Аристофан – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Аристофан

Древнегреческий комедиограф, родоначальник комедийного жанра Аристофан появился на свет в Аттике. Творил “отец комедии” в Афинах, биографы указывают дату рождения и смерти Аристофана приблизительно 445 г до н.э.

Большого количества фактов о жизненном пути Аристофана нет, но до наших дней дошла слава его великих произведений. Это единственный представитель аттической комедии, чьи творения потомки могут лицезреть и слышать целиком.

Первую комедию Аристофан ставит в 427 году, скрыв свое имя как автора. Далее, примерно год спустя появляется пьеса “Вавилоняне”, это была откровенная критика и высмеивание могущественного правителя Клеона, чья деятельность была полна демагогии.

Аристофана обвиняют в совете в порицании политики Афин перед присутствующими иностранными послами. Клеон продолжил нападки на драматурга и позднее, обвинив его в незаконном присвоении звания афинского гражданина, это было распространенное в Афинах обвинение.

На это Аристофан ответил, используя свое красноречие и стихи Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Это звучало с издевкой. Клеон не забыл обиды, он отомстил Аристофану жестокими нападками на комедию “Всадники”. Простые актеры были запуганы борьбой автора и всемогущего демагога, никто не хотел выступать в роли Клеона. Аристофан исполнил эту роль сам.

Больше о жизни Аристофана не известно никаких фактов. Из глубины веков пришло к нам имя великого Гомера как Поэта, а Аристофана древние называли Комик.

Литературное наследие Аристофана состоит из 11 комедий, дошедших до наших дней. Большая часть из 44 произведений великого Комика было утеряно. Но и то, что сохранилось, является всемирным культурным наследием. Это комедии:

“Ахарнейцы””Осы””Мир””Всадники””Птицы””Лисистрата””Женщины на празднике Фесмофорий””Женщины в народном собрании””Лягушки””Облака”

“Плутос”

Последние две комедии дошли до наших дней в виде переработок автора, “Облака” остались в неоконченной позднейшей переработке, а “Плутос” сохранился во второй, сценической переработке.

Комедии Аристофана были и остаются лучшими произведениями античности. Это была эпоха, когда вещи назывались своими именами, несколько обнаженно, и без прикрас. Поэтому некоторые фразы и выражения в изложении Аристофана могут показаться современному зрителю смешными, но несколько примитивными.

Известно, что Гете называл Аристофана “неблаговоспитанным любимцем муз”. Чтобы понять острый юмор автора, нужно хорошо представлять себе культурные традиции эпохи, в которую он творил, и пороки которой высмеивал. Пьесы Аристофана полны остроумных намеков, тонкого сарказма.

Греки были очарованы прелестью и обаянием пьес, полных неиссякаемого остроумия и безграничной смелости.

Человечество накопило культурные традиции всех прошедших эпох, читателю сегодня слог и стиль изложения Аристофана может показаться чрезмерно откровенными, а шутки даже нечистоплотными, ведь нам есть с чем сравнивать, чувство изящного, красота языка оттачивались веками. Грубость, свойственная Аристофану, была неотъемлемой частью эпохи, и потому его произведения тем более ценны, как отражение жизни тех далеких времен.

По своим нравственным и политическим убеждениям Аристофан был достаточно консервативен, сурово защищая старые верования, обычаи, науку и искусство. Все новое вызывало его язвительные насмешки.

Аристофан высмеивал Сократа и его сторонников-софистов в “Облаках”, в “Лягушках” беспощадно осудил Еврипида, во всех комедиях можно найти выпады против различных нововведений.

Вообще античной комедии была свойственна безграничная свобода слова, смелость и фантазия Аристофана не останавливались ни перед чем, если предмет заслуживал осмеяния. Древняя комедия представляла собой своеобразный оплот демократии, но во время пелопоннесских войн появились некоторые запреты. Примерно в 415 г.

был введен закон, немного ограничивающий необузданную свободу осмеяния личности. Произведения Аристофана полны реальных персонажей истории, которые поданы в извращенном, карикатурном виде, а правда общественной и политической жизни точно отражалась в зеркале его слов.

Лишь под конец жизни Аристофан стал создавать комедии, в которых на первом плане была не политика, а личная жизнь, так было положено начало новому направлению комедийного жанра. Одно из последних произведений великого Комика была пьеса, сюжет которой повествовал о молодом человеке, соблазнившем девушку, и женившемся на ней по расчету.

Аристофан вводит новые формы драматических произведений и особые стихотворные нормы. Некоторые из них впоследствии стали называть его именем (анапест metrum Aristophanium). Великие произведения античности пера Аристофана на русский язык переводили Апт С.К и Пиотровский А.И.

Источник: http://biblioman.org/authors/aristofan/

Аристофан Ἀριστοφάνης

Годы жизни: с 01.01.0444 по 00.00.0385

Аристофан (ок. 444 – ок. 385 до н.э.) – древнегреческий комедиограф, который развил т.н. “древнюю” аттическую комедию до совершенства.

