Игорь стравинский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Семейный круг Стравинских

Молодой, но начинавший обретать славу композитор Игорь Федорович Стравинский с 1910 года до начала Первой мировой войны каждый год приезжал на зиму с семьей в Кларан (часть Монтре).

Его жена Екатерина Гавриловна, рожденная Носенко, страдала от туберкулеза и не могла переносить холодные зимы в столице Империи. Вот семья и зимовала в Швейцарии, квартируя то в одном, то в другом пансионе или гостинице.

Старший сын композитора, Федор Игоревич, вспоминал позже, с каким тщанием его родители умели придавать домашний вид всем своим временным жилищам.

Именно в Кларане, в гостинице «Шатлар» («Hôtel du Châtelard») 4 ноября 1912 года был завершен балет «Весна священная» – совсем недавно этот шедевр в постановке Мориса Бежара был представлен публике на Фестивале в Вербье. Там же, в Кларане, работа над другими ставшими впоследствии знаменитыми произведениями.

В начале 1914 года родился четвертый и последний из детей семьи — дочь Милена. Здоровье Екатерины Гавриловны было расстроено, и, вместо того, чтобы, как обычно, вернуться в Россию, семья проводила лето в горах, сначала в Лейзане, в Водуазских Альпах, а затем в Сальване — в кантоне Вале.

Как потом оказалось, этот горный отдых определил судьбу семьи на многие десятилетия: из-за войны и революции Стравинские оказались отрезанными от России.
В Швейцарии надо было обосновываться надолго, старшие дети должны были ходить в школу.

С этого времени Стравинские жили в съемных домах — первое время в Кларане у дирижера Эрнеста Ансерме, друга и единомышленника композитора и основателя Оркестра Романдской Швейцарии (OSR). Весной же 1915 года семья обосновалась в городе Морже, на выезде из Лозанны в сторону Женевы.

Здесь были созданы многие произведения композитора, в том числе и самое «швейцарское», ставшее событием в местной музыкальной жизни — «История солдата» на либретто поэта Шарля Фердинанда Рамю. Премьера «Истории солдата» прошла в Лозанне 29 сентября 1918 года, а два года назад спектакль можно было увидеть на сцене Женевской оперы.

В 1920 году Стравинские переберутся во Францию, а с началом Второй мировой войны композитор обоснуется в Америке. Однако со Швейцарией связи порваны не будут. В разные местечки Верхней Савойи, расположенные недалеко от Женевы, Стравинские будут часто приезжать и для работы, и на отдых, и для лечения.

А затем с Женевой, родным городом своей жены Дениз Герзони, свяжет свою жизнь старший сын И. Ф. Стравинского — художник Федор Игоревич.

Собственно семья Стравинских состояла из родителей и четверых детей: Федора (1907-1989), Людмилы (1908-1938), Святослава (1910-1994, во взрослом возрасте он изменил имя и стал именоваться «Святослав Сулима Стравинский» или «Сулима Стравинский» — в честь родового герба «Сулима», которым пользовался род Стравинских), а также Милены (родилась в 1914 году, проживает в США). Однако в воспоминаниях о Стравинских постоянно упоминается тот ближний семейный круг (Дениз Стравинская в своих мемуарах почти всерьез называет его «кланом»), который в 1910-е, 20-е и 30-е годы сформировался вокруг Игоря Федоровича и его жены в Швейцарии и Франции. Помимо детей композитора и, по мере того, как они создавали собственные семьи, их супруг и супругов, туда входили мать Игоря Федоровича Анна Кирилловна (в 1914 году она сумела выбраться из Швейцарии, вернулась в Россию, где оставалась все годы революции, и после чудом смогла воссоединиться со своими уже во Франции), сестра Екатерины Гавриловны — Людмила Гавриловна Белянкина с семьей, а также двоюродные племянницы Екатерины Гавриловны — сестры Ольга Дмитриевна и Вера Дмитриевна Носенко.

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) и его первая жена Екатерина Гавриловна Носенко (1881-1939), мать всех его четверых детей, приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Их матери, соответственно Анна Кирилловна Стравинская, рожденная Холодовская (1854-1939), и Мария Кирилловна Носенко, рожденная Холодовская (1847-1882), были родными сестрами. Каким точно образом в этом случае был обойден церковный запрет на браки между близкими родственниками, нам неизвестно, но как бы то ни было, супруги счастливо прожили вместе более тридцати лет.

Родная сестра Екатерины Гавриловны Стравинской, Людмила Гавриловна (1879-1937), была замужем за Григорием Павловичем Белянкиным (1873-ок.1960), талантливым инженером-судостроителем, служившим на верфях Николаева и Кронштадта.

В Устилуге, волынском имении Носенко, он, выйдя в отставку, стал фактически управляющим и много занимался техническим обустройством имения, даже провел туда железную дорогу. Во Франции семьи Белянкиных и Стравинских подолгу жили вместе под одной крышей. Г. П.

Белянкин, по свидетельствам мемуаристов, преполнялся многими идеями, брался за многие дела, но полностью раскрыть свои административные и инженерные таланты так и не смог.Семья Носенко происходила из черниговских казаков. Отец Екатерины Гавриловны, Гавриил Трофимович был врачем и служил при Киевском тюремном замке.

Его племянник Дмитрий Андреевич Носенко (1851-1929), сделал успешную карьеру, заседал в Гражданском кассационном департаменте Правительствующего Сената и дослужился до чина тайного советника. В эмиграции он со своей супругой Ольгой Ивановной, рожденной Шелавиной (1851-1941), жил в Лозанне.

У них было две дочери, Ольга Дмитриевна (1877-1952), вышедшая замуж за швейцарского инженера Макса Шварца, и Вера Дмитриевна (1882-1969). Еще до революции они учились в Швейцарии, а потом навсегда остались в этой стране.

Сенатор Носенко, двоюродный брат Екатерины Гавриловны Стравинской, был на тридцать лет ее старше, а вот его дочери приходились сверстницами своей двоюродной тетке, и между ними и Стравинскими завязалась тесная дружба.Вера Дмитриевна Носенко выучилась на врача, специализировалась на легочных болезнях. Она консультировала и лечила, в том числе, и своих родственников Стравинских.

Своей семьи Вера Дмитриевна так и не создала, целиком посвятив себя медицине. Она занималась частной практикой в Лейзане, который вплоть до 1950-х годов славился как курорт для легочных больных.

