Айседора дункан – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Айседора Дункан

(1877–1927)

Айседора Дункан вошла в историю как основоположница свободного, или ритмопластического, танца.

Между тем, великой танцовщицы, сказавшей новое слово в искусстве, могло и не быть – в двухлетнем возрасте девочку выбросили из окна во время пожара… Впрочем, её злоключения начались ещё до 27 мая 1877 года, когда Дора Энджела Дункан (таково было настоящее имя танцовщицы) родилась в Сан-Франциско: отец бросил беременную жену и трёх детей. Мать «запивала» душевное потрясение шампанским – и впоследствии танцовщица говорила, что из-за шампанского начала танцевать ещё в материнской утробе.

Содержать четырёх детей матери было нелегко – уроки музыки больших доходов не приносили.

В школе – среди детей из более благополучных семей – девочка чувствовала себя изгоем, к тому же она не видела в учёбе ничего полезного. Бросив в школу в тринадцать лет, она начала заниматься танцами в студии Стеббинс.

Это не была студия классического балета – здесь учили интерпретировать музыку пластически,  с помощью гимнастических движений.

Со временем Айседора начинает сама ставить танцы для себя. Она не приемлет классического балета, отдавая предпочтение непосредственному выражению эмоций в движении. В 1899 году состоялся её дебют, но единственное, на что она могла рассчитывать в США – это танцевать в кабаре.

В Лондоне, куда переехала семья, ей предоставляется возможность более благородной деятельности – выступления на великосветских вечеринках.

Правда, там на танцовщицу смотрели как на пикантную диковинку (особенно изумляло публику то, что танцевала она босиком), но такие выступления помогли приобрести влиятельных покровителей и начать выступать с концертами.

Доходы от концертов позволили А. Дункан поправить материальное положение.

Благодаря этому она смогла посетить Грецию, где шокировала местных жителей, прогуливаясь по Афинам в тунике и сандалиях… Впрочем, интерес танцовщицы к культуре этой страны был вполне серьёзным: рисунки на древнегреческих вазах, античные статуи и фрески были для неё источником вдохновения – позы, заимствованные из этих источников, сочетались с выразительными жестами, временами имитирующими игру на музыкальных инструментах, лёгкими прыжками, бегом и ходьбой на полупальцах. «Дункан танцует естественно и просто, как танцевала бы на лугу», – так отзывались о ней критики. Скудный в сравнении с классическим балетом арсенал движений позволял добиваться значительной экспрессии. Выступления Айседоры Дункан нередко сопровождал хор мальчиков, которых она отобрала во время визита в Грецию.

Посещение Греции ознаменовалось важным событием: по инициативе Айседоры Дункан на холме Копанос был построен храм для изучения танцевального искусства, который спроектировал её брат Раймонд. Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан существует в Афинах и сейчас.

Личная жизнь Айседоры Дункан складывалась непросто: ещё в восемнадцатилетнем возрасте она влюбилась в мужчину намного старше её, но роман закончился ничем: выяснилось, что избранник женат. В 1904 году во время гастролей в Берлине она познакомилась с режиссёром Гордоном Крэгом.

Ему были близки творческие принципы танцовщицы – но именно на почве творчества у них часто случались ссоры.

У них родилась дочь Дейрдре, но это не помешало им расстаться… Айседора мечтала встретить миллионера, но не потому, что хотела стать бездельницей, живущей за счёт мужчины: она хотела передавать свои творческие принципы ученикам.

Планы у танцовщицы были грандиозные: по её мысли, дети, воспитанные в духе эллинистических канонов прекрасного, должны были изменить мир к лучшему… И она действительно основала школу – а денег на её содержание не хватало.

Желание А. Дункан сбылось: у неё завязался роман с сыном одного из самых богатых людей в Европе – Юджином Зингером. Он не только оплачивал содержание школы, но и намеревался построить театр для Айседоры. К сожалению, эта идея не была реализована: приревновав Айседору, Юджин расстался с нею.

Тяжёлым ударом стала для танцовщицы гибель в автокатастрофе дочери Дейрдре и сына Патрика, рождённого от Ю. Зингера. Этому предшествовали зловещие предчувствия – Айседоре мерещились то звуки похоронного марша, то детские гробы, а после этой трагедии она серьёзно болела.

Россию А. Дункан посещала неоднократно, но особенно радужных надежд она была исполнена, отправляясь туда в 1921 году, получив от наркома просвещения А. В. Луначарского предложение основать школу в Москве.

Советская Россия представлялась танцовщице полной противоположностью буржуазной Европе, где искусство подчинено коммерции.

Она надеялась раз и навсегда расстаться с «неравенством, несправедливостью и животной грубостью старого мира» и стать «товарищем среди товарищей», ей хотелось вознаградить рабочий класс за все перенесённые им лишения возможностью «видеть своих детей бодрыми и прекрасными».

Но в России пришлось столкнуться с суровой действительностью: отсутствие отопления, голод и прочие бытовые проблемы. Школу, основанную А. Дункан, правительство действительно поддерживало материально – но не так, как она рассчитывала: первоначально там обучалось сто детей, но скоро их количество пришлось сократить до сорока.

