Рудольф нуриев – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рудольф Нуриев и его мужчины, личная жизнь, фото

Рудольф Нуриев знаменит не только как великий танцор балета. В легенды и фото газетных хроник вошли также его загулы и половые связи с мужчинами. Гениальный артист обладал ужасным характером. Он буквально состоял из противоречий, посеянных в душе еще в раннем детстве, когда мальчик рос без отца, а часто и без еды.

Мать будущего артиста Фарида Нуриева родила мальчика 17 марта 1938 в вагоне поезда. Отец Хамет был военным политруком и часто переезжал с семьей. Так и случилось, что беременной жене с тремя детьми пришлось ехать во Владивосток на 9-м месяце. Когда мальчику исполнилось полтора года, небогатая семья вновь отправилась в путешествие. Новым назначением отца семейства стала Москва.

Будущая звезда балета с матерью

Маленький Рудольф хорошо запомнил военные годы. Тьма, страх и голод навсегда оставили след в его душе. Но малыш нашел способ выплескивать свои эмоции. Увидев однажды балет «Журавлиная песнь» детсадовец сразу потребовал у мамы отправить его на танцы. Фарида с радостью согласилась с желанием сына, тем более, что учителя и первая публика признали невероятный талант маленького артиста.

Маленький Рудольф со старшими сестрами

Хамет смог выжить на войне и вернуться к семье. Но он навсегда остался чужим для своего младшего сына. Пропасть усугубилась также нежеланием мужчины признавать выбор потомка посвятить свою жизнь балету.

Интересно: Алан Дзагоев: биография, личная жизнь

Первые овации

В 1948 Рудольф Нуриев вопреки воле отца отправился в Дворец Пионеров, чтобы обучаться балету. Его учительница Анна Удальцова была поражена талантом мальчика и посоветовала ему после окончания школы ехать в Ленинград. Но молодой человек завершив обучение решил использовать другую возможность.

В 1955 в столице проходил конкурс, куда отправилась балетная труппа Нуриева. Что знаменательно, была запланирована постановка «Журавлиной песни», но солист заболел.

Рудольф Нуриев на сцене

После первого золота на конкурсе в Москве, Рудольф Нуриев продолжил покорять публику в родном Ленинграде, периодически гастролируя по городам необъятной Родины. Вскоре слава балетного танцора вышла за пределы Советского союза.

Жизнь за границей

Биография Рудольфа Нуриева тесно связана с балетом. Но особой привязанности к советскому союзу татарин не чувствовал. Когда в 1961 году артист с труппой Мариинского театра отправился в Париж, он почувствовал новый для себя запах свободы.

Рудольф никогда не отличался покладистым характером. Несмотря на любовь публики, близкие знакомые считали танцора отвратительным и несдержанным человеком с огромным самомнением.

С многолетней партнершей, балериной Марго Фонтейн

Попав в Европу, Рудольф Нуриев начал кутить так, что вводил в шоковое состояние даже признанных повес. Возможно, именно поэтому танцору запретили продолжать турне и ехать в Лондон. Но друзья солиста балета помогли ему избежать экстрадиции и остаться во Франции на постоянной основе.

Рудольф Нуриев на съемках фильма «Валентино»

Мужчины танцора

Личная жизнь легенды балета так и не привела к появлению семьи и детей. Рудольф Нуриев длительное время встречался со знаменитыми мужчинами своего времени: Фредди Меркьюри, Миком Джагером, Элтоном Джоном и другими. Но длительные отношения в жизни танцора были только одни.

С Марго Фонтейн

Он смог добиться встречи с европейской знаменитостью и даже попал к нему в класс. Хоть Эрик был спокойной и холодной противоположностью Рудольфа, плодотворный творческий и романтический союз продлился 25 лет.

Несмотря на многочисленные измены с обеих сторон и регулярные ссоры, мужчины оставались вместе до конца. Смерть Эрика Бруна стала серьезным ударом для Нуриева. После трагической любви известны только 2 других избранника артиста: Роберт Треси и Уоллес Поттс.

Единственной женщиной которая была близка Рудольфу Нуриеву является Марго Фонтейн. Парижская прима была парой артиста на сцене 15 лет.

С датским танцовщиком Эриком Бруном

Интересно: Брендан Фрейзер: что с ним случилось, последние новости

Сам Рудольф скончался 6 января 1993 года. Здоровье Нуриева длительное время подтачивало заболевание, малоизвестное на тот период – СПИД. Танцор редко посещал врачей и не желал обследоваться. Вскоре его организм потерял всякую возможность сопротивляться болезням. На момент смерти легенде балета было 54 года.

Источник: https://diwis.ru/rudolf-nuriev-i-ego-muzhchiny/

«Летающий татарин» Рудольф Нуреев: 10 фактов о легендарном танцовщике

Мальчик, выросший в нищете, стал обладателем огромного состояния. Танцовщик, заставивший мир восхититься русским балетом, в жилах которого не было ни капли русской крови. В день юбилея «летающего татарина» Нуреева мы собрали несколько фактов из биографии этого парадоксального человека.

1. Рудольф Нуреев родился в поезде. 

Говорят, настоящая фамилия Рудольфа — Нуреев. Он переделал её уже после того, как стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа.

К тому моменту, когда его отец, служивший в Маньчжурии, смог вызвать к себе жену и детей, Фарида Нуреева находилась на последних неделях беременности. Женщина не смогла выдержать 12 долгих дней дороги, поэтому маленький Рудик появился на свет под стук колес 17 марта 1938 года.

2. К концу жизни танцор был очень обеспеченным человеком, он даже владел островом в Средиземном море. 

Однако расточительность, свойственная некоторым богатым людям, была ему абсолютно чужда. Рудольф считал каждую копейку, поскольку слишком хорошо знал, что такое голод и нищета.

В семье Нуреевых росло четверо детей. Денег катастрофически не хватало: Рудик постоянно донашивал вещи сестер, а однажды, когда мальчик должен был идти в школу, у него не оказалось ботинок, поэтому матери пришлось нести сына в класс на спине.

3. Желание связать свою жизнь с балетом возникло у Нуреева в 5 лет, когда мама впервые привела его на представление. 

Однако отца такая перспектива не обрадовала. Он был категорически против и всякий раз, когда заставал сына за танцами, устраивал ему порку. Но Рудольф сопротивлялся как мог и, несмотря на угрозы родителя, начал ходить в кружок народного танца.

В 11 лет талантливого мальчика заметила бывшая участница труппы Дягилева Анна Удальцова, ставшая его педагогом. А чуть позже он учился у Елены Вайтович. Именно эти две женщины убедили своего ученика поступать в Ленинградское хореографическое училище. Деньги на билет в Северную столицу Рудольф заработал сам уроками танцев.

4. В 1955 году Нуреева приняли в училище, но в силу своего импульсивного и резкого характера он не раз оказывался на грани отчисления. 

