Андрей рублев – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Андрей Рублёв: жизнь и творчество художника

Андрей Рублёв (около 1370 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Содержание

Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей.

Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.

Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека.

Не все иконы и фрески сохранились до наших дней.

Последней работой, если рассматривать краткую биографию Андрея Рублёва, стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Ангел-символ евангелиста МатфеяАпостол ПавелЕвангелист Матфей

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

Библиография

  • Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.
  • Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1. М., 1975.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. М.: Искусство, 1966. — 312 с.

Источник: https://allpainters.ru/rubljov-andrej.html

«Я никогда не ем дома. У нас 13 или 14 ресторанов». 7 историй о новой звезде русского тенниса

16-летний москвич Андрей Рублев стал первым россиянином, выигравшим юношеский «Ролан Гаррос». Блог «Эйс на второй подаче» разузнал все самое важное о сыне боксера.

Первый русский победитель юношеского «Ролан Гаррос»

В Париже Андрей был посеян под четвертым номером и по ходу турнира из топ-юниоров сначала обыграл в 1/4 финала своего партнера по паре Стефана Козлова (№6), в полуфинале разделался с бразильцем Орландо Лузом (№2), а в финале в двух сетах победил испанца Хауме Антони Мунара Клара (№7). В финале у парней было по девять брейк-пойнтов, но Рублев использовал четыре, а Клар только один, позволив 16-летнему уроженцу Москвы стать первым россиянином, чемпионом юношеского «Ролан Гаррос».

Ранее подобное удавалось двоим теннисистам СССР: в 1966 году Париж покорился москвичу Владимиру Короткову, а в 1991-м сильнейшим стал киевлянин Андрей Медведев. Кроме того, Рублев стал вторым россиянином после Андрея Кузнецова, чемпиона «Уимблдоне»-2009, сумевшим выиграть турнир «Большого шлема».

Андрей и его соперник после парижского финала.

Победитель Orange Bowl

В декабре 2012-го Андрей выиграл крупнейший юниорский турнир Orange Bowl (категория U-16), обыграв в финале хозяина кортов американца Томми Пола – 6:3, 6:4. У этого турнира богатая история – он проводится с 1947 года, а его победителями в разные годы становились Крис Эверт, Бьорн Борг, Джон Макинрой, Иван Лендл, Жюстин Энен, Роджер Федерер и другие будущие звезды.

«В 2011 году я участвовал в Orange Bowl в категории U-14 и уступил в 1/16 финала. Причина проигрыша в том, что я на тот момент был первым в Европе, очень хотел выиграть этот турнир и перегорел. В этот же раз я просто настраивался на каждый матч», – признается Рублев.

В 16 лет в пятой сотне рейтинга

Перед Парижем Андрей размялся на домашнем фьючерсе Moscow Open с призовым фондом в 15 тысяч долларов.

В финале не входивший в число сеяных 16-летний Рублев обыграл в двух сетах опытного Станислава Вовка – 6:0, 6:4, таким образом завоевав свой третий титул категории ITF.

В 2013 году он победил на турнире в академии Ника Боллетьери во Флориде, а весной 2014-го выиграл в Казахстане, одолев в финале словака Марека Семьяна, находящегося в третьей сотне мирового рейтинга.

С Ником Боллетьери и соперником по флоридскому финалу Мартинсом Подзусом

Кроме того, летом 2013-го рыжеволосый Рублев стал первым за 27 лет россиянином, выигравшим золото юношеского чемпионата Европы U-16. Эти успехи, а также  триумф в Париже позволили Андрею, которому 17 лет исполнится только в октябре, забраться на первое место в юниорском рейтинге ITF и невероятно высокую для его возраста позицию в рейтинге АТР – 443-ю.

Андрей Рублев и Дарья Касаткина – чемпионы Европы-2013 в категории U-16

«На сегодня скорость полета мяча у Рублева соответствует мужскому теннису, да и на грунте он чувствует себя как рыба в воде. Андрей отлично видит корт, может сыграть в любой угол», – такую характеристику выдает заслуженный тренер России Владимир Камельзон.  

Мама – тренер

В теннис Андрея привела мама Марина Маренко, которая в разное время работала с Анной Курниковой, Дарьей Гавриловой и Ириной Хромачевой.

Когда сыну исполнилось три года, Марина подарила ему ракетку и отвела на корт – с тех пор она главный человек в развитии карьеры сына, несмотря на то, что Андрей успел поработать и с другими специалистами.

Несколько лет назад с ним плодотворно сотрудничал француз Филипп Вайс, а с 2013 года Рублева тренирует белорус Сергей Тарасевич.

С семьей

«Я давно знаком с Андреем и, разумеется, знал плюсы и минусы его игры. Его сильная сторона – характер, который позволяет ему бороться за победу в любой ситуации. Но, конечно, как и у каждого теннисиста, у Андрея есть и минусы: порой у него пропадает подача, или возникает неустойчивое психологическое состояние. Впрочем, это возрастное», – считает Тарасевич.

С грунтом на «ты»

С детства Андрей занимался в СДЮШОР «Спартак», где в основном тренируются на грунте. Возможно, именно в этом стоит рассматривать секрет его успеха в Париже, хотя сам Рублев не считает себя типичным «грунтовиком».

