Ярополк святославич — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ярополк Святославич

Ярополк Святославич – биография (жизнеописание)

Ярополк Святославич – правитель Древнерусского государства. Принял власть в Киевской Руси после смерти от рук печенегов во время балканской кампании своего отца, князя Святослава в 972 г. В ходе междоусобной войны сыновей Святослава в 975–978 гг.

Ярополк способствовал гибели своего брата Олега Древлянского, а затем сам был убит по приказу младшего брата Владимира. В период его правления упрочились международные связи Руси, он был активным проводником христианства. Ярополка часто называют предтечей святого Владимира, крестившего Русь в 988 г.

Хотя, согласно летописям, Ярополк княжил на Руси всего 8 лет, многие стороны его жизни и деятельности во главе государства вызывают немалые споры исследователей.

Между ними любовь, а на Руси тишина

Дата рождения Ярополка не указана в источниках, однако ясно, что взошел он на престол, а потом и погиб, в молодом возрасте. Первое упоминание Ярополка в Повести временных лет приурочено к 968 г., когда печенеги осадили Киев. Летописец сообщил, что княгиня Ольга укрылась со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром, ожидая возвращения с Дуная Святослава.

Уже после смерти Ольги Святослав в 970 г. вновь собрался на Дунай и «посадил» своих сыновей в главных центрах Руси – Олега у древлян, Владимира в Новгороде, а в стольном Киеве старшего сына – Ярополка.

После смерти Святослава в 972 г. власть над Киевом уже не только де-факто, но и официально перешла к Ярополку.

Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси – «тишина».

Лютова охота и «случайная» смерть Олега Древлянского

В 975 г. некий Лют, сын всесильного Свенельда, бывшего воеводой еще при Игоре Старом и Святославе, в пылу охоты оказался в Древлянской земле. На свою беду он попался на глаза древлянскому князю Олегу.

Тот не потерпел, чтобы кто-то охотился в его угодьях, и приказал убить Люта.

После этого Свенельд, стремясь отомстить за убитого сына, стал натравливать Ярополка на Олега и уговаривал захватить «волость его».

Видимо, уговоры подействовали, поскольку в 977 г., согласно летописям, Ярополк совершил поход в землю древлян и в битве с войском Олега одержал победу. Во время бегства воинства Олега в Овруч – столицу древлян, из-за возникшей давки его случайно столкнули в городской ров, и он погиб под тяжестью падающих сверху людей и лошадей.

Летописец красочно описывает горе Ярополка, оплакивавшего смерть брата, но сообщает, что Ярополк, погоревав, утвердил свою власть в Древлянской земле. Узнав о смерти Олега Древлянского, Владимир испугался, покинул Новгород и «бежал за море». А Ярополк назначил своих ставленников посадниками в Новгороде и уже один владел всей Русской землей.

Интриги Блуда и гибель Ярополка

Согласно летописному рассказу в 980 г. Владимир вернулся с варяжской дружиной в Новгород, прогнал людей Ярополка, а ему самому послал предупреждение, что пойдет на него походом. Повесть временных лет рассказывает, что Ярополк «затворился» в Киеве, ожидая нападения Владимира.

Но новгородский князь вступил в сговор с воеводой Блудом, имевшим на Ярополка огромное влияние. Понимая, что Ярополк в Киеве пользуется любовью горожан и здесь его будет сложно устранить, Блуд выманил киевского князя из города, сообщив ему о якобы готовящейся киевлянами измене.

Ярополк с войском «затворился» в небольшом городе Родне неподалеку от Киева, а Владимир овладел Киевом и в свою очередь осадил Ярополка уже в Родне. И вновь начались козни коварного Блуда. Он уговорил Ярополка пойти лично к Владимиру и попросить мира. Как только киевский князь вошел в резиденцию Владимира, двое варягов закололи его.

Любопытно, что в целом ряде летописей – Никоновской, Иоакимовской и др., подчеркивались смелость и полководческий талант Ярополка. Узнав о возвращении на Русь Владимира, киевский князь вознамерился собрать большое войско и самому выступить навстречу Владимиру. И только увещевания предателя Блуда помешали Ярополку проявить инициативу.

Изменник его уверял, что не пойдет Владимир против старшего брата, как синица не может напасть на орла. «Не утруждай воинства своего», – советовал Блуд.

О том, что исход схватки между братьями решили не боевые действия, а предательство, свидетельствует Иоакимовская летопись.

