Иван бецкой – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Бецкой Иван Иванович

Иван Иванович Бецкой (3 [14] февраля 1704, Стокгольм – 31 августа [10 сентября] 1795, Санкт-Петербург) – личный секретарь императрицы Екатерины II (1762-1779), президент Императорской Академии искусств (1763-1795), возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве, русский государственный деятель.

Внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, сокращенную фамилию которого впоследствии получил, и, вероятно, баронессы Вреде. Родился в Стокгольме, где отец его был в плену, и там же прожил детские годы.

Получив сначала под руководством отца «преизрядное учение», Бецкой был послан для дальнейшего образования в Копенгаген, в местный кадетский корпус; затем недолго служил в датском кавалерийском полку, во время учения был сброшен лошадью и сильно помят, что, по-видимому, и принудило его отказаться от военной службы. Он долго путешествовал по Европе, а 1722-1726 годы провел «для науки» в Париже, где, вместе с тем, состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво (благодаря чему возникла гипотеза о том, что Екатерина II – его дочь).

В России Бецкой сначала состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 году определился на службу в Коллегию иностранных дел, от которой нередко был посылаем в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж.

Благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии Ивановне, жене принца Людвига Гессен-Гомбургского, Бецкой стал близок ко двору Елизаветы Петровны. Исследованиями П. М.

Майкова установлено, что он совсем не принимал участия в перевороте 25 ноября (6 декабря) 1741 года, возведшем на престол Елизавету.

Вследствие происков канцлера Бестужева Бецкой был принужден (1747) выйти в отставку.

Он выехал за границу и по дороге туда старался, по собственным его словам, «ничего не пропустить из пространной живой книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг научающей почерпнуть все важные сведения к большому образованию сердца и ума».

За границей Бецкой прожил 15 лет, преимущественно в Париже, где посещал светские салоны, свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтения усвоил себе модные тогда идеи.

Пётр III в начале 1762 года вызвал Бецкого в Петербург, произвел в генерал-поручики и назначил главным директором канцелярии строений и домов его величества.

В перевороте 28 июня (9 июля) 1762 года Бецкой не принимал участия и о приготовлениях к нему, по-видимому, ничего не знал; может быть, потому, что всегда равнодушно относился к политике в собственном смысле.

Екатерина, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область – воспитательную.

Указом 3 марта 1763 года на него было возложено управление, а в 1764 он был назначен президентом Академии художеств, при которой он устроил воспитательное училище.

1 сентября 1763 года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим – профессором Московского университета А. А. Барсовым, по указаниям Бецкого.

По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто «воспитательное общество благородных девиц» (впоследствии Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству. В 1765 году он был назначен шефом Сухопутного шляхетского корпуса, для которого составил устав на новых началах.

В 1768 году Екатерина II произвела Бецкого в чин действительного тайного советника. В 1773 году, по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей.

Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и особенно на развитие воспитательных учреждений. По образцу московского Бецкой открыл воспитательный дом в Петербурге, а при нем учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования.

В 1773 году Сенат в торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь, согласно Высочайшей воли, за учреждение на свои средства стипендий в 1772 году, большую золотую медаль, с надписью: «За любовь к отечеству. От Сената 20 ноября 1772 года».

В качестве директора канцелярии строений Бецкой много способствовал украшению Петербурга казенными постройками и сооружениями; самыми крупными памятниками этой стороны его деятельности остались монумент Петру Великому, гранитная набережная Невы и каналов и решетка Летнего сада.

К концу жизни Бецкого Екатерина охладела к нему, лишила его звания своего чтеца.

Из её выражения: «Бецкой присвояет себе к славе государской» можно думать, что причина охлаждения коренилась в уверенности императрицы, что Бецкой единственно себе приписывает заслугу воспитательной реформы, между тем как Екатерина и сама претендовала на значительную роль в этом деле.

Бецкой погребен в Александро-Невской лавре. На его надгробном памятнике помещены медальоны с изображением медали «За любовь к отечеству» и надпись

«ЧТО ЗАСЛУЖИЛЪ ВЪ СВОИХЪ ПОЛЕЗНЫХЪ ДНЯХЪ

ДА БУДЕТ ПАМЯТНИКЪ И ВЪ ПОЗДНИХЪ ТО ВЕКАХЪ

QUOD AEVO PROMERUIT, AETERNE OBTINUIT».

Педагогические взгляды

Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе: «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», утверждённом императрицей 1 (12) марта 1764 года.

В «Генеральном учреждении» – общими афористическими выражениями, а в уставах – по пунктам, в приложении к практическим надобностям, изложены педагогические воззрения западноевропейского рационализма.

Взгляды Бецкого на методы воспитания были прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний.

Бецкой из далеко не совпадающих воззрений Локка, Руссо и Гельвеция, принимая одно и отбрасывая другое, составил цельную систему. В её основе лежала задача создать новую породу людей.

Образ нового человека определённо у Бецкого нигде не рисуется, но, судя по разбросанным замечаниям, главной его чертой было отсутствие тех отрицательных свойств, которые были характерны для современников.

Отдельные положительные штрихи таковы: «Человек, чувствуя себя человеком, …не должен допускать поступать с собою как с животным»; «чтобы с изящным разумом изящнейшее ещё соединялося сердце»; «человек должен познать правила гражданской жизни».

Екатерина, бывшая, как и Бецкой, последовательницей просветительной философии, сочувствовала этой грандиозной идее, и «Генеральный план» составлен Бецким несомненно после предварительного обсуждения основных его положений совместно с императрицей. Средством достижения «новой породы» является воспитание.

Не отрицая значения общего образования, образования ума, Бецкой центр тяжести переносит на образование сердца, на воспитание. «Корень всему злу и добру – воспитание», говорит он.

«Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях».

