Вагнер лав — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рихард Вагнер и его женщины

Рихард Вагнер

Дамам приходилось непросто с капризным гением.

Тем не менее, рядом с Вагнером на протяжении всей его жизни находились замечательные женщины: жены, возлюбленные, музы.

– констатировал Рихард Вагнер в своем теоретическом труде “Опера и драма”.

Не при феминистски настроенных современниках и современницах будь сказано: лишь “оплодотворенная мыслью творца” музыка может “породить настоящую, жизненную мелодию”.

Искусство и жизнь были для Вагнера неотделимы. И не удивительно, что не только героиням опер Вагнера, но и его реальным подругам приходилось отдавать себя служению “творящей энергии”.

Женщины в творчестве и в жизни Вагнера – три года назад на эту тему был проведен даже специальный научный симпозиум.

Образ сестры

“Женское начало”, или “женские прототипы”, как выражается биограф композитора Йоахим Кёлер, автор книги “Последний титан”, были обильно представлены в жизни Вагнера с самого ее начала.

Говоря иными словами, Вагнер вырос среди женщин и на протяжении всей своей жизни предпочитал женское общество мужской дружбе.

У него было пять сестер, старшая из которых, Йоханна Розалия, сделала для его воспитания куда больше, чем мать Йоханна Розина.

Популярная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце “ангелом”, чью кончину (Розалия умерла при родах первого ребенка в 1837 году) Вагнер горько оплакивал. Есть все основания предполагать, что именно образ сестры воскресает в светлых фигурах Эльзы или Элизабет.

Минна, жена

Минна Вагнер с Пепсом

Примерно с 15 лет (и до последних лет своей жизни) Вагнер регулярно влюбляется. По большей части в актрис или певиц.

Первый серьезный роман свел его с примадонной театральной труппы из Магдебурга Вильгельминой, или Минной Планер, которой не случайно было доверено амплуа “первой любовницы”. Их знакомство состоялось в курортном городе Бад-Лаухштедт в 1834 году. Рихарду было 22, Минне – “уже” 25 лет.

Полтора года спустя они поженились в Кенигсберге. Брак был, по выражению биографов, “обоюдным недоразумением”: “опытная” Минна искала стабильности, влюбленный Вагнер жаждал приключений.

Тем не менее, брак продлился 30 лет, в течение которых Минне удавалось, несмотря ни на что, сохранять положение “главной женщины” в жизни Рихарда Вагнера.

Если в прежние десятилетия “вагнероведы” придерживались позиции самого Вагнера, отпиравшегося от брака с Минной как от “ошибки юности”, то сегодня первая жена, так сказать, реабилитирована. Известно, что Вагнер интенсивно обсуждал с женой творческие планы, в частности, вместе с ней была разработана изначальная концепция оперы “Парсифаль”.

Матильда, муза

Матильда Везендонк, жена поклонника Вагнера и мецената Отто Везендонка, считается “большой любовью” в жизни Вагнера.

Роман с замужней дамой и женой друга носил, по всей видимости, платонический характер, что сделало его особенно эмоционально напряженным – и продуктивным в творческом плане.

Она вдохновляла Вагнера: Матильда Везендонк

На всплеске творческой энергии возникают “Золото Рейна” и “Валькирия” (эта опера посвящена Матильде Везендонк).

“Любовный треугольник” с Везендонками в большой степени служит источником вдохновения для “Тристана и Изольды”.

Наконец, пять стихотворений Матильды, положенные на музыку влюбленным композитором, образуют вокальный цикл “Wesendonck Lieder”, одно из самых экспрессивных объяснений в любви в истории музыки.

Козима, хозяйка на Зеленом холме

Роман с Матильдой Везендонк, так или иначе не имевший перспективы, привел к окончательному разрыву с Минной. Именно в этот непростой момент Рихард Вагнер встречается с женщиной, сыгравшей центральную роль в его жизни: Козимой, дочерью графини Мари д’Агу и друга Вагнера Ференца Листа.

Госпожа Вагнер с мужем

Роману не помешало то, что Козима была на момент встречи с Вагнером замужней дамой и матерью двух дочерей, а также то, что ее супругом был опять-таки друг Вагнера и пропагандист его творчества, дирижер Ганс фон Бюлов (Hans von Bülow).

Бюлов ограничился комментарием:

Козима и Рихард Вагнер поженились в 1870 году, в браке родилось трое детей Вагнера: дочери Изольда и Ева и долгожданный сын и наследник Зигфрид.

Именно Козиме, преданной жене, восторженной поклоннице и рачительной хозяйке в одном лице, мы в большой степени обязаны реализацией идеи фестиваля в Байройте.

Она же возглавила фестиваль после смерти Вагнера в 1883 году, превратив его в культовое событие мирового масштаба. Но это другая история.

Анастасия Буцко, dw.com

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/articles/wagner-wives/

Вагнер Лав. Женат, счастлив в семье и говорит: «Лав на пенсии» (часть 1)

«Номер 99» наслаждается тем, как исполняются его мечты, как личные, так и профессиональные

Вагнер Лав «в фокусе»:

За «Фламенго» Вагнер Лав сыграл 43 игры и забил 33 гола, в среднем 0,76 гол за игру.

В 2010 году нападающий стал лучшим бомбардиром Чемпионат штата Рио-де-Жанейро (Campeonato Carioca), забив 15 голов.

Это лучший иностранный бомбардир в истории ЦСКА. Он забил 117 мячей в 244 играх.

За семь лет в России он стал одним из самых больших кумиров фанатов ЦСКА и внес значительный вклад в победу в Кубке УЕФА 2004/2005, чем помог завоевать главный титул в истории армейского клуба.

В 2010 году Вагнер Лав провел свой лучший сезон в карьере, когда, поиграв и за «Фламенго» и за ЦСКА, забил 34 гола в 48 играх.

