Вера марецкая – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вера Марецкая

«Страшно одинокий человек», – так охарактеризовал одну из самых известных в СССР актрис, Веру Петровну Марецкую, ее близкий знакомый, бывший ведущий ее спектаклей, Георгий Бахтаров. Казалось бы, очень странное определение: как может быть одиноким человек, снискавший общенародную любовь и славу? Оказывается, совершенно запросто…

Вера Марецкая родилась в Барвихе – есть такой очень известный россиянам городок под Москвой.

Отец, Петр Григорьевич, содержал буфет в местном цирке, и его дети – кроме Веры были еще Митя, Гриша и Таня – постоянно «дежурили» в зале, без конца смотрели и пересматривали представления. Но Вера оставалась самой преданной поклонницей цирка.

Ей казалось, нет ничего прекраснее, чем скакать на лошади… А может быть – делать сальто… Или – смешить публику забавными репризами…

Театр раз и навсегда…

Родители Верочки, зажиточные люди среднего класса, считали, что девушка должна получить серьезное образование. Например, в Московском университете изучать философию… Недурно.

Но они, судя по всему, не знали, что Вера-малышка (ее рост едва «зашагивал» за 160 см) с характером. И уж если, что решит – с пути не собьется.

А тут еще эта революция с дикими для простых обывателей лозунгами типа – «Свобода – народное достояние». Это как понимать прикажете?

Вера очень быстро объяснила отцу, как именно следует понимать слово «свобода»: сдав экзамены на философский факультет, она тайно подала три заявления в театральные студии и из двух получила приглашения. Выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Вахтангов, как известно, был учеником самого Станиславского.

Родители смирились с тем, что дочь стала актрисой. И какой!.. Руководитель студии Юрий Завадский решил основать свой собственный театр, и Вера Марецкая моментально стала его примой – не говоря уже о том, что она вышла за него замуж.

Играла она роли острохарактерные, всяких сорванцов и смешных старух – типа шепелявой толстухи фрау Шнютхен из комедии «Компас». Стоило ей только показаться в гриме на сцене – народ в зале ложился от смеха. Кто бы знал, что свои репризы Вера Петровна создавала по детским цирковым воспоминаниям…

Только муж понимал, в чем дело: «Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное – как», – писал он о ней.

Успех и горе

На сцене Веру Марецкую ожидал вполне закономерный успех: жена руководителя театра, великолепная актриса, плюс мастер перевоплощения – этот коктейль был беспроигрышным.

Роли сыпались, как из рога изобилия: беспризорница Степка из «Нырятина», лицемерка Глафира из «Волков и овец», проститутка Бетти Дорланж из «Школы неплательщиков» – и масса других.

А вот личные дела шли не так хорошо.

Сначала предал муж: Завадский как-то очень быстро устал от простой семейной жизни и, как человек увлекающийся, очень быстро нашел жене замену.

Ну, действительно: супруга – это быт, а творцу всегда надобна муза. Ею оказалась очень красивая восходящая звезда Галина Уланова – талантливая и блестящая.

Завадский собрал чемодан и перебрался жить к любовнице. Четырехлетний сын Женя его остановить не сумел…

А потом началось… Бесследно исчезли братья Митя и Гриша. Вера Петровна отлично понимала, что происходит: на дворе стоял 1937 год, и если человек пропадал, то его можно было искать только в одном месте.

Братья Марецкие, рано увлекшиеся политикой, неверно расставили акценты и вместо того, чтобы выбрать в любимцы тирана, решили поиграть в демократию, примкнули к Бухарину.

И поплатились: вслед за своим вождем отправились в тюрьму.

Марецкая пыталась им как-то помочь, хотя ей все советовали не вмешиваться: «Подумай о сыне», – говорили в театре. И она смирилась. Ограничилась посылками, которые в скором времени перестали доходить до адресатов.

Несмотря на народную любовь и признание, ей пришлось уехать из Москвы следом за опальным Завадским. Она собирала бесконечные аншлаги, и ей рукоплескали Ростов и Киев. А кино помогало материально: с 1927 года Вера Петровна постоянно появлялась в тогдашних «бестселлерах».

А в 1939 году на экраны вышел знаменитый фильм «Член правительства», в котором Вера Марецкая сыграла Саньку – Александру Постникову, простую русскую женщину, медленно, но верно превращавшуюся из крестьянки в депутата Верховного Совета.

Тут дело дошло до высшего признания: Сталин лично одобрил этот «полезный и очень своевременный фильм».

Опала Завадского как-то незаметно закончилась, и на базе театра-студии он организовал Театр Моссовета, в котором Марецкая стала главной и непобедимой примой.

В потоке времени

Жить без надежного человека Вера Петровна не могла и не хотела. Поэтому, понимая, что мужем должен быть тот, кто ее просто-напросто любит – не за талант и не за награды, а просто так, она выбрала в спутники милого и немного застенчивого Георгия Троицкого. Может быть, как актер он и не блистал, зато устраивал быт и воспитывал дочь Машу, не «наседая» с ролями на жену-звезду.

А в начале 1941 года он добровольцем ушел на фронт. Вера Петровна снова обезумела от горя: на сей раз, к тревоге за мужа, прибавился страх за младшую сестру Таню.

Она исчезла на третий день войны, и Вера Петровна решила бороться за нее до конца. Но ничто не помогало: ни известность, ни отчаянные мольбы о милосердии.

Татьяна два года провела в тюрьме и потом была выслана из Москвы чуть ли не на 20 лет…

Между тем, театр решено было эвакуировать в Алма-Ату, где тогда же находилась перемещенная киностудия им. Горького.

На ней Фридрих Эрмлер по сценарию сидевшего в Гулаге Ивана Бондина снял пропагандистскую картину «Она защищает Родину» с Верой Марецкой в роли Паши Лукьяновой.

Во время просмотра в темный зал прошел курьер и на ухо сообщил Вере Петровне о том, что ее муж убит… Марецкая потихоньку выскользнула из зала и только после этого упала в обморок…

Замуж она больше не вышла. Ее домом стал театр. Четырежды она становилась лауреатом Сталинской премии – цифра потрясающая. Играла огромное количество ролей – как в хороших постановках, так и в дурных.

Конечно, вытянуть одним своим талантом спектакли наподобие «Далей неоглядных» Вирты, «Рассвета над Москвой» Сурова, «Аплодисментов» Штейна она не могла, да и, кроме вышеперечисленных, были еще провалы.

Но, разумеется, больше оказалось побед: Живка из «Госпожи министерши», Карташова из «Миллиона за улыбку», а в кино – главная роль в «Матери» по Горькому и восьмидесятилетняя бабушка Варвара Антоновна в «Ночном звонке» – кстати, последняя работа актрисы в кино. 1964 год…

Конечная остановка

1964 год… У Веры Петровны участились головные боли. Диагноз оказался чудовищным: рак мозга. И тогда главреж решил отдать Марецкой последнюю звездную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» и сделать ей прощальный подарок на 70-летие: звезду Героя Социалистического Труда, которую могли дать только за какой-нибудь «крутой» спектакль.

