Артюр рембо – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Артюр Рембо

Артюр Рембо (Жан Никола, Rimbaud) (1854-1891) — французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871).

В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) — «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом.

Вскоре отошел от литературы, став торговым агентом в Эфиопии.

Годы формирования

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года, в Шарлевиле (ныне Шарлевиль-Мезьер). Он был был вторым сыном пехотного капитана и зажиточной крестьянки.

После того, как отец покинул семью в 1860 году, воспитанием четверых детей занялась их мать – властная и непомерно строгая женщина: за малейшее нарушение порядка детям полагалось домашнее заточение на хлебе и воде. Артюр учился блистательно, и его поразительная одаренность проявилась очень рано.

Столь же рано обнаружились и бунтарские наклонности: мальчик ненавидел свой провинциальный городок, ханжеский семейный уклад и добропорядочных обывателей.

29 августа 1870 он впервые ушел из дома, добравшись на поезде до Парижа, где был арестован за недоплату железнодорожной компании тринадцати франков и отправлен в тюрьму Мазас. Его любимый учитель Изамбар приехал за ним и увез в Дуэ к своим незамужним теткам, а затем в Шарлевиль.

Меньше всего меня волнует, напечатают меня или нет. Только процесс творчества имеет значение. Все остальное — так, литература.

Рембо Артюр

Второй побег Рембо совершил 7 октября 1870 — через десять дней после возвращения. На этот раз он направился в Бельгию и сделал безуспешную попытку стать газетным репортером в Шарлеруа. Мать объявила его в розыск, и 1 ноября он был доставлен домой полицией.

В третий раз Рембо бежал из дома 25 февраля 1871 года и, проведя около двенадцати дней в Париже, вернулся пешком в Шарлевиль.

Будучи пылким юношей, Рембо откликался на социально значимые события в истории Франции. Франко-прусская война 1870-1871 годов нашла свое отражение в стихотворении «Вы, храбрые бойцы…» (буквально: «Мертвецы 92-го»).

18 марта 1871 в Париже была провозглашена Коммуна, которую юный поэт встретил с радостью: он устремился в Париж с целью записаться в народную гвардию, но очень быстро вернулся в Шарлевиль, где написал несколько стихотворений, пронизанных революционным духом («Кузнец», «Военная песнь парижан», «Руки Жанны-Мари», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь»).

Три года Рембовского творчества

Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты… ты знаешь, как это сказать.

Рембо Артюр

Стремительность и краткость литературной карьеры Артюра Рембо сделали значимым чуть ли не каждый месяц его развития. В 1869 году он получил первую премию за латинскую поэму «Югурта» и в том же году написал первое, еще во многом подражательное стихотворение на родном языке «Новогодние подарки сирот», которое в январе 1870 года появилось на страницах журнала

10 июня 1871 года А. Рембо отправил самые последние стихи – «Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сердце паяца» (позднее названо «Украденное сердце») — молодому поэту Полю Демени.

15 августа Рембо вновь написал Банвилю и отправил ему стихотворение «Что говорят поэту о цветах». В конце августа он послал несохранившееся письмо Верлену с приложением стихов, в частности знаменитых «Гласных», где каждому звуку соответствует определенный цвет.

Потрясенный красотой этой необычной поэзии Верлен ответил немедленно и пригласил Рембо приехать в Париж. Перед отъездом Рембо в порыве энтузиазма написал «Пьяный корабль» — самую «фантасмагорическую» из своих поэм, которая должна была поразить парижских литераторов.

Еще до ссоры с Верленом Рембо начал писать рассказы в прозе – «Языческую книгу», или «Негритянскую книгу». Испытав кризис отчаяния после брюссельской драмы, он вновь принялся за «Языческую книгу», дал ей название «Одно лето в аду» («Сезон в аду») и осенью 1873 опубликовал в Бельгии.

Это единственное прижизненное издание, за которым наблюдал сам поэт: он ощущал жгучую потребность рассказать «историю безумства», осмеять «алхимию слова» и восславить житейскую трезвость.

В 1874 Артюр Рембо либо создал, либо дописал (в этом вопросе мнения литературоведов расходятся) стихотворения в прозе «Озарения». Встретившись в феврале 1875 года с вышедшим из тюрьмы Верленом, Рембо отдал «Озарения» своему бывшему другу, с которым ему больше не суждено было увидеться.

«Озарения» (1873-1875) были опубликованы лишь в 1886 году. Первое собрание сочинений Рембо вышло посмертно, в 1898 году.

Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.

Рембо Артюр

Рембо совершил революцию в сфере французского стихосложения: его поэтическая техника нарушило привычные традиции французской поэзии.

Сам он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности – поэт стал творцом, равным Богу, и ему открылся скрытый смысл бытия.

Рембо одним из первых доказал возможность появления «темной» поэзии, которая отказывается от описаний и рассуждений, стремясь явить образы, вызванные к жизни экстатическим видением и воображением. Наряду с Верленом и Малларме Рембо составляет «святую троицу» французского символизма.

Годы Рембоских скитаний

Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет.

В 1874-1879 годах он странствовал по Европе, занимался изучением иностранных языков и пытался найти применение своим способностям: преподавал французский, работал переводчиком при бродячем цирке, занимал должность строительного подрядчика и даже записался добровольцем в голландские колониальные войска, откуда дезертировал спустя несколько месяцев. Его все больше притягивал Восток, и в 1880 он поступил на службу в фирму, которая торговала кожей и кофе. Хозяева направили его в свой филиал в Хараре (Зимбабве).

В 1882 году Артюр Рембо исследовал еще не известные европейцам районы, написал об этом доклад и отправил его в парижское Географическое общество. В 1888-1890 годах он возглавлял факторию в Хараре. Страшные боли в правом колене вынудили его отплыть в Аден, а затем на родину.

22 мая 1891 ему ампутировали больную ногу в марсельском госпитале. Рембо предпринял поездку домой, но был вынужден вернуться в Марсель в сопровождении сестры Изабеллы, на руках у которой и умер.

В больничной книге госпиталя об этом имеется следующая запись: «10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо».

Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.

Рембо Артюр

Ещё:

Артюр Рембо вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 года, но не окончил его. Как поэт формировался под воздействием Теодора де Банвиля, писателя-романтика Виктора Гюго, особенно Шарля Бодлера.

Артюр сарказмом обрушивался на мещанство («Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и другие), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»).

Разочарование в правительстве «национальной измены» вызвало у него в начале 1871 года кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку.

Парижская Коммуна 1871 вернула Рэмбо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции — «Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (1871).

В поэзии поэта развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи так называемого «Зютистского альбома»). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и его дальнейшем творческом пути.

Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символистский период поэт создал так называемые «Последние стихотворения» (1872) и стихотворения в прозе, т. н. «Озарения» (написаны в 1872 — 1873 годах, а изданы были в 1886).

Книга «Сквозь ад» (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 века Со 2-й половины 70-х годов 19 века Артюр Рэмбо отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 году был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 веке вокруг его наследия развернулась борьба между реализмом и модернизмом.

Его лучшие поэтические традиции были восприняты французскими поэтами Гийомом Аполлинером, Полем Элюаром и поэтами Сопротивления.

Сочинения:

  • Œuvres, [2 éd.], P., [1964];
  • Œuvres, P., [1966];
  • В русском переводе — Стихотворения, М., 1960;
  • [Стихи], в книге: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в переводе Ильи Григорьевича Эренбурга, М., 1969.

Чтобы стать первым поэтом этого века, я должен испытать все на себе. Для меня уже было мало быть одним человеком. Я решил стать всеми. Я решил стать гением. Я решил создать будущее.

Рембо Артюр

Литература:

  • Бенедикт Константинович Лившиц, От романтиков до сюрреалистов, Л., [1934];
  • Николай Иванович Балашов, Рембо, в книге: История французской литературы, том 3, М., 1959;
  • Н. И. Балашов, Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в., в кн. Сандрар Б., По всему миру…, М., 1974;
  • Е tiemble R. et GaucIere Y., Rimbaud, P., 1950;
  • Fowlie W., Rimbaud. [A critical study], Ch. — L., [1967];
  • Gascar P., Rimbaud et la Commune, [P., 1971];
  • «Europe», 1973, № 529 — 30 (№ посвящен Рембо).

Артюр Рембо скончался 10 ноября 1891 года, в Марселе.

Источник: http://known-name.ru/face/artur-rembo

Артюр Рембо: жизнь ясновидца « THE WALL

Пленник Шарлевиля

Артюр Рембо смог превратить свою жизнь в настоящий роман или театральную постановку. Будущий гений с детства отличался эксцентричностью и самоуверенностью — качествами, сопровождавшими его всю жизнь.

Мечтая стать поэтом с детства, читал Шарля Бодлера, запрещенных «Отверженных» Виктора Гюго и, естественно, пробовал писать сам, в том числе и на латыни.

В творчестве видно влияние авторитетных поэтов, но уже в первых произведениях виден талант[1].

В 1871 году бежит в Париж, к коммунариям, покинув Шарлевиль, в котором вырос, но его ловят. Это был не первый побег Рембо и не последний. Ему в принципе был противен провинциальный город, в котором он рос. Особенно мучительными стало для него время франко-прусской войны, когда из Шарлевиля было не сбежать.

В год оккупации Франции прусской армией Артюр Рембо, проводивший большую часть времени в библиотеке своего учителя, друга и наставника Жоржа Изамбара, создал, так называемую, теорию ясновидения, описывавшую «рецепт жизни» поэта-символиста.

Все годы, посвященные творчеству, он неукоснительно следовал этому рецепту.

«Рано или поздно этот мальчик заставит говорить о себе, это будет или гений добра, или гений зла», — однажды сказал директор колледжа, в котором учился Рембо[2]. И он действительно заставил говорить о себе. Даже сегодня, спустя полтора столетия, его творчество привлекает людей. Но каким же гением стал поэт?

Источник фото: http://www.liveinternet.ru

Письма ясновидца

В 1871 году выходят в свет «Письма ясновидца» (Lettre du Voyant), в которых Артюр Рембо являет свету свое понимание эстетики и жизни, создает теорию становления поэта-ясновидца. В чем же заключалась теория, отраженная на страницах «Писем»?

По мнению Артюра Рембо, поэт должен быть ясновидцем. Это достигается полным расстройством физическим (запахи, звуки, зримое сливаются в один «белый шум») и душевным: «Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств.

Он идет на любые формы любви,страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами, но всасывает их квинтэссенцию.

Неизъяснимая мука, при которой он нуждается во всей своей вере, во всей сверхчеловеческой силе; он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым — и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого»[3].

Поэт должен познать свою душу, а затем воспитать из себя провидца. Артюр Рембо видел в поэзии нечто большее, чем самовыражение или развлечение, веря в то, что поэт — это двигатель прогресса. Его измученная душа передает через себя истину и дает возможность идти вперед для человечества в целом.

Примечательно, что ясновидцем Артюр Рембо решает стать во время разгрома коммунариев, на волне бунтовских, свободолюбивых мыслей поэта.

Бунтуя против деспотизма матери, против тиранически удушливого и бесперспективного Шарлевиля, против навязываемого католицизма, он, наконец, решает восстать против всего общества.

Жизнь ясновидца

Читайте также:  Дэйзи ридли - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым…» — все это можно сказать о жизни Артюра Рембо.

Уверовав в свое предназначение ясновидца, он начал рассылать свои стихи именитым поэтам, в том числе, Полю Верлену, от которого получил самые хвалебные отзывы и которого считал одним из ясновидцев[4]. Тогда Рембо отправился в Париж, трактовав отзыв Верлена как приглашение.

С собой он привозит стихотворение «Пьяный корабль» (Le Bateau ivre)[5], в полной мере отразившее в себе теорию Артюра Рембо, ведь открывающаяся читателю картина — самое настоящее видение:

«В снегах и зелени ночных видений сложных Я вымечтал глаза, лобзавшие волну, Круговращение субстанций невозможных,

Поющих фосфоров то синь, то желтизну

».

