Амет-хан султан – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Султана Амет-Хана

Опубликовано: 20.03.2018 – 17:21

Амет-Хан Султан (1920-1971) – военный лётчик-ас, дважды за свои подвиги получал звание Героя Советского Союза. Прошёл всю войну: начинал лётчиком-выпускником военной школы авиации, а заканчивал командиром эскадрильи в истребительном полку.

Участник Сталинградской битвы, после неё к своей профессии «лётчик» получил приставку «ас» (мастер воздушных боёв). В послевоенный период занимался испытательской деятельностью в лётно-исследовательском институте в Жуковском.

Трагически погиб при очередном испытательном полёте.

Рождение и семья

Амет-Хан появился на свет в Крыму в маленьком городе Алупка 20 октября 1920 года. В жилах его протекала кровь двух народностей – дагестанская и татарская.

Папа, Султан Аметхан, родом был из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности (лакцы – это одна из коренных горных народностей на Северном Кавказе).

В молодости он подался на заработки в Крым, а потом остался на постоянное жительство в Алупке. Уж очень живописным было место у подножия самой знаменитой горы Крыма – Ай-Петри.

Познакомился здесь со своей будущей супругой Насибе – крымской татаркой.

У молодых супругов родился первенец-мальчик, они решили назвать его Амет-Хан, как и отца. Со временем семейство пополнилось ещё двумя детьми, у Амет-Хана был брат Имран и сестрёнка Фатма (девочка в четырёхлетнем возрасте умерла).

Во взрослом возрасте дороги братьев кардинально разошлись. Амет-Хан считался одним из самых лучших лётчиков в стране. А Имран в военные годы, когда Крым был оккупирован фашистами, пособничал гитлеровцам, поступив на службу в полицию.

В послевоенное время он был арестован органами.

Папа и мама лётчика

В Дагестане и на Крымском полуострове не поделят Султана, для каждого он их национальный герой. Но сам лётчик всегда заявлял: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я – герой огромной советской страны».

Детские и юношеские годы

Проживая у моря, Султан, как и друзья, мечтал путешествовать на больших судах по дальним странам. А ещё увлекался татарским традиционным видом борьбы куреш (так называемая борьба на полотенцах).

Маленький Султан с сестрёнкой

Весной 1935 года в Алупке традиционно отмечали национальный праздник крымских татар – Хыдырлез. Среди праздничных мероприятий было и состязание по борьбе куреш. Амет-Хан участвовал в соревновании и выиграл.

На празднике тогда присутствовал директор всесоюзного пионерского лагеря «Артек», в качестве награды за победу он вручил парню путёвку. Отдыхая в лагере, Султан впервые в жизни увидел самолёт, и с той поры мечты о путешествиях по морю отошли на второй план.

Подростка захватила авиация и желание подняться в небо.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Вернувшись из «Артека», он засматривался теперь не на морскую гладь, а на вершину горы Ай-Петри. Султан представлял себя летающим там высоко среди птиц. Однако мечты о полётах пришлось ненадолго отложить.

После семи лет школьного образования подросток продолжил учёбу в железнодорожном училище Симферополя (ФЗУ). Окончив ФЗУ, он начал свой трудовой путь слесарем железнодорожного депо.

Но мечты о полётах никуда не ушли, а, наоборот, привели парня в аэроклуб (сейчас это симферопольское спортивное заведение носит имя Амет-Хана).

Авиационное училище

Клубный инструктор Пётр Большаков заметил у Султана особенные способности к лётному делу и рекомендовал его для поступления в Качинское высшее военное училище авиации.

Это – основная советская школа, где готовили лётчиков. Султан стал одним из самых способных учеников, быстро освоил воздушную стрельбу, разобрался с тактикой и теорией полётов. Отличные результаты он показывал на занятиях по общевойсковой и строевой подготовке, демонстрировал превосходную физическую форму. В 1939 году за девять месяцев учёбы поднялся в небо 270 раз.

Амет-Хан учился по ускоренному курсу, в 1940 году с успехом сдал выпускные экзамены и окончил училище младшим лейтенантом.

Вместе с аттестатом лётчикам выдавали небольшую характеристику, у Султана в ней было написано: «Летает на «отлично», делает это всегда с огромным желанием. Быстрыми темпами ознакомился с лётной практикой.

В полётах обладает инициативой, смелостью, настойчивостью, выносливостью».

Для продолжения службы Амет-Хана направили в Белорусскую ССР в город Бобруйск. Оттуда он вскоре был переведён под Кишинёв в 4-й истребительный авиационный полк, принадлежавший Одесскому военному округу. Тут молодого человека застала война.

Военные подвиги

Воевал Султан с первых дней и до последних. Уже 22 июня 1941 года на поршневом истребительном самолёте И-153 «Чайка» совершил несколько разведочных вылетов, а также штурмовал наступающих немцев.

К середине осени 1941 года имел на своём счету 130 боевых штурмовых и разведочных вылетов, за что получил назначение командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта и первую награду – орден Красной Звезды.

Амет-Хану едва исполнился 21 год, а он уже был мастер воздушной разведки. Командование отмечало у молодого лётчика настойчивость, упорство, отвагу и отменное владение самолётом, машину он чувствовал, словно самого себя. В начале 1942 года лётчик переквалифицировался на британский одноместный истребитель «Хоукер Харрикейн».

Весна 1942 года ознаменовалась его первой яркой победой в воздушном сражении. Их полк на тот период базировался в составе ярославской противовоздушной обороны. 31 мая на своём непрерывно атакующем «Харрикейне», когда закончились боевые припасы, он стал таранить многоцелевой немецкий самолёт «Юнкерс-88».

Враг был готов скинуть тонны взрывчатки на ярославских жителей, когда Амет-Хан ударил его снизу левым крылом. Но при этом сам застрял в загоревшемся корпусе прочного «Юнкерса». Султан проявил колоссальную силу духа и выдержку, не дёрнул кольцо на парашюте раньше времени, а выпрыгнул уже из догорающего самолёта.

Это была его единственная возможность спастись, и лётчик её не упустил.

