Станислав лем – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Афиша Воздух: Что мы узнали из новой биографии Станислава Лема – Архив

Фотография: East News

Первую книгу об авторе «Соляриса», «Фиаско», «Суммы технологий» и десятка других краеугольных как для фантастики, так и для футурологии (а то и вовсе стирающих грани между этими жанрами) произведений, написали люди в кругах любителей фантастики небезызвестные.

Это критик и библиограф Владимир Борисов, ведущий исследователь творчества братьев Стругацких, и Геннадий Прашкевич, автор романов «Пес Господень», «Носорукий» и «Царь-ужас», прежде уже имевший дело с биографиями знаменитых фантастов: в серии ЖЗЛ выходили его произведения о Жюле Верне, Рее Брэдбери и все тех же Стругацких.

Люди во всех смыслах почтенные, поэтому не стоит удивляться ни духу шестидесятничества, ни спонтанным экскурсам в мировым историю, ни уж тем более обилию спойлеров: львиная доля сочинений пана Лема здесь пересказывается от завязки до кульминации — вероятно, авторы полагают, что к 2015 году эти вещи должен знать каждый. Так и есть.

С точки же зрения тайного знания эта книга — настоящая библиотека любопытных фактов из жизни одного из главных, хоть и не оцененных по достоинству философов XX века, несправедливо относимого исключительно к сайфай-клике.

Лем-антифашист

Будучи еще подростком Лем принимал участие в антифашистском сопротивлении в оккупированной Польше: передавал партизанам патроны и взрывчатку, укрывал на чердаке гаража, где он в то время работал, еврея и промышлял в автомастерской «искусством малого саботажа» — хотя это и походит на позднее советское допридумывание биографии польского писателя, — согласно которому, «вражеские машины должны были выходить из строя не сразу, а где то на дороге и на долгое время». Позднее Лем заметит, что только благодаря нацистскому законодательству он узнал, что у него были в роду евреи.

Схема написания книг

Достаточно внимания в книге уделено манере Лема писать книги. Он получил медицинское образование, его привлекали точные науки — и потому свои книги писал так же основательно, как пишут монографии и научные работы.

В определенный момент он практически перестал читать художественную литературу, чтобы успевать изучать новейшие труды по кибернетике, космонавтике, генетике и прочим революционным направлениям.

В своих письмах Лем раскрывает, что задумывал свои книги как поиск ответа в определенной задаче, решение сложной проблемы, просчитанной со всех сторон, — включая, конечно, и языковую: ЖЗЛ заканчивается колоссальных размеров (и заведомо неполным) глоссарием неологизмов писателя.

И вместе с тем в большинстве случаев Лем не знал, что конкретно будет происходить с героями книги, какой сюжетный поворот выведет их к финалу. Сам писатель вспоминал об этом так: «Я, когда начинаю новую вещь, не знаю, что будет дальше. Иногда как будто должен получиться небольшой рассказ, как вдруг тебя понесет, и ты с удивлением наблюдаешь, что рассказ растет и растет».

Десятилетия дружбы с Иоанном Павлом II

Лем с юности дружил со священником Каролем Войтылой, будущим папой римским Иоанном Павлом II. Позднее тот, уже будучи понтификом, благословил Лема и его семью.

Все это крайне удивительно в свете измышлений Лема, зачастую направленных против религии, как минимум высмеивающих саму идею сотворения мира и порой передающих роль демиургов людям (а то и роботам).

Кроме того, Лема занимали неканоничные вопросы обновления католической церкви: исповедовать ли искусственный интеллект? давать ли причастие клонам? проникает ли божий промысел на территорию виртуальных миров? Впрочем, среди ехидных еретических измышлений пана Лема нашлось место и проникновенному сочинению про понтифика, где старый знакомый писателя представал как символ абсолютного добра, противостоящего абсолютному злу, — рассказ «Черное и белое» вышел на немецком в 1984 году и рассказывал историю трех покушений на Иоанна Павла II.

Осознанные сновидения

В последние годы жизни Станислав Лем часто общался во сне с великими историческими личностями, учеными, политическими лидерами и философами. Сын писателя вспоминал, как отец по утрам пересказывал ему содержание бесед с Ангелой Меркель, Иосифом Сталиным, Максом Планком и Владимиром Путиным.

Долгое непризнание в Польше

Уже с пятидесятых годов Лема сильно ранила разница между его статусом в СССР и у себя на родине.

В Советском Союзе его принимали как одного из самых выдающихся писателей современности, публичного интеллектуала и ересиарха от футурологии; по книгам Лема многие учили польский язык.

В то же время в Польше он был просто фантастом, чьи книги не получали внимания научного сообщества. Как писал сам Лем: «На Востоке меня воспринимают попросту в виде океана. …Польша — это особый случай, потому что никто у нас не является пророком».

Страх перед Третьей мировой

Появление сына в семье Станислава Лема и Барбары Лесьняк только на пятнадцатый год совместной жизни объясняется тем, что Станислав долгое время не хотел иметь детей, опасаясь внезапного начала войны между США и СССР.

В ней, как он полагал, обязательно дойдет до ядерного оружия, а стало быть Третья мировая война окажется еще и последней. Пессимизма Лему придавала пережитая немецкая оккупация и болезненный переезд из Львова уже при Советах.

Томаш Лем родился только в 1968 году, когда писателю было 47 лет.

Ссора с Тарковским

Лем ездил в Москву на переговоры с Андреем Тарковским по поводу экранизации «Соляриса», однако, как он сам признавался, на тот момент он не видел ни одного фильма режиссера.

Тарковский стал рассказывать писателю о тех новшествах и дополнениях, которые он хотел бы внести в историю, — чем не мог обрадовать трепетно относящегося к своим произведениям фантаста. Тем не менее Лем дал разрешение на съемки, хотя впоследствии критиковал результат.

Среди возражений — отсутствие в фильме самой планеты Солярис, ампутация всей научной составляющей произведения, появление в картине родителей главного героя, а также сентиментальная сцена с домиком и островом.

Лем сравнивал Тарковского с поручиком эпохи Тургенева, симпатичным и обаятельным, но делающим все всегда по-своему, — «прежде всего, ему ничего нельзя втолковать». Позднее, в двухтысячных, когда вышла американская экранизация «Соляриса» с Джорджем Клуни, Лем саркастично заметил: «Я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского».

Сон как у ребенка

С появлением сына рабочий график Лема бесповоротно изменился: впредь он ложился спать не сильно позже девяти вечера, а приступал к работе обычно в четыре часа утра, порой и раньше.