Во время Второй мировой войны Вера Дмитриевна сняла в Лейзане домик и начала выписывать в Швейцарию для отдыха и поправки русских детей из Франции, а затем из беженских лагерей в Германии и со всей Европы. В том же Лейзане она смогда дешево купить дом побольше, куда продолжала приглашать детей.

Дом для приема детей просуществовал в Лейзане до середины 1960-х годов, а после смерти Веры Дмитриевны, он перешел, по ее завещанию, к женевскому русскому православному приходу. Дом этот, под названием «Риан-Валь» («Riant-Val»), в 2000-е годы полностью перестроенный, существует и сейчас и по-прежнему принимает для отдыха взрослых и детей со всего света.

Где бы ни жили Стравинские — в России, Швейцарии, Франции — их дом всегда был полон гостей и друзей. Об одном из них стоит упомянуть подробнее, тем более, что между двумя знаменитостями артистического мира XX века существовала не только дружеская, но и родственная связь.

Сергей Павлович Дягилев (1872—1929), имя которого так тесно переплелось с именем Стравинского благодаря «Русским сезонам», «Русским балетам», да и всему искусству первой половины XX века, приходился Игорю Федоровичу Стравинскому, между прочим, пятиюродным братом.

Их общим предком был немецкий выходец Иоганн Энгель, а в родстве двух знаменитостей смешались многие великорусские, малороссийские, немецкие и польские семьи. Тут и саксонские выходцы Фурманы и Литке (к последней семье принадлежал граф Федор Петрович Литке — адмирал, полярный исследователь, президент Академии Наук), черниговские дворяне Холодовские, виленские дворяне Стравинские, рязанские дворяне Сульменевы, выходцы из Тобольского края Дягилевы…  Самим Дягилеву и Стравинскому об их родстве было известно (не знаем, правда, до каких тонкостей), но мемуаристы в деталях уже путались. «Результаты» творческих отношениях Дягилева и Стравинского известны на весь мир. Напомним лишь, что их сотрудничество плодотворно развивалось и в Швейцарии, и именно в Лозанне была возобновлена –  в 1915 году, после паузы, связанной с началом мировой войны – деятельность «Русских балетов».

А «семейный очаг» («Foyer») Стравинских, о котором с такой любовью пишут в своих мемуарах и Федор Игоревич, и его супруга Дениз, на многие годы остался самым теплым воспоминанием для тех, кто когда-либо с ним соприкоснулся.

Источник: http://nashagazeta.ch/news/12141

Игорь Стравинский: биография и фото

Игорь Стравинский, биография которого представлена в данной статье, – это выдающийся русский композитор, пианист и дирижёр. Он является представителем музыкального модернизма. Игорь Фёдорович – один из крупнейших представителей мирового искусства.

Биография

В 1882 году, 17 июня, родился Игорь Стравинский. Краткая биография родителей композитора даёт представление о том, откуда у мальчика такая тяга к музыке. Отец его – Фёдор Игнатьевич – был оперным певцом, солистом Мариинского театра, заслуженным артистом России.

Мать Анна Кирилловна была пианисткой. Она принимала участие в концертах мужа в качестве концертмейстера. Семья принимала у себя в доме артистов, музыкантов и писателей. Частым гостем у Стравинских был Ф. М. Достоевский. С детства приобщался к музыке и Игорь Стравинский.

Фото родителей композитора представлено в данной статье.

В 9 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. Когда Игорь Фёдорович окончил гимназию, родители настояли, чтобы он получил юридическое образование. Будущий композитор учился в Санкт-Петербургском университете и параллельно с этим самостоятельно изучал музыкально-теоретические дисциплины.

Его единственной композиторской школой были частные уроки, которые Игорь Фёдорович брал у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Под руководством этого великого человека И. Стравинский написал первые произведения. В 1914 году Игорь Фёдорович уехал с семьёй в Швейцарию.

Вскоре началась Первая мировая война, из-за которой Стравинские не стали возвращаться в Россию. Через год композитор переехал во Францию. С 1936 года Игорь Фёдорович начал ездить в США на гастроли. После того как началась Вторая мировая война, он переехал на постоянное жительство в Америку. В 1944 году И.

Стравинский сделал необычную аранжировку гимна США и исполнил произведение на концерте. За это его арестовали. Ему причитался штраф за искажение гимна. Сам композитор предпочитал не афишировать случившееся и всегда говорил, что на самом деле ничего подобного не было. В 1945 году композитор получил американское гражданство.

Скончался Игорь Фёдорович в 1971 году. Причина смерти – сердечная недостаточность. Похоронен композитор в русской части кладбища Сан-Микеле в Венеции.

Творческий путь

Как уже было сказано выше, под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова написал свои самые первые произведения Игорь Стравинский. Композитор представлял их на суд публики, и на одном из таких выступлений присутствовал Сергей Дягилев. Он дал высокую оценку музыке Игоря Стравинского.

Вскоре знаменитый импресарио предложил Игорю Фёдоровичу сотрудничество. Он заказал ему написание музыки к балету для его «Русских сезонов» в Париже. И. Стравинский сотрудничал с С. Дягилевым три года и за это время написал для его труппы три балета, которые сделали его знаменитым: «Весна священная», «Петрушка» и «Жар-птица».

В 1924 году Игорь Фёдорович дебютировал как пианист. Собственное произведение – Концерт для фортепиано и духового оркестра – исполнил на сцене Игорь Стравинский. Дирижёр проявился в нём ещё до этого. В таком качестве он выступал с 1915 по 1926 годы. В основном дирижировал исполнением собственных произведений. Он был очень требователен к музыкантам.

В 50-60 годы была произведена аудиозапись большинства его сочинений. В 1962 году И. Стравинский приезжал на гастроли в СССР.

Личная жизнь

В 1906 году композитор женился на двоюродной сестре – Екатерине Носенко. Это был брак по большой любви. У четы Стравинских родилось четверо детей: Милена, Людмила, Святослав и Фёдор. Сыновья стали знаменитыми деятелями искусств. Фёдор – художником, а Святослав – пианистом и композитором. Дочь Людмила была женой поэта Юрия Мандельштама.

Читайте также:  Иван крылов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Из-за того, что Екатерина страдала чахоткой, Стравинские уезжали на зиму в Швейцарию, сырой воздух Петербурга пагубно влиял на её здоровье. В 1914 году Игорю Фёдоровичу с семьёй пришлось надолго задержаться в Швейцарии, они не могли вернуться в Россию из-за разразившейся Первой мировой войны, за которой последовала революция.