Согласно ее сведениям, войска Владимира победили полки Ярополковы в битве на реке Дручи, недалеко от Смоленска, но победили не силою и храбростью, а предательством воевод Ярополка.

Убив Ярополка, князь Владимир стал жить «в прелюбодействе» с женой своего покойного брата – некоей гречанкой. По летописи известно, что перед браком с Ярополком она была монахиней. Ее привел Святослав и выдал за Ярополка из-за «красоты лица ее».

Летописец свидетельствует, что в момент гибели Ярополка, прекрасная гречанка была уже от него беременна. Родившегося ребенка назвали Святополком. Впоследствии Святополк печально и совершенно несправедливо войдет в русскую историю как Окаянный – убийца своих братьев Бориса и Глеба.

Владимир хоть и относился к нему как к своему сыну, тем не менее, не любил его. Как пишет летописец, по причине, что он был «от двух отцов – от Ярополка и от Владимира». Случай с прекрасной гречанкой был не первый случай «дележа» женщин между братьями.

Еще до похода на Киев Владимир послал сватов к полоцкому князю Рогволоду, он хотел жениться на его дочери Рогнеде. Последняя сказала отцу, что хочет выйти за Ярополка. Рогнеду уже собирались вести в Киев к Ярополку, когда Владимир совершил поход на Полоцк. Владимир убил Рогволода, братьев Рогнеды и взял силой в жены.

Летописи относят смерть Ярополка и вокняжение Владимира в Киеве к 980 г. Однако в сочинении XI в. – «Памяти и похвале» князю Владимиру эти события датируются 11 июня 978 г. А. А.

Шахматов возводил эту дату к реконструируемому им Древнейшему летописному своду и считал, что она была утрачена и потому не появилась в дошедших до нас русских летописях. В настоящее время большинство исследователей склоняются именно к дате 978 г., как времени гибели Ярополка.

Братняя война на Руси и международный фактор

Исследователи уже давно пришли к выводу, что описанный случай на охоте, был выдуман летописцем, чтобы объяснить случайную смерть Олега в ходе похода на него Ярополка. Как пишет А. В.

Назаренко, Ярополк был зачинателем братоубийства, хотя летописец старается смягчить его вину, делая упор на подстрекательства Свенельда. В любом случае, даже если имело место убийство Люта, оно послужило поводом для развязывания Ярополком борьбы за единовластие на Руси.

Раздел Руси в 970 г.

между Святославичами закрепился через два года после внезапно смерти Святослава. Многие известные исследователи, как дореволюционные, так и современные – В. О. Ключевский, А. Е. Пресняков, А. В.

Назаренко, считали, что никакой существенной политической зависимости младших сыновей Святослава – Олега Древлянского и Владимира Новгородского – от своего старшего брата Ярополка Киевского не было. Сидящий в стольном Киеве Ярополк решил стать единоличным правителем Руси.

В борьбу братьев вмешался и международный фактор. В Никоновской и др. летописях сообщается о дипломатической активности Руси во времена Ярополка, сообщается о том, что приходили к нему послы от византийского императора и римского папы. Согласно известиям саксонского анналиста XI в. Ламперта Херсфельдского, на имперском съезде в Кведлинбурге (Германия) на Пасху 973 г.

присутствовали и русские послы. Ярополк умело использовал противоречия между сильными державами. Во время смуты после смерти князя Игоря Старого в 945 г. Русь утратила так называемые Червенские города в верхнем течении Западного Буга, которые имели очень важное торгово-экономическое значение. Они перешли к Древнечешскому государству.

Ярополк вступил в союз с Германским императором Оттоном II против чешского короля Болеслава II. Но как заметил А. В. Назаренко, и братья киевского князя вступили в крупную международную политическую игру. Новгородский князь Владимир в это время женился на «чехине». Олег Древлянский поддержал Владимира, вступил в контакты с Чехией.

Поэтому Ярополк первым делом и атаковал Овруч, а Владимир еще до бегства за море захватил Полоцк, поддерживающий Киев. Вовсе не случайно Рогнеда, согласно летописям, «хотела» выйти замуж за Ярополка. Вообще матримониальные действия имели большее значение в политической деятельности того времени.

Ярополк собирался воспользоваться (или воспользовался) инструментом династического брака для достижения своих целей. Генеалогическое предание известного швабского рода Вельфов свидетельствует о том, девушка из это рода (близкая родственница германских императоров) была выдана замуж за «короля Руси», имя которого не сообщается.