Вскоре Амет-Хан получил приглашение в Ярославль. На главной площади в присутствии огромного количества людей городской комитет обороны вручил ему именные часы и почётную грамоту. Позднее за этот подвиг Султана наградили орденом Ленина. В Ярославле в 2010 году в память о событии военных лет установили монумент великому лётчику.

Памятник лётчику в Ярославле

В июне-июле 1942 года воевал под Воронежем на советском одномоторном истребителе «Як-1». Стал одним из первых в полку лётчиков, кто провёл сражение с вражеским бомбардировщиком в сумерках.

С конца лета 1942 года на летательном аппарате «Як-7» принимал участие в Сталинградской битве. Второй раз спас свою жизнь, выпрыгивая на парашюте из самой гущи ожесточённого воздушного сражения. Был включён в состав специальной группы лучших лётчиков СССР, которую создали для воздушных боёв с хвалёными асами немецкой авиации.

В середине осени 1942 года принял в командование 3-ю авиационную эскадрилью 9-ого истребительного полка. На фюзеляже своего летательного аппарата Султан изобразил орла. На это он получил разрешение от командующего воздушной армией за разработанную тактику атаки вражеских самолётов с высоты.

В 1943 году, переучившись на американский истребитель «Белл Р-39 Аэрокобра», участвовал в ожесточённых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Кубани, Таганрога, Мелитополя и Крыма.

Молодые лётчики, приходившие после учебки в эскадрилью, называли Амет-Хана соколом, у которого учились летать. Однополчане отзывались о нём, как о самом лучшем друге, на которого можно было положиться в любую минуту.

А немцы за его демонические танцы в воздухе дали Султану прозвище «Чёрный дьявол».

Лётчик-француз из полка добровольцев «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр так говорил про Амет-Хана: «Он весь необычайный, живописный и выразительный, начиная от голоса, лица и жестов и заканчивая кавалерийскими галифе, сверху широкими, а на икрах обтянутыми и вправленными в чёрные мягкие кожаные сапоги. Он чрезвычайно популярен в СССР, рассказы о его подвигах можно слушать бесконечно».

Летом 1944 года Султан перешёл на новый моноплановый истребитель «Лавочкин Ла-7». На нём летал над Восточной Германией и принимал участие в штурме Берлина. Последний бой осуществил 29 апреля 1945 года, в воздушном сражении над берлинским аэродромом «Темпельхоф» сбил немецкого истребителя «Фокке-Вульф 190».

За весь военный период у лётчика накопилось:

  • 603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и живую силу немцев, оказываясь почти без защиты перед огненными обстрелами, несущимися с земли;
  • 150 сражений в воздухе;
  • сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в групповом составе.

За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград:

  • три ордена Ленина;
  • орден Александра Невского;
  • орден Красной Звезды;
  • орден Отечественной войны I степени;
  • три ордена Красного Знамени.

Два раза, в 1943 и в 1945 годах, Султану присваивали звание Героя Советского Союза.

Мирное время

После победы Верховный Главнокомандующий издал указ – всех лётчиков-асов направить в академию на обучение.

Но Амет-Хану учёба давалась слишком тяжело, сказывалось недостаточное образование в детстве и юности.

В начале 1946 года он написал прямой и честный рапорт, что ввиду недостаточных знаний, возможностей для своей дальнейшей учёбы не видит. Руководство удовлетворило его рапорт, и Султана уволили в запас.

Но без профессии жить он не мог. Однако в мирное время вернуться в небо оказалось совсем непросто. У лётчика даже началась депрессия, он стал злоупотреблять алкоголем.

Помогли фронтовые товарищи, и в феврале 1947 года Амет-Хана приняли в Лётно-исследовательский институт в Жуковском как лётчика-испытателя. Он взялся за освоение опасного, тяжелейшего, нового для себя дела.

Справиться ему помогли бесценный опыт, воля и лётные качества, полученные и отшлифованные на фронте.

Вскоре Амет-Хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1949 году получил разряд лётчика-испытателя 3-го класса, в 1950 году – 2-го класса, в 1952 году – 1-го класса. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.

Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).

Летом 1949 года совместно с другим лётчиком-испытателем Алексеем Якимовым осуществил первую в СССР полную топливную дозаправку в воздухе на высокоскоростном бомбардировщике «Ту-2» способом «с крыла на крыло».

За период испытательской деятельности Амет-Хан пополнил свой послужной список следующими наградами и званиями:

  • 1953 – четвёртым орденом Красного Знамени;
  • 1953 – государственной премией СССР;
  • 1961 – орденом «Знак Почёта»;
  • 1961 – званием Заслуженного лётчика-испытателя СССР.

Личная жизнь

О личной жизни лётчика известно немного. Летом 1944 года в столице, куда его направили осваивать новый советский истребитель «Ла-7», повстречал красивую девушку Фаину Данильченко. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились.

У них было два сына – Станислав и Арслан. Единственная прямая наследница лётчика – внучка Вероника Амет-Хан (дочь Станислава). Она бывала на родине своего знаменитого дедушки в Крыму, где посещала музейную экспозицию Амет-Хана, открытую в городе Алупке.

Гибель

1 февраля 1971 года при испытаниях реактивного двигателя серийного бомбардировщика «Ту-16» самолёт упал в болото. Все члены экипажа погибли, среди них был и Амет-Хан.

Великого советского лётчика похоронили на столичном Новодевичьем кладбище. Его имя присвоено многим улицам, микрорайонам, площадям и проспектам, а также аэроклубам в Махачкале и крымских городах.

Так назвали малую планету и горный пик в Дагестане.

До последних дней жизни в его характере преобладали совесть, долг и честь. Своим главным призванием Султан всегда считал – рисковать собою ради других. Именно поэтому в военной авиации его авторитет до сих пор непререкаем и фундаментален.

Источник: http://stories-of-success.ru/sultana-amet-khana

Так кем же был по национальности Амет-Хан Султан?

Нередко в сети можно встретить рассуждения о национальной принадлежности Амет-Хана Султана. Нас пытаются убедить, что прославленный лётчик, дважды Герой Советского Союза – «лакец» или, в лучшем случае – «сын двух народов». Иногда он «становится» «крымчанином», а ещё можно встретить утверждения о том, что национальность в его случае и вовсе не имеет значения.