Всё своё имущество и деньги, что оставались в России, семья потеряла. Этот факт воспринял как катастрофу Игорь Стравинский. Семья композитора была немаленькой, и всех их нужно было кормить. Помимо жены и четверых детей, была ещё сестра, племянники и мать. И. Стравинский в этот период перестал получать авторские гонорары за исполнение своих произведений в России.

Произошло это из-за того, что он эмигрировал. Все его произведения, изданные в нашей стране, было разрешено исполнять без выплаты денег автору. Чтобы исправить материальное положение, новые редакции своих сочинений сделал Игорь Стравинский. Личная жизнь композитора не обошлась без легенд. Ему приписывали роман с Коко Шанель. Когда И.

Стравинский почти не имел средств к существованию, мадемуазель оказала ему помощь. Она пригласила композитора и его семью пожить на своей вилле. Игорь Фёдорович прожил у мадемуазель Шанель два года. Она спонсировала организацию концертов И. Стравинского и содержала его семью. Когда композитор уже не жил на её вилле, ещё целых 13 лет Коко ежемесячно отсылала ему деньги.

Всё это и породило слухи об их романе. К тому же Коко была женщиной любвеобильной. Но вряд ли эти слухи соответствовали действительности. И. Стравинского интересовали исключительно денежные средства француженки.

В 1939 году супруга Игоря Фёдоровича скончалась. Через некоторое время И. Стравинский снова женился. Второй его супругой стала давняя знакомая композитора – Вера Артуровна Судейкина.

Русский период в творчестве

Игорь Стравинский, фотографии которого представлены в данной статье, на первом этапе развития своей карьеры – это 1908-1923 годы – писал в основном балеты и оперы. Этот период его творческого пути носит название «Русский».

Все произведения, написанные им в это время, имеют много общего. Во всех присутствуют мотивы и темы русского фольклора. В балете «Жар-птица» чётко прослеживаются стилистические особенности, присущие произведениям Н. А.

Римского-Корсакова.

Неоклассический период в творчестве

Это следующий этап развития творческого пути композитора. Длился он до 1954 года. Начало ему положила опера «Мавра». Основой этого периода стало переосмысление стилей и направлений в музыке 18 века.

В конце этого периода в развитии своего творчества композитор обращается к античности, к мифологии Древней Греции. Были написаны балет «Орфей» и опера «Персефона». Последним сочинением И.

Стравинского, относящимся к неоклассицизму, является «Похождение повесы». Это опера по наброскам У. Хогарта.

Серийный период в творчестве

В 50-е годы Игорь Стравинский начал пользоваться принципом серийности. Переходным произведением этого периода стала Кантата, написанная на стихи неизвестных английских поэтов.

В ней очевидна тотальная полифонизация в музыке. Последующие произведения этого времени были полностью серийными, в них композитор отказался от тональности полностью.

«Плач пророка Иеремии» является сочинением полностью додекафонным.

Произведения для музыкального театра

Список опер, балетов, сказок и сцен, которые написал композитор Игорь Стравинский:

  • «Свадебка» (либретто Игоря Стравинского).
  • «Балетные сцены».
  • «Петрушка» (либретто А. Бенуа).
  • «Агон».
  • «Игра в карты» (либретто Игоря Стравинского).
  • «Аполлон Мусагет».
  • «Жар-птица»(либретто М. Фокина).
  • «Персефона».
  • «Поцелуй феи» (либретто Игоря Стравинского).
  • «Пульчинелла».
  • «Мавра» (либретто Б. Кохно по поэме Александра Сергеевича Пушкина).
  • «Потоп».
  • «Байка про лису, петуха, кота да барана» (либретто Игоря Стравинского).
  • «Орфей».
  • «История солдата» (либретто Ш.Ф.Рамю, основанное на русских сказках).
  • «Весна священная».
  • «Похождения повесы» (либретто Ч. Коллмена и У. Одена по картинам У. Хогарта).
  • «Царь Эдип».
  • «Соловей» (либретто С. Митусова по сказке Г. Х. Андерсена).

Список произведений для оркестра

  • «Погребальная песня».
  • Симфония in C.
  • Скерцо в русском стиле.
  • «Концертные танцы».
  • Поздравительная прелюдия.
  • Симфония Es-dur.
  • «Дамбартон Оукс».
  • Концерт для скрипки с оркестром ре мажор.
  • «Фейерверк».
  • «Цирковая полька для молодого слона».
  • Дивертисмент.
  • «Жар-птица» – сюита из балета.
  • Каприччио для фортепиано с оркестром.
  • «Четыре норвежских настроения».
  • Базельский концерт.
  • Фантастическое скерцо.
  • Сюита из балета «Пульчинелла».
  • Вариации, посвящённые памяти Олдоса Хаксли.
  • Ода.
  • Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов.
  • «Движения» для фортепиано с оркестром.
  • Симфония в трёх частях.

Для хора

Игорь Стравинский написал немало хоровых произведений. Среди них:

  • «Интроит памяти».
  • “Симфония псалмов” (для хора с оркестром).
  • «Плач пророка Иеремии».
  • Кантата «Проповедь, притча и молитва» (для альта, тенора, чтеца, хора, а также оркестра).
  • «Символ веры» (произведение для хора без музыкального сопровождения).
  • Кантата на стихи К. Бальмонта «Звездоликий».
  • «Отче наш» (для хора без музыкального сопровождения).
  • “Заупокойные песнопения”.
  • «Богородице Дево радуйся».
  • Кантата «Вавилон» (для чтеца, мужского хора и оркестра).
  • Священное песнопение во имя святого Марка.
  • “Месса” (для смешанного хора в сопровождении ансамбля духовых инструментов).
  • Кантата на стихи анонимных поэтов Англии 15-16 вв.
  • «Подблюдные” – русские крестьянские песни для женского хора.
  • Гимн на стихи Т. Элиота.

Список камерных произведений

  • Эбони-концерт.
  • Элегия для альта.
  • Три пьесы для кларнета.
  • «История солдата» – сюита из оперы для скрипки, кларнета и фортепиано.
  • Симфония для духовых инструментов, посвящённая К. Дебюсси.
  • Концертный дуэт.
  • Три пьесы для струнного квартета.
  • Эпитафия к надгробию М. Эгона.
  • Прелюдия для джаз-банда.
  • Концертино для струнного квартета.
  • Рэгтайм.
  • Двойной канон памяти Р. Дюфи.
  • Фанфары для двух труб.
  • Септет для струнных, духовых и фортепиано.
  • Колыбельная для двух блокфлейт.
  • Октет для духовых.

