Валентина телегина — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Валентина Телегина

Валентина Телегина — обаятельная, талантливая, вечно молодая, озорная и добрая. Она снималась бесконечно много. Ее партнеры по съемочной площадке вспоминали о Валентине Петровне Телегиной только с добром: многим она помогла сделать первые шаги в профессии, подсказывала, приободряла, утешала, когда что-то не получалось.

Зрителям ее лицо хорошо знакомо по советским фильмам, но мало кто помнит ее по фамилии. Недаром к ней прочно приклеился ярлык «королева эпизодов», хотя в ее насыщенной кинематографической биографии были и главные роли. И ни одного долгого простоя: разве что на годы войны.

В ее послужном списке более 40-ка ролей, объединенных одной общей темой: женщина-мать. Ее знала и обожала вся страна – за точность образа, открытость, обаяние.

В 46 лет стала заслуженной артисткой, а на 60-летний юбилей получила звание «Народной артистки РСФСР».

Она прожила насыщенную актерскую жизнь, до последнего дня думая о ролях и новых съемочных днях.

О Телегиной сохранилось мало воспоминаний. В телепрограммах ее коллеги по цеху делились впечатлениями о работе с ней и ее человеческих качествах, во многом повторяя друг друга. И если бы авторы этих программ, в том числе Леонид Филатов, не собрали этих актеров и режиссеров, то о том, какой была актриса Валентина Петровна, узнать можно было бы только из ее ролей.

Впрочем, ее героини мало чем отличались от нее самой. Образ, который она воплощала на экране многократно, менялся только в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Даже гримом Телегина почти не пользовалась, настолько умела перевоплощаться, вживаться в роль.

 Фактурная казачка смогла стать запоминающейся на экране, ведь школа жизни и киношкола, которые она прошла, сделали из нее настоящего профессионала.

В Ленинград приехала из после окончания школы в Новочеркасске. Учиться начала сразу со второго курса. В Ленинградском институте сценических искусств была душой компании. Сохранились фотографии, на которых совсем юная Валя в окружении однокурсников смеется своей озорной улыбкой.

Еще студенткой начала сниматься в эпизодах у начинающего режиссера Сергея Герасимова. Он сделал так, что они доигрывали главных персонажей, подчеркивали их характер и создавали атмосферу картины.

Валя посещала занятия в его студии на «Ленфильме», где студентов учили быть на экране, а не казаться. Ей очень нравились непринужденность и задор герасимовцев.

Герасимов предложил ей небольшую роль в своем фильме о любви. Ей было всего 19 лет, когда она дебютировала в большом кино.

 А уже через три года, вместе с другими талантливыми студентами, снялась в его ленте «Комсомольск».

К этому времени она уже получила диплом и работу в театре-студии, который вскоре стал называться Театром имени Ленинградского Совета. Правда, период ее служения сцене был коротким, потому как актриса выбрала кино.

«Комсомольск» рассказывает о жизни строителей нового города на берегах Амура. Телегина сыграла толстушку и хохотушку Котенкову. Впрочем, ее героиня мало чем отличалась от нее самой.

Эта роль и привела ее в большое кино, а Герасимов стал для нее «крестным отцом», пригласив еще и в следующую свою картину: «Учитель».

В главной роли он снял свою будущую жену Тамару Макарову, в совместных сценах с которой Телегина выступает в образе старшей, сочувствующей и сопереживающей. Несмотря на свой юный возраст, она поймала эту тонкую нить и не выпускала из своих рук уже никогда.

До начала войны ей удалось сняться еще в одной картине «Член правительства» — совместной работе будущих знаменитых режиссеров А. Зархи и И. Хейфица.

Практически сразу после съемок поступает в театр Балтфлота в Крондштате. А когда началась война, она вместе с труппой отправилась на Северный фронт, на остров близ Эстонии. Там шла прифронтовая полоса, и актеры ехали поднять боевой дух наших солдат, готовили обеды, помогали медикам.

Но уже вскоре немцы стали совершать налеты, выбраться из-под обстрела было практически невозможно. Многие из первой концертной бригады погибли вместе с бойцами. Валентине удалось выжить, ей предложили место в самолете, а она уступила его раненному бойцу.

Вместе с другими погрузилась на катер, чтобы водным путем добраться до Эстонии. Но корабль разбомбили, и ей пришлось несколько часов провести в воде, осенью 41-ого года.

