Арно бабаджанян – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Арно Бабаджанян – биография и факты из жизни

Он умел искренне радоваться жизни и самое главное – делиться этим чувством с другими людьми, запросто устраивал праздники в будни и созывал на них любого, кто был не прочь присоединиться к этому веселью. Вся его жизнь стала своеобразной историей любви, разлетевшейся по миру в удивительных песнях. Такую пронзительную музыку удавалось писать только ему – Арно Бабаджаняну.

Лучшее место земли

Как-то раз в Ереване провели музыкальный эксперимент. К прохожим подходили с просьбой исполнить песню Арно Бабаджаняна «Еревани сирун ахчик», которая звучала в фильме «Песня первой любви».

Удивительно, но на улице не было ни единого человека, который бы не спел ее от начала и до конца.

Композитор был безумно влюблен в свой родной город, его он считал лучшим местом на земле, с ним он никогда не терял связи, даже живя вдали.

Арно Бабаджанян родился 21 января 1921 года. Радости главы семейства – учителя математики Арутюна Бабаджаняна – не было предела.

Через три года умер Владимир Ульянов (Ленин) и в стране объявили траур.

Тогда отец задумался о смене даты рождения ребенка, ведь каждый год в их доме будет праздник, когда остальная страна скорбит по вождю большевиков. Так день рождения мальчика перенесли на 22 января.

Великий симфонист

Однажды он пришел из детского сада и сообщил родителям, что к ним приходил некий «дядя» и просил детей что-нибудь спеть. Маленький Арно старался, как мог, за что получил от этого «дяди» совет – заняться музыкой.

Оказалось, что пение пятилетнего мальчика очень заинтересовало самого Арама Хачатуряна. Арно тут же приняли в музыкальную школу.

Стоит заметить, что среди его близких профессиональных музыкантов не было, хотя Арутюн хорошо играл на флейте, а младший Бабаджанян с малых лет пытался играть на старой гармошке.

В 16 лет он отправился в Москву, где его сразу взяли на последний курс престижного музыкального училища имени Гнесиных. За эту поездку Бабаджанян тоже благодарил Арама Ильича, который вовремя заметил в молодом даровании великого симфониста.

Настоящим событием в творческой жизни столицы стала защита Бабаджаняном диплома. В экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги – Яков Флиер, Александр Гольденвейзер и Генрих Нейгауз. Кроме произведений классиков необходимо было сыграть свое собственное творение.

Арно представил на суд выдающихся пианистов произведение в стиле Александра Скрябина. Члены жюри дослушали его и уточнили, что надо исполнить что-то свое, на что музыкант ответил, что как раз это и сделал.

Экзаменаторы были в шоке, ведь они досконально знали творчество Скрябина и работу молодого Бабаджаняна приняли за его музыку.

Звездный час Арно Бабаджаняна

Конечно, тогда никто из преподавателей или друзей Арно и представить себе не мог, что славу композитору принесут не симфонии, а песни. И уже ранние его песенные опыты убедили Бабаджаняна в том, что такой жанр совсем не прощает поверхностного отношения к себе.

Как раз наоборот, композитор-песенник должен работать с полной творческой самоотдачей, как и при сочинении «серьезных» форм.

Арно Бабаджанян позже говорил, что в песенном жанре он не пытается сделать каких-то открытий, напротив – он пишет о простых человеческих эмоциях, воспевает любовь, радость и грусть.

В 1964 году сформировалось потрясающее творческое трио – композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский и певец Муслим Магомаев. Сотрудничество звезд своего времени оказалось потрясающе плодотворным. Кто же не слышал песни «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» или «Загадай желание». Они мгновенно становились хитами, звучали по радио, их пели в каждом дворе.

Королева красоты

Тогда же родилась и стала шлягером песня Арно Бабаджаняна «Королева красоты». Оказывается в Ереване в 1964 году был организован один из первых в СССР конкурсов красоты. Стоит ли говорить, что событие для того времени совершенно диковинное.

Узнав о предстоящем конкурсе, Арно Бабаджанян решил стать членом жюри. Его так очаровали армянские красавицы, что вскоре появилась мелодия новой песни, на которую потом его друг Андрей Горохов написал стихи, а исполнил ее великий Магомаев.

Для композитора сочинить твист в тот период, когда Никита Хрущев боролся с авангардистами и искоренял джаз, было сродни гражданскому подвигу.

Творческий ресурс Арно был неиссякаем – шлягеры будто вылетали из-под его пальцев, быстро подвигая с вершин народных хит-парадов его предыдущие песни.

Такую торопливость можно объяснить только тем, что Бабаджанян пытался успеть сделать как можно больше. Его энергию никто не мог сдержать, садясь за рояль, он становился самозабвенно-отрешенным.

Так рождались произведения, которые любили и пели почти все.

Кроме сотрудничества с Робертом Рождественским, Арно Бабаджанян работал с поэтами Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко и Леонидом Дербеневым. А его классические произведения исполняли Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Эмиль Гигельс и другие выдающиеся пианисты.

С Арменией в сердце

Каждое лето Бабаджанян приезжал на родину – в Армению. Он любил повторять, что живет в Ереване, а проживает в Москве. Полюбоваться страной солнца и камней он приглашал всех московских друзей и коллег.

Каждый такой приезд он мог превратить в грандиозный праздник с экскурсиями, угощениями и неизменным весельем. В одном из домов творчества он даже устраивал целые футбольные матчи звезд. Игроками становились Николай Добронравов, Родион Щедрин, сам Арно Бабаджанян и его сын Араик.

А судейство доверяли тончайшему знатоку и страстному любителю футбола Дмитрию Шостаковичу.

Без шуток Бабаджанян не мыслил своего существования. О его розыгрышах слагали легенды, причем делал он это совершенно беззлобно. Его отец был внешне очень похож на Никиту Хрущева. Арно не раз этим пользовался, подшучивая над своими московскими коллегами.

Национальный вопрос

Арно Бабаджанян не был сосредоточен лишь на музыке, он прекрасно разбирался в живописи и имел большую коллекцию картин.

Однажды, будучи у него в гостях, армянский искусствовед Генрих Игитян рассматривал портрет Арно.

На вопрос гостя, не переделал ли в картине что-нибудь сам герой полотна, Бабаджанян с видом провинившегося мальчугана признался, что замазал часть своего большого носа.

Эту характерную черту он унаследовал от матери. Нос Бабаджаняна со временем стал его своеобразной визитной карточкой, хотя в молодости он доставлял ему немало переживаний. Только с годами он понял, что эта особенность ему на руку, без такого носа образ композитора было невозможно представить. Но шутить над его длиной разрешалось только самым близким людям.

Очень щепетильным Арно Бабаджанян был и в вопросах, касающихся его национальной принадлежности. Он чтил все армянские традиции и требовал от сына излагать мысли только на родном языке.

За ослушание мальчик мог получить чапалах (пощечину), ведь Арно Арутюнович был строг в воспитании. Проблема общения на армянском стала особенно актуальной, когда семья переехала в Москву. Поэтому усиленно практиковать речь сыну приходилось на летних каникулах в Армении.

Бабаджанян даже ругался с родителями детей из Еревана, которые не общались с его Араиком на армянском языке.