Подходила единственная «Сэвидж», но имелась «деталь». Сначала Сэвидж играла Фаина Раневская. Затем – Любовь Орлова. Но в театральном обиходе есть правиле: актер, вводимый на роль, должен сыграть минимум два спектакля подряд.

Завадский, пользуясь правом главного, самостоятельно «подвинул» Орлову, поставив на ее место умирающую Марецкую, которая сыграла семь «Сэвидж» подряд. Успех был грандиозный, но с Орловой Вера Петровна рассорилась навсегда.

Они умирали в одной больнице, «кремлевской»: на одном этаже Вера Марецкая, через два – Любовь Орлова, а под крышей – Завадский. Вера Петровна посылала Любови Петровне свои приветы и подарки, но та молчала… И умерла первой. Затем – Завадский, который так до конца и обожал свою Веру.

Марецкая снова осталась в одиночестве, хотя она всегда говорила, что одинокой стала еще в юности. Записывала на магнитофон стихи Пушкина, Некрасова, Цветаевой, надеялась сделать поэтическую программу со своим сыном Женей.

Накануне 70-летия вышел указ о награждении ее звездой Героя Труда. Ноги отказывали, но великая актриса переборола себя, появилась на заседании, и с «первого дубля», как сама потом говорила, произнесла торжественную речь…

Ее не стало 17 августа 1978 года.

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/f5e142f16e9e5396c32574cb0034b1cf

Вера Марецкая – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Вера Петровна Марецкая. Родилась 18 (31) июля 1906 года в деревне Барвиха (ныне Московская область) – умерла 17 августа 1978 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).

Вера Марецкая родилась 18 (31 по новому стилю) июля 1906 года в деревне Барвиха (ныне – Одинцовский район Московской области).

Отец – Петр Григорьевич Марецкий.

Братья – Дмитрий и Григорий. Сестра – Татьяна. Ее братья были журналистами, были расстреляны в 1930-е годы как последователи Бухарина. Сестру Татьяну исключили из партии и она несколько лет провела в тюрьме, затем получив поражение в правах – ей нельзя было проживать в Москве.

Стать артисткой Вера захотела благодаря отцу. Тот арендовал буфет в цирке Никитиных, а после революции остался там работать на должности продавца. Все дети постоянно помогали отцу. Особенно нравилось бывать в цирке Вере.

Работать приходилось в основном в антракте, а все остальное время можно было стоять за кулисами и смотреть представление. Вера закрывала глаза и видела себя то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой.

Однако ее юношеским мечтам воспротивились родители и по их настоянию после школы Вера поступила на философский факультет Московского университета.

Тем не менее, тяга к искусству в итоге взяла верх: тайком от отца она подала документы сразу в три театральных студии. Прошла в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Е.Б.

Вахтангов был учеником К.С. Станиславского. А Московский университет бросила.

В 1924 году окончила Школу-студию при театре имени Евгения Вахтангова.

В 1924-1940 годах – актриса Театра-студии (затем – Театра) под руководством Юрия Завадского в Москве и Ростове-на-Дону.

Вера Марецкая в молодости

С 1940 года – ведущая актриса МАДТ имени Моссовета.

Театральные работы Веры Марецкой:

1940 – «Трактирщица» К. Гольдони – Мирандолина; 1941 – «Машенька» А.Н. Афиногенова – Машенька; 1941 – «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова – Н. А. Дурова; 1944 – «Встреча в темноте» Ф.Ф. Кнорре – Варя; 1945 – «Чайка» А.П. Чехова – Маша; 1946 – «Госпожа министерша» Б. Нушича – Живка; 1948 – «Без вины виноватые» А.Н.

Островского – Елена Ивановна Кручинина; 1949 – «Мадлен Годар» А.В. Спешнева – Мадлен Годар; 1950 – «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова – Капитолина Андреевна Солнцева; 1951 – «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского – Редактор; 1952 – «Маскарад» М.Ю. Лермонтова – Баронесса Штраль; 1953 – «Варвара Волкова» А.В.

Софронова – Волкова Варвара Алексеевна; 1954 – «Кража» Дж. Лондона – Маргарэт Чалмерс; 1956 – «Катрин Лефевр» В. Сарду, Э. Моро – Катрин Лефевр; 1957 – «Дали неоглядные» Н.Е. Вирты – Анна Павловна Ракитина; 1958 – «Корнелия» М. Чорчолини – Корнелия; 1959 – «Миллион за улыбку» А.В. Софронова – Ольга Федоровна Карташева; 1960 – «Леший» А.П.

Чехова – Елена Андреевна; 1961 – «Орфей спускается в ад» – Леди Торренс; 1962 – «Бунт женщин» – Мюкэлена; 1964 – «Дядюшкин сон» – Мария Александровна Москалева; 1967 – «Аплодисменты» – Янукова Наталья Сергеевна; 1969 – «Петербургские сновидения» – Пульхерия Александровна; 1970 – «Спектакль – концерт» – Ведущая; 1971 – «…

Золото, золото – сердце народное!» В.В. Рогова, Н.А. Некрасова – Матрена Тимофеевна;

1973 – «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика – миссис Этель Сэвидж.

В кино снималась с 1924 года дебютировав в картине «Простые сердца».

В 1925 году сыграла свою первую главную роль – Катю в комедии «Закройщик из Торжка» режиссера Якова Протазанова. Эта картина, снятая по заказу Наркомфина, была задумана как реклама государственного выигрышного займа.

Незамысловатый сюжет о том, как к скромному закройщику Пете Петелькину (Игорь Ильинский), квартиранту вдовы Ширинкиной, попала выигрышная облигация, не претендовал на какой-то особенный результат. Тем более что для Якова Протазанова, мастера психологической драмы, это вообще была первая попытка работы в комедийном жанре. Как оказалось, попытка весьма успешная.

Получилась яркая сатирическая комедия, с веселой интригой, сочными типажами, выразительными зарисовками жизни провинциальных обывателей времен нэпа.

Фильм очень понравился зрителю «Закройщик из Торжка». Критики хвалили Марецкую за найденный ею образ провинциальной простушки, за естественность ее игры.

Вера Марецкая в фильме “Закройщик из Торжка”

Далее были интересные работы в лентах «Земля в плену» (проститутка), «Дон Диего и Пелагея» (баба в суде), «Живой труп» (дамочка), «Дом на Трубной» (Параша Питунова). В 1929-м сыграла главные роли в картинах «Сто двадцать тысяч в год» (Доленко) и «Простые сердца» (Настя).

Читайте также:  Никита турчин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вера Марецкая в фильме “Земля в плену”

Уже к концу 1920-х Марецкая стала одной из самых популярных киноактрис страны, её имя было известно и в других странах.

В 1939 году исполнила главную роль в драме «Член правительства» режиссеров Иосифа Хейфица и Александра Зархи. Ее героиня – Александра Григорьевна Соколова, председатель колхоза, а затем депутат Верховного Совета СССР.

