Алексей консовский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Алексей Консовский – 15 Августа 2013 – Сайт ПАМЯТИ УШЕДШИХ..

Источник: http://zobxan.narod.ru/news/konsovskij/2013-08-15-21

Забытые браки советских кинозвёзд (17 ФОТО)

Советские звёзды кино зачастую имеют давнюю историю взаимоотношений. Те, кто жив, по сей день хранят память о былых влюблённостях и старых размолвках. А вот публика в значительной своей части уже забыла о брачных союзах, заключенных десятилетия назад. Именно поэтому “Я люблю кино” решил о них напомнить.

Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов

Мордюкова познакомилась с будущим исполнителем роли Штирлица в 1947 году, на съемках фильма «Молодая гвардия». Ей было всего 22 года, ему и того меньше – 19. Красавица Нонна запала в душу Тихонову. Вячеслав долго добивался внимания гордой казачки, просил её мать о содействии, даже угрожал самоубийством. Наконец, Мордюкова сдалась. В 1950 году у пары появился сын.

Как она потом вспоминала, жили молодые актёры в это время бедно, считали каждую копеечку – при этом Тихонов ещё и считал, что зарабатывать деньги на искусстве «неэтично». Брак не задался с самого начала, поскольку молодожёны очень сильно отличались. «Мы разные люди: я — казачка, яркая, боевая, а он тихий павловопосадский мальчик», — объясняла потом Нонна.

«Я сразу поняла, что он мне активно, трагически не нужен, — вспоминала Мордюкова. — Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее, не жить, а мучиться — ни ему домой не хотелось, ни мне». Спустя 13 лет, через 2 дня после смерти матери Нонны, пара распалась – без скандала, но затаив друг на друга обиду.

В 1967 году Вячеслав Тихонов женился повторно. Нонна Мордюкова до конца жизни больше не состояла в официальном браке.

Александр Збруев и Валентина Малявина

Александр и Валентина познакомились, ещё будучи школьниками.

После окончания школы Збруев поступил в Щукинское театральное училище, которое находилось совсем рядом с домом, где жила Малявина, и нередко навещал возлюбленную.

Частые визиты привели к ранней беременности, и Збруеву пришлось обивать пороги чиновничьих кабинетов, чтобы получить разрешение на брак – Валентине еще не было восемнадцати.

Союз удалось оформить в 1959 году, но счастливой семье не суждено было сформироваться. Малявина вспоминала: «Ни моя, ни Сашина матери не хотели, чтобы я рожала. Считали, что еще слишком рано. Меня на седьмом месяце за руку отвели к врачу, который вызвал искусственные роды. Я до последнего не знала, что со мной делали, думала, что это обычный осмотр. В результате моя дочка погибла».

Александр, сам пользовавшийся повышенным женским вниманием, сильно ревновал молодую жену – и, как оказалось, не напрасно. На съемках фильма «Иваново детство» у Валентины закрутился роман со знаменитым режиссёром Андреем Тарковским. Позднее, на съемках «Подсолнуха», она познакомилась с Павлом Арсеновым, к которому и ушла от Збруева в 1963 году.

Режиссёр Арсенов прославил Малявину своими фильмами, сделав её одной из главных кинокрасавиц Советского Союза. Но после трагической смерти их новорожденной дочери второй брак актрисы распался. В 1983 году Валентина была приговорена к девяти годам лишения свободы за убийство сожителя, актёра Станислава Жданько.

Александр Збруев в 1967 году женился на актрисе Людмиле Савельевой, с которой состоит в браке и по сей день.

О Валентине Малявиной читайте также: Убийства, лагеря и болезни. Разрушенные жизни звёздных советских актрис

Наталья Фатеева и Владимир Басов

Синеглазая красавица Фатеева познакомилась с режиссёром Владимиром Басовым в Москве в 1955 году. У неё за спиной уже был один короткий неудачный ранний брак – с актёром Леонидом Тарабариновым, за которого Наталья вышла во время учёбы в Харьковском театральном институте. Басов тоже ранее был женат – на актрисе Розе Макагоновой.

Владимир предложил своей новой пассии роль в фильме «Случай на шахте восемь», а в 1958 году женился на ней. Наталья украсила собой ещё несколько картин, таких как «Дело «пёстрых», но это не принесло ей широкой известности. Актриса родила сына, тоже Владимира, который впоследствии тоже стал режиссёром.

Наталья Фатеева с сыном Володей

Басов завидовал славе и популярности красавцы-жены, у которой отбоя не было от предложений сняться, в то время как сам Владимир нередко сидел без работы.

