Фредерик шопен – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фредерик Шопен биография

Фредерик Франсуа Шопен (1810 – 1849) – польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы.

Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела.

Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.

С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.

После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.

С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.

В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго, Г. Гейне и другие.

Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез). С тех пор он страдал астматическими приступами.

В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора.

В 1847 году они расстались.

В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.

5 (17) октября 1849 года оборвалась краткая биография Шопена. Похоронили великого композитора на кладбище Пер-Лашез в Париже.

  • С детства Шопен, чтобы настроиться на нужный лад, играл на фортепиано в полной темноте. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь.
  • Уже в 1818 году в одной из варшавских газет была заметка о Шопене, как гениальном ребенке, который исполнял сложнейшие композиции и сам создавал танцы и вариации.
  • Согласно последней воле Шопена, его сердце было перевезено в Варшаву и замуровано в одну из колонн в Котёле Святого креста.
  • Творчество Шопена оказало огромное влияние на развитие гармонического стиля и формы европейской музыки. Наработки великого композитора использовали при создании своих произведений Лист, Вагнер, Глинка, Скрябин, Чайковский и другие.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Шопена

После прочтения краткой биографии Шопена обязательно попробуйте пройти тест:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/c/shopen-frederik-chopin-frederic

Фредерик Шопен – биография и факты из жизни

Гениальный композитор Фредерик Шопен во многом отличался от большинства своих предшественников и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано.

Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки.

Плач под звуки музыки

1 марта 1810 года в нескольких десятках километров от Варшавы, в деревне Желязова-Воля, в семье полячки и француза родился мальчик, которого назвали Фредериком. Семья обитала в имении графа. Там отец Шопена работал учителем его детей. Вскоре Николя Шопену предложили перейти работать в Варшавский лицей, поэтому семья перебралась в столицу.

Маленький Фредерик рос под звуки музыки – папа играл на флейте и скрипке, а мама замечательно пела и иногда аккомпанировала себе на фортепиано. Не выговаривая еще ни одного слова, Шопен начинал плакать, когда слышал дома музыку или пение. Родителей это огорчало, они полагали, что ребенку не нравится музыка.

Очень скоро они убедились в обратном, ведь в пятилетнем возрасте Фредерик уже прекрасно исполнял легкие пьесы, которые были разучены со старшей сестрой Людвикой. Известный в польской столице музыкант из Чехии Войцех Живный согласился стать учителем мальчика.

Опытный воспитатель смог привить своему талантливому ученику любовь к классической музыке, в особенности к произведениям Иоганна Себастьяна Баха.

Маленький виртуоз Фредерик Шопен

Дебют маленького пианиста состоялся в Варшаве. Тогда ему едва исполнилось семь лет. Первый концерт был успешным, и известие о юном даровании быстро разнеслось по городу. Исполнительский талант Шопена развивался так стремительно, что совсем в юном возрасте Фредерик был на одном уровне с лучшими польскими пианистами.

Учитель Живный даже отказался от уроков с маленьким виртуозом. Он сказал, что уже ничему не может научить Фредерика. Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование.

Он свободно общался на французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной литературы.

Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку.

При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала народная музыка. Во время прогулок по окраинам города он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор сроднился с существом самого композитора и стал неотделим от его творчества.

Лучший пианист страны

Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу музыки. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера. Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений.

Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны. В эти годы стал зрелым и его композиторский талант. Это подтверждают два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах.

Сейчас пианисты разных стран неизменно включают эти произведения в свой репертуар.

Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание».

Прощание с родиной

Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов, имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне.

Но Шопен долго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия. Композитору казалось, что он навсегда покидает родину.

После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей.

К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации.

Неожиданно из Польши пришла тревожная новость. Польские патриоты организовали восстание против русского царизма. Фредерик решил приостановить свое турне и вернуться на родину, но близкие настояли на том, чтобы он не приезжал во избежание преследований. Скрепя сердце, Шопен покорился родным и выехал в Париж.

По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь.

В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной.

Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком.

Шапки долой, перед вами Шопен!

Сначала он покорил Париж исполнительским искусством – слушатели были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной.

До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора Ференца Листа о первом парижском концерте Шопена.

Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика.

Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор Роберт Шуман восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно.

Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени.

Даже будучи всемирно известным композитором, Фредерик Шопен не мог оставить эти изнуряющие занятия.

С мыслями о Польше

Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств. Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне.

Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу.

Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках. А когда к нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной.

Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада. С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта.

Любовь – яд

Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака. На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд.

Стоит заметить, что сохранилось не так много достоверной информации об истории их отношений. Например, Ференц Лист в своей книге совершенно недвусмысленно высказался о том, что именно писательница стала причиной ранней кончины композитора.

Один из близких друзей Фредерика – Войцех Гжимала – также говорил, что Аврора отравила существование Шопена и была виновна в его скоропостижной смерти. Его ученик Вильгельм Ленц и вовсе назвал ее ядовитым растением.

Он был возмущен тем пренебрежительным отношением Жорж Санд, которое она проявляла к композитору даже в присутствии посторонних.

Знаменит, но одинок

С годами Фредерик Шопен все реже давал концерты, он ограничился исполнением музыки в узком кругу близких людей. Это позволило ему всецело отдаться творчеству.

Он написал сонаты, экспромты, скерцо, баллады, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые полонезы и мазурки. Но наряду с лирическими пьесами из-под пера композитора все чаще выходили драматические и даже трагические произведения.

К примеру, Вторая соната с похоронным маршем. Она стала одним из самых значимых достижений Шопена и всей польской музыки.

В Париже личная жизнь Фредерика не сложилась, но этот город благоприятно повлиял на его творчество – оно достигло вершины. Его произведения стали печатать за деньги, брать уроки у маэстро было честью, а услышать игру на фортепиано – редчайшим счастьем.

Безрадостными были и последние годы композитора. Умер его отец, затем последовал разрыв с Авророй. Он стал одиноким и не вынес ударов судьбы. С юности он страдал от болезни легких, а сейчас она только обострилась.

За последние два года своей жизни Фредерик Шопен почти ничего не написал. По приглашению друзей он поехал весной 1848 года с концертами в Лондон, но тамошний сырой климат только ухудши его состояние.

Он вернулся в Париж и 17 октября 1849 года умер на руках сестры, которая приехала к нему из Польши.

На похоронах Фредерика звучал «Реквием» его любимого Моцарта в исполнении лучших артистов французской столицы. Его похоронили в Париже, но сердце Шопен завещал отправить в Польшу, где оно и сейчас хранится в варшавском костеле Святого Креста.

