Алексей рыбников – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Алексей Рыбников: личная жизнь, жена

Его песни и мелодии, прозвучавшие во множестве старых советских фильмов, знают наизусть и напевают многие, однако имя композитора Алексея Рыбникова — их автора — очень долго оставалось в тени. Личная жизнь Алексея Рыбникова, как и у большинства людей творческой профессии, складывалась очень непросто. Композитора на пути к славе сопровождали и взлёты, и трудности.

Биография Алексея Рыбникова началась в столице нашей Родины, а тогда ещё послевоенного бывшего СССР, 17 июля 1945 года. В том, что ещё мальчиком он был щедро одарён природой, не приходится сомневаться, поскольку родился он в семье талантливых людей: мать будущего композитора — художница, а отец — скрипач с самобытным талантом.

Ещё в детстве, занимаясь музыкой с отцом, Алексей Рыбников любил импровизировать, поэтому родители заподозрили в нём способности к сочинительству, которые и начали активно развивать. Юное дарование высоко оценили влиятельные на тот момент и признанные музыканты, такие как Арам Хачатурян.

Благодаря последнему Алексей Рыбников получил возможность одновременно учиться в Гнесинке и в Центральной Музыкальной Школе.

На фото — дети Алексея Рыбникова

Первые работы молодого талантливого композитора приводили педагогов в восторг, поэтому к неудачам он не привык. Первые же негативные отзывы, полученные в период окончания консерватории, привели не просто к депрессии, а даже к физической болезни — у Алексея Рыбникова открылась язва.

Зато это испытание подготовило его к дальнейшим трудностям, связанным с жёсткой цензурой, которой в нашей стране долгие годы подвергались все произведения искусства.

Тем не менее, несмотря на риск остаться незамеченным среди множества талантливых музыкантов, Алексей Рыбников всё же добился небывалых успехов благодаря тому, что писал музыку к фильмам и театральным постановкам, что, по большому счёту, давало и прекрасную возможность заработать, чтобы содержать семью.

На фото — Алексей Рыбников со второй женой Татьяной

За свою 70-летнюю биографию Алексей Рыбников был женат дважды. Обеих жён зовут Татьянами. У композитора двое детей — дочь Анна и сын Дмитрий. Анна родилась ещё во времена последних лет учёбы в консерватории.

Несмотря на то, что дочь Алексея Рыбникова наделена и певческим талантом (она первая исполнила роль Кончиты в музыкальной рок-опере отца “Юнона и Авось”), своё жизненное призвание она нашла как художник и режиссёр. В юности девушка едва не погибла, угодив в лихие 90-е в религиозную секту, из которой отцу с огромными усилиями удалось её вытащить.

Зато теперь она счастлива в браке и состоялась как мать троих сыновей. А вот сын Дмитрий пошёл по стопам Алексея Рыбникова, тоже став композитором. Он тоже подарил своему отцу двух внучек.

Сейчас личная жизнь композитора и его жены Татьяны связана с путешествиями, причём супруги выбирают очень экзотические места для странствий, зачастую связанные с риском для жизни и опасностью.
 

Источник: http://lichnaya-zhizn.ru/blog/aleksej_rybnikov_lichnaja_zhizn_zhena/2015-10-21-1072

Николай Рыбников: жена, дети, личная жизнь

Популярность Николая Рыбникова пришлась на 50-е годы, когда режиссеры наперебой приглашали его сниматься в главных ролях.

Многие зрители до сих пор помнят милую улыбку и ямочки на щеках артиста, а также его искренних и обаятельных героев, таких как:

  • Фёдор Соловейков из «Чужой родни»;
  • Саша Савченко из «Весны на Заречной улице»;
  • Николай Пасечник из «Высоты»;
  • Илья Ковригин из «Девчат».

Однако, через несколько лет востребованность актера пошла на убыль, а он стал получать лишь незначительные роли. Возможно, из-за невостребованности в своей профессии Рыбников ушел в депрессию, а в 1990 году у него случился сердечный приступ, от которого он скончался. Но Николай Николаевич не только был обожаем своими поклонниками, в его личной жизни была также любимая семья – жена и дети.

Безответная любовь

Актер был влюблен в свою будущую жену, Аллу Ларионову, с которой вместе учился во ВГИКе. Красавицу окружала толпа поклонников, поэтому у юноши не было никаких шансов на роль возлюбленного. Он не замечал других девушек и всегда был рядом с Аллой, оставаясь ее близким другом.

Молодая актриса стала востребованной у режиссеров сразу же после студенческой скамьи. Снимаясь в главной роли в фильм «Садко», она познакомилась с коллегой по съемкам – Иваном Переверзевым. Через несколько лет актеры стали встречаться, а вскоре красавица поняла, что ждет ребенка.

Однако, в то время Переверзев крутил роман не только с ней, но и другой актрисой, оказавшейся тоже беременной.

Когда Алла Дмитриевна случайно узнала, что ее возлюбленный тайно расписался с соперницей, она рассказала об этом жене своего брата, которая сразу же сообщила Рыбникову о расставании актрисы с возлюбленным.

Он тогда снимался в фильме «Высота», однако, это не остановило актера, который прилетел в Минск, чтобы делать предложение Алле. Поняв, что только Николай любит ее по-настоящему, она ответила согласием.

На фото Николай Рыбников с женой Аллой Ларионовой

2 января 1957 года еще отмечали Новый год, поэтому ЗАГС был закрыт, но новоиспеченный жених сумел найти работников учреждения и договориться с ними об их регистрации в этот день. Благодаря своей популярности и обаянию он смог это сделать легко. На съемки «Высоты» актер уже вернулся женатым человеком.

Любимая жена Николая Рыбникова

В этом же году жена Николая Николаевича родила дочь, которую назвали Аленой. Он принял малышку как родную и все свободное время проводил с ней и любимой женой.

Родной отец девочки не поинтересовался, кто у него родился и даже не появлялся в ее жизни. В 1961 году на свет появилась их общая дочь Арина, однако, актер не делал различий между дочками и любил их одинаково.

Он наконец то обрел то, чего так долго ждал, поэтому почти не разлучался с супругой, которую ласково называл Лапусей.

Рыбников оказался хозяйственным мужем, который с осени солил в бочках помидоры и арбузы, а также закупал все продукты и мог спокойно приготовить обед или ужин. Его жена очень хорошо готовила, особенно ей удавались котлеты и икра из сушеных грибов.