Наталья воспринимала мужа как наставника, заботилась о нём, носила ему на киностудию суп в термосе, но Басов продолжал ревновать супругу к каждой тени.

«Когда же ты постареешь? Когда тебе уже стукнет тридцать?» — восклицал он. Порой у режиссёра случались запои.

В 1961 году брак звёздной пары распался. Басов вскоре женился в третий раз, на актрисе Валентине Титовой, которая потом ушла от него к кинооператору Георгию Рербергу. Наталья Фатеева в 1965 году вышла замуж за героя-космонавта Бориса Егорова, с которым прожила вместе 5 лет. У позднее у актрисы было ещё два брака, но их подробности не стали достоянием общественности.

Анастасия Вертинская и Никита Михалков

Анастасия Вертинская познакомилась со своим однокурсником Никитой Михалковым во время учёбы в театральном училище. Ему было 20, ей – на десять месяцев больше. «Я была очень влюблена… Меньше всего мы задумывались о том, где нам жить, как зарабатывать деньги, да и жизнь тогда была дешёвой», — вспоминала Вертинская.

Влюблённые поженились в 1966 году, в это время у них уже был шестимесячный сын Степан. Жили молодожёны сначала на квартире у Андрея Кончаловского, брата Никиты Сергеевича, а позднее на даче Михалковых. Сергей Михалков, отец Никиты, называл их брак «учебно-тренировочным».

Актриса вспоминала: «У меня не было чувства, что я вышла замуж за артиста. Это был просто мой любимый Никитон. Весёлый, обаятельный, добрейший. Мы жили и дышали друг другом».

Но двум талантливым людям не суждено было прожить вместе долго: оба проявляли замашки лидера и не собирались жертвовать своими амбициями ради семейного счастья. «Встретились два сильных человека в период своего формирования.

Я по натуре — не жена гения, не могу нигде быть вторым человеком, только первой, — рассказывала Вертинская, — А Никита, конечно же, шёл своим путём. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами.

Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей…».

Спустя три года они расстались. Никита Сергеевич вскоре женился на Татьяне, с которой и по сей день состоит в браке и воспитывает двух дочерей и сына. Анастасия Вертинская с тех пор вступала в непродолжительный союз с Александром Градским и имела ещё несколько звёздных романов.

Сама актриса о своих отношениях говорит так: «У меня был всего один муж — Никита Михалков. Конечно, случались романы, когда происходят волнение в крови, особый подъём духа, потом это превращается в иные взаимоотношения. Я от романов не отказываюсь, но это — не мои мужья.

Я даже не считаю, что у меня были гражданские браки».

Алексей Консовский и Вера Алтайская

Алексей Консовский озвучивал персонажей советских мультфильмов-сказок и играл Принца в «Золушке», а Вера Алтайская прославилась ролями отрицательных сказочных персонажей. Консовский был мягким и склонным к меланхолии, Алтайская же, напротив, отличалась бойким характером, остроумием и напором.

Противоположности притягиваются, так что актёры сошлись. Способствовало этому и то, что Алтайская обладала редкой, запоминающейся красотой: у неё были глаза разного цвета, зелёный и карий. Но семейная жизнь молодых совсем не походила на сказку.

Вера была несдержанной на язык, склочной и скандальной – как в работе, так и в семейной жизни. По этой причине с ней не хотели сотрудничать многие режиссёры. Когда же к числу недостатков актрисы прибавилась ещё и тяга к бутылке, обычно покорный Алексей не выдержал и ушёл, забрав дочь.

Ни он, ни она больше в брак не вступали.

Иосиф Кобзон и Людмила Гурченко

Иосиф Кобзон рассказывал, что, «как и вся страна в то время», был влюблён в образ юной Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи». Но, в отличие от остальных советских мужчин, Иосиф Давыдович обладал возможностью, а главное — желанием действовать.

Звёздная пара познакомилась после просмотра фильма «Шербурские зонтики» в ресторане при Всероссийском театральном обществе. Кобзон добыл телефон Людмилы Марковны, затем стал приезжать к ней в Крым на съемки картины «Белый взрыв». В 1967 году они поженились. Для Кобзона это был второй брак, а для Гурченко — уже четвёртый.

Иосиф Давыдович рассказывал, что во время их супружества семейный бюджет наполнял в основном он: когда Людмилу Марковну приглашали в кино или театр, ей нередко предлагали получить роль «через койку», что безумно злило звезду, и она подолгу сидела без работы.