Подробностей жизни Аристофана чрезвычайно мало, и даже годы его жизни известны очень примерно.

Известно, что родился он в деме Кидафине (дем – территориальный округ в Элладе) и что его отец Филипп был афинянин, а значит, и сам он имел афинское гражданство. Тем не менее, некоторые его современники позволяли себе сомневаться в происхождении Аристофана и называли его либо родосцем из Линда или Камира, либо египтянином из Навкратиса.

Демагог Клеон, не в силах более терпеть насмешки над собой от комедиографа, привлек Аристофана к суду за то, что тот как чужеземецприсвоил себе афинское гражданство. Аристофан выиграл суд, используя слова Телемака из “Одиссеи” Гомера: “Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю; ведать о том, кто отец наш наверное нам невозможно.”

Аристофан в предисловиях к своим комедиям говорит, что начал писать еще очень молодым и что первые произведения (427—425 гг.) — “Пирующие”, “Вавилоняне” и “Ахарняне”, из которых сохранилось только последнее, – ставил под именем актера Каллистрата. Сам Аристофан часто выступал на сцене в своих пьесах как актер с целью изучения реакции публики на свои произведения.

Всего Аристофаном было написано свыше 40 комедий, однако до нас дошли только 11.

Творчество Аристофана связано прежде всего с бурными событиями Пелопонесской войны. Он не стесняется делать выпады против современных ему политических деятелей.

Будучи убежденным пацифистом и ярым противником диктаторства и демагогии,Аристофан в своих комедиях щедро рассыпает намеки на недостойное поведение правителей, грабящих и обманывающих народ, едко высмеивает бездарных полководцев, грызущихся друг с другом посредством простых солдат.

Однако произведения Аристофана не прошли проверку временем, и уже вскоре после его смерти комедии стали забывать, потому как последующие поколения не понимали аристофановских намеков и сатиры.

Младший современник Аристофана, философ Платон, увековечил комедиографа, сделав того участником диалога “Пир”. Он же тонко оценил изящный слог мастера в эпиграмме:

“Храма искали Хариты себе, нерушимого вечно;

Эту обитель в душе Аристофана нашли.”

Только в 18 в. пробудился живой интерес к Аристофану, его слог и сатира вдохновляли Ж.Расина, В.Скотта, Г.Филдинга.

Интересные факты из жизни

Именем Аристофана назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium), который употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Библиография

“Ахарняне” (425 г.)
“Всадники” (424 г.)
“Облака” (423 г.)
“Осы” (422 г.)
“Мир” (421 г.)
“Птицы” (414 г.)
“Лисистрата” (411 г.)
“Женщины на празднике Фесмофорий” (411 г.)
“Лягушки” (405 г.)
“Женщины в Народном собрании” (392 или 389 г.)
“Богатство” (388 г.)

Экранизации произведений, театральные постановки

Комедия о Лисистрате” (1989г., СССР, Великобритания, Греция)
“Аристофан” (короткометражка об Аристофане)

Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=454

Аристофан – краткая биография

Аристофан – древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно – 444 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н.

э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков.

Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина.

Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425).

Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор.

Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было.

Более того – в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества.

Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др.

Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом).

Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел.

Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца – «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 386 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи.

Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков.

Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин, Гейне, Филдинг, Шелли, Гёте, Фейхтвангер, Маяковский, испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

Источник: http://www.wisdoms.ru/biografiya_aristofan.html

Аристофан

Другие известные поэты

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что умение смеяться – это то достоинство, которое отличает человека от животного.

В своей «Поэтике» он производит название комедии от слова «комос» – веселое шествие подвыпивших гуляк, а начало ее выводит из «фаллических» песен в честь бога-виночерпия Диониса.

Обрядовые песни неизменно должны были включать в себя шутки, насмешки и даже непристойности

Аристофан оформил комическое в канонический комедийный жанр, за что и получил звание «отца комедии». 

В комедии «Мир» его художественные принципы выражает хор 
Он, во-первых, один у соперников всех прекратил их обычай смеяться 
Над одеждою рваной и теми людьми, кто воюет с одними лишь вшами; 
Он изгнал и Гераклов, месящих хлеба, и обжор этих вечно голодных, 
И бегущих рабов, надувающих ловко, нарочно терпящих побои – 

Это все недостойным он первый признал, и рабов выводить, как другие, Проливающих слезы, не стал он. 

И, подобные пошлости бросив и вздор, непристойные шутки такие, Возвеличил он этим искусство у нас, укрепил, возведя это зданье, Величавою речью и мыслью глубокой и шутками неплощадными; 

Читайте также:  Михаил бублик - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Не людишек простых он в комедиях стал подвергать осмеянью, не женщин, Но со страстью Геракла какой-то он стал нападать уж на самых могучих. 

Бюст Аристофана

Аристофан действительно не боялся нападать «на самых могучих».

В комедии «Всадники» он высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более «злой» жанр – сатиру. 

