Артур шопенгауэр — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Шопенгауэр Артур

Другие известные философы

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью.

Однако мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы.

В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям.

Когда он посетил Леон, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но не прошли мимо его взора унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции и темные стороны фритредерского капитализма в Англии.

Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством.

После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. Его вдова и мать Артура Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и весёлой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой.

Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв.

Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ней Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара.

Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями.

Общению с Гёте Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат «О зрении и цветах (Farben)» (опубликован в 1816 году), не совпадающей по своей направленности с соответствующим сочинением самого Гёте. 

В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет.

Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце (Энесидем), а в Берлине — Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли.

Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет.

Зато он сам с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук.

Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 года защитил в Йенском университете.

Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление». 

Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере.

Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых.

Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. 

История жизни Артура Шопенгауэра

В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию «О четверояком корне достаточного основания» (второе издание относится к 1847 году).

В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки.

По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге «Мир как воля и представление».

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля

Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру.

Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру.

Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа. 

В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах Берлинского университета. Университетский курс читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей.

Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который также проводил лекции в университете, и время их проведения совпадало со временем проведения лекций Шопенгауэром. Шопенгауэр вполне преднамеренно поставил свои лекции в одно и то же время с лекциями Гегеля.

Не помогло и молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 года эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности.

Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах: 

«А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена». 
Слова эти оказались пророческими.

А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца. 

В 1836 году Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о свободе воли и получил премию.

Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 году в аналогичном конкурсе Датского научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным.

В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе под общим названием «Две основные проблемы этики». Общественность этой публикацией не заинтересовалась.

В 1844 году удалось организовать второе издание «Мира как воли и представления», на этот раз в составе двух томов. Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространные комментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранее изложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы.

Некоторые главы из второго тома в последствии приобрели большую известность, но в общем результат публикации был негативным — работа не привлекла к себе внимания со стороны читателей.

Публика середины XIX века проявляла интерес к младогегельянству и к работам Фейербаха, но никак не к шопенгауэровской философии пессимизма.

Всё это только увеличивало как мизантропию, так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей- младогегельянцев. С большой враждой он отнесся к революции 1848-1849 годов. 

И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием «Parerga und Paralipomena», что на русский язык можно перевести как «Дополнительные и ранее не опубликованные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Сыграло свою роль, что в «Афоризмах» мировоззрение Шопенгауэра получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому, что далеко не все советы философа соответствовали его этическому кредо).

Но главное заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра упали теперь в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых ранее мечтал философ, настали.

Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики.

В 1854 году Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества.

Шопенгауэр с полным правом мог сказать «Закат моей жизни стал зарёй моей славы». В 1859 году вышло третье издание «Мира как воли и представления», а в следующем году — третье издание «Двух основных идей этики». Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии.

Источник: https://tunnel.ru/post-shopengauehr-artur

Артур Шопенгауэр — краткая биография

Артур Шопенгауэр — немецкий философ-иррационалист; предложенная им система взглядов дала основание называть его философом-пессимистом. Шопенгауэр родился в г. Данциг (совр. Гданьск) 22 февраля 1788 г. Его отцом был обеспеченный торговец, образованный человек, горячий поклонник Вольтера. Мать будущего философа являлась писательницей и держала литературный салон.

Систематического образования Шопенгауэр в детские годы не получил. Девятилетним мальчиком Артур оказался в Гавре: туда его отправил отец к своему партнеру и другу для обучения коммерции. В 1799 г. он становится воспитанником частной гимназии в Рунге — элитарном заведении. Несколько месяцев в течение 1803 г. он получал образование в Уимблдоне, побывал в других европейских странах.

Обучаться премудростям торгового дела продолжил в 1705 г., когда его устроили в контору крупной гамбургской компании. Артур следовал, скорее, воле отца, чем собственным устремлениям. Тем не менее будущий философ на всю жизнь сохранил благодарность родителям за то, что имел возможность заниматься любимым делом, не думая о заработке.

Весной 1705 г. Шопенгауэр-старший погиб, и мать дала возможность Артуру выстраивать жизнь по собственному сценарию. Потратив два года на подготовку, в 1809 г.

Шопенгауэр становится студентом медицинского факультета Геттингенского университета, а спустя полгода, не забывая о медицине, переводится на философский факультет, особый интерес проявляя к наследию И. Канта. В 1811 г.

он переезжает в Берлин и в октябре этого же года становится доктором философии — эту степень присвоил Шопенгауэру Йенский университет, получив от него диссертацию.

Вскоре увидела свет первая его работа — «О четверояком корне закона достаточного основания». В марте 1818 г. был окончен первый том главного труда жизни — «Мир как воля и представление». Его философ написал в Дрездене, куда переехал в 1814 г. после серьезного ухудшения отношений с матерью. Первое издание имело несчастливую судьбу и стало причиной глубокого разочарования.

Расстроенный Шопенгауэр уезжает путешествовать в Италию, а летом 1820 г. обосновывается в Берлине и получает в местном университете звание приват-доцента. Известен и такой факт из его биографии: пробные лекции Шопенгауэра совершенно не понравились Гегелю. Профессором ему так и не удалось стать, поэтому он уволился из университета и весной 1822 г. снова отправился на юг Европы.

Вернувшись на родину, он в 1831 г. на долгие годы покидает Берлин в связи с эпидемией холеры; новым местом его жительства становится Франкфурт-на-Майне.

