Константин константиновский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Укротительница тигров Маргарита Назарова: трагедия советской циркачки

Отважная дрессировщица прожила жизнь, которая больше похожа на остросюжетный фильм: судьба принялась испытывать будущую звезду практически с детства. И все-таки королева тигров всегда побеждала.

Пока рядом с ней были те, кого она любила. У нее было все: слава, успех, деньги, любовь. И все это исчезло в один момент. Бесстрашная красавица укрощала свирепых тигров, но не смогла укротить судьбу.

В своем дневнике Маргарита Назарова писала: «В клетке мне не бывает страшно. Это, наверное, как на фронте: пугаться некогда, надо действовать. Смелость ли это? Не знаю. Мне ещё очень помогает и то, что на каждом представлении за моей спиной стоит Константин. В случае чего он мгновенно придёт мне на помощь. Может быть, ещё и поэтому мне не бывает страшно в клетке».

«Ребята, я — русская!»

Маргарита Назарова родилась в 1926 году в Царском Селе под Петербургом. Отец будущей звезды цирка работал лесником, поэтому Маргарита с детства привыкла к общению с животными.

Однажды ей даже довелось воспитывать медвежонка, оставшегося без матери: Маргарита мечтала научить животное танцевать, но из этого, правда, ничего не вышло. Зато вырастить малыша ей удалось, и впоследствии медведь был передан в зоопарк.

Но в этот момент будущая звезда и не думала связывать свою жизнь с цирком. Маргарита серьезно занималась танцами и мечтала о сцене. Ее мечта сбылась, но так, что лучше бы никогда не сбывалась.

Маргарите было 15, когда началась Великая отечественная война. Отец девушки ушел на фронт, сама она вместе с семьей эвакуировалась в Павловск. И там попала в плен к немецким захватчикам. К счастью, Маргарита неплохо знала немецкий, поэтому в Германии ее отправили служить в богатый дом.

Позже дрессировщица вспоминала, что обращались с ней там хорошо. Когда девушка немного повзрослела, ей помогли устроиться танцовщицей в кабаре. Однажды перед выступлением в зал заведения ворвались солдаты и Назарова услышала: «Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелял бы их всех».

Девушка крикнула: «Ребята, я — русская!» Так, летом 1945 года Маргарита вернулась домой.

«Что это вы животных бросили?»

Даже в тяжелые послевоенные годы Маргарите удалось не бросить любимое дело: девушка придумала акробатический танцевальный номер и устроилась в коллектив «Цирк на сцене».

Вскоре она начала выходить на арену с животными — лошадьми и собаками. Но спустя 8 лет, кажется, устала от этой в целом спокойной работы и придумала новый номер: трюки на мотоцикле.

И с успехом его исполняла — притом, что до этого вообще не умела водить.

Может быть, Маргарита Назарова стала бы великой мотогонщицей, а не дрессировщицей, если бы однажды ее коллега, Константин Константиновский, не спросил: «Что это вы вдруг на мотоцикл пересели? Животных бросили? А я вот хотел с вами вместе поработать. Мне нужна артистка-дрессировщица». В этот момент жизнь Маргариты круто изменилась. Она встретила любимого мужчину, она нашла главное дело своей жизни, она стала звездой.

Кино

Константиновский категорически запрещал Маргарите приближаться к хищникам в его отсутствие, но отважная женщина постоянно нарушала запрет. Начинающая дрессировщица говорила: «Я их не боюсь, я им верю».

Но, на самом деле, верить хищникам было легко по одной простой причине: Назарова никогда не оставалась с хищниками один на один, рядом с ней всегда был муж. До тех пор, пока Маргариту не пригласили в кино. В 1954 году на съемках картины «Укротительница тигров» Назарова заменяла Людмилу Касаткину, которая наотрез отказалась входить в клетку с тиграми.

Впускать в эту клетку Маргариту тоже было слишком рискованно, и тогда группа дрессировщиков придумала следующее: и Константиновский, и его помощники начали обращаться с животными очень строго, а Назарова, напротив, постоянно была с ними ласкова. Этот метод сработал: на площадке тигры ластились к Маргарите, как котики. А вот дрессировщиков возненавидели.

Один из тигров вскоре напал на Константиновского и серьезно его покалечил. Но главное было сделано: Маргарита почувствовала себя королевой тигров.

«Полосатый рейс»

Съемочная группа фильма «Укротительница тигров» не стала скрывать имя дублерши, и Назарова немедленно стала звездой всесоюзного масштаба. Однажды на выступление первой в СССР укротительницы тигров пришел посмотреть Хрущев.

После выступления он сказал: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Это стало сигналом к действию. Началась работа над картиной «Полосатый рейс». Режиссер Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм.

Если останемся живы…» И в самом деле, так хищников в кино еще не снимали. Единственным человеком, который совершенно не волновался, была сама Назарова. Ее беспокоило только одно: удастся ли самой быть достаточно убедительной в кадре. Насчет тигров она не сомневалась.

В том числе и потому, что на площадке с ней все время был ее любимец Пурш.

Дама с тигром в ресторане

От новорожденного Пурша отказалась мать, и дрессировщикам пришлось выкармливать его из бутылочки. В таких условиях тигры вырастают совершенно ручными, но Пурш был по‑настоящему уникальным. Назарова выводила его гулять на поводке, как собаку, купалась вместе с ним в реке и катала тигра в машине. Впоследствии все эти трюки были использованы в фильме.

Но самое невероятное — то, что Назарова, по свидетельствам очевидцев, несколько раз брала с собой тигра … в ресторан. Хищник смирно сидел возле стола и внимательно наблюдал за окружающими, не проявляя никакой агрессии.

Естественно, после подобных эпизодов Назарову стали считать не просто звездой, а буквально гением дрессировки, хотя всю основную работу продолжал выполнять ее муж.

Это было самое счастливое время в жизни артистки: всесоюзная слава, крепкая семья (у Назаровой и Константиновского родился сын Алексей), верный и преданный зверь рядом, гастроли и съемки.

Кроме того, Назарова была избалована мужским вниманием: «Влюблялись ли в меня? Да, часто, — вспоминала Назарова. — В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце.

Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так». Но, увы, счастье было недолгим.

Безумие на арене

Первым ушел Пурш. Любимец Маргариты заболел сахарным диабетом вскоре после съемок знаменитой картины и буквально сгорел за несколько месяцев. Назарова очень тяжело переживала смерть любимца, но продолжала работать. Но вскоре судьба нанесла ей самый страшный удар: она овдовела.

По одной из версий, дрессировщик Константин Константиновский скончался после того, как тигрица нанесла ему удар лапой по голове: началось воспаление, и врачи не смогли остановить этот процесс. По другой версии, жизнь артиста унесла опухоль мозга. Так или иначе, но Маргарита Назарова осталась совсем одна.

И не смогла это пережить.

Психическое здоровье — крайне хрупкая вещь. Работа дрессировщицы отнюдь не способствует его укреплению: это стресс и постоянные травмы. Не избежала этого и Маргарита Назарова. Однажды тигр прыгал над головой артистки, и в этот момент пошатнулась тумба. Когти хищника практически сняли с Маргариты скальп.

Чтобы скрыть шрамы, артистке пришлось сменить прическу и надевать на выступления бант. И этот бант однажды не понравился тигру. Один взмах лапой — разрыв височной артерии. После этой травмы Маргарита долго лечилась и всю жизнь страдала головными болями.

Стрессовые ситуации на арене тоже случались регулярно: однажды кто-то забыл закрыть вольер, и тигры вырвались на свободу. Они успели серьезно покалечить нескольких сотрудников цирка, и едва не ворвались в зрительный зал. И после этого Маргарита Назарова вышла на арену: успокоительный укол — и за работу.

Дрессировщики — особенные люди, но все-таки люди: Маргарита Назарова была совершенно бесстрашной и отчаянной, но череда трагедий, вкупе с прошлыми травмами, повредили ее рассудок.