«Честно говоря, я и сам не знаю, какие корты мне нравятся больше. Пока до конца не определился. Мой стиль игры – атакующий на задней линии. Я играл на траве в Галле, и мне понравилось. Правда, она там медленнее, чем в Англии», – считает Рублев.

Возможно, однажды Рублеву удастся сделать то, что уже 9 раз получалось у Рафы

Отец – владелец сети ресторанов

Теннис – удовольствие не из дешевых, но семья Рублева в состоянии дать Андрею нужную финансовую подпитку. Отец новоиспеченного победителя «Ролан Гаррос» Андрей Рублев-старший – бывший профессиональный боксер, который уже давно успешно занимается ресторанным бизнесом. Ему принадлежат несколько ресторанов в Москве, где обычно и ужинает многочисленная семья Рублевых.

«Я никогда не ем дома. У нас 13 или 14 ресторанов, и везде разная кухня: русская, японская, итальянская. А еще есть кафе, и это прекрасно. Мой любимый ресторан – итальянский. Поварами там работают настоящие итальянцы», – делится Андрей. Что и говорить – повезло парню с родителями.

Кроме тенниса Андрей балдеет от баскетбола и «Майами Хит»

Бокс в помощь

Многие отмечают, как здорово прибавил в «физике» Андрей за последнее время – мальчишка превратился в крепкого и статного юношу.

«Уже год я использую бокс, как способ физической подготовки. Занимаюсь с тренером индивидуально. Но, разумеется, в соревнованиях не участвую», – признается Рублев.

При подготовке использованы материалы страничек игрока в Твиттер и ВКонтакте.  

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/aceonsecondserve/625444.html

Краткая биография Андрея Рублёва самое главное

А. Рублев – очень знаменитый и уважаемый русский иконописец. Благодаря своим работам Русская православная церковь относит его к преподобный лике святых. Все иконы считались чудотворными и  образцом для последующих мастеров.

Родился великий мастер своего дела примерно в 1360 году, на то время в Московском княжестве. Но к сожаления, из его биографии нам мало что известно, осталось только его творчество. Бытует мнение, что он учился художества в Византии и Болгарии. С именем Андрей был принят в монастырь. Настоящего имени не сохранилось.

Впервые о нем было написано в летописи примерно в 1405 году. Делалось сообщение, что он участвовал в росписи Благовещенского собора в Московском кремле. Эта ответственная работа свидетельствует о великом умении росписи икон. Второй раз в 1408 году было о нем сообщение в летописи, когда Рублев участвовал в росписи Успенского собора. В скорости у него появились свои ученики и помощники.

Третий раз в летописи о нем можно прочитать сообщение, что участвовал в росписи Крупного мужского монастыря, в городе Сергееве, Московской области.

К сожалению, умер от чумы в 1430 году ( это единственная точная дата с биографии Рублева), но до этого успел поучаствовать в росписи Спасского собора, о чем и говорит летопись.

В памяти верующих, он известный благодаря своей иконе “Троица” и фреске “Страшный суд”( где традиционная грозная сцена превращается в торжество Божественной справедливости).

Ему также приписывают выполнения книжных миниатюр.

В память об этом великом человеке в Спасо – Андрониковом монастыре был основан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Были сняты фильмы, выпущенная почтовая марка, серия монет для Банка России. И что самое удивительное, один из кратеров Меркурия назван в  его честь.

Его творчество

Биография Андрея Рублёва о главном

Андрей Рублев – знаменитый русский иконописец 14 – начала 15 веков. Работ, принадлежащих кисти этого художника, сохранилось до современных дней не так уж и много. Самая знаменитая из них – “Троица”.

Участвовал Андрей и в росписи многих храмов. А иконопись его заметно отличалась от традиционной. В своих изображениях сочетал художник и духовность, и человечность.

Совокупность того и другого делало его творения неповторимыми.

Достоверных сведений о жизни Рублева известно очень немного. Даже неизвестна точная дата и место его рождения. Предположительно, появился на свет будущий художник в 1360 году.

Местом рождения одни историки считают Московские земли, а другие – Новгородские. О семье его, так же, почти не известно. Есть только предположения о том, что это была ремесленническая семья.

Еще, есть подпись на одной из поздних работ Рублева, которая гласит, что мастер, написавший ее – Андрей, сын Ивана.

Имя Андрей принял живописец при постриге в монахи. В течение своей жизни немало написал он икон. Но, единственной уцелевшей и дошедшей до наших дней является “Троица”. Эта работа была написана мастером в период междоусобиц на русских землях.

Принимал участие Андрей вместе с другими живописцами того времени и в росписи храмов. Известно, что в 1405 году он, вместе с группой других художников и Ф. Греком работал над фресками Московского Благовещенского собора.

А в 1408 году, так же с совместно с другими, трудился он над Успенским собором во Владимире. На западной стене этого храма красовались картины, изображавшие великий судный день. Эта работа полностью принадлежит кисти Рублева.

Умер иконописец в 1428 году. В это время находился он в Андрониковом монастыре. Причиной смерти считается чума, эпидемия которой наблюдалась там в этот период времени. Существует предположение, что последнее над чем трудился мастер – роспись Спасского собора. Но это только предположение. Ведь так мало дошло до наших дней и работ художника, и точных сведений о его жизни и деятельности.

Его творчество

Интересные факты и даты из жизни

← Петровна Елизавета↑ БиографииКовалевская Софья Васильевна →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/rublyov-andrej

Краткая биография Андрея Рублева

Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.

