Гейдар джемаль — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Гейдара Джемаля

Гейдара Джемаля

Гейдар Джахидович Джемаль GeidarDzhemal.jpeg Москва, 1 апреля 2010 года Род деятельности: философ-оккультист, общественный деятель, идеолог политического ислама. Дата рождения: 6 ноября 1947 Место рождения: Москва, СССР Гражданство: СССР Россия Мать: Ирина Игоревна Шаповалова Дети: сын:Орхан

дочь: Каусар

Гейдар Джахидович Джемаль азерб. Cəmal Heydər Cahid oglu (6 ноября 1947, Москва) — российский исламский деятель, радикальный и маргинальный философ-оккультист и общественный деятель.

Председатель Исламского комитета России; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); член координационного совета Левого фронта России; депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации. По вероисповеданию — мусульманин шиит.

, но «специалисты по исламу немало удивлялись тому обстоятельству, что, называя себя шиитом, Гейдар Джемаль очень положительно отзывается о салафизме и нередко озвучивает его идеологические установки».

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье художника и профессональной наездницы, заслуженного мастера спорта. Его отец Джахид Джемаль — азербайджанец по национальности, а мать — Ирина Шаповалова —русская (ее дед кавказец, а мать русская).

По отцу Джемаль происходит из бекской семьи Нагорного Карабаха, которая по линии ханов Сарыджалинских восходит к карабахскому хану Панах Али-хану, а дед по матери Игорь Шаповалов был директором Малого театра. Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию.

Спустя несколько лет, уже с третьим мужем вернулась в Москву, где работала в Уголке Дурова. Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.

В 1965 году, после окончания школы, при содействии деда, Гейдар поступил в один из самых престижных вузов Москвы — Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «за буржуазный национализм».[8] Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина».

Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильей Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир».

Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968-го с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).[9]

К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.

С 1979 года был активистом подпольного всесоюзного исламского движения. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок, группировавшийся вокруг Евгения Головина. Кружок впоследствии наименовал себя «Чёрный орден SS», причём Головин считался его рейхсфюрером[10][11][12][13][14][15][16].

В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», но менее чем через год с ним же был изгнан за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым»[17][18].

В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал информационный центр «Таухид». С 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»).

С 1993 по 1996 годах Гейдар Джемаль вёл несколько телепрограмм, посвященных исламской проблематике («Ныне», «Минарет» и т. д.). В 1998 году Гейдар Джемаль посетил с циклом лекций ЮАР.

В 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт-Петербурге он выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.

В 2001 году Джемаль возглавил проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов.

Позиционирует себя как выразителя интересов и мнений всей мусульманской общины России, несмотря на то, что большинство российских мусульман, а также наиболее видные мусульманские лидеры России, такие как Талгат Тадзетдинов и Равиль Гайнутдинов, не считают его таковым.[19]

10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Философия и взгляды

Философские взгляды Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм[источник не указан 314 дней]. Марксизм и ислам совпадают в моменте эсхатологии, причем мессианскую роль пролетариата играет умма (исламское сообщество).

Современный мир, пришедший на смену империализму, Джемаль именует мондиализмом, где основным противоречием является конфликт транснациональных корпораций против администрации США.

Транснациональные корпорации образуют сверхэлиту, корни которой уходят в европейские (прежде всего, британские) аристократические семьи.

События 11 сентября он трактует как грандиозную провокацию сверхэлиты против США и исламского мира, напоминая, что Усама бин Ладен и талибы — это «креатуры ЦРУ». Сионизм и КГБ считает инструментами, в равной мере приводящими сверхэлиту к господству над планетой.

В философии религии он, опираясь на традицию немецкого романтизма, различает религию пророков (религию пассионарного взрыва и энтропии) и религию жрецов.

Пророки авраамической традиции начинали с критики традиции, тогда как жрецы всегда являются яростными апологетами традиции. Истинная религия — это религия веры (проекта) и смерти. Однако не все течения ислама Джемаль принимает.

Он отвергает суфизм, хашимитский ислам арабского истэблишмента и «господство тюркской стихии», приведшей к застою.

Антропология Джемаля базируется на дихотомии божественной искры и «глины» в человеке.
Апология ваххабизма и терроризма

По поводу захвата террористами Шамилем Басаевым, Асланбеком Абдулхаджиевым и Асланбеком Исмаиловым больницы в Будённовске, Гейдар Джемаль сказал, что «Басаев действовал адекватно, захватывая заложников в Буденновске» [20].

Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура», на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», он ответил: «Шахиды — это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано…»[21].

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова, что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан, утверждая:
« «Здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны, когда нет фронта и тыла.

