Донателло – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Донателло

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок.

1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.

Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Ранние годы

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 гг.

в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли.

Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Два стиля скульптора

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.

Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).

Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).

Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка.

Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции.

Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

Работа в Падуе

В 1444 году был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз.

барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 году работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал.

Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность.

Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 году, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.

То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.

Бюсты

Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Работа и смерть во Флоренции

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св.

Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Литература

На русском языке

  • Донателло: Альбом / Автор-составитель М. Либман; Оформление художника Е. Ганнушкина. — М.: Изогиз, 1960. — 52 с. — (Мастера мирового искусства). — 10 000 экз. (обл., суперобл.)

На иностранных языках

  • Semper, «D., seine Zeit und Schule» (Вена, 1875);
  • H. Tschudi, «D. e la critica modenia» (Турин, 1887);
  • W. Bode, “Italienische Bildhauer der Renaissance (Б. 1887);
  • E. Muntz, “D. (в серии монографий: «Les Artistes celebres», 1885).

Источник: youtube, wikipedia.org

Источник: https://nekropole.info/ru/Donatello-

Презентация – Биография Донателло

Слайды и текст этой презентации

Биография Донателло Донателло (1386 — 1446) – итальянский скульптор, художник, главный новатор в искусстве Ренессанса. Полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди. В те годы биографии Донателло, когда формировалась его творческая личность, он работал вместе с Гиберти во Флоренции над бронзовыми дверьми для баптистерия.

1409 году Донателло начал работу над кафедральным собором.

Его мраморный «David» (Флоренция) до сих пор является отражением готических форм. А вот «St. Mark» (Флоренция), «St. John the Evangelist» воплощает новые гуманистические выражения. Работа «St. George» является необыкновенным отображением идеальной молодости. Более важной является сопроводительная сцена «St. George and the Dragon» (1416) – новаторская попытка работать вне системы перспективы.

На протяжении следующей декады в биографии Донателло проходила работа над сценой «Salome» для баптистерия Сиены, которая была закончена к 1427 году. Донателло изобрел технику, названную «сплющенная» (schiacciato), в которой он смог достичь эффектов пространственной глубины. Во время того периода Донателло создал несколько пророков для Флорентийской колокольни, включая «Zuccone».

В 1430 – 1432 годах Донателло пребывал в Риме, завоевав за это время репутацию первого скульптора Ренессанса, интересующегося старинными сооружениями.

Среди его изображений херувимов в «Singing Gallery» (1433 – 1438, кафедральный музей) можно найти отражение классического мальчика.

Классическое влияние для Донателло в биографии очевидно в бронзовой фигуре «David» (1432) – одной из самых ранних свободностоящих оголенных фигур эпохи Ренессанса.

о требованию Италии Донателло был приглашен в Падуа в 1443 году. Там он провел около 10 лет в качестве главы громадной мастерской.

Он спроектировал статую «Gattamelata» (1447 — 1453), а также высокий алтарь для Сан-Антонио (1446 — 1450).

По возвращению во Флоренцию Донателло вырезал весьма экспрессивную скульптуру «Magdalen» (1460, баптистерий), которая была очень повреждена во время наводнения 1966 года.

В последние годы биографии Донателло работал на кафедре Сан-Лоренцо, создавая великолепные серии рельефов. Донателло был одним из влиятельнейших художников и скульпторов своего времени.

Большое количество его работ представлены во Флоренции. Также хорошую подборку можно увидеть в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Две работы Донателло находятся среди американских коллекций: незавершенный «David» (Национальная галерея искусств, Вашингтон) и «Madonna» (музей Бостона).

Источник: http://lusana.ru/presentation/6629

Что совершил Донателло? Донато ди Никколо ди Бетто Барди

Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. Так что статую св.

Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св. Георгия — на деньги оружейников, а св. Марка — по найму льнопрядильщиков. Главное украшение католического храма — скульптура, и на скульпторов возник спрос.

В числе прочих нашел применение своему таланту мастер Донато ди Никколо ди Бетто Барди, который вошел в историю искусства под уменьшительным именем — Донателло.

О том, что представляла собой скульптура до него, Вазари писал впоследствии весьма темпераментно: «Скульпторы, которых мы называем не древними, но старыми, не справлялись с многочисленными трудностями искусства в статуях своих, будь они из мрамора или из металла, не обнаруживая ни мастерства, ни страсти.