Также необычен стиль Рембо — он полностью ломает устоявшиеся правила и постепенно начинает создавать собственные стихотворные формы, постоянно экспериментируя.

Отношения Артюра Рембо и Поля Верлена — попытка претворить в жизнь идеалистическую догму молодого поэта. Рембо быстро прославился в поэтических кругах не только благодаря своему таланту, но и благодаря довольно эпатажному поведению, которое должно было сделать его ненавидимым, проклятым.

Ко своему другу он отнесся со всем возможным уважением и решил помочь ему стать настоящим ясновидцем, не обремененным ничем. Из лучших побуждений он содействовал тому, что Верлен лишился семьи и уважения в обществе из-за выходок Рембо. Рассорившиеся со всеми, они отправляются путешествовать по Европе.

В Англии Артюр Рембо пишет цикл «Озарения» («Illuminations»), ставший расцветом его творчества.

Целью Артюра Рембо было разрушение старых канонов поэзии, создание чего-то абсолютно нового. Во время того путешествия по Европе обоюдное влияние на творчество было максимальным.

Однако Рембо двигался вперед куда быстрее, поэтому решил разорвать свою связь с Верленом, для которого, человека слабовольного и мягкого, это стало трагедией.

В 1873 году Верлен стреляет в Артюра Рембо, за что попадает в тюрьму.

Источник фото: http://www.aif.ru/

Куда приводят мечты

И для Поля Верлена, и для Артюра Рембо тот случай стал переломным. После освобождения Верлен начал публиковать стихи своего друга, безуспешно пытался наладить отношения с семьей, однако все попытки были тщетны.

Для Рембо удар оказывается гораздо больнее. Он отказывается от поэзии. «Сезон в аду» (Une saison en enfer) — отказ не только от творчества, но и от теории ясновидения. Рембо приходит к выводу, что надо заниматься реальной жизнью:

«Я, который называл себя магом  или  ангелом,  освобожденным  от  всякой

морали, — я возвратился на землю, где надо искать себе дело, соприкасаться с

шершавой реальностью. Просто крестьянин!»

После 1873 года он не напишет более ни одной стихотворной строки. Письма, что он отправлял сестре, ничем не выдавали того мятежного духа поэта-ясновидца. Однако Рембо все еще оставался им, даже без поэзии. Его дальнейшая жизнь — лишь еще один акт театральной постановки.

Он с цирком добрался до Скандинавии, дезертировал из голландской армии, стал представителем торговой компании в Эфиопии…  Даже его смерть не обыденна. Рембо умер в возрасте 37 лет, в 1891 году, не оправившись от ампутации ноги после гангрены. Провожала его только сестра, которой он писал из своих путешествий.

Мать не пожелала с ним проститься[6].

Жизнь Артюра Рембо — великий эксперимент над человеческой жизнью.

Однако мог ли он в принципе увенчаться успехом? Теория ясновидения, созданная подростком (каким бы умным он ни был) на волне социальной нестабильности в обществе, осуществляемая такими же подростковыми методами — эпатажем, провокацией, бунтом и категорическим несогласием.

Возможно, Верлен, подпавший под его влияние настолько, что чуть не совершил неисправимое, открыл Рембо глаза на то, что его идея утопична, а игры с жизнью как чужой, так и собственной опасны. Однако этот жестокий эксперимент Артюра Рембо над собой создал новую поэзию, предвосхитившую XX век.

Источник: http://thewallmagazine.ru/plennik-sharlevilya/

Рембо, Артюр

рембо артюр рембо, рембо артюр
Жан Николя Артюр Рембо

Дата рождения:

20 октября 1854({{padleft:1854|4|0}}-{{padleft:10|2|0}}-{{padleft:20|2|0}}) Место рождения:

Шарлевиль-Мезьер (Вторая французская империя) Дата смерти:

10 ноября 1891({{padleft:1891|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:10|2|0}}) (37 лет) Место смерти:

Марсель (Третья французская республика) Гражданство (подданство):

 Франция Род деятельности:

Поэт Годы творчества:

1869 — 1873 Направление:

Символизм Язык произведений:

Французский, Латынь Подпись: Произведения на сайте Lib.ru Произведения в Викитеке  Файлы на Викискладе

Жан Николя́ Артю́р Рембо́ (фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud ; 1854—1891) — великий французский поэт.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Рембо в современной культуре
  • 3 Произведения, опубликованные при жизни автора
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Биография

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции. Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире, мать, Мари-Катрин-Витали Кюиф, была из зажиточной крестьянской семьи.

Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью, с тех пор Артюра воспитывала мать. Начальное образование Рембо получил в Шарлевильском лицее.

Вскоре после публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и югу Бельгии.

В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом и на некоторое время становится его близким другом. Верлен приглашает Рембо в Париж и оплачивает ему дорогу.

Прибыв в Париж, Рембо поселяется в доме у Верлена, откуда его жена, семнадцатилетняя беременная Матильда Моте вскоре изгоняет его за грубость и нечистоплотность; он живёт по очереди у литератора и критика Теодора Банвиля, поэта и шансонье Шарля Кро, композитора Жана («Эрнеста») Кабане, художника Жана-Луи Форена. Верлен и Рембо принимают участие в собраниях литературных кружков «Дрянные мальчишки» и «Чертыхатели», дружат, пьянствуют, дискутируют, ссорятся и мирятся.

В конце октября из-за Рембо возникла первая ссора Верлена с Матильдой, которая негодует, когда Рембо, не приемлющий «мещанскую обстановку» семейства Моте, пытается вырвать Верлена из этой среды.

В конце декабря на очередном обеде «Дрянных мальчишек» Рембо устраивает скандал и легко ранит тростью-шпагой фотографа Каржá; Рембо изгнан из кружка; Верлен снимает для него комнату на улице Кампань-Премьер в XIV округе Парижа, в районе Монпарнаса.

В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны.

В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осуждён на два года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.

После этого Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и Эфиопии), а также в Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами, оружием и людьми.