Она видела, как тонули и погибали под пулями люди, но смогла дождаться помощи. Сказалась донская закалка – она хорошо плавала.

Этот случай она всегда будет вспоминать с ужасом, может с этого времени и начались проблемы со здоровьем, которые позже перейдут в бронхиальную астму.

Но этот жизненный эпизод войдет в роман военного корреспондента Владимира Рудного, который в то время публиковал передовицы в газете. Правда, героиню своего романа он назовет не Валентиной, а другим именем, хотя в ней во многом угадывается мужественный поступок девушки.

А потом был блокадный Ленинград, куда остатки труппы перебрались, чтобы продолжать выступать перед бойцами. Никто тогда не предполагал, что ленинградцам придется выживать в осаде долгие два года. Но для Валентины судьба повернулась удачно: ее эвакуировали в Алма-Ату.

В то время многие киностудии нашли в том городе приют. И несмотря на войну, снимали фильмы.  Здесь она снялась в ленте «Секретарь райкома». Режиссер Иван Пырьев в этой работе рассказал о борьбе партизан в тылу врага. Валентина сыграла боевую девушку – партизанку Дарью.

А затем снова фронт, куда она отправилась петь частушки и читать стихи.

В 1943 году она выехала в Москву. До конца войны ездила к бойцам вместе с другими артистами для выступлений. А после войны устроилась на работу в будущую киностудию им. Горького.

Много снималась у известных режиссеров в ставшими культовыми фильмах — «Весна», «Кубанские казаки» и других. Ее героини — простые и работящие женщины из колхоза.

Комедийная и характерная она открылась для публики еще и как драматическая актриса, которую угадал в ней Кулиджанов. В «Доме, в котором я живу» (1957 г.) режиссер дал ей роль матери большого семейства, в чью жизнь вторглась война.

Ей и играть-то было нечего, она все помнила, все пропустила через себя. Сыграть мать солдата для Телегиной было органично: она умела показать материнскую любовь через слезы, через объятия.

После этой роли ее стали называть камертоном естественности.

Кстати, это первая значимая роль для Телегиной: после картины Кулиджанова о ней заговорили как о воплощении собирательного образа матери – типичного для страны. Она и сама понимала, что у нее получилось. Позже не раз говорила, что роль простой русской женщины она показывает с огромным удовольствием.

В историю кино вошла сцена в грузовике из «Баллады о солдате», где актриса играет женщину-водителя. Ее выражение лица и мимика, усталые глаза и всего лишь несколько коротких фраз стали одной из жемчужин повествования.

Режиссер Чухрай пошел ей навстречу и выкинул длинный монолог ее героини из сценария. В результате получился блестящий эпизод, где Телегина убедительно показала горе матерей, жен, тревогу об ушедших на фронт близких людей.

Ее героини всегда наделены душевной щедростью и теплотой – теми чертами, которых у самой Телегиной было в избытке.

И если с положительными героинями актриса легко справлялась, то на отрицательный типаж ей приходилось долго настраиваться. И хотя таких ролей не так уж и много, они тоже оставили свой след в ее биографии. Например, в культовом фильме конца 60-х «Павел Корчагин».

А в ленте «Дело было в Пенькове» режиссеру пришлось ее уговаривать примерить на себя образ самогонщицы. Недостойных похвалы женщин она умела показать, но все же предпочитала играть тех, чью жизнь она хорошо знала.

Но зрители охотно отзываются на ее появление в кадре даже в образе злодеек: они у нее все равно получаются обаятельные и узнаваемые.

На одной из встреч у нее кто-то спросил, действительно ли она знакома с их деревенской самогонщицей. Настолько точно ей удалось поймать нужные черты, и изобличить стяжательство.

В ее кинокарьере есть целый ряд и других отрицательных персонажей. Она безупречно сыграла попадью, кухарку и спекулянтку – иронично подавая образы.

Неудачной она считала всего одну роль, о которой сама как-то рассказала. Это комичное воплощение волшебницы в детском фильме о потерянном времени. Телегина говорила, что никакого характера в этом образе нет. Но зрителям эта сказка пришлась по душе.

Кстати, в картинах для детей место для Валентины Петровны тоже нашлось. Начиная с 70-х, она снимается в роли бабушек.

Последний фильм с ее участием назывался «Живите в радости», где она вновь в своем любимом амплуа – матери героя. Название картины звучит как завещание.

