Мольер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жан-Батист Мольер биография

Жан-Батист Поклен (1622-1673) – выдающийся французский комедиограф 17 столетия, вошедший в историю под псевдонимом Мольер. Гениальный актер, основатель классической комедии, руководитель собственного театра – перечислять достоинства этого человека можно долго.

Биография Жана-Батиста Мольера была полна стремительных взлетов и падений, сложных этапов в творчестве и признания его безусловного таланта.

Жан-Батист появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.

Мать мальчика скончалась, когда ему едва исполнилось 10 лет, и отец определил сына в престижный колледж, где Жан-Батист прилежно изучал латынь, классическую литературу, философию и естественные науки.

Достойно выдержав экзамен, юный Поклен получил диплом преподавателя с правом читать лекции. К тому времени его отец уже подготовил место обойщика в королевском дворце, однако Жан-Батисту не суждено было стать ни преподавателем, ни обойщиком – судьба приготовила ему гораздо более интересную участь.

Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли.

В возрасте 21года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним – Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог.

Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того – он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.

Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика.

Благодаря комедийным пьесам Мольера труппа быстро добилась славы и признания, и в 1658 году по приглашению брата короля оказалась в Париже. Актерам выпала невиданная честь – выступать в Лувре в присутствии самого Людовика XIV.

Комедия «Влюбленный доктор» вызвала невероятный фурор среди парижской аристократии, предопределив судьбу комедиантов. Король предоставил им в полное распоряжение придворный театр, на подмостках которого они выступали в течение трех лет, а затем перешли в театр Пале-Рояль.

Обосновавшись в Париже, Мольер с удвоенной силой приступил к работе. Его увлеченность драматургией временами походила на одержимость, но это принесло свои плоды. В течение 15 лет он написал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость».

Мольер связал себя узами брака в возрасте 40 лет. Его избранницей стала Арманда Бежар, которая была вдвое младше мужа. Свадебная церемония состоялась в 1662 году, и на ней присутствовали лишь самые близкие родственники молодоженов.

Арманда подарила супругу троих детей, однако их брак не был счастливым: сказывалась большая разница в возрасте, привычках, характерах.

На сцене, где Жан-Батист играл в пьесе «Мнимый больной», ему неожиданно стало плохо. Родные успели привезти его домой, где он скончался спустя пару часов, 17 февраля 1673 года.

  • Произведения Мольера, отличавшиеся большой раскованностью и вольнодумством, вызывали большое раздражение среди представителей Церкви. Краткая биография Мольера не в состоянии уместить те нападки и угрозы, которые он был вынужден терпеть со стороны церковнослужителей. Однако смелый драматург находился под негласной защитой Людовика, и его литературная дерзость всегда сходила ему с рук.
  • Крестным первенца Мольера был сам король Людовик XIV.
  • Одна из самых жизнерадостных и веселых комедий драматурга – «Мнимый больной» – была написана им перед смертью, во время тяжелой болезни.
  • Архиепископ Парижа категорически отказался хоронить Жан-Батиста, поскольку тот всю жизнь слыл грешником и перед смертью не успел покаяться. И только вмешательство короля повлияло на исход дела: Мольер был похоронен ночью за оградой кладбища Святого Петра, словно разбойник или самоубийца.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/moler.html

12 ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ МОЛЬЕРА

15 января исполнилось 395 лет со дня рождения великого французского комедиографа.

1 Мольер – это сценический псевдоним, на самом деле его звали Жан-Батист Поклен.
2 Будущий драматург жил в доме, который парижане называли «обезьяньим». На рогах приятного трехэтажного сооружения строитель XV столетия расположил скульптурные деревянные изображения померанцевых деревьев, на которых маленькие обезьянки срывали плоды. «Доброжелатели» говорили, что ничего странного нет в том, что старший сын уважаемого Поклена стал шутом.
3 Поклен-отец был настоящим коммерсантом, видным и уважаемым представителем своего почтенного цеха. Он торговал, и над входом в обезьянью лавку развевался честный флаг с изображением все той же обезьяны.
4 Знаменитая парижская Клермонская коллегия, в которой учился Жан – Батист, была привилегированным учебным заведением. В то время, когда Поклен проходил курс наук, в Клермонской коллегии учились три принца, из которых один был не кто иной, как Арман де Бурбон, принц де Конти, родной брат другого Бурбона — Людовика Конде, герцога Энгиенского, впоследствии прозванного Великим.
5 В самых первых числах января 1643-го Жан-Батист явился к отцу и объявил, что все эти планы с зачислением его в корпорацию адвокатов — просто-напросто бред. Что ни в какие нотариусы он не пойдет, ученым стать не намерен, а более всего не желает иметь дела с обойной лавкой. Пойдет же он туда, куда тянет его с детства призвание, то есть в актеры. Отец пытался сына отговорить, но напрасно. Тогда он бросился к священнику и просил его слезно помочь с уговорами. Но результаты были удивительны: в Париже утверждали, что после двухчасовой беседы с обезумевшим Жаном-Батистом служитель церкви снял свою черную сутану и записался в ту самую труппу, в которую хотел записаться и сам Жан-Батист.
6 В июне 1643 года Жан-Батист совместно с Маделин Бежар, основал «Блистательный театр». Все, кто входили в его состав, назвали себя «Дети Семьи». Новообразованный театр обанкротился в 1645 году. Жана-Батиста заключили в тюрьму за долги театра. Но, в тюрьме он пробыл недолго, историки спорят о том, кто же заплатил за него — отец или любовник одной из участниц труппы. Именно к этому времени относится появление сценического псевдонима Мольер. Возможно, этот псевдоним был придуман для того, чтобы не позорить отца наличием актера в семье, т. к. эта профессия была презираема в обществе того времени.
7 Мольер играл в чужих трагедиях трагические роли, а в своих фарсах был комиком. И здесь проявилось одно обстоятельство: в трагических ролях он имел в лучшем случае средний успех, но нередко случались такие случаи, когда в бедного трагика, который выступал с короной какого-нибудь трагического высокоуважаемого героя на голове, швыряли яблоками. Но когда после трагедии показывали фарс и Мольер, переодевшись, превращался в комика, публика начинала хохотать, аплодировать.
8 «Я знаю и люблю Мольера с ранней юности и всю жизнь у него учился. Каждый год я перечитываю несколько его вещей, дабы постоянно приобщаться к этому удивительному мастерству. Но я люблю Мольера не только за совершенство его художественных приемов, а главным образом, пожалуй, за его обаятельную естественность…» Эти слова «благодарного ученика» принадлежат Гёте.
9 В 1662 году труппа Мольера и их итальянские коллеги переехали в театр Пале-Рояль. В этом же году Мольер женился на Арманде, происхождение которой пока остается неизвестным. Считается, что она была незаконнорож-денной дочерью Маделин и герцога Моденского. Этот брак вызвал волну нападок в адрес Мольера. Многие бывшие друзья отвернулись от актера, но король сохранял благосклонность. Он назначил Мольеру пенсию и согласился быть крестным отцом первого сына Мольера и Арманды.
10 Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался.
11 Мольера хоронили только на четвёртый день: он не отрёкся от своего ремесла, и церковь не разрешила совершить обряд. Его не успели соборовать, и Архиепископ Парижский, в силу обычаев того времени, запретил предавать земле тело «комедианта» и «нераскаявшегося грешника» по христианскому обряду. Только после вмешательства Людовика XIV Архиепископ пошел на некоторые уступки. В день похорон под окнами дома, где жил Мольер, собралась толпа, но вовсе не затем, чтобы проводить его в последний путь — чтобы помешать погребению. Арманда бросала в окно деньги, пытаясь утихомирить возбужденную публику…
PS. А для тех, кому этих фактов показалось мало, жизнь господина де Мольера — в спектакле«Кабала святош (Мольер)» на нашей сцене 19 января.

