Мария стюарт — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мария Стюарт (часть 8) Её облик, личные вещи и музей «Дом Марии Стюарт» в Джедборо

?Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
2016-11-21 02:59:00Галина Чванина
kazanocheka
2016-11-21 02:59:00Амбуаз (Часть 5)
Замок Шенонсо (Часть 6)
Дворец Фонтенбло (Часть 7)
Мария I (урожденная Мария Стюарт 8 декабря 1542 — 8 февраля 1587) — королева Шотландии с младенчества, фактически правила с 1561 года до низложения в 1567 году, а также королева Франции в 1559—1560 годах. Продолжаем путешествовать по местам, где побывала Мария Стюарт. На этот раз это будет «Дом Марии Стюарт» в Джедборо. Когда-то здесь действительно некоторое время проживала Мария Стюарт. Сейчас там музей Марии Стюарт.

город ДжедбороИз предметов обстановки,мебели, предметов быта той эпохи не сохранилось ничего, поэтому это просто музейная экспозиция в фактически пустом , за исключением обеденной залы, доме.

Так выглядел Дом Марии Стюарт во время её жизни

Здесь можно увидеть как здание выглядело много лет назад и каким ландшафтом было окружено, можно полюбоваться на портреты Марии Стюарт и исторические персоны той эпохи, сыгравшие значительную роль в ее судьбе.

Обеденный зал
Туфля и локон волос Марии СтюартЗдесь выставлен подлинный локон волос королевы и несколько полуистлевших туфелек, которые она когда то носила. Еще некоторые мелочи с ее туалетного столика.

Мужчины Марии СтюартГлавным экспонатом, безусловно является посмертная маска Марии Стюарт, найденная Чарльзом Хэпберном, известным искателем и коллекционером, в Питерборо.Это до определенной степени является доказательством достоверности маски, ибо прах королевы был погребен в Питерборо.

Маска раскрашена под живое лицо и оставляет впечатление полного и умиротворенного покоя (при том, что по свидетельствам, палачу потребовалось три удара, чтобы отруьить голову несчастной королеве)

Посмертная маска Марии Стюарт

Виртуальная реконструкция облика Марии Стюарт

Трехмерная компьютерная модель, созданная ученым-антропологом и художником. Командой экспертов из Университета Данди была создана трехмерная компьютерная модель лица Марии Стюарт. Изображение демонстрирует, как королева выглядела в возрасте от 19 до 26 лет (время ее правления в Шотландиии).

Драгоценности и гардероб Марии Стюарт

С именем Марии Стюарт связана одна из глав в истории мировой моды. Юность королевы Шотландской прошла во Франции. Если судить по тем изображениям, которые донесли до нас облик Марии в ту пору, королева следовала последним веяниям французской моды. На большинстве портретов она изображена в закрытых платьях, иногда с прической, украшенной драгоценной перевязью, сделанной из нитей крупного жемчуга — подарок Екатерины Медичи.На некоторых портретах Мария запечатлена в «барете» — круглом головном уборе, который имел маленький бортик с полями и украшался перьями («барет» носили и мужчины, и женщины).На других изображениях королевы можно заметить, что волосы ее убраны под золотую сетку, украшенную драгоценными камнями – деталь костюма, ставшая актуальной тоже только в 50-х годах 16 столетия. Разглядывая образ Марии, нужно обратить внимание на ее характерный головной убор, — женский чепец. Мария Стюарт вводит в моду своеобразный «чепец» с выступающим на лоб углом.Эта деталь костюма была связана с системой средневековых знаков семейного положения женщины: чепец носили замужние дамы. Используя его в траурном облачении, королева подчеркивала, что была замужем и утратила своего супруга. Выбранный Марией фасон чепца имел характерные черты — мысок, опускавшийся на лоб, и дормез, открывавший волосы надо лбом, но закрывавший уши. .Именно эта модель головного убора стала известна в истории как «чепец Марии Стюарт». Королева ввела в моду его использование, добавив к известной форме роскошные детали — длинную вуаль и кружево. Королева любила рукоделие, умела вышивать и сама сочиняла различные узоры: образы птиц, животных, растений. На многих портретах Мария изображена в платье с пышным кружевным воротником. Ее знаменитый чепчик тоже украшает кружево.

Камея с изображением Марии Стюарт

Эпоха жизни Марии Стюарт – вторая половина 16 столетия, эпоха Северного Возрождение. Знатные женщины того времени носили платья конусообразного силуэта с нижней юбкой и жесткия лифом на каркасе.Известно, что юная Мария Стюарт любила облачаться в одежду ярких цветов — красного, синего, зеленого.

Популярность чистых, сочных тонов костюма была следствием итальянской моды, «привезенной» во Францию Екатериной Медичи. В пору своего шотландского правления Мария Стюарт блистала в платьях изысканного золотого оттенка, который выгодно подчеркивал природную красоту королевы — светлый оттенок кожи и каштановый цвет волос.

Одежда эпохи 16 века.

В центре — платье Марии Стюарт. Реконструкция.

ЭкспозицияЗамок Стирлинг (Часть 2)

Гардероб Марии включал в себя 50 платьев разных цветов. Королева использовала множество драгоценностей, среди которых были особенно знамениты жемчуга редкого цвета «мускат» — подарок Екатерины Медичи — Это было шесть нитей из крупного жемчуга, собранных в ожерелье, а также отдельные нити из еще более крупных жемчужин.

Цвет жемчуга определялся как «черный мускат» и выглядел как глубокий фиолетовый оттенок, походящий на цветок винограда Мускат. Также королева носила три набора украшений из жемчуга, бриллиантов, сапфиров.Часть известных картин периода 1560 года являет нам образ Марии Стюарт, облаченной в траур по умершему мужу.

Королева изображена на этих портретах не в черном, а в белом наряде. Во Франции только особы царственной крови имели привилегию использовать в знак утраты именно этот цвет. Мария Стюарт была знаменита своими украшениями.

В описи ее имущества есть сведения о принадлежавших ей драгоценностях, которые на протяжении ее жизни и в дальнейшем переходили из рук в руки по разным причинам – романтическим или печальным… Мария придавала огромное значение роскоши своего одеяния. Белое свадебное платье – новшество, введенное именно ею. До этого цвет свадебного платья во Франции был привычно красным.

Расшитое жемчугом с мантией, покрытой драгоценными камнями платье было роскошно! Изящная корона Королевы сияла алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами огромной ценности, а на ее шее был «Великий Гарри», огромный рубин… Накануне родов Мария Стюарт написала завещание, опасаясь, что роды могут трагически закончится для нее.

По этому завещанию ее муж лорд Дарнли в случае смерти завещателя, должен был получить крест «Saint Michael» из 40 алмазов, цепь из алмазов и золота, 12 золотых застежек, украшенных алмазными розами, золотые часы, инкрустированные десятью алмазами и двумя рубинами и еще несколько драгоценностей.