По сюжету фильма бывшая батрачка Александра Соколова вступает в колхоз. Проходит время и ее избирают председателем. Многие сомневаются, что женщина может руководить хозяйством артели. Не верит в это и ее муж Ефим.

Не уговорив Александру бросить пост председателя, он уходит из дома. Но колхоз процветает, Ефим возвращается и вскоре наступает самый счастливый день в жизни Александры: народ избирает ее депутатом Верховного Совета.

Вера Марецкая в фильме “Член правительства”

Среди значимых работ – роль сельской учительницы Варвары Васильевны Мартыновой в военной драме «Сельская учительница» режиссера Марка Донского. В канун Первой мировой войны, окончив гимназию в Петербурге, Варя едет учить крестьянских детей.

Появляется отбывающий в Сибири срок знакомый по Петербургу – большевик Мартынов. Варя выходит за него замуж, но вскоре его вновь арестовывают. После революции Мартынов погибнет на посту комиссара, ей же предстоят тяжелые испытания в борьбе с кулачеством.

Завершается фильм окончанием Второй мировой войны.

Вера Марецкая в фильме “Сельская учительница”

Позже были главные роли в фильмах «Мать» (Ниловна), «Полюшко-поле» (Лизавета Ивановна Ураганова), «Среди добрых людей» (Михайлина Ивановна Ясинь – удочерила девочку, потерявшуюся во время войны).

Заметной стала работа в сатирической комедии Вениамина Дормана «Лёгкая жизнь», в которой она сыграла Василису Сергеевну Муромцеву.

Ее героиня произносит ряд фраз, которые пошли в народ: “Труд превратил обезьяну в человека не для того, чтобы потом человек превратился в лошадь”; “Талантливый и холостой! Эти качества редко сочетаются в одном человеке”; “Я иногда понимаю даже больше, чем мне хотелось бы понимать”; “Много книг в доме теперь не модно”; “- В этом есть рациональное зерно! – У меня этих зёрен полные закрома!”.

Вера Марецкая в фильме “Лёгкая жизнь”

В первой половине 1970-х несколько раз появилась на экране в фильмах-спектаклях.

Образы, созданные Марецкой в кино, стали одними из самых интересных и значительных в истории советского кинематографа.

Болезнь и смерть Веры Марецкой

В последние годы жизни актриса стала страдать от частых головных болей, однако не спешила обращаться к медикам. Чтобы отвлечься и не обращать внимания на постоянные головные боли, она работала с утра до ночи. Коллеги Марецкой по сути заставили ее пройти обследование. Диагноз оказался страшным: рак головного мозга.

Вера Петровна стоически переносила сеансы химиотерапии, до последнего продолжая выходить на сцену.

Последней ролью актрисы была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Потом последовала вторая операция, после которой Марецкая ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.

17 августа 1978 года Вера Петровна Марецкая скончалась. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Могила Веры Марецкой

Рост Веры Марецкой: 160 сантиметров.

Личная жизнь Веры Марецкой:

Первый муж – Юрий Александрович Завадский, русский и советский актёр, театральный режиссёр, педагог, народный артист СССР. Поженились в 1924 году.

В браке родился сын Евгений Юрьевич Завадский (1926-2006), режиссёр.

От Марецкой Завадский в 1930 году ушел к балерине Галине Улановой, на которой позже женился в 1941 году.

Вера Марецкая и Юрий Завадский

Второй муж – Георгий Петрович Троицкий, актер, во время войны был командиром взвода, погиб на фронте 2 марта 1943 года. Это случилось, когда Вера Петровна снималась в фильме «Она защищает Родину». Фридрих Эмлер не сразу сказал Марецкой о трагедии, чтобы она смогла сыграть веселую сцену игры героини со своим сыном. В браке родилась дочь Мария.

Дочь Мария Троицкая пошла по стопам матери, стала актрисой.

Вера Марецкая с дочерью и сыном

Третим мужем был молодой учёный. Супруг покончил жизнь самоубийством. Для дочери Марецкой это было сильным потрясением – она попала в неврологическую клинику.

Фильмография Веры Марецкой:

1924 – Простые сердца 1925 – Закройщик из Торжка – Катя, домработница 1925 – Его призыв – Варя 1926 – Зелёный змий (короткометражный) – девушка 1927 – Земля в плену – проститутка 1927 – Дон Диего и Пелагея – баба в суде 1928 – Живой труп (Der lebende Leichnam) – дамочка 1928 – Дом на Трубной – Параша Питунова 1929 – Сто двадцать тысяч в год – Доленко, техник-изобретатель 1929 – Простые сердца – Настя 1929 – 2 Бульди 2 – секретарь ревкома 1930 – Стыдно сказать – Софочка, девушка из бара 1930 – Мировое имя – молодая актриса 1933 – Черный барак – эпизод 1934 – Четыре визита Самюэля Вульфа – Ольга, предфабкома 1935 – Любовь и ненависть – Вера, шахтёрка 1936 – Родина зовет – зрительница в ДК (нет в титрах) 1936 – Поколение победителей – Варвара Постникова, приютская, приемыш городового 1936 – Зори Парижа – матушка Пишо 1939 – Член правительства – Александра Григорьевна Соколова 1941 – Дело Артамоновых – Наталья Евсеевна, жена Петра 1942 – Котовский – Ольга, доктор 1943 – Она защищает Родину – Прасковья Лукьянова (“Товарищ П”) 1944 – Свадьба – Змеюкина, акушерка 1947 – Сельская учительница – Варвара Васильевна Мартынова, сельская учительница 1949 – У них есть Родина – мать Саши Бутузова 1955 – Мать – Ниловна (Пелагея Ниловна), мать Павла Власова 1956 – Полюшко-поле – Лизавета Ивановна Ураганова, председатель колхоза 1962 – Среди добрых людей – Михайлина Ивановна Ясинь 1964 – Лёгкая жизнь – Василиса Сергеевна Муромцева 1969 – Ночной звонок – Варвара Антоновна, бабушка 1969 – Судьбы книг – судьбы людей (документальный) 1972 – Любимые страницы (фильм-спектакль) 1972 – Что вы знаете о Марецкой? (документальный) 1972 – Золото, золото – сердце народное (фильм-спектакль) – женщина

1975 – Странная миссис Сэвидж (фильм-спектакль) – миссис Сэвидж

Озвучивание Веры Марецкой:

1951 – Ночь перед рождеством (анимационный) – Солоха 1965 – Время, которое всегда с нами (документальный) – читает текст за А.М. Коллонтай

1966 – Друг Горького – Андреева (документальный)

Звания и награды Веры Марецкой:

– Сталинская премия второй степени (1942) – за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А.

Липскерова; – Сталинская премия второй степени (1946) – за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943); – Сталинская премия первой степени (1948) – за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница» (1947); – Сталинская премия второй степени (1951) – за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова; – орден «Знак Почёта» (1940); – три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960); – два ордена Ленина (1967, 1976); – Заслуженная артистка РСФСР (1935); – Народная артистка РСФСР (5 августа 1943); – Народная артистка СССР (1949);

– Герой Социалистического Труда (1976).

