Лопе де вега — биография знаменитости, личная жизнь, дети

7 интересных фактов из биографии Лопе де Вега

Юность Лопе де Вега прошла действительно бурно — под стать самому времени. Эпоха Возрождения — время настоящего открытия мира, эпоха завоеваний, путешествий и великих географических открытий. Жизнь его была полна пылких влюбленностей, ссор с сильными мира сего, болезней и смертей любимых.

Будущий литературный титан эпохи Возрождения родился 25 ноября в семье простого мадридского ремесленника-золотошвея.

Семья была не особо богата, и в детстве мальчик часто недоедал и, чтобы притупить чувство голода, представлял себе пышные театральные представления.

С раннего детства Лопе проявлял незаурядные способности — в пять лет свободно читал по-испански и по-латыни, а в шесть, еще не умея писать, сочинял стихи. К тринадцати годам де Вега уже сочинил комедию, которую поставили в театре.

В одиннадцать лет отец, разглядевший талант, отдал мальчика в иезуитскую школу, чтобы тот смог отточить своё дарование.

Лопе был хорош не только в литературе — в 14 лет он слушал курс математики и астрономии в королевской академии математических наук, служил секретарем у вельможи и иногда сбегал навстречу приключениям.

В 21 год, немного остепенившись, де Вега ушел добровольцем в армию, чтобы участвовать в походе на Азорские острова, а чуть позже попал в легендарную «Непобедимую армаду». При этом он, кажется, ни на день не забрасывал свои литературные опыты и воевал уже будучи известным драматургом.

В 1588 году де Вега попал в тюрьму за оскорбительные памфлеты в адрес своего соперника в любви.

Чуть позже суд просто изгнал драматурга из Мадрида на восемь лет, что не помешало ему тайно вернуться в город и выкрасть свою возлюбленную Изабель де Урбину, чтобы жениться на ней.

После разгрома «Непобедимой армады» он с женой поселился в Валенсии, где мог спокойно творить, не отвлекаясь ни на что другое.

Но счастье продлилось всего семь лет — умерла Изабель, а немного позже и две их маленькие дочки. Драматург вернулся в Мадрид и устроился секретарем к герцогу Лемосскому. Тогда он повстречал вторую свою жену, Хуану де Гуардо, дочь крупного мясоторговца.

Хуана смогла обеспечить Лопе семейное счастье и уют на несколько лет. Вскоре на семью де Вега свалилось очередное несчастье — умер сын Хуаны и Лопе, а несчастная женщина не надолго пережила своего ребенка.

Однако жена оставила на попечение мужа дочь Фелициану.

Поразмыслив, де Вега пришел к выводу, что корень его бед — в личных грехах (писатель был тем еще Дон Жуаном и постоянно крутил романы). Тогда де Вега поступил на службу святой инквизиции, а в 1609 году церковь даровала ему звание «добровольного слуги». В этой роли он даже распоряжался церемонией «очищения» одного францисканского монаха, заподозренного в ереси.

Вероятно, церковь приняла Лопе в свои ряды неслучайно. Известный драматург оказывал слишком сильное воздействие на людей и церковь пристально следила за ним. В качестве «слуги инквизиции» он был более покорным.

Но жизнерадостному и гуманистическому духу его творчества претил всякий контроль.

Не случайно и после посвящения в духовный сан церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезая целые сцены, а в 1925 и вовсе наложила запрет на их публикацию.

В жизни Лопе де Вега было куда меньше счастливых дней, чем несчастных. Его третья жена за четыре года до смерти ослепла и впала в безумие, его шестнадцатилетнюю Фелициану похитил какой-то молодой дворянин, самого писателя регулярно пытались бросить в тюрьму. Но странно, что все пьесы великого драматурга пышут оптимизмом и любовью к жизни.

27 августа 1635 года Лопе де Вега умер, и его смерть превратилась во всенародный траур. Улицы Мадрида заполонили толпы, везде служили панихиды, поэты сочиняли прощальные стихи, проповедники читали надгробные речи. Испанский народ хоронил своего любимца.

Вообще, сведения о жизни и личности Лопе де Вега скудны и противоречивы, а многие факты либо искажены, либо придуманы.

«Вечерняя Москва» подобрала самые любопытные и правдивые факты из биографии великого испанца.

1. По словам самого писателя, им написано около полутора тысяч пьес. Современники утверждали, что он тратил на каждую пьесу не более трех дней, потому что считал бессмысленным тратить больше.

2. Лопе де Вега носил немало «народных» титулов. Сервантес, автор бессмертного «Дон Кихота» называл своего соотечественника «чудом природы и самодержцем театральной империи». А люди называли поэта «Фениксом Испании» и «Океаном поэзии».

3. Удивительно, но события российского Смутного Времени впервые воплотились на театральных подмостках Испании. Конечно, благодаря де Вега. Он был первым, кто написал пьесу про Лжедмитрия и Бориса Годунова и назвал её «Великий князь Московский» (1606 год).

4. Известно, что сюжет пьесы «Ромео и Джульетта» Шекспир придумал не сам. Множество писателей использовали этот средневековый рассказ в своих произведениях. У Лопе де Вега есть драма » Кастельвины и Монтесы » (ок. 1600 год), действие пьесы происходит в Вероне, правда концовка — счастливая.

5. 1853 году это произведение было издано в России, и в его названии упоминался садовник. В следующем переводе пьеса называлась «Ни себе, ни другим». Речь, конечно, о всемирной известной комедии «Собака на сене» или, если буквально «Собака садовника» (ок. 1604 года).

6. В 1617 году драматург объявил, что сам займется публикацией своих комедий, потому что на книжном рынке Испании появилось множество его произведений, измененными до неузнаваемости различными «обработками». Так, например, в Мадриде действовал аферист, который приходил на пьесу несколько раз, а потом записывал запомненное для «пиратских» изданий.

7. Де Вега остается одним из самых плодовитых писателей в истории. Но, кроме этого, его пьесы были популярны и весьма недурно оплачивались. То есть, Лопе де Вега на склоне жизни умудрился скопить солидное состояние, что для писателей совсем нетипично.

Источник: https://vm.ru/news/2013/11/24/7-interesnih-faktov-iz-biografii-lope-de-vega-224074.html

Краткая биография Лопе де Вега

>> Все биографии >> Писатели и поэты Франции

Вега Карпио Лопе Феликс де (1562-1635 гг.)

Испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии. Родился 25 октября 1562 г. в Мадриде, в семье портного-золотошвея. Лопе де Вега сумел получить отличное образование в иезуитском колледже, а затем в университете.

Литературное дарование проявилось чрезвычайно рано —свою первую пьесу «Истинный любовник» он написал уже в 13 лет.

С этого времени зарабатывал на жизнь преимущественно литературным трудом, создав огромное число пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике.

По его собственному свидетельству, количество пьес превышает 800, однако некоторые исследователи называют цифру в 1800 пьес, другие —в 2000. До нас дошли всего 470. Кроме того, будучи человеком разносторонних дарований, работал и в других литературных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы.

Такая невероятная литературная плодовитость изумляет тем более, что он прожил весьма бурную жизнь, полную любовных историй и авантюр, ничуть не смущаясь принятием сана священника и даже принадлежностью к инквизиции. Это было свойственно многим писателям эпохи Высокого Возрождения, которые несмотря на авантюрный образ жизни зачастую принимали монашеский сан и начинали жить за счет церкви.

Так, Лопе де Вега стал священником в 1614 г., а с 1624 г. возглавлял братство служителей инквизиции. Именно в этот период были написаны знаменитые комедии «Собака на сене» и «Глупая для других и умная для себя».

Большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме — воссоединение влюбленных, преодолевающих самые разные препятствия (принцип комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета).

В его творчестве присутствуют две основные линии, в обеих из них явственно чувствуются жизнелюбие, любовь к отечеству, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели.

Первая — так называемая «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса «Фуэнте Овехуна». В пьесах Лопе де Вега так мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести.

При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии («Звезда Севильи», «Наказание —не мщение», «Периваньес и командор» и др.).

Вторая линия — так называемая «комедии плаща и шпаги», пьесы, написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и др.) Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов.

Незадолго до смерти Лопе де Вега покаялся в своих грехах, мнимых и реальных, и впал в аскетизм. Фактически уморив себя голодом, великий испанский драматург умер 27 августа 1635 г. в Мадриде.

Источник: http://citaty.su/biografiya-lope-de-vega

Лопе де Вега: биография, творчество, факты, видео

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Лопе де Вега: биография, творчество, факты, видео» — о жизни испанского драматурга, поэта, автора новелл и комедий. Ему принадлежит авторство более пяти тысяч произведений, большая часть из которых не сохранилась до наших дней.

Интерес к его творчеству у читательской аудитории вызван выбором направления в литературе – гуманизма, а также тем, что он, как считается, был одного возраста с Уильямом Шекспиром.

Лопе де Вега: биография, творчество

Будущий писатель появился на свет поздней осенью 1562 года, его полное имя звучит так: Феликс Лопе де Вега и Карпио.

Отец маленького Лопе был ремесленником: шил золотыми нитями. Когда мальчику исполнилось десять лет, обнаружился его талант переводчика с иностранного языка. В этом же возрасте получился его первый рифмованный перевод произведения о похищении Прозерпины авторства Клавдиана.

Университет в Алькале он не смог окончить — хотя демонстрировал учителям прекрасные знания предметов — так как отважился неудачно пошутить над возлюбленной, которая отвергла его искренние чувства.

За эту шутку его даже выслали из родного города, и он не мог вернуться туда в течение десяти лет. Это событие описано в его произведении «Доротея».

Личная жизнь и творчество

Вега возвращается в столицу Испании и тайно венчается с новой невестой Исабель де Урбиной. Жили они бедно, что и побудило молодого человека во времена военных действий его страны с Англией вступить в «Непобедимую армаду», которая потерпела фиаско, и писатель уехал в Валенсию.

Там он пишет свои произведения, в основном драматического жанра. Гонорара за книги вполне хватало для обеспечения семьи всем необходимым.

Он работал у герцога, маркиза с 1590 по 1598 годы, в течение которых пишет самые популярные свои произведения, организовывает банкеты и театрализованные представления. Светские вечера, смятение чувств и перипетии страстей отразились в сюжетной линии «Аркадии», написанной в 1598 году.

За четыре года до выхода в свет этой книги умирает его жена Исабель. Трагедия в личной жизни также оставила след в его последующих литературных творениях.

Драматург вновь женится, в этот раз на дочери купца Хуане де Гуардо. Однако стихи он посвящал своей любимой актрисе Микаэле. Она стала прототипом героини Камилы Лусинды. Но в период депрессии, которые случались у писателя довольно часто, Лопе прекратил отношения с этой актрисой.

Наиболее известные и хорошо сохранившиеся труды писателя: «Собака на сене», комедия «Звезда Севильи», «Овечий источник» стали предметом изучения в школах, постановок в современных театрах.

С легкой подачи его руки появился некий свод правил к написанию произведений искусства «Руководство для сочинения комедий» (1609 г.), в котором нет четкой инструкции «как должно быть», но дается указание ориентироваться в написании произведений на волю простого зрителя, его желания и предпочтения.

Он видит в искусстве отражение настоящего, реальных событий в жизни людей, а не пафосного и фантастического.

В этом же году он по своей воле начинает служить интересам святой инквизиции. Психическое здоровье его ухудшается в связи с уходом из жизни сына Карлоса и жены. В память о них он пишет драматические стихи, собранные в книге «Священные стихи».

Последняя любовь

Встретив новую любовь в лице двадцатилетней Марты, писатель вдохновляется на написание новелл и комедий. Так появляются «Приключения Дианы», опубликованные в 1621 году, а также «Валенсианская вдова» и «Благоразумная месть»…

Череда личных катастроф

Похороны Лопе де Вега

Отдав творческим поискам практически всю жизнь, Лопе потерял семью: в 1632 г. скончалась ослепшая и потерявшая рассудок Марта, через короткое время пропадает дочь, сын погибает в одном из морских сражений. Как же это все пережить? Спустя три года смерть настигла и самого писателя.

Новшеством в литературе можно считать произведения Лопе де Вега, считающиеся комедиями, но на самом деле таковыми не являющиеся. Начало в них заложено оптимистичное и даже комичное, но развязка всегда вызывает грусть и печаль у зрителей.

Читайте также:  Иван дорн - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Российский комиссар просвещения А.В. Луначарский отзывался о комедиях Лопе де Вега с искренним восторгом. Он считал, что их нельзя читать, не смеясь, они насыщены интригами обслуживающего господ персонала, поговорками и шутливыми фразами.