После смерти мужа Маргарита Назарова лечилась в психиатрической клинике и смогла вернуться к работе лишь полтора года спустя. При этом возле арены всегда дежурил врач-психиатр: звезда советского цирка могла в любой момент сорваться. Выступала она словно на автопилоте, а вне арены, по воспоминаниям коллег, вела себя очень странно.

Точку в карьере знаменитой дрессировщицы поставила еще одна смерть. Во время репетиции номера, в котором тигр и артистка раскачивались на качелях под куполом цирка, что-то сломалось в механизме качелей. Тигр запаниковал, спрыгнул с высоты и разбился. После этого случая Маргарита Назарова не входила в клетку с хищниками. «Полосатый рейс» прибыл на конечную станцию.

«У меня даже чайника нет»

После завершения карьеры Маргарита Назарова уехала в Нижний Новгород, где у нее была квартира, выданная ей цирком. Сын вырос, тоже стал дрессировщиком и уехал работать в Европу. Маргарита Петровна жила на нищенскую пенсию и буквально голодала.

Специальным указом президента Ельцина ей была назначена повышенная пенсия, но гордая артистка отказалась от этой «подачки». Почти 20 лет Маргарита Назарова провела в стенах своей квартиры, практически никуда не выходя и никого к себе не пуская.

Ее психическое здоровье расстроилось окончательно, и она могла не впустить в дом даже сына, который пытался построить свой гастрольный график так, чтобы навестить мать. Периодически к Назаровой приезжали журналисты, но и с ними Назарова общаться отказывалась.

Лишь однажды сказала: «Я вас и чаем не смогу напоить, у меня даже чайника нет».

Маргарита Назарова скончалась 25 октября 2005 года, в возрасте 79 лет. О том, что королева тигров умерла, узнали только через 3 дня: соседи вызвали полицию, обратив внимание на подозрительную тишину в квартире. Легенда советского цирка умерла в одиночестве и нищете.

Ее внучка, Маргарита Назарова, тоже выступает на арене, правда, не с тиграми, а с кошками. Говорят, она невероятно похожа на свою знаменитую бабушку.

Источник: https://www.cosmo.ru/stars/krupnim-planom/ukrotitelnica-tigrov-margarita-nazarova-tragediya-sovetskoy-cirkachki/

Королева тигров: Маргарита Назарова

Жизнь Маргариты Назаровой – мечта любого сценариста, даже выдумывать специально ничего не надо. Не удивительно, что история великой дрессировщицы, наконец, стала сюжетом для биографического многосерийного фильма, который совсем скоро начнут показывать на Первом… 

«Пятно в биографии»

Звездой Маргарита Назарова стала, благодаря мужу, – в этом уверены почти все, кто ее знал. Если бы не его статус, дальше кордебалета и «Цирка на сцене» Рита не продвинулась бы. «Еще бы, с ее-то пятном в биографии», – саркастически замечали коллеги по «цеху». «Пятном» была работа в немецком кабаре в годы войны.

Жестокое замечание, если учесть, что попала девушка туда не по своей воле, еще будучи несовершеннолетней – ее угнали на работы в Германию в самом начале войны, в 15-летнем возрасте. Кабак не был пределом ее мечтаний, в детстве она училасьв балетной школе и мечтала стать балериной.

Но 4 года войны и голод перечеркнули планы. Вернувшись на родину и разыскав в Даугавпилсе маму и сестер (отец пропал без вести в одном из боев), Рита поняла, что танцевать – единственное, что она умеет очень хорошо, и устроилась в кордебалет местного театра, директором которого тогда был Константин Константиновский.

Эта встреча изменила всю ее жизнь.

Майор НКВД

Общий снимок труппы Даугавпилсского театра. Впереди сидят Евгения Пузеп, Константин Константиновский и Маргарита Назарова.

Константин Константиновский, в отличии от Риты, уже был личностью почти легендарной.

До войны он возглавлял кинологическую службу Дальневосточного пограничного округа, а в военное время, будучи блестящим кинологом, занимался обучением собак-санитаров и собак-камикадзе, которые во время боя подрывали военную технику противника. Дрессура не перестала быть его страстью и после войны.

К моменту знакомства с Маргаритой майор НКВД Константиновский уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», ставя для картин сложные трюки с животными. Он-то и стал для Назаровой тем самым Пигмалионом, который вылепил из нее цирковую Галатею.

Дрессировщица поневоле

О том, что она может легко управляться с самыми опасными хищниками, Маргарита Назарова выяснила на съемках фильма «Случай в тайге» в 1952 году, где работал ее супруг, а она его сопровождала.

Когда на Константиновского бросился медведь, Рита, спасая любимого, находчиво и смело переключила внимание зверя на себя при помощи… банки со сгущенкой. Медведь ушел вслед за молодой женщиной в клетку, забыв о своих кровожадных намерениях.

Похожий эпизод произошел через год при работе над лентой «Опасные тропы»: на ее мужа прыгнул тигр, но Рита среагировала еще быстрее – и хищника в полете остановила мощная струя холодной воды.

Девушке сразу же предложили работу в качестве дублерши главной героини в этой картине (после происшествия с тигром, актриса Макагонова наотрез отказалась рисковать своей жизнью), и Назарова блестяще исполнила опасный трюк, спасаясь от тигра на дереве, как и было положено по сценарию.  

После съемок Константиновский предлагает ей стать его ассистенткой и начинает полноценное обучение азам дрессуры. Но впечатлила Маргарита не только мужа, но и главного консультанта картины – старейшего укротителя хищников Бориса Эдера, который сразу вспомнит про Назарову, когда встанет вопрос о дублерше в «Укротительнице тигров».

«Укротительница тигров»

В 1954-м Назарова еще не знаменитость, но потенциал будущей звезды уже ясен. Идет работа над фильмом, который принесет невероятную популярность Людмиле Касаткиной. И мало кто догадывается, что всякий раз, когда ее героиня входит в клетку к тиграм, актрису сменяет дублерша Назарова.

Эта картина во многом очень личная для Маргариты. Шикарный бархатный костюм, в котором девушка Лена выходит на манеж – это мечта Назаровой, ее идея фикс и фирменный стиль, которому она потом будет верна долгие годы.

Четверка полосатых актеров – это ее личные первенцы Ахилл, Рада, Байкалочка и, конечно же, Пурш, которому даже кличку ради кино менять не стали. А еще – невероятно сложные трюки, придуманные Назаровой вместе с консультантами специально для этой картины.

Нам, зрителям, избалованным компьютерными спецэффектами, трудно даже вообразить, насколько сложными были те живые съемки с хищниками и людьми. Чтобы понять уровень работы Назаровой в этой ленте, нужно еще раз внимательно пересмотреть все сцены с тиграми.

Людмила Касаткина, к слову, зашла к хищникам лишь однажды, ради одного крупного плана, вышла на ватных ногах, а потом расплакалась на плече у Назаровой. Рита гладила перепуганную актрису по голове и думала о том, что, вероятно, сейчас не только Люда, но и она сама делает важный шаг на пути к собственной славе.

Цирковая выскочка

Вскоре после успеха «Укротительницы тигров» Маргарите Назаровой предложили работу в цирке с готовым аттракционом – номерами, которые уже успела подготовить со своими тиграми к съемкам в кино.

Зрители восприняли дебют артистки на ура, коллеги по манежу – холодно, очень уж невиданным был зигзаг Назаровой, пришедшей в насквозь династический цирк из кино.

А вот супруг Маргариты Константин Константиновский, пожалуй, впервые почувствовал укол ревности: ведь в успехе жены была большая доля его работы, но все лавры доставались только ей.

«Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену, – вспоминала после смерти Назаровой ее цирковая подруга Энгелина Рогальская. – И, хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина».

Итальянская страсть

Это была красивая пара – Назарова и Константиновский. Они удивительно дополняли друг друга, и мало кто из тех, кто знал влюбленных, мог поначалу догадаться, какие страсти кипели в этом союзе.