Супруги были гостеприимными и хлебосольными людьми, поэтому у них часто собирались коллеги и друзья, среди которых были известные певцы, космонавты, спортсмены и поэты. Благодаря особой любви актера к шахматам, в их доме побывали многие советские гроссмейстеры.

Не только в быту, но и на рабочем месте звездные супруги стремились быть пунктуальными и ответственными, никогда не конфликтуя со своими коллегами.

Многие их друзья отмечали хорошее чувство юмора Аллы Дмитриевной, а вот Николай Николаевич не мог этим похвастать. Зато когда актер выходил на сцену и демонстрировал свой талант и харизму, жена не отрывала восторженных глаз от него.

Красавица-жена всегда была в центре любой компании, где у нее было достаточно поклонников, однако, Рыбников терпел это и не устраивал ей скандалы, так как боялся, что она уйдет от него. На протяжении всей семейной жизни он любил Ларионову и заботился о ней и детях. Их брак продлился 33 года, до самой смерти легендарного артиста.

Судьба дочерей

Многим друзьям казалось, что Николай Николаевич любил дочь жены больше, чем их совместную, но сам актер говорил, что обе дочери ему дороги. Когда супруги занимались активно карьерой, воспитанием девочек занималась их бабушка, мама актрисы. Дочки не любили учебу в школе и не проявляли интереса к актерской профессии.

Старшая дочь после окончания школы даже не знала, куда ей пойти учиться. Ларионова посоветовала ей поступать во ВГИК, но ее подруга пристроила девушку на телевидении, где она стала обучаться профессии монтажера. Вскоре Алена поселилась в квартире, которая находилась недалеко от Останкино.

Она стала хорошим работником и профессионалом в своей области, проработав на телевидении около 35-ти лет. Старшая дочь Рыбникова вышла замуж, но дети в браке так и не родились. Женщина всю жизнь страдает от псориаза, поэтому каждый год отдыхает в Таиланде, где чувствует себя намного лучше.

На фото Алла Ларионова с дочерьми Алёной и Ариной

А вот у общей дочери супругов судьба сложилась трагичная. В юности она получила образование в полиграфическом техникуме, но по профессии почти не работала, так как пристрастилась к алкоголю.

Она жила с родителями, а когда не стало Николая Николаевича, в доме стали происходить застолья. Арина привела в дом парня, с которым вела разгульный образ жизни. Вскоре Алла Дмитриевна разменяла квартиру, и дочь поселилась в другом районе.

В то время сама актриса не имела больших заработков, к тому же у нее начались проблемы с сердцем.

(Ларионова пережила мужа на 10 лет, не дожив до своего 70-летия одного года. В 2000 году у нее случился обширный инфаркт, и вскоре она скончалась. Ее похоронили рядом с мужем, на Троекуровском кладбище. А через четыре года умерла и младшая дочь, которая до последнего дня не прекращала пить.)

       

Источник: https://stars-biography.ru/nikolaj-rybnikov-zhena-deti-lichnaya-zhizn/

Алексей Рыбников: биография, личная жизнь, семья, фото

Алексей Рыбников – популярный отечественный композитор, ставший в 1999 году народным артистом России, а еще через три года – лауреатом государственной премии. Он автор большого количества мелодий, которые украшают лучшие фильмы советского и российского периода.

Среди его главных успехов можно вспомнить мелодии, написанные к песням из фильмов “Про Красную Шапочку”, “Приключения Буратино”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Усатый нянь”, “Вам и не снилось”.

А, пожалуй, его самая известная мелодия – музыка к композиции “Я тебя никогда не забуду” из рок-оперы “Юнона и Авось”.

Ранние годы

Алексей Рыбников родился в Москве в 1945 году, всего через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны. У многих его предков была трагическая родословная.

Мужчины по материнской линии происходили из белых офицеров, которые оказались на стороне проигравших в Гражданской войне. Например, его дедушку, имевшего звание генерала, расстреляли еще во время Первой мировой войны. Бабушка пыталась его защитить, но ей только прострелили руки.

Должны были расстрелять и мать героя нашей статьи, в тот момент ей было всего пять лет. Но в последний момент приговор девочке отменили.

Погибнуть мог и отец Алексея Рыбникова, которого звали Лев Самойлович. Когда ему было 14 лет, он заболел туберкулезом, мало кто рассчитывал, что он выживет, юношу даже отправили умирать в туберкулезный барак.

Льву удалось сбежать из этого страшного места, где встречать смерть приходилось каждый день. Спас его православный священник из сельского храма, приютивший в своей обители. Он выходил отца героя нашей статьи, научил исполнять церковные псалмы.

Именно от священника юноша, который оказался одарен музыкально, перенял основы игры на скрипке.

Семья Алексея Рыбникова жило небогато в коммунальной квартире. Вместе с родителями Алеши ютилась и бабушка – все этой на площади в 10 квадратных метров. Отец Алексея служил скрипачом в оркестре Александра Цфасмана, а мать работала художником-дизайнером, она сооружала удивительные шали и шляпки для местных модниц из подручных материалов.

Мать всегда мечтала, чтобы Алеша стал композитором, его отец оценивал музыкальные способности сына весьма критично, но согласился на предложение купить домой пианино. Место для инструмента нашлось только после продажи буфета.

Образование

При этом вначале Рыбникова ждала неудача. Поступить в музыкальную школу с первого раза он не смог. На экзамен он пришел, выучив несколько пьес на пианино, но когда его попросили повторить мелодии голосом, он растерялся. Проблему снова решила его мама, которая наняла преподавателя по сольфеджио. На следующий год Алексей уже успешно поступил.

В первые годы его учебы в музыкальной школе отец часто ругал сына за излишне вольные импровизации, пока не заметил у него зачатки композиторского таланта. Чтобы убедиться в этом, он показал сочинения Алексея, который к тому времени учился в школе в академии имени Гнесиных, Араму Хачатуряну.

Посмотрев ноты начинающего таланта, тот сразу принял юношу в свой класс при консерватории. Уже в 1967 году Рыбников оканчивает академию с красным дипломом, а еще через два года становится выпускником аспирантуры. 18-летнего героя нашей статьи оставляют на преподавательской работе, которой он и занимается до 1975 года.

Примечательно, что к тому времени он уже завел семью. Поэтому чтобы содержать близких, брался за любые подработки. Давал дополнительные уроки студентам из академии, выступал в детских садах, руководил оркестром при театральном вузе.

Читайте также:  Алексей быченко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Творчество

Творческая биография Алексея Рыбникова начинается с нескольких фортепианных пьес для фэнтезийной сказки “Багдадский вор”, которые он написал уже в восемь лет. В 11-летнем возрасте будущий знаменитый композитор пишет балет “Кот в сапогах”. Именно это сочинение и убедило Хачатуряна принять его к себе в ученики.

