Вольтер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вольтер: краткая биография, интересные факты и видео

Приветствую постоянных обитателей и новых гостей сайта! В статье «Вольтер: краткая биография, интересные факты и видео» — основные сведения из жизни Вольтера, представлена интересная подборка видео, цитаты. Статья будет полезна старшеклассникам и студентам.

Известный под своим псевдонимом «Вольтер», Франсуа-Мари Аруэ (Francois-Marie Arouet), является одним из самых выдающихся представителей французского Просвещения.

С юношеских лет он пишет много стихов, письма, сатирические и драматические произведения, романы, исторические и философские трактаты, впоследствии переведенные почти на все европейские языки.

Одаренный гибким интеллектом, Вольтер обогащает свой родной французский язык удивительно богатым и простым стилем, который он создал. Поэт, драматург, эссеист, писатель, рассказчик, историк и философ и один из созидателей либертарианства и либерализма.

Вольтер: краткая биография гения

Франсуа родился 21 ноября 1694 года в семье простого парижского чиновника.  Когда он был еще ребенком, его интересовала литература и история. Он прочитал все книги, которые имелись в доме и буквально засыпал взрослых своими, подчас не детскими, вопросами обо всем на свете.

Некоторое время мальчик учился в колледже иезуитов «латыни и прочим глупостям», куда его определили родители. Но, не окончив, оставил его, поскольку предпочёл юриспруденции литературу. Молодой человек начинает создавать свои первые литературные произведения во дворце одного из аристократов.

Интересно, что еще в детстве астрологи пророчили ему смерть в 33 года. В это время должна была состояться дуэль, но, к счастью, не случилась. В свои 63 года знаменитый философ писал: «Я обманул астрологию на 30 лет, за это прошу меня извинить».

Главные этапы жизни

В 1726 г. он покидает Францию и отправляется в Англию, где изучает основы политики, различные отрасли науки.

Габриэль Эмили Ле Тоннелье де Бретеиль, маркиза Дю Шатле (1706-1749) — французский математик и физик. Супруга Вольтера.

Вернувшись в Париж, философ издал «Философские письма». Издание конфисковали, а издателя заключили в Бастилию. Вольтер бежал в Лотарингию, где встретил маркизу дю Шатле, их брак продолжался около 15 лет.

В 1746 г. Вольтер занимает при дворе должность поэта и историка, но происходит его ссора с всесильной маркизой де Помпадур. Вольтер уезжает в Пруссию, а оттуда в Швейцарию, где покупает особняк в Ферне.

Будучи убежденным, что литература призвана служить социальному прогрессу, Вольтер превращает свои мысли и работы в философские труды против социальной несправедливости. Из блестящего писателя и философа он стал одним из самых резких критиков абсолютизма и откровенным врагом Церкви.

После публикации книги «Людовик XIV» (1751), Вольтер возглавляет борьбу с авторитарной властью. Опубликованы далее значимые эссе, также «Очерк обычаев и духа народов» (1756) и «Философский словарь», который подробно объясняет веру в превосходство разума над всеми другими человеческими эмоциями и страстями.

Создавая различные псевдонимы, Вольтер написал сотни анонимных брошюр, в которых он критиковал Церковь и христианскую идеологию.

Известный мыслитель достигает европейской славы, благодаря своим философским и литературным произведениям, в которых он раскрывает свое жизненное кредо — необходимость преодолеть пропасть между отчужденным обществом и угнетенной личностью.

Он твердо верит во внутреннее чувство всеобщей справедливости, которое должно быть закреплено в законах, регулирующих каждое человеческое общество. По словам Вольтера, общественная жизнь требует «социального устройства», которое защищает интересы каждого человека.

Франсуа-Мари Аруэ. (Вольтер) Годы жизни 1694-1778

Мораль должна раскрывать принципы плодотворного сожительства. Вольтер учит, что каждый человек должен взять свою судьбу в свои руки, улучшить свое положение на пути науки и сделать свою жизнь искусством.

В 1778 г. 83-летний мыслитель возвращается в Париж. Сильные боли, в связи с онкологическим заболеванием, вынуждали философа принимать опий. 30 мая Вольтер отошел в мир иной. Прах великого француза находится в Пантеоне.

Подборка видео

В этой подборке видео вы найдете интересную информацию по теме «Вольтер: краткая биография»

Вольтер: биография↓

Цитаты Вольтера↓

Философия Вольтера↓

Источник: https://damy-gospoda.ru/volter-kratkaya-biografiya-interesnye-fakty/

Вольтер, жизнь и творчество, краткая биография

Биография Вольтера

Франсуа-Мари Аруэ, которого весь мир знает под именем Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в столице Франции – Париже, в семье государственного чиновника. Он получил образование в иезуитском колледже и, согласно желанию своего отца, должен был стать юристом, но предпочел посвятить себя литературе.

Он начал свою карьеру в качество вольного поэта и обитал при дворах аристократов, за свои острые сатирические стихи он несколько раз попадал в стены Бастилии. После очередного тюремного заключения он был отпущен с условием выезда за границу, поэтому Вольтеру пришлось уехать в Англию, где он и прожил три года.

Альтернативой выезду было чрезвычайно длительное тюремное заключение.

https://www.youtube.com/watch?v=E_FZj9p1ApM

Тем не менее, вскоре Вольтер вернулся назад во Францию, попытался издать «Философские письма», которые были запрещены цензурой. Из-за этого автору пришлось в очередной раз бежать, он уехал в Лотарингию.

Именно в Лотарингии он нашел свое счастье и целых пятнадцать лет прожил с маркизой дю Шатлэ.

Его следующее произведение (поэма «Светский человек») также не принесла автору удачи, так как Вольтер был обвинен в издевательстве над религией, и вынудила его спасаться бегством от властей. Он уехал в Нидерланды.