Кроме того, ее муж и рожденный наследник должны были унаследовать рубин «Великий Гарри» и семь крупнейших алмазов, но с тем условием, что камни всегда будут украшать корону.Все ее многочисленные наряды от парадных платьев до «горного костюма» предусматривали свои наборы драгоценностей.

Только парадных комплектов было три: из рубинов, алмазов и белого жемчуга; из сапфиров; из черного жемчуга.Уцелевшее украшение Марии Стюарт – золотое ожерелье, фрагмент декоративной застежки и золотой медальон. Сейчас эти вещи находятся на хранении в одном из музеев Шотландии. Несмотря на свою запутанную в веках судьбу, некоторые из драгоценностей Марии сохранились, находясь во владении частных лиц.

Серьги и ожерелье Марии Стюарт, которые королева подарила своей подруге Мэри Сетон.

Мэри Сетон была в числе фрейлин — четырех Марий, сопровождавших Марию Стюарт во Франции. Роль и талант Марии Сетон, как личного парикмахера Марии Стюарт, была в подробностях описана сэром Френсисом Ноллисом, охранявшим королеву в замке Карлайл, в его письме к Уильяму Сесилу от 28 июня 1568 года.

Мария Стюарт говорила Ноллису, что Сетон была звездой женских голов и волос в любой странеДетально известен тот наряд, который королева избрала для последних мгновений своей жизни: платье шоколадного бархата, благородную строгость которого оттенила белая пена тонких кружев.

Именно этот образ Марии Стюарт отразился во множестве посмертных ее портретов, во множестве картин художников последовавших эпох: тонкая женщина в темном одеянии гордо шествует на эшафот, оставляя за собой печальное и прозрачное облако белой вуали…

Коллекция в шотландском графстве Ист-Лотиан, в замке Ленокслав (Lennoxlove House)

Замок Ленокслав был куплен 14-ым герцогом Гамильтоном в 1947 году, и тогда в доме разместилась коллекция артефактов XVI века. Среди них находятся столь ценные вещи, как знаменитый серебряный ларец Марии Стюарт и сапфировое кольцо королевы, подаренное лорду Джону Гамильтону.

К этой же коллекции относится еще одна посмертная маска Марии Стюарт. Слепок сделан из воска, детали – брови и ресницы — были добавлены позже, для придания лицу жизненного подобия.Подлинность этого обьекта не является неопровержимо доказанной. Об истории маски известно очень мало.

Кроме того, очевидно, что в чертах лица женщины, с лица которой был снят слепок, можно найти лишь отдаленное сходство с большинством известных портретов монархини. Но, несмотря на спорность своего происхождения, маска является очень популярным артефактом.

Серебряный ларец

Серебряный ларец – дар, поднесенный Марии ее первым супругом Франциском II – когда-то хранил письма королевы и, возможно, ее стихи. В 1566 или 1567 году королева подарила его своему фавориту и третьему мужу, графу Босуэлу. Во время восстания дворян 1567 года граф вынужден был бежать и оставить ларец в покинутом замке. Предмет оказался в руках у преследователей и был вскрыт. Его содержимое, — важные документы и переписка Марии с мужем, — стало опасным оружием в руках врагов. «Письма из ларца» доказывали вину королевы в убийстве ее второго супруга, лорда Дарнли. Ларец также содержал стихи, в которых излагалась история страсти Марии к ее фавориту, графу Босуэлу. Публикация этих сонетов сильно скомпрометировала королеву и послужила предлогом к тому, чтобы не возвращать узнице свободу.

Карманные часы королевы Шотландской

Эти золотые часы были потеряны Марией Стюарт во время ее поездки к графу Босуэлу в 1566 году. Поездка и связанные с нею события получили в истории название «Джедборосский эпизод». В октябре 1566 года Мария присутствовала в Джедборо на сессии суда, когда с границ пришло известие о тяжелом ранении, полученном Босуэлом. Она вскочила в седло и промчалась 20 миль, чтобы увидеть раненного. Проведя два часа у постели Босуэла, королева так же стремительно вернулась. После перенесенного напряжения она тяжело заболела и выздоравливала в течение двух недель. Во время той быстрой скачки королева потеряла свои французские карманные часы, обронив их в болото. Ныне это место называется «Queen’s Mire» («Болото королевы»). Часы были найдены только 250 лет спустя.

Арфа, принадлежавшая Марии Стюарт

А этому предмету королева, возможно, доверяла свои сердечные секреты. Арфа была одним из любимых музыкальных инструментов Марии Стюарт. Королева научилась играть на ней еще в юности, когда воспитывалась при французском дворе. Мария страстно любила музыку, в ее свите всегда были музыканты и певцы. Сама королева сочиняла стихи, которые перекладывали на мелодию и исполняли. Одним из придворных, хорошо владевших наукой создания песен, был музыкант Давид Риччо, своим талантом добившийся симпатии и покровительства королевы. Риччо был жестоко убит шотландскими дворянами, желавшими подчинить Марию своей власти. Вспоминала ли королева его песни? Возможно, в часы уединения она играла на арфе мелодии, в которых могла рассказать о своих сокровенных чувствах и мыслях.
Молитвенник Марии СтюартМолитвенник в золоченом переплете и с пергаментными страницами — произведение искусства XVI века. В книге 229 листов, каждый украшен бордюром в виде растительного орнамента. На многих страницах изображены яркие и красочные миниатюры. Книга содержит молитвы на латинском и французском языках, отрывки из Евангелий, псалмы, литании и календарь. На страницах сохранились уникальные подписи и четверостишия, написанные королевой в разное время. Молитвенник Марии подарил ее дядя. Книга была с королевой до последних дней. После широко известной казни шотландской королевы ценная реликвия перешла к её сыну Иакову Стюарту, а потом побывала в руках его кузины, Арабеллы Стюарт. Оригинал молитвенника хранится в Отделе рукописей в Российской национальной Библиотеке, ранее известной как Публичная Библиотека. В Петербурге молитвенник появился в XVIII веке, его привез из Франции Петр Петрович Дубровский, — коллекционер, секретарь и переводчик русской миссии в Париже.. О том, что книга была в руках королевы в последние минуты ее жизни, упоминал австрийский писатель Стефан Цвейг в своем романе «Мария Стюарт». Однако официальных подтверждений этому нет.

Четки, побывавшие на эшафоте

А этому предмету было суждено стать свидетелем последних мгновений жизни королевы Шотландской. Четки и распятие Мария Стюарт взяла с собой на эшафот, явив миру источник своего мужества и доказательство истинной веры. Поднявшись на эшафот, королева произнесла прощальную речь и слова молитвы, после чего слуги стали готовить свою госпожу к смерти.

Читайте также:  Александр пушкин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Они помогли Марии Стюарт снять украшения, головной убор и верхнюю одежду. Королева, облаченная в исподнее платье алого цвета, надела на руки длинные красные перчатки, чтобы скрыть от глаз зрителей брызги крови, которая должна была хлынуть на эшафот. Попрощавшись со слугами, Мария Стюарт преклонила колена и положила голову на плаху.