Американская авиация бомбила всю Германию вдоль и поперёк, не различая военные и гражданские объекты, аналогичным образом она вела себя во Вьетнаме и Ираке.

То есть это современный подход к войне, когда весь субъект истории, весь субъект политики вовлечен в боевые действия и несет ответственность за свое участие в войне, независимо от того, сколько лет составной части этого субъекта и какого она пола» [22]. »

В ваххабизме, Гейдара Джемаль видит движение, ведущее к модернизации кавказского общества, а в перспективе и всей России[23].

По его словам, «ваххабизм — это прежде всего борьба против традиционной кланово-племенной структуры», и «сегодняшние исламские силы, которые ведут против него („архаичного кавказского общества“) борьбу, представляют собой антиархаическую, новую модель исламского эгалитарного сознания. Это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе»[24].

Его высокие отзывы о «исламски мыслящих» чеченских боевиках и « подлинных носителях салафитского чистого ислама» в интервью газете «Новые Известия» вызвали вопрос интервьюера: «В вашем изложении представители исламского сопротивления, в отличие от „криминал-националов“, просто рыцари без страха и упрека.

А что вы скажете об Арби Бараеве, который называл себя ваххабитом и в то же время прославился как один из крупнейших торговцев людьми?» На это последовал ответ, что Бараев был агентом российских спецслужб, и именно этим объясняется его низкий моральный уровень. На вопрос же о связи ваххабизма с терроризмом Джемаль ответил критикой «антитеррористической истерии, нагнетаемой властью»[25]

Гейдар Джемаль активно приветствовал появление в среде исламских террористов Саида Бурятского (Александра Тихомирова), что по его мнению свидетельствовало об интернационализации борьбы кавказских муджахедов и появление некоего Интернационала исламской революции в России[23]. После того, как в сентябре 2009 года появилось ложное сообщение об убийстве Саида (прославившегося к тому времени рядом крупных терактов), Гейдар Джемаль опубликовал воззвание под заглавием «Провокация против братьев»:

«Дело в том, что Саид Бурятский за последний год якобы приобрел статус ведущего идеолога Джихада, а Джихад — это вершина Ислама.

Саид Бурятский, отвечая на многочисленные вопросы, выступая в Интернет-пространстве, создал целый корпус важнейших текстов и обращений, которые остро необходимы сегодняшней исламской молодежи, вынужденной иметь дело с беззубыми и вялыми продуктами „теологической“ деятельности таких как Шамиль Аляутдинов и ему подобные.

Вброшенный в массовое общественное пространство слух о том, что Саид Бурятский стал шахидом, не мог не произвести впечатление сильнейшего электрического разряда на всех тех, кто привычно считал, что теоретическая работа, идеология — это практически синоним алиби для отклонения от реальной борьбы и жертвы на пути Аллаха.»[26]

В интервью чеченскому эмигрантскому сайту Prague Watchdog Гейдар Джемаль заявляет себя сторонником исламизма (политического ислама). В ваххабизме и исламизме Джемаль ценит, прежде всего, мятеж против ненавистных ему либеральных и гуманистических ценностей западной цивилизации.

Читайте также:  Райан гослинг - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Последнюю он противопоставляет исламизму как бездуховную, лишившуюся даже собственных христианских ценностей: «это Рим против Иерусалима в начале нашей эры».

По его словам, политический ислам должен возглавить «мировое протестное движение»:
« «Все привыкли к позитивистскому либеральному мышлению, конструирующему себя в рациональных категориях.

Все забыли, что борьба народов за социальную и политическую справедливость, за своё присутствие на исторической сцене всегда шла под теологическими знаменами и возглавлялась прежде всего теологами.

Сегодня мы к этому возвращаемся, и, естественно, есть серьёзные проблемы встраивания в такой высокий дискурс, в такую высокую планку политической философии, достаточно глубоко разработанной, скажем так, западными мыслителями. А для мусульманских умов это пока что ещё некое новое поле. Тем не менее самое главное — это политический Ислам, который является точкой сборки самых разных сил, пришедших к выводу, что проблема истории — это их личная конкретная беда и что они должны возглавить мировое протестное движение». »

Кавказ Гейдар Джемаль рассматривает как колыбель исламской революции в России, целью же этой революции считает модернизацию России: «Без Кавказа и без его развития в этом ключе никогда не поднимется и не преобразится Россия, которая нуждается во втором модернизационном шансе. Без этого она развалится и сойдет на нет как субъект мирового процесса».