Видео

В этом историко-приключенском фильме дополнительная информация по теме «Лопе де Вега: биография»↓

Дорогой читатель, если Вам понравилась статья «Лопе де Вега: биография, творчество, факты, видео», поделитесь с друзьями в соцсетях. Спасибо! Заходите за новыми историями из жизни великих людей!

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/lope-de-vega-biografiya/

Из 14 детей Лопе де Веги отца пережила одна дочка

— О, милый, я так соскучилась, — красавица в роскошном плаще, с капюшоном на голове, ворвалась в дом и бросилась с поцелуями к худощавому, с бородкой юноше.

Он отступил в глубину комнаты и оттолкнул от себя женщину.

— Почему ты не сказала, что замужем? И мне надо делить тебя с ним?

— Я думала, ты знал, — женщина повисла на шее у любовника и опять попыталась его поцеловать. — Забудь об этом. Муж не узнает, он в плавании, мы можем наслаждаться друг другом. Жизнь так коротка.

— Я не хочу прятаться, — он повернул ее к выходу.

— Неужели тебе не интересно, что отец решил поставить одну из твоих комедий? — остановилась красавица и хитро улыбнулась.

Теперь уже он набросился на нее с объятиями, подхватил на руки, закружил по комнате. Это были 21-летние Лопе де Вега и его любовница Елена Осорио — дочь владельца мадридского театра Херосимо Веласкеса.

Лопе пишет комедии в стихах с 13 лет. Но их пока не понимают и не хотят ставить в театре.

— Кем ты себя считаешь? — набрасывался на него отец Елены, который взял Лопе писарем. — Я сказал переписать мою комедию, а не исправлять ее! Ты изменил все: содержание, декорации, ты хочешь, чтобы актеры смеялись и плакали весь спектакль! Где такое слыхано?

— Я хочу, чтобы комедии стали ближе к жизни, с героями, похожими на нас, которые умеют страдать и радоваться! Сколько можно делить произведения на комедии и трагедии? Сама природа дает нам образцы, она правдива. Поэтому надо подражать ей и избегать всего искусственного.

— Но есть строгие правила искусства, которые еще Аристотель установил, — не сдавался старик.

— Когда я пишу комедию, то запираю все правила на три замка и выгоняю из своей комнаты всех римских драматургов, чтобы не слышать их вскриков, — шутил Лопе де Вега. — Давайте поставим мою комедию в вашем театре!

И вот теперь Веласкес сдался. Послушал единственную дочь, которая была актрисой его театра, и которой доверял свои дела. Елена знай нашептывала жадному старику, какой талантливый этот де Вега и что из него точно будет толк.

— Хорошо, только один раз! Я и так рискую, — согласился.

Но этого было достаточно. Публика восприняла комедию, где сцены раз за разом изменялись, на одном дыхании. Лопе де Вегу полюбили. С 1585-го на всех театральных сценах Мадрида идут исключительно пьесы 23-летнего драматурга.

Его портреты испанцы вешают в своих домах. Стройного, с темными и горящими глазами юнца обожают женщины. Шлют ему письма с признаниями в любви и лепестками роз. Он же продолжает добиваться, чтобы Елена принадлежала только ему.

— Давай убежим, во Францию, в Америку, — просит ее. — Я хочу, чтобы ты была моей женой, чтобы дети носили мою фамилию.

— Нет, как можно бросить все, что у нас здесь есть? Мы можем жить так и дальше.

— Елена, я знаю, что отец подкладывает тебе в постель богатых любовников, чтобы зарабатывать на тебе. Но прощу, если пойдешь со мной.

— Убирайся! Больше не хочу тебя видеть! — разъяренная, что она разоблачена, женщина выставляет его за двери.

Через день Лопе де Вега узнает, что Елена завела нового любовника, и «не желает иметь дел с рифмоплетом» — то есть ним. И тогда мстит: во время представления, когда полгорода собралось в новом театре Веласкеса, выходит на балкон и читает памфлет:

Купить красавицу хотите?

Проблемы в том в Мадриде нет.

Свою вы ставку назовите

счастливый выпадет билет.

Отец родной торгует дивой

да и цена невелика:

десятку просит, три дуката

и шелкового полотна.

Листы со стихом летят в толпу. На утро их перечитывает весь Мадрид. Высмеянная женщина и ее отец подают в суд за обиду. Лопе де Вегу объявляют в розыск, ловят, суд выносит приговор: за клевету восемь лет изгнания из Мадрида.

Но не тот характер был у дерзкого Лопе, чтобы сдаться. Через три месяца он тайно возвращается и встречает свою подругу детства Изабеллу де Урбине — дочь дворянина. Та давно влюблена в него, но из-за соперницы Елены не могла признаться в чувствах. Теперь же она открывает свое сердце.

Лопе предлагает ей убежать из Мадрида, потому что знает, что влиятельный отец Изабеллы никогда не согласится на их связь. Они седлают коней и несколько дней добираются до моря, чтобы сесть на какое-то судно. Уже на берегу их настигают посланцы отца Изабеллы. Но поздно — пара уже успела жениться. Их оставляют в покое. Молодые оседают в провинции.

Но слишком страстный темперамент у Лопе, чтобы быть верным жене. Он начинает ей изменять. Когда Изабелла через шесть лет умирает, он пять лет холостякует. А потом женится во второй раз — на дочери богатого мясника Хуане Гуардо. Хранить верность этой жене он тоже не собирается.

Каждой из любовниц посвящает свои произведения, но никогда не называет их настоящими именами, чтобы не ссорились. Хуана умирает во время родов.

Последняя его любовь — поэтесса-красавица Марта де Неварес, с глазами цвета моря. Их роман длился 16 лет, до самой ее смерти. Марта бросила своего мужа и жила в доме Лопе. Но вскоре ее подкосила неизвестная болезнь, которая привела к слепоте и потере ума. Драматург сам ухаживал за женой.

Когда ее не стало, был неутешен, его не влекли, как когда-то, молодые красавицы, и уже не хотел ничьих объятий. Несчастья посыпались на голову Лопе де Веги. Его сын Филикс утонул в корабельной аварии с ловцами жемчуга. Дочка Марчелла презирала отца за его похождения и пошла в монахини.

Вторую дочку — Антонию Клару в 16 лет похитил и сделал иждивенкой придворный вельможа. Освободить ее отец не мог, потому что эту выходку прикрывал сам король. Драматург не мог вынести переживаний и решил умереть. Он покаялся в грехах и перестал есть.

От голода и умер в Мадриде 27 августа 1635 года.