Источник: https://rusdrama.com/novosti/155-12-faktov-iz-zhizni-molera

Мольер

(настоящее имя — Жан-Батист Поклен)

(1622-1673)

французский драматург и актер

Бессмертные комедии Мольера ставятся во многих театрах мира и в наши дни. Наиболее известны его комедии «Тартюф» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Проделки Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673).

Мольер создал совершенно новый жанр — классическую, «высокую» комедию. До него в театрах играли только «высокое» искусство, которое было представлено трагедиями и мелодрамами.

Комедийный жанр считался «низким» искусством и был представлен фарсами, часто грубыми и пошлыми балаганными театрами и бродячими актерами. Мольер создал комедию для театра, построенную по всем законам классического искусства.

Комедии этого драматурга полны забавных переодеваний, необычных встреч, смешных ошибок, неожиданных сюрпризов, веселых проделок.

Мольер создал яркие сатирические образы, ставшие бессмертными и высмеивающие самые разные пороки человека: ханжество, глупость, жадность, тщеславие. В его комедиях представлены все слои современного ему общества: духовенство, аристократы, богатые буржуа, мелкие ремесленники, простой люд.

Мольер создал театральную труппу, которая после его смерти, слившись с труппой театра Маре, образовала театр «Комеди Франсэз», или «Дом Мольера». Он существует и сегодня. Это самый старый и один из самых знаменитых театров Франции.

Настоящее имя Мольера — Жан-Батист Поклен. Он родился в Париже в семье преуспевающего буржуа. Его отец был королевским обойщиком и хотел, чтобы Жан-Батист унаследовал его дело. Мольеру было десять лет, когда умерла его мать. Мальчик был очень привязан к своему деду, отцу покойной матери. С дедом он нередко посещал ярмарки, где смотрел представления шутовских артистов.

Отец поместил сына в привилегированное учебное заведение — иезуитский Клермонский колледж, где Жан-Батист в течение семи лет изучал богословские науки, греческий и латинский языки, древнюю литературу, философию. На мировоззрение будущего драматурга оказали большое влияние труды римского философа-материалиста Тита Лукреция Кара и французского философа Пьера Гассенди.

В 1643 году Жан-Батист объявил, что отказывается от ведения отцовских дел и от звания королевского обойщика. Между ними произошел разрыв, что было оформлено нотариусом. И в соответствии с договором между отцом и сыном Жан-Батист получил 630 ливров материнского наследства.

Он взял псевдоним «Мольер» и решил посвятить себя театру. Он был дружен с артистической семьей Бежаров, старшая дочь — Мадлен Бежар — была очень талантливой актрисой. Вместе с Бежарами Мольер создал в 1644 году труппу с громким названием «Блистательный театр». Но в Париже театр успеха не имел, был разорен, и в 1645 году труппа Мольера отправляется в провинцию.

С 1645 по 1658 год Мольер и его театр давали представления во многих городах Франции. Сначала они играли трагедии и мелодрамы. Затем Мольер сочинил две комедии — «Шалый, или Все невпопад» (1655) и «Любовная досада» (1656), которые имели большой успех.

Осенью 1658 года, вернувшись в Париж, Мольер и его актеры показали королю Людовику XIV комедию «Влюбленный доктор». Пьеса королю понравилась; Мольеру был предоставлен театр Пти-Бурбон. Драматург написал несколько комедий, которые имели большой успех у публики. И очень скоро труппа Пти-Бурбон стала самой популярной.

Однако у Мольера появилось много врагов и завистников, с которыми драматург вынужден был бороться до конца своей жизни. Король Людовик XIV любил Мольера и часто покровительствовал ему.

Однако под давлением королевы-матери и духовенства король вынужден был запретить комедию «Тартюф», премьера которой состоялась в 1664 году.

«Тартюф» является вершиной творчества Мольера. В комедии автор высмеивает ханжество духовенства. Образ Тартюфа — это образ беспринципного и лицемерного святоши, скрывающего за словами о христианской морали свои корыстные цели и низменные интересы. Имя Тартюфа стало нарицательным.