Согласно с Руссо, Бецкой признает, что человек от природы не зол, а добр, и душа ребенка подобна воску, на котором можно писать что угодно.

Бецкой предлагает воспитательным учреждениям писать на ней доброе: «Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству…, особливо же вкоренять в них… склонность к опрятности и чистоте».

Важно образовать в этом направлении сначала первое поколение, «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».

Но воспитание не может достигнуть своей цели, если первые воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от смежных с ними старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках. Эту мысль, лишь слегка намеченную Руссо («нет врожденных пороков и злодейств, но дурные примеры их внушают»), Бецкой развил до крайних пределов.

Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусственную преграду, дабы первое, «зверообразное и неистовое в словах и поступках» лишилось возможности оказывать какое-либо влияние на второе.

Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещенных наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, то есть до 18-20 лет.

Подобно Локку, Бецкой признавал значение физического воспитания и необходимость считаться с темпераментом ребенка, а подобно Руссо «полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая её, но способствуя ей».

С идеей педагогической Бецкой сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие, «третий чин людей».

Он видел, как росло на Западе нравственное, политическое и особенно экономическое значение этого сословия, и сожалел, что в России только «два чина установлены: дворяне и крестьяне», а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели.

«В чужих государствах, – рассуждал Бецкой, – третий чин народа, заведенный уже за несколько веков, продолжается из рода в род: но как здесь (в России) сей чин ещё не находится, то мнится, в оном и нужда состоит… Прямое намерение нового учреждения (Воспитательного дома) – произвести людей способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах». Устройство ряда заведений (воспитательные дома, мещанские училища при шляхетном корпусе и при Академии Художеств), помимо своих прямых и непосредственных задач – воспитывать безродных детей, дать образование детям низших классов, – имело целью именно создание этого «третьего чина людей». Все педагогические планы Бецкого и уставы созданных им заведений собраны в отдельном издании: «Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания в России обоего пола юношества» (СПб., 1774). С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны (1773-75) эти воззрения показались слишком либеральными, и Бецкой был отстранён от руководства просветительными учреждениями.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/beckojj_ivan/

Мемория. Иван Бецкой – ПОЛИТ.РУ

14 февраля 1704 года родился Иван Бецкой, президент Императорской Академии художеств, инициатор создания Смольного института.

Личное дело

Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795) родился в Стокгольме, где находился его отец князь Иван Трубецкой, взятый в плен под Нарвой. Матерью его была шведская дворянка, имя которой остается неизвестным. Как незаконнорожденный, получил лишь часть отцовской фамилии.

Начальное образование получил под руководством отца. Затем окончил кадетский корпус в Копенгагене. Поступил на службу в датский кавалерийский пол, однако, получив травмы после падения с лошади, вынужден был отказаться от карьеры военного. Путешествовал по Европе.

В 1719 году стал секретарем русского посольства в Париже, одновременно углубляя свое образование. В 1728 году приехал в Россию и стал служить флигель-адъютантом у своего отца, затем перешел в коллегию иностранных дел.

В 1741 году стал камергером двора герцога голшинского Петра Ульриха, жившего в России и получавшего образование в качестве наследника престола. В 1747 году Иван Бецкой выходит в отставку и вновь отправляется в Европу.

Он живет большую часть времени в Париже, посещает также Германию, Италию, Испанию, Нидерланды, лично знакомится с Вольтером, Дидро, Руссо, интересуется педагогическими теориями французских энциклопедистов, становится частым гостем литературных салонов.

В 1762 году Петер Ульрих вступает на русский престол и принимает имя императора Петра III. Он возвращает на службу Ивана Бецкого и делает его главным директором Канцелярии от строений, ведавшей застройкой Петербурга и постройками дворцового ведомства.

28 июня 1762 года в России происходит дворцовый переворот, в результате которого к власти приходит Екатерина II. Однако Иван Бецкой, не принимавший участие в перевороте, не только сохраняет свое положение, он становится личным секретарем Екатерины и выполняет эту работу до 1779 года.

В 1763 году он назначается на должность президента Императорской академии художеств.

В эти годы Иван Бецкой готовит программный документ – «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», который был одобрен Екатериной.

В духе этой программы Бецкой составляет проект учреждения Московского воспитательного дома (открыт в 1763 году) и Императорского воспитательного общества благородных девиц в Санкт-Петербурге (открыто в 1764 году, впоследствии известно как Смольный институт), а также реформирует Сухопутный шляхетский корпус, шефом которого он становится в 1765 году.

В 1766 году Иван Бецкой получает чин действительного тайного советника, в 1768 – становится кавалером ордена Андрея Первозванного, а 20 ноября 1772 года на особом заседании Сената Бецкой был награжден почетной золотой медалью.

Создает ряд учебных заведений для детей податных сословий: училище при Академии художеств, при Смольном обществе, Демидовское коммерческое училище, Родовспомогательное училище при госпитале Санкт-Петербургского воспитательного дома и другие.

Тратил большую часть своего состояние на благотворительность и воспитательные учреждения, находившиеся под его опекой.

С 1783 года здоровье Ивана Бецкого ухудшилось. После перенесенного инсульта у него были парализованы рука и нога. Последние годы жизни он провел в уединении, отойдя от дел. Умер Иван Бецкой в Петербурге 31 августа (10 сентября) 1795 года.

Александр Рослин. Портрет Ивана Бецкого. 1777г.

Чем знаменит

Выдающийся деятель эпохи Просвещения, внесший большой вклад в развитие образовательных учреждений России. В основе педагогической программы Бецкого лежала идея о том, что нравственное воспитание юношества служит основой для преобразования общества.

По образцу Воспитательного дома в Москве и Смольного института в Петербурге открывались аналогичные учебные заведения в других городах Российской империи.