Читайте также:  Евгений осин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Судя по фамилии, отец его происходил из ремесленников. Рубель, производная в его фамилии, это инструмент для накатки кожи. Местом его рождения считается Московское княжество. Дата рождения доподлинно неизвестна, где-то 1360-70 года.

В зрелом возрасте принял постриг и стал монахом. Всю жизнь занимался росписью соборов и храмов.

Совместно с другими иконописцами, Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (к сожалению, фрески до наших дней не сохранились), во Владимире участвовал в оформление Успенского собора.

Его уникальность работ состоит в том, что основываясь на традициях византийского и южнославянской живописи, он переплетает их, развивая свой неповторимый стиль.

Самая известная работа его это икона «Троица», которая считается шедевром, как русской, так и мирового искусства. В этой иконе вплетена не только религиозная подоплека, но и философская. Написана она была в память о Сергее Радонежского. Рублев в ней воплотил его пожелания: «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». В безмолвии трех фигур видна гармония и единство.

К сожалению, большинство его работ не сохранилось. Соборы были разрушены или не выдержали ход времени. Иконы затеряны. Но даже по тем сохранившимся можно увидеть, как Андрей Рублев через свои творения пытался донести надежду на прекрасное и светлое будущее. В его фигурах видна не обреченность, как часто писали его современники, а легкость и светлость.

Умер он в 1427 году в Москве в Андрониковом монастыре. В наше время Андрей Рублев был причислен к лику святых. Датой памяти считается 17 июля.

Биография по датам и интересные факты

Другие биографии:

  • Рахманинов Сергей ВасильевичСергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга
  • Руаль АмундсенРуальд Амундсен, первый в истории человек, покоривший Южный полюс, появился на свет 16 июля 1872 года в Норвегии в портовом городе Борге.
  • Рубцов Николай МихайловичРождённый в Архангельской области в 1936 г. Николай Михайлович Рубцов рос в детском доме. Его отец был отправлен на войну, а мать потеряна в военные годы
  • Екатерина IЕкатерина I была первой императрицей в России. Она являлась женой Петра Великого. Екатерина имела весьма скромное происхождение и не очень чистую репутацию. Многие историки указывают, что именно в правления этой императрицы
  • Александр ГринБезусловный романтик, блестящий прозаик, Александр Степанович Грин (Александр Гриневский) прожил бурную, богатую событиями жизнь.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/rublev-andrej

Рублёв Андрей около 1360 – 1428: биография кратко, годы жизни, деятельность

Один из самых известных русских иконописцев московской школы, книжной и монументальной живописи XV века.

Истории известно немного фактов из биографии Андрея Рублёва. Например, данных о его рождении и происхождении практически не сохранилось.

Предположительно, родился он в 1360 году, и считается, что предки иконописца были мастеровыми. К сожалению, мы не знаем и первоначального имени художника.

Имя Андрей он получил после монашеского пострига в монастыре на берегу реки Яузы. Сегодня этот монастырь известен как Андроников.

На одной из сохранившихся икон различима надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». В результате ученые сошлись во мнении, что отчество Андрея – Иванович.

Первое письменное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405 году. Именно тогда летопись сообщает, что чернец Рублёв, Феофан Грек (прибывший из Кафы) и Прохор-старец расписали Благовещенский собор Московского Кремля.

Совместная работа с Феофаном Греком была прекрасной школой и высокой честью для молодого автора. Тем не менее, взяв у Феофана Грека лучшее из техники, Рублёв создал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости. Его иконы написаны в спокойной манере, наполнены ясностью и гармонией.

К сожалению, роспись Благовещенского собора до наших дней не сохранилась, но в иконостасе осталось семь икон, которые специалисты относят к творчеству Андрея Рублёва.

В начале XV века он со своим товарищем Даниилом Чёрным приступил к росписи Успенского собора под Звенигородом. Его кисти принадлежат, предположительно, изображения двух святых – Флора и Лавра, но и во всей росписи ощущается присутствие Рублёва.

В это время Андрей Рублёв трудился над иллюстрациями к Евангелию Хитрову. Здесь также ярко прослеживаются традиции иконописи, выработанные художником, в перекличке с византийскими традициями. Только, в отличие от изображений авторства греков, рублёвские изображения наполнены духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь.

В 1408 году появилось второе упоминание о работе мастера. Рублёв вновь работал с Даниилом Чёрным. Они расписали Владимирский Успенский собор, который был построен еще до монголо-татарского нашествия. В западной части храма и на его сводах разместили мастера свои фрески Страшного суда. Многие исследователи сходятся во мнении, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

После этого почти двадцать лет не было никаких сообщений об иконописце. Предполагается, что он находился в Андрониковом монастыре. И только в 1422 году Андрея Рублёва приглашают в Троице-Сергиевский монастырь, который начинает восстанавливаться. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного был возведен храм из камня. Этот храм и расписывал Андрей Рублёв.

В Троицком соборе мастер создал икону, которая до сегодняшнего дня поражает совершенством композиции. Многие искусствоведы называют ее шедевром и вершиной творчества Рублёва: это «Святая Троица».

Скончался иконописец осенью 1428 года, во время бушевавшей в Москве эпидемии чумы.