Ранее историки видели в последнем Владимира, но сегодня убедительны доказательства, что это был Ярополк. Брак киевского князя скреплял античешский союз с германским императором.

От любящего христиан до католического государя Руси

Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых. Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради».

По западным же источникам – немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В некоторых источниках образ Ярополка гиперболизировался до «католического государя Руси». Присутствие в Киеве немецких миссионеров в период 975–978 гг. подтверждается многими исследователями.

В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, – пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св.

Петра – святого покровителя Ярополка.

Неканонический поступок Ярослава Мудрого

С возможным крещением Ярополка связано очень важное событие, о котором скупо извещает под 1044 г. Повесть временных лет. Автор сообщает о том, что при Ярославе Мудром выкопали из могил останки двух князей – Ярополка и Олега и окрестили их, затем перезахоронили в Десятинной церкви Богородицы.

Что же заставило Ярослава совершить неканонические действия. Ведь он прямо нарушил церковные каноны – одно из правил Карфагенского собора 397 г. о запрещении посмертного крещения. Большинство ученых усматривает за действиями великого киевского князя не столько религиозные цели, сколько политические. В. Я.

Петрухин полагает, что такой акцией Ярослав хотел подчеркнуть незыблемость родового характера княжеской власти на Руси. Единственное, что могло сохранить порядок и целостность Русской земли – это братняя любовь и подчинение старшему брату, киевскому князю. Такой завет по летописи и оставил своим сыновьям Ярослав.

Ярослав «объединил» в усыпальнице Десятинной церкви распадающийся княжеский род – инициаторов и жертв первой усобицы. Однако такое символическое объединение уже после смерти всех братьев Святославичей – Ярополка, Олега и Владимира (последний был там сразу погребен) в единой усыпальнице не спасло, как мы знаем, Русь от братоубийственных войн.

История Ярополка стала прелюдией к последующей истории усобиц на Руси.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/yaropolk-svyatoslavich

Ярополк Святославич

Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2 частей, Яро- (ярый в смысле «яркий, сверкающий») и -полк (полк на старослав. «народ, толпа»), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом.

После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем.

Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, правили остальными частями Киевской Руси.

Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года.

Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев».

По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка» (известно чуть более 10 экземпляров). Вместе с тем следует полагать что ещё во времена Рюрика была потребность в чеканке монет.

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

Читайте также:  Камилла белль - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Междоусобица и гибель

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега.

При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли.

После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

В 980 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром.

Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром.

Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына, Святополка Окаянного, — дитя «двух отцов». По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира, попав в плен.

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если и был Ярополк крещён при жизни, что могло быть лишь незадолго до гибели, то о том уже не помнили через семьдесят лет.

Предки

Источник: http://people-archive.ru/character/yaropolk-svyatoslavich

Князь Владимир Святославич: биография, интересные факты :

Владимир Святославич вошел в историю как инициатор крещения Руси. Это событие во многом предопределило судьбу страны и оказало основополагающее влияние на ее культуру. Биографии князя, его грехам, ошибкам, а также политическим, дипломатическим и полководческим достижениям посвящена эта статья.

Семья

Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

Мать Владимира — Малуша — была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей — Ярополка и Олега.

Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.

Распри между братьями

Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.

После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.

По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда — отца заколотого воина — решил отобрать у брата древлянские земли.

Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками.

Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.

Бегство и возвращение

Осознав грозящую ему опасность, Владимир Святославич отправился «за море», к варягам в Скандинавию. Так Ярополк стал единолично править Русью.

Тем временем Владимир готовился к возвращению в свою вотчину. В 978 году он вместе с войском, в котором большинство составляли варяжские воины, смог отбить Новгород и двинулся завоевывать земли древлян. Местное население, горевавшее об убитом Олеге, с восторгом встретило нового князя.

Сватовство

Направляясь в Киев, князь Владимир Святославич посватался к полоцкой княжне Рогнеде. Девушка заявила, что не хочет быть женой сына рабыни, и высмеяла его при всем народе. Тогда оскорбленный Владимир осадил Полоцк. Разрушив город, князь изнасиловал несостоявшуюся невесту на глазах у родителей, а затем приказал их умертвить. Саму же Рогнеду он сделал своей женой против ее воли.

Захват власти

Для окончательной победы над братом Владимир Святославич пошел на подкуп. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Блуда Ивещея, который уговорил князя Ярополка оставить Киев и укрепиться в крепости Родень. Вскоре туда прибыло войско Владимира и начало осаду.