Бецкой изложил свое педагогическое кредо в нескольких сочинениях: «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов… о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766), «Собрание Учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (1789 – 1791) и других.

О чем надо знать

Иван Бецкой полагал, что, чтобы вырастить из детей людей нового типа, их нужно изолировать от пагубных влияний старшего поколения, а следовательно, учебные заведения должны быть закрытыми, а контакты воспитанников с внешним миром, даже с собственными семьями, сведены к минимуму.

Например, при поступлении детей в Сухопутный шляхетский корпус родители давали подписку, что отдают детей добровольно, не менее как на пятнадцать лет, в продолжении которых не будут брать детей даже в отпуск. Аналогичное обязательство брали на себя родители девочек, учащихся в Смольном институте.

Также родители не имели права прервать обучение своей дочери, забрав ее из института до окончания полного курса.

Прямая речь

Не нужно бить детей почти никогда, а паче не следовать в жестоких наказаниях безрассудным и свирепым школьным учителям: не упоминая, что от сего приходят дети в посрамление и в уныние, вселяются в них подлость и мысли рабские, приучиваются они лгать, а иногда и к большим обращаются порокам. Всякие побои, кроме того, что чувствительны, по всем физическим правилам без сомнения вредны здоровью.
Иван Бецкой «О воспитании детей»

‎И ты, наш Нестор долголетный! Нить прервал нежных чувств своих; Сто лет прошли — и не приметны; Погасло солнце дней твоих! Глава сребрится сединами И грудь хотя горит звездами, Но протекла Невы струя:

Пресеклась, Бецкой, жизнь твоя.

Пресеклась жизнь, но справедлива Хвала твоя не умерла! Тех гроб, тех персть красноречива, О коих говорят дела. Воззрим ли зданий на громады, На храмы Муз, на храм Паллады, На брег, на дом Петров, на сад:

И камни о тебе гласят!

Но коль живые монументы, Краснейши памятников сих, Которых сгладить элементы Не могут дланью сил своих, Я вижу! Вижу в человеках, В различных состояньях, летах, Ты сколько обязал сердец!

Коликих счастья был творец!

Там зодчий зиждет храм молитвы, Каменосечец — царский зрак, Геройски живописец битвы Одушевляет на стенах; Там жены, девы благонравны Одежды в дар шьют домотканны Мужьям и женихам своим,

И верностью гордятся к ним.

А там, из праха извлеченный, Чужую грудь младенец пьет; Убогий, нуждами стесненный, Открытую казну берет: Согбенны старцы и вдовицы, Питаясь от твоей десницы, Отцом своим тебя зовут,

И слезы о тебе все льют.

Льют огнь сердец, и ты достоин, Друг человеков, жертвы сей! Мой лирный глас тебе настроен, Чтоб доблести воздать твоей: Да имя, столь нам драгоценно, Пребудет ввек благословенно, И в Россах да не умрешь ты,—

Еще произрастишь цветы

И более плоды прекрасны, Чем те, ты кои сам вкушал, Когда художества изящны И воспитанье насаждал; Чтоб в род великие картины Петровых дел, Екатерины, От мраморов пускали шум

И двигли к размышленью ум!

На колеснице лучезарной Когда надменный Фаэтонт, Летя стезей небес янтарной, На землю сыплет и на понт Кровавы искры по аэру, Гремит, трясет возжженну сферу И звучным буйством таковым

Вьет вихрем за собою дым:

Тогда муж мудрый, благотворный, Кротчайшу славу возлюбя, На труд полезный, благородный Свою всю жизнь употребя, Сирот, науки лобызает, Приличней жертвы посвящает, Чем горды божеству мечты:

Луч милости был, Бецкой, ты!

‎Кто в бранях лил потоки крови, Кто грады в прах преобращал, — Ты, милосердья полн, любови, Спасал, хранил, учил, питал; Кто блеск любил, — ты устранялся; Кто богател, — ты ущедрялся; Кто расточал, — ты жизнь берег;

Кто для себя, — ты жил для всех.

Сие сравненье беспристрастно Пускай прочтет твой самый враг, Увидит зрелище прекрасно В твоих преклонных даже днях: Как огнь лампады ароматный, Горел, погас, пустил приятный Вкруг запах ты. Последний вздох

И мысль твоя — щедрот был Бог.

‎Но коль несчастны человеки, Неблагодарен смертных род! То все доказывают веки, Что лишь за громом гром идет. Увы! когда в пределах света Убийц бывает слава пета, Тогда забыт отец семейств!

История есть цепь злодейств.

Почий покойно, персть почтенна! Мирская слава только дым; Небесна истина священна Над гробом вопиет твоим: «О смертные! добро творите И души ваши освятите, Доколе не прешли сей свет; Без добрых дел блаженства нет».

Гавриил Державин «На кончину благотворителя»

Семь фактов об Иване Бецком

  • Во Франции Бецкой посещал Королевский институт святого Людовика в Сен-Сире, основанный по инициативе мадам де Ментенон для обучения дворянских дочерей. Многие черты этого учебного заведения Бецкой перенес в Смольный институт.
  • Из-за деятельности Бецкого его часто называли «Бецкой, воспитатель детской».
  • В своем доме Бецкой лично проводил опыты по разведению шелковичных червей и выведению цыплят в инкубаторе.
  • Неоднократно по указаниям Екатерины II Иван Бецкой занимался приобретением за границей скульптур и картин для императорской коллекции.
  • Современный адрес дома Бецкого в Петербурге – Дворцовая набережная, дом 2. Известен также как «дом принца Ольденбургского». В 1839 – 1841 годах был надстроен и заново отделан, но корпус, выходящий на набережную, сохранил свой первоначальный облик XVIII века. Во внутреннем дворе, на уровне второго этажа, уцелели кронштейны, на которых крепилась конструкция висячего сада.
  • Другой принадлежавший Бецкому дом (Дворцовая набережная, 12-14) был полностью разрушен во время войны.
  • Иван Бецкой был погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Материалы об Иване Бецком
Статья об Иване Бецком в русской Википедии
Иван Бецкой в проекте «Хронос»
Иван Бецкой в «Русском биографическом словаре»
Иван Бецкой в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
Бецкой И. И.