Жизнь вопреки диагнозу

В 32 года Арно Бабаджанян заболел. Врачи поставили диагноз белокровие, но родные поначалу боялись ему признаться и скрывали это. Возмущению композитора не было предела, когда он узнал правду.

В конце 1960-х годов советское правительство пригласило одного из светил французской медицины к больной жене партийного деятеля Алексея Косыгина.

Когда об этом стало известно близкому другу Бабаджаняна композитору Эдуарду Мирзояну, он тут же обратился за помощью к первому секретарю армянского центрального комитета партии Антону Кочиняну. Тот позвонил в Москву и попросил, чтобы приехавший врач осмотрел и Арно.

Ему сообщили, что доктор берет за одну консультацию 2000 долларов. Кочинян, ни секунды не задумываясь, ответил, что за Бабаджаняна они готовы заплатить миллион. В результате благодаря назначенному лечению Арно Арутюнович поставил своеобразный рекорд. Он прожил с таким тяжелым диагнозом три десятка лет, но вряд ли это было бы возможно без любви.

Муза

Со своей будущей женой Арно Бабаджанян впервые встретился в 1945 году. Студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что играл он как Бог.

Именно этой девушке суждено было стать главной женщиной в жизни великого композитора. Эта встреча кардинально изменила ее жизнь, ведь ей пророчили большое будущее пианистки, но Тереза решила посвятить себя любимому Арно. Она повсюду стала сопровождать супруга.

А когда он заболел, Тереза постоянно возила с собой набор для оказания первой помощи. Даже когда он лечился в больнице, она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении.

Ему невозможно было отказать в желании оставаться для всего окружения прежним веселым Арно и писать жизнерадостную музыку. Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года.

ФАКТЫ

Гастроли Арно Арутюновича сделали его известным далеко за пределами СССР. На всемирном конкурсе песни в Японии в 1973 году за композицию «Чертово колесо» он получил первую премию, обойдя в этой номинации знаменитого Фрэнсиса Лэя, который написал музыку к культовым фильмам «Мужчина и женщина» и «История любви».

***

Композитор никогда не забывал своих корней и не давал этого сделать близким. Когда его четырехлетнего сына Араика в Москве спросили, кто он по национальности, ребенок ответил, что он еврей, потому что понятия не имел ни о каких национальностях, а жильцы их московского дома в основном были евреями. После этого он получил от отца очередной чапалах и только потом разъяснения, что он армянин.

Источник: http://vmiremusiki.ru/arno-babadzhanyan.html

Араик Бабаджанян – Люди, чаще улыбайтесь..

 – Я не представлял, что можно  кичиться славой отца.

 Люди, с которыми работал отец, были достаточно

 скромными, что Рождественский, что Евтушенко,

 что Магомаев, что Зыкина. Вообще не чувствовалось

 никакой звездности в общении. Собственно,

 меня так воспитывали…  

Араик Арноевич Бабаджанян родился в Ереване 15 декабря 1953 года.Закончил ГИТИС имени А.В.Луначарского по двум специальностям – отделение актеров музыкального театра и отделение эстрадной режиссуры.

После института Араик Бабаджанян выступает в качестве солиста в Государственном эстрадном оркестре Армении под руководством Народного артиста СССР К.Орбеляна, в Армконцерте, солистом «Росконцерта» и «Москонцерта».

Лауреат  Международного конкурса телевидения ГДР в 1976 году и Фестиваля политической песни 1981 года. Записывал песни на радио, фирме грамзаписи «Мелодия», участвовал в многочисленных программах Музыкальной редакции центрального телевидения.

Снимается в кинофильмах «Переступи порог» (1970), «Горячий снег» (1972), «Невеста с Севера» (1975), «Приехали на конкурс повара» (1977), «Багдасар разводится с женой» (1977).

  Многие песни в репертуаре Араика Бабаджаняна написаны его отцом – знаменитым композитором Арно Бабаджаняном. Среди них – «Люди, чаще улыбайтесь», «Будем счастливы», «Чем я не хорош», «Год любви», «Город детсва».


  С 1990 года Президент Фонда Арно Бабаджаняна, с 1998 года – Президент Фонда памяти Арно Бабаджаняна.

C 2006 года – академик Российской академии проблем обороны, безопасности и правопорядка, Кавалер «Ордена Петра Великого I Степени».

  Сейчас главным делом своей жизни считает популяризацию творчества своего великого отца – композитора Арно Бабаджаняна.

Эту песню А. Бабаджанян всегда исполнял с особым воодушевлением, вкладывая всю свою душу в каждое слово песни “Не замести снегам память” – посвящение отцу, пытаясь донести до слушателя все эмоции, которые он переживаал в момент исполнения песни. И такое отношение исполнителя, по мнению почитателей его таланта, демонстрируется и тогда, когда он поет другие свои композиции.

Отец – Бабаджанян Арно Арутюнович – советский композитор и пианист.
Мать – Бабаджанян Тереза Сократовна – пианистка.

Источник: https://tunnel.ru/post-araik-babadzhanyan

Ара Бабаджанян об Арно Бабаджаняне

Ара Бабаджанян – сын и президент “Международного фонда памяти Арно Бабаджаняна”.

Ара Арноевич, Ваш отец Арно Арутюнович Бабаджанян был одним из самых ярких, талантливых, и, я не побоюсь этого слова, самых великих композиторов ХХ века.

Вместе с тем Арно Арутюнович был одним из самых ярчайших и достойнейших представителей армянского народа.

Мы знаем о том, что он гордился тем, что является армянином; он родился в Ереване, некоторое время там прожил, и посему весьма интересно, какое место занимал Ереван, Армения в жизни этого замечательного человека?

Вы знаете он в шутку любил говорить, «я живу в Ереване, проживаю в Москве». Отец родился в Ереване на площади Сахарова (бывш. Азизбекова), где впоследствии был построен спорт-магазин «Динамо». Наша семья живет в Москве с 1956 г., но не было, наверное, месяца, двух, чтоб он не ездил в Ереван. Во мне, например, любовь к родине прививалась с самого детства.

Отец старался летом на пару месяцев отправлять меня в Ереван. Мы должны были встречаться с дедушкой, бабушкой и, помимо всего прочего, ездить в дом творчества композиторов в Дилижане. Можно сказать, что самые свои значимые произведения после 1965 г. он создавал именно там. Каждый год он считал своим долгом приезжать в Армению и отдыхать и работать в Дилижане.

Очень многое связывало отца с Арменией. Я вспоминаю последнее интервью, которое он дал буквально за несколько месяцев до своей кончины, где он говорит, что когда он приезжает в Армению, очень чувствует любовь народа.  Это, по его словам, заставляло ответственно относиться к тому, что он создает в своем творчестве, потому что эту любовь ни за какие деньги нельзя купить.

Однако эта любовь тоже может быть двоякой, если ее неправильно понимать и использовать. Т.е. если ты не вкладываешь душу в созданные произведения, это не правильно, и нужно вкладываться по максимуму в то, чем ты занимаешься… Иначе народ не признает тебя.

Народ нельзя обмануть, поскольку если тебе кажется, что произведение хорошее, это еще ничего не значит, ведь конечным судьей будет именно народ.

 {youtube}lfXJSK0_KtU{/youtube}

Читайте также:  Екатерина копанова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Была ли у Арно Арутюновича любимая мелодия, из тех, которые он сам сочинил?