Все, что выходило из-под его пера, представляло собой дополнение к первому тому главного сочинения или же предназначалось для его популяризации. В 1839 г.

Шопенгауэр стал обладателем премии Королевского норвежского научного общества: таким образом была отмечена его конкурсная работа «О свободе человеческой воли». В 40-ых гг. он заявил о себе как один из первых в стране членов зоозащитных организаций. В 1843 г.

увидело свет новое издание труда «Мир как воля и представление», который становится двухтомным. Последняя работа – «Парерга и паралипомена» (1851) — имела большой успех, Шопенгауэр становился все более и более знаменитой личностью, однако духовное одиночество было его постоянным спутником.

Учение Шопенгауэра, изложенное в его главной работе и дополнениях к ней, получило название пессимистической философии.

Шопенгауэр считал этот мир наихудшим из возможных, говорил о бессмысленности жизни, невозможности достичь удовлетворения, что становится глубинной причиной неотвратимых страданий, ждущих каждого человека, считал счастье иллюзорным. Распространенной его система воззрений стала во 2-ой половине XIX ст.

; его идеи, а также афористичность стиля работ оказали влияние на мировоззрение целого ряда крупных мыслителей, среди которых был Фридрих Ницше, З. Фрейд, К. Юнг, Альберт Эйнштейн, Льва Толстого.

Точку в биографии Артура Шопенгауэра поставила пневмония. Он скончался во Франкфурте-на-Майне 21 сентября 1860 г.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_artur_shopengauer.html

Биография Артура Шопенгауэра. Цитаты Артура Шопенгауэра

Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр на свет появился 22.02.1788 г. в прусском городе Данциге (сейчас это польский Гданьск). Его отец Генрих был коммерсантом, имел хорошее образование, часто по делам посещал Францию и Англию. Мать Иоганна была писательницей, после нее осталось 24 тома сочинений. Помимо того, она имела литературный салон.

Читайте также:  Эндрю скотт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В возрасте девяти лет мальчика привезли в Гавр, где он учился два года в школе. Затем изучал коммерцию в частной гимназии Гамбурга, после примерно полгода учился в Англии. Словом, серьезного систематического образования Артур так и не получил. В 17-летнем возрасте стал работать в крупной гамбургской торговой компании.

Отец хотел, чтобы юноша освоил торговое дело. Однако, через несколько месяцев Шопенгауэр-старший скончался. Следует сказать, что Артур очень любил и уважал отца, но душа юноши к коммерции не лежала.

С позволения матери в 1809-м после 2-летней подготовки стал учиться в Геттингенском университете на медицинском отделении, откуда через полгода перешел на философское.

Особое внимание Артур Шопенгауэр уделял изучению трудов Платона и Канта. Через два года продолжил обучение в университете Берлина. Более всего его привлекали лекции профессоров Вольфа и Фихте. Одновременно занимался научной работой. В 1812-м университет Йены присвоил Артуру звание доктора философии.

В 1814-м, поссорившись с матерью, молодой человек переехал в Дрезден, где посвятил себя науке. На основании разговоров с Гете, с которым Шопенгауэр встречался в литературном салоне матери, в 1816-м создал трактат «О зрении и цвете». Через два года издал первую часть работы «Мир как воля и представление».

Но сочинение успеха у читателей не имело. Вскоре Артура Шопенгауэра ждало еще одно разочарование — в 1820-м он стал преподавателем Берлинского университета, где тогда работал и Гегель. Лекции последнего пользовались огромной популярностью у студентов, послушать их приезжали люди из других городов и даже стран.

Шопенгауэр такого успеха не имел, аудитория во время его лекций часто была полупустой. В результате он оставил преподавание. В 1931-м в Берлине бушевала холера, и философ перебрался во Франкфурт. Там он завершил написание главного труда своей жизни — «Мир как воля и представление».

В 1839-м Королевское научное общество Норвегии за одну из работ наградило его премией.

В 1843-м философ вновь издал свою главную работу, дополненную вторым томом. Во второй половине XIX века его идеи обрели популярность, а сам Шопенгауэр — долгожданное признание. В 1854-м знаменитый немецкий композитор Р. Вагнер цикл опер «Кольцо Нибелунгов» посвятил именно Артуру Шопенгауэру. Его труды стали постоянно переиздаваться.

Скончался он 21.09.1860-го там же, во Франкфурте. Причина смерти — пневмония. На могильном камне философа написано: «Артур Шопенгауэр».

  • 0 0 Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце.
  • 0 0 Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
  • 0 0 Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.
  • 0 0 Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
  • 0 0 Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
  • 0 0 Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.
  • 0 0 Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.
  • 0 0 Карточная игра — явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
  • 0 0 Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
  • 0 0 Сострадание — основа всей морали.
  • 0 0 Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
  • 0 0 Чтобы жить среди мужчин и женщин, мы должны позволить каждому человеку быть самим собой. Если мы абсолютно осудим какого-либо человека, то ему не останется ничего другого, кроме как относиться к нам, как к смертельным врагам: ведь мы готовы предоставить ему право существовать лишь при условии, что он перестанет быть самим собой.
  • 0 0 Эмпирические науки, когда ими занимаются только ради них самих, без всякой философской цели, подобны лицу без глаз.
  • 0 0 У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.
  • 0 0 Час ребенка длиннее, чем день старика.
  • 0 0 Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
  • 0 0 Ставить кому-либо памятник при жизни — значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.
  • 0 0 С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое.
  • 0 0 Только веселость является наличной монетой счастья; все другое — кредитные билеты.
  • 0 0 Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
  • 0 0 Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
  • 0 0 Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
  • 0 0 Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
  • 0 0 Тщеславие делает человека болтливым.