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Mareckaya-Vera.php

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой

Фото ИТАР-ТАСС

Вера родилась в Барвихе, в зажиточной семье, принадлежавшей к среднему классу. Ее отец держал буфет в местном цирке, а мама имела возможность все свое время и внимание посвящать образованию детей. Кроме Веры в семье воспитывалась еще одна девочка и два мальчишки.

На цирковые представления ходили все дети Марецких, но больше всего сцена, где каждый день тушили свет, и самые необычные люди показывали свои таланты, привлекала Верочку. Всматриваясь в смелых наездниц, гибких гимнасток, веселых клоунов, она мечтала, что и сама однажды выйдет на сцену.

Однако родители были другого мнения.

Не пристало девочке из хорошей семьи бредить цирком! Домашние гувернеры готовили Веру на философский факультет МГУ, и не ниже! Окончив школу, она, чтобы не волновались родители, блестяще сдала экзамены в университет и тайно от них подала документы в три существующие в Москве театральные студии. Из двух пришли приглашения, из которых мама с папой узнали, что дочь собирается заниматься совсем не той профессией, которую они для нее выбрали.

Вдохновленная успехом, Вера выбрала студию Вахтангова и показала родителям язык: эта дочка была слишком современной и целеустремленной, чтобы слушаться маму.

Она быстро добилась успехов на театральной сцене, а в 19 лет впервые снялась в кино. Дебютным для нее стал кинофильм «Его призыв».

Талантливую и органично смотрящуюся в кадре студентку горячо поддержал режиссер этой ленты и пригласил в свою следующую картину — комедию «Закройщик из Торжка».

Типаж простой девушки Кати дал актрисе возможность поимпровизировать, сделать героиню куда более живой и естественной, чем это получалось у актрис того времени. После «Закройщика» талантливая девчонка полюбилась зрителю и стала настоящей знаменитостью.

Звезда

Закройщик из Торжка (1925)

Удивительную способность Марецкой «вытягивать» сухие, наполненные коммунистической пропагандой, фильмы своими настоящими и такими теплыми героинями быстро заметили в мире кинематографа. Теперь актрису звали в кино все чаще. Но и как театральная она не уступала действующим примам, со знанием дела перевоплощаясь то в шепелявых старух, то в мальчишек-сорванцов.

Входить в такие разные роли актрисе помогало «цирковое» детство и природная наблюдательность. Типажи были подмечены Верой там, а теперь точно скопированы. Режиссеру и мужу актрисы Юрию Завадскому только и оставалось, что констатировать: «Умна, как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем и главное — как».

С Юрием Александровичем она познакомилась еще студенткой: он был ее педагогом. Долго встречаться было не принято, поэтому едва признавшись друг другу в любви, Вера и Юра сыграли свадьбу. Когда девушка выпустилась, Завадскому предложили возглавить театр, примой которого она и стала.

Первый обман

Дон Диего и Пелагея (1927)

Скоро у пары появился общий сын Женя. Несмотря на бурный актерский темперамент, семьей они были самой обычной, тихой и скромной. Хорошо воспитанная Вера умела наладить быт так, что комар носа не подточит, и скоро тихая гавань талантливому режиссеру стала скучна. Художнику нужна муза, а не жена — страсти и скандалы, вместо устроенного быта и теплой постели.

Когда сыну исполнилось четыре, Завадский нашел вожделенные страсти в актрисе балета, красотке Галине Улановой.

Марецкая не простила. Юрию Александровичу пришлось собирать вещи и перебираться к новой возлюбленной. Биографы потом напишут, что главной любовью жизни у режиссера все равно всегда оставалась Вера. Даже расставшись с ней, он сумел удержать актрису в театре и не переставал давать ей главные роли.

Гастроли

Дом на Трубной (1928).jpg

В тяжелом 1937 году Вере во второй раз пришлось переживать личную трагедию. Тогда пропали оба ее брата.

Девушка точно знала, что увлекшиеся еще в юности политикой, ребята поддерживали совсем не ту власть, которая теперь распоряжалась жизнями.

Она попыталась, пользуясь своей известностью, повлиять на судьбу родных. Но умудренные опытом друзья только шикали на нее: подумай о сыне!

В результате актрисе удалось лишь узнать, куда именно поздней ночью в черной машине увезли двух Марецких. Она слала передачки до тех пор, пока одна из посылок не вернулась. Тогда Вера поняла, что таких веселых и добрых, воспитанных и умных ребят больше нет в живых.

Оплакивать братьев было некогда: в то же время в опалу попал и Завадский. Понимая, что круг замыкается вокруг нее, Вера собрала вещи, взяла в охапку сына и двинулась за Юрой, туда, где ему теперь придется жить. Ростов и Киев принимали актрису такими же бесконечными овациями, какими принимала Москва.

В столицу она теперь возвращалась только на съемки — начиная с 1927 года Марецкая не переставала участвовать в самых популярных тогда кинофильмах. За пару лет до войны она сыграла Саньку в «Члене правительства» — крестьянку, которая своим примером показывает, как честные и неравнодушные труженики могут стать самыми настоящими членами правительства.

Возвращение

Член правительства (1939)

Кино горячо одобрил сам Сталин. Марецкая стала одной из любимых актрис вождя, а Завадский потихоньку вышел из опалы и, более того, — возглавил театр Моссовета, в котором примой стала, конечно, Ве-Пе, как до конца жизни ласково будет называть Веру Петровну Юрий Александрович.

Тем временем наладилась и личная жизнь Марецкой. Она вышла замуж за малоизвестно актера Георгия Троицкого. Застенчивый и тихий мужчина боготворил свою Верочку и был счастлив сделать для нее все — лишь бы женщине было хорошо. На супруга можно было оставить хозяйство и даже родившуюся у них дочь Машеньку.

Счастье было недолгим. В первый день войны муж ушел на фронт добровольцем, а на третий исчезла сестра. Помня о судьбе двух братьев, актриса сразу догадалась, что Таня вовсе не на передовую сбежала. И скоро нашла ее в одной из тюрем, куда отвозили политических заключенных. Целых двадцать лет Вера передавала сестре провизию, пока ту, наконец, не освободили.

Следующий удар судьбы Марецкая перенесла в 1943 году. На премьере одного из кинофильмов ей шепнули, что муж убит. Женщина нашла в себе силы, извинившись, тихонечко выбежать из зала. И только в освещенном холле сползла по стенке без чувств.

Рак

Дело Артамоновых (1941)Она больше и не собиралась замуж. Теперь ее семьей, ее отдушиной, главной любовью жизни стал театр. Вера Петровна получила четыре Сталинских премии, три ордена, стала Народной артисткой СССР и Героем Социалистического труда.

Ее знали и уважали в узком театральном кругу, обожали столичные театралы и зрители.