“Самая любимая мелодия, та – которую я еще не создал”, – говорил он. Его песни носили этапный характер, т.е. их можно разделить на этапы. Например, с чего он начал в эстрадном жанре, это «Песня первой любви».

Песни из этого фильма приобрели большую популярность, он стал узнаваем благодаря песням, которые написал к этому фильму. Еще отец особенно относился к песне «Не спеши» и «Ноктюрну».

Причем «Ноктюрн» был создан как фортепианное произведение и часто Иосиф Давыдович Кобзон вспоминает, что услышав это замечательное произведение, много раз просил разрешения написать стихи, чтобы можно было его исполнить. На что Арно Арутюнович отвечал, что: «это я для себя сочинил, я люблю сам играть.

Когда меня не будет, делайте что хотите…». Так получилось, что после смерти отца Иосиф Давыдович обратился с такой инициативой к Роберту Рождественскому, и тот уже написал стихи. Так это произведение стало песней.

Интересно, но в основном все произведения песенные, за исключением где-то 10 песен, которые написаны на стихи. В основном, он писал музыку, а уже потом поэты писали на эту музыку стихи.

Не хочу сказать – подтекстовывали, потому что не этично звучит по отношению к большим поэтам, которые с ним сотрудничали.

Это и Рождественский, и Вознесенский, и Евтушенко, и Дербенев, Дементьев, Эль Регистан, Горохов и армянские поэты – Арамаис Саакян, Ашот Граши…

Я буквально знаю несколько песен, которые были написаны на стихи. Например, таковой является песня «Наш непростой советский человек» на стихи Евгения Евтушенко.

Бывали ли интересные или забавные случаи при написании песен?

Интересный случай произошел с песней «Не спеши». В 61-м году у отца был день рождения, и мы в это время отдыхали в Рузе – в доме творчества под Москвой. Он пригласил Евтушенко. Евгений Александрович (Е.А.

) пришел раньше других гостей и Арно Арутюнович наиграл ему мелодию будущей песни «Не спеши». Евгений Александрович (настолько понравилась ему мелодия) говорит: «Давай поспорим на бутылку армянского коньяка, что я за этот вечер напишу стихи».

Пока гостей еще не было, он попросил бутылку боржома и ушел в другую комнату. Несколько раз Арно Арутюнович звал его к столу, но Е.А. просил ему не мешать и вот так в конце вечера он написал стихи на эту музыку.

Впоследствии песню «Не спеши» исполняли многие певцы: Мирей Матье, Анна Герман, Муслим Магомаев, Георг Отс и многие другие исполнители.

Были ли у Арно Бабаджаняна любимые композиторы, ведь он же был человек с классическим образованием и вначале писал лишь классическую музыку?

В основном он себя позиционировал как композитор, который пишет симфоническую и камерную музыку.

Он очень любил Рахманинова, это был его любимый композитор, и если анализировать фортепианный концерт отца, это «Героическая баллада» за которую он получил «Сталинскую премию», в ней чувствуется рахманиновский дух.

Кроме того отец был блистательным пианистом, и я помню, когда он просыпался утром, первым делом он садился за инструмент и в качестве зарядки исполнял два-три прелюда Рахманинова. У Рахманинова сложные произведения и их исполнять непросто.

Эмиль Гиллельс говорил: «Хорошо, что Арно занялся композицией, потому что если бы играл на рояле – был бы большим конкурентом для нас». В «пианизме» отца было очень много от Рахманинова. Еще из классиков он любил Листа, Шопена, но все-таки особенно – Рахманинова.

Сегодня с точки зрения геополитики, получилась такая ситуация, при которой Армения и Азербайджан оказались друг другу врагами. До сих пор идет война между ними, поскольку не было подписано мира, есть лишь перемирие от 1994 г. В советское время не существовало трения между народами и в этой связи очень интересно, как познакомились Арно Арутюнович с Муслимом Магомаевым?

Познакомились они случайно. Моя мама смотрела по телевизору концерт «Декада азербайджанского искусства» и ей приглянулся молодой певец. У нас дома как раз была мамина подруга детства – азербайджанский композитор Ася Султанова. Она позвонила в постпредство АзССР, договорилась, и к нам домой пришел Муслим.

Тогда он только делал первые шаги в карьере, он был на фестивале в Финляндии и после этого выступил в Москве. Он сел за рояль, спел арию Фигаро, некоторые другие произведения, и отец договорился на радио, где они записали совместно песню о Софии.

Причем редактура говорила, дескать «зачем, Арно Арутюнович, у нас своих хватает певцов, а тут из Азербайджана, наверное, еще плохо по-русски говорит…». Но отец настоял, и после этого началось их сотрудничество, творческая дружба. И сегодня, я даже не представляю, настолько все было тогда просто в национальном плане. Муслим днями находился у нас дома.

С утра до вечера он играл и записывал какие-то произведения. У нас был магнитофон «Комета»; и он садился за рояль, включал магнитофон и пел итальянские песни, папины песни. То есть все это походило на общение родных людей.

https://www.youtube.com/watch?v=al3HEm7UaZ0

К сожалению, сейчас мы многое потеряли, и я уверен, что если бы они оба были бы живы, думаю все равно продолжили бы тесное общение, поскольку между творческими людьми нет такого понятия как национальность. К сожалению, так получилось, что когда мы организовывали концерт в память отца в 2001 г.

, закладывали мемориальную звезду на аллее звезд, я неоднократно приглашал Муслима, чтобы он принял участие в концерте. Мария Борисовна Мульяш – замечательная женщина – администратор зала «Россия» позвонила ему: «Муслимчик, мы тебя даже в афишу не поставим, просто приходи, чтоб ты просто присутствовал на концерте». Но Муслим был непреклонен. Он отказался.

И вдруг после этого концерта он мне позвонил: «Араик, ты меня извини, но не тебе мне рассказывать, как я отношусь к памяти твоих родителей, ты просто правильно меня пойми. Сейчас время такое, была война, вы победили, мы проиграли.

Просто не могу…» Прошло несколько лет, где-то в 2006-м году, когда российское телевидение снимало фильм «Чертово колесо Арно Бабаджаняна», режиссер очень просил организовать интервью, чтобы Муслим тоже поучаствовал в фильме.

Я, помня наши предыдущие попытки по приглашению на мероприятия, засомневался, но в итоге обратился к поэту Горохову, который нас соединил по телефону. Муслим к этому времени принял российское гражданство, в Азербайджане усиливались позиции Полада Бюль Бюль Оглы, с которым у него произошел конфликт. И в итоге он очень тепло рассказывал об отце и их дружбе…

Я знаю, что Арно Арутюнович был человеком с большим чувством юмора, не могли бы Вы рассказать какую-нибудь интересную историю из его жизни?

Он действительно был человек очень яркий, одаренный, и вместе с тем он долгие годы болел: у него была тяжелая хроническая болезнь, с которой он прожил почти 30 лет.

И это чувство юмора, эта жизнерадостность ему по жизни всегда очень помогали. Даже Муслим говорил, что Арно Арутюнович все время торопился, писал одну песню за другой.

Наверное, подспудно отец осознавал, что, у него какой-то определенный срок и он пытался создать все больше произведений, чтобы оставить после себя.