В память о композиторе

Имя Игоря Стравинского носит музыкальная школа, которая находится в Ораниенбауме. В честь композиора были выпущены почтовые марки и монеты. Во французском городе Монтрё есть музыкальная аудитория имени Игоря Стравинского. На планете Меркурий есть кратер, названный в его честь.

Имя «Игорь Стравинский» носят туристический теплоход и самолёт «Аэрофлота» А-319. В честь великого русского композитора названы: улица в Амстердаме, фонтан в Париже, аллея в Лозанне, площадь в Ораниенбауме. На Украине (Волынь) открыт музей Игоря Стравинского.

А также там с 1994 года проводится международный музыкальный фестиваль имени этого композитора, дирижёра и пианиста.

Источник: https://autogear.ru/article/209/132/igor-stravinskiy-biografiya-i-foto/

Жизнь и творчество Игоря Стравинского

Композитор, которого помнят не только любители модерна в музыке, был одним из ключевых создателей музыкальных произведений на рубеже XX века.

  Гражданин двух стран (США и Франция), рожденный в Российской Империи, Игорь Федорович Стравинский прошел путь, отпущенный судьбой на отрезке 17 июня 1882 г. — 6 апреля 1971 г., Нью-Йорк.

Упокоен выдающийся музыкант на кладбище Сан-Микель, Венеция.

Биографические данные

В конце XIX века на улице Швейцарской в Ораниенбауме пришел в этот мир, чтобы изменить его и удивить, Игорь Стравинский.

Родители: отец — солист оперы, состоял в труппе Мариинки, мать — певица, пианистка, постоянный аккомпаниатор и концертмейстер отца. Таким образом, атмосфера в этом доме исторически была пропитана звуками музыки. Обилием классики можно объяснить начало пути в модернизм будущего музыканта.

Творческая элита Петербурга постоянно встречалась в этом доме. Частенько захаживал сюда и Достоевский.

С раннего возраста Игорь приобщался к музыкальной культуре, получая уроки игры на фортепиано. Однако, когда ему исполнилось 19 лет, родители настояли на продолжении дальнейшей карьеры в должности юридической и отправили учиться юного Стравинского в университет Санкт-Петербурга.

Одновременно с изучением юриспруденции музыкант приступил к углубленному освоению теории музыки.

Некоторый период своей жизни, вернее 2 года в самом начале XX века, Игорь Стравинский посещал личные уроки у Римского-Корсакова, что, несомненно, сыграло значительную роль в его музыкальном образовании.

В возрасте 24 лет Игорь Стравинский женился на собственной кузине. В течение нескольких лет в их семье родилось два сына, в будущем известные художник и музыкант.

Первое десятилетие XX века семья жила в собственном имении на Волыни. Сейчас там расположен мемориальный дом-музей.

Сергей Дягилев, присутствовавший на премьере первых произведений Стравинского, одобрил и оценил новый молодой талант. Спустя немного времени он же предложил Стравинскому написать произведение для исполнения на подмостках театра в «Русских сезонах», Париж.

Три последующих балета были написаны для Дягилева:

  • «Жар-Птица»;
  • «Петрушка»;
  • «Весна священная».

Они как раз и положили начало мировой славе композитора. Написание серии балетов обязало Стравинского к регулярному посещению Парижа.

После начала Первой мировой войны Стравинские отправились в Швейцарию, затем в Лозанну. После 20-го года семейство практически переехало в Париж. В дальнейшем Стравинскому приходилось еще несколько раз переезжать в различные страны и города.

Знакомство с французским композитором Сати сыграло еще одну решающую роль в становлении творческих пристрастий Стравинского. Это влияние прослеживается в античности музыкальных тем, искусственной архаичности фраз.

Совершенно новые приемы конструирования музыки, созданные Стравинским, стали как путеводная звезда в музыкальном творчестве множества других композиторов-последователей.

Эти же явления предвосхитили появление таких знаковых произведений, как «Царь Эдип», прочертив судьбоносные линии музыкальных произведений нового стиля.

Рождение неоклассицизма

Вплоть до 1940 года композитор жил во Франции, здесь же зародилось и развилось движение, которое называют «неоклассика».

В разгар творческого полета Стравинский пробует множество музыкальных форм. Он исполняет собственные произведения как пианист и пишет духовные песнопения. Этот обширный охват всевозможных тем говорит о том, что автор находился в активном поиске своего стиля, а, не найдя, создал его сам.

Для духовной музыки Стравинский создал грандиозное произведение на тексты Ветхого Завета — «Симфония псалмов».

30-е годы стали обращением к более свободному жанру — концерта. Стравинский пишет концерты для разных музыкальных составов, скрипки с оркестром, двух фортепьяно.

Середина 40-х годов ознаменовалась получением гражданства Франции и написанием книги на основе собственной биографии — «Хроники моей жизни».

Американская жизнь Стравинского

В 36-м году композитор прибывает с рабочим визитом в США. Начинается американская жизнь музыканта. Он пишет для «Метрополитен-Опера» и преподает в Гарвардском университете.

Конец 30-х годов и сороковые принесли в жизнь композитора много горя. В это время умерло много родственников (мать, жена, дочь). Музыкант испытывал сильнейшее моральное истощение. В конце концов он женился еще раз — на женщине, с которой был знаком более 20 лет.

Январь 1944 года принес Стравинскому новое испытание. За вольную трактовку американского гимна композитор был подвергнут краткосрочному аресту, штрафу и избит.

Серийный период творчества Стравинского

Период неоклассики продолжался достаточно долго, до начала 50-х годов. В это время Стравинский начал применять прием серийного написания произведений. Тогда же проявилось влияние тотальной полифонии в музыке, к чему, стоит сказать, Стравинский всегда был неравнодушен.

Практически все 60-е годы прошли под флагом серийных произведений.

Вершиной всего творчества композитора можно назвать гениальные «Заупокойные песнопения», в которых использовались все запредельные возможности музыкальных инструментов и голоса. Это произведение Стравинский считал финальным для себя.

Гастрольная деятельность Стравинского

Стравинский вёл огромную гастрольную деятельность и как дирижер, и как композитор, и как пианист. В основном он исполнял собственные произведения. Он был особо требователен ко всем нюансам исполнения и поэтому достаточно тяжело сходился с музыкальным коллективом.