Источник: http://littleowl.ru/biography/Shopengauer_Artur.php

Биографии известных людей — Артур Шопенгауэр

Посмотреть афоризмы

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в городе Данциге. Когда Артуру было 5 лет вольный город Данциг подвергся блокаде со стороны королевских прусских войск. Тогда отец Шопенгауэра решился совершенно выселиться из родного города. За несколько часов до вступления в Данциг пруссаков, родители Артура выехали из города и направились в вольный город Гамбург.

Во время двенадцатилетнего пребывания в Гамбурге они предпринимали целый ряд более или менее отдаленных путешествий. Одной из целей этих путешествий было желание Шопенгауэра-отца содействовать всестороннему развитию Артура.

Девятилетним мальчиком он сопровождал отца своего во Францию, причем отец оставил его на два года у своего хорошего знакомого, гаврского купца Грегуара, с сыном которого маленький Артур обучался у лучших учителей этого города.

Одиннадцати лет от роду Артур поступил в частную гимназию некоего Рунге, но, так как программа этого училища охватывала преимущественно коммерческую сторону, то первоначальное образование Шопенгауэра оказалось довольно односторонним.

Отец Шопенгауэра хотел сделать из него купца, но к великому огорчению представителя старинной данцигской торговой фирмы, Артур не выказывал к этому ни малейшей наклонности; в нем рано сказалась пламенная любовь к отвлеченной науке.

Чтобы отвлечь Артура от мысли о поступлении в гимназию, его отец предложил ему отправиться вместе в новое путешествие, предпринятое весною 1803 года в Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию и Южную Германию. В Англии они пробыли около полугода. Чтобы не останавливать школьного образования сына, родители поместили его в дом одного пастора в Уимблдоне, близ Лондона.

Во время путешествия он ведет дневник, в котором уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь — ее темные стороны особо привлекают его внимание. В Лионе веселый вид города по контрасту напоминает ему ужасы революции, которые, казалось бы, должны были быть у всех на памяти. «Не понятно, — замечает он по этому поводу, — как сила времени может стирать самые живые и самые ужасные впечатления. » Уже тогда прослеживается его антипатия ко всеразрушающему времени, он даже переводит стихотворение Мильтона, в котором высказывается желание бежать от времени.

По прибытии в Берлин Шопенгауэр-отец отправился по делам в Гамбург, а Артур с матерью — в Данциг. Здесь осенью 1804 года шестнадцати с половиной лет от роду, он был конфирмован в той же церкви св.

Марии, в которой его в 1788 году крестили. В декабре того же года он вернулся в Гамбург. Весною 1805 года скоропостижно умер отец Артура, это событие произвело на него сильное, удручающее впечатление.

По возвращении из путешествия (в начале 1805 года) Артур поступает в учение к одному крупному коммерсанту. Через несколько месяцев умер его отец.

Это был широко образованный человек, у которого энергичный характер представлял выдающуюся черту, переданную сыну в наследство, но вместе с этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические ненормальности, которые были не чужды отцу: на него находили болезненные припадки, в одном из них он и погиб.

Кроме наклонности к меланхолии, Артур унаследовал от отца предрасположенность к бредовым идеям; так, например, по временам (с раннего детства) его охватывал по разным поводам бессмысленный страх и крайнее недоверие к людям.

По смерти отца, уступая жалобам сына на непривлекательность коммерческой деятельности, мать разрешила ему посвятить себя науке, и он ревностно принялся изучать древние языки, переехав к матери в Веймар, куда она переселилась вскоре после смерти мужа. Иоганна Шопенгауер (Трозинер) была веселая, жизнерадостная но неглубокая натура.

Тем не менее ей нельзя было отказать в живом и наблюдательном уме и довольно значительном литературном даровании. Когда сын переселился в Веймар, между ним и матерью не произошло никакого сближения; напротив, их характеры были слишком различны.

Сыну не нравилось легкомыслие и тщеславие, мать возмущалась в сыне его заносчивостью, духом противоречия, прямотою, переходящею зачастую в грубость, и тяготилась она также вечно меланхолическим настроением сына.

Взаимная холодность отношений впоследствии в (1814 году) привела к полному разрыву между матерью и сыном и, хотя последняя прожила после этого еще 24 года, они больше никогда не виделись; в конце ее жизни, впрочем, между Артуром и матерью возобновилась дружеская переписка.

Артур Шопенгауэр решает поступить в университет, он переезжает в Готу, где профессор Деринг взялся подготовить его по латинскому языку, а профессор Якобс занялся с ним немецкой литературой. Оба они отзывались с величайшей похвалой о своем ученике.

Но он позволил себе кое-какие насмешки над некоторыми из гимназических учителей, и те, узнав об этом, не допустили его к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. Тогда он решил переселиться в Веймар и там продолжать подготовку к университету. Молодой человек энергично стал стремиться к достижению намеченной цели.

Уроки нескольких дельных профессоров и прирожденные способности к изучению языков позволили ему довольно быстро пополнить свое одностороннее и далеко не систематическое первоначальное образование.

Он работал днями и ночами, и когда он в 21 год поступил в славный тогда Геттингенский университет, то оказался настолько основательно и многосторонне подготовленным к слушанью университетских лекций, как немногие из его товарищей. Сначала он записался на медицинский факультет и слушал лекции по естественной истории, но вскоре под влиянием Г.Е.