Читайте также:  Ronaldinho - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Однако и сто пятьдесят лет спустя эта пьеса покажется крамольной властям, и Наполеон заявит, что если бы эта комедия была написана в его время, то он бы не позволил ее ставить на сцене. А в 40-е годы XIX века уже буржуазия, а не дворянство запрещала играть «Тартюфа» в театре.

В 1662 году Мольер женился на Арманде Бежар. Их первого сына крестил король.

Мольер сам играл в своих пьесах. В 1673 году он поставил свою последнюю комедию «Мнимый больной», где играл главную роль. В день четвертого представления этой пьесы драматург, давно страдавший болезнью легких, почувствовал себя плохо. Спектакль доиграли, но несколько часов спустя Мольер умер.

Парижское духовенство запретило хоронить его на христианском кладбище. Только после вмешательства Людовика XIV, аудиенции у которого добилась жена Мольера, было получено разрешение архиепископа Парижского похоронить великого драматурга при условии, что похороны состоятся ночью. Ночные похороны собрали толпу в семьсот-восемьсот человек.

Среди них не было ни одного знатного лица.

Источник: http://biografiivsem.ru/moler

Мольер краткая биография

Родился в Париже 16 января 1622 года. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении — иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В июне 1643 года, когда ему уже исполнился 21 год, Жан-Батист Поклен покинул семью и открыл «Блистательный театр» в Париже. Этот, как бы мы сказали сегодня, проект просуществовал всего два года и потерпел финансовый крах. Остались лишь долги, которые Жану-Батисту платить было нечем. По этой причине ему довелось даже провести некоторое время в тюрьме.

После этой истории отец проклял своего сына, запретил позорить фамилию. В то время актёрская профессия считалась самой низкой и называлась не иначе как презрительным «комедиант». Именно с этим связывают появление псевдонима Мольер. Жан-Батист предпочёл отречься от фамильного имени, ведь он не представлял своей жизни без театра.

Мольер занялся любимым делом, организовав бродячую труппу, с которой путешествовал из одного города в другой. Репертуар был невелик, поэтому он сам взялся за перо. Начинал с написания одноактных пьес. Так появились «Летающий доктор», «Ветреник», «Ревность Барбуйе» (это те, которые дошли до нас, а были и другие).

Постепенно популярность труппы Мольера росла, стали выступать в крупных городах. Однажды, в Лангедоке Мольер встретился со школьным товарищем принцем Конти, который порекомендовал его брату короля. И вот Жан-Батист Мольер вместе со своими актёрами получил возможность играть в театре при дворе, в Лувре.

Последние полтора десятилетия жизни Мольера (1658 – 1673) были самой продуктивной порой в плане драматургии. В это время были созданы такие шедевры, как «Смешные модницы», «Мнимый рогоносец», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф», «Мизантроп», «Мнимый больной». Его пьесы нещадно высмеивают пороки людей: жадность, лицемерие, ханжество.

Постановка при дворе комедии «Тартюф» нанесла серьёзный удар по католической церкви. В пьесе Мольер показал преступность церковной власти, лживость её морали. Конечно, пьеса была запрещена, и Мольер для её спасения «снял» с главного героя его духовный сан, сделал его обычным святошей и ханжой.

Запрещались к постановке и другие пьесы — так действовала критика драматурга. Однажды даже был закрыт его театр, и целых три месяца актёры дожидались возможности снова играть, хотя всё это время даже не получали денег.

Сам Мольер был человеком далеко не бедным, получал ежегодную пенсию в 1500 ливров от короля. Но к деньгам относился легко, с удовольствием тратил их. Тратил не только на себя, помогал нуждающимся, и ни один из обратившихся к нему с просьбой не был обижен. Современники отзывались о нём, как о человеке добром, великодушном, услужливом.

Личная жизнь Жана-Батиста Мольера сложилась не очень счастливо. Женился он в сорокалетнем возрасте, молодая жена Арманда Бежар обманывала его. Не сложилась и дружба его с Жаном Расином. После премьеры в театре Мольера пьесы Расина «Александр Великий», она была передана для постановки другой труппе. Мольер воспринял это как предательство

Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника».

Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.

Источник: https://kratkoe.com/moler-kratkaya-biografiya/

Биография Мольера (стр. 1 из 2)

В 1622 году у молодых супругов, венчавшихся в апреле 1621 года, Жана II Поклена и Мари Крессе в Обезьяньем домике, на улице Сент-Оноре рождается первый ребенок – сын Жан-Батист. 15 января мальчика крестят в церкви Святого Евстахия. В течение следующих трех лет один за другим у него появляются братья Луи, Жан и сестра Мари.

В 1926 году умирает Жан I Поклен, дед и крестный отец Жана-Батиста Поклена, первый придворный обойщик и камердинер короля. Должность переходит к брату отца, Никола, у которого тот выкупает ее в 1631 году. Позже сын воспроизведет действия отца с точностью до наоборот: он откажется от унаследованной должности в пользу своего брата.

А пока у Жана-Батиста умершая в 1632 году мать сменяется мачехой Катриной Флёретт, рождается еще одна сестра, а подросшего мальчика отправляют на обучение в Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого). В 1637 году Жан-Батист Поклен, еще учась в Клермонском коллеже, вступает в цех обойщиков как преемник дела своего отца и его должности королевского камердинера.

Следующие три года он изучает право, и в 1640 году получает звание адвоката.

Дар переводчика и писателя обнаруживался уже тогда: в 1641 в доме советника Люилье собираются Гассенди, Бернье, Сирано де Бержерак (будущий друг Мольера, которого Ростан описал в одноименной пьесе) и Шапель. Философия Пьера Гассенди (1592–1655), чьи лекции слушал Поклен, была философией радости.

Мир, согласно Гассенди, творится не Божественным разумом, а рождается самотворящей материей для радости и наслаждения человека.