Маленькая собачка по кличке Geddon

Унизительный плен разделили с госпожой лишь несколько самых преданных слуг и верный четвероногий друг. О нем королева писала: «Моя единственная отрада — это маленькая собачка, которая всегда со мной. Она является символом моей страны».

Маленькая собачка по кличке Geddon была рядом с Королевой вплоть до трагического конца ее жизни. В те считанные минуты, которые разделили жизнь и смерть, четвероногий друг пытался защитить свою хозяйку.

Когда палач привел приговор в исполнение и тело стали поднимать, чтоб унести с эшафота, в складках длинного платья возникло движение – это шевелилась собака, прильнувшая к ногам Королевы. Залитый кровью зверек лаял, кусался и ожесточенно бросался на палача и его помощника, не подпуская их к телу.

С величайшим трудом людям удалось схватить животное. Дальнейший путь этой собаки печален – о ней заботилась одна из фрейлин (вероятно, Мэри Сетон). Однако зверь так тосковал по умершей хозяйке, что отказывался от пищи, пока это не привело к смерти.

Собака, которая явила миру такой трагический пример преданности, вероятнее всего относится к породе «скай-терьер». Свое название порода получила в честь острова Скай — одного из пятисот островов, образующих Гебридский архипелаг, расположенный около западного побережья Шотландии.

Скай-терьер — превосходный охотник на крыс, мышей, ласку, а также на лисиц и барсуков. Собака пользовалась особой любовью у местной знати. Первыми хозяевами скай-терьеров были представители шотландских кланов Мак-Леодов, Мак-Дональдов, Мак-Киннонов. Возможно, Мария Стюарт получила щенка этой породы в дар от кого-то из подданных.

Скай-терьер (Skye Terrier)

Трагическая гибель Королевы Шотландской и связанная с этой гибелью история собачьей преданности повысила интерес британского общества к породе скай-терьер.

http://retrobazar.com/journal/fakts/287_dragotsennosti_i-garderob_marii_styuart.html

http://fashiony.ru/page.php?id_n=92049
http://gorod.tomsk.ru/index-1293622145.php?Comment…_num=1&Comment_comment_id=
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/virtualn…ruktsiya-oblika-korolevy-scots
http://rublev.com/novosti/321
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/chepchik…otlandskii-sled-v-istorii-mody
http://skif-ya.livejournal.com/69757.html
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kazanocheka.livejournal.com/192423.html

Мария Стюарт

Вам нравится Мария Стюарт ?
Поделись с друзьями!

Источник: http://www.uznayvse.ru/

Детство и семья Марии Горбань

Маша родилась в Ижевске. И мама, и папа были актёрами. Кроме того, дядя и двоюродный брат Марии тоже актёры. Она с родителями переехала в Ярославль, а потом и в Москву. Папу, работавшего в Ярославском драматическом театре актёром, а потом и режиссёром, пригласили поработать в столицу.

Там он трудился в нескольких театрах. Много времени в детстве Маша проводила в «Сатириконе». Там она подружилась с Полиной Райкиной.

Чтобы посвятить себя дочке и делавшему карьеру мужу, мама Марии оставила работу, пожертвовав актёрской профессией.

Только когда Маша поступила в институт, она снова пошла работать.

Мария Горбань отказывается сниматься в постельных сценах

В школе Мария была настоящей «Пеппи длинный чулок». Именно так она себя вспоминает в то время. Могла подраться с девочками из-за ерунды, могла даже назначить «стрелку» за школой, но при этом сама не приходила, боясь быть побитой. Характер был боевой.

Горбань вспоминает, что школьницей она была высокой и очень худой девочкой с двумя торчащими косичками.

На школьных мероприятиях Маша обычно играла всяких Снегурочек, хотя по характеру была настоящим Мальчишом-Плохишом, однако учителя всегда ориентировались на её миловидную внешность.

Первая роль Марии Горбань

В 1999-ом Горбань в одной из серий проекта «Простые истины» сыграла главную роль. Это был первый опыт в кино, который состоялся благодаря брату Марии, снимавшемуся в этом сериале. Девочка оказалась в актёрском агентстве, где ей стали предлагать роли. В 2003-ем ей посчастливилось работать в сериале «Женская логика» вместе с Алисой Фрейндлих.

Девочка, которая росла в актёрской семье, вскоре прониклась любовью к актёрской профессии. Любовь к профессии актёра была у Маши не стандартной, она хотела быть клоуном. Горбань вовсе не собиралась играть тургеневских, чеховских или шекспировских героинь. Мария хотела быть похожей на клоуна Полунина.

Именно поэтому она и поступила в театральный, так как актёрское образование было у её кумира-клоуна.

Девушка с обложки MAXIM. Актриса Мария Горбань потеряла всю одежду на украинском пляже Позже девушка достоверно узнала от тех, кто работал в цирке клоунами, что эта профессия не позволяет иметь семью и детей, что им приходится вести цирковую бродячую жизнь.

Ещё одна сложность этой профессии в том, что обычно мужчинам удаётся достигнуть в клоунской профессии значительных высот, женщины же чаще остаются незамеченными.

После этого, Горбань поняла, что вероятность добиться успеха невелика и решила, что будет наслаждаться творчеством и выступлением клоунов в качестве зрителя.

Марии Горбань в ГИТИСе

Как рассказывает актриса, она успела поучиться в нескольких столичных школах, десятый же класс девочка училась в 123-ей театральной школе. Не окончив школу, Маша решила попробовать поступить в ГИТИС и у неё это получилось. Отправилась сдавать экзамены она вместе со своей подругой Полиной Райкиной.

Из-за того, что Машу приняли в институт, одиннадцатый класс ей пришлось оканчивать экстерном. Она вспоминает, что папа был против того, чтобы дочь стала актрисой. Он мечтал, что Мария освоит профессию продюсера. Дочь с мамой сумели уговорить его, и Маша начала учиться.

Тем ни менее, любовь к лицедейству у девушки осталась.

Преподаватели много труда вложили в начинающую актрису, пытаясь вылепить из неё классические серьёзные образы из драматических произведений. Мария, будучи симпатичной девушкой, со способностью к перевоплощению, с глубокими серьёзными глазами была прекрасным «материалом», с которым работали преподаватели ГИТИСа.

Она училась на курсе Бориса Морозова.

Мария Горбань. Она красива… Чтобы переломить тягу студентки к лицедейству, уже на втором курсе ей начали давать серьёзные роли. Так, она играла Лизу Хохлакову в постановке «Братья Карамазовы», играла Марию Стюарт. Из-за такой ломки, когда девушке приходилось играть несвойственные ей роли, у неё случались депрессии и слёзы.

Горбань пришлось играть лирических героинь в спектаклях «Три сестры» и «Безымянная звезда». Только на четвёртом курсе Маша сыграла роль, которая соответствовала её темпераменту – это была кухарка Настя из «Мандата».

Начинающая актриса добавила украинский говор и полностью выложилась на сцене так, что учителя удивились тому, как она сыграла.