Шульца заинтересовался философией и перешел на философский факультет. В Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 год. Будучи нелюдим по природе, он не принимал почти никакого участия в обычной шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь очень немногими товарищами.

Во время каникул Артур предпринимал экскурсии в Гарц, в Веймар и в Эрфурт, где ему пришлось побывать во время знаменитого Эрфуртского конгресса. Но этот молодой мыслитель, уже носившийся в то время с планом своего будущего капитального труда о «мире как воле», по-видимому, не слишком-то интересовался этой волей, воплотившейся в человека и называемой Наполеоном.

В 1811 году двадцатитрехлетний Шопенгауэр переселяется из Веймара в Берлин, куда его влекла громко гремевшая в это время философская репутация Фихте; но уже в это время у молодого философа сложилась слишком самостоятельная манера мышления, для того чтобы всецело идти по стопам этого мыслителя, часто ударявшегося, по мнению Шопенгауэра, в софистику. Но уже вскоре априорное преклонение его перед Фихте, по его собственным словам, уступило место пренебрежению и насмешке. Шопенгауэр уже собирался держать в Берлине докторский экзамен, когда сомнительный исход сражения при Баццене и Люцене заставил его покинуть Берлин и искать более спокойного для его научных занятий убежища в Саксонии. Во время двенадцатидневного бегства в Дрезден он очутился в самом разгаре военной сутолоки; бургомистр одного городка, узнав случайно, что Шопенгауэр хорошо владеет французским языком, обратился к его услугам, и ему пришлось взять на себя роль переводчика. Лето Артур провел в деревне невдалеке от саксонского городка Рудольштадта, где он, среди окружавшего его военного шума, обдумывал план своего сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания». В начале октября Иенский университет, на основании присланной Шопенгауэром диссертации, заочно провозгласил его доктором философии, а на зиму он переселился к матери, в Веймар. Но с ней он не смог ужиться из-за полного различия характеров. Привычку молодого человека произносить свысока приговоры можно объяснить унаследованной самоуверенностью. Развитая в Артуре Шопенгауэре вера в свою непогрешимость, его мания величия и угрюмость, бесспорно, возникли на почве прирожденной ненормальности нервной системы, и их , конечно, нельзя поставить в вину юноше, как нечто вытекающее из своеволия; но вместе с тем нельзя не пожалеть о том, что никто не был настолько близок к Артуру Шопенгауэру, чтобы ласкою и увещаниями прочно и благотворно повлиять на эти особенности его душевного строя. Около этого же времени Шопенгауэр познакомился с известной в то время актрисой Ягеман и серьезно увлекся ею.

Читайте также:  Анна заворотнюк - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1813 году он издал за свой счет первый свой труд «О четверояком корне закона достаточного основания». Труд этот сразу обратил на себя внимание, вызвал похвальные отзывы в периодических изданиях и горячие похвалы со стороны учителя Шопенгауэра, профессора Шульца. Но Шопенгауэр не только ничего не выручил от издания этой книги, но ему даже пришлось довольно чувствительные убытки.

Основное произведение Шопенгауэра — «Мир как воля и представление» (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни.

Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни — не одинаковой у всех людей.

Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц.

Специальная организация — государство — каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.

Окончив осенью 1818 года свой труд «Мир как воля и представление», Шопенгауэр заключил договор с издателем Бронгаузом, но, не дождавшись выхода в свет сочинения, над которым работал четыре года и которое сделало его имя знаменитым, он отправился путешествовать по Италии.

Возвратившись оттуда, Шопенгауэр решил домогаться профессуры. При этом он имел в виду три университета: Гейдельбергский, Геттингентский и Берлинский. От гейдельбергской профессуры Шопенгауэр сам отказался.

В Геттингене ему предвещали благосклонный прием, но крайне ограниченное число слушателей, поэтому он остановил свой выбор на Берлине, куда и прибыл летом 1820 года. Но его философия пришлась не ко двору тогдашней «молодой Германии».

Шопенгауэр сам в этом не замедлил убедиться, и, после довольно неуспешной годовой профессуры, весною 1822 года снова отправился путешествовать в южно-европейские страны.

В 1833 году Шопенгауэр окончательно решил поселиться во Франкфурте-на-Майне и прожил в этом городе безвыездно двадцать восемь лет.

В сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы. Сначала несколько юристов заинтересовались его произведениями (Беккер, фон Досс и др.) и начали его пропагандировать. Затем он нашел настоящего «апостола и фамулуса» в лице Фрауэнштедта.

Этот ловкий, услужливый, сведущий и трудолюбивый поклонник оказал немалую услугу Шопенгауэру ревностной популяризацией трудов своего патрона. В дальнейшем их пути из-за деспотизма Шопенгауэра разошлись.

В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет дополнительный том к своему главному произведению и принялся за последний труд «Парерги и Паралипомены» — два тома статей, дополняющих и разъясняющих его систему, которые появились в 1851 году. Революции 1848 и 1849 годов вызвали в нем только негодование и отвращение.

Последняя книга Шопенгауэра подошла к настроению начала пятидесятых годов. Особенный успех имели статьи об университетах и духовидении, которое как раз в это время входило в моду.

С этого времени и до смерти Шопенгауэра его слав идет по нарастающей — его переводят, о нем читают публичные лекции, начинают излагать его учение в университетских курсах.