В Голландии поэт долго не продержался. Только в 1746 году удача улыбнулась поэту и он удостоился чести стать придворным историографом и сочинителем. Все было хорошо до тех пор, пока острый язык Вольтера не прошелся по влиятельной маркизе де Помпадур.

Поскольку она смогла убедить правящую верхушку в том, что Вольтер является политически неблагонадежным, то найти свое место на родине он так и не смог, поэтому он принял приглашение прусского короля и поселился в Берлине.

Острое слово Вольтера и его финансовые махинации и здесь поссорило его со многими значимыми и известными лицами, поэтому ему пришлось уехать в соседнюю Швейцарию, где он купил имение и назвал его «Отрадное». Именно в этом поместье он и прожил до конца своих дней.

Только к концу своей жизни Вольтер наконец-то стал обеспеченным и обзавелся несколькими предприятиями, что позволило ему говорить все, что он хотел и думал, так как многие аристократы занимали у него деньги.

Лишь в 84 года Вольтер вернулся в родной Париж, где его встречали овациями, хотя действующий монарх никак не комментировал его приезд. Именно тогда великий писатель и поэт смог купить себе шикарный особняк на улице Ришелье.

Казалось бы, наконец-то можно чувствовать себя счастливым, но Вольтера мучают сильные боли.

Писатель проходил тщательное медицинское обследование, после длительного анализа врачи выносят ему диагноз – рак предстательной железы. Это заставило его постоянно увеличивать дозы опия, его современники утверждают, что до самых последних дней Вольтер сохранял жизнерадостность и бодрость духа.

Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер был продолжателем аристократических жанров поэзии, он стал последним крупным представителем трагедии классической, ведь он написал 28 произведений в этом жанре – например, «Эдип», «Заира», «Брут», «Магомет», «Спасенный мир».

Он смог привнести в трагедии нотки чувственности и романтическую живописность, а кроме античных фигур все чаще встречались довольно экзотические персонажи – китайцы, средневековые рыцари, воины разных эпох.

Он специально использовал в своих трагедиях и персонажей из низшего сословия, что позволяло значительно приблизить происходящее к зрителю и читателю.

Его герои говорили простым языком и были понятны абсолютно всем, ведь Вольтер считал, что было создано уже достаточно «трагических приключений», которые возможны только среди монархов и рыцарей и абсолютно бесполезны для простых людей.

Другие сочинения, связанные с Вольтером:

По писателю: Вольтер

Источник: https://goldlit.ru/voltaire-biography

Вольтер биография

Вольтер  – один из величайших мыслителей XVIII века. Он не только философ, но и поэт, прозаик, экономист, историк, правовед. Биография Вольтера и его труды стали примером для подражания и «настольными книгами» для многих поколений просвещенных людей.

Если следовать краткой биографии Франсуа Мари Аруэ Вольтера (кстати, мало кто знает, что Вольтер – это псевдоним, а Франсуа Мари Аруэ – имя, данное при крещении), то родился он в 1694 году в Париже, в семье небогатого, но хорошо образованного чиновника.

Отец позаботился о хорошем образовании для сына, но Иезуитский колледж будущего философа не впечатлил, как и перспектива юридической карьеры. Он решил заняться литературой.

Первые свои самостоятельные годы Вольтер провел при дворах французских аристократов, коих развлекал виршами сатирического содержания.

С 1726 по 1729 год Вольтер жил в Англии. Именно в этой стране он углубленно начал изучать политику, философию, историю Европы и мира, литературу.

Вернувшись из Англии, Вольтер пишет книгу под названием «Философские письма»: по форме – воспоминания и впечатления от поездки за границу, по сути – острая сатира на современную ему Францию. Книга была издана, но запрещена в 1734 году.

Вольтер был вынужден бежать в Лотарингию, где был принят маркизой де Шатле. Через несколько лет философ написал поэму «Светский человек», за что его обвинили в «издевательстве» над религией. Он опять вынужден был вынужден бежать и укрывался  в Нидерландах.

Только к 1746 году он вернулся в Париж.

При дворе Людовика XV его приняли хорошо. Он был назначен на должность историографа и поэта, но фаворитка короля, маркиза де Помпадур, невзлюбила его, и философ опять предпочел уехать. На этот раз –  в Пруссию по приглашению Фридриха II.

При дворе прусского короля он тоже прожил недолго, вызвав гнев монарха торговыми спекуляциями и рассорившись со всеми «учеными мужами» берлинской Академии наук. Из Пруссии он перебрался в  Швейцарию, где купил несколько поместий.

Одно из них, Ферне, стало местом настоящего паломничества представителей «новой» интеллигенции, осуждавшей патриархальные устои старой Европы. В это время Вольтер уже не скиталец, а суровый критик, авторитет которого непререкаем.

Дружбой с ним гордились многие «сильные мира», в том числе Фридрих II (сменивший «гнев на милость»), Екатерина II (русская императрица), Мария – Терезия (австрийская императрица), Густав III (шведский король) и Людовик XVI, французский король, который и уговорил Вольтера, уже старца, вернуться в Париж.

В 1778 году философ приехал в столицу Франции, где ему был устроен восторженный прием. Он был назначен директором Академии наук, продолжал писать пьесы и даже задумался о том, чтобы переработать французский академический словарь.

Умер Вольтер в Париже в  1778 году от рака. Захоронен в Пантеоне (останки философа туда перенесли во время революции).

