Александр дольский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Дольский: “Не совпадаю с модой”

Афиша на петербургском Театре эстрады извещает о новой программе Александра Дольского. В 70-80-е годы его популярность была огромной. Его песни крутили на магнитофонах по всей стране, он собирал стадионы и Дворцы спорта. Теперь его считают классиком жанра. Александр Дольский по-прежнему неразлучен с гитарой, пишет стихи и песни. У него вышло несколько книжек.

Многие люди разных поколений любят и поют его песни: “Мне звезда упала на ладошку…”, “Аленушка”, “Но одиночество прекрасней”, “Ладони на глазах”.

В 22 года Александр Дольский написал пронзительные строки: “Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям”. И мало кто знает, что песня “Плакала девчонка, слезы не унять…

“, которую пели школьники в лагерях и взрослые у костра, была написана Дольским 50 лет назад – тогда ему было 16…

– Что нового в вашей жизни?

Дольский: В театре “Балтийский дом” готовлю музыкально-поэтический спектакль “Ленинградский вальс” к 60-летию Победы – там прозвучат мои стихи и песни. Что пишу? Роман в стихах. Этого никто не делал после Пушкина. Решил попробовать. Может, получится…

– А на фестивалях авторской песни бываете?

Дольский: Редко. Там теперь век коммерциализации. С удовольствием езжу на Украину: у них спокойно, много талантливых, и нет москвичей, которые сидят в жюри и продвигают своих знакомых.

В Ленинграде, когда я был председателем жюри, мне не удалось вывести в лауреаты ни одного талантливого человека, потому что москвичи, которые сами особым талантом не отличаются, присудили все лауреатские звания своим друзьям.

– Что думаете о состоянии авторской песни в России?

Дольский: Пение стихов – один из самых древних видов искусств. В России был ренессанс песенной поэзии в 60-70-е годы. Тогда на нашем знамени было написано: “Честь и мастерство”.

Сегодня все изменилось. У большинства поющих уже не под одну гитару, а под две и более, на опознавательном флажке – слово “деньги”. Я желаю им успеха в их нелегком, но веселом предприятии.

Сам же я знамен не меняю.

– Вы были на гастролях в Израиле, Канаде. Какая публика была на ваших концертах, как принимала ваши песни?

Дольский: Только в Германии меня слушают немцы. А так всюду наша интеллигенция, которая уехала. Может, чуть больше аплодируют, теплее принимают. Но так же просят исполнить старые песни, как и здесь. Я пою не для того, чтобы петь. Я же стихи свои пою. Это моя сущность, мое мировоззрение, мое нутро. В этих песнях – я сам.

– И поэтому вы стали лауреатом Государственной премии имени Окуджавы в области литературы…

Дольский: Ее присуждают не за песни, а за книги. У меня два тома стихотворений и два тома сонетов.

– Как вы относитесь к тому, что ваши песни поют другие артисты?

Дольский: С благодарностью. Помню, еще в Свердловске садился в трамвай, и если в нем ехали ребята с гитарой, то, увидев меня, пели мои песни. А потом и в Питере так было.

– Расскажите о вашей жене Надежде Александровне – она еще и ваш импресарио?

Дольский: Она скрипачка, альтистка. Как мы познакомились? Она аккомпанировала в одном ансамбле певцам, исполнявшим мои песни. Я пришел на концерт – и вот вместе уже 30 лет. Вырастили троих сыновей, внуками еще не обзавелись.

Три сына мои, три сердца, три боли… В них все – не отнять, не прибавить. Я царь их и раб. Нет прекрасней неволи…

Петр, Александр и Павел.

– Кем стали дети?

Дольский: Старший, Александр, – врач. Средний, Павел, – художник. Младший, Петр, оканчивает университет, психологический факультет. И старший, и средний отслужили на Балтфлоте после окончания вузов. Павел много времени проводит в мастерской, в командировках.

Сейчас он в Китае, учит китайцев рисунку, композиции. В дни рождения, в праздники собираемся все за столом, приходят подруги наших сыновей. Никто не пьет, не курит. Все просто, никаких изысков. Главное – собраться вместе, сказать друг другу хорошие слова, подарить подарки.

– Говорят, вы готовите обеды на всю семью…

Дольский: Мне это не в тягость. Хожу на рынок, покупаю продукты. Конечно, я не профессиональный повар. Но дети любят мою еду больше, чем ресторанную, потому что она с любовью сделана. Варю борщи, щи, могу мяско поджарить. Все самое простое.

– Вашей жене можно позавидовать…

Дольский: Она очень занята, у нее много дел. Кстати, не только женских – мужских тоже, она меня к ним не подпускает, чтобы я руки не портил. Она у нас женщина властная, и мы все ей подчиняемся. (Смеется). Очень любим ее.

– У вас была какая-то чересчур сложная специальность после аспирантуры…

Дольский: Ничего сложного. Математика в экономике: эволюционно-симулятивный метод стохастического программирования при планировании капитальных вложений.

Я с удовольствием писал диссертацию и одновременно – песни, ездил, выступал. И в Петербурге работал до 1979 года в НИИ старшим научным сотрудником. Пока не принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и не стал его лауреатом.

После этого Аркадий Исаакович Райкин пригласил меня в свой театр.

– Петь веселые песни?

Дольский: Нет, лирику. Он очень мудрый человек был. Когда все время смешно – нужна смена настроения. Это воспринималось публикой очень хорошо. А после этого опять был смех. Здорово придумал… Вообще Райкин сыграл в моей жизни огромную роль.

– Почему же вы ушли от него уже через год?

Дольский: Стало тесно. Меня всюду приглашали с сольными концертами. Стали выходить пластинки – это благодаря Аркадию Исааковичу, он их “пробил”.

– Несколько месяцев назад вы неожиданно представили на суд зрителей выставку своих картин во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12. Пейзажи, портреты, написанные в разные годы – 60, 70, 80-е и совсем недавно… На выставке есть работы вашего отца – Александра Дольского-старшего. Расскажите о нем.

Дольский: Отец был блестящим артистом, пел во многих оперных театрах страны. И хорошо рисовал, мог стать знаменитым художником. Но он был очень занят: тянул репертуар. Особенно великолепно у отца получались шаржи. Причем он делал их по памяти.