На вопрос интервьюера о «человеческом измерении» борьбы — войне, крови, убийствах — Гейдар Джемаль отвечает: « «…аспект слабости, смешение, преступления, кровь и так далее, которые характеризуют человека и человеческую историю, есть тот инструментарий, посредством которого осуществляется исторический процесс. Вы не можете иметь историю без крови и страданий.

Можно было бы, конечно, представлять, что история могла бы двигаться таким путем, но это будет либеральный взгляд, совершенно исключенный из религиозной парадигмы, в том числе и из традиционалистской, архаической. [Либеральный взгляд исходит из того, что человек создан для счастья, как птица для полета, и все существует для человека и во имя человека.

Но этот взгляд не имеет ни веса, ни перспективы»[27] »

Гейдар Джемаль об Армении и Израиле

Согласно Гейдару Джемалю, армянское государство представляет для Азербайджана «язву» на территории Закавказья и без поддержки России армянское государство прекратит своё существование.

Россия не заинтересована в разрешении конфликта в Нагорном Карабахе, находя в этом поддержку у «американо-израильского тандема». Однако мировой кризис должен разрушить возможности России поддерживать Армению и проблема Нагорного Карабаха будет закрыта.

Согласно Джемалю это должно было произойти в марте 2009 года[28]. Решение карабахского конфликта, согласно Джемалю, кроется в упразднении Армении как государства, и передаче земель Азербайджану.

Аналогичное упразднение с передачей территорий Джемаль предлагает и для Израиля. Для проживающих на этих территориях армян и евреев Джемаль предлагает следующий сценарий[29]:

По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и всё. Точно так же не должно быть и Израиля — это фундаментальное требование всех правоверных мусульман.

Евреи могут жить там исключительно на правах граждан единого Палестинского государства. Никто не говорит о том, что евреев надо уничтожить. Может быть, так не думают мусульмане, которые являются либералами по своим убеждениям и которые большей частью находятся, к примеру, в Баку.

Но зато так думает подавляющее большинство в многомиллионной Индонезии, Малайзии, Сомали, в мусульманских диаспорах Лондона и Парижа…

В другом своем интервью[30] Гейдар Джемаль сделал следующее заявление:

Они [армяне] принадлежат к той категории так называемых маргинальных этнических групп, находящихся в особом состоянии вражды с человечеством, которые разрывают всякие моральные связи… Всевышний копит счет преступлений тех, кто противостоит ему. А армянство, бесспорно, является врагами Бога. И думаю, что воздаяние они получат задолго до конца истории, еще в этой жизни, в этом ближнем бытии. Может быть, даже очень скоро.

Согласно Джемалю «Израиль представляет собой фашистское государство, которое превратило тему Холокоста евреев в религиозный постулат, которое, опираясь на своё лобби, прежде всего, в европейских странах, преследует тех, кто пытается разобраться в истории этого вопроса.» [31].

Израильскую операцию «Литой свинец» Джемаль квалифицировал как «неприкрытый геноцид», которым «продемонстрирована расистская зловещая сущность израильского государства — сионизма».

Согласно его точке зрения, конец Израиля произойдёт в недалёком будущем, поскольку «мировой истеблишмент», который использует евреев в качестве «марионетки», принесёт их в жертву [32].
Обвинение в экстремизме

В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности.

В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами.

(…) 13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь».

После этого запроса, сайт Гейдара Джемаля переместился с домена ru на домен org.[33]
Библиография

Источник: http://sta-sta.ru/?p=17713

Биография Гейдара Джемаля

Гейдар Джахидович Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье художника. Его мать была дрессировщицей хищников.

Дед по отцовской линии возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем верховного суда Азербайджана.

Дед по матери, Игорь Шаповалов, был директором Малого театра и заместителем министра культуры СССР.В 1965 году Гейдар Джемаль поступил в Институт Восточных языков при МГУ, но спустя два года он был исключен из университета с формулировкой «за буржуазный национализм».

По договору Джемаль работал рецензентом иностранных поступлений в Фундаментальной библиотеке общественных наук (ФБОН), Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ), Государственной публичной исторической библиотеке и др.

Входил в круг так называемого Южинского клуба, объединявшего интеллектуалов, занимавшихся проблемами метафизики, эзотерической традиции, «психологии глубин» и т. д.

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской СССР.

С 1980 года — активный член преследуемого в СССР Исламского движения Таджикистана, с 1987 года был членом политсовета.

В 1990 году совместно с представителями нелегальных организаций Поволжья и Кавказа Джемаль участвовал в организации Всесоюзной исламской партии возрождения.

В 1991 году, после распада Советского Союза и выхода таджикского республиканского филиала, превратившегося в самостоятельную партию, он стал представителем «российского центра» при Центральном комитете Таджикской Исламской партии возрождения.