Однако национальность Амет-Хана Султана как раз таки имела большое значение, что доказывает следующий факт: его бронзовый бюст, который экспонировался в Третьяковской галерее еще в апреле 1946 года, долгое время не хотели устанавливать в Алупке – родном городе лётчика. И только после нескольких отказов Амет-Хана участвовать в открытии этого бюста за пределами Крыма власти вынуждены были установить его там, где он и должен был быть – на Родине героя. Произошло это только после 1956 года.

Вот что рассказал историк авиации Андрей Симонов: «Я не поленился, просмотрел подшивку газеты «Крымская правда» с 1951 по 1956 год включительно, есть репортаж о чем угодно: на развилке дороги фигуру колхозницы установили по дороге на Гурзуф, Папанину бюст открыли в Севастополе в 1954-м, в Алупке в 1955-м кинотеатр открыли, но ни слова про установку бюста Амет-Хана Султана нет, хотя в путеводителях указано: установлен в 1955 году». «Бюст был готов еще в 1946 году, ну а дальше вмешался национальный вопрос, почему его так долго не устанавливали», – убеждён Симонов.

Читайте также:  Charlotte rampling - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Для того чтобы установить национальную принадлежность дважды героя, проще всего обратиться к выданным ему документам и к фактам из его общественной жизни. Во всех наградных листах, готовившихся на основании его документов и личных анкет, Амет-Хан Султан определяется как «татарин». В то время у всех крымских татар в документах стояла такая запись.

Наградной лист Амет-Хана Султана. 5 ноября 1941 года

Наградной лист Амет-Хана Султана. 31 июня 1942 года

Наградной лист Амет-Хана Султана. 23 октября 1942 года

Наградной лист Амет-Хана Султана. 13 октября 1943 года

Наградной лист Амет-Хана Султана. 7 апреля 1944 года

Наградной лист Амет-Хана Султана. 20 января 1945 года

Представление на вручение второй Звезды Героя Советского Союза. 20 апреля 1945 года

Наградной лист Амет-Хана Султана. 20 апреля 1945 года

В поздравлении с присвоением Амет-Хану Султану звезды Героя Советского Союза руководители Крымской республики (Секретарь Крымского обкома ВКП(б), Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совнаркома Крымской АССР) писали следующее: «Мы гордимся тем, что Вы — сын крымскотатарского народа — доблестно и храбро защищаете нашу великую Родину от немецких варваров. Ваши героические подвиги в борьбе вдохновляют народы Крымской республики на скорейший разгром заклятого врага и освобождение нашего родного Крыма от немецкой нечисти. Вы, бесстрашно громя врага нашей Родины, тем самым гордо отстаиваете честь нашей орденоносной Крымской республики» (Газета «Красный Крым» № 45 (5757) от 24.09.43 г.).

То есть человек сам себя в анкетах называл крымским татарином, хотя и указывал, что его отец родом из Дагестана.

Но не менее важной была общественно-политическая идентификация Амет-Хана Султана. Он принимал участие во встречах представителей национального движения крымских татар и писал обращения к властям СССР с призывом вернуть крымскотатарский народ на Родину, в Крым, и восстановить его в правах.

Амет-Хан с представителями национального движения крымских татар. 1965 год

Амет-Хан Султан с представителями крымскотатарского народа. 1966 год

P.S.

«Любовь и беспредельная преданность великой Родине не исключают любви к родному краю, к родным местам, могилам своих предков, наоборот, эта последняя любовь украшает и усиливает любовь к великой Родине, она украшает и обогащает человеческое счастье… Великая наша Родина состоит и из наших родных краев: великая дружественная семья советских народов состоит из наших народов, из наших семей. Всё, что мешает миру, счастью семьи и народа, должно быть заботливо изучено и устранено, ибо от этого зависит мир, дружба и могущество нашей страны, нашего народа. Исходя из этих убеждений, во имя дружбы и счастья всех народов, я — сын своего народа, вместе с тем беспредельно преданный Великой Родине, родной Коммунистической партии — гражданин СССР — сын советского народа, обращаюсь к ленинской партии с просьбой:

1. Народ мой унижен, оскорблён тем, что безвинно, без нужды и основания выслан из родного края. Верните его в родной край — Крым.

2. У народа отнято равноправие. Восстановите это равноправие, верните его в монолитную дружественную семью народов СССР как равноправный народ».

Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан.

г. Москва. 5 февраля 1965 г.

Источник: https://www.crimeantatars.club/blogs/tak-kem-zhe-byl-po-natsionalnosti-amet-han-sultan

Султан Амет-Хан

Амет-Хан Султан капитан – командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт).

Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец лакец (родом из аула Цовкра Дагестан), мать – крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году С.

Амет-Хан окончил 7 классов и поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе. После окончания учебы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе.

Одновременно учился в аэроклубе который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова в звании младший лейтенант недолго служит в Бобруйске а с лета 1940 года направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом. Летает на самолетах И-15 и И-153. В Молдавии встретил войну.

Уже 22 июня 1941года младший летчик 4-го истребительного авиационного полка Султан Амет-Хан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. После этого боевой путь прославленного летчика пролег через небо юга Украины. Осенью 1941 года С.Амет-Хан прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на 'Харрикейны'.

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк – в составе ПВО города Ярославля. Здесь, в небе над старинным русским городом, Султан Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу.

31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик 'Юнкерс-88', ударив его левым крылом снизу. При ударе 'Харрикейн' С.Амет-Хана застрял в загоревшем 'Юнкерсе'.

К счастью, летчику удалось выбраться из кабины своего самолета и выпрыгнуть из падающих обломковна парашюте. За этот подвиг Султан Амет-Хан был награжден именными часамии избран 'Почетным гражданином города Ярославля'.

Летом 1942 года С.Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете Як-1, а с августа 1942года на самолете Як-7Б участвует в Сталинградской битве.

Здесь, в огненном небе Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме С.Амет-Хана, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза В.Д.Лавриненков, А.К.