Этот склад мысли настолько увлёк Мольера, что его первым литературным созданием был перевод древнеримской поэмы Лукреция «О природе вещей», который он и зачитал присутствующим на том вечере.

В самом начале 1643 года, 6 января, Жан-Батист Поклен отказывается от должности королевского обойщика в пользу своего брата Жана, и поселяется в квартале Маре, рядом с семейством Мадлены Бежар. Позже он женится на ее младшей сестре Арманде Бежар.

30 июня он вместе с Бежарами и пятью другими актерами подписывает контракт об основании Блистательного театра.

12 сентября труппа снимает зал для игры в мяч и на время работ по перестройке помещения отправляется в Руан, где Жан-Батист знакомится с Пьером Корнелем, автором пьес, и его братом Тома.

Блистательный театр открылся в первый день нового, 1644 года, и через год оказался полным банкротом. Все, что дал этот период – новое имя «Мольер», с которым новоиспеченный актер и директор театра отправился в долговую тюрьму в Шатле на несколько дней.

https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo

Те из актеров, кто не покинул Мольера, уезжают вместе с ним в провинцию и присоединяются к бродячей труппе Дюфрена, которой покровительствует герцог д'Эпернон. В течение последующих лет труппа играла в многочисленных городах.

В 1650 году Мольер становится главой труппы, которая теряет покровительство герцога д'Эпернона. Двумя годами позднее прошла первая постановка комедии, написанной самим Мольером – «Шалый, или Всё невпопад».

Покровительство над группой берет принц Конти, чьим секретарем позже становится Мольер.

Встреча в 1655 году в Лионе с итальянскими актерами обогатила Мольера знанием драматургии другой страны. В те времена во французском театре преимущественно ставили переделанные средневековые фарсы.

Новым опытом было знакомство с итальянским театром масок, комедией дель арте: выступление актёрского ансамбля из четырёх масок.

Самую известную четвёрку составляли Панталоне (купец, скупой), Доктор и два простака: Бригелла (первоначально хитрый, изворотливый, злой крестьянин) и Арлекин (первоначально глупец, позже — плут).

Комедия дель арте — театр импровизации, нанизанной на сценарный план, текст роли создаётся самим актёром по ходу пьесы. Мольер начал набрасывать роли, варьировать сюжеты, приспосабливать итальянские маски к французской жизни. В некоторых мольеровских персонажах угадывается их отношение к комедии масок: таков, например, Влюблённый Доктор, позже принёсший успех.

Странствие продолжалось. В 1657 принц де Конти лишает Мольера своего покровительства, и труппа возвращается под покровительство герцога д'Эпернона. В Авиньоне Мольер знакомится с художником Пьером Миньяром, который написал с него несколько портретов.

Слава труппы постепенно растет, начинаются гастроли по крупным городам – Лион, Гренобль, Руан. В 1658 году они почувствовали в себе силы вернуться в Париж.

Мадлена Бежар, накопившая за время выступлений достаточно денег, снимает на полтора года зал в Париже. Сам Мольер несколько раз ездит в столицу и добивается покровительства Месье, единственного брата короля.

Актеры Мольера теперь называются Труппой Месье.

24 октября 1658 года стал днем удачи для Мольера: его труппа играла в Лувре перед королем и придворными. Трагедия Корнеля «Никомед» оказалась неудачным выбором, но мольеровский «Влюбленный Доктор» блестяще исправил положение.

По описанию Булгакова, актерам удалось вызвать «знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бру-га-га»». Людовик XIV отдал Мольеру зал дворца Пти-Бурбон, где Труппа Месье должна была играть в очередь с Итальянцами.

В Париже Мольер проработал до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера. Детали мольеровского театра тех лет хорошо известны благодаря Лагранжу, который на протяжении многих лет вел «реестр» всех дел театра Мольера.

Вторым и ещё более шумным успехом Мольера в Париже была премьера 18 ноября 1659 года пьесы «Смешные жеманницы». Точно передать на русский язык название сложно, поскольку французское precieuses имеет силу культурного термина, который стоило бы оставить как прециозницы, носительницы определённого стиля. М.

Булгаков переводит его «Смешные драгоценные», объясняя, что этот культурный стиль получил своё название от того, что при встрече посетительницы салонов, демонстрируя свою изысканность и утончённость, именовали друг друга «моя драгоценная».

Точно так же, с поправкой на стиль времени – «Драгыя смеянные» – звучит это название в бумагах Петра Великого: именно он первым попытался дать перевод комедии на русском языке. К сожалению, в бумагах императора сохранилось лишь самое начало пьесы.

Многие имена в мольеровских пьесах не выдуманы: это либо личные имена актеров (как было в пьесе «Смешные жеманницы» с фамилиями Лагранж и Дюкруази), либо имена-символы (в той же пьесе – имя Маскариль, от слова «маска»).

Это традиционная черта классицизма в драматургии, и можно смело утверждать, что начинал автор с классицистических пьес.

Однако постепенно импровизация, с которой он и начал свое творчество, а также выраженность эпоса и народных традиций, почерпнутая за годы странствий, провела к сначала отступлениям от классицизма, а позже и созданию новых жанров. Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в.

До прибытия в Париж Мольер был скорее комедиографим развлекающим, чем поучающим. Теперь же, когда его аудитория — самые могущественные, утончённые и образованные люди Франции, он не мог не ставить задачи более важные.

И первая из них — показать зрителям их самих, без лести и снисхождения.

Свою портретную галерею Мольер откроет, продемонстрировав двору то, чем люди, его посещающие, отличаются от остальных жителей королевства, гордясь своим отличием.

Дерзость Мольера была рисковой. Он играл пародии на прециозность, чванство, ханжество перед носителями этой культуры и этих черт.

После пьесы «Смешные жеманницы» литератор Менаж сказал знаменитому блюстителю литературных правил поэту Шаплену: «Мы с вами одобряли все те глупости, которые были здесь только что так остроумно и справедливо осмеяны; но поверьте мне, нам придётся сжечь то, чему мы поклонялись, и поклониться тому, что сжигали».

