущение духовенства Невшателя и протестантского мира. Философ снова бежал, на этот раз на остров святого Петра посреди Бильского озера.

Впрочем, и здесь его не оставили в покое, и Руссо в конечном итоге оказался в Страсбурге.

Не ожидая дальнейших гонений, друзья предложили Руссо уехать на туманный Альбион – в Англию. Тем более что его пригласил к себе философ Дэвид Юм. Руссо отправился в Лондон и поселился в его окрестностях, в Чезвике. Вскоре к нему приехала Тереза.

По просьбе Руссо Юм и его друзья предоставили изгнаннику для проживания Дербенширский замок – философу хотелось быть подальше от общества. Но и там Руссо покоя не обрел и переселился, не уведомив друзей, в местную деревушку.

Измученный гонениями, философ уверился, что друзья отвернулись от него, и уверенность эта вскоре стала болезнью – Руссо обзавелся манией преследования и безмерной подозрительностью.

Однако друзья и не думали его оставлять. Когда Руссо, обиженный на Юма, в 1767 году покинул внезапно Англию и вернулся во Францию, они очень старались создать ему безопасные и спокойные условия, но больной философ мучился одиночеством и страхами, нигде не находя покоя.

Читайте также:  Алисия сильверстоун - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1768 году он оставляет Терезу и уезжает в путешествие по старым и знакомым местам. Посетив могилу своей первой возлюбленной, госпожи де Варане, он поселился в небольшом городе Вургоэне, между Шамбери и Лионом, и вызвал к себе Терезу, решив скрепить их отношения браком.

Но философом владела жажда снова жить в Париже. В 1770 году он поселился в столице Франции, на улице Платриер, названной позднее его именем.

В это время произошло бракосочетание принца с Марией-Антуанеттой, и политические репрессии были временно приостановлены. Руссо получил возможность свободно перемещаться по Парижу, посещать знакомых и друзей.

Никаких особых творческих планов он уже не вынашивал, занимаясь больше оправданием собственных поступков прошлого и самоанализом. Свою «Исповедь» Руссо так и не закончил.

Весной 1778 года в распоряжение Руссо маркизом де Жирарденом был предоставлен особняк в предместье Парижа, Эрменонвиле. 2 июля 1778 года Руссо совершил продолжительную прогулку, а по возвращении домой ощутил острую боль в области сердца. Он прилег отдохнуть на кушетку, но очень скоро со стоном свалился на пол.

Вбежавшая Тереза помогла мужу подняться, но Руссо вновь упал и, ударившись о край комода, потерял сознание и скончался. Смерть Жан-Жака Руссо возбудила много слухов – особенно касательно обширной раны на лбу. Было высказано мнение, что философ покончил счеты с жизнью самостоятельно, но подтверждений этому не нашлось.

Похоронили Руссо в Эрменонвиле, на «Острове тополей».

11 октября 1794 года, спустя шестнадцать лет после смерти, прах Руссо был эксгумирован, торжественно доставлен в Пантеон и захоронен рядом с Вольтером.

Источник: http://people-archive.ru/character/zjan-zjak-russo

Жан-Жак Руссо: основные идеи. Жан-Жак Руссо: биография, цитаты

Новости и общество 22 января 2015

Жан-Жак Руссо относится к тем философам, которые еще долго будут вызывать дискуссии.

Принадлежит ли он к плеяде мыслителей эпохи Просвещения или, наоборот, к ее самым непримиримым критикам? Готовил он почву для Французской революции или же делал все, чтобы она не произошла? Множество биографов сломали копья, споря о том, кто такой был Жан-Жак Руссо.

Основные идеи этого философа, принадлежавшего одновременно к школам натурализма и сенсуализма, мы рассмотрим в этой статье. Ведь именно этот человек понял, что прогресс несет за собой несчастье, а деспотизм порождает бесправие большинства. В ситуации, когда основная масса людей жила практически за чертой нищеты, он лелеял идеи о всеобщем равенстве.

Взгляды Жан-Жака Руссо: что лежит в их основе

Главным мотивом идей философа является требование вывести общества из того состояния, в котором оно находится теперь. То есть из ситуации всеобщей испорченности. Его коллеги-просветители утверждали, что это возможно, стоит только правильно воспитать князей и правителей. А также учредить республику, где все получат равные материальные блага и политические права.

Руссо же полагал, что главный принцип правильного общества лежит в верном моральном мышлении. Философ говорил о том, что «всякий человек добродетелен», когда его «частная воля во всем соответствует общей воле». Мораль для него была главным мерилом всего. Поэтому он считал, что без добродетели никакой настоящей свободы не существует.