Как-то у ироничного Гейне спросили, почему бы ему не попробовать свои силы в качестве сатирика. «Это опасное ремесло, – ответил он. – „Любая сатира кого-нибудь да задевает… Величайшим сатириком был Аристофан…» – добавил поэт, признавая, что взять высоту античного насмешника не каждому по силам. 

Надо заметить, что это ремесло опасно не только для самого сатирика, но и для тех, кого он выбирает в качестве своих «объектов». В том, что смех часто бывает «страшнее пистолета» – в буквальном смысле, мы еще убедимся по ходу нашего повествования. 

О жизни Аристофана известно очень мало. Родился он приблизительно в 446 году до н.э. в деме Кидафине (демы – древнегреческие территориальные округа в Аттике) и являлся афинским гражданином. Существует предположение, на основе его замечания в «Ахарнянах», что он был клерухом, то есть афинским колонистом-землевладельцем на острове Эгине. 

Со слов Аристофана, писать он начал очень молодым. Первые комедии, созданные в 427-425 годах до н.э. («Пирующие», «Вавилоняне», «Архарняне»), ставил под именем актера Каллистрата и сам иногда выступал в качестве актера, к примеру, играл роль Клеона во «Всадниках». 

Время жизни драматурга совпало с событиями, имеющими исключительное значение для Афин. К середине V века до н.э. Афины победили в многолетней войне с персидской монархией и заняли главенствующее положение в Древней Элладе, возглавив коалицию множества мелких государств и островов Эгейского архипелага.

Это был период высшего расцвета государственного устройства Афин, а также всех искусств.

На вершине афинского Акрополя возводится Парфенон (храм богини Афины), у его подножия в театре Диониса ставят свои трагедии Софокл и Еврипид, вокруг просвещенного афинского вождя Перикла объединяются историк Геродот, скульптор Фидий, философ Анаксагор. 

Двойная герма: Аристофан и Менандр

В последние десятилетия V века до н.э. разразилась Пелопоннесская война (431-404 годы до н.э.), в которой Афины столкнулись с другим могущественным объединением – Спартой. В Афинах возникли партии, имеющие разные взгляды на войну.

Богатые купцы, связанные с морской торговлей, стояли за продолжение войны и расширение афинского господства, а землевладельцы, страдающие от спартанских набегов, настаивали на ее прекращении.

Аристофан по своим взглядам был близок к последним и в комедиях «Мир», «Лисистрата» и других выступал против войны. 

Внутренняя жизнь Афин также претерпевала изменения. Странствующие учителя мудрости – софисты – подвергали критике вековые представления о морали, которых придерживались предки, а также традиционную веру в богов.

Формально к софистам современники относили и Сократа, проповедующего свое учение на афинских улицах и пугающего сограждан экзотическим видом.

(Лишь последующие эпохи увидят в нем идеал мудреца – благодаря Платону, передавшему мысли своего учителя в «Апологии Сократа».) 

Это тот исторический фон, те явления, которые стали содержанием комедий Аристофана. По убеждениям он был государственником, и во всем, что, по его мнению, колебало государственные основы, видел объекты для сатирических стрел. Аристофан придавал большое общественное и политическое значение своему творчеству, называя себя «очистителем, отвращающим беды от своей страны» («Осы»). 

Аристофан написал более 40 комедий, до нашего времени дошло лишь одиннадцать «Архарняне» (425 год до н.э.), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Женщины на празднике Фесмофорий» (примерно 411-й), «Лягушки» (405), «Женщины в Народном собрании» (392 или 389), «Богатство» (338). 

Известно, что после «Богатства» Аристофан написал еще две комедии – «Кокал» и «Эолосикон», которые были поставлены его сыном Араром (по предположениям, уже после смерти отца), но они не сохранились. 

Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в «Облаках» он сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории. По сюжету, крестьянин Стрепсиад имел сына Фидиппида от жены, взятой из знатного рода. Сын водил дружбу с аристократической молодежью.

Увлекшись конным спортом, он заставил отца покупать себе рысаков и втянул его в долги. Не зная, как выйти из положения, старый Стрепсиад идет в «думальню» Сократа, чтобы поучиться у него науке не платить долгов (так Аристофан называл все учение философа).

Сократ призывает новых богов – Облака – покровителей новой науки затуманивания голов, и они появляются в виде хора (отсюда и название комедии). 

Обучение Стрепсиада показано в ряде комических сцен, где Сократ предстает настоящим жуликом и плутом. Крестьянин оказывается слишком туп, чтобы усвоить такую науку, и Сократ прогоняет его. Тогда Стрепсиад посылает в «думальню» своего сына. В это время к крестьянину являются кредиторы, но он, нахватавшись у Сократа мошеннических уверток, изгоняет их ни с чем. 

После окончания курса наук Фидиппид возвращается домой, и отец по этому случаю устраивает пирушку, во время которой между ними разгорается спор.

В запале Фидиппид колотит отца и доказывает, что по современным научным взглядам он имеет на это право, поскольку это наблюдается и в природе – у животных.

