Поль верлен – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Верлен Поль Мари

Родился в Меце (Лотарингия) 30 марта 1844 в семье офицера.

1851 – семья переезжает в Париж.

1855 – Верлен отдан в Лицей Бонапарта, где не проявляет усердия к занятиям; единственное его увлечение – современная поэзия.

1858 – отсылает Виктору Гюго, находящемуся в эмиграции, свою поэму «Смерть» (La Mort).

1861 – оставляет учебу.

1862 – сдаёт экзамен на бакалавра по классу риторики. В том же году записывается на факультет права Сорбонны, однако, окунувшись в жизнь богемы, вскоре бросает занятия.

1863 – работает мелким служащим в страховой компании, а затем в Парижской мэрии. Входит в круг поэтов «Парнасской школы»; становится последователем Леконта де Лилля и Теодора де Бонвилля.

1866 – публикует свою первую книгу «Сатурналии» (Poemes saturniens), созданную под влиянием парнасской эстетики и высоко оценённую её адептами, однако вскоре отходит от её принципов.

1867 – приезжает в Брюссель на встречу с Виктором Гюго. 2 сентября 1867 одним из немногих принимает участие в похоронах Ш.Бодлера.

1869 – выпускает новый сборник «Галантные празднества» (Fetes galantes), многие мотивы которого навеяны полотнами французских художников XVIII в. Организовывает «литературные среды».

1870 – издаёт посвящённый своей невесте Матильде Мотэ стихотворный сборник «Добрая песня» (La bonne chanson), написанный в элегических, пасторальных тонах с традиционным набором аллегорических образов.

После начала Франко-прусской войны Верлен мобилизован в Национальную гвардию. За систематическое уклонение от воинских обязанностей подвергается недельному заключению.

Март 1871 – с энтузиазмом приветствует Парижскую коммуну; возглавляет её бюро по печати, не последовав призыву Версальского правительства уехать из столицы. После падения Коммуны некоторое время скрывается под Аррасом; возвращается в Париж в конце августа.

1871 – происходит окончательный разрыв с парнасцами не только по эстетическим, но и по политическим мотивам: Леконт де Лилль, Анатоль Франс, Франсуа Коппе были противниками Коммуны. Некоторое время примыкает к декадентской группе зютистов.

1872-73 – сближается с юным поэтом Артюром Рембо и путешествует с ним по Бельгии и по Англии.

10 июля 1873 – в Брюсселе во время ссоры ранит Рембо в руку, за что приговаривается к двум годам тюремного заключения и штрафу в двести франков. В тюрьме, полный раскаяния, находит утешение в религии.

1874 – выходит поэтический сборник Верлена «Романсы без слов» (Romances sans paroles). Сборник носит программное заглавие. Это книга впечатлений, книга печали, переданной музыкой стиха. Чтобы выразить невыразимое, Верлен изымает слова из речевой (понятийной) сферы и подчиняет их поэтической логике. Их смысл размыт, существеннен (содержателен) лишь образуемый ими единый звуковой поток.

16 января 1875 – после освобождения возвращается в Париж; жена и её семья его не принимают.

1875-1879 – живёт в Англии, постоянно переезжая из города в город в поисках заработка. Преподаёт французский язык и рисование в различных школах и колледжах, даёт частные уроки. Время от времени приезжает в Аррас к матери.

1880 – издаёт посвящённый матери сборник стихов «Мудрость» (Sagesse).

1882 – окончательно возвращается во Францию. Живёт то в Париже, то в провинции; перебивается самыми разными заработками – работает учителем, школьным надзирателем, поденщиком на ферме.

В этом же году издано стихотворение «Поэтическое искусство» (Art poetique), написанное ещё в 1874г., в котором в поэтической форме сформулированы принципы поэтики и эстетики Верлена.

Он чётко отделяет поэзию от собственно литературы, понимая под последней искусство, основанное на сюжете; поэзия, по его мнению, должна выражать некую неопределённую реальность: неуловимые движения души, мимолётные впечатления, мечту или, скорее, её очертания.