Что касается юмора, то есть забавная история когда отец с режиссером Генрихом Оганесяном подшутили над одним известным скрипачом, который жил вместе с ними в доме культуры Армении.

У скрипача была какая-то дорогая скрипка, на которой он часто репетировал и зачастую не давал остальным сосредоточиться на своих делах. Однажды отец с Генрихом увидели женщину, которая продавала скрипку, и у них созрел план. Они купили эту скрипку, принесли домой.

Отец вызвал скрипача, якобы, к телефону. Пока он ходил Генрих, должен был поменять инструмент на вновь приобретенную дешевую скрипку.

Когда скрипач возвращается, он видит скандал, оскорбления… И отец берет эту скрипку и бьет Генриха по голове… Скрипка разлетается на куски… и скрипачу становится плохо. Но Генрих Оганесян тоже был юморным человеком и после этого говорит: «Арно, что ты сделал, я же не успел поменять скрипку!».

Ара Арноевич, наверняка Ваш отец любил рассказывать анекдоты, не могли бы Вы рассказать нам какой-нибудь анекдот из репертуара Арно Бабаджаняна?

В 60-х годах по приглашению союза композиторов Дании, он был в Копенгагене и его попросили рассказать анекдот про армянское радио. Тогда армянское радио было известно и за пределами Советского Союза.

И отец рассказал: «У армянского радио спрашивают, какой народ из ныне живущих самый талантливый, самый разносторонне развитый, самый красивый, мудрый, древний… И армянское радио после минутного скромного молчания ответило: «Спасибо за комплимент!»

Как Арно Арутюнович воспринимал события, связанные с Геноцидом армян в Османской империи?

У наших дедушки и бабушки долгое время не было детей, и они взяли на воспитание девочку-беженку, у которой во время геноцида погибли родители. Она воспитывалась в нашей семье, как свой родной ребенок. Когда родился отец, они были как брат и сестра.

Потом им рассказывали родители о тех страшных событиях, сестра рассказала отцу свою историю. Поэтому, как и каждый армянин в мире, он знал и свято чтил память пострадавших в Османской империи.

А что касается корней Арно Арутюновича, то его родители происходили из Игдыра, в Западной Армении, которая сейчас – в Турции.

Для многих армян Россия – это особенная страна, с которой тесно переплелась армянская история. в геополитике Армени и Россия также стратегические союзники. В этой связи интересно, как Арно Арутюнович относился к России?

Москва фактически стала для отца второй родиной. Когда началась Великая Отечественная, их послали на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Позднее, в Москве отец получил второе образование.

Он всегда говорил, что если бы не Россия, нас бы, наверное, тоже не существовало, также как не существовало бы армянского государства. Отец это понимал, он воспитывался на русской культуре. Более того, отец позиционировал себя как армянский композитор, который впитал в себя лучшие традиции русской музыкальной культуры.

У него было очень много друзей в России: Родион Щедрин, Александра Пахмутова, Евгений Евтушенко, Майя Плисецкая…

{youtube}lEroNBK4v14{/youtube}

И в заключении, скажите, пожалуйста, нашим читателям, каким Арно Бабаджанян был отцом?

Очень сложно сказать об этом в двух словах. Он был и требовательным, и нежным, и старался приобщить меня к армянской культуре, поскольку мы с 1956 г. жили в Москве. Сейчас расскажу одну историю. У нас во дворе армян не было, и я тогда не совсем понимал национальный признак.

Однажды пришла женщина с программой переписи населения и спросила меня, кто я по-национальности. А я подумал-подумал и говорю: «еврей». У меня было много друзей евреев и поэтому я, будучи ребенком, так ответил.

Мне естественно досталось от отца, который стал объяснять, что он и мама армяне и поэтому я тоже армянин, а затем он вспомнил пословицу: «нас мало, но мы армяне!».

Он всячески пытался привить ко мне любовь к родине. Не учебниками, не словами, а делом. Мы каждый год ездили в Армению. Или если у нас были гости, он обязательно должен был поднять тост за здоровье своих родителей. Таким образом он учил меня любви к родине, родителям, взрослым.

И я ему очень ему за этоблагодарен. Как музыкант я ему также очень обязан, потому что он всячески оказывал мне поддержку. Когда мы с ним выступали, мне всегда казалось, что за мной целый оркестр. И самое главное, те советы, которые давал мне отец, потом, во взрослой жизни, очень многое мне дали.

За что я ему бесконечно благодарен.

Тигран Манасян,

Hayasanews

Источник: http://hayasanews.com/ara-babajanyan/

Арно бабаджанян: биография

Дополнение к теме Серого Волка Арно Бабаджанян. Из серии “Золотая коллекция ретро.”

ДЕТСТВО И СЕМЬЯ 

Родился будущий композитор в Ереване. Его родители были родом из Игдыра, находящегося в Западной Армении (сейчас эта территория является частью Турции). Вместе с ним как сестра воспитывалась приёмная девочка-беженка. Дело в том, что у родителей Арно долго не было детей, и они взяли на воспитание эту девочку, родители которой погибли во время геноцида армян. 

Ни отец, ни мать Арно не были музыкантами, правда, отец прекрасно играл на флейте. Ещё в детском саду заметили музыкальные способности мальчика. Как потом вспоминал Арно, в их детский сад приходил композитор, чтобы прослушать детей. 

Это оказался Арам Хачатурян. Он посоветовал маленькому Арно заняться музыкой, заметив, что тот не только пел, но ещё и хлопал в такт. В 1928-ом году его приняли в Консерваторию, в группу одарённых детей.

Уже в девять лет им был создан «Пионерский марш», а в двенадцать он получил свой первый приз на конкурсе молодых исполнителей, куда съехались юные музыканты со всей республики.

Мальчик исполнил Мендельсона и Бетховена. 

Арно Бабаджанян с женой и сыномОкончив школу, молодой человек стал студентом последнего курса Гнесинки. Это был 1938-ой год. Москва стала для будущего композитора второй родиной. Когда началась война, Бабаджанян строил оборонительные рубежи, вместе с другими жителями столицы. 

После войны, уже в 1947-ом он сумел экстерном окончить Ереванскую консерваторию, получив специальность – композитор. В 1948-ом Арно так же окончил Московскую консерваторию, где учился у К.Игумнова.

КАРЬЕРА КОМПОЗИТОРА 

Свою трудовую деятельность он начал в 1950-ом с преподавания в Ереванской консерватории. Тогда же он начал сочинять разножанровую музыку, однако судьбоносным жанром для него стала песня. В тот период он написал две песни для кинофильмов, и они сразу обрели популярность. 

С 1956-го Арно начал жить в Москве, работая в соавторстве с Робертом Рождественским. Много песен было написано для Муслима Магомаева, прекрасно исполняющего эти композиции.

Соавторами гениального композитора были Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенёв, которые создали вместе с Бабаджаняном песни, имевшие грандиозный успех.Муслим Магомаев и Валерий Сюткин – Лучший город Земли (муз. А. Бабаджанян – ст. Л. Дербенёв)Арно скучал по Армении, старался ездить туда каждые два месяца.

В Дилижане был дом творчества композиторов, где он часто отдыхал и работал. После 1965-го года все основные его произведения были созданы в родной Армении. 