И были статуи всегда только круглыми, и круглыми дураками были глупые умом и грубые скульпторы. А от этого всего и получалось, что изображали и показывали они самих лишь себя и на них были похожи и их статуи.

И потому в убогих их работах не было совсем ни совершенства рисунка, ни живости, ибо поистине дать то, чего у тебя нет, невозможно».

Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Прежде скульпторы лепили святых так, что их тела состояли, казалось, из одних складок одежды, но никак не из костей и мышц. Их различали не по чертам или выражению лица. Каждый имел характерный признак: если, к примеру, в руке свиток псалмов — значит, царь Давид.

Святые Донателло были похожи на настоящих людей: складки их одежд лежали естественно, можно было угадать, в каком они настроении и какой у них был характер. Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми.

Однажды ему заказали статуи ветхозаветных пророков для фасада колокольни Флорентийского собора. Когда работа была закончена, флорентийцы обнаружили в двух фигурах разительное сходство с известными горожанами.

Поэтому пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Донателло первым стал думать о том, как будет смотреться статуя над предназначенном для нее месте.

Фигура, которая в мастерской скульптора кажется совершенной, может потерять для зрителя свое великолепие, если осветить ее по-другому или поднять на высоту — скажем, установить в нише собора. Современники поняли его не сразу. Рассмотрев вблизи статую св. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться.

Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. Донателло научился ставить статуи среди свободного пространства — на площади, в саду, в доме.

Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. В его время это было смелым нововведением. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру.

Читайте также:  Этери тутберидзе - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В годы, когда творил Донателло, увлечение Древним Римом не распространилось в среде образованных итальянцев. Обломки мраморных колонн с Капитолийского холма в Риме люди хозяйственные пережигали на известь. Вместе с другом архитектором Филиппо Брунеллески ваятель одним из первых специально приехал взглянуть на остатки античности.

Пока Брунеллески изучал руины Пантеона, круглого храма всех древнеримских богов, Донателло ходил вокруг конной статуи императора Марка Аврелия, счастливо пережившей века. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения.

Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость», и заодно воздавали должное солидным размерам памятника.

Восхищенные падуанцы предлагали Донателло гражданство, но он предпочел остаться флорентийцем.

Интересные факты о Донателло:

  • Донателло брался за любые заказы, даже дешевые. Он выполнял не только статуи и бюсты, но даже фамильные гербы на каминах и фасадах домов. Работа доставляла ему удовольствие, а деньги были не главным. Их он держал в подвешенной к потолку корзинке, в которую каждый из друзей и учеников мог при необходимости запустить руку.
  • После того как Донателло изваял статую Гаттамелаты, падуанцы завалили его заказами, чтобы подольше удержать в Падуе.
  • Своего Давида создал и скульптор Андреа дель Верроккьо, младший современник Донателло. Была у него и знаменитая конная статуя — изваяние военачальника Бартоло Коллеони, установленная в Венеции. А еще у Верроккьо был гениальный ученик — Леонардо да Винчи.

Источник: http://pochemuha.ru/chto-sovershil-donatello-donato-di-nikkolo-di-betto-bardi

Донателло – основоположник скульптурного портрета

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 16.10.2016 17:48Просмотров: 1610

Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения, Донателло был основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. 

Его полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди

Из биографии

Скульптурный портрет Донателло в Уффици (Флоренция)

Родился будущий скульптор во Флоренции около 1386 г. и там же умер и похоронен в 1466 г.

Его отец был простым чесальщиком шерсти, но смог заметить способности сына. Он отдал его в мастерскую живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, где он получил художественное образование.

В конце обучения Донателло побывал даже в Риме (1404-1407) вместе с архитектором Брунеллески, там они совершенствовались у Лоренцо Гиберти, известного итальянского скульптора, ювелира, историка искусства Раннего Возрождения.

Творчество Донателло

Одной из первых работ Донателло был горельеф, изображающий Благовещение.

Донателло «Благовещение»

Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор…

а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела.

В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар».

До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.

К реалистическому стилю относится, например, статуя Марии Магдалены (около 1454 г.), которую он изображает в виде исхудалой старухи с длинными волосами.

Статуя находится во флорентийской Крестильнице.
Но всё-таки лучшими работами скульптора считаются те, в которых он искал свой собственный путь в соответствии со своими внутренними идеалами.

Например, бронзовая статуя Давида.

Донателло «Давид»

Донателло «Давид» (около 1440). Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно.

Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.

Фрагмент 

Бронзовый Давид – почти ещё мальчик с юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг: на нём только пастушеская шляпа и сандалии с поножами (часть доспехов, защищающая переднюю часть ноги от колена до щиколотки). Поза героя – свободная, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левой он попирает голову побеждённого им Голиафа.

Фрагмент 

В левой руке он держит камень от пращи – орудие победы. На его лице торжество: он победил Голиафа (огромный филистимлянский воин).

Но при взгляде на него трудно представить себе, что он способен справиться с великаном – поэтому событие явствует силу Божественного вмешательства.

Следовательно, статуя, изображающая слабого юношу, стоящего над побеждённым врагом, говорит о невидимом присутствии Бога в этой сцене.

Донателло. Статуя апостола Марка

Донателло. Евангелист Марк (1411). Мрамор. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)
В 1411-1412 гг. Донателло выполнил статую cвятого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и до настоящего времени украшает предназначенную для нее нишу.

Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм. Статуя сразу привлекла внимание современников, т.к. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.

Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Фигура исполнена достоинства. В этой фигуре всё зна́чимо.

Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был св. Марк, можно поверить и его писаниям».

Донателло. Евангелист Иоанн

Донателло. Евангелист Иоанн (1410-1411). Мрамор. Музей собора (Флоренция)

В 1408-1415 гг. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи.

В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками, исполненный сдержанного достоинства и благородства.

Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве.

Донателло. Статуя Гаттамелаты (Падуя)

В 1444 г. Донателло в Падуе отлил из бронзы конную статую кондотьера (руководитель военных отрядов) Венецианской республики Гаттамелаты. В настоящее время эта скульптура находится перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было отлито в Италии ни одной подобной статуи.

Донателло воскресил портретные бюсты, которые были любимы греками и римлянами, но забыты в средние века. Особенно удачными у него были детские образы, они очень индивидуальны.

Донателло «Аллегорическая фигура мальчика» (1430). Бронза. Национальный музей Барджелло (Флоренция)

Донателло «Летающий мальчик с рыбой»В ризнице церкви св. Лаврентия во Флоренции находятся барельефы-медальоны, изображающие евангелистов, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, исполненные драматизма.

Вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци Донателло создал несколько надгробных памятников в церквях.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Он работал во многих городах: во Флоренции, Пизе, Сиене, Прато, Риме, Падуе, Ферраре, Модене, Венеции. Мастер умер в 1466 г. и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Церковь Сан-Лоренцо (Флоренция)Его работы вызывали восторг у современников, несмотря на определенную бескомпромиссность мастера – он не гнался за внешней красивостью, не потакал вкусам публики, не стремился чрезмерно отделывать свои статуи, чтобы не лишить их свежести первого замысла. Он всегда делал так, как считал нужным.

Творчество таких мастеров бывает востребовано во все времена.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/622-donatello-osnovopolozhnik-skulpturnogo-portreta

Донателло

Другие известные скульпторы

Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто. 

Донателло родился во Флоренции в 1386 году. Подлинное имя скульптора – Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Но больше он известен под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат». 

Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец по профессии был растяжчиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом. 

Портрет Донателло

Первое упоминание о Донателло в документах относится к 1401 году – в это время он работал как ювелир в Пистойе, городе вблизи Флоренции.

В 1403 году имя Донателло значится среди учеников Лоренцо Гиберти, возглавлявшего в то время самую большую бронзолитейную и ювелирную мастерскую во Флоренции.

Гиберти как раз получил тогда ответственный и почетный заказ на изготовление бронзовых северных врат Флорентийского баптистерия. 

25 ноября 1406 года имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта-Мария дель Фьоре

Более удивительно другое – как стремительно и уверенно шел по неизведанному пути совсем юный Донателло.

Первым достоверным его произведением является мраморная статуя Давида, созданная в 1408-1409 годах для украшения интерьера собора. Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом.

Современники Донателло связывали Давида с его победами над более сильными врагами. Образ получил патриотическое звучание. 

Статуя полна жизни и изящества. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры. 

Статуя сидящего «Иоанна евангелиста» была выполнена около 1409-1411 годов для украшения фасада собора Санта-Мария дель Фьоре и ныне находится в музее собора. 

Статуя Донателло “Мраморный Давид” и барельеф “Благовещение”

Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411-1413 годов «Св. Марка». Идеальная по пропорциям статуя стоящего в спокойной позе евангелиста и поныне украшает предназначенную для нее нишу. 