Хотя образ его жизни нельзя было назвать здоровым: писатель признавался, что не может работать, если на столе нет печатной машинки, кофе и сигарет.

Лем не хранил черновики изданных им книг, уничтожая все рабочие варианты, и не пользовался компьютером, хотя и посвятил темам киберпространства и искусственного интеллекта большую часть своей жизни.

Отвращение к фантастике

Лем был невысокого мнения как о научно-фантастическом каноне в целом, так и о американских фантастах в частности. Несмотря на это, в 1973 году польского писателя избрали почетным членом общества Science Fiction Writers of America.

Впрочем, Лем надолго там не задержался, покинув общество после скандала с публикацией на английском перевода его статьи о плачевном состоянии сайфая в США.

В своих письмах Лем зачастую был еще строже в оценках: «Издатели из США аккуратно присылают мне каждые десять дней пачку новых научно-фантастических книжек — и у меня нет слов! Я не в состоянии ни одной этой книжки прочитать, максимум 10–15 страниц, потом делается мне тошно, настолько это дурно и такие они все собой довольные». Филип К.Дик, братья Стругацкие, Урсула Ле Гуин, Хорхе Луис Борхес — немногие из мировых фантастов, приходившиеся по нраву польскому мастеру. В конечном итоге сам Лем вовсе оставил художественную литературу, с конца 1980-х занимаясь только публицистикой и малыми формами. Писатель объяснял это не только разочарованием в научно-фантастической литературе, но и тем, что его предсказания имеют свойство сбываться. Техногенный коллапс, уничтожение человека машиной, изощренный инфотеррор — лейтмотивы его поздних работ говорят сами за себя.

Лем как агентурная сеть КГБ

Филип К.Дик не оценил симпатий Лема, а позднее, когда тот опубликовал произведение американца в польском сборнике, обвинил его в нарушении авторских прав.

Этим дело не ограничилось: в своих доносах Дик утверждал, что Лем не просто коммунистический вредитель, оказывающий нездоровое влияние на американское общественное мнение, а целый спецкомитет, управляемый из центра с целью подорвать жанр научной фантастики в США.

Подозрительности Дику добавлял тот факт, что книги Лема написаны разными стилями и демонстрируют знание нескольких иностранных языков.

Как пошутил переводчик Лема Язневич, Дик не догадался взять первые буквы фамилий главных деятелей коммунизма — Сталина, Ленина, Энгельса и Маркса, иначе бы он получил главный аргумент: «St. LEM». Сам Лем мягко замечал, что несчастный автор «Убика» по всей видимости принял в своей жизни слишком много ЛСД.

Эволюция взглядов

Оправдываться за сотрудничество с советскими властями Лему было бы нелепо — уже в шестидесятые его сложно было назвать коммунистом. Да, ранние вещи писателя хранили свойственные советской фантастике черты: чего стоят одни только «Астронавты», расширяющие постулаты марксизма до космических масштабов.

Но в оттепель Лем пересмотрел свои взгляды: выступая перед огромной аудиторией в Московском университете он ответил на поступивший из зала вопрос, коммунист ли он, отрицательно.

То, что писатель хотел несколько смягчить свой ответ, вставив спасительную оговорку, никто не услышал — зал тут же разразился аплодисментами.

Влияние Достоевского

Сочинения Достоевского произвели огромное впечатление на Лема еще в юности. Однажды на вопрос том, почему писатель так часто обращается к «Запискам из подполья», Станислав Лем ответил: «Господи, да ведь в этой книге, как чудовищные эмбрионы, запрятаны все «черные философии» XX века. Там вы найдете терзания всех этих многочисленных и разных Камю».

Одержимость машинами

Лем был страстным автолюбителем. Из заграничных поездок он привозил фотоснимки не природных красот, а экзотических автомобилей, своим и чужим машинам он посвящал целые страницы в письмах друзьям.

Как отмечают исследователи, когда Лем купил новенький Fiat в феврале 1965 года, автомобиль вытеснил все прочие темы из переписок на долгое время. Кроме того, Лем был еще и азартным водителем — правда, не слишком умелым, что объединяет его с другим известным автоманьяком из числа писателей, Толкиеном.

Томаш Лем вспоминал: «Как-то в восьмидесятые я вез родителей домой. Дорога была скользкой, падал снег. Мы ехали за грузовиком, который еле тащился.

Отец нетерпеливо подскакивал на сиденье, даже несколько раз сказал: «Ну же, Томаш!» Я объяснил ему, что не могу обойти грузовик, потому что из-за снега плохо видно, а мы приближаемся к крутому повороту, вдруг навстречу кто-то выедет. «Удивляюсь я тебе, — сказал отец. — Я в твоем возрасте просто предполагал, что встречных машин не будет».

Лемомания

Положение Лема в Советском Союзе, даже несмотря на его мягкое диссидентство, было невероятным.

С писателем встречались академик Капица, космонавты Феоктистов и Егоров, писатели Евгений Войскунский и братья Стругацкие сопровождали буквально каждый шаг польского гостя, из театра к Лему примчался Высоцкий, чтобы спеть ему несколько песен.

Как не без горечи отмечал сам Лем, в СССР его «Астронавты» вышли тиражом в два с половиной миллиона экземпляров с предисловием космонавта Титова, в то время как в Польше за весь 1964 год удалось продать всего два десятка книг.

Трудности перевода

Лему не всегда везло с переводами, как отмечал сам писатель, некоторое языки для этого вообще плохо подходят. Несмотря на близость польского и русского, в СССР его книги страдали не только из-за цензуры, вынимающей порой целые главы, но и из-за огрехов переводчиков: так, в оригинале «Солярис» было женским именем, а на русском стало мужским.

«Игры» этого существа выглядят по-разному, если воспринимать его как женщину или как мужчину», — пишут Прашкевич и Борисов, и с ними сложно не согласиться.

Адекватный перевод Лема усложняется тем, что, например, для своих «Сказок роботов» и «Кибериады» он синтезировал особый язык, берущий черты из псевдостаропольской речи героев Генрика Сенкевича и обороты трехвековой выдержки из книг Яна Пасека.

Поверх этой архаичной картины Лем щедро разбрасывал немыслимое количество неологизмов, делающих текст по-барочному изощренным: «киберсерки», «электрыцари», «танконы», «мывь», «мусороздание» и даже «общекотовичарохристофорная хрящетворобка» — неполный список придуманных Лемом слов растянулся в справочном аппарате его ЖЗЛ на без малого двадцать страниц, читающихся как отдельная увлекательная книга.