Защитникам крепости пришлось нелегко. Ярополк был вынужден согласиться на переговоры. Однако брат приготовил ему ловушку и убил из засады. В Родене Владимиру приглянулась беременная жена брата — бывшая греческая монахиня.

Вскоре после этого женщина родила сына Святополка, которого князь воспитал как родного.

Восхождение на киевский престол

Дружинники Ярополка перешли под командование князя Владимира Святославича. Таким образом у него образовалось довольно большое войско. Владимир понимал, что ему пора расстаться с варяжскими наемниками, так как он не хотел разграбления Киева.

Перед тем как туда направиться, князь отправил остальных в Константинополь, на службу к византийскому императору, обещав «золотые горы».

Сделка была удачной для обеих сторон, так как в Царьграде нуждались в воинах для защиты от внешних и внутренних врагов.

Укрепление власти

Для того чтобы придать законность своему правлению, Владимир Святославович решил заручиться поддержкой жрецов. Язычество было ему по душе, так как оправдывало многоженство и не порицало за наличие огромного числа наложниц.

Для задабривания идолов князь построил в своей столице капище. Там регулярно проводились обряды и жертвоприношения. Главному идолу Перуну Владимир Святославич велел придать черты самого себя.

Народу импонировало поклонение князя традиционным богам, поэтому они хорошо относились к новому правителю. Кроме того, в первые 10 лет правления Владимира Святославича ознаменовались многочисленными победами над воинственными соседями, особенно на западе, что способствовало укреплению границ и позволяло населению не опасаться набегов.

В поисках новой объединяющей идеологии

Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия.

Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича. В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане.

Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.

Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича

Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского. Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.

В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении.

По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира.

Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.

Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.

В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой.

Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство.

Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.

Захват Корсуня и крещение

Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.

По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп.

Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать.

Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

Внутренняя и внешняя политика

При Владимире Святославиче были отчеканены первые русские монеты из золота и серебра. Для защиты государства он построил несколько городов-крепостей и назначил в них правителями своих сыновей.

Завоевательных походов в последнее десятилетие своей жизни он почти не совершал и периодически брался за оружие лишь для того, чтобы отражать бесконечные набеги печенегов.

Сыновья Владимира Святославича

Как уже было сказано, князь был известным сластолюбцем и имел большое число жен и наложниц. Приняв христианство, он от них отказался и стал жить только с Анной, признав ее своей единственной супругой перед Богом.

Однако семейную идиллию Владимиру омрачали распри детей. У князя было 12 сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами Владимира были Борис и Глеб, рожденные болгаркой Милоликой. К концу жизни князь решил завещать трон Борису, вызвав негодование Святополка и Ярослава, которые надеялись наследовать ему по праву первородства.

Неожиданная смерть Владимира в 1015 году привела к тому, что старшие наследники решили узурпировать престол. Святополк захватил власть в Киеве, однако понимая, что народ на стороне Бориса и Глеба, приказал их убить. Следующей его жертвой стал брат Святослав. Прекратить преступления Святополка смог Ярослав, который и занял престол.

Память

За величайшие заслуги Владимир Святославич (годы правления: 978-1015) в создании русского государства был причислен православной церковью к лику святых. Кроме того, он почитается и католиками, так как жил до Вселенского раскола.

Ежегодно 15 июля в России и во многих других странах отмечается день его памяти. В Москве, Киеве, Севастополе, в Белгороде и др. св. Владимиру воздвигнуты памятники, а на территории Херсонеса построен храм в его честь.

Теперь вам известна биография Владимира Святославича. Современному человеку трудно понять многие его поступки. Однако нельзя отрицать, что именно он заложил основы русской государственности и объединил нацию.

Источник: https://www.syl.ru/article/377895/knyaz-vladimir-svyatoslavich-biografiya-interesnyie-faktyi

Ярополк Святославич: биография и правление

Великий князь Ярополк, Василий Петрович Верещагин

  • Годы жизни: 955 г. – 11 июня 978 г.
  • Отец и мать: Святослав Игоревич и Предслава.
  • Супруга: греческая монахиня.
  • Дети: Святополк Владимирович Окаянный (предположительно).
Читайте также:  Роман абрамович - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ярополк Святославич (дата рождения неизвестна – скончался 11 июня 978 г.) – великий князь киевский.

Ярополк Святославич был старшим сыном Святослава Игоревича – новгородского князя и князя киевского. Имя матери Ярополка осталось неизвестным. У него было два брата: родной – Олег Святославич, а также сводный по отцовской линии – Владимир Святославич.