А вот первая мелодия Алексея Рыбникова уже в осознанном возрасте, которая ему принесла известность, это фортепианная соната “Хороводы”, написанная им на первом курсе консерватории. Уже тогда музыкальные критики обратили внимание на необычный музыкальный почерк автора, в частности, талант вплести в современную канву фольклорные мотивы.

В 1967 году пишет скрипичную балладу, которая становится его дипломной работой. На это произведение его вдохновили стихи о толпе, растоптавшей цветок. Еще через два года появляется его Первая соната, в которой герой нашей статьи оригинально и виртуозно вмешивает западные и русские традиции.

Интересно, что если Первую сонату все приняли благожелательно, то Вторую критики и профессора консерватории назвали чересчур авангардной, подвергнув критике и разгромив в пух и прах.

Композитор, не ожидавший такой реакции, даже заболел язвой желудка. Единственным, кто его поддержал в тот момент, был Арам Хачатурян.

Он убедил молодого коллегу не обращать много внимания на критику, рассказав, что и сам перенес нечто подобное в самом начале своей карьеры.

Первые успехи

Впервые всерьез оценили музыку Алексея Рыбникова, когда он написал каприччио “Скоморох”. Интересно, что за это произведение его тоже поначалу ругали, а потом неожиданно вручили премию. К тому времени он уже научился стойко переносить удары судьбы и не боялся ставить творческие эксперименты.

Окончив консерваторию, герой нашей статьи пишет свои первые романсы под названием “Телефон” и “Молитва”. На это его вдохновляют стихи Людвика Ашкенази.

Работа в кино

В кино Рыбников попал в середине 60-х годов. С тех пор он часто пишет новые произведения для фильмов, а также драматических театральных постановок. Поначалу работа в кино стала для Рыбникова хорошим заработком, а со временем он начал виртуозно соединять музыку и драматургию, превратив это занятие в дело всей своей жизни.

Заказы, которые он получал на музыкальное сопровождение полнометражных фильмов, давали ему материальную обеспеченность, оставляли простор для фантазии и творчества, в то же время мобилизовали.

К середине 70-х годов Рыбников окончательно превратился в свободного художника, халтурить было нельзя, так как некачественный продукт режиссеры не принимали, а от них теперь зависел весь его заработок.

Смелые эксперименты

Немаловажной для Рыбникова была и возможность продолжать экспериментировать. В 70-е годы он увлекся роком, написал музыкальное сопровождение для “Острова сокровищ”, а настоящим открытием для него стала рок-опера “Иисус Христос – суперзвезда”.

В общей сложности музыка и песни Алексея Рыбникова звучат более чем в сотне художественных картин. Самыми успешными для него работами в 70-е годы становятся композиции их фильмов “Приключения Буратино”, “Остров сокровищ”, “Усатый нянь”, “Про Красную Шапочку”, “Тот самый Мюнхгаузен”.

Фильмы и сериалы

Востребованным композитором он остается и в 2000-е годы.

Среди его последних проектов сотрудничество с режиссерами Эльдаром Рязановым, Тиграном Кеосаяном, Владимиром Хотиненко, Станиславом Говорухиным. Его музыка звучит в картинах “Андерсен.

Жизнь без любви”, “1612. Хроники смутного времени”, “Пассажирка”, “Поп”, в сериалах “Дело о “Мертвых душах”, “Братья Карамазовы”, “Последняя игра в куклы”.

Сотрудничает и с театром Алексей Рыбников. В частности, он написал музыку для спектаклей “Прозрачный мальчик”, “Коварство и любовь”, которые с успехом шли в столичных театрах.

“Звезда и смерть Хоакины Мурьеты”

Известность на всю страну ему принесла работала над рок-оперой “Звезда и смерть Хоакины Мурьеты”. Музыку к этому произведению он писал в соавторстве с Павлом Грушко.

Это одна из первых рок-опер, появившихся на театральной сцене в Советском Союзе. Ее премьера состоялось в Ленкоме в 1976 году.

Главным инициатором ее создания стал режиссер-постановщик Марк Захаров. Это был музыкальный спектакль, который на протяжении 17 сезонов шел на театральных подмостках Ленкома при постоянных аншлагах. Самыми известными исполнителями главных ролей в этой постановке стали Любовь Матюшина и Александр Абдулов.

Стоит отметить, что работу Алексея Рыбникова над рок-оперой советские чиновники восприняли в штыки, назвав такой жанр чуждым советскому человеку.

11 раз цензоры отказывались выпускать постановку на сцену, ее приходилось постоянно переделывать, только после этого опера была допущена до зрителя.

К самому театру Ленком и всем причастным к ее созданию пришел оглушительный успех. В 1979 году Рыбников был назван композитором года.

“Юнона и Авось”

К концу 80-х альбомы с музыкой популярного в то время композитора продавались многомиллионными копиями. А в 1981 году в том же Ленкоме состоялась премьера еще одной знаменитой работы героя нашей статьи – оперы “Юнона и Авось”.

На этот раз оглушительный успех сопровождался крупным скандалом, так как в этом творении революционные для того времени рок-произведения соединялись с православными мотивами, находившимися в Советском Союзе под запретом. Проявлялось это и в музыке Алексея Рыбникова к опере.

В результате в 1982 году постановку запретили, но уже к 83-му она с триумфом вернулась на сцену. Рыбников одержал победу в суде, которая и позволила снять этот запрет. Ленком даже отправился со своим произведением в зарубежные гастроли. В Париже выступали на Елисейских полях, а в Великобритании был снят фильм по этой рок-опере, который продемонстрировали в 50 странах мира.

Работа в последние годы

В начале 90-х годов зрители знакомятся с новым шедевром героя нашей статьи. На этот раз им становится музыка к мистерии “Литургия оглашенных”. За два сезона постановку демонстрируют 70 раз (неизменно с аншлагами), она идет в России и США.

В 1999 году в Большом Ржевском переулке открывается театр Алексея Рыбникова на 500 зрительских мест. Там идут самые разнообразные постановки, любителей искусства в каждом сезоне радуют какими-то новыми и оригинальными произведениями.

Уже в 2000-х годах Рыбников завершил работу над музыкальной драмой о судьбе непризнанного композитора Максима Березовского, над спектаклем “Маэстро Массимо”.