Новый смысл поэзии требует и иной формы. Для этого необходимо освободить слова от их конкретного значения и растворить их в мире звуков. Он требует «музыки прежде всего». Чтобы сделать стих адекватным миру неясных ощущений, нужно вернуться к его первородной песенной простоте.

Поэтому он отказывается от строгой рифмы, обязательной паузы в середине стиха (цезуры), чёткой и синтаксически упорядоченной строфы.

1884 – выпускает книгу стихов «Далёкое и близкое» (Jadis et Naguere).

Апрель 1885 – отбывает месячное тюремное заключение за угрозы в адрес матери. По освобождении обосновывается в Париже. Несмотря на помощь своих друзей-литераторов, помогающих издавать его произведения, живёт в крайней нищете и в долгах, практически не имея работы; много пьёт, мучается кошмарами, серьёзно болеет.

1886-1893 – постоянно попадает в больницы и приюты; тем не менее не прекращает писать.

1888 – публикует сборник «Любовь» (Amour).

1889 – сборник «Параллельно» (Parallelement).

1891 – сборники «Счастье» (Bonnheur), «Песни для Неё» (Chansons pour Elle) и «Мои больницы» (Mes Hepitaux).

1892 – сборник «Интимные литургии» (Liturgies intimes).

1892-1893 – читает лекции в Бельгии, Англии и Франции.

1894 – избран «Принцем Поэтов».

1895 – пишет большое предисловие к полному собранию поэм Рембо.

5 января 1896 – публикует своё последнее стихотворение «Смерть» (Mort).

7 января 1896 – Верлен умер в Париже от воспаления легких. Похоронен 10 января на кладбище Батиньоль; за его гробом шла трёхтысячная толпа литераторов и поклонников.

Краткая литературная энциклопедия: В 8т. – М.: Советская энциклопедия, 1962

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/verlen_pol/

Поль Верлен, биография

Поль Верлен, биография

Биография Поля Верлена

Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 года в городе Мец, в семье военного инженера. После отставки отца семья перехала в Париж, где и прошли школьные годы поэта.

В 1862 году он окончил лицей и поступил на юридический факультет университета. Но из-за материальных проблем семьи в 1864 году начал работать мелким служащим в страховую компанию, после в мерии одного из парижских районов, а вскоре и в сельской ратуше.

Стихи начал писать еще в школьные годы. Один из них – «Смерть» – 1858 году послал Виктору Гюго. В 1863 г. его впервые напечатали, это был сонет «Г-н Прюдом», который свидетельствовал об увлечении группой «Парнас». Во второй половине 60-х годов присоединился к этой группе. В этот период поэт интересовался риторикой, иностранными языками, много читал Ш.-О. Сент-Бева, Ш. Бодлера. Т.

Банвиля, посещал литературные салоны. Большое впечатление на него произвел Л. де Лиль, вокруг которого группировались молодые писатели, которые издавали сборник «Современный Парнас», где печатался и Верлен. Но писатель искал собственный путь, отличный от объективистской «однобокой» поэзии парнасцев. Книга Ш.

Бодлера «Цветы зла» дала импульс развитию импрессионистических впечатлений, символистичных образов.

В 60-х годах выходят сборники «Сатурничные поэзии» (1866) и «Изысканные праздники» (1868). Похвальные отзывы на сборники дали А. Франс и В. Гюго. Однако широкая публика не поняла стихов Верлена, длительное время популярность обходила его.

Читайте также:  Флойд мейвезер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В коце июля 1869 г. поэт познакомился со своей будущей женой Матильдой Моте, а в 1870 г. женился на ней, мечтая о семейном уюте. В сборник «Добрая песня» (1870) вошли произведения, которые он посвятил своей жене. Однако надежды на счастливую семейую жизнь не оправдались

После 18 марта 1871 г. Верлен присоединился к Коммуне.

В феврале 1871 г. писатель получил письмо из маленького провинциального городка Шарлевиль от тогда еще не известного 18-летнего Артюра Рембо с несколькими его стихотворениями.

Сила с которой они были написаны, вызвала заинтересованность, и в письме-ответе Верлен пригласил юношу в Париж.

Познакомившись, они подружились, и Верлен, несмотря на возрастное превосходство, попал под влияние сильной натуры Рембо.