Рязанов, И.Н.Степаненко и будущие Герои Советского Союза И.Г.Борисов и Б.Н.Еремин. Под Сталинградом С.Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Султан Амет-Ханстановится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительногоавиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на 'Аэрокобру', он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных бояхна Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года впаре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, С.

Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет 'Физлер-Шторх'. После краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета, он совершил на нем самостоятельный полет. После отдыха летом 1944 года иперехода на новый истребитель Ла-7, С.

Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор СултанАмет-Хан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив 'Фокке-Вульф-190'.

Всего за время войны онсовершил 603 боевых вылета (из них 70 – наштурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хан Султану присвоено 24 августа 1943 года.

Второй медали “Золотая Звезда” помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Салтан награжден 26 июля 1945 года.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года С.Амет-Хан – слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования.

И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором честно пишет: 'Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшейучебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии'.

Его рапорт был удовлетворен, и в апреле 1946 года подполковник Султан Амет-Хан был уволен в запас.

Однако летчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к летной профессии. Долгое времяэто ему не удавалось.

Виной всему была его национальность (он всегда в анкетах указывал, что он – татарин), так как в то время крымские татары были выселены из родных мест и обвинены в пособничестве гитлеровцам.

Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года С.Амет-Хан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года -второй класс, а уже в сентябре 1952 году Султан Амет-Хан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В 1947-1949 годах совместно с С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко С.Амет-Хан проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30¦) конструкции П.В.Цыбина.

Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (угол- 45¦) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлет планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлета, а посадка -на посадочную лыжу.

В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость,равная М=0,87 (М – число Маха). В этих полетах на околозвуковых скоростяхбыл получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик,распределению давления по крылу и оперению.

В полетах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлета не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: летчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлетно-посадочной полосы.

Однако С.Амет-Хан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

В 1949 году С.Амет-Хан совместно с А.П.Якимовым проводит отработку системы автоматической дозаправки самолетов методом 'с крыла на крыло', которую разработали сотрудники ЛИИ В.С.Васянин и И.И.Шелест. В июне 1949 года совместно с И.И.Шелестом С.Амет-Хан на самолете Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В конце 1949 года Я.И.Верников и С.Амет-Хан выполняют первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 ('Р-2') и в 1949-1950 годах проводят его заводские испытания.

В 1951-1953 годах С.Амет-Ханом совместно с С.Н.Анохиным, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС ('Комета-3'). Самолет-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа'воздух-корабль' в пилотируемом режиме.

Аналог подвешивался под самолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, исамолет-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме С.

Амет-Хан выполнил первый полет К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолета-носителя (в мае 1951года) и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной отцепки двигатель самолета-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке С.

Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Султану Амет-Хану была присуждена Сталинская премия 2-й степени (т.е.Государственная премия СССР).

В 1957-1958 годах С.Амет-Ханом совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым была проведена аналогичная работа на самолете-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолету Ту-95К.

В 1953 году С.Амет-Ханом были проведены полеты для исследования устойчивости управляемости самолета на сверхзвуковых скоростях полета. Эти полеты выполнялись на самолете СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полетов были выполнены С.Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолетов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И.

Головиным, на самолете МиГ-15УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В.И.Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла. Поэтому С.

Амет-Хан принял мужественное решение сажать самолет. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

7 апреля 1959 года Султан Амет-Хан выполнил первый полет наэ кспериментальном самолете конструкции П.В.Цыбина НМ-1,а затем в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф.Захаровым провел его испытания.

Большое место в испытательнойдеятельности С.Амет-Хана занимали испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях.

23 сентября 1961 года С.Амет-Хану было присвоено звание 'Заслуженный летчик-испытатель СССР' (¦ знака – 38). За времялетной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.

Жил прославленный летчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Султан Амет-Хан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Читайте также:  Мишель йео - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дважды Герой Советского Союза СултанАмет-Хан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом 'Знак Почета' и 6 медалями.

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Источник: http://facecollection.ru/people/sultan-amet-han

Летчик Амет-Хан Султан: сын двух народов

Легендарного летчика времен Великой Отечественной войны Амет-Хана Султана знают и помнят во многих регионах России. Однако Крым по праву считается его родиной. Здесь в честь легендарного земляка называют школы и на его примерах воспитывают подрастающее поколение.

Биография Амет-Хана Султана

Амет-хан Султан – летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза.

Человек, проявивший себя неоднократно как профессионал, благородная и решительная личность, друг и товарищ, готовый не только прийти на помощь, но и рискнуть собственной жизнью ради спасения товарища.

Он оставил после себя большое профессиональное и культурное наследие. Его бюсты, памятники и мемориальные доски найдешь во многих городах и селах Советского Союза, его жизнь легла в основу литературных произведений и художественных фильмов.

20 октября 1920 года в крымской Алупке, тогда еще бывшей частью Таврической губернией, родился Амет хан Султан.

Выходцу из семьи лакца и крымской татарки суждено было стать военным летчиком-испытателем, дважды Героем Советского Союза и навсегда вписать свое имя в историю советской авиации.

По окончании семилетки Султан поступил в Симферопольское железнодорожное училище, а позже постигал профессию слесаря в Симферопольском железнодорожном депо. Но о профессии летчика мечтал с самого детства, поэтому поступил на учебу в аэроклуб, где учился до 1938 года.

Свое образование продолжил в авиационной школе, а затем его направили в четвертый истребительный авиаполк гвардии, который базировался в Одесском военном округе под Кишиневом. Там и застала Амет Хана война. К началу войны Амет Хан освоил полеты на И-153 и И-15.

Первый летный боевой опыт

Первые боевые вылеты Амет-Хана состоялись в первый же день войны 22 июня – на И-153 он совершил разведывательный полет и вылетел на штурм врага. Истребитель Амет-Хана защищал небо Ростова-на-Дону всю осень первого года войны. А уже следующей зимой, в январе полк, в котором служил Султан Амет Хан был послан на переучивание для полетов на «харрикейнах».

