Давид тухманов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Давид Тухманов: «Я в третий раз женат. Отстаю от Дунаевского»

Теперь классик советской эстрады живет на три страны, время от времени судится с музыкальными пиратами и сочиняет оперу. А еще — готовится отметить 65-летие, пишет «МК». В Израиле.

     — Давид Федорович, нарочно сбежали со своего юбилея так далеко?     — Да нет, так происходит каждый год. Моя дата приходится на июль, а лето мы обычно проводим не в Москве. Поэтому нет, не специально.

     — Но это же не простая дата, надо бы собрать коллег, друзей.

     — Мы и соберем. Здесь у нас с женой есть несколько друзей, отметим в каком-нибудь хорошем ресторане.

     — Как думаете, из Москвы в этот день будет много звонков?

     — Много не жду. Я понимаю, что люди заняты своими делами, да и не все знают мои координаты. Но для меня это большого значения не имеет — ничего особенно торжественного я не чувствую.

     — Но по натуре вы компанейский человек или одиночка? Тишина или звон бокалов ваша стихия?

     — Профессия композитора — она в какой-то мере двойственная. С одной стороны, требует уединения: в кабинете, в студии. С другой — связана с большим количеством контактов. Мой характер, по-моему, с такой двойственностью совпадает идеально.          “Напрасные слова”     

     — Вопрос, который наверняка слышал каждый композитор. Как сочиняется музыка? Ну хоть вы можете на него ответить?

     — Нет, этого и я не знаю. Какую работу нужно провести чисто практически, как музыку записать и аранжировать — рассказать могу. А как рождается сама мелодия — вот это объяснить довольно трудно: процесс достаточно непонятный и иногда даже мистический.

     — Ну, может, у вас есть определенный план работы: садитесь, например, в уединении, думаете несколько часов, а потом вдруг: эврика!

     — Ну, в принципе у меня существует график работы. Но как-то больше я работаю авралами. Иногда бездельничаю подолгу, и меня мучает совесть, что работа стоит. Но это, я думаю, потому что боюсь к ней притронуться, чтобы не испортить впечатление, не потерять какую-то новизну ощущений, так скажем. Ведь сегодня песенным творчеством я почти не занимаюсь — меня интересуют более крупные формы.

     — А известные исполнители до сих пор не названивают, не просят сочинить какой-нибудь очередной хит?

     — А смысл? Они ведь знают, что это не ко мне.

     — То есть песня, банальный шлягер — уже не ваш уровень?

     — Не в этом дело. Песня — довольно большая часть моей жизни. Но она прошла. Сейчас я пишу оперу, которая называется “Екатерина Вторая”. Уже около года над ней работаю, нахожусь как бы на середине пути. И надеюсь, если все будет хорошо, закончить это сочинение.

     — Извините, я не в курсе, это ваша первая опера?

     — Да, как оперное произведение — первое. Хотя уже сейчас, когда показываю некоторые куски своим друзьям, начинаются споры — что это: опера или мюзикл. Мне бы хотелось, чтобы это была опера. А уж что выйдет…           “Как прекрасен этот мир”     

     — Где лучше пишется: в России или за границей?

     — В России, там более привычный режим жизни. А за границей, особенно летом, никак нельзя отделаться от ощущений, что ты на курорте. Тем не менее я пытаюсь что-то делать и здесь. Так сказать, чтобы процесс не очень прерывался.

     — Давид Федорович, история, конечно, давняя. Но какая главная причина того, что в 90-м году вы переехали жить в Германию?

     — Трудно сказать. Скорее всего мне просто захотелось пожить там и посмотреть мир. То, чем советские люди были в достаточной мере обделены. Тем более много читал про художников и композиторов прошлого, которые часто уезжали жить за границу, и это было только на пользу их творчеству. Ко всему прочему 90-й год: эта беспролазная рутина, этот режим, который порядком уже надоел. Так что в определенной мере это был и какой-то внутренний протест. Но эмигрантом я себя никогда не считал. Просто был период длительного, скажем так, путешествия.

     — Первое время в Германии тяжело пришлось?

     — В любом случае опыт — более чем полезный.

     — Но правда, что ради хлеба насущного вам приходилось выступать в немецких ресторанах, играть там на пианино?

     — Ну и что. Для того чтобы заработать деньги, всякая работа хороша. Не говоря уж о том, что в Советском Союзе почему-то игра в ресторане считалась занятием третьего сорта. А в Кельне, когда люди узнавали, что я играю по ресторанам и отелям, мне говорили, что это очень хорошая и престижная работа. Тем более при всей своей известности в Советском Союзе на Западе я был абсолютно неизвестен. Занимался же не классическими жанрами, которые более экспортируемы, а советской песней, которую в Европе не знали, не знают и не будут знать. Кроме разве что “Катюши” и “Подмосковных вечеров”.

     — И группы “Тату” еще.

     — Ну, это уже совсем другая история, и там не в мелодии дело.

     — А зарабатывали прилично?

     —Достаточно для того, чтобы нормально жить. Без излишеств, конечно, но вполне.

     — А чаевые брали?

     — Вообще-то обычно их дают, а не берут. Естественно, мне их давали. Сколько? Нет, я уже не помню. Старался как-то на этом не зацикливаться. Кроме того, у меня не было какой-то постоянной работы, играл время от времени, даже не так часто, как нужно было, — я ведь еще и продолжал заниматься сочинительством, кое-что делал для оркестров телевидения и радио. Но самое главное — я по-прежнему продолжал зарабатывать музыкой.

     — А немцы знали, что за роялем — тот самый человек, который написал гимн Победы?

     — А они не знают гимн Победы.

     — Даже в Берлине?

     — Я не знаю, какие нужно проводить опросы на эту тему. Зато прекрасно отдаю себе отчет, что никакого имени у меня в Европе не было и сделать его уже нельзя. Скажем так, поздновато.          “Мой адрес — Советский Союз”     

     — Возвращаться было сложнее, чем уезжать?

     — Нет, совсем ничего сложного не было. В первый раз я приехал в Москву в 94-м году, потом стал приезжать чаще. А с 98-го года я уже живу в Москве. Конечно, попал в совершенно другую страну, но…

     — Спустя четыре года узнали Москву?

     — Узнал. Она была в плохом состоянии, еще хуже, чем до моего отъезда. Но сейчас, надо сказать, Москва выглядит вполне прилично.

     — За семь лет не успели пожалеть о возвращении?

     — Нет, все нормально абсолютно. Тем более я могу жить там, где мне нравится. С этим сознанием намного приятней.

     — Теперь, если не ошибаюсь, вы живете на три дома?

     — Вы знаете, в Германию, я думаю, через некоторое время я ездить перестану. Там мне становится трудно. Да и потом особых дел у меня сейчас в Германии нет. Скорее всего мы будем жить в Москве и иногда ездить в Израиль. У меня жена израильтянка.          “Эти глаза напротив”     

     — Давид Федорович, композиторы — народ влюбчивый?

     — Я не знаю, за других сказать не могу.

     — Так скажите за себя. Нужна Муза?

     — Я в своей жизни много влюблялся. Но непосредственно к моей работе это как-то не относилось.

     — А вот Максим Дунаевский семь раз был женат. А вы?

     — Я третий раз женат. В этом плане отстаю от Дунаевского.

     — Наверное, только в этом. С женами по-хорошему расставались?