ФАКТЫ

С детства у Шопена была привычка играть на фортепиано в темноте. Маленький Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Только в такой обстановке он чувствовал вдохновение. Позже выступая на званых вечерах, он всегда просил приглушить в помещении свет.

***

Гениальный ум и изобретательность проявлялись у Фредерика в разных ипостасях. В подростковом возрасте он не мог брать сложные аккорды, поскольку его пальцам не хватало растяжки. Это вынудило мальчика придумать приспособление, которое помогало ему растянуть связки. Конструкция причиняла юноше ужасную боль, но он не снимал ее даже ночью.

Источник: http://vmiremusiki.ru/frederik-shopen.html

Шопен Фредерик Франсуа

Другие известные композиторы

Польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку и систематически заниматься с чехом В. Живным – серьезным музыкантом-педагогом. В 1818 году в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена.

К этому времени он уже был автором нескольких фортепьянных пьес – полонезов и марша. В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей. В начале 1820-х годов он начал заниматься по композиции у Ю. Эльснера. В июле 1826 года Шопен окончил Варшавский лицей.

Осенью того же года он поступил в Варшавскую Высшую школу музыки, где обучался почти три года.

Под руководством Эльснера, превосходного музыканта и педагога, сразу разгадавшего гениальную одаренность своего ученика, Шопен сделал огромные успехи. За время обучения Шопеном было написано много фортепьянных произведений, среди которых выделяются вариации на тему Моцарта, рондо, рондо для двух фортепьяно, 1-я соната, краковяк, ноктюрн ми минор и др.

Уже тогда сильнейшее влияние на Шопена оказала польская народная музыка, а также польская литература и поэзия (Мицкевич, Словацкий, Витвицкий и др.). По окончании Высшей школы Шопен в 1829 году предпринял поездку в Вену, где выступил с исполнением своих произведений.

В 1830 году состоялся его первый самостоятельный концерт в Варшаве, за которым последовал ряд других выступлений. 

Портрет композитора работы Марии Водзинской(1836)

11 октября 1830 Шопен в последний раз играл в Варшаве и вскоре покинул родину. Конец 1830 года и первую половину 1831 года прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города – все это благоприятно отразилось на развитии его дарования.

Летом 1830 года Шопен уехал из Вены. Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до минор (соч.

10, № 12), часто называемый “революционным”, и две глубоко трагические прелюдии – ля минор, ре минор. В числе его новых сочинений – концерты для фортепьяно с оркестром, полонез ми-бемоль мажор, полонез для фортепьяно и виолончели, ноктюрны (соч. 9), польские песни на слова Витвицкого и Мицкевича и др.

Шопен полностью подчиняет виртуозно-технические элементы своих произведений музыкально-поэтическим образам. 

Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. С тех пор его жизнь связана с этим городом.

Здесь Шопен сблизился с Листом, Берлиозом, Беллини, Гиллером, Мендельсоном, познакомился с писателями и художниками – Гюго, Ламартином, Ж. Санд, Бальзаком, Мюссе, Гейне, Делакруа.

26 февраля 1832 года Шопен дал первый концерт в Париже, в котором исполнил 2-й фортепьянный концерт и вариации на тему из “Дон-Жуана” Моцарта.

Лист, присутствовавший на этом концерте, отмечал, что необыкновенный талант Шопена “наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл новую фазу в развитии человеческого чувства”.

В 1833-1835 годах Шопен сравнительно много концертирует, нередко выступая вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер, братья Герц.

Годы 1836-1837 были решающими в личной жизни Шопена: была расторгнута помолвка с Марией Водзинской, и он сблизился с Ж. Санд. 

Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фредерик Шопен

К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в том числе 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др.

Продолжал он также выступать и в концертах (вместе с Эрнстом, Полиной Виардо, Франкомом и др.), но значительно реже, чем в предыдущие годы. Зиму Шопен обычно проводил в Париже, лето – в имении Жорж Санд – Ноан.

Лишь одну зиму (1838-1839) Шопен из-за пошатнувшегося здоровья провел на юге – на испанском острове Майорка (здесь были закончены его 24 прелюдии). 

В мае 1844 года умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд в 1847 году окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопена проходят в мучительных страданиях.

Он почти не в состоянии сочинять, с трудом выступает в концертах (последнее его выступление состоялось 16 ноября 1848 года на польском вечере в Лондоне), прекращает занятия с учениками. Зимой 1849 года в его здоровье наступает резкое ухудшение.

Ни заботы друзей, ни приезд в Париж любимой сестры Людовики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии он умирает. Тело Шопена погребено на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста. 

Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность – одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши.

Дворец Острожских — местонахождение варшавского музея Шопена.

Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев – мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии.

Шопен проявил смелое новаторство в их трактовке и преобразовании.

Его полонезы, например, заметно демократизуют и расширяют этот некогда торжественно-церемониальный жанр; его мазурки углубляют и поэтизируют народный танец, его вальсы содержат многие черты славянской народно-танцевальной мелодии. 

По-новому трактует Шопен и нетанцевальные жанры: его этюды – высокохудожественные творения, в которых глубокое идейно-эмоциональное содержание сочетается с оригинальными средствами воплощения; его скерцо – весьма своеобразные сочинения, отличающиеся по своему типу от скерцо в классической симфонии и сонаты; его баллады – сюжетные драматические повествования, навеянные образами поэзии, полные жизненного разнообразия, контрастов, романтической свободы. 

Источник: https://tunnel.ru/post-shopen-frederik-fransua

Фредерик Шопен: биография и творчество

Вопрос о дате появления на свет величайшего польского композитора Фредерика Франсуа Шопена до сих пор будоражит умы его биографов, в отличие от бесспорного признания его таланта и благодарности за невероятное музыкальное наследие.

Согласно его прижизненным записям он родился 1 марта 1810 года, а если верить официальной записи о крещении в приходской церкви города Брохова — 22 февраля.

Место рождения творца не подлежит сомнению: местечко Желязова Воля, что в Мазовецком воеводстве, расположившемся на реке Утрата в 54 километрах к западу от Варшавы. Деревенька принадлежала в те времена семье графа Скарбека.

Семья композитора

Его отец Николя, уроженец столицы Лотарингии города Маринвиля, независимого герцогства, управляемого королем Польши Станиславом Лещинским вплоть до его смерти в 1766 году, а затем перешедшему под управление Франции.

Он перебрался в Польшу в 1787 году, достаточно хорошо владея французским, немецким, польским языком, основами бухгалтерского учета, каллиграфией, литературой и музыкой. В 1806 году в Брохове Николя женился на Жюстине Кржижановской и этот брак оказался вполне успешным и долговечным. Чета прожила вместе счастливых 38 лет.