Многие высоко оценили появление его Пятой симфонии, названной “Воскрешение мертвых”, в 2012 году вышла постановка “Аллилуйя любви”, составленная из самых известных произведений героя нашей статьи, написанных для театра и кино.

Личная жизнь

Всего герой нашей статьи был женат дважды. В первом браке родились дети у Алексея Рыбникова. Сын Дмитрий и дочь Анна.

Анна Рыбникова сейчас работает кинорежиссером, а в 1980 году она стала первой исполнительницей роли Кончиты в произведении “Юнона и Авось”. На тот момент ей было 13 лет.

Дмитрий решил заняться сочинением музыки. Он пишет эстрадные произведения для полнометражных фильмов, сериалов и мультфильмов.

Нынешнюю супругу Алексея зовут Татьяной.

Источник: https://www.nastroy.net/post/aleksey-ryibnikov-biografiya-lichnaya-jizn-semya-foto

Алексей Рыбников

За тридцать лет Алексей Рыбников написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди них – “Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку”, “Звездный мальчик”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Остров сокровищ”, “Вам и не снилось”, “Сказки Старого Арбата”, “Через тернии к звездам”, “Русь изначальная”. Общий тираж пластинок с записями музыки композитора составил более десяти миллионов экземпляров.

Родился 17 июля 1945 года в Москве. Супруга – Татьяна, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Дочь – Анна, кинорежиссер. Сын – Дмитрий, композитор, музыкант.

На долю предков Алексея Рыбникова выпало немало тяжелых испытаний. Его матери было пять лет, когда ее вывели на расстрел. Ее дед был генералом царской армии по медицинской линии, все ближайшие родственники также были царскими офицерами.

Одни погибли в первую мировую войну, другие при защите Зимнего дворца… “Бабушка, которая меня воспитывала, – рассказывает Алексей Рыбников, – была тоже замужем за белым офицером. Она говорила мне, как везли его, раненого, на телеге, как расстрелял его повстречавшийся им отряд красноармейцев.

Бабушке прострелили руки, когда она пыталась закрыть собой мужа…”

Уникальная музыкальная одаренность Алексея проявилась с “младых когтей”: в 8 лет он уже написал несколько фортепьянных пьес и музыку к фильму “Багдадский вор”. В 11 стал автором балета “Кот в сапогах”.

“Семья испытывала крайнюю нужду, – вспоминает о своем детстве композитор. – Я привык, что у нас считали каждую копейку, каждый кусок хлеба. Мама была талантливым художником-дизайнером. Дома она делала очень красивые платки и шляпы и продавала их, чтобы прокормить семью…”

Огромную роль в формировании мировоззрения будущего композитора сыграл его учитель Арам Ильич Хачатурян, с которым его познакомил отец – скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана. Алексей показал свои сочинения А. Хачатуряну, и это во многом определило его судьбу.

Влияние великого композитора, воплощавшего своей личностью и творчеством мощный культурный пласт, сопровождает Алексея Рыбникова всю жизнь. С 1956 по 1962 год Алексей учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции А. И.

Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же выдающегося музыканта.

https://www.youtube.com/watch?v=-z-5Mq0MSak

Уже в консерватории судьба поставила молодого композитора перед выбором: либо принять существовавшие тогда нормы в искусстве, либо искать свой путь в творчестве. Рыбников выбрал второе. “Если ты хочешь писать настоящие вещи, нельзя лгать самому себе” – вот его кредо.

В 18 лет у Алексея Рыбникова уже была своя семья. Чтобы обеспечить ее, учебу в консерватории и творческую работу приходилось сочетать с частными уроками музыки, трудиться концертмейстером в театральном институте и даже аккомпаниатором в детском саду.

С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

Официальным дебютом композитора стало исполнение фортепьянной сонаты “Хороводы”, написанной на 1-м курсе консерватории. Это произведение привлекло внимание музыкальной общественности. В нем, по словам критиков, молодой автор с самых первых шагов заявил об умении самостоятельно мыслить, по-своему преломлять характерные фольклорные мотивы.

Дипломной работой молодого автора стал концерт-баллада для скрипки с оркестром (1967) – лирико-драматическое произведение, замысел которого навеян стихотворением болгарского поэта о том, как толпа растаптывает цветок, нарисованный художником.

В другой крупной работе Алексея Рыбникова – Первой симфонии (1969), написанной им по окончании аспирантуры, сочетались традиции современного отечественного и зарубежного симфонизма. Р.Г.

Косачева в книге “Композиторы Москвы” (1976) писала, что “произведению свойствен активный динамический характер, четкое, поэтапное раскрытие драматургии…”.

“Виртуозный блеск и концертный размах, внешняя яркость, броскость, многоцветье красок, переливчатая звонкая красота, почерпнутая из фольклорных образов” получили развитие и в последующих сочинениях композитора, таких как “Русская увертюра”, концертное каприччио “Скоморох”, Концерт для баяна и оркестра, Концерт для фортепиано solo и в других произведениях, написанных по окончании консерватории в 1967-1972 годах.

От поисков в области строгого драматургического осмысления произведения в целом Алексей Рыбников вскоре обратился к поискам различных структурно-смысловых соотношений внутри отдельных частей и даже оркестровых групп.

Так возник Концерт для струнного квартета и оркестра, написанный композитором по заказу немецкого дирижера Олафа Коха – художественного руководителя филармонического оркестра города Халле (ГДР). Здесь в 1971 году состоялась премьера произведения.

Дирижеру необходимо было виртуозное оркестровое сочинение, блестяще выявляющее в то же время и возможности солистов. Так у молодого композитора возникла идея “концертного соревнования” квартета и оркестра.

Это яркое произведение, по мнению критиков, “остро конфликтно по своему развитию и в то же время необычайно колористично по оркестровке”.

Сразу после окончания консерватории, помимо инструментального творчества, Алексей Рыбников начал обращаться к жанру романса, написав романсы на слова Л. Ашкенази “Молитва” и “Телефон”.

Творческая жизнь композитора уже долгие годы неотделима от кино и драматического театра. С 1965 года он пишет музыку для кино-, теле- и анимационных фильмов.