Возможно, она бросила бы школу и покинула Россию – но задержаться её заставил роман, а затем и брак с поэтом С. Есениным. Это были очень сложные отношения (в частности, С. Есенина уязвляло то, что на него смотрят как на мужа знаменитой танцовщицы), и долго брак не продлился. О самоубийстве поэта А.

 Дункан узнала уже будучи в Европе.

Жизнь Айседоры Дункан оборвалась внезапно – в 1927 году в Ницце она была задушена собственным шарфом, обмотавшимся вокруг колеса во время поездки в автомобиле. Рассказывают, что перед тем, как сесть в тот злополучный автомобиль, Айседора сказала: «Прощайте, друзья! Я иду к славе!» (по другим источникам – «Я иду к любви!»).

Родных детей у А. Дункан не осталось. Продолжательницами её дела стали шесть учениц, которых она удочерила. В частности, Ирма Дункан возглавляла основанную танцовщицей московскую школу до 1928 года, вывезла в США 11 учениц и основала школу танца в Нью-Йорке.

Музыкальные Сезоны

Источник: https://musicseasons.org/ajsedora-dunkan/

Жизнь и любовь Айседоры Дункан

Между тем ребенок, появления которого опасался добродетельный Станиславский и которого скорее всего тайно жаждала раскрепощенная, не признающая никаких условностей Айседора, родился. Отцом признал себя гениальный, по мнению современников, театральный режиссер и художник Крэг.

Однажды он пришел на ее спектакль в Берлине, уселся в первом ряду. Она танцевала в белой тунике, не столько скрывавшей, сколько обнажавшей ее прелести. И как танцевала! Могла, например, сказать пианисту: “Сыграйте-ка похоронный марш Шопена, я его еще ни разу не танцевала”.

И исполняла тут же сымпровизированный танец, доводя потрясенную публику до слез, до истерики.

И Крэг похитил ее. Две недели они провели на черном, навощенном полу его студии, усыпанном лепестками искусственных роз, — в помещении не было ни дивана, ни кресел.

Внезапным этим исчезновением были сорваны концерты, поднята на ноги полиция, встревожены зрители, раскупившие билеты. “Мисс Айседора Дункан серьезно заболела воспалением миндалевидных желез”, — известили газеты.

Чопорные дамы, разнюхав истинную причину “болезни” звезды, возмущенно загалдели: “У нее весьма смутные представления о морали!” Они опоздали — Айседора стала матерью.

А потом неожиданно, словно ниоткуда, возник богатый красавец Пим, важнейшей житейской заботой которого было коллекционирование табакерок XVIII века. Он сопровождал ее в новой поездке по России, ежечасно меняя костюмы и галстуки.

Его вытеснил (при возвращении в Париж) высокий и белокурый бородач-миллионер, и очень кстати — Айседора испытывала материальные затруднения: деньги, заработанные концертами, быстро “съедали” две созданные ею в России школы танца. Ведь воспитанников школ нужно было кормить, одевать, учить…

Сорок мальчишек и девчонок, собранных Дункан в классы, требовали больших расходов. И тут робко стучится в дверь восхищенный, донельзя влюбленный поклонник, готовый выложить любые суммы.

Миллионер окружил ее роскошью: вилла, яхта, путешествия, отданные в распоряжение Айседоры сверкающие автомобили, драгоценности, щедрое финансирование очередных гастролей в России… И — внезапное удивление истовой почитательницы таланта актрисы, ворвавшейся в антракте в ее грим-уборную:

— Мисс Дункан, ваша беременность видна из первого ряда!

Чрезвычайно довольный миллионер назвал очередного новорожденного Патриком.

Малейшие ее капризы становились законом. Однажды для репетиций ей прислали пианиста, которого она терпеть не могла — его внешность вызывала в Айседоре физическое отвращение. И надо ж такому случиться — при резком повороте автомобиля танцовщицу кинуло на ненавистного музыканта и…

“Я внезапно ощутила, как все мое существо запылало, будто ворох зажженной соломы. Всю дорогу я не сводила с него взгляда в состоянии, близком к исступлению. Когда мы вошли в подъезд, он взял меня за руку и тихонько увлек за ширмы в бальном зале.

Неистовая неприязнь породила такую же неистовую любовь”.

За пианистом последовал поэт Габриэле д'Аннунцио. И еще поэт Анри Батайль. Периодически длилась ее связь и с богачом Пимом. Он уходил и возвращался, как это было после январских, 1913 года, очередных гастролей Айседоры в России.

Следствием ли очередного примирения был третий ребенок Айседоры или результатом короткой, но бурной связи с молодым итальянским скульптором, встреченным на морском курорте? В автобиографической книге, изданной в 1950 году в Москве, Дункан об этом умалчивает.

К несчастью, первые двое детей Айседоры погибли в автокатастрофе, сразу после рождения умер и последний малыш.

Источник: https://www.passion.ru/people/zvezdy-kino/zhizn-i-lyubov-aysedory-dunkan-29055.htm

Краткая биография Айседоры Дункан

>> Все биографии >> Актеры США

Американская танцовщица, считается основоположницей свободного танца. Айседора Дункан (урожденная Дора Энджела Дункан) родилась 27 мая 1877 г. в Сан Франциско, США. Ее отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал от матери еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках.

В 13 лет Айседора бросила школу и серьезно занялась музыкой и танцами. В 18 лет Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироский. Но он был женат. Он лишь разбил девочке сердце. Айседора погрузилась в работу, всю себя отдала танцу.