Лучшие иконы, которые признаны работами Андрея Рублёва, – «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Гавриил», относящиеся к Звенигородскому чину, – хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Есть еще несколько икон и фресок, которые приписываются Рублёву, но исследователи называют их работами артели или современников Рублёва, творивших в его стиле.

Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/rubliov-andriei

Преподобный Андрей Рублев – Православный журнал “Фома”

Андрей Рублев

Гениальный иконописец и великий мыслитель древней Руси жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь постепенно оправлялась и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды.

То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на русскую землю вторгся хан Едигей.

Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от ига Орды.

Подробности жизненного пути преподобного Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения. В летописях его имя упоминалось редко. Скорее всего он был потомственным, коренным ремесленником.

Все, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует — Рублев уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Только здесь сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям.

И, наконец, в своей живописи Рублев продолжал глубинные и давние традиции именно этого края Ростово-Суздальской Руси.

Материал по теме

Андрей Рублев. Звенигородская история

Чтобы крепко связать имя великого иконописца со Звенигородом, исследователям пришлось потрудиться. И сама история «прописки» Андрея Рублева в этом подмосковном городке почти детективная.

Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители.

Иконописец еще застал в живых преподобного Сергия Радонежского, любимый ученик которого преподобный Никон впоследствии заказал ему «Троицу». Мироощущение Рублева сформировалось в среде, воспитанной на Сергиевых заветах.

В житии преподобного Сергия Радонежского сказано:

«Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».

В такой атмосфере инок Андрей воспитывался не только на исторических примерах святости, но и на том, что видел сам — на примерах живых подвижников, окружавших его. Да и сам он почти двадцать лет, до самой смерти, вместе со своим другом и соратником по творчеству Даниилом Черным вел жизнь монаха-иконописца.

Биография Андрея Рублева

Как говорилось выше, из-за особенностей того времени и монашеской скромности иконописца мы мало знаем о нем, и даты его жизни весьма условны. Однако некоторые из них можно назвать хотя бы приблизительно.Около 1360 г. — родился в средней полосе России.1370-1390-е гг. учился и работал в дружине московских художников.

До 1405 г. — принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо-Андроникове монастыре.1405 г. — совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.1408 г. — вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.

Около 1408 г. — написал иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин».Затем (до 1427 г.) — совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора  Троице-Сергиева  монастыря. Тогда же написал  икону «Троица».1427-1430 гг.

 — создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

29 января 1430 г. — скончался и погребен в Спасо-Андроникове монастыре. (По другой версии дата кончины 17 октября 1428 года).

На анонсе Спасо-Андроников монастырь. Место кончины и погребения преподобного Андрея Рублева. Источник фото wikipedia.org

(2 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/prepodobnyiy-andrey-rublev-1360-1430.html

Биография и творчество преподобного Андрея Рублева

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси.

Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.

), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет “гостеприимство Авраама”. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием.

Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.

Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью.

Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др.

мастерами — Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева.

Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок.

1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: “Искусство Рублева – это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания”, “Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию”.

Читайте также:  Род стюарт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: 

11 Декабря 2013

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/biografiya-i-tvorchestvo-prepodobnogo-andreya-rubleva

Биография Андрея Рублева

Опубликовано: 21.12.2016 – 21:17

Рублев Андрей (приблизительно 1360 –17.10.1428) – русский художник, монументальный живописец, известный иконописец. Монах, причисленный к лику святых.

Основные этапы биографии

Точных данных о жизни Рублева сохранилось немного. Его предположительное место рождения – Московское княжество, по другой версии – Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны.

Судя по фамилии, его семья может иметь отношение к ремесленничеству. В молодые годы Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре, взяв имя Андрей.

Одна из поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», несмотря на то, что подпись неподлинная, она считается косвенным подтверждением, что отец художника носил имя Иван.

В 1405 году, по свидетельству летописей, участвовал с Феофаном Греком и другими художниками в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились изображения праздников, отличающиеся особой гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, художник к этому времени имел серьезный опыт и репутацию.

В 1408 году совместно с Д. Черным писал в Успенском соборе во Владимире. Ему принадлежит часть фресок изображения Страшного суда на западной стене.

Несмотря на подавляющую тематику, работа Рублева демонстрирует просветление и всепрощение и не дает гнетущего ощущения страшной кары.

В те времена художник был настоящим мастером школы живописи, имеющим собственный стиль, последователей и учеников.

В 20-х годах XV века под руководством А. Рублева и Д. Черного создавался иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели лишь три ряда иконостаса, разных по манере исполнения.

К тому времени относится и создание «Троицы» – иконы, ставшей шедевром мировой живописи. Смысл, вложенный художником в эту удивительную работу, – самопожертвование во имя гармонии и жизни.

Рублев скончался в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.

Всеобщее признание творчества Рублева

В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение. Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева.

В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина.

В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).

Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева.

Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева.

Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.

В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.

Источник: http://stories-of-success.ru/andreya-rubleva

Биография режиссёра Андрея Тарковского

Семья Тарковского Итак, что все-таки увлекательного было в жизни Тарковского? Ну, биография режиссёра началась как и у всех – с рождения. Денек возникновения на свет Андрея – 4-ое апреля 1932 года.

Биография этого профессионального человека началась в обыкновенном российском селе. Семья Тарковского жила в Заволжье Ивановской области. Но, все же, предки Андрея были чрезвычайно образованными и умными людьми.