  • На заре своей творческой карьеры Вольтер за небольшой сатирический вирш о регенте и его дочери был отправлен в Бастилию, потом опять попал туда за драку и попытку дуэли (будущий философ хотел вызвать на дуэль своего обидчика). Был отпущен на свободу только после того, как клятвенно пообещал уехать за границу.
  • Интересно, что несколько астрологов предсказали Вольтеру всего 33 года жизни. Возможно, философ обманул Смерть, угодив по навету в тюрьму и избежав дуэли.
  • Перед смертью родные философа хотели, чтобы он примирился с Церковью и Богом, но философ отказался это делать.
  • Некоторые исследователи полагали, что останки Вольтера были выкрадены из Пантеона во время Реставрации, но в XX веке было доказано, что это суждение неверно.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/v/volter-arue-fransua-mari-voltaire-arouet-francois-ma-rie

Эмилия дю Шатле и Вольтер

Великий, гениальный Вольтер (его настоящее имя Мари Франсуа Аруэ), французский философ, поэт, писатель, историк, романист, просветитель, ещё при жизни заслужил широкую известность. Его боготворили, перед ним преклонялись, словно перед святым, а слово мыслителя было истиной не только для простых людей, но и для знатных особ, министров и даже самого короля.

Историки и биографы гения всерьёз отмечают, что, возможно, и не было бы того Вольтера, какого мы знаем, не встреть он на своём пути незаурядную женщину того времени — блистательную, оригинальную, «божественную Эмилию», маркизу дю Шатле. Она была не только его другом, искренним советчиком, любовницей и спасительницей, но и женщиной, вдохновившей великого писателя и философа на труды и литературные подвиги.

Габриэль-Эмилия дю Шатле (настоящее имя Габриэль-Эмилия ле Тонелье де Бретёй) во Франции больше известна как писательница. Но помимо литературы она занималась философией, физикой, математикой.

Она переводила на французский язык труды Ньютона, решала сложнейшие геометрические задачи и среди современников слыла достаточно необычной женщиной. Разумеется, её ум и оригинальность привлекали мужчин. А свободные нравы позволяли Эмилии вступать в любовные отношения с приглянувшимися ей кавалерами.

Из всех поклонников она выбирала мужчин знатных и влиятельных. Маркиз де Гебриан и герцог Ришельё были среди её самых известных любовников.

В 1725 году девятнадцатилетняя девушка вышла замуж за маркиза дю Шатле, а спустя несколько лет, родив двоих детей, покинула мужа и решила жить отдельно.

Маркиз не возражал: его вполне устраивала жизнь, когда он мог изредка навещать супругу, дабы не вызывать пересудов в высшем свете.

Остальное время он проводил с другими женщинами и к многочисленным любовным интригам жены относился равнодушно.

Говорили, что маркиза вовсе не была красавицей. Одни утверждали, что она была крепкого телосложения, коренаста, слегка грубовата, женским занятиям предпочитала мужские — любила ездить верхом, играла в карты и пила вино.

Читайте также:  Александра гозиас - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Завистливые дамы подмечали её «некрасивые ноги и грубые, с обветренной кожей, руки».

Другие же отмечали её стройность, очарование и пылкий, острый ум, который заставлял восхищаться маркизой, несмотря на все недостатки внешности.

Эмилия обожала роскошь, светские вечера и балы, где зачастую, являясь самой импозантной фигурой среди гостей, развлекала их не только своими высказываниями, но и прекрасным пением. Маркиза владела потрясающим голосом. Именно его сначала услышал Вольтер, а затем и увидел его обладательницу. Их встреча была необычна.

Известно, что за свободомыслие и смелые высказывания в адрес высокопоставленных чинов, которые сочли некоторые признания мыслителя крайне оскорбительными и унизившими их достоинство, в 1733 году Вольтера ждала Бастилия.

Пытаясь скрыться от заключения, он был вынужден бежать из столицы и поселиться в Руане, где вёл жизнь отшельника. Однажды, проведя несколько дней в доме, Вольтер всё же решил прогуляться.

На улице стояла глубокая ночь, и писатель мог смело отойти от убежища на некоторое расстояние.

Возвращаясь с прогулки, он увидел около своего дома несколько людей, вооружённых палками. Понимая, что не сможет справиться с разбойниками, Вольтер испугался. И вдруг в этот самый момент откуда-то из темноты, верхом на коне выехала женщина и остановилась прямо у дома философа.

Дорогой наряд и драгоценности говорили о богатстве и знатности дамы. Собравшиеся у дома Вольтера мужчины бросили палки и разбежались. А он, ничего не понимая, только и смог, что низко поклониться своей спасительнице. Она подошла к нему и быстро рассказала, что знает о нём всё и приехала забрать его в свой замок.

Она представилась маркизой Эмилией дю Шатле.

Вольтеру ничего не оставалось, как согласиться на столь необычное предложение странной маркизы. Он поселился в замке Сирей, который потом назвал «земным раем», а спустя несколько месяцев написал: «Маркиза для меня значит теперь больше, чем отец, брат или сын. У меня только одно желание — жить затерянным в горах Сирея». Писателю в то время было тридцать девять лет, Эмилии — двадцать семь.

Именно в замке маркизы Вольтер создал большую часть своих шедевров. Он прожил долгие годы вместе с добрейшей и необыкновенной женщиной. Они любили друг друга.

Хотя многие и отмечали, что великий человек никого не мог любить сильно и самозабвенно, тем не менее чувство к Эмилии не погасло и после её смерти.

«Она немножко пастушка, — однажды признался Вольтер, — но пастушка в бриллиантах и в огромном кринолине».

Маркиза дю Шатле искренне радовалась взлётам своего гениального любовника, переживала его неудачи, тревожилась за судьбу Вольтера и всячески помогала ему в творчестве. В том, что сохранилось большинство произведений писателя, в то время запрещённых к изданию, мы обязаны именно Эмилии.

Прошло долгих пятнадцать лет с той необычной встречи на тёмной улице в Руане. И однажды случилось так, что темпераментная и свободолюбивая маркиза изменила уже состарившемуся любовнику.

Живя какое-то время вместе с Вольтером при дворе польского короля Станислава Лещинского, сорокадвухлетняя Эмилия увлеклась статным, красивым, но не выдающимся особым умом офицером. Сен-Ламберу было всего тридцать лет.

Маркиза дю Шатле влюбилась так сильно, что, не обращая внимания на бывшего любовника, вовсю предавалась страсти в их с Вольтером доме.