Через год после заключения брака, появилась на свет их первая дочь Людвика в Варшаве, сын Фридерик, в Желязовой Воле, а затем еще две дочери: Изабела и Эмилия в Варшаве.  Частые переезды семьи были обусловлены политической обстановкой в стране.

Николя работал наставником детей герцога Скарбека, который в зависимости от военной ситуации во время войны Наполеона с Пруссией и Россией, а позднее во время польско-русской войны и вплоть до неудавшегося нападения Наполеона на Россию переезжал с места на место.

С 1810 года Николя перевозит свою семью в столицу Варшавского Великого Герцогства, получив должность преподавателя в общеобразовательной средней школе. Первая квартира семьи располагается в Саксонском дворце, в правом крыле, где и размещалось учебное заведение.

Ранние годы Шопена

С раннего возраста Фредерик был окружен живой музыкой. Мать играла на фортепьяно и пела, а отец аккомпанировал ей на флейте, или на скрипке. По воспоминаниям сестер мальчик проявлял неподдельный интерес к звукам музыки.

  В раннем возрасте Шопен начал демонстрировать художественные таланты: он рисовал, писал стихи и исполнял музыкальные произведения без какого-либо обучения.

 Одаренный ребенок начал сочинять собственную музыку и в семь лет кое-что из ранних творений уже было опубликовано.

Шестилетний Шопен брал регулярные уроки игры на фортепиано под руководством чешского пианиста Войцеха Живного, который работал в то время частным учителем и был одним из педагогов в школе отца.

Несмотря на создаваемое педагогом ощущение некоторой старомодности и комичности, Войцех обучал талантливого ребенка игре на произведениях Баха и Моцарта. У Шопена никогда не было другого учителя фортепиано.

  Уроки давались ему одновременно с сестрой, с которой они играли в четыре руки.

В марте 1817 года семья Шопена вместе с Варшавским лицеем переезжает во дворец Казимеж, в правое крыло.  В этом году зрители услышали его первые композиции: полонез си — бемоль мажор и военный марш.  С годами партитура первого марша была утрачена. Год спустя он уже выступал публично, играя произведения Адальберта Гировеца.

В том же году, благодаря усилиям приходского священника, полонез ми минор был опубликован с посвящением Виктории Скарбек. Один из первых маршей же исполнялся военным оркестром во время военных парадов на Саксонской площади.

Варшавский журнал публикует первый отзыв о творчестве молодого таланта, акцентируя внимание на том, что в восьмилетнем возрасте у автора налицо все составляющие настоящего музыкального гения.

Он не только с легкостью исполняет самые сложные пьесы на фортепиано, но и является композитором с исключительным музыкальным вкусом, перу которого принадлежит уже несколько танцев и вариаций, поражающих даже экспертов.

24 февраля 2018 года на благотворительном вечере во Дворце Радзивиллов, Шопен играет. Публика тепло принимает талантливого исполнителя, нарекая его вторым Моцартом.  Он начинает активно выступать в лучших аристократических домах.

Отроческие годы молодого композитора

В 1821 году Фредерик написал полонез, который посвятил своему первому учителю. Произведение стало самой ранней из сохранившихся рукописей композитора. Молодой Шопен к 12 годам заканчивает обучение у Живного и начинает изучать основы гармонии и теорию музыки в частном порядке у Юзефа Элснера, основателя и директора Варшавской консерватории.

Параллельно юноша берёт уроки немецкого языка у пастора Ежи Тетзнера. Он посещал Варшавский лицей с сентября 1823 по 1826 год, а чешский музыкант Вильгельм Вюрфель давал ему уроки игры на органе в первый год обучения.

Элснер, признав тот факт, что стиль Шопена был исключительно оригинальным, не стал настаивать на применении традиционных методик обучения и предоставил композитору свободу в развитии по индивидуальному плану.

В 1825 году юноша выступил с импровизацией в евангелической церкви, на новом инструменте, изобретенным Бруннером, чем-то напоминающим механический орган, перед Александром I, во время его посещения Варшавы.

 Впечатленный талантами молодого человека, русский царь подарил ему кольцо с бриллиантом.

Издание «Польский вестник» отмечало, что все присутствующие слушали с наслаждением задушевное пленительное исполнение и восхищались мастерством.

Впоследствии Шопен не раз будет играть свои произведения на малоизвестных инструментах. Согласно воспоминаниям его современников, композитор даже сочинял пьесы для исполнения на новых инструментах, но их партитуры до наших дней не сохранились.

Каникулы Фредерик провел в городе Торунь на севере Польши, где юноша посетил дом Коперника, а также другие исторические здания и достопримечательности.

Его особенно впечатлила знаменитая ратуша, самая большая особенность которой заключалась в том, что в ней столько окон, сколько дней в году, столько же залов, сколько месяцев, столько же комнат, сколько недель, а вся его конструкция являла собой невероятный образчик готического стиля.

 В том же году он становится школьным органистом, играя по воскресеньям в церкви в качестве аккомпаниатора для хора. Среди произведений этого периода можно выделить полонезы и мазурки, предназначенные для танцев, также его первые вальсы.

В 1826 году он заканчивает своё обучение в лицее, а в сентябре начинает работать под крылом ректора Элснера, которая в качестве факультета изящных искусств входит в состав Варшавского университета.  В этот период появляются первые признаки расстройства здоровья и Шопен, под присмотром врачей Ф. Ремера и В. Мальца, получает назначения для лечения, которые подразумевают соблюдение жесткого режима дня и диетического питания.  Он начинает посещать частные уроки итальянского языка.

Годы путешествий

Осенью 1828 года юноша отправляется вместе с другом отца Яроцким в Берлин. Там, приняв участие во всемирном конгрессе исследователей природы, он рисует карикатуры на ученых, дополняя изображения огромными бесформенными носами.  Фредерик также критически реагирует на излишний романтизм.

 Однако поездка дала ему возможность познакомится с музыкальной жизнью Берлина, которая и была главной целью путешествия. Видев Гаспара Луиджи Спонтини, Карла Фридриха Цельтера и Мендельсона, Шопен не заговорил ни с кем из них, поскольку не осмелился представить себя.

Особое впечатление оставило знакомство с целым рядом оперных произведений в театре.

После посещения Берлина, Шопен побывал в Познани, где в соответствии с семейной традицией, присутствовал на приёме архиепископа Теофила Ворики, родственника Скарбеков, известного своим патриотизмом, а в резиденции губернатора Великого княжества Познань, герцога Радзивилла, он играет произведения Гайдна, Бетховена и импровизирует. По возвращению в Варшаву продолжает работу под руководством Элснера.