В 1872 г. прячась от преследований за участие в Парижской коммуне, поэт покинул дом, жену, ребенка и отправился вместе с другом в путешествие — в Англию, а после в Бельгию. Разъезжая по Европе Верлен и Рембо искали — вместе и по отдельности — свое место в исскустве.

Во время ссоры в июне 1873 г. П. Верлен ранил А. Рембо выстрелом револьвера, за что был осужден брюссельским судом к двум годам тюрьмы. К тому же суд узнал про коммунистическое прошлое поэта. В тюрьме он написал стихи, которые вошли в сборник «Романсы без слов» (1874). Это вершина музыкальности Верлена.

В тюрьме поэт узнал, что жена подала на развод. Когда 16 января 1875 г. он вышел из тюрьмы, никто не встречал его возле ворот, кроме старенькой матери.

Чувствуя одиночество Верлен вновь искал поддержку со стороны Рембо и встретился с ним в Шртутгарте.

Эта их встреча оказалась последней: возвращаясь домой в нетрезвом состоянии, они поссорились и устроили драку на берегу Неккары. Больше они не виделись.

Вернувшись в Париж, а после переехав в Лондон, Верлен пытался наладить свою жизнь: преподавал языки, занимался сельским хозяйством, но в конце-концов полностью отдался литературному труду.

В 70-80-е года поэт все больше обращается к Богу. Религиозное настроение отразилось в его сборнике «Мудрость»(1881).

В 1884 г. выходит сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты», куда вошли очерки про шестерых поэтов, в том числе и про Артюра Рембо, Стефана Малларме и самого Поля Верлена.

Эстетические принципы поэта получают совершенную форму в сборниках последнего периода «Любовь»(1888), «Счастье» и «Песни для нее» (1891).

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/62770-pol-verlen-biografiya

Георгий Шенгели«Поль Верлен»



I

Невысокий, с лохматой бородой, какую французы называют inculte, с обвисшими усами, скуластый, с монгольской прорезью глаз, он мало походил на француза, на «европейца».

Его непочтенная жизнь — расточительство, скитальчество, пьянство, взрывчатость, приведшая к стрельбе в Артюра Рембо и к тюрьме, — также ничуть не соответствовала требованиям буржуазной респектабельности, — и об академическом кресле он, первый лирик своей эпохи, не смел и мечтать. И стихи он писал странные.

Франция привыкла к похожим на парад наполеоновской гвардии поэмам Гюго, с их изумительно четкой и победоносной поступью, с золотыми эполетами сверкающих рифм, в медвежьих киверах головокружительных метафор.

Франция любовалась строфами Готье, похожими на ювелирные витрины, где эмаль, золото и самоцветы в брошках, браслетах и парюрах имитируют бразильских бабочек и провансальских стрекоз. Франция почтительно зябла на мраморных форумах Леконт де Лиля и слегка задыхалась в оранжерейном тепле его тропических пейзажей.

Великий Бодлер прошел непонятым, напугав прокуроров, привлекавших его к суду за «безнравственность» его стихов, и академиков, называвших его взвешенные на химических весах образы «плоскими» и «безвкусными».

В критике доминировал бескрылый позитивизм Тэна и католическая свирепость Барбе д'Оревильи; в науке торжествовало радостное «et semper ignoratimus!» («и никогда не будем знать!») Дюбуа-Реймона; в политике догнивал режим Второй империи, чтобы — после смрада Седана и кровавых озер расстрелянной Коммуны — превратиться в Третью республику, «республику без республиканцев», которая, в свою очередь, проблагоухала помойкой «Панамы» и гноищем дрейфусовского процесса… Таков литературный, культурный и политический фон, на котором вырисовались странные очертания поэзии Верлена, абсолютно новой, не похожей ни на что и, конечно, непонятой и презренной в течение многих лет. Его книги печатались тиражами в 500 экземпляров, да и те не продавались, в то время как стишонки Поля Деруледа, эта пена без Афродиты, расходились по сто и по полтораста тысяч экземпляров…

А когда молодежь конца восьмидесятых годов вдруг нашла его, влюбилась в него, провозгласила его «королем поэтов» и своим вождем и мэтром, он весь уже был в прошлом, сломленный своей жизненной катастрофой, сбитый с толку клерикалами, отравленный «зеленоглазым дьяволом», полынною водкою. И он сознавал, что «кончен».