Может быть, конкретно благодаря им, так сложилась биография синематографического гения. Дело в том, что отец режиссера был поэтом, а мать – актрисой.

“Элегантное” детство Тарковского

Андрей Тарковский никогда не был скованным либо замкнутым. Он умел отыскивать подход и разговаривать со всеми. Даже учителя были для него как равные. Он почти во всем различался от среднего русского ребенка. Андрей постоянно был человеком, который ценил свободу и чувствовал ее в себе.

Такое могли для себя дозволить только единицы людей, живущих в то время. Все знали, чем чревато вольнодумство. Но Андрея это никогда не пугало. Он постоянно оставался самим собой, мыслил так, как желал, и гласил то, что считал нужным выразить.

Не глядя на то, что Андрей вырос в селе, он постоянно ощущал себя в чем либо особым, был прирожденным аристократом. Ежели все мальчишки не направляли внимания на то, незапятнанная ли у их обувь, свежайшая ли рубаха, то для Андрея это было чрезвычайно принципиально.

Не глядя на бедность семьи, а ведь мать растила его одна, так как отец ушел, когда мальчугану было всего только 5, он постоянно различался тем, что смотрел за модой и умел быть стильным. Когда они с матерью переехали в Москву, Андрей еще более стал демонстрировать то, кем он является по сути.

Мальчишка с матерью жил в Замоскворечье и прогуливался в местную школу. К слову, конкретно в данной для нас школе вкупе с ним обучался узнаваемый поэт Андрей Вознесенский.

Искусство в его жизни

Во время учебы Тарковский чрезвычайно очень сдружился с Кончаловским. Вот у их как раз таки сходились взоры и на творчество, и на жизнь. Конкретно потому ребята постоянно вместе делали все данные им проекты. Им нравилось работать в тандеме, делиться мыслями.

Их дипломной работой стала малометражная картина «Каток и скрипка». Она вышла так увлекательной и успешной, что получила основной приз в Нью-Йорке, когда там проводился конкурс меж студенческими фильмами. Это вышло в 1961 году.

Учеба и 1-ые проекты

Тарковский с молодых лет интересовался искусством. Он прогуливался в Художественную школу имени 1905 года. Но же, опосля окончания среднего образования, будущий режиссер далековато не сходу обусловился в том, кем он желает стать.

Юноша поступил на арабское отделение ближневосточного факультета Столичного Института Востоковедения. Ему было любопытно и он даже отправился на практику в Сибирь. Там, на реке, юноша провел все три месяца в геологической экспедиции.

Но все таки, любовь к творчеству взяла свое, и возвратившись в Москву, Андрей отправился во ВГИК. Там он сдал экзамены и попал в мастерскую Миши Ромма. Совместно с ним обучалось огромное количество, как заведено, узнаваемых на сегодня звезд того поколения.

Но больше всех на курсе выделялись своими недюжими талантами Андрей Тарковский и Василий Шукшин. К слову, когда Шукшин и Тарковский сдавали экзамены, комиссия почему-либо не желала, чтоб мужчин приняли в высшее учебное заведение. Все педагоги гласили Ромма не принимать ребят.

А он не согласился, взяв и 1-го, и другого. Василий и Андрей были различными, как масло и вода. Они почти во всем не сходились, но Ромма посчитал, что конкретно такие типичные личности просто нужны факультету. Вот так мужчины и оказались в его мастерской.

Мосфильм

Очередной кинофильм, «Андрей Рублев», который шел за границей под заглавием «Страсти по Андрею», стал реальным шедевром. Само-собой разумеется, в нем Тарковский уже начал открывать свое инакомыслие. Конкретно потому за рубежом это кинофильм числился неповторимым шедевром.

Зато на русском пространстве его выпустили ограниченно, очень урезали и почти все просто убрали. Конечно, в то время нельзя было так от всей души и оригинально гласить о жизни величавого богомаза. Тарковский сумел показать очень много того, о чем нужно было молчать в Русском Союзе. Опосля окончания обучения Тарковский попал на Мосфильм.

Первым фильмом, который он снял, стало «Иваново детство». Эта история о парнишке, который попал на фронт, вышла так искренней и катастрофической, что на Тарковского сразу направили внимание. Несомненно, стоит упомянуть то, что потом на экранах возникла картина «Мне 20 лет». В этом кинофильме снялось огромное количество величавых личностей.

И идет речь не только лишь о актерах, да и о поэтах. Таковых, к примеру, как Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Вадим Захарченко.

А позже Тарковский снял два реальных шедевра, которыми восторгаются до нынешнего денька. Это, конечно, «Солярис» и «Сталкер». Два этих кинофильма стали истинной находкой для русского синематографа.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что они так увлекательны и оригинальны, что с ними не сумеют сравниться почти все и почти все голливудские блокбастеры

Возможно Вас также заинтересует:

Биография Андрея Миронова В биографии Андрея Миронова всё начиналось так же просто, как и в истории хоть какого человека. Он родился в семье актёра и актрисы. Наверняка, уже благодаря этому, жизнь и биография Андрея были, по собственному, предопределены. Отца Андрея звали Александр Менакер. Он был и актёр, и режиссёр. Ну а мать Миронова,…

Биография актера Андрея Гайдуляна Его история ординарна, но счастлива. Это история обыденного парня из обыкновенной средней семьи, который приехал покорять Москву и сразил её. Андрей Гайдулян родился в 1984 г. в Кишинёве, в семье учительницы и сотрудника МВД. Обучался в обыкновенной школе, совсем не мечтая о известности и актерской карьере. Но судьба находит собственного…

Андрей Мягков, биография и личная жизнь Что все-таки мы можем поведать о Андрее Мягкове, биографии и личной жизни? Андрей возник на свет восьмого июля 1938 года. Родился Мягков в Ленинграде.