Она полагала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя. Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок. Айседора танцевала босиком, что изрядно шокировало публику.

В 1900 году она решила покорить Париж, где познакомилась с великим скульптором Роденом. В Париже все были без ума от Всемирной выставки, на ней она впервые увидела работы Огюста Родена. И влюбилась в его гений. Желание увидеть скульптора было велико. Она набралась решимости и без приглашения явилась в его мастерскую.

Они подолгу разговаривали: старый, уставший мастер учил молодую, полную сил танцовщицу искусству жить в искусстве – не падать духом от неудач и несправедливой критики, внимательно прислушиваться к различным мнениям, но верить только себе, своему разуму и интуиции, и не рассчитывать сразу на большое число сторонников.

В 1903 г. она впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию.

Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин.

Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Копанос с великолепным видом на Саронический залив.

Сегодня этот храм, расположенный на границе афинских муниципалитетов Виронас и Иммитос, стал хореографическим училищем, носящим имя Айседоры. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления. С этим греческим хором, Айседора гастролировала в Вене, Мюнхене, Берлине.

У Айседоры родилась девочка Дидра, о рождении которой она так мечтала. Великой танцовщице было 29 лет. Но отец девочки женился на другой.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским.

Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», – представился он. Состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Он был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние.

Они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. У них родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив.

Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру.

После встречи с родителями детей вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда.

Читайте также:  Максим решетников - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», – прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку.

Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором – бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли.

И как раз в этот момент она встретила Сергея Есенина. Когда она увидела его, то ахнула. У этого русого молодого мужчины были такие же голубые глаза, как у ее сына.

Друг Есенина поэт и беллетрист Анатолий Мариенгоф, который был на их первой встрече, описывает ее появление и то, что за этим последовало: «Красный, мягкими складками льющийся хитон; красные, с отблесками меди, волосы; большое тело, ступающее мягко и легко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине. Маленький, нежный рот ему улыбнулся.

Изадора легла на диван, а Есенин у ее ног. Она окунула руку в его кудри и сказала: «Золотая голова!». Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два.

Потом поцеловала его в губы. И вторично ее рот, маленький и красный, как ранка от пули, приятно изломал русские буквы: «Ангел!».

Поцеловала еще раз и сказала: «Тшорт!» В четвертом часу утра Изадора Дункан и Есенин уехали…»

Ей 43, ему – 27, золотоволосый поэт, красивый и талантливый. Через несколько дней после знакомства он переехал к ней на Пречистенку, 20. В 1922 г. Дункан вышла замуж за Сергея Есенина и приняла российское гражданство. В 1924 г. она вернулась в США.

Недавно, из архивов были извлечены воспоминания Александра Тарасова Родионова – литератора, приятеля Есенина. Он записал последний разговор с поэтом в декабре 1925 года, буквально накануне рокового отъезда Есенина в Ленинград. Встреча произошла в Госиздате, куда Есенин пришел за гонораром.

Тарасов Родионов стал по приятельски укорять Есенина за его легкомысленное отношение к женщинам. Сергей Александрович оправдывался: «А Софью Андреевну… Нет, я ее не любил… я ошибся и теперь разошелся с ней окончательно. Но себя я не продавал… А Дункан я любил, горячо любил, горячо любил. Только двух женщин любил я в жизни.

Это Зинаиду Райх и Дункан. А остальные…В этом то вся моя трагедия с бабами. Как бы ни клялся я кому либо в безумной любви, как бы ни уверял в том же самом себя – все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка.

Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины и что я ни за какие ласки и ни на какую любовь не променяю. Это искусство. Ты хорошо понимаешь это».

Брак с Есениным был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары.

Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво нежен и очень внимателен.

За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть.

Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели.

В 1925 год, когда Айседора узнала о смерти Есенина, она обратилась в парижские газеты со следующим письмом: «Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц.

Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэзию. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены.

Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан».

В России были изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907 г.) и «Моя жизнь» (М., 1930 г.). Они были написаны под воздействием философии Ницше. Как и Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего; это будущее они воображали в радужных тонах. Дункан писала, что новая женщина будет иметь больший интеллектуально физический уровень.

Она танцевала так, как сама же придумала – босиком, без лифа и трико. Ее повседневная одежда также была весьма свободной для своего времени – этим она значительно повлияла на моду своего периода. Своим танцем она восстанавливала гармонию души и тела. Работа Дункан была оценена, современники любили и ценили ее талант.

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему – 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства.

14 сентября 1927 г. в Ницце Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Шарф попал в ось колеса и, затянулся на ее шее.
Она была похоронена на кладбище Пер Лашез.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-ajsedory-dunkan

Айседора Дункан: история жизни танцовщицы

Айседора Дункан — человек искусства, американская танцовщица, одна из родоначальниц (вместе с Лои Фуллер) танцевального стиля «модерн», или свободного танца. Эта женщина также была женой выдающегося русского поэта Сергея Есенина. Перед вами биография Айседоры Дункан, изложенная кратко.

Краткая биография

Кто такая эта странная женщина? Итак, Дора Анжела Дункан родилась в мае 1877 года в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. Её семья была интеллигентной и творческой.