Статуя «Святого Георгия» создана для ниши цеха оружейников на Ор Сан-Микеле. Большинство исследователей относит ее исполнение к 1415-1416 годам

Донателло создал статую, отвечающую тому глубокому и многозначному смыслу, который вкладывали в образ святого современники мастера. Тема святого Георгия часто встречалась в искусстве до Донателло. Его обычно изображали всадником в рыцарских доспехах в момент подвига, когда он поражает дракона копьем, фиксируя внимание только на внешнем облике. 

Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах. На плечах – небрежно наброшенный плащ. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо – юное, исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворенности. 

А вот что пишет Эрнст Гомбрих «Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира.

У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг.

Читайте также:  Марк-андре тер штеген - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых – весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. 

Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий.

Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло».

 

Статуя Донателло “Святой Георгий”

Создав «Святого Георгия», Донателло становится любимым скульптором Флоренции. Правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство. 

Еще не успев закончить работу над скульптурой «Георгия», скульптор получил новый, не менее важный заказ на изготовление статуй пророков для колокольни собора. Эта работа заняла с перерывами свыше двадцати лет. 

Донателло не только выполнил самостоятельно четыре статуи, а еще две в соавторстве, но также руководил всеми работами. Создав статуи пророков, Донателло открыл новый этап в истории итальянской пластики. Аналогии индивидуальных образов пророков можно найти в искусстве не ранее второй половины XV столетия. 

В середине двадцатых годов, благодаря своему новому компаньону Микелоццо ди Бартоломео, скульптор получает заказ на монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во Флорентийском баптистерии. 

Примерно в то же время Донателло создает ряд произведений для ансамбля купели баптистерия в Сиене. В бронзовой композиции «Пир Ирода» (около 1425), обращаясь к драматическому моменту, скульптор не просто рассказывает, но стремится разработать психологический подтекст события и показать реакцию каждого из присутствующих. 

Для той же купели в 1427-1429 годах Донателло создал бронзовые фигуры добродетелей – «Веры» и «Надежды», а также трех танцующих и музицирующих ангелов. Пожалуй, именно с этих произведений начинается история мелкой бронзовой пластики в Италии. 

Во второй половине двадцатых годов Донателло создал замечательный мраморный рельеф «Передача ключей апостолу Петру». В период с 1428 по 1433 год скульптор выполнил алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче.

Здесь главная композиция – горельеф «Благовещение» из мраморовидного известняка. Великолепие архитектуры, монументальность композиции, обильное использование позолоты создают яркое, праздничное впечатление.

 

Статуи Донателло “Пророки”

Из работ того периода должна быть также отмечена бронзовая статуя мальчика, это произведение называют «Амур-Атис». Донателло изобразил полуобнаженного ребенка. Он стоит, подняв вверх руки, и улыбается. 

Тогда же, в конце тридцатых – начале сороковых годов, Донателло занят выполнением важного заказа – скульптурной декорацией Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо. 

В 1443 году скульптор отправился в Падую, где пробыл десять лет. В 1445 году он начинает работу над памятником Гаттамелате. Этот конный памятник кондотьеру, стоящий около бокового фасада падуанского собора – Базилики дель Санто, поставил Донателло в один ряд с величайшими монументалистами всех времен. 

Уже в 1447 году мастер осуществил его литье. Тем же годом датируется и сооружение постамента. Однако чеканка памятника заняла несколько лет и была завершена в 1450 году. Установка статуи на постамент была осуществлена еще через три года. 

Вероятно, в процессе создания монумента скульптор обращался к своим римским впечатлениям от конного памятника древнеримскому императору Марку Аврелию. 

История жизни Донателло

Гаттамелата – пожилой человек, но еще полный сил, уверенно и спокойно сидит на лошади. Левой рукой полководец поддерживает поводья, в правой у него жезл.

Лицо Гаттамелаты – один из великолепных примеров портретного искусства Донателло нос с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок. Скульптору удалось придать всему облику Гаттамелаты и некие общие черты, свойственные человеку его эпохи.

Гаттамелата у Донателло не столько воин, сколько обобщенный образ человека Возрождения. 

Во время работы над памятником скульптору пришлось, по-видимому, решать много сложных задач. Так, определенные трудности вызывало композиционное объединение фигур всадника и коня.