     — Ну-у… Можно считать, что да. Что касается меня, то я, конечно, зла и обид на них не держу. Вообще, стараюсь, чтобы у меня не было врагов.

     — Но вы встретили свою Любовь. Я имею в виду вашу супругу Любовь Викторовну. Это последняя любовь?

     — Надеюсь, что да.

     — Но она и ваша Муза?

     — Не знаю. Я профессионал, понимаете. Поговорите об этом лучше с людьми, которые увлекаются, для которых любовь и искусство — все едино. Я в этом смысле человек неинтересный, сухой. Для меня музыка — это работа.

     — С Любовью Викторовной вы познакомились в Израиле?

     — Нет, в Германии. Дело в том, что Люба — пианистка, музыкант, певица. И она всю жизнь проработала в отелях, в ресторанах, в кафе. Собственно говоря, там мы и познакомились.     — То есть у вас был чисто служебный роман?     — Не знаю, как его назвать. Можно сказать, познакомились на профессиональной почве.

     — Говорят, поздние романы — самые крепкие.

     — Хотелось бы так думать. Надеюсь на это.

     — Дочь от первого брака частый гость в вашей семье?

     — К сожалению, она живет в другой семье, мы мало общаемся.

     — Она ведь тоже стала музыкантом?

     — Нет, она не стала музыкантом и никогда не собиралась. Она по профессии журналист.

     — Да? Она брала у вас когда-нибудь интервью?

     — Нет, не брала. Почему? Я не знаю.

     — А в каком СМИ она работает?

     — Тоже не знаю.

     — Имею в виду: в печатном, на радио, на телевидении?

     — Не знаю…          “Остановите музыку”     

     — Последнее время ваше имя часто упоминалось в связи с различными судебными процессами. С телеканалом “Россия” судитесь, потому что они урезали ваш концерт, со звукозаписывающими студиями — за то, что незаконно тиражируют ваши песни…

     — Вы знаете, я могу только сказать, что сам я судебными делами не занимаюсь и никогда бы не стал тратить на это время. Но поскольку есть доверенные лица — юристы, адвокаты, — я только приветствую эту ситуацию. Совсем ничего не делать в этом смысле было бы неправильно. Ведь это касается не только меня, но и других авторов, чьи права здесь нарушаются. А во всем, считаю, должен быть порядок.

     — Россия в этом плане — страна беспорядочная. Порядку в Германии научились?

     — Ну, в принципе я и без Германии люблю, чтобы все стояло на своих местах. По моему характеру так жить удобнее и приятнее. Но в данном случае речь идет не о каком-то порядке в доме, а о куда более важных вещах. Мы, авторы, не ходим на работу, мы живем исключительно со своих гонораров. И, естественно, недополучаем в результате неправомерных действий каких-то неизвестных нам лиц. Надо восстанавливать порядок. По возможности.

     — И все-таки денежный вопрос здесь — главный?

     — Ну как, денежный вопрос. Я ведь не питаюсь воздухом. Может, есть любители, для которых что-то сочинять или писать — большое удовольствие и хобби. А я профессионал, и других источников дохода у меня нет. Бизнесом я не занимаюсь…

     — Еще один судебный процесс был по поводу использования ваших мелодий в качестве звонков на сотовых телефонах. Вот у меня на мобильном ваш “День Победы”. Я вас этим оскорбляю или, наоборот, выказываю пиетет?

     — Я вообще никак к этому не отношусь. Это вполне нормально. Песня существует, кто-то ее любит слушать, кто-то — петь, а кто-то закачивает в телефон. Это уже не имеет ко мне отношения. К закону, может быть…

Источник: https://newsmuz.com/news_5_894.htm

Параллели и парадоксы судьбы Давида Тухманова

Дорогие читатели, сегодня, в выходной день я предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить о творчестве замечательного композитора Давида Тухманова. Для многих из нас, рожденных в СССР, он был человеком-легендой.

Лауреат ряда престижных премий, народный артист РФ, композитор, мелодии которого узнают и по сей день с нескольких нот. Он кажется баловнем Судьбы, но только не для тех, кто знаком с перипетиями его биографии поближе.

А в таком приближении кто-то увидит парадоксы. Главный вопрос: как вышло, что человек, искренне создавший самые лиричные из патриотических песен и самые гражданские из романтических баллад, оказался за рубежом? В трудные для страны 90-е он уехал в Германию, а сейчас проживает в Израиле. Но жизнь композитора сама дает ответы. Они не лобовые, не прямолинейные, как и сама Судьба.

Но всегда, даже будучи далеко от Родины, на других меридианах и параллелях, он не терял с ней связи, как творческой, так и человеческой.

Давайте вместе с вами, дорогие друзья, вспомним, как рождалась эта легенда, как шло становление композитора, ставшего одним из ярчайших выразителей романтической и героической сути той эпохи.

Я приглашаю вас на разговор в нашей рубрике Влияние музыки на человека.

По волнам «биоритмов» эпохи

Как ему это удавалось, наверное, и сам точно не ответит, но Давид Федорович очень чутко слышал ритмы времени и запечатлевал их в музыке. Его песни были современными, а стали вневременными; они обладали стройным алгоритмом, соответствующим ожиданиям миллионов, но задевали за душу каждого отдельного слушателя. Это действительно была и есть алгебра, поверенная гармонией.

«Я люблю тебя, Россия», «Притяженье земли», «Мой адрес — Советский Союз», «Я, ты, он, она», «День Победы» – трудно найти в антологии советской песни аналоги, соразмерные по глубине содержания и силе воздействия.

Патриотическая песня вообще – вещь очень деликатная. Как не скатиться на бравурную лесть или квасное шапкозакидательство? Как избежать слезливой, пошлой приторности? Как найти баланс мелодичности и строгости, заданности ритма? Вопросов много, но когда мы слушаем «По волне моей памяти» Тухманова или другие его произведения, все они разом отпадают.

У каждого из нас свои любимые хиты этого автора.

«Ненаглядная сторона», «Белый танец», «Последняя электричка», «Наши любимые», «Эти глаза напротив», «Как прекрасен этот мир», «Соловьиная роща», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Вечная весна»… Мы слышим, читаем эти названия, и в памяти сразу всплывают ностальгические мелодии, голоса былых и нынешних кумиров-исполнителей, прицельные строки авторов текстов.

Когда говорят, что музыка лечит, даже закоренелые скептики готовы согласиться, применительно к произведениям Тухманова. Когда его спрашивают, как он создает эти божественные звуки, композитор отмалчивается или отшучивается. Редко отвечает серьезно, что рождение каждой песни – это некая тайна.

Иногда она сама «падает в руки», приходит ниоткуда практически в готовом виде. Другие приходится вымучивать, заниматься тщательной огранкой первоначальной заготовки.

Но, в любом случае, истоки – где-то глубоко, видимо, на генетическом уровне, или на небесах, там, где изначально расчерчены главные магистрали наших судеб.

Читайте также:  Анна ардова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Почти как Моцарт

Сочинительские способности у него проявились очень рано. Кто-то из родных даже зафиксировал, что первое свое произведение будущий классик написал в четырехлетнем возрасте. Помните? У гениального Моцарта был столь же «низкий старт».