В начале зимы он принимает активное участие в музыкальной жизни Варшавы. На концерте в доме Фридерика Бухгольца он играет «Рондо до мажора» на двух роялях с Джулианом Фонтаной.

 Он выступает, играет, импровизирует и развлекается в варшавских салонах, периодически давая частные уроки. Принимает участие в постановках любительского домашнего театра.

Весной 1829 года Антоний Радзивилл посетил дом Шопена, а вскоре композитор сочинил для него «Полонез до мажора» для фортепиано и виолончели.

Почувствовав, что Фредерику нужно профессионально расти и совершенствоваться, отец обращается к министру народного образования Станиславу Грабовскому за грантом для сына, чтобы тот мог посетить зарубежные страны, в частности Германию, Италию и Францию, для продолжения образования.

Несмотря на поддержку Грабовского, его просьба отклоняется министром внутренних дел графом Тадеушем Мостовским. Несмотря на препятствия, родители, в конце концов, в середине июля отправляют сына в Вену.

Прежде всего он посещает концерты и оперу, слушает музыку в исполнении местной дивы — пианистки Леопольдины Благетки, по заверению которой сам Фредерик — виртуоз, способный вызвать фурор у местной публики.

На австрийской сцене он успешно дебютировал в конце 1829 году. Аудитория была в восторге от его исполнительской техники, дополненной поэтической выразительностью.

 В Австрии Шопен сочинил мажорное скерцо, минорную балладу, и другие произведения, в полной мере продемонстрировавшие его персональный сочинительский стиль Шопена. В Австрии ему удается опубликовать несколько своих работ.

  В том же году он вернулся домой для подготовки к концертному туру, на этот раз через Германию и Италию. 7 февраля 1830 года, семье и друзьям, он представляет свой концерт ми минор с аккомпанементом небольшого оркестра.

Жизнь и смерть в Париже

В течение следующих нескольких лет Шопен много выступал в странах Европы, одной из которых была Франция.

 В Париже он поселился в 1832 году и достаточно быстро установил дружеские взаимоотношения с молодыми музыкальными дарованиями, среди которых были: Лист, Беллини и Мендельсон.

Тем не менее, тоска о Родине давала о себе знать. Горячо желая принимать деятельное участие в политической борьбе своего народа, он не находил себе места.

Во Франции он начинает работать всерьез как частный учитель фортепиано. Из-за подорванного здоровья публичные выступления становились все реже. Тем не менее, он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах.

Его окружение составляли музыканты, писатели и художники, а также богатые и талантливые женщины. Весной 1836 года болезнь обострилась.

Вероятнее всего, заболевание легких, мучившее композитора было быстро развивающимся туберкулезом.

На вечеринке в резиденции графини, Шопен впервые встречается 32-летней писательницей Амандиной Авророй Дюдеван, известной как Жорж Санд. В конце 1837 года у Санд возникают тесные отношения с Шопеном, который к тому времени расстался с Марией Водзинской. В надежде на целебный климат Испании, Фредерик, Жорж и её дети Морис и Соланж перебираются на Майорку.

На вилле, среди кедров, кактусов, апельсинов, лимонов, алоэ, инжира, граната, под бирюзовым небом, у лазурного моря улучшение, однако, не наступило.  Несмотря на недуг, композитор завершил свои двадцать четыре прелюдии на Майорке. В феврале они вернулись во Францию.

К этому времени во время приступов кашля уже стали появляться кровотечения. Пройдя курс лечения в Париже состояние композитора улучшилось. Согласно впечатлениям Санд, Шопен настолько привык витать в облаках, что жизнь или смерть для него ничего не значат и он плохо осведомлен о том, на какой планете живет.

 Жорж, осознав серьезность дел со здоровьем супруга посвятила свою жизнь детям, Шопену и творчеству.

После поправки здоровья, семья на лето поселилась в деревенском доме Санд в местечке Ноан к югу от Парижа. Здесь Шопен сочиняет «Ноктюрн соль мажор» и три мазурки из опуса номер 41. Он работает над завершением «Баллады фа мажор» и сонаты.

 Летом он чувствует себя не стабильно, но при каждой возможности бросается к фортепиано и сочиняет. Весь следующий год композитор проводит с семьей. Шопен дает по пять уроков в день, в его супруга пишет до 10 страниц за ночь. Благодаря репутации и развитию издательского дела Шопен удачно продает свои партитуры.

 Редкие концерты Шопена приносят семье по 5000 франков. Публика жаждет услышать великолепного музыканта.

В 1843 году здоровье музыканта продолжает ухудшаться. Он принимает гомеопатическое лечение.  В октябре 1843 года Фредерик с сыном Санд Морисом возвращается из деревни в Париж, а его жена с дочерью задерживается на месяц на природе.

Смерть, в возрасте четырнадцати лет в Вене, в 1845 году его самого талантливого ученика Карла Фильца, который повсеместно считался блестящим пианистом и самым близким по стиле игры поразила Шопена. Все больше времени чета проводит в деревне.

Среди постоянных гостей появляется Полина Виардо, чей репертуар Шопен слушает с восторгом.

Различие в темпераментах и ревность помешали отношениям с Санд. В 1848 году они расстались. Шопен совершил гастрольный тур по Британским островам, выступив в последний раз 16 ноября 1848 года в лондонской гильдии для беженцев из Польши.

 В письмах семье он писал, что если бы Лондон не был таким темным, а люди были бы не такими тяжелыми, и если бы не было ни запаха угля, ни туманов, он бы изучил английский, но англичане сильно отличаются от французов, к которым Шопен привязался. Шотландские туманы не добавили ему здоровья.

В начале 1849 года увидели свет его последние произведения: «Вальс в миноре» и «Мазурка соль минор».

Он вернулся в Париж, его здоровье постепенно ухудшалось. Иногда случаются приличные дни, когда он путешествует в карете, но чаще его мучают удушающие приступы кашля. Он не выходит по вечерам. Тем не менее продолжает давать уроки игры на фортепиано.

В два часа ночи 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет Шопен умирает.  Польша потеряла своего величайшего музыканта, а весь мир настоящего гения. Его тело похоронено на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце доставлено в церковь Святого Креста в Польше, близь Варшавы.

Места в Варшаве, тесно связанные с именем композитора:

  • Саксонский дворец;
  • Казимировский Дворец;
  • Ботанический сад;
  • Дворец Красиньских;
  • Варшавский лицей;
  • Консерватория;
  • Университет Варшавы;
  • Дворец Радзивиллов;
  • Голубой дворец;
  • Дворец Морштын;
  • Национальный театр.