«А чем, – восклицает он, – животные отличаются от людей Разве только тем, что не пишут псефисм» (декретов). 

Здесь Аристофан пародирует развитую софистами теорию естественного права, которая провозглашала природу высшей нормой всего сущего и все явления расценивала по признаку – существуют ли они от природы или по человеческому установлению. К софистам он относил и Сократа. 

Поколоченный Стрепсиад осознает всю лживость новых учений «Ах, я дурак! Ах, сумасшедший, бешеный! Богов прогнал я, на Сократа выменял». Видя корень зла в Сократе, он поджигает его «думальню». 

Первые представления комедии потерпели неудачу, и Аристофан комедию переделал; до нас дошла только вторая редакция. 

Комедия «Облака» не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год до н.э.) «за поклонение новым божествам» и «развращение молодежи», комедия была использована как одно из доказательств виновности философа. 

История жизни Аристофана

До сих пор большой историко-литературный интерес представляет комедия «Лягушки». В ней Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы.

Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков – Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида.

Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил. 

По сюжету, бог Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со смертью Эсхила и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на землю лучшего из трагиков – Еврипида. На что Геракл саркастически замечает 

Да разве нет у вас мальчишек множества 

Трагедии они строчат по тысяче 
И Еврипида на версту болтливее. 

Дионис со знанием дела ему возражает 

Все это пустоцветы, болтунишки, мразь, 

Сороки бестолковые, кропатели! 
Как однодневки сгинут, получивши хор, 
Один разочек переспав с трагедией. 
Но днем с огнем не сыщешь прирожденного 
Поэта с величавым, зычным голосом. 

Дионис с большими трудностями переправляется через адское озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над олимпийцем, устремившимся в Аид, – отсюда название комедии.

После множества приключений Дионис наконец добирается до дворца бога загробного мира Плутона, где в это время между Эсхилом и Еврипидом идет спор из-за первенства.

Оба трагика признают, что «малых детей наставляет учитель, а взрослых людей поэты».

Далее их взгляды расходятся. Эсхил утверждает, что поэзия призвана сообщать гражданам бодрость и воинственный дух «Поэт должен безнравственные вещи скрывать, не выводить их и не изображать в театре. Мы должны говорить только о нравственных вещах».

Еврипид, которого Эсхил осуждает за то, что тот показывает в своих трагедиях низменные явления, оправдывается «Я выводил обыденные вещи, которые у нас в обиходе и которые с нами неразлучны, так что по ним меня можно бы проверить зрителям все это знакомо, и они могли бы изобличить мое искусство». 

Эсхил считает «натурализм» Еврипида вредным, несущим нравственное разложение. «Каких только бед не причинил он!» – восклицает Эсхил.

Он осуждает Еврипида за то, что тот первым стал изображать плотскую страсть «Разве не представлял он сводней или женщин, рождающих в храмах, или сестер в сожительстве с братьями, или женщин, заявляющих, что жизнь – не жизнь Вот от этого-то город наш и наполнился писаришками и шутами, народными обезьянами, обманывающими вечно народ. И теперь так мало занимаются гимнастическими упражнениями, что нет никого, кто мог бы нести факел»

Дионис в этом споре отдает предпочтение Эсхилу и вместо Еврипида берет его с собой на землю. Плутон отпускает Эсхила с наставлением 

Сохрани и спаси государство свое, 

Научи и наставь, дай хороший совет 
Неразумным, их много, их целый народ! 

Таким образом Аристофан показывает, что даже могущественные боги на стороне тех поэтов, которые, воспевая мужество человека, возвышают души граждан, а не развращают их подобно Еврипиду, показывающему уродливые стороны жизни. 

По Аристофану, театр – это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на воспитание граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных представлениях о воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях нельзя рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из ряда вон выходящие явления за норму жизни. 

Еврипид стал героем и другой комедии Аристофана – «Женщины на празднике Фесмофорий» женщины, озлобленные тем, что Еврипид в своих трагедиях выводит их в очень непривлекательном виде, решили растерзать его. «Женоненавистник» избежал расправы с помощью хитрости – в комедии, но не в жизнеописаниях.

В некоторых биографиях Еврипида можно встретить версию, будто он погиб от рук разгневанных женщин. Так аукнулась в его посмертной судьбе аристофанова комедия. Полемический азарт Аристофана был настолько велик, что в «Женщинах на празднике Фесмофорий» он даже отошел от своего художественного тезиса – не давать в комедиях грубых шуток.

 

Вообще нападкам Аристофана подверглось большинство трагедий Еврипида. Почти в каждой он находил для своего сатирического задора поводы, некоторые из них сегодня выглядят комично. Так, «Федра», где Еврипид изобразил мучительную страсть мачехи к своему пасынку, дала повод Аристофану обвинить автора в том, что он… «научил молодых людей влюбляться». 

Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за несколько лет до смерти переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не последнюю роль сыграл Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же благодаря именно спору двух непримиримых драматургов человечество узнало секрет сценического языка, который соединяет в себе преувеличение и правду, возвышенное и обыденное. 