Начало карьеры актрисы Марии Горбань в кино

Театр клоунады Дуровой пригласил Марию к себе, когда она ещё училась в институте, но девушка, чьи родители трудились актёрами театра, знала, что работа в театре очень сложна. Она решила, что будет сниматься в кино.

Окончив четвёртый курс, Горбань приняла участие в съёмках «Розыгрыша», где ей досталась отрицательная роль. Ещё одна интересная роль досталась Маше в картине, снимавшейся в Одессе — это кинофильм «Улыбка Бога».

Там она сыграла героиню, живущую в 1958-ом году, а так же внучку этой героини в 2008-ом.

Мария Горбань в сериале Кухня

В 2007-ом Мария окончила ГИТИС и начала активно сниматься. В 2008-ом на экраны вышла кинокартина с названием «Я лечу». Её героиня – сильная девушка с внутренним стержнем, которая потеряла родителей, но не сломалась.

Работа в театре

В театре Мария играет в нескольких постановках. В «Свободной любви» они выходит на сцену вместе с Дмитрием Дюжевым. Актриса задействована в «Неаполитанских страстях», в этом спектакле так же играет Панин Леонид и Владимир Этуш.

Ещё один спектакль – «Авантюрная семейка», в нём Мария играет совместно с Александром Носиком и прекрасной актрисой Татьяной Кравченко.

Маша выходила на сцену в постановках «Свадьба Бальзаминова» и «Шикарная свадьба»», а так же в спектакле «Перебор».

Мария Горбань в настоящее время

Интересную роль Маша получила в сериале «Высший пилотаж» — это была одна из главных ролей. Есть в её фильмографии картины «Гадкий утёнок», «Игра», «Доктор Тырса» и др. В роли Кристины Семёновой актриса появилась в телесериале «Кухня». Одной из её последних работ стал фильм «Братья по обмену», где она сыграла Настю.

Личная жизнь Марии Горбань

Когда Мария, будучи ещё совсем юной девушкой, начинала с кем-то встречаться, родители всегда за неё радовались, искренне надеясь, что это та самая настоящая любовь на всю жизнь.

Маша каждого своего молодого человека невольно сравнивала с отцом, с сожалением понимая, что они проигрывают рядом с ним.

У Горбань прекрасные отношения с родителями. Мама для неё – самая близкая подруга. Они много времени проводят вместе.

Среди остальных друзей актрисы – в основном мужчины. Маша верит в дружбу женщин и мужчин.

https://www.youtube.com/watch?v=UpTgQlGVuec

В своих интервью Горбань не раз говорила, что откровенные сцены в кино для неё являются табу, что она не готова раздеваться в кадре. Однако в 2010-ом году Маша появилась на страницах журнала MAXIM, где её фотографии весьма откровенны. Через год она снялась и в другом подобном журнале, попав на его обложку – это журнал XXL.

Одно из увлечений Марии – футбол. Среди её друзей есть футболисты, поэтому она бывает на матчах. Первое время, конечно, она в этом ничего не понимала, сейчас уже всё изменилось.

Если выдаётся свободное время, Маша старается провести его с родными, звонит маме, они идут или едут куда-то.

Известно, что некоторое время актриса была замужем за Яном Дюрицей, который в то время играл в столичном «Локомотиве».

Источник: http://www.uznayvse.ru/

Источник: http://perta.ru/person/mariya_styuart/

Мария Стюарт: любопытные факты, легенды, истории

«В моем конце — мое начало», — вышила в юности Мария Стюарт на парчовом покрывале. Кто мог знать, что эти слова окажутся для нее пророческими? Могла ли юная королева предполагать, какие бурные события ждут ее впереди? Ведь в целом жизнь ее была изобильной и счастливой. Девочка росла в окружении почета и любви не только наигранной, но и искренней.

Однако страстная натура Марии Стюарт не могла бороться с политическими интригами. Смерть шотландской королевы оказалась намного величественнее и значительнее ее жизни.

Словно весь недолгий путь она стремилась к своему концу и, казалось, в своей жизни сделала все, чтобы окончить его на эшафоте. В день гибели Марии Стюарт Diletant.

ru собрал несколько интересных фактов и историй из ее биографии.

Мария Стюарт в детстве

Мария Стюарт родилась в декабре 1542 года. Однако относительно точной даты ее рождения существуют некоторые расхождения во мнениях.

Известны данные натальной карты, составленной астрологом шотландского королевского двора. В этом документе указано время появления Марии на свет: 7 декабря 1542 года, 13 часов 15 минут.

Однако подлинность этой карты вызывает сомнения у современных исследователей.

Некоторые источники свидетельствуют, что королева родилась в ночь с 7 на 8 декабря. Вероятно, с этим связан тот факт, что большое количество книг и энциклопедий в итоге указывают дату 8 декабря.

Мария Стюарт и Франциск II

Мария Стюарт — легендарная королева Шотландии, чье имя связано не только с историей Великобритании, но и с политическим прошлым Франции. По линии матери Мария имела французские корни. Рожденная в Шотландии, королева в возрасте 6 лет была отправлена во Францию ко двору короля Генриха II. Там прошло ее детство, там Мария получила соответствующие статусу принцессы воспитание и образование.

Екатерина Медичи так и не смогла простить Марии Стюарт свое унижение

Мария Стюарт отбыла во Францию не по своей воле. Причиной ее отплытия являлось соглашение, заключенное между матерью королевы Марией де Гиз и Генрихом II. Согласно этому договору, Мария Стюарт направлялась во Францию в качестве будущей невесты старшего сына Генриха — Франциска Валуа.

Корабль, увозивший шотландскую королеву с берегов родины, отплывал от пристани замка Дамбартон. Во Францию вместе с Марией отбыли Джейн Синклейр (ее няня), Джейн Флеминг (ее гувернантка), ее фрейлины и подруги — четыре Марии, а также трое ее сводных братьев, внебрачных детей Якова V.

Франция радушно встретила маленькую королеву: ее сопровождало личное войско численностью в 150 пажей, одетых в белые одежды и вооруженных трубами и барабанами.

Первая встреча Марии с ее женихом произошла в Сен-Жерменском дворце, где принц и его сестра Елизавета жили под присмотром опекунов. Королева Шотландии и дофин Франциск быстро подружились. Отец принца, Генрих II, встретил Марию с радостью. Он был очарован маленькой невестой сына и писал о ней в одном из писем: «Это самый прелестный ребенок, какого мне довелось видеть».

Со стороны матери Франциска отношение было холоднее. При первой встрече Марии Стюарт и Екатерины Медичи произошел конфликт. Прибыв во дворец, королева-мать без представления вошла в детскую комнату, где наследники играли, и стала бесцеремонно разглядывать будущую невестку.

Ощутив этот взгляд, Мария испытала неприязнь к незнакомой женщине. Девочка встала и спросила незнакомку, знает ли она, что находится в присутствии королевы Шотландии. На что Екатерина коротко ответила: «А знаете ли вы что находитесь в присутствии королевы Франции?» Это столкновение не прошло для Марии Стюарт бесследно.