За это время им была создана музыка более чем для 100 фильмов, в том числе для картин “Три дня Виктора Чернышева” (1967), “День и вся жизнь” (1969), “Остров сокровищ” (1971), “Без трех минут ровно” (1972), “Бедная Лиза”, “Большое космическое путешествие”, “Паучок Ананси и волшебная палочка”, “Петр Мартынович и годы большой жизни” (1974), “Потрясающий Берендеев”, “Приключения Буратино” (2 серии) (1975), “Дети из бездны” (США), “Диалог” (4 серии), “Дневной поезд” (1976), “Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки” (2 серии), “Обратная связь”, “Исчезновение”, “Усатый нянь” (1977), “Журавлиные перья”, “Иванцов, Петров, Сидоров…”, “Шла собака по роялю”, “Новые приключения капитана Врунгеля” (1978), “Тот самый Мюнхгаезен” (2 серии), “Примите телеграмму в долг”, “Осенняя история” (1979), “Вам и не снилось…”, “Мнимый больной”, “Дороги Анны Фирлинг” (4 серии), “Ералаш”, “Желаю успеха”, “Ночное происшествие”, “Полет с космонавтом”, “Через тернии к звездам” (1980), “Путь к медалям”, “Руки вверх!” (1981), “Василий Буслаев”, “Мать Мария”, “Сказки… Сказки… Сказки Старого Арбата” (1982), “Индекс”, “Карантин”, “Лелька”, “Магистраль”,”Серафим Полубес и другие жители Земли”, “Оглянись!..” (1983), “Мумми-тролль”, “Мушкетеры из 4″Б”, “Мы” (5 серий), “Прохиндиада, или бег на месте”, “Нам не дано предугадать…”, “Шанс”, “Вера. Надежда. Любовь” (1984), “Вот моя деревня…” (1985), “Всадник над городом”, “Где родятся Жигули”, “Гонка века”, “Русь изначальная” (2 серии), (1986), “Черный принц Аджуба”, “Утоли моя печали” (1989), “Фантик”, “Царь Иван Грозный” (1991, 2 серии), “Только не уходи…”, “Воспитание жестокости у женщин и собак” (1992), “Праздник непослушания”, “Приговор”, “Кодекс бесчестия”, “Ядерный век” (США) (11 серий), “Великая княгиня Елисавета”, “Я виноват” (1993), “Я виноват – 2”, “С новым счастьем – 2” (8 серий) и др.

Читайте также:  Александр козлов (министр) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Его яркая, живая музыка проникнута непосредственностью, искренностью чувств, помогает авторам фильма глубже раскрыть творческий замысел. Записи музыки к фильму “Большое космическое путешествие” (1973) проданы общим тиражом более сотни тысяч пластинок. После выхода на экраны “Приключений Буратино” (1975) тираж пластинок с музыкой к фильму превысил миллион экземпляров.

Алексей Рыбников написал музыку к спектаклям “Коварство и любовь” (Драматический театр имени К. Станиславского), “Прозрачный мальчик” (Театр на Малой Бронной), “Сказка о четырех близнецах” (Центральный детский театр).

Наибольшую признательность и славу композитору принесли произведения для музыкального театра. В 1976 году состоялась премьера рок-оперы “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” в Московском театре имени Ленинского комсомола.

Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре.

Чиновники Министерства культуры, считая автора “авангардистом”, предлагающим “чуждый” жанр для отечественного театра, 11 раз отказывались принять спектакль.

И все же спектакль и музыку ждал подлинный триумф. Выпущенный в 1977 году двойной альбом “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей.

В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров.

Фирма “Мелодия” наградила композитора “Золотым диском”. “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” положила начало официальному признанию композитора. Последовало множество заманчивых предложений.

Однако Рыбников выбрал свободу творчества, начав работу над новой современной оперой “Юнона” и “Авось” (по поэме А. Вознесенского), построенной на сочетании английского арт-рока с русской православной молитвой. Ее премьера состоялась В 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола.

В 1982 году выпуск альбома “Юнона” и “Авось” был запрещен Министерством культуры СССР. Рыбников обратился в суд, и дело было выиграно. В 1983 году альбом был выпущен и занял 1-е место в хит-параде. Вскоре состоялись гастроли театра Ленком в Париже.

Пьер Карден представил это произведение в своем театре на Елисейских полях, затем в Германии, Голландии и других странах. В 1990 году музыкальный спектакль “Юнона” и “Авось” в течение 2 месяцев шел в “Сити сентер” Нью-Йорка. Телефильм “Юнона и Авось” 4-го канала телевидения Великобритании был показан телекомпаниями более 50 стран мира.

Двойной альбом с записью этой рок-оперы был издан многомиллионным тиражом. За 20 лет спектакль выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом.

В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение “Современная опера” при Союзе композиторов СССР. Этот театр, разместившийся в маленьком, отремонтированном им за свой счет подвале на Арбате, стал для композитора творческой мастерской. У москвичей появился новый театр с залом на 40 мест, с лабораторией светоэффектов, с уникальной компьютерной световой системой.

В 1992 году на сцене театра состоялась премьера музыкальной мистерии А. Рыбникова “Литургия оглашенных”, которая затем в течение двух сезонов была сыграна здесь 70 раз.

“В “Литургии оглашенных” весь смысл – в словах, – считает композитор. – Это подведение итога развития человеческого интеллекта, выраженного в поэтической форме.

” Композитор сам составлял либретто из текстов, созданных за последние три тысячи лет: от шумерской клинописи до Маяковского.

В конце 1994 – начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра “Современная опера” в США. Спектакль “Литургия оглашенных” получил восторженные отклики публики.

Вице-президент “Юниверсал Пикчерз” Н.

Райс отметил, что “эта блестящая музыкальная драма – без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов”.

В 1996 году спектакль был представлен в “Зрелищно-звуковом пространстве Алексея Рыбникова” – специально созданном по проекту автора театре на 500 мест.

По телевидению многих стран мира был показан документальный сериал, снятый британской телекомпанией “Сентрал телевижн” “Алло, вы нас слышите?” (известный в российском прокате как “Мы” Юриса Подниекса).

Фильм был удостоен многих международных наград, в том числе Золотой пальмовой ветви в Венеции.

В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.

Помимо работы в театре, А. Рыбников продолжает активно создавать инструментальные сочинения. В 1998 году в рамках программы ЮНЕСКО “Музыка, сближающая народы” он создает балет “Вечные танцы любви”.

В конце 1999 года запись балета осуществил в лондонской студии Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством В. Федосеева. Премьера полной партитуры балета планируется на фестивале в Бергене (Норвегия) с международным составом исполнителей.

Сюжет балета придуман самим Рыбниковым: молодая влюбленная пара, живущая в третьем тысячелетии, путешествует во времени, попадая то в прошлое, то в еще более отдаленное будущее.

В 2000 году в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова “Маэстро Массимо” (“Оперный дом”).