Слушать: Лучшее, Фредерик Шопен

Источник: https://PolandLife.ru/frederik-shopen/

Фредерик Шопен: краткая биография, факты и видео

Приветствую любителей искусства и гостей сайта! В статье «Фредерик Шопен: краткая биография, факты и видео» приводится краткая биография известного польского композитора и пианиста. Здесь вы можете послушать произведения гениального композитора.

На вечеринке, посвященной отъезду на гастроли в Вену, друзья торжественно вручили Фредерику кубок с землей — чтобы легче было переносить разлуку с родиной. Он счел это удачной шуткой – уезжал-то ненадолго.

Такой же кубок с родной землей привезут девятнадцать лет спустя, в день его похорон на парижское кладбище Пер-Лашез, а в Польшу, согласно последней воле гения, вернется его сердце. Колонна варшавского костела, в которой оно замуровано, станет местом паломничества миллионов почитателей его таланта со всего мира.

Фредерик Шопен: краткая биография и творчество

Родился Фредерик Францишек Шопен недалеко от Варшавы 1 марта 1810 года в интеллигентной, и очень музыкальной польско-французской семье. Прекрасно играла на фортепьяно и пела мать, отличным музыкантом был отец – он, по легенде, играл на скрипке даже в момент рождения сына.

Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фредерик Шопен

Как и положено настоящему гению, необычайные способности ребенок проявил очень рано. Пятилетним малышом, еще не освоив нотную грамоту, на слух подбирал на фортепиано народные мелодии и несложные пьесы. В семь лет дал свой первый концерт, и о нем заговорила вся Польша. В этом два гения Шопен и Моцарт очень схожи.

Ошеломительный успех

Публика восторгалась удивительной, «польской» музыкой юного композитора, а еще больше его виртуозной игрой.

К двадцати годам Шопен считался лучшим польским пианистом. Он успешно окончил лицей и высшую музыкальную школу, свободно владел немецким и французским, отлично рисовал.

Был желанным гостем в модных аристократических салонах — послушать новые сочинения «духа и души фортепиано» съезжалось высшее общество со всей страны.

В 1829 году состоялось его первое выступление за границей. Грандиозный успех и восторженный прием, оказанный молодому пианисту избалованной венской публикой, вдохновил его на более длительное концертное турне.

Поздней осенью 1830 года Фредерик отправился покорять Европу. Через две недели после его отъезда в Польше вспыхнуло, и было жестоко подавлено восстание. Начались репрессии, возвращение домой стало невозможным.

Париж

Вместо Варшавы, в 1831 году он приехал в Париж — город, о котором мечтал с детства, и началась новая жизнь, если и не очень счастливая, то, по крайней мере, вполне благополучная. Первый же концерт «поэта фортепиано» имел грандиозный успех.

Воздушные мазурки, утонченные этюды, гордые полонезы, торжественно-траурные марши, романтические баллады, печальные ноктюрны и невыразимо-прекрасные вальсы – непривычная, необычная музыка удивляла и завораживала. Манера игры вызывала мистический трепет.

В Париже были написаны лучшие произведения композитора, его боготворили слушатели, с ним дружили знаменитые поэты, музыканты, художники.

Публикации произведений, частные уроки «высокопоставленным» ученикам, редкие публичные и частые салонные концерты, выступления для венценосных особ, позволяли вести светский образ жизни, не особо заботясь о деньгах. Все было бы неплохо, если бы не мучительная тоска по родине, не дававшая покоя.

Болезнь и смерть

А еще любовь — изматывающие душу десятилетние отношения с «ядовитым растением» — знаменитой писательницей Жорж Санд. Роман закончился болезненным разрывом, который, в конечном итоге и свел композитора в могилу, усугубив болезнь легких.

Амандина Аврора Люсиль Дюпен, псевдоним — Жорж Санд (1804-1876)

Он умер молодым – в 39 лет, в октябре 1849 года. Главное настроение всех своих произведений Шопен выразил одним словом — «жаль». И, правда, очень жаль — что умер так рано, многое не успел, жил на чужбине, был несчастлив.

А с другой стороны – не будь в его жизни минора — лишилось бы человечество самых пронзительных и трепетных его произведений. «Лишь тот творит, в ком сердце плачет…»

В этом видео подробная информация по теме «Фредерик Шопен: краткая биография и творчество». Смотрите и слушайте музыку!

Чудесная музыка Фредерика Шопена. Милый друг, забудьте ненадолго обо всем и послушайте музыку, которая пережила века и продолжает восхищать и наполнять душу ↓

Друзья, если вам понравилась статья «Фредерик Шопен: краткая биография, факты и видео», поделитесь с другими в социальных сетях. До встреч на сайте!

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/frederik-shopen-kratkaya-biografiya/

Фредерик Шопен

Фредерик Шопен, является известнейшим музыкантом, композитором и пианистом, не только в Польше, но и во всех странах земного шара. Полное имя и фамилия, Фредерика Шопена звучит как Фридерик Францишек, а на французском Фредерик Франсуа. В основном Шопен творил свои музыкальные произведения в лирическом стиле. Фредерик очень тонко передавал любое настроение в музыке. 

Биография Фредерика Шопена

Знаменитый музыкант появился на свет 1 марта в 1810 году. В небольшой деревне под названием Желязова Воля неподалеку от Сохачева. В семье у мальчика были польские и французские корни.

Отец семейства, которого звали Миколай Шопен, по национальности был французом, но будучи шестнадцатилетним, он решил переехать и полностью связать свою жизнь с Польшей. А на свою родину Миколай так и не возвращался, мало того он даже не поддерживал связь со своей французской семьей.

А всех своих деток он воспитывал как поляков. Мужчина работал в Усадьбе принадлежавшей графу Скарбек. Его работа заключалась в обучении и воспитании детей.

Образование Фредерика Шопена

Проявлять свой интерес к музыке Фредерик Шопен, начал еще в довольно таки раннем возрасте. Мальчика поначалу даже называли вторым Моцартом. Когда Фредерику было всего лишь на всего, около семи лет, он написал уже к тому времени целых два полонеза, один под названием g-moll, а второй B-dur.

Первый полонез g-moll, был издан сразу же после написания. Статьи в варшавских газетах о появившемся новом таланте, стали разлетаться со скоростью света. «Mały Chopinek», что в переводе означает Маленький Шопинек становиться главной изюминкой в самых богатых салонах Варшавы.

Фредерик Шопен в юном возрасте частенько выступает на всевозможных благотворительных концертах. В 1816 году впервые профессиональные уроки по фортепиано, в течении шести лет, Фредерик получает от Войцеха Живны. Войцех преподавал на основе музыки легендарного Себастьяна Баха, а также других венских классиков.