В 2012 году Вагнер Лав провел за «Фламенго» 14 игр, в которых забил 10 голов. Это лучший бомбардир команды в нынешнем сезоне.

В свои 27, у Вагнера Лав наступил один из лучших этапов его жизни. Он вернулся в Рио-де-Жанейро, находится рядом с семьей, счастлив в любви и окрашен в красно-черный цвет. Со дня второго «возвращения» во «Фламенго» скоро будет три месяца.

Но уже этот короткий отрезок включил в себя разные эмоции. Переговоры, «новый» дебют, победы, поражения, десять голов, участие в Кубке Либертадорес и разочарование. Прошла уже неделя после вылета из главного турнира Южной Америки, но он по-прежнему переживает.

— Мы знаем, как все здесь хотят выиграть Либертадорес. Это действительно больно, больно мне, как фанату. Мы потеряли себя.

Лав плакал, рухнув на газон домашнего стадиона Engenhão и не веря в провал в самом главном соревновании года для клуба.

Нападающий еще долго будет вспоминать эту неудачу, но, тем не менее, предпочитает оставаться оптимистом и улыбаться. Это добавляет ему вистов.

Вагнер настолько быстро влился в игру команды, что создалось такое ощущение, что он и вовсе не покидал ее после первых шести месяцев 2010 года.

— Действительно, похоже, что я слетал в Россию в отпуск и сразу вернулся.

С неизменной улыбкой и открытым сердцем Вагнер рассказал о том, как счастлив вернуться в клуб, о радости жизни в Рио и семейном благополучии. Игрок стал называться «Лав» в 2002 году, после того, как его застукали с девушкой в тренировочном лагере юношеской команды «Палмейраса». Он от этого и не отказывается, но утверждает, что сейчас дело обстоит иначе.

— Не открывайте эту сторону моей любви!… Я всегда буду любить, всегда буду отдавать себя, но только ей, моей жене Люсилен!… Считайте, что Лав на пенсии!… (смеется).

В интервью бразильским СМИ, игрок отличался хорошим чувством юмора, смеялся, но стал серьезным, когда речь зашла о расизме.

Последний эпизод произошел в Гуаякиле (Эквадор), до и во время матча на Кубок Либертадорес против местного «Эмелека». В беседе он признал, что не обращает на это внимания, чтобы не вносить ненужные неприятности в свою жизнь.

Помимо этого, он выразил надежду, что его друг Адриано вернется во «Фламенго» и «Империя Любви» будет восстановлена.

— Это зависит только от него.

Вы сказали, что иногда даже складывается ощущение, что Вы как будто и не покидали «Фламенго» в 2010 году. После того периода в шесть месяцев, действительно были уверены, что наденете футболку «Фла» снова?

— У меня было очень большое желание продолжить работу, которую я считал только начатой и далеко не законченной​​. Я вернулся в Россию, и даже пытался вернуться в том же 2010 году, но не сложилось.

В 2011 году вроде бы клубы были близки к переговорам, но дальше разговоров дело не пошло. В текущем году я вернулся из отпуска, понимая, что переговоры затягиваются, а трансферное окно вот-вот закроется, но в этот раз все получилось.

Я постоянно об этом думал и на самом деле стремился вернуться и, слава Богу, это свершилось.

Посмотреть на то, как Вы снова примерите футболку «Фламенго» пришло множество поклонников клуба. Ведь Вы не только игрок «Фла», но и ярый его болельщик, не так ли?

— Да, и я хочу, чтобы «Фламенго» всегда находился на своем пике. Это великий клуб, у которого наибольшее количество болельщиков в Бразилии. К ним, безусловно, я причисляю и себя.

Как игрок, я всегда выкладываюсь до конца и стараюсь играть хорошо, забивать голы, что доставляет радость болельщикам. Я скучаю по выигранным титулам, терпеть не могу играть без побед. Это ведь святое для любого игрока.

Поэтому я постоянно нацелен на победу и хочу разделить эту радость с поклонниками клуба.

Вам становится больно, когда происходит так, как на прошлой неделе (вылет из Кубка Либертадорес)? Многие болельщики плакали, как и Вы?

— Мне больно, потому что я не люблю проигрывать. У нас был шанс выйти из группы, но для этого в параллельном матче должна была случиться только ничья. Это действительно больно, очень больно… Моя семья полностью разделяет мою печаль.

Глядя на конкурентов по бразильскому чемпионату, «Фламенго» можно отнести к фаворитам или нет?

— Конечно, можно. Думаю, у нас есть все, чтобы побеждать. Есть сплав молодых и опытных игроков и это хорошо. С каждым матчем мы понимаем друг друга все лучше и лучше. Мы сделаем все, чтобы «Фламенго» всегда был в верхней части таблицы.

Торсида очень переживает, что дальше прошел «Ланус», а не «Фламенго». Что она может сделать, чтобы настроить команду?

— Думаю, фанатам не стоит вызывать игроков «на разговор», хотя бы потому, что в футболе нет непобедимых команд. Но они должны знать, что, благодаря им, мы находим в себе дополнительные силы, выкладываемся полностью и стараемся сыграть еще лучше.

Уверен, если фанаты «Фламенго» во время воскресного матча (прим. cskanews.

com – в воскресенье состоится полуфинальный матч Кубка Рио против «Васко да Гама») будут поддерживать нас от начала и до конца, мы вряд ли проиграем.

Как Вы себя чувствуете перед этой важнейшей игрой? Есть мандраж?

— Нет, конечно!… (смеется) Я уже хочу, чтобы воскресенье, как можно быстрее наступило. Мое желание поскорее выйти на поле, там и увидим, что будет.

Вы очень быстро влились в команду. Ощутили разницу, по сравнению с прошлым составом?