  • Издательство «Молодая гвардия», Москва, 2015

Источник: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/chto-my-uznali-iz-novoy-biografii-stanislava-lema/

Станислав Лем (Stanislav Lem). Биография. Фотографии

↓ раскрыть

Польский писатель-фантаст, сатирик, философ, футуролог. Основные темы творчества: общение человечества с внеземными цивилизациями, технологическое будущее земной цивилизации, идеалистическое и утопическое общество. Произведения Лема изобилуют интеллектуальным юмором, игрой слов, всевозможными аллюзиями.

Читайте также:  Авдотья смирнова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Станислав Лем родился в городе Львов в еврейской семье врача-отоларинголога Самуила Лема и Сабины Воллер.

С 1932-го года он посещал II мужскую гимназию имени K. S Szajnochy, закончив которую, в 1939-ом получил аттестат о среднем образовании.

В 19401941 г.г. после оккупации Львова советскими войсками, Лем изучал медицину в Львовском Медицинском Институте. По собственному признанию Лем попал в Мединститут случайно – после того, как его не приняли в политехнический ввиду принадлежности к «буржуазному классу».

Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам (все прочие родственники Лема погибли). Во время немецкой оккупации Лем работал автомехаником и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья, участвовал в группе сопротивления нацистам.

В 1944-ом, когда Советская армия повторно оккупировала город, Лем продолжил обучение в медицинском институте.

В 1946 году (после присоединения Львова к СССР) Лем в рамках акции репатриации переехал в Краков и начал изучать медицину в Ягеллонском университете (Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego).

Решение продолжать обучение Лем принял во многом под давлением отца, т.к. мог достаточно зарабатывать, продолжая работать сварщиком.

После окончания обучения Станислав Лем отказался сдавать выпускные экзамены, не желая становиться военным врачом. В это время Лем начинает писать рассказы в целях заработка. Первый роман Лема «Человек с Марса» (Czlowiek z Marsa) был напечатан в еженедельном журнале «Nowy Swiat Przygod» в 1946 г.

В 19481950 гг. он работал ассистентом проф. Мечислава Чойновского в «Науковедческом кружке» (это был коллектор зарубежной научной литературы).

В 1948-ом Лем начал работать над романом “Госпиталь Трансфигурации” (“Szpital Przemieniena”), который не пропустила цензура. Первый литературный успех пришёл к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 г.

В 1953 году писатель женился на Барбаре Лесьняк, работавшей врачом-рентгенологом. 14 марта 1968 года у них родился сын Томаш.

В 60-80-е годы Лемом были написаны основные произведения в его творчестве, в том числе “Солярис” (1961), “Непобедимый” (1964), “Звездные Дневники” (1957), “Сказки Роботов” (1964), “Кибериада” (1965) и др.

В остальном, по выражению самого писателя, «ничего стоящего внимания не происходило – жена продолжала работать радиологом, я – продолжал оставаться рядовым членом Писательского Содружества…

» В это время Лем посетил Восточную Германию, Прагу, Советский Союз.

В 1973 году Лем был удостоен почётного членства в американской организации писателей-фантастов SFWA, из которой был исключён в 1976 году за критику американской научно-фантастической литературы, которую он называл китчем, обвинял в плохой продуманности, бедном стиле письма и чрезмерной заинтересованности в прибыли в ущерб новым идеям и литературным формам.

В 1981 году Лем получил почётную ученую степень Вроцлавского Технологического университета (польск. Politechnika Wrocławska), а позднее — Опольского университета, Львовского университета и Ягеллонского университета.

В 1982-ом, после ввода военного положения в Польше, Станислав Лем покинул родину, дабы прослушать курс лекций в Wissenschaftskolleg. Год спустя, он переехал в Вену, а на родину вернулся в 1988.

В 90-х Лем в основном писал футурологические прогнозы, сотрудничал с католическим еженедельником «Tygodnik Powszechy», с ежемесячником «Odra», с польской версией журнала «PC Magazine».

В 1997 году Станислав Лем стал почётным жителем Кракова. Скончался писатель 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца.

После исключения Лема из SFWA ряд членов этой организации (в их числе Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин) в знак протеста потребовали и своей «отставки».

Лем крайне негативно отнесся к экранизации Соляриса Тарковским. Об этом Лем неоднократно говорил в своих интервью: «Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским.

Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой…» («Московские новости» 18.06.1995 г.).

По мнению Лема, Тарковский «снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание»».

↑ свернуть

Источник: http://lichnosti.net/people_2676.html

Станислав Лем

Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года в городе Львове в Польше (сейчас Украина) в семье врача-отоларинголога Самуила Лема и Сабины Воллер.

Изучал медицину в Львовском университете, когда началась Вторая мировая война. Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам (все прочие родственники Лема погибли).

Во время немецкой оккупации Лем работал автомехаником и сварщиком, участвуя в группе сопротивления нацистам.

В 1946 году Лем репатриировался с территории, ставшей частью СССР, в Краков и начал изучать медицину в Ягеллонском университете (Uniwersytet Jagiello?ski).

После окончания обучения в 1948 году Станислав Лем отказался сдавать выпускные экзамены, не желая становиться военным врачом, и получил всего лишь сертификат окончившего курс обучения. Он работал ассистентом проф.

Мечислава Хойновского в «Науковедческом кружке» (это был коллекционер зарубежной научной литературы) и начал писать рассказы в свободное время в целях заработка дополнительных средств к существованию в тяжёлое послевоенное время. В 1948—1950 Лем работал младшим ассистентом в анатомическом театре при университете.

Впервые его произведения были опубликованы в 1946 году. Позднее это увлечение переросло в основное занятие Лема, отодвинувшее на второй план работу в медицине.

Первый литературный успех пришёл к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 году. Роман неоднократно публиковался за рубежом.

В 1953 году женился на Барбаре Лесьняк, работавшей врачом-рентгенологом. 14 марта 1968 года у них родился сын Томаш.

В 1973 году Лем был удостоен почётного членства в американской организации писателей-фантастов SFWA (учредитель премии «Небьюла»), из которой был исключён в 1976 году за критику американской научно-фантастической литературы, которую он называл китчем, обвинял в плохой продуманности, бедном стиле письма и чрезмерной заинтересованности в прибыли в ущерб новым идеям и литературным формам. Позднее SFWA предложила ему обычное членство, которое Лем отклонил.

В 1981 году Лем получил почётную ученую степень Вроцлавского Технологического университета (польск. Politechnika Wroc?awska), а позднее — Опольского, Львовского и Ягеллонского университетов. Почётный доктор Львовского медицинского университета.

В 1997 году Станислав Лем стал почётным жителем Кракова.

Скончался 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца.