У него появляются новые приверженцы Ашер и Линднер, во Франкфурт предпринимаются к нему паломничества, как к жрецу новой религии, знаменитые писатели посещают его, ему целуют руки, пишут восторженные письма и т. д. В «Senilia» он говорит: «Вечерняя заря моей жизни будет утренней зарей моей славы, и я говорю словами Шекспира: «доброго утра, господа, тушите факелы, хищный набег волков окончился, взгляните на кроткий день. Он предшествует колеснице Феба и испещряет еще серый восток темными облаками».

До последнего года своей жизни Шопенгауэр обладал замечательным здоровьем. Но с апреля 1860 года у него стали случаться учащение сердцебиения и ощущение стеснения в груди. 21 сентября врач застал Шопенгауэра опрокинувшимся на спинку дивана и безжизненным: паралич легких положил конец его жизни.

Согласно письменно выраженному им желанию, тело Шопенгауэра не вскрывали. Чело его было увенчано лавровым венком; 26 сентября смертные останки Шопенгауэра были преданы земле. Могилу Шопенгауэра украшает простая надгробная плита, увитая плющом.

На этой плите высечены только два слова: Артур Шопенгауэр и больше ничего: ни года его рождения, ни года его смерти, ни каких-либо других слов.

Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении.

Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом.

Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения.

Одним из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что любовь — это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь — это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола.

Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых — это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка — то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

Посмотреть афоризмы

Источник: http://letter.com.ua/autor/schopenhauer.php

Великие немецкие философы

Артур Шопенгауэр (нем.Arthur Schopenhauer) — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Канта и философские идеи Востока. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Основные сочинения Шопенгауэра: «Мир как воля и представление», «О свободе воли», «Об основе морали», «О религии», «Метафизика любви», «Афоризмы житейской мудрости».

Родился Шопенгауэр в Данциге 22 февраля 1788 года в культурной купеческой семье. По отцовской линии Шопенгауэр был наследником известного данцигского семейства. Его прадед Андрей Шопенгауэр как самый зажиточный и уважаемый гражданин Данцига (ныне польский город Гданьск) даже принимал у себя в доме русского царя Петра I с супругой Екатериной во время их путешествия по Германии.

Отец философа Генрих Флорис Шопенгауэр унаследовал от предков не только коммерческий талант, но и стремление к просвещенности.

Во время деловых поездок в Англию и Францию он основательно знакомился с европейской литературой, а его любимым писателем был Вольтер.

В 38 лет Генрих Флорис женился на 18-летней Анне Генриетте Трозинер, дочери хотя и уважаемого, но не очень состоятельного торговца. 22 февраля 1788 г. у супругов родился первенец, которому при крещении дали имя Артур.

Отец страстно желал, чтобы сын согласно семейной традиции стал купцом. Но, к его великому огорчению, Артур уже в ранние годы не обнаружил ни малейшей склонности к торговому делу, зато проявил огромный интерес к отвлеченным наукам.

Образование будущий философ начал в 1799 году в Рунгенской гимназии, где обучались сыновья самых знатных граждан, готовясь к занятиям коммерцией. В 1803 недолго проучился в Уимблдоне в Англии, где наряду с общеобразовательными предметами, преподавались рисование, верховая езда, фехтование, танцы и музыка.

В январе 1805 г. Артур, окончив гимназию, по желанию отца поступил в торговую контору гамбургского коммерсанта и сенатора Иениша. Но через несколько месяцев Генрих Флорис неожиданно умер в результате несчастного случая. Смерть отца была воспринята семнадцатилетним Артуром как личная трагедия.

Потрясенный кончиной отца, Артур из уважения к памяти покойного родителя некоторое время еще продолжал работать в торговой конторе. Но рядом с бухгалтерскими книгами на его столе всегда лежала и философская литература.

Наконец мать сжалилась над сыном, предоставив ему полную свободу действий в выборе жизненного пути. Артур переселился в Веймар, чтобы подготовиться к поступлению в университет.

Тем временем фрау Шопенгауэр, ставшая к тому времени довольно известной писательницей, открыла литературный салон. В ее доме часто бывали такие знаменитости, как Гете, Виланд Гримм, братья Шеллинги.

В 1809 г. Артур Шопенгауэр поступил в Геттингенский университет. Сначала он записался на медицинский факультет, но затем, увлекшись Кантом и Платоном, перешел на философский. Будучи по характеру человеком замкнутым, Артур никогда не принимал участия в шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь несколькими близкими по духу студентами.

Его кумиром стал не Наполеон, бывший тогда в зените славы, а великий Гете, который при знакомстве с Артуром в салоне матери благосклонно отнесся к молодому философу. Благоговение перед поэтом сохранялось у Шопенгауэра до конца жизни.

В 1811 г. Шопенгауэр переехал в Берлин, куда его привлекла высокая философская репутация Иоганна Фихте.

Помимо философии, Артур продолжал усердно изучать естественные науки — физику, химию, астрономию, физиологию, анатомию, уделяя в то же время серьезное внимание классическим языкам.

Шопенгауэр в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками.

Правда, смутные времена не особенно способствовали научным занятиям.

Чтобы быть подальше от шумных военно-политических кампаний, Шопенгауэр переехал в Саксонию, где невдалеке от городка Рудольштадта начал составлять план сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания».

В начале октября 1812 г. Йенский университет на основании присланной Шопенгауэром диссертации заочно объявил соискателя доктором философии.