Из 14 детей Лопе де Веги от разных женщин пережила отца лишь одна дочка.

425

произведений Лопе де Веги дошли до наших дней. Остальные или не сохранились, или не найдены. Он написал их больше 2 тыс. светских и еще около 400 религиозных. Современник и земляк драматурга Мигель Сервантес назвал его самым плодовитым автором всех времен.

Одна из самых известных комедий Лопе де Веги — «Собака на сене», которую он создал в 1604 году. В Советском Союзе ее экранизировал в 1978-ом Ян Фрид. В главных ролях снялись Михаил Боярский, Маргарита Терехова, Николай Караченцов, Армен Джигарханян.

У главной героини графини Дианы вспыхивает любовь к своему секретарю Теодоро. От ревности, потому что он любит другую. Название комедии отвечает поведению Дианы: она не позволяет себя любить Теодоро, но и запрещает любить служанку Марселу.

В конечном итоге главные герои, переборов массу препятствий, вступают в брак. Фильм снимали в Крыму, в Ливадийском дворце. В сцене, где Диана-Терехова бьет веером Теодоро-Боярского (на фото) так, что у того из носа идет кровь — все по-настоящему.

Терехова ударила Боярского, который попросил сделать сцену естественнее, с такой силой, что у него действительно пошла кровь. Актер признавался, что впервые в жизни получил пощечину.

Источник: https://gazeta.ua/ru/articles/history-newspaper/_iz-14-detej-lope-de-vegi-otca-perezhila-odna-dochka/468482

Райский сад Лопе де Вега

Было у великой испанской литературы 16-17 веков три сына: старший – Сервантес, средний – Лопе де Вега и младший – Кальдерон.

Первенца Сервантеса по-прежнему читают и смотрят киноверсии приключений Дон-Кихота. Последыша – Кальдерона – помнят, в основном, филологи. Феликс Лопе де Вега и Карпио, как всегда, в золотой середине.

К его 450-летию, которое приходится на 25 ноября, нужно сказать нечто не очень юбилейное.

Лопе де Вега читают крайне мало. Зато любят фильм по его пьесе «Собака на сене», снятый в 1977 году Яном Фридом на «Ленфильме».

Можно ли назвать эту музыкальную комедию культовой? Пожалуй. Ведь потом миллионы советских девочек копировали ломкие интонации Маргариты Тереховой – Дианы, томились по Михаилу Боярскому – Теодоро.

Был прекрасен в своей по-карнавальному веселой и бесшабашной роли Армен Джигарханян – Тристан.

А какой великолепный комический калейдоскоп – Зинаида Шарко, Николай Караченцов, Игорь Дмитриев, Эрнст Романов!

Лопе де Вега предложил блистательную драматургию, Ян Фрид – мастерство режиссера и актерские таланты. И получилась классика, которая со временем не стареет, но лишь покрывается благородной патиной.

Штрихи к портрету

Умный усталый взгляд государственного мужа, секретаря самого герцога Альбы (того, кого резонно демонизируют отечественные историки), темень и свет – вот и все краски.

Таков самый известный портрет Феликса Лопе де Вега. И даже знаменитого возрожденческого плоеного воротника на нем нет.

Лопе де Вега

Этот воротник неожиданно «пролез» в причудливую подпись драматурга, в хвосте такую волнистую, что сразу понятно: Лопе – маньерист до кончиков ногтей.

Из-под его пера за 72 года его жизни вышло 2000 пьес – и маньеристских шедевров, и неплохих поделок. Дожили до наших дней 425 произведений. А помнят все почти исключительно «Собаку на сене».

И только специалисты, наморщив лоб, вспоминают еще «Овечий источник» и «Учителя танцев».

Биография Лопе де Вега – это биография Испании 16-17 веков. В ней и испанские серенады (даме сердца), и поход Непобедимой Армады, которую так истерзал англо-голландский флот во главе со знаменитыми пиратами королевы Елизаветы.

В летописи его жизни есть и инквизиция. В 1609 году Лопе де Вега стал добровольным слугой инквизиции – это вполне официальный титул. А спустя пять лет драматург и вовсе принял священный сан.

В нем сочетались писатель, ученый (как-никак учился в университете, да и по складу ума был исследователем) и временщик – пиарщик, секретарь, имиджмейкер.

«Кто мало видел, много плачет», – эта строка из «Собаки на сене» в переводе Михаила Лозинского, конечно, к самому драматургу не относилась. Видел он, очевидно, очень многое, но умел на время закрыть в сознании «дверку» в Дантов ад и гулять по солнечному райскому саду.

Да и может ли драматург существовать лишь в одном мире – только светлом или только темном? Талантливый драматург – явно нет. Мир – это свет и тени, разные стороны бытия. А Лопе де Вега был не просто талантлив. Можно говорить о его гениальности.

В нем с детства обнаружился почти моцартовский по размаху талант – он в 10 лет делал сложные переводы в стихах.

А уж «Собака на сене» – это наиполнейшая энциклопедия человеческих характеров, и ее одной достаточно для того, чтобы считать Лопе де Вега великим драматургом.

Можно представить себе его дни и вечера в зрелые годы. Весь день –государственные труды и заботы, немного подобострастия, много ума и наблюдений за вельможами, настороженность, умение ходить на мягких кошачьих лапах.

А вечером и ночью можно принимать гостей своего воображения – являются литературные фантомы, литературные эмбрионы – будущие герои. И вот это уже настоящий бал у сатаны. Или же легкая гедонистическая прогулка по раю.

Как кому понравится.

Собаки и сено

Дом Дианы де Бельфлор – конечно же, райский сад. Адских балов в пьесе «Собака на сене» нет. Эти мистерии чаще происходили в сознании драматурга (инквизиторские дела наверняка не проходили даром для совести). А людям блистательный испанец чаще нес праздник, карнавал, пир духа, цветы и фрукты.

В наше время Лопе де Вега был бы, наверное, медийной персоной, его приглашали бы славить политиков и достижения экономики. Он умел «санировать» умонастроения и облагораживать чужой дух.

Читайте также:  Алексей фомкин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

А главное – в пьесах осуществлял человеческие мечты, давал примеры социального лифта: Теодоро неожиданно подрастает в статусе, да так удачно, что мезальянс Дианы с ним – уже будто бы и не мезальянс.

Ведь в глазах общественности Теодоро вдруг оказывается равным Диане. «Нормальный статусный брак», – скажут в наше время.