Далее в 1822 году Фредерик Шопен берет частные уроки у очень известного на то время польского композитора Юзефа Эльснера. В 1823 году, парень поступает в Варшавский лицей. Обучаясь в лицее, он пишет свое первое творение, сонату под названием c-moll.

Позже, через три года Фредерик Шопен продолжает свое обучение в главной школе музыки столицы. Он выбирает факультет, где преподают теорию музыки, гармонии и композиции. Учился Шопен в этой школе, тоже на протяжении трех лет.

Во время учебы еще довольно таки юный композитор пишет Вариацию (для фортепиано и оркестра) по теме дуэта, из оперы самого Моцарта, под названием Дон Жуан. Также он пишет Фантазию ор.13 на тему Польши, и известную g-moll. Закончил, Шопен школу музыки на отлично, мало того его даже официально наградили характеристикой «музыкальный гений».

Жизненный путь Фредерика Шопена

В 1829 году, сразу после того как парень заканчивает обучение в школе музыки, в июле он отъезжает вместе с компанией своих друзей на экскурсию в Австрию, а точнее в город Вена. Вурфел приглашает Шопена в музыкальное общество.

Благодаря этому Фредерик два раза дает концерты в Kartnerthortheate, вместе с оркестром он играет Вариации op.2 по Моцарту, а также Рондо а ля Краковяк ор.14. И вот Фредерик уже за границами своей страны приобретает признательность зрителей и творческий успех.

Хоть Шопена и критиковали, но только за слабоватую подачу звука, а от его композиций самые серьезные критики были просто в восторге. После такого успеха, в 1830 году, известный критик Тобиас Хаслингер, решает опубликовать Вариации на тему Моцарта.

Кстати говоря, это стало первой его заграничным изданием, ранее творения Фредерика издавали, только, в Варшаве. Публикации замечает известный немецкий композитор, а также по совместительству музыкальный критик, которого звали Роберт  Шуман, о Шопене он отзывается с восторгом.

Затем Фредерик возвращается обратно в Варшаву, у него имеется, много свободного времени, которое ранее он тратил на учебу и композитор еще с большим рвением принимается за написание новых шедевров. Он пишет много произведений, среди них два Концерта для фортепиано вместе с оркестром e-moll, а также  f-moll.

Очень большим вдохновением для Фредерика Шопена, стало то, что парень влюбился в студентку консерватории, которая обучалась вокалу, эту девушку звали Констанция Гладковская. Испытывая сильные чувства к Констанции, композитор пишет Концерт f-moll. Также под вдохновением своих чувств, он пишет ноктюрн, различные этюды, вальсы, а также мазурки.

Еще в этот период он пишет песни, слова для которых сочинял Стефан Витвицкий.

Осенью, в октябре в 1830 году, Фредерик Шопен выступает со своим концертом e-moll, на торжественно прощальном концерте, который проходил в Национальном Театре. Так же там выступала возлюбленная Фредерика Констанция Гладковска.

Приблизительно через месяц, в ноябре Шопен вместе со своим товарищем, которого звали Тытусом Войчеховским, решает переехать в Австрию, с намерениями потом отправится в Италию. Фредерик находясь в Вене всего пару дней, узнает неприятное известие о том, что началось польское восстание (которое еще называют ноябрьским восстанием).

Этот бунт был против того, чтобы польское королевство было зависимо от России, также народ не желал видеть царя на польском троне. Шопен принимает эти события близко к сердцу и свои эмоции он выливает в свою новую пьесу, которая всем известна под названием «Революционный этюд».

У композитора не получается отправиться в Италию, как он планировал, так как там, на то время проходили боевые действия, против Австрии. А так как Фредерик сильно поддерживал польскую независимость, из-за происходящих в Польше событий, в Варшаву он тоже не спешил. Поэтому он принимает решение поехать во Францию, в город Париж.

И уже осенью в 1831 году, Фредерик постепенно обосновывается в Париже. Там о нем узнают, как о знаменитом пианисте и талантливом педагоге. Шопен попадает в высшие круги столичной аристократии. Он встречает там множество великих пианистов, среди них, Плейел и Калькбреннер, они помогают Шопену обосноваться в городе.

Также он начинает тесно общаться с Франсуа Жозефом Фетисом, этот человек известный музыковед и композитор родом из Бельгии. Также в круг его общения входят такие знаменитые личности как: композитор Ференц Лист, живописец Эжен Делакруа, писатель Генрих Гейню. Еще польский композитор знакомиться и впоследствии тесно дружит с  князем Адамом Чарторыским.

Там же Фредерик вступает в Польское Литературное Товарищество.

В 1835 году, композитор отправляется в Германию, для встречи с Феликсом Мендельсоном, а также Шуманом. Позже, летом в 1837 году он отправляется в Англию, в город Лондон. Далее он находит свою спутницу жизни, этой девушкой становиться известнейшая французская писательница, которую звали Жорж Санд.

Фредерик младше своей избранницы на шесть лет, Жорж была разведена и имела уже на то время двоих деток, она как автор писала прекрасные повести. Шопен нашел в этой женщине все то, чего ему так не хватало, Жорж была нежна, заботлива и верна.

Зимой с 1837 года по 1838 год, влюбленные проживают в старинном монастыре прямо в горах, который находиться на острове называвшемся Майорка. Судьба преподносит композитору очень неприятную неожиданность. Фредерик сильно заболевает. Спустя время Шопен узнает, что болен серьезной болезнью, туберкулезом легких.

С каждым днем болезнь прогрессировала, так что музыкант становился очень слабым и уже даже с трудом мог выходить из дома. Все это время рядом с ним находилась его любимая, Жорж. Но, даже не смотря на серьезную болезнь, на безумную слабость, он все равно усердно работает и творит свои замечательные произведения.

Среди них цикл 24 Прилюдий, Баллада F-dur, Полонез c-moll, а также Scherzo cis-moll. После десяти лет проведенных вместе с Жорж, они решаются разойтись. После чего здоровье Фредерика Шопена резко ухудшается. В марте в 1839 году, композитор проходит лечение в Марселе.

Зимой в 1848 году Шопен выступает последний раз, со своим концертом в столице Франции. Затем ему приходиться отправиться в Великобританию. Он находиться там, около полу года. Чтобы занять себя как-то и отвлечься от тяжелой болезни он выступает в аристократических салонах, преподает там уроки. Он даже играет даже для самой королевы Виктории.

Затем он снова вернулся в Париж, так как силы начали его вовсе покидать, там он пишет свое самое последнее произведение под названием Мазурку f-moll соч. 68.4. Летом из Польши к Фредерику переезжает его сестра Луиза Енджеевич, для того чтобы помогать больному брату.