В марте сорок второго авиаполк, в котором служил Султан Амет-Хан нес противовоздушную оборону Ярославля, и в небе над Ярославлем Амет Хан одержал свою первую значимую победу в воздухе: совершая боевой вылет в последний день весны сорок второго года, летчик, когда уже весь запас боезарядов был израсходован, атаковал вражеского «Юнкерса» снизу левой плоскостью своего «харрикейна». «Юнкерс» загорелся, а «харрикейн» Амет Хана застрял во вражеском горящем самолете. Султан Амет-Хан выбрался из кабины и покинул самолет с помощью парашюта. За проявленное мужество его через несколько дней наградят в Ярославле почетной грамотой и именными часами на центральной площади города перед лицом восхищенных горожан. Здесь же, на площади, как доказательство подвига летчика Амет Хана, был выставлен на всеобщее обозрение сожженный «юнкерс». За этот же подвиг летчика позже наградили и орденом Ленина, а в 2010 году в память об этом событии и в благодарность герою Амет Хану за проявленное мужество жители города Ярославля установили памятник. Сам летчик корил себя за допущенную, по его мнению, в тот момент ошибку: он мог посадить свой самолет сверху на фашистскую воздушную машину и разрушить ее, используя шасси, и в этом случае у него был бы шанс спасти свою машину. Многие пилоты, по его мнению, делая так, поступали умнее и профессиональнее.

Девятый авиаполк – сборная героев

Лето того же года герой Амет Хан встретил уже в Воронеже – он совершает успешные боевые вылеты, осваивая самолет Як-1. Султан Амет-Хан принимает участие в битве за Сталинград, совершая вылеты на Як-7Б.

за его заслуги в воздушных боях за город, за смелость и мастерство, проявленные на поле боя, Амет Хана называли настоящим асом. Вскоре летчика Амет Хана включили в состав 9-го гвардейского истребительного авиаполка.

На тот момент Девятый авиаполк считался сборной лучших летчиков Воздушных Сил Советского Союза, который был сформирован именно с целью противодействовать лучшим асам и бомбардировщикам фашистской армии.

Султан встал в один ряд с такими прославленными летчиками, как Иван Степаненко, Борис Еремин, Владимир Лавриненков, Иван Борисов, Алексей Рязанов – вскоре все эти летчики стали Героями, а кто и дважды Героями Советского Союза.

И снова летчик Амет Хан совершает подвиги в небе, рискуя собственной жизнью – его самолет был сбит во время очередной воздушной операции, а сам Султан в последнюю минуту успел, воспользовавшись парашютом, спастись из горящего самолета.

Командующий Восьмой воздушной армией генерал Хрюкин был настолько впечатлен тактикой ведения боя Султана, что даже позволил ему нарисовать орла на фюзеляже своего самолета.

Еще один подвиг Героя

За боевые заслуги и проявленное мастерство летчик становится к осени сорок второго года командиром Третьей авиационной эскадрильи Девятого ГИАП, и с этим авиаполком он и пройдет до самого конца войны. Ростов-на-Дону лётчик Амет Хан освобождает уже на «аэрокобре», и на этой же боевой воздушной машине он воюет за Кубань, а затем и за Таганрог, за Крым и Мелитополь.

Зима сорок четвертого ознаменовалась еще одним подвигом героя Амет Хана: летчик Султан Амет-Хан и его ведомый Иван Борисов, Герой СССР, принуждают к посадке на советский аэродром немецкий «Шторх» – связной самолет фашистской армии. Летчики знакомятся с устройством кабины вражеского самолета, а после совершают на нем вылет самостоятельно.

Летом сорок четвертого, в августе Амет-Хан Султан переходит на новый истребитель – на Ла-7 Амет Хан пройдет, вернее, пролетит надо всей Пруссией и возьмет Берлин. 29 апреля накануне самой Победы состоялся последний боевой вылет героя Амет-Хана: он сбил на своем самолете немецкий «Фокке-Вульф 190» над берлинским аэродромом «Темпельхоф».

На счету героя Султана Амет-Хана – шестьсот три боевых вылета, причем семьдесят из них – это были штурмы живой силы противника и его техники. Сто пятьдесят атак провел майор Султан Амет Хан в небе, тридцать самолетов противника он сбил лично, и еще девятнадцать – в составе летной группы.

«Золотые звезды» Амет-хана

Амет-Хан Султан имеет ряд серьезных боевых наград: в сорок третьем году ему было присвоено звание Героя СССР, вручен орден Ленина, медаль «Золотая Звезда». В сорок пятом году накануне самой победы Амет-Хан Султану была вручена вторая медаль «Золотая Звезда».

Война окончилась, но не окончилась служба Амет-Хана, как не окончился и его профессионализм и готовность служить Отечеству. Верховный Главнокомандующий отдал распоряжение отправить всех летчиков-асов учиться в академии, и вот Султан Амет-Хан стал слушателем Академии ВВС, что в Монино.

Несмотря на недостаток начального образования и возникающие трудности, Султан Амет-Хан старается постичь профессию максимально. Однако, оценивая трезво свои шансы и тот багаж знаний, который он успел получить до войны, Амет-Хан подает рапорт с просьбой прекратить его дальнейшее обучение.

Султан Амет-Хан был уволен в запас в сорок шестом году весной.

Возвращение в небо

Но без неба летчику не жизнь, поэтому мысли о возвращении к летной профессии не дают покоя Амет-Хан Султану. Не сразу получилось вернуться в небо человеку, который жить не мог без самолетов.

В какой-то период Амет-хан почувствовал свою никчемность и начал впадать в жесточайшую депрессию. Говорили даже, что в какой-то момент у Амет-хан Султана начались серьезные проблемы со спиртным, и он довольно серьезно деградировал.

Больно было смотреть окружающим на моральную гибель героя, некогда отважного летчика.

Это было трудно, но на то и существует крепкая фронтовая дружба, чтобы любые неразрешимые задачи решать сообща: боевые товарищи Амет-Хана способствовали тому, чтобы Амет-Хан стал в сорок седьмом году в ЛИИ, что в Жуковском, летчиком-испытателем.