Он спросил однажды у одного из своих молодых друзей и поклонников, как ему нравятся последние его, Верлена, стихи. И выслушал жестокий ответ: «Мэтр, вы так много написали для нашего удовольствия; вы вправе писать теперь для своего».

Но именно удовольствия Верлен уже не получал, он лишь мечтал о «настоящих стихах»:

…во сне я о стихах мечтаю, Прекрасных, не таких, как наяву кропаю, – О чистых, блещущих, как горный ключ, стихах,

Высоких, вдумчивых, без пустозвонства…

И он умер, еще не старым, в том возрасте, когда и Гюго, и Леконт де Лиль создавали свои сильнейшие вещи. Но в это время его «школа» уже господствовала во французской поэзии. Его ровесник Малларме, его роковой друг Рембо, его последователи: Гриффин, Лафорг, Гиль, Ренье, Мореас, в Бельгии великий Верхарн — все вышли на авансцену литературы и утвердили «новую поэзию».

И в России великий Брюсов начинал свою творческую деятельность с переводов Верлена… Пятьдесят лет прошло со дня его смерти, и его имя известно и любимо во всем мире.

Вся европейская поэзия этого полувека — при всем многообразии творческих личностей и темпераментов, при всей пестроте идеологий и «школ» — в той или иной комбинации продолжала осуществлять провозглашенные им принципы и разрабатывать затронутые им темы.

II

Внешняя биография Верлена не сложна.

Он сын французского офицера невысоких чинов, родился в Меце, в раннем детстве кочевал с отцом и матерью по разным гарнизонам; в 1851 г.

отец вышел в отставку (возможно, в связи с узурпаторством Наполеона III), семья поселилась в Париже, Верлен был отдан в пансион и посещал классы лицея Бонапарта (переименованного в лицей Кондорсе, потом в лицей Фонтана и вновь Кондорсе). В 1862 г.

среднее образование было закончено, Верлен получил звание бакалавра и записался на лекции в училище правоведения, но занимался там лишь два или три семестра. Далее он поступил на службу — сначала в страховое общество, затем в одну из парижских мэрий, а потом перешел в городскую управу, где работал до лета 1871 г. Отец его умер в конце 1865 г.

Читайте также:  Томас кречманн - биография знаменитости, личная жизнь, дети

, сильно подорвав неудачными коммерческими предприятиями имущественное положение семьи (мать Верлена имела значительное состояние, доходившее вначале до 400 тысяч франков, около 150 тысяч рублей золотом, но ко дню ее смерти в 1886 г. у нее уже не оставалось ничего). В 1869 г.

Верлен познакомился с некоей Матильдой Мотэ, ничем не замечательной буржуазкой, и осенью 1870 г., в первые недели франко-прусской войны, женился на ней. Семейная жизнь скоро осложнилась. Явное несоответствие интеллектуального и культурного уровня не дало возможности супругам стать друзьями. Кроме того, Верлен уже тогда был привычным потребителем алкоголя, и это повлекло ряд семейных конфликтов, учащавшихся и усугублявшихся.

В дни Коммуны Верлен не покинул, как многие другие чиновники, ставшие на путь саботажа, своей должности в городской управе и, таким образом, стал «коммунаром».

Впрочем, со многими деятелями Коммуны, в том числе с будущим ее грозным прокурором Раулем Риго, он был знаком еще в студенческие годы, встречаясь на лекциях и в кабачках, а с некоторыми, как Ксавье Рикар, дружил.

По ликвидации Коммуны Верлен, опасаясь репрессий, покинул службу и Париж, но жил, притаившись, в семье тестя.

К этому времени относится его знакомство и дружба с Артюром Рембо, приведшая к катастрофе.

Рембо, тогда еще семнадцатилетний юноша, но уже определившийся как зрелый и замечательный поэт, после нескольких неудачных побегов из родительского дома (его семья жила в Шарлевилле) в Париж, прислал Верлену, единственному, кого он «признавал» из современных поэтов, свои стихи и просил у него гостеприимства.