«Маргарита признавалась, что мирились они в постели», – вспоминала потом в интервью КП ее приятельница Рогальская.

–  Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью».

Константиновскому трудно было смириться с ролью мужа знаменитости. Бесконечные поклонники, в том числе и из «партийной ложи».

Но когда он решил уйти от Назаровой и сделать собственный номер с животными, его вызвали «наверх» и настойчиво попросили «не разрушать советскую семью».

На самом же деле, волновала всех не семья, а карьера Назаровой, уже провозглашенной «первой в мире женщиной – укротительницей тигров». А, как выяснилось, без Константиновского «за кадром» трюки с хищниками у Маргариты получались не так хорошо.

«Полосатый рейс»

Говорят, что фильм появился благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву, который имел неосторожность в присутствии подчиненных и короля Эфиопии бросить про Назарову фразу: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Разумеется, помощники генсека восприняли это как руководство к действию.

Сценарий, правда, никак не складывался, пока однажды не всплыла история про белых медведей на морском судне, которых нужно было перевезти с острова Врангеля в Мурманск. На полпути мишки вырвались из своих клеток и… Этот-то сюжет и стал основой для фильма, «заказанного» Никитой Сергеевичем.

«Мы снимем очень смешной фильм, если останемся живы», – шутил тогда режиссер Владимир Фетин.

Все трюки в картине ставил Константиновский. В работе с животными не бывает дублей, есть «варианты». Животное не в состоянии дважды сделать одно и то же. Самым забавным из таких «вариантов» стала сцена с ванной, в которой «мылся» герой Евгения Леонова. Изначально планировалось, что в этом эпизоде его заменит Константиновский – сев спиной к камере.

Но дрессировщик уперся: «Спиной – это не смешно, нужно, чтобы актер сел лицом к тигру и к камере». Леонова уговаривали несколько дней. И он согласился на один единственный дубль, при условии, что между ним и тигром поставят закаленное стекло. Однако в тот момент, когда актер намылил лицо, коварная съемочная группа убрала стекло и выпустила зверя.

Тигр вальяжно подошел к ванне и ткнулся носом в актера. «Я не в кадре?» – спросил Леонов и смыл пену с глаз. Увидев перед собой тигриную морду, актер громко икнул, сполз в ванну, а затем пулей выскочил из нее, в чем мать родила. В сценарии ничего подобного не было, но кадры вышли настолько потрясающими, что съемочная группа рискнула показать их Фурцевой.

«Я не ханжа, оставляйте», – с этими словами Министр Культуры одобрила первый в советском кино мужской стриптиз.

Эта картина стала звездным часом в карьере Маргариты Назаровой. Никогда ни до, ни после у нее не было такого невероятного успеха у публики.

За кадром красивой картинки

Какими бы дрессированными и послушными ни были тигры Назаровой, несколько раз она едва не погибла от их лап. Однажды ее опасно ранила тигрица Рада.

В 1955 году, выполняя прыжок над дрессировщицей, зверь случайно сдвинул лапами сбил тумбу – траектория прыжка изменилась ровно настолько, чтобы тигрица в полете когтями скальпировала Риту.

Как потом рассказывала сама Назарова, вернувшись из больницы она обнаружила сильно похудевшую Раду – как выяснилось, тигрица очень переживала случившееся и отказывалась есть до возвращения хозяйки.

А в другой раз любимец-Пурш ранил Маргариту в висок – когда всего-то играючи пытался снять лапой с головы хозяйки бант. Об остальных шрамах Назарова вспоминала так: «Да, конечно, всякое бывало, это же тигры, царапали часто, спасибо, что мышцы при этом не рвали – замазал зеленкой и работаешь дальше». 

Время потерь

Первым от дрессировщицы ушел Пурш. С этим бенгальским тигром она бок о бок проработала больше 10 лет, он был полноценной самостоятельной звездой и в цирке, и на экране.

Маргарита любила эпатировать публику, выгуливая Пурша на поводке и катая на заднем сидении автомобиля. Пурш ни разу не напал на человека, это был исключительный тигр. А еще он главным среди ее животных.

Когда в 1964 году он умер от сахарного диабета, управлять хищниками Маргарите стало намного сложнее.

Еще через 6 лет, не дожив до своего 50-летия, умер Константин Константиновский.

Данные о причинах этой трагедии разнятся – то ли у Константиновского было воспаление мозга, вызванное травмой, полученной на работе, то ли онкология, но ясно одно – после плановой операции он не пришел в себя, и, пробыв несколько дней в коме, умер.

Назаровой даже не дали проститься с ним – Назарова в тот момент находилась на гастролях. После смерти мужа Маргарита поняла, какую огромную роль Константиновский играл в ее карьере. Эти двое – Пурш на арене, и муж – по ту строну, фактически обеспечивали ее безопасность во время выступлений на сцене…

Точку в карьере дрессировщицы положил случай на гастролях в Пензе. Уходя со сцены, один из тигров набросился на повернувшуюся к нему спиной Маргариту. Залечивая страшные раны, врачи запретили ей выходить на арену.  Назарова не сопротивлялась: к тому моменту ей уже нечего и некого было терять.

«Мне ничего не надо»

Маргарита Назарова стала матерью незадолго до съемок в самой звездной ее картине – «Полосатый рейс», так что, первые годы жизни сына пришлись на пик популярности его матери, и при всей любви к нему, Назарова проводила больше времени с хищниками, нежели с ребенком. Видимо, потому действительно теплых и глубоких отношений у матери с сыном не сложилось: выросший сын эмигрировал во Францию, оставив мать один на один с образовавшейся вокруг нее внезапной пустотой.

Выйдя на пенсию, Маргарита Назарова в буквальном смысле ушла в затвор. Поселившись в Нижнем Новгороде, она около 20 лет вела жизнь обычной пенсионерки, избегала интервью и съемок, бедствовала, экономила деньги и распродавала имущество. Когда ей пытались помочь, она повторяла лишь: «Мне ничего не надо».

Ей было почти 79 лет, когда она умерла – до своего очередного дня рождения дрессировщица не дожила всего месяц. Тело Назаровой обнаружили милиционеры, вызванные по сигналу сердобольной соседки. Свой последний приют Маргарита Назарова нашла кладбище недалеко от Нижнего Новгорода.

На надгробном камне она изображена с тигром – вероятнее всего, с любимым Пуршем, ведь только ему она доверчиво могла класть в пасть свою руку.

А на цирковой сцене сейчас царит новая Маргарита Назарова – внучка великой дрессировщицы. Девушка, правда, не рискует работать с тиграми, предпочитая кошек. Но, говорят, талант своей бабушки она, несомненно, унаследовала.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб, кадры из к-ф

Источник: http://www.marieclaire.ru/pstars/koroleva-tigrov-margarita-nazarova/

Маргарита Назарова: биография и личная жизнь

Источник: https://star-town.net/news/4182-nazarova.html

«Полосатый рейс»: трагедия укротительницы тигров

Фото: vokrug.tv

Маргарита Назарова родилась в Царском Селе (сейчас город Пушкин Ленинградской области) в семье лесника и сельской учительницы в 1926 году.

В детстве девочка занималась бальными танцами, что, скорее всего, и стало отправной точкой для ее цирковой жизни.

Когда Маргарите было 15 и ее семья уже жила в Даугавпилсе, началась Великая Отечественная война, и ее отца призвали на фронт — впоследствии его объявят пропавшим без вести. Мать тем временем перебралась к родственникам в город Павловск.

А вот Маргарита Назарова эвакуироваться не успела — попала под обстрел немецкой армии и была захвачена в плен. И здесь ей в какой-то степени повезло: девушка избежала концлагеря, потому что по воле случая была отправлена в богатый немецкий дом, где работала служанкой до конца войны.

После войны Маргарита приехала в Латвию — ее мать и сестры в то время жили в Риге. Девушка стала работать в маленьком эстрадном коллективе «Цирк на сцене», где выступала с акробатическим номером. Вскоре коллектив стал задействовать в выступлениях собак и лошадей.