Я тоже обладаю этой способностью, но только – с натуры. Еще в школе, затем в институте, после – на работе, когда был инженером, я всех перерисовал. Говорили, что похоже! Очевидно, кто-то из наших предков был иконописцем. У отца в роду с XV века были священники.

А по линии жены – теща обладала замечательным талантом, писала довольно приличные картины. В общем, все это сконцентрировалось и передалось моему среднему сыну. Он ученик художника Андрея Андреевича Мыльникова. Павел потрясающе трудолюбив, целеустремлен.

Его работы есть в храме Христа Спасителя.

Светлана МАЗУРОВА

“Российская газета”, 13.04.2005

Источник: https://zwezda.ru/dolski.html

Александр Дольский

Henry Clarke

Холодный взгляд любовь таит и красота гнетет и дразнит… Прекрасны волосы твои, но одиночество прекрасней. Изящней рук на свете нет, туман зеленых глаз опасен. В тебе все музыка и свет,

но одиночество прекрасней.

Дорогие друзья и гости блога Музыка души!
Многие, наверное, узнали строки из песни Александра Дольского. Сегодняшний мой пост о нем – авторе, исполнителе, композиторе, о питерском барде, интеллигентном,тонком, мудром..

У Александра Дольского есть свой блог, где подробно описана его биография, приведены интервью и стихи. Поэтому я очень коротко остановлюсь на некоторых  моментах его жизни и сделаю акцент на своих любимых песнях.

Немного биографии Александра Дольского

Александр Дольский родился в творческой семье в 1938 году. Отец Александр Викторович, заслуженный артист России, выступал на сцене Свердловского академического театра им. А.В. Луначарского, мама Елизавета Александровна – балерина. Может поэтому он с детских лет уже знал наизусть почти весь репертуар театра.

В 3-ом классе Александр Дольский стал сочинять стихи. С 10 лет он играет в школьном оркестре на гитаре , а в 11 выступает с хором мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен» на сцене Свердловского театра.

В 16 лет Александр написал песню «Плакала девчонка, слезы не унять…» о драме, разыгравшейся в детском саду)

«Кап-кап-кап со щек на платье…» – повторяли многие поколения детей в пионерских лагерях.

Учителя Александра Дольского

Своим главным музыкальным учителем А.Дольский считает Л.А. Воинова – ивестного уральского гитариста. Хоть Александр играл и на контрабасе, и на саксофоне, и на банджо, он остался верен гитаре.
Кстати, в пятидесятые годы Дольский стал лауреатом первого послевоенного конкурса артистов эстрады. И, как гитарист, занял 2 место. Редкий дар, когда стихи и музыка неотделимы.

Две женщины Две женщины – одна светла и величава, Другая – утонченна и смугла. явились мне без зова, для начала расстроив мои мысли и дела.

Какой прекрасный случай и печальный – я не достоин ни одной из них, их чистоты – высокой, изначальной… Но я люблю, и сразу их двоих. Как юность нам с небрежной простотою Дарует единенье душ и тел, так зрелость уязвима красотою и чувствует сближению предел.

Ни слова лишнего, ни жеста, ни касанья, а лишь случайный, робкий взгляд стремглав, но исподволь глубокое вниманье к великой сути их простых забав.

Что блага все, что вера и что слава? Когда б на них двоих я променять все смог… Двоих люблю – но разве это слабость? И Зевс вот так страдал – а он был Бог. И стал я им служить, и жизнь я строю, Как их капризы мне велят порой. Назвал я Музыку – любимою сестрою,

Поэзию – любимейшей сестрой.

Каждая его песня – это маленький спектакль.  Вы только послушайте!
Александр Дольский – песня “Маленький принц”

Затем открытие творчества Б. Окуджавы. Это было потрясением, и очень долго А. Дольский неосознанно подражал Мастеру. Именно благодаря Окуджаве у него появились элегические песни.
«Окуджава – делится Дольский,- научил меня сдержанности, Высоцкий – четкости дикции, которая на сцене должна быть безукоризненной, а благодаря Галичу, я научился сочинять социальные песни»

Лучшие песни Александра Дольского

В 60-х Дольского начинают приглашать на радио, телевидение, но главный триумф пришел к нему на фестивале бардов под Куйбышевым (Самарой) в 1968 году. По словам очевидцев вышел скромный молодой человек и запел мягким проникновенным голосом… Через несколько минут аудитория была покорена. А песня – стала одной из самых известных. И моей любимой.

В 1974 году Алесандр Дольский переехал в Ленинград и вскоре Аркадий Райкин предлагает ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр, его песни (скорее философские баллады) пользовались неизменной популярностью. В 1980 году выходит его пластинка «Звезда на ладони». Песня “Мне звезда упала на ладошку” – для меня одна из лучших его песен.

Александр Дольский “Мне звезда упала на ладошку” слушать и смотреть

Александр Дольский — автор песен к кинофильмам “Трактир на Пятницкой”, “Когда святые маршируют”. Написал музыку к стихам русских, американских, французских, английских поэтов.

Есть ли среди моих читательниц Аленушки? Многих так назвали благодаря его песни «Аленушка» – задушевной и проникновенной.

Стихи Александра Дольского

Александр взыскательно относится к репертуару. Да и сам он отличается высокой культурой. Его стихи проникают в душу.Манера исполнения проникновенна. Ощущение интимности и личной встречи с ним не покидает.

Мы встретились в таком просторе, в таком безмолвии небес. что было чудом из чудес пересеченье траекторий. Быть может, мы в совместный путь могли с тобой пуститься вскоре – в чем состояла цель и суть всей нашей жизни, но на горе мы с удивлением открыли, что птица птице не под стать, стремительные наши крылья в полете будут нам мешать. Так мощен наших крыл разлет,

что сблизиться нам не дает.

Он внес в авторскую песню новую струю – инструментальную музыку. Александр Дольский читает лекции о поэзии и за рубежом, и даже там эти лекции заканчиваются тем, что он берет гитару и поет.