По словам певца, Гурченко не любила, когда он выпивал (хотя алкоголиком Кобзон никогда не был), и нередко проявляла «мужской характер»: «Ты ей слово, она тебе десять. Она спиной чувствовала. Вот просто посмотришь на красивую женщину, она вроде как спиной сидит, не видит. Тут же поворачивается… Знала, что сказать. И умела… Но добрая была. И талантливая, конечно, безумно».

Как выяснилось, Людмила Марковна ревновала своего мужа ко всяким красоткам не напрасно. В 1970 году Гурченко уехала на гастроли и попросила подругу, актрису театра Моссовета Татьяну Бестаеву, присмотреть за своей дочерью от второго мужа, Машей. Кобзон изменил Гурченко с Бестаевой, что и стало причиной развода.

Татьяна Бестаева, послужившая поводом для развода Гурченко и Кобзона

В 1971 году Иосиф Давыдович встретил любовь всей своей жизни, Нелю, с которой счастлив в браке и поныне. Людмила Марковна после развода имела связь с музыкантом Константином Купервейсом и была замужем за продюсером Сергеем Сениным.

Татьяна Доронина и Эдвард Радзинский

Татьяна Доронина была замужем пять раз и обладала редким талантом расставаться с бывшими мужьями по-доброму, без скандала, сохранив тепло в отношениях.

Вторым мужем актрисы, работавшей тогда в одном из ленинградских театров, был театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он не стал встречать возвращающуюся с гастролей супругу, и вместо него это сделал молодой драматург Эдвард Радзинский, в постановке пьесы которого «104 страницы про любовь» она должна была сыграть главную роль.

Вместе с Эдвардом Татьяна в 1966 году уехала в Москву, где блистала в написанных им пьесах и начала сниматься в кино. Но Радзинский не был для актрисы «средством передвижения» или карьерным трамплином. Их брак продлился всего несколько лет, до 1971 года, но и спустя десятилетия Доронина продолжала называть Эдварда Станиславовича «самым близким и родным».

Со своим четвёртым мужем, актёром Борисом Химичевым, Татьяна познакомилась на съемках фильма «Еще раз про любовь» по сценарию Радзинского. Последним, и тоже непродолжительным, был брак актрисы с Робертом Тохенко.

Эдвард Радзинский после развода с Дорониной женился на актрисе Елене Денисовой, которая младше его почти на четверть века, и продолжает жить с ней душа в душу.

Лия Ахеджакова и Валерий Носик

Лия Ахеджакова познакомилась с Валерием Носиком, будучи ещё совсем юной девушкой: она училась в ГИТИСе и параллельно работала в Театре юного зрителя, где также выступал Носик. Валерий стал первой любовью Лии и вскоре ответил ей взаимностью, сделав предложение руки и сердца.

Молодожёны жили на квартире Ахеджаковой, родители которой уехали на заработки на север, чтобы обеспечить дочь жильём. Носик, бывший в то время популярнее супруги и уже начавший сниматься в кино, стал всё чаще приходить домой навеселе. Однажды чаша терпения Лии оказалась переполнена, и она, собрав вещи, ушла, оставив Валерию двухкомнатную квартиру.

Позднее Носик женился на актрисе Марии Стерниковой, но их брак также распался. Лия Ахеджакова была замужем за художником Борисом Кочейшвили, а в 2001 году, в возрасте 63 лет, вышла за фотографа Владимира Персиянинова.

Наталья Варлей и Николай Бурляев

За Натальей Варлей ещё задолго до эпохальной роли в фильме про Шурика стали увиваться поклонники: как из цирковой среды, в которой девушка выросла, так и из актёрской.

Наталья отбивалась от влиятельных ухажёров, среди которых был и Леонид Филатов, посвящавший ей стихи и буквально не дававший прохода.

С выходом на экраны «Кавказской пленницы» Варлей стала настоящим секс-символом Советского союза и, чтобы избежать навязчивого мужского внимания, была вынуждена покидать цирк, в котором продолжала работать, через чёрный ход.

Именно возле чёрного хода Наталью поджидал Николай Бурляев, с которым она была знакома уже несколько месяцев и которому симпатизировала. Продрогший насквозь актёр, сжимавший в руках букет едва живых от холода цветов, проводил возлюбленную до дома, и Наталья пригласила его подняться в квартиру, чтобы согреться. Как позднее призналась Варлей, это был её первый раз с мужчиной.

Когда Наталья вышла замуж за Бурляева, им было всего 19 и 20 лет, соответственно. Они не были готовы к семейной жизни и не были приспособлены для неё.

Варлей уделяла много времени учебе в театральном институте имени Щукина, Бурляев всего себя посвятил работе в Ленкоме.