Впервые это произошло буквально через неделю после начала занятий. Начинающий танцовщик не нашел общий язык с преподавателем и директором учебного заведения Шелковым и попросил заменить педагога! Как ни странно, ему пошли на уступки, и благодаря этому Рудольф оказался в классе Александра Пушкина, с которым у него сложились замечательные отношения.

5. В 1958 году Нуреев окончил обучение и был зачислен в театр имени С.М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр). 

Руководство побаивалось брать хоть и талантливого, но слишком своенравного Рудольфа на зарубежные гастроли. Поездка труппы в Париж в 1961 году, как и многие другие, должна была пройти без него. Однако в самый последний момент принимающая сторона настояла на том, чтобы Нуреев приехал во Францию. Тогда еще никто не знал, что звезда советского балета не захочет возвращаться на родину.

6. 17 июня во французском аэропорту Ле Буржэ артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле. После этих слов Рудольф за секунду принял решение, которое потрясло весь мир: он решил не возвращаться в Союз

Увидев двух полицейских, танцовщик подошел к ним и сказал: «Я хочу остаться в вашей стране».

Стражи порядка отвели его в специальную комнату и предупредили, что дадут около 40 минут, чтобы он мог в спокойной обстановке принять окончательное решение и подписать соответствующие документы.

Естественно, все бумаги были на французском языке, их Нурееву перевела русская переводчица. Она же попыталась уговорить танцовщика немедленно сесть в самолет и полететь в Москву. На что он резко ответил ей: «Заткнись!» — и поставил подпись.

Рудольф остался в Париже один, с 36 франками в кармане. Однако перспектива столкнуться с нищетой казалась ему более привлекательной, чем возвращение за железный занавес.

Первое время Нуреева пытались вернуть. Родные звонили ему и просили одуматься. Не добившись желаемого, отец отрекся от собственного сына. Спецслужбы угрожали артисту, мешали его карьере, но это было бесполезно, вся Европа была у ног гениального танцовщика.

7. Одной из самых ярких партнерш, танцевавших с Нуреевым, была прима-балерина лондонского Королевского балета Марго Фонтейн. 

Их совместная творческая жизнь началась в 1962 году в балете «Жизель» и продолжалась много лет. Есть мнение, что Марго и Рудольфа связывали не только рабочие и дружеские отношения, но и любовные. Хотя достоверных доказательств этому нет, к тому же артист был известен своей нетрадиционной ориентацией, а Фонтейн была замужем.

8. 25 лет Нуреев жил с датским танцовщиком Эриком Бруном до самой его смерти. Эти отношения не являлись тайной ни для кого, однако артиста сильно раздражало, когда журналисты пытались лезть в его личную жизнь, поэтому он старался свести общение с представителями прессы к минимуму.

9. В 1989 году Нуреев впервые вернулся на родину. И, хотя он дважды выступил на сцене Кировского театра, мало кто из тех зрителей понимал, что перед ними — легендарная личность. Дело в том, что после побега танцора за рубеж страна предпочла поскорее забыть о нем и его неподобающем поступке.

10. В 1983 году у Рудольфа обнаружили ВИЧ. Эта болезнь стала главной причиной его довольно ранней смерти.

Танцовщик умер в возрасте 55 лет в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Оформлением могилы артиста занимался ведущий художник Парижской оперы Энцо Фриджерио.

Зная страсть своего покойного друга к коллекционированию старинных ковров, он создал один из них на его могиле из мозаики.

Из: bigpicture

На превью : Рудольф Нуриев в аэропорту Шереметьево перед вылетом в Париж, 
© РИА Новости / Валерий Шустов

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/letayushchiy-tatarin-rudolf-nureev-10-faktov-o-legendarnom-tantsovshchike/

Биография Рудольфа Нуриева — история невозвращенца

Приветствую всех, кто забрел на мой сайт! Друзья, для тех, кто еще не знаком с историей легендарного танцора, эта информация будет весьма интересна. Биография Рудольфа Нуриева вызывает много споров и разных мнений, но никого не оставляет равнодушным.

Биография Рудольфа Нуриева в фотографиях

Рудольф Хаметович Нуриев (Нуреев). Дата рождения: 17 марта 1938. Дата смерти: 6 января 1993 (54 года). Род деятельности: советский, английский и французский артист балета и балетмейстер.

В 1983-1989 годах Нуриев являлся художественным руководителем балета Парижской Гранд Опера. В 1991 году в Вене дебютировал как дирижер.

Гражданство: СССР, Австрия. Награды: (Франция) Командор ордена Искусств и литературы, Кавалер Ордена Почетного легиона. Рост 1,73 м, знак зодиака – Рыбы.

Рудольф Нуриев: биография, личная жизнь

Необычный и непохожий на других, Рудольф Нуриев появился на свет также необычно — он родился в поезде, где-то под Иркутском. Из четверых детей он был единственным сыном.

Семья его была татарского происхождения, из советской Башкирской Республики. Его отец был военнослужащим. Вскоре после рождения Рудольфа он получил назначение в Москву.

Семья Нуриевых

В 1941 году началась война. Рудик с матерью и сестрами из Москвы перебрались в Уфу. Они жили в деревянном доме вместе с другими семьями. Жизненные условия были отвратительными, туалет на улице. Все жили в крайней бедности, но семья Нуриевых была беднее всех.

История шрама: в раннем детстве Рудика укусила оголодавшая собака. Это случилось в тот момент, когда он поднес ко рту кусочек хлеба. Когда Рудольф поступил в школу, над ним все издевались потому, что он носил пальто сестры и у него не было обуви.

Забегая вперед, следует отметить, что Нуриев впоследствии будет одним из самых богатых людей в мире: огромная квартира в Париже, огромная квартира в Нью-Йорке, личный остров, уникальные коллекции фарфора, скульптур и картин.

Твердое решение: «Балет!»

Накануне Нового 1945 года, матери Рудольфа удалось по одному билету провести всех детей на балет «Журавлиная песнь», который проходил в театре Уфы. Это событие изменило судьбу Рудика.

С этого момента Нуриев решил стать танцовщиком. Он стал посещать школьный кружок народных танцев. Затем он занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся в ссылке. Убедившись в способностях мальчика, ему подали мысль продолжить занятия в престижной Ленинградской балетной школе.

В пятнадцать лет Нуриев дебютировал в кордебалете на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, в 1954 был принят в труппу театра.

Дальнейшая учеба в Ленинграде казалась невозможной, тем более, что отец запретил сыну ходить на занятия танцев под предлогом, что это препятствует школьным занятиям. Но Рудольф был упрям!

В 1955, несмотря на большое отставание по возрасту, он был принят в Ленинградское хореографическое училище. Учился в классе Александра Пушкина — артиста балета и выдающегося педагога.