Подробнее об истории жизни и творческом пути Станислава Лема можно прочитать в его автобиографическом произведении «Моя жизнь» (нем. Mein Leben, 1983 год) и романе о львовском детстве «Высокий замок», а также в серии интервью, опубликованных под названием «Так говорил… Лем».

Творчество

Станислав Лем писал о часто выглядящих непреодолимыми трудностях общения человечества с далёкими от людей внеземными цивилизациями, о технологическом будущем земной цивилизации.

Более поздние его работы посвящены также идеалистическому и утопическому обществу и проблемам существования человека в мире, в котором нечего делать из-за технологического развития. Его сообщества внеземных миров включают рои механических насекомых («Непобедимый»), разумный океан («Солярис») и другие.

Проблемы технологической утопии рассматриваются в «Возвращении со звёзд», «Мире на Земле», «Осмотре на месте» и немного в «Кибериаде».

Произведения Лема изобилуют интеллектуальным юмором, игрой слов, всевозможными аллюзиями.

Согласно написанному самим Лемом, на его творчество оказали большое влияние произведения следующих авторов:

  • Сол Беллоу (1915—2005), американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1976 года.
  • Герберт Уэллс (1866—1946), английский писатель и публицист, родоначальник научно-фантастической литературы XX века.
  • Норберт Винер (1894—1964), американский философ и математик, родоначальник кибернетики.
  • Клод Элвуд Шеннон (1916—2001), один из создателей математической теории информации.
  • Жюль Верн (1828—1905), популярный французский писатель.
  • Уильям Олаф Стэплдон (1886—1950), английский философ и писатель-фантаст.

Память

  • В честь Лема названа малая планета 3836 Lem (), открытая 22 сентября 1979 года Н. С. Черных в КрАО.

Источник: http://people-archive.ru/character/stanislav-lem

Станислав Лем

Станислав Лем родился в 1921 году в городе Львове, Польша (ныне Украина). Родителями Лема были Сабина Воллер и Самуил Лем, богатый ларинголог и бывший врач в австро-венгерской армии.

Хотя Станислав был изначально крещен в римско-католическую веру, он впоследствии стал атеистом, как заявлял сам Лем, «по моральным соображениям»: из-за явного несовершенства и несправедливости мира ему не хотелось думать, что он был создан намеренно.

После того, как Восточная Польша была присоединена к СССР в конце сентября 1939 г., Лему было отказано в обучении в политехническом институте из-за его «буржуазного происхождения» и только за счет связей его отца в 1940 году был принят в Львовский университет на отделение медицины.

Во время Второй мировой войны и нацистской оккупации (1941—1944), Лем с отцом, будучи активными участниками движения Сопротивления, жили под фальшивыми документами и работали в качестве автомеханика и сварщика.

Так как Лем имел еврейские корни, его семья была в куда большей опасности, чем другие польские граждане.

В 1945 году Восточная Польша вошла в состав Советской Украины и семья Лема, как и семьи многих поляков, была переселена в Краков, где Лем, по настоянию отца, поступил в Ягеллонский университет на лечебную специальность.

Однако он отказался изменять своим убеждениям во время преобладающей в науке лысенковщины и в итоге не сдал выпускные экзамены.

Однако еще до сдачи экзаменов он начал работать ассистентом в анатомическом театре университета и в свободное время писать рассказы.

Литературный дебют Станислава Лема в качестве поэта состоялся в 1946 году, и в то же время он опубликовал несколько романов. Начиная с этого года, Лем начинает публиковать в журнале «Новый Мир приключений» свой научно-фантастический роман «Человек с Марса».

В период с 1947 по 1950 годы Лем, продолжая свою работу в качестве научного сотрудника, публиковал все новые стихи, рассказы, очерки и научные статьи. Однако у него начали возникать проблемы в публикации, ведь в то время все работы должны были проходить коммунистическую цензуру.

В 1948 году Лем почти закончил автобиографическую повесть «Больница Преображения», но оно не было напечатано до 1955 года, когда он добавил к уже существующему тексту повести продолжение, написанное в духе социалистического реализма.

В 1951 году он опубликовал свою первую книгу «Астронавты», после которой к писателю пришел литературный успех. Однако цензура не дремала: так как книгу признали научно-фантастическим романом для подростков, писателю пришлось включить в ее текст ряд высказываний о «светлом будущем коммунизма».

Позже он раскритикует этот роман, а также некоторые из их ранних произведений как книги, не избежавшие идеологического влияния и назовет его примитивным. Тем не менее, именно после публикации «Астронавтов», Лем окончательно принял решение стать профессиональным писателем.

В 1953 году Лем женился на рентгенологе Барбаре Лесьняк, которая в 1968 года родила ему сына Томаша.

В октябре 1956 года, период оттепели в Советском Союзе привел к явлению, получившему название «Польский октябрь», когда Польша стала на пусть либерализации. Лем начал писать очень активно и продуктивно, и между 1956 и 1968 годами стал автором семнадцати книг.

В это же время его произведения стали активно переводить за границей (в основном, в странах восточного блока). В 1957 году он опубликовал свое первое нефантастическое произведение — философскую работу «Диалоги». В 1964 г. вышла его вторая философская книга «Сумма технологии».

Она примечательна тем, что содержит уникальный анализ перспектив социальных, кибернетических и биологических достижений.

В данной работе Лем с философской точки зрения рассматривает такие сферы технологии, которые в то время существовали лишь в умах и словах фантастов, однако в настоящее время начинают играть все большую и большую роль: например, нанотехнологии и модели виртуальной реальности.

В течение нескольких следующих десятилетий он опубликовал большое количество футурологических и научно-фантастических книг, но начиная с 1980-х годов основным направлением творчества Станислава Лема становятся философские тексты и эссе.

Международная известность пришла к Лему в 1974 г. после публикации «Кибериады» на английском языке. «Кибериада» представляла из себя серию юмористических фантастических рассказов о вселенной, населенной в основном роботами.

«Кибериада» безусловно, содержит и философский подтекст, недаром сам Лем относил этот цикл к жанру притчи.

Наиболее известные романы писателя включают «Солярис» (1961), «Глас Господа» (1968) и «Фиаско» (1986), в котором отразил свой крайний пессимизм по поводу возможности контакта человечества с внеземными цивилизациями. «Солярис» в 1972 г.

был экранизирован культовым советским режиссером Андреем Тарковским и получил Гран-при на Каннском кинофестивале в 1972 году. Однако сам Лем остался крайне недоволен этой экранизацией. В 2002 году Стивен Содерберг снял повторную экранизацию романа с Джорджем Клуни в главной роли.