После смерти Аристофана, которую датируют приблизительно 385 годом до н.э., интерес к нему постепенно стал угасать. Ушли из жизни участники и свидетели событий, описанных в его комедиях. Многие намеки и выпады драматурга становились все более непонятными для каждого нового поколения. 

Увековечил образ комедиографа его младший современник философ Платон, сделав Аристофана участником своего диалога «Пир». Платону приписывают и эпиграмму, предсказывающую вечную жизнь его комедиям. 

Храма искали Хариты себе, нерушимого вечно; 

Эту обитель в душе Аристофана нашли. 

Возродился к нему интерес благодаря пытливости ученых александрийцев. Сатирическое направление Аристофана продолжил во II веке нашей эры древнегреческий писатель Лукиан, а византийская эпоха за Аристофаном признала первенство в жанре комедии. 

Читайте также:  Питер динклэйдж - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Новая волна интереса к Аристофану поднялась в XVII веке и докатилась до следующих. Его имя стало нарицательным для определения социального сатирика.

Французский драматург Жан Расин под влиянием его «Ос», где высмеивалось пристрастие афинян к судебным процессам, написал комедию «Сутяги».

Творчество Аристофана вдохновляло английских писателей Джонатана Свифта и Генри Филдинга, в Германии Гёте перерабатывал его «Птиц»… 

В России произведения отца комедии переводились много раз. Гоголь называл Аристофана образцом поэта-сатирика. Да и сегодня, когда театр соперничает с кинематографом по части ужасов и скабрезных картин, аристофановы «Лягушки» снова просятся на сцену.

Источник: https://tunnel.ru/post-aristofan

Аристофан

(ок. 446-ок. 385 г. до н. э. ) древнегреческий драматург

Комедии великого древнегреческого драматурга входят в золотой фонд мировой культуры наравне с другими величайшими памятниками античности – трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, историческими повествованиями Геродота и Фукидида, философией Демокрита и Аристотеля, скульптурами Фидия и Поликлета. Аристофан – единственный представитель древней комедии, произведения которого (правда, только 11 из приписываемых ему 44) дошли до нас почти целиком. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

Творческое наследие «отца комедии» Аристофана всегда высоко оценивалось выдающимися деятелями культуры. Они называли его величайшим мастером сатиры, обличителем всего косного и отживающего. Значение творчества Аристофана для нашей современности с наибольшей полнотой раскрывается в решении, принятом ЮНЕСКО о праздновании 2440-летия со дня рождения Аристофана.

Одиннадцать комедий драматурга да несколько отрывков из несохранившихся пьес его самого и его современников – вот все, что дошло до нас от первого в истории мировой литературы комедийного жанра – так называемой древнеантической комедии.

Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины.

«Древней» ее назвали уже сами античные ученые, для того чтобы подчеркнуть резкое отличие произведений Аристофана и других комических поэтов его времени от комедий, созданных позднее, в период, когда Афины уже утратили свое политическое первенство в Греции и стали одной из «периферийных» областей Македонской империи.

Античные свидетельства о жизненном пути Аристофана не отличаются полнотой. Так, только путем косвенных расчетов удалось установить время его рождения – около 446 года до нашей эры.

Аристофан был афинянином. Родители его – люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные.

Хотя отец будущего драматурга имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, Аристофан, судя по его комедиям, значительную часть своего времени проводил в Афинах: он великолепно знал и каждодневную политическую жизнь, и все городские слухи об известных общественных деятелях, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан.

Писать он начал рано: первая его пьеса была поставлена в 427 году до н. э. и получила вторую премию. С самого начала театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан. Его комедии и сейчас поражают бесстрашием сатиры.

Самой существенной чертой творческого облика Аристофана является общественная активность автора.

Уже вторая его комедия «Вавилоняне», поставленная с огромным успехом на Великих Дионисиях 426 года, была посвящена такому злободневному политическому вопросу, как взаимоотношения между афинянами и их союзниками.

Критика деятельности афинских должностных лиц, содержавшаяся в комедии, была настолько острой, что глава радикального крыла демократии Клеон даже пытался привлечь поэта к судебной ответственности.

Аристофан в своих комедиях поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В ряде произведений он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой. При этом поэт хорошо знал, что не все его зрители были убежденными сторонниками заключения мира со Спартой или хотя бы ведения мирных переговоров.

В совершенно необычном освещении тема мира предстает в комедии «Лисистрата», где инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции.

Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга. Прежде всего это вопрос о судьбах афинской демократии.

Аристофан писал в то время, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии.

В обществе стали развиваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность сикофантов (доносчиков).

Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Нападки его на демократическую систему никак не свидетельствуют о том, что он ее не приемлет. Он не берет под сомнение сущность демократических порядков – он хочет только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, какой был в героические времена Марафона и Саламина.