Насмешка над жеманницами, тем не менее, оказалась ко двору и ко времени: Людовик XIV спешил расстаться с прециозным стилем как с напоминанием о фрондёрах, над которыми он восторжествовал в парламенте и которых теперь предстояло превратить в совершенных придворных совершенного двора. В этом смысле реформа нравов, затеянная Мольером, была уместна в королевском плане преобразований. Труппа Мольера получает королевский пенсион и с 1660 года играет во дворце Пале-Рояль (после того как из-за происков врагов здание Пти-Бурбон было снесено).

Мольер женится на младшей сестре своей сценической подруги — Арманде Бежар, фактически им воспитанной. Между ними двадцать с лишним лет разницы.

Читайте также:  Ана де армас - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Брак оказался не слишком счастливым и породил массу слухов: была ли Арманда действительно сестрой, а может быть, дочерью Мадлены? Сюжет написанной в 1662 году пьесы «Урок жёнам» сводится к тому, что один из героев решает не полагаться на удачу в выборе жены, а воспитать её для себя, взяв для этого скромную деревенскую девушку. Однако первая же встреча девушки с любезным молодым человеком разрушает воспитательный план. Таким образом, комедии Мольера иногда приобретали личный оттенок.

Сплетня про Арманду и Мадлену по сей день неотвязно тянется за биографией Мольера, хотя известно даже, кто её придумал — невероятно объемный премьер труппы Бургундского отеля Монфлери. Друг юности Мольера, писатель Сирано де Бержерак, иронизировал по этому поводу, что Монфлери настолько толст, что его в один вечер никак не отдубасишь.

Репутацию Мольера начинают в это время чернить не только театральные сплетники. За «Уроками» последовала первая кампания обвинения его в нарушении как эстетических, так и нравственных законов. Мольер ответил пьесами, вынеся обсуждение прямо на сцену.

В «Критике «Урока жёнам»» (1663) он представил спор в гостиной, где насмешнику-маркизу и учёному педанту-сочинителю отвечают шевалье Дорант и молодая светская дама, которая не читала Аристотеля, но судит с позиции здравого смысла. Они защищают Мольера.

Сразу следом за «Критикой» Мольер написал ещё более блистательный ответ — «Версальский экспромт», поставленный как репетиция спектакля. Все актёры выведены под своими настоящими именами.

Они говорят открыто и также следуют в своих суждениях здравому смыслу, а не предрассудкам морали и школьной поэтики.

Источник: http://MirZnanii.com/a/135031/biografiya-molera

Краткая биография Мольера самое главное

Жан-Батист Мольер был рожден в Париже в 1622 году 15 января. Это знаменитый комедиограф 17 века, отец классической французской комедии, гениальный актер и успешный руководитель собственного театра «Troupe de Molière», который просуществовал 37 лет. Фамилия, данная ему при рождении — Поклен.

Родился Жан-Батист в семье придворного служащего —  обойщика-драпировщика и личного камердинера Людовика 13. Мать мальчика умерла когда ему было всего 10 лет.

Благодаря своему положению при дворе отец смог отдать сына в Клермонский коллеж, где Жан-Батист получил качественное образование и после коллежа смог получить в Орлеане степень лиценианта прав.

Это среднее между бакалавром и доктором звание.

Однако Поклен понял, что юридическая карьера его не привлекает. Как и не привлекателен для него путь семейного ремесла. Прислушавшись к себе, молодой человек подался в актеры и появился псевдоним Жан-Батист Мольер.

Встреча с семьей комедиантов Бежар стала для Мольера судьбоносной, ибо в возрасте 21 года он уже стал главой театра «Illustre Théâtre». Это была молодая парижская труппа всего из 10 человек.

Даже под руководством гения Мольера труппа не смогла бороться с известными театральными труппами Парижа и в 1645 году, актеры уезжают из Парижа в провинцию, примкнув к труппе под руководством Шарля Дюфрена.

Даже в период гражданской войны труппа продолжает выступать в городах и городках провинции. События этого времени наложили несмываемую печать на личность Мольера. Уже в 1650 году Жан-Батист снова становится главой театральной труппы. Голод актеров по свежим пьесам толкает молодого актера на драматургический путь.

Не все результаты творческих стараний Мольера, написанные во времена его странствий по провинции, дожили до наших дней. А достоверность авторства сохранившихся пьес вызывает у ученых большое сомнение.

Фарсы, написанные и отыгранные им и его актерами, принесли славу автору и театру. В 1655 – 56 годах Мольер пишет свои первые большие комедии в стихах. Они представляют собой подражание произведениям итальянских комедиантов. Эти две комедии не отличаются глубокими характерами персонажей. Это только первые тренировочные пробы пера.

По возвращении из провинции Мольер продолжает ставить пьесы. В 1658 году театр получает статус придворного театра короля и работает в нем до 1961 года. В Париже начинается тяжелый период для Мольера. Он постоянно подвергается нападкам общества и завистников.

Его творчество за жизнь много раз претерпевало метаморфозы. И финальная комедийная пьеса «Мнимый больной», написанная автором на пороге смерти, является самой веселой и жизнеутверждающей из всех его произведений.

Во время 4го ее показа Мольеру, все еще исполняющему роли в собственных спектаклях и игравшему роль Аргана в этой пьесе, стало дурно. Спектакль был остановлен и спустя несколько часов Жан-Батист Мольер умер в своей постели.

Так как актер не успел принести покояние перед смертью, архиепископ запретил его хоронить. Запрет был отменен волей короля, однако похоронили великого гения среди самоубийц и клятвопреступников.

В тайне ночи за оградой парижского кладбища.

О главном для детей

Биография Мольера о главном

Мольер, настоящее имя которого Жан Батист Поклен, был рожден в Париже. Именно он является создателем классической комедии и известен многим на сегодняшний день, благодаря своим многочисленным комедийным произведениям, прославившим его во всем мире.