Первое упоминание о Ярополке представлено в «Повести временных лет» в 968 году. В этот период на Киев осуществляли набеги печенеги, княгиня Ольга, защищаясь от них, закрылась в городе вместе со своими внуками: Ярополком, Олегом и Владимиром.

Междоусобица и гибель

Святослав Игоревич разделил земли между своими сыновьями: Киев – Ярополку, Древлянское княжество – Олегу, Новгород – Владимиру. И после его смерти в 972 году сыновья стали править каждый своим городом.

Сохранилось мало записей о правлении Ярополка. Известно, что ему стала служить печенежская орда хана Илдеи. Он заключил мирный договор с Византией, а также вел переговоры с Римом.

Но в 975 году произошел инцидент, послуживший поводом к вражде между братьями. Во время охоты Олег Игоревич встретил на пути сына Свенельда, воеводы Ярополка, и убил его. После этого Свенельд уговаривал великого князя напасть на Олега и захватить его власть.

В 977 году Ярополк напал на Древлянское княжество. Князь не хотел убивать брата, но во время побега Олег упал с моста и был раздавлен воинами. Ярополк тяжело переживал его смерть. Он унаследовал княжество брата. Владимир, узнав об этом, бежал. Таким образом, Ярополк Святославич стал единственным правителем всего Древнерусского государства.

В 980 году Владимир Святославич вернулся уже с целым войском. Первым делом он направился в Новгород и захватил его, следующим стал Полоцк, после князь направился в Киев.

Во время осад Ярополк закрылся в городе со своим воеводой Блудом и союзниками. Блуд перешел на сторону Владимира. Блуд убедил Ярополка уйти из Киева и скрыться в укрепленном городе Родне.

Князь послушал воеводу и перебрался в укрепленный город, но вскоре там начался голод.

Владимир же захватил Киев и взял в осаду Родню. Блуд продолжил их план и стал убеждать Ярополка в том, что его брат не желает ему зла, и что необходимо заключить с ним мир. Младший дружинник Варяжко пытался убедить великого князя в неверности такого решения, он уговаривал Ярополка бежать к печенегам, собрать войско и вернуться.

11 июня 978 года (хотя в «Повести временных лет» указывается другая дата – 980 год) Ярополк пришел на встречу к Владимиру, Блуд сразу же закрыл за ним дверь, тем самым не дав союзникам Ярополка войти, два варяга, как написано в летописи, «подняли его мечами под пазухи», он скончался.

Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославича, в 1044 году приказал вырыть останки братьев своего отца – Ярополка и Олега, их крестили и перезахоронили в Десятинной церкви, расположенной в Киеве.

Семья и дети

Во время военных походов Святослав Игоревич взял в плен греческую монахиню, она и стала женой Ярополка. Она была беременна, когда ее муж был убит. Владимир, младший брат Ярополка, взял ее в наложницы.

Примерно в 979 году она греческая монахиня родила Святополка Владимировича Окаянного. Владимир считал его своим сыном и законным наследником, но сам Святополк признавал своим отцом Ярополка.

В те времена было разрешено многоженство. Второй женой Ярополка должна была стать Рогнеда, княжна полоцкая, но брат Ярополка Владимир захватил Полоцк и насильно взял ее в жены.

Источник: http://all-russia-history.ru/yaropolk-sviatoslavich

Князь Ярополк Святославич

После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью.

Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок.

Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.

Первая междоусобная война на Руси

В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие.

Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя.

Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году.

После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное.

Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров.

Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено.

Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.

В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично.

Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом.

В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.

Завершение правления

Вплоть до 980 года находился в бегстве Владимир. Однако в этом году, собрав мощное войско из варяг, он возвращается в Новгород, смещает наместников Ярополка и отправляет их к брату с посланием о том, что Владимир собирает войско и идет войной на Киев. В 980 году начинается этот военный поход.

Князь Ярополк, видя численную силу брата, решил открытого сражения избежать и со своим войском занял оборону в городе. И тут Владимир пошел на хитрую уловку. Тайно он вступил в союз с Киевским воеводой, который сумел внушить Ярополку, что киевляне недовольны осадой города и требуют Владимира на княжение в Киев.

Князь Ярополк поддался этим уговорам и решил бежать из столицы в маленький город Ротню. Туда же отправились за ним и войска Владимира. Осадив город, они вынудили Ярополка сдаться и направиться в Киев к брату. В Киеве его отправили в жилище брата и закрыли за ним дверь.