Родился Давид Тухманов 20 июля 1940 года в семье московских интеллигентов. Задачу воспитать сына композитором вполне осознанно поставила перед собой его мама. Вера Анатольевна Карасева была выпускницей Гнесинского училища. Федор Давидович Тухманов, отец, выбрал более прозаическую, но весьма востребованную и почетную в советские времена профессию инженера.

О детских годах своей биографии Давид Тухманов вспоминает с теплой улыбкой. Он не относился к категории послушных пай-мальчиков, которые постоянно сидят за инструментом и почти не бывают во дворе. Нет, влияния улицы он не избежал, чему только рад.

Первым его учителем музыки была мама, а потом обучение продолжил в музыкальной школе имени Гнесиных. Там юному музыканту довелось познакомиться с Еленой Фабиановной Гнесиной, которая приняла живое участие в его творческой судьбе.

В этой школе он сочинял романсы, баллады, другие произведения. Что помогло потом поступить на композиторское отделение Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Окончил вуз в 1963 году, потом была служба в армии, тоже в особом качестве: руководил оркестром Ансамбля песни и пляски МВО.

Дорога от призвания к признанию

Песни Тухманова далеко не сразу обрели всесоюзную известность. Скажем, его будущий хит «Последняя электричка» на слова Михаила Ножкина в конце 60-х, кажется, распевала вся страна.

Но написана-то песня была еще в студенческие годы, в 1961-м.

Владимир Макаров ее начал исполнять в 1966-м, и только когда спел ее на одном из «Голубых огоньков», мелодия пошла весело гулять по городам и весям страны.

Вот этот хит, сегодня у нас есть возможность бодро «пошагать по шпалам» вместе.

А за песни гражданского звучания, о которых я уже говорила выше, он был в 1972 году удостоен Премии Московского комсомола. В том же 1972-м увидел свет первый авторский диск «Как прекрасен мир».

Он дал дорогу к слушателю нескольким новым, на тот момент малоизвестным исполнителям, таким как Александр Градский, Галина Ненашева, Леонид Бергер, Валерий Ободзинский.

Параллельно шло сотрудничество с популярными вокально-инструментальными ансамблями: «Самоцветы», «Веселые ребята», «Лейся, песня».

Интересно, что страна вовсю слушала и распевала его шлягеры, а в лицо композитора знали очень немногие. Вместо него с коллегами общалась супруга, Татьяна Сашко. Она взяла на себя роль личного продюсера мужа. Занималась организацией концертов, договорами с исполнителями и прочими организационными моментами.

Положение дел ярко характеризует такой комичный факт. Одно время в Доме творчества композиторов жил некий гражданин, который называл себя Тухмановым. Ему верили и давали крышу над головой, а лже-композитор довольно долго этим гостеприимством пользовался. Но как-то в учреждение все же прибыл реальный создатель хитов, и всё, вернее, все встали на свои места…

Что касается супруги композитора, то она и сама пыталась проявить себя как певица и в качестве композитора, но не слишком удачно. Разве что в поэтическом направлении она оставила свой след, о чем я скажу чуть ниже.

Тухманов тем временем был успешен в самых разных жанрах: с удовольствием работал для популярных эстрадных певцов, стал одним из проводников культуры хард-рока в Союзе ССР, работал практически как классик и чутко отзывался на все новые веяния.

Давид Тухманов и Валерий Ободзинский

В конце 60-х – начале 70-х шла работа над самым известным альбомом Давида Федоровича Тухманова «По волне моей памяти». Этот же период тесно связан с именем уникального артиста Валерия Ободзинского.

В 1968 году Тухманов в сотрудничестве с поэтом Гаджикасимовым создают «Восточную песню». Когда она прозвучала по радио в передаче «С добрым утром!» — страна буквально «заболела» этим лирическим шлягером. Она звучала отовсюду, под нее танцевали и делали признание в любви. Голос Ободзинского завораживал, проникал в потайные уголки души, будил самые лучшие, самые нежные чувства.

Давайте послушаем «Восточную песню», окунемся еще раз в ту неповторимую атмосферу, когда хотелось любить и верить, сомневаться и грустить одновременно.

Несколько лет спустя текст другой знаменитой песни для Валерия написала Татьяна Сашко. Незабываемые, неповторимые, непостижимые по силе эмоционального воздействия «Эти глаза напротив».

А потом начались проблемы. В начале 70-х изменилось руководство Гостелерадио, и в верхах пришли к мнению, что на телевидении и радио у нас «слишком много» людей с еврейскими фамилиями. И начали принимать меры, чтобы таких лиц стало поменьше. «Операция деевреизация» удалась, что больно ударило по судьбам многих талантливых сочинителей и исполнителей.

Под этот «каток» попал и Ободзинский. К тому же, он изначально раздражал начальство своим особым голосом, непохожей на других манерой исполнения.

Если добавить к прочему еще и увлечение певца алкоголем, то финал видится вполне «закономерным». С середины 70-х Тухманов прекратил с ним сотрудничество.

Не станем здесь углубляться в конкретные причины их расставания, это длинная и печальная история.

«По волне моей памяти» и «День Победы»

До сих пор ценители советской эстрады слушают альбом Тухманова «По волне моей памяти». Он был создан в 1976 году, но первый тираж, уверяют знатоки, не успел даже дойти до прилавков магазинов, по пути ускользнул на черные рынки крупных городов.

Это были 10 композиций, написанных на основе шикарного литературного материала, на стихи классиков разных времен и народов. Самой незатейливой мелодией обладал абсолютный хит «Из вагантов». Создан он был на основе вольного перевода Льва Гинсбурга песенки вагантов (бродячих средневековых музыкантов). Исполнил его Игорь Иванов при вокальной поддержке группы «Надежда».

Вот он, этот шлягер, гремевший в 70-е буквально из каждого окна.

Альбом выходил и на виниле, и в формате компакт-диска, у нас и за рубежом.

Другие его составляющие, ушедшие в народ: «Из Сафо» (в исполнении самого Тухманова), «Доброй ночи», «По волне моей памяти», «Сердце мое, сердце» и пр.

Главным достижением альбома «По волне моей памяти» Давид Тухманов считал новый подход к классике, которую ему удалось озвучить более современно, понятно новому поколению.

В 1975 году над страной прокатился настоящий гимн нашей великой Победе, песня на стихи Владимира Харитонова. Сейчас это кажется невероятным, но поначалу «День Победы» критиковали за «легкомысленность» текста и мелодии, не пускали в эфир. Решительный и смелый шаг предпринял Лев Лещенко. Он спел новое сочинение на концерте в честь Дня милиции.

Перед этим пришлось достаточно долго «обхаживать» Чурбанова, зять Брежнева тогда стоял во главе МВД. Наконец, тот согласился на эксперимент. А концерт шел вживую, что и тогда было большой редкостью: обычно такие мероприятия показывали в записи. И все получилось, песню признали и полюбили, в первую очередь, она пришлась по сердцу ветеранам.

На излете советской эпохи

В конце 70-х и 80-е годы талант композитора засиял новыми гранями. Появляются новые исполнители: Александр Барыкин, Яак Йоала, Николай Носков, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина. Зазвучали такие песни Давида Тухманова как «Родина моя», «Олимпиада-80», «Так не должно быть»…

Издаются новые альбомы, в которых творец с успехом применяет современные ритмы и использует электронные синтезаторы. Отдельная строка в его биографии – сотрудничество с «Электроклубом», с солистами Ириной Аллегровой и Игорем Тальковым, а позже и с Виктором Салтыковым.