 Генерального плана Императорского воспитательного дома исполнительное учреждение вдовьей, ссудной и сохранной казны, в пользу всего общества (1772)
Бецкой И. И. Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества (1776).
Бецкой И. И.

 План коммерческого воспитательного училища (1772)
Бецкой И. И. Устав воспитания двухсот благородных девиц…(1764)

Источник: http://polit.ru/news/2018/02/14/m_betskoy/

Бецкой иван иванович

3 (14) февраля 1704, Стокгольм — 31 августа (10 сентября) 1795, Санкт-Петербург

Российский государственный и общественный деятель, просветитель

Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. Ю. Трубецкого (чью сокращённую фамилию впоследствии носил) и шведской баронессы Вреде (по другим данным Шпарр); родился во время пребывания отца в шведском плену, детские годы провёл в Стокгольме.

Получил домашнее образование, учился в кадетском корпусе в Копенгагене, затем краткое время служил в датской армии, из-за травмы вынужден был оставить военную службу. По-видимому, в 1718 вместе с отцом возвратился в Россию, но затем вновь уехал в Европу с образовательными целями.

Свободно владел французским и немецким языками.

В 1722—1726 жил и учился в Париже, одновременно состоял секретарём при российском после В. Л. Долгоруком. По требованию отца вернулся в Россию, служил под его началом флигель-адъютантом в Киеве и Москве.

Был в числе дворян, подписавших челобитную против «верховников» в пользу Анны Иоанновны (1730). В 1729—1747 служил в Коллегии иностранных дел, в качестве курьера посещал Берлин, Вену, Париж.

После 1740 — камергер при «малом дворе» наследника Петра Фёдоровича, в 1744 познакомился с его женой, будущей Екатериной II. В 1756—1761 вместе с племянницей Е. Д. Голицыной и её мужем дипломатом Д. М.

Голицыном совершил длительное заграничное путешествие по Нидерландам, Франции, Италии; посещал знаменитый парижский литературный салон Марии Терезы Жофрен, интересовался современной живописью и скульптурой.

После прихода к власти Петра III (1761) получил приказ вернуться в Россию, где был назначен на должность директора Канцелярии от строений.

В день переворота 28 июня 1762 вместе с императором бежал из Петергофа в Ораниенбаум, в первые месяцы царствования Екатерины II не играл активной роли.

Затем быстро вошел в число приближенных императрицы, став официальным «чтецом» (личным секретарём) (1762—1779).

В 1763 представил императрице проект Воспитательного дома («Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»), созвучный её либеральным устремлениям, в котором изложил в переработанном виде педагогические взгляды Дж.

Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. Проекты и докладные записки имели официальный характер, что обусловило их широкую гласность, наиболее важные из них были переведены на французский язык и изданы для распространения в Европе.

Президент Академии художеств (1764—1791, с 1763 управляющий), в 1765—1766 управляющий Сухопутным шляхетским корпусом. В последние годы жизни потерял влияние при дворе, в 1782 ослеп, около 1789 практически удалился от дел.

Педагогические идеи Бецкого восходят к общепросветительским концепциям воспитания в их популярной французской интерпретации; также учитывал практику европейских училищ. В 1760 — начале 1770-х гг. создал в России систему закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 18—20 лет.

Дворянскими учебными заведениями были Смольный институт (в 1764 открылось подобное ему Екатерининское училище в Москве) и Сухопутный шляхетский корпус (по уставу 1766).

Для выходцев из других сословий (но не крепостных) были созданы особые «мещанские» училища при Академии художеств (1764), Воскресенском Новодевичьем (Смольном) монастыре (1765), Сухопутном шляхетском корпусе (1766), Московском коммерческом училище (1772).

Основной задачей просвещения считалось целенаправленное создание в России «третьего чина» (сословия), состоящего из образованных людей: учителей, гувернанток, художников, купцов — полезной государству «породы» людей, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество.

В этом деле особая роль отводилась Воспитательному дому, принимавшему на воспитание брошенных родителями младенцев; его выпускники, получившие ремесленные навыки, становились «вольными» и должны были пополнять мещанское сословие.

Предполагалось, что училища будут выпускать по-разному образованных, но единообразно воспитанных дворян и разночинцев, с привитыми им новыми представлениями об общественной жизни: добрых христиан, верных граждан, честных людей.

Бецкой считал, что сами по себе «науки и художества» не производят «благонравия», вследствие этого придавал воспитанию преимущественное значение перед собственно образованием. Рассматривал школу как «училище нравов», где детей сначала делают «добродетельными», а затем «просвещёнными».

Многие проекты оказались несостоятельными, а сами училища получили противоречивую общественную оценку. Неудовлетворительное состояние учебно-воспитательных учреждений, низкий уровень образования воспитанников обусловили пересмотр системы образования и начало подготовки реформы образования 1782—1786 гг.

Читайте также:  Дмитрий никулин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Основные труды

• Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. Ч. 1—2. СПб., 1774.

• Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества; с прочими в пользу общества установлениями. Ч. 1—3. СПб., 1789—1791.

Литература

◦ Михайловский М. Материалы для биографии И. И. Бецкого. [СПб., 1853].

◦ Чистович И. А. Материалы об Иване Ивановиче Бецком. [М., 1863].

◦ Пятковский А. П. С.-Петербургский воспитательный дом под управлением И. И. Бецкого. [СПб., 1875].