В комнате находилось двое варяг, которые и убили Ярополка.

Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/jaropolk_svjatoslavich.html

У князя святослава игоревича было три сына: ярополк, олег и владимир » дни силы. годовой круг. блог-книга олега давыдова на сайте peremeny.ru

28 июля память равноапостольного князя Владимира, в крещении Василия. На государственном уровне этот день празднуют как День Крещения Руси.

Крестившись сам, князь затем крестил своих поданных, отсюда пошла русская православная цивилизация.

В том числе и ее проблемы, возможно, связанные с некоторыми свойствами характера Владимира Святославича, прозванного в былинах Красно Солнышко.

У князя Святослава Игоревича было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Имена матерей первых двух неизвестны, а Владимира родила Малуша, которая была рабыней, ключницей матери Святослава Ольги (см. здесь). В «Повести временных лет» сказано, что Малуша «была сестра Добрыни, а отец им был Малк Любечанин».

Кто такой – неизвестно, возможно, тот самый древлянин Мал, которой убил князя Игоря, и которому Ольга мстила. Если так, то Малуша была пленной древлянкой. Но как бы там ни было, девушка была хороша собой и забуревший в вечных походах Святослав не выдержал. Обнаружив, что ключница забеременела, Ольга разгневалась и отослала ее в село Будутино под Псковом, где и родился Владимир.

Точно неизвестно, когда именно это случилось, но историки условились считать, что примерно в 960 году.<\p>

Воспитывал Владимира его дядя Добрыня (который потом превратится в былинного богатыря Добрыню Никитича и в этом качестве станет уже племянником Владимира).

Исторический Добрыня фигура довольно зловещая, возможно, именно в его голове созрели замыслы некоторых из тех страшных деяний Владимира, которые описаны в летописях. Но пойдем по порядку.

Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. Незаконнорожденному же сыну он не дал никакого удела.

Однако когда 970 году новгородцы стали требовать себе князя («Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя»), а Ярополк и Олег отказались от такой чести, Добрыня сказал: «Просите Владимира».

Те попросили и Святослав сказал: «Вот он вам». Мальчику в это время было лет десять, так что князем в Новгороде фактически стал Добрыня.

Владимир не мог надеяться на Киевский стол, пока были живы его братья Ярополк и Олег. Но вскоре после гибели Святослава (972) они поссорились.

Причиной, как говорит «Повесть временных лет», стало то, что Олег убил на охоте сына воеводы Свенельда, того самого, что служил еще Игорю, потом Ольге и Святославу. Свенельд был человеком очень влиятельным. Он и заставил Ярополка начать войну с братом.

Олег был разбит под Овручем, бежал в город, но в панике отступления упал с моста в ров и оказался раздавлен телами других беглецов. Ярополк ужасно переживал, узнав о его гибели, он совсем не хотел смерти брата.

Между тем Владимир почему-то решил, что Ярополк теперь обязательно доберется и до него. И потому бежал вместе с дядей Добрыней за море. Вернулся в 980 году с наемной варяжской дружиной. Для укрепления своего положения решил жениться на Полоцкой княжне Рогнеде. Послал ее отцу князю Рогволоду предложение. Княжна ответила: не хочу робичича, хочу Ярополка.

Это было чувствительное оскорбление. Добрыня особенно был уязвлен тем, что его сестру называют рабыней. И вот результат: «И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены».

Вообще-то в оригинале написано «поя жене», что означает немного другое… Существует даже предание, что Владимир изнасиловал гордячку прямо на глазах своих варяжских головорезов.

После падения Полоцка настала очередь Киева. Когда войска Владимира подошли к городу, Ярополк повел себя глупо и нерешительно.

Может быть, его надломила нечаянная смерть Олега, а может – разлагающее влияние греческих попов, которых привечала его бабка Ольга (иногда говорят, что он и сам был христианином). Как бы то ни было, вместо того, чтоб сражаться, Ярополк решил отсидеться за стенами Киева.

Хуже всего то, что он слишком доверял своему воеводе, носившему говорящее имя Блуд. Этот Блуд вступил в переговоры с Владимиром, советовал всякие глупости и в конце концов сдал своего князя с головой. Посоветовал пойти к Владимиру и сказать: «Что ты мне ни дашь, то я и приму».

Ярополка отговаривали, но он пошел. «Когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк».