Карьера Амет-Хана шла в гору: он очень скоро стал считаться лучшим из испытателей: 3 класс летчика-испытателя ему присвоили в сорок девятом году, а уже к пятьдесят второму году Султан Амет-Хан стал летчиком-испытателем первого класса. Любые испытания даются ему легко и успешно.

Именно Амет-Хан Султан провел в сорок девятом году первую дозаправку самолета в воздухе автоматическим способом – это испытание было проведено им совместно с летчиком Шелестом. Ему же принадлежит первенство испытаний опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика И-320 ОКБ А. И. Микояна, как и заводские испытания этого самолета, которые были проведены уже в пятидесятом году.

Ему же принадлежит первенство в испытании еще одной новинки – это был пилотируемый аналог самолета-снаряда «Комета-3», предназначенный для отработки в пилотируемом режиме самолета-снаряда «воздух-корабль».

Эти испытания Султан Амет-Хан проводил совместно с летчиками Бурцевым, Анохиным и Павловым. Суть испытаний был такова: подвешивали аналог под Ту-4КС, а затем самолет-аналог отцеплялся от самолета-носителя, когда тот достигал высоты в три тысячи метров.

Как только самолет-аналог находился в свободном падении, автоматически включался двигатель, после чего самолет-снаряд достигал цели.

Депортация крымских татар и судьба семьи Амет-хана

Султан Амет-Хан был среди тех, кто подписал в пятьдесят шестом году письмо, в котором содержалась просьба реабилитировать крымских татар. Это письмо было направлено в Центральный Комитет Компартии Украины.

Еще в сорок четвертом году, проводя отпуск в Алупке, на своей Родине, Амет-хан видел, как депортировали крымско-татарский народ. Арестован был даже Имран, его младший брат, который позже был обвинен в помощи и сотрудничестве с вспомогательной охранной полицией Schutzmannschaft и осужден Военным трибуналом.

Именно эта охранная полиция была вовлечена в те военные преступления, которые совершались в концлагере «Красном».

Командир партизан Николай Дементьев также свидетельствовал, что и за семьей Амет-хана был послан его отряд, но семья летчика покинуть Крым отказалась. Кстати сказать, на обратном пути партизанский отряд попал в засаду той же охранной полиции.

По личным воспоминаниям летчика о тех временах было написано литературное произведение, автор которого Бута Бутаев встречался с Амет-ханом лично и беседовал о тех событиях.

В литературной версии сказано, что своих родителей от депортации сумел защитить именно летчик Амет-хан, но какими-нибудь документами этот факт не подтвержден.

Когда происходила депортация крымских татар, те семьи, где жена – крымская татарка, а муж – представитель другой национальности, не считались крымскотатарскими. Поскольку отец летчика был лакцем и происходил из Дагестана, семью Амет-хана не депортировали.

Подвиги в авиационной науке

В рамках этих испытаний Султан Амет-Хан выполнил не только первый полет, но и первый старт не с земли, а уже с самолета-носителя, а также еще множество полетов, включающих отцепку самолета-носителя.

В ходе одного из таких испытаний произошла ситуация внештатная: не произошло запуска самолета-снаряда. Амет-Хан мог покинуть машину, но продолжал запускать двигатель, и только у самой земли двигатель запустился. Мужество Амет-Хана и немалый риск привели к тому, что была спасена опытная машина.

За мужество и героизм, проявленные во время испытаний, Амет-Хан Султану присудили Сталинскую премию.

За свою карьеру летчика-испытателя Амет-Хан совершил немало вылетов по отработке систем катапультирования на самых разных моделях самолетов. В один из таких полетов произошла еще одна нештатная ситуация, которая могла бы привести к беде, если бы вновь Султан Амет Хан не проявил чудеса героизма.

В ноябре пятьдесят восьмого года проходило испытание катапультного кресла на самолетах Су-9 и Су-7. В проведении испытаний участвовал парашютист-испытатель Головин. Во время проведения испытаний взорвался пороховой патрон в стреляющем механизме катапульты самолета МиГ-15УТИ.

Когда выяснилось, что топливный бак пробит и обе кабины заливает горючим, угроза пожара оказалась неминуемой. Парашютист-испытатель попытался покинуть самолет, но не смог этого сделать, поскольку катапультное кресло деформировалось в результате взрыва.

Султан Амет-Хан принял решение посадить самолет, несмотря на серьезный риск для его собственной жизни. Безукоризненно посадив самолет, летчик Амет-Хан спас жизнь своего товарища.

В шестьдесят первом году за многочисленные заслуги перед Отечеством Султану Амет-Хану правительство присвоило звание «Заслуженный лётчик-испытатель Советского Союза». На его счету к тому времени было более ста типов летательных аппаратов, которые он освоил, а всего налет Султана Амет-Хана составил четыре тысяч двести тридцать семь летных часов.

Гибель героя

Первого февраля тысяча девятьсот семьдесят первого года Султан Амет Хан погиб во время проведения испытаний летающей лаборатории Ту-16, на которой испытывали новый реактивный двигатель. Его могила –на Новодевичьем кладбище в Москве.

Читайте также:  Миша коллинз - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Леонид Попов в своей книге «Страстная неделя» рассказывает о его гибели Амет-хана. В тот день была неважная погода, и сразу после взлета метка самолета, который пилотировал Амет-хан, пропала с экрана радиолокатора. Сначала данный момент списали на низкую облачность, поскольку первой рабочей высотой была высота в пятьсот метров.

Но экипаж не выходил на связь, и это насторожило диспетчеров. Сначала на поиски послали два спасательных вертолета, а затем в воздух поднялся АН-24, причем за штурвал сел лично начальник летного комплекса института Васин. Пропавший с радаров самолет искали до поздней ночи.

Зимняя холодная ночь усугубляла положение, выжившие могли просто замерзнуть, не дождавшись помощи, поэтому поиски не прекращали до самой темноты. Утром об обнаружении самолета сообщил поисково-спасательный полк Московского ВО. Самолет упал в лесу, практически в болото, вошел в трясину крылом.

В самолете находились еще четыре члена экипажа, и все они тоже погибли в тот трагический день.