И вдруг Маргариту Назарову заметил и пригласил поработать вместе Константин Константиновский, знаменитый дрессировщик и директор Даугавпилсского театра, ее будущий супруг. После свадьбы пара перебралась в Москву.

В 1953 году Назарова снялась в своем первом фильме — «Укротительница тигров». Главная героиня, Людмила Касаткина, боялась приближаться к тиграм, и Назарова стала ее дублером. С тиграми дрессировщица выступала и в цирке и была довольно знаменита.

У супругов родился сын Алексей, а уже через год Маргарита Назарова снялась в фильме, после выхода которого стала легендой, — это был «Полосатый рейс». Теперь Назарова собирала на выступлениях в цирке аншлаги, и вскоре ее пригласили в Горьковский цирк. Тогда она переехала в город Горький.

В 1970 в жизни известной актрисы и укротительницы произошло трагическое событие, которое буквально переломило ее жизнь. Ее муж Константин Константиновский пострадал при работе с тигрицей — та повредила дрессировщику голову, и началось воспаление. Константиновский скончался в июне 1970.

Это так потрясло женщину, что она стала наблюдаться в психоневрологическом диспансере, и о карьере пришлось забыть.

Последние 20 лет жизни Маргарита жила в уединении и общалась лишь с узким кругом людей. Она жила в бедности, и бывшие коллеги обратились за помощью к Михаилу Горбачеву.

Он назначил легенде цирка специальную пенсию, но Назарова была гордой женщиной и от «подачки» отказалась. Ее не стало в октябре 2005 года, и ушла она в полном одиночестве. Сейчас имя Маргариты Назаровой носит Нижегородский цирк.

Сын Назаровой и Константиновского Алексей пошел по стопам родителей: стал дрессировщиком. Сейчас Алексей Константиновкий живет в Европе с семьей.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39774031-polosatyy-reys-tragediya-ukrotitelnitsy-tigrov/

Назарова: настоящая история звезды «Полосатого рейса»

На Первом канале идет сериал о судьбе известной дрессировщицы. Насколько он близок к реальности? Ведь биография артистки до сих пор хранит много тайн.

В проекте показан путь Назаровой от юношеских лет, со времен войны до момента ее ухода со сцены и жизни в затворничестве. Судьба Маргариты Назаровой действительно была насыщена событиями, в том числе и драматическими.

Когда началась война, будущей артистке не исполнилось и 15 лет. Отца забрали на фронт, Рита с мамой и ее сестрами поехали к тетке в Павловск. Там девушка попала в плен к фашистам. Об этом этапе своей биографии Назарова потом вспоминать не особенно любила. Из-за чего, возможно, и возникли слухи – мол, стала она работать на КГБ, а в плену вынужденно спала с немецкими солдатами…

– Да, Риточка была в плену, я тоже была, – говорит заслуженная артистка России Энгелина Рогальская, подруга Назаровой. – Об этом периоде жизни Назарова упоминала вскользь. Но при немецких солдатах на столах она голая не отплясывала, не надо наговаривать.

7 любопытных фактов о сериале Маргарита Назарова

– Я видел в анонсе сериала такой эпизод: к Назаровой подходит парень и говорит: «Ты, шалава, отдавалась немцам, а со мной не хочешь», – вступает в разговор народный артист России Михаил Багдасаров, известный дрессировщик, который много лет дружил с Назаровой и ее мужем.

– Такого не могло быть. Мужчины обращали на Маргариту Петровну внимание, но дальше букета цветов и поцелуя руки дело не доходило. Для чего ей делать подобную рекламу? Я единственный оставшийся в живых человек из тех, кто долгие годы работал с Маргаритой Петровной, и знаю ее лучше всех.

Назарова заметила меня в бакинском цирке в 1962 году, когда ее тигры за 10 минут до начала представления вырвались из клетки, как в «Полосатом рейсе». Я был тогда еще пацаном, работал униформистом.

Помог зверей загнать, представление началось… Затем расхрабрился, пришел и попросил взять меня на работу.

А КГБ под Назарову копало, это да. Когда мы гастролировали в Италии, с нами поехал какой-то мужчина. А потом на выступлениях в Украине Назарову вызвали в киевский КГБ, и этот товарищ сидел там в костюме полковника…

В центре сериала – непростая история любви Назаровой и ее супруга и коллеги Константина Константиновского. Также на экране покажут тайный роман дрессировщицы с немцем, с ним Маргарита Петровна встретилась в конце 60-х на гастролях в Италии.

В реальности Назарова и Константиновский прожили вместе около 20 лет, у них родился сын Алексей, ныне он тоже дрессировщик. Супруги любили друг друга, но, по воспоминаниям очевидцев, страсти в семье кипели.

– С Маргариткой и Константином мы с мужем познакомились на съемках «Укротительницы тигров» в Ленинграде, – рассказывает Рогальская. – Они уже были женаты. А встретились они, когда работали над фильмом «Случай в тайге». Назарова снималась в массовке, а Костя дрессировал там животных.

Красивый, высокий, хорошо сложенный, он произвел впечатление на Риту. Хотя на нее смотрели многие мужчины. Режиссер «Укротительницы тигров» пытался за ней приударить, известный дрессировщик Эддер тоже. Но она их будто не замечала. Говорила: «А зачем они мне? Никогда не пойду против Кости.

Он родной».

Маргарита Назарова

Источник: http://www.wday.ru/stil-zhizny/kultura/margarita-nazarova-nastoyaschaya-istoriya-zvezdyi-polosatogo-reysa/

Что стало со звездой “Полосатого рейса” Маргаритой Назаровой

В 60-е годы имя Маргариты Назаровой – актрисы советского цирка и кино, бесстрашной буфетчицы Марианны из “Полосатого рейса” гремело на всю страну. Перед женщиной, которая могла войти в клетку с тиграми, буквально преклонялись. Причем, даже тогдашний руководитель государства Никита Хрущев не обошел ее своим вниманием.

Но прошло чуть более 10 лет, и о Назаровой уже никто не вспоминал. Последние годы жизни прошли в одиночестве, забвении и нищете. О нелегкой судьбе знаменитой дрессировщицы вспоминает сегодня “РГ”.

Из плена в кабаре

Когда началась Великая Отечественная война Маргарите Назаровой было 15 лет.

Ее безоблачное детство прошло в Царском Селе (сейчас город Пушкин) под Ленинградом. От отца – лесника – ей передалась любовь к зверям. А мама – сельская учительница – прививала ей любовь к учебе, а однажды отвела в балетную студию при местном Доме пионеров. Там маленькая Рита на протяжении семи лет учила всевозможные па, становилась пластичной и артистичной.

Как сложилась судьба актеров из “Неуловимых мстителей”

Но началась война, и отец ушел на фронт, а мама с Ритой уехали к тетке в Павловск – маленький городок, недалеко от Пушкина. Когда немцы развили молниеносное наступление, была объявлена срочная эвакуация.

Как назло, Рита в это самое время ушла в соседнюю деревню узнать, можно ли выменять кое-какие вещи на картошку. Мать эвакуировали, а девочку немцы взяли в плен. Поездом отправили в Гамбург.

“Когда прибыли к месту назначения, нас выстроили у поезда, стали считать, – вспоминала впоследствии Маргарита Назарова. – Подошел гитлеровский начальник. Он внимательно осмотрел нас. Потом, улыбаясь, показал пальцем на меня.

Меня вывели из толпы и на отдельной машине отправили работать служанкой в богатый дом. Там хозяйка относилась ко мне очень хорошо”.

Маргарита работала служанкой. Немецкая семья даже отдала ее в школу, где девочка выучила немецкий язык. Но вскоре хозяин семейства отдал Маргариту в кабаре, где она стала танцовщицей. Однажды туда ворвались русские солдаты. Маргарита стала изо всех сил звать на помощь, кричать, что она русская пленная. Ее освободили.