Вольтер узнал об измене случайно. Как-то, войдя в покои маркизы, он застал там полуобнажённого Сен-Ламбера. Отрицать измену маркиза не стала, честно признавшись во всём писателю. Разгневанный и возмущённый, он выбежал из комнаты и, направившись к себе, стал собирать вещи и готовить карету.

Маркиза, прибежавшая за ним, после долгих объяснений уговорила обожаемого друга не покидать Сирей. «Вы всегда заботились обо мне, — говорила Эмилия. — Признайте, что теперь вы не в силах продолжать установленный нами режим без ущерба для вашего здоровья.

Так стоит ли гневаться на то, что один молодой офицер решил помочь вам?»

Обиженный любовник смягчился и… признал свою вину. А на следующее утро, прогуливаясь по саду Сирея, он давал наставления Сен-Ламберу, как необходимо любить маркизу и как дольше удержать её любовь. Стоило ему простить, и привычная жизнь опять вернулась в Сирей.

Вольтер простил. Возможно потому, что был уже немолод и не мог дать того, что получала Эмилия от бравого офицера. «Я заменил Ришельё, Сен-Ламбер выкинул меня, — признавался Вольтер. — Это естественный ход событий… так всё и идёт в этом мире».

Многие говорили о том, что писатель был столь снисходителен к измене любимой оттого, что и сам не отличался особой верностью и якобы несколько лет его связывали тайные узы с его племянницей мадам Дени.

Но до сих пор неизвестно, носили ли эти отношения любовный характер, или же оставались платонической привязанностью знаменитого дяди к юной родственнице.

Тем не менее Вольтер выполнял любое желание молодой особы, обожал её и осыпал дорогими подарками, а та воровала его рукописи и, продавая их, получала немалые суммы. Мадам Дени вряд ли заботили последствия её поступков.

Тем временем маркиза дю Шатле призналась писателю ещё и в том, что ждёт ребёнка. Вольтер, желая облегчить страдания любимой, придумал план, целью которого было пригласить мужа Эмилии и обыграть всё так, чтобы маркиз искренне поверил, что ребёнок — его дитя. План был осуществлён, и спустя месяц супруг маркизы уже сгорал от счастья, ожидая предстоящего отцовства…

А Эмилия, произведя на свет ребёнка, внезапно скончалась. Это произошло 10 сентября 1749 года.

Вольтер не видел смысла жить дальше. Он переживал, сходил с ума, упрекал себя в смерти любимой женщины. В отчаянии он писал прусскому королю: «Я только что присутствовал при смерти подруги, которую любил в течение многих счастливых лет.

Эта страшная смерть отравила мою жизнь навсегда… Мы ещё в Сирее. Я не могу покинуть дом, освящённый её присутствием: я таю в слезах… Не знаю, что из меня будет, я потерял половину себя, я потерял душу, которая для меня была создана».

Через год писатель направился в Пруссию ко двору Фридриха Великого. Но обосноваться там надолго ему не удалось. Фридрих, человек грубый и жёсткий, не воспринимал большинство предложений Вольтера. А тот, не желая мириться со своим положением, спустя три года покинул Потсдам, перебравшись в Женеву.

В Париж он вернулся лишь через двадцать лет. В том же году, 30 мая 1778 года, сердце прославленного гения остановилось навсегда. Франсуа Мари Аруэ, великий Вольтер, признанный гений, пережил свою возлюбленную на двадцать девять лет. Это были годы воспоминаний о счастливой жизни рядом с самым искренним другом, отдавшей всю себя и в один миг унёсшей половину его души вместе со смертью.

Эмилия призналась однажды: «Одиночество — это счастье, когда имеешь хорошую книгу и великого друга». Она и была счастлива, эта потрясающая женщина, «божественная Эмилия», известнейшая личность своей эпохи, муза Вольтера, его вдохновительница, когда-то спасшая ему жизнь и вознёсшая его на вершину славы.

Источник: http://www.LoveOrigami.info/story.php?aut=72

БИБЛИОТЕКА

Вольтер, французский философ, писатель, поэт, драматург и историк, был известен своей откровенной и дерзкой точкой зрения посредством своего искусства. Его труды вызвали много споров во Франции. Настоящее имя Вольтера, Франсуа-Мари Аруэ.

Он был человеком, который не боялся власти и открыто высмеивал правящий класс, это часто приводило его в тюрьму.

Несправедливость, с которой он столкнулся, оставила такой глубокий след в его жизни, что он посвятил последние годы борьбе за права угнетенных.

Семья и ранняя жизнь Вольтера.

Родился 21 ноября 1694 в Париже, Франция. Он был младшим из трех выживших детей. В возрасте семи лет, он потерял свою мать, что способствовало развитию тесных отношений с его крестным отцом, Шатоне, который в дальнейшем оказал очень большое влияние на его жизнь.

Шатоне не только учил своего крестника деизму и литературе, но и поощрял отказываться от суеверий, которые были распространены в то время. Поскольку его семья принадлежала к верхушке среднего класса, он получил хорошее образование.

В 1704 году он был отправлен в Луи-ле-Гран, иезуитский колледж в Париже, где он учился в течение семи лет. Вольтер никогда не был заинтересован в играх и спорте; вместо этого он предпочитал проводить свое время, разговаривая со своими учителями.

Именно в этот момент, его поэтические и литературные таланты расцвели, и к тому времени он закончил колледж в возрасте 17 лет.

Расцвет его литературного таланта.

Стремления Вольтера были против воли его отца, который хотел видеть сына в области юриспруденции. По словам отца, литература была для тех, кто не добавлял никаких ценностей для общества, и в конечном итоге оказывались неудачником в жизни. Он заставил сына взяться за работу в качестве помощника адвоката.

Тем не менее, Вольтер не позволил его страсти умереть, и посвятил все свое время и энергию, чтобы писать сатирические стихи. Вольтер продолжал следовать своему сердцу и написал несколько стихотворений, эссе и исторических документов. Следствием этого было то, что он плохо проявлял себя в юридическом деле.