— Прежде всего, могу сказать, что здесь я чувствую себя как дома. Я встретил многих игроков, с кем играл за «Фла» и в 2010 году, но состав, конечно, обновился. Так или иначе, я постоянно следил за командой и был в курсе всех событий.

Был уверен, что мы легко сыграемся, ведь я же возвращался домой. Ну, а когда пошли совместные тренировки, мы стали улучшать свое взаимопонимание практически с каждым днем.

Я был очень счастлив, что никто не считал меня новичком, вся команда приняла меня с распростертыми объятиями. Это мне очень помогло.

Благодаря своим забитым голам (10 в 14 играх), Вагнер Лав считается, наравне с Леандро Дамианом («Интернасьонал») и Халком («Порту»), одним из претендентов на вызов в сборную Мано Менезеса. Состав еще не озвучен…

— Я очень хочу вернуться в сборную! Хорошо играя за «Фламенго», уверен, смогу достигнуть этой цели. Надеюсь, Мано следит за моей игрой, мне остается лишь продолжать делать свою работу, забивая голы. Если он посчитает, что я еще не достиг уровня этих игроков, постараюсь, не только его достигнуть, но и превзойти.

Читайте также:  Джордж байрон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Считаете, что Ваши шансы на попадание в национальную сборную, всегда были одинаковыми, когда выступали за «Палмейрасе», за ЦСКА, за «Фламенго»?

— Нет, конечно. Когда я был моложе, имел значительно меньше опыта, давление сказывалось в большей степени. Наверное, со стороны казалось, что этого груза ответственности я могу и не выдержать. Хотя, уверен, что мог бы заиграть и тогда. Так или иначе, думаю, что теперь возможности для попадания в состав все же больше, так как, разумеется, я стал значительно более опытен.

ЧАСТЬ 1

Перевод: VVV © CSKANEWS.COM

CSKANEWS.comVagner LoveВагнер Лавэкс-армейцы

Источник: http://cskanews.com/pfc-cska/vagner-lav-zhenat-schastliv-v-seme-i-govorit-lav-na-pensii-chast-1/

Рихард Вагнер: биография, интересные факты, творчество

Рихард Вагнер

Творчество Рихарда Вагнера стало символом перелома в музыкальной традиции Европы XIX века. Он совершил смелые открытия, не боясь осуждения и полагаясь лишь на собственную безупречную музыкальную интуицию.

Вагнеру выдалась непростая судьба, но, возможно, именно те испытания, которые пришлись на его долю, и послужили толчком для революционных изменений оперного жанра.

Он стал единственным музыкантом за всю историю, который удостоился чести иметь собственный театр, а фестиваль его имени по сей день собирает только лучших представителей музыкального искусства.

Краткая биография

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 октября 1813 года, став младшим сыном в многодетной семье полицейского чиновника, в немецком городе Лейпциге. Отец семейства неожиданно умер от тифа, так и не увидев своего шестимесячного наследника. Чуть позже мать Вагнера снова вышла замуж, и отчимом маленького Рихарда стал Людвиг Гейер.

Он занимался живописью, играл в театре и всячески поддерживал любые творческие начинания приемных детей, став им, по сути, настоящим отцом. Меньше чем через год Гейера пригласили служить в королевском театре, и семья перебралась в Дрезден, где Рихард начал своё образование под фамилией отчима. Когда мальчику было 14 лет, Людвиг скоропостижно умер.

Мать была вынуждена вернуться в родной Лейпциг.

Вдохновленный творчеством Бетховена, Рихард начинает заниматься музыкой в школе при церкви святого Фомы, где его когда-то крестили.

За довольно короткий срок молодой человек проявляет настоящий талант и начинает пробовать свои силы в композиторском искусстве, причем довольно успешно: в период с 1828 по 1832 год он создаёт сонаты, фортепианные пьесы, в том числе увертюру Фауст, произведения для оркестра, симфонию. Многие из этих произведений вскоре были исполнены на концертах, на тот момент Вагнеру не было ещё и 20 лет.

В 1833 году Рихард покидает родной город, отправившись по приглашению брата в Вюрцбург. Затем три года он живёт в Магдебурге, посещает Кёнигсберг, на два года останавливается в Риге. Созданные в это время первые оперы не получили высоких но Вагнер не останавливается на достигнутом, и следующая опера, «Риенци, последний трибун», становится вполне успешной.

Композиторская деятельность не приносила достойного дохода, и вскоре Вагнер погряз в долгах, от которых решил скрыться в Париже. Туда он тайно перебрался вместе со своей супругой, актрисой Минной Планер.

Однако и в этом городе Рихард не нашел признания и финансового благополучия, несмотря на то, что не гнушался даже такой низкооплачиваемой и рутинной работы, как переписывание нот. Но талант и удивительная работоспособность вскоре дали свои плоды: Вагнер доводит до совершенства произведения «Риенци» и «Фауст».

Первая из них даже имеет определенный успех в Дрезденском театре в 1842 году. В этот период жизненные перипетии заставляют его серьезно пересмотреть свои взгляды на жизнь и творчество. Всего через год в том же зале проходит премьера «Летучего голландца», в постановке которой сам автор принимает живое участие, а затем – «Тангейзера».

Кажется, Вагнер наконец-то нашел своё пристанище в Дрездене: он много пишет, посвящает время композиции, из-под его пера выходит множество произведений в различных жанрах.

Поток творческого самосовершенствования был прерван революцией в Германии 1848 года. Вагнер решил не оставаться в стороне от столь судьбоносных событий и горячо поддерживал революционеров. Но когда оппоненты заняли Дрезден, музыкант все же покинул город, подаривший ему настоящее признание.

Дирижер-реформатор и его личная жизнь

Следующее 10-летие Вагнер прожил в Швейцарии. Он пребывал в состоянии некой растерянности, поиска новых жизненных и творческих ориентиров.