Как отмечает биография актера, его папой был доктор политехнического института.

Несомненно, стоит упомянуть то, что когда Андрей обучался в школе, он чрезвычайно интересовался точными науками, различной…

Стр: 1 2

Источник: http://creativecube.ru/obshhestvo/znamenitosti/biografiya-rezhissyora-andreya-tarkovskogo-2/

Рублев Андрей

(около 1370-1430) русский художник-иконописец

Сегодня имя Андрея Рублева известно каждому образованному человеку, и кажется невероятным, что долгие годы и даже столетия никто не знал ни самого художника, ни его творений. И тем не менее это так. Хотя его имя упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале XX века.

Произошло это так. В 1904 году была начата реставрация «Троицы» — главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры. После расчистки этой иконы перед реставраторами предстал один из шедевров мировой живописи. Стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Андрей Рублев. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев родился в конце шестидесятых годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Судя по всему, в юности Рублев был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха.

Во время Куликовской битвы в 1380 году он уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Так, в девяностые годы XIV века Андрей Рублев работал в Звенигороде, где расписал храм Успения на Городке, а также создал ряд икон. Они получили название Звенигородского чина, три из них — «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» — ныне находятся в Третьяковской галерее.

Мы не можем последовательно проследить творческий путь Андрея Рублева, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Они были в основном монахами и выполняли свой священный долг.

Однако из документов нам известно, что в 1405 году три художника — знаменитый Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев — начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. Исследователи установили, что Рублев написал для него одну из лучших своих икон — «Преображение».

Кроме того, в Москве он занимался и оформлением книг. В частности, оформил Напрестольное Евангелие, исполнив для него четыре миниатюры евангелистов. На одной из них художник изобразил ангела с книгой в руках.

Это традиционный символ евангелиста Матфея. Но Рублев изобразил в облике ангела одухотворенного юношу, который стремительно идет куда-то, двигаясь настолько свободно, что, кажется, сейчас перешагнет рамку миниатюры.

Почерк Андрея Рублева можно узнать сразу, несмотря на традиционные позы его фигур, строго подчиненные канону: в них всегда видна конкретная человеческая личность, то грустная, то задумчивая, то печальная.

Из Москвы Андрей Рублев вместе с другими мастерами отправился во Владимир, где в течение нескольких лет писал фрески и иконы для Успенского собора, который восстанавливали после пожара.

Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве.

Так произошло и в 1408 году, когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века.

Этим и занимался Андрей Рублев, что лишний раз свидетельствует об известности художника: ведь для выполнения столь ответственного задания не могли при-влечь малоизвестных мастеров.

В тот год, когда они работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, и в том числе Троице-Сергиев монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он пригласил Рублева, который уже был в преклонном возрасте, написать главную икону монастыря — «Троицу».

Отказать Андрей Рублев не мог. Он всю жизнь мечтал написать именно эту икону. Однако художник по-своему осмыслил известный ветхозаветный сюжет.

Вместо трех ангелов он изобразил трех уставших с дороги путников. Они присели отдохнуть около накрытого стола. Их позы свободны и уравновешенны.

Читайте также:  Ольга фокина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Икона выполнена в светлых тонах, символизируя светлое духовное начало как проявление сущности этих людей.

Любопытно, что Андрей Рублев не использовал в этом произведении традиционный для русской иконописи красный цвет. Всеми средствами художник старался передать своим зрителям ощущение спокойствия и внутренней гармонии, чего всегда так не хватало на земле.

Икона стала последним произведением Рублева. Он скончался 29 января 1430 года в Андрониковой монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 году, году тысячелетия крещения Руси, русская православная церковь причислила Андрея Рублева к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.

Источник: http://biografiivsem.ru/rublev-andrey

Биография и творчество преподобного Андрея Рублёва

Андрей Рублев является одним из самых именитых представителей московской школы иконописи и книжной живописи 15 века. Решением высших органов Русской православной церкви Рублев отнесен к лику преподобных святых, особо угодивших Господу.

Моменты биографии

Историки не располагают достаточными биографическими сведениями о жизни Рублева. Считается, что он родился около 1360 года, по одним источникам, в Великом Новгороде, по другим – в Московском княжестве.

В начале 15 века под именем Андрея Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре (ныне не действует), расположенном на одном из берегов Яузы. Следующие 30 лет он посвятил себя иконописному творчеству vseikony.ru, украшая фресками своды монастырей и создавая иконы.

Предположительная дата смерти Рублева – 1430 год. В это время в Москве господствовала чума, и, вероятно, преподобный Андрей не избежал участи многих других простых людей, погибнув от инфекции. Похоронен он был в том же монастыре.

Творчество

Первой серьезной работой для Рублева стала роспись стен Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. Он упоминался в качестве младшего члена артели, куда входили сам Феофан Грек и Прохор с Городца. Этот же момент служит первым упоминанием о Рублеве вообще. Запись сделана в Троицкой летописи.