«Чистые пруды» на стихи Леонида Фадеева – как раз один из плодов того творческого содружества.

Но и в это время Тухманов не перестает экспериментировать с жанрами. В 1989 году рождается мюзикл «Багдадский вор», это результат творческого союза с поэтом Юрием Энтиным. В следующем году он был поставлен в Свердловском театре музкомедии и в столичном «Сатириконе».

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Германия, возвращение и новая чужбина

В 1991 году он неожиданно для всех уехал в Германию. Не зная немецкого, работал тапером в ресторанах, исполнял музыку по заказам подвыпивших бюргеров. Не чурался любой работы: переписывал ноты в библиотеке, а позже занялся реставрацией одной из старинных опер Оффенбаха. Ее считали утраченной и случайно обнаружили в архивах.

До сих пор он вразумительно не пояснил, чем же был вызван тогдашний его отъезд на Запад. Хотя связей с Родиной Давид Тухманов никогда не терял: писал музыку к разным фильмам, спектаклям. Появилось и направление, связанное с оформлением детских театральных шоу и репертуаром детских ансамблей.

В 1997-м состоялось возвращение, появились новые интересные формы работы, например, музыка для Всемирных Олимпийских Юношеских Игр, что состоялись в Москве в 1998-м. Или саундтрек к спектаклю «Мадлен, спокойно!» — его он сочинил для Людмилы Гурченко. Он вновь обращается к жанру баллад, работает в классическом стиле, создает циклы камерной музыки, произведения на стихи любимого Пушкина.

Звание народного артиста России ему присвоили в 2000-м в честь 60-летия, тогда же состоялся цикл юбилейных концертов с участием самых известных исполнителей. Его авторские концерты «Притяжение любви» вновь собрали почитателей таланта композитора в 2004-м.

Самым значимым трудом этого периода он считает оперу «Царица», посвященную правлению Екатерины Великой. Тухманову интересен сам образ Екатерины, хотя для создания либретто драматургу Юрию Ряшенцеву пришлось перелопатить огромную массу материала. В 2009-м оперу триумфально представили на лучших сценах обеих столиц.

Ему оказали честь, избрав в члены Патриаршего совета по культуре, где Давид Федорович активно работает с 2010 года.

Немного о личной жизни композитора

Эту сторону жизни композитор старательно оберегает от посторонних глаз. Двадцать лет длился его брак с Татьяной Сашко, у супругов есть общая дочь. Потом он недолго стоял в браке с некоей Натальей.

Когда композитор уехал в Германию, вторая жена попросту выписала его из пятикомнатной столичной квартиры. Была судебная тяжба, где его поддержала Татьяна, первая жена.

Суд принял решение в пользу истца, но Наталья это постановление не сочла нужным исполнять, бывшего супруга и на порог не пустила.

Почему-то разладились и отношения с Сашко, и даже с дочерью. Давид Федорович считает неэтичным прилюдно обсуждать эту тему, все нюансы взаимных обид и претензий они решили оставить «за скобками» публичности.

С нынешней супругой, гражданкой Израиля Любовью Викторовной, он познакомился давно, еще в 1991-м, в Германии. Она певица и пианистка. Поэтому основную часть времени они сейчас проживают в Израиле.

Но, по сути, за последние десятилетия Тухманов стал космополитом: он довольно часто приезжает в Россию, бывает и в своем третьем доме, так что и Центральная Европа для него стала привычным местом обитания.

Дорогие читатели, читая статью, вы, наверное, вспомнили свои заветные мелодии Давида Тухманова, любимых исполнителей. У многих из вас есть и какие-то очень личные истории, связанные с ними.

Если можно, поделитесь с читателями блога этими рассказами. Давайте вместе еще раз окунемся в атмосферу той неповторимой эпохи, которой композитор Тухманов добавил солнечных эмоций.

Я благодарю Любовь Миронову за помощь в подготовке статьи.

И если вы любите музыку, приглашаю вас почитать другие статьи в нашей рубрике. Перейти в рубрику «О влиянии музыки на человека» можно, кликнув по кнопке ниже.

Статьи о музыке и музыкантах

Всем прекрасного настроения, простых радостей жизни и, конечно, здоровья!

Сырные булочки к завтраку от Гордона Рамзи или НЕбезумное чаепитие с Алисой в Стране чудесЦелитель баданДомашняя аптечкаОказание первой помощи при кровотеченияхЖивица кедроваяКак улучшить зрение в домашних условиях

Источник: https://irinazaytseva.ru/david-tuxmanov.html

Его адрес — Советский Союз

Существует такая расхожая фраза: «Если бы он написал только одну эту песню, то его уже стоило бы считать великим композитором». В данном случае речь о замечательном композиторе Давиде Тухманове и его песне «День Победы».

Но Тухманов не аргентинка Консуэло Веласкес, за всю свою жизнь написавшая всего лишь одну песню — «Besame Mucho». На счету Давида Федоровича сотни супершлягеров, несколько сольных, причем концептуальных альбомов, две оперы.

Это композитор от Бога, милейший и очень скромный человек, обладатель звания Народного артиста Российской Федерации. Причем вполне заслуженно.

Это именно Давид Тухманов написал такие популярнейшие до сих пор песни, как «Как прекрасен этот мир», «Мой адрес — Советский Союз», «Аист на крыше», «Белый танец», «Вечная весна», «Дадим шар земной детям», «Чистые пруды», и массу других.

Пели их лучшие исполнители Советского Союза и нынешней России — София Ротару, Лев Лещенко, Ирина Аллегрова, Валерий Ободзинский. Последнего сделала любимцем всех женщин СССР песня «Эти глаза напротив», написанная Тухмановым на слова его первой жены Татьяны Сашко.

А вот первая песня, которая прославила имя самого Давида Федоровича, была задорная «Последняя электричка» на слова Михаила Ножкина. Сегодня его песни поют Филипп Киркоров, Витас, Иосиф Кобзон, Николай Басков, Григорий Лепс, Ирина Аллегрова, группа «Серебро»… На его счету 5 сольных альбомов, выпущенных в середине 70-х годов. Наиболее популярные это, конечно, «Как прекрасен мир» и «По волне моей памяти», не только звучащие до сих пор в эфире, но и неоднократно перезаписанные современными исполнителями в новой аранжировке. Продюсером альбома выступил Александр Цекало.

Давид Тухманов. Фото с сайта http://static1.repo.aif.ru/

Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Его отец, Федор Давидович Тухманов, армянин по национальности, корнями из знатного армянского дворянского рода Туманянов, отпрысков князей Мамиконянов-Дсехских, был инженером.

Мать — Карасева Вера Анатольевна, профессиональный музыкант. Свое обучение музыке он начал под руководством матери, а затем поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. Уже тогда он написал пьесы для фортепиано, вокальные произведения — романсы, баллады.

После окончания школы поступил на композиторское отделение музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных.

Дипломной работой композитора была оратория «За далью даль», а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (кстати, первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский).

Работать в жанре песни композитор начал в 1960-е годы. Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» (автор слов Михаил Ножкин) Тухманов написал еще будучи студентом института в 1961 году. Лишь в 1966 году ее исполнил певец Владимир Макаров, открыв композитору дорогу на телевидение.