В 1981 году Лем был удостоен почётной ученой степени Вроцлавского Технологического университета, затем — Львовского, Ягеллонского и Опольского университетов. В 1982 году, в связи с введением военного положения в Польше, Лем переехал в Западный Берлин, где стал научным сотрудником в Институте перспективных исследований. После он поселился в Вене, а 1988 г. — вернулся в Польшу.

Читайте также:  Андрей чуев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В начале 1990-х Станислав Лем встретился с литературоведом и критиком Петром Свирски, который составил ряд обширных интервью, которые в 1997 г. были опубликованы вместе с другими критическими материалами и переводами.

В 1997 году Лем был удостоен чести стать почётным гражданином города Кракова.

В своих последних интервью в 2005 году, Лем выразил свое разочарование в жанре научной фантастики, и пессимизм в отношении технического прогресса.

По его мнению, человеческое тело плохо приспособлено для космических путешествий, развитие информационных технологий приводит к тому, что по-настоящему полезную информацию становится крайне трудно найти в море информационного шума, а создание искусственного интеллекта и «умных» роботов невозможно.

Станислав Лем скончался в Кракове 27 марта 2006 года в возрасте 84 лет из-за болезни сердца.

Последние лучшие фильмы

Источник: http://kino-expert.info/people/stanislav-lem.html

Станислав Лем

Начну с того, что я должна была прочитать эту книгу! Должна была, с тех пор, когда 14-летним подростком случайно увидела фильм Тарковского, и влюбилась в эту историю, с тех пор, как в разговорах с знакомыми ловила ужас и непонимание, когда называла именно этот фильм своим любимым! Я должна была прочитать первоисточник во взрослом возрасте чтобы понять действительно ли мне полюбилась эта история или это гормоны в подростке выдали иллюзию симпатии. И я прочла! И я заново влюбилась в историю! Я снова пережила те самые чувства, как когда то в 14 лет!

О чем история?

Это научная фантастика, повествующая о событиях на планете, покрытой разумным океаном Солярис. Ученый по имени Крис пребывает на станцию, так как с неё поступали странные сообщения и нужно было выяснить что там происходит. Сразу же с первой главы автор погружает читателя в интересные и странные события происходящие на станции.

На станции произошла самоубийство одного из членов экипажа, по коридорам бродят неизвестные “люди” Два оставшихся ученых ведут себя крайне странно, явно пряча кого-то в своих комнатах и находясь на грани безумия, да и самого криса посещает гостья- его покойная жена, в чьей смерти он винил себя.

Кто эти гости? Почему разумный Солярис посылает их на станцию, как с ними бороться, да и надо ли? множество сложнейших вопросов лавиной накрывают Криса.

автор сразу же дает понять что ситуация Криса немного отличается от ситуации его товарищей, изначально им движут страх, затем угрызения совести и мучительная безнадежная любовь, которые выжигая изнутри от осознания невозможности продолжения истории вне станции и от неизвестности к чему это приведет в итоге, бросают Криса в депрессию и по сути, приводят к апатии.

Интересно наблюдать за его “женой” как её любовь и тяга к нему проходит через метаморфозы осознания своей сущности и приводит к самопожертвованию.

Что восхитило:

На протяжении всей книги я задавалась вопросом: Зачем он (Солярис) это делает? И с целью понять что там происходит, я как и Крис с жадностью вчитывалась в монографии соляристов- исследователей, чтобы найти там хоть малейший намек о том, кто же он, Солярис?
Мне понравилось что выводы к которым я пришла в конце, все же не окончательны, они оставляют полет фантазии, и еще долгое время я возвращалась мысленно к Солярису, переосмысливая финал книги, позволяя оставить надежду для Криса.

За что именно я влюбилась в эту книгу:

Я выскажу только свое мнение. Эту книгу нужно читать через призму любви! Тогда она не скучна, она наполнена смыслом, она играет необыкновенно притягательными красками. И для меня основа книги не самоистязающее раскаяние, а любовь! изначально, любовь к своему делу, которая привела к потере любимой жены, а потом любовь к этой самой жене, новый шанс…

Возможно кому-то это покажется наивным и не правильным, но это мой сугубо-личный взгляд на эту историю, и для меня это песнь грустной любви! Любви многогранной, жертвенной, а самое главное, почему-то мне хочется думать, что Океан -божество, особенно если верна теория Криса и это дитя, познавшее любовь, как отражение ситуации Криса, еще не раз вернет ему ее, а не просто будет наказывать вечными терзаниями за проступки.

Источник: https://www.livelib.ru/author/179964-stanislav-lem

Лем Станислав

Польский писатель, философ, сатирик, фантаст и футуролог, Станислав Лем, родился 12-го сентября 1921 г, в городе Львов, который на тот момент относился к Польше. Скончался двадцать 27 марта 2006 г. в городе Краков, Польша.

Произведения, написанные Станиславом Лемом, были переведены на сорок языков мира, а количество проданных книг составило более тридцати миллионов экземпляров. С.

Лем, является автором произведения «Сумма технологии», которое оказалось пророческим, так как в нем описывалось создание искусственного интеллекта, была описана виртуальная реальность, создание искусственного мира и многое другое.

Родителями будущего писателя были Самуил Лем, врач отоларинголог и Сабина Воллер. Его детство прошло в городе Львов, в доме номер четыре по улице Богдана Лепского. Об этом писал Станислав Лем в своей автобиографии.

Обучение Станислава проходило во Львове в гимназии им. К. Шайнохи, а затем в Львовском медицинском университете. Когда началась Вторая Мировая Война, благодаря поддельным документам, семья Лема не была сослана в концентрационный лагерь.

В период, когда Польша была оккупирована немецкой армией, Станислав состоял в группе сопротивления нацизму.

После окончания войны и отхода территории, на которой проживал Лем, к Советскому союзу, он перебрался в Краков и продолжил изучение медицины в Ягеллонском университете.

Из-за перспективы стать военным врачом, в 1948 г., Станислав Лем отказался сдавать выпускные экзамены и получил сертификат о прослушивании курсов. Он стал помощником профессора Мечислава Хойновского. В послевоенное время материальное положение будущего писателя было совсем не завидным.

Для того, чтобы его хоть немного поправить Лем стал писать не большие рассказы, в свободное от работы время. В 1946 г., были опубликованы его первые труды. Он не сразу осознал, что литература – это его призвание.

При университете существовал анатомический театр, в котором он проработал с 1948 по 1950 г.

Настоящую популярность Станиславу Лему, принес его роман «Астронавты», который был издан в 1951 г. Впоследствии этот роман был переведен на несколько языков.