В основе сюжета спектакля – судьба талантливого русского композитора XVIII века Максима Березовского, который долгое время жил и учился в Италии, а вернувшись в Россию, не был принят русским обществом, ориентированным на итальянскую культуру. Партитура оперы сложилась как синтез различных стилистических пластов: от чистой стилизации музыки XVIII века в духе Моцарта до современных звучаний.

В ней много прекрасных мелодий, наделенных столь характерным для Рыбникова романтическим мироощущением. В настоящее время над постановкой этого произведения работает главный режиссер Московского театра Ленком М.А. Захаров.

В 2001 году по приглашению международной корпорации “Лексмарк” и Музыкального фонда Норвегии Алексей Рыбников восстановил утраченную партитуру балета “Сны Бальдра” норвежского композитора Г. Твайта по мотивам скандинавского эпоса. Премьера состоится в мае 2002 года на фестивале в Бергене (Норвегия).

В том же году состоялась премьера телевизионного фильма “Дети из бездны” режиссера Павла Чухрая (продюсер Стивен Спилберг), музыку для которого написал Алексей Рыбников. Фильм посвящен судьбе еврейских детей на территории Советского Союза во время Второй мировой войны.

Зрители телеканала “Культура” знают программу Алексея Рыбникова в рамках конкурса “Открытие таланта”. Этот конкурс среди авторов-непрофессионалов проводился в самых различных областях: изобразительном искусстве, литературе, моделировании одежды, дизайне. Композитор готовит фильм по материалам конкурса, на который пришло более 15 тысяч писем.

Алексей Львович Рыбников – Народный артист России (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1989), лауреат международных и общественных премий. В 1992 году был награжден орденом Орла I степени за деятельность общенародного значения.

В 1993 году стал обладателем приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”. С 1969 года – член Союза композиторов, с 1979 – Союза кинематографистов. А.Л.

Рыбников – член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.

Помимо основного увлечения в жизни – музыки, у Алексея Рыбникова есть еще одна страсть – путешествия.

Живет и работает в Москве.

Источник: http://facecollection.ru/people/aleksey-rybnikov

Алексей Рыбников: биография

Из воспоминаний нашего героя известно, что его детство проходило в нужде. Мама, художник-дизайнер по профессии, занималась пошивом платков и шляпок, чтобы хоть как-то улучшить финансовое положение.

Отец, скрипач, состоял в струнной смычковой группе при симфоническом оркестре Цфасмана. Алексей с малых лет приобщался к чарующему миру симфонической музыки.

Больше всего ему нравилось сочинять собственные мелодии, к восьми годам он уже написал серию пьес для фортепиано, а в одиннадцать – поэму «Кот в сапогах».

Несмотря на очевидную для родителей одаренность, мальчика не сразу приняли в элитные образовательные учреждения.

В 1954-м он провалил экзамены в «Центральной музыкальной школе» и «Московской консерватории», потому, что не смог ни спеть, ни даже отстучать ритм песни для уважаемой приемной комиссии.

Но мама композитора не сдавалась и отвела его в Гнесинкий институт, где с ним в течение двух лет занимались репетиторством студенты. В итоге с 1956 по 1962 гг. Алексей Рыбников совмещает учебу сразу в двух этих авторитетных музыкальных школах.

С 11-ти лет в биографии Рыбникова наступил определяющий момент, судьба подарила ему учителя – Арама Хачатуряна. Отец привел юное дарование к нему после написания поэмы «Кот в сапогах». А начиная с 1962-го, благодаря наставлениям уже официального преподавателя, юноша с блеском оканчивает консерваторию в 1967 году и аспирантуру в 1969-м по классу композиции Московской консерватории.

Во времена студенчества Рыбников впервые услышал песни западных рок-н-ролльных исполнителей. Он почувствовал, какой чрезвычайной энергетикой обладают произведения Э.Пресли, и захотел стать частичкой этого мира. С тех пор он написал музыку для более 100 отечественных фильмов, мультфильмов и спектаклей.

В начале 70-х известный режиссер Марк Захаров предлагает Рыбникову написать рок-поэму. Эта идея должна была воплотиться как экспериментальная постановка для молодежного спектакля. Так в 1976-м вышла в свет его первая рок-опера “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”, которая принесла Алексею всемирную известность.

Через четыре года, в 1979-м, композитор совершил еще один прорыв – написал поэму «Юнона и Авось». Благодаря этой работе он удостоился премии Всесоюзного хит-парада в номинации «Композитор года». В 1999- м году в Москве под покровительством Министерства культуры открылся «Театр А. Рыбникова».

Стены его одноименного детища вдохновляют композитора творить, писать книги и заниматься режиссурой по сей день.

Премьера рок-оперы «Юнона и Авось» состоялась 9 июля 1981 года, но и по сей день эта знаменитая постановка находится в репертуаре театра Ленком. На фото слева направо: композитор Алексей Рыбников, режиссер постановки и худрук театра…Алексей Рыбников с женой

Личная жизнь Алексея Рыбникова

Герой нашего повествования за 72 года жизни связывал свою судьбу с двумя женщинами. И бывшая, и нынешняя супруги носят имя Татьяна. У кинокомпозитора двое детей. Как и сам Алексей, они обладают выдающимся музыкальным талантом. Его дочь Анна занимается режиссурой, а сын Дмитрий пошел по стопам своего известного отца и пишет музыку для кинофильмов.

В настоящее время Алексей вместе с женой увлекается экстремальным туризмом, выбирая для путешествий самые экзотические страны и непредсказуемые маршруты.

Последние новости об Алексее Рыбникове

12 мая 2017 года композитора утвердили в качестве нового руководителя совета Союза Композиторов РФ. За последние несколько лет организация оказалась на грани разорения. Творец знаменитых рок-опер пообещал приложить все возможные усилия, чтобы реабилитировать и вновь возвысить некогда авторитетное сообщество.

Источник: http://www.woman.ru/articles/tag/aleksej-rybnikov/

Николай Рыбников: биография, личная жизнь

Судьба заслуженного артиста РСФСР Николая Рыбникова похожа на судьбы десятков его коллег по цеху. Как и многие талантливые актеры, которых знает и помнит вся страна, Николай Рыбников, биография которого началась в провинции, пробивал себе дорогу сам.

Во ВГИК, куда худощавый паренек с живыми глазами поступал на курс прославленных педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, его взяли с первого раза. Впрочем, все по порядку.

Первые шаги в профессию

Краткая биография Николая Рыбникова такова: родился он в маленьком городке Борисоглебске в декабре 1930 года. Его родители были далеки от творческих профессий, отец – слесарь, мать – домохозяйка. Он их рано потерял.