Снова дали о себе знать финансовые трудности, просветами в череде которых являлись лишь единичные постановки и дирижирование на симфонических концертах.

Ни литературные, ни музыкальные достижения Вагнера не находили отклика в сердцах тех, от кого могла зависеть их дальнейшая судьба, и уже привычно отправлялись автором «в стол».

Но была в тот период и другая причина столь длительного кризиса в жизни композитора — Матильда Везендонк. Она была супругой богатого мецената Отто Везендонка, который, в свою очередь, был почитателем таланта Вагнера и его другом.

Именно близкие отношения с мужем Матильды стали препятствием к воссоединению двух любящих сердец: их чувства судя по всему, были чисто платоническими, что стимулировало бурный поток творческих свершений Вагнера.

Благодаря сильным эмоциям и переживаниям мир музыки пополнился операми «Золото Рейна», «Валькирия», «Тристан и Изольда», а также несколькими стихотворениями Матильды, положенными Рихардом на музыку. К слову, сам музыкант на тот момент был официально женат.

Минна (Вильгельмина) Планер вошла в жизнь Вагнера в 1834 году. Она примадонна Магдебургского театра, старше Вагнера на три года. Через полтора года после первой встречи они поженились, и их брак продлился 30 лет. Однако количество проведенных вместе лет отнюдь не равно их качеству.

У Минны и Рихарда очень скоро выявились абсолютно разные жизненные цели и стремления: ей хотелось домашней тишины и постоянства, его же все время тянуло на приключения.

Роман Вагнера с Матильдой окончательно разрушил брак, а когда стала очевидной бесперспективность отношений с замужней дамой, начался новый виток в личной жизни музыканта.

Новым чувством Вагнер воспылал к дочери Ференца Листа Казиме, которая на тот момент была замужем и имела двоих детей. Вскоре она оставила семью ради главной любви своей жизни, и в 1870 году они с Рихардом поженились.

Этот брак подарил Вагнеру троих детей, младшим из которых стал сын Зигфрид — долгожданный и любимый наследник.

А Казима стала не только хозяйственной супругой, но и правой рукой Вагнера в делах творческих, а также самой преданной его поклонницей.

Байройтский театр

Когда Вагнер только задумывался о перестройке оперного жанра под собственные амбиции, он отчетливо понимал, что для достойного исполнения «Кольца нибелунга» ему понадобится оперный зал, значительно отличающийся от всех существующих на тот момент в мире. С тех пор его главной мечтой становится собственный театр, где он мог бы реализовать все задуманное.

В 1871 году Рихард с женой Казимой прибывают в баварский город Байройт.

Осмотрев имеющийся там один из самых больших театров, он все же приходит к выводу, что и здесь не все соответствует требованиям для постановки главного произведения его жизни.

И вдруг Вагнеру поступает неожиданное и судьбоносное предложение: глава города выделяет землю под новый театр, а местный банкир соглашается частично финансировать строительство.

Байройтский театр Вагнера принял первых зрителей в августе 1876 года, когда состоялась премьера его монументальной оперы «Кольцо нибелунга». Внутреннее убранство театра настолько же отличается от общепринятых представлений, насколько новая опера Вагнера разрушает классические каноны.

Здесь нет привычных неоклассических элементов декора в виде порталов, колонн, вычурных барельефов, и даже традиционной огромной люстры, так что зрительный зал выглядит довольно аскетично.

Главная идея Вагнера заключалась в том, чтобы создать театр, где ничто не будет отвлекать зрителя от оперного искусства.

Решая вопрос об изменении роли оркестра в новой опере, Вагнер также изменил местонахождение музыкантов. Оркестровая яма в его театре располагается практически под сценой, а направляет звуковую волну огромная конструкция в форме ракушки. Таким образом, музыка сначала доходит до актеров на сцене, а потом уже вместе с вокалом отправляется в зал.

После смерти Вагнера Казима взяла на себя организацию ежегодного музыкального фестиваля в Байройте, который по сей день остается одним из самых престижных в мире классической музыки.

Последние годы жизни

Получив в распоряжение собственный оперный театр, Вагнер почти никогда уже не выезжал из Байройта. Он проживал на вилле, построенной специально для него, купался в лучах славы, наслаждаясь покровительством местных знатных богачей. 

Последним написанным произведением стала опера «Парсифаль», над которой Вагнер трудился в течение пяти лет. Премьера прошла с оглушительным успехом, и через несколько месяцев Рихард отправился на отдых в Венецию.

Там он проходил курс поддерживающих процедур от болезни легких. Вагнер скончался неожиданно, 13 февраля 1883 года.

Тело композитора перевезли в Баварию и похоронили в поместье, где он провел последние годы жизни, с осознанием того, что достиг всего, о чем когда-то грезил.