Даты рождения великого человека не известно, но крещен он был в 1622 году 15 января. Семейство было достаточно обеспечено, так как его отец являлся камердинером самого короля и был его обойщиком.

С 1636 года парень учился в одном из самых богатых, знаменитых и престижных колледжей – Клермонском.

В 1639 году он окончил свое обучение, но предпочтение отдал театру, вместо скучных занятий ремеслом либо юриспруденцией.

В 1643 году Жан выступает в роли одного из организаторов знаменитого «Блистательного театра». Дела всей труппы шли очень плохо, из-за многочисленных долгом.

Мольер 2 раза отбывал тюремный срок, из-за чего все актеры были вынуждены покинуть столицу и гастролировать со своими спектаклями по провинциальным городам. Это длилось долгих 12 лет.

Из-за скудного репертуара его труппы, Мольер сам начал сочинять первые пьесы.

В 1656 году труппа вернулась в родные места и первым делом показала спектакль под названием «Влюбленный доктор», написанный Мольером, самому королю Людовику 14-у. Король был в восторге от увиденного.

С 1658 по 1673 годы были написаны многочисленные пьесы Мольера, которые на сегодняшний день считаются самыми лучшими произведениями всего его творческого наследия.

В 1673 году на сцене театра его труппа поставила пьесу «Мнимый больной», главную роль в которой играл сам Мольер. В это время он был болен и переносил тяжелые муки. Многие ученные склонны утверждать, что Жан Батист мучился от туберкулеза. Посреди спектакля комедиант потерял сознание, а ночью с 17-го на 18-е февраля Мольера не стало.

Интересные факты и даты из жизни

← Зигмунд Фрейд↑ БиографииМериме Проспер →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/moler-zhan-batist

Жан-Батист Мольер

В 1622 году в семье Покленов родился мальчик. Точная дата рождения его неизвестна, но в церковных книгах есть запись от 15 января, сообщающая о его крещении под именем Жан-Батист. Родители ребенка, Жан и Мари, обвенчались в апреле предыдущего года.

Они были хорошими католиками, а потому за следующие три года у Жан-Батиста появились два брата – Луи и Жан, а также сестра Мари. Надо сказать, что семья Покленов была не простой – дед Жан-Батиста занимал должность первого придворного обойщика и камердинера короля.

Когда в 1626 году дед умер, то его должность и звание наследовал дядя Жана-Батиста, Никола. Но через пять лет Никола продал эту должность отцу будущего комедиографа.

В 1632 году Мари Поклен умерла, и отец Мольера женился вторично – на Катрине Флеретт. От этого брака родилась девочка, и практически одновременно Жана-Батиста определили в Клермонский колледж.

В пятнадцать лет мальчик, следуя семейной традиции, становится членом цеха обойщиков, не прерывая занятий в колледже. В течение трех следующих лет он изучает право и в 1640 году становится адвокатом.

Но влекло его вовсе не к юриспруденции.

Молодой адвокат с головой погружается в светскую жизнь и превращается в завсегдатая дома советника Люилье. Именно здесь он знакомится с такими выдающимися людьми, как Бернье, Гассенди и Сирано де Бержерак, который станет его верным другом.

Молодой Поклен впитывает философию радости Пьера Гассенди и посещает все его лекции. Согласно теории философа, мир сотворен не разумом бога, а самотворящей материей, и обязан служить радостям человека.

Такие мысли увлекли Поклена, и под их влиянием он сделал первый свой литературный перевод – это была поэма Лукреция «О природе вещей».

6 января 1643 года Жан-Батист Поклен совершает шаг, удививший всех – категорически отказывается от положенной ему по наследству должности обойщика королевского двора и отдает должность брату – причем абсолютно бесплатно. Кончилась и его карьера адвоката.

Первым шагом к новой жизни был переезд в снятую квартиру в квартале Мааре. Неподалеку от этой квартиры проживало актерское семейство Бежар. 30 июня 1643 года Бежары, Жан-Батист и еще пятеро актеров подписывают контракт по поводу основания Блистательного театра.

Театр, на который его основатели возлагали массу надежд, открылся 1 января 1644 года – а через год полностью обанкротился. Однако предприятие это дало миру имя, принятое Жан-Батистом Покленом как псевдоним – Мольер.

Так как директором театра был именно он, то после банкротства провел несколько дней в долговой тюрьме в Шатле.

Освободившись, Мольер уезжает в провинцию, а вместе с ним едут и несколько актеров разорившегося театра. Все они присоединились к труппе Дюфрена, находившейся под покровительством герцога де Эпернона.

Несколько лет Мольер вместе с бродячей труппой переезжал из города в город, а в 1650 году, когда герцог отказался поддерживать артистов, Мольер возглавил труппу. Через два года состоялась премьера комедии «Шалый или Все невпопад» – автором ее был сам Мольер.

После просмотра комедии свою благосклонность труппе выказал принц Конти, и позднее комедиограф станет его секретарем.

Французский театр тех времен преимущественно ставил переделки средневековых фарсов, а потому встреча Мольера в Лионе в 1655 году с итальянскими артистами была, можно сказать, знаковой. Итальянский театр масок очень заинтересовал его – и как комедиографа, и как актера, и как режиссера.

Главными на сцене были маски, среди которых выделялась четверка главных – Арлекин (плут и глупец), Бригелла (изворотливый и злой крестьянин), Доктор и Панталоне (скупой купец). Собственно, «комедия дель арте» представляла собой театр импровизаций.

На гибкий сценарный план нанизывался текст, который актер во время игры создавал практически сам. Мольер с воодушевлением принялся набрасывать роли, сюжеты и приспосабливать «дель арте» к французской жизни.

В позднем творчестве великого комедиографа масочные персонажи вполне узнаваемы, и, возможно, именно они сделали его пьесы близкими и понятными народу.