В 1992 году Джемаль был политическим советником вице-премьера исламо-демократического коалиционного правительства Давлата Усмона, отвечавшего за силовые структуры. После поражения коалиции стал партнером доктора Тураби (Хасана ат-Тураби) в Судане и курировал российский отдел в постоянном совете Хартумской международной исламской конференции (1992-1998).

В 1990-х годах он создал информационный центр «Таухид», издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»).

В это же время Джемаль участвовал в академической жизни города Кум — центра иранской шиитской теологии. В 1994 году он выпустил часовой документальный фильм «Исламская республика Иран».

Параллельно в Москве в 1993-1995 годах создавал передачи по религиозной исламской тематике в рамках программы «Ныне» на Первом канале. Также вел программы «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР.

В 1995 году по предложению Тураби создал в Москве Исламский комитет, тесно сотрудничающий с Союзом мусульман России.

В этот же период Джемаль сотрудничал с мусульманскими организациями Европы, входил в президиум Всеевропейской конференции «Ислам — шанс Европы» со штаб-квартирой во Флоренции; поддерживал контакты с Британским советом мусульман, Исламским парламентом Великобритании, сорбоннским Клубом друзей ислама и др.

В 1998 году Джемаль читал факультативный курс лекций по социальной антропологии и политической философии в Кейптаунском университете в ЮАР. За этот курс он получил диплом почетного доктора Кейптаунского университета.

Также он читал лекции на тему «Традиция и реальность» на философском факультете МГУ.

С 2005 года был членом президиума Российского исламского наследия.

В последние годы Джемаль занимался чтением лекций, публичными комментариями по текущим событиям, сотрудничеством с различными интеллектуальными клубами в России и за рубежом.

Джемалю принадлежал ряд сайтов — (на испанском языке).

В 2011 году по его инициативе был основан интеллектуальный клуб «Флориан Гейер».

Гейдар Джемаль — автор книг и статей по теологии, философии, политике. Среди его произведений — «Фузеи и Карамультуки», «Давид против Голиафа», «Стена Залькарнайна», «Освобождение ислама», «Революция пророков». Под его редакцией вышел коллективный труд «Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке» руководимой им научной группы при Исламском комитете России.

В ночь на 5 декабря 2016 года Гейдар Джемаль скончался на 70-м году жизни.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://news.rambler.ru/europe/35485459-biografiya-geydara-dzhemalya/

Шевченко: Джемаль был уникальной личностью, его всем будет очень не хватать

Российское исламское движение понесло огромную утрату. В ночь на понедельник скончался ученый, общественный деятель, писатель, философ, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. Ему было всего 69 лет.

Читайте также:  Глеб самойлов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

О печальной новости было сообщено на страницах Джемаля в соцсетях. «Сегодня ночью милостью Всевышнего Гейдар Джемаль закончил свой земной путь. Пусть Аллах Всемогущий примет его деяния и введет в райские сады», — написано на странице Джемаля в на арабском и русском языках.

Люди, знавшие и уважавшие Джемаля, с болью отреагировали на неожиданную новость.

«Только что умер друг, брат и учитель Гейдар Джемаль. Пусть Всевышний будет милостив к нему в день Суда. Молитесь о нем все, у кого открыты сердца и души», — написал журналист и общественный деятель Максим Шевченко.

«Гейдар Джемаль умер. В 1999-2000 годах мы с ним проводили много времени, много общались. Хороший был человек. Вечная память», — пишет издатель и журналист Павел Пряников.

«Великий человек был. Жаль, что ушел рано», — соболезнует Фариз Абасов.

«Да помилует его Аллах! И да воздаст ему Аллах за его просветительство на пути ислама», — пишет Xamzat Djon Gardon.

«Даже не знаю, какие /философские/ школы еще в рабочем состоянии, и есть ли почившему замена. Мир ислама потерял сильнейшего теолога поколения», — написал Леонид Войцехов.

«Это очень печальная новость. Соболезную родным. Орхану /сыну/ — мужества принять это», — пишет Игорь Степнов.

«Большая потеря. Большая личность. Очень жаль!» — отреагировала журналист Ксения Ларина.

По словам Максима Шевченко, Гейдар Джемаль тяжело и долго болел. В соцсетях сообщили, что Джемаль в течение длительного времени страдал от онкологического заболевания, которое, возможно, и стало причиной его ранней смерти.

Кто такой Гейдар Джемаль

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве, он родом из интеллигентной высокообразованной азербайджанско-русской семьи. Его отец — заслуженный художник России Джахид Джемаль, мать Ирина Шаповалова — профессиональная наездница, дрессировщица, профессора немецкой классической философии, дочь видного партийного деятеля.