В 1972 году Давид был удостоен премии Московского комсомола за песни гражданской темы — «День без выстрела», «Мы большая семья», «Земля черна» и другие.

Читайте также:  Светлана абрамова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1972 году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором композитор впервые попытался объединить песни в один концептуальный альбом.

Сам Давид Федорович позже признавался, что все его пластинки — это эксперименты над музыкой в стремлении создать что-то новое, необычное.

Одновременно Тухманов писал песни для вокально-инструментальных ансамблей «Веселые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», при этом специально усложнял аранжировки эстрадных песен.

Обложка пластинки

В 1975 году появляется диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов. В записи приняли участие молодые, неизвестные в то время певцы Александр Барыкин, Сергей Беликов, Мехрдат Бади, Игорь Иванов.

Пластинка более четко представляла собой сюитную работу с применением рок-музыки и классики. Это было нечто необычное, новое для строгой советской эстрадной сцены.

Неудивительно, что альбом был моментально распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров.

Ну и наконец, пик творчества — 1975 год. В этом году он написал бессмертную песню «День Победы». Сначала её не брали на ТВ и радио, сочтя музыку Тухманова фокстротом, а стихи легкомысленными. Тем не менее Лев Лещенко без разрешения сверху исполнил песню на концерте ко Дню милиции, буквально сделав ее символом победы и хитом навсегда.

Всем песням композитора свойственны мелодизм, яркие аранжировки и безукоризненное исполнение. В нихх тесно переплетались классическая музыка, хард-рок, симфония и все остальные тогда существующие направления музыкальной индустрии в мире. Была еще пластинка 1982 года «НЛО», записанная с группой «Москва», — чистый хард-рок, на стихи поэтов-классиков.

В середине 80-х Давид Федорович создает новую группу «Электроклуб», где начинали петь Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Затем появился Виктор Салтыков, что добавило группе популярности у молодежи. Но со временем Тухманов отдаляется от эстрады и начинает работать в жанре камерной музыки.

В конце 80-х он написал мюзикл «Багдадский вор», а через год-два уехал в Германию, где прожил 4 года. Вернувшись в Россию, он стал работать над детским репертуаром. В 2000 году состоялся его сольный большой авторский концерт, посвященный 60-летнему юбилею композитора.

Тогда же ему было присуждено звание Народного артиста России.

В 2005 году произошел очередной резкий поворот в судьбе композитора — он уезжает на ПМЖ в Израиль, г. Кирьят-Оно, со своей третьей женой Любовью Викторовной. В том же году он закончил работу над своей оперой «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»; либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди).

Премьера с успехом прошла 22 июля 2009 года на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга. В этом же году состоялась московская премьера оперы, спектакли прошли на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Потом последовали премьеры в Краснодаре и на новой сцене Большого театра в Москве силами театра «Геликон-Опера».

Давид Федорович в оперном театре. Фото с сайта Colta.ru

Около двадцати лет, с середины 1960-х годов, Давид Тухманов был женат на певице и поэте-песеннике Татьяне Сашко, которая фактически в течение всего этого времени была его продюсером. В этом браке родилась единственная дочь композитора. После развода с Татьяной Тухманов женился вторично.

Во время длительного отъезда в Германию его вторая жена Наталья выписала его из пятикомнатной московской квартиры. Тухманов обратился с иском против жены в суд, где его доверенным лицом была бывшая жена Татьяна Сашко. С ней и их общей дочерью композитор не общается.

В 1991 году в Германии Давид Тухманов познакомился со своей третьей женой — пианисткой и певицей Любовью.

В свободное время Давид Федорович любит мастерить что-то руками, чинить приборы в доме, хотя мастером на все руки себя не считает — так, просто чтобы не вызывать по любому поводу мастера.

А вообще он большой любитель всякой электроники, у него дома большая студия, напичканная разной новейшей электронной техникой, где он проводит много часов в день, работая сегодня в основном над классической музыкой.

А ведь в детстве он мечтал стать летчиком-истребителем. Но судьба повернулась иначе, ..к счастью для любителей музыки.

Источник: http://barev.today/news/davidtukhmanov

Давид Тухманов

В 2004 году на сцене Государственного Кремлевского дворца прошли авторские концерты композитора «Притяжение любви». В конце 2005 года Д. Тухманов закончил работу над оперой «Екатерина Великая» (либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди).

Родился 20 июля 1940 года в Москве. Отец – Тухманов Федор Давыдович (1903 г. рожд.), инженер. Мать – Карасева Вера Анатольевна (1903 г. рожд.), музыкант, композитор.

Давид Тухманов начал занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери (первое самостоятельное музыкальное произведение – «лезгинку» – создал в 4-летнем возрасте), а затем поступил в Музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, в класс фортепиано; его первой учительницей была Е. Эфруси.

Елена Фабиановна Гнесина принимала участие в судьбе Давида и всячески поощряла его стремление сочинять музыку. Первыми опытами были пьесы для фортепиано, вокальные произведения – романсы, баллады.

Начиная с 7-го класса школы он регулярно занимался по композиции и теории музыки у замечательного музыканта Льва Николаевича Наумова.

По окончании школы-десятилетки в 1958 году Д. Тухманов поступил на композиторское отделение музыкально-педагогического института имени Гнесиных, где учился в классе Ф.Е. Витачека, и который окончил в 1963 году.

Дипломной работой композитора стала оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский). После окончания института Д.

Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, где руководил оркестром.

Работать в жанре песни композитор начал в 1960-е годы, его произведения исполнялись эстрадными певцами, звучали по радио. Стали известными песни «Последняя электричка», «Я люблю тебя, Россия», «Как прекрасен этот мир», «Гуцулочка» и др. В 1972 году композитор был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской темы – «День без выстрела», «Мы большая семья», «Земля черна» и др.

В 1970-е годы Д.

Тухманов создал ряд песен, ставших всенародно популярными: «Вечная весна», «Наши любимые», «Восточная песня», «Белый танец», «Притяжение Земли», «Соловьиная роща», «Родина моя», «Эти глаза напротив», «Мой адрес – Советский Союз», «Ненаглядная сторона» и множество других… Эти песни звучали как в исполнении самых известных певцов, так и начинающих свою карьеру молодых исполнителей, к которым Д. Тухманов относился с большим вниманием, веря в их будущее, часто разделяя с ними первые трудности. Среди этих имен В. Ободзинский, Н. Бродская, Л. Лещенко, В. Леонтьев, А. Барыкин.

В 1973 году выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором композитор впервые попытался объединить песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей – А. Градского, Л. Бергера, Н. Бродской, Г. Ненашевой.

Спустя два года появляется диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов, с участием молодых, не известных в то время певцов, где в полной мере была осуществлена идея альбома-сюиты с применением новых музыкальных средств. В 1977 году Д. Тухманову присуждена Премия Ленинского комсомола за песню «День Победы» и цикл «Военные песни» на слова Вл.

Харитонова. В 1980 году композитор награжден орденом Дружбы народов. В 1983 году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1980-е годы Д. Тухманов продолжает заниматься песенным творчеством, работая с известными исполнителями – И. Кобзоном, С. Ротару, В. Леонтьевым, Л. Сенчиной, Я. Йоалой, С. Захаровым, а также с популярными ансамблями – «Веселые ребята», «Самоцветы» и др.