Он говорил, что там ощущает любовь народа, которая помогает ему творить. В своё творчество композитор вкладывал душу и любовь. Считал, что только народ может решить, хорошее ли вышло произведение, именно народ для него являлся конечным судьёй.

Читайте также:  Михаил толстых - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Все произведения композитора в основном песенные, за исключением примерно десяти песен, которые были написаны на стихи. Чаще всего, он писал музыку, а потом на эту музыку поэтами писались стихи. 

Особое отношение было у Бабаджаняна к «Ноктюрну». Его он написал, как фортепианное произведение. Иосиф Кобзон не раз просил у автора разрешения написать стихи, ему хотелось исполнить эту замечательную мелодию. Но композитор был категорически против. Только после его смерти Роберт Рождественский написал стихи, а Кобзон исполнил получившуюся песню. 

Мемориал Арно БабаджанянуБабаджанян позиционировал себя как композитор, пишущий камерную и симфоническую музыку. Любимым его композитором был Рахманинов. В созданном им фортепианном концерте «Героическая баллада» чувствовался рахманиновский дух. 

Будучи блестящим пианистом, своё утро Арно Арутюнович начинал с того, что сев за инструмент, исполнял пару прелюдий Рахманинова. 

Немало было сделано композитором в области музыкально-театральных жанров и в области инструментального жанра. Известны такие его мюзиклы: «В горах моё сердце», «Дядя Багдасар» и «Невеста с Севера». 

Он сочинял сонаты, пьесы, сочинения для двух роялей, многие из которых приобрели всемирную известность. 

Отдельно надо сказать о союзе композитора с Муслимом Магомаевым. Они начали сотрудничать, когда Бабаджаняну было сорок, а начинающему певцу Магомаеву – девятнадцать. Арно Арутюнович считал, что лучше всех исполняет его песни именно Магомаев. Позже вместе они работали над шейками и твистами. Тогда вся страна танцевала под «Чёрного кота».

“Ноктюрн Бабаджаняна” Исполняет автор.Композитор создавал произведение за произведением. Казалось, что он спешит. Так, не успев стать достаточно популярными, одни песни терялись, так как им на смену уже приходили следующие, а за тем следующие и так далее. Из-за этого потенциальные шлягеры едва «родившись», оказывались за бортом популярности.

 

Массовый слушатель знаком с Бабаджаняном песенником, для знатоков серьёзной музыки он автор академических произведений. Композитору всегда хотелось писать серьёзную музыку, но делал он это только по мере возможности. Но и в песнях Арно Арутюнович оставался масштабным композитором.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ 

Композитор был женат. У него есть сын – Ара Бабаджанян. Как вспоминает Ара, отец его воспитывал в любви к Армении, хотел, чтобы сын помнил свои корни. Часто он брал его с собой в Ереван и Дилижан, они обязательно ездили к дедушке и бабушке. 

Сын Арно Арутюновича музыкант и актёр. Он благодарен отцу за поддержку, которую он всегда получал от него, за мудрые советы, пригодившиеся во взрослой жизни.

СМЕРТЬ 

Композитор умер в Ереване, там же он похоронен. Это произошло в 1983-ем году 11 ноября. 

В честь композитора создан специальный фонд памяти, который помогает талантливым музыкантам и организовывает фестивали музыки гениального композитора. 

Источник

Источник: https://subscribe.ru/group/rossiya-evropa-amerika-dalee-vezde/7991578/

Композитор Арно Бабаджанян: биография, личная жизнь, творчество

Композитор Арно Бабаджанян является автором множества песен, которые давно стали достоянием всего огромного сообщества, известного как советский народ. Сегодня эти вечные хиты с удовольствием исполняют и известные и начинающие певцы. О биографии и творчестве Арно Бабаджаняна расскажет эта статья.

Ранние годы

Будущий композитор родился в Эривани (Ереван) в семье преподавателя математики. По некоторым сведениям, это событие произошло 21 января 1921 года. Однако отец мальчика велел впоследствии изменить дату на 22 января.

Дело в том, что в этот день в 1924 году умер В. И. Ленин, и 21-е число первого месяца года стали считать траурным.

Арутюну Бабаджаняну не хотелось, чтобы сын был лишен возможности праздновать свой день рождения, и он изменил дату.

Окончив музыкальную школу при Ереванской консерватории, Арно продолжил учебу в этом вузе, где обучался композиции у армянских композиторов В. Тальяна и С. Бархударяна.

В москве

В 1938 году Арно Бабаджанян (биография в детстве представлена выше) переехал в столицу, и его взяли сразу на последний курс Музыкального училища им. Гнесиных. Там он занимался композицией у В. Я. Шебалина и фортепиано — у Е. Ф. Гнесиной.

После окончания училища в 1941 году будущий известный композитор поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Через несколько месяцев после начала ВОВ он возвратился в Ереван, где продолжил учебу в местной консерватории.

Дальнейшая карьера

В 1946 году Бабаджаняна вместе с группой молодых коллег направили в Москву на усовершенствование. В последующие несколько лет он также неоднократно приезжал в столицу, где брал уроки у известных советских композиторов и музыкальных педагогов.

В 1950-1956 годах Арно Бабаджанян, биография которого в молодости вам уже известна, преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, получив в 1956 году звание доцента.

В том же году он переехал в Москву уже насовсем.

Работа с Рождественским и Магомаевым

Хрущевская оттепель сделала известными многих молодых поэтов, в том числе Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко.

Арно Бабаджанян, биография и личная жизнь которого была известна только близким друзьям, стал активно сотрудничать с этими молодыми дарованиями и написал вместе с ними множество песен, включая несколько хитов, которые знал каждый житель Советского Союза.

Вскоре образовалось яркое творческое трио, состоящее из Арно Бабаджаняна, Андрея Вознесенского и Муслима Магомаева. Вместе они создали такие известные песни, как «Голубая тайга», «Королева красоты», «Улыбнись», «Будь со мной», «Воспоминание», «Позови меня», «Москва-река», «Благодарю тебя», «Год любви», «Загадай желание», «В нежданный час», «Встреча», «Свадьба», «Верни мне музыку» и др.

Эти произведения стали визитной карточной Муслима Магомаева, который благодаря им и своему волшебному голосу стал одним из самых популярных певцов в Советском Союзе.

Творчество

Композитор Арно Бабаджанян, биография которого вам уже известна, написал немало прекрасных песен и в соавторстве с Евгением Евтушенко. В их числе «Твои следы», «Не спеши» и «Чертово колесо». Успешным было его сотрудничество и с поэтом Леонидом Дербеневым. В частности, его результатом стала знаменитая песня «Лучший город земли», которая является одним из неофициальных гимнов Москвы.

В родной армении

Музыка Арно Бабаджаняна интернациональна. Однако вдохновение для творчества он черпал в природе и культуре своей родины. Для этого каждый год Бабаджанян приезжал в Армению и проводил несколько месяцев в Доме композиторов в курортном городке Дилижане.

Именно там он создал свои лучшие произведения зрелого периода.

К ним относятся музыка к спектаклю по роману Уильяма Сарояна «В горах мое сердце», мюзиклы «Дядя Багдасар» и «Невеста с Севера», по которому впоследствии был снят фильм с участием Ара Бабаджаняна, Армена Джигарханяна, Инны Макаровой, Юрия Медведева, и другие произведения.