Женой Станислава Лема стала врач-рентгенолог, Барбара Лесьняк. Свадьба состоялась в 1953 г. 14 марта 68 года у них родился сын, которого назвали Томаш.

1973 г. был ознаменован для Станислава Лема вступлением в американскую организацию писателей – фантастов.

Спустя три года его исключили из организации, за чрезмерно жесткую критику в адрес своих иностранных коллег.

Через короткое время, под давлением некоторых членов организации, в число которых входила Урсула Ле Грин, ассоциации ничего не оставалось, как вновь предложить Лему членство в своих рядах, которое тот отклонил.

В 1981 г. ему была вручена почетная ученая степень Вроцлавского Технологического университета, за ней последовали степени от Ягеллонского и Опольского университетов. Также он был удостоен звания почетного доктора медицины Львовского университета.

Станиславу Лему в 1997 г. было присвоено звание почетного жителя Кракова.

После продолжительной болезни, в возрасте восьмидесяти четырех лет Станислав Лем скончался. Он был похоронен на Сальваторском кладбище, в городе Краков.

Гораздо более подробно полная биография Станислава Лема раскрывается при прочтении его автобиографии, которая называется «моя жизнь», а великолепной иллюстрацией к детским годам автора, станет роман «Высокий замок».

В своем творчестве Станислав Лем поднимал вопрос о сложности или практически невозможности общения людей и внеземных цивилизаций, и о грядущем техническом прорыве. Поздние работы автора наполнены беспокойством о судьбе человека в идеальном, высокотехнологичном мире, в котором людям просто нет места.

В его произведениях внеземные цивилизации предстают в образах обладающего интеллектом океана «Солярис» или же в образе механического насекомого «Непобедимый». Проблемами технологической утопии пронизаны такие его произведения, как «Мир на Земле», «Возвращение со звёзд», «Осмотр на месте» и многие другие.

Интеллектуальный юмор, великолепная игра слов, аллюзия – это все можно найти, прочитав произведения Станислава Лэма.

Источник: http://biblioman.org/authors/lem/

Лем, Станислав

(1921 – 2006 ) польский писатель-фантаст

Детство Лема прошло во Львове, где его отец был преуспевающим врачом. В школе Станислав серьезно интересовался естествознанием, а также философией. По семейной традиции он собирался стать врачом и даже поступил на медицинский факультет Львовского университета. Но эта мечта осуществилась лишь через несколько десятилетий. Начавшаяся Вторая мировая война перечеркнула все его планы.

Как и многие его ровесники, Станислав Лем был мобилизован. Однако из-за сильной близорукости попал не на фронт, а в авторемонтную мастерскую. Там он оказался в совершенно новой для себя рабочей среде, в которой осваивался с большим трудом. Позже писатель воссоздал свои переживания в автобиографической дилогии «Высокий замок» и «Непотерянное время».

Во время войны Станислав Лем становится участником Сопротивления и борется за освобождение Польши. В 1945 году он переезжает в Краков и наконец поступает на медицинский факультет Ягеллонского университета. Там он и занялся литературой. Еще в студенческие годы он публикует свою первую фантастическую повесть «Человек с Марса» (1946), а вслед за ней — роман «Астронавты» (1951).

Несмотря на то, что оба произведения сразу же принесли ему популярность не только в Польше, но и за ее пределами, Станислав Лем не решается полностью посвятить себя литературе и на несколько лет становится сотрудником кафедры психологии.

Он пишет диссертацию о методологии науки, регулярно печатается в научных журналах.

Только через четыре года, после публикации романа «Магелланово облако» (1955), Станислав Лем наконец оставляет научную работу и целиком посвящает себя литературе.

Он пишет множество рассказов, позже объединенных в сборник «Сезам», а также повесть «Вторжение с Альдебарана». Она становится своеобразным прологом, точнее, пробой пера перед тем, как писатель приступил к работе над одним из самых значительных своих произведений — романом «Солярис», который превращает его в ведущего писателя-фантаста не только Польши, но и всей Восточной Европы.

Он создает образ фантастической планеты, единственным обитателем которой является гигантская мыслящая субстанция — Океан. Лем рассказывает о том, как шаг за шагом укрепляются контакты Океана с экспедицией землян.

Автор считает, что в любой ситуации надо стремиться к достижению взаимопонимания. Самым большим преступлением, по мнению писателя, является бессмысленное разрушение природы. Роман «Солярис» был экранизирован режиссером А. Тарковским в 1972 году.

Этот фильм имел большой успех и был удостоен Большого приза на международном кинофестивале в Каннах.

После столь грандиозного успеха своего романа, Станислав Лем несколько лет писал только рассказы. Они объединяются образами главных героев: пилота Пиркса, космического путешественника Иона Тихого и профессора Тарантоги. Но самым любимым персонажем Лема стал первый герой, пилот Пирке, образ которого включен и в некоторые романы.

Писатель показывает постепенную эволюцию своих героев, их умение ориентироваться в сложной ситуации, находить выход из любого положения, как это видно в произведении «Мир на земле» (1986).

Популярным стал и еще один цикл произведений писателя, над которым Станислав Лем работает и в настоящее время. Он называется «Кибериада». Его действие происходит в своеобразном мире, населенном роботами. Через их образы писатель показывает человеческий мир со стороны.

Его герои роботы-конструкторы Трурль и Клапоуциус терпят фиаско только потому, что подходят к людям как к очень сложным машинам. Лем весьма своеобразно строит поэтику цикла, сочетая приемы традиционного сказа с современной скороговоркой.

Многие выражения из его рассказов вошли в разговорный язык: «Бахнуло, трахнуло, куча шлака осталась — и тихо стало».

Особенностью творчества Станислава Лема является то, что он постоянно возвращается к своим ранним произведениям. Писатель никогда полностью не переделывает уже написанное, а просто добивается большей выразительности отдельных образных характеристик, прописанности сюжета, отточенности языка.

После введения в Польше военного положения в 1980 году, Станислав Лем покинул страну и почти на десять лет переехал в Западную Европу, поселившись сначала в Австрии, а затем в Германии. Только в 1988 году, после крушения коммунистического режима, он вернулся в Польшу и снова поселился в Кракове.

Наряду с научной фантастикой Лем пишет и философские произведения. Так, в книге «Философия случая» (1968) он рассматривает процесс литературного творчества и место фантастики в современной культуре.

Читайте также:  Беар гриллс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Этой же теме посвящена и следующая его книга — «Фантастика и футурология» (1980). В ней писатель стремится определить особенности предсказательной функции научной фантастики и показать значимость подобных прогнозов.