Могила Шопена

 Но осенью 17 октября, в 1849 году, происходит непоправимое Фредерик Шопен уходит из жизни в своем жилище, которое находилось на Вандомской площади. Отпевали великого композитора в Париже, в церкви Марии Магдалины. На этом печальном событие было три тысячи человек. Его так и похоронили на кладбище Пер-Лашез в городе Париж.

На похоронах звучали, его же прелюдии h-moll из соч. 28, а так же e-moll. Также оркестр естественно сыграл траурный марш великого Фредерика Шопена. Последним желанием композитора Фредерика Шопена было, чтобы его сердце захоронили в Польше.

Это пожелание выполнила его родная сестра, она отвезла его сердце в Варшаву, где его замуровали в стенах костела Святого Креста.

Источник: http://studentportal.pl/frederik-shopen/

Фредерик Франсуа Шопен

В польском местечке Желязова Воля 22 февраля 1810 года в семье Шопенов родился мальчик, получивший имя Фредерик. Отец будущего композитора, Николя Шопен, француз из Лотарингии, переехал в Польшу еще в молодости. Он принимал активное участие в восстании Костюшко и даже получил звание капитана.

Восстание было разгромлено, но Николя Шопен все же остался в полюбившейся ему Польше. Обладая широким кругозором и неплохим образованием, он принял решение заняться педагогикой и так преуспел, что вскоре стал считаться одним из самых талантливых педагогов в Варшаве.

Популярность Николя Шопена была столь велика, что в 1802 году граф Скарбка пригласил его как воспитателя своих детей на полный пансион в свое родовое имение.

Французу-учителю нравилось жить в графском имении, а в 1806 году дальняя родственница графа, Юстина Кшижановская, оценила его не только как воспитателя, дав согласие на брак. Сама Юстина обладала невероятной музыкальностью, прекрасно играла на фортепиано и замечательно пела. Именно матери маленький Фредерик был обязан интересом и любовью к музыке и, в частности, к народным мелодиям.

У Фредерика было три сестры, и все дети в семье Шопенов были оделены любовью. Особо близким другом стала для будущего композитора старшая сестра, Людвика. Дети обладали многими талантами. Вполне возможно, что если бы Эмилия не умерла слишком рано – она прославила бы семью Шопенов и на литературном поприще.

Вскоре после рождения сына Шопены переселяется в Варшаву, где Николя Шопен получает место учителя французского в лицее. Шло время, и в пять лет Фредерик, благодаря заботам своей сестры Людвики и, конечно же, матери уже легко исполнял на фортепиано простые пьесы.

Видя способности ребенка, родители предприняли определенные шаги, и Фредерик начал заниматься с одним из известнейших в Варшаве музыкантов, Войцехом Живным. Опытный воспитатель и одаренный педадог, Живный нашел к ученику правильный подход и привил Фредерику любовь к классической музыке – а особенно к сочинениям Иоганна Себастьяна Баха.

Говорят, что клавирные произведения Баха постоянно лежали на рабочем столе композитора Шопена.

Впервые Шопен выступил перед публикой в Варшаве, в возрасте семи лет. Варшава по достоинству оценила игру юного исполнителя, и Фредерик стал популярен. На этот же период приходится издание одного из самых первых сочинений Шопена – полонеза соль-минор для фортепиано.

Талант юного музыканта рос и развивался. В двенадцать лет Фредерик Шопен ни в чем не уступал даже лучшим и опытнейшим пианистам Польши. Войцех Живный познал высшую радость учителя – он отказался обучать юного виртуоза, заявив, что Фредерик уже превзошел своего педагога. Наряду с музыкальным образованием Шопен получил и отличное общее образование.

Он свободно владел немецким и французским языками, много читал. Большой интерес у него вызывала история Польши. В тринадцать лет Фредерик поступил в лицей и с успехом закончил его в шестнадцать. Юноша прекрасно рисовал – правда, особый дар у него был к карикатурам. Отличался он и актерским дарованием.

Одно время его учителя даже считали, что он пойдет именно по этому пути.

Окончив лицей, Шопен поступает в высшую варшавскую школу музыки. Довольно быстро его руководитель, Иосиф Эльснер, понимает, что Шопен является не просто талантливым музыкантом – а гением в музыке. Эльснер так и написал о юном музыканте в своих заметках: «Проявляет изумительные способности.

Несомненно, он – музыкальный гений». В это время уже никто не спорит, что Шопен – лучший пианист Польши. Но, кроме того, достигает высот и композиторский талант Фредерика. Свидетельством тому служат два фортепианных концерта, сочиненные Шопеном в девятнадцать лет.

До сих пор эти концерты – любимые произведения пианистов всего мира.

В 1829 году Фредерик Шопен знакомится с Констанцией Гладковской – юной певицей, обучавшейся в консерватории Варшавы. Констанция стала первой любовью композитора. Под влиянием этой юношеской любви Шопен создал возможно лучшую свою песню «Желание».

Летом того же года Шопен отправляется на гастроли в Вену, где выступает с огромным и неизменным успехом. После этой поездки родные и друзья композитора настаивают на длительном концертном турне, но Шопен не решается на это.

Его мучают плохие предчувствия – как будто он покидает свою родину навсегда. И все же год спустя Фредерик отправляется в длительную поездку. Он не обманулся в своих предчувствиях. На прощание друзья подарили композитору кубок с польской землей, чтобы он помнил о родине.

Подарок этот оказался судьбоносным – Шопен более не вернулся в Польшу.

Памятуя о хорошем приеме, оказанном ему в Вене, Шопен решает начать свои концерты именно с этого города. Но все хлопоты прошли даром – самостоятельный концерт он дать не сумел, а издатели музыки брались опубликовать его произведения лишь бесплатно. В Вене он получает весточку с родины: в Варшаве произошло восстание польских патриотов за независимость от России.

Шопен принимает решение о возвращении в Польшу, думая, что отец и друзья наверняка среди восставших. Но ему приходят письма с советами возвращаться – близкие боятся, что музыканта будут преследовать. Шопен подчиняется обстоятельствам и направляется в Париж.

Уже в дороге композитор узнает о разгроме восстания и о том, что сотни поляков заключены в тюрьму, а бесчисленное их множество сослано.

В Париж Шопен прибывает осенью 1831 года. Он прожил во Франции всю оставшуюся жизнь, но так и не сумел признать ее своей второй родиной. Шопен навсегда остался поляком – не только в творчестве, но и в привязанностях. Позже он завещал доставить после смерти свое сердце в Польшу.