Эти фрески не сохранились, так как в 1416 году монастырь был полностью перестроен.

Следующей крупной работой для преподобного Андрея стало украшение фресками стен Успенского собора во Владимире в 1408 году. Рублев работал в то время в соавторстве с Даниилом Черным. Согласно упоминаниям этого события в Троицкой летописи будущий именитый иконописец был тогда младшим мастером.

Эти сведения – единственные, которые содержат точную информацию о периоде создания произведений Рублевым. Фрески сохранились лишь частично. Из них дошли фрагменты следующих частей:

  • Праздничный цикл;
  • Предтеченский цикл;
  • Богородичный цикл;
  • Страшный Суд.

Кроме того, дошли до наших дней изображения отдельных святых и частично – орнаменты – в разных уголках собора.

Еще одним творением кисти Рублева, вышедшим из стен Владимирского монастыря, считается икона Владимирской Божьей Матери Умиление. Она также написана около 1408 года и является одной из самых древних списков оригинала. Однако некоторые историки против приписывания Рублеву авторских прав на это произведение.

Также Рублев расписывал церковь Святой Троицы в Сергиевом Посаде и церковь Спаса в Москве, но самым известным его творением стала икона «Троица» из иконостаса Троицкого монастыря. В художественном мире она принимается за эталон рублевского творчества и его эпохи.

В творчестве Андрея Рублева есть много работы, в авторстве которых сомневаются многие ученые. К ним относятся иконы иконостасов Московского Кремля, Троицкого собора, фрески Успенского собора и другие.

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/2838–biografiya-i-tvorchestvo-prepodobnogo-andreya-rubleva.html

Биография и творчество Андрея Рублёва (стр. 1 из 8)

Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и монастырях Северо-Восточной Руси середины 14-го века жил и работал монах-иконописец Андрей Рублёв, прославленный теперь по всему миру как один из величайших художников России.

Никто не найдет среди многих тысяч древних рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России, никаких записей о детстве Рублева, поскольку их никогда не было.

Источники молчат о том, что составляет обязательную принадлежность биографии самого заурядного человека нового времени — где, в каком году и в какой среде он родился.

Навсегда сокрытым останется даже имя, данное будущему художнику при рождении, ибо Андрей его второе, монашеское, имя…

Но не все исчезает с лица земли из кажущегося исчезнувшим. В описываемые нами времена верили, что и единое мгновение человеческой жизни оставляет навсегда свой след, иногда определенный, четкий, иногда почти невидимый для постороннего глаза.

И мы сейчас, отыскивая не по следам даже, а по едва примятым былинкам жизненные пути художника, не должны пренебречь и самым малым знаком, оставленным для нас временем. Тогда задача наша не покажется столь уж безнадежной — на карте прослеживаемого пути между белыми пустотами пролягут линии, местами прерывистые, иногда сплошные…

Последуем и в этом случае совету старых книг: “Рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему…”

Вопрос о времени рождения художника с той мерой точности, которая была при этом возможна, уже разрешен исследователями на основании косвенных соображений. Принято считать, что Рублев родился около 1360 года. Эта дата в достаточной мере согласуется со свидетельствами источников, что скончался он в 1430 году “в старости велицей”.

Правда, «старостью великой» древнерусские книжники определяли возраст и в восемьдесят и в девяносто лет. Устанавливая дату рождения, биографы исходили из того, что незадолго до смерти Рублев был полон сил, писал иконы и фрески, а последнее требует особенно значительной телесной крепости.

Предполагая, что зрелость, не отмеченная еще чертами старческой усталости и упадка, приходится не позднее чем на седьмой десяток жизни, договорились об этой приблизительной дате. Отдельные попытки уменьшить его возраст общего признания не получили.

В последние годы наметилось даже мнение о возможности его рождения несколько раньше 1360 года — скажем, в 1350-х годах.

Где была «земля рождения его», та земля, которая взрастила на своем лоне будущего великого художника? Все, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует — Рублев уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем.

Здесь, и только здесь, сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям. С подмосковными обителями связана его монашеская жизнь.

И наконец, в своей живописи Рублев продолжал глубинные и давние традиции именно этого края — Ростово-Суздальской Руси.

Из поколения в поколение грамотные читали в книгах и все, взрослые и дети, ежегодно слушали чтение истории об одном человеке необыкновенной судьбы, который был благочестив, стар годами, кормился же трудом своих рук, ибо “художеством был плотник”. Плотник художеством! Древний взгляд на ремесло как на художество неразделим с пониманием искусства как высоко го ремесла.

Монастырский обычай при пострижении давать имя, чаще всего начинающееся па ту же букву, что и мирское, свидетельствует нам, что при крещении нарекли Рублева, может быть, Алексеем или Александром, Афанасием или Антонием, или еще каким-нибудь уже редким именем — сто тридцать шесть мужских имен, начинающихся па первую букву алфавита, насчитывает древний русский календарь — святцы.

Человек рождается на земле обжитой, в среде, которая хранит опыт, память, убеждения многих поколений. Он — плод, вырастающий, когда приходят ему времена и сроки, на древнем многовековом древе народной жизни.

Он плоть от плоти длящегося веками единства — истории своего народа. Его предки, современники и потомки напитаны единой живительной влагой, добытой из глубин матери-земли.