С середины 60-х годов начался процесс записи произведений Стравинского на аудионосители. Эти записи до сих пор главный ориентир для исполнения его произведений.

В 1962 году композитор побывал с гастролями и в СССР.

Похоронен Стравинский неподалеку от захоронения Сергея Дягилева в русской части кладбища Сан-Микель, в Венеции. Здесь же покоится прах жены выдающегося музыканта.

Источник: http://BalletLand.com/zhizn-i-tvorchestvo-igorya-stravinskogo/

Игорь Стравинский краткая биография

Игорь Федорович Стравинский краткая биография расскажет Вам о жизни и творчестве русского композитора и дирижера. «Стравинский Игорь» доклад можно дополнить интересными фактами.

Читайте также:  Группа «anacondaz» - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Стравинский Игорь Федорович появился на свет в Ораниембауме 17 июня (5 июня) 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Род семьи происходит от польских землевладельцев и вначале фамилия звучала так — Сулима-Стравинские. В 9 лет стал обучаться игре на фортепиано.

Стравинский в 1905 году посещал курс лекций юридического факультета, однако выпускных экзаменов не стал сдавать. Через год он получает свидетельство о прослушанных курсах.

Стоить отметить, что музыкой в профессиональном плане Игорь Федорович увлекся после обучения в Петербургском университете.

Тогда он 5 лет занимался с Николаем Римским-Корсаковым композицией, параллельно пополняя знания во всех сферах музыкального искусства.

Будущий композитор сближается с Сергеем Дягилевым, посещает «Вечера современной музыки», концерты новой музыки пианиста и дирижера Александра Зилоти. Первая музыка Игоря Стравинского была написана для фортепиано. В ней прослеживалось влияние французских импрессионистов и школы Римского Корсакова.

Начиная с 1910 года, композитор проживал то в Париже во Франции, то в России, то в Швейцарии. В период 1914-1920 годов он проживал в Швейцарии.

Творчество Игоря Стравинского обратилось к русскому фольклору, который Стравинский умело соединял с модернизмом . Его музыку заказал Дягилев для балетов «Русские сезоны».

Первый балет автора «Жар-птица» показали в Париже на сцене «Гранд-Опера» 25 июня 1910 года. Так начался его путь к славе.

В 1920 году Игорь Федорович переезжает во Францию и через 14 лет принял гражданство. Парижский период был очень плодотворным.

Он написал оперу-буфф «Мавра», балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Орфей» и «Игра в карты».

Также его перу принадлежат опера «Похождения повесы», опера-оратория «Царь Эдип», «Симфония псалмов», мелодрама «Персефона»,  концерт для скрипки с оркестром и октет для духовых.

Жизнь Игоря Стравинского изменилась в 1939 году: композитор переезжает в США и начинает читать лекции «Музыкальная поэтика» в Гарвардском университете. В 1945 году принимает американское подданство.

В 1950 –тых годах он обращается к библейским сюжетам в своем творчестве. Самые значительные произведения «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию», «Агон», «Потоп», «Священное песнопение в честь апостола Марка».

Его стиль стал конструктивно нейтральным и более аскетичным.

В 1962 году Министерство культуры СССР пригласило автора известных произведений дать несколько концертов в Ленинграде и Москве. В 1966 году он серьезно заболел. В этот период Игорь Стравинский пишет «Заупокойные песнопения» для камерного оркестра, хора и солистов.

Кроме музыки Игорь Федорович занимался литературоведеньем. Он является автором таких автобиографичных книг как «Диалоги» и «Хроника моей жизни», сборника «Музыкальная поэтика». Свое последнее произведение написал на немецком языке.

Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.

Игорь Стравинский личная жизнь 

Был женат дважды. В 1906 году композитор венчается с Екатериной Носенко, своей двоюродной сестрой. В браке родилось 4 детей – Федор, Людмила, Святослав и Милена. Жена и дочь Людмила умерли от туберкулеза. Стравинский также заразился туберкулезом, но сумел справиться с болезнью. В 1940 году он женился во второй раз на Вере де Боссе, художнице и актрисе.

Игорь Федорович Стравинский интересные факты

  • Он был самым образованным композитором столетия, обладал живым, быстрым умом. Также Игорь Федорович характеризовал огромным трудолюбием. Без перерыва он мог работать 18 часов. В возрасте 75-ти лет его рабочий день составлял 10 часов – до обеда Стравинский занимался 4-5 часов сочинением музыки, после обеда посвящал 5-6 часов переложениям или оркестровке.
  • В Украине создан музей в городе Устилуг, посвященный композитору.
  • Он водил дружбу с такими известными людьми как Дебюсси, Равель, Пруст, Пикассо, Чарли Чаплин, Коко Шанель, Сати, Олдос Хаксли, Уолтом Диснеем.
  • Панически боялся простуд. Поэтому всегда носил теплую одежду и иногда ложился спать в берете.
  • Сводно говорил на 4 языках, а писал на 7-ми: немецком, английском, французском, итальянском, иврите, латинском и русском.
  • Любил выпивать и часто шутил, что его фамилию нужно писать как «Стрависки».
  • Его пугали люди, которые громко разговаривали, а критика в его адрес провоцировала ярость.

Источник: https://kratkoe.com/igor-stravinskiy-kratkaya-biografiya/

Наши знаменитые соотечественники. Игорь Стравинский. | СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР

Будущий композитор Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года, в Ораниенбауме (ныне Ломоносов), в семье оперного певца Ф. И. Стравинского (1843-1902), ведущего исполнителя характерных басовых партий в Мариинском театре.  В детстве брал уроки фортепиано у А.

Снетковой, позднее — у Л. Кашперовой. В 1900-1905 годах Игорь учился на юридическом факультете Петербургского университета.  В 1903-1905 годах занимался композицией под руководством Николая Римского-Корсакова,  под сильным воздействием которого были написаны ранние произведения.

 

Благодаря разносторонности своих интересов, необычайной изменчивости творческого облика Стравинский заслужил репутацию «музыкального Протея».

Переселившись из Петербурга в Европу еще в 1910 году, он словно эмигрировал из современной ему России к исконно русскому, к протославянскому. В поисках истоков, давних, забытых, прошла ранняя и самая активная пора его творческой жизни.

Память композитора — это, в первую очередь, звуки. Первое воспоминание Стравинского — звуковое. Лето, деревня. Огромный немой крестьянин-старик в красной рубахе сидит на бревне. Он страшен. Он громко щелкает языком. И поет.