Читайте также:  Elsapataki - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Интерес к актерской профессии у Николая проснулся еще в школе: вместе с товарищами ставили какие-то спектакли, репетировали.

Не расставался он со сценой и потом, когда с отцом переехал в Сталинград, также играл в самодеятельных спектаклях, а позднее даже стал актером Сталинградского драматического театра, правда, во вспомогательном составе.

На этом карьера будущей звезды экрана могла бы и закончиться, ведь после школы молодой человек пошел не в театральный, а в медицинский институт.

Однако, мечта о театральных подмостках не покидала молодого человека, и проучившись в мединституте всего один год, он забрал документы и поехал покорять Москву.

Поступил с первого раза – чем-то сумел покорить сердца прославленных педагогов Герасимова и Тарасову симпатичный провинциал. Николаю уже тогда понравилась абитуриентка, поступавшая на тот же курс, что и он, звали ее Алла Ларионова.

Мастера не сразу разглядели эту юную красавицу и Рыбников, переживая за судьбу понравившейся ему девушки, хотел даже отдать ей свое место в институте. Но это, к счастью, не понадобилось. Алла не понравилась Герасимову, но Тарасова ее отстояла, заметив: «Ты посмотри, какие у нее глаза васильковые».

А глаза и впрямь были чудесные: открытые, лучистые. Не заметить их Рыбников не мог, это была любовь с первого взгляда. Однако долгое время Алла видела в нем лишь обаятельного сокурсника, и не более того.

До их свадьбы было еще очень далеко…Мудрые педагоги сразу разглядели потенциал своего студента, амплуа которого позволяло играть и глубоко драматические, и острохарактерные роли. А как ярко у него получался образ Петра Первого!Учился-то он хорошо, но был большим выдумщиком и шутником.

Из-за этого однажды Николая чуть не исключили из института. Спрятавшись, чтобы его не узнали, он объявил голосом известного в то время диктора Левитана о снижении цен на продукты и алкоголь. Молва об этом быстро разнеслась по всему институту и далеко за его пределы.

Рыбникова исключили из комсомола, а за этим должно было последовать исключение из института, но тут за него вступились Герасимов с Макаровой, и подающего большие надежды студента отстояли.

После окончания ВГИКа Николай Рыбников поступил на службу в Театр – студию киноактера. В том же году его пригласили на съемки картины «Команда с нашей улицы». Однако всенародная любовь и слава к нему пришли после фильмов «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девчата». Миллионы советских женщин вздыхали по своему кумиру, а он всю свою жизнь любил одну-единственную женщину.

Однолюб

Кинофильм «Высота» стал для актера знаковым: перед тем, как уехать на съемки, он, наконец, стал законным мужем Аллы Ларионовой.

Случилось это в 1957 году. К тому времени Алла уже снялась в таких фильмах как «Садко», «Анна на шее» и была одной из самых популярных актрис в стране. В ее поклонниках ходили первые красавцы страны, среди них и актер Иван Переверзев.

Алла ждала от него ребенка, а он из Минска, где они оба были на съемках, неожиданно уехал в Москву. Сначала актриса ничего не заподозрила, но, когда будущий отец ее ребенка вернулся, она, никогда не рывшаяся по чужим карманам, позволила себе заглянуть в его паспорт.

И узнала, зачем он летал в Москву – жениться на другой. В отчаянии Алла позвонила Рыбникову: «Ты же говорил, что сделаешь для меня все. Приезжай». Он тут же примчался и предложил Алле руку и сердце, которое и так уже давно принадлежало только ей. Они расписались, и Рыбников поспешил на съемки «Высоты».

Правда, немного опоздал и чуть не схлопотал выговор. На упреки режиссера он достал из кармана справку из ЗАГСа: «Имею право на три дня отдыха».
Вскоре у молодых родилась дочь, которую назвали Алена, а еще через четыре года на свет появилась их совместная дочь Арина.

Разницы между дочерьми Рыбников никакой не делал, он их просто обожал.

И полностью отдавал себя семье. Готовил, стирал, убирал, бегал по магазинам. Алла и понятия не имела, как приготовить борщ или сколько стоит кило мяса на рынке. Всем этим занимался Николай. А какие он делал на зиму соленья: помидорчики, огурчики – об этом знали все его друзья. Банки было принято открывать 7 ноября, когда за большим столом собиралась большая, дружная компания.

Частенько заглядывали на огонек Нонна Мордюкова с Вячеславом Тихоновым, Муза Крепкогорская с супругом Георгием Юматовым, Сергей Бондарчук. Всем им выдавались веселенькие ситцевые фартуки, чтобы лепить пельмени. Еще Рыбников страшно любил шахматы, и в доме постоянно шли шахматные баталии. Актер очень сильно переживал, когда проигрывал.

Но уже на следующий день он рвался взять реванш и одолеть соперника.

Трудяга и талантище

Режиссеры очень любили Рыбникова не только за его талант, но и за невероятное трудолюбие и даже самопожертвование. Биография актера Николая Рыбникова насчитывает немало маленьких подвигов, совершенных во имя профессии.

Актриса Инна Макарова, игравшая вместе с ним в фильме «Высота», вспоминала, как артист забыл надеть рукавицы во время съемок эпизода, где он спускался по железному тросу. С окровавленными ладонями он, как ни в чем не бывало, пошел на второй дубль.

Неприятная ситуация произошла с Рыбниковым и на съемах еще одного знаменитого фильма «Девчата».

Съемки проходили на Северном Урале при минус 45. Камеры замерзали и переставали работать, когда снимали эпизоды на улице. И вот сцена, где бригадир Илья Ковригин со своей бригадой на делянке едят суп. Пока в миски разливали, суп превратился в лед. Актер кладет ложку с супом в рот, а вынуть ее обратно не может. Примерзла к щеке.

Пришлось отрывать с кожей, как вспоминала Надежда Румянцева, сыгравшая в фильме повариху и любимую девушку героя. Какую адскую боль он при этом испытывал, остается только догадываться.

Страдал Николай Рыбников, как оказалось, не напрасно: роль Ковригина в фильме «Девчата» полюбилась миллионам зрителей и стала его визитной карточкой, несмотря на то, что Рыбников снялся более чем в 60 картинах.

А вот вместе с женой актер играл всего в трех картинах: «Две жизни», «Седьмое небо» и «Семья Ивановых» – он стал их последней совместной работой. Затем были картины с его участием: «Вторая попытка Виктора Крохина», «Уходя – уходи», «Без году неделя», но для широкого зрителя они прошли незамеченными.