Гейдар Джемаль рано начал проявлять интерес и восточным языкам и исламу. После окончания школы в 1965 году он поступил в Институт восточных языков при МГУ, но вскоре был отчислен за «диссидентство». Работал токарем, занимался самообразованием.

В конце 1960 годов Гейдар Джемаль вошел в знаменитый в свое время «южинский» или «мамлеевский кружок» — неформальный литературно-философский клуб, первоначально собиравшийся на квартире писателя Юрия Мамлеева в Южинском переулк.

Считается, что именно собрания «южинского кружка» оказали значительное влияние на идеологию и взгляды некоторых известных российских литераторов, философов и общественных деятелей.

Гейдар Джемаль всю жизнь оставался человеком внесистемным, имеющим собственный нетрадиционный взгляд на ислам, на политику России, не скрывавшим своих оппозиционных взглядов по многим вопросам.

Помимо руководства Исламским комитетом РФ, Гейдар Джемаль был сопредседателем и членом президиума общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», постоянным членом организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК), депутатом Национальной ассамблеи России, других общественных объединений.

Памяти друга Несколько слов об ушедшем друге Федеральному агентству новостей сказал журналист и общественный деятель Максим Шевченко.

«Гейдар Джахидович был выдающимся философом, поэтом, писателем, политиком, человеком. Человеком, вокруг которого организуется уникальная жизнь. Таких людей немного на земле бывает, которые просто сами, своим присутствием создают ситуацию диалога и ситуацию развития. И интеллекта. Поэтому нам будет очень его не хватать. И тем, кто любил, и тем, кто не любил», — отметил Максим Шевченко.

Источник: https://chernovik.net/content/inye-smi/shevchenko-dzhemal-byl-unikalnoy-lichnostyu-ego-vsem-budet-ochen-ne-hvatat

Причина смерти Гейдара Джемаля

ночь на 5 декабря 2016 года скончался председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль —  сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», депутат Национальной ассамблеи РФ и постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК), инициатор создания Левого фронта России. Причиной смерти Гейдара Джемаля, по сообщению российского журналиста Максима Шевченко, стала продолжительная болезнь.

Он родился в 1947 году в Москве. В 1965 году поступил в Институт Восточных языков, из которого был отчислен «за буржуазный национализм» после года обучения. В 70-х годах Джемаль увлекался андеграудом Москвы.

В это время им был написан ряд статей, предсказывающим скорое падение советского режима. В 80-е годы Гейдар уехал в Таджикистан, где стал сторонником «параллельного» ислама, неконтролируемого политической властью.

В это же время он пытался контактировать с национально-патриотическим фронтом «Память», но быстро разорвал с ним отношения.

В 1990 году Джемаль принимал активное участие в создании Исламской партии возрождения в Астрахани и организовал информационный центр «Таухид», начав с 1991 года печатать газету «Аль-Вахад», просуществовавшую до 1993 года.

С 1992 года он стал другом сына аятоллы Хомейни – Ахмадом Хоймени. Он часто ездил в Иран, где снял фильм о современном Иране: кинолента была показана на российском ТВ.

Когда Ахмад умер, Джемаль продолжал контакты с министром иностранных дел Велаяти, спикером иранского парламента Натег-Нури, руководителями «Корпуса стражей исламской революции».

Гейдар Джемаль тесно общался с духовным лидером Судана — Хасаном ат-Тураби, с которым познакомился на первой обще-мусульманской Хартумской конференции в 1992 году.

На этой конференции Джемаль сделал предложение создать международный Исламский комитет.

Став значительным лицом на этих съездах, он приобрёл большое влияние и мог стать лидером, но ракетные удары ВВС США по Судану прекратили регулярность конференций, надолго отложив их.

Гейдар попытался укрепить объединение европейских мусульман, выступив на конференции «Ислам-Шанс Европы», которую организовал и поддерживал Клаудио Мути – итальянский филолог, принявший ислам и несколько лет издававший журнал «Джихад».

Призывы Джемаля на этом форуме касались необходимости союза европейских приверженцев ислама против американского политического, экономического и военного присутствия. С 1993 по 1996 год Джемаль вёл на российском ТВ исламские программы «Ныне», «Минарет» и другие.

Он проявлял активность при решении вопроса об исламе в Турции, читал лекции в ЮАР и выдвинул тезис о союзе ислама с православием в России против влияния Запада.

Может ли смерть 69 –летнего исламского лидера изменить обстановку во внутренней политике России, будет ясно позже. Он был влиятельной фигурой для огромной массы российских граждан. Сейчас всех мусульман страны волнует не то, почему умер Гейдар Джемаль, а кто займёт место в их сердцах и умах.