«Мой деспот – родовая кровь», – говорит героиня. Но в итоге оказывается, что этот рок вполне преодолим, сено – вовсе и не сено, а райские цветы, а собака неожиданно проявляет травоядность и охотно «питается» ими. Ведь, в конце концов, «любовью оскорбить нельзя», что зазорного в любви к госпоже?

Лопе де Вега, конечно же, был гуманистом в духе времени. Показывал условность социальных границ и искал таланты в народе. Такой бы очень пригодился советской литературе. Тем более что и происхождения он был правильного – сын ремесленника-золотошвея.

Если бы опоить советскую литературу испанским вином, прибавить немного песен и танцев (сегидилья, сарсуэла, фламенко – пусть они и из разных времен), соцреализм стал бы зажигательнее.

Эта тоска по феерии эмоций и красок проявилась у переводчика «Собаки на сене» – поэта Михаила Лозинского, одного из лучших интерпретаторов Шекспира.

Русский текст пьесы Лопе де Вега вполне передает «испанскую грусть», радость, шутки, вулканические – почти шекспировские – страсти.

Кстати, эта пьеса драматурга – как произведение золотошвея. Она роскошна, празднична, изысканна. А таких по определению не может быть много. Разве что у Шекспира, который моложе испанского гения меньше чем на два года.

Театр Лопе де Вега и Яна Фрида

Каков хэппи-энд – д’Артаньян вдруг женится на Миледи! Так стали воспринимать фильм «Собака на сене» советские школьники после выхода на экраны фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальда-Хилькевича в 1979 году. Там герои Боярского и Тереховой были врагами, однако проскакивала между ними и искорка притяжения.

И в «Собаке на сене», по сути, противостояли аналогичные характеры. Простота боролась с изощренностью, чистосердечие – с лицемерием. Д’Артаньян – явно французский брат Теодоро, а Миледи – злая сестра Дианы. И актерские типажи подошли идеально.

Впрочем, бенефис был не только у пары Боярский – Терехова, но и у всех тех, кто играл второстепенных персонажей – и сметливых людей из народа, и комических аристократов.

И все же роль Маргариты Тереховой, бесспорно, была неподражаемым соло. В списке ее ролей сложно найти такую же всенародно любимую. Лопе де Вега и Ян Фрид сделали из нее всероссийскую звезду, предмет поклонения. И даже вклад Андрея Тарковского в «звездность» Тереховой, по сути, оказался не так велик.

В 1990-е годы, когда еще не было интернет-форумов, а были письма читателей в журналы и газеты, можно было прочесть немало восторженных слов о Тереховой.

Женщины пытались копировать ее тонкую и сложную красоту, перепады тона в голосе, изысканную, немного «капризную» пластику. А мужчины, не слишком анализируя все эти нюансы, просто любили в ней женскую загадку.

Такова была Диана у драматурга, такой была и Маргарита Терехова.

Карнавал сюжетов

Как многие драматурги своего времени, Лопе де Вега любил заигрывать с экзотикой. И история, и псевдоэтнография появились в его пьесе «Великий герцог Московский» о Лжедмитрии.

Это вам не любовная история в стиле «Собаки на сене» или «Учителя танцев», это драма, серьезное искусство. Хотя, конечно, не такое возвышенно-серьезное, как у Мигеля Сервантеса.

Донкихотства у героев Лопе де Вега не так много.

Вслед за Лопе де Вега к экзотике пристрастится Педро Кальдерон де ла Барка. У него тоже действие в одной из пьес происходит в Московии. Лопе де Вега был для Кальдерона учителем. Ученик меньше любил лирику, чем наставник, зато отдал щедрую дань барочной пышности.

И, конечно, какой испанец забудет о своих корнях? Лопе де Вега – испанец до мозга костей. «Песнь о моем Сиде», романсеро – все это испанская кровь, испанские гены писателя. Эти гены встроились в его исторические драмы – например, «Граф Фернан Гонсалес», «Юность Бернарда дель Карпио».

Блистательный испанец умножал и препарировал мифы, находил для них новую оправу, вышивал «золотом» по ткани народного эпоса. А такие художники, филигранно обработавшие давно известные сюжеты, живут в истории долго и счастливо. Пример тому – сын перчаточника из британского города Стратфорд-на-Эвоне, больше известный как Уильям Шекспир

Источник: https://www.pravmir.ru/rajskij-sad-lope-de-vega-1/

Лопе де Вега: биография испанского поэта и драматурга

Лопе де Вега (1562—1635) — величайший испанский драматург, основоположник испанской национальной драмы.

Он родился в Мадриде, в семье ремесленника. Мальчик рано проявил удивительную одаренность. Как указывает его друг и биограф Монтальбан, он начал сочинять стихи уже в пять лет.

Лопе учился в коллегии ордена театинцев, учебном заведении, где наряду с детьми аристократов обучались дети ремесленников и горожан. Два года Лопе де Вега был студентом в Алькала-де-Энарес. Смерть отца помешала ему завершить образование. Молодой поэт, автор стихов и пьес, сближается с театральными кругами.

Поссорившись со своей возлюбленной Еленой Осорио, Лопе де Вега написал о ней и о ее семье оскорбительные сатирические стихи. Обиженные подали на него в суд, который приговорил поэта к изгнанию из Мадрида на 4 года и из Кастилии на 2 года. За нарушение приговора Лопе грозила смертная казнь.

Тем не менее он (действуя в духе своих собственных любовных комедий) тайно появляется в Мадриде, где жила его новая возлюбленная, похищает ее и против воли ее отца женится на ней.

В качестве добровольца Лопе де Вега поступает на корабль «Сан Хуан» и участвует в походе «Непобедимой Армады», думая этим заслужить прощение и получить право жить в Мадриде. Во время похода Лопе написал поэму «Красота Анжелики» (издана в 1602). После разгрома «Непобедимой Армады» Лопе де Вега поселился в Валенсии и начал писать пьесы для мадридских театров.

Чтобы упрочить свое положение, Лопе становится секретарем сначала герцога Альбы, а потом герцога де Сесса. Несмотря на свою всенародную известность, поэт не имел официального положения в рамках тогдашнего сословного общества. Служба у герцога делала его положение в свете более определенным. К тому же она давала ему средства к существованию.

Личная жизнь поэта была бурной и богатой драматическими событиями. После смерти первой жены Лопе женится вторично. Но это не помешало ему пережить многолетнее увлечение актрисой Микаэлой де Лухан, которую он воспевал под именем Камиллы Люсинды.