Появляются песни: «Дадим шар земной детям», «Олимпиада-80», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Напрасные слова», «Кони в яблоках» и т.д. Для записи своего альбома «Н.Л.О.» Д. Тухманов собирает группу «Москва», солистом которой был Николай Носков.

В конце 1980-х годов композитор руководит популярной группой «Электроклуб», в состав которой входили И. Аллегрова, И. Тальков, В. Салтыков.

В 1989 году в содружестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным написан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году в московском театре «Сатирикон» и одновременно в Свердловском Театре музыкальной комедии. Начиная с 1995 года, после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Д.

Тухманов начинает активно работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Ю. Энтиным написаны песенные циклы: «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», изданные в нотных сборниках, на компакт-дисках и аудиокассетах. Д.

Тухманов написал гимн детского фестиваля мультфильмов «Золотая рыбка».

В 1998 году Д. Тухманов приглашается к музыкальному руководству и написанию музыки для Всемирных Олимпийских Юношеских Игр в Москве, и такую же работу он проводит в подобной акции в июне 2002 года.

В 2000 году композитор отметил свой 60-летний юбилей большими авторскими концертами в ГЦКЗ «Россия» с участием многих звезд отечественной эстрады.

В том же году ему было присвоено звание народного артиста России.

Д. Тухманов награжден почетным знаком Российского Фонда общественного признания. В июне 2003 года композитору присуждена Государственная премия Российской Федерации в области эстрадного искусства. Осенью 2001 года состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Д. Тухманов написал специально для Людмилы Гурченко.

В июне 2003 года в Московском театре сатиры прошла премьера комедии «Слишком женатый таксист», музыка к которому написана Д. Тухмановым. В 2002 году для празднования Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске он создает ораторию «Легенда о Ермаке» для большого хора, солистов и оркестра. Д.

Тухманов создавал музыкальное оформление празднования Дня независимости России на Красной площади в Москве в 2003 и 2004 годах.

https://www.youtube.com/watch?v=LSFm_yww93Q

В области камерной музыки композитором созданы циклы баллад и романсов: «Квадратные окошки» на стихи Иннокентия Анненского, «Сон Себастиана» на стихи австрийского поэта Георга Тракля, поэма для скрипки и оркестра «Святая ночь». Одна из новых работ – музыкально-поэтическая программа «Танго снов Бориса Поплавского».

В 2004 году на сцене Государственного Кремлевского дворца прошли авторские концерты композитора «Притяжение любви». В конце 2005 года Д. Тухманов закончил работу над оперой «Екатерина Великая» (либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди).

Интересы Д. Тухманова самые разнообразные. Любимые писатели – Гоголь, Кафка, Т. Манн, Булгаков, В. Пелевин; композиторы – Глинка, Штраус, Малер, Моцарт, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Шенберг. Давид Федорович – любитель живописи, часто посещает художественные галереи, любит путешествовать.

Живет и работает в Москве.

Источник: http://facecollection.ru/people/david-tuhmanov

УчПортфолио.ру

Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Его отец, армянин Тухманов Фёдор Давидович — инженер; мать, Вера Карасёва — музыкант, композитор

Начал свои занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в музыкальную школу 10-летку им. Гнесиных по классу фортепиано; его первой учительницей была Е. Эфрусси.

Елена Фабиановна Гнесина принимала участие в судьбе Давида и всячески поощряла его стремление сочинять музыку. Первыми опытами были пьесы для фортепиано, вокальные произведения — романсы, баллады.

Начиная с 7-го класса школы были регулярные занятия по композиции и теории музыки с замечательным музыкантом Львом Николаевичем Наумовым.

По окончании 10-летней школы в 1958 году, Д. Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных, где учился в классе Ф. Е. Витачека, и который окончил в 1963 году.

Дипломной работой композитора была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский). После окончания института Д.

Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле Песни и Пляски МВО, где руководил оркестром.
 

Работать в жанре песни композитор начал в 1960-е годы. Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» (автор слов Михаил Ножкин) написал ещё будучи студентом института в 1961 году.

Лишь в 1966 году её исполнил певец Владимир Макаров, открыв дорогу Тухманову на телевидение.

Позже Давид Фёдорович перешёл к написанию цикла патриотических песен, из которых известными стали «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз» и другие.
 

 

В 1972 году композитор был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской темы — «День без выстрела», «Мы большая семья», «Земля черна» и другие.

В 1972 году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором композитор впервые попытался объединить песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей — А. Градского, Леонида Бергера, В. Ободзинского, Н. Бродской, Г. Ненашевой, ансамбля «Веселые ребята».
 

Получилась пластинка, объединённая по принципу сюиты, иными словами, с чётко выстроенной концепцией. Сам Давид Фёдорович позже признавался, что все его пластинки — это эксперименты над музыкой в стремлении создать что-то новое, необычное. Одновременно Тухманов активно сотрудничает с ВИА «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», усложняя аранжировки эстрадных песен.
 

 

В 1975 году появляется диск «По волне моей памяти» написанный на стихи классических поэтов.

В записи приняли участие молодые, неизвестные в то время певцы (Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Мехрдат Бади).

Данная пластинка более чётко представляла собой сюитную работу с применением рок-музыки, классики. Неудивительно, что альбом был быстро распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров.
 

 

Также 1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Песню сначала не брали на ТВ и радио, сочтя музыку Тухманова фокстротом, а стихи Харитонова легкомысленными. Тем не менее Лев Лещенко без разрешения исполнил песню на концерте ко Дню милиции, чем буквально возродил песню.
 

Созданным в период с 1976 по 1985 годы шлягерам свойственны мелодизм, яркие аранжировки и безукоризненное исполнение.

Такие песни, как «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Родина моя», «Там в сентябре», «Как жаль» — вершины мастерства Тухманова, где переплелись классическая музыка, хард-рок, симфония и все тогда существующие направления музыкальной индустрии в мире.

Тухманов открыл дорогу в будущее таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йоала, Филипп Киркоров
 

Пластинка 1982 года «НЛО», записанная с группой «Москва» — чистый хард-рок, написанный на стихи поэтов-классиков.

Альбомы 1985 года «Ступени» и «Сама любовь» в очередной раз доказывают умение Тухманова написать яркие мелодии с применением электронных синтезаторов.

В 1986 году Тухманову предлагают вести проект «Электроклуб», куда входили солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Несмотря на прекрасные песни, Давид Тухманов считает «Электроклуб» коммерческим проектом.

Читайте также:  Анна леопольдовна (княгиня) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Виктор Салтыков добавил группе популярности у молодёжи.

Постепенно Давид Федорович отдаляется от эстрады, в основном работая в жанре камерной музыки, хотя по словам Александра Градского, ещё в 1974 году во время экзаменов в Гнесинский институт, он исполнял камерные творения Тухманова на стихи Генриха Гейне.

В 1989 году в содружестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году в московском театре «Сатирикон» и одновременно в Свердловском театре музкомедии.

В 1991 году уехал жить в Германию.

Начиная с 1995 года, после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Д. Тухманов начал активно работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Ю.

Энтиным написаны песенные циклы: «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», изданные в нотных сборниках, на компакт-дисках и аудиокассетах. Д.

Тухманов написал гимн детского фестиваля мультфильмов «Золотая рыбка».

В 1997 году Д. Тухманов вернулся в Россию. Компакт-диски, записанные в Европе, отличаются очень хорошим качеством ремастеринга с виниловых пластинок.