◦ Миллер Н. Ф. Из прошлого Московского воспитательного дома: Очерк деятельности его за первое 30-летие в период управления И. И. Бецкого. М., 1893.

◦ Майков П. М. И. И. Бецкой: Опыт его биографии. СПб., 1904.

◦ Лаппо-Данилевский А. С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв А. С. Лаппо-Данилевского о соч. П.М. Майкова: «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». СПб., 1904.

◦ Маккавейский Н. К. Педагогические идеи Екатерины Великой и Бецкого. Киев, 1904.

◦ Ермилов В. Поборники свободы в воспитании Бецкий и Новиков. [М., 1906].

◦ Липник В. Н. Учебный интерес в теории и практике И. И. Бецкого // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып. 3. Л., 1977. С. 118—126.

◦ Чайковская О. Г. Воспитание «новой породы» людей (об одном социальном эксперименте XVIII века) // Социологические исследования. 1987. № 2. С. 121—134.

◦ Анищенко О. А. И. И. Бецкой о воспитании детей дошкольного возраста // Воспитание личности школьника. Шадринск, 1992. С. 4—14.

◦ Ерошкина А. Н. Деятель эпохи просвещенного абсолютизма И. И. Бецкой // Вопросы истории. 1993. № 9.

◦ Ерошкина А. Н. Общественно-политическая и административная деятельность И. И. Бецкого в 60—90 гг. XVIII века. Дис. … канд. ист. наук. М., 1993.

◦ Никуличев Ю. В. «Луч милости…»: (И. И. Бецкий — созидатель Просвещения екатерининской эпохи) // Россия и современный мир: Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. 1999. № 3.

◦ Шаскольская Е. А. И. Бецкой — «виновник» воспитательных домов в России // Общество и власть: материалы Всерос. науч. конф. СПб., 2003.

◦ Веселова А. Воспитательный дом в России и концепция воспитания И. И. Бецкого // Отечеств. записки. 2004. № 3.

◦ Микерина А. Л. Реализация передовых педагогических идей И. И. Бецкого в организации учебно-воспитательной работы Cухопутного шляхетского кадетского корпуса // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск, 2009. С. 79—82.

◦ Каширина Н. Н. Педагогическая концепция И. И. Бецкого // Продуктивные модели современного образования: сб. науч. ст. М., 2011. С. 188—201.

◦ Савченко Т. А. Изоляционистская концепция воспитания И. И. Бецкого // Педагогика. 2011. № 7. С. 102—107.

◦ Стародубцев М. П., Слепов В. Я. Становление государственной системы общего образования в России в последней трети XVIII века // Мир образования — образование в мире. 2012. № 2(46). C. 10—24.

◦ Яринская А. М. Социокультурные основания и законодательное оформление сети закрытых сословных училищ в правление Екатерины II по проекту И. И. Бецкого. Дис. … канд. ист. наук. Томск, 2012.

Источник: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/beczkoj

Юрий Ицков – биография, фото, личная жизнь, семья, жена и дети, рост и вес 2018

Юрий Леонидович Ицков – советский и российский актер театра и кино, народный артист России. Телезрителю Ицков известен по ролям в сериалах «Бандитский Петербург», «Личность не установлена», «Шакал», «Консультант» и др. С 2001 года он играет в петербургском Театре Сатиры на Васильевском.

Юрий родился 29 мая 1950 года в Москве, в семье театрального режиссера Леонида Ицкова (1908—1979) и актрисы Александры Ицковой. Его отец был студентом Ленинградской консерватории, но, не окончив ее, поступил в студию при московском Театре Таирова. С будущей супругой, уроженкой Архангельска, Леонид Ицков познакомился после войны.

Родители Юрия Ицкова были из творческой среды: отец – театральный режиссер Леонид Ицков, мама – актриса Александра Ицкова

Все детство Юрий провел за кулисами театров по всему Советскому Союзу. Вслед за родителями он побывал во Владивостоке, Душанбе, Ташкенте, Ашхабаде, Хабаровске, Магадане… И с ранних лет мальчик решил пойти по их стопам, даже не помышляя о чем-то другом.

После окончания школы Ицков попробовал поступить в столичное театральное училище, дошел до третьего тура, но «срезался». Парень решил не терять год и отправиться учиться в Дальневосточный государственный институт искусств (Владивосток), который успешно окончил в 1970 году.

Первая сцена, куда молодой актер пришел после окончания института в 1971 году, принадлежала Иркутскому драматическому театру. За годы работы ему удалось поработать вместе с выдающимися драматургами – Александром Вампиловым и Валентином Распутиным. В 1979 году режиссер Артур Хайкин позвал Юрия в Омский академический театр драмы, где артист служил до 2001 года.

В годы работы в Омске – а именно, в 1999 году – артист получил звание «Народный артист Российской федерации».

В 2001 году Юрий решил переехать в Санкт-Петербург, где был радушно принят в труппу Театра сатиры на Васильевском.

Стоит отметить, что некоторые время Юрий Леонидович по приглашению работал в польских театрах «Шведска» (спектакль «Замок» по Кафке, в котором Ицков воплотил 6 разных образов) и «Малый» (постановка «Приведения», роль пастора Мандерса).

Свою первую роль в кино Ицков получил относительно поздно, почти в 40 лет. Это была второстепенная роль в двухсерийной драме «Кому на Руси жить…», в которой также снялись знаменитые артисты Алексей Булдаков, Галина Макарова, Андрей Болтнев и Борис Новиков.

Масштабно сниматься он начал в начале нулевых, после переезда в Санкт-Петербург, уже разменяв шестой десяток. Некоторое время это были лишь эпизодические роли.

В 2005 году он появился в 7 сезоне популярного сериала «Бандитский Петербург» в роли вора в законе по кличке Сохатый.