За эту книгу ему было присвоено звание почетного доктора Вроцлавского университета.

Станислав Лем одним из первых использовал научно-фантастические элементы в произведениях других жанров, например, детектива. Роман «Расследование» (1959) и повесть «Насморк» построены по канонам классического детектива, их герой расследует последовательность странных явлений и вступает в поединок с силами потустороннего мира.

Писатель много работает над рассказами и автобиографическими произведениями.

Станислав Лем скончался 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца.

Источник: http://biografiivsem.ru/lem-stanislav

Станислав Лем

Станислав Лем – уникальное явление в культуре XX века, яркий и неповторимый писатель, ведущий представитель польской научной фантастики, но не только, – рассказывает библиотекарь абонемента художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Галина Фортыгина.

  Также о Леме можно сказать, что он философ, социолог, культуролог (именно такие определения о нём можно найти в соответствующих энциклопедиях). Сам же Лем сказал о себе так: «Я хорошо знаю, что в нашей стране считаюсь автором нескольких книг из области научной фантастики.

Но как-то странно получилось, что за границами Польши я выступаю не как литератор, а как философ. Например, как аналитический философ я фигурирую в «Новейшем философском словаре», изданном в России, и единственное неудобство мне там доставляет сосед, потому что затем в словаре рассматриваются философские труды хорошо известной личности, каковой был Ленин.

И только чувство юмора позволяет спокойно относиться к такому факту».

На родине, в Польше Станислав Лем известнейший человек, но, несомненно, он получил признание и в других странах. Книги польского писателя издаются во всем мире миллионными тиражами и пользуются неизменным спросом.

Среди наиболее популярных «Солярис» бесспорная вершина творчества Лема, «Сказки роботов», «Эдем», «Звёздные дневники Ийона Тихого», «Возвращение со звёзд», «Рассказы о пилоте Пирксе» и др.

Но, всё-таки особую любовь и понимание Лем обрёл в России. Путешествие произведений Лема по России началось еще во времена Советского Союза в 1955 году, тогда вышли в печать его рассказы «ESID» и «Путешествие двадцать второе» (из цикла «Звёздные дневники Ийона Тихого»).

Чуть позже, в 1957 году, была опубликована книга «Астронавты». Начиная с 60-х, книги Лема издавались регулярно, это были «Магелланово облако», «Звёздные дневники», «Рассказы о пилоте Пирксе», «Возвращение со звёзд», «Эдем», «Солярис», «Сказки роботов», «Сумма технологии» и др.

В 70-е появились «Глас Господа», «Абсолютный вакуум», «Мнимая величина» и «Насморк». Сказать, что это было триумфальным шествием, значит ничего не сказать. Популярность Лема была колоссальной, книги невозможно было достать, подписку оформить (два произведения Лема были напечатаны в 4-м томе «Библиотеки современной фантастики»).

Почему же именно Лем так пришелся по вкусу русской читательской публике? Дело в том, что произведения современной западной литературы в Советском Союзе имели весьма ограниченный доступ, жесткая коммунистическая пропаганда была сильна.

Но писателям из дружественных социалистических стран доступ был открыт, если только их произведения не содержали какой-либо критики. Так вот, Станислав Лем и его научно-фантастические произведения как нельзя лучше подошли для того времени.

         Советский читатель в лице инженеров, научных работников самых разных специальностей, а также студентов горячо полюбил творчество Лема, его популярность росла, увеличивались тиражи, но сам автор кроме безграничной любви ничего не имел. В СССР до 1973 года не существовало понятия об авторском праве, поэтому произведения Лема издавались пиратским способом, о чём он, конечно же, сокрушался. Первая книга Лема, сборник рассказов, изданная по всем правилам и соблюдающая сохранение авторских прав, вышла в 1996 году. Лем присутствовал на её презентации, которая проходила в Москве, общался с читателями, подписывал книги. И на память от своих поклонников получил немало своих же книг, выпущенных когда-то незаконно.

Несомненно, ещё большую славу и всенародную любовь Лему принёс его роман «Солярис», который был дважды экранизирован, по нему были поставлены спектакли, радиопостановки и даже балет.

Первая экранизация состоялась в 1968 году, это был телеспектакль (снятый в чёрно-белом формате), режиссёром-постановщиком которого стал известный в то время Борис Ниренбург. В спектакле были заняты актёры вахтанговского театра: Василий Лановой (Крис Кельвин), Владимир Этуш (Снаут), студентка Щукинского училища Антонина Пилюс (Хари), Владимир Зозулин (Сарториус) и др.

Второй фильм по роману Лема «Солярис» вышел в 1972 году, это была знаменитая экранизация, созданная Андреем Тарковским. Фильм вышел замечательный, вот только сам автор этого не оценил, и у него были свои веские доводы. Лем изначально не был доволен, как его роман был преобразован в сценарий.

«Солярис» был создан в научном ключе, а Тарковский преобразовал его в камерное произведение, в котором было важнее нравственное начало, важен был сам человек, а не космос.

Сам Лем говорил об это так: «В моей книге необычайно важной была вся сфера размышлений и познавательно-гносеологических проблем, которая крепко увязывалась с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но в фильме, к сожалению, все эти качества были основательно выхолощены.

Судьбы людей на станции, которых в фильме мы видим лишь фрагментарно при очередных наездах камеры, это вовсе никакой не экзистенциальный анекдот, а великий вопрос, касающийся позиции человека в космосе и т.д.

У меня Кельвин решает остаться на планете без малейшей надежды, а Тарковский нарисовал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. Когда я слышу о домике и острове, то из кожи вон лезу от раздражения. В общем,эмоциональный соус, в который Тарковский поместил моих героев, не вспоминая уже о том, что он полностью ампутировал научный пейзаж и ввел кучу странностей, все это для меня совершенно невыносимо».

Вот так, два творческих человека создали два шедевра, но при этом их пути разошлись в разные стороны.

Тем, кто читал «Солярис», понятно, о чём идет речь, а тем, кто не читал, но заинтересовался полемикой – рекомендую.

Экранизация под номером три, была организована в Голливуде режиссёром Стивеном Содербергом в 2002 году, и неё также есть и свои плюсы, и свои минусы.

Итак, популярность Лема после выхода фильма «Солярис» в 1972 году, стала невероятной. Писатель неоднократно приезжал в Советский Союз, о чем сохранил самые положительные воспоминания. Общение с читателями и журналистами происходило свободно, без переводчиков, т.к. польский писатель хорошо знал русский язык.