После смерти второй жены и гибели сына (он утонул) Лопе де Вега, переживший тяжелый духовный кризис, принимает сан священника. Однако его религиозные взгляды далеки от фанатизма. Союз с церковью, так же как и служба у знатных особ, укреплял положение поэта в обществе, но не мешал ему вести прежнюю светскую жизнь и даже отдаваться любовным увлечениям.

В 1625 году Совет Кастилии запрещает Лопе печатать пьесы. Церковники уничтожают уже напечатанные пьесы, препятствуют их постановке. Продолжаются и личные несчастья Лопе. Мы уже говорили, что сын поэта погиб. Одна из дочерей его ушла в монастырь, другую похитил беспутный молодой придворный. Ждал Лопе и еще один удар.

Его возлюбленная Марта Сантойо ослепла и потеряла разум. В 1632 году она скончалась. Смерть ее сделала Лопе совершенно одиноким. Но даже это не парализовало его творческой энергии, не лишило интереса к жизни. За несколько дней до смерти он закончил поэму «Золотой век».

За два дня до кончины он присутствовал на философском диспуте.

Противоречия личности Лопе де Вега порождены противоречиями испанского Ренессанса. Лопе де Вега, как и его герои, жил бурной жизнью человека той эпохи, влюблялся, пылко отдавался своим увлечениям, но не порывал при этом с церковью. Как истый испанец того времени, он грешил и каялся.

Лопе де Вега, биография которого была нами рассмотрена, связан с идеями Возрождения, но творчество его развивалось в период постепенного затухания этих идей, торжества реакции и одновременно роста индивидуализма и хищничества, порожденных властью золота.

Лопе не порывал до конца и с патриархальными принципами феодально-сословного строя, он хотел лишь очистить их от жестокости и варварства, а главное — уничтожить угнетение личности, свойственное патриархальному миру.

Добродетели старой Испании Лопе стремился противопоставить растущей безнравственности и индивидуализму.

Источник: Штейн А.Л. История испанской литературы. — М.: Едиториал УРСС, 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/lope_de_vega_biografija_ispanskogo_poehta_i_dramaturga/62-1-0-1052

Биографии известных людей — Лопе Феликс де Вега Карпью

Посмотреть афоризмы

Родился 25 ноября в Мадриде, в семье ремесленика-золотошвея Фелиса де Вега, выходца из астурийских крестьян.

С пяти лет Лопе читал по-испански и по-латыни,с шести, еще не научившись писать, сочинял стихи (за их запись со старшими товарищами приходилось расплачиваться завтраком), а к тринадцати был автором комедии, с успехом поставленной на сцене. Одиннадцати лет он был отдан в иезуитскую школу, где обучался риторике, латинскому и греческому языкам.

С 1576 по 1578 годы Лопе учился в университете Алкала де Анарос, слушал курс математики и астрономии в королевской академии математических наук, служил секретарем у вельможи, а четырнадцати лет вместе с товарищами бежал в Астрогу, чтоб испытать жизнь полную «подвигов и приключений». Найденный и возвращенный домой он ушел добровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатские острова, а в 1588 году стал воином «Непобедимой армады». Затем работает для театральных трупп, возвращается к театральной работе.

Юность Лопе была бурная — под стать того времени. Ведь «Эпоха странствующего рыцарства буржуазии», как назвал Возрождение Энгельс, была периодом подлинного открытия мира, развития основанной на опыте науки, дальнейших странствий, приведшим к великим географическим открытиям. Она звала на поиски приключений и новизны.

Жизнь Лопе де Вега сложилась нелегко, ибо труд писателей и драматургов, как бы талантлив и интересен он ни был, ни обеспечивала им тогда ни почетного положения, ни материального благополучия.

У Лопе это была не вопиющая нищета, не было и прочной обеспеченности, позволявшей бы не думать о повседневном заработке и не писать по заказу трехактную комедию за один-два дня.

Поэтому популярнейшему драматургу страны, кумиру публики, великому Лопе, чьи портреты висели в домах его многочисленных поклонников на почетном месте, кого показывали иностранцам, как величайшую достопримечательность Мадрида, всю жизнь приходилось служить у знатных грандов: секретарем у герцога Антонио Альба (родича известного наместника и палача Нидерландов) и маркиза Мальпика, быть чуть ли ни слугой у маркиза Саррья, секретарем и доверенным лицом герцога Сесса. Ни это ли и заставило драматурга принять духовный сан и вступить в братство при ордене святого Франциска Ассизского весной 1614 года?

Во-первых, этот сан тогда давал определенное положение и вес в обществе, — поиски этого положения уже принудили Лопе де Вега не совсем законно присвоить дворянскую фамилию Карпью.

Во-вторых, сами церковники, стремясь подчинить своему влиянию первого драматурга страны, славу и гордость испанского театра, безусловно, оказывали на него давление.

Увы! Оказанной церковью «чести» Лопе не оправдал. Жизнерадостный и гуманистичный, во многом крамельный дух его творчества, как и образ его жизни, остался неизменным до конца.

В 1620 году Король не случайно отказал Лопе в должности придворного хрониста, не случайно и после посвящения в духовный сан церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целые сцены, а в 1625 году наложила запрет на их публикацию.

Политический и социальный упадок Испании обнаруживал «все симптомы позорного и продолжительного разложения».

И все же, это тяжкое для страны время является периодом ее наивысшего культурного подъема, периодом создания бессмертных, гениальных произведений, участником которого явился и блестящий национальный драматург Лопе де Вега.

Это был Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского возрождения.

В его далеко не радостном пути жизни, со всеми событиями (слепота, безумие и смерть любимой женщины, гибель единственного сына, утонувшего на жемчуженных промыслах, похищение младшей шестнадцатилетней дочери придворным шалопаем из свиты могущественного временщины герцога Оливареса) поражает то, что все пьесы Лопе де Вега брызжут жизнерадостностью, оптимизмом. Не больше радости (чем события жизни) приносила общественно-политическая обстановка, омраченная быстрым, очевидным для всех упадков страны, углублением каталитической реакции.

Хирели и любимые драматургом народные театры, вытесняемые придворными представлениями. И все же Лопе не терял оптимизма, ибо верил в человека и в мужественный испанский народ, для которого создавал он свои произведения.

Читайте также:  Клара новикова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Как известно, возрождение было широким общественно-культурным движением, зародившимся в Италии и охватившим все страны Европы.