С другими учениками у Рудольфа отношения не сложились. Его дразнили, обзывали деревенщиной. Парень не смог ужиться в интернате и ему пришлось поселиться у своего педагога.

Нуриев и Дудинская

После окончания училища в 1958 году, благодаря приме — балерине Наталии Дудинской, он остался в Ленинграде и был принят в театр оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 года – Мариинский театр).

«Лауренсия». Рудольф Нуриев и Наталия Дудинская

Дебютировал на сцене как партнер Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо. Это был ошеломляющий успех! Ей было 49 лет, ему – 19!

Читайте также:  Сергей лазарев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Невозвращенец

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ «за нарушение режима нахождения за границей», Нуриев был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне. Но он отказался вернуться в СССР и попросил политического убежища.

Он стал «невозвращенцем» — первым среди артистов. В связи с этим был осужден в СССР за измену родине и приговорен заочно к 7 годам заключения.

В Париже он сразу же был принят в гастрольную труппу Балета Маркиса де Куэваса. Но Франция отказалась дать ему статус политического беженца и Нуриев отправился в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена, затем переехал в Лондон.

Эрик Брун

В 1962 Нуриев познакомился со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном, оказавшим большое влияние на становление хореографии и стиля танцовщика. Брун — огромного роста датчанин неземной красоты, всемирно известный танцор, считавшийся одним из самых выдающихся танцовщиков XX века.

Эрик Брун

Трудно сказать, кто был первым мужчиной — любовником Нуриева, но то, что его первой и величайшей любовью всей жизни стал Эрик Брун- несомненно. Причем Нуриев сначала влюбился в его танец, а потом в него самого.

Эрик был идеалом для Нуриева. Он был на 10 лет старше его, высок и красив, как бог. Он от рождения обладал теми качествами, которых Рудольф начисто был лишен: спокойствия, сдержанности, такта.

А главное — он умел то, чего не умел Нуриев. Он был полной противоположностью Эрика. Не секрет, что у Рудольфа был несносный характер, он мог быть достаточно груб и резок.

Рудольф и Эрик

Рудольф и Эрик

Их бурный любовный роман, длившийся четверть века, окончательно рухнул, когда Рудольф узнал, что в Торонто (где Эрик тогда руководил Национальным балетом Канады) у Эрика завязался роман с одной из его учениц, которая в итоге родила от него дочь.

Но хотя с любовными отношениями между ними все было покончено, духовная связь длилась до конца жизни, пережив все измены, конфликты, разлуки. «Мой датский друг Эрик Брун помог мне больше, чем я могу выразить, — сказал Нуриев в одном интервью. — Он мне нужен больше всех».

В 1986 Брун умер от рака легких. Он очень много курил! Рудольф тяжело переживал смерть Эрика и никогда и не смог оправиться от этого удара.

Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев

В 1962 танцор подписал контракт с Лондонским королевским балетом, что было фактом беспрецедентным: туда не брали людей без британского подданства. Но для Нуриева было сделано исключение, и он стал партнером блистательной английской балерины Марго Фонтейн.

Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев

В Англии Фонтейн была единственной и самой яркой «звездой» (супруга панамского юриста и дипломата Тито де Ариаса). Когда она познакомилась с Нуриевым, ей было 42 года (ему — 24) и она собиралась оставить сцену. Именно Нуриев вдохнул в ее танец, невероятную чувственность. Они считались самым гармоничным балетным дуэтом своего времени.

Конечно, это был платонический и, в первую очередь, творческий союз, но когда сегодня смотришь записи их танцев, невольно приходишь к мысли, что их связывало очень глубокое чувство.

Биография Рудольфа Нуриева (видео):

На протяжении почти 10 лет, вплоть до ухода Фонтейн со сцены, Рудольф продолжал оставаться ее постоянным партнером.

Через пять лет после смерти Эрика, Рудольф простился и с дамой своего сердца Марго Фонтейн. Она умерла 21 февраля 1991 года, спустя двадцать девять лет с того дня, как она и Рудольф впервые танцевали в «Жизели».

Он был ее партнером в спектаклях почти 700 раз! Согласно ее желанию, Марго была похоронена в одной могиле с мужем, которого пережила на два года.

Рудольф Нуриев и его мужчины

Нуриев был гомосексуалом, однако в юности имел и гетеросексуальные отношения. Рудольф желал секса 24 часа в сутки! Он был бомбой темперамента, энергии и страсти!

Он встречался со многими партнерами, среди которых называют (помните, что «свечку» никто здесь не держал) Фредди Меркьюри, Мига Джаггера, Элтона Джона и Жана Марэ, но любил Нуриев одного – Эрика Бруна.  Для Нуриева он был больше, чем любимый человек. После смерти Бруна у Нуриева больше не было сильных чувств к кому-либо.

Многие осудят Нуриева. Но это его личная жизнь. Как говорил Томас Нойрвит (Кончита): «Важен только исключительно человек, у каждого должно быть право жить так, как он считает нужным, если это никому не причиняет вреда».

Свидание с матерью

В 1987 он смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 48 часов, причем артисту не дали возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

Причина смерти

В 1983 в крови танцовщика был обнаружен ВИЧ. Диагностика показала наличие вируса в крови уже несколько лет. Тогда о болезни было известно крайне мало: танцор начал лечение не сразу и принимал экспериментальные лекарства.

Болезнь прогрессировала. Друзья, это чудовищно, когда человек знает, что обречен и скоро покинет поверхность земли, и что ничем невозможно исправить эту ситуацию, даже большими деньгами. Нуриев скончался от осложнений СПИДа 6 января 1993 года недалеко от Парижа.

Могила Рудольфа Нуриева

Согласно его желанию, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром.

Могила Рудольфа Нуриева

Цитаты

  • «Я хочу иметь возможность работать повсюду — в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио и, разумеется, в самом, на мой вкус, прекрасном из театров — сине-серебряном Кировском в Ленинграде. Мне двадцать четыре года. Я не желаю, чтобы кто-то решал за меня мое будущее, определял, в каком направлении мне «следует» развиваться. Я попробую дойти до этого самостоятельно. Вот что я понимаю под словом «свобода».
  • «Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие всем — это не оригинально».
  • «На каждом па должен лежать отпечаток собственной крови».

Секрет успеха

Драматические обстоятельства его приезда на запад продвинули Нуриева на первое место, но продержался он благодаря сильнейшей личности.

Неутомимо выступая, каждый вечер, месяцами, годами, во всем мире, в широчайшем репертуаре, он растрогал больше публики, чем какой-либо другой танцовщик. В 1975 году число выступлений достигло трёхсот! Он полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете.

Однажды в интервью Нуриева спросили, в чем секрет успеха его работы за границей. Он ответил: «Я мало спал и много работал». И это определило всю его жизнь.

Биография Рудольфа Нуриева (видео)

Друзья, оставляйте ваши комментарии к статье «Биография Рудольфа Нуриева — история невозвращенца». Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях.