Интересные факты

  • Существует мнение, что Людвиг Гейер был настоящим отцом Вагнера. Артист был близким другом семьи в течение нескольких лет. Один из исследователей биографии Вагнера обратил внимание на то, что сам Рихард однажды усмотрел сходство между своим сыном и отчимом. Официальных подтверждений этой версии нет, однако доподлинно известно, что Вагнер был сильно привязан к Гейеру и во всем стремился подражать ему.
  • В церкви Святого Фомы, где был крещен и начал своё музыкальное образование Вагнер, в течение четверти века служил кантором Иоганн Себастьян Бах.
  • Первый камень в здание будущего Вагнеровского театра был заложен в день рождения музыканта, 22 мая 1872 года.
  • Цикл из 4 опер «Кольцо нибелунга» имеет общую продолжительность исполнения около 15 часов.
  • Байройтский театр работает по назначению всего 4 недели в году — с июля по август, во время Вагнеровского фестиваля. Все остальное время его можно осмотреть на экскурсии, но насладиться уникальной акустикой нельзя.
  • Вагнер был ярым антисемитом, вследствие чего некоторые его статьи сегодня признаны экстремистскими и запрещены к публикации.
  • Когда перед премьерой «Парсифаля» Вагнер узнал, что король выбрал в качестве дирижёра Германа Леви, бывшего евреем, композитор пытался всеми силами нарушить планы монарха, и даже требовал, чтобы Герман крестился, но тот категорически отказался.
  • Всю свою жизнь Вагнер панически боялся «чертовой дюжины» – числа 13. Он родился в 13 году, а количество букв в его имени, написанном латинскими буквами, равняется также 13. Он категорически запрещал назначать премьеры своих опер на 13-е число. По странному стечению обстоятельств, умер маэстро именно 13 февраля.
  • В период проживания в Париже Вагнер был настолько беден, что решился пойти на унизительную для него должность хориста. Однако во время прослушивания выяснилось, что у музыканта совершенно нет голоса, и его певческих способностей не хватит даже для хора.
  • Во время выступлений Вагнера в Британии, многих ценителей искусства раздражало, что он дирижирует произведения Бетховена наизусть. Это посчитали пренебрежением к великому композитору и сделали Рихарду замечание. На следующем выступлении перед дирижёром стояла партитура, а после его стали хвалить и указывать на то, что оркестр звучал намного лучше. На самом деле Вагнер установил на пюпитре совсем другую партитуру, да к тому же вверх ногами, а дирижировал, как привык – по памяти.
  • Вагнер всегда создавал либретто для своих опер самостоятельно, и никогда не соглашался на предложения других авторов использовать их тексты. Очередному поэту Вагнер отказал, сообщив, что его произведение займёт место в его библиотеке из предложенных ранее либретто под номером 2985.
  • Талант Вагнера долгое время оставался непризнанным в родной ему Германии. Однажды в Вене один из зрителей осмелился задать композитору вопрос, не кажется ли ему его музыка слишком громкой. «Это все для того, чтобы меня услышали в Германии!» — сложив руки рупором, громко заявил Вагнер.
  • Для премьеры оперы «Валькирия» в Вене требовались непременно вороные кони, которые должны были появиться на сцене. Все дрессированные животные, способные на такое выступление, оказались серыми. Вагнер негодовал и грозил отменить премьеру. Тогда один из дипломатов предложил нестандартное решение — покрасить коней в черный цвет. Представление прошло с успехом, а Вагнер душевно благодарил находчивого дипломата.
Читайте также:  Виктория джастис - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Новая опера

Одной из главных заслуг Вагнера в мире классической музыки считается его реформация жанра оперы, создание так называемой музыкальной драмы.

Ранние творения Вагнера еще насквозь пропитаны подражанием гениям романтизма, однако в скором времени он задумывается о том, что нынешние формы и методы выражения неспособны в полной мере раскрыть всего, что он хотел бы передать в самом монументальном своем произведении – тетралогии «Кольцо нибелунга». И Вагнер берется за неслыханную работу — он практически полностью перестраивает форму и структуру оперных произведений.

Четко разграниченные ранее арии, ансамбли и хоры под рукой Вагнера превратились в длинные, распевные монологи и диалоги героев, более приближенные к разговорной речи, не имеющие определенных точек «начала» и «конца».

Они как бы переплетались между собой, выстраивая абсолютно новую нить повествования, непрерывно поддерживаемую оркестром.

Оркестр также получил новую функцию в вагнеровской опере: он не просто сопровождал вокальные партии персонажей, а представлял собой дополнительный способ выражения эмоций, обозначения сюжетных линий и героев.

Каждому новому действию, персонажу или явлению Вагнер присваивал собственный лейтмотив. В итоге по ходу представления лейтмотивы становились узнаваемыми, перемешивались и сочетались друг с другом, но неизменно помогали зрителю точнее проникнуть в смысл происходящего на сцене.

Значение Вагнера в истории мировой музыки

Нововведения Вагнера в жанре оперы поддержал такой знаменитый его современник, как Ференц Лист, ставший к тому же тестем Рихарда. Веймарская школа музыки, созданная Листом, по сей день является главным оплотом культа Вагнера.

Многие молодые дарования, обучавшиеся там, перенимали стремление усилить способы выразительности, доступные музыканту.

Множество имен прославленных композиторов стоит в списке тех, кто подражал Вагнеру и вдохновлялся его творчеством.

Однако, как и любое великое свершение, реформа Вагнера помимо сторонников обрела и ярых противников, общее имя которых — «антивагнеровцы».

Такие представители этого движения, как Брамс и Ганслик утверждали, что музыка — искусство вполне самодостаточное, и не нуждается в дополнительных средствах выразительности.

Тем не менее творения Вагнера признаны высшим этапом развития романтизма в Европе и в то же время — основой для последующих модернистских течений в музыке. Нововведения, примененные Вагнером, на сегодняшний день стали привычными элементами оперы.

Музыка Вагнера в фильмах

Произведение Фильм
Золото Рейна «Чужой: Завет» (2017)
Валькирия  «Гранд Тур» (2017)
Сериал «Теория большого взрыва»
Тангейзер «Когти» (2016)
Лоэнгрин  «Ледниковый период: Курс на столкновение» (2016)
Тристан и Изольда «Альтамира» (2016)
Тангейзер «Доверие» (2016)
Летучий голландец «Гонки» (2016)
Тристан и Изольда «Помнить» (2015)
Золото Рейна «99 домов» (2014)
Тангейзер «Личный космос» (2014)
Парсифаль «Пузырь» (2013)
«К чуду» (2012)
Лоэнгрин «Трансформеры 3» (2011)
Летучий голландец «Форпост» (2008)
Золото Рейна «Новый мир» (2005)

Личность Рихарда Вагнера вызывает весьма неоднозначные реакции у каждого, кто хоть немного знаком с его биографией и убеждениями. Он не отличался порядочностью, заводя романы с женами уважаемых вельмож, а Казиму и вовсе увел у своего близкого друга.