Он не считает себя бардом, ведь бард – в его истинном значении – это тот, кто читает свои стихи на публике, а Дольский – поэт и музыкант. О нем можно писать много. У него прекрасные романсы, совершенно чудесный цикл песен, посвященный Ленинграду.

Многое можно найти в интернете, а я ,напоследок, конечно же, выкладываю  его знаменитый “Сентябрь”

Ну вот наконец-то дождливый сентябрь,
Ну вот наконец-то прохладная осень…

Кстати, несколько его песен было исполнено Галиной Бесединой. Они выступают и вдвоем. Я не слышала их дуэта, но, уверена, что это незабываемо.

Источник: http://nasati.ru/aleksandr-dolskij.html

Мемория. Александр Дольский – ПОЛИТ.РУ

 7 июня 1938 года родился Александр Дольский, поэт, автор-исполнитель.

Личное дело

Александр Александрович Дольский (80 лет) родился в Свердловске (ныне – Екатеринбург) в артистической семье. Отец – Александр Викторович Дольский – был оперным певцом, драматическим тенором, имел звание заслуженного артиста России. Мать – Елизавета Александровна, была балериной, выпускницей Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой.

Читайте также:  Наталья павленкова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

У мальчика с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители и за кулисами которого прошло его детство. В десять лет он и сам  вышел на профессиональную сцену – выступал в театре в составе хора мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен».

Отец ушел из семьи, когда Александр был еще маленьким. Мать растила сына одна. Жили бедно – ее зарплаты в опере едва хватало на жизнь. Ютились в 11-метровой комнате, в которой не было даже стола, так что Александр, чтобы делать уроки, клал на колени фанеру.

Уже в третьем классе Александр Дольский начал писать стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню «Плакала девчонка, слезы не унять…». Много лет ее пели во дворах разных городов страны, считая народной.

Решив научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, Александр выбрал гитару. Мать опасалась, что занятия музыкой отрицательно скажутся на успеваемости сына в школе, но он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре.

«Я очень хотел, чтобы в нашей комнатке тоже появилось пианино, но понимал, что оно стоит слишком дорого. И тогда я стал уговаривать маму купить гитару. Мама не соглашалась – думала, это отвлечет меня от учебы.

Тогда я обменял на гитару свою коллекцию малахита, которую сам насобирал», – рассказывал Дольский.

Учебе игре на гитаре он посвящал все свободное время: «Я был сумасшедший, все время отдавал гитаре. Быстро сделаю уроки, сбегаю на тренировку (у меня был второй юношеский разряд по гимнастике) и сижу играю. Вместо того, чтобы шляться с дворовыми мальчишками, раскрою томик Есенина или Гумилева и сочиняю песни на их стихи»

После школы устроился слесарем-инструментальщиком на завод «Уралэлектроаппарат», где работал в 1956-57 годах. Потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле.

В 1958 году Дольский поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института.  С 1959-го одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары.

Во время учебы экспериментировал со многими музыкальными инструментами и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям – року и твисту.

Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института «За индустриальные кадры».

Будучи студентом, Дольский много концертировал со студенческой бригадой. В 1961 году стал дипломантом первого послевоенного Всесоюзного конкурса артистов эстрады (2-е место).

После этого получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара).

На концертах играл произведения испанских классиков – Альбениса, Гранадоса, Тарреги, переложенные для гитары, а также Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов XIX-XX веков, написанные для гитары. Участвовал в джазовых ансамблях.

В 1962-1966 годах сотрудничал со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочинял песни для спектаклей, а также для кинофильмов Свердловской киностудии.

Песни Дольского становятся узнаваемы, а сам поэт и певец приобретает популярность. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции «Юность», куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева и Ю.Визбор. С 1966 года начинаются его активные поездки с сольными концертами по Советскому Союзу. В 1967 году он впервые выступил на телевидении.

Дольский активно участвует в фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были слеты бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске, Челябинске и Москве.

В 1968 году певец принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина под Куйбышевым (ныне – Самара).

В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными по всей стране.

В 1974 году Дольский переехал в Ленинград. «Мои предки по материнской линии все были петербуржцами. Так что я не переехал, а вернулся», – говорил бард.

Работал старшим научным сотрудником Ленинградского НИиПИ градостроительства, занимался исследованиями в области экономики, отдавая свободное время сочинительству. Как музыкант и певец при первой возможности выезжал во все концы страны. Эта раздвоенность сильно тяготила его.

Дольский решил попробовать свои силы на проходившем в 1979 году в Ленинграде VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, обошедшего профессионалов, стало своеобразной сенсацией.

После того, как предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр, Дольский решился оставить свой институт и перейти в новое качество.

В театре Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни и выступал как актер.

В 1979 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку  «Песни Александра Дольского (Исполнение Желаний)» – первую в жизни исполнителя. В дальнейшем новые диски у него выходили регулярно примерно раз в два года.

В 1979 году Дольский стал членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став свободным художником.

В 80-е годы Дольский достиг пика своей популярности – он давал в среднем по 30 концертов в месяц.

В 1989 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста России.

В 1990-е годы, когда концертов стало меньше, певца «спасала заграница»: он колесил с концертами по Америке, Израилю, Шотландии, Норвегии, Германии и многим другим странам.

Если в 1990-е годы Дольский, «писал много и хорошо», то после 2000 года, по его собственному признанию, «вообще ничего не мог сделать».

В 2002 году Дольский был  удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

В 2003 году начал писать роман в стихах «Анна», замысел которого вынашивал более 30 лет. Роман был закончен за 3 года и издан тиражом в 1000 экземпляров. В свободную продажу книга не поступала – приобрести ее можно только на концертах певца.

 Александр Дольский живет в Санкт-Петербурге. Продолжает выступать с концертами, в частности, в московском бард-кафе «Гнездо глухаря» на Цветном бульваре.

Александр Дольский

Чем знаменит

Поэт и гитарист, автор-исполнитель, заслуженный артист России. Автор культовой песни «Господа Офицеры» из кинофильма «Трактир на Пятницкой», а также признанных хитов «Мне звезда упала на ладошку…», «Государство синих глаз», «Ленинградский вальс», «От прощанья до прощанья», «Одиночество».