Читайте также:  Андрей смоляков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Екатерина Медичи так и не смогла простить ребенку свое унижение.

Мария Стюарт

Мария Стюарт придавала огромное значение роскоши своего одеяния. Свадебный наряд, в котором она выходила замуж за дофина Франции в 1558 году, упомянут в Руанской описи церемониала как «настолько великолепный в стиле и художественном оформлении, что для любого пера невозможно отдать должное его деталям».

Королева была одета в белое свадебное платье — новшество, которое ввела в мировую моду именно она. До момента исторического брака Марии Стюарт и Франциска II Валуа во Франции существовал обычай использовать в качестве свадебного красный цвет.

Мария же предпочла облачиться в платье белого цвета, из атласной ткани, расшитой жемчугом. Ее плечи украшала мантия изумительной длины, сплошь покрытая драгоценными камнями.

На голове королевы была изящная золотая корона, украшенная алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами огромной ценности. Шею невесты украшал редкий драгоценный камень — огромный рубин, известный в истории как «Великий Гарри».

Это была личная собственность Марии, полученная от ее прадеда — короля Англии Генриха VII. Во время своего правления на родине королева установила его в центре шотландской короны.

Мария Стюарт вошла в историю как законодательница моды на белое подвенечное платье

Портрет Марии Стюарт. В руке у королевы — алмаз «Великий Гарри»

Почти все портреты Марии Стюарт представляют ее в блеске драгоценностей, столь же изобильном, как у ее исторической соперницы — королевы Елизаветы I. Платья, которые изображены на портретах шотландской и английской королев тоже очень похожи, только воротник Елизаветы I имеет более внушительные размеры.

В гардеробе Марии были наряды разных цветов — синего, серого, зеленого, желтого, черного, цвета гвоздики, цвета серебра и золота. В числе нарядов была мантия, отороченная горностаем, и халат каштанового бархата, отделанный серебряным шнуром.

Стюарт имела и «горный костюм» — традиционную клетчатую одежду одного из горных кланов. К парадным платьям королевы прилагались наборы драгоценностей, которых у Марии было три: из рубинов, алмазов и белого жемчуга; из сапфиров; из черного жемчуга.

Состав платяного шкафа Марии Стюарт, помимо большого количества дорогостоящих платьев, включал в себя большое разнообразие капотов, чепцов, шляп и бархатных «баретов».

Ее вуали, сделанные главным образом из крепа, были украшены кружевом и жемчугом. Гардероб королевы включал 50 элегантных и роскошных нарядов.

Однако здесь Марию Стюарт удалось затмить Елизавете I — она обладала 2 000 великолепных платьев.

Мария Стюарт и лорд Дарнли

По версии «The Times»: Мария Стюарт — «образец падения нравов»

В завещании, написанном Марией Стюарт перед рождением сына (по причине опасения гибели при родах), королева оставила список даров, которые в случае ее смерти должны были перейти к родственникам и близким.

Мужу, лорду Дарнли, Мария завещала крест «Saint Michael», сделанный из 40 алмазов; цепь из алмазов и жемчуга, состоявшую из 24 частей; 12 больших застежек, украшенных алмазными розами; 12 больших драгоценных камней и золотые часы, инкрустированные 10 алмазами и 2 рубинами.

Также мужу и своему будущему наследнику королева завещала рубин «Великий Гарри» и 7 самых крупных алмазов с условием, что драгоценности будут всегда принадлежать короне.

В том же списке значились 2 рубиновые цепи, состоявшие из 12 частей — каждая из 2 рубинов, 2 алмазов и жемчуга: одна — для лорда Дарнли, другая — для крестника королевы, Фрэнсиса Стюарта.

Другим близким людям Мария оставила часть не менее впечатляющих даров. К сожалению, почти ничего из длинного списка этих сокровищ не дошло до наших дней.

Утрата драгоценностей королевы началась с ее сближения с графом Ботвеллом.

По некоторым данным, в июне 1567 года, когда Мария и Джеймс расстались на холме Карберри, чтобы никогда не встретиться снова, королева потратила на графа драгоценности, оцененные в 6 000 фунтов стерлингов.

Мария Стюарт с сыном Яковом

Отец короля Англии Якова I и муж Марии Стюарт лорд Дарнли не считал сына родным ребенком. Он полагал, что жена изменила ему с придворным музыкантом Давидом Риччо, который был убит заговорщиками во время попытки дворцового переворота.

Спустя несколько месяцев после этих событий королева родила наследника престола. При дворе немедленно поползли слухи о том, что этот ребенок приходится сыном музыканту.

Неизвестно, насколько верил этим слухам король, но он публично заявлял о своем недоверии к жене и отказался присутствовать на крестинах ребенка.

Однако мнение о Якове как о незаконнорожденном ребенке не помешало лорду Дарнли интриговать против жены с целью отобрать у нее трон и править от лица малолетнего сына. Вероятно, эти интриги заставили Марию сразу же после родов отдать Якова под чужую опеку, назначив смотрителем графа Мара.

Младенца воспитывали согласно его королевскому рангу, но слухи о незаконном происхождении уже были неотделимы от личности Якова. Французский король Генрих IV называл его «Соломоном, сыном Давида», намекая на тайное отцовство Давида Риччо. Однако сплетни и сомнения не помешали годовалому Якову получить от шотландских лордов корону, а позже унаследовать трон Англии.

Слухи о незаконном происхождении короля так и остались в истории лишь слухами.

Мария Стюарт перед казнью

8 февраля 1587 года Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей

8 февраля 1587 года Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей. На казнь королева Шотландии была одета, как на бал: на ней было платье из черного бархата и сатина, длинная вуаль покрывала ее парик, на шее висел золотой крест и украшенный бриллиантами молитвенник.

Свою смерть Мария Стюарт встретила мужественно и благородно. У палача, которому впервые довелось иметь дело с королевской кровью, задрожали руки, и он ударил топором не по шее, а по голове.

Второй его удар тоже был неудачен. И только с третьей попытки топор палача отсек голову королеве.

Так была поставлена точка в затянувшемся на десятилетия противостоянии двух монарших особ — Елизаветы, королевы Англии, и Марии, королевы Шотландии.

Источник: https://tayni.info/69309/

Как Мария Стюарт выбирала себе мужей и боролась за короны?

Мария Стюарт родилась в ночь с 7 на 8 декабря 1542 года в семье шотландского короля Якова (Иакова) V и французской принцессы Марии Лотарингской. Уже через неделю после рождения дочери Яков V скончался, и Мария была провозглашена королевой.

Страной стал править регент Джеймс Гамильтон, бывший ближайшим родственником Марии и её наследником. А девочка с рождения оказалась в центре сложной политической борьбы, в которой различные стороны пытались использовать Марию в своих интересах.

Положение обострялось тем, что Мария Стюарт была правнучкой Генриха VII и имела права на английский престол.

https://www.youtube.com/watch?v=ExtYPMbV3Jo

Мария еще не научилась ходить, а ей уже подыскивали супруга. Противоборствующие партии предлагали сынов французского или английского королей. Первоначально победила проанглийская партия, которую поддерживали протестанты.