Но если Вольтер был непреклонен, его отец был еще более тверд и отправил его на работу в качестве секретаря французского посла в Голландии (Нидерланды). Затем еще последовала работа в одной юридической фирме, но она не продлилась долго. В 1715 году, Вольтер поступил в Парижское литературное общество. К этому времени он стал известен своими смелыми и агрессивными трудами.

В 1716 году он был изгнан из Парижа на год, из-за сатирических стихов о принце Регенте. Его жизнь после изгнания также сложилась не гладко. Его сатирические стихи были весьма популярны, и Вольтер был обвинен в написании двух анонимных стихотворений, которые не были его произведениями.

Он был заключен в тюрьму в течение одиннадцати месяцев за преступление, которого не совершал; несправедливость, он терпеть не мог. В течение этих одиннадцати месяцев в тюрьме, он написал трагедию «Эдип», которая впоследствии стала его первым театральным достижением.

Он также написал эпическую поэму о Генрихе IV, «Генриада», а также изменил свое имя Франсуа Мари Аруэ на Вольтер, с надеждой, что его новое имя принесет ему некоторый успех в жизни. В 1718 году он был освобожден из тюрьмы. Вольтер был человек, который открыто, критиковал церковь, государство, богатых и знаменитых.

Он высмеивал их в своих трудах и стихах и делал неприятности для себя. В 1725 году он наткнулся на Шевалье де Роан, молодого дворянина, который оскорбил его. Вольтер ответил на оскорбление, результатом которого было то, что он был избит людьми последнего, так что он бросил вызов Шевалье де Роган на дуэль. Тем не менее, последний обвинил его и бросил его в тюрьму во второй раз.

Источник: http://koglib.ru/index.php/biografii/769-biografiya-voltera-semya-rastsvet-ego-literaturnogo-talanta

Краткая биография Вольтера самое главное

В 1649 году в ноябре 21 числа в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ младший, более известный как философ и писатель Вольтер.

Отец , работающий в сане городского чиновника, отдал юного сына на обучение профессии юриста в иезуитский коллеж. Франсуа имел совершенно другие взгляды на свою будущую профессию и обратился к литературе.

Начинал свой творческий путь Вольтер при дворцах аристократических семей, как поэт-нахлебник. Первое его попадание в Бастилию приходится как раз на период нахлебничества. Поэт был осужден за сатиру в адрес семьи регента .

Нередко Вольтер бывал избит молодыми дворянами, за свои творческие порывы и вольнодумие. Несостоявшаяся дуэль с одним из обидчиков, чуть не подтвердила пророчество астрологов, сделанное при рождении Вольтера. Они предсказали, что жизнь юноши оборвется на 33 году жизни. В итоге писатель прожил на 30 лет дольше.

В 1726 году философ уезжает в Англию, где и живет 3 года, изучая культуру и политику страны. По возвращении во Францию Вольтер пытается издать книгу о своей жизни в Англии. Издателя книги схватили и посадили в Бастилию. Вольтеру пришлось скрываться в Лотарингии, где его приютила маркиза дю Шатле. Вольтер прожил с ней 15 лет.

За свою поэму «Светский человек» Вольтер снова получает обвинение в глумлении над религией и вынужден снова бежать, теперь в Голландию.

Вольтер в 1746 году получил назначение на должность придворного поэта и историка. Однако снова попав в немилость к дворянам, в этот раз оскорблена была маркиза де Помпадур, ушел со двора.

Вольтер не мог чувствовать себя во Франции безопасно, так как его постоянно подозревали в неблагонадежности и он находился в немилости у дворянских родов. Философ попытался получить пристанище у своего давнего приятеля по переписке Фридриха 2, прусского короля. Вольтер поселился в Потсдаме, но после очередной ссоры, теперь уже с прусским дворянством,в 1751 году уехал в Швейцарию.

Читайте также:  Jane levy - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Под Женевой Вольтер покупает имение и называет его «Délices», что значит «Отрадное». Позже ему удается приобрести еще два имения. Одно в Турнэ, а второе в Ферне.

Став богатым человеком, Вольтер приобрел, что называется «капиталистическую» независимость.

Теперь ему не грозили побои и гонения за свободное высказывание собственного мнения, так как половина аристократии находилась у него в долгу.

К Вольтеру в Ферне стала стекаться интеллигенция со всего мира. Дружбой с просвещенным писателем стало принято гордиться. В 1778 году, после смерти Людовика 15, Вольтер смог, в возрасте 83 лет, смог вернутся под звуки фанфар и бушевания восторженной толпы в Париж. Где продолжил свою литературную деятельность в особняке на улице Ришелье.

Также, Вольтер вступил в должность директора парижской Академии и занялся работой с академическим словарем. В это время болезнь творца медленно прогрессировала. Рак забрал жизнь Вольтера 30 мая 1778 года.

7 класс

Интересные факты и даты из жизни

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/volter

Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия

Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял  мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан.

Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания.

И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования  достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.

Мари Франсуа Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда.

Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа.

Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.

Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.

Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию, наводящую ужас на всех крепость – незыблемый символ королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции, но один год тюремного заключения не  заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.

Первые опыты в драматургии

В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип», по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой. В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».

Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду» принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности.

Пьеса изображала время религиозных войн во Франции (16 век) и была посвящена королю Генриху VI, идеей пьесы был конфликт между взглядами на общество короля – деспота, не терпящего никаких возражений, и короля, толерантно относящегося к общественному мнению.

Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение.

Отъезд в Англию

Молодой человек дерзко ответил дворянину, но тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на  моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.

Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесенное оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию.

Пребывание в Англии в течение двух лет в условиях веротерпимости и борьбе за политические свободы, сильно изменило молодого человека и помогло  закончить формирование его убеждений.