В конце лета 1945 года Маргарита вернулась в СССР. Мать она нашла в Риге, а отец пропал без вести.

Все началось с “Опасных троп”

Чтобы заработать на жизнь, Назарова пошла на работу в Рижский цирк. Сначала выступала с акробатическими номерами, а потом стала вводить в свою программу собак и лошадей. После восьми лет работы, она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, но вскоре поняла, что мотоциклы – это не ее. Она стала учиться искусству дрессировки.

По сути карьера великой дрессировщицы началась на съемках фильма “Опасные тропы”. Для съемок этой картины киностудия “Мосфильм” приобрела трех уссурийских тигров, которые незадолго перед этим были выловлены в тайге, а четвертый – бенгальский тигр Пурш – был приобретен в Рижском зоопарке.

В качестве дрессировщика был приглашен народный артист РСФСР Борис Эдер, а дрессировщиком-стажером был назначен Константин Константиновский. В одной из сцен героиня актрисы Лидии Юдиной Галина должна была спасаться от тигра на дереве.

Но Лидия наотрез отказалась приближаться к опасному зверю, поэтому ей понадобилась дублерша. Ею и стала Маргарита Назарова.

Актеры, жизнь которых оборвалась на пике популярности

Общаться с хищниками Назарову учил Борис Эдер. Он внушал начинающей дрессировщице, что у каждого животного есть свой характер и свои повадки и их надо знать, чтобы грамотно выстроить общение.

Когда Назарова впервые приблизилась к Пуршу в клетке, тигр внимательно наблюдал за каждым ее движением, но не проявлял никаких признаков агрессивности. “Погладьте его”, – предложил Эдер. Маргарита коснулась бока тигра. Пурш принял ласку. Но когда женщина хотела еще раз его погладить, тигр бросился на нее.

Эдер урезонил хищника и с этого момента началась дружба между Пуршем и Маргаритой, растянувшаяся потом на многие годы.

Фильм “Опасные тропы” стал лидером проката 1955 года. За ним у Назаровой последовали съемки в “Укротительницы тигров”. Но здесь она также была лишь дублершей Людмилы Касаткиной. Зато все глубже и глубже познавала искусство дрессировки тигров. В конце 50-х она вышла замуж за Константина Константиновского, и они вместе стали готовить цирковые номера с участием тигров.

Опасный полет

У Назаровой постепенно выработалась собственная система дрессировки. Например, Маргарита не требовала от своих питомцев постоянного сидения на тумбах, и они могли свободно перемещаться по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для перестановки реквизита.

Но как только реквизит был подготовлен и начинался очередной трюк, тигры дисциплинированно занимали свои места. Это придавало всему номеру атмосферу непринужденности. Но добиться такого послушания хищников было нелегко. Еще труднее было обеспечить безопасность дрессировщика.

Однажды на репетиции во время отработки прыжка тигрицы Рады над головой Маргариты Назаровой тумба, с которой хищница прыгала, под напором задних лап сдвинулась. Это понизило траекторию полета в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщицы, сорвав с нее кожу вместе с волосами.

Маргарите долго пришлось лечиться. Звери хоть и подчинялись ей, но хищник есть хищник. “И в ноги когти запускали, и в спину, – признавалась дрессировщица. – Спасибо, что мышцы не раздирали. Йодом помажешься и опять за работу”. Однажды тигру Пуршу не понравился бант на голове Маргариты.

Он посчитал его лишним и попытался сорвать. Назарова увернулась, но получила тяжелую травму – разрыв височной артерии.

Красиво плывут

Тигр по кличке Пурш со временем стал любимцем дрессировщицы. Говорят, ее часто видели с ним в Москве. Назарова выгуливала хищника на поводке, катала в машине. Этот трюк с машиной потом, кстати, вошел в “Полосатый рейс”.

Назарова выезжала с Пуршем в тайгу, где тигр на свободе играл со своей хозяйкой. На одном из островков на Оби в Новосибирске Назарова обнаружила любовь тигра к воде. Позже один из номеров, подготовленных Назаровой и Константиновским, так и назывался – “Тигры в воде”. Номер готовился в течение года.

Назарова рассказывала: “В воду запускали пять тигров. Это очень красивое зрелище. Они плавали, прыгали в воде, играли друг с другом. Я плавала вместе с ними. Основные трюки выполняла с тигром Пуршем. Мы подходили с Пуршем к бассейну, он снимал с меня туфли, брал зубами за руку и вел к воде.

На репетициях Пурш любил надо мной подшутить. Подбежит ко мне и хвать лапой за горло, хитренько так смотрит в глаза и начинает давить. В такие минуты я старалась приблизиться к тигриной морде и потереться об нее носом. Пурш убегал. Или в бассейне подплывет ко мне, положит лапу на мою голову и давай топить.

Держит под водой несколько секунд, потом отпускает. Я в своих питомцев верила”. По настоящему испугалась Маргарита только два раза. Первый случай произошел в Москве. Ассистентка не уследила за животными, те выбрались на улицу и отправились в кинотеатр, расположенный рядом с цирком на проспекте Вернадского.

Еле удалось поймать хищников и отвести обратно в цирк. В Казани во время представления испортилась лебедка и артистка вместе с тигром и львом 15 минут качались над ареной. Тигр не выдержал и спрыгнул с большой высоты, а лев лежал спокойно. Качели спустили вручную.

“У меня был такой стресс, что я попала в больницу, – призналась потом дрессировщица. – Я испугалась за зверя, который с такой высоты сиганул. Испугалась за зрителей, которые сидели под нами”.

О таких женщинах кино нужно снимать!

По одной из версий, история “Полосатого рейса” началась с визита в Москву в 1960-м году короля Эфиопии Хайле Селассие II. Никита Хрущев пригласил высокого гостя в цирк, специально на выступление Маргариты Назаровой.

После программы дрессировщицу вызвали в ложу к партийным деятелям. Хрущев похвалился перед гостем: “Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!” Эти слова прозвучали как сигнал к действию.

Началась работа над сценарием “Полосатого рейса”. В основу легла история о путешествии белых медведей на морском судне, которых отловили на острове Врангеля и переправляли в Мурманск.

Когда до порта оставалось менее половины пути, звери вырвались из клеток и начали громить на теплоходе все, что им попадалось на пути. Об этом происшествии директору “Ленфильма” рассказал начинающий писатель Виктор Конецкий.

Медведей в сценарии заменили на тигров. Назарова с удовольствием согласилась сниматься.

Кинообозреватель “РГ” Валерий Кичин выбрал лучших киноактеров 2014 года

Приступая к работе над этой комедией, режиссер Владимир Фетин шутил: “Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы…” Маргарита Назарова рассказывала: “Перед съемками я очень волновалась, но мои сомнения были чисто актерские.

Как дрессировщица я не опасалась, что тигры будут плохо “играть”. Но мне приходилось туго. Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты. Тигр Пурш вел себя как заправский артист. Остальные звери внесли немало коррективов.

Почти все трюки мы делали в то время, когда животных на судне не было”.

Евгений Леонов очень боялся хищников. Вместо него намыленным в ванне должен был сидеть Константиновский. Но сидеть спиной к тигру дрессировщик отказался. “Спиной – это не интересно и не смешно”, – убеждал он режиссера Фетина. – “Нужно сидеть лицом к тигру. Поговорите с Леоновым”.

Режиссер не смог уговорить актера, но Константиновский убедил его все-таки сняться хотя бы в одном дубле. Леонов согласился. Артист сел в ванну. Когда намылил лицо, Константин подал знак впустить в декорацию тигра. Вошел Пурш, подошел к тумбочке, потом к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова.

Когда Леонов стал промывать водой глаза, он увидел уставившуюся на него морду тигра. И, дико икнув, очень естественно нырнул на дно.