В 1998 году он приглашался к музыкальному руководству и написанию музыки для Всемирных Олимпийских Юношеских Игр в Москве, и такую же работу он проводил в подобной акции в июне 2002 года.

В 2000 году композитор отметил свой 60-летний юбилей большими авторскими концертами в ГЦКЗ «Россия» с участием многих звёзд отечественной эстрады. Это время стало своеобразным взлётом: Тухманов доказал, что ремиксы на свои старые песни может делать по-прежнему профессионально. Пример тому — хит Софии Ротару «Магазин Цветы». Тогда же ему было присвоено звание Народного артиста России.

Осенью 2001 года состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Д. Тухманов написал специально для Людмилы Гурченко.

В 2002 году для празднования Дня славянской письменности и культуры в г. Новосибирске Д. Тухманов создал ораторию «Легенда о Ермаке» для большого хора, солистов и оркестра.

В июне 2003 года в московском театре сатиры состоялась премьера комедии «Слишком женатый таксист», музыка к которому была написана Д. Тухмановым.

Д. Тухманов создавал музыкальное оформление празднования Дня независимости России на Красной площади в Москве в 2003 и 2004 годах.

В области камерной музыки композитором созданы циклы баллад и романсов: «Квадратные окошки» на стихи Иннокентия Анненского, «Сон Себастиана» на стихи австрийского поэта Георга Тракля, поэма для скрипки и оркестра «Святая ночь». Одна из новых работ — музыкально-поэтическая программа «Танго снов Бориса Поплавского».

В 2004 году на сцене Государственного Кремлевского дворца прошли авторские концерты композитора «Притяжение любви».

С 2005 года проживает в Израиле, г. Кирьят-Оно, с женой Любовью Викторовной.

В конце 2005 года Д. Тухманов закончил работу над оперой «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»;либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди); написал песню «Астана» на стихи поэта Б. Канапьянова.

В 2008 году создал цикл на стихи А. С. Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко, а также с молодым певцом Витольдом Петровским.
 

Премьера оперы Д. Тухманова «Царица» с успехом прошла 22 июля 2009 года на сцене Александринского театра (Санкт-Петербург). 25 ноября состоялась московская премьера оперы, спектакли прошли на сцене Государственного Кремлевского дворца.

В 2009 году фирма «Бомба-Мьюзик» выпустила два DVD-видеодиска с архивными материалами на музыку Давида Федоровича. В 2010 году «Бомба-Мьюзик» издала аудиоальбом Д. Тухманова «Танго снов Бориса Поплавского».

19 и 21 марта 2010 года опера «Царица» прошла на сцене Музыкального театра «Премьера» в г. Краснодаре. В юбилей композитора, 21 июля 2010 года, театр «Геликон-Опера» представил оперу «Царица» на новой сцене Большого театра в г. Москве. Написание оперы было приурочено к подготавливаемому юбилейному празднованию 400-летия Дома Романовых (1613—2013) в России и за её пределами.

С 26 июля 2010 года Тухманов — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)

30 июля 2010 года вечер на фестивале «Новая волна» в Юрмале был посвящён Давиду Тухманову.

В настоящее время Д. Тухманов живёт в Израиле, работает в России и за границей.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Источник: http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1872

Тухманов Давид Федорович: биография, личная жизнь, фото, национальность

Искусство и развлечения 26 апреля 2016

Знаменитый российский композитор Давид Федорович Тухманов известен в первую очередь своим песенным творчеством. Однако в его композиторском наследии немало других интересных работ и достижений. Песни Тухманова не теряют популярность несколько десятилетий, их считают за честь исполнять лучшие певцы страны.

Детство и семья

Тухманов Давид Федорович, будущий композитор, родился 20 июля 1940 года в Москве. Мама Давида была музыкантом, композитором и с детства развивала у сына музыкальные способности.

Под ее руководством мальчик с 4 лет начал осваивать фортепиано и уже в это время создал первое самостоятельное произведение – лезгинку. Отец мальчика инженер, родом из Армении. Поэтому Тухманов Давид Федорович национальность свою называл смешанной — русско-армянской.

С детства путь мальчика был предопределен, настойчивость мамы и природные музыкальные способности не давали Давиду возможности избрать иной жизненный путь.

Годы учебы

В 1948 году Тухманов Давид Федорович поступает в музыкальную школу имени Гнесиных на класс фортепиано. Его первой учительницей стала Е. Эфрусси, но и основательница школы Елена Фабиановна Гнесина принимала деятельное участие в образовании мальчика.

Именно она видела в нем больше композитора, чем исполнителя, и всячески поощряла его сочинительскую активность. Уже в начальных классах Давид создает первые музыкальные опусы: романсы, фортепианные пьесы, баллады.

В старших классах Тухманов занимается в классе композиции у выдающегося педагога школы Льва Николаевича Наумова.

В 1958 году Давид оканчивает школу. К этому времени он уже точно знает, кем хочет стать, и потому поступает в институт им. Гнесиных на композиторское отделение.

Его дипломная работа — оратория для хора, оркестра и солистов на текст поэмы А. Твардовского «За далью даль» — получила высочайшую оценку экзаменационной комиссии.

В 1963 году в стране появился новый дипломированный композитор – Давид Тухманов.

Профессиональный путь

После окончания института Тухманов Давид Федорович отправился служить в армию, где начал работать по профессии – он руководит своим первым коллективом, оркестром в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа. И в середине 60-х годов начинает свой путь в мир профессионального композиторства.

Его со студенческих времен влечет жанр эстрады, и он начинает писать музыку для песен, на этом поприще он прославился и стал зарабатывать на жизнь. Кроме этого Тухманов пробует себя в роли художественного руководителя различных коллективов.

Так, в 1986 году он встает во главе коммерческого проекта — становится руководителем группы «Электроклуб», где пели Ирина Аллегрова, Игорь Тальков, позже Владимир Салтыков. Но удовлетворения ему такая работа не принесла.

Постепенно у Тухманова нарастает потребность создать что-то серьезное, он вспоминает о своих опытах написания камерной музыки в институте. В разное время он создает циклы баллад и романсов на стихи известных поэтов: И. Анненского, Георга Тракля, Бориса Поплавского.

В 1989 году начинается сотрудничество композитора с театром. Вместе с детским поэтом Ю. Энтиным он пишет мюзикл «Багдадский вор», который ставят в московском театре «Сатирикон» и Свердловском театре музыкальной комедии.

Позже он пишет музыку для моноспектакля Людмилы Гурченко «Мадлен, спокойно!», для постановки «Женатый таксист» в Московском театре сатиры. Также Тухманов работал в кинематографе.

Он написал музыку более чем к 10 художественным картинам.

Начало перестройки было трудным временем для музыкантов, и Тухманов Давид Федорович, композитор некоммерческого направления в музыке, уезжает в Германию. Это становится неким творческим отпуском, в течение четырех лет он не пишет никаких произведений, переосмысливая свой творческий путь.

В 1995 году Тухманов возвращается в музыку уже как детский композитор. Он пишет репертуар для детских студий, хоров, танцевальных ансамблей. Вместе с Юрием Энтиным, который тоже живет в то время в Германии, он создает несколько циклов песен для детей: «Бяки-Буки», «Золотая горка», «Гоголь-Моголь-Дискотека».