Новые взгляды нашли свое отражение в сборнике статей «Философские письма», которые были изданы в 1733 году на английском языке, а в 1734 году – на французском.

В этом произведении, вновь на приеме контраста, сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.

По возвращению Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору  Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием. Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.

Пребывание в Шампани

В этом же году, чтобы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа в Шампань, в замок Сирей, принадлежавший его любовнице маркизе де  Шатле.

Для своего времени женщина чрезвычайно образованная, она разделяла рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьезно изучала Библию.

Десять лет, что Вольтер и его возлюбленная провели в уединенном замке, были чрезвычайно плодотворными.

Именно здесь были написаны драмы «Альзира», «Магомет», большой «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона». Отчеты о проведённых лабораторных опытах, подтверждающие его выводы, постоянно отправлялись в Королевскую Академию наук. В это же время был почти закончен большой исторический труд «Жизнь и век Людовика ХIV».

Научный подход к изучению мира постепенно меняли взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.

Именно в этот период была написана наделавшая много шума драма «Орлеанская девственница», посвященная одному из самых тяжелых периодов французской истории и ее национальной героине Жанне Д, Арк. Поэма была закончена еще в 1735 году, но официально опубликована она была лишь в 1762 году.

В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и  религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в ее божественное предназначение.

Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию.

Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, ее веру в успех дела, ее умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе.

В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, он с гневом клеймит ее палачей и предателей народной героини.

Вольтер – царедворец

Карьера Вольтера – придворного была довольно короткой и весьма неудачной. В 1745 году он был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук.

И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но все его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны.

Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — все это подвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II.

Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру.

Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции  в Пруссию, где он надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля – философа.

Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии.

Создание «Энциклопедии»

В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.

https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo

Уже в 1755 году в пятом томе издания вышли статьи «Дух и душа», «Красноречие», «Изящество», принадлежащие перу Вольтера.

В своей статье «История» философ усомнился во многих исторических событиях и их правильном освещении, особенно в той ее части, где описывались различные чудеса и видения.

В очерке «Идолы и идолопоклонство» он упрекал христиан в поклонении идолам не менее чем язычники, только христиане при этом прикрываются высшими идеями и красивыми словами, но жертвы приносят не прямо, как это было у язычников, но тайно под покровом темноты и невежества.

В 1757 году вышла статья «Женева», наделавшая много шума и позднее признанная неудачной. В этой статье Вольтер ополчился против теоретиков реформаторской церкви и, в частности, Жана Кальвина.

С одной стороны он воспевал свободолюбивых швейцарцев и их политический строй, и это звучало как критика французской политики. Но с другой стороны Вольтер показывал Кальвина и его последователей как людей, опьяненных одной идеей и ради этого способных инициировать еще одну «Варфоломеевскую ночь».

Эта статье негативно отразилась не только на отношении к самому Вольтеру, но и поставила под сомнение авторитет его друзей – философов.

Творчество в Фернее

Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрел два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией.

Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». К этому времени материальное положение Вольера значительно улучшилось, и он смог позволить себе почти роскошный образ жизни.

Он получал несколько пансионов от власть имущих  из разных стран мира.

   Плюс  полученное наследство от родителей, переиздание его литературных произведений, и умение правильно вести финансовые операции – все это к 1776 году превратило некогда бедного  философа в одного из богатейших людей Франции.

Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов изо всех стран мира. Здесь Вольтер провел почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа – отшельника.

Именно отсюда он вел обширную переписку, причем со многими августейшими особами: прусским королем Фридрихом II, российской императрицей Екатериной Великой, польским монархом Станиславом Августом, королем Швеции Густавом III и королем Дании Христианом VII.

Даже в возрасте 65 лет, Вольтер писал и отправлял сотни писем. По заказу российского правительства он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», опубликованную в 1763 году. Его произведение показывало Петра Алексеевича, как великого реформатора, сумевшего порвать с варварством и невежеством.

Именно в фернейский период были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества.

В это же время Вольтер ополчился на роль католической церкви в политических гонения и защищал ее жертвы, таких видных деятелей как Серлен, Калас, граф де Лалли, шевалье ле Ла Бар. Воззвание философа из письма к Аламберу (1760 г): «Раздавите гадину!»- было направлено против католицизма и абсолютной власти иезуитов.

Впрочем, не менее известна и другая крытая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало придумать». Он, как истинный сын своего времени, считал, что только религия может сдерживать народ, и только помощь церкви поможет правительству держать третье сословие в узде.

Смерть в Париже

На склоне лет, в 1778 году философ решил в последний раз посетить город своего детства и юности. В феврале он прибыл в Париж, где был встречен с огромным воодушевлением.

Посещение столицы Франции было очень насыщенным: Вольтер посетил несколько раз заседания французской Академии наук, увидел премьерный спектакль своей пьемы «Ирен», вступил в массонскую ложу «Девять сестер», а спустя три месяца умер.

Понимая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции  Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении.

Близкие философа вывезли его тело в Шампань, где он и был похоронен. Такое небрежение к всемирно известному человеку, прославившему свою Родину, вызвало негодование у широких кругов населения. В 1791 году тело философа торжественно ввезли в Париж, где оно было вновь  захоронено в Пантеоне, служившим усыпальницей для всех известных людей Франции.

Основные идеи Вольтера (кратко)

Основные идеи философов эпохи Просвещения заключались в нравственном перевоспитании общества, которое должно подняться на революцию и завоевать свою свободу с оружием в руках.

Читайте также:  Анна снаткина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического (опытного) направления в науке.

Философ отстаивал естественные права и свободы каждого человека: жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.

Интересно, что отстаивая равенство, Вольтер, тем не менее делил общество на две большие группы: богатых и образованных людей и необразованных и небогатых, которые должны трудиться на высший класс. При этом бедным и трудящимся не обязательно давать образование, поскольку их ненужное образование и неверные рассуждения могут погубить весь государственный строй.