Подобно Моцарту и Бетховену, покорившим Вену, Шопен быстро завоевал Париж – но, правда, как пианист. Слушателей поражало его своеобразное и необычное исполнение. Надо отметить, что в те времена Париж был столицей искусств, и музыканты из разных стран буквально наводняли его. Немало было во Франции и пианистов-виртуозов.

Особенной популярностью пользовались Гиллер, Герц, Калькбреннер, игра которых была технически совершенна и ошеломляла публику четкостью и блеском. А вот первое выступление Шопена покорило слушателей отнюдь не техникой, но одухотворенностью и поэтичностью. На этом концерте присутствовал и Ференц Лист, венгерский музыкант, тоже только начинавший свою карьеру.

Позже Лист стал другом Шопена.

На своих концертах композитор, в основном, исполнял собственные сочинения – концертные рондо, этюды, ноктюрны и мазурки. Но в особое восхищение публику привели вариации Шопена на тему моцартовской оперы «Дон Жуан».

Немецкий музыкальный критик и композитор Роберт Шуман был в совершенном восхищении и так описал свои впечатления: «Господа, долой шапки! Мы видим перед собой гения!» Но признание публики мало что принесло Шопену – музыкальные издатели были готовы опубликовать любые его произведения, но, увы, бесплатно.

Доходов от этих изданий композитор не получал никаких и, для того, чтобы свести концы с концами, начал давать уроки. При этом занимался он с учениками более шести часов в день. Работа отнимала у Шопена драгоценное время и силы, хотя и позволяла сносно существовать.

Даже позже, уже являясь композитором с мировой славой, Фредерик продолжал учить музыке – иначе его ждала жизнь в бедности.

Исполнительское мастерство Шопена принесло ему не только популярность, но и друзей. Он часто встречался с Листом, с французским композитором Берлиозом, французским художником Делакруа, немецким поэтом Гейне. Но самую большую радость Шопену доставляло общение с гостями из родной Польши.

Ради такого гостя он готов был прервать рабочий день и отменить важную встречу. Его интересовало все, что происходило на родине и, конечно же, жизнь друзей и родных. Адам Мицкевич, польский поэт, также находившийся в Париже, прекрасно понимал тоску Шопена по родине.

Они могли говорить о Польше часами, и часами Мицкевич слушал игру Шопена. Поэт сыграл значительную роль в творчестве Шопена своим драматическим «Конрадом Валленродом» –под впечатлением этого произведения композитор написал Первую балладу.

Вторая баллада Шопена тоже тесно связана с поэзией Адама Мицкевича.

Собственную семью Шопену так и не удалось создать. Попытка сватовства к дочери богатого польского вельможи Водзиньского, Марии, окончилась провалом. Пан Водзиньский и его жена не захотели доверить свое дитя человеку пусть и всемирно известному, но музыканту, который добывал деньги собственным трудом.

Шопену не были чужды и развлечения – в Париже считалось честью попасть к нему на музыкальный вечер. В основном, гостем Шопена можно было стать лишь по рекомендации кого-то из друзей, и однажды Ференц Лист привел на такой вечер Аврору Дюдеван, знаменитую писательницу, публикующуюся под именем Жорж Санд.

Об отношениях Жорж Санд и Шопена достоверной информации немного, но именно с ней композитор связал жизнь на долгие годы. Этот союз был далеко не однозначен.

Если сама Жорж Санд в разговорах с друзьями изображала себя ангелом-хранителем композитора и заявляла, что пожертвовала всем ради заботы о нем, то после смерти Шопена очень многие напрямую обвиняли писательницу в том, что именно она свела композитора в могилу.

Ближайший друг Шопена, Войцех Гжимала, говорил, что Жорж Санд отравила Фредерику жизнь. Ференц Лист в своей книге также высказывал недвусмысленные упреки подруге композитора, а ученик Шопена Вильгельм Ленц именовал писательницу «ядовитым растением».

С годами композитор целиком отдает себя творчеству, все реже давая концерты. Он пишет баллады, сонаты, новую серию этюдов и столь любимые им полонезы и мазурки.

Но вместе с лирическими светлыми пьесами появляются произведения, полные трагизма и драматической глубины. Вершиной романтического искусства в польской и мировой музыке считается Вторая соната, завершающаяся похоронным маршем.

Сам Шопен считал эту часть Второй сонаты эмоциональным финалом и драматическим завершением развития образов.

Для композитора жизнь в Париже складывалась, возможно, не совсем удачно для него самого, но зато исключительно благоприятно для его творчества. Талант Шопена был в зените.

Музыкальные издательства готовы публиковать его произведения и даже платить, честью считается брать у Шопена уроки музыки, но слушать его виртуозную игру доступно лишь немногим избранным счастливчикам. Но судьба уготовила композитору несколько смертельных ударов.

Вначале умирает Ян Матушиньский, близкий друг Шопена, а затем отец, которого Шопен горячо любил. Следующий удар судьбы сделал композитора одиноким – он поссорился до полного разрыва с Жорж Санд. У Шопена обостряется болезнь легких, и два последних года жизни он практически не пишет музыку.

Безденежье принуждает его принять приглашение друзей и отправиться в Лондон. Там смертельно больной композитор дает публичные концерты и уроки музыки.

Поначалу прекрасный прием в Англии вселяет в Шопена бодрость, но сырой лондонский климат губительно действует на его здоровье, и состояние композитора ухудшается. Его мрачное настроение прекрасно передают письма друзьям из Лондона.

Шопен пишет, что радость ушла, и он перестал чувствовать жизнь, а лишь ждет, когда все это кончится.

И действительно, жизнь композитора в Англии способна была утомить и здорового человека – светские развлечения, встречи, пустые, бессодержательные разговоры оказали на Шопена крайне угнетающее влияние.

Шопен никогда не забывал о родине, о чем говорит хотя бы тот факт, что именно в пользу эмигрантов из Польши композитор дал последний концерт в Лондоне, ставший последним и в его жизни.

Он возвращается в Париж и сочиняет мазурку фа-минор, но сыграть ее уже не может – только записывает ноты. Узнав о состоянии брата, из Польши приезжает Людвика, его старшая сестра.

Шопен умер на ее руках 5 октября 1849 года.

Весь Париж явился на похороны Фредерика Шопена. Звучал горячо любимый им Реквием Моцарта, звучали собственные сочинения Шопена и, конечно же, похоронный марш, завершающий сонату си-бемоль минор для фортепиано.

Во время похорон друзья Шопена принесли на могилу бережно хранимый композитором кубок с землей из родной Польши.

Его сердце, согласно завещанию, совершило путешествие на родину и поныне хранится в Варшаве в костеле святого Креста.

Источник: http://people-archive.ru/character/frederik-fransua-shopen

Ссылка на основную публикацию