Верлен пришел от стихов в восторг и распахнул перед юным поэтом двери своего дома. Рембо поселился у Верлена. Это внесло новый разлад в семейную жизнь последнего. Рембо отличался тяжелым характером, был груб, неуживчив и взрывчат; Верлен же нашел в нем ту родственную душу и то понимание, которых ему недоставало.

Друзья проводили время в бесконечных прогулках, беседах, попойках, в результате чего отношения Верлена с женой разладились вконец. После ряда тяжелых сцен решено было, что супруги на время разъедутся чтобы «отдохнуть друг от друга». Мать Верлена согласилась снабдить сына деньгами для путешествия.

Верлен и Рембо отправились в Бельгию (летом 1872 г.), — затем в Лондон, где прожили до весны. Они вели веселую бродяжническую жизнь, писали стихи, беседовали и, конечно, пили. Верлен, впрочем, часто встречался с жившими в Англии эмигрантами-коммунарами, а Рембо усердно изучал английский язык, что ему пригодилось в дальнейшей его скитальческой жизни.

В это время жена Верлена начала в Париже дело о разводе, чем Верлен был до крайности потрясен.

Далее осложнились отношения с Рембо.

Произошло несколько разрывов и новых встреч, пока в конце концов в Брюсселе во время последнего объяснения, при котором присутствовала и мать Верлена, поэт, бывший в совершенно истерическом состоянии и вдобавок нетрезвый, выслушав категорическое решение Рембо расстаться с ним, произвел в своего друга два выстрела и легко ранил его в руку. Тут же Верлен осознал происшедшее, разрыдался, умолял о прощении, просил убить его. Решено было, что Рембо все-таки уедет. Верлен отправился провожать его на вокзал. По пути он снова стал умолять Рембо остаться с ним; вновь вспыхнула ссора, и Рембо, увидев, что Верлен сует руку в карман, и вообразив, что тот вновь собирается стрелять, пустился бежать, призывая на помощь. Полиция задержала Верлена, найдя при нем оружие. В участке Рембо рассказал об утренней стрельбе. Верлен был предан суду по обвинению в покушении на убийство и приговорен к двухгодичному заключению.

Отбыв наказание, он вернулся во Францию, некоторое время жил в деревне у родственников, затем уехал в Англию, где провел два года, занимаясь преподаванием французского языка в разных школах.

Затем он перебрался во Францию и несколько лет преподавал в духовном коллеже в городке Ретель, наслаждаясь, по собственным словам, «счастьем безвестности». Но другого счастья у него не было. Его жена за время заключения его успела получить развод и навсегда разлучила его с сыном, родившимся в первый год их брака.

Верлен страстно тосковал по ребенку, и это было одной из причин нового перелома в его жизни. Среди его учеников находился некий Люсьен Летинуа, сын фермера.

Верлен горячо привязался к юноше, как бы видя в нем утраченного сына, и, когда Люсьен окончил коллеж и должен был уехать на родину, Верлен решил не расставаться с ним и стать фермером. Мать Верлена, неспособная отказать в чем-либо своему сыну, согласилась дать денег и на эту затею.

Была куплена ферма на имя Летинуа-отца, где Верлен и поселился вместе с Люсьеном. Крестьянина из Верлена не вышло. Физически слабый, лишенный всякой настойчивости, он вел дело кое-как, предпочитая прогулки и беседы с Люсьеном и писание стихов. Ферма давала лишь убытки, покрываемые из тощавшего кошелька матери.

В конце концов Верлен бросил ферму и укатил с Люсьеном в Лондон. Этот период до сих пор весьма слабо освещен биографами. Осенью 1881 г. оба друга очутились в Париже, где Верлен возобновил литературные знакомства и быстро стал приобретать известность. Вскоре отбывавший воинскую повинность Люсьен заболел тифом и умер, повергнув Верлена в безутешное горе. Папаша Летинуа, «законный владелец» фермы Верлена, продал ее и денежки прикарманил.

Несколько лет Верлен жил в Париже, ведя утлое и необеспеченное существование, безуспешно пытался вновь устроиться на службу и потом внезапно опять решил «сесть на землю». Снова был куплен клочок земли, и Верлен поселился вместе с матерью в деревне. Дело шло плохо.