Философия Вольтера (кратко)

Любая философская школа должна, прежде всего, отвечать на вопрос, интересующий все просвещенное человечество с древнейших времен. Это вопросы: «Кто я? Для чего пришел в этот мир? В чем заключается смысл человеческого существования?»

В своих философских трудах Вольтер причиной всех зол в обществе считал католическую церковь и ее абсолютную власть над миром. Если судить по церковным канонам, то человек живет и умирает  по воле Бога, и не может противиться божественному провидению.

Именно церковь уничтожает свободу совести и свободу слова. Но Вольтер, как истинный сын своего времени, не мог отрицать существование Бога и необходимость религии. При этом он считал, что доказательства существования Бога должны быть добыты эмпирическим путем, а не слепой верой.

При всех свободолюбивых взглядах Вольтер не был сторонником демократии, он ратовал за «просвещенную монархию». Он боялся народовластия и считал, что народ нужно держать в узде. При этом философ резко критиковал устои феодального общества, его законы и сословные предрассудки. Все произведения его пронизаны гуманизмом и толерантностью.

Источник: https://MirFrance.ru/volter/

Вольтер Франсуа | Биографии

Франсуа Вольтер ( 1694 — 1778 )

Франсуа Вольтер (имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник.

 Франсуа Мари Аруэ, начавший с 1718 года именовать себя Вольтером и под этим именем вошедший в историю французской и мировой культуры, родился 21 ноября 1694 года в Париже в семье чиновника. Дальние предки Вольтера по отцовской линии жили на юго-западе Франции в провинции Пуату, где занимались различными ремеслами и торговлей.

Дед Вольтера поднялся ступенькой выше по лестнице социальной иерархии, став состоятельным 
торговцем сукнами в Париже Это позволило отцу Вольтера продвинуться еще дальше.

Сделав удачную карьеру на государственной службе, сначала в качестве преуспевающего нотариуса, а затем чиновника казначейства, он на свои доходы приобрел личное дворянство и в дополнение к этому женился на дочери мелкопоместного дворянина Франсуа Мари был пятым, последним ребенком в этой семье.

Образование Вольтер получил в иезуитском колледже. После этого, не смотря на желание отца, не стал юристом, а занялся литературной деятельностью.

За сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика, снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726 — 1729гг.), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734г.), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

В 1746г. Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751г.

) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736г.

) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753г.). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное», приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и — на границе с Францией — Ферней (1758г.), где жил почти до самой смерти.

Последние дни Вольтера были наполнены физической болью – он умирал от рака. Скончался Франсуа Вольтер 30 мая 1778 года.

Источник: http://www.mislynet.ru/biografii/volter-fransua

Франсуа Вольтер биография краткое содержание

Так кто же такой Вольтер, биография французского писателя началась в 1694 году, 21 ноября. Кстати, настоящее имя философа, историка и поэта — Франсуа Мари Аруэ.

Кроме того биография Вольтера о Брайана насыщена жизнью, что отражается в его популярных произведениях:

  • «Эдип» — 1718;
  • «Фанатизм, или Пророк Магомет» — 1742;
  • «Орлеанская дева» — 1735;
  • философские повести «Микромегас» — 1752;
  • «Кандид, или Оптимизм» — 1759;
  • «Простак» — 1767).

Франсуа Мари родился в семье нотариуса. Творческая биография писателя началась уже с пяти лет. С десяти лет, в период учебы в иезуитском коллеже, он усердно занимался поэтическими упражнениями, осуществлял переводы античных авторов.

С 1714 Вольтер выступает с сатирическими произведениями, вызвавшими недовольство властей. Высмеяв порядки во Французской академии, он едва спасся от наказания благодаря заступничеству маркиза де Комартен. Но 1817 писатель попадает в Бастилию.

Находясь в тюрьме, он работает над эпической поэмой «Эдип». Это первое произведение, изданный под псевдонимом Вольтер. Поэма имела большой успех, талант автора признали.
В своих произведениях Франсуа Вольтер отказывается от чувствительных слов, еще он был надменен с высокомерными аристократами.

После стычки с Роганом в биографии Вольтера новый поворот, ему пришлось отправиться в ссылку. Во время пребывания в 1726-1729 гг. в Англии, родине европейского просвещения, Вольтер много работает:

  • английский язык;
  • философия;
  • литература.

Также писатель интересуется достижениями науки.

Благодаря Вольтеру Франция ознакомилась с достижениями мировой культуры, прогрессивными философскими идеями. В 1829 году он возвращается на родину, много работает и пишет:

  • трагедии;
  • комедии;
  • труды по философии и истории;
  • трактат по математике.

Вольтер отстаивал национальную самобытность французского театра. В 1745 году очердной виток в биографии Франсуа Мари Аруэ, его назначают на должность придворного историка. В следующем году Вольтер становится членом Французской академии наук.

По его политическим взглядам, он убежден, что для социальных преобразований не нужны бунты. Жизнь общества может изменить мудрый монарх, образцом которого для него был прусский король-философ Фридрих II. Но увиденное в Пруссии разочаровало его.

Отчаявшись в идеях мудрого короля, он покидает Пруссию и поселяется в своем имении в Ферне, где проводит последние двадцать лет своей жизни. Современники называли его «фернейским мудрецом».

Писатель еще при жизни стал символом эпохи. О себе он говорил: «У меня нет скипетра, однако есть перо». Вольтер стал просветителем Европы, ее духовным наставником. Его художественное творчество оказало большое влияние на европейскую и мировую культуру.

Собственную биографию он определил благодаря философии Фрэнсиса Бэкона «Объект познания — природа. Цель — власть над природой. Метод — наблюдение и опыт». Эта программа была положена в основу творчества и биографии Вольтера. Поэтому философские повести писателя считаются особо ценными, с точки зрения литературы.