Пение состоит из двух слогов, Стравинский называет его кудахтаньем. «Кудахтанье это сопровождалось своеобразным аккомпанементом: он засовывал правую ладонь под мышку левой руки и затем очень быстрым движением хлопал левой рукой по правой.

Он ухитрялся издавать при этом целый ряд довольно подозрительных, но очень ритмичных звуков, которые, пожалуй, можно было назвать «причмокиванием»», — вспоминает композитор.

Он был настолько поражен этой «музыкой», что пытался повторять номер мужика дома и, видимо, не без успеха, поскольку родители объявили это действие неприличным и запретили.

Другое важное воспоминание Стравинского о России — его родной город, Петербург. Петербург Стравинского также большей частью состоит из звуков.

Это грохот экипажей, бегущих по мостовым, скрип колес конки, крики извозчиков, щелканье кнута, крики торговцев («Халат, халат», — кудахтали татары и «Не пожелаете ль мороженого?» — медленно выговаривали русские), колокольный звон и пушечный залп с Петропавловской крепости. И запах: вся страна, по воспоминаниям Стравинского, была пропитана запахом махорки.

По настоянию родителей Стравинский поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, но сомневался в выборе профессии и, в конце концов, решил представить свои музыкальные опыты на суд Римского-Корсакова. Зная, что мэтр склонен к беспощадной критике, молодой Стравинский почему-то ожидал наилучшего исхода встречи.

Однако реакция Римского-Корсакова оказалась снисходительно-сдержанной. Будучи преподавателем консерватории, он посоветовал Стравинскому не поступать  туда, заявив, что ему не подходит «атмосфера этого учреждения». Но все же молодому человеку следует брать уроки гармонии и конртапункта и работать «под чьим-то постоянным наблюдением».

Позже наставником Стравинского стал сам Римский-Корсаков.

На рубеже 1907 и 1908 годов на молодого композитора Игоря Федоровича обратил внимание организатор «Русских сезонов» за границей Сергей Павлович Дягилев По его заказу Стравинский сочинил музыку балета «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок, премьера которого состоялась в Париже в 1910 году и принесла композитору европейскую известность. Сотрудничество Стравинского с Дягилевым продолжалось (с перерывами) почти два десятилетия.

 Второй балет композитора, «Петрушка», также был показан на «Русских сезонах» в Париже. И, вопреки ожиданиям, был восторженно встречен публикой. Тем удивительнее был прием, оказанный балету, поехавшему с гастролями в Вену.

Венский оркестр враждебно воспринял творение Стравинского. Музыканты пропускали репетиции, говорили, что это «грязная музыка», всячески саботировали работу. Недоумение композитора развеял один из рабочих сцены, сказав, что подобное происходит не в первый раз, также оркестр реагировал на «Тристана и Изольду» Вагнера.

Но скандал в Вене — робкий шепот в сравнении с резонансом, вызванным премьерой самого знаменитого произведения Стравинского, балета «Весна священная». Буквально с первых минут представления в зале поднялся жуткий гвалт: зрители, увидев «Пляску щеголих» стали кричать, свистеть, топать ногами. Не выдержав, композитор вылетел из зала, хлопнув дверью.

За кулисами, куда он прошел, царило то же безумие: Дягилев, пытаясь успокоить публику, то включал, то выключал свет, а балетмейстер Вацлав Нежинский, стоя на стуле, громко отсчитывал такт. Стравинскому пришлось во время всего действия удерживать Нежинского за пиджак, чтобы тот не выскочил на сцену и не набросился на публику.

Эффект, произведенный действом, был тем неожиданнее, что присутствовавшие на генеральной репетиции зрители (художники, писатели, артисты) отнеслись к увиденному адекватно.
После премьеры Стравинский слег на шесть месяцев, но не от нервного срыва, а из-за брюшного тифа.

А через год музыка из балета прозвучала в рамках концерта и была более чем тепло встречена публикой.

Приход славы — тем более скандальной — не принес материального благополучия. С войной и революциями положение семьи Стравинского (имевшего четверых детей) оказалось тяжелым.

До октября 1917-го из России им время от времени приходили деньги, теперь же этот источник финансирования был отрезан.
Стравинский с друзьями придумали оригинальный выход из нужды: передвижной театр. Он должен состоять из нескольких актеров и музыкальных инструментов.

Поиски мецената, который согласился бы потратиться на эту затею, оказались долгими. Друзья в ответ на просьбу нередко натыкались на грубость. Но даже в разгар войны нашелся человек, болеющий искусством.

Он дал денег и Стравинский написал «Историю солдата», в основу которой легли сказки о солдате и черте из сборника Афанасьева. Произведение пришлость к месту в воевавшей Европе.

В октябре 1962 года после полувекового отсутствия Игорь Стравинский приехал в родной город, который знал еще Петербургом. В Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт, на котором дирижировал сам 80-летний композитор.

Он провел в Ленинграде и Москве несколько дней, все время под неусыпным надзором спецслужб, которые даже отключали телефоны в гостиницах. Встречался с Хрущевым. И вскоре уехал.

Когда через некоторое время к нему в гости приехала родственница с предложением переселиться на Родину, Стравинский, возможно, самый народный из русских композиторов, иронично ответил: «Хорошего понемножку».

В летние периоды начала двадцатого века, семья Стравинских любила отдыхать и в имениях родных сестёр матери: “Печисках”, “Павловке”, “Устилугс”.

В Печисках Игорь подружился со своей двоюродной сестрой и будущей женой Екатериной Носенко (1881-1839). Они обвенчались в январе 1906 года в Церкви Благовещения в Петербурге.

Первую жену Игоря Фёдоровича Стравинского нежно боготворила вся семья, с неизменной любовью относясь к этой “исключительно сердечной женщине с её тихим шармом”.

Игорь Стравинский с женой

Она стала матерью четверых детей Игоря Фёдоровича: Фёдора (1907-1989), Людмилы (1908-1938), Святослава (1910-1994), Милены (1914). Старшие дети Стравинских Фёдор и Людмила родились в Петербурге (младшие – в Швейцарии, в Лозанне).

Имя Стравинского связано со многими знаменитыми людьми, например, с Коко Шанель. Их отношения будоражат мир в связи с выходом книги «Коко и Игорь», а потом и фильма «по мотивам» действительных отношений двух известных людей.

В 2009 году на закрытии Каннского фестиваля был показан необыкновенно изысканный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» – о любви в черно-белой гамме – гамме фортепианных клавиш и платьев несравненной Коко.