Удивительная жизнь. Человек, который когда-то принял решение прекратить обучение, поскольку посчитал, что недостаточно умен и образован для этого, внес такой огромный вклад в дело советской авиационной науки.

Источник: https://alif.tv/letchik-amet-han-sultan-syn-dvuh-narodo/

«Хайтарма» – половина истории одного народа

Александр МАЩЕНКО 

 «Из всех искусств важнейшим для нас является кино» 

Владимир Ульянов (Ленин)

 «Мы убеждены, что кино представляет собой самое современное и научно обоснованное средство воздействия на массы».

 Йозеф Геббельс 

 В прошлое воскресенье я наконец-то посмотрел «Хайтарму». Увы, «первый художественный фильм в истории крымскотатарского народа» оказался пропагандистской поделкой. А «история одного народа», показанная в картине, – лишь половиной истории этого народа.

Я, конечно, не биограф Амет-хана Султана, но если опираться на документальную повесть Буты Бутаева «Амет-хан Султан» и ряд других мемуарных источников, то придется констатировать: в жизни все происходило, мягко говоря, не совсем так, как в фильме.

«Хайтарма» поражает своим неправдоподием уже в самом начале, когда два советских истребителя вступают в неравный бой с одиноким тяжелым и неуклюжим фашистским «юнкерсом». Спросите у любого летчика, он вам скажет, что шансы «юнкерса» в таком бою «ниже нуля».

Однако в кино немец умудряется подбить один из наших самолетов, а Амет-Хан Султан, неизвестно куда израсходовав весь боезапас, таранит фашиста. Кстати, по фильму, этот «героический бой» происходит 9 мая 1944 года где-то под Севастополем, хотя если верить списку воздушных побед Амет-Хана Султана, единственный вражеский самолет в Крыму он сбил 24 апреля в районе мыса Херсонес, и это был истребитель «Фоккевульф-190». 

 В картине одна нелепица громоздится на другую, другая – на третью, третья – на четвертую. Ну вот, например, Амет-Хан Султан отправляется в отпуск к родителям в Алупку на… самолете, приземляется где-то в поле, бросает боевую машину и как ни в чем не бывало отправляется домой… Родители, естественно, накрывают на стол.

«Люди, хочу выпить за Победу! – поднимает тост отец Амет-Хана. – За воинов, которые ее приближают, и конечно, за нашего дорогого Иосифа Виссарионовича Сталина – отца всех народов Советского Союза». «Ура! Ура! Ура!» – отвечают ему стоя все участники застолья.

А через несколько секунд мы слышим, как офицер НКВД, за спиной у которого висит на стене портрет товарища Сталина, командует по телефону: «Приступить к операции». 

И начинается депортация.

То есть, если верить фильму, крымские татары вплоть до 18 мая 1944 года считали Сталина отцом своего народа, души в нем, можно сказать, не чаяли… Хотя сегодня ни для кого не является секретом, как на самом деле многие крымские татары относились к советской власти и «дорогому Иосифу Виссарионовичу Сталину».

Так зачем врать-то? Зачем притворяться? Чего в «Хайтарме» в избытке, так это пафоса – торжественного, демонстративного, надрывного.

Режиссер стремится любой ценой выжать из зрителей как можно больше слез, не жалея штампов для изображения нелюдей из НКВД, выселяющих мирный ни в чем не повинный крымскотатарский народ с родного полуострова. Энкавэдист советует татарам бросить старуху, которую они тащат на носилках, а лучше взять побольше еды, но татары своих, естественно, не бросают. Энкавэдисты тащат женщину, а в заколоченном наспех доме плачет ее брошенный ребенок. Энкавэдист долго бьет ногами лежащего на земле татарина.

 Энкавэдисты тащат в вагон безногого татарина-инвалида в гимнастерке с боевыми медалями на груди. Энкавэдист спускает овчарку на пытающуюся бежать татарку. Энкавэдисты бросают в вагон беременную крымскую татарку.

Среди брошенных в спешке во время депортации вещей валяется детская игрушка – голый пупсик… Старики-татары приходят к энкавэдисту и говорят: «Никуда мы не уедем, лучше убейте здесь». На что циничный энкавэдист отвечает: «Ну, вам виднее, где лучше». И спокойно так в них стреляет, а за спиной у него – ну конечно, висит портрет Иосифа Сталина.

В общем, кровь должна стыть в жилах у зрителей и членов жюри всевозможных конкурсов, по которым теперь будут возить этот «шедевр крымскотатарского кинематографа». 

 Одна из героинь фильма, пожилая крымская татарка, произносит программную для идеи фильма фразу: «У меня пять внуков погибли на войне. Шестой внук сражается за нашу землю. Увидишь его, скажи ему, что он предатель».

Между тем, по данным серьезных крымских, украинских, российских, немецких, британских (выбирай на любой вкус) историков, в период с ноября 1941 по май 1945 года на стороне Гитлера воевало от 15 до 20 тысяч крымских татар. Это факт, от которого нельзя отмахнуться.

Куда же так ловко спрятали эти десятки тысяч фашистских пособников сценарист и режиссер фильма? И главное, зачем? Признание того, что значительное количество крымских татар поддержало фашистов, не делает предателями весь народ и не оправдывает депортации. Особенно учитывая, что у татар было не очень много причин любить советскую власть.

Но это признание нужно, иначе жизнь превращается в сказку. Выселение татар из Крыма – это трагическая история, а не черно-белый лубок со злодеями с одной стороны и святыми – с другой. В финале «Хайтармы», в титрах, мы читаем: более 30 тысяч крымских татар участвовало в Великой Отечественной войне, защищая родину. 

Эти титры требуют продолжения: около 20 тысяч крымских татар участвовало в Великой Отечественной войне на стороне Гитлера – пусть даже таким своеобразным путем они тоже защищали свою родину. В картине есть такой эпизод. Амет-Хан Султан хамит офицеру НКВД.

Энкавэдист спрашивает у летчика: «Почему не носите звезду героя, которой вас наградил товарищ Сталин?» (Сталин у режиссера и сценариста вообще в каждой бочке затычка – автор.). «В бою сквозь гимнастерку давит», – отвечает Султан. Так вот для справки: в жизни звезды Героя Советского Союза Амет-Хану не давили.