Сам Вольтер не придавал философским трактатам серьезного значения, называл «безделушками». Несмотря на такое признание, писатель много работал над ними, о чем свидетельствуют рукописи. Произведения насыщены фантазийными элементами, простые по композиции, языку, стилю.

В основе каждой повести — определенная философская проблема, мысль, с которой автор или соглашается, или опровергает ее. Писатель заставляет читателя сопереживать, побуждает к размышлениям. Это была краткая биография Вольтера, писателя, поэта и гения своей эпохи. Умер Франсуа в 1778 году, 30 мая.

Схожие публикации.

Уолт Уитмен биография.

Биография Элиши Катберт.

Источник: http://biografiya-kratkaya.blogspot.com/2016/09/Francois-Voltaire-biografiya-kratkoye-soderzhaniye.html

Вольтер — краткая биография

Вольтер, при рождении получивший имя Мари Франсуа Аруэ, – великий французский писатель, поэт, драматург, философ-просветитель XVIII века, историк, публицист — появился на свет в Париже 21 ноября 1694 г. В 1704 отец-нотариус отдал его на обучение в иезуитский колледж Людовика Великого, где он учился до 1711 г.

Мальчик прекрасно учился, но увлечение вольнодумной литературой и озвученные сомнения в христианских постулатах, продемонстрированные уже в столь юном возрасте, чуть было не привели к его исключению.

По окончании колледжа Мари Франсуа стараниями отца оказался в адвокатской конторе, но труды на литературном поприще казались ему более привлекательными.

Мечтая о признании, молодой Мари Франсуа принял участие в организованном Академией конкурсе, написав «Оду на обет Людовика XIII», но посчитал себя уязвленным, когда победа досталась протеже влиятельного академика.

Его сатирическую поэм «Трясина», высмеивающую Академию, переписывали, она оказалась очень популярной, и Мари Франсуа пришлось скрываться от неприятностей у знакомых.

С тех пор его литературная деятельность неоднократно становилась причиной преследований со стороны власть имущих, провоцировала события, игравшие в биографии немаловажную роль. Так, за сатирические стихи в адрес герцога Орлеанского в 1717 г. он угодил в Бастилию почти на год.

Влиятельные знакомые помогли вернуться на волю, а уже в 1718 г. на сцене «Комедии Франсез» была впервые поставлена трагедия «Эдип», удостоившаяся статуса первой классической французской трагедии XVIII века. Она прославила 24-летнего автора и его творческий псевдоним: с 1718 г. он стал известен как Вольтер.

Из-за конфликта в конце 1725 г. с известным дворянином, которого Вольтер имел неосторожность высмеять, он снова оказался в Бастилии, освободили его из заключения с условием, что он уедет за границу. Таким образом весной 1726 г.

Вольтер оказался в Англии, где его принимали как видного деятеля литературы, а он, в свою очередь, уделял большое внимание изучению социального устройства страны, ее историческому, философскому, культурному наследию. По итогам пребывания в Англии, откуда он возвратился спустя три года, в 1733 г.

им были опубликованы «Философские письма», проводившие очень смелые и не лестные для Франции параллели. Книгу приговорили к сожжению, а опальному автору удалось спастись от ареста бегством, после чего еще очень долго он не рисковал объявляться в столице.

Почти два десятка лет Вольтер жил рядом с границей Лотарингии в замке Сир, принадлежавшем маркизе дю Шатле, очень образованной женщине, которая увлекалась науками и приобщила к ним возлюбленного. Этот период биографии был решающим для становления Вольтера как выдающегося литератора и мыслителя.

В 1736 г. между ним и наследным принцем Пруссии завязалась многолетняя переписка, которая способствовала повышению престижа и будущего правителя, и самого Вольтера. Кроме того, в 1740 г.

принц стал королем Фридрихом II, и французские власти воспользовались доверительными отношениями, попросив писателя прояснить некоторые моменты внешней политики нового монарха в отношении их страны. Вольтер успешно выполнил возложенную на него миссию, что способствовало повышению его авторитета, который постепенно возрастал не только на родине, но и на всем континенте.

В 1745 г. его назначают на должность королевского историографа и придворного поэта, он становится членом Французской академии. Однако его хорошие отношения с двором длились недолго.

Летом 1750 г. Вольтер прибыл в Потсдам, приняв приглашение Фридриха II. Обнадежившись поначалу более свободными порядками, мыслитель затем почувствовал охлаждение к вменявшейся ему в обязанность правке сочинений монарха на французском языке.

Содействовали ухудшению отношений его сомнительные денежные операции и конфликт с президентом Академии. В итоге в 1753 г. он покинул Германию, чтобы в общей сложности на четверть века переехать в Швейцарию, где он обзавелся несколькими имениями.

Вольтер на склоне лет был очень богатым человеком, владел землями, часовыми и ткацкими мастерскими, солидным капиталом, давал аристократам деньги в долг, поэтому к финансовой независимости добавилась возможность свободно, без опасения репрессий выступать провозвестником общественного мнения, критиковавшего существующий строй. И все же основным занятием всегда оставалось творчество, выступавшее с обличением войн и преследования инакомыслящих, отстаивающее политические и религиозные свободы.

Не оставлял творческой деятельности 84-летний Вольтер и когда в феврале 1778 г., поддавшись уговорам, возвратился в Париж. Земляки-горожане устроили ему восторженную встречу. Спектакль по его последней пьесе — «Ирен» — стал настоящим триумфом. В роли директора Академии Вольтер начал перерабатывать академический словарь, но уже в мае того же года скончался.

Его творческое – литературное, историческое, философское — наследие составило 50 томов (издание Молана).

Влияние, которое фернейский мудрец, как называли Вольтера, оказывал на умы современников, в том числе весьма высокопоставленных, например, Екатерину II или Густава III, сложно переоценить.

XVIII век и в наше время иногда называют его именем, несмотря на то, что столетие подарило миру немало видных деятелей Просвещения.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_volter.html

Ссылка на основную публикацию