Конец света

С началом перестройки фильмы перестали снимать, и многие актеры остались не только без работы, но и без средств к существованию. Трудные времена пришлось пережить и Ларионовой с Рыбниковым. Они хватались за любую работу. Последний фильм с участием актера вышел в 1991 году, назывался он «Изыди!».

Рыбникова, привыкшего отвечать за благополучие своей семьи, угнетали мысли о том, что он не может, как раньше, содержать свою семью, баловать жену и дочек. Про перестройку, как вспоминала дочь Алена, Рыбников говорил: «Наступил конец света».

Единственным спасением от тоски и хоть какой-то статьей дохода стали творческие встречи со зрителями. Однажды ему улыбнулась удача, предложили сыграть в совместном советско-итальянском фильме. Рыбников воспрял духом: начал репетировать, учить итальянский язык.

Но неожиданно проект закрыли, и актер впал в глубокую депрессию. Без любимой работы он жить не мог.

Николая Рыбникова не стало 22 октября 1990 года, он не дожил до своего 60-летия всего полтора месяца. Умер актер во сне от инсульта. Так закончил свои дни Николай Рыбников, судьба закрыла последнюю страницу его биография. Алла Ларионова повторила судьбу своего супруга: однажды она также легла спать и не проснулась. Супруги похоронены рядом на Троекуровском кладбище.

Через 4 года после смерти Аллы Ларионовой при невыясненным обстоятельствах скончалась их совместная с Николаем дочь Арина. Алена выбрала профессию монтажера фильмов, сейчас она уже на пенсии. Внуков у знаменитой пары, оставшейся в сердцах миллионов советских зрителей, к сожалению, нет.

Чтобы помнили. Николай Рыбников

Источник: http://kakgdekto.ru/kino/aktery/nikolai-rybnikov-biografiia-lichnaia-zhizn.html

Алексей Рыбников: биография, творчество, записи концертов, фотографии композитора

Музыка, рисунки, эскизы. Более творческую атмосферу детства представить трудно. Отец – скрипач, мама – художник. Алексей Рыбников даже детские впечатления от просмотренных фильмов выражал музыкальным языком. Первые сочинения – фантазия «Багдадский вор», балет «Кот в сапогах», фортепианные пьесы.

«Я не собирался быть композитором и маме говорил, что буду хозяином музыкального театра. Ну, может, не хозяином, но что у меня будет свой музыкальный театр. Первый свой театр я сделал в подвале того дома, где жил, и это все было очень похоже на сказку «Буратино»: и спуск в подвал, и сам театр. Я себя чувствую победившим Буратино, у которого свой театр».

Одаренность Алексея у родителей сомнений не вызывала. Осталось лишь выбрать музыкальную школу. Экзамен выдержан сразу в две – ЦМШ при консерватории и школу имени Гнесиных. Выбрали первую.

Отец, скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана, познакомил сына с самим Арамом Хачатуряном. И в консерватории начинающий композитор продолжал учиться у своего именитого наставника, а спустя семь лет уже и сам преподавал.

Но теория для молодого музыканта быстро сменилась практикой – симфоническими сочинениями и музыкой для кино. Композиторский дебют – короткометражка «Лелька» 1966 года.

Первый опыт вышел столь удачным, что количество музыкальных тем Алексея Рыбникова, написанных для фильмов, перевалило за сотню. Режиссеры обращались столь часто, что композитор завел «сундук с музыкальными темами».

«Остров сокровищ», «Большое космическое путешествие», «Про Красную Шапочку.

Продолжение старой сказки», «Вам и не снилось», «Тот самый Мюнхгаузен» и еще десятки и десятки картин, музыка которых жила вне экрана – своей собственной жизнью. Как в случае с «Приключением Буратино».

После выхода фильма был выпущен музыкальный альбом. Виниловые диски едва успевали поступать в продажу. За год раскупили миллион пластинок.

Настоящей звездой хит-парада лучших грамзаписей стал альбом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Рыбников уже встречался с режиссером Марком Захаровым на съемочной площадке «Того самого Мюнхгаузена».

Совместная работа в театре имела эффект разорвавшейся бомбы. Так на советской драматической сцене возникло явление доселе невиданное – рок-музыка.

Спектакль не одобряли одиннадцать раз, зато зритель принял сразу и безоговорочно.

«В свое время, когда я занялся рок-музыкой, понадобилась какая-то смелость, чтобы так открыто заниматься тем, чем хочется. К чему душа лежит», – вспоминает Рыбников.

Душа лежала к русской духовной музыке, песнопениям, фольклору, «городскому» романсу… На стыке жанров композитор пишет «Авось».

Стихи Андрея Вознесенского и пронзительная музыка Алексея Рыбникова в постановке Марка Захарова становится настоящей рок-оперой, которая не сходит со сцены «Ленкома» вот уже более тридцати лет.

«Юнону и Авось» ставили в Польше, Венгрии, Чехии, Германии и даже Южной Корее.

Десятилетний труд Алексея Рыбникова – «Литургия оглашенных», ради которого композитор создает собственный театр. Стихи Ветхого и Нового Завета, поэтов эпохи Возрождения и Серебряного века, строки русских классиков, монгольских песен… Настоящая мистерия. Чтобы услышать, в девяностые приходилось пробиваться в небольшой зал Театра Рыбникова всего в сорок мест.

Греческий, иврит, латынь и русский и рассказ о «Воскрешении мертвых». Пятая симфония, написанная на ветхозаветные строки продолжает тему духовной музыки в творчестве композитора. Рыбников пытается выразить «идею о единстве всех живущих».

«Сам сюжет воскрешения мертвых – это самое главное, во что верят люди. В то, что не кончается жизнь, что она продолжается дальше. Это самая светлая, самая серьезная надежда людей, и мне хотелось именно об этом написать», – говорит композитор.

«Аллилуйя любви» – название авторского спектакля Алексея Рыбникова. Сцены из наиболее известных театральных произведений и популярных фильмов стали отдельной программой в 2012 году. Собранием лучшего и представлением нового.

Фрагменты из оперы по роману «Война и мир» Льва Толстого с использованием исторических источников – текста речи императора Александра I и дневников Наполеона.

Работа над масштабным произведением так захватила, что Рыбников сам писал либретто.

Программа «Линия жизни». Алексей Рыбников

Алексей Рыбников. Концерт для альта и виолончели с оркестром

Источник: https://www.culture.ru/materials/51776/muzyka-alekseya-rybnikova

Ссылка на основную публикацию