Причем свою вторую звезду он получил уже в 1945 году – после депортации крымских татар в Среднюю Азию. Еще штрихи к правдивому, а не киношному портрету героя: Амет-Хан Султан – член КПСС с 1942 года, лауреат Сталинской (!!!) премии за 1953 год. Он никогда не был диссидентом и всю жизнь честно служил «проклятому тоталитарному советскому режиму». Теперь о семье Амет-Хана.

После выселения крымских татар командующий 8-й воздушной армией генерал авиации Тимофей Хрюкин приютил родителей Султана у себя на родине – в Краснодарском крае, в станице Приволжской.

 А вскоре после войны отец и мать героя вернулись домой, в Крым. Летом 1945 года Амет-Хан Султан навещал их вместе с семьей – женой Фаиной (девичья фамилия – Данильченко) и грудным ребенком – Стасиком.

Кстати говоря, Амет-Хан женился на Фаине чуть ли не сразу после депортации – летом 1944 года, так что никакой киношной невесты Фериде, скорее всего, тоже не было.

Вот как вспоминал о встрече с Амет-Ханом в Алупке летом 1945 года дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Арсений Ворожейкин: «Фашистская Германия разгромлена, Япония капитулировала. Наступил долгожданный мир. С большой радостью я с женой Валей и дочкой поехали в Крым. Дом отдыха в Алупке располагался на самом берегу моря.

Позавтракав, мы спешили купаться, потом лежали на камешках и жмурились от ласкающего сентябрьского солнца… — Арсен! — раздался вдруг громкий голос. Рядом стоял мой знакомый — майор Амет-Хан Султан при полном параде, с орденами и медалями.

Особенно ярко на солнце блестели две Золотые Звезды (как я уже замечал, в жизни эти звезды Султану сквозь гимнастерку не давили – автор.) — Я узнал, что ты у нас на отдыхе и заспешил сюда. Давно здесь? — Сегодня утром приехали, — пожимая протянутую руку, сказал я, познакомил его с семьей и, продолжая разговор, спросил: — А ты? — Два дня дома. Приехал повидать родителей. Всю войну не виделись. Верховный пожалел, не выселил моих из Крыма…» 

И еще одна цитата – из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан». «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать татарка. Жил он в Москве. Дагестанцы его считают своим героем, а татары – своим. – Чей же ты? – спросил я его однажды. – Я герой не татарский и не лакский, – ответил Амет-Хан.

– Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга? Я – человек». В общем, иначе все было в жизни, совсем иначе. И эта жизнь, увы, не уложилась в ходульную псевдоголливудскую схему «Хайтармы».

Между тем, режиссер мог бы снять по-настоящему правдивый фильм об Амет-Хане Султане, который действительно раскрыл бы трагическую судьбу его народа. Но этот фильм должен был бы рассказывать о том, что пока Амет-Хан сражался с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны, его младший брат Имран служил фашистам в Крыму.

Во всяком случае, это следует из книги того же Буты Бутаева и из ряда других публикаций. Цитирую фрагмент книги Бутаева «Амет-Хан Султан», в котором описывается настоящий, а не киношный приезд героя в Алупку 17 мая 1944 года. «— Кстати, отец, где Имран? — огляделся Амет-хан в поисках младшего брата.

Когда он отправлялся в предвоенном году к месту назначения после окончания Качинской школы военных летчиков, Имран был еще мальчишка-подросток. За эти годы он наверняка вырос, стал юношей. 

Только теперь Амет-хан обратил внимание, что Имрана среди встречавших не было. — Сам не пойму, где он до сих пор, — пожал плечами Султан. — Ушел утром. Сказал, вызывают в военкомат. Куда денется, придет. Уклончивый ответ отца, пустынные улицы Алупки вызвали у Амет-Хана какую-то смутную тревогу.

Однако тосты однополчан, счастливые лица родителей, не спускавших с него глаз, заглушили тревожное предчувствие…» Потом идет описание начала депортации. И: «…Дежурный офицер проверил документы Амет-хана и попросил немного подождать. Вскоре к штабу подъехал «виллис», из которого вышел высокий пожилой полковник.

Он пригласил молодого летчика в кабинет, спокойно выслушал сбивчивый рассказ Амет-Хана. — Очень сожалею, товарищ капитан. Но мои солдаты действительно выполняют приказ Верховного Главнокомандующего, — хмуро сказал полковник. — Сейчас идет выселение из Крыма всех татар. Поголовно, независимо от возраста и пола. — Но почему?! — недоуменно вырвалось у Амет-Хана.

— Чем провинились эти люди? — Не будем, капитан, обсуждать этот вопрос, — произнес полковник. — Скажу лишь, что операция по выселению готовилась в глубокой тайне. 

До сегодняшнего дня даже мы не представляли все это в деталях. Полковник заглянул снова в лежащие перед ним листы. — Капитан Амет-Хан Султан… Выходит, Имран Султан ваш брат? Младший, говорите? Видите, он тоже в списке тех татар, которых обвиняют в сотрудничестве с немцами.

Слова полковника ошеломили Амет-Хана и в то же время объяснили, почему Имрана не было дома…» И вот это и есть настоящая трагедия, настоящая история крымскотатарского народа. Пока одни его представители сражались за СССР, другие помогали гитлеровцам. Это – сюжет, достойный настоящего кино.

А то, что сняли создатели «Хайтармы» – всего лишь пропагандистская поделка. Половина истории одного народа.

“Крымское время” “№103 от 26 сентября 2013

А это уже кадры не из фильма…

Крымско-татарские добровольцы на службе фашистов.

Под маской “борьбы с большевизмом” они уничтожали ваших родных и близких в Крыму.

Снимут ли фильм про это?

Вряд ли…

Даже вполне толерантный документальный фильм

“После премьеры расстрел”

не рекомендован для показа на Украине

Смотреть фильм“После премьеры расстрел”  здесь

Скачать здесь 

Источник: http://crimeatime.blogspot.com/2013/09/blog-post_26.html

Ссылка на основную публикацию