О Телегиной отзываются как о застенчивой и скромной женщине, в которой уживаются темперамент и огромная любовь к жизни.

Ее партнеры по фильмам вспоминали, что она была совестливой, требовательной к себе, умной, в определенных обстоятельствах — язвительной. При всей кажущейся простоте она не была такой, скорее глубоким и тонким человеком. Не каждому могла открыться и довериться. Поэтому о ее личной жизни сведений очень мало.

Читайте также:  Александр грин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Известна история с ее младшим братом, которого эвакуировали в войну. Но немцы перехватили поезд и увезли мальчика в Германию. Валентина потеряла брата, она не знала, что с ним.

Даже дочери не сказала, что у нее есть дядя. Как рассказывала Надежда Телегина, семья его похоронила. А в 1957 году он появился, жил у них дома. Дочке тогда было лет 13 лет.

Она вспоминает, что мать с дядей подолгу разговаривали, о чем-то громко спорили.

По неподтвержденной информации, парень прошел разведшколу, жил и работал под другой фамилией. Валентина Петровна не смогла примириться с его отношением к родине, которую она беззаветно любила.

Мужа у нее не было: она никогда не рассказывала кто отец Нади.

С дочкой отношения не сложились. Мать пропадала на работе, а девочка была предоставлена сама себе. В подростковом возрасте попала в дурную компанию, их пути-дороги разошлись. Ходили слухи, что у дочери Телегиной проблемы с алкоголем. Во всяком случае, внуков она не дождалась. Так что мама для дочки оказалась совсем не той, что на экране, где она неоднократно воплощала чудесный образ матери.

В последние годы жизни актриса стала болеть, меньше сниматься, и дочь переехала к ней. У нее отекали ноги, и было трудно ходить, сердце сдавало с каждым днем. Рассказывала, что у мамы участились приступы бронхиальной астмы.

Даже на съемочную площадку она могла приехать совершенно больной, но когда входила в кадр, то приступ как рукой снимало.  В кинематографе старость особенно трудна, но забвения Валентина Петровна не хотела.

Она до последнего думала о ролях, снималась.

Наверняка они друг друга простили, Надежда ухаживала за матерью до конца. Валентина Петровна умерла в 1979 году в Москве.

Источник: http://qoon.ru/articles/valentina-telegina/

Валентина Телегина – биография, личная жизнь, семья

Актриса Валентина Петровна Телегина, ее биография, личная жизнь, семья — муж и дети интересуют тех, кто до сих пор помнит и любит эту замечательную советскую актрису.

Валентина Телегина — биография

Валентина Петровна родилась 23 февраля 1915 года в Новочеркасске — столице Донского казачества.

Любовь к театру и актерские способности у неё проявилась ещё в школьные годы, поэтому она была активным членом кружка художественной самодеятельности, а окончив школу, уехала в Ленинград, чтобы осуществить свою мечту — стать актрисой.

Она поступила в Ленинградский институт сценических искусств, причем, училась на курсе С. А. Герасимова, а, получив в 1937 году диплом, была приглашена на работу в театр имени Ленсовета.

В это же время начинающая актриса снялась и в кино — это был фильм «Комсомольск», причем, ей досталась сразу же довольно серьезная роль, которая стала успешным началом её кинокарьеры.

Когда началась Великая Отечественная война, Телегина, как и многие её коллеги по театру, ушла на фронт. Там актеры не только организовывали концерты для солдат, но и работали в госпиталях, ухаживая за ранеными.

После того как война закончилась, Телегина возвращается к мирной жизни и переезжает в Москву. Здесь она начинает активно сниматься, и хотя это в большинстве своем были роли второго плана, причем, играла актриса простых советских женщин, она завоевала любовь зрителей, которые видели в ней, прежде всего, не актрису, а человека – непосредственного, доброго, чуткого и с открытой душой.

Неудивительно, что фильмы с участием Валентины Телегиной, насчитывающие 86 кинолент, до сих пор любимы многими, ведь среди них такие известные картины, как «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника», «Живые и мертвые», «Вызываем огонь на себя», «Журавушка» и многие-многие другие.

Валентина Телегина – личная жизнь

Валентина Петровна полностью отдавала себя любимой работе, которая не оставляла времени на личную жизнь, и хотя замуж она так и не вышла, но матерью все же стала, родив дочь, которую назвала Надеждой.