Читайте также:  Вера фармига - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но беда будто неотступно следовала за актрисой. Как только она получала очередную порцию признания, в семье обязательно что-то случалось.

Очередной удар Марецкая получила, когда славный добрый супруг дочери Маши покончил с собой, а сама девушка, не сумев пережить трагедию, попала в психбольницу.

Каждый стресс действовал на Веру Петровну разрушительно. После трагедии у нее участились сильные головные боли. Бывший муж с приятелем насильно привели актрису к врачу, а те сразу заподозрили онкологию, которую длительное обследование только подтвердило.

Роль

Свадьба (1944)

Тем временем на сцене театра Моссовета ставили чудесную «Странную миссис Севидж». Главную роль играла Фаина Раневская, которая давно просила Завадского освободить ее от роли — по состоянию здоровья. Он тогда ввел в спектакль Любовь Орлову, которая тоже сильно болела и считала Севидж своим последним шансом.

Но узнав о том, что любимая Ве-Пе, возможно, доживает последние дни, режиссер моментально снял с роли Орлову и отдал ее Марецкой. Любови Петровне ничего не объяснили. Она звонила в театр с истериками, кричала, что дойдет до руководства страны и скандалила с режиссером.

Марецкая семь раз вышла на сцену, блистательно сыграв свою последнюю роль. Лишь единожды актриса прервала игру — когда в очередной раз попала в больницу — на операцию.

Они оказались в соседних палатах с умирающей Любовью Орловой и на разных этажах с Юрием Завадским. Актрисе, перед которой была так виновата, она слала цветы и конфеты, но та безмолвствовала.

А Завадский, бросивший к ногам любимой все, что было в его власти, не прекращал признаваться ей в любви.

Она и после операции вышла на сцену. На последнем поклоне, не выдержав, разрыдалась. Партнер Марецкой поклонился не только залу, но и актрисе. Уже разнесшаяся по Москве новость об умирающей актрисе не оставила равнодушными и зрителей: зал плакал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.

Орлову похоронили первой. Она так и не простила Веру, а та на панихиде заметила: «Ну надо же, Любочка и тут первая!». Похороны Завадского были следующими, на которых побывала уже совсем тяжелая больная Марецкая. Она ушла из жизни только через год — очень тяжело страдая и борясь до последнего.

Дело Артамоновых (1941)

Земля в плену (1927)

Она защищает Родину (1943)

Родина зовет (1936)

2 Бульди 2 (1929)

Сельская учительница (1947)

Мать (1955)

Источник: https://www.GoodHouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/vera-mareczkaya/

Вера Марецкая: личная жизнь

Личная жизнь Веры Марецкой складывалась непросто – всенародная зрительская любовь, возможно, и помогала ей отвлечься от трагедий, но не сделала ее более счастливой. Работать в театре и сниматься в кино она начала очень рано, Марецкая была обласкана властями, не испытывала материальных трудностей и имела множество наград.

Дебют в кино состоялся, когда Вере Петровне было всего девятнадцать лет, и этим она доказала своей деревенской родне, что может добиться чего-то большего, правда, стоило ей это многого. Мало того, что ей пришлось привыкать к городской жизни, она постоянно жила в страхе, что ее может постичь участь братьев и сестры, пострадавших от репрессий.

На фото — Марецкая и Завадский

В личной жизни Веры Марецкой тоже все было очень непросто – ей не везло с мужчинами и расплачиваться за это актрисе приходилось своим счастьем.

Первое предательство Вера Петровна пережила, когда ее с маленьким ребенком на руках бросил муж – режиссер Юрий Завадский, увлекшийся балериной Галиной Улановой.

Она так сильно переживала эту ситуацию, что в течение нескольких лет даже не помышляла о каких-то новых отношениях, но ей хватило мудрости и терпения, чтобы сохранить с Завадским теплые отношения и даже прийти работать в его студию.

Следующим этапом в личной жизни Веры Марецкой стал брак с актером Георгием Троицким. Они поженились накануне Великой Отечественной войны, у них родилась дочка, но и на этот раз обрести счастье актрисе не удалось – муж ушел на фронт и больше не вернулся.

На фото — Вера Марецкая и Ростислав Плятт

Еще одной попыткой изменить в лучшую сторону свою личную жизнь стал роман Веры Марецкой с Ростиславом Пляттом. Однако и на этот раз судьба не была благосклонна к актрисе. Им пришлось долго скрывать свой роман, потому что Плятт был женат, а его супруга, узнав об их отношениях, грозилась покончить с собой, и брака с Ростилавом Пляттом у Марецкой не получилось.

На фото — актриса в своем последнем спектакле

Тогда она оставила надежды устроить свою жизнь и стала жить своими детьми.

Когда они выросли, актрису ждали новые испытания – если в судьбе сына все складывалось благополучно, то у дочери Марии совсем наоборот – по неизвестным причинам ее муж повесился, и это сказалось на психическом здоровье Марии, оказавшейся, в результате, в неврологической клинике. Все эти тяжелые переживания сказались на здоровье Марии Петровны – она начала мучиться от непроходящих головных болей, а когда актриса обратилась к врачам, оказалось, что причиной страданий стал рак головного мозга. Бороться со всеми несчастьями и трагедиями личной жизни актрисе всегда помогал театр, и даже когда она уже была тяжело больна, Завадский сделал все, чтобы Марецкой дали роль в ее последнем спектакле – «Странная миссис Сэвидж», отобрав ее у Орловой.

Источник: http://lichnaya-zhizn.ru/blog/vera_mareckaja_lichnaja_zhizn/2014-10-29-601

Вера Марецкая поспорила, что умрет раньше Орловой

Эта актриса с потрясающей судьбой рано начала сниматься и работать в театре. Она была обласкана властью и всегда была при деньгах и наградах. Но, к сожалению, всех близких актрисы постигла трагическая судьба. А жесткое соперничество с Любовью Орловой сделало последние дни Марецкой очень печальными.

Актрисой она стала наперекор судьбе. Просто хотела доказать своей деревенской родне, что пройдет по конкурсу наравне с городскими ребятами. И прошла! В кино удача улыбнулась сразу – первую роль Марецкая сыграла уже в девятнадцать лет, но еще больше ей удалось сделать в театре.

В военные годы Марецкая ездила с труппой по окопам и была кумиром для тысяч солдат. В чем же ей не повезло?.. Во-первых, внешне благополучная актриса носила в себе страшную тайну. В ее семье были репрессированные. Два родных брата – расстреляны по доносу.

Сестра – в лагере… С таким родством она тоже могла запросто загреметь на нары. И каждый раз, слыша по ночам, как работает лифт или что на улице остановилась машина, она в ужасе вздрагивала: «Это за мной!» Во-вторых, девушке со своеобразной внешностью сильно не везло в личной жизни.

Ей попадались ненадежные мужчины. Первый муж, режиссер Юрий Завадский, бросил ее с маленьким сыном на руках, потому что увлекся балериной Галиной Улановой. Несколько лет Марецкая и не помышляла о личной жизни, настолько глубоко ее ранила эта ситуация.