«Серьезная» музыка

Хотя наибольшей популярностью пользуются песни Арно Бабаджаняна, он является автором многих симфонических, камерных и инструментальных произведений. К числу наиболее известных относятся:

  • «Героическая баллада», написанная для фортепиано с оркестром, в которой четко прослеживается связь и преемственность творчества Арно Бабаджаняна с творчеством других армянских композиторов;
  • соната для скрипки и фортепиано, написанная в 1959 году;
  • фортепианное трио (1952 г.);
  • «Шесть музыкальных картин», в которых сплетены воедино армянские фольклорные элементы с музыкальными приемами, характерными для серьезной музыки 60-х годов прошлого века и пр.

Большую известность приобрели такие произведения Бабаджаняна, как «Поэма», включенная в программу Конкурса им. П. Чайковского, «Армянская рапсодия» и «Праздничная». И это далеко не все шедевры композитора, которые всегда упоминают исследователи его биографии.

Арно Бабаджанян: болезнь

Композитор скончался в ноябре 1983 года. Он около 20 лет, начиная с середины 60-х годов, страдал лейкемией. Для того времени это было настоящим чудом. Ведь при тогдашнем развитии медицины онкобольные могли надеяться продлить свою жизнь лишь на несколько лет.

На протяжении всего этого времени рядом с Арно Арутюновичем были его супруга Тереза Сократовна и сын Ара. Их семья придерживалась армянских традиций и была образцовой на всем протяжении своего существования. Тереза Сократована в молодости была пианисткой и умела тонко чувствовать музыку, давая Арно Арутюновичу дельные советы.

Ара Бабаджанян, который в молодости был неплохим эстрадным певцом и снялся в нескольких художественных картинах, сегодня возглавляет Фонд имени своего отца.

Теперь вы знаете, какой след в истории советской музыки оставил Арно Бабаджанян. Биография, личная жизнь и творчество композитора вам также известны, а его песни и другие музыкальные произведения еще долгие годы будут радовать всех, кто родился в СССР.

Источник: https://autogear.ru/article/359/648/kompozitor-arno-babadjanyan-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo/

Арно Бабаджанян біографія, фото, особисте життя та його дружина

Ім’я: Арно Бабаджанян

Дата народження: 22 січня 1921 р.

Знак Зодіаку: Водолій

Східний гороскоп: Півень

Місце народження: р. Єреван, Вірменія

Дата смерті: 11 листопада 1983 р. (62 роки)

Діяльність: композитор, педагог, піаніст

Біографія Арно Бабаджаняна

Дитинство і родина Арно Бабаджаняна

Народився майбутній композитор у Єревані. Його батьки були родом з Игдыра, що знаходиться в Західній Вірменії(зараз ця територія є частиною Туреччини). Разом з ним як сестра виховувалася приймальна дівчинка-біженка.

Справа в тому, що у батьків Арно довго не було дітей, і вони взяли на виховання цю дівчинку, батьки якої загинули під час геноциду вірмен.<\p>

Ні батько, ні мати Арно не були музикантами, правда, батько прекрасно грав на флейті. Ще в дитячому садку помітили музичні здібності хлопчика.

Як потім згадував Арно, в їх дитячий садок приходив композитор, щоб прослухати дітей.

Це виявився Арам Хачатурян. Він порадив маленькому Арно зайнятися музикою, помітивши, що той не тільки співав, але ще і плескав у такт. У 1928-му році його прийняли до Консерваторії, в групу обдарованих дітей.

Вже в дев’ять років їм був створений «Піонерський марш», а у дванадцять він отримав свій перший приз на конкурсі молодих виконавців, куди з’їхалися юні музиканти з усієї республіки.

Хлопчик виконав Мендельсона і Бетховена.

Закінчивши школу, юнак став студентом останнього курсу Гнесинки. Це був 1938-ий рік. Москва стала для майбутнього композитора другою батьківщиною. Коли почалася війна, Бабаджанян будував оборонні рубежі, разом з іншими жителями столиці.

Після війни, вже в 1947-му він зумів екстерном закінчити Єреванську консерваторію, отримавши спеціальність — композитор. У 1948-му Арно так само закінчив Московську консерваторію, де навчався у К. Ігумнова.

Кар’єра композитора Арно Бабаджаняна

Свою трудову діяльність він розпочав у 1950-му з викладання в Єреванській консерваторії. Тоді ж він почав складати різножанрову музику, проте доленосним жанром для нього стала пісня. В той період він написав дві пісні для кінофільмів, і вони відразу знайшли популярність.

З 1956-го Арно почав жити у Москві, працюючи у співавторстві з Робертом Рождественським. Багато пісень було написано для Мусліма Магомаєва, прекрасно виконує ці композиції. Співавторами геніального композитора були Андрій Вознесенський, Євген Євтушенко, Леонід Дербеньов, які створили разом з Бабаджаняном пісні, що мали грандіозний успіх.

Муслім Магомаєв і Валерій Сюткін — краще місто Землі » (муз. А. Бабаджанян — ст. Л. Дербеньов) Арно нудьгував по Вірменії, намагався їздити туди кожні два місяці. У Дилижане був будинок творчості композиторів, де він часто відпочивав і працював. Після 1965-го року всі основні його твори були створені в рідній Вірменії.

Він говорив, що там відчуває любов народу, яка допомагає йому творити. У свою творчість композитор вкладав душу і любов. Вважав, що тільки народ може вирішити, чи хороше вийшло твір, саме народ для нього був кінцевим суддею. В

се твори композитора в основному пісенні, за винятком приблизно десяти пісень, які були написані на вірші. Найчастіше, він писав музику, а потім на цю музику поетами писалися вірші.

Особливе ставлення було у Бабаджаняна до «Ноктюрну». Його він написав, як фортепіанний твір. Йосип Кобзон не раз просив дозволу у автора написати вірші, йому хотілося виконати цю чудову мелодію. Але композитор був категорично проти. Тільки після його смерті Роберт Рождественський написав вірші, а Кобзон виконав отриману пісню.

Бабаджанян позиціонував себе як композитор, який пише камерну і симфонічну музику. Улюбленим його композитором був Рахманінов. У створеному ним фортепіанному концерті «Героїчна балада» відчувався рахманіновський дух.

Будучи блискучим піаністом, свій ранок Арно Арутюнович починав з того, що сівши за інструмент, виконував пару прелюдій Рахманінова.

Чимало було зроблено композитором в галузі музично-театральних жанрів і в області інструментального жанру. Відомі такі його мюзикли: «В горах моє серце», «Дядько Багдасар» і «Наречена з Півночі».

Він писав сонати, п’єси, твори для двох роялів, багато з яких здобули всесвітню популярність.

Окремо треба сказати про союз композитора з Муслімом Магомаєвим. Вони почали співпрацювати, коли Бабаджаняном було сорок, а початківцю Магомаєву – дев’ятнадцять. Арно Арутюнович вважав, що краще за всіх виконує його пісні саме Магомаєв. Пізніше разом вони працювали над шийками і твістами. Тоді вся країна танцювала під «Чорного кота».

«Ноктюрн Бабаджаняна» Виконує автор. Композитор створював твір за твором. Здавалося, що він поспішає. Так, не встигнувши стати досить популярними, одні пісні губилися, так як їм на зміну вже приходили такі, а за тим наступні і так далі. З-за цього потенційні шлягери ледь «народившись», виявлялися за бортом популярності.