Пик популярности Александра Дольского как автора-исполнителя пришелся на перестроечные годы. Начиная с 1983 по 1991 год он давал множество концертов в разных городах страны, собирая залы на полторы-три тысячи мест.

Его имя в числе ста лучших русских поэтов XX века внесено в литературную энциклопедию, составленную Пушкинском Домом, а его стихи изучают на филологических факультетах.

О чем надо знать

В бардовской песне Александр Дольский стоит особняком, занимая собственную, отдельную нишу. Дольский –  виртуознейший гитарист, «один из лучших гитаристов планеты».

Это выгодно отличает его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре.

Если у большинства бардов гитара играет подчиненную роль, а аккомпанемент состоит из незамысловатой мелодии в несколько простейших аккордов, то гитаре Дольского  принадлежит половина его успеха.

«Один мой друг пригласил меня выступить на квартирнике, на котором были учёные. И после какой-то моей песни у них начался научный спор… обо мне как о биокибернетической машине с механическим приспособлением. И они решили, что одновременно петь и играть так, как это делаю я, живое существо практически не может», – рассказывал Дольский.

«Им лично изобретенный метод исполнения ритма босса-новы: я спрашивал гитаристов, они не в состоянии понять, ЧТО делает правая рука, уже не говоря про гармонии и прочее. Это и чисто визуально смотрится как колдовство.

<\p>

Также – и это самое запоминающееся – он изобрел свой стиль аккомпанемента лирическим песням.

И как раз в этом, казалось бы, схожем с бардовским, направлении, он ушёл в абсолютно иные дали: его звучание гитары и гитар “бардов” можно сравнивать так же, как пение Марии Каллас и девочек из хорового ансамбля времен страны Советов», – писал в LiveJournal один из поклонников творчества Дольского.

Прямая речь

О голодном детстве: «Я был очень маленький, потому что в детстве голодал – из-за войны и после неё, совсем не рос и плохо развивался. Отъелся я только тогда, когда поехал в пионерский лагерь, после седьмого класса.

Меня сначала сделали председателем совета дружины (за это полагалась двойная порция еды), потом горнистом (ещё плюс полпорции) и уже в середине смены сделали физруком (ещё одна!).

Вот тогда-то я и начал расти – гены взяли своё: прадедушка у меня был великан под два метра!».

О бардовской песне: «Когда я жил в Свердловске, мне казалось, я один такой. Долгое время я вообще ничего не слышал о других бардах. Однажды у меня в гостях сидел мой друг, Герман Дробиз, писатель. И вдруг он мне говорит: “Знаешь, в Москве парень объявился, который тоже поет свои песни под гитару. Его зовут Окуджава”.

Так я впервые услышал, что у меня есть братья по разуму. Но когда я впервые услышал Булата Шалвовича, он не произвел на меня впечатления. Моя гитарная фактура была намного сложнее. Музыка, которая меня воспитала, – это оперная, симфоническая, Чайковский, Мусоргский, де Бюсси, Верди… Наверное, поэтому искусство бардов показалось мне примитивным.

И по музыке, и по стихам».

О творческом одиночестве: «В принципе, свое творческое одиночество я воспринимаю спокойно. У меня достаточно своей публики, преимущественно интеллигенции. А одиночество – это замечательная вещь. И к бардам, по большому счету, я отношусь как к своим родным людям – в семье ведь разные отношения бывают».

6 фактов об Александре Дольском

  • По отцовской линии все предки Александра Дольского принадлежали к духовенству,  дедушка был священником. А дедушка по материнской линии был знаменитым петербургским портным: шил для Николая II, Есенина, Шаляпина.
  • Александр Дольский, помимо гитары, осваивал и другие музыкальные инструменты: играл в студенческом ансамбле Политехнического института на контрабасе, саксофоне и банджо. Но в итоге остался преданным рыцарем гитары.
  • В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра Дольского и Веронику Долину. Идея реализована так не была по не зависящим от Окуджавы причинам.
  • Дольский снялся в нескольких художественных фильмах киностудии «Ленфильм»: «Когда святые маршируют», «Новая Шехерезада», в русско-японской картине «Рин». С 1985 года вышли в эфир несколько ТВ программ-концертов Дольского. Он также принимал активное участие в программах «Взгляд» и «Пятое колесо».
  • В свободное время увлекается живописью.
  • Женат на  Надежде Александровне Дольской. Отец троих сыновей: Александра (1977), Павла (1978) и Петра (1983).

Материалы об Александре Дольском

Биография Александра Дольского

Официальный сайт Александра Дольского

Статья об А. Дольском в ЖЖ к его 69-летию

«Александр Дольский: Я пришел из другого мира»

Александр Дольский – интервью «НВ»

Статья об Александре Дольском в Википедии

Источник: http://polit.ru/news/2018/06/07/m_dolskiy/

Александр Дольский: «Кому-то мои песни спасли жизнь»

Поэт и гитарист, автор-исполнитель, заслуженный артист России. Автор культовой песни «Господа Офицеры» из кинофильма «Трактир на Пятницкой», а также признанных хитов «Мне звезда упала на ладошку…», «Государство синих глаз», «Ленинградский вальс», «От прощанья до прощанья», «Одиночество». 7 июня Александру Дольскому исполнилось 80 лет.

Биография Александра Дольского

Александр Александрович Дольский (80 лет) родился в Свердловске (ныне – Екатеринбург) в артистической семье. Отец – Александр Викторович Дольский – был оперным певцом, драматическим тенором, имел звание заслуженного артиста России. Мать – Елизавета Александровна, была балериной, выпускницей Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой.

У мальчика с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители и за кулисами которого прошло его детство. В десять лет он и сам вышел на профессиональную сцену – выступал в театре в составе хора мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен».

Отец ушел из семьи, когда Александр был еще маленьким. Мать растила сына одна. Жили бедно – ее зарплаты в опере едва хватало на жизнь. Ютились в 11-метровой комнате, в которой не было даже стола, так что Александр, чтобы делать уроки, клал на колени фанеру.

Уже в третьем классе Александр Дольский начал писать стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню «Плакала девчонка, слезы не унять…». Много лет ее пели во дворах разных городов страны, считая народной.