Источник: http://tizer42.ru/news/smert_gejdara_dzhamalja/2016-12-06-242

биография

Гейдар Джахидович Джемаль — родился в 1947 году в Москве. Поступил в 1965 в Институт Восточных языков при МГУ. Два года спустя исключен из комсомола и университета «за буржуазный национализм».

Входил в круг так называемого «Южинского клуба», объединявшего наиболее радикальных интеллектуалов, занимавшихся проблемами метафизики, эзотерической традиции, «психологии глубин» и т. д.

Поддерживал отношения также с политическим андеграундом: Петром Григоренко, Вадимом Делоне, Красновым-Левитиным, Есениным-Вольпиным и др. Зарабатывал на жизнь договорной работой как рецензент иностранных поступлений в ФБОН, ВГБИЛ, «Историчку» и т. д.

С 1980 года — активный член преследуемого в СССР «Исламского движения Таджикистана», с 1987 — член политсовета.

В 1990 году совместно с представителями нелегальных организаций Поволжья и Кавказа участвует в организации первой после КПСС некоммунистической партии — Всесоюзной исламской партии возрождения. В 1991 г.

, после распада Союза и выхода таджикского республиканского филиала, превратившегося в самостоятельную партию, становится представителем «российского центра» при ЦК Таджикской ИПВ. Во время гражданской войны 1992 года — политический советник вице-премьера исламо-демократического коалиционного правительства Давлата Усмона, отвечавшего за силовые структуры.

После поражения коалиции становится партнером доктора Тураби в Судане и курирует российский отдел в Постоянном совете Хартумской международной исламской конференции (1992–1998 гг.).

Параллельно с этим в Москве с 1993 по 1995 гг. занимается созданием передач по религиозной исламской тематике в рамках программы «Ныне» на 1-ом канале.

В 1995 г. по предложению доктора Тураби создает в Москве Исламский комитет, тесно сотрудничающий с Союзом мусульман России, возглавляемым Надыршахом Хачилаевым. С 1996 г. Исламский комитет взаимодействует с А.

 Лебедем и входит в состав Союза патриотических и национальных организаций России — движения в поддержку президентской кампании генерала Лебедя. Входя в Центральный совет СПНОР, Г.

Джемаль активно лоббировал переговоры Лебедя с Масхадовым.

Параллельно в этот период Г.

 Джемаль сотрудничает с мусульманскими организациями Европы, входит в президиум Всеевропейской конференции «Ислам — шанс Европы» со штаб-квартирой во Флоренции (первое рабочее заседание — декабрь 1993); поддерживает контакты с Британским советом мусульман, с Исламским парламентом Великобритании, с сорбоннским «Клубом друзей Ислама», созданным Роже Гароди и старшим инспектором ЮНЕСКО по делам беженцев Рашидом Бениссой.

В это же время Г. Джемаль устанавливает отношения с сыном покойного Имама — Ахмадом Хомейни и при поддержке последнего участвует в академической жизни г. Кум — центра иранской шиитской теологии.

В частности, именно Исламскому комитету принадлежит идея о визите аятоллы Тазхери в Россию для встречи с патриархом Алексием (именно в этот период на 1-й канал — в мае 1994 — выходит часовой документальный фильм Джемаля «Исламская республика Иран», вызвавший политический скандал в иранофобской на тот момент, «козыревской» России).

В 1998 г. по приглашению сподвижника Манделы шейха Ахмада Ясина Г. Джемаль уезжает в ЮАР читать факультативный курс лекций по социальной антропологии и политической философии в Кейптаунском университете. За этот курс Джемаль получил диплом «почетного доктора Кейптаунского „зимнего“ университета».

Читайте также:  Джуд деверо - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Последние годы Джемаль уделяет основное внимание созданию текстов, чтению лекций, публичным комментариям по текущим событиям, сотрудничеству с различными интеллектуальными клубами в России и за рубежом.

Джемалю принадлежит ряд сайтов (http://poistine.org, http://kontrudar.com, http://interunion.info — на испанском языке). В 2011 по его инициативе был основан интеллектуальный клуб «Флориан Гейер» (http://www.floriangeyer.ru).

Гейдар Джемаль является автором книг и статей по теологии, философии, актуальной политике. Под его редакцией вышел коллективный труд руководимой им Научной группы при Исламском комитете России «Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке».