Источник: https://damy-gospoda.ru/biografiya-rudolfa-nurieva/

Биография и личная жизнь Рудольфа Нуриева

Родился будущий танцовщик в 1938 году в Иркутске – так записано в официальных документах. На самом деле все произошло в поезде, на станции близ Иркутска, поэтому так и записано в метрике.

Его военное детство прошло в Уфе, там же он начал танцевать в ансамбле Дома культуры. Его талант заметили, и пригласили в кардебалет Уфимского оперного театра, а в 16 лет он стал членом труппы.

Через год он уже учился в хореографическом училище в Ленинграде, а после его окончания был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета.

Его первая партия на сцене была принята очень тепло – это была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Чуть позже он едет на VII Всемирный молодежный фестиваль в Вене, где получает Золотую медаль. С тех пор его карьера пошла по восходящей, он стал важной персоной в труппе, ему поручали сложные партии. Театр ездил на зарубежные гастроли, и в списке «выездных» неизменно было имя Нуриева.

Затем Рудольфу дали визу для поездки во Францию, для выступления в Парижской опере. Но через несколько дней после приезда пришло указание – вернуть артиста в СССР за какие-то нарушения.

Нуриев прекрасно понимал, что на родине его ждет тюрьма, попросил политического убежища во Франции и получил его.

Настоящей причиной требования вернуться в страну, как оказалось, стала нетрадиционная ориентация танцовщика, которую он не скрывал.

И только в 1985 году Нуриев на три дня приехал на родину, на похороны матери. При этом властями запрещено было даже разговаривать с ним тем, кто его знал.

Через полгода после получения политического убежища во Франции Нуриев переезжает в Лондон вместе со своей партнершей Марго Фонтейн. Они выступают  на сцене Королевского Балета «Ковент Гарден», их выступления публика принимает с восторгом, а их дуэт до сих пор считается эталонным.

Через несколько лет Нуриев выступает в Венской опере, получает австрийское гражданство. Однако его концерты проходят в самых разных странах, практически без перерыва – по 200 концертов в год. Рудольф Нуриев работает как одержимый, как будто не может остановиться: к 1975-му он танцует уже в 300 спектаклях в год.

Кроме этого, он успевает сниматься в кино: кроме документальных лент про балет в его портфолио есть два художественных фильма. В биографической драме «Валентино» он исполнил роль Рудольфа Валентино, а в мелодраме «На виду» – роль Даниэля Джелина.

Нуриев также самостоятельно ставил спектакли, вошедшие в золотой фонд классики балета.

В 80-х годах Рудольф Нуриев возглавил труппу парижской Гранд-оперы и ввел там много новшеств. В частности, давал танцевать молодым артистам, что было новаторским приемом. А когда сам не смог танцевать, начал дирижировать в этом же театре

Личная жизнь Рудольфа связана с мужчинами, хотя в юности он оказывал внимание девушкам. Ему также часто приписывают отношения с Марго Фонтейн, его великой партнершей, но они оба отрицали это. Скорее это была духовная связь. Когда Фонтейн заболела раком, Нуриев оплачивал ее лечение.

Также ходили слухи о связях Нуриева с другими известными артистами, однако главной его любовью всегда оставался танцовщик Эрик Брун, датчанин. Они были вместе больше 25 лет, расставшись только со смертью Эрика в 1986 году.

В то время Нуриев уже знал, что смертельно болен СПИДом. Он ушел из жизни  в январе 1993 года, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Источники:

  • Рудольф Нуриев: биография

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959019-biografiya-i-lichnaya-zhizn-rudolfa-nurieva

Биография Рудольфа Нуриева

Опубликовано: 29.11.2016 – 11:32

Рудольф Хемит улы Нуриев (Нуреев) — выдающийся балетмейстер и танцор XX века. За свою жизнь ему удалось полностью изменить восприятие мужского танца в классическом балете. Благодаря этому талантливому юноше зрители перестали воспринимать танцоров как приложение к балерине.

Он умело комбинировал в своих движениях классические и современные тенденции, приковывая внимание всех посетителей театра. Всю свою жизнь Рудольф посвятил искусству, ему даже пришлось покинуть родную страну ради реализации некоторых планов. Родился хореограф 17 марта 1938 года в Иркутске, СССР.

Если быть точнее, он появился на свет в поезде, идущем на Дальний Восток. Местом рождения мальчика стала станция Раздольное.

Увлечение танцами с детства

Мать Рудольфа, Фарида Нуреева, была домохозяйкой. Его отец Хамет находился на посту политрука Советской Армии. Кроме будущего танцора в семье было ещё три дочери. Их звали Роза, Розида и Лилия. С младшей из них, Розой, мальчик дружил особенно крепко. В будущем он завещает ей свой дом в Монте-Карло, но в последний момент изменит решение.

Ещё до рождения сына Нуреевы жили в Москве, но потом Хамету пришлось эвакуировать своих родных. В течение следующих нескольких лет семья проживала в Уфе. Именно там прошли детство и юность будущего балетмейстера.

С семилетнего возраста юноша занимался народными танцами. В возрасте 11 лет он поступил в группу классического танца А.И. Удальцовой, затем обучался у Е.К. Войтович. Когда мальчику исполнилось 15, его приняли в кордебалет Уфимского оперного театра, через год он стал полноправным членом труппы.

Нуриев был довольно слабым ребёнком. Семья жила бедно, и он постоянно недоедал. Однажды мальчик случайно опрокинул на себя котелок с картошкой, и попал в больницу. Только там ему удалось наполнить свой желудок.

В другой раз Рудольф был членом танцевальной группы, которую пригласили в Ленинград, но он не смог поехать. Отец не имел возможности заплатить 300 рублей за билет, хореограф ещё долго был в обиде на него за это.

Хамет был против увлечений сына, за всю жизнь он ни разу не посетил его выступления. В детстве он бил Рудольфа из-за занятий танцами, считал балет несерьёзной профессией для «настоящего мужчины». Позже танцор старался не вспоминать об этом травмирующем прошлом. Он даже не смог приехать на похороны отца, поскольку находился в эмиграции.

Обучение и успехи в балете

В апреле 1955 юноша принимал участие во Всесоюзном смотре хореографических училищ, он даже снялся в фильме под названием «Души исполненный полёт». В августе того же года Рудольф поступил в Ленинградское хореографическое училище. Сначала он обучался в классе В.И. Шелкова, затем перешёл на курс А. И. Пушкина. В Ленинграде Нуриев жил у дочери Анны Удальцовой, его бывшей преподавательницы.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Учёба давалась танцору нелегко. Он был одним из самых старших детей в группе, многое пришлось навёрстывать. Из-за этого юноша часто срывался, у него было много конфликтов со сверстниками.

Рудольф предпочитал общаться с теми, кто был старше его. Проблемы с техникой нередко выводили Нуриева из себя, он мог разреветься и убежать посреди занятия.