Проект театра Вагнер «позаимствовал» у одного мюнхенского архитектора, и не посчитал нужным даже спросить его согласия на воплощение. Вагнер обладал крайне скандальными политическими взглядами, был ярым антисемитом, а также пытался влиять на государственные дела короля Баварии.

Однако то, что сделал Вагнер для мировой классической музыки, невозможно не заметить и оставить «за бортом».

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Рихарде Вагнере

Источник: http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/rikhard-vagner

Биография Рихарда Вагнера

: 26.10.2017 — 15:16

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы, особенно на симфонические и оперные жанры. Теоретик искусства, дирижёр, считается крупнейшим реформатором оперы.

Этого гения называют самым спорным среди всех композиторов, живших до сего времени. Одни восхищаются его музыкой, других она пугает.

А кто-то и вовсе произносит имя Вагнера с отвращением, и только лишь потому, что ярым поклонником его творчества был Гитлер.

Рождение и семья

Рихард появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге, в семье чиновника. Всего у Вагнеров родилось девять детей, но двое из них умерли в младенчестве.

В год рождения Рихарда скоропостижно скончался его отец Карл Фридрих Вагнер, ему было всего 43 года. Глава семейства страстно любил театр и желал, чтобы с этим видом искусства связали своё будущее его дети.

Почти все они исполнили волю отца и избрали творческий жизненный путь.

Старшая девочка Розалия в шестнадцать лет дебютировала в театре Лейпцига и в дальнейшем стала актрисой. С десятилетнего возраста начала выступать на сцене и вторая дочь Луиза, также выбравшая для себя артистическую карьеру.

Третью девочку Клару уже в шестнадцать лет признали превосходной певицей, это произошло после успешного исполнения роли Золушки в опере Россини. Старший среди мальчишек Вагнеров, Альберт, сначала собирался посвятить свою жизнь медицине.

Но потом любовь к искусству пересилила, он стал театральным режиссёром и певцом.

К искусству имел прямое отношение и отчим Рихарда – Людвиг Гейер, он был художником, актёром и драматургом. Гейер дружил с Карлом Фридрихом Вагнером и после его смерти взял на себя заботы о семействе умершего друга.

Рихард отчима очень любил и считал своим отцом, в течение всей жизни он вспоминал о Гейере с благодарностью.

На письменном рабочем столе композитора Вагнера всегда стоял портрет Людвига Гейера, а на стене висела картина с изображением отчима и мамы Иоганны Розины.

Вагнер очень сильно любил свою мать. Иоганна Розина была женщиной малообразованной, но весёлой, простой и мужественной. Потеряв супруга и оставшись одна с семью детьми, она вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, после чего семейство перебралось из Лейпцига в Дрезден.

Проявление таланта

Всё музыкальное семейство Вагнеров пыталось приобщить маленького Рихарда к этому искусству и обучить игре на фортепиано. Но музыка мальчика совсем не интересовала, ему больше нравилось рисование и чтение волшебных сказок.

Всё изменилось в тот день, когда маленький Вагнер попал на настоящую оперу «Вольный стрелок» Вебера. История об охотнике, который заключил союз с дьяволом, завлекла воображение ребёнка.

Он до дрожи пугался, когда на сцене один за другим появлялись страшные персонажи (привидения и лешие), но сидел как заворожённый, потому что звучала дивная музыка. Сказочный мир манил его, и по окончании оперы маленький щуплый мальчуган с взъерошенными волосами ринулся из зрительного зала за кулисы.

Он осторожно отодвинул занавес, прошёл внутрь и стал бродить среди декораций. Малышу Вагнеру тогда казалось, что это зачарованная страна, а он гуляет среди её фантастических обломков.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш. Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр.

Но потом он вдруг вспомнил звучавшую на сцене музыку и почувствовал, что это было не обыкновенным соединением звуков, а целой Вселенной, о которой мальчик пока ничего не знал.

С этого момента его больше ничего не интересовало, только музыка, он хотел сочинять её, упоительную и чарующую, которая вызовёт у слушателей слёзы и смех.

Этот дар проснулся в нём внезапно, как будто где-то в глубине души открылась потайная дверка.

Первым, кто догадался о жизненном пути, по которому предстоит пройти Рихарду, был его отчим Гейер. К сожалению, он тоже рано ушёл из жизни. Юному Вагнеру было всего восемь лет, когда умирающий отчим попросил его сыграть на рояле хор из оперы «Вольный стрелок». Слушая его игру, Гейер сказал супруге: «У мальчика талант к музыке».

Образование

Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.

После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы.

В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам.

В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».

К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.

Период скитаний

В 1833 году он покинул родной Лейпциг и поехал искать счастья в Вюрцбург. Здесь Вагнер работал руководителем театрального хора (хормейстером). Но на одном месте он не задержался, начался долгий период скитаний.

Композитор переехал в Магдебург, где устроился в небольшой оперный театр на должность хормейстера. Он провёл здесь целый театральный сезон 1834-1835 годов. Новый молодой дирижёр полюбился и публике, и артистам. Но дела театра шли плохо, сборы падали.

Несмотря на попытки Вагнера пополнения труппы и обновления репертуара, многие артисты стали искать себе другие места. Вскоре директор театра объявил о банкротстве, но Рихард ещё хотел поставить свою новую пьесу «Запрет любви».

Однако премьера провалилась, и он в отчаянии покинул Магдебург.