Для того чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввел высокое седло с волютами впереди. Они обеспечили постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади.

Направление движения жезла служит той же самой цели – объединить всадника с лошадью. 

Кроме того, Донателло сознательно укоротил ноги Гаттамелаты, чтобы они не свешивались за пределы корпуса лошади, что позволяет подчеркнуть массивность ее тела. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. 

Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло

Восторженно восприняли монумент, по-видимому, и современники. Недаром Донателло поместил на пьедестале свою подпись, что он делал не так уж часто. Известно также, что в марте 1451 года с Донателло велись переговоры о создании другой конной статуи – Борсо д`Эсте. Замысел этот, однако, так и не был осуществлен. 

Не подлежит сомнению, что мастер мог оставаться и дальше в Падуе. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 году возвратиться на родину, во Флоренцию. 

В конце пятидесятых годов Донателло получил от Козимо Медичи заказ на исполнение монументальной бронзовой группы, изображающей Юдифь с Олоферном. 

Бронзовая статуя Донателло “Давид”

В этой композиции скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна Юдифи. Последняя решительна и напориста. Ее фигура удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Выразительное лицо Юдифи не только прекрасно, но и величественно. 

Последние годы жизни Донателло – время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. И уже не героика, а утонченность, изысканность, изящество требовались от искусства. 

Вазари так рассказывает о последних днях великого скульптора «Он оказался настолько разбитым параличом, что работать уже никак не мог и был непрерывно прикован к постели в бедном домике, который он имел на Виа дель Кокомеро, поблизости от женского монастыря Сан-Никколо, где, хирея изо дня в день и постоянно угасая, и преставился 13 декабря 1466 года».

Статуя Донателло “Мария Магдалина”

Источник: https://tunnel.ru/post-donatello

ДонателлоСкульптуры и биография

Донателло (Donatello) (около 1386–1466)
Собственно, Донато ди Бетто Барди (Donato di Betto Bardi). Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. В 1404–1407 учился в мастерской Лоренцо Гиберти.

Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423–1434 и 1457–1461), Риме (1430–1433), Падуе (1444–1453), в 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару.

Одним из первых в Италии Донателло творчески осмыслил опыт античной пластики и пришел к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры – свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, “живописного” рельефа.

Давид, около 1430

Национальный музей, Флоренция

Аллегория Эроса, 1430–е

Национальный музей, Флоренция

Статуя Давида скульптора Донателло изображает юного героя в мечтательном, созерцательном настроении после победы над Голиафом. чья голова лежит у его ног. Свободная естественная поэа Давида в сочетании с его застенчивым видом и чувственной фактурой бронзы придают статуе жизнь.

Величайшим даром Донателло было умение вдохнуть человеческие чувства в классические изваяния. Наряду с другими замечательными скульпторами, архитекторами и живописцами, которые совершили революцию во флорентийском искусстве, Донателло считается одним из создателей ренессансного стиля.

Он был любимым художником знаменитого покровителя искусств Козимо Медичи-старшего. До Микеланджело Донателло оставался крупнейшим флорентийским скульптором и, возможно, самым смелым и влиятельным художником Ренессанса.

В своей статуе Давида он впервые со времен античности изобразил в бронзе обнаженную фигуру в рост.

В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации.

Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм, измельченной дробностью линейного ритма. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием.

Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция).

Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция).

В “живописных” рельефах (“Пир Ирода” на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения.

Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII; совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь “Благовещение” (так называемый алтарь Кавальканти; известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430–е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.

Работая в Падуе, Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447–1453) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446–1450), украшенный рельефными сценами, мастерски развернутыми в иллюзорном пространстве.

Поздние, исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа “Юдифь и Олоферн”, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории; рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460–е годы).

Влияние Донателло на развитие ренессансного искусства Италии было огромным, его достижения восприняли многие живописцы и скульпторы – П.Уччелло, А. дель Кастаньо, Мантенья, позднее Микеланджело и Рафаэль.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/donatello.html

Донателло

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Донателло

Донателло (1386-1466) – великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. В искусстве своего времени он выступил как подлинный новатор.

Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни.

Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу.

Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы.

Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.

Донато ди Никколо ди Бетти Барди, которого принято называть уменьшительным именем Донателло был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. Первое обучение он прошел, как полагают, в мастерских, работавших в то время над украшением собора. Вероятно, здесь он сблизился с Брунеллески, с которым его в течение всей жизни связывала тесная дружба.