В июле 1543 года с Англией был подписан договор, в соответствии с которым Мария должна была выйти замуж за сына английского короля принца Эдуарда. Договор вызвал возмущение многих шотландских дворян. Так как предполагалось, что после свадьбы королевы Шотландия будет присоединена к Англии.

Восставшие дворяне свергли проанглийскую партию, но в дело вмешалась Англия, войска которой вторглись в шотландские земли. Франция, у которой традиционно были сложные отношения с Англией, выступила на стороне Шотландии.

С переменным успехом война продолжалась несколько лет, пока в июне 1548 года не был подписан договор о браке шотландской королевы Марии Стюарт и наследника престола Франции дофина Франциска. После этого французские войска еще два года «очищали» Шотландию от англичан. А пятилетняя королева 7 августа 1548 года отправилась во Францию, где ей предстояло прожить 13 лет.

Французский двор Генриха II и Екатерины Медичи отличался куртуазностью, утонченностью и покровительством искусству. Годы, проведенные при этом изысканном дворе, много дали молодой королеве.

Она изучила европейские и латинский языки, научилась хорошо танцевать, музицировать, петь и даже писать стихи.

К совершеннолетию Мария превратилась в изящную девушку, отличающуюся грациозностью, изысканными манерами, острым умом и умением очаровывать собеседников. При дворе она пользовалась большой популярностью и любовью.

Пышную свадьбу сыграли в апреле 1558 года. Казалось, у молодой четы впереди длинная и счастливая жизнь. Летом следующего года скончался король Франции Генрих II, и на престол вступил Франциск II.

Мария получила корону страны, обстановка в которой была стабильной, армия сильна, а дворянство с восхищением относилось к молодой королеве.

Мария имела сильное влияние на короля и умело проводила в стране политику, благоприятную для Шотландии, королевой которой она оставалась. Могла ли она даже предполагать, какие бурные события ждут её впереди.

5 декабря 1560 года Франциск II скончался, и Мария Стюарт вынуждена была вернуться в Шотландию, раздираемую религиозным противостоянием католиков и протестантов. Она снова оказалась в центре сложной политической борьбы.

Королева была католичкой, а в стране победила партия протестантов, объявивших свою религию государственной. Несмотря на юный возраст — королеве было только 18 лет — она проявила мудрость и гибкость.

Мария Стюарт признала протестантизм в качестве государственной религии, но прекратила гонения на приверженцев католицизма, который исповедовала сама.

Функции управления страной передала своему сводному брату Джеймсу Стюарту, незаконнорожденному сыну Якова V, которому дала титул графа Меррея. Себе Мария оставила представительские функции, создав королевский двор, напоминающий французский в миниатюре.

Казалось, обстановка стабилизировалась. Но протестанты стали требовать нового брака королевы с представителем своей религии. Их поддерживала и королева Англии Елизавета I, законность рождения которой её отец Генриха VIII в свое время ставил под большое сомнение.

Наличие в соседнем государстве претендентки на её корону, причем с чистой родословной, Елизавету откровенно пугало. Она всячески навязывала «соседке» в качестве жениха своего фаворита — графа Лестера.

Шотландские католики, воспрянувшие духом при Марии Стюарт, предлагали королеве в мужья представителя испанской династии.

Несмотря на сильное давление со всех сторон, Мария решила выбирать мужа сама.

Свой выбор она остановила на ревностном католике Генрихе Стюарте, лорде Дарнли, который, как и она, был правнуком английского короля Генриха VII.

Избранник был красив, обладал изысканными манерами, а главное — этим браком Елизавете наносился чувствительный укол, так как, став королем, Генрих существенно упрочивал свои права на английский престол.

В июле 1565 года состоялось венчание, но вместе с медовым месяцем королева получила новые политические проблемы. Резко осложнились отношения с Англией, а внутри страны протестанты, возглавляемые графом Мерреем, подняли восстание, закончившееся провалом.

В такой обстановке королеве нужен был рядом надежный и волевой помощник, но супруг, ставший королем-консортом, таковым быть не смог. Генрих оказался труслив, самолюбив и вероломен.

Его неуклюжие попытки вмешиваться в государственные дела без согласования с королевой привели к тому, что Мария его просто от себя удалила.

Отвергнутый муж, надеявшийся править наравне с женой, организовал заговор.

9 марта 1566 года заговорщики ворвались к Марии Стюарт и на её глазах убили Давида Риччо, ее личного секретаря и, если верить молве, её любовника. Чтобы разрядить ситуацию, королева помирилась с мужем.

Но через три месяца, когда у неё родился сын Яков VI, ставший наследником шотландской короны, она окончательно рассталась с Генрихом.

В число фаворитов королевы быстро выдвинулся Джеймс Хепберн, граф Босуэлл, чья преданность Марии Стюарт была доказана многими делами. 10 февраля 1567 года законный супруг королевы Генрих Дарнли был убит в уединенном доме недалеко от Эдинбурга.

Была ли замешана в этом убийстве королева, было ли убийство инициативой Босуэлла, ставшего любовником королевы, или это была умелая провокация, подготовленная графом Мерреем, история умалчивает.

Существует множество различных догадок и версий, но это уже удел романистов.

15 мая 1567 года состоялась свадьба Марии Стюарт и Джеймса Босуэлла. Королева приобрела любящего и преданного мужа, а также новые серьезные проблемы. Шотландское дворянство сочло её виновной в смерти мужа.

Оправдываться или как-то опровергать это мнение Мария Стюарт не стала. В стране снова началось восстание сторонников графа Меррея. Военное столкновение королевские войска проиграли, и Мария Стюарт оказалась в плену.

Ей пришлось отречься от престола в пользу сына, регентом при котором назначить графа Меррея.

В начале мая 1568 года преданные Марии Стюарт дворяне организовали её побег из плена и даже собрали небольшое войско. Но уже 13 мая в битве при Лангсайде были наголову разбиты войсками графа Меррея.

Мария Стюарт не захотела сдаваться своему сводному брату и бежала в Англию, где попросила помощи у королевы Елизаветы. Это была роковая ошибка. Мария Стюарт оказалась пленницей.

В заключении, пусть и комфортном, ей предстояло провести 19 лет.

Англию, как и Шотландию, часто сотрясали заговоры. Теперь у заговорщиков появился весомый козырь, в стране находилась претендентка на престол, чьи права на него были предпочтительнее, чем у правящей королевы. Несколько заговоров было раскрыто, и Елизавета получила возможность обвинить Марию Стюарт в покушении на свою жизнь и приговорить к смерти.

8 февраля 1587 года в замке Фотерингей топор палача обезглавил Марию Стюарт. Смерть королева встретила с шотландским хладнокровием. Даже перед смертью она отказалась отречься от своих прав на английский престол, хотя Елизавета предлагала ей за это свободу.