Деятели возрождения, называвшие себя гуманистами, стремились к созданию новой светской культуры и были страстными борцами за всестороннее развитие человеческой личности, за освобождение человека от церковного и феодального братства, отстаивали его право на земные радости, счастье, любовь.

Естественно, встает вопрос: кто же был в реакционной, феодально-абсолютистской Испании творцом и носителем культуры этой эпохи?

Если в других странах Европы возрождение было связано с первыми шагами восходящей буржуазии, то в Испании, ввиду отмеченного своеобразия ее исторического развития, национальная буржуазия не представляла собой силы общественно-политической, способной возглавить капиталистическое развитие страны и повести ее на борьбу с феодализмом.

Но было бы ошибочно считать всю Испанию страной реакций и мракобесия. На протяжении веков жестокой, распутной и вероломной аристократии и ее оплоту — монархии, противостоял здесь смелый и вольнолюбивый народ, отвоевавший во времена реконкисты у арабских захватчиков родную землю а потом упорно отстаивавший свои, кровью добытые свободы.

Ведь в Испании почти не было крепостного права и вплоть до XVI столетия существовали кортесы — собрания представителей сословий, ограничивавшие власть короля.

Все попытки уничтожить эти свободы приводили к народным восстаниям, что говорит о существовании в стране оппозиционно-демократического лагеря, вольнолюбивые устремления которого в значительной мере разделяла и выражала испанская интеллигенция, происходившая в основном, из обедневшей демократизированной идальгии и ремесленных кругов.

Эти настроения и пытали испанскую литературу Возрождения, они укрепили в ней народное, демократическое начало, противостоящее силам абсолютизма, феодализма и клерикальной реакции. Они и легли в основу творчества Лопе де Вега.

Этот человек был действительно подлинным чудом природы. Принадлежа к великой фаланге титанов Возрождения и живя интересами своего времени, он сумел охватить все важнейшие проблемы-политические, нравственные и бытовые.

В центре исторических драм он с поразительной смелостью поставил вопрос о необходимости разумной и гуманной власти, заботящейся о нуждах простого народа и провозгласил право этого народа бороться за такую власть и свои человеческие права с оружием в руках.

Он показал силу величия восставшего народа, его ум и неподдельное благородство, талантливость и жизнерадостность.

В комедиях «плаща и шпаги» Лопе де Вега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославил силу настоящей любви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь с предрассудками и косностью средневековья. И он создал богатейшую галерею художественных образов — ярких, незыблемых, прошедших испытание временем и поныне оставшимися живыми.

Освященное верой в человека, в народ и его будущее, творчество Лопе де Вега по праву вошло в золотой фонд мировой культуры.

За свою бурную и на редкость неустроенную жизнь Лопе де Вега испытал многое. Несчастных дней он видел несравненно больше, чем счастливых. Только редкостное жизнелюбие и фанатическая преданность искусству позволяли ему, наперекор невзгодам, создать новую «театральную империю» и стать, по выражению Сервантеса, его «самодержавцем».

27 августа 1635 года Лопе де Вега умирает, и его смерть превращается во всенародный траур. Он умер, ещё не успев в полной мере ощутить некоторых неизбежных последствий, заложенных в самой его теории.

В последние дни августа 1635 года улицы Мадрида запрудили толпы народа. Везде служили панихиды, поэты писали скорбные стихи, знаменитейшие проповедники выступали с надгробными речами, и к церкви святого Себастьяна двигалась огромная похоронная процессия.

Мадрид — нет, не только Мадрид — весь испанский народ хоронил своего любимца, «чудо природы», «феникса среди писателей», величайшего национального драматурга Лопэ де Вега. В этой огромной манифестации любви и скорби не принимали участие лишь высшая знать и король.

Не принимали потому, что 2000 пьес и 21 том произведений Лопе, исполненных жизнерадостности и любви к человеку, были поражены неверноподданническими чувствами, а верами в свой народ, в его силу и будущее.

Да и что, кроме этой веры, могло поддержать оптимизм художника, творившего на рубеже XVI — XVII веков в стране, которую Маркс вполне обоснованными «испанской гробнице»? В стране, которую замедленный рост капитализма и небывалая стойкость феодальных реформ сделанных подобием худших форм азиатских деспотий.

Вообще, сведения о жизни и личности Лопе де Вега довольно скудны и противоречивы. Многие факты искажены, многие изложены тенденционно. До 70-х годов позапрошлого века, пожалуй, единственным источником служила посмертная биография — панегирик, сочинённая учеником, другом и горячим почитателем драматурга Хуаном Пересом де Монтальваном.

Биографию эту можно было бы назвать «агиографической», уж настолько иконописным предстает из нее Лопе. Монтальван не жалел красок, чтобы изобразить благостность, аскетизм и глубочайшую религиозность своего учителя. Публикация в 70-х годах XIX века писем Лопе де Вега к его покровителю герцогу де Сесса внесли существенные поправки в монтальванское «житие».

Дальнейшие разыскания и тщательный анализ художественных произведений Лопе, содержавших автобиографические признания, помогли ученым восстановить более правдоподобный его облик. Но это не имеет для нас особого значения, ибо подлинное лицо великого драматурга запечатлено в его бессмертных творениях.

Ведь основным в его жизни было творчество, мощный поток которого не иссякал с самых юных, почти детских лет, и до смертного часа.

Посмотреть афоризмы

Источник: http://letter.com.ua/autor/vega.php

Де Вега Карпьо, Лопе Феликс

(1562-1635) испанский драматург

«Самодержец театральной империи» Лопе де Вега был величайшим драматическим поэтом Испании. В мировой драматургии его имя по праву заняло место рядом с именами Шекспира и Мольера. Слава Лопе де Вега была столь велика, что в испанском языке сложилось выражение: «Это сделал Лопе», что должно было означать самое высокое достоинство поэтического творения.

В творчестве Лопе де Вега есть что-то легендарное. Достаточно сказать, что до сих пор не установлено точное число написанных им пьес. Современники поэта называли цифру, превышающую две тысячи: 1800 светских произведений и 400 религиозных пьес.

И хотя сохранилась лишь четвертая часть из написанного Лопе — около 500 пьес, но и такое количество произведений не написал еще ни один драматург в мире.

Ходили также легенды о той легкости, с какой он писал свои сочинения: за одно угро писал акт, а за два-три дня уже была готова целая пьеса.

Лопе де Вега родился в Мадриде в семье золотошвеи, происходившей из астурийских крестьян-горцев. Существуют сведения о необычайно ранней одаренности Лопе, открывшей ему впоследствии дорогу в университет в Алькала.