Тем не менее Марецкая все же пришла работать в его студию, которая потом преобразовалась в Театр Моссовета, и сохраняла с режиссером теплые отношения, никогда не отзываясь о нем дурно.

Второй раз устроить личное счастье актриса попыталась накануне Великой Отечественной войны с актером Георгием Троицким. От него у Веры Петровны родилась дочка Маша. Но счастью актрисы помешала война. Ее муж погиб в боях… И Марецкая снова осталась одна.

Правда, через несколько лет у актрисы появилось желание связать свою судьбу с актером Ростиславом Пляттом. Но у него была трагическая история – его не отпускала жена. Она постоянно угрожала самоубийством, и поэтому им пришлось долго скрывать свой роман, и в брак он не перешел. А годы шли… Выросли и отделились дети.

С сыном все было в порядке, а вот история дочери Марии – трагическая. Она страстно полюбила молодого ученого и вышла за него замуж. Но по неизвестной причине он повесился. Из-за случившегося дочь Марецкой оказалась в неврологической клинике, где лечилась много лет… Вера Петровна тяжело переживала эти трагедии.

Возможно, это и дало толчок болезни. Страшные головные боли заставили ее обратиться к врачу. Диагноз – рак головного мозга.

Веру Петровну, мужественно борящуюся с болезнью, спасала работа в театре. Но там была не одна она претендентка на звездные роли. В театре играли Фаина Раневская и Любовь Орлова. Первая была мягка по нраву и уступила роль в популярном спектакле «Странная миссис Сэвидж» Орловой.

А Завадский, узнав, что семидесятилетняя Вера Марецкая тяжело больна, распорядился на время отобрать эту роль у Орловой и дать поиграть Марецкой.

Вера Петровна сыграла главную роль в «Странной миссис Сэвидж» много раз, потом Орлова начала беспокоиться и требовала у начальства, чтобы ее вернули в спектакль. Для нее это тоже был «последний шанс», чтобы регулярно встречаться со зрителем.

В итоге через министра культуры Орлова добилась своего – ее вернули в спектакль, а Марецкая легла в больницу на операцию. По иронии судьбы скоро в кремлевской больнице оказались и Орлова, и Завадский… Орлова попала в клинику с раком поджелудочной железы.

Режиссер пробовал помирить двух актрис, но было поздно, его добрые побуждения в результате привели к тому, что они ненавидели друг друга. И если случайно встречались, только обменивались колкостями. Например, спорили: кто раньше умрет, чтобы остаться для зрителей «в форме»?

Каждая из них беспокоилась: а что дальше будет с их внешностью? Вера Петровна, потерявшая волосы из-за химиотерапии, носила парики, Орлова, сделавшая бессчетное количество пластических операций, уже не могла тем не менее сниматься в кино… В общем, они обе переживали, и когда в 1975 году Любовь Петровна умерла, Марецкая пришла к ее гробу и сказала: «И тут она первая…» Марецкая же еще три года работала, играя каждый спектакль, как последний. Все актеры знали, что Вера Петровна умирает, и не могли смотреть на нее без слез. Многие, когда она очередной раз ложилась в больницу, на всякий случай прощались с ней навсегда. В августе 1978 года Вера Петровна умерла.

Марецкая сбила спесь с Баталова

Мало кто знает, что свою карьеру популярный актер Алексей Баталов начинал не только как актер, но и как журналист. У него были писательские амбиции, и он активно сотрудничал с журналом «Театр», где печатался под псевдонимом Владимирский. Алексей звонил популярным актрисам и брал у них интервью. Встретился он и с Верой Марецкой.

– Я опубликовал интервью об этой прекрасной актрисе, – вспоминает Алексей Владимирович. – Но журналист, принявший у меня текст интервью, позволил себе приписать несколько слов от себя. Мне тогда позвонила Вера Петровна и была очень недовольна. Устроила мне такой разнос!

Расстроенный Баталов позвонил в редакцию журнала и попросил разобраться, кто же позволил себе приписывать слова «от себя». В результате, по словам актера, этого человека уволили.

Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/vera-maretskaya-posporila-chto-umret-ranshe-orlovoi

Как сложилась судьба Веры Марецкой

«Вот стою я перед вами, простая русская баба» — это слова из монолога Александры Соколовой, которую блистательно сыграла Вера Марецкая. «Живучая!» — говорит про себя героиня фильма «Член правительства». То же самое можно сказать и о самой актрисе. Ей не раз приходилось биться не только за себя, но и за своих родных. Но ни разу Марецкая не дала слабину и ни от кого не открестилась.

Блестящая карьера и измена супруга

Вера Марецкая появилась на свет в 1906 году в подмосковной Барвихе. Отец девочки заведовал буфетом при цирке, поэтому Вера частенько бывала на представлениях. Уже тогда в ее душе зародилась мечта о театральной сцене. Но родители были настроены иначе.

Они рассчитывали на то, что дочь выберет более серьезную профессию. Вера расстраивать их не хотела, а потому отлично сдав все экзамены на философский факультет, одновременно, но уже тайно, поступила в школу-студию при театре Евгения Вахтангова.

Потом, конечно, все открылось, но, во-первых, было уже поздно, а, во-вторых, девушке сопутствовал успех на актерском поприще. Едва закончив обучение в студии, Марецкая уже блистала на экране.К тому же ладилась у молодой актрисы и личная жизнь.

Она вышла замуж за Юрия Завадского, который до этого брака являлся педагогом Марецкой, а после — руководил театром, в котором работала его супруга. У молодоженов родился сын, которого назвали в честь Вахтангова Евгением.Но счастье оказалось недолгим.

Завадский увлекся известной балериной Галиной Улановой и ушел от Марецкой, оставив ту в одиночестве с маленьким ребенком на руках. Но надо отдать должное Завадскому, он навсегда сохранил теплые дружеские отношения с бывшей женой.

Враги народа

Между тем Марецкая продолжала играть на сцене и в кино. Она пользовалась популярностью у публики, получала поощрения, награды и звания от властей.

Последнее вызывает тем большее удивление, чем больше узнаешь о судьбах близких для актрисы людей. Так оба родных брата Веры Петровны Дмитрий и Григорий в 1930-е годы, когда в стране бушевали самые жуткие репрессии, оказались за решеткой.

Марецкая отправляла им передачки, но ничем помочь так и не смогла. Мужчин расстреляли.

Почти то же самое случилось и с сестрой Веры Таней. Актриса хлопотала за нее, отсылала в лагерь вещи и продукты. Марецкая надеялась на то, что, в отличие от братьев, Татьяну она все-таки когда-нибудь увидит. И это действительно случилось. Но только через долгих 20 лет, когда на дворе уже были 60-е.

Ни от одного из своих близких Вера Мерецкая не отказалась, хотя и жестоко рисковала оказаться в опале с ярлыком родственницы «врагов народа».

Недолгое счастье

Удивительно, но, несмотря на такое «антисоветское» окружение из осужденных братьев и сестры, саму актрису беды обошли стороной.