Часто в своих интервью Надежда Телегина — дочь Валентины Телегиной, вспоминая о своей маме, всегда подчеркивала, что Валентина Петровна, несмотря на все трудности и горе, которые ей довелось испытать, прожила счастливую жизнь, поскольку была очень сильной женщиной.

В последние годы жизни Телегина не снималась, так как тяжело болела — у неё была астма и сердечная недостаточность, да к тому же, её состояние усугубляли невостребованность и полное равнодушие, через которое пришлось пройти многим стареющим актерам.

Тем не менее, Валентина Телегина, причина смерти которой – прогрессирующая астма, осталась в сердцах близких, друзей и коллег, как очень добрый и теплый человек, ведь многие испытали на себе её поддержку в трудную минуту.

Скончалась Валентина Петровна Телегина 4 октября 1979 года, и была похоронена на Митинском кладбище в Москве.

Источник: http://www.aifoundations.org/kultura/zvezdnye-sekrety/valentina-telegina-biografiya-lichnaya-zhizn-semya.html

Валентина Телегина. Личная жизнь, семья, муж, дети

Известная советская актриса Валентина Петровна Телегина — ее личная жизнь (биография), семья, муж и дети интересуют поклонников отечественного кинематографа и театрального искусства даже несмотря на то, что женщине, увы, не удалось дожить до наших дней.

Валентина – уроженка города Новочеркасск. Именно там, в далеком 1915 году и родилась будущая актриса.

Феноменальные актерские способности проявились достаточно рано: в школьные годы Валя была постоянной участницей театрального кружка и в юном возрасте умела вживаться в роли достаточно сложных героинь.

Неудивительно, что получив среднее образование девушка перебирается в Ленинград, поступает в Институт сценических искусств и оканчивает курс С. А. Герасимова с отличием.

К моменту окончания инститтута, будучи одной из самых перспективных выпускниц курса, девушка устраивается в театр им. Ленсовета, исполняя сложнейшие роли.

И именно с подачи своего бывшего наставника актриса получает роль в картине «Комсомольск», давшей старт успешной карьеры в кино. В скором времени женщина покидает труппу театра им.

Ленсовета и присоединяется к коллективу театра Балтийского Флота, но работает там недолго, ведь по времени смена места театральной прописки совпадает с началом Великой отечественной войны.

В военные годы девушка, равно как и другие годы, уходят на фронт, где Валентина становиться медсестрой полевого госпиталя. При этом стоит отметить, что творческая натура женщины не дремала ни секунды: для раненных солдат она, вместе со своими коллегами, устраивала театральные постановки прямиком в госпитале.

В послевоенные годы актриса перебирается в столицу СССР и снимается в ряде кинокартин, исполняя не первостепенные, но от того не менее важные роли.

Фильмы с участием Валентины Телегиной насчитывают более 85 работ, половина из которых – главные роли в различных амплуа.

При этом стоит отметить, что в годы активных съемок выходят стихи Валентины Телегиной, показавшие, что актриса была всесторонне развитой личностью.

Будучи профессионалом с большой буквы, Валентина Петровна с головой уходила в работу, из-за чего времени на личную жизнь у неё практически не оставалось. Но вместе с тем у неё родилась прекрасная дочь Надежда.

Относительно недавно, общаясь с журналистами о матери, Надежда Телегина (дочь Валентины Телегиной) рассказала, что до самой смерти её мать не сожалела о том, что посвятила свою жизнь работе.

И даже несмотря на все трудности и испытания судьбы, она выстояла, доказав всем, что ничто не сможет сломить сильную женщину.

Из-за проблем дыхательной системы, сердечно сосудистых заболеваний и прочих мелких недомоганий, в последние годы своей жизни Валентина решила покинуть и сцену, и съемочную площадку.

Немаловажной причиной, подтолкнувшей некогда популярную актрису к подобному решению, стал цинизм режиссеров, относящихся к стареющим актерам «спустя рукава». Вероятнее всего, что Валентина Телегина и причина смерти актрисы не известны современным поклонникам.

А ушла она из жизни из-за обострения легочного заболевания.

В памяти друзей, родных, коллег и современников она запомнилась как одна из самых светлых, добрых, справедливых и сопереживательных людей, способных прийти на помощь в самую трудную минуту и дать действительно дельный совет. Осенью 1979 года актриса уходит из жизни и находит последнее пристанище на Митинском кладбище в Москве.