Лишенная шотландского престола, Мария Стюарт предпочла умереть, имея хоть и призрачные, но права на престол Англии. Через 16 лет мечту Марии Стюарт осуществит её сын, став королем Англии Яковом I.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/17181/

Краткая биография Марии Стюарт, Королевы Шотландской

Мария Стюарт родилась в декабре 1542 года. Относительно точной даты ее рождения существуют некоторые расхождения во мнениях. Известны данные натальной карты, составленной астрологом шотландского королевского двора.

Читайте также:  Annabelle wallis - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В этом документе указано время появления Марии на свет: 7 декабря 1542 года, 13 часов 15 минут. Однако возможно, что подлинность этой карты вызывает сомнения у современных исследователей. Некоторые источники свидетельствуют, что Королева родилась в ночь с 7 на 8 декабря.

Вероятно, с этим связан тот факт, что большое количество книг и энциклопедий в итоге указывают дату 8 декабря.

Мария Стюарт была дочерью шотландского короля Иакова V и французской принцессы Марии Лотарингской. Кровь Гизов и Бурбонов по линии матери, кровь Тюдоров по линии отца – роковые дары, полученные Королевой от родителей. Царский венец достался ей с колыбели: Иаков V умер через несколько дней после рождения дочери, оставив наследнице престол и царство.

Шотландия носила титул независимого феодального государства с XI века. Внешние и внутренние враги постоянно угрожали ее монархии. В стране бурлила беспрерывная война между представителями короны и дворянскими кланами.

За пределами границ могущественная и хищная Англия стремилась к поглощению маленького соседа. Даже союзничество с сильной Францией приносило многие беды. Маленькая Шотландия вынуждена была с великим трудом лавировать в бурных волнах внешней политики двух сильнейших держав.

Эти жернова перемалывали человеческие судьбы, как песок, диктуя свою неуемную волю. Судьба Марии Стюарт не стала исключением.

С первой минуты своего рождения Королева стала ставкой в дипломатической игре. В стране образовались две партии, предъявлявшие права на царственную особу и ее трон. Одна партия добивалась брачного договора между Марией Стюарт и наследником английского престола Эдуардом Тюдором. Вторая партия, возглавляемая королевой-матерью Марией де Гиз, искала поддержки у Франции.

Для этой страны Мария Стюарт тоже представляла интерес – английский престол мог стать вакантным, тогда родство с Тюдорами обеспечило бы шотландской королеве вторую корону. Франция предложила заключить брак между Марией Стюарт и сыном правящего короля — Франциском Валуа.

Мария де Гиз подписала договор, и 29 июля 1548 года Мария Стюарт покинула свою родину, чтобы пристать к изобильным берегам Франции.

Французский королевский двор имел в то время репутацию самого блистательного и утонченного двора Европы. В культуре его сочетались традиции средневекового рыцарства и идеалы ренессанса.

Правящая чета – Генрих II и Екатерина Медичи – восхищались античным искусством, были увлечены музыкой, литературой, живописью.

Придворные уделяли внимание не только охоте и рыцарским турнирам, но также балам и концертам, поэтическим состязаниям и интеллектуальным беседам.

В этой атмосфере росла и воспитывалась Мария Стюарт. Она изучала историю, музыку, классические и современные языки – латынь, греческий, итальянский, испанский, английский. Обучение раскрыло природные способности Королевы: она музицировала и писала стихи, отличалась умением грациозно двигаться и изящно танцевать, вести изысканную беседу и проявлять ораторские способности.

Благородная красота, природный ум, лоск светского воспитания помогли Марии Стюарт обрести популярность при французском дворе и стать объектом восхищения для творческих его представителей. Художники писали ее портреты, литераторы сочиняли оды в ее честь.

Одним из поклонников Королевы (а также ее наставником и учителем в поэзии) был крупнейший поэт французского Возрождения — Пьер де Ронсар.

Свадьба Марии Стюарт с дофином Франциском состоялась 24 апреля 1558 года. День пышной и торжественной церемонии стал днем триумфа для Королевы, которой восхищалась вся Франция. Однако события, последовавшие за свадьбой, были печальны.

В июле 1559 года умер король Генрих II и престол перешел к Франциску II. Мария Стюарт стала королевой Франции, сразу получив возможность ощутить бремя царского венца. Франциск, едва вышедший из детского возраста, был слаб здоровьем.

За влияние на молодого короля боролись родственники Марии по линии матери, семья де Гиз, и властная Екатерина Медичи. Для Гизов эта борьба была удачной – они смогли проводить свои интересы через Марию Стюарт, которая подчинила себе супруга.

Правление Франциска II оборвалось неожиданно через год после воцарения, — в ноябре 1560 года король тяжело заболел и через месяц умер. Вместе с мужем Мария Стюарт потеряла французскую корону и возможность оставаться в стране. Екатерина Медичи настояла на возращении Марии в Шотландию.

15 августа 1561 года Королева была вынуждена покинуть любимый край своего детства и отплыть к берегам родного царства.

Какой предстала перед правительницей Шотландия? Нищей, разоренной войнами страной. Ее мрачные замки менее всего напоминали пышные дворцы Франции, а дворяне не отличались утонченностью нравов. В стране властвовала Реформация, возглавляемая проповедником Джоном Ноксом. Католическая религия была запрещена.

В эту страну вернулась законная Королева – верующая католичка, изнеженная французским двором и воспитанная в духе идеалов Ренессанса. Отношение к монархине в среде дворян было неоднозначным.

Консерваторы, возглавляемые графом Хантли, были готовы оказать Марии Стюарт поддержку. Протестанты во главе с Джоном Ноксом требовали отказа от католической веры и брака с протестантом — графом Арраном.

Проанглийские интересы представлял сводный брат Королевы, незаконнорожденный сын Иакова V — Джеймс Стюарт.

В этой ситуации Мария Стюарт выбрала осторожную тактику. Она официально признала протестантизм в качестве государственной религии, но оставила за собой право исповедовать католицизм.

Функции административного управления были отданы Джеймсу Стюарту, получившему титул графа Меррея, и государственному советнику Уильяму Мейтленду. Сама Мария прекрасно справлялась с представительскими обязанностями.

Она создала свой маленький двор, окружив себя привычным изысканным интерьером и образованными людьми. Королева любила охоту и гольф, балы и придворный театр. В ее свите были поэты и музыканты.

Двор обладал чертами куртуазной культуры, которая позволяла повелительнице принимать рыцарское восхищение подданных. Этот «фривольный» образ жизни постоянно вызывал критику Джона Нокса и протестантов. Встал вопрос о новом браке Королевы.

Выбор нового претендента на руку Марии Стюарт был тесно связан с внешней политикой государства. Лидеры правительства, граф Меррей и советник Уильям Мейтленд, действовали в интересах англо-шотландского сближения.

Отношения с могущественным соседом были сложными. Мария Стюарт как правнучка Генриха VII имела кровные права на английский престол. Однако этот трон занимала Елизавета I — дочь Генриха VIII, которую отец признал бастардом и лишил права наследования короны.