Ф. Валлотон. Портрет Артюра Рембо, ок. 1898

В феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в Марселе, в госпитале, 10 ноября 1891 года. Похоронен в Шарлевиле.

Рембо в современной культуре

В XX веке наследие Рембо было предметом полемики. Общепризнанными последователями Рембо во французской поэзии являются Гийом Аполлинер и Поль Элюар. Мировоззрение и поэзия Рембо оказали влияние на творчество Генри Миллера, отразившего своё духовное родство с поэтом в эссе Время убийц.

Во второй половине XX века Артюр Рембо обретал всё большую популярность. Так, его образ неоднократно был использован в кинематографе.

Наибольшую известность получил фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), созданный по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), в котором роль поэта исполнил Леонардо Ди Каприо (фильм не претендует на историческую достоверность образов Рембо), а также Верлена в исполнении Дэвида Тьюлиса).

Посвящённая Артюру Рембо и выполненная Жаном Ипустеги по заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная композиция — «Путник в башмаках, взлетевших кверху» (фр. l’Homme aux semelles devant), установлена в 1985 году перед старым зданием Национальной библиотеки Франции в Париже.

Название перефразирует прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо — «Путник в башмаках, подбитых ветром» (фр. l’Homme aux semelles de vent). Фрагмент этой композиции «Лицо Рембо» (фр. Visage Rimbaud) принадлежит Культурному центру Ипустеги (фр. Centre Culturel Ipoustéguy) в городе Ден-сюр-Мёз (фр.

 Dun-sur-Meuse).

В 1991 г. вышел фильм Arthur Rimbaud — Une biographie режиссёра Ришара Диндо. В фильме снялись актеры: Бернар Блош, Кристиана Коэнди, Мадлен Мари, Альбер Дельпи, Жан Дотремай, Бернар Фрейд, Ханс-Рудольф Тверенболд, Жак Боннаффе (голос).

Певица и поэтесса Патти Смит, на творчество которой сильно повлиял Рембо, не раз упоминала и цитировала его в своих работах.

Произведения, опубликованные при жизни автора

Рембо в Африке

  • Стихотворение Пьяный корабль / Le bateau ivre (1871)
  • Одно лето в аду / Une Saison en Enfer (1873)
  • Озарения / Les illuminations (1874)

Литература

О жизни Рембо

  • Миллер Г. Время убийц. / Азбука-классика, 2005.
  • Карре Ж. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо. / Пер. с фр. — СПб: Петербург — XXI век; Лань, 1994. (романизированная биография)
  • Мурашкинцева Е. Д. Верлен. Рембо. — М.: ОЛМА-Пресс, 2001. — 352 с.
  • Птифис П. Артюр Рембо. / Пер. с фр. (Серия «ЖЗЛ»). — М.: Молодая гвардия, 2000. — 408 с.
  • Виль Р. Дневники Артюра Рембо. – Берлин: NG Verlag, 2013. – 156 с.

О творчестве Рембо

  • Рембо А. Поэтические произведения в стихах и прозе. / Пред. Л. Г. Андреева, комм. М. В. Толмачева. — М.: Радуга, 1988. (подробный комментарий к стихотворениям)
  • Обломиевский Д. Д. Артюр Рембо. // Французский символизм. — М.: Наука, 1973. — С. 183—227.
  • Степанов Ю. С. Семантика «цветного сонета» Артюра Рембо. // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. — М.: 1984. — т.43. — № 4. — С. 341—347.

Поэзия Рембо

  • Рембо А. Стихи; «Последние стихотворения»; «Озарения»; «Одно лето в аду». / Пер. с фр. М.Кудинова. — М., «Наука», 1982 (серия «Литературные памятники»).
  • Рембо А. Стихотворения. Серия «Билингва». М., Текст, 2011.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Рембо, Артюр

  • Артюр Рембо в библиотеке Максима Мошкова
  • Артюр Рембо в «Журнальном зале»
  • Биография Артюра Рембо
  • Ольга Панова. Рембо и симулякр
  • Музей Рембо в Шарлевиле  (фр.)
  • Артюр Рембо. Избранные произведения  (фр.)
  • Биография и поэзия  (фр.) (англ.)
  • Биография, библиография, критика  (фр.)
  • Фотография Артюра Рембо в зрелом возрасте. Аден, 1880 год
  • THE QUIET LIFE A collection of photos and drawings of Arthur RİMBAUD Edited by Beyaz Arif AKBAS Yalnizgoz BOOKS/Edirne 2011 USA ISBN 978-1-4680-1801-1
  • Артюр Рембо, биография

Примечания

  1. 1 2 Record #118601032 // Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Katalog der Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. Проверено 9 апреля 2014.
  2. Rimbaud – L’homme aux semelles devant / de vent. // espritdescalier.de. Проверено 23 января 2012.

    Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012. (нем.)

  3. Visage Rimbaud. // valdunois.com. Проверено 23 января 2012. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012. (фр.

    )

рембо артюр, рембо артюр краван, рембо артюр онеггер, рембо артюр рембо, рембо артюр рэмбо, рембо артюрнед

Рембо, Артюр Информацию О

Рембо, Артюр

Рембо, Артюр
Рембо, Артюр Вы просматриваете субъект
Рембо, Артюр что, Рембо, Артюр кто, Рембо, Артюр описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-56863.html

Артюр Рембо, биография

Артюр Рембо, биография

Биография Артюра Рембо

Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции в буржуазной семье. Мать прививала детям благотворительность, любовь к Богу, а отец учил их рациональности и экономии.

С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Его способности всех поражали. Учитель Жорж Изомбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения.

В 15 лет написал стихотворение «Сенсация», опубликованное без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 года.

В этом же году напечатал несколько стихотворений на латыни. Он много читал, увлекался проиведениями Ф. Рабле и В. Гюго. а также поэзией «парнасцев». Стихотворениями «Офелия», «Бал повешенных», «Зло», «Спящий в долине» поэт заявил о себе как о символисте. В. Гюго, высоко оценивший его талант, назвал Рембо «дитя Шекспира ».