Говорят, все благодаря киноленте «Член правительства», которую посмотрел Сталин и прямо-таки восхитился игрой Марецкой.

В 1935 году Вера Петровна получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 1940-м — была награждена орденом «Знак почета». А потом началась война.

К тому моменту Вера Петровна вступила во второй брак. Ее избранником стал Георгий Троицкий, тоже актер. Правда, он был не так известен, как Завадский, но зато стал заботливым и внимательным мужем. На свет появилась дочка, которую родители назвали Марией. Однако отец не увидел, как растет его Маша. Он ушел на фронт и погиб в 1943 году.

Читайте также:  Святослав астрамович - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Страшный диагноз

Мария Троицкая повзрослела и тоже вышла замуж. Через некоторое время зять Марецкой покончил с собой. Маша так переживала смерть супруга, что ее психика дала трещину, и молодая женщина оказалась в неврологической лечебнице.

Вера Петровна была в отчаянии. А тут еще ее начали мучить головные боли. Насилу близким удалось уговорить актрису показаться врачу. Диагноз оказался неутешительным — рак мозга.

Марецкая умерла в 1978-м. Почти до последних дней она мужественно выходила на сцену.

Ее дочь Мария оправилась от удара и сейчас проживает в США.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39875051-kak-slozhilas-sudba-very-maretskoy/

Вера Петровна Марецкая: биография, карьера и личная жизнь

Вера Марецкая родилась в 1906 году в обеспеченной и дружной семье. Детство в подмосковной Барвихе было вполне счастливым. Отец заведовал цирковым буфетом, мать занималась хозяйством и воспитывала четырех детей.

С юных лет Вера мечтала об артистической карьере, однако родители не одобряли подобные стремления, предполагая, что умная и хорошо подготовленная девушка должна поступить в университет.

Однако дочь проявила характер, самостоятельно подав документы в студию Вахтангова.

Выбор Марецкой оказался удачным. После окончания учебного заведения она быстро начала театральную карьеру в студии Юрия Завадского, причем специализировалась не на героинях, а на степенных матронах и комических старухах. Первую небольшую кинороль в картине «Его призыв» Вера получила уже в 19 лет.

Известность юной актрисе принес второй фильм – «Закройщик из Торжка». Роль милой простушки не превратилась в амплуа – Марецкая смело экспериментировала с типажами, предпочитая изображать сильных, ярких, нестандартных женщин. За три.

года она сыграла в четырех кинокартинах, не прекращая активной работы в театре.

Успешная карьера принесла актрисе признание публики и коллег, влияние в театральных и кинематографических кругах, приличный доход. Однако политические катаклизмы 30-х годов не обошли ее стороной – в 1937 были арестованы оба брата актрисы.

Ее заступничество не помогло – из заключения братья не вернулись. Вскоре в опалу попал и муж актрисы, вместе с сыном ей пришлось покинуть столицу и выступать в Киеве и Ростове. В Москву Марецкая возвращалась только для киносъемок.

Самым заметным фильмом этого периода стал «Член правительства» сделавший Веру Петровну любимой актрисой Сталина. Несмотря на успех политически выверенной роли, Марецкая не прекращала творческие искания и не отказывалась от эпизодов и ролей второго плана.

Зрителям она особенно запомнилась по комедии «Свадьба». Славу и поистине всенародную любовь принесла главная роль в фильме «Сельская учительница».

За время кинокарьеры Марецкая получила три ордена, четыре Сталинских премии, звания Героя Социалистического труда и Народной артистки СССР.

В конце жизни Вера Петровна почти не снималась, но много играла в театре Моссовета. Последней ролью стала «Странная мисс Сэвидж», каждый спектакль заканчивался зрительской овацией.

Считается, что именно из-за этой роли Марецкая поссорилась с Любовью Орловой.

Первым мужем актрисы стал ее педагог и режиссер Юрий Завадский. Он помогал становлению таланта Марецкой, семья была счастлива в течение 5 лет.

Налаженное хозяйство, устроенный быт и общий сын Женя не помогли удержать Завадского – причиной разрыва стал бурный роман с балериной Галиной Улановой.

Режиссер был вынужден уйти из семьи, но сохранил теплые отношения с бывшей женой и продолжал приглашать ее на роли.

Оправившись от личной трагедии, Вера Петровна решила связать жизнь с актером Георгием Троицким. Он уступал знаменитой жене в таланте и успехе, но отношения супругов были стабильными и теплыми. В новом браке актриса родила дочь Марию. Однако семейное счастье было недолгим – в начале войны муж ушел на фронт, а в 1943 году актриса получила известие о его гибели.

После смерти второго мужа актриса полностью сосредоточилась на карьере. Однако успешную работу прервала неожиданная болезнь. Страдая постоянными головными болями, Вера Петровна не спешила обращаться к врачу.

Когда же медицинский осмотр все же состоялся, диагноз звучал приговором – рак головного мозга в запущенной стадии. Марецкая мужественно перенесла многочисленные сеансы химиотерапии, не прерывая работы в театре.

Однако усилия врачей были напрасными – в августе 1978 года Народная артистка скончалась.

Вера Петровна похоронена на Новодевичьем кладбище, на ее могиле всегда лежат свежие цветы. Дочь Мария пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.    

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-955893–vera-petrovna-mareckaya-biografiya-karera-i-lichnaya-zhizn

Вера Марецкая: биография, дети, фото актрисы

Шестьдесят лет назад Театр Моссовета был, скорее всего, первым в СССР по звездным именам — Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова и, конечно же, Вера Марецкая. Все они были яркими и неповторимыми.

Когда театр был на гастролях в Париже, Ве-Пе (Марецкая) сидела в гримерке Сары Бернар. Перед спектаклем у нее схватило сердце. Она прилегла на кушетку, успев подумать: «Как было бы здорово умереть на кушетке самой Бернар».

Но в этот раз врачи ее спасли…

Детские годы великой актрисы

Одна из лучших актрис Советского Союза появилась на свет в Барвихе у родителей, не имевших никакого отношения к миру кино. Возможно, только очень тонкой нитью идет такая связь. Ее папа, Петр Григорьевич, спустя шесть лет после рождения дочери начал арендовать в цирке Никитиных буфет.

А после окончания революции он решил остаться там работать продавцом. Все дети — Вера, ее два брата и сестра — постоянно помогали папе.Вере очень нравилось бывать в цирке, ее пленял мир искусства. Она часто стояла за кулисами, внимательно наблюдая за представлением.

А закрыв глаза, девочка представляла себя то воздушной гимнасткой, то смелой наездницей…

Родителям хотелось для своей дочки совсем иного будущего, они не были уверены, что мечты девочки сделают ее счастливой.

Родители хотели, чтобы их дети получили серьезное образование, поэтому, подчинившись их настоятельным уговорам, юная Вера Марецкая, фото которой вскоре были почти в каждом советском журнале, начала сдавать экзамены на философский факультет в Московском университете. Но мир искусства не оставил ее, пленяя и восхищая.