И хотя фильм не получил Пальмовую ветвь и мало известен у нас, но миф все равно родился.

Или все же не миф?

Британский писатель Крис Гринхольф, автор романа о Коко и Стравинском и он же автор сценария, оправдывался потом, что, ничего не зная наверняка, он нисколько не сомневался в том, что роман таки был, мучительный и страстный! Поскольку документально известно, что в трудные для Стравинского годы в Париже Шанель приютила его с первой женой, уже тогда больной туберкулезом, и четырьмя детьми на своей парижской вилле. И дала денег на восстановление балета «Весна Священная». Кстати, в этом же году был создан аромат всех времен и народов – Chanel № 5…

Кадр из фильма “Коко Шанель и Игорь Стравинский”

Известно также, что они умерли с разницей в три месяца и рядом с кроватью Коко находилась икона, которую ей подарил Стравинский в 1920 году. А дальше – только музыка. И духи…

 Игорь Федорович после своей смерти все-таки покинул Америку – его похоронили на острове Сан-Микеле в Венеции, недалеко от могил его второй жены Веры и старинного друга Сергея Дягилева.

Источник: http://maxpark.com/community/5548/content/2043318

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский — легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки.

Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение.

Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С артистической средой он был знаком с ранних лет: его отец — прославленный певец Мариинского театра, где помимо сослуживцев бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский. Фантасмагорию театра, приволье и произвол его закулисной жизни Стравинский впитал в себя с детства.

Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции, стал участником «Вечеров современной музыки» — их возглавляли А.П. Нуроки и В.Ф.

Нувель, а через них сблизился с деятелями «Мира искусства» и с тем, кто задавал здесь тон — с Сергеем Павловичем Дягилевым, при решающем воздействии и покровительстве которого утвердилась блистательная композиторская карьера молодого Стравинского.

Позднее именно благодаря Дягилеву, но, возможно, не без участия и другого ревнивого покровителя — Дебюсси — он быстро проник в сферы аристократической элиты Парижа.

Где, как Стравинский знакомился с народной песней? В дни детства под Петербургом? В Устилуге бывшей Волынской губернии, в имении своей жены, где жил после женитьбы с 1906 года? На ярмарках в Ярмолинцах, находившихся неподалеку от Устилуга? Это доподлинно неизвестно, однако, именно русская народная песня — основной источник его новаторства, его откровение.

Профессиональным композитором Стравинский стал сравнительно поздно — только после того, как весной 1905 года в возрасте 23 лет окончил университет. До того он лишь обращался за советами к Римскому-Корсакову.

Но с осени 1905 года занятия стали регулярными — дважды в неделю. Пять лет близкого общения с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым многое дали Стравинскому.

Он воочию — на примере своего учителя — познакомился с техникой композиторского труда.

«Юношеское» созревание было очень недолгим, а взлет оказался столь стремительным, что в отличие от биографий многих других композиторов первый же творческий период Стравинского, который открывается «Жар-птицей», явился периодом зрелости. Таким образом, «русский» этап предстает во всем великолепии своих свершений как период зрелого мастерства.

Первое крупное сочинение Стравинского — Фортепианная соната — датируется 1904 годом. Его музыка впервые прозвучала 27 декабря 1907 года на одном из концертов «Вечеров современной музыки» в скромном зале Петербургской музыкальной школы. Певица Е.Ф. Петренко исполнила «Пастораль» и «Весну священную». Эти песни были им написаны незадолго до того. Вскоре последовали другие премьеры.

Слава пришла к нему неожиданно в 28 лет вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась там же спустя три года небывало скандальной премьерой «Весны священной». Слава прилепилась к его имени и не оставляла более.

Русская сказка об Иване-царевиче, освободившем прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы».

Мир русской ярмарки с ее озорными плясками, балаганами, уличными наигрышами шарманки и гармоники нашел свое яркое отражение в «Петрушке»; на фоне праздничного разгула толпы представлены трагические смятения кукольного героя Петрушки, обманутого ветреной Балериной.

Впечатление оглушительного взрыва произвела музыка «Весны священной» — балета, рисующего картины языческой Руси. «Весна священная» ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки.

Стремясь передать «варварский» дух далекой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски. В ряде его сочинений использованы необычные ритмы, оригинальные инструментальные эффекты.

После парижской премьеры «Жар-птицы» 1910 года Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси видел в Стравинском близкого по стилю композитора.

Но внезапная эволюция Стравинского озадачила Дебюсси: со смешанным чувством одобрения и недоумения он отнесся к «Весне священной» — его молодой друг в этом эпохальном сочинении порвал с импрессионизмом, преодолел его.

Стравинский входит в моду, он посещает великосветские парижские салоны, связанные с некогда известными именами.

Это — графиня Эдмои де Полиньяк, дочь богатейшего фабриканта швейных машин Зингера, в салоне которой впервые исполняются заказанные ею произведения не только Стравинского, но и Форе, Равеля, Сати, де Фальи, Пуленка.

Это и Габриэль Шанель — владелица аристократического ателье мод, одна из самых щедрых покровительниц Дягилева; Стравинский получает также заказы от актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, от Элизабет Спрэг Кулидж — меценатки из США и т. д.

Он завязывает близкие сношения с представителями других видов искусства, с философами, физиками, теологами. С ним встречаются и крупные государственные деятели.

А бесконечные интервью, в которых, по замечанию Стравинского, «слова, мысли и даже самые факты искажались до полной неузнаваемости» и которые он тем не менее охотно давал, поражая интервьюеров находчивостью, остроумием, парадоксальностью суждений, — разве кто-либо из композиторов XX века удостаивался такого внимания?

Второй период творчества композитора приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. С новым окружением его объединяло как духовное, так и творческое родство.

Таким образом, он стал блестящим представителем международного авангарда в музыке.

Новый стилистический период его творчества, по числу произведений наиболее плодотворный (около 45 сочинений), можно охарактеризовать как возвращение к стилю прошлых времен (от античности до классицизма). Это так называемый «неоклассицизм».

Новый переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» — балет с пением (1919-1920). Произошло это не случайно, не было капризом творца: закончилась война, закончился период убийств, бесчеловечных разрушений, и у Стравинского появилась потребность освежить свою палитру.

Радостный, солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы»; бодрым, жизнедеятельным характером отмечен Октет (1922- 1923); улыбкой озарена комическая опера «Мавра» (1921 — 1922).