Пурш попытался достать актера лапой. Леонов выскочил из ванны, голый бросился к выходу и вскоре оказался в рубке. Эту сцену потом пришлось согласовывать с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Она дала добро на такой мужской “стриптиз”. Сам Евгений Павлович не раз потом рассказывал об этом эпизоде на творческих вечерах.

А вот единственная съемка зверей на суше, куда они вышли “группой в полосатых купальниках”, едва не закончилась трагедией. Одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась на одесском пляже.

Среди отдыхающих началась паника, но ситуацию спасла осветитель Тоня Иванова, которая бросилась навстречу зверю и ударила его по носу брезентовой рукавицей. Тигрица от неожиданности повернула обратно. Позже Василий Лановой назвал эпизод, в котором он принял тигров за пловцов в полосатых купальниках, своей любимой ролью.

Оказалось, что Лановой просто отдыхал в Одессе, и его уговорили сняться в эпизоде за пятьдесят рублей – большая сумма по тем временам.

Уникальный дрессировщик полвека работает в РФ без российского паспорта

Назарова очень любила пересматривать “Полосатый рейс”, который в 1961 году посмотрели более 30 миллионов зрителей в СССР. Наверное потому, что на кадрах остался ее любимец. Вскоре после съемок Пурш заболел и умер.

Одна в большой квартире

После смерти любимца несчастья стали преследовать знаменитую дрессировщицу.

Однажды тигрица Юлька, играючи запустила когти в голову Константину Константиновскому. У мужа Назаровой начался воспалительный процесс мозга. Врачи сделали ему операцию, но она прошла неудачно, и спустя семь дней Константиновский умер. Ему было всего 52 года.

Дрессировщица очень тяжело пережила смерть супруга, полтора года лечилась от нервного расстройства. Но потом все-таки вернулась в цирк, правда, ненадолго. Во время выступления в Пензе, ставшего последним в карьере Назаровой, один из тигров испугался и убежал со сцены.

Его должны были поймать за кулисами помощники дрессировщицы, но они не успели захлопнуть клетку, и хищник вернулся обратно к стоящей спиной к нему дрессировщице. Тигр схватил Назарову когтями, подмял под себя и перепрыгнул через женщину.

Назарова попала в больницу, и вскоре врачи запретили ей работать с хищниками.

Она уехала в Нижний Новгород, где когда-то ей дали трехкомнатную квартиру.

90-е годы стали тяжелыми для всей России. Назарова впала в настоящую нищету. Она жила одна в большой квартире с выцветшими обоями, среди старинной арабской мебели, полинялых скатертей и одеяла с нарисованным тигром, которое вместо ковра украшало одну из стен. О былой славе напоминала только фарфоровая композиция “Тигры”, подаренная артистке когда-то давным-давно в Италии.

У нее не было даже чайника, поэтому когда к ней приходили гости или журналисты она виновато оправдывалась: “А чайник у меня развалился совсем, так что чайком вас не угощу. Сейчас коплю потихонечку деньги. К лету куплю себе симпатичный чайник”. Но пенсия была мизерная – 400 рублей.

Ее хватало только на то, чтобы каждый день съедать одну сосиску, 50 граммов сыра, хлеб. Раз в месяц Назарова баловала себя шоколадкой. Удивительно, но при всей скудности жизни Назарова всегда отказывалась от помощи.

Ее приглашали пожить в гостинице Нижегородского цирка, чтобы хоть на время женщина смогла вырваться из нищеты.

Но она всегда гордо качала головой: “Мне ничего не надо!” После очередной статьи в прессе о бедственном положении бывшей дрессировщицы президент Борис Ельцин назначил Назаровой дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение. Она стала получать пенсию в размере 750 рублей в месяц, но это тоже не вырвало ее из нищеты.

Ее постоянно мучили жуткие головные боли – последствие перенесенных травм и стрессов. Так и осталось загадкой, почему матери не помогал родной сын – Алексей.

Почему не увез к себе во Францию, где остался после гастролей в конце 80-х годов прошлого века. Алексей пошел по стопам родителей и тоже стал дрессировщиком. Свою дочь он назвал Маргаритой – в честь бабушки.

И девушка также выступает в цирке, правда, не с тиграми, а с кошками.

Маргарита Назарова скончалась в полном одиночестве 25 октября 2005 года в возрасте 78 лет. Ее тело обнаружили спустя три дня после смерти. Соседи забили тревогу, вызвали милицию и стражи порядка вскрыли дверь. Великая дрессировщица покоится на Нагорном кладбище близ села Федяково. Ее похоронили за счет мэрии Нижнего Новгорода.

Источник: https://rg.ru/2015/01/10/polosatiy-reys-site.html

Маргарита Назарова — укротительница тигров из Даугавпилса

26 ноября знаменитой дрессировщице и актрисе Маргарите Назаровой исполнилось бы 86 лет.

Мало кто знает, что творческая карьера — той самой отважной корабельной буфетчицы Марианны из кинокомедии «Полосатый рейс», которая запросто справилась со сбежавшими из клетки тиграми, началсь в Даугавпилсском театре.

Сама она о даугавпилсском периоде своей жизни никогда не рассказывала. Почему? Расследование провел журнал “Открытый город”.

Биография первой в мире дрессировщицы тигров Маргариты Петровны Назаровой малоизвестна и противоречива. Если не считать фильмов, то документальных свидетельств ее жизни сохранилось очень мало.

Открытому городу стал известен удивительный факт биографии легендарной актрисы — после войны она работала в Даугавпилсском театре.

Именно там произошла ее судьбоносная встреча с дрессировщиком Константином Константиновским, который не только стал мужем Назаровой, но и сделал из нее звезду и, пока был жив, страховал ее и ставил ей все номера.

“Открытый город” разыскал женщину, которая на протяжении многих лет собирает историю Даугавпилсского театра. В архиве Ольги Владимировны Корниловой немало биографий знаменитых актеров, которые начинали свою творческую жизнь в столице Латгалии. В их числе и истории жизни Маргариты Назаровой и Константина Константиновского.

Даугавпилсская пленница

Родилась Маргарита Назарова 26 ноября 1926 года в бывшем Царском Селе под Санкт-Петербургом. На тот момент город по названию железнодорожной станции именовался Детским селом, а перед войной сменил название на Пушкин.

Ее отец был лесником, семья Назаровых жила в лесной сторожке, и маленькая Рита полюбила зверей, с которыми бесстрашно играла. Однажды отец принес домой медвежонка, у которого браконьеры убили мать.

И Рита с удовольствием возилась с первым своим питомцем, которого назвала Минькой.

Впрочем, родители пытались дать девочке разносторонне воспитание. Мама-учительница прививала ей любовь к учебе, а однажды отвела в балетную студию при местном Доме пионеров. Там Рита на протяжении семи лет учила всевозможные па, становилась пластичной и артистичной.

А перед самой войной Назаровы переехали в Даугавпилс. Скорее всего, туда направили работать отца Маргариты, но об этом она никогда не вспоминала и никому не рассказывала. Возможно потому, что с этим периодом жизни у нее связаны в том числе и драматические страницы.

Когда в город вошли немцы, начались аресты, облавы. В один из дней гитлеровцы схватили и Маргариту, оказавшуюся не вовремя на улице, и угнали ее на работу в Германию.

Но можно сказать, что 15-летней девочке повезло — она попала в дом к состоятельному бюргеру в Гамбурге, стала там служанкой.

А потом немец заметил, что девочка очень пластична, узнал, что она занималась балетом и… отдал ее в кабаре.

Так даугавпилсская пленница стала ночной танцовщицей. О том, что война может вот-вот закончиться, в Германии, конечно, говорили, но никто и не думал отпускать Маргариту из плена, а бежать не было возможности. Но однажды, весной 1945-го, в кабаре ворвались советские солдаты с автоматами.

Увидев на сцене полураздетых дам, они закричали, что сейчас перестреляют всех этих немецких шлюх. Маргарита Назарова закричала, что было силы: «Ребята! Я — русская! Не стреляйте!» Это ее и спасло.