Решив научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, Александр выбрал гитару. Мать опасалась, что занятия музыкой отрицательно скажутся на успеваемости сына в школе, но он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре.

«Я очень хотел, чтобы в нашей комнатке тоже появилось пианино, но понимал, что оно стоит слишком дорого. И тогда я стал уговаривать маму купить гитару. Мама не соглашалась – думала, это отвлечет меня от учебы.

Читайте также:  Шарлотта бронте - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Тогда я обменял на гитару свою коллекцию малахита, которую сам насобирал», – рассказывал Дольский.

Учебе игре на гитаре он посвящал все свободное время: «Я был сумасшедший, все время отдавал гитаре. Быстро сделаю уроки, сбегаю на тренировку (у меня был второй юношеский разряд по гимнастике) и сижу играю. Вместо того, чтобы шляться с дворовыми мальчишками, раскрою томик Есенина или Гумилева и сочиняю песни на их стихи»

После школы устроился слесарем-инструментальщиком на завод «Уралэлектроаппарат», где работал в 1956-57 годах. Потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле.

В 1958 году Дольский поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. С 1959-го одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары.

Во время учебы экспериментировал со многими музыкальными инструментами и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям – року и твисту.

Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института «За индустриальные кадры».

Будучи студентом, Дольский много концертировал со студенческой бригадой. В 1961 году стал дипломантом первого послевоенного Всесоюзного конкурса артистов эстрады (2-е место).

После этого получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара).

На концертах играл произведения испанских классиков – Альбениса, Гранадоса, Тарреги, переложенные для гитары, а также Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов XIX-XX веков, написанные для гитары. Участвовал в джазовых ансамблях.

В 1962-1966 годах сотрудничал со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочинял песни для спектаклей, а также для кинофильмов Свердловской киностудии.

Песни Дольского становятся узнаваемы, а сам поэт и певец приобретает популярность. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции «Юность», куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева и Ю.Визбор. С 1966 года начинаются его активные поездки с сольными концертами по Советскому Союзу. В 1967 году он впервые выступил на телевидении.

Дольский активно участвует в фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были слеты бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске, Челябинске и Москве.

В 1968 году певец принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина под Куйбышевым (ныне – Самара).

В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными по всей стране.

В 1974 году Дольский переехал в Ленинград. «Мои предки по материнской линии все были петербуржцами. Так что я не переехал, а вернулся», – говорил бард.

Работал старшим научным сотрудником Ленинградского НИиПИ градостроительства, занимался исследованиями в области экономики, отдавая свободное время сочинительству. Как музыкант и певец при первой возможности выезжал во все концы страны. Эта раздвоенность сильно тяготила его.

Дольский решил попробовать свои силы на проходившем в 1979 году в Ленинграде VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, обошедшего профессионалов, стало своеобразной сенсацией.

После того, как Аркадий Райкин предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр, Дольский решился оставить свой институт и перейти в новое качество.

В театре Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни и выступал как актер.

В 1979 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Песни Александра Дольского (Исполнение Желаний)» – первую в жизни исполнителя. В дальнейшем новые диски у него выходили регулярно примерно раз в два года.

В 1979 году Дольский стал членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став свободным художником.

В 80-е годы Дольский достиг пика своей популярности – он давал в среднем по 30 концертов в месяц.

В 1989 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста России.

В 1990-е годы, когда концертов стало меньше, певца «спасала заграница»: он колесил с концертами по Америке, Израилю, Шотландии, Норвегии, Германии и многим другим странам.

Если в 1990-е годы Дольский, «писал много и хорошо», то после 2000 года, по его собственному признанию, «вообще ничего не мог сделать».

В 2002 году Дольский был удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

В 2003 году начал писать роман в стихах «Анна», замысел которого вынашивал более 30 лет. Роман был закончен за 3 года и издан тиражом в 1000 экземпляров. В свободную продажу книга не поступала – приобрести ее можно только на концертах певца.

Александр Дольский живет в Санкт-Петербурге. Продолжает выступать с концертами, в частности, в московском бард-кафе «Гнездо глухаря» на Цветном бульваре.

Чем знаменит

Поэт и гитарист, автор-исполнитель, заслуженный артист России. Автор культовой песни «Господа Офицеры» из кинофильма «Трактир на Пятницкой», а также признанных хитов «Мне звезда упала на ладошку…», «Государство синих глаз», «Ленинградский вальс», «От прощанья до прощанья», «Одиночество».

Пик популярности Александра Дольского как автора-исполнителя пришелся на перестроечные годы. Начиная с 1983 по 1991 год он давал множество концертов в разных городах страны, собирая залы на полторы-три тысячи мест.

Его имя в числе ста лучших русских поэтов XX века внесено в литературную энциклопедию, составленную Пушкинском Домом, а его стихи изучают на филологических факультетах.

О чем надо знать

В бардовской песне Александр Дольский стоит особняком, занимая собственную, отдельную нишу. Дольский – виртуознейший гитарист, «один из лучших гитаристов планеты».

Это выгодно отличает его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре.

Если у большинства бардов гитара играет подчиненную роль, а аккомпанемент состоит из незамысловатой мелодии в несколько простейших аккордов, то гитаре Дольского принадлежит половина его успеха.

«Один мой друг пригласил меня выступить на квартирнике, на котором были учёные. И после какой-то моей песни у них начался научный спор… обо мне как о биокибернетической машине с механическим приспособлением. И они решили, что одновременно петь и играть так, как это делаю я, живое существо практически не может», – рассказывал Дольский.

«Им лично изобретенный метод исполнения ритма босса-новы: я спрашивал гитаристов, они не в состоянии понять, ЧТО делает правая рука, уже не говоря про гармонии и прочее. Это и чисто визуально смотрится как колдовство.

<\p>

Также – и это самое запоминающееся – он изобрел свой стиль аккомпанемента лирическим песням.

И как раз в этом, казалось бы, схожем с бардовским, направлении, он ушёл в абсолютно иные дали: его звучание гитары и гитар “бардов” можно сравнивать так же, как пение Марии Каллас и девочек из хорового ансамбля времен страны Советов», – писал в LiveJournal один из поклонников творчества Дольского.