Пяти лет от роду он уже читал по-испански и гю-латыни; еще не умея писать, импровизировал стихи, которые записывали его старшие товарищи. Десяти лет Лопе перевел «Похищение Прозерпины» Клавдиана, а в четырнадцать лет написал собственную пьесу «Верный любовник». Но и это был еще не самый ранний опыт.

«Едва научившись говорить, — сообщает драматург в своей автобиографии, — я по внушению Фебовых муз стал писать моим плохо очинённым пером пьесы, достойные желторотого птенца».

Конечно, рано пробудившаяся способность к поэзии была не только результатом природной одаренности юноши. Большую роль играло и хорошее образование, полученное им. Он учился в мадридской коллегии иезуитов, а затем в Королевской академии.

Любознательный юноша изучал математику и астрономию, историю, философию и литературу древних, штудировал трактаты и зачитывался поэмами итальянских гуманистов. Учение еще больше укрепило врожденную страсть к поэзии.

«Плененный красотой, создаваемой другими, я пристрастился к изящной литературе, Амур-поэт повелел мне с нею не расставаться, — напишет позже Лопе де Вега. — Благоприятствуемый счастливой звездой, я изучил несколько языков и тем самым обогатил свой собственный».

К слову сказать, драматург знал латинский, итальянский, португальский, французский языки, был знаком с древнегреческим. Но главным источником поэтического вдохновения Лопе де Вега была его страстная, деятельная натура, его неуемная жажда жизни.

В двадцать два года Лопе, успевший после университета принять участие в военной экспедиции на Азорские острова, уже упоминается Сервантесом в «Галатее» как известный поэт.

Некоторое время он служит секретарем у внука герцога Альбы и пишет по его просьбе эпистолярную поэму «Аркадия».

В это же время он влюбляется в дочь директора театра Елену Осорно, воспетую впоследствии в романе «Доротея», дерется на дуэли с оскорбившим ее дворянином, а потом пишет дерзкие памфлеты против изменившей ему возлюбленной.

Лопе де Вега вел очень бурную жизнь. Новый, 1588 год он, например, встретил в тюрьме. Причем арестовали его прямо во время спектакля. К суду Лопе привлек мадридский постановщик комедий Х. Веласкес, который не хотел лишаться даровых пьес.

Оправдываясь, Лопе де Вега отрицал коммерческую ценность своих сочинений, представляя себя драматургом-любителем.

Однако он так свободно чувствовал себя на суде и так ядовито острил в адрес истца, что суд усилил ему наказание: два года изгнания из королевства под страхом смерти.

Драматурга выпустили из тюрьмы, предписав ему немедленно отправиться в дорогу, но он умудрился за это время похитить донью Исавель де Урбина. Родители девушки намеревались затеять судебный процесс, который означал бы для Лопе де Вега неминуемую казнь, но влюбленная Исавель умолила родителей не делать этого.

10 мая в отсутствие изгнанного жениха, которого в церкви представлял его родственник, состоялось венчание. А сам Лопе де Вега 29 мая ушел в море из Лиссабона на галеоне «Сан-Хуан» в составе злополучной Армады. В 1587 году английская эскадра под командованием корсара Френсиса Дрейка ворвалась в порт Кадис и уничтожила испанские суда.

Испания в свою очередь снарядила огромную эскадру, которая должна была завоевать Англию.

«Непобедимая Армада» — так называли испанскую эскадру — отплыла к берегам Англии в конце июня 1588 года. Это предприятие закончилось катастрофой. Непобедимая Армада погибла. Брат Лопе погиб вместе с ней, а сам он, испытав множество приключений, вернулся в декабре в Кадис с большой поэмой «Красота Анхелики». Так протекала вся его жизнь.

Вернувшись в Испанию, Лопе снова обосновывается в Валенсии, где усиленно занимается драматургией. И делает это, по его словам, «не ради развлечения, а для прокормления семьи».

Когда же он наконец возвращается в столицу, то перед ним широко открываются двери всех мадридских театров. Можно сказать, что именно с этого часа наступает «золотой век» испанской сцены.

Лопе де Вега, используя весь опыт, накопленный испанским театром, сделал тот решительный шаг, который определил собой создание оригинальной национальной драматургии.

Лопе де Вега убрал нелепости из героических сюжетов и поднял бытовую тематику до уровня поэзии. Он был не только драматургом. Его перу принадлежит немало романов, новелл, эпических поэм, стихов и песен. Это обстоятельство также наложило сильный отпечаток на общий стиль его пьес.

Все пьесы драматурга можно разделить на две большие группы: героические драмы и комедии. Наиболее яркий образец героической драмы о борьбе против феодалов — «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»).

Здесь народ — крестьяне деревни Фуэнте Овехуна — восстает против узурпатора и насильника и в своей борьбе с феодалом находит поддержку у короля, заинтересованного в обуздании власти сеньоров. Событие, изображенное Лопе де Вега в «Овечьем источнике», — исторический факт, известный по старинным испанским летописям.

В них описывается бунт крестьян местечка Фуэнте Овехуна в 1476 году, которые восстали и убили своего господина дона Гомеса.

Самое популярное произведение из комедийного наследия великого испанского драматурга — комедия «Собака на сене». Она посвящена большой любви, преодолевающей объективные сословные преграды и субъективные предрассудки.

Посвящая свои комедии по преимуществу любовным темам, Лопе де Вега показывает, что цельные натуры людей из народа дают пример самой преданной любви и самой сильной страсти.

Поэтому так часто он делал героинями своих лирических комедий простых крестьянок или девушек дворянского происхождения, ради любви способных выдавать себя за простолюдинок.

Старость поэта омрачили горестные события — болезнь и смерть в 1632 году жены Марты де Наварес, смерть сына через два года, вслед за этим уход в монастырь дочери Марселы и похищение другой дочери, самой младшей и самой любимой, которая жила на унизительном положении возлюбленной одного знатного кабальеро. Лопе не мог ничего поделать: похититель принадлежал к высшей знати, и похищение было, хотя и молчаливо, одобрено королем, который таким образом мстил свободолюбивому поэту.

Когда Лопе де Вега умер в своей тихой монашеской келье, вся страна погрузилась в траур. Множество поэтов разных стран посвятили его памяти оды. Великий гений испанского театра ушел из жизни, создав испанскую национальную драматургию.

Источник: http://biografiivsem.ru/de-vega-karpo-lope-feliks

Ссылка на основную публикацию