К этому персонажу Юрий вернулся в 8, 9 и 10 сезонах сериала (в последнем Сохатый стал одним из главных действующих лиц).

В 2006 году актер получил свою первую главную роль в детективно-приключенческом сериале «Секретная служба Его Величества», действие которого разворачивается в начале ХХ века и описывает борьбу с зарождающимся в России террористическим движением.

Юрию досталась роль матерого сыщика сыскной полиции Прохора Кузьмича Кулебяко.

В 2010 году Юрия пригласили на второстепенную роль генерала МВД Михаила Георгиевича Киреева в криминальный сериал «Государственная защита».

Сериал получил высокие рейтинги, поэтому впоследствии вышло еще два сезона, в которых герой Ицкова стал уже главным персонажем.

В 2011 и 2012 годах Ицков исполнил главные роли в сериалах «Счастливчик Пашка» и «Ржавчина», а в 2014 году завоевал сердца зрителей, блестяще исполнив роль отшельника Антипа Душегуба в биографической многосерийной драме «Григорий Р.». Роль Распутина в сериале сыграл Владимир Машков.

С этого времени Ицков стал узнаваемым актером, подкупающим зрителей своей игрой даже на «вторых планах».

Лучшими ролями Юрия в 2015-2016 годах можно считать роль купца Грибушина в историческом детективе «Контрибуция», областного прокурора по фамилии Шестак в детективном сериале «Консультант», эксперта-криминалиста Халецкого в криминальной саге «Следователь Тихонов», а также бандита Подколзина в детективном сериале «Шакал».

В 2017 году Юрий появился в роли ученого-конструктора Бориса Чертока в исторической драме «Время первых» о космонавтах Павле Беляеве и Алексее Леонове (Константин Хабенский и Евгений Миронов).

В этом же году актер исполнил роль криминалиста Горчукова в сериале «Личность не установлена», который транслировался на телеканале НТВ.

В мае 2017 года на большие экраны вышел военный детектив «Три дня до весны» о событиях, разворачивающихся в Ленинграде в феврале 1942 года. В фильме Ицков предстал в роли микробиолога и директора института Савинова.

Всего в копилке актера более 100 ролей. Его основные аплуа – герои исторических фильмов (кучер в фильме «Бедный, бедный Павел», Шувалов в «Любовь императора», тайный советник Степан Шешковский в «Фаворите», граф Аракчеев в «1814», граф Иван Бецкой в «Мушкетёрах Екатерины» и пр.

), военные (майор в биографическом сериале «Брежнев», политрук в «Перегоне», полковник Максимович в сериале «Группа “Zeta”», политрук в польской драме «Маленькая Москва», офицер в «Достоевском» и пр.) и люди закона (начальник колонии в «Иванов и Рабинович», следователь в «Лабиринтах разума», капитан милиции в комедии «Суженый-ряженый» и пр.).

Всего в копилке актера более 100 ролей. Его основные аплуа – герои исторических фильмов, военные и люди закона.

Впрочем, есть у Ицкова и весьма неожиданные роли – например, бомж в комедии «Клуб счастья» и хранитель тел Август Карлович в фэнтези-сериале «Небесный суд».

Многие режиссеры работают с Ицковым на постоянной основе.

В частности, Юрий часто появляется в кинопроектах Сергея Снежкина, Алана Дзоциева, Андрея Либенсона, Александра Рогожкина, Алексея Карелина, Алены Званцовой и других известных мастеров.

Юрий Ицков не любит распространяться о личном, поэтому о его жизни вне сцены мало что известно. Со своей будущей супругой, актрисой Надеждой Живодеровой, дочерью известного советского велогонщика Леонида Живодерова, Ицков познакомился в 1979 году и с тех пор его сердце принадлежит ей одной.

На момент их знакомства 18-летняя Надежда только окончила музучилище при Омском театре, а Ицков обживался на новом месте после переезда из Иркутска. По словам артиста, это была любовь с первого взгляда.

Супруги-актеры хорошо осознают реалии профессии, поэтому относятся к проблемам друг друга с пониманием.

Например, когда в 1988 году Надежда снималась в одном из первых советских фильмов с эротическими сценами «ЧП районного масштаба», Юрий не ревновал ее в откровенные сценах с ее экранным супругом Игорем Бочкиным.

Хотя, признавался актер, он и сам не подозревал, насколько «раздетой» будет сцена, пока не увидел фильм в кино.

Жена Ицкова на 11 лет моложе его, но эту разницу актеры называют несущественной. Сейчас Наталья Живодерова, заслуженная артистка России, вместе с мужем играет на сцене Театра сатиры. Детей у пары нет. В 2017 году Юрий Ицков принял участие в съемках комедийного сериала «Ивановы-Ивановы» который повествует о двух разных семьях с одинаковыми фамилиями – богатой и бедной. Однажды они выясняют, что 16 лет назад случайно поменялись новорожденными сыновьями, и решают восстановить справедливость. Юрий Ицков играет дедушку «бедных Ивановых», а его родственников на экране воплотили юный Семен Трескунов, Анна Уколова и Михаил Трухин. В этот же период продолжалась работа над четырьмя кинопроектами с участием Ицкова: детективный сериал «Кумир», военная многосерийная драма «Фронт», биографическая драма «Хармс» и историческая драма «Увидеть Сталина».