Источник: http://www.kontrudar.com/biografiya

Друзья Гейдара Джемаля рассказали обстоятельства его смерти в Алма-Ате — МК

Муфтий: «Отношение к его политической деятельности у духовенства было настороженным»

05.12.2016 в 14:25, просмотров: 31843

Гейдар Джемаль был человеком, вокруг которого шли непрерывные споры. Его философские мысли не приветствовались в годы советской власти, за что он был отчислен из Института восточных языков при МГУ и до 1989 года состоял на учете в МВД в качестве диссидента.

Но и в новейшей истории России его жизненный путь оказался тернистым: была запрещена «Исламская партия», которую он создал, закрывались по обвинению в экстремизме его телепередачи. Были и конфликты с исламским духовенством, например — вокруг книг Джемаля или его предложений изменить российский герб.

«МК» попросил рассказать о жизни и последних днях Джемаля близких ему людей — двух муфтиев и писателя Эдуарда Лимонова.

Муфтий Альбир хазрат КРГАНОВ:

— Гейдар Джемаль вел очень большую общественную и просветительскую работу, много ездил по регионам и за пределы России. Последняя такая поездка была в Алма-Ату, где он ушел от нас. Мы, мусульмане молимся и говорим, что все мы — от Всевышнего и к Нему возвращаемся.

Ушел очень активный и известный стране философ и мыслитель, у которого были свои взгляды на актуальные вопросы, волнующие мусульман и все российское общество. Он очень смело полемизировал на эти темы. Часть общества соглашалась с его взглядами, у другой части они вызывали негативные оценки.

Но очень важно, что он всегда имел собственное мнение. У него была и полемика с мусульманским духовенством: Джемаль иногда высказывал достаточно спорные тезисы, например — по вопросам суннизма и шиизма или относительно понимания традиционного ислама.

Не все, мягко говоря, разделяли его точку зрения, но еще сам пророк Мухаммед с благословения Всевышнего говорил, что «когда есть разные мнения — в моей умме это милость», и нужно находить правильные решения в споре. То есть спорить в Исламе можно, но соблюдая нормы этикета и правила.

Гейдар Джемаль их соблюдал, предоставлял серьезную аргументацию своего мнения, поэтому к нему всегда относились уважительно.

Эдуард ЛИМОНОВ:

— Я многие годы знал Джемаля, одно время довольно часто бывал в его коммунальной квартире в Мансуровском переулке, не раз пользовался его книгами: он мне подарил «Революцию пророков», я ее прочитал и она стоит у меня на полке, это — книга большого мыслителя, от Гейдара я лучше узнал биографию пророка Мухаммеда.

У него дома я встречал известных и уважаемых на Кавказе ученых, политиков и религиозных деятелей. И с Максимом Шевченко я там познакомился. Это было чем-то вроде неформального интеллектуального клуба. Однако Джемаль никого не агитировал за ислам, меня например невозможно на что-то сагитировать, но он многое разъяснял.

Я присутствовал на нескольких его лекциях в МГУ, одно время они были очень модными, на них ходила масса светских людей. Эти лекции были очень интересными и неожиданными. Однажды я с ним ездил в Казань, мы посещали различные мечети, нас принимали знаменитые богословы, Гейдара и на улицах постоянно узнавали.

Он в Татарстане очень популярен.

Муфтий Рушан хазрат АББЯСОВ:

— По моей информации, Джемаль находился в Алма-Ате на лечении, но пытался использовать это время и для различных встреч, когда нормально себя чувствовал.

Он больше известен, как философ и политический деятель, чем в качестве религиозного деятеля, поэтому официальные религиозные структуры часто дистанцировались от его заявлений, хотя с некоторыми рациональными идеями были согласны. Он не согласовывал с духовенством свои лекции. Но нам было интересно знакомиться с его мыслями.

К его книгам отношение тоже было неоднозначным, поэтому духовенство их официально не рецензировало, но, безусловно, читало. Скорее негативным, или настороженным, было и отношение к политической деятельности Джемаля, его попытке создать партию по конфессиональному признаку.

Мы — вне политики во все времена, и считали, что в нашей многонациональной стране создавать партию, основанную на одной из религий, не совсем уместно. Это подразумевало бы некоторое разделение, а нас всех в первую очередь объединяет то, что мы — граждане нашей России. Позже был принят и закон, запрещающий такие партии, мы его поддержали.

Ислам дистанцируется от политики, наши ученые всегда говорили: «Прибегаем к помощи Аллаха, а от наущений шайтана, и политики — бережемся». В политике часто меняются ориентиры, а вера — это вечная ценность. Но Джемаль сыграл огромную роль в формировании общественных организаций, которые отстаивают права и интересы мусульманского населения и способствуют общению с другими общественными организациями.