А более поздние произведения — «Аполлон» (1927-1928) и «Поцелуй феи» (1928) отбросят свет на творчество Стравинского ближайшего десятилетия; отзвуки тенденций, в них заложенных, скажутся и в сороковые годы.

Всего для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Также он создал три балетных произведения с пением: «Байка», «Пульчинелла», «Свадебка».

Трудно оспаривать значение новаторской музыки Стравинского в развитии хореографии XX века.

Тем не менее сценическая судьба его балетов — то ли по вине консервативных вкусов театральных зрителей, то ли из-за недостаточной изобретательности постановщиков — оказалась не столь счастливой, как это еле довало бы ожидать, и музыка Стравинского подчас была отмечена большим признанием не в театре, а на концертной эстраде. Яркие тому примеры — «Весна священная» и «Свадебка».

Затяжной кризис начался у композитора с середины 1930-х годов. Жесточайший смерч проносится над человечеством, вызвав неисчислимые жертвы; он утихает лишь в 1945 году. Своим беспощадным крылом этот смерч коснулся и Стравинского, заставив его эмигрировать из Франции в США.

А перед тем, в 1938- 1939 годах, он похоронит жену, мать, дочь и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулеза, от той же болезни умерли жена и дочь).

Потеряв родных, отторгнутый от привычной обстановки, от друзей и близких, на пороге 60-летия он будет заново строить жизнь (вместе с новой женой) в культурно-социальных условиях, которые до конца дней останутся ему чуждыми. Растерянность ощущается в его действиях, в невольных уступках «американскому вкусу».

В 1945 году после войны, которую он пережил на американском континенте, Стравинский стал гражданином США. После 30 лет творчества в стиле неоклассицизма композитор вновь совершает поворот, на сей раз ориентируется на серийную технику, которую в Европе развивает новая венская школа, в основном Антон Веберн.

Без преувеличения можно утверждать, что ни один зарубежный композитор XX века не был так образован как Стравинский.

Философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства — все находилось в поле его зрения; проявляя редкую осведомленность, он во всем хотел разобраться как специалист, имеющий свой взгляд на затронутый вопрос, свое отношение к трактуемому предмету.

Стравинский — неистовый читатель — с книгой не расставался до самого преклонного возраста. Его библиотека в Лос-Анджелесе насчитывала около 10 тысяч томов.

Он был очень деятельным в общении, в переписке. Нетерпеливо быстрым был Стравинский как в ходьбе — до тех пор, пока после удара в 1956 году не ослабла левая нога, так и в реакции на реплики собеседника.

Но главное — работа: он был великим тружеником, не давал себе роздыха и в случае необходимости мог, не отрываясь, заниматься по 18 часов. Роберт Крафт свидетельствовал в 1957 году, что он трудился тогда — то есть в возрасте 75 лет! — по 10 часов в сутки: до обеда над сочинением музыки 4-5 часов и после обеда 5-6 над оркестровкой или переложением.

Три произведения являются главными в творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия. Это «Священное песнопение», (1955-1956), «Плач пророка Иеремии», (1957-1958), «Заупокойные песнопения» (1965-1966).

Высшее достижение Стравинского — Реквием («Заупокойные песнопения»). В 84 года Стравинский создал произведение, отличающееся истинными художественными прозрениями.

Музыкальная речь стала более ясной и одновременно образной, эмоционально контрастной.

Реквием — итоговое сочинение Стравинского, и не только потому, что это его последняя крупная вещь, но и потому, что она вобрала в себя, синтезировала, обобщила многое из предшествующего художественного опыта композитора.

В 1969 году здоровье его резко ухудшилось. Однако продолжало биться сердце, продлевая угасающую жизнь.

Он скончался 6 апреля 1971 года — за два месяца до своего 89-летия.

Интересные факты

1. шпионские страсти

В Риме во время Первой мировой войны Стравинский познакомился с Пабло Пикассо. Тот написал портрет своего нового знакомого, правда весьма своеобразный (Пикассо был тогда футуристом). Когда композитор уезжал из Италии, увозя с собой портрет, итальянские таможенники на границе проявили бдительность: – Это у вас что такое, синьор, вот эти кружки и линии? – Мой портрет работы Пикассо.

Таможенники долго совещались, а потом конфисковали портрет, видимо решив, что это план какого-то стратегического сооружения…

2. любимая опера города барселоны

Радостно встречая знаменитого маэстро на вокзале в Барселоне, любители музыки сказали Стравинскому: – Барселона ждет вас с нетерпением – здесь очень любят вашего “Князя Игоря”!..

– Они так искренне радовались мне и так восторгались этой оперой, – рассказывал поэм Стравинский, – что у меня не хватило мужества разочаровать их, я так и не признался, что “Князя Игоря” сочинил не я, а Бородин…

3. таинственный покупатель

На аукционе в Лондоне продавалось с молотка первое издание партитуры одного из ранних балетов Стравинского. Желающих приобрести эту редкостную вещь было много, но один из присутствовавших – какой-то старый седой господин – все время набавлял цену.

В конце концов партитура, действительно, досталась ему – за три тысячи фунтов стерлингов. Репортеры окружили покупателя.

– Кто вы и почему решили купить партитуру во что бы то ни стало? – Игорь Стравинский, – отрекомендовался он журналистам и добавил с улыбкой:

-Я никогда не представлял себе, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!

4. как это у вас получается?

Как-то раз одна журналистка спросила у Стравинского: – Маэстро, как вы сочиняете музыку? О чем вы думаете в это время?

– Простите, мадам, но, вероятно, у меня получается только потому, что когда я сочиняю музыку, я думаю только о ней и ни о чем больше…

5. консерватор

На приеме, устроенном в Стокгольме в честь Стравинского, композитора спросили, что он думает о джазе. – То же самое, что и двадцать лет назад, – ответил он. – А как вы относились к джазу двадцать лет назад?

-Этого я не помню.

6. я в этом не разбираюсь

Будучи проездом в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию. – Вы не родственник композитора? – спросил он у шофера.

– Разве есть композитор с такой фамилией? – удивился шофер. – Впервые слышу. Впрочем, Стравинский – фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой – моя фамилия Россини…

7. добрый критик

Зная о чрезмерной мягкости художественных оценок знаменитого критика Владимира Стасова, Стравинский как-то сказал:
– Он не отзывался плохо даже о погоде…

Источник: http://jumpmusic.ru/artist/Igor_Stravinskij/history

Ссылка на основную публикацию