Книги Лема по-прежнему охотно переводили и издавали, и лишь с начала 80-х наступило временное затишье – из-за событий в Польше, а также из-за того, что Лем вынужденно выехал, сначала в Западный Берлин, а затем в Австрию. С середины 80-х Лема снова стали переводить и издавать.

Так были опубликованы «Футурологический конгресс», «Мир на Земле», «Расследование», «Осмотр на месте», «Фиаско».

Также был издан сборник избранных произведений, в который вошли “Солярис”, «Непобедимый» и восемь рассказов из «Звездных дневников», тираж по тем временам был огромным – 600 тысяч экземпляров.

  

С самого начала и по сегодняшний день Станислав Лем был и остаётся интереснейшим писателем, который не вмещается в рамки научной фантастики, хотя многие уверены в обратном. По оценкам исследователей творчества Лема, он ближе к Гомбровичу и Виткевичу, чем к Азимову и Кларку.

Лем – скорее мыслитель, рассказывающий в своих произведениях о тех проблемах, которые касаются человечества, запутавшегося в своем прошлом и не умеющего рационально решать проблемы своего настоящего, не говоря уже о будущем.

Сам же Лем говорил так: «я писатель, который в молодости написал пару глупых научно-фантастических романов, а потом, видя, что они ничего не стоят, начал стремительно удаляться в другие области, но все по-прежнему спихивают меня в этот колодец» (из книги «Так говорил Лем»), 

Интересные факты о Леме:

Родился в обеспеченной семье врача-ларинголога, в 1921 году в городе под названием Львов, тогда ещё польском.

Имеются официальные данные, что Станислав Лем в ученическом возрасте имел коэффициент интеллекта около 180, что делало его чуть ли не самым способным ребёнком во всей южной Польше.

Семья Лема пережила несколько оккупаций (впрочем как и многие другие семьи того времени), сначала советскую – с 1939 по 1941, а затем и немецкую. Это было страшное время, о чем Лем неоднократно рассказывал в своих воспоминаниях.

В 1939 году он окончил школу, и в этом же году стал студентом  Львовского медицинского института, хотя готовился к поступлению в политехнический. В политехнический институт Лем экзамены сдал, но его туда не приняли, потому что его отец «был буржуй». Впрочем, учеба в институте спасла Станислава от призыва в ряды Красной Армии.

После войны Львов перестал быть польским. В рамках программы репатриации семья Лемов переехала в Краков. Жизнь нужно было начинать с нуля. Этот факт жизни Станислав Лем считал трагичным и несправедливым, ему было больно оттого, что «с Польшей после войны обошлись, как со старым пустым шкафом» – просто передвинули с Востока на Запад».

Первые публикации Лема появились уже в 1946 году. Со временем писательство стало основным источником его доходов. Первые произведения, которые принесли ему известность – это роман «Астронавты» (1951) и «Магелланово облако» (1955) – масштабные коммунистические утопии.

Позже Лем отказался признавать какую-либо ценность этих произведений. После недавно закончившейся войны, самой страшной за всю историю человечества, начинающему писателю так хотелось «плохой» мир превратить в «хороший», что он «дал увлечь себя оптимизму и надежде».

В 1973 году Американская ассоциация писателей-фантастов приняла Лема в свои почетные ряды. Впрочем, через три года он уже был исключен из этой важной организации за критику американской же научной фантастики.

Лем оценивал её как «плохо продуманную, слабо написанную и занятую по большей части приключениями, нежели идеями или новыми литературными формами».

По мнению Лема, в ней господствовал «плохой стиль» и «деревянные диалоги»».

Однако одного американского писателя Лем не только не критиковал, но наоборот, оценивал весьма высоко. Это был Филип Дик, которого Лем называл «оригинальным и любопытным умом».

Сам же Филип Дик, помимо своего творчества известен тем, что написал знаменитое письмо в ФБР, в котором раскрывал коварный замысел коммунистов, во главу которого ставил… Лема.

Впрочем, если верить Дику, то Лем как отдельный человек никогда и не существовал, он был «скорее комитетом из нескольких человек» и действовал, как подставное лицо. Лем отнёсся к такому заявлению известного фантаста с юмором, поскольку известна была тяга Дика к наркотикам.

Ещё один положительный отзыв Лем оставил о Стругацких, он высоко оценивал их роман «Пикник на обочине» и называл его «безумно увлекательной» книгой, которая вызывает «своеобразную зависть». Также Лем положительно отметил такой роман советских писателей, как «Трудно быть богом».

Стругацкие также не обошли вниманием знаменитого польского писателя. Из воспоминаний Бориса Стругацкого: «Лем недурно владел русским, и проблем перевода не возникало. Разговаривать с ним – одно наслаждение: он был блистательный полемист, потрясающий эрудит, остроумец. А его воображение!..

Нет и не было в литературе ХХ века писателя с таким мощным, многогранным и изощренным воображением! Мы еще не понимаем, какого гиганта потеряли: Рабле и Свифт в одном лице. Равных ему не найти со времен Уэллса. Человек-Гора!» (http://www.peoples.ru/art/literature/prose/fantasy/stanislav_lem/history2.

html)

Произведения знаменитого польского писателя вдохновили его соотечественников на создание «Планеты Лема». «Планета Лем» это спектакль известного уличного театра Польши «Театр Бюро Подружи».

Спектакль показывает мир антиутопии, населенный пришельцами, злыми машинами (потомками тостеров), толстыми людьми-рабами и всего одним героем.

Персонажи, включенные в перформанс, знакомы читателям романов и рассказов Лема: Ийон Тихий, Профессор Тарантога, суперкомпьютеры и роботы.

Слава Станислава Лема зафиксирована не только на Земле, но и в космосе, об этом говорит тот факт, что астрономы из Международного астрономического союза назвали его именем открытый ими планетоид на орбите между Марсом и Юпитером.

Приглашаем в библиотеки Челябинска за книгами Станислава Лема!

Источники:

Лем, С. Моя жизнь/ С. Лем// Собрание сочинений: в 10 т.- М., 1992.- Т. 1.- С.8-28.

Лем, С. Так говорил… Лем/ С. Лем.- М., 2006.- 768с.

http://culture.pl/ru/artist/stanislav-lem

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/fantasy/stanislav_lem/history2.html

http://polomedia.ru/news/lichnost/stanislav-lem-chelovek-pridumavshiy-segodnya

http://novpol.org/ru/HJOH__GDjZ/STANISLAV-LEM-V-RUSSKOYaZYChNOM-MIRE

А как вы относитесь к произведениям С.Лема?

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2016/09/blog-post_12.html

Ссылка на основную публикацию