Положительный герой комедий Аристофана – мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии – вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». Остро подмечая и высмеивая пороки общественной нравственности, Аристофан вместе с тем убежден, что причиной их является война и бедственное положение земледельцев.

Он не мог не видеть грозных симптомов социального расслоения, грозившего гибелью афинскому демократическому полису.

Наблюдательным глазом художника драматург видел, что угрозу полису составляет именно концентрация частной собственности в руках немногих представителей рабовладельческой верхушки.

Ее политическими представителями и являлись те демагоги, лидеры радикальной демократии, которые в результате неизбежного развития рабовладельческой экономики пришли к власти в первые годы Пелопоннесской войны.

Не боясь показать афинскому демосу его слабости и заблуждения, видя в народе защитника идей демократизма, Аристофан не смог в полной мере осмыслить ограниченность афинской демократии.

Как истинный сын своего времени, гражданин рабовладельческой республики, он считал совершенно естественным и закономерным такие явления, как эксплуатация рабского труда, взимание податей с союзников, привилегированное положение «исконных» афинских граждан по отношению к неполноправным чужеземцам. С наибольшей ясностью эти взгляды раскрываются в комедии «Осы».

Из всех современников Аристофана наиболее ожесточенным нападкам комедиографа подвергались, кроме Клеона, Сократ и Еврипид. Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? Причина кроется в непримиримом отношении Аристофана к идейному кризису афинской демократии, выразителями которого явились софисты.

Самого Сократа сближал с софистами метод доказательств, которым он стремился обосновать относительность общепринятых представлений. Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства.

Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках.

Непримиримость Аристофана по отношению к ряду новых явлений, порожденных идейным кризисом афинской демократии, ярко раскрывается и в его оценке Еврипида. Еврипид по своим политическим взглядам не являлся противником афинской демократии.

В некоторых трагедиях он изображал Афины прибежищем гонимых и притесняемых, оплотом свободы в Греции. Его общественный идеал – «крестьянская» демократия, независимые земледельцы, живущие честным трудом.

Но, как честный художник, он отразил в своем творчестве наиболее существенные признаки разложения полисной нравственности: падение старинного благочестия, кризис гражданской морали, развитие индивидуализма и скептицизма.

В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии. Поэтому на протяжении двадцати лет – от первой дошедшей до нас комедии «Ахарняне» (425 г. до н. э.

) и до «Лягушек» (405 г. до н. э. ) – он не оставляет в покое своего современника.

Иногда выступления Аристофана против Еврипида носят характер личных нападок, но в основе их лежит различие этических и эстетических принципов обоих драматургов.

В поздних произведениях Аристофана все более отчетливо возникает тема социальной утопии. Наиболее ярким образцом жанра комедии-утопии являются «Птицы», поставленные в 414 году до н. э. , когда Афины переживали волнующие и тревожные месяцы Сицилийской экспедиции.

Последняя из сохранившихся комедий Аристофана – «Плутос» («Богатство») – также представляет вариант социальной утопии: прозревший бог богатства Плутос в корне меняет распределение материальных благ среди членов общества. Всевозможные ораторы, доносчики, паразиты и т. п.

, которые раньше, пользуясь слепотой Плутоса, бессовестно обогащались, теперь обеднели, а богатство и довольство перешло к честным и благочестивым земледельцам.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады.

Творчество Аристофана отличается как богатством идейного содержания, так и театральной выразительностью. Это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В IV веке до нашей эры, когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В. Г. Белинский говорил, что Аристофан – «последний великий поэт Греции».

Источник: http://biografiivsem.ru/aristofan

Аристофан

Аристофан (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии».

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427, но ещё под чужим именем.

Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин.

Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники».

Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан.

Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени.

Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость.

Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит, что «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, он называет его «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно.

Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного и не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение.

Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях.

Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния.

Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться.

Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности.

Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план.

Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (???????), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером также в стихосложении; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Источник: http://known-name.ru/face/aristofan

В.В. Головня. Аристофан : Аристофан и комедия его времени

III

Аристофан и комедия его времени

БИОГРАФИЯ АРИСТОФАНА

Аристофан — единственный из представителей древней комедии, пьесы которого, хотя и далеко не все, дошли до нас в цельном виде. Источники, из которых можно было бы почерпнуть сведения о жизни Аристофана, отличаются крайней скудостью.

К ним относятся две анонимные биографии, статья в словаре Свиды1, схолия2 из Платона, схолии и дидаскалии, дошедшие до нас с текстом комедий драматурга и некоторые другие.

Сюда нужно добавить еще самый текст комедий «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир».

1 Свида — составитель словаря древностей, живший в Византии в X в.
2 Схолии — объяснительные примечания на краях или внутри средневековых греческих или латинских рукописей, восходящие главным образом к трудам александрийских ученых

54

Аристофан родился около 446 г. до н. э. Родители его были афиняне и люди свободнорожденные, но, повидимому, не очень состоятельные. Поэтический гений Аристофана проявился еще в юношеском возрасте. В 427 г., когда ему было только 19 лет, на сцене шла уже его пьеса, и он получил на состязаниях вторую награду. В 431 г.