(1 votes, average: 5,00

Источник: http://tochka.kiev.ua/valentina-telegina-lichnaya-zhizn-semya-muzh-deti.html

Валентина Телегина — 19 Января 2014 — Сайт ПАМЯТИ УШЕДШИХ..

Телегина Валентина Петровна

(23.02.1915 — 04.10.1979)

Заслуженная артистка РСФСР (14.07.1961).
Народная артистка РСФСР (1974).

В Ленинград Валентина Телегина приехала из Новочеркасска. Коренастая, резковатая, упрямая девушка мечтала стать актрисой, и её мечта осуществилась. Валентину приняли сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена.

«Дело было вПенькове»(1957)

По вечерам, в свободное от учебы в институте время, Валентина Телегина бегала на занятия к молодому режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме».

Читайте также:  Евгений стычкин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вскоре состоялся и дебют актрисы на киноэкране: она снялась в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя» (1934).

«Три тополя наПлющихе»(1967)

В 1937 году Валентина Телегина окончила институт и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Как раз в это время Сергей Герасимов приступал к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», посвященной строителям нового города на берегах Амура. Большинство ролей в фильме он доверил своим воспитанникам. Не забыл Герасимов и о Валентине Телегиной.

«Ветер» (1958)

Героиней Валентины Телегиной в «Комсомольске» стала Мотя Котенкова – рассудительная и бескомпромиссная девушка, приехавшая на строительство вместе с тысячами других комсомольцев. Своими качествами Мотя вскоре завоевывает авторитет у окружающих. И хотя она не старше своих подруг, но в её

«Взорванный ад»(1967)

отношении к ним сквозит материнская забота…

До начала войны Валентина Телегина снялась все у того же Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» (Степанида Лаутина), а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» (Прасковья Телегина).

«Баллада о солдате»(1959)

В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными, готовили еду.

«Дом, в котором яживу» (1957)

О том, насколько важна была их поддержка для солдат, говорят слова одного из командиров, обращенные Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко — смерть далеко».

Когда актеров эвакуировали, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, и на Большую землю возвратилась на торпедном катере с последними солдатами, покидавшими остров.

Затем было время, проведенное в блокадном Ленинграде, эвакуация в Алма-Ату. Там, в Алма-Ате, актриса снялась у Ивана Пырьева в его драме «Секретарь райкома», посвященной героической борьбе партизан, в роли Дарьи.

Из Алма-Аты Валентина Телегина вновь отправилась с бригадой актеров на фронт…

«Поэт» (1956)

Затем было время, проведенное в блокадном Ленинграде, эвакуация в Алма-Ату. Там, в Алма-Ате, актриса снялась у Ивана Пырьева в его драме «Секретарь райкома», посвященной героической борьбе партизан, в роли Дарьи. Из Алма-Аты Валентина Телегина вновь отправилась с бригадой актеров на фронт…

«Девушка с маяка»(1956)

После окончания войны Валентина Телегина перебралась в Москву и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, реже в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы.

«Судьба барабан-щика» (1955)

Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну — единственную и любимую роль — простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».

Звездой экрана она не стала, но зрители ее любили и всегда принимали «за свою», чудом прорвавшуюся на экран женщину из народа. Героини Валентины Телегиной в подавляющем большинстве были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В коротком эпизоде актриса успевала раскрыть полнокровный характер.

«Чемпион мира»(1954)

Так в сценарии фильма «Баллада о солдате» (1959) у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала это лишним и отказалась от текста, оставив одну фразу. Все остальное она сыграла выражением лица, взглядом, и от этого образ только выиграл.

«Прощайте, голуби!»(1960)

Среди лучших работ актрисы: Клавдия Кондратьевна Давыдова мама Сергея, Константина и Кати в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», мать Генки Мария Ефимовна в молодежной киноповести Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», мать Кости Ласточкина Степанида Саввична в комедии Максима Руфа «Ссора в Лукашах», санитарка тетя Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

«Сказка о потерян-ном времени» (1964)

А вот отрицательных персонажей в её биографии было мало: актриса не любила играть таких героинь. Так на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого

«Олеко Дундич»(1958)

«Дело было в Пенькове» Валентина Телегина согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще, как и ряд других отрицательных персонажей: самогонщицу в «Павле Корчагине», попадью в «Олеко Дундиче», кухарку в «Хирургии» по Чехову, спекулянтку Гречушную в военной драме «Вызываем огонь на себя». А вот роль злой волшебницы Авдотьи Петровны в знаменитом детском фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени», сама актриса считала неудачной, поскольку образ был построен на внешнем комизме, и никакого жизненного характера за ним не стояло…