Уже в 1406 году Донателло получил первый самостоятельный заказ на статую пророка для одного из порталов собора. Вслед за этим он исполнил для собора мраморного “Давида” (1408-1409 гг. Флоренция, Национальный музей).

Читайте также:  Серенай сарыкая - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом.

Гордый сознанием своей победы, Давид стоит подбоченясь, попирая ногами обрубленную голову врага.

Чувствуется, что создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции, особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Есть в этой статуе – постановке фигуры, изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло.

В своих произведениях Донателло стремился не только к объективной правильности пропорций и построения фигуры, но всегда учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте.

В 1411-1412 годах Донателло исполнил для одной из наружных ниш церкви Ор Сан Микеле статую Святого Марка. Сосредоточенный взгляд полон глубокой мысли, под внешним спокойствием угадывается внутреннее горение. Все в этой фигуре весомо и материально. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.

Впервые в истории итальянского Возрождения с такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры.

Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды.

Донателло, по словам Вазари, заслуживает всяческой похвалы за то,”что он работал столько же руками, сколько расчетом”, не уподобляясь художникам, чью”произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте”.

Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Здесь он создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем воплощает тот идеал сильной личности, могучего и прекрасного человека, который был в высокой мере созвучен эпохе и позднее нашел отражение во многих произведениях мастеров итальянского Ренессанса.

“Георгий” Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит уверенно, опираясь на щит. Героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен.

Это типичная черта искусства раннего Возрождения, обусловленная стремлением художника освободиться от средневекового канона, нивелировавшего человеческую личность.

Последние годы жизни Донателло провел во Флоренции. Мрачное и тревожное настроение овладевает в эти годы художником.

В произведениях его все чаще звучат темы старости, страданий, смерти даже в статуе”Марии Магдалины” (1445) он, вопреки традиции, представил святую не цветущей и юной, а в виде высохшей, изможденной постом и покаянием отшельницы, одетой в звериную шкуру. Старческое лицо Магдалины с глубоко запавшими глазами и беззубым ртом обладает потрясающей силой экспрессии.

Позднее творчество Донателло стоит особняком во флорентийском искусстве 50-60-х годов. В середине столетия скульптура Флоренции утрачивает монументальный характер и черты драматической экспрессии. Все более широкое распространение получают светские и бытовые мотивы, возникает и быстро распространяется скульптурный портрет.

Живопись Флоренции первой трети XV столетия богата контрастами.Как и в скульптуре, однако несколько позже, в ней совершается решительный перелом от отмеченного влияния готики искусства позднего треченто к искусству Ренессанса.

Главой нового направления был Мазаччо, деятельность которого приходится на третье десятилетие XV века. Искусство Мазаччо опередило свое время.

Его радикальные и смелые новшества произвели огромное впечатление на художников, однако были восприняты лишь частично.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abc-people.com

Источник: https://works.doklad.ru/view/DjkNKtDZes0.html

Донателло: скульптуры, статуи, биография художника

Донателло — его полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди — величайший скульптор первой половины XV века. Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создания нового стиля раннего Возрождения.

Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума — вот характерные черты этой эпохи.

Роль пластического искусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкому зрителю.

Три великих мастера находятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Томазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и скульптор Донателло.

Его первые работы относятся к 1408 году. Статуя Давида еще сохраняет готический изгиб фигуры, придающий ей некоторую неустойчивость, но почти исчезла «бестелесность»» средневековой пластики.

И хотя хрупкость пропорций еще сохраняется, но одежда точно следует за реальным очертанием св. Иоанна и св. Марка (Микеланджело скажет, что у св.

Марка лицо порядочного человека и, если он был таким, можно поверить и его писаниям).

По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «Св. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов и оружейников.

Донателло создает образ молодого воина — он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа.

Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным и воинственным взглядом. Св. Георгий — бесстрашный герой, юношески порывистый, мужественный защитник своего народа. Он лучший из лучших, но он и один из тех, кто самоотверженно сражался за свободу своего города. На долгие годы св. Георгий стал романтическим символом Флоренции. Вазари пишет о нем: «…

и, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько при­рода и искусство вложили в это произведение Донато».

В 1432 году Донателло и Брунеллески отправились в Рим. Целые дни проводят они на Форуме, древней части Вечного города. Не зная усталости, они измеряют античные памятни­ки, мечтают найти новые. Римляне были уверены, что фло­рентийцы ищут в развалинах клад и с интересом за ними наблюдали.