, когда разразилась Пелопоннесская война, Аристофану было только 15 лет. Можно полагать, что именно этот страшный для всей Греции год был началом его сознательной жизни. Аристофан был непосредственным очевидцем тех бедствий, которые постигли Афины в первые годы войны.

Когда умер Перикл, и руководство делами перешло в руки вождя радикальной демократии Клеона, Аристофану было 17 лет, следовательно, он мог уже сознательно воспринимать происходящие события.

Аристофан, обвинявший в своих комедиях Перикла в развязывании войны, тем более отрицательно должен был отнестись к установлению господства радикальной демократии, которая настаивала на более решительном ведении войны с Пелопоннесским союзом. Действительно, в 426 г. на великих Дионисиях Аристофан поставил комедию «Вавилоняне».

Эта не дошедшая до нас пьеса содержала резкие нападки на Клеона, изображавшегося бесчестным демагогом и взяточником. Клеон привлек Аристофана к ответственности, ссылаясь на то, что в пьесе в присутствии иностранцев были оскорблены народ и представители государственной власти. Аристофану с трудом удалось избежать наказания.

Однако в начале своего творческого пути Аристофан не мог сам выступать перед архонтом и просить хора. Перед архонтом как авторы пьес выступали друзья Аристофана и тем самым принимали на себя ответственность за комедии. Так, комедия «Арханяне» (425 г. до н. э.

), в которой Аристофан призывал к скорейшему заключению мира со Спартой, была поставлена от имени поэта и актера Каллистрата. К этому времени молодой драматург был уже известен афинской публике, так как в 427 г. он представил на конкурс, конечно тоже не от своего имени, комедию «Пирующие», которая, повидимому, представляла собою сатиру на софистическое воспитание.

В 424 г. Аристофан поставил на Ленеях, уже под своим именем, комедию «Всадники». Пьеса получила первую на-

55

граду. Но в следующем году Аристофан потерпел неудачу на состязаниях, выступив с комедией «Облака», осмеивающей новую философию софистов. Позже он переработал пьесу, рассчитывая на второе представление, но оно так и не состоялось. С 422 г. Аристофан одерживает ряд побед на драматических состязаниях и получает то первую, то вторую награду. В 422 г.

идет его комедия «Осы», в которой он осмеивает афинское судопроизводство; в 421 г. —комедия «Мир», в 414 г.— «Птицы» и в 411 г.— «Женщины на празднике Фесмофорий», пародировавшие трагедии Еврипида, и «Лисистрата», призывавшая, как и комедия «Мир», к прекращению войны со спартанцами.

Особенно большой успех выпал на долю комедии «Лягушки» (405), которая представляет собою критику афинской драматургии последней четверти V в. Успех этой пьесы был настолько велик, что она была поставлена вторично. Годы, которые последовали за этим, мало благоприятствовали развитию политической комедии.

Афины были разбиты в Пелопоннесской войне спартанским полководцем Лисандром, а их демократические учреждения уничтожены. Установилась так называемая «тирания тридцати». Затем последовала гражданская война за восстановление демократии. И хотя демократические учреждения в 403 г. до н. э. были восстановлены, демократия не могла уже вернуть прежней силы и значения.

К тому же Афины обеднели. Трудно было найти богатых граждан, которые могли бы взять на себя издержки по постановке пьес, и поэтому выступления хора были сведены к немногим партиям. Аристофан должен был применяться к новым условиям. В двух его последних из дошедших до нас комедиях «Женщины в народном собрании» (около 392 г. до н. э.) и «Плутос» («Богатство»; 388 г. до н. э.

) почти совсем исчезает злободневная политическая сатира. Эти пьесы представляют собой переход от древней политической комедии к средней комедии, которая изображала человека в его частной жизни и пародировала мифы и трагедии.

Дату смерти Аристофана относят приблизительно к 385 г. Известно, что после «Богатства» он написал еще две комедии. Они были поставлены на сцене от имени его сына Арара, которому он хотел снискать благосклонность зрите-

56

лей. Найденная в Афинах в начале XX в. надпись содержит сведения о том, что Арар был победителем на Дионисиях 387 г. до н. э. Вне всякого сомнения, он выступал с одной из пьес своего отца. Сохранилось одиннадцать комедий Аристофана, написал же он, по свидетельствам древних, больше 40 пьес, но от них остались лишь небольшие отрывки.

Все дошедшие до нас драмы Аристофана созданы им во время Пелопоннесской войны, за исключением двух, появившихся позже, в начале IV в. до н. э. И в этих последних пьесах Аристофана уже не ощущается той бьющей ключом политической жизни, которая развертывается перед нами в его комедиях периода Пелопоннесской войны.

Какие же вопросы ставит Аристофан в комедиях, написанных им во время войны? Три его комедии могут быть отнесены к разряду пьес, в которых содержится протест против Пелопоннесской войны и призыв к заключению мира со Спартой. Это — «Ахарняне», «Мир» и «Лисистрата». Однако вопросы войны и мира Аристофан неоднократно затрагивает и в других своих пьесах.