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г. узнав про оглашение Коммуны, бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г. вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену. после едет к нему в Париж. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества ( с начала 1871 до начала 1872 г.) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

В третий период творчества (1872 — 1873) Рембо пишет цикл «Озарение», которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

У Рембо была непостоянная и капризная судьба. Как в творчестве так и в жизни он искал разные пути, иногда полностью противоположные. После того как П. Верлен, который стрелял в Рембо, попадает в тюрьму, переживающий Рембо впадает в неврозы.

Криком души, мольбой человека, который уже не расчитывает на чью-либо помощь, но все же зовет из Вселенной кого-то неизвестного стала книга «Одно лето в аду» (1873), единственный сборник изданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не смог оплатить и книги так и остались на складе.

Их нашли случайно через несколько десятилейти, а до этого существовала легенда будто Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие денег, духовный дискомфорт привели к острому творческому кризису. В последних прозведениях поэта чувствовались боль и отчаянье одинокой души.

«Пьяный корабль» судьбы Рембо, окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не угомонило «боль жгучих противоречий», и он решил изменить свою жизнь.

После того как ему исполнилось 20 лет, он не написал ни одной рифмованной строчки.

Отказавшись от искусства, путешествовал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всякими безделушками на европейских базарах, пытался косить траву в голландских селах, даже был солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Кипре, в Занзибаре.

Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну на Италию. В последние годы работал в торговой фирме «Вианне, Барде и Ко», которая продавала кофе, слоновью кость и кожу.

По разному трактуют исследователи розрыв Рембо с поэзией. Французский пиатель А. Камю видел в этом «самоубийство духа», а австрийский прозаик Стефан Цвейг – «неуважение к исскуству, пренебрежение им».

Существует версия, что поэт сбежал из Парижа, что бы найти себя в чем-то другом, что бы утвердится, а после вернуться независимым и свободным, избавившись от пьяного сна.

Некоторые современные исследователи считают что поэт дошел в своих экспериментах со словом до крайней черты и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он еще пытался писать, но уже не мог найти смысл в поэтичном творчестве.

Однако загадка поэзии Рембо до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его уход из искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который стал целой эпохой в мировой литературе.

37-ми лет уставший, о еще полный сил, Рембо вернулся во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в 1891 г. у него вознила опухоль правого колена, которая оказалась саркомой. 10 ноября 1891 г. он умер в марсельской больнице.

Кроме биографии Артюра Рембо возможно вас заинтересуют следующие сочинения:

Больше информации по теме: http://goldlit.ru

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/62827-artyur-rembo-biografiya

Артюр Рембо

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции. Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире, мать, Мари-Катрин-Витали Кюиф, была из зажиточной крестьянской семьи.

Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью, с тех пор Артюра воспитывала мать. Начальное образование Рембо получил в Шарлевильском лицее.

После публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и югу Бельгии.

В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом и на некоторое время становится его интимным другом. Верлен приглашает Рембо в Париж и оплачивает ему дорогу.

Прибыв в Париж, Рембо поселяется у Моте, откуда его в скором времени изгоняют за грубость и нечистоплотность; он живёт по очереди у Банвиля, Шарля Кро, композитора Кабане, художника Форена. Верлен и Рембо принимают участие в собраниях литературных кружков «Дрянные мальчишки» и «Чертыхатели», пьянствуют, их дружба перерастает, как они выражаются, в «жестокую страсть» двух поэтов.

Конец октября. Первая ссора Верлена с Матильдой из-за Рембо, который пытается вырвать Верлена из удушливой мелкобуржуазной обстановки семейства Моте.

Конец декабря. На очередном обеде «Дрянных мальчишек» Рембо устраивает скандал и легко ранит тростью-шпагой фотографа Карж?; Рембо изгнан из кружка; Верлен снимает для него комнату на улице Кампань-Премьер, 14.

В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны.

В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осужден на 2 года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.

После этого Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и Эфиопии), а также в Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами и оружием.

В феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в Марселе, в госпитале, 10 ноября 1891 года. Похоронен в Шарлевиле.

Рембо в современной культуре

В XX веке вокруг наследия Рембо развернулась борьба. Поэты реализма и модернизма причисляли его к основателям своего течения.

Общепризнано последователями Рембо среди французских поэтов являются Гийом Аполлинер, Поль Элюар, поэты Сопротивления.

Мировоззрение и поэзия Рембо оказали глубокое влияние на творчество Генри Миллера, отразившего свое духовное родство с поэтом в эссе Время убийц.

Во второй половине XX века Артюр Рембо обретал всё большую популярность. Так, его образ неоднократно был использован в кинематографе.

Наибольшую известность получил фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), созданный по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), в котором роль поэта исполнил Леонардо Ди Каприо (историческая достоверность образов Рембо, а также Верлена в исполнении Дэвида Тьюлиса в этом фильме многими ставится под сомнение).

Посвящённая Артюру Рембо и выполненная Жаном Ипустеги по заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная композиция — «Путник в башмаках, взлетевших кверху» (фр. l’Homme aux semelles devant), установлена в 1985 году перед зданием Национальной библиотеки Франции в Париже.

Название перефразирует прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо — «Путник в башмаках, подбитых ветром» (фр. l’Homme aux semelles de vent). Фрагмент этой композиции «Лицо Рембо» (фр. Visage Rimbaud) принадлежит Культурному центру Ипустеги (фр. Centre Culturel Ipoust?guy) в городе Ден-сюр-Мёз (фр. Dun-sur-Meuse).

В скульпторном портрете выразительно передана меланхолия поэта.

В 1991 г. вышел фильм Arthur Rimbaud — Une biographie. режиссера Ришара Диндо. В фильме снялись актеры: Бернар Блош, Кристиана Коэнди, Мадлен Мари, Альбер Дельпи, Жан Дотремай, Бернар Фрейд, Ханс-Рудольф Тверенболд, Жак Боннаффе (голос).

Певица и поэтесса Патти Смит, на творчество которой сильно повлиял Рембо, не раз упоминала и цитировала его в своих работах.