После возвращения из Рима самой значительной работой Донателло стал бронзовый Давид. Неизвестно, для кого ста­туя была выполнена, но в 1469 году она украшала внутрен­ний дворик палаццо Медичи во Флоренции.

Давид — библейский герой, и цель художника воспеть само­отверженность юноши. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, поэтому взгляд его уловить трудно.

В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Подобно греческим богам и героям, Давид представлен обнаженным и острое лезвие меча подчеркивает мягкую нежность тела подростка. Донателло максимально использует все воз­можности бронзы: плавную текучесть формы и остроту граней.

Образ Давида полон внутренней ясности и гармо­нии, в нем соединяются лучшие черты личности, сохраняю­щие актуальность во все времена: благородство, величие души.

Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта на­столько естественна в своей оживленности и мягкости, что ху­дожники не хотят верить, что она не отлита с натуры».

В 1443—1450 годах Донателло живет в Падуе, где рабо­тает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио. В XVII веке алтарь был разобран, и попытки реконструировать его не увенчались успехом. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция.

Постамент алтаря ук­рашали четыре рельефа со сценами чудес, совершенных св. Антонием. «Исцеление гневного сына» — история о маль­чике, который, рассердившись, ударил мать ногой и, чтобы искупить свою вину, решил себя наказать. Эта тема позволи­ла создать грандиозную композицию.

На первом плане, в цент­ре, мальчик, лежащий на земле, его фигура полна бурного от­чаяния. Над ним, успокаивая его, склонился св. Антоний.

Во­круг них собралась толпа, привлеченная криками: медлен­но идет, поглаживая живот после сытного обеда, богатый бюр­гер, спешит ремесленник и среди них, но не связанные с ними эмоционально, расположились античные боги.

От первого плана уходят в глубину городские постройки, заканчиваю­щиеся холмами, деревьями, освещенными солнцем. Небо по­крыто легкими облаками. Донателло использует в этом про­изведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу; жи­вописные тени перебегают в разных частях композиции.

В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, про­званного Гаттамелата (пятнистая кошка). Он был сыном бу­лочника и одним из прославленных полководцев этого вре­мени. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелата не потерпел ни одного поражения.

Задача авто­ра — прославить непобедимого героя, который не знает «како­го цвета страх». Гаттамелата после выигранной битвы совер­шает торжественный смотр войскам. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорит о привычке к по­бедам и торжествам. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность.

Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».

Вернувшись во Флоренцию, Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практически единолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не ста­ло друзей художника: умерли Брунеллески и Кастаньо, за­творником живет Учелло. Теперь произведения Донателло далеки от его прежних жизнеутверждающих образов.

Мария Магдалина — изможденная постами и молитвами старуха, в страшных лохмотьях, безобразные морщины из­бороздили лицо, не сохранившее следов былой красоты.

Ее покорная поза — символ внутренней сломленности. Статуя вырезана из дерева, мастер отполировывает обнаженные пле­чи и руки, оставляет шероховатыми одежду и спутанные воло­сы.

Этот контраст придает образу еще более трагическое зву­чание.

Совсем другой пафос — героический — отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн».

Грозная вои­тельница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольное тело Олоферна, еще секунда — и меч нанесет последний удар. Подобная композиция трудна для исполнения.

Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством… художник настолько был удовлетворен этим произведением, что за­хотел подписаться своим именем».

Последние годы жизни Донателло был беден и одинок, почти забыт согражданами. Когда-то у него было много денег, которыми он рад был поделиться. В его мастерской была корзиночка, в которой он держал деньги, каждый мог брать сколько надо и не возвращать.

Но в 1495 году Медичи были изгнаны из Флоренции, и тогда вспомнили великого скульптора. Его «Юдифь» из дворца Медичи перенесли на площадь и поставили перед палаццо Веккио, где была городская ратуша.

Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не вы­разил демократические идеалы своего времени, как Дона­телло.

Донателло скульптуры

Св. Марк

Рельеф Донателло “Вознесение на небо”Статуя Донателло “Эразмо де Нарни”

Иоанн Евангелист

Гробница Иоанна XXIII

Статуя Давида

Юдифь и Олоферн

Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием

Мария Магдалина

Пророк Аввакум

Аллегорическая фигура мальчика (Атис)

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2841-donatello.html

Ссылка на основную публикацию