Верлен много пил, отношения его с матерью стали портиться, и однажды разыгралась тяжелая сцена, во время которой Верлен грубо обошелся с матерью. В дело вмешались третьи лица, и Верлен вновь попал под суд и сел на месяц в тюрьму.

Из тюрьмы он вернулся в Париж, и начался последний период его жизни — период бродяжничества, пьянства, нищенства (вскоре умерла его мать, и последняя опора его исчезла), растущей славы и углубляющегося творческого упадка.

Верлен становится «богемой» в полном смысле этого слова, завсегдатаем кабаков, постоянным пансионером госпиталей, куда его в первые годы безденежья помещали влиятельные друзья. Он — помимо молодых поэтов, внемлющих ему как оракулу, — водит компанию со всяким сбродом, делит жизнь с подозрительными женщинами, живет на чердаках и в подвалах и весь свой, уже немалый, хотя нерегулярный, заработок тратит на алкоголь.

Источник: http://verlaine.ru/bio/bio.php

Поль Верлен. Paul Marie Verlaine – Французский Поэт

Поль Мари Верлен родился 30 марта 1844 года в городе Мец. Вырос в семье военного инженера. После отставки отца семья переехала в Париж, где и прошли школьные годы поэта.

Читайте также:  Тамара сёмина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1862 году он окончил лицей и поступил на юридический факультет университета.

Но из-за материальных проблем семьи в 1864 году начал работать мелким служащим в страховую компанию, после в мэрии одного из парижских районов, а вскоре и в сельской ратуше.

    Стихи начал писать еще в школьные годы. Один из них – «Смерть» – 1858 году послал Виктору Гюго. В 1863 г. его впервые напечатали, это был сонет «Г-н Прюдом», который свидетельствовал об увлечении группой «Парнас».

Во второй половине 60-х годов присоединился к этой группе. В этот период поэт интересовался риторикой, иностранными языками, много читал Шарля-Огюста Сент-Бева, Шарля Бодлера, Теодора Банвиля, посещал литературные салоны.

    Большое впечатление на него произвел Леконт де Лиль, вокруг которого группировались молодые писатели, которые издавали сборник «Современный Парнас», где печатался и Верлен. Но писатель искал собственный путь, отличный от объективистской «однобокой» поэзии парнасцев. Книга Бодлера «Цветы зла» дала импульс развитию импрессионистических впечатлений, символистичных образов.

    В 60-х годах выходят сборники «Сатурничные поэзии» и «Изысканные праздники». Похвальные отзывы на сборники дали Франс и Гюго. Однако широкая публика не поняла стихов Верлена, длительное время популярность обходила его.

В конце июля 1869 году поэт познакомился со своей будущей женой Матильдой Моте, а в 1870 женился на ней, мечтая о семейном уюте. В сборник «Добрая песня» вошли произведения, которые он посвятил своей жене.

Однако надежды на счастливую семейную жизнь не оправдались.

    В 1871 году Верлен присоединился к Коммуне. В феврале того же года писатель получил письмо из маленького провинциального городка Шарлевиль от тогда еще не известного 18-летнего Артюра Рембо с несколькими его стихотворениями.

Сила, с которой они были написаны, вызвала заинтересованность, и в письме-ответе Верлен пригласил юношу в Париж. Познакомившись, они подружились, и Верлен, несмотря на возрастное превосходство, попал под влияние сильной натуры Рембо.

    В 1872 году, прячась от преследований за участие в Парижской коммуне, поэт покинул дом, жену, ребенка и отправился вместе с другом в путешествие – в Англию, а после в Бельгию. Разъезжая по Европе Верлен и Рембо искали – вместе и по отдельности – свое место в искусстве.

 Во время ссоры в июне 1873 году Верлен ранил Рембо выстрелом револьвера, за что был осужден брюссельским судом к двум годам тюрьмы. К тому же суд узнал про коммунистическое прошлое поэта. В тюрьме он написал стихи, которые вошли в сборник «Романсы без слов».

Это вершина музыкальности Верлена.