Масовий слухач знайомий з Бабаджаняном піснярем, для знавців серйозної музики він автор академічних творів. Композитору завжди хотілося писати серйозну музику, але робив він це тільки по мірі можливості. Але і в піснях Арно Арутюнович залишався масштабним композитором.

Читайте также:  Сергей зеленский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Особисте життя Арно Бабаджаняна

Композитор був одружений. У нього є син – Ара Бабаджанян. Як згадує Ара його батько виховував в любові до Вірменії, хотів, щоб син пам’ятав свої коріння. Часто він брав його з собою в Єреван і Діліжан, вони обов’язково їздили до дідуся і бабусі.

Син Арно Арутюновича музикант і актор. Він вдячний батькові за підтримку, яку він завжди отримував від нього, за мудрі поради, які знадобилися у дорослому житті.

Смерть Арно Бабаджаняна

Композитор помер у Єревані, там він і похований. Це сталося в 1983-му році 11 листопада.

В честь композитора створений спеціальний фонд пам’яті, який допомагає талановитим музикантам і організовує фестивалі музики геніального композитора.

Источник: https://bestfacts.com.ua/znamenitosti/arno-babadzhanyan-biografiya.html

Муслим Магомаев и Арно Бабаджанян: дружба азербайджанца и армянина

Азербайджан, Баку, 26 ноября /корр. Trend Life Вугар Иманов/

В 60-70-х годах в СССР появилось яркое творческое трио Муслим Магомаев – Арно Бабаджанян – Роберт Рождественский, которое много лет восхищало публику своими произведениями. Наша статья посвящена дружбе армянина и азербайджанца…

Судьба их свела, когда восходящей звезде советской эстрады Муслиму Магомаеву было 19 лет, а композитору Арно Бабаджаняну – 40.В то славное время не существовало межнациональных противоречий, чему подтверждение творческая и человеческая дружба двух выдающихся представителей азербайджанского и армянского народов.

Шлягер за шлягером, да какие: “Королева красоты”, “Чертово колесо”, “Не спеши”, “Ожидание”, “Моя судьба”, “Свадьба”, которая пела и плясала, “Песня о Москве”, которая была запрещена Н.Хрущевым как твист! А во время исполнения песни “Благодарю тебя” многие люди не могли сдержать слёз, а зал аплодировал стоя…Из 242 композиций Магомаева 36 были на музыку Бабаджаняна.

Арно называл Муслима лучшим исполнителем своих песен и даже их соавтором.

Арно Бабаджанян, народный артист СССР (1921-1983) вспоминал:

“Как известно, песни состоит из трех компонентов- композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта. Приведу простой пример с песней “Свадьба”. Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась “Понедельник – день тяжелый”.

Мы с Робертом Рождественским показали ее Муслиму. Услышав ее, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной. Мысль Муслима нам понравилась, мы ее переделали, сделали такой, какой ее знают сегодня.

Муслим – это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник”.

Начало творческого союза

В своей книге “Любовь моя – мелодия” Муслим Магомаев вспоминал:

“Мы встретились с ним так, словно знали друг друга давно. Показал ему запись его “Софии”. Он удивился тому, как просто и быстро удалось управиться с ударением. Сказал: “Лиха беда начала”. Первая песня, которую он написал для меня, была “Ожидание” на стихи Гарольда Регистана.

Арно знал мою страсть к неаполитанской песне, так что песня получилась именно в таком распевном стиле, но и с ароматом Востока. Я пел ее и под рояль Арно, и с эстрадными и симфоническими оркестрами. Она вошла в мои лучшие диски. Возможно, “Ожидание” не было шлягером.

Но именно эта песня стала нашей совместной с Арно визитной карточкой.

Потом мы “ударили” с ним по твистам и шейкам – что поделаешь, у песен тоже своя мода. Первым твистом в нашей стране был “Черный кот” Юрия Саульского и Михаила Танича. И надо заметить, “цензурные уши”, увлекшись “погоней” за несчастным черным котом, прослушали наши с Бабаджаняном твисты.

У Арно был редкий дар – он умудрялся, услышав популярную тему и взяв какие-то стилистические элементы, переплавить в золото собственной мелодии. Так, “настроив слух” на твист Адриано Челентано “Двадцать четыре тысячи поцелуев”, написал свой твист “Лучший город земли”. Для Арно главным в момент создания песни была музыка, а не слова.

Когда он писал “Королеву красоты”, то говорил: “Хочу такую… пахучую песню…” Ему хотелось, чтобы песня была в стиле: “А ты ушла, моя Маруся…

” Может быть, песня такой бы и получилась, с неким душком, если бы не стихи Анатодия Горохова, который додумался до королевы красоты (хотя тогда у нас никаких королев еще не было), до лета, которое бродит по переулкам.

“Королева красоты” по итогам конкурса “Лучшая песня 1965 года” оказалась в ряду победителей. В газете “Вечерняя Москва” в статье “Экспромт сердца” на вопрос: “Что определило успех вашей песни?”, Арно ответил так: ” Когда я писал “Королеву”, то думал о Муслиме Магомаеве, представлял, как он будет ее исполнять…”

Муслим Магомаев о таланте композитора

“Недостатки – это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью. И при этом он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он “утопил” немало хороших своих песен: едва родившись, они оставались за бортом популярности.

С Николаем Добронравовым они написали песню “Гордость” (“Пришел конец печальной повести”). Песня получилась очень красивая, она могла бы стать шлягером, нужно было только время, чтобы, как теперь говорят, “раскрутить” ее.

Я спел эту песню несколько раз, и тут Бабаджанян, который, как всегда, спешил, “задавил” ее: выдал очередную прекрасную песню “Благодарю тебя”. Она стала суперпопулярной, и получилось, что один шлягер убил другой, потенциальный шлягер. Такая же судьба у чудесной песни “В нежданный час” (“Как долго шли друг к другу”) – ей “дала подножку” песня “Не спеши”.

Даже “Чертову колесу” Арно не дал раскрутиться в полную меру: не дождался, когда она достигнет пика своей популярности, и тут же “выдал” “Свадьбу”.

Нетерпеливый талант Бабаджаняна как бы сам себе наступал на пятки. Мелодии “поджимали” его, рождаясь одна за другой. Арно смотрел на меня из-под кустистых бровей “домиком” и с наивностью гения-подростка объяснял:

– Понимаешь, старик, я взял и написал другую мелодию. И она – лучше! Ведь лучше?..

Всякий раз он считал, что именно она-то и есть его бессмертная мелодия. А старую тему, которая и молодой-то не успевала побыть, он оставлял без присмотра. Конечно, все это не вина его, а скорее беда, связанная с отсутствием в тогдашней нашей индустрии популярной музыки школы продюсеров. На Западе это давно вовсю процветало, а у нас еще собиралось взойти…

Мне трудно сейчас сказать, отчего творческая судьба Бабаджаняна сложилась так, а не иначе.

Массовому слушателю он известен как блистательный песенник, знатокам серьезной музыки – как автор академических произведений. Я всегда чувствовал, что ему хочется писать серьезную музыку.