Одно солнце веками согревало сменявшие друг друга поколения и несло жизнь и свет, потому что без этого света, льющегося с небесной высоты, нельзя жить могучему древу…

Зимой 1240 г. Орда захватила Киев и южно-русские земли, ещё остававшиеся свободными от монголо-татарского ига. В 1241 г. На новгородские земли, которые не смогли захватить пришельцы из Азии, двинулись с запада крестоносцы. Казалось, что историческое бытие русского народа подходило к концу, что на этой растерзанной земле ему суждено умереть, раствориться в среде сильнейших…

Современники видели причину погибели Руси в междоусобных раздорах, отсутствии единства, непонимании общности в судьбах всей нашей прекрасной земли. Старая, тревожная мысль, звучавшая ещё в “Слове о полку Игореве”.

Буря прошла над Русью, но “древо отцов” устояло. Согнутое, с обломанными ветвями, оно не было вырвано с корнем из родной почвы. Данницей Орды, под её управлением, но сохранилась традиционная русская государственность.

Наступили времена иных подвигов. Героический мученический всплеск утих, не находя почвы для своего роста «Русь смирися». Сколько их было, безвестных судеб, людей, несших крест терпения и поругания! Чем они жили, на что надеялись? В судьбах тех, чья память не поглощена забвением, хорошо видна удивительная стойкость.

С самых первых лет ига громадная внутренняя сила проявилась в деятельности многих русских князей. Складывается особый тип национального служения — терпеливой твердости и политической выдержанности действий по отношению к завоевателям для блага своей земли.

Об этих «отечестволюбцах», трудившихся «про отчину свою и отечество», писали летописцы, слагались предания, повести, жития, исторические песни. Среди собирателей и защитников русской земли самой яркой звездой на небосклоне ХIII столетия сияет имя Александра Невского.

В историю вошли его громкие победы над ливонцами, но за блеском славы почти не проглядывают трагический, жертвенный облик, его ранняя смерть, предсмертные черные одежды схимника…

С наступлением иноземного ига существенно изменились, но не исчезли условия для культурной жизни страны. В незащищенных, пограничных степи киевских землях она надолго замирает. Северо-Восточная Русь оказалась в этом отношении гораздо более жизнестойкой.

Есть сведения, что здесь уже через два года после Батыевой «рати» поновляли церкви. Не прервалась нить исторической памяти народа — летописание.

Все больше и больше времени проводят митрополиты всея Руси во Владимире, пока, наконец, к самому исходу ХIII столетия общерусская церковная кафедра не перейдет окончательно из разоренного и подверженного опасностям Киева в северо-восточную столицу. Но и здесь культурные силы были подорваны.

Многие книжные люди, художники, зодчие, ремесленники погибли в огне нашествия или были уведены в плен. Прекратилось почти па полстолетия каменное церковное строительство, и с ним пресеклось цветущее в домонгольской Руси искусство настенных росписей — фрески.

Культурные потери осознавались в те годы как нечто тяжелое, требующее восполнения. В 1267 году митрополит Кирилл, первым управлявший русской церковью при ордынском иге, добился у хана особых охранных привилегий для целого ряда «церковных людей и среди них для “церковных мастеров”.

Что это были за мастера, раскрывают более поздние источники. Речь шла о художниках, писцах книг, зодчих — “каменных здателях и древодельных”. Строительная деятельность второй половины ХIII века очень скромна и не способна возбудить воображение. Поддерживали от обветшания старые палаты и соборы, меняли покрытия и полы. Устраивали новые приделы внутри давно существовавших церквей.

Изобразительное искусство быстро утратило высокое совершенство формы и идеально-возвышенный, эпически-монументальный строй образов домонгольских времен. Оно стало проще, но открытей в выражении скорби, страдания.

Эти изменения отражали новый, выстраданный в исторической катастрофе опыт. В жизни народа, потерявшего свою самостоятельную государственность и величие, произошло нечто, чего никогда раньше не случалось в его истории.

Народ, который вместе со своей землей оказался в огромном чуждом государстве, неожиданно осознал через горе и страдание свою общность по крови и вере. И общим несчастьем, и историческим воспоми- нанием русские люди стали еще ближе друг другу…

Кто не знает этого по собственному опыту — как смерть или иное горе объединяют и примиряют людей, заставляют относиться терпимей, любовней и внимательней к ближнему? Недаром же считалось, что именно в страдании особенно ясно видны те ценности, которые забываются во времена благополучного бытия и отдельных людей, и целых поколений…

Было, однако, и другое — ужас, унижение, бесправие. Странно двоится, даже на страницах летописей, эта далекая жизнь. Иногда бедствия и жестокости заставляют сжиматься сердце. Часто кажется, что жизнь шла своим путем, укреплялась теми ценностями, которые давали силы пережить эту народную беду как беду внешнюю, не затрагивающую суть, основу народного бытия.

да был страх, захвативший не одно поколение. «Когда, — по слову историка В. О. Ключевского, — уже вымирали последние старики, увидевшие свет около времени татарского разгрома Русской земли…

во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса, про изведенного этим всенародным бедствием и постоянно подновлявшегося многократными местными нашествиями татар. Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение.

Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находи и не ища никакого выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее.

Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином, услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда. Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера…»

Источник: http://MirZnanii.com/a/127049/biografiya-i-tvorchestvo-andreya-rublyeva

Ссылка на основную публикацию