«Доживем допонедельника»(1968) «Вызываем огонь на себя» (1964) «Стучись в любую дверь» (1958) «Помни имя своё» (1974)
«Ляна»(1955) «Происшествие»(1974) «В степи»(1951) «Угрюм-река»(1968)

Валентина Петровна в свое время органично и естественно перешла к возрастным ролям, а затем к ролям бабушек. Вспоминаются ее Марья Ивановна в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариха в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние», бабушка в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».
В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и в кино снималась все реже. Среди ее последних работ: Матрена в социальной драме «Голубка», Марья Пряжкина в комедии «Живите в радости» и повар в пионерлагере в музыкальной комедии «Завтрак на траве».

Митинское кладбище

Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём… А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны…» Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Ее похоронили в Москве на Митинском кладбище.

Источник: http://zobxan.narod.ru/news/telegina/2014-01-19-52

Kwoman.ru: Валентина Телегина: личная жизнь, семья советской актрисы | Интересные статьи за 10.10.2018 (Октябрь 2018 год)

После образования СССР возникла необходимость в формировании не только нового общественного и правового порядка, но и кино. Подстраиваясь под эти требования, большинство кинофильмов последующих лет рассказывали о жизни крестьян и рабочих.

Поэтому появилась нужда в новом типаже актрис, внешне напоминавших простых сельских баб, обладающих при этом, тонкой душевной организацией. Советская актриса Валентина Телегина попала в кино именно благодаря тому, что относилась к этому типажу, и на протяжении всей своей карьеры была невероятно востребованной.

Однако была ли ее личная жизнь столь же успешной, как и профессиональная?

Происхождение актрисы и детские годы

Валентина Петровна Телегина была настоящей потомственной казачкой. Она родилась в феврале 1915 г. в Новочеркасске, который в то время играл роль столицы донских казаков (сегодня Ростовская область).

Несмотря на непростой период, в котором прошло детство будущей актрисы, она росла озорной и искренней девочкой. Во время учебы в школе Телегина вступила в местный театральный кружок, с которого началось ее увлечение актерским мастерством.

Руководительница кружка, которая в прошлом была артисткой, высоко оценила талант юной Валентины и посоветовала ей после окончания школы поступать в театральный вуз.

Студенчество

Полная самых смелых надежд, Валентина Телегина приехала в Ленинград и успешно сдала экзамены в Институт сценического искусства. Причем ее игра произвела на вступительную комиссию столь сильное впечатление, что юную казачку зачислили сразу на второй курс.

Первоначально Телегина была определена в мастерскую преподавателей Вивьена и Соколова, но позже она по собственному желанию перешла к легендарному уже тогда советскому режиссеру Сергею Герасимову.

И не зря, ведь он не только был удивительным педагогом, но и имел привычку снимать в своих кинокартинах особо дорогих ему учеников.

Оценив талант, а главное, удивительно актуальный на то время типаж истинно русской женщины Телегиной, Сергей Аполлинариевич стал часто приглашать ее сниматься в своих работах.

Первые работы в кино и военные годы

Дебютировала на экране Валентина Телегина в 1934 г. в эпизоде одной из картин своего учителя – «Люблю ли я тебя?». После этого почти 3 года она не снималась, сосредоточившись на учебе, а после окончания института — стала играть на сцене Театра имени Ленсовета.

В 1937 г. ее пригласили сыграть в одном из эпизодов «Тайги золотой», а через год Герасимов дал ей роль Моти Котенковой в «Комсомольске». Именно эта роль в дальнейшем и определила весь творческий путь актрисы и ее амплуа – простой женщины/бабушки из народа, которая столь естественна, что кажется, живет в соседнем дворе.

Читайте также:  Andy samberg - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Через год Сергей Аполлинариевич вновь пригласил свою ученицу сыграть Степаниду Лагутину в «Учителе». У ее героини почти не было текста, но она присутствовала во многих сценах, символизируя собою тяжкую долю необразованных и угнетенных крестьянок.

Несмотря на все эти успехи, настоящую известность Валентина Телегина обрела, сыграв свою однофамилицу в фильме «Член правительства».