Собаки-камикадзе

Из Германии Маргарита Назарова вернулась в Латвию и стала искать родню. К счастью, мама и обе ее сестры остались живы, а вот отец во время войны пропал без вести. Так они вчетвером снова стали жить в Даугавпилсе.

Голодное и холодное время Назаровы переживали с трудом. Однажды Маргарита узнала, что местный театр принимает на работу всех, кто хоть что-то умеет делать на сцене. А танцевать Маргарита уж точно умела.

Так Назарова стала выступать в кордебалете на сцене Даугавпилсского театра.

— Даугавпилс был освобожден 27 июля 1944 года, а 4 августа было принято решение снова открыть в городе театр, в том числе для того, чтобы ездить с выступлениями пофронтам, — рассказывает Открытому городу Ольга Владимировна Корнилова.

— В середине декабря 1946-го директором и художественным руководителем театра былназначен Борис Германович Рощин. Он приехал в Даугавпилс из Риги вместе с Костей Константиновским, но по каким-то причинам отказался совмещать две должности.

Тогда директором Даугавпилсского театра назначили Константиновского.

К этому времени Константин Константиновский прожил уже достаточно богатую жизнь. Родился он 30 июня 1920 года в Москве, прошел войну, причем служил вспецподразделении, которое обучало собак взрывать танки. Животных приучали бежать на рев двигателей.

Собак обвешивали взрывчаткой, и когда слышался рев танка, они сами бросались под гусеницы. Результаты были потрясающими. Но потом немцы раскусили этот секрет и при появлении собак просто глушили двигатели. Животные начинали мешкать и бежали назад к хозяевам.

Так, однажды одна из собак помчалась назад к Константиновскому и взорвалась прямо рядом с ним. Взрывом его контузило и едва не оторвало руку, кости буквально оголились, и он долго лечился. А по выходе из госпиталя угодил в штрафбат — командование сослало его туда за сорванную операцию.

Однако за проявленную отвагу его вскоре вернули в регулярные части. Но тут закончилась война. Так Константиновский оказался в Риге и вместе с Рощиным отправился в Даугавпилс.

Таинственный побег

Несмотря на директорскую должность, Константин Константиновский успел попробовать себя и на актерском поприще. Он сыграл главную роль в постановке по пьесе Александра Корнейчука «Платон Кречет».

Именно в этом спектакле была занята и начинающая актриса Даугавпилсского театра Маргарита Назарова. Она играла там малозаметную роль ассистентки окулиста Степы.

Спектакль репетировали полтора месяца, и все это время Константин и Маргарита работали бок о бок. Так начался их служебный роман…

— Помимо «Платона Кречета» Назарова сыграла еще в одном спектакле, — продолжает Ольга Корнилова. — Я отыскала афишу, в которой напротив женской роли ошибочно указано «М.Назаров». Но это, конечно, была она, Маргарита Назарова. Возможно, она еще где-то сыграла, но я таких сведений не обнаружила.

Поскольку на всех премьерах весь актерский состав обязательно фотографировался на сцене, то сохранилась фотография, где среди прочих артистов запечатлены Константин Константиновский и Маргарита Назарова. Но после этой премьеры и этой фотосъемки Константин и Маргарита загадочным образом исчезли…

О той таинственной пропаже Ольга Корнилова узнала от старейшей актрисы Даугавпилсского театра Екатерины Изюмовой, мамы солиста Латвийской Национальной оперы Самсона Изюмова. Она рассказывала, что буквально наутро после премьеры «Платона Кречета» театр остался без директора Константина Константиновского и актрисы Маргариты Назаровой. Коллеги из театра больше их никогда так и не увидели.

Каково же было их удивление, когда через несколько лет на экраны вышла комедия «Полосатый рейс», главную роль в которой сыграла их Рита Назарова. В титрах была и фамилия Константина Константиновского. Фильм стал самым кассовым советским фильмом 1961 года. Он принес ошеломляющий успех Маргарите Назаровой. А поскольку она была первым в мире укротителем тигров, о ней заговорил весь мир.

— Когда Константиновский и Назарова так неожиданно пропали, в театре и в городе пошли разговоры, что их накажут. Это ведь, по сути, было подсудное дело — оставить театр без директора. Все полагали, что Константиновского ждут большие неприятности и вот-вот последует суровое решение, — вспоминает Ольга Корнилова.

— Но я нашла приказ, датируемый апрелем 1947 года, в котором было написано, что все это времяКонстантин Константиновский находился на лечении, в связи с чем его следует не наказать, а наоборот — выплатить зарплату за время вынужденного отсутствия.

А потом, как рассказывали старожилы нашего театра, появилась информация, что Константин и Маргарита поехали поступать в цирковое училище в Москве да там и остались.

Болел ли в действительности Константин Константиновский, и что заставило пару столь неожиданно покинуть Даугавпилс — так и осталось тайной. Многие документы тогопериода, в частности, Книга приказов Даугавпилсского театра, с момента исчезновения директора и до момента его «реабилитации» также пропали из Даугавпилсского архива…

По некоторым сведениям, Константиновский немного поработал в «Цирке на сцене» в Риге, где у него было несколько номеров: вначале это были акробатические трюки с привлечением собак и лошадей, а затем — гонки по вертикали на мотоцикле. Якобы поставила их Маргарита Назарова.

Однако подтвердить эту информацию в рижском цирке “Открытому городу” не смогли.

Брак по-итальянски

Оказавшись в Москве, Константиновский и Назарова целиком посвятили себя цирку — Константин ставил номера с тиграми, страховал Маргариту и вместе они заставляли публику трепетать и поражаться таланту этой красивой пары. Дебют Маргариты Назаровой в кино состоялся в 1953 году в массовке приключенческого фильма «Случай в тайге».

Он рассказывал о работе сибирского промыслового хозяйства по разведению соболя. Страховал ее не кто иной, как Константиновский, но об этом знали единицы. В 1954 году Маргариту Назарову пригласили в качестве дублерши актрисы Людмилы Касаткиной на съемки комедии «Укротительница тигров».

И снова Назарову подстраховывал и обучал общению с хищниками Константиновский, оставшийся за кадром.

Друзья этой звездной пары рассказывали, что постепенно отношения в семье по причине все большего успеха Маргариты Назаровой становились натянутыми. Ссоры и скандалы становились обычным делом. Пара то расходилась, то сходилась вновь. Друзья называли брак Константиновского-Назаровой итальянским — уж очень неспокойными были их отношения.

Но они не могли друг без друга. Однажды, когда они в очередной раз жили и даже гастролировали отдельно, на представлении в Костроме Маргариту Назарову порвалтигр.

Узнав об этом, Константиновский тут же сорвался из Ярославля, где репетировал свой индивидуальный номер, и прилетел к любимой. Выхаживал ее, лечил, а когда она поправилась, они снова стали выступать вместе.

Но взрывной характер обоих то и дело давал о себе знать…

В 1957 году на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве Назарова и Константиновский выступали с программой «Водная феерия». До этого никому не удавалось заставить тигров плавать, а Константиновский смог это сделать. Об этом ошеломляющем успехе тогда говорили все, за «Водную феерию» дрессировщики получили золотую медаль.

Говорят, заметил их и Никита Хрущев. Но обратил внимание не на талантливого дрессировщика Константиновского, а на красавицу-блондинку Назарову. Хрущев и предложил написать комедию, в которой бы Назарова снялась с тиграми.

Так появился сценарий фильма «Полосатый рейс», после которого о первой женщине, вошедшей в клетку с тиграми, узнал весь мир. Понятно, что звездой в семейной паре была только она.

Константиновский продолжал ставить номера, выступать вместе с женой по всему миру, но его не замечали, зато о Назаровой говорили все.

Слава не пришла к нему и после того, как он снялся в двух кинокартинах как дрессировщик — «Опасные тропы» и «Сегодня новый аттракцион».