Поэтому, ничего не сказав родителям, девушка подает документы одновременно в три театральных студии. Поступить удалось в две, из которых она выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова из-за того, что он был учеником самого Станиславского. Философия была забыта навсегда.

Ее довоенные работы в театре

После окончания Школы-студии в 1924 году Вера Марецкая, поддержав Юрия Завадского, решившего создать свою театральную студию, стала одной из первых его актрис. Она, несмотря на свою молодость, начинала с характерных ролей.

Ей удавалось (и очень талантливо) перевоплощаться в странных и смешных старушек — фрау Шнютхен, мадам Соковитину и других.На выбор дальнейшего репертуара актрисы значительное влияние оказали ее удивительное чувство юмора и неуемная фантазия.

Ей доводилось играть лицемерку Глафиру, беспризорницу Степку, проститутку Бетти Дорданж (одна из лучших ее ролей). Завадский писал о Марецкой, что она очень умна, всегда знает, что она делает, зачем и почему, но главное — как.

Их отношения были непростыми.

Именно Завадский стал для Марецкой истинным учителем, открывшим ее как актрису. Постепенно рабочие отношения стали личными. Они поженились, у них родился сын Женечка. Все было хорошо, но потом Завадский испытал чувство всепоглощающей любви к Галине Улановой и ушел из семьи.

Другая женщина в знак протеста ушла бы из театра. Другая, но не Вера Петровна. Она, несмотря на то, что ее приглашали многие режиссеры, не оставила своего теперь уже бывшего мужа и проработала в этих стенах всю жизнь, оставаясь ведущей актрисой его театра.

Синема ее жизни

Хотя в театре у нее был постоянный успех, именно кинематограф принес Марецкой всенародную любовь и признание. Ее дебют состоялся, когда ей было 19 лет. Это была маленькая роль в драме «Его призыв».

В этом же, 1925, году тот же режиссер — Яков Протазанов – опять пригласил молодую красавицу в свой новый фильм — в комедию «Закройщик из Торжка», где Вера Марецкая, фильмы которой вошли в золотой фонд советского кинематографа, воплотила роль работницы Кати.

Этот образ запомнился всем зрителям.Ее партнер по фильму Игорь Ильинский говорил о ее работе, что главное очарование молодой актрисы составили ее естественность и простота.

Постепенно начали поступать предложения от разных режиссеров.

За три года она сыграла в пяти замечательных фильмах, где сумела продемонстрировать как настоящую искренность и лиризм, так и яркую характерность.

Живой образ в идеологической фальши

Начало творческой карьеры у актрисы было очень бурным, но потом наступило некоторое затишье. Она была очень занята в театре. Следующая ее роль случилась только в 1935 году.

Персонажем была активная шахтерка Вера, которая сумела подбить женщин сражаться в бою против белых. С этой картины именно женский характер, его формирование стало определяющим стержнем ее дальнейшей работы в кино.

Почти все ее экранные работы были пронизаны идеологией коммунизма. Но в те годы эта идеология была в любом виде искусства, в умах и сердцах людей. Но даже в такой ситуации Вера Марецкая сумела создавать реальные, очень искренние и настоящие образы женщин, простых русских баб.

Критики говорили, что на Марецкую-крестьянку, произносившую пламенные слова, хотелось смотреть ежеминутно, настолько она была мудра и по-настоящему народна.

Личная жизнь прославленной актрисы

У нее было все: благосклонное отношение официальных властей, народная любовь. И все же практически никто не знал, что за всей этой феерией остается огромная трагедия. Оба ее брата были партийными деятелями, почти правыми руками Бухарина, что и послужило причиной их гибели — их расстреляли в 30-е годы.

Ее младшая сестра пропала через сутки после начала войны. Сначала Вера Павловна обзванивала знакомых, потом больницы и морги. Потом сообразила обратиться в соответствующие органы… Никакая популярность не помогла ей вытащить сестру из тюрьмы: Таня вышла оттуда только через два года, до 60-х ей запрещали жить в столице.

Личная жизнь Веры Марецкой оказалась полосатой: то случались счастливые взлеты, то грустные падения. После развода с Завадским она снова создала семью — с актером Георгием Троицким. У них родилась дочь Маша. Троша в основном занимался домашними делами и дочкой.

А все творческие вопросы Марецкая, как и прежде, решала в тандеме с Завадским.

Дети Марецкой Веры Петровны всегда были вместе с ней и не только в детстве. Много позже, когда она долгие недели лежала в больнице, они были рядом, сын даже записывал на магнитофон стихи, которые она читала.

Треть столетия — целая эпоха

Сороковые годы были лучшими как для Марецкой — театральной актрисы, так и для Марецкой — актрисы кино. Именно в это время были сняты ее лучшие фильмы («Свадьба», «Сельская учительница») и поставлены лучшие спектакли («Трактирщица», «Машенька», «Любовью не шутят»).

Омрачало эти годы только одно известие: в самом начале войны погиб ее второй муж, ушедший на фронт добровольцем. Больше Вера Марецкая замуж не выходила.В 50-60-е годы съемок в кино было намного меньше. Интересные работы были в фильмах «Мать», «Легкая жизнь».

В Театре Моссовета спектаклей и ролей было намного больше – «Враги», «Кража» и другие. Она очень любила театр и всегда работала с особой самоотверженностью.До конца своей жизни Марецкая была для своего первого мужа актрисой номер один.

Но ему приходилось аккуратно лавировать еще и между Орловой и Раневской, разделявшими ту же сцену. А это было непросто.

Марецкая продолжала играть. Ее дочь Маша вышла замуж, но спустя несколько лет ее муж повесился.

Актриса поддерживала дочь всеми силами, несмотря на мучившую ее почти постоянно головную боль. Ростислав Плятт и Юрий Завадский чуть ли не силой заставили ее пройти обследование, результат которого был неутешителен: рак головного мозга.

После озвучивания диагноза Завадский решил отдать ей роль миссис Сэвидж, которую до этого играла Раневская, а потом — Орлова. Но случилось так, что и Орлова тогда тоже болела, поэтому она сражалась за эту роль.

Марецкая теперь часть времени проводила в театре, а часть в больнице — лечение, операции… Вскоре там же оказалась и Орлова. Вера Петровна писала ей маленькие записки в другую палату, но Орлова, все еще обижаясь на нее из-за роли миссис Сэвидж, отвечала молчанием.

Она умерла первая, в январе 75-го. Марецкая была на панихиде. После, будучи уже почти без сил от болезни, она продолжала работать и в больнице. Вскоре в этих же стенах оказался и Завадский. Как и прежде, они с бывшей женой обменивались записками, приветами и рисунками. Он умер в 1977 году.

Марецкой сообщили об этом первой. Она пережила его всего на год, уйдя из жизни 17 августа 1978 года.

Источник

улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван+374 11 233 255

Источник: https://www.obovsyom.ru/post/vera-maretskaya-biografiya-deti-foto-aktrisyi

Ссылка на основную публикацию