Произведения, опубликованные при жизни автора

  • Стихотворение Пьяный корабль / Le bateau ivre (1871)
  • Одно лето в аду / Une Saison en Enfer (1873)
  • Озарения / Les illuminations (1874)

Источник: http://people-archive.ru/character/artur-rembo

Артюр Рембо

Муза – мой пол в душе. Андрей Платонов

Не замечали, что творчество писателей и поэтов, рождённых осенью, отмечено мрачным холодком какой-то осени мира, почти прозрачного, сквозь который просвечивает несказанная, обнажённая синева и звёздность?
К этой синеве и звёздности и стремился Рембо, но, в итоге, душа отхлынула от берега тела, и сердце-корабль, словно пьяное, медленное солнце, село на мель, и жизнь и судьба поэта пережила нечто похожее на загробные мытарства души : страницы со стихами Рембо, вздохнули парусами, и поэт отправился навстречу бессонному солнцу Абиссинии, Египта, Эфиопии, туда, где потом его догонит на своём захмелевшем трамвае Гумилёв. Забавный эпизод из набоковского романа “Смотри на арлекинов!” : “где-то в Абиссинии пьяный Рембо читал удивлённому русскому путешественнику стихотворение “Le Tramway ivre”.

Вслед за Бодлером, с его мистическим эротизмом “Приглашения к путешествию”, душа Рембо влеклась в неведомое, где за тёмной рябью строк и пеной звёзд, за облаками, ливнями волос любимого человека, за снеговыми паутинками, паутинками ресниц – ибо мы закрываем глаза при поцелуе ( этим первым поэтическим порывом в истории человечества, в котором таинственно и сладко, объект любви сливается с миром, и мы словно бы целуем ветер, ночь, аромат цветов…), который Рембо, в своей “Зимней мечте”, назвал “бродяжкой-паучком”,- за “сапфирами сумерек” ( камертон первой строки “Ощущения” в переводе Лившица, даже лучше оригинала), за нежными “Ответами Нины”, осенне сквозится новый нежный мир.

Но далеко ли смогли убежать влюблённые, душа поэта? Воздух ярко улыбается мотыльками и музыкой стихов… душа поэта ударилась о небо, словно о засиневшее рассветное окно. Неоромантизм ( Рембо, как и Перси Шелли, мечтал поэзией изменить мир) сменился сарказмом, бунтом против законов неба и земли.

В своём письме о ясновидении, Рембо писал, что “поэт превращает себя в ясновидца длительным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идёт на любые формы любви, страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами. Он становится самым больным из всех, самым преступным, самым про́клятым – учёным из учёных! Ибо он достиг неведомого.”

В этих словах есть нечто от христианства самой жизни, вне религии, к которому Рембо придёт к концу жизни. Тут стигматы вдохновения и жизни, раны жизни.

Примяв тёплый, колкий блеск звёзд, словно траву, лежит Земля – “спящая в ложбине” ( опять-таки, гениальное прозрение Рембо, сравнившего в этом дивном стихе умирающего солдатика в траве, с какой-то обнажённой нежностью ребёнка, возвращающегося к своей матери-земле), а над Землёй, словно бы зримая из голубой, звонкой глубины, плывёт луна…

Сколько муки и трагизма всего женского в этом стихе, вот уже века не могущего допеть свою песнь. Что миру хочет женщина сказать? Муза – Ева каждого поэта. Его лучший сон о женщине, как о своём самом сладком безумии. В том же письме о ясновидении, Рембо, в феминистском прозрении, высказывает дивную мысль о женщинах :

Когда будет разбито вечное рабство женщины, когда она будет жить для себя и по себе, мужчина – до сих пор омерзительный – отпустит её на свободу, и она будет поэтом. Женщина обнаружит неведомое!”

Удивительная и трагичная для самого Рембо мысль! В своём нетерпении сердца и души, желая приблизить это сверкающее время свободы и роскоши женской души, Рембо бессознательно решается на феминизм души, освобождая её из под бытийного, вековечного господства тела. Он даёт свободу вечно-женственному, освобождая, расковывая и свою поэзию, творя пьянящую музыку чувств и образов, рифмы чувств и образов, которыми так часто мыслят женщины.

Тэк-с… в этом месте истории я чуток “поплыл” : хотелось что-то сказать о Сартре и его мыслях о гомосексуализме Рембо, сказать о Верлене, Малларме, Лорке, Набокове… остановлюсь на Набокове, так любившего творчество Рембо.

Вас никогда не интересовал косвенный интерес Набокова к гомосексуализму? Нет, не хочу тут даже касаться его брата Сергея, “урановой” темы в Кембридже тех лет, вернёмся на Землю, к её разноцветным звукам, к цветному слуху, которым, как и Набоков, был наделён и Рембо.

Быть может, Набокова интересовала гомосексуальная тема ( умудрился ведь разглядеть в “Анне Карениной” двух гомосексуалистов! Кстати, есть нечто общее в бегстве Рембо – из ада- и Толстого – из рая – жизни – в той же мере, в какой и тема двойничества? Вот только это мучительная, тёмная, пьянящая раздвоенность бытийного, самосознания.

Та вечно скользящая, сверкающая грань между телом и душой, телом, которое душа вечно желает обнять : душа – луна, солнце – тело : идеальное, равноправное, полное затмение!

И в таинственной эпилепсии Достоевского, и в сомнамбулическом гомосексуализме Рембо, и в обморочном обнажении нервов и чувств у Вирджинии Вулф, – слышится почти гумилёвский “крик и изнеможение тела”, “под скальпелем природы и искусства, рождающего орган для шестого чувства”.

Наряду с вдохновением, это самый нежный, таинственный, мучительно-творческий вид сумасшествия не ума, но тела, которым пытается мыслить душа, обнажённо, прозрачно, цветно касаясь цветов ли, звёзд ли, глаз…

……………………………………………………………………….

Эти два перевода – словно женщина и мужчина. Они такие разные, но выражающие одно и то же. Мучительная раздвоенность и вечно иной, то нежный, то грубый, буквальный взгляд на себя и на мир.