Прямая речь

О голодном детстве: «Я был очень маленький, потому что в детстве голодал – из-за войны и после неё, совсем не рос и плохо развивался. Отъелся я только тогда, когда поехал в пионерский лагерь, после седьмого класса.

Меня сначала сделали председателем совета дружины (за это полагалась двойная порция еды), потом горнистом (ещё плюс полпорции) и уже в середине смены сделали физруком (ещё одна!).

Вот тогда-то я и начал расти – гены взяли своё: прадедушка у меня был великан под два метра!».

О бардовской песне: «Когда я жил в Свердловске, мне казалось, я один такой. Долгое время я вообще ничего не слышал о других бардах. Однажды у меня в гостях сидел мой друг, Герман Дробиз, писатель. И вдруг он мне говорит: “Знаешь, в Москве парень объявился, который тоже поет свои песни под гитару. Его зовут Окуджава”.

Так я впервые услышал, что у меня есть братья по разуму. Но когда я впервые услышал Булата Шалвовича, он не произвел на меня впечатления. Моя гитарная фактура была намного сложнее. Музыка, которая меня воспитала, – это оперная, симфоническая, Чайковский, Мусоргский, де Бюсси, Верди… Наверное, поэтому искусство бардов показалось мне примитивным.

И по музыке, и по стихам».

О творческом одиночестве: «В принципе, свое творческое одиночество я воспринимаю спокойно. У меня достаточно своей публики, преимущественно интеллигенции. А одиночество – это замечательная вещь. И к бардам, по большому счету, я отношусь как к своим родным людям – в семье ведь разные отношения бывают».

6 фактов об Александре Дольском

  • По отцовской линии все предки Александра Дольского принадлежали к духовенству, дедушка был священником. А дедушка по материнской линии был знаменитым петербургским портным: шил для Николая II, Есенина, Шаляпина.
  • Александр Дольский, помимо гитары, осваивал и другие музыкальные инструменты: играл в студенческом ансамбле Политехнического института на контрабасе, саксофоне и банджо. Но в итоге остался преданным рыцарем гитары.
  • В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра
  • Дольского и Веронику Долину. Идея реализована так не была по не зависящим от Окуджавы причинам.
  • Дольский снялся в нескольких художественных фильмах киностудии «Ленфильм»: «Когда святые маршируют», «Новая Шехерезада», в русско-японской картине «Рин». С 1985 года вышли в эфир несколько ТВ программ-концертов Дольского. Он также принимал активное участие в программах «Взгляд» и «Пятое колесо».
  • В свободное время увлекается живописью.Женат на Надежде Александровне Дольской. Отец троих сыновей: Александра (1977), Павла (1978) и Петра (1983).

Агрегатор новостей 24СМИ

Загрузка…

  • Расскажите об этом своим друзьям!

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! • Последние новости • Наша история • Судьбы людские • Наша почта, наши споры • ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙNext PrevО нём знали только Сталин и Берия

По телефону он деликатно отнекивался, ссылаясь на занятость. На столе лежала рукопись очередной книги. Ждали дела в редколлегиях нескольких журналов. Аспиранты и студенты выстроились в очередь за консультация…

Кончина атамана Кочкина

Нет обиднее и страшнее гражданской войны, на которой брат убивает брата, а люди делятся на красных и белых. После зарастают травой хлебородные пашни, политые кровью «своих» и «чужих». Разберись, кто прав, кто…

Оксана

История великой гимнастки глазами ее тренера

Старый Иркутск

  Иркутск довольно быстро становится крупным военно-торговым центром Восточной Сибири, оттесняя на второй план остроги, возникшие раньше (Братский, Верхоленский, Илимский и другие). Причина этому – удобное р…

Составьте свою родословную

В последние годы в нашей стране многократно вырос интерес к полузабытой науке генеалогии и к составлению родословных. На каждое заседание существующего в Иркутске общества «Родословие» приходят люди, желающие…

История Сибири: Последний белый город

«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды». Цицерон ПРОЛОГ Так получается, что история нашей Родины зачастую представляет собой откровенную ложь…

История Иркутска: Город и его музей

Одна из стен медленно поплыла вверх, потом появилась стеклянная стена, за которой обнаружились люди. Она приоткрылась, и я, наконец, поняла, что это лифт. Пожилой мужчина с букетом цветов вышел из лифта и нап…

Отступления и победы лейтенанта Яныкина

Яныкин Константин Васильевич – кадровый офицер. После успешного окончания средней школы в 1936 году в курортном городе Минеральные Воды он решил стать военным – окончить в чеченском городе Грозном пулемётно-м…

История Сибири: Самоцветы Смоленщины

В целях усиления поисковых работ на поделочные и полудрагоценные камни Министерством геологии СССР в 1966 году была создана геологоразведочная партия. Спрос на изделия из камнесамоцветного (нефрит, жадеит, ла…

Время выбрало нас…

  Так уж сложились жизненные обстоятельства, что в середине 90-х годов нашей семье, как и многим другим, пришлось поменять место жительства. Мы переехали в село Хомутово, что в Иркутском районе, оставив край…

Война и мир Дмитрия Лебедева

24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года  ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе …

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена…

Город моей юности

  Впервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам •Next PrevСмартфонный грабёж

Старшее поколение, жившее в СССР, безоговорочно доверяло средствам массовой информации, и на это были причины. Все СМИ были государственными, поэтому информация тщательно проверялась, отсеивалась. За достовер…

Дом без налога

“Российская газета” публикует очень важный закон. Он касается граждан предпенсионного возраста. С 1 января 2019 года женщины 55 лет и мужчины 60 лет получат льготы по имущественным налогам. Раньше на них имел…

Международный день пожилых людей

1 октября во многих странах мира отмечается Международный день пожилых людей. Пенсионный фонд России выступает одним из главных государственных институтов страны для пожилых граждан, обеспечивая различные …

Читайте также:  Александра даддарио - биография знаменитости, личная жизнь, дети

По всей стране проходят уроки пенсионной грамотности

В школах, средних и высших учебных заведениях всех регионов России начинаются уроки пенсионной грамотности. Тысячи специалистов территориальных органов Пенсионного фонда России отправляются в школы, вузы и сс…