С 1837 по 1839 годы дирижировал музыкальными театрами в Риге и Кёнигсберге, затем какое-то время жил и работал в Норвегии, Лондоне, Париже. Всё это время Рихард безумно тосковал по родине и жил в ужасной нищете.

Но верил в свои силы и великое призвание; мечтал, что ему покорится Париж; будут деньги, слава, успех.

При этом всё ценное он либо продал, либо заложил в ломбарде, целыми днями бегал по городу, умоляя кредиторов отсрочить уплату долгов, иногда в его доме не было и куска хлеба.

Триумф композитора

В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью.

На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине.

Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.

В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:

  • «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
  • «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
  • «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).

У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.

Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет.

Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки.

Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).

Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура.

Читайте также:  Sophia myles - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой.

Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.

В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора.

Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы).

Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.

На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».

Личная жизнь

В 1834 году, работая в театре Магдебурга, Рихард познакомился с очаровательной певицей Вильгельминой (Минной) Планер. Когда она уехала в Берлин, Вагнер чуть не сошёл с ума, писал ей бесконечные письма, в которых умолял стать его женой. Говорил, что в случае её отказа он начнёт пьянствовать, забросит всякую деятельность и поскорее отправится к чертям.

Они были абсолютно разными людьми. Минна – обворожительная красавица и в то же время приземлённая, практичная женщина, рядом с ней Рихард чувствовал себя неопытным и неуклюжим.

Несмотря на то, что работала певицей, к искусству Планер относилась равнодушно, в то время как Вагнер был музыкою одержим. Она всегда стремилась к роскошной жизни, а молодой и необеспеченный композитор не мог ей этого предложить.

Поэтому даже для Рихарда стало удивительным, когда в 1836 году Минна Планер согласилась выйти за него замуж.

Скоро оба поняли, что совершили непростительную ошибку. Этот брак стал для них обузой и не принёс счастья. Им приходилось скитаться по всей Европе, жили иногда в убогих углах и не представляли, будет ли завтра еда. Вагнер сочинял музыку, в эти моменты он забывался и был несказанно счастлив. Но его оперы не хотел ставить ни один театр.

Вагнер стал крутить бесконечные любовные романы, пользоваться услугами куртизанок, в то время как у его супруги начала развиваться сердечная болезнь. В коне концов они расстались.

Последней, но самой подлинной любовью Рихарда стала дочь знаменитого композитора Листа – Козима Бюлова.

На момент их знакомства молодая женщина была замужем за дирижёром Хансом фон Бюловым, с которым Вагнера связывали дружеские отношения.

Это не помешало Рихарду влюбиться в Козину, которая была младше его на 24 года. Она была несчастлива в браке, поэтому быстро и искренне ответила на ухаживания Вагнера.

Аморальное поведение влюблённых вызвало общественное негодование, и им пришлось уехать из Германии. На уединённой швейцарской вилле композитор был окружён заботой и вниманием любимой женщины.

Более того, на склоне лет он испытал радость настоящих отцовских чувств, так как жена подарила ему троих детей – двух девочек и сына.

Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой. Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться.

В этом браке Вагнер был безумно счастлив, но не очень долго. 13 февраля 1883 года он скоропостижно скончался от разрыва сердца, смерть застигла его за работой. Хоронили композитора с поистине королевскими почестями. Супруга пережила Рихарда почти на полвека и всё это время продолжала дело мужа в Байройтском театре.

Источник: http://stories-of-success.ru/rikharda-vagnera

Запретная любовь Рихарда Вагнера

22 мая весь мир отмечает 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера. Масштаб его личности колоссален. Музыка принадлежит к мировому культурному достоянию, но мировоззрение композитора вызывает непримиримые споры, а бурная личная жизнь будоражила умы  современников и вызывает интерес и сейчас, спустя столетия.

Официально Вагнер был женат дважды, всем были известны и его внебрачные связи, но история его романа с Козимой фон Бюлов потрясла всё немецкое общество и вызвало резкое неприятие, а вот потом, много позже, была переосмыслена как пример чистой и возвышенной любви.

Началось все очень просто. Вагнер был близким другом Франца Листа. Наверное, только с Листом чувствовал себя спокойно гонимый со всех сторон Вагнер.

Лист был его настоящим  покровителем Рихарда, он помогал деньгами, устраивал его премьеры. Знал бы Лист, чем закончится совместная поездка к его детям, вряд ли бы пригласил он Вагнера погостить.

Но «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

И в 1853 году Вагнер и Берлиоз провели несколько дней с детьми Листа. Обстановка была очень теплая, молодые люди, особенно средняя дочь Козима, музыку Вагнера хорошо знали и просто боготворили.

Вагнеру было уже сорок лет, а Козиме шестнадцать. В их первую встречу никаких и намёков на роман и быть не могло. Но их роковое знакомство состоялось, и стало судьбоносным.

Через четыре года Козима выйдет замуж за любимого ученика отца, Ханса фон Бюлова. Молодых Ханса и Козиму объединяла и любовь к музыке Вагнера. Жених был близким другом композитора и одним из лучших дирижеров вагнеровских вещей. Невеста ставила музыку Вагнера превыше всего, и очень поддерживала своего мужа в  творческих баталиях, что разразились в теории музыки того времени.

И не удивительно, что  в свое свадебное путешествие молодые отправились к Вагнеру, чтобы навестить его и поддержать  в изгнании: он жил тогда в Швейцарии, чтобы избежать преследований по политическим мотивам.

Поселилась молодая чета в доме композитора, целый месяц они прожили в таком тесном кругу. Козима с головой погрузилась в тревоги и заботы Вагнера — у того вовсю шла работа над «Тристаном и Изольдой».

Расставание было грустным для всех.

И с этого момента общение Вагнера с семьей фон Бюлов стало очень частым. Козима, самая практичная и энергичная из всей их компании, взяла на себя часть забот Вагнера, и стала ему необходима как воздух. И тут Вагнеру, который вечно был в долгах и кое-как избегал судебных преследований кредиторов, в конце-концов повезло.