Зиму 24-летний Шопенгауэр провел в Веймаре, где окончательно обозначились его разногласия с матерью. В характере Артура развились задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философские взгляды.

Кроме того, ему были свойственны и другие черты, не встречавшие понимания у родных, — вера в свою непогрешимость, угрюмость, замкнутость, мания величия. Не последнюю роль здесь сыграли врожденные расстройства нервной системы.

Однако можно лишь сожалеть, что рядом с Шопенгауэром не оказалось ни одного близкого человека, который бы понял особенности его душевного состояния и поддержал его. Не стала ему другом и сестра Адель, которая по характеру и поведению была полной противоположностью брату.

Источник: http://www.lgroutes.com/Famous/Philosopher/Schopenhauer.html

Артур Шопенгауэр

22 февраля 1788 года в Данциге родился знаменитый немецкий философ, пессимистическая философия которого получила широчайшее распространение во всей Европесо второй половины девятнадцатого столетия, — Артур Шопенгауэр.

Отец Шопенгауэра, Генрих Флорис Шопенгауэр, был весьма состоятельным коммерсантом, имел репутацию честного, открытого, весьма независимого в своих высказываниях и суждениях человека. Правда, иногда отец впадал в депрессивное состояние, замыкался в себе, в период одного из болезненных припадков он и погиб.

От отца Артур унаследует энергичный, независимый характер, но вместе с тем и склонность к меланхолии и предрасположенность ко всяким бредовым идеям. У Иоганны Генриетты Шопенгауэр — матери будущего философа характер, напротив, был легкий, жизнерадостный, она обладала большим литературным дарованием, из-под ее пера вышло 24 тома сочинений.

Впоследствии сын будет обвинять мать в легкомыслии и тщеславии, а мать возмущаться его заносчивостью, прямотой, переходящей в грубость, а также склонностью к меланхолии, что приведет к разрыву отношений между ними.

Отец Артура хотел, чтобы сын со временем продолжил его дело и стал коммерсантом. С целью всестороннего развития сына отец часто берет его с собой в путешествия по Европе. Так, в девятилетнем возрасте отец привез Артура во Францию,он оставил мальчика на два года в Гавре в семье своего друга и партнера.

Здесь Артур вместе с сыном купца проходит обучение у лучших учителей Гавра. В одиннадцатилетнем возрасте он обучается в гамбургской частной школе, где большое внимание уделяют коммерческим вопросам и в меньшей степени общеобразовательным наукам. Весной 1803 года Артур вместе с родителями отправились в путешествие по Западной Европе.

Уже в этот период у Шопенгауэра начинает проявляться пессимистический взгляд на жизнь в целом, особенно его привлекают темные стороны жизни. Все это он отметит в своем дневнике, здесь же отметит свое отрицательное отношение к силе времени, которая способна «стирать самые живые и самые ужасные впечатления».

В начале 1805 года, после возвращения в Гамбург, Артур поступает в крупную фирму для изучения торгового дела, к чему не испытывает никакого влечения.

Весной 1805 года неожиданно умер отец. Артур тяжело пережил утрату дорогого ему человека, до конца своих дней он будет вспоминать отца с любовью и благодарностью.Благодаря отцу он был материально обеспечен и независим. После смерти отца мать разрешает Артуру оставить обучение коммерческому делу и заняться изучением древних языков.

Читайте также:  Рэй брэдбери - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вначале он изучает латинский язык и немецкую литературу в готинской гимназии, позже он переезжает к матери в Веймар, где продолжает пополнять свое первоначальное, далеко не систематическое образование.

В 1809 году он успешно поступает в известный Геттингенский университет на медицинский факультет, но вскоре настолько увлекся лекциями Готлиб Эрнст Шульца, что перешел на философский факультет.

В 1811 году Шопенгауэр переехал в Берлин, где слушает лекции по истории латинской и греческой литературы, по истории философии, а также лекции по философии знаменитого, с непререкаемой философской репутацией Иоганна Готлиба Фихте. Однако вскоре его преклонение перед Фихте уступило место, по его признанию, насмешке и пренебрежению.

Шопенгауэр пишет диссертацию «О четверояком корне закона достаточного основания», которую успешно защитил в 1813 году в Йенском университете. Свою работу он опубликовал в печати, правда, за свой счет.

Несмотря на то, что работа вызвала похвальные отзывы в печати и от профессора Шульца, Шопенгауэр от издания книги понес лишь убытки. Зиму он провел в Веймаре у матери, однако, они не могут найти общий язык, довольно прохладные отношения приводят к полному разрыву между ними.

Они больше не виделись, хотя мать и проживет еще 24 года, лишь в конце ее жизни между ними завязалась дружеская переписка.

В 1814 году он переезжает в Дрезден. В 1816 году был опубликован его трактат «О зрении и цвете» созданный под влиянием беседс великим немецким писателем, мыслителем и естествоиспытателем И. В. Гёте, проходивших в литературном салоне его матери в 1813—1814 годах.

В марте 1818 года был опубликован первый том основного произведения всей его жизни — «Мир как воля и представление». В его представлении мир — это воля к жизни, присущая человеку и всем живым существам. Воля к жизни человека наиболее значима, так как он наделен разумом, познанием. Человеческое сообщество — это совокупность воль отдельных лиц.

К сожалению, сочинение не имело большого успеха. Не принесла успеха и его пробная лекция в берлинском университете.