    В тюрьме поэт узнал, что жена подала на развод. Когда 16 января 1875 года он вышел из тюрьмы, никто не встречал его возле ворот, кроме старенькой матери. Чувствуя одиночество, Верлен вновь искал поддержку со стороны Рембо и встретился с ним в Шртутгарте.

Эта их встреча оказалась последней: возвращаясь домой в нетрезвом состоянии, они поссорились и устроили драку на берегу Неккары. Больше они не виделись.

Вернувшись в Париж, а после, переехав в Лондон, Верлен пытался наладить свою жизнь: преподавал языки, занимался сельским хозяйством, но в конце концов полностью отдался литературному труду.

    В 70-80-е года поэт все больше обращается к Богу. Религиозное настроение отразилось в его сборнике «Мудрость».

В 1884 выходит сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты», куда вошли очерки про поэтов, в том числе и про Артюра Рембо, Стефана Малларме и самого Поля Верлена.

Эстетические принципы поэта получают совершенную форму в сборниках последнего периода «Любовь», «Счастье» и «Песни для нее».

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/pol-verlen

Поль Верлен – биография, список книг, отзывы читателей

Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце в семье Николя-Огюста Верлена, капитана инженерных войск, и Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. В 1851 отец Поля выходит в отставку, и семья поселяется в парижском предместье Батиньоль. В 1853 Верлен поступает в пансион Ландри (улица Шапталь, 32). В 1855 он поступает в седьмой (начальный) класс лицея Бонапарта (будущ. Кондорсе).

В 1858 Верлен начинает писать стихи, знакомится с поэзией Гюго, Банвиля, Готье, Бодлера, Леконта де Лиля, Глатиньи, посылает Виктору Гюго стихотворение «Смерть» (12 декабря).

С 1860 года Верлен начинает дружить с Эдмоном Лепелетье, его будущим душеприказчиком и биографом. В 1862 финансовое положение семьи ухудшается из-за неудачных вкладов. Верлен получает степень бакалавра словесности (с отличием по латыни), записывается в Школу права и занимается арифметикой, надеясь сдать экзамен в Министерство финансов. Начинает пить и посещать публичные дома.

1864 — Январь-март. Верлен работает в страховой компании, затем в мэрии IX округа Парижа. Бросает занятия в Школе права. Осень-зима. Посещает кружок Катюлля Мендеса (Прюдом, Вилье де Лиль-Адан, Леон Дьеркс, Эредиа, Альбер Глатиньи).

1865 — Верлен работает экспедитором в мэрии Парижа. Ноябрь-декабрь. Верлен публикует эссе о Бодлере и несколько стихотворений в новом журнале Рикара «Искусство». Знакомится с издателем Альфонсом Лемером, в книжном магазине которого (пассаж Шуазель, 47) собираются будущие парнасцы. Посещает вечера Теодора де Банвиля в его квартире на улице Конде.

1868 — Вместе с парнасцами Верлен завсегдатай салона Нины де Вийар (улица Шапталь, 17); среди гостей салона — Берлиоз, Вагнер, Мане. 6 мая. Суд города Лилля выносит решение о конфискации и уничтожении тиража «Подруг», а издателя приговаривает к 500 франкам штрафа. Август. Верлен проводит каникулы у родственников в Палиселе (Бельгия).

1876—1877 — Верлен преподаёт латынь, французский и рисование в Стикни, Бостоне и Борнмуте. 1877 — Октябрь. Верлен возвращается во Францию. Устраивается преподавателем в католический колледж в Ретеле.

1884 — Март. Ванье издает сборник эссе Верлена об Артюре Рембо, Тристане Корбьере и Стефане Малларме под названием «Про́клятые поэты». Ноябрь. Выходит сборник «Давно и недавно» (издатель Леон Ванье).

1887 — Верлен кочует из больницы в больницу. Сентябрь. Встречает проститутку Филомену Буден, которая становится его любовницей.

1896 — 7 января. Верлен исповедуется. 8 января. Верлен умирает от воспаления легких. 10 января. Отпевание в церкви Сент-Этьен-дю-Мон и торжественные похороны на Батиньольском кладбище.

Источник: http://readly.ru/author/16454/

Ссылка на основную публикацию