Поскольку война поддерживалась всей политикой афинской радикальной демократии, то драматург в своих антивоенных пьесах постоянно касается афинских государственных порядков и деятельности вождей демократии. Но у Аристофана есть и две пьесы, специально посвященные порядкам, установленным современной драматургу афинской демократией,— «Всадники» и «Осы».

Однако и здесь необходимо заметить, что разные стороны афинских государственных порядков и особенно деятельность демагогов постоянно критикуются и в других комедиях драматурга.

Аристофан понимал связь современных ему социально-экономических отношений с различными проявлениями общественной мысли. Люди, которые, как ему представляется, проводят дурную и своекорыстную политику, защищают ложные взгляды в религии, философии и морали.

С другой стороны, и носители ложной мудрости, по его мнению,— причина того, что в Афинах появляются дурные политики. Поэтому в некоторых комедиях Аристофан критикует ложные, с его точки зрения, течения современной ему общественной мысли.

Так рождаются его комедии, в которых основное место занимают идеологические вопросы. В «Облаках» он критикует философию софистов и их метр-

57

ды воспитания юношества. В «Лягушках» и «Женщинах на празднике Фесмофорий» Аристофан критикует драматургию Еврипида. Нападки на Еврипида содержатся, кроме того, и в «Ахарнянах». Критикуя Еврипида, Аристофан имеет в виду не только творчество этого драматурга, но и все новое направление в тогдашней трагической поэзии.

Три комедии драматурга содержат критику социальных утопий того времени. Две из них — «Женщины в народном собрании» и «Плутос» («Богатство»)—созданы Аристофаном уже после окончания Пелопоннесской войны. Третья пьеса — «Птицы» была создана еще за десять лет до окончания войны.

Как в последней группе комедий Аристофана, так и во всей его драматургии она занимает несколько особое место. По своему замыслу «Птицы»—социальная утопия, но в то же время это комедия-сказка, в которой, наряду с людьми, в качестве действующих лиц выступают и птицы.

Вместе с тем эта комедия близко примыкает к пьесам собственно политическим, в частности, к таким, в которых драматург выступает против Пелопоннесской войны.

Пьесы Аристофана и будут рассмотрены в связи с кругом тех вопросов, которые в них затрагиваются.

СТРОЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КОМЕДИИ

Как и трагедия, комедия начиналась прологом, в котором давалась завязка действия. В прологе выступали два-три действующих лица, он содержал несколько сцен и оказывался обычно значительно длиннее, чем в трагедии. За прологом шел парод, т. е. вступительная песня хора при выходе его на орхестру.

Необходимо отметить, что хоровые партии, органически входящие в развитие действия, занимали значительное место в комедии.

Хор или активно поддерживал основную идею, с которой выступал главный персонаж, или, наоборот, энергично боролся с этой идеей, противопоставляя ей свое понимание того или иного общественного принципа.
Хор в комедии состоял из 24 человек и разделялся на полухория, по 12 человек в каждом.

Песня одного полухория и ответная песня другого полухория носили название оды и антоды. Парод в комедии был в большей степени драматическим, чем лирическим. Он представлял собой смесь пения, речитатива и простого диалога. Парод проходил

58

очень оживленно. Хоревты обменивались впечатлениями, требовали ответа от актеров, ссорились с ними. Всегда живой и шумный, парод напоминал вторжение дионисийской толпы на деревенскую площадь. За пародом следовали различные эписодии, т. е. диалогические части комедии, отделенные друг от друга песнями хора. Число эписодиев было различным, как различной была и их длина.

Во многих из них пение также сочеталось с диалогом. Между эписодиями помещался почти всегда агон, т. е. словесный поединок, во время которого два противника защищали противоположные положения, а хор подстрекал их. Среди хоровых партий необходимо отметить так называемую парабазу.

В конце того эписодия, который следовал непосредственно за пародом, хор сбрасывал свои маски и приближался на несколько шагов к зрителям. Иногда хор вначале пел короткую песню, а затем следовала речь предводителя хора — корифея, которая называлась анапестами от употреблявшегося в ней размера. Далее шли ода и эпиррема (дословно— «присказка»), т. е.

речь к зрителям, произносившаяся корифеем одного полухория; затем — антода и антэпитрема, произносившаяся корифеем другого полухория. В некоторых комедиях, наряду с большой парабазой, существовала еще и малая парабаза. В парабазе корифей старался выставить перед зрителями заслуги поэта или от лица поэта высказывался по поводу тех или иных современных ему событий.

Таким образом, в парабазе происходил перерыв в развитии действия. Последняя часть комедии называлась, как и в трагедии, эксод («уход»), так как хор в конце комедии покидал орхестру.

Песни хора обычно сопровождались танцами.

Источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/golovnja_aristofan/4.htm

Ссылка на основную публикацию