В середине 1833 года он окончательно обосновался во Франкфурте-на-Майне, где безвыезднопроживет здесь 28 лет, ведя малообщительную, почти затворническую жизнь. В 1836 году Шопенгауэр принял участие в конкурсе, проводимом королевским научным обществом Норвегии, на лучшую философскую работу и получил премию за свой труд о свободе воли.

Это стало началом его грядущей известности. В сороковых годах у него стали появляться приверженцы. Немалую услугу в популяризации его трудов оказал его ревностный поклонник Фрауэнштедт. В 1844 году Шопенгауэр опубликовал дополнительный том к своему основному сочинению.

В 1851 году появилась в печати его последняя работа «Парерги и Паралипомены», которая была с восторгом принята читателем и принесла ему известность.

Последние годы жизни Шопенгауэра охарактеризовались все возрастающей известностью и популярностью. В 1859 году появилось третье издание его «Мира как воли и представления». В 1860 году опубликовано третье издание «Двух основных идей этики». С апреля 1860 года у Шопенгауэра появились проблемы со здоровьем и 21 сентября 1860 года выдающийся философ скончался.

Источник: http://velikielyudi.ru/mysliteli-i-filosofy/artur-shopengauer.html

Артур Шопенгауэр, биография, история жизни, факты

Респектабельный гегельянский мир первой половины XIX столетия казался вечным и непоколебимым, но нашелся человек, который увидел задник этой декорации и показал его остальным.

При жизни Артур Шопенгауэр был малоизвестен, а его капитальный труд «Мир как воля и представление» начал хорошо продаваться лишь за год до смерти.

Его анализ человеческой мотивации стал откровением для Европы, раскрыв непостижимые глубины души.

Страницы жизни

Философ родился в семье образованного предпринимателя Генриха Флориса Шопенгауэра. Его мать была писательницей и держала салон. Отец дал Артуру отличное образование.

До поступления в элитную гимназию для будущих коммерсантов он проводит 2 года в Гавре, а после ее окончания полгода обучается в Великобритании.

Трудно сказать, был ли отец Артура человеком жизнерадостным, поскольку весной 1805 года он погибает или… Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством.

Карьера торговца не интересна Артуру, но он пока сам не знает, чем заняться. Поступив на медицинский факультет Геттингенского университета, он вскоре перебирается на факультет философский.

В философии он находит свое призвание. Чтобы слушать лекции лучших профессоров (Фихте и Шлеермахера), Шопенгауэр переезжает в Берлин.

Его успехи таковы, что Йенский университет в 1812 году удостаивает его степени доктора философии.

Философ не мог не заметить опустошение, которое несли наполеоновские войны его стране, да и сама личность императора французов вызывала немалый интерес.

Именно в нем мог он увидеть безудержную волю к власти, которую описал в своем главном сочинении. Впрочем, Шопенгауэр не считал нужным где-либо упоминать о Наполеоне.

Получив должность приват-доцента в Берлинском университете, он преподает здесь до 1831 года. Здесь проявилась экстравагантность мыслителя, которая многое объясняет в его философии.

Соперничество с Гегелем, работавшим в том же Берлинском университете, приносило лишь неудобства. Задумав тягаться с коллегой, Шопенгауэр намеренно ставит часы своих лекций в одно и то же время с лекциями профессора Гегеля.

Аудитория последнего была набита битком, а вот к мрачному пессимисту и холостяку приходили лишь единицы. Шопенгауэр зеленел от зависти и злости, и не скрывал презрительного отношения к популярному профессору.

Впрочем, Гегель также не отличался великодушием и сделал все, чтобы выдавить собрата из университета.

Болезнь или гениальность?

В 1831 году в Берлине случилась эпидемия, и Шопенгауэр покидает столицу Пруссии, чтобы никогда сюда не вернуться. Во Франкфурте-на-Майне он будет писать свои сочинения, брюзжать на Гегеля, держать под подушкой пистолет и отказываться от элементарных жизненных благ.

В общем, он проживет жизнь настоящего философа, без жены и детей, без призвания современников, предвидя собственную посмертную славу. В его характере была крайняя подозрительность и боязнь неведомых врагов.

Современная психиатрия, возможно, вылечила бы Шопенгауэра, но тогда мы бы не получили великого философа, который в своих страхах увидел вечную трагедию человечества.

Он прятал предметы в тайники, боясь, что их украдут или обработают ядом. Он боялся болезней, себя и людей. Чтобы избавиться от гнетущих мыслей, Шопенгауэр отправляется путешествовать по Италии, но и здесь он не находит успокоения.

Способный к языкам, он поглощает множество литературы до того, как ее переведут на немецкий. В буддизме философ ищет объяснение своих душевных терзаний.

Утешение приносит лишь Платон и Иммануил Кант, чью философию он считал высочайшим проявлением человеческого гения.

Королевское норвежское научное общество присуждает ему премию за конкурсную работу «О свободе человеческой воли», а Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо Нибелунга».

Питая недоверие к людям, он трогательно любит собак и, вообще, животных, одним из первых выступив за права «наших братьев меньших». Шопенгауэр словно знал о своей будущей славе, сказав однажды, что ему не важно, где его похоронят – все равно найдут.

Он умер от пневмонии 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. На его могиле только два слова – Артур Шопенгауэр. Этого вполне достаточно.

Эстетический мистицизм

Стремление к красоте заложено в нас природой. Но речь здесь идет не только о пассивном наслаждении природой и произведениями искусства.