После этого убийца овладел женой брата, в прошлом – греческой монахиней. «Повесть временных лет» сообщает: «Была она беременна, и родился от нее Святополк». И далее: «Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира».

Православные историки называют Святополка Окаянного – пасынком Владимира. Но точно установить, чьим он был сыном, а чьим пасынком теперь уже невозможно. Да это и неважно. У Владимира было столько детей, жен и наложниц, что можно только позавидовать.

Летописец дает подробный каталог его гарема. Это стоит почитать:

«И были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц». Аминь!

Читайте также:  Йоан гриффит - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Убив брата, овладев его женой и Киевом, узурпатор, увы, не достиг покоя. Почва колебалась у него под ногами. Наемники роптали, требовали расчета (они были наняты в долг, и теперь, захватив Киев, хотели по две гривны с каждого жителя). Но Владимиру удалось провести варягов.

Самых способных он привлек на службу, расплачиваясь землей, а остальных сплавил в Константинополь. Киевляне оценили этот ход весьма положительно. Но все равно относились к незаконнорожденному Каину с омерзением и страхом.

Что же касается деревенских жителей, то они, привязанные к земле и молившиеся своим местным богам, всех этих пришлых князей с их дружинами, состоявшими из варягов, угринов, ляхов и прочих, просто ненавидели.

Чтобы управлять подданными, в любой момент готовыми взбунтоваться, нужны эффективные механизмы. И Владимир стал их искать. Кто-то (возможно, все тот же Добрыня) подсказал ему идею религиозной реформы: мол, боги могут помочь удержать ускользающую власть.

Что ж, Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам».

Если кто-нибудь думает, что перечисленные летописцем боги – это буквально те самые боги, которым тогда поклонялись русские люди, он глубоко ошибается. Некоторые из них – да, те же самые (хотя, может быть, только по именам): Перун, Дажьбог, Мокощь… Но где же великий Род? Почему нет Волоса? И кто такой, простите, Симаргл? Что имеется в виду? Может, и ничего.

Может, боги, вознесенные Владимиром, просто раньше ему помогали. Может, этот Симаргл, вызывающий недоумение у историков, был каким-нибудь личным амулетом Владимира. Может, весь этот пантеон – обычное самодурство русской власти. Так сказать, первый случай волюнтаризма, который потом постоянно будет повторяться: Коммунизм, Демократия, Запад, Восток… Безумно и бессистемно.

Историки спорят, а тут, может, просто клинический случай.

Все это может быть, но настораживает то, что летописец именно в связи с этой религиозной реформой Владимира говорит о человеческих жертвах. В 983 году князь возвращается из похода против ятвягов, по дороге принося жертвы кумирам.

И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жребий пал на сына одного варяга, пришедшего из Греции христианина. И вот приходят к нему: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги». А тот: «Не дам сына своего бесам».

Дальше понятно: «Подсекли под ними сени, и так их убили».

Вообще-то, конечно, и до реформы Владимира на Руси практиковались человеческие жертвоприношения. Но только в своей языческой среде. А в данном эпизоде самая соль в том, что убитые – христиане, чего не могло быть ни при Ольге, ни при Ярополке, которые христианам покровительствовали.

В чем тут дело? Когда археологи стали копать место, где стояли боги Владимира, под их фундаментом обнаружились кирпичи и штукатурка со следами фресок, остатки какой-то христианской церкви. Похоже, это не просто строительный мусор, которым забутовали площадку под новым святилищем.

Уж скорей тут идеологический жест: положить под ноги своим богам христианского бога. Владимир всем давал ясно понять, что с христианством покончено.

Боги Владимира простояли в Киеве восемь лет. Князь и сам чувствовал, что это – не то, не помогает. Вот женщины помогают, это реально. И он задумал жениться на византийской принцессе. Чтобы никто уже больше ему не мог колоть глаза его худородством. Ситуация для того, чтобы заполучить порфирородную невесту была как раз благоприятная.

Шел 987 год, войска Владимира стояли в Болгарии и готовы были уже перейти границу Империи, в которой разгорелся мятеж доместика Варды Фоки. Большая часть армии перешла на его сторону.

Вот тут-то и начался брачный торг между императором Василием II и князем Владимиром, который должен был получить сестру Василия Анну Порфирогенету за военную поддержку против Варды Фоки.

Вроде договорились. Но как только при помощи шеститысячного русского корпуса мятежник был разгромлен, ушлый император сказал: нет, ты вначале крестись, а потом получишь нашу Анну. Владимир долго противился обряду, с горя даже пошел в Крым, взял Корсунь и обещал взять Царьград, но в конце концов все-таки крестился.