Всего в семье было четверо детей. Юная Дора рано пошла в школу, но и бросила её рано — в 13 лет, так как, по её мнению, американская система образования была бесполезна для жизни. По другой версии, это произошло из-за крайней бедности семьи, и девочка вынуждена была зарабатывать себе на хлеб уроками танцев.

Именно в этом возрасте Айседора всерьёз заинтересовалась музыкой и танцами. Не только она — все её братья и сёстры тоже хорошо пели и танцевали.

В 18 лет Дункан совершила смелый поступок, который предопределил её дальнейшую судьбу. Она переехала в Чикаго, где познакомилась с танцовщицей Лои Фуллер. Они выступали вместе, и их стиль — свободный, пластический танец — сразу полюбился зрителям. Образ Айседоры был действительно экстравагантен: например, выступала она в греческом хитоне и босиком (или в лёгких сандалиях).

Рекомендуем: Астрид Линдгрен: биография и произведения

Айседора Дункан была знакома с такими выдающимися русскими деятелями искусства и политики, как:

  • Константин Станиславский (театральный режиссёр и педагог).
  • Анатолий Луначарский (нарком просвещения).
  • Сергей Есенин (поэт).

Судьба Айседоры Дункан неразрывно связана с судьбой России. Когда она приезжала сюда в первый раз, то познакомилась с Константином Сергеевичем Станиславским, великим русским режиссёром театра и педагогом.

Во второй раз в Россию её позвал Анатолий Васильевич Луначарский. Мужчина предложил ей открыть в юной Советской Республике школу танцев. В 1921 году Айседора приехала в РСФСР. Бытовые условия были достаточно тяжелыми, однако Дункан вдохновенно работала.

Тогда же молодая танцовщица познакомилась с Сергеем Есениным и вскоре стала его супругой – в том же году они поженились. Их история любви невероятно романтична, а вот брак был непростым и продлился всего три года. Есенин и Айседора Дункан не смогли построить счастливую семью: в 1924 две творческие натуры расстались из-за накопившихся противоречий во взглядах.

Танцовщице не суждено было стать счастливой женой и матерью. Через несколько лет после развода бывший муж Айседоры и любовь всей её жизни умер, и спустя какое-то время после его трагической гибели последовала за ним в Вечность и она. Как оказалось, в любви не важна национальность…

Рекомендуем: Валентина Терешкова: первая женщина космонавт

У Айседоры Дункан было трое детей от разных мужчин, но все они погибли в раннем возрасте. Зато шесть учениц великой танцовщицы выросли и продолжили её дело совершенствования танцевального искусства. В Википедии есть статьи о нескольких из них.

Айседора Дункан погибла в Ницце в 1927 году при достаточно трагических обстоятельствах. Она ехала на автомобиле, и её длинный красивый шарф попал в ось колеса. Великая танцовщица умерла от удушения собственным красивым аксессуаром. Ей было тогда всего пятьдесят лет. Смерть этой женщины стала невосполнимой потерей для всего танцевального мира.

Айседора Дункан была похоронена на кладбище в Париже.

Вклад в искусство

Вся творческая деятельность великой танцовщицы была направлена на формирование нового типа человека — человека будущего, женщины, не обременённой устаревшими стереотипами и условностями. На становление идеалов Айседоры Дункан большое влияние оказал немецкий философ и мыслитель Ницше, одержимый идеей воспитания нового, более совершенного и интеллектуального поколения людей.

Творчество этой великой танцовщицы проповедовало свободу от условностей и надуманной красоты. По мнению Айседоры, танец абсолютно не представляет собой истинного искусства, если не несёт душевной боли, мечты и одухотворённости. Линия не является прекрасной сама по себе — в ней должен быть глубокий смысл, иначе это просто линия.

Значительное место в жизни Дункан занимала борьба за права женщин, за эмансипацию и свободу женщины быть самой собой.

Рекомендуем: Самые успешные и влиятельные женщины

Танец Айседоры Дункан во многом наследует традиции греческой классической школы. Античные танцы привлекали её ещё с ранней юности. В творчестве этой танцовщицы основными чертами можно считать следующие:

  • Импровизация и свобода движения.
  • Искреннее выражение мыслей и чувств.
  • Отсутствие надуманности, кокетливости, фальши.

Чтобы закрепить свои идеи в истории танцевального искусства, Айседора Дункан написала книгу, вышедшую в свет под названием «Танец будущего».

В 2016 году на экраны вышел фильм «Танцовщица» о Дункан, где главные роли сыграли Лили Роуз-Депп и Луи Гаррель.

Интересные факты

Как у любого великого человека, у Айседоры Дункан было то, за что её называли странной, даже сумасшедшей. Читателю будет интересно узнать, что знаменитая танцовщица была:

  • Бисексуальной ориентации.
  • Атеисткой.
  • Новатором.

Она всей душой поддержала Великую Октябрьскую революцию, не побоявшись поехать в послевоенный Петроград организовывать танцевальную школу. Нужно отдать должное смелости, которую ежедневно проявляла Айседора Дункан.

Например, доподлинно известно, что в последние годы жизни, в Нью-Йорке, танцовщица не скрывала того, что она «красная», и даже гордилась этим. И это несмотря на то, что к советской России американцы в то время относились не особенно хорошо.