Шопенгауэр видит в художнике мятежную душу, для которого творчество – это спасение от гнетущих мыслей и страстей. Ему ли не знать, сколь приятно это освобождение, пусть кратковременное, которое он находил в писательской деятельности и путешествиях.

Сила интеллекта? Что значит эта сила без интуитивных прозрений, которые приходят внезапно, но небеспричинно.

Мотивация является внутренним стержнем и причиной всех наших поступков, направленных к познанию окружающей действительности.

Закон мотивации, наряду с законом причинности, законом достаточного основания познания и законом достаточного основания бытия, рассмотрен философом в своей докторской диссертации «О четверичном корне достаточного основания».

Закон мотивации в связи с волением человека будет развит им в бессмертной книге «Мир как воля и представление».

Размышляя о человеке и его месте во вселенной, Шопенгауэр формулирует свое учение о мировой воле. В его схеме бытия она заменяет Бога.

Ее он наделяет теми божественными качествами, которые считает уместными: бессознательность, потусторонность, единство и иррациональность.

Любовь и ненависть, борьба природных стихий, жажда размножения и чувство голода – все это имеет причину в едином и вечном потоке воления. Шопенгауэр подробно останавливается на различных ступенях объективации мировой воли.

Механистический мир Декарта и Ньютона образует низшую ступень объективации мировой воли, что так созвучно «желающим» предметам физики Аристотеля. Косная материя имеет аналог влечения, образуя иерархию физических проявлений, от простейших молекул до многоклеточных и высших животных.

Совершенно неожиданно философ вводит подобие платоновских идей, в соответствии с которыми и воплощается волевая энергия. Иначе не объяснить удивительную целесообразность организмов, точное назначение органов растений и животных, пользу инстинктов.

Однако разумное устройство отдельных особей и видов вступает в бескомпромиссную борьбу за существование, порождая горести и страдания. Мировая воля распадается на множество индивидуальных кусочков.

Немощный зрячий на шее у здорового слепца

Не человечество, по Шопенгауэру, вмещает в себя мировую волю, но отдельные личности. Таким образом, в индивидуумах проявляется закон мотивации, выраженный в характере и привычках. Интеллект вторичен по отношению к психоматерии воления, объясняя в разумных терминах все, что предложит страсть.

Философ не жалеет красок, чтобы показать, как часто наши эмоции управляют доводами разума. Оригинально понятый буддизм воплотился у Шопенгауэра в пессимистическом взгляде на мир людей. Страдающее человечество не в состоянии остановить иррациональную волю силой разума, потому что воля неизмеримо древнее. В этом сила и слабость человека.

Любая попытка остановить поток воления приводит к безумию и смерти.

Шопенгауэр ярко описывает бесконечность страданий и иллюзорность наслаждений. Молодость, дающая здоровье и свободу, быстро проходит, оставляя после себя, как тайфун, горы разбитых черепков и безнадежность. История подобна калейдоскопу, в котором отдельные кусочки причудливо, но бессмысленно соединяются вновь и вновь.

Шопенгауэр не верит ни в умственный, ни в нравственный прогресс, предлагая чисто буддистский рецепт – отрицание воли к жизни. Впрочем, он допускает сублимацию воли в творчестве науки, искусства и философии.

Итак, человек – самое несчастное из всех существ, поскольку в нем пульс страсти и противоречие волений достигли наибольшей остроты и болезненности.

Воззрение философа на половую любовь вполне вписывается в его картину страдающего человечества. Неудержимый сексуальный инстинкт влечет мужчину в капкан бесконечных страданий, обнаруживающих себя в оковах брака.

Последний он называет коварным изобретением женщин, вынуждающим мужчину на сублимацию низшего порядка. Женщина в глазах Шопенгауэра – главная виновница мирового зла, ибо через нее воля к жизни утверждается вновь и вновь.

Отвергая ветхозаветную космогонию, он соглашается с мифом о грехопадении и необходимостью ограничения свободы для женщин.

Обскурантизм буддиста и женоненавистника не мешал философу быть тонким ценителем произведений искусства. Эстетическое наслаждение вошло у него в привычку с детства, о чем позаботилась мать Иоганна.

В любом женоненавистнике прекрасно уживается презрение к человеческой самке с любовью к матери, которая для него существо особого рода. Желая ослабить действие назойливых фобий, Шопенгауэр много путешествует по Италии, наслаждаясь античными и средневековыми произведениями искусства.

В его иерархии мировой воли они предстают красивыми символами. Так, например, архитектура и фонтаны отображают низшие ступени объективации воли в мире, а человеческий дух раскрывает свой смысл в поэзии, драме и трагедии.

Но особое место в эстетической концепции Шопенгауэра занимает музыка, являясь «снимком самой воли». Смешное в искусстве в доступном для разума виде показывает мировую дисгармонию.

Мир после Шопенгауэра

Он умел писать красиво, поэтому этого философа продолжают читать даже через полторы сотни лет после его кончины. Обладая болезненно высокой чувствительностью, он уловил глубинные токи новых идей и воплотил их в своем творчестве.

Без него была бы невозможна великая литература XIX- XX веков, психоанализ Зигмунда Фрейда, философия Фридриха Ницше и научные открытия Альберта Эйнштейна.

Буддизм и ведическая философия, своеобразно преломленные в его книгах, обогатили европейскую культуру и способствовали открытию духовного мира Индии.

Источник: http://ThePerson.pro/artur-shopengauehr/

Ссылка на основную публикацию