Но его жизнь была словно опровержением всей его философии.

Биография. Юность и начало карьеры

Жан-Жак Руссо, основные идеи которого мы анализируем, родился в городе Женеве и по своим религиозным убеждениям в детстве был кальвинистом. Мать его умерла во время родов, а отец бежал из города, поскольку стал жертвой уголовного преследования.

С раннего возраста он был отдан в ученичество, но ни нотариус, ни гравер, в подчинении которых находился будущий философ, не любили его. Дело в том, что он предпочитал запоем читать книги, а не работать. Его часто наказывали, и он решился бежать.

Он пришел в соседнюю область – Савойю, которая была католической. Там, не без участия госпожи де Варан – своей первой покровительницы, он стал католиком. Так начались мытарства юного мыслителя. Он работает лакеем в аристократической семье, но не приживается там и уходит обратно, к госпоже де Варан.

С ее помощью он идет учиться в семинарию, бросает ее, два года скитается по Франции, часто ночуя под открытым небом, и вновь возвращается к своей прежней любви. Даже присутствие еще одного воздыхателя «мамаши» не смущает его.

В течение нескольких лет Жан-Жак Руссо, биография которого в юности была столь отличной от его последующих взглядов, то уходит, то возвращается к госпоже де Варан и живет с нею в Париже, в Шамбери и в других местах.

Видео по теме

Зрелость

Оставаться долгое время в качестве протеже стареющей дамы Руссо в конце концов счел невозможным. Он пытался зарабатывать, но неудачно. Не сумел он ни обучать детей, ни работать секретарем посла. Со всеми работодателями у него возникали проблемы. Мизантропия постепенно проникает в характер этого человека. С людьми он не сходится.

Природа – вот что начинает очаровывать такого любителя уединения, как Жан-Жак Руссо. Биография философа внезапно делает резкий поворот – он женится на горничной, служащей в одной из гостиниц. Это была грубая, вульгарная женщина, которую он совершенно не любил, но она его кормила.

Всех своих детей он отдал в приют, утверждая впоследствии, что денег на содержание семьи у него не было. Он продолжал подрабатывать на различных временных должностях, и вот, будучи секретарем, вошел в общество Энциклопедистов, которые собирались на дому. Одним из его первых друзей был Дени Дидро.

Последний часто подвергался преследованиям за политические взгляды. Однажды, когда Жан-Жак шел навестить Дидро в заключении, он прочел в газете конкурсное объявление о премии за лучшую работу на тему, полезны ли для общества науки и искусства. Молодой человек написал эссе, обличающее культуру и цивилизацию.

Как ни странно, первое место получил именно он, Жан-Жак Руссо. Основные идеи его философии были высказаны в этом тексте. Так началась его биография как мыслителя.

Слава

С тех пор Руссо прожил блестящие десять лет. Он писал музыку и оперетты, которые ставили на королевской сцене. Он был моден в высшем обществе.

А поскольку основной его идеей было отвержение современной ему культуры, он отказался от принципов богатой и обеспеченной жизни, стал одеваться просто (и даже грубо) и начал вульгарно и оскорбительно общаться со своими приятелями-аристократами. Зарабатывал он на жизнь, переписывая ноты. Хотя светские дамы осыпали его подарками, все презенты доставались его жадной жене.

Вскоре философ написал еще один труд, ставший популярным. Политические идеи Жан-Жака Руссо проявились впервые в этой работе. Рассуждая о том, как произошло неравенство, мыслитель счел, что все, что стоит в основе жизни современного общества – государство, законы, разделение труда, – все это привело к моральному падению.

Одна из ценительниц Руссо, госпожа д’Эпине, построила для него в своих владениях специальный «Эрмитаж» среди леса, где философ мог предаваться раздумьям в одиночестве. Однако после неудачного романа с молодой замужней аристократкой, приведшего к скандалу в среде Эницклопедистов, Руссо порывает с сотоварищами.

Проблемы

Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады – правительство бернского кантона изгоняет философа.

Новое убежище предоставляет ему прусский король – еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться.

Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи – Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма.

Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.

Скитания и смерть

Философ возвращается в Париж, вновь скитается, находя убежище то у одного приятеля, то у другого. Вольтер начинает публиковать памфлеты о том, какую ужасную жизнь прожил человек по имени Руссо Жан-Жак. Философия и поступки этого «лицемера» совершенно не совпадают между собой, замечает оппонент.

В ответ Руссо пишет знаменитую «Исповедь», пытаясь оправдать свое прошлое и настоящее. Но его ментальная болезнь прогрессирует. Его здоровье стремительно ухудшается, и вскоре, по одной из версий, во время концерта, устроенного в его честь, философ внезапно умирает.