Но потом, поздно вечером, он возвращался и отрабатывал движения до идеала.

Коллеги поражались упорству и трудоспособности танцора. Он посвящал всё свободное время саморазвитию, ходил в театры и музеи, изучал иностранную хореографию по журналам.

Также парень брал дополнительные уроки музыки, впитывал все знания об искусстве, которые ему удавалось получить.

После переезда за границу он мог отрабатывать более 300 спектаклей за год, выходя на сцену практически каждый день.

Читайте также:  Жасмин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В июне 1958 состоялись выпускные спектакли на сцене Кировского театра. Там юноша исполнял партии из балетов «Корсар», «Гаянэ» и «Лауренсия». Осенью этого же года он стал солистом театра.

В 1959 году состоялся фестиваль в Вене, откуда танцор вернулся с золотой медалью. Он гастролировал в Болгарии, Египте и ГДР. С 1958 до 1961 Рудольф исполнил 15 ролей в Кировском театре.

На этой сцене он воплотил ведущие партии из «Жизели», «Спящей красавицы» и «Лебединого озера».

Эмиграция и поиски политического убежища

В мае 1961 года Нуриев выехал с балетной труппой на гастроли в Париж. В это время его заподозрили в гомосексуальности, из-за этого уже 16 июня Рудольф совершил «прыжок свободы».

Он попросил у французов политического убежища, на тот момент в кармане парня было не более 36 франков. Балетмейстер выпрыгнул из зоны контроля в аэропорту, оставшись без багажа.

Примечательно, что незадолго до этого он получил звание лучшего танцовщика мира 1961 года.

Сразу же после побега юношу приняли в гастрольную группу Балета Маркиса де Куэваса, там он исполнял партию в постановке «Спящая красавица». Первое выступление балетмейстера состоялось 23 июня 1961.

Ровно через восемь месяцев он дебютировал в балете «Жизель» на сцене Ковент Гарден в Лондоне со своей партнершей, одной из лучших балерин Британии, Марго Фостейн. С тех пор они регулярно танцевали вместе.

В апреле 1962 Нуриева приговорили к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества. Приговор был вынесен Ленинградским городским судом. Ему удалось вернуться в СССР лишь в конце 80-х годов. Рудольф смог ненадолго увидеться с родными людьми под присмотром КГБ. До конца дней с него так и не сняли обвинения в «невольной измене».

В 1964 Нуриев пробует себя в качестве балетмейстера. Он ставит собственные версии «Лебединого озера» и «Раймонда». В дальнейшем он создал ещё несколько постановок, которые собирали огромное количество зрителей. В 1966 состоялась премьера оригинального балета «Танкреди», музыку к которому написал Хайнс Хейнц.

Всемирная известность

Много лет Рудольф гастролировал по всему миру, у него было много фанатов, которых иногда приходилось отгонять с помощью конной полиции.

Мужчина был неутомимым, он постоянно выступал, не чувствуя усталости. Наверное, именно так и должен ощущать себя человек, который занимается любимым делом, отдаваясь ему со всей страстью.

Балетмейстер сотрудничал с такими хореографами, как Р. Пети и Ж. Бежар.

Талантливый танцор проявлял себя и в других сферах искусства. Он снялся в фильмах-балетах, среди которых «Я — танцовщик» и «Ромео и Джульетта». Также он попробовал себя в кино. Огромным успехом пользовалась картина «Валентино» снятая режиссёром Кеном Расселом. В 1982 вышла вторая кинолента с участием хореографа. Ею стала драма «На виду» от Джеймса Тобака.

В 1982 балетмейстер получил австрийское гражданство, уже через год его назначили директором труппы парижской Гранд-опера. На этом посту он находился до ноября 1989.

Позже артист приехал в Ленинград с гастролями, там он исполнил партию в балете «Сильфида» на сцене родного Кировского театра. Причиной для поездки стала необходимость увидеться с умирающей матерью.

Год спустя Рудольф участвовал в американском мюзикле «Король и я».

В 1991 Нуриев решил испытать свои силы в качестве дирижёра. Дебют состоялся в Вене, во дворце Ауершперг. Он объездил много стран с симфоническими оркестрами, в мае 1992 состоялось выступление артиста в Казани. Всего за год Рудольф успел посетить Афины, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Будапешт и другие города. Осенью 1992 на сцене Гранд-опера балетмейстер поставил балет «Баядерка».

Источник: http://stories-of-success.ru/rudolfa-nurieva

Рудольф Нуриев

Имя Нуриева стало своеобразным символом в истории балета. Он был одним из тех, кто продолжил традиции В.

Нижинского и добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ.

Он посвятил балетному искусству всю свою жизнь и ради того, чтобы реализовать все свои творческие планы, даже покинул родину.

Нуриеву повезло: за свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета. Девизом же его жизни можно считать следующие слова: “Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально”.

Рудольф Нуриев родился в Сибири, в Иркутске, вдалеке от столицы.

Танцевать он начал достаточно рано: сначала был участником детского фольклорного ансамбля, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище.

После его окончания в 1958 году Нуриев становится солистом одной из основных балетных трупп страны – балета театра имени С. Кирова (сегодня ему возвращено прежнее название – Мариинский театр).

Р. Нуриев покинул СССР в июне 1961 года, когда вместе с труппой Кировского театра был на гастролях в Париже. Обстоятельства ег

о сенсационного побега выглядели следующим образом. Нуриев был гомосексуалистом и, оказавшись на Западе, не смог удержать в секрете от агентов КГБ своих контактов с местными “голубыми”. Тогдашний председатель КГБ А.

Шелепин, в частности, докладывал в ЦК КПСС: “З июня сего года из Парижа поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью.

Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, Нуриев не изменил своего поведения…”

Именно эти “профилактические беседы” в конце концов и привели к тому, что Нуриев решил не возвращаться на родину и остаться на Западе. Это случилось 16 июня. В карма

е у Нуриева было тогда всего 36 франков.

Вскоре Нуриев начал работать в Королевском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна “рудомании”: десятки тысяч поклонников Нуриева осаждают его во всех уголках Земли. Чтобы сдержать их натиск, приходилось прибегать к помощи значительных сил конной полиции.

Более пятнадцати лет Нуриев был звездой Лондонского королевского балета и являлся постоянным партнером великой английской балерины Марго Фонтейн.

Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нуриеву – 24, но их дуэт был, пожалуй, одним из самых блистательных за все последние десятилетия. Совместное творчество Фонтейн и Нуриева началось в 1962 году с балета “Жизель”. А в 1963 году известный балетмейстер Ф.

Аштон специально поставил для этих выдающихся танцовщиков балет “Маргарет и Арман”. Сам же Нуриев возродил для Фонтей

и самого себя постановку классического балета М. Петипа “Баядерка” на музыку Л. Минкуса. Именно благодаря этому партнерству Нуриева и стали считать величайшим танцовщиком XX века. Некоторое время их связывали и личные отношения, Фонтейн даже родила дочь от Нуриева, но она вскоре умерла.