Король Баварский Людвиг II, горячий поклонник творчества Вагнера, пригласил его ко двору,  в блестящий Мюнхен. И оплатил все долги!

Для Вагнера начиналась новая жизнь, без материальных забот, с великими возможностями и властью в придворном театре. И он решает пригласить в Мюнхен и чету фон Бюлов, у которых уже родилось к тому времени двое детей.

И тут становится ясно, что сделал этот шаг Вагнер не из потребности в Хансе, своем гениальном друге-дерижере. Вовсе нет — это Козима фон Бюлов стала для Вагнера частью его жизни, его мечтой и надеждой. Чета фон Бюлов переехала в Мюнхен — и тут страсти разыгрались вовсю.

В обществе быстро разошлись слухи об очень странных связях внутри двух супружеских пар, Вагнеров и фон Бюловых.

Супруг Козимы бросился защищать свою жену, но было поздно. Козима уже жила на два дома. Официально Вагнер представлял её как своего секретаря-биографа, но, как говорится, шила в мешке не утаишь.

Король требовал от него пояснений, дело принимало самый скандальный оборот. Всё еще усугублялось тем, что на жизнь и творчество Вагнера тратились колоссальные средства баварской государственной казны, а ведь в католической Баварии господствовали строжайшие моральные принципы. Для ревностных католиков-баварцев внебрачная жизнь Рихарда и Козимы была тягчайшим проступком.

Обсуждалось всё: и новая беременность непонятно от кого госпожи фон Бюлов, и позиция ее законного мужа, который всё знает, но защищает неверную супругу.

Тяжело было всем,  Козима понимала, что общество никогда и ничего ей не простит. Напомню еще об одном факте — сама Козима была тоже внебрачным ребенком. Она не по наслышке знала, как тяжело приходится детям, рожденным вне брака. Но и отказаться от любви Вагнера не могла, Рихард был её божеством, а теперь они наконец были по-настоящему близки.

Козима фон Бюлов ждала ребенка, отцом которого был Вагнер — но как погубить репутацию своего законного супруга Ханса? И этого она никак не хотела. Что касается самого Вагнера, он был только рядом с ней счастлив и покоен, мог заниматься своим любимым делом. Но Рихард состоял в законном браке с Минной Планер — и речи быть не могло об открытом союзе с Козимой.

И вот — скандал разразился… Сам король предложил Вагнеру покинуть Мюнхен и музыкант удаляется в Швейцарию. Сюда через некоторое время к нему приезжает и Козима, там  рождается и их дочь. Франц Лист, узнав обо всей истории, пытался повлиять на участников этого любовного «четырехугольника», но и ему ничего не удалось.

Когда Лист понял, что ни его дочь, ни его ближайший друг не отступятся от своей преступной страсти, он полностью разорвал все отношения с ними, приняв сторону своего зятя и ученика Ханса фон Бюлова. Сам Ханс попросил об отставке и тоже уехал из страны в Базель, где занялся преподавательской деятельностью.

Его законная жена Козима фон Бюлов за ним не последовала. Точка в этой печальной истории была поставлена. После отъезда мужа в Базель, Козима остается с Вагнером. У них наступило время относительного покоя. Они вместе с детьми путешествуют, Козиме удается возвести хрупкий семейный мир для любимого.

Они счастливы, но ясно понимают, что положение их призрачно, и никогда они не могут жить законно и открыто.

В 1866 году в Лейпциге умирает Минна, жена Вагнера, с которой у него всегда были очень сложные отношения. В 1867 году у них с Козимой рождается вторая дочь, а надежды на изменения их участи нет никакой.

Но и поруганную репутацию, и жизнь в изгнании благодаря неуемной энергии любящей его Козимы, Вагнер переносил достаточно легко.

Любимая создала особый закрытый мир, в котором было все подчиненно его желаниям и прихотям.

Вэто время король баварский призывает своего любимца на аудиенцию и предлагает  вернуться в Мюнхен. Волшебным образом, в местном обществе «антивагнеровские страсти» не только улеглись, но публика жаждала возвращения опального таланта с его блестящими оперными постановками. Вагнер, в порыве души, просит короля вернуть и Ханса фон Бюлова на должность главного капельмейстера.

И вот, почти все участники этой длинной истории опять собираются вместе. Трагичны роли всех: и Козимы, и Вагнера, и, конечно же, верного друга Ханса… Год спустя у Вагнера и его возлюбленной рождается сын, и, каким то чудом, в 1868 году Ханс и Козима получают наконец развод.

Нужно сказать, что после этого Ханс фон Бюлов уже больше никогда не общался с Вагнером. Итак, после семи лет, мучительных для всех героев этой истории, в 1870 году Козима и Рихард наконец-то обвенчались. Вагнер признавался в своих письмах и дневниках, что не мог и строчки написать, если рядом не было его Козимы.

Она это знала и была по-настоящему счастлива. Любые финансовые трудности, проблемы с постановками они уже переживали вместе. Козима разделяла и поддерживала все начинания мужа. Вот уж точно, эти двое нашли друг друга.

Их дружба с  Листом восстановилась через много лет: он посетил супругов в Байройте, где воплотив свою мечту, они создали свой вагнеровский театр.

Франц Лист, сам проживший бурную, полную разных событий жизнь, простил их обоих, видя в своей дочери главное — безграничную ее любовь к гению, любовь, которая одухотворяла Вагнера и позволила ему полностью осуществить все мечты и труды.

Елена Еременко

«Русское поле»

Источник: http://russkoepole.de/en/rubriki/kultura/98-2009-11-26-20-00-40/1264-wagner-200.html

Ссылка на основную публикацию