Одни люди называли Айседору сумасшедшей, другие — великой. И те, и те были правы, ведь каждый гений немного сумасшедший… Но с её смертью мир потерял человека, готового бросить всё на алтарь искусства.

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/ajsedora-dunkan.html

Дункан Айседора

Жизнь и творчество Айседоры Дункан

Спасение — в работе 

В детстве Айседора была несчастлива — отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию.

Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников.

Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру. 

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. 

В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Проблема была в том, что он тоже был беден.

А вдобавок, как это выяснилось позже, еще и женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь.

Читайте также:  Юлия рутберг - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива

Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души.

Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета, тем не менее не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин — Кшесинской и Павловой.

Более того, с последней они впоследствии даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга. 

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику. 

Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию.

Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин.

Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Капанос. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления. 

Встречи и разлуки 

Вслед за женатым Мироски появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Весна, Будапешт и он, Оскар Бережи, талантливый актер и страстный возлюбленный, помолвка и знакомство с его семьей — все это казалось сказкой. А сказки, как известно, имеют свойство заканчиваться — Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали. 

Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель, опять-таки женатый. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим. Потому что появился Крэг. 

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. И, как всегда, счастье не было безоговорочным.

С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее временность, — Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше.

И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке. 

Айседора Дункан и Сергей Есенин

И появилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет.

За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности.

Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом. 

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским. Видя, как он восхищен ею, Айседора не могла удержаться от попытки превратить это в нечто большее.

Она описывает этот эпизод в автобиографии: когда она однажды поцеловала его в губы, «у него был страшно удивленный вид… он, глядя на меня, с ужасом воскликнул: «Но что же мы будем делать с ребенком?» «Каким ребенком?» — поинтересовалась я. «Нашим, конечно».

Я расхохоталась, а он посмотрел на меня с грустью и ушел». Тем не менее этот случай не разрушил их дружбы

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина с вьющимися светлыми волосами и бородой, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», — представился он.

«Вот он, мой миллионер», — пронеслось в мозгу у Айседоры. Расточительную и эксцентричную танцовщицу неоплаченные счета всегда выводили из состояния равновесия. А счетов было много.

Айседора, так нуждавшаяся в детстве, любила жить шикарно.

И состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Лоэнгрин, как называла его Дункан, был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Айседора привязалась к нему, они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой.

От Лоэнгрина у нее родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив, а Айседора не собиралась полностью отказываться от приобретенной такими трудами самостоятельности и не флиртовать с другими мужчинами; к тому же она постоянно подчеркивала, что ее нельзя купить.

Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу. 

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Последней каплей были померещившиеся ей между сугробов два детских гроба. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру. 

Детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… Тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось. 

Айседора не плакала, она старалась облегчить горе тех, кто был рядом с ней. Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда. 

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», — прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней. 

Золотоволосый поэт 

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором — бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли.

И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, — Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему — 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения.

Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету — Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары.

Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен.

За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан».

Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время. 

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему — 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства.

Неудачная, но тем не менее необычная жизнь великой танцовщицы уже подходила к концу. Буквально через несколько дней Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы.

Шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею. 

Айседору похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез. 

Источник: https://tunnel.ru/post-dunkan-ajjsedora

Дункан Айседора: биография. Айседора Дункан и Есенин

Женщина, никогда не боявшаяся идти против общественного мнения… Первый ее жених был старше на 29 лет, а единственный муж – на 18 лет младше.

Она и по сей день известна всем как танцовщица, однако ее новаторский на то время стиль танца умер вместе с ней, хотя она и пыталась основать свои школы в разных странах, чтобы увековечить собственное видение пластики и хореографии.

Такой была Айседора Дункан, биография которой и будет рассмотрена в данной статье. Ее скандальная и необычная жизнь прервалась не менее экстравагантной смертью. Но след, который она оставила в истории, не простыл до сих пор.

Рождение будущей звезды

Первую подножку будущей знаменитой танцовщице жизнь подставила еще до ее рождения. К тому моменту, когда малышка должна была появиться на свет, в семье уже было трое детей. Да вот только самой семьи не было. Отец, провернувший крупную банковскую аферу, сбежал, бросив беременную жену и детей на произвол судьбы. Он забрал с собой все деньги и никогда не появлялся в жизни младшей дочери.

Шел 1877 год. А может, и 1878-й… За окном стоял январь. А возможно, и май… Дело в том, что точная дата рождения маленькой Доры Анджелы Дункан неизвестна. Она появилась на свет в шумном Сан-Франциско под озлобленные крики обманутых ее отцом вкладчиков, бушевавших под окнами дома.

Раннее детство

Эти испытания, хотя и оказались полной неожиданностью для ее матери, не сломили решительную женщину. Она пообещала себе, что, несмотря ни на что, воспитает детей и обеспечит их всем необходимым. По профессии мать Доры Анджелы была музыкантом и, чтобы содержать семью, ей пришлось много работать, давая уроки.

Ей действительно удалось поставить на ноги всех своих детей, и даже дать им совсем неплохое образование. Но уделять достаточно личного внимания детям она не могла физически. Чтобы не оставлять маленькую дочку надолго дома одну, мать рано отдала девочку в школу, скрыв ее настоящий возраст.