МИР – полезный пластик для пенсионеров

Банковские учреждения предлагают для пенсионеров ране продукты. Например, пластиковые карты. В последнее время много информации дается о карте МИР. Это национальная банковская карта. Она удобна тем, что опера…

Еще раз о кредитовании пенсионеров

Граждане России часто пользуются разными кредитными продуктами. По итогам текущего года Центробанк прогнозирует рост кредитования. Его динамика может составить от 19% до 22%. Прогноз на предприятия и финансов…

Ни капли мимо

Рачительный москвич экономил и при Александре I, и при Керенском, и при военном коммунизме. Делали сальные свечи, чтоб не покупать восковые. Производили спички с двумя головками. Мыли и сушили на батареях “ру…

Источник: http://moi-goda.ru/sudbi-liudskie/aleksandr-dolskiy-komu-to-moi-pesni-spasli-zhizn

Александр Дольский – интервью «НВ»

Известный бард в интервью «НВ» вспомнил время, когда ему надоели его песни, и признался, что в его творчестве иногда случаются «штурмовые дни»

Я позвонила Александру Дольскому, чтобы договориться об интервью. Трубку сняла его жена Надежда. Её приятный голос сразу расположил к себе. Она говорила: «Светочка», – а мне слышались заботливые родительские интонации. Встреча с Александром Дольским оставила то же ощущение тепла и отеческой заботы. Мы проговорили два часа – и это была одна из тех бесед, которую очень не хотелось прерывать…

– Александр Александрович, вы однажды сказали: «Кто-то из поэтов разделил всех художников на две категории – догматики и эллины. Я отношу себя к эллинам». Поясните разницу?

– О, это очень просто! Возьмите, например, Окуджаву или Пастернака – они догматики: их стиль творчества един. А, допустим, у Высоцкого есть и суровые баллады, и лирическая поэзия о любви, и ироничные юмористические песни. То есть эллины эклектичны, а догматики замкнуты в определённых рамках. Но и те и другие одинаково важны и нужны.

– А, скажем, Пушкин кем был по этой классификации?

– Он, конечно, эклектик! Его интересовало всё многообразие мира, и он постоянно стремился экспериментировать.

– Кстати, можете ли вы сказать, что чувствовали своё соседство с Пушкиным? У него ведь день рождения 6 июня, а у вас 7 июня…

– Да, и оба избрали занятие словотворчеством! Это, конечно, удивительное совпадение, но сам этот факт с детства несколько приближал меня к поэзии. На моё восприятие искусства повлияло и то, в какой среде я рос: мама – балерина, папа – певец. Я всё время находился в театре, видел, как обычные люди виртуозно играют на скрипках или божественно исполняют сложнейшие арии…

поэтому думал, что высокая планка даётся легко и любой человек, который захочет, сможет добиться всего чего угодно. Я стал сочинять музыку «как Чайковский» и писать стихи «как Пушкин». Потом понял, что так, как они, не могу, но могу по-своему. Я очень много читал и тем самым учился у великих поэтов.

А ещё мне повезло с людьми, которые встречались на моём пути и помогали мне найти себя.

– А что подгоняет вас, заставляет брать новую высоту?

– Мне уже ни к чему притворяться или приукрашивать, поэтому могу без кокетства сказать вам – я занял своё место в культуре. Хотя в тусовках я сейчас не состою, обо мне ничего нигде не говорят, но при этом мои стихи изучают в школах. А многие из них и вовсе считаются народными, то есть люди их знают, но уже без моего авторства. И вот это для меня ценно.

А по поводу высоты… при социализме было такое понятие на производстве – «штурмовые дни», у меня тоже они бывают. Я могу писать каждый день, потом взять долгую паузу, а затем происходит какой-то разряд – очень мощный. Скажем, в 1990-е годы я писал много и хорошо – так говорили большие поэты. После 2000 года я вообще ничего не мог сделать.

Зато в 2003 году взялся за написание романа в стихах, «Анна», замысел которого вынашивал более 30 лет. И закончил за 3 года (потом, правда, подверг его суровой редактуре). В этой книге я порезвился, кстати, и тут без Пушкина не обошлось: «От А.С.П. освободиться не может русский графоман.

О, сладостный самообман – под гения подопериться! Читатель умный всё простит – его, к несчастию, не густо: у большинства в том месте пусто, где слово или Бог гостит…»

– Что, читатели нынче пошли не те?

– Хороших читателей, как и слушателей, всегда было мало. Но в советское время у нас был шанс массово заполучить их в свои сети. Сегодня мы должны сами организовывать гастроли, а тогда мне, например, помогала Филармония.

В 1980-е годы у меня было в среднем по 30 концертов в месяц – по два в день! Хотя, конечно, от такого графика можно сойти с ума – я тогда привык к снотворному, иначе не выжить было.

Через неделю я уже забывал, какое у меня отделение и какую я песню только что спел… Но у меня же была семья, трое детей, всех их нужно было прокормить, а зарабатывал я мало – Филармония брала почти все деньги себе. Песни осточертели мне в тот момент. Но потом, когда я приобрёл какое-то мастерство, мне перестало быть скучно – я ведь сам себе оркестр.

И такая рабская работа дала потрясающий эффект. После недельного отдыха между концертами я просто парил на выступлении! Мне даже гениальный гитарист Пако де Лусиа говорил, что я играю так, словно учился фламенко. А в 1990-е годы, когда концертов стало меньше, меня спасала заграница: я колесил с концертами по Америке, Израилю, Шотландии, Норвегии, Германии и по многим другим странам.

– Не думали там осесть?

– Нет, но в 1960-е, наверное, не отказался бы. Я классно пел рок-н-ролл, и отец говорил, что, если бы я жил в Америке, стал бы миллионером. А потом под влиянием Галича и Визбора перешёл к тому, чем занимаюсь до сих пор.