Слава о труппе талантливых актеров растет, и они начинают гастролировать по таким крупным городам, как Гренобль, Лион и Руан. В 1658 году труппа принимает решение выступать в Париже. Мольер отправляется в столицу и буквально добивается покровительства Месье – Филиппа Орлеанского, брата короля.

Бережливая Мадлена Бежар, скопившая к тому времени достаточную сумму, на целых полтора года арендует в Париже зал для спектаклей. Осенью того же года труппа Мольера играет в Лувре для придворных и самого короля. Первой была исполнена трагедия «Никомед» Корнеля. Выбор этот оказался неудачен, но зато «Влюбленный доктор» Мольера не просто исправил положение, а вызвал бурю аплодисментов.

После просмотра комедии Людовик XIV повелел передать Мольеру для театра зал во дворце Пти-Бурбон.

Вторым успехом среди пьес Мольера стала в Париже премьера «Смешных жеманниц» (18 ноября 1659). Любопытно, что в документах Петра Великого были обнаружены листы, на которых первый российский император собственноручно переводил эту комедию на русский язык.

Мольер не затруднял себя выдумыванием имен для своих персонажей и зачастую использовал или настоящие имена актеров своей труппы, или имена-символы. К примеру, в «Смешных жеманницах» имя одного из героев – Маскариль – образовано от «маска».

Но классицизм в мольеровской драматургии достаточно быстро сменился созданием новых жанров. До переезда в Париж Мольер сочинял пьесы скорее развлекающего характера. Однако смена аудитории подвигла автора на более утонченные приемы, а соответственно, изменились и задачи.

Читайте также:  Ирина лобачёва - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Пьесы Мольера становятся обличающими и прямо показывают зрителям их самих – без всякого снисхождения. Мольер изрядно рисковал, создавая образы, в которых аристократы узнавали себя.

Пьесы начинают бичевать в пародийном стиле ханжество, чванство, глупость, и их автор безусловно достиг в изображении этих пороков немыслимых высот.

Однако Мольеру повезло – его рискованные творения пришлись очень кстати Людовику XIV. Смысл пьес прекрасно резонировал с задачами короля-солнце, который спешил покончить с фрондерством в парламенте и превратить парламентариев в послушных придворных. С 1660 года труппа Мольера получает полный королевский пенсион и работает во дворце Пале-Рояль.

Тогда же Мольер решился устроить свою личную жизнь и женился на Арманде Бежар, но двадцать лет разницы сыграли злую шутку – брак вышел не слишком удачным. Зато женитьба Мольера, как, впрочем, и почти любого знаменитого человека, породила массу слухов. Утверждали даже, что Арманда является не сестрой, а дочерью сценической подруги Мольера Мадлены.

Заметим, что эту сплетню биографы не могут опровергнуть и по сей день.

Но не только сплетни омрачали в тот период жизнь комедиографа. На него начинаются серьезные нападки, его репутацию стараются очернить самыми разными способами.

Мольера обвиняли в нарушении буквально всех нравственных и эстетических законов, но на все обвинения комедиограф блестяще отвечал своими пьесами. Это происходит и в «Критике «Урока женам»», и в великолепном «Версальском экспромте», и во многих других великолепных пьесах.

Персонажи Мольера говорят открыто, а в своих суждениях следуют здравому смыслу, а не моральным предрассудкам. Возможно, театр Мольера был бы закрыт, но этому печальному событию не дала свершиться неизменная поддержка молодого короля.

Благосклонность Людовика XIV была столь велика, что комедиографа даже пригласили для постановки блистательного майского праздника в Версале в 1664 году.

Тогда же Мольер пишет комедию «Докучные» и три первых действия «Тартюфа». Однако «Тартюф» вызвал гнев парижских священников, и по их требованию пьесу все же пришлось запретить. Святоши вообще предлагали отправить Мольера на костер, но до этого дело, к счастью, не дошло.

Надо сказать, что за атакой на драматурга стояла исключительно мощная сила – «Общество Святых Даров», находящееся под патронажем королевы-матери. Даже король не смог продавить «Тартюфа» на сцену, и впервые сильно смягченный вариант под названием «Обманщик» был показан в 1667 году – после кончины Анны Австрийской.

Хотя главный герой пьесы вместо одеяния монаха носил светский камзол, уже на следующий день парижский суд вынес решение о запрещении постановки. Лишь в 1669 году «Тартюф» был сыгран таким, каким мы его знаем сейчас.

Однако попытки наложить запрет на пьесу не прекращались, что как нельзя лучше свидетельствует об остроте и точности, с которыми Мольер диагностировал и бичевал пороки общества. Имя «Тартюф» навеки стало нарицательным для лицемера и обманщика.

Однако постепенно король теряет интерес к работам Мольера, и, к тому же, драматурга изматывают семейные неурядицы.

Но он продолжает работать, создавая своего рода трилогию из «Тартюфа», «Дон Жуана» (1665), запрещенного к показу после пятнадцати спектаклей, и «Мизантропа» (1666).

Кстати, очень многие литературоведы воспринимают главного героя «Мизантропа» прямым предшественником Чацкого из комедии «Горе от ума».

В это тяжелое время Мольер не только пишет пьесы, но и продолжает работать в театре.

Великолепны его комедии, которые не просто развлекают, но и дают пищу для ума – «Скупой» (1668), «Ученые женщины» и «Мещанин во дворянстве» (1672 год), «Мнимый больной» (1673 год).

Самое удивительное, что при жизни Мольера случилось лишь одно издание его пьес – напечатанное в 1666 году в типографии Гильома де Люина. В первой книге двухтомника было почти шестьсот страниц.

Карьера великого драматурга имела трагическое завершение. Мольер был давно и тяжело болен (считается, что умер он от туберкулеза). В комедии «Мнимый больной», поставленной в феврале 1673 года, автор играл главную роль. Четвертое представление «Мнимого больного» закончилось тем, что Мольер потерял сознание прямо на сцене. Его унесли, а еще через полчаса у него началось легочное кровотечение.