Нуриев также работал в труппах Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии. Он великолепно танцевал героя в “Сильфиде”, принца в “Спящей красавице” и множество других сложных по исполнению партий.

По отзывам людей, которые следили за творчеством Нуриева, он обладал какой-то особенной жадностью, стремясь танцевать не только в классических, но и в современных постановках.

Нуриев работал с такими известными на весь мир хореографами, как Р. Пети, Ж. Бежар.

https://www.youtube.com/watch?v=WSEHdKRKgfs

Благодаря его деятельности роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с р

олью балерины. Его танец был не только выразительным, но и удивительно мощным. В нем ярко проявлялась индивидуальность танцовщика. Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже.

Он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения, поэтому его танец и был проникнут особой силой. Нуриев не только передавал драматургию, но и воспевал свободу человеческого тела, которое как бы растворялось в танце.

Подобную же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан. Кстати, и этих артистов критики порицали за то, что они появлялись на сцене излишне обнаженными.

Разносторонность дарования Нуриева проявилась не только в балете. Он много снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием “Я – т

нцовщик”, а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела. Несмотря на то, что биография их была во многом разной, в отдельных деталях она совпадала: оба они были фанатиками танца.

Вот почему многие считала, что в этой картине Нуриев сыграл самого себя.

Как бы в подтверждение духовного родства двух выдающихся артистов многие телеканалы мира, сообщая о смерти Нуриева, транслировали в новостях кадры из фильма, где танцовщик изображает умершего Валентино.

Нуриев также оказался не менее талантливым режиссером, поставив несколько классических балетов для разных компаний. В 1964 году он поставил сразу два балета – “Раймонду” и “Лебединое озеро”, в 1966 году появились “Дон Кихот” и “Спящая красавица”, на следующий год – балет “Щелкунчик”, а еще через десять

ет – балеты “Ромео и Джульетта” и “Буря”.

В 1982 году артист получил австрийское гражданство, а последние свои годы Нуриев прожил во Франции, поскольку с 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Однако все его творческие и жизненные планы перечеркнула страшная болезнь – СПИД.

Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в своем одиночестве: он давал показательные уроки, общался с людьми, много ездил. В 1990 году он приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную карьеру, – Мариинский театр в Санкт-Петербурге.

Однако большую часть времени он проводил на собственном острове в Средиземном море, где у него была роскошная вилла.

Болезнь была обнаружена у великого танцора в конце 1984 года. Нуриев сам пришел на прием к молодому парижскому врачу Мишелю Канези, с которым

он познакомился за год до этого на Лондонском фестивале балета. Нуриева обследовали в одной из престижных клиник и поставили убийственный диагноз – СПИД (он уже развивался в организме больного в течение последних 4 лет).

По одной из версий, танцор подхватил эту болезнь не естественным (половым) путем, а по чистой случайности. Якобы однажды он неосмотрительно перебегал дорогу и был сбит автомобилем.

В больнице ему сделали переливание крови, во время которого и была занесена зараза.

Между тем весть о том, что он болен “чумой XX века”, Нуриев воспринял спокойно, видимо, рассчитывая вылечиться с помощью своих денег. С этого момента он стал выделять на свое лечение до двух миллионов долларов в год.

Канези и его знакомый вирусолог решили лечить танцора новым лекарством, которое следовало ежедневно вводить внутривенно. Однако т

акого “ритма” Нуриев не выдержал: через четыре месяца он отказался от инъекций. После этого какое-то время СПИД не давал о себе знать. Но в 1988 году Нуриев вновь обратился к врачам и попросил их провести курс лечения экспериментальным препаратом – азидотимидином. Однако и это лекарство не помогло.

Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать. Весной следующего года началась ее последняя стадия. В те дни Нуриев был обеспокоен только одним: ему хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку “Ромео и Джульетты”. И судьба дала ему такой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль. Затем уехал из Франции на отдых.

3 сентября Нуриев вернулся в Париж, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Ему вновь требовалось лечение в стационаре. “Теперь мне конец?” – постоянно спрашивал о

своего врача. Но тот не решался говорить ему правду. 20 ноября Нуриев лег в больницу и уже ничего не мог есть. Питание ему вводили через вену. По словам Канези, который находился рядом с Нуриевым в последние мгновения его жизни, великий танцор умер тихо, без страданий.

Нуриев являлся владельцем превосходной коллекции произведений искусства. Он уделял много внимания и своим сценическим нарядам. Сохранилось следующее высказывание М.

Барышникова: “Рудольф подвел меня к гардеробной, в которой находилась коллекция его театральных костюмов. Он вынимал мне костюм за костюмом и показывал, как они сконструированы.

Действительно, каждый из них был сшит по-особому, так, чтобы колет тесно облегал торс, не елозил, со специально встроенными подмышками, чтобы во время танца актеру легко было поднимать руки”.

Поскольку прямых наследнико

у Нуриева не оказалось, большая часть принадлежавших ему вещей после его смерти была распродана. Например, костюм графа Альберта, сшитый для выступления в “Жизели”, был куплен на аукционе “Кристи” в Нью-Йорке за 51570 долларов.

Великий танцовщик похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, где нашли свой последний приют многие наши знаменитые соотечественники, в разное время покинувшие Россию. Недалеко от могилы Нуриева находится и могила известного русского кинорежиссера Андрея Тарковского.

Священник расположенной на кладбище православной церкви рассказывает, что родственники и друзья Рудольфа Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому, и по православному обряду, поскольку незадолго до смерти он будто бы принял православие. Но даже если это и не так, Рудольф Нуриев принадлежит всему миру…

Источник: http://facecollection.ru/people/rudolf-nuriev

Рудольф Нуриев. Греховный и безгрешный

jandrejevaРовно в полдень 16 июня 1961 года в бар парижского аэропорта Бурже вошёл неприметный молодой человек. Он был мертвенно-бледен и укутан в поношенное пальто, хотя на дворе было жарко. С ним были двое сопровождающих – дюжие молодцы в одинаковых костюмах – но держались как-то странно: словно бы и рядом, но поодаль.

Читайте также:  Виктор пелевин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рассеянно пропустив бокальчик вина, молодой человек хотел было направиться к выходу, но тут объявили задержку рейса, и он как бы в нерешительности застыл на месте. Эта секунда заново определила его жизнь.

Фактически приговорённый к депортации, к медленному убийству, которое ждало его на родине, Рудольф Нуриев – а это был именно он – нашёл в себе силы совершить великий и неслыханно отважный прыжок к свободе.