Однако вечера самоотверженной матери безраздельно принадлежали детям. Она играла для них любимые произведения Шопена, Моцарта, Бетховена и других великих композиторов. С самого раннего детства Дункан Айседора слушала поэзию Уильяма Шекспира и стихи Перси Биши Шелли.

Первая влюбленность

Интересоваться мужчинами Дора Анджела начала еще совсем в юном возрасте. Когда ей было всего одиннадцать лет, Доре Анджеле приглянулся молодой мужчина по имени Вернон, который работал на аптечном складе. Она была так настойчива в своем желании, что парень, в конце концов, был вынужден придумать несуществующую помолвку. И только когда он заверил ее, что вскоре женится, она отступила.

Однако не стоит поспешно заключать, что Дора Анджела была распущенной нимфеткой. Это было бы явным искажением фактов. Преследование Вернона было хотя и настойчивым, но по-детски невинным.

И все-таки данный эпизод из ее жизни уже многое рассказывает о характере этой эксцентричной особы, коей она и останется до своего последнего вздоха.

Айседора Дункан, биография которой впишет на свои страницы еще не одно мужское имя, полностью раскроется как женщина много позже.

Определение мечты

Свою первую школу танцев Дора Анджела открыла в шесть лет. В роли учеников там выступали соседские дети. Понятное дело, это было просто детской игрой. Но к 10 годам они с сестрой уже действительно кое-что зарабатывали преподаванием танцев.

Дора Анджела говорила о новой системе танца, которой, понятно, в то время просто не было. Девочка просто обучала детей красивым движениям, которые сама же стихийно и придумывала.

Как бы то ни было, это уже было первыми шагами к созданию нового авторского стиля танца.

Выбор жизненного пути

Нельзя сказать, что учеба в общеобразовательной школе давалась Доре Анджеле с трудом. Скорее наоборот – ей было просто откровенно скучно. Она часто сбегала со школьных занятий и часами бродила по берегу моря, вслушиваясь в неспешный рокот стихии и наблюдая за накатывающимися на берег волнами.

В тринадцать лет юная ученица решила, что хватит прожигать время на ученической скамье, и бросила школу. Свою жизнь она решила безраздельно посвятить музыке и танцам. Большой удачей для девочки-подростка без денег и протекции стало согласие танцовщицы Марии Луи Фуллер взять ее в ученицы.

В погоне за славой

Проучившись несколько лет, талантливая, но нетерпеливая Дора Анджела отправляется покорять Чикаго, прихватив с собой мать и брата. В это время она и берет себе сценическое имя Дункан Айседора.

Читайте также:  Джонни синс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но Чикаго не спешил пасть к ногам новомодной танцовщицы, хотя ее выступления и имели определенный успех.

Зато ей безраздельно покорился вполне конкретный любитель изящных искусств в лице 45-летнего Ивана Мироцкого – безработного эмигранта из Польши.

Если вспомнить, что Айседоре в то время не успело исполниться еще и 17 лет, легко представить себе, насколько странный и не вполне естественный вид был у этой парочки. Ее родные были не в восторге от подобной партии, но и злостных препятствий им не чинили. А на мнение общества Айседоре было откровенно наплевать.

Обман жениха

Роман Айседоры и Мироцкого продолжался полтора года. Это был период настоящего ухаживания в духе той эпохи. Максимум, что позволяла себе влюбленная пара, – это поцелуи во время совместных прогулок.

Наконец был назначен день свадьбы и начались приготовления к торжеству. Возможно, в истории появилась бы совсем другая Айседора Дункан – жена и почтенная мать семейства. Но этого не произошло, потому что Мироцкий хранил страшную тайну – он уже был женат, и его законная супруга проживала в Лондоне. Незадолго до свадьбы об этом узнает ее брат, и помолвка расторгается.

Дерзкие решения

Айседора не стала страдать по неудавшемуся замужеству, а отправилась выступать в Нью-Йорк. Здесь она достигла некоторого успеха. На ее импровизированные танцы с удовольствием любовались в великосветских салонах. Но Дункан понимала, что необходимо двигаться вперед.

И тогда она обошла жен местных богатеев и под различными предлогами выклянчила у них в общей сложности несколько сотен долларов.

Этих денег хватило на то, чтобы купить место для проезда себе, матери, брату и сестре до Лондона.

Правда, ехать пришлось в трюме, предназначенном для перевозки скота, но ни сама Айседора, ни ее семья не были избалованы излишествами в жизни, а потому перенесли это путешествие достаточно сносно.

По прибытии в Лондон она отправляется прямиком в одну из самых дорогих гостиниц, расталкивает ночного портье и заявляет ему, что они только что с поезда и скоро привезут их багаж. Она заказывает номер и завтрак, а поутру они всей семьей незаметно ускользают из гостиницы, так как все средства были истрачены на переезд.

Жизнь налаживается

Это была не последняя авантюра, провернутая жаждущей признания танцовщицей. Жизнь Айседоры Дункан полна остроумных и экстравагантных решений. Она без зазрения совести использовала в своих интересах окружающих людей. В особенности это касалось мужчин. Айседора планомерно оттачивала свое искусство обольщения и, когда выпадала возможность, применяла его на восторженных поклонниках.