Великий комедиограф умер 17 февраля 1673 года.

Однако после смерти возникли непредвиденные, но вполне понятные обстоятельства. Приходской священник своей властью запретил хоронить прах Мольера на кладбище. Лишь обращение вдовы комедиографа к королю позволило получить разрешение на проведение религиозного погребения.

Семь лет спустя, в 1680 году, Людовик XIV подписал указ, который объединил труппу Мольера с артистами Бургундского отеля. Так возник новый театр – прославленный «Комеди Франсез», который также именуют «Дом Мольера». «Комеди Франсез» ставил пьесы Мольера на своей сцене более тридцати тысяч раз.

Источник: http://people-archive.ru/character/zjan-batist-moler

Мольер — краткая биография

Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен) — выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии — родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г.

Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении — иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г.

по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В 1643 г. Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Первое документальное упоминание его псевдонима относится к январю 1644 г. Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 г.

Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы.

Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.

Возвратившаяся в 1656 г. в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 г.

в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659 г.

, стала первым успехом у широкой общественности.

После того как положение Мольера в Париже утвердилось, начинается период интенсивной драматургической, режиссерской работы, который продлится до самой смерти.

В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии.

Поворотным пунктом стали комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), которые демонстрируют уход автора от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.

У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями — когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно.

Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта. В частности, после появления в 1663 г.

«Тартюфа» в обществе разразился громкий скандал. Влиятельное «Общество святых даров» запретило пьесу. И только в 1669 г., когда между Людовиком XIV и Церковью наступило примирение, комедия увидела свет, при этом за первый год спектакль демонстрировали более 60 раз. Постановка в 1663 г.

«Дон Жуана» тоже вызвала огромный резонанс, но стараниями неприятелей творение Мольера больше при его жизни не ставилось.

По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.

В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом).

Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом.

Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.

Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей.

До сих пор его бессмертные комедии — «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и мн. др.

— входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.

Источник: http://www.wisdoms.ru/biografiya_moler.html

Краткая биография Жана Батиста Мольера

Статья рассказывает о краткой биографии Жана Батиста Мольера — знаменитого французского драматурга и театрального деятеля, оказавшего огромное влияние на развитие европейского театра.

Краткая биография Мольера: первые шаги и неудачиМольер родился в 1622 г. в семье мебельщика Поклена. Мальчик получил прекрасное образование, заинтересовавшись классической литературой и философией. После окончания колледжа он некоторое время занимался юридической практикой, помогая отцу. Вскоре он отказался от прибыльного дела, променяв его на увлечение театром.В 1643 г.

юноша принимает псевдоним Мольер и вступает в небольшое театральное товарищество. Деятельность новой труппы не имела успеха, в конце концов она распадается. В поисках средств к существованию Мольера в качестве рядового актера выступает в провинции. Через некоторое время Мольер становится руководителем труппы, на него ложится бремя ведения финансовых дел и общая организация деятельности.

Первое время Мольер продолжает попытки добиться успеха с помощью «высоких» классических произведений, актерской игре в которых он отдает все свои силы. Однако невежественная провинциальная публика не понимает таких пьес и осыпает труппу насмешками. Разъяренный руководитель начинает писать собственные примитивные фарсы, которые получают бешеный успех.

Мольер находит свое призвание в жанре комедии.

Начинающий драматург ставит свои ранние полноценные комедии («Сумасброд»), которые закрепляют успех автора.

Краткая биография Мольера: период расцветаВ 1658 г. король обратил внимание на Мольера, которому было разрешено работать под его покровительством в Париже. В этот период драматургом были созданы свои величайшие комедии (всего около сорока), которые до сих пор пользуются огромным успехом и не сходят со сцен ведущих мировых театров.

В жизни Мольера начинается самый продуктивный этап, принесший ему мировую известность. Однако судьба драматурга не была легкой и была насыщена трудностями. Особое место в жизни Мольера занимали отношения с королем Людовиком XIV.

Помимо основного творческого занятия, драматург вынужден писать королевские заказные комедии, которые даются ему с трудом и не представляют особой художественной ценности.Еще одним сложным моментом в биографии Мольера являются его отношения с католическим духовенством. Сатира драматурга не щадила никого, но в знаменитой комедии «Тартюф» (написана в 1664 г.

) Мольер посягнул на авторитет церкви. Автора предлагали сжечь на костре, запрещали постановки и обещали предать проклятию всех, кто ознакомиться с произведением. Драматург выдержал серьезную борьбу за свое творение, он был униженно просить короля об особом покровительстве. Наконец, в 1669 г. состоялась премьера великой комедии.

Произведения Мольера стали бессмертными, так как в них очень остро высмеиваются все главные пороки человечества, присущие ему во все времена: ложь, ханжество, невежество и т. д. Критика драматурга беспощадна, но выполнена в прекрасной художественной форме.

В конечном счете автор стремится к пробуждению в человеке ответной реакции, стремлению к доброте и справедливости.Отличительной особенностью творчества Мольера было его стремление избавиться от стандартов классицизма. В свои комедии он вводит элементы народной культуры и языка. Это стало важнейшим этапом на пути к реализму.

Мольер не старался изобразить многогранность человеческой личности. Наоборот в своих героях он ставил на первое место какую-то определенную черту характера, добиваясь ее максимального выражения. Это значительно усиливало комический эффект произведения.Наряду с писательской деятельностью, Мольер был выдающимся актером своего времени, что отмечают многие современники.

Смерть Мольера произошла в 1673 г. Он уже давно чувствовал серьезные проблемы со здоровьем. Прямо во время спектакля на сцене с мастером случился очередной приступ, но он невероятным усилием смог выдать его за элемент актерской игры. Вскоре после спектакля Мольер умер.

Источник: http://antiquehistory.ru/zhan-batist-moler-kratkaya-biografiya/

Ссылка на основную публикацию