Изумительное, эротически-кошмарное стихотверение, выражающее не только трагизм “пола”, но и трагизм мужчины и женщины.

Это стихотворение словно бы написано мрачным эротизмом красок трагических картин Эгона Шиле.

Владимир Куш.

Этакий Набоковско-рембовский “Пьяный корабль”, одинокий, ранимый, вечно устремлённый к другим берегам неба ли, земли ли, словно бы состоящий в нежном родстве с Летучим голландцем.

Источник: https://www.livelib.ru/author/118000-artyur-rembo

Искусство — Артюр Рембо. Часть I

Поэт-символист, гений, вундеркинд, подросток-бунтарь, разрушитель благопристойных семей и возмутитель порядка, ясновидец, психоделик, психопат, алхимик, наркоман, абсентист, бродяга, язычник и антихристианин, гей не от природы, а по убеждениям, колдун, торговец оружием и рабами, колонист, первый и главный сюрреалист (за 50 лет до сюрреализма), первый поэт свободного стиха, главный реформатор западноевропейской поэзии — это всё он.

Биография, в отличии от Малларме, о котором мы говорили ранее, не простая и сама по себе может рассматриваться как отдельное произведение искусства. Но первое на что следует обратить внимание при знакомстве с этим поэтом это то, что мы имеем дело поэтом-подростком.

Родился он в 1854 году, а умер в 1891 в возрасте 37 лет. Но как поэт он закончился намного раньше. Весь творческий путь был пройден им всего за 4 года и длился с 15 до 19 лет (1870-1873). В 20 лет Артюр Рембо уже ничего не пишет и никогда больше не напишет.

Отказ от литературы был сознательным.

Родился в маленьком провинциальном городке Шарлевиль, что находится на северо-востоке Франции. Отец был военным и рано оставил семью. Мать была из зажиточных крестьян.

Таким образом, можно говорить о том, что наш герой вышел из простонародья. У Рембо был один брат и две сестры. Все дети воспитывались матерью в строжайшей религиозной атмосфере.

Этот фактор имеет большое значение, когда мы говорим о сознательной антихристианской позиции Рембо.

Будучи вундеркиндом учился блестяще и делал большие успехи в изучении латыни и древнегреческого. Первые литературные опыты были стихами написанными на латыни. В лицее сблизился со своим учителем Жоржем Изамбаром и тот знакомит его с современной литературой, в частности с поэзией «Современного Парнаса», литературного объединения, которое на тот момент было наиболее актуальным.

Самые первые литературные опыты самого Артюра Рембо можно рассматривать в русле типичного позднего романтизма, отмеченного влиянием Шарля Бодлера и тех же парнасцев. Юноша хочет быть поэтом и работает над тем, чтобы им стать.

Его самое страстное желание — быть среди парнасцев в Париже и стать одним из них. Он пишет письма Теодору де Банвилю, главе парнаской школы и посылает ему свои первые стихи.

В письме он обманывает, называя себя 17-летним (на самом деле ему всего 15) и выражает надежду вырваться из своего захолустья, приехав в Париж через год.

Анри Фантен-Латур — Угол стола (слева внизу Верлен и Рембо)

Жизнь в Шарлевиле среди благонравных обывателей действительно была невыносимой для Рембо, поэтому он выражал протест так как мог. Отращивал длинные волосы, плевался в священников и вырезал ножом слова «Смерть Богу!» везде, где только мог.

Предпринял две или три неудачные попытки побега в Париж пешком, но каждый раз его возвращали ошеломлённой мамочке, которая находилась в состоянии шока и ярости оттого, что всё её благочестивое католическое воспитание пошло прахом.

Всё это происходит в 1870 году, когда шла франко-прусская война и как-то раз Рембо был схвачен как лицо подозрительное, а стихи в его блокнотике были приняты за вражеские шифровки.

Вообще, надо отметить, что в этот свой ранний период он много пишет о самом бродяжничестве, о единении с природой, высмеивает буржуа и мещан и пишет стихи антивоенной и антиклерикальной тематики.

Зло (1870)

Пока скрежещет сталь, сводя с ума бегущих, И грудою парной лежат в полях тела — Бедняги мертвецы! В твоих, природа, кущах!

Зачем же ты людей так свято создала? —

В то время бог, смеясь и глядя на узоры Покровов, алтарей, на блеск тяжелых чаш,

Успев сто раз на дню уснуть под «отче наш»,

Проснется, ощутив тоскующие взоры Скорбящих матерей: они пришли — и что ж? —

Он с жадностью глядит на их последний грош.

В этот же период Рембо осознаёт себя как язычник античной традиции и создаёт небольшую поэму «Солнце и плоть». Яркой особенностью быстрого взросления Рембо как поэта является тот факт, что у него все этапы меняются с каледоскопической быстротой.

Да, он воспевает Афродиту в своей поэме, но тут же создаёт сонет, в котором издевается над мифом рождения богини из морской пены. Богиня появляется не из морской пены, а вылазит из ржавой ванной. Она невероятно уродлива, она жирная, на теле множество складок.

Над ягодицами у неё татуировка «Clara Venus», а в анусе «чудовищно-прекрасная язва».

Артюр Рембо — фотография Этьеня Каржа (Каржа сделал Артюру Рембо хорошее фото. Через несколько дней Рембо сделает Этьену Каржа хорошее ножевое ранение)

Венера анадиомена (1870)

Другой пример. Главе «Современного Парнаса» Теодору де Банвилю он отправляет свои новые стихи, где издевается над самим Банвилем, над парнасцами, над их традиционной эстетикой воспевания цветов и рекомендует нюхать гнилой картофель и воспевать в новое прогрессивное время чугун, железные дороги и телеграфные провода.

(«Что говорят поэту касательно цветов»)

Своему же учителю и наставнику Жоржу Изамбару Рембо во время одного из побегов посылает два письма, которые литературоведы условно называют»письма ясновидца», поскольку речь в них идёт именно о ясновидении, как о сознательном творческом методе.