И я уверен – для хорошего выступления действительно достаточно лишь голоса и гитары, в остальных случаях часто получается раздуто. Что, в общем, свойственно для нашей эстрады: соберут оркестр, пригласят хор мальчиков, а по факту – мелодия слабенькая, текст без истории…

Какой смысл выходить на сцену и произносить ничтожные слова? Причём тексты не обязательно должны быть сложными, но обязательно – прочувствованными.

– Мне вспомнилась ваша строчка: «Мужество не в том, чтобы поставить точку, а чтобы претерпеть рождение души». Что за ней стоит?

– За ней стоит боль, неудачи, сочувствие к людям и сострадание – как высшее проявление человека. Я думаю, что человек рождается с огромной душой, а потом она у некоторых… исчезает. Например, у политиков: я со многими высокопоставленными людьми общался.

Я чувствую, если так можно выразиться, «запах души». Иногда он превращается в «звериный дух» – как от кабана пахнет, значит, душа ушла. Каждый раз, когда человек делает что-то доброе, его душа расцветает, а когда совершает плохие поступки, она вянет.

– Я буду крыть вашей картой: в одной из ваших песен вы предполагаете, что душа – это совесть…

– …это же только предположение! (Смеётся.) А серьёзно, я думаю, что совесть – это одна из составляющих души, наравне с честностью, чистотой помыслов и благородством.

– Вот в песне «Маленький принц» есть такая строка: «Мне для кого-то быть огромным тоже надо». Скажите, вам удалось испытать это чувство тепла в семье?

– Семья – одна из самых прекрасных сторон в моей жизни. Я такой везучий – обалдеть можно! Дело в том, что до встречи с женой жизнь у меня катилась под откос. Я чувствовал себя поэтом, но меня категорически не принимали люди искусства.

Например, когда мои стихи обсуждали на Совете писателей в Свердловске, где я тогда жил, говорили: «Это даже хуже, чем у Высоцкого!» И советовали поступить в Союз композиторов.

Там меня, кстати, очень тепло принимали и сказали совсем другое: «Да у вас не песни, а… про-из-ве-де-ния!» Но если я и был диссидентом, то только эстетическим: мои темы, ритмы, сложное исполнение музыки просто не вписывались в советское настоящее. И вдруг я встречаю её. Надежду. Я решил, что это мой шанс создать семью – раз уж с песнями не получается.

И в этом плане у нас с ней всё получилось великолепно. А дети! Я проводил с ними очень много времени: читал им на ночь, сочинял многосерийные детективы и стихи – и потом им очень легко учёба давалась. Возил их с собой на гастроли – в Австралию, во Францию, в Америку… А жена моя – идеальная мать: красивая, умная, помощница! Кстати, дети признавались потом, что маму боялись больше, чем меня. Но любят они её безумно.

– Надежда в семье выполняла функцию мужчины?

– Тут вы наугад попали в точку. Из-за того что я играл на инструменте, мне запрещалось выполнять некоторые хозяйственные дела – поэтому, если надо что-то починить, она уже сама справляется. Зато я в семье – повар: хожу в магазины, покупаю продукты и готовлю еду.

– Вы сказали, что бережёте руки, но у вас был период, когда вы работали на заводе. Как же там справлялись?

– Это было очень сложно. У меня постоянно появлялись раны. Но труднее было в другое время: с четвёртого по восьмой класс я занимался спортивной гимнастикой.

Перекладины, брусья, конь – ужасные мозоли были! Но меня всегда интересовало: как же барды могут много лет выступать, так и не научившись играть на гитаре? Я стремился к тому, чтобы постоянно повышать уровень владения инструментом. Мне вспомнилась забавная история. Один мой друг пригласил меня выступить на квартирнике, на котором были учёные.

И после какой-то моей песни у них начался научный спор… обо мне как о биокибернетической машине с механическим приспособлением. И они решили, что одновременно петь и играть так, как это делаю я, живое существо практически не может.

– Но в детстве вас пытались обучить игре на скрипке. Почему же с ней не сложилось?

– Я был очень маленький, потому что в детстве голодал – из-за войны и после неё, совсем не рос и плохо развивался. Отъелся я только тогда, когда поехал в пионерский лагерь, после седьмого класса.

Меня сначала сделали председателем совета дружины (за это полагалась двойная порция еды), потом горнистом (ещё плюс полпорции) и уже в середине смены сделали физруком (ещё одна!).

Вот тогда-то я и начал расти – гены взяли своё: прадедушка у меня был великан под два метра!

– Гены у вас знатные: в разных СМИ вас величали и как «бард царских кровей», и как «поэт во дворянстве»…

– Это да. Я как-то занялся историей своего рода и нашёл в документах, что один мой предок был членом Мальтийского ордена, приближённым Павла I, и у него был собственный кабинет в Зимнем дворце. Ещё знаю, что по отцовской линии все мои предки принадлежали духовному сану, мой дедушка был священником.

А дедушка по материнской линии – знаменитым портным в Ленинграде: он шил для Николая II, Есенина, Шаляпина… помню, как мы с ним дважды ходили в гости к Зощенко. Когда мы с мамой приехали в Ленинград в 1947 году, он очень хотел нас подкормить и пошёл по своим заказчикам.

Чаще всего это заканчивалось унизительно, потому что партийные начальники вели себя высокомерно. Хотя во время блокады он руководил фабрикой и шил обмундирование – может, благодаря этому и выжил. Он был очень добрым человеком.

Настолько добрым, что в письмах ругал мою мать за курение (все балерины считали необходимым курить, чтобы фигура была тоньше – дурочки! – будто было с чего в голод толстеть), но всё-таки отправлял папиросы…

– В песне «Ленинградский вальс» поётся: «Мы с Ленинградом «на вы». А когда вы перешли «на ты»?

– До сих пор «на вы». Мне как-то сказали, что жить в Ленинграде – это очень ответственно. И я с этим согласен.

– А вы чувствуете, что город как-то на вас повлиял?

– Конечно! И, может быть, когда-то повлияю на него и я.

– Песни – послания из настоящего в будущее. Если бы вам предложили выразить это послание одной фразой, что бы вы написали?

– Принимайте всё с чистой душой.

Беседовала Светлана Жохова

Источник: nvspb.ru

Источник: http://mirap.ru/page/aleksandr-dolskij-intervju-nv

Ссылка на основную публикацию