Но в первую очередь, Дункан все-таки была артисткой. Она стремилась к признанию своего таланта и понимала, что не обойдется без помощи. И помощь эта пришла в лице популярной в то время актрисы Кемпбелл, которая поверила в перспективность свежего стиля и устроила Айседоре громкий дебют в качестве «экзотической танцовщицы» на одном из светских приемов.

Айседора Дункан и Есенин

В 1921 году Дункан получила официальное приглашение открыть в Москве школу танца. Она с радостью приняла его и с верой в счастливое будущее – свое и этой великой страны, стремившейся к переменам, отправилась в Россию.

Однажды на прием, который устраивался в доме Дункан, пришел Сергей Есенин. Так встретились две яркие и неординарные личности, которые сразу же устремились друг к другу со всей пылкостью и непосредственностью своих характеров.

Брачные узы

Айседора Дункан и Есенин быстро стали предметом пересудов в столице и даже за ее пределами. Они были очень разными, не знали языка друг друга, но тем не менее продолжали встречаться. Их не останавливала ни значительная разница в возрасте, ни невозможность просто пообщаться без переводчика.

Впервые за долгие годы решилась связать себя узами официального брака свободолюбивая Айседора Дункан. Есенин же, опьяненный славой избранницы, считал этот шаг вполне естественным.

Трудности в браке

Идиллия двух представителей богемы продолжалась недолго. Существует мнение, что Сергей завидовал популярности жены. Он был честолюбив и хотел сам быть в центре внимания.

Когда прошла первая страсть, он все больше и больше стал замечать на внешности супруги отпечатки, оставленные прожитыми годами. Есенин вел себя с женой очень грубо.

Много несправедливой и беспочвенной брани выслушала в свой адрес Айседора Дункан. Чья жена вытерпела столько же упреков? Возможно, в некоторой степени ее защищало то, что она просто не понимала русской речи.

Но Есенин начал позволять себе бить жену. А не понять этого обращения было просто невозможно.

Развод был лишь делом времени. Но даже после этого верная себе Дункан Айседора сохранила к Есенину теплые чувства. Никогда она не позволяла себе сказать что-то плохое или неуважительное в адрес поэта.

Роковая поездка

В 1927 году Дункан Айседора находилась в Ницце. Она очень любила быструю езду на автомобиле и часто отправлялась на прогулки в открытом авто. И этим солнечным осенним днем она решила прокатиться, как обычно.

Повязав на шею красивый шарф и эффектно откинув его за спину, она села в автомобиль, попрощалась с друзьями и скомандовала шоферу трогать. Они не успели далеко отъехать. Конец шарфа попал в спицы колеса, запутался в них и сломал женщине шею. Так ее настигла неумолимая смерть.

Айседора Дункан жила стремительно и завершила жизнь оглушительным аккордом, в последний раз громко заявив о себе.

Источник: https://autogear.ru/article/146961/dunkan-aysedora-biografiya-aysedora-dunkan-i-esenin/

Дункан, Айседора

(1877-1927) американская танцовщица и педагог

Пожалуй, об этой женщине можно сказать словами Пушкина: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой». В памяти многих она осталась как возлюбленная С. Есенина. А ведь у нее была своя, не менее драматичная и сложная жизнь.

Отец оставил семью, когда дети были еще маленькими, и, хотя сестры Дункан получили неплохое образование, им рано пришлось самим зарабатывать себе на жизнь. Позже Айседора с иронией говорила, что ее отец несколько раз богател и столько же раз разорялся.

В семье было четверо детей, и все они посвятили себя искусству. Первой начала создавать свою школу Элизабет. Идея создания своего танца у Айседоры возникла постепенно. Вначале она просто хотела танцевать под музыку. Ее привлекает музыка Э.Новина, и она составляет танцы для его «Нарцисса», «Офелии» и «Водяных нимф».

Позже Дункан будет использовать музыку Бетховена, Глюка, Шопена, Чайковского. Она дебютировала на сцене в 1899 году, но так и не смогла найти постоянной работы в Америке. Не желая растрачивать свой талант в кабаре и в театрах на второстепенных ролях, она переезжает с матерью и братом в Европу.

Дункан пробует выступать на вечерах артистов, художников, считая, что только тут может проявить себя как художник. Однако постепенно круг ее зрителей расширяется, и по рекомендации некоторых своих покровителей она начинает готовить большие танцевальные программы.

Вскоре Дункан подписывает контракт и начинает выступать с концертами в разных городах Европы.

Одновременно она начала преподавать искусство танца в частных школах сначала в Германии, а затем и во Франции. В 1904 году Дункан открыла собственную школу поблизости от Берлина, а в 1914 году, с началом Первой мировой войны, переехала в Париж.

Свои впечатления об искусстве танца она выразила в специальной лекции. Дункан считала, что главное качество танца — максимальная раскрепощенность исполнителя. Вот почему она отказалась от традиционной балетной обуви и танцевала только босиком или в сандалиях. Главное же качество танцовщика, по ее мнению, умение владеть своим телом. Только в этом случае придет и красота, и выразительность.

Идеалом Дункан служили древнегреческие фрески, вазопись и скульптура. Актриса обладала большим талантом пантомимы и была прекрасным импровизатором. Традиционный балетный костюм она заменила легкой греческой туникой и танцевала без обуви. Отсюда и возникло название «танец босоножек». Пластика Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов.

Творческое кредо танцовщицы определяют два начала — жизнь и любовь.