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yuriy-ickov.html

Знаменитые педагоги прошлого Иван Иванович Бецкой Психолого – педагогический факультет I курс, гр. 8151 Шарамко Екатерина Романовна. – презентация

1 Знаменитые педагоги прошлого Иван Иванович Бецкой Психолого – педагогический факультет I курс, гр Шарамко Екатерина Романовна

2 Оглавление Личность и биография И.И. БецкогоЛичность и биография И.И. Бецкого Произведения И.И. Бецкого Просветительные идеи и деятельностьПроизведения И.И. Бецкого Просветительные идеи и деятельность Задачи воспитанияЗадачи воспитания Учебные заведенияУчебные заведения Воспитание и образование в Смольном институте благородных девицВоспитание и образование в Смольном институте благородных девиц Принципы и структура образования и воспитания в Петербургском Воспитательном домеПринципы и структура образования и воспитания в Петербургском Воспитательном доме Значение деятельности И.И. Бецкого. Посмертное посвящение Г.Р. Державина И.И. БецкомуЗначение деятельности И.И. Бецкого. Посмертное посвящение Г.Р. Державина И.И. Бецкому Список литературыСписок литературы

3 Иван Иванович Бецкой 3(14) , Стокгольм, 31.8(11.9).1795, Петербург ПедагогПедагог Русский государственный и общественный деятель. Области общественной деятельности И.И. БецкогоРусский государственный и общественный деятель. Области общественной деятельности И.И. Бецкого Личный секретарь императрицыЛичный секретарь императрицы Екатерины II ( ) Екатерины II ( ) Президент Императорской Академии ИскусствПрезидент Императорской Академии Искусств ( ) ( ) Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт – Петербурге и МосквеВозглавлял комиссию по каменному строению в Санкт – Петербурге и Москве

4 Биография И.И. Бецкого Сын фельдмаршала ТрубецкогоСын фельдмаршала Трубецкого Детство прошло в ШвецииДетство прошло в Швеции Копенгагенский кадетский корпус12 лет – Копенгагенский кадетский корпус служба в коллегии иностранных дел, Россия1721г. – служба в коллегии иностранных дел, Россия чин поручика1728 г. – чин поручика чин генерал – майора, отставка, путешествие в Европу:1747 г. – чин генерал – майора, отставка, путешествие в Европу: знакомится с идеями Гельвеция, Руссо, Дидро знакомится с идеями Гельвеция, Руссо, Дидро главный директор Канцелярии строения домов и садов его величества (Петра III)1762 г. – главный директор Канцелярии строения домов и садов его величества (Петра III) президент Академии художеств1763 г. – президент Академии художеств учреждение первого в России Воспитательного дома1763 г. – учреждение первого в России Воспитательного дома

5 Произведения И.И. Бецкого Законопроекты, касающиеся воспитания и обучения русского юношества «Генеральный план императорского воспитательного дома» «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» «Устав воспитания 200 благородных девиц» «Устав Академии художеств» «Физические примечания о воспитании детей от рождения до юношества»

6 Задачи воспитания Создать «новую породу людей»: образованных дворян, способных гуманно относится к крестьянам,образованных дворян, способных гуманно относится к крестьянам, разночинцев, способных заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом.разночинцев, способных заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом. Цель воспитания: эти люди передадут своим детям привитые им взгляды, привычки, постепенно измениться нравственность, произойдет изменение общества Задача истинного воспитания – внушить человеку уважение к себе: «Человек, почитая себя человеком…не должен допускать поступать с собою, как с животными»Задача истинного воспитания – внушить человеку уважение к себе: «Человек, почитая себя человеком…не должен допускать поступать с собою, как с животными» «Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества будут венцом наших трудов»«Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества будут венцом наших трудов»

7 «воспитания сердца» Главные средства нравственного воспитания и обучения Нравственное воспитание, «вкоренение страха божия», сострадать к бедным Изоляция детей от окружающей среды Положительные примеры. Избегать наказаний. «Поддержать склонность к трудолюбию, чтоб страшились праздности как Источника зла» Умственное («просвешая разум») и физическое («чистый воздух, увеселения, игры»)воспитание

8 Титульный лист сборника трудов И. И. Бецкого и документов об открытии учебно- воспитательны х заведений по его проектам

9 Воспитательный процесс В учебных заведениях рассматривался с четырех сторон: физической («в здоровом теле здоровых дух»); физическо-моральной («Праздность – мать всех пороков, а трудолюбие – отец всех добродетелей»); моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока); учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба).

10 Учебные заведения Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 г.) и при Академии наук (1765 г.) Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 г.) Коммерческое училище (1772 г.)

11 Смольный институт благородных девиц 5 мая 1764 г. Екатерина II подписала указ о создании в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре Воспитательного общества благородных девиц. По уставу в Смольный институт принимали дворянских дочерей с 6 лет на 12-ти летний срок обучения. Обязательным было свидетельство о дворянском происхождении. Главная задачаГлавная задача – правильное развитие воспитанниц сообразно с их природой.

12 Смольный институт благородных девиц Воспитанницы: I возраст -I возраст – русский и иностранный языки, арифметику, рисование, танцы, музыку вокальную и инструментальную, рукоделие. II возраст -II возраст – география, история, знакомство с домашним хозяйством. III возраст -III возраст – словесные науки (чтение исторических и нравоучительных книг), архитектуру, геральдику, практику домашнего хозяйства. IV (выпускной) возраст –IV (выпускной) возраст – повторение всего пройденного ранее, особое внимание уделялось домашней экономике умению вести счета, выбирать съестные припасы, заботиться о сохранении порядка и чистоты в хозяйстве. Использование на уроках наглядных учебных пособий: глобусы, карты, словари, стенные картины, атласы, муляжи.

13 Выпуск 1917 года

14 Смольный институт благородных девиц Устав общества предписывал преподавателям и наставницам: неотлучно находиться при воспитанницах, изыскивать время для разговора со старшими воспитанницами, заботиться о том, чтобы девицы не важничали, а были скромны, вежливы, ласковы и учтивы, но не принужденно. Рекомендовалось обращаться с девицами кротко, беспристрастно от учителя требовались образованность, воспитанность и любовь к детям. В январе 1765 г. при Смольном институте было учреждено училище для мещанских девушек, которых готовили для ролей будущих учительниц и воспитательниц.