Теперь многие режиссеры приглашали ее сниматься у себя, но грянула Великая Отечественная война, и актриса, приостановив свою деятельность, добровольно отправилась в Таллинн, где шли ожесточенные бои, в числе актерской бригады. Позже их труппа оказалась на острове Эзеле.

Здесь в свободное от выступлений время Валентина Телегина была и кухаркой, и медсестрой, и прачкой. Она бралась за любую работу, чтобы помочь храбрым воинам. По прошествии многих лет о ее самоотверженной деятельности В. Рудным будет написан роман.

Позже актриса вернулась в Ленинград и прожила там некоторое время, перенеся все тяготы блокады, пока не была эвакуирована в Алма-Ату.

В военные годы актриса снялась в двух кинофильмах — «Непобедимые» и «Секретарь райкома», хотя и не была указана в титрах. Позже она много гастролировала на фронте, а после победы переехала в Москву, где была принята на студию им. Горького, а также играла в Театре-студии киноактера.

Дальнейшая карьера

После войны настал настоящий звездный период в карьере Телегиной – ее засыпали предложениями сниматься, и хотя большинство ее ролей – второстепенные, именно они подчас становились главной изюминкой кинофильмов.

Среди ее творческого наследия множество героинь – санитарка-медсестра, женщина-водитель, крестьянка, самогонщица, проводница, злая волшебница, и даже хозяйка борделя. Каждая из этих ролей была столь отменно сыграна, что за актрисой закрепилось прозвище «всенародная тетя».

Наиболее любимые зрителями кинофильмы с участием актрисы – «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу», «Дело было в Пенькове», «Баллада о солдате», «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника» и многие другие. Всего в творческой копилке Валентины Телегиной – более шестидесяти ролей, а также несколько озвученных мультфильмов.

История с пропавшим без вести братом актрисы

За пределами съемочной площадки Валентина Телегина была очень непохожей на своих героинь. Те, кто был близко с ней знаком, отмечали, что по характеру актриса была настоящей горожанкой и очень интеллигентной женщиной.

С одной стороны, была открытой и участливой, но при этом умела держать дистанцию и редко делилась своими сердечными секретами Валентина Телегина. Семья ее была окутана массой тайн, большинство из которых она унесла с собой.

К примеру, практически никто не знал, что у нее был младший брат, который во время Великой Отечественной войны был принудительно угнан в Германию в качестве рабочей силы. Однако вместо каторжных работ он был отправлен в разведшколу, а после войны — переправлен в Западную Германию, где под фамилией Кондрашов, обитал вплоть до 1957 г., когда смог попасть на родину.

Если бы в те годы стало известно, что у видной советской актрисы родной брат жил на оккупированной территории, да и еще был замешан в шпионаже – Телегина могла бы лишиться карьеры, поэтому эта история стала достоянием общественности лишь в конце жизни Валентины Петровны.

Валентина Телегина: муж

Была еще одна тайна, окутывавшая жизнь известной актрисы. О ней не знали даже самые близкие для нее люди. Речь шла о мужчинах, которых любила Валентина Телегина.

Личная жизнь ее, между тем, была довольно бурной. Несмотря на свою внешность сельской бабы, актриса была очень ухоженной и обаятельной женщиной, которая нравилась мужчинам.

По словам самой Валентины Петровны, у нее был муж-летчик, который и стал отцом ее дочки Надежды.

Однако насколько правдива эта история – неизвестно, ведь оправдание «муж-летчик» или «капитан дальнего плаванья» традиционно для матерей-одиночек.

Дочь Телегиной рассказывала, что она на протяжении всей своей жизни испытывала трепетные чувства к театральному режиссеру Александру Пергаменту.

С ним Валентина Телегина стала работать в начале сороковых, с приходом в театр Балтфлота. Вместе они много гастролировали на фронте, поэтому весьма возможно, что у актрисы возникли к режиссеру романтические чувства.

Были ли они взаимными? Сейчас уже никто не сможет ответить, тем более что у режиссера была супруга — актриса Евгения Церебилко.

Умер Пергаментов почти на десять лет раньше Телегиной, а она даже в свои последние дни вспоминала о нем.

Дети Валентины Телегиной

У актрисы была одна дочь Надежда. Кто бы ни был ее отцом, он не участвовал в воспитании девочки, и Валентина Петровна сама поднимала ее на ноги.

Отношения между матерью и дочкой не всегда были гладкими, однако в последние годы актрисы именно Наденька взяла на себя все хлопоты по уходу за ней.