И он писал ее по мере возможности. Например, для Мстислава Ростроповича он сочинил прекрасный Виолончельный концерт…

И еще был он олицетворением фантастического пианизма: и по тому, что он писал для фортепиано, и по тому, как он сам это исполнял.

Он написал для одного из конкурсов имени Чайковского в качестве обязательного произведения “Поэму” для фортепиано. Конкурсанты, талантливые молодые пианисты из разных стран мира, спотыкались на виртуозных пассажах “Поэмы”.

На банкете, устроенном после окончания конкурса, к Арно Арутюновичу подошли “жертвы” его сочинения:

– Маэстро, а как вы сами исполняете “Поэму”? – Вопрос был явно с подковыркой: мол, написать-то можно все, а вот сыграть…

Бабаджанян сел за рояль и блистательно исполнил свое произведение.

И все-таки душа его цвела в мелодии. Иногда про кого-то говорят, что он человек-оркестр. Про Бабаджаняна можно сказать, что это был человек-мелодия. У его песен ярко выраженный мелодический характер. Его мелодии не просто красивы – они чувственны. Веселость их зажигательна, а грусть пронзительна.

Возможно, песни-то и сбили его с “истинного” пути – они стали для него искушением. Но и в песнях он оставался композитором масштабным. Когда он исполнял их на рояле, из-под рук его звучал целый оркестр. Слушая же его песни в оркестровом варианте, я говорил себе: “Арно, на рояле было гуще, напористее”.

Разрыв отношений

Прошло время, и удачный творческий союз разрушился. Арно решил, как это говорят сегодня, “раскрутить” своего сына Араика и стал писать для него

Муслим Магомаев вспоминает об этом так:

“Проходит время. Или лучше так: приходит время такое… Что-то случается с людьми. Или просто человек, замыкая круг жизни, начинает особо остро ощущать себя отцом. Сын Бабаджаняна Араик был не бесталанным человеком – он удачно снялся в фильме “Невеста Севера” и для него открывались горизонты кино.

Но Арно решил, что Араик – певец и что надо писать песни для сына. Я понимал его как отца. Кому же, как не ему, и помогать сыну? Для меня он стал писать меньше. Правда, к тому времени у меня в репертуаре было много что исполнять. И когда бы и что бы я ни пел – самыми любимыми для меня оставались неаполитанские песни и классика.

Когда-то у нас была первая песня, ставшая нашей общей с Арно визитной карточкой. Пришло время и последней. Помню ее смутно – получилась она какая-то невзрачная. И название ее было “Вальс прощания”. Не нужно мне было ее петь, но я не хотел обижать композитора.

И почему-то в первый раз Арно не пошел со мной на запись, хотя обычно он болел за каждую нашу песню”.

В этот момент в СМИ появилось интервью Бабаджаняна, где композитор рассказывал про свое житье-бытье, про свое творчество. На вопрос: кто ему близок из певцов, исполняющих его песни, перечислил всех (от Кобзона до совершенно незнакомых имен). Всех, кроме Магомаева. Обида…

“Я нашел в себе силы записать его песню: не хлопнул дверью, не порвал ноты. Но звонить Бабаджаняну перестал. Позвонила Тереза. Оправдывалась: “Ты знаешь, эти журналисты, идиоты. Что они себе позволяют!”. Не думаю, что они такие уж негодяи.

Да я ничего такого за собой и не знаю, за что бы журналисты меня так ненавидели. Если бы Арно меня просто упомянул среди прочих, они меня могли бы пропустить. Но я надеялся, что Арно скажет обо мне отдельно, хотя бы в две-три строчки. Как о друге-певце, который записал почти все его лучшие песни.

Не думаю, что тогда журналист смог бы это пропустить…”

Прощальный луч памяти…

И все равно Муслим с до конца дней с огромным уважением относился к Арно.

Из книги ” Любовь моя – мелодия”:

“Прощальный луч памяти… Арно, сгорбившись, сидит за роялем… В зеркале открытой крышки, напоминающей крыло большой раненой птицы, двоится его портрет. Последнее произведение Бабаджаняна, память и прощание.

Растянувшаяся на десять лет неизлечимая болезнь стоит за спиной, чтобы уступить место неизбежности. Сначала он писал эту прекрасную мелодию для балета и ни за что не поддавался на наши с Робертом уговоры сделать из этого песню, говорил, что балет он пишет по заказу.

Потом, уже после его смерти, Роберт Рождественский написал на эту музыку слова. Но они уже были ни при чем… Вскоре ушла из жизни и жена Арно – Тереза Сократовна, кому был посвящен “Ноктюрн”…

После ухода Арно я спел в зале “Россия” сольный концерт “Воспоминание об Арно Бабаджаняне” (ред. – в 1988 г.). А несколько месяцев спустя начался карабахский конфликт…

Азербайджан в этом не виноват – вот и все!

Оккупация Арменией 20 % территории Азербайджана разъединила некогда братские советские народы. И о дружбе ярких представителей ныне враждующих наций сейчас в постсоветских странах упоминать как-то не принято. В одном из своих последних интервью Магомаев сказал:

“С музыкой странные вещи творятся – иногда диву даешься. Эта возникшая рознь… по идее, я теперь “лицо кавказской национальности”. Я не смог участвовать в концерте памяти Бабаджаняна (ред. Москва -2006). Обязательно бы вышел – но ведь “народ меня не поймет”. Однако, в 2007 году в Москве вышел музыкальный альбом “Муслим Магомаев: воспоминание об Арно Бабаджаняне”

Из интервью “Бульвару” Гордона

Вопрос: Множество прекрасных песен, с которыми вы, азербайджанец, вошли в историю, написал гениальный композитор Арно Бабаджанян – по происхождению армянин.

Сегодня, после кровавых событий в Нагорном Карабахе, которые выплеснули наружу азербайджано-армянскую вражду, такое сотрудничество кажется почти невозможным.

Я говорил об этом конфликте со многими деятелями культуры (как с армянами, так и с азербайджанцами), но они предпочли от этой темы уйти. Вместо того, чтобы предпринять какие-то шаги для объединения двух народов, представители интеллигенции заняли позицию сторонних наблюдателей.

Понимаю, что это больной вопрос, но не могу не спросить: а как на вооруженные столкновения армян и азербайджанцев реагировали вы – человек, в чьих жилах смешались множество кровей, артист, выросший в интернациональном Баку и певший песни Бабаджаняна?

Муслим Магомаев: Да, вопрос больной, но я вполне могу на него ответить. Азербайджан в этом не виноват – вот и все! В нашей республике всегда жило много армян, но никаких обид из-за этого не было – мы все дружили.

В моем дворе армян и азербайджанцев было поровну, в классе училось четыре или пять азербайджанцев, пятеро армян, столько же евреев, и никаких недоразумений из-за этого не возникало.

Баку был настолько хороший и теплый город, что говорить о таких вещах считалось неприличным, – желающим почесать языки сразу же затыкали рты, а потом, когда все началось, уехали армяне, разъехалось большинство евреев (хотя и не все, слава Богу)… Ситуация еще неопределенная, и остается только молиться, чтобы с Арменией все обошлось”.

Связаться с автором статьи можно по адресу: life@trend.az .

Связаться с автором статьи можно по адресу: life@trend.az

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

Источник: https://www.trend.az/life/interesting/1355703.html

Ссылка на основную публикацию