Его могила на острове Ив стала местом паломничества для фанатов мыслителя, которые считали, что Руссо пал жертвой общественного остракизма.

Руссо Жан-Жак. Философия эскапизма

Как уже говорилось, первыми трудами мыслителя, были конкурсные «Рассуждения» об искусстве, науках и происхождении неравенства. Впоследствии он написал такие работы, как «Общественный договор», «Эмиль, или Воспитание чувств» и «Новая Элоиза». Некоторые из его произведений написаны в форме эссе, а некоторые как романы.

Именно последними наиболее прославился Жан-Жак Руссо. Основные идеи об обличении цивилизации и культуры, от которых следует бежать, высказанные им еще в юности, находят свое естественное продолжение. Главным в человеке, как полагал философ, является вовсе не разум, а чувства. Основными инстинктами морального существа следует признать Совесть и Гений.

В отличие от разума, они не ошибаются, хотя часто и не осознаны. Эпоха Возрождения, которой все восхищаются, привела к настоящему упадку общества, потому что науки, искусства и развитие промышленности, начавшееся именно в то время, привели к отчуждению людей друг от друга и возникновению искусственных потребностей.

А задача настоящего философа – вновь сделать человека единым и, соответственно, счастливым.

Исторические взгляды

Но не только Ренессанс и его достижения обличал Жан-Жак Руссо. Теория об общественном договоре является одним из его основных философских выводов. Критикуя современные ему политические идеи, он противоречит популярному в то время Гоббсу.

В первобытную эпоху, считает Руссо, не было никакой «войны всех против всех», а был самый настоящий «золотой век».

Современное же падшее общество начинается с появления частной собственности – как только некто застолбил участок и заявил: «Это – мое», – исчезла детская невинность человечества. Конечно, повернуть науку вспять невозможно, но можно замедлить прогресс как таковой.

Для этого следует заключить общественный договор и создать республику равноправных мелких собственников. Все вопросы там будут решаться не путем разделения властей, а на референдумах.

Каким должен быть человек

Много писал Жан-Жак Руссо о воспитании. Человек, прежде всего, должен быть естественным существом, ведь все его основные задатки и способности обусловлены природой. Поскольку чувства, как мы уже выяснили, – это главное в людях, то и развивать следует именно их. Лишние рассуждения только утомляют, а вовсе не возвеличивают.

Настоящее достоинство человека исходит из сердца, а не из разума. Люди стараются не слышать голос совести, а ведь это – зов самой Природы. В своей погоне за цивилизацией человек забыл об этом и оглох.

Поэтому ему следует вернуться к своему идеалу, представленному образом «благородного дикаря», отдающегося непосредственности чувств, а не сломанного ненужными требованиями искусственного этикета.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа полны противоречий. Обрушиваясь на культуру и науки, Руссо, тем не менее, всегда пользовался их плодами и в воспитании человека признавал их необходимость и несомненные заслуги.

Он полагал, как и многие его современники, что если правители будут слушать философов, то и общество станет совершеннее. Но это не единственное противоречие, которое было свойственно такому мыслителю, как Жан-Жак Руссо.

Педагогические идеи философа возлагают надежды на просвещение, которое он так критиковал. Именно оно может сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого и правители, и подчиненные, будут всего лишь рабами и лжецами.

Но при этом нужно помнить, что детство человека – это его воспоминание о потерянном рае золотого века, и стараться как можно больше брать от природы.

Добродетель – основа всего

Хотя жизнь философа не соответствовала его взглядам, мораль играет немаловажную роль в его произведениях. Эмоции и сочувствие, с точки зрения мыслителя, являются главной базой добродетели, а последняя лежит в основе человека и общества. Так считал Руссо Жан-Жак.

Высказывания философа о морали, природе и религии очень похожи. И добродетель, и вера должны быть подчинены природе, говорил он.

Только тогда общество будет идеальным, когда между внутренним миром человека, его нравственными, эмоциональными и рациональными составляющими будет достигнута гармония с интересами всех членов социума.

Поэтому индивиды должны преодолевать свое моральное отчуждение друг от друга и не уподобляться политикам, которые «больше походят не бешеных волков… чем на христиан… желающих вернуть своих оппонентов на путь истины».

Влияние Руссо на свое и последующие столетия было несомненным. Его идеи о противопоставлении эгоизма и добродетели, справедливости и коварства лживых законов, жадности собственников и невинности бедных, а также мечты о возвращении к природе были подхвачены романтиками, борцами за лучшее общественное устройство и социальные права, искателями солидарности и братства.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/170849/

Ссылка на основную публикацию