15 Воспитательные учреждения Воспитательный дом в Петербурге (1772 г.) Воспитательный дом в Москве (1764г.)

16 Петербургский Воспитательный дом (1772 г.) Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям: Способные к наукам и искусствам Способные к ремеслам и рукоделию Способные лишь к самой простой работе

17 Петербургский Воспитательный дом (1772 г.) Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. Ведущее место отводилось нравственному воспитанию – удаление ребенка от всякого порока. При воспитании наказания излишни, но в случае необходимости наказанием может служить: лишение прогулки, стояние на одном месте. Никогда нельзя бить ребенка. Цель воспитания: создание “особой породы людей свободных от пороков общества”. Наиболее отличившиеся воспитанники продолжали обучение в столичных гимназиях, но в 1837 году этот порядок был отменен.

18 Петербургский Воспитательный дом (1772 г.) Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так: до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек, с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе, с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры. В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев, с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе, в лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали.

19 Петербургский Воспитательный дом (1772 г.) Над всеми дверьми в воспитательном доме висела надпись из 6 пунктов: 1.Не дела другим то, чего себе не желаешь; 2.Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали; 3.Не делай зла и не досаждай никому; 4.Не вреди никакому животному и не озлобляй его; 5.Не лги; 6.Никогда не будь празден.

20 Значение деятельности И.И. Бецкого: – положил начало женскому образованию, – открыл новые учебные, воспитательные учреждения, – изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах, – выступал за сословные учреждения. Г.Р. Державин На кончину благотворителя Луч милости был, Бецкой, ты! Кто в бранях крови лил потоки; Кто грады с прах преображал – Ты милосердья полн, любови, Спасал, хранил, учил, писал; Кто блеск метал – ты устранялся; Кто богател – ты ущедрялся; Кто расточал – ты жизнь берег; Кто для себя – ты жил для всех. Кто блеск метал – ты устранялся; Кто богател – ты ущедрялся; Кто расточал – ты жизнь берег; Кто для себя – ты жил для всех.

21 Список литературы Бецкой И. И. Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб., С Каптерев П.Ф. «История русской педагогики» – Петроград, 1915 г. Майков П. М. И. И. Бецкой. Опыт биографии. СПб., 1904 Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII – XIX вв., СПБ, 1912; Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Источник: http://www.myshared.ru/slide/62682

Бецкой Иван Иванович

Российский государственный деятель.

В 1762 -1779 годах – личный секретарь Императрицы Екатерины II с 1762 по 1779 год, разработавший план учебно-педагогической реформы, в которой были использованы идеи западноевропейских  просветителей: Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Клода Гельвеция и Жан-Жака Руссо. Президент Императорской Академии искусств в 1763-1795 годах.

И.И. Бецкой долго путешествовал по Европе; провёл «для науки» 4 года в Париже.

Для детей дворян были созданы закрытые учебные заведения: Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге; Екатерининское училище в Москве.

Для детей других сословий создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом: коммерческое училище при Московском воспитательном доме, училище при Академии Художеств в Санкт-Петербурге, педагогическое училище при Смольном монастыре и т.п.). Во всех крупных городах были созданы воспитательные дома для сирот.

Например, «Обучение в Смольном институте длилось девять лет. Сюда привозили маленьких девочек пяти-шести лет, и в течение девяти лет они жили в институте, как правило, не видя, или почти не видя, дома.

Если родители, жившие в Петербурге, ещё могли посещать своих дочерей (хотя и эти посещения специально ограничивались), то небогатые, особенно провинциальные  институтки на годы были разлучены с родными. Такая изоляция смолянок была частью продуманной системы.

В основу обучения клался принцип замкнутости: институток вполне осознанно отделяли от домашней атмосферы. Традиция эта восходила к И.И. Бецкому, который стремился отгородить воспитанниц от «испорченной» среды их родителей, вырастив из них «идеальных людей» по просветительской модели.

(Строго говоря, идея подобной изоляции воспитанников от порочного общества принадлежит Жан-Жаку Руссо – Прим. И.Л. Викентьева). Впрочем, эти философские мечты вскоре оказались забытыми. Изоляция девочек и девушек от родных потребовалась для совершенно иной цели: из смолянок делали придворные игрушки.

Они стали обязательными участницами дворцовых балов. Все их мечты, надежды, помышления формировались придворной атмосферой. Императрица знала всех учениц, а впоследствии  Александр I и Николай I очень любили посещать этот «девишник».

Однако, по сути дела, после окончания института любимые игрушки мало кого интересовали. Правда, из одних смолянок делали фрейлин, другие превращались в светских невест; но нередко окончившие Смольный институт бедные девушки становились чиновницами, воспитательницами или учительницами в женских учебных заведениях, а то и просто приживалками…»

Лотман Ю.М., Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века), СПб, «Искусство-СПб», 1994 г., с.78-79.

Целью проводимых в России педагогических реформ было создание полезной государству «новой породы людей» (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников и ремесленников), которые затем – по мысли И.И. Бецкого – уже через свои семьи распространят принципы нового воспитания на всё российское общество…

Об этом было сказано так: «…по сему ясно корень злу и добру воспитание; держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остаётся, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим тоже прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами и от них дети предали бы паки своим детям: и так следуя от родов в роды, в будущие века».

Бецкой И.И., Об утверждении Доклада Академии художеств Главного директора Генерал-Поручика Бецкого – О воспитании юношества обоего пола / Полное собрание законов Российской Империи: Собрание первое, СПб, 1762-1765, Том XVI, N 116, с. 669.

Анализируя переписку И.И. Бецкого и Екатерины II очевидно, что приоритет отдавался не воспитанию нового поколения с целю развития наук и промышленности России, а с целью его преданности Властям.

Источник: https://vikent.ru/author/1796/

Ссылка на основную публикацию