Решение созрело спонтанно

Безо всякого предварительного обдумывания. В Ленинграде у Нуриева было всё, о чём бедный парнишка из Уфы не смел и мечтать. В 17 лет поступив в хореографическое училище – небывалый случай в истории мирового балета! – спустя 3 года он танцевал едва ли не все ведущие партии на сцене академического театра имени Кирова и имел баснословный успех.

Его партнёршей была народная артистка СССР Наталья Дудинская – между прочим, супруга главного балетмейстера Константина Сергеева, который в те годы и сам ещё продолжал карьеру танцовщика. Несмотря на некоторые трения с «руководящим мужем», Нуриев ходил по театру гоголем.

Ему было позволено многое, что не разрешалось никому другому: выбирать себе педагогов и портных, прилюдно комкать и выбрасывать в урну приказы администрации, выступать на собраниях в защиту обиженных и оскорблённых. Наконец, у него был твёрдый заработок и даже собственный угол, в котором он смог поставить новенькое пианино, купленное им на гастролях в Германии. Нуриев обожал музыку.

Самоучкой постигнув её сокровенные тайны, он не пропускал ни одного симфонического концерта в Ленинградской филармонии и следил за исполнением по партитуре, придирчиво отмечая малейшие неточности.

Он с закрытыми глазами мог водить экскурсии по Эрмитажу; но четверть века спустя, обставляя свои многочисленные квартиры, проявил не больше вкуса, чем рядовой нувориш, превращающий свою виллу в венецианский дворец. Покупая картины, гобелены и всякие художественные безделушки, он бездарно переплачивал, не умея отличить подделку от действительной ценности. Зато в чтении был довольно разборчив.

В Ленинграде его знали все библиотекари, и все старались ему угодить. Одним словом, питерская жизнь не давала ему явных поводов для отъезда. Но под маской мнимого благополучия назревал кризис, подспудно подогревавшийся функционерами КГБ, которые надеялись разыграть эту карту в свою пользу. Но, как это бывает, разразившиеся события больнее всего ударили по разжигателям этого конфликта.

В последних числах мая 1961 года Кировский балет прибыл в Париж и выступал во Дворце спорта. Последнее представление состоялось 15 июня – но уже без Нуриева, которого от гастролей отстранили. Согласно официальной формулировке – «как злостного нарушителя режима пребывания советских граждан за границей».

Назавтра труппа должна была вылететь в Лондон, а Нуриева отправляли самолётом в Москву, под предлогом «необходимости его участия в правительственном концерте». Сергеев и Дудинская были в панике. Нуриев имел в Париже грандиозный успех, газеты писали: «Русские привезли танцовщика с Луны». Теперь Нуриева ждали в Лондоне. Без его участия легендарная труппа выглядела довольно блекло.

Но административная вакханалия вокруг непокорного танцовщика разбушевалась не на шутку, и остановить её было невозможно. Чем же провинился Нуриев перед блюстителями «режима»? В отличие от всех прочих, он отказывался носить бирку с фамилией, которая облегчала особистам слежку за советскими артистами.

После спектакля, вместо того, чтобы послушно идти в гостиницу, он в компании парижских богемных знаменитостей с головой окунался в ночную жизнь Сен-Жерменского предместья. Как-то раз его попросили «отчитаться» в своих поступках, доложить, где он был, с кем общался и о чём разговаривал. В ответ на что Нуриев по-татарски выругался и ушёл, неизящно хлопнув дверью.

Во время спектаклей он также вёл себя непозволительно. Начав танцевать свою вариацию в «Лебедином озере», он поскользнулся и упал. «Нормальный» танцовщик попытался бы сгладить эту неловкость. Но Нуриев поступил иначе. Громко выругавшись, он отправился за кулисы, натёр туфли канифолью и лишь тогда вернулся на сцену. Оркестр почти пять минут держал паузу. Казалось, разразится жуткий скандал, но публика смирно сидела, а под конец наградила Нуриева такими аплодисментами, каких «нормальные» танцовщики никогда не слышали. Этого ему простить не могли. И вот он дрожит от тоски и злобы, ожидая вылета в Москву.

Но случилось чудо…

Клара Сент, его новая знакомая, упросила «топтунов», чтобы они позволили ей попрощаться с Нуриевым. Крепко обняв его, она прошептала: «Бежим! У выхода нас ждёт автомобиль!» На мгновение Нуриев заколебался. Но у Клары на этот случай всё было предусмотрено: она предупредила полицейских инспекторов, дежуривших неподалёку, и те согласились оказать им «маленькую услугу».

Одним рывком своего гибкого тела Рудольф оказался в руках у полиции: «Я хочу быть свободным!» Кэгэбэшники попытались было преградить ему путь, но на секунду замешкались в безликой толпе совграждан. Отсутствие таблички на лацкане помогло-таки Нуриеву в решающую минуту! Вскоре он был уже в безопасности – но без гроша в кармане.

Его скудный багаж улетел в Москву; в чемодане чекисты обнаружили смену белья, восточную ткань для сценического костюма и любимую игрушку – детскую железную дорогу. Поезда и вокзалы имели для Нуриева особый, сакральный смысл. Он родился в пути, его первой колыбелью была вагонная полка, а за окном простиралась дальневосточная тайга.

Подростком он любил слушать паровозные гудки и мечтать о том, как в один прекрасный день к нему приедет поезд и унесёт его из будничной и страшной, голодной действительности его детства в волшебные, неведомые страны, где он будет всегда сыт и счастлив.

Потом он уехал в Ленинград и учился в училище, где за малейшую провинность его лишали обеда и заставляли ночевать в коридоре; где над ним, переростком, смеялись благополучные сверстники: «Посмотри, на кого ты похож! Ты грязный, тупой, уродливый, злой татарин.

Убирайся, тебе нечего здесь делать!» Двадцать лет спустя в Голливуде Мерилин Монро назвала его самым фотогеничным мужчиной мира. Поистине, он попал в свою волшебную страну. Но для этого ему пришлось пройти долгий и трудный путь. Пешком. По пустынной равнине.

Оставшись во Франции, он рассчитывал, что страна, в которой он имел столь шумный успех, примет его с распростёртыми объятиями. Но не тут-то было. Все его попытки устроиться на работу – сперва в балет «Гранд-Опера», а затем и в другие, более мелкие театры – натыкались на стену вежливого равнодушия. Нуриев был в полнейшем недоумении. Впрочем, всё разъяснилось довольно просто.

Почти все французские балетные труппы были государственными и подчинялись требованиям, исходившим из Министерства культуры. Пользуясь своим влиянием, советский посол Сергей Виноградов устроил так, чтобы перед Нуриевым закрылись все двери, и не только во Франции.

Кое-кто из советских культурных чиновников уже злорадствовал в прессе, что, мол, ленинградцы прекрасно обойдутся без Нуриева, «но что теперь будет делать бедный Рудольф»? Однако через неделю после своего бегства Нуриев дебютировал в «Спящей красавице» в составе частной труппы маркиза де Куэваса, которая в то время арендовала театр на Елисейских Полях.