Елизавета сумела достичь власти, однако о «незаконности» ее положения постоянно напоминало присутствие «официальной» претендентки на английский трон – Марии Стюарт. Отношения между двумя королевами были враждебными и соперническими. Елизавета стремилась к усилению своего влияния в Шотландии, поддерживая партию шотландских протестантов.

Мария пыталась обрести поддержку католического мира. Эти задачи нашли отражение в брачных интригах шотландского двора.

Мария Стюарт рассматривала возможность брака с наследником католической империи, Филиппом II Испанским. Елизавета предлагала сопернице союз с подданным Англии — своим фаворитом графом Лестером.

Это предложение было достаточно оскорбительно для Марии, и она ответила ударом на удар: в мужья был избран Генрих Стюарт, лорд Дарнли (Дарнлей), правнук английского короля Генриха VII и ревностный католик. Этим браком Мария пыталась укрепить влияние в стране и расширить свои права на английский трон.

Кроме того, ею двигали вполне человеческие, женские чувства: желание досадить сопернице, стремление родить наследника и любовь к избраннику. Генрих Дарнли был молод и красив. В июле 1565 года состоялась свадьба.

Брак Марии Стюарт с лордом Дарнли усложнил отношения с Англией. Также он вызвал негодование протестантской партии и оттолкнул от Королевы ее ближайшего сподвижника, графа Меррея. Он попытался поднять восстание против монархини, но потерпел поражение и бежал в Англию.

Мария же стала проводить свою политику, укрепляя связи с католицизмом и окружая себя верными подданными из числа иностранцев – французов и итальянцев. Королева рассчитывала на помощь супруга, но ошиблась. Генрих Дарнли оказался тщеславен, труслив, эгоистичен и вероломен.

Разочарованная, Мария позволила себе показать свое пренебрежение к супругу. Через несколько месяцев отверженный муж встал во главе заговора, направленного против Королевы. 9 марта 1566 года участники заговора ворвались в царские покои и на глазах у Марии Стюарт жестоко убили Давида Риччо, ее личного секретаря.

Королева сумела выйти из ситуации, помирившись с мужем и этим шагом внеся раскол в ряды врагов. Однако это примирение было временным. Королева не смогла простить мужу предательство.

19 июня 1566 года Мария Стюарт родила наследника шотландской короны, Иакова VI, и после этого события окончательно удалила от себя его отца, Генриха Дарнли. В поисках надежной опоры она обратила внимание на сильного и преданного человека – Джеймса Хепберна, графа Босуэлла.

История отношений Марии Стюарт и графа Босуэлла является спорной страницей в биографии Королевы. Согласно наиболее известной версии, Мария была страстно влюблена в этого человека и ради брака с ним согласилась пойти на убийство мужа.

Подтверждением этой версии являются так называемые «письма из ларца» — письма и стихи, предположительно написанные Марией Стюарт к Босуэллу. Эта корреспонденция дошла до наших дней только в копиях, и подлинность переписки является сомнительной.

Споры исследователей вокруг «писем из ларца» не утихают уже несколько столетий.

Вторая версия исключает мотив страстного влечения Королевы к Босуэллу. Отчаянно нуждаясь в сильной поддержке, Мария Стюарт привлекла его к помощи в управлении страной. Честолюбивый граф решил добиваться захвата полной власти, составив заговор против короля и рассчитывая на руку монархини. В осуществлении убийства ему помогли опальные шотландские лорды, которым был неугоден супруг Королевы.

Третья версия отрицает участие Босуэлла и Королевы в убийстве, полностью возлагая вину на группировку лордов с графом Меррем во главе. Согласно этой теории, заговор был направлен не только на короля, но и на его царственную супругу.

Четвертая версия гласит, что Генрих Дарнли подготовил собственный заговор против Марии Стюарт, но попался в свою же ловушку.

Факты же таковы: 10 февраля 1567 года Генрих Дарнли, король-консорт Шотландии, был убит в уединенном доме, а здание взорвано. 15 мая 1567 года Мария Стюарт вышла замуж за Джеймса Хепберна, графа Босуэлла.

Общественное мнение безоговорочно сочло ее виновной в смерти мужа, но Королева не предприняла никаких действий к тому, чтобы оправдаться. Этим шагом она лишила себя поддержки в стране, чем воспользовались дворяне-протестанты и сторонники графа Меррея.

Военные силы, возглавляемые лордами, изгнали королевскую чету из Эдинбурга. 15 июня 1567 года в битве у Керберри Хилл войска Марии Стюарт и войска лордов встретились. Королева проиграла это сражение.

Босуэлл, при ее содействии, сумел бежать, а Мария Стюарт сдалась в плен, вынуждена была отречься от престола в пользу сына и назначить регентом графа Меррея.

После отречения Марию заточили в замок Лохливен, стоящий на острове. Там она вторично разрешилась от бремени. Согласно официальному сообщению, написанному секретарем при ее личном участии, Королева «произвела на свет двух нежизнеспособных младенцев». Она признала, что отцом детей является Босуэлл.

Тем временем дружный союз повстанцев распался. Регентство Меррея вызвало недовольство некоторых лордов, и они были готовы перейти на сторону низложенной монархини.

2 мая 1568 года Мария Стюарт бежала из плена и получила военную поддержку. Однако эта маленькая армия была разбита 13 мая 1568 года войсками Меррея в битве при Лангсайде.

Мария Стюарт решила отбыть в Англию и просить помощи у королевы Елизаветы.

Едва ступив на английскую землю, Мария сделалась пленницей. Елизавета I инициировала расследование обстоятельств смерти Генриха Дарнли и свержения королевы Шотландии.

В ходе расследования сторонники свергнувшей стороны в лице графа Меррея предъявили в качестве доказательства вины Марии Стюарт в убийстве мужа уже упомянутые «письма из ларца». По всей видимости, абсолютная подлинность этих писем не была установлена.

Елизавета вынесла расплывчатый вердикт, который позволил утвердить власть регента в Шотландии и сделать невозможным возвращение Марии Стюарт на родину.

В английском плену Мария провела девятнадцать лет. У нее были личные покои, свой штат прислуги и охрана, которая бдительно следила за пленницей. Елизавета по-прежнему видела в сопернице опасного претендента на английский трон.

Мария Стюарт была надеждой заговорщиков, посягавших на власть Елизаветы и желавших восстановления католичества в Англии. Было раскрыто несколько заговоров, в которых фигурировало имя Королевы.

Мария Стюарт получила обвинение в подготовке покушения на жизнь Елизаветы I и была приговорена к смерти.

8 февраля 1587 года Мария Стюарт была казнена путем обезглавливания в замке Фотерингей. Свою смерть Королева встретила мужественно и благородно. Она отказалась отречься от своих прав на английский престол даже во имя жизни, хотя Елизавета предлагала ей свободу в обмен на титул. Мария Стюарт предпочла умереть королевой.

Источник: http://www.maria-stuart.ru/content/facts/kratkaya-biografiya-mary-stuart-korolevy-scots

Ссылка на основную публикацию