Михаил Зубов
Тэги: Смерть, Власть, Общество    Места: Россия   

Ахеджакова и Хаматова пришли поддержать Серебренникова: кадры из судаБывшая девушка Тимати начала встречаться с миллионером: яркая фотоподборкаВдова Задорнова приревновала мужа к блондинке: милые фото музы сатирикаПутин и Трамп под дождем в Париже: фото молчаливых переговоровВ Москве простились с актрисой «Моей прекрасной няни» Натальей КорчагинойФотопортфолио заявившей о «ненужных детях» Ольги Глацких: спортсменка и просто красавицаУмерла звезда «Моей прекрасной няни» Наталья Корчагина: последние фото45-летняя «ягодка» Хайди Клум показала новые обнаженные снимкиИсполнительница роли Роксоланы Мерьем Узерли неожиданно похудела

Популярно в соцсетях

В Хабаровском крае учительница избила ученика прямо в школеСаратовский депутат рассказал как прожить на 3500: постоянное чувство голодаУчительница грозила расстрелом классу за высказывание о ПутинеЗапись убийства москвички в лифте: «Эй, девушка!»В Электростали целая семья отравилась неизвестным веществом: кадры СКСК РФ опубликовал видео осмотра места двойного убийства на севере МосквыУчительница застыдила девочку из-за одежды, ее уволили: видеоЦымбалюк-Романовская: от имени Джигарханяна меня судят третьи лицаУбийца москвички и ее сына признал свою вину: «Некрасиво получилось»Женщина-капитан ФСИН пожаловалась на избиения начальниками Артем КошеленкоВ Париже Путин столкнулся с интригами Елена ЕгороваПодробности страшной смерти семьи в Электростали: боялись вызвать «скорую» Алена КабаеваКоллеги Ефремова во время спектакля запустили ему тортом в лицо Михаил ВерныйМинтруд и ПФР объяснили, почему работающие пенсионеры не получат пенсий Ярослав БелоусовПропавший глава столичного муниципалитета найден мертвым Екатерина СтепановаВизит Путина в Казахстан ознаменовался скандалом из-за фото Крымского моста Елена ЕгороваУшел из жизни известный актер «Ералаша» MK.RUЛукашенко вовлек Путина в скандал на ОДКБ Елена ЕгороваАлла Пугачева сообщила о своей болезни MK.RUПетушиная пародия Галустяна на Кадырова разгневала чеченцев Артем КошеленкоНе только крабы: рассекречена красивая жизнь Цеповяза в тюрьме Дмитрий МузалевскийМинистра просвещения Васильеву разгромили в Госдуме Светлана ЦикулинаМРОТ для нищебродов: индекс отношения власти к народу Саид Бицоев, журналистСтало известно о «трех женщинах» на изнасиловании дознавателя в Уфе Артем КошеленкоПришли на оргию: как отмазывают полицейских Уфы от изнасилования коллеги Дмитрий ПоповСМИ сообщили о тяжелом состоянии отца изнасилованной девушки-дознавателя MK.RU«Черный лебедь» для Порошенко: в Киеве умерла облитая кислотой Екатерина Гандзюк Артур Аваков, Дмитрий ТрофименкоДень народного единства: праздник, которого нет, пора отменять Никита Исаев, директор Института актуальной экономики, лидер движения «Новая Россия»Дознаватель из Уфы перед изнасилованием подралась с соперницей MK.RUВ Госдуме прокомментировали предложение депутата отменить пенсии Арсений ТоминСтали известны результаты ДНК-экспертизы изнасилованного дознавателя из Уфы Артем КошеленкоСтрашная судьба жертвы керченского теракта: оставшейся без ноги отказались помочь Ирина БоброваИзнасилованная начальством девушка-дознаватель была с подругой MK.RUБлог Ерлана Журабаева: В поисках смысла жизни находишь чувство юмораБлог Георгия Янса: Когда же верующие наконец оскорбятсяБлог Александра Мельмана: Итоги выборов в Хакасии — большая победа КремляУфа В Башкирии машина убила мужчин, попавших в пустячное ДТПБарнаул «Пинали ногами и оплевывали»: мать барнаульского подростка борется со школьной травлейЧелябинск «Собирался убить всех, как тот, в Керчи»: в Челябинской области подросток зарезал человека просто для тренировкиЯрославль Ярославский депутат Дмитрий Петровский потребовал расформировать Пенсионный фондКалмыкия В Калмыкии людей поселили в туберкулёзной больнице: все заразилисьЕкатеринбург Федеральные власти готовят новый удар по малым городам

Источник: https://www.mk.ru/social/2016/12/05/druzya-geydara-dzhemalya-rasskazali-obstoyatelstva-ego-smerti-v-almaate.html

Ссылка на основную публикацию