Последние годы Валентины Телегиной

В последние годы жизни актриса много болела, но продолжала сниматься и давать интервью.

Умерла «всенародная тетя» в октябре 1979 г. и была похоронена на московском Митинском кладбище. Через несколько лет после ее смерти дочка Надя продала московскую квартиру в центре и переехала жить в Подмосковье.

По отзывам друзей и коллег, была удивительно стойкого и благородного характера Валентина Телегина. Личная жизнь, семья и невероятно успешная карьера в кино – все это хоть и было у нее, но не всегда таким, как хотелось бы. К счастью, с какими бы трудностями она ни сталкивалась в своей жизни, Валентине Петровне всегда удавалось выходить из любой ситуации победительницей.

Источник

Источник: http://kwoman.ru/valentina-telegina-lichnaia-jizn-semia-sovetskoi-aktrisy.html

Валентина Телегина (Valentina Telegina): фильмография, фото, биография. Актер

Родилась 15 февраля 1915 года в Ростовской области. Ушла из жизни 4 октября 1979-го в 64 года в Москве. Валентина появилась на свет в Новочеркасске, но после окончания школы переехала в Ленинград.

Девушке удалось сразу поступить на второй курс Ленинградского института сценических искусств, в творческую мастерскую Леонида Вивьена. Телегина мечтала стать актрисой, но прежде хотела получить достойное образование.

Ради своей цели Валентина одновременно с учебой в институте ходила на занятия к знаменитому режиссеру Сергею Герасимову на «Ленфильм».

Благодаря творческой активности ей удалось дебютировать в кино уже в 19 лет. В 1934 году она получила небольшую роль в фильме мастера Герасимова «Люблю ли я тебя?» (1934) о жизни студенческой семьи. Через три года актриса окончила учебу и сыграла свою вторую роль – в фильме «Тайга золотая».

Телегина также начала карьеру как театральная актриса и поступила в труппу Театра имени Ленсовета. Через год учитель Телегиной Сергей Герасимов вновь позвал девушку в свою картину – «Комсомольск» (1938).

В этой ленте о строительстве «города юности» в Комсомольске-на-Амуре Валентина сыграл роль милой девушки Моти. Следом Герасимов утвердил талантливую актрису в свой новый фильм о вечерней школе «Учитель» (1939), где юная Телегина воплотила образ сельчанки Степаниды.

Затем была роль второго плана в фильме о диверсантах «Гость» (1939) и работа в ленте Иосифа Хейфица «Член правительства» (1939).

В 1940—1941 годах актриса перешла в театр Балтийского флота. Великая Отечественная война застала актрису в отпуске. Узнав о начале войны, Телегина тут же присоединилась к своему театру, который был в Таллине, и вместе с коллегами отважно отправилась на фронт, на остров Эзель.

Валентина вместе с другими актерами не только устраивала для солдат концерты, помогая поднять их боевой дух, но и в перерывах между выступлениями ухаживала за раненными, трудилась на полевой кухне.

За военные годы Телегина пережила и тяготы блокадного Ленинграда и эвакуацию в Алма-Ату.

После Великой Отечественной войны актриса переехала в Москву. В 1946-м она стала актрисой ЦКДЮФ имени М. Горького. В 1947-м сыграла второстепенную роль научной сотрудницы в фильме Григория Александрова «Весна», который удостоился награды на Венецианском кинофестивале за оригинальный сюжет.

В основном актрисе доставались роли поварих, санитарок, доярок, советских тружениц. Сама Телегина признавала: «Я всегда играю одну—единственную и любимую роль — простой русской женщины.

Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».

Добродушная и обаятельная женщина, отзывчивая и заботливая, — за этот образ Валентину и полюбил советский зритель.

Наиболее яркие роли актриса сыграла в лентах «Дом, в котором я живу» (1957), где 42-летняя Валентина воплотила образ Клавдии Кондратьевны; «Прощайте, голуби!» (1960), где сыграла Марию Ефимовну; в знаменитой военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые» (1963), где предстала в образе санитарки Паши Куликовой; в легендарной картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» (1959), где Валентине Петровне досталась роль женщины-шофера.

В последние годы жизни актриса мало снималась из-за продолжительной болезни. Ее последним фильмом стала картина «Завтра на траве» (1979), где Валентина Петрова исполнила роль повара в пионерлагере.

Источник: https://www.ivi.ru/person/valentina-telegina-19087

Ссылка на основную публикацию