Воспринимая театр как искусство раскрепощения личности, она отстаивает право женщины любить и иметь детей по своему желанию, не вступая в брак. У нее рождается двое детей — Дэрдри и Патрик.

Отец девочки — известный художник-дизайнер Эдвард Гордон, с которым Айседора добровольно рассталась, чтобы каждый мог служить своему делу.

Второй сын был рожден от П.Зингера, известного миллионера, наследника изобретателя швейной машины. В своих записях Дункан даже называла его Лоэнгрином, героем оперы Р.Вагнера. Оба ребенка Дункан трагически погибли в автомобильной катастрофе в 1913 году. Некоторые считали, что их убили по приказанию одного из конкурентов отца Патрика, П.Зингера.

Первая встреча Дункан с Россией состоялась в годы первой русской революции, затем она приезжала сюда неоднократно, пытаясь организовать танцевальную школу при Малом Художественном театре и обучить искусству своего танца актеров императорских театров. Тогда же она встречалась с К.

Станиславским и А.Павловой, чье искусство взволновало и очаровало ее. Именно тогда ею овладели идеи революционного изменения стилистики танца, и Айседора Дункан даже подготовила несколько танцев, отразив в них революционный пафос времени.

Современники еще долго вспоминали ее танец «Марсельеза».

В 1921 году по приглашению наркома просвещения А.В.Луначарского Дункан снова приезжает в Россию, чтобы организовать здесь школу, подобную тем, которые она уже создала в Европе. Дункан надеялась, что ее русские ученицы не будут заниматься танцами только ради обогащения, и мечтала с их помощью сделать свой новый танец популярным.

Во время посещения одного из московских кафе она встретилась с Сергеем Есениным. Айседору охватило желание любить, как будто этим чувством она хотела заслониться от мира и забыть о трагической гибели своих детей.

Любопытно сравнить мнение о ней сразу нескольких людей. Один из поэтов и приятелей Есенина А.Мариенгоф оценил ее весьма скептически и недружелюбно: «Есенин пленился не Айседорой Дункан, а ее мировой славой.

Он и женился на ее славе, а не на этой — пожилой, отяжелевшей, но еще красивой женщине с искусно окрашенными волосами — в темно-красный цвет».

Не менее резок и отзыв Горького: по его мнению, это была дама «пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом».

Правда, можно увидеть Айседору чисто по-женски и несколько иначе, такой, какой ее запомнила А.

Миклашевская, актриса Камерного театра, которой Есенин посвятил свой знаменитый цикл стихотворений «Любовь хулигана» и которая стала счастливой соперницей Айседоры: «Я впервые увидела Дункан близко: это была очень крупная женщина, хорошо сохранившаяся…

Своим неестественно театральным видом она поразила меня. На ней был прозрачный хитон с золотыми кружевами, опоясанный золотым шнуром с золотыми же листьями, на ногах — золотые сандалии и кружевные чулки. Не женщина, а какой-то театральный король».

Вероятно, Дункан хотела любить не только сама, но также найти любовь и понимание со стороны Есенина, обрести вместе с ним маленькое личное счастье. В ее отношении к Есенину уже чувствовалась «трагическая алчность последнего чувства», как заметила однажды поэтесса Н.Крандиевс-кая, вторая жена А.Толстого. Но они с Есениным были совершенно разными.

И дело не только в том, что Исидора — так называл ее Есенин — свободно говорила по-английски, по-французски, по-немецки, а Есенин только по-русски и что они выросли в совершенно разной общественной и культурной среде. Обратимся вновь к словам Мариенгофа: «Есенин был любимым, Изадора — любящей. Есенин, как актер, подставлял щеку, а она целовала».

Они пробыли мужем и женой всего полтора года и расстались. После смерти Есенина Айседора даже пыталась покончить с собой, но ее спасли. В 1924 году она навсегда уехала из СССР. После ее отъезда школой, которая просуществовала до 1949 года, руководила приемная дочь балерины Ирма.

Необычайную пластичность Дункан пробовали запечатлеть многие художники. Благодаря Л.Баксту сохранилось изображение ее великолепной шеи. В танце с В.Нижинским ее пробовал запечатлеть О.Роден, который сделал множество набросков.

Легендами овеяна и трагическая гибель Айседоры в сентябре 1927 года. Она любила носить длинные прозрачные шали, которые обматывала вокруг шеи. Однажды, когда она собиралась сесть в машину, конец шали попал под колесо и, запутавшись в спицах, сдавил горло Дункан. Крепкая ткань переломила позвоночник и разорвала сонную артерию. Смерть наступила мгновенно.

Хотя Дункан не создала профессиональной танцевальной системы, ее поиски обогатили не только женский, но и мужской танец. Искусство великой танцовщицы оказало влияние на современное хореографическое искусство, на творчество русских балетмейстеров М.Фокина, А.Горского, К.Го-лейзовского.

Идеи Дункан вдохновили Фокина на создание так называемого «непрерывного танца». Не забыто творчество Айседоры Дункан и на ее родине, в Америке.

Поклонники когда-то знаменитой балерины, среди которых были известные танцоры Рут Сен-Дени и Тед Шон, создали в память Айседоры импровизационную технику танца.

Источник: http://biografiivsem.ru/dunkan-aysedora

Ссылка на основную публикацию