Поскольку Артюр Рембо не оставил никакой литературной программы, где излагал бы свои эстетические принципы, эти письма и считаются своего рода программой.

В письмах он обрушивается на учителя с критикой, обвиняет его в мещанстве и обывательщине и приводит свои измышления о том, кто такой поэт и в чём его задача. Вот некоторые его тезисы:

  1. Цель поэта заключается в том, чтобы «проникнуть в неизвестное», «увидеть невидимое, услышать неслышимое».
  2. «Я хочу быть поэтом и работаю над тем, чтобы им стать». Можно видеть, что такое утверждение далеко от традиционных взглядов на фигуру поэта, т.к. согласно Рембо поэт теперь не избранник муз, а сознательный труженик, ремесленник, «ужасные рабочий». «Поэт определяет меру неизвестного, владеющего душой его времени». «Поэт вступает в неизвестное и, даже если он не понимает собственных видений, он их тем не менее видит. Он может погибнуть в гигантском прыжке через неслыханное и безымянное: иные, ужасные рабочие начнут с того горизонта, где он разбился».
  3. Сама работа заключается в «длительном, безграничном, осмысленном смешении, запутывании всех ощущений, всех чувств». (Да, и надо отметить, что Рембо также был синестетиком. Синестезия, т.е. перемешивание чувств, таких как «цветовой слух», например, является одним из признаков гения. И синестезию действительно можно развить самостоятельно.)
  4. «Необходимо сотворить себе деформированную душу — так человек сеет бородавки на своем лице и выращивает их».
  5. Смотрящий в неизвестное, поэт становится «великим больным, великим преступником, великим прoклятым и высшим ученым».

В 1871 году Рембо пишет «Сидящие». По сообщению Верлена, поводом послужил библиотекарь из Шарлевиля, которого Рембо не выносил. Это вероятное обстоятельство никак не облегчает понимание стихотворения. С помощью языка, пронизанного анатомическими терминами, неологизмами, арготизмами, создается миф о чудовищном уродстве.

Речь идет не о библиотекаре, не о библиотекарях и не о книгах. Речь идет об орде озверелых, скрюченных, злотворных стариков. И поначалу даже не о них. Перечисляются омерзительные подробности: черные пятна волчанки, опухоли, узловатые, словно корни, пальцы, царапающие бедра, «расплывчатая злобная угрюмость» на темени, подобная лепре на старой стене.

И потом фигуры: странные костяные остовы, сросшиеся со скелетами стульев в эпилептической страсти; икры и голени, навсегда вплетенные в рахитичные ножки сидений. Колючие солнца обжигают их кожу, глаза блуждают по стеклам окон, «где увядает снег«. Иные «старые солнца«, под лучами которых когда-то зрели злаки, умирают, задушенные, в соломе стульев.

Старики скрючены, колени прижаты к зубам; «зеленые пианисты«, они барабанят десятью пальцами под сидениями, глаза их обведены зелеными кругами, их головы мотаются в такт любовным измышлениям сенильной фантазии.

Если их позовут, они ворчат, как потревоженные коты, с трудом вытягивают плечи, волочат кривые ноги, их лысые черепа ударяются в старые стены, пуговицы их фраков в темноте коридоров, словно хищные зрачки, впиваются в идущих навстречу, их убийственные глаза источают яд, мерцающий иногда во взгляде побитой собаки.

Вот они садятся опять, пряча кулаки в грязные манжеты; под их острыми подбородками свисают грозди желез; они грезят о «плодовитых стульях«; чернильные цветы осыпают их сны «пыльцой точек и запятых«.

В том же 1871 году написан и «Пьяный корабль«, самое знаменитое стихотворение Рембо. Повествование ведётся от лица корабля, чей экипаж был перебит индейцами.

Судно без команды движется вниз по реке, его выносит в океан, швыряет по всем морям, постепенно происходит размывание границ реального и ирреального, его окружают фантастические вещи и он продолжает своё путешествие пробивая небесную твердь и вылетая в космическое пространство.

Не выдерживая интенсивной трансформации реального в сюр-реальное корабль грезит о скромном существовании в виде игрушечного кораблика, с которым играется в луже ребёнок. «Фурункулы солнца» и «сопли лазури«, «гниющие лагуны«, «поющие фосфоресценции«, «миллион золотых птиц» — перед нами акт законченного сюрреализма.

Рембо — настоящий сюрреалист без всякого преувеличения. Поражает датировка. Мы видим сюрреалиста не 20-х годов 20-го века. Перед нами дата — 1871. Что ж, истинный гений всегда обгоняет своё время.

Рембо начинает переписку с молодым, но уже известным поэтом Парнаса Полем Верленом, который, будучи потрясён «Пьяным кораблём» и другими стихотворениями, приглашает юного гения в Париж.

«Приезжайте, дорогая великая душа, вас призывают, вас жаждут.

Приезжайте, я все беру на себя», «Все улажено: дорогому поэту нужно только приехать — завтра, сегодня же!», «Да! Да! Рассчитывайте на меня, на нас всех… приезжайте!».

Рембо едет к Верлену и поселяется в доме семейства Моте де Флёрвиль, тестя и тёщи Верлена, где Верлен живёт со своей женой. С этого момента начинается новый этап в жизни и творчестве как Рембо, так и самого Верлена. И об этом мы поговорим в следующий раз.

Прикрепляю к тексту несколько переводов Рембо 1870 (.txt) и 1871 (.txt) годов, а также рекомендую посмотреть фильм «Полное затмение» об отношениях двух знаменитых поэтов.

К фильму отношение неоднозначное.

Чаще всего поклонники Рембо не любят этот фильм, но я считаю, что он не такой уж плохой, он достаточно объективен и играет положительную роль в популяризации творчества двух поэтов.

Во второй части мы разберёмся в особенностях творчества позднего Рембо, которое интереснее раннего и новаторства там ещё больше.

За материал спасибо Ruslan Ruslan.

В этой же рубрике:  Искусство – Стефан Малларме

Наш кошерный мерч

Источник: http://NazProject.site/art/arthur-rimbaud-pt-1/

Ссылка на основную публикацию