Хотя, надо отдать справедливость, отбивался до последнего. Бог даже наслал на него слепоту, чтобы как-то ускорить дело. А невеста объяснила: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Действительно, воды крещения его излечили.

Вернувшись в Киев, Владимир «повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками.

Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса». Все-таки сколько подлинной веры в этом магическом действе. И сколько разочарования в Перуне, обманувшем самые лучшие ожидания князя. Русские люди и до сих пор еще иногда наказывают своих богов.

Засвидетельствованы случаи, когда икону поворачивали лицом к стене за то, что не помогла. Бог должен работать, а иначе он просто доска. Только не надо говорить, что это мнение каких-то некультурных людей.

Мы ведь все знаем, что даже очень культурные почитатели Матушки Демократии вот уже сколько лет пинают божество Коммунизма, обманувшее их ожидания.

Крещение Руси счастья князю не принесло. Бедная Анна прожила остаток своей жизни со скудоумным злым варваром и родила Бориса и Глеба, которым предстояло погибнуть. Народ сопротивлялся чужой религии.

Это отражается в летописи, но очень глухо: попы подстрекают князя бороться с какими-то неназванными разбойниками. Гораздо красноречивей пустые годы «Повести временных лет»: после крещения год за годом ничего будто не происходит.

Происходит, конечно, но – не обо всем же можно писать православному летописцу. И так уже он дал такой компромат на Крестителя Руси, что лучше бы нам всего этого и не знать.

Когда в 1015 году Владимир Святой умер, люди из его ближнего круга разобрали помост между двумя клетями в его дворце, завернули князя в ковер и, спустив веревками на землю, отвезли в церковь. Разобранное в помосте место, разумеется, тут же заделали.

Это не для того, чтобы скрыть его смерть, как пишет летописец Нестор, это для того, чтобы не выносить покойника через дверь. Как известно: выносить плохого покойника через дверь никак нельзя, ибо он может вернуться. А вот так, через пролом в стене, который сразу заделают, гораздо надежней.

Покойник уже не сможет найти дорогу назад. Не сможет вернуться и вредить живым. Вот и выходит, что и самые близкие люди считали равноапостольного князя Владимира упырем. А как поступать с упырями – известно: осиновый кол.

К сожалению, эта необходимая мера предосторожности не была принята, и в результате случилась трагедия.

Завещания Владимир не оставил и таким образом накалил ситуацию. Вообще-то все понимали, что законным наследником престола мог быть только старший сын Владимира Святополк. Он был даже дважды законный: сын Ярополка и сын Владимира. Потому Святополк и сел в Киеве. Но незадолго до своей смерти Владимир послал князя Бориса (сына от гречанки Анны) воевать печенегов.

Дружина была в его руках. Узнав о смерти отца, он сделал провокационный жест: двинул войско на Киев. Но, не дойдя до него, отпустил дружину. Ему говорили: ты что, возьмем Киев. Но он лишь молился. А если бы вел себя как положено полководцу в языческой стране (христианству на Руси не было еще и двадцати лет), то не было бы святых мучеников Бориса и Глеба.

Хотя, возможно, был бы мученик Святополк.

Источник: http://www.peremeny.ru/book/dnisily/171

Ярополк святославич

  Ярополк святославич (?-980) — великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича.

  Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

  Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом.

После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем.

Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

  Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года.

Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев».

По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.

  С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы — т.н. «псевдодирхемы Ярополка» (известно чуть более 10 экземпляров).

  По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В.Н.

Татищева спорная Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую.»

  В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега.

При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли.

После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

  В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром.

Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром.

Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

  »Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

  Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына Святополка — дитя «двух отцов».

По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира вскоре после пленения.

По косвенным данным, Святополк считал себя сыном и наследником именно Ярополка, а Владимира — узурпатором (так, он брал в заложники «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, что было бы странным, если бы Святополк полагал себя тоже Владимировичем).

  В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел выкопать из могил кости своих дядей (Ярополка и Олега), крестить их останки (деяние, строжайше запрещённое христианскими канонами) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если Ярополк и был крещён при жизни (в любом случае это могло быть лишь незадолго до его гибели), об этом спустя почти семьдесят лет могли уже и не помнить.

Для более детального просмотра карты дважды «щелкните» по ней мышкой

Источник: http://ruhistor.ru/history_rur_yaropolk.html

Ссылка на основную публикацию