А Назарова закончила свою кинокарьеру съемками в массовке в лирической драме «Стюардесса» на одной площадке с именитыми актерами Аллой Демидовой, Георгием Жженовым, Владимиром Этушем и Евгением Евстигнеевым. После этого звездная пара выходила только на цирковые арены.

Трагический закат

Друг семьи, народный артист Российской Федерации и заслуженный артист Армении Михаил Багдасаров вспоминал, как однажды в 1969 году во время гастролей в ИталииМаргарита Назарова неожиданно снова пропала, вместо нее пришлось выступать Константиновскому. Правда, на сей раз исчезновение длилось три дня, после чегоМаргарита вернулась в труппу.

Когда они вернулись в Советский Союз, в первом же городе — Киеве — ее вызвали в КГБ, откуда она пришла в подавленном состоянии. Видимо, там ее допрашивали о причинах исчезновения.

Оказалось, что только тогда открылась правда о том, что Назарова была угнана на работу в Германию и прислуживала у немцев. В своей биографии она ничего такого никогда не писала, а про знание немецкого языка указывала, что учила его на инязе.

По всей видимости, именно поэтому Назарова не рассказывала никому про свой даугавпилсский период жизни, иначе все могло открыться.

А в Италии, как выяснили люди из КГБ, она встретила того самого немца — своего гамбургского хозяина, села к нему в машину, после чего и пропала на три дня…

Более подробные детали допроса КГБ неизвестны. Сама Маргарита этим ни с кем не делилась. Но после этого случая ее психика оказалась подорвана, у нее началась мания преследования, ей казалось, что даже в цирке за ней все следят. Затем случилась еще одна беда — от сахарного диабета умер ее любимый питомец, тигр Пурш.

Самый спокойный и послушный из всех. Назарова с Константиновским даже гуляли с ним на поводке по Москве… Не успела Назарова пережить эту потерю, как случилась еще одна трагедия. Тигрица Юлька, играя, запустила когти в голову Константина. После тигриных шуток у него начался воспалительный процесс мозга.

Константиновскому сделали операцию, но неудачно — сказалась фронтовая контузия. Через семь дней — 17 июня 1970 года — в расцвете сил муж Назаровой скончался. По сути это стало закатом карьеры Назаровой. Она стала бояться работать с тиграми, чувствовала себя неуверенно.

А потом, когда на гастролях в Казани из-за неисправности качелей на манеже один из тигров упал и разбился, Маргарита решила уйти из цирка навсегда.

Она уехала в Нижний Новгород, где еще в молодости получила трехкомнатную квартиру в центре города с видом на цирк. Еще 20 лет она вела отшельнический образжизни.

Рассказывают, что лечилась в психоневрологической больнице. Умерла великая дрессировщица в одиночестве и нищете 25 октября 2005 года. Ее тело нашли только на третий день.

Похоронили актрису близ села Федяково в Нижегородской области за муниципальные деньги.

Маргарита Назарова жива

Однако Назарова и Константиновский после себя оставили не только память и знаменитые киноленты. В промежутках между гастролями Маргарита родила Константину сына Алексея. Он тоже стал дрессировщиком тигров и в конце 80-х, гастролируя во Франции, остался там насовсем. Женился на русской артистке Ольге Страховой, выступал вместе с ней.

У Алексея Константиновского родилась дочь, которую он назвал в честь матери — Маргаритой. Она тоже выступает в цирке, хотя и не тиграми, но с кошками. В память о бабушке она взяла псевдоним Назарова. Только на родину потомки знаменитых циркачей почти не приезжают.

А про небольшой латвийский город Даугавпилс, по всей видимости, не знают вообще.

Журнал «Открытый город», Алексей Стефанов

Кадр из фильма “Полосатый рейс”

Источник: http://www.d-fakti.lv/ru/news/article/65337/

"; cachedBlocksArray[72475] = "
"; cachedBlocksArray[72474] = "
"; cachedBlocksArray[72473] = "
"; Ссылка на основную публикацию

Судьба известной дрессировщицы Маргариты Назаровой легла в основу сериала с Ольгой Погодиной «Маргарита Назарова». Как складывалась биография и личная жизнь Маргариты Назаровой?

Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года. Детство Маргариты Назаровой прошло в городе Царское Село (сейчас город Пушкин) под Ленинградом.

Перед войной Назаровы переехали в Даугавпилс. Во время Великой Отечественной войны Маргарита была отправлена на принудительные работы в Германию.

Сначала девушка служила прислугой в богатом доме в Гамбурге, где к ней, по ее словам, относились очень хорошо, а затем выступала в местном кабаре в качестве танцовщицы.

Из Германии Маргарита Назарова вернулась в Латвию. Мама и обе её сестры остались живы, а отец во время войны пропал без вести. Голодное и холодное время в Даугавпилсе Назаровы переживали с трудом.

Узнав, что Даугавпилсский театр принимает на работу всех, кто хоть что-то умеет делать на сцене, Маргарита Назарова стала выступать в кордебалете.

Вышла замуж за коллегу и директора театра Константина Константиновского. Вскоре Константин и Маргарита поехали поступать в цирковое училище в Москве.

В 1954 году снялась (дублёром Людмилы Касаткиной) в фильме «Укротительница тигров». Также в качестве дублёра снималась в фильме «Опасные тропы».

Затем в 1961 году в фильме «Полосатый рейс» исполнила главную роль, принёсшую ей всесоюзную славу.В 1957 году участвовала в культурной программе VI международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

В последние годы Маргарита Назарова жила в Нижнем Новгороде. 25 октября 2005 года скончалась в бедности и одиночестве в своей нижегородской квартире.

Похоронена на Федяковском кладбище Нижнего Новгорода (Кстовский район Нижегородской области, близ села Федяково).

Личная жизнь Маргариты Назаровой – это муж Константин Константиновский — дрессировщик. В браке родился сын — Алексей Константиновский — тоже ставший дрессировщиком.

В семье сына появились внучка — Маргарита, внук – Константин.

После смерти отца и ухода из цирка матери Алексей Константиновский уехал во Францию. В настоящее время проживает в Европе.

Женился на русской артистке Ольге Страховой. У них родилась дочь Маргарита, которая тоже работает в цирке, но выступает не с тиграми, а с кошками.

Жизнь Константина Константиновского оборвалась трагически — тигрица Юлька, играя, поранила ему когтями голову — у дрессировщика началось воспаление мозга.

Ему сделали операцию, которая прошла неудачно, и он умер 17 июня 1970 года. Похоронен в Москве.

Маргарита Назарова очень тяжело перенесла смерть мужа, а тут еще напомнили о себе физические раны, нанесенные животными, и душевные (цирковые не любили Назарову за ее успех в «Полосатом рейсе»).

Маргарита оказалась на больничной койке и на контроле в психдиспансере. Но после полутора лет лечения она все-таки нашла в себе силы встать на ноги и вернуться в цирк.

Ее последнее выступление прошло в Пензе. Один тигр испугался и убежал со сцены. На этот случай его должны были поймать за кулисами и задержать в клетке.

Но помощник не успел ее захлопнуть и хищник повернул обратно, к стоящей спиной к нему дрессировщице!

Зверь схватил Маргариту когтями, подмял ее тело и перепрыгнул через женщину… Снова больница, снова стресс и запрет врачей на работу с хищниками.

Маргарита Петровна передала свой номер сыну Алексею, который все больше ездил с гастролями за границу, да так и остался жить там.

А постаревшая от телесных и душевных травм Маргарита Петровна заперлась в своей нижегородской квартире напротив городского цирка. 

25 октября 2005 года она ушла из жизни в жуткой бедноте, забытая, покинутая обожавшими ее поклонниками и друзьями.

Только спустя три дня соседи, забеспокоившись, что Маргарита Петровна не пошла получать свою крохотную пенсию, вызвали наряд МЧС. Спасатели вскрыли дверь и увидели на полу в коридоре тело когда-то бесстрашной дрессировщицыь.