В 1997 году Тухманов возвращается в Россию и вновь начинает работать на эстраде. Он пишет ремиксы своих старых песен, которые с успехом представляет в юбилейном концерте в 2000 году, с этого момента у его произведений начинается вторая жизнь.

В 21-м веке Тухманов дает много авторских концертов, работает в различных музыкальных шоу и в организации массовых праздников, например, он пишет музыку для Дня независимости России. Его произведения торжественно звучат на Красной площади. В 2005 году он заканчивает оперу «Царица» по либретто Ю.

Ряшенцева. Она будет с успехом идти на сцене санкт-петербургского Александринского театра, в музыкальном театре «Премьера» г. Краснодара, в московской «Геликон-опере». Тухманов продолжает активно работать и сегодня. Он участвует в фестивалях, пишет музыку для массовых мероприятий, дает концерты.

Эстрада как призвание

Главным делом жизни композитора Тухманова стала песня. Свою первую музыку для песни он пишет еще в 1961 году — это был хит «Последняя электричка» на стихи Михаила Ножкина.

В 60-х годах композитор пишет цикл патриотических песен, которые были чрезвычайно востребованы в свое время: «Мой адрес – Советский Союз», «Я люблю тебя, Россия», «День без выстрела», «Мы большая семья». За них он в 1972 году получает Премию Московского комсомола.

Но настоящую славу ему приносят популярные эстрадные композиции. Его песни поют звезды первой величины: Лев Лещенко, Галина Ненашева, Валерий Ободзинский, Александр Градский. При этом Тухманов всегда оставался композитором-экспериментатором. Так, пластинка «Как прекрасен этот мир» объединяет песни по принципу сюиты.

В 1975 году он выпускает экспериментальный альбом «По волне моей памяти» с песнями на стихи поэтов-классиков, в которой также применен сюитный принцип, и уже в то время видны элементы рок-музыки.

В 80-х годах он пишет сложные композиции, в которых переплетаются классические, народные и роковые элементы. Пластинка «НЛО» была результатом проб композитора в стиле хард-рок. В своем творчестве Давид Федорович сотрудничает с выдающимися певцами.

Он пишет целую программу для Софии Ротару, работает с Валерием Леонтьевым, помогает пробиться на сцену таким исполнителям, как Николай Носков, Александр Барыкин, Яак Йоала. Его песни не теряют актуальности и сегодня, их поют, аранжируют и помнят.

Лучшие произведения и дискография

Тухманов Давид Федорович, биография которого связана с эстрадой, написал более 210 песен. Среди них были композиции невероятной популярности.

В 1975 году Тухманов вместе с поэтом Владимиром Харитоновым пишут бессмертный хит «День Победы», который не сразу был принят цензурой, но постепенно стал одной из самых узнаваемых и исполняемых песен композитора. Всего композитор выпускает около 20 альбомов и сборников.

Среди них такие, как «По волне моей памяти», «Ступени», «Как прекрасен мир». Славу композитора-песенника ему принесли такие песни, как «Соловьиная роща», «В доме моем», «Восточная песня», «Ненаглядная сторона» и многие другие.

Награды

Тухманов Давид Федорович, фото которого редко мелькают в массовой прессе, не очень часто удостаивался наград. Он является кавалером Ордена дружбы, Ордена «За заслуги перед Отечеством», носит звание Заслуженного деятеля искусств РФ.

Интересные факты биографии

Тухманов Давид Федорович дважды писал музыку для церемонии открытия и закрытия Всемирных юношеских Олимпийских игр.

Для Дня славянской письменности в Новосибирске композитор написал ораторию «Легенда о Ермаке». Первую песню он написал еще в детстве, с тех пор это стало его призванием.

Музыкант очень любит литературу, его любимыми писателями являются Ф. Кафка, В. Пелевин, М. Булгаков, Н. Гоголь.

Личная жизнь

Тухманов Давид Федорович, личная жизнь которого нередко становится предметом сплетен, был трижды женат. От первого брака с Татьяной Сашко у него есть дочь. Второй брак закончился неприятным скандалом и судом за квартиру. Сегодня третья жена Тухманова постоянно проживает в Израиле, где ее регулярно навещает композитор, который живет и работает в Москве.

Источник: fb.ruБизнес
Вадим Дымов: биография, личная жизнь, фото

Этого известного российского предпринимателя, а возможно его продукцию, знают многие в нашей стране. Вадим Дымов — успешный бизнесмен. Ему принадлежат заводы, производящие колбасные изделия, книжные магазины, сеть рес…

Духовное развитие
Тамара Глоба: биография, личная жизнь, фото

Тамара Глоба, биография, личная жизнь которой очень насыщенны и неоднозначны, занимается астрологией, постоянно публикует прогнозы, пишет книги, выступает на телевидении.

Закон
Директор Федерального бюро расследований Эдгар Гувер: биография, личная жизнь, фото

Гувер Джон Эдгар (годы жизни — 1895-1972) — американский государственный деятель, который в течение почти полувека являлся директором Федерального бюро расследований. Он возглавлял его с 1924 по 1972 год, то есть до с…

Искусство и развлечения
Бортник Иван Сергеевич: биография, личная жизнь, фото и фильмография

В эпоху СССР Ивану Бортнику присвоили восемнадцатый актерский разряд. Этим разрядом обладал и великий Смоктуновский. Именно он в свое время назвал актера гением. Другой артист нарек его Тихой сапой. Он действительно в…

Искусство и развлечения
Алексей Ильин — актер сериала «Простые истины». Биография, личная жизнь, фото

Алексей Ильин – актер, одно существование которого опровергает знаменитую поговорку о детях гениев. Этот человек принадлежит к известной творческой династии, что не помешало ему построить самостоятельную карьеру…

Искусство и развлечения
Марианна Стриженова: биография, личная жизнь, фото

Марианна Стриженова – одна из самых красивых актрис советского кинематографа. У нее было множество поклонников, а именитые режиссеры заваливали артистку предложениями о сотрудничестве. Однако вскоре в ее жизни н…

Искусство и развлечения
Дубовицкая Регина: биография, личная жизнь, фото

Нашей сегодняшней героиней является бессменная ведущая «Аншлага» Дубовицкая Регина. Биография, год рождения, семейное положение – все это интересует ее поклонников. Вас тоже? Тогда рекомендуем прочес…

Искусство и развлечения
Актер Мохов Александр: биография, личная жизнь, фото. Лучшие роли

Мохов Александр – талантливый актер, к 52 годам успевший сняться более чем в 70 фильмах и сериалах. Заслуженного артиста России зрители знают по таким картинам, как «Сибирский цирюльник», «Дом …

Искусство и развлечения
Сергей Дягилев: биография, личная жизнь, фото

Как известно, начало 20 века стало временем триумфа русского балета во всем мире, и в этом неоценима заслуга Сергея Дягилева. Его личная жизнь не раз становилась предметом горячих обсуждений в обществе. Однако этому ч…

Искусство и развлечения
Сергей Захаров — певец из 70-х. Биография, личная жизнь, фото

Сергей Захаров – певец, заявивший о себе в 70-е годы прошлого столетия. Яркий, многогранный талант позволил ему побеждать в многочисленных конкурсах, получить звание народного артиста РФ и почетные награды, сред…

Источник: http://monateka.com/article/122464/

Ссылка на основную публикацию