На спектакль явилась тощенькая, но боевитая группка просоветски настроенных провокаторов, свистевших, топавших и разбрасывавших по залу листовки. От Нуриева понадобилось всё его мужество, чтобы в этих условиях продолжать танцевать. Однако публика сама навела в зале порядок, да и талант Нуриева был столь очевиден и уникален, что недоброжелателям пришлось ретироваться.

Назавтра об этой истории сообщили все газеты. За три месяца выступлений Нуриев накопил достаточную сумму, чтобы покинуть Францию – надолго, но отнюдь не навсегда. Он с любопытством следил за всеми перипетиями скандала, разразившегося в Ленинграде по следам его бегства.

Многие ненавистные ему люди – в том числе тогдашний директор Кировского театра некто Коркин, успевший испортить карьеры многим выдающимся деятелям искусства, были уволены со своих постов «за недостаток бдительности». Вплоть до отъезда в Данию Нуриева истязали телефонными звонками из Москвы.

Его упрашивали, ему угрожали, приглашали к телефону его родителей, чтобы они «образумили» беглеца, – всё было бесполезно. Рудольф прекрасно знал, с кем имеет дело. В конце концеов, его заочно приговорили к 7 годам лишения свободы за «измену Родине». Мать горько плакала, а отец – бывший политрук – отрёкся от блудного сына, не проронив при этом даже слезинки.

Рудольф не оправдал отцовских надежд. Хамет Нуреев мечтал, что сын его сделает офицерскую карьеру – ну, хотя бы в инженерных войсках… Танцы казались ему глупым и смешным, немужским делом, которым нельзя заработать даже на кусок хлеба.

Четверть века спустя, переменив одну букву в фамилии и несколько гражданств в паспорте, Рудольф Нуриев получал за свой труд баснословные гонорары. В 1986 году, в дополнение к бесчисленным виллам, он купил персональный остров у берегов Италии и устроил на нём свой собственный, недоступный для других рай.

Его сценические гардеробы не умещались и в сотне чемоданов, а вечерние туалеты, донельзя экстравагантные, составили целую эпоху в истории моды. Высокие шнурованные ботинки, просторные куртки «апаш» с использованием самых смелых расцветок, трико из тончайшей кожи и непременные мягкие береты, – весь этот впечатляющий антураж он тщательно обдумывал и заказывал лучшим портным. Однажды за ужином Нуриева усадили напротив Грейс, скандально известной принцессы Монако. Изумившись тем, что Нуриев, не снимая шерстяного берета, поглощает фрикассе с шампиньонами, принцесса осмелилась заметить: «Не лучше ли отправить берет в гардероб?» на что танцовщик ей ответил: «В таком случае, вслед за беретом отправится сам Нуриев». Он был королём светских раутов и домашних пирушек. В Нью-Йорке он панибратски общался с семейством Кеннеди и танцевал буги-вуги с прелестной Жаклин; в Лондоне был желанным гостем королевской фамилии; среди его ближайших друзей был Ален Делон, Ив Монтан и Элизабет Тейлор.

Он был кумиром

С годами неотёсанная прямолинейность его манер, создавшая ему репутацию надменного грубияна, обернулась элегантной небрежностью светского льва. Свою былую грубость он научился оправдывать… экономией времени.

В свои лучшие годы он действительно работал как одержимый: спал 6 часов в сутки, по 13 часов вкалывал в репетиционном классе, 250 раз в год выходил на сцену, в сотрудничестве с 40 различными труппами исполнил примерно 120 балетных партий. Все эти достижения достойны Книги рекордов Гиннеса. «Живая электростанция» – так писала о нём газета «New York Times».

Он поставил себе задачей освоить все стили и направления, существующие в современной хореографии, и добивался этой цели с упорством парового катка. Он обожал учиться. Даже самые строптивые балетмейстеры вроде Баланчина, не желавшие быть к его услугам, в конце концов сдавались на милость победителя. Морис Бежар и Фредерик Аштон ставили для него спектакли.

Однако больше всего пользы он извлёк из общения со своими партнёршами. Все они – начиная с Дудинской – были старше его лет на 20, а то и более. И все они боготворили его; а блистательная Марго Фонтейн испытывала к нему чувства куда как более горячие, чем общепризнанная материнская нежность.

Отчасти он отвечал ей взаимностью; а узнав о её кончине, горестно воскликнул: «Я должен был на ней жениться!» Женщины в его жизни были всего лишь друзьями. А о «мужских» его привязанностях ходили самые разные слухи, сплошь недостоверные. Назывались имена Фреда Меркьюри и других из этого же круга.

В точности известно лишь одно: Нуриев не был сексуальным монстром, неразборчивым в людях и средствах. А если он и ошибался, то заплатил за это слишком высокую цену. Болезнь его была выявлена в 1984 году, когда она зашла уже достаточно далеко. День за днём иссякали его силы, хотя он отчаянно цеплялся за жизнь и более того – за саму возможность танцевать.

Ему казалось, что, уйдя со сцены, он станет никому не нужным, потерянным, одиноким. Сцена была его домом. Он боялся утратить крышу над головой и почву под ногами. Он продолжал танцевать, когда ноги его распухали, как колоды, и почти не слушались его. Будучи великим актёром, он гениально срежиссировал свои последние месяцы и годы.

Когда он окончательно не в силах был танцевать, Герберт фон Караян присоветовал ему заняться дирижированием. Эту новую карьеру он начал в 1991 году – совсем незадолго до смерти. Руки его почти уже не двигались, каждое движение причиняло невыносимую боль.

Однако вскоре он предстал перед публикой, изумив её мастерской трактовкой симфоний Бетховена, Чайковского, Моцарта. За 8 месяцев до кончины он имел громадный успех в нью-йоркской «Метрополитен-Опера». А притом ещё ставил спектакли, играл в кино, организовывал фонды имени себя самого! Он был талантливый коммерсант.

Но СПИД неумолим; развязка приближалась.

Летом 1992 года он в последний раз отдыхал на своём прекрасном острове, но уже не загорал и не плавал нагишом, по своей давнишней привычке. Прощаясь со своим волшебным замком, он многократно поцеловал землю и расплакался. Осенью он уже не в силах был передвигаться по лестнице, держать ложку в руке, разговаривать.

Он умер в православный сочельник и был похоронен на православном кладбище недалеко от Парижа – согласно своей последней воле. Ни разу в жизни он не пожалел о покинутой родине, хотя в последние годы приезжал в Россию довольно часто. Он оставил сказочное наследство – совсем не то, за которое яростно грызлись родственники, адвокаты, балетные фонды. Он завещал нам богатство своего духа. Духа, который познал все грехи мира и всю сокрытую в нём блаженную тайну. Юлия Андреева

Источник: https://jandrejeva.livejournal.com/2566.html

Ссылка на основную публикацию