Кроме того, Николай не был готов остепениться и часто участвовал в шумных гуляниях околотеатральной богемы, что вызывало у Натальи острую ревность, порой доходившую до истерик. Спустя несколько лет пара распалась.

Вскоре после этого Наталья Варлей вышла замуж за Владимира Тихонова, сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой. Николай позднее женился на дочери Инны Макаровой и Сергея Бондарчука, Наталье. Третьей женой Бурляева стала актриса Инга Шатова.

Источник: https://www.anews.com/p/83544799-zabytye-braki-sovetskih-kinozvyozd-17-foto/

Забытые браки советских звезд, о которых уже мало кто знает

Да, сейчас постепенно забываются лица любимых советских актеров, особенно молодые. Как забываются и некоторые факты из их биографии, как то ранние и непродолжительные браки.

Честно говоря, после этих фотографий возникает чувство, что все актеры и актрисы СССР так или иначе были когда-то женаты. Например, Анастасия Вертинская, будучи невероятно красивой женщиной, привлекала внимание самых видных и звездных мужчин страны.

Ее мужьями были Никита Михалков и Александр Градский, однако сейчас мало кто вспомнит эти необычные союзы. 

Анастасия Вертинская и Никита Михалков  Когда актеры заключили брак, они были еще весьма молоды, да вдобавок оба с лидерскими замашками. Их союз папа Никиты, поэт Сергей Михалков, назвал «учебно-тренировочным». 

Вертинская вспоминала: «Что же касается моего брака с Никитой Михалковым. Мы с ним были очень молоды и не представляли себе, что такое брак. Никита часто уезжал на рыбалку и привозил много рыбы, которую мне приходилось чистить. И казалось, этому нет конца. Хотя тогда я много работала, была постоянно занята на съемках. А он делал первые шаги в режиссуре. Обоих мучила жажда самоутверждения. Кому-то надо было отступиться от своей профессии ради сохранения брака. Но и он, и я оказались к этому не готовы».

Свадьбу молодые сыграли, когда у них уже был полугодовалый сын Степан. А через три года после его рождения супруги расстались. Позже Вертинская объясняла разрыв «жаждой самоутверждения» с обеих сторон. 

Михалков ожидал от супруги того, с чем она согласиться никак не могла: готовка, домашние дела, дети. «Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей», — рассказывала Вертинская.

Анастасия Вертинская и Александр Градский Официальный брак актрисы со следующим звездным супругом продлился всего два года — с 1976-го по 1978-й, причем фактически они жили вместе еще меньше.«С Сашей Градским у нас не получился брак не потому, что кто-то оказался плохим. Сейчас я понимаю, что была недальновидна. Нужно было оставить все на уровне романа, не надо было замуж. У нас не получилось потому, что мы абсолютно из разных “детских”, из разной среды. Он воспитан на своей музыке, я, как вы понимаете, на музыке Вертинского. Да, все начиналось как в сказке, но потом — быт, реальность. И вот наши реальности не совпали».

Друг Анастасии, Станислав Садальский, вспоминал случай из жизни супругов: «Я стал свидетелем такой сцены. Маленький Степа Михалков приставал к маме и клянчил денег на кино. Настя ни в чем никогда не отказывала сыну, но в тот момент денег у нее не было: “Сынок, потерпи два дня”. Тогдашний муж Анастасии, певец и композитор Александр Градский, “чесавший” в то время по десять концертов в день, решил принять участие в воспитании пасынка: “Степа, а ты сдай баночки из-под майонеза и получишь целых 2 рубля 73 копейки”». «Через три часа расстроенный Степан вернулся с авоськой гнилых яблок. Сказал: “Продавщица денег не дала, говорит, детей деньги портят. И дала яблоки”. Больше Александра Градского я у Вертинской не видел, в роли мужа он продержался один месяц». 

Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов Начинающие актеры познакомились в 1947 году на съемках фильма «Молодая гвардия», когда Вячеславу было 19 лет, а Нонне — 22. 

Тихонов долго добивался расположения Мордюковой и даже просил ее маму поспособствовать их отношениям, угрожая самоубийством. В конце концов Нонна ответила взаимностью, а в 1950 году у пары родился сын Владимир.«Я сразу поняла, что он мне активно, трагически не нужен, — вспоминала Мордюкова. — Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее, не жить, а мучиться — ни ему домой не хотелось, ни мне».«Развивалась наша семейная жизнь коряво. Всегда в долгах как в шелках, еле перебивались от зарплаты до зарплаты», — говорила Нонна. Они были готовы развестись уже через год, но разводы тогда были явлением фактически постыдным, так что супруги мучились вместе целых 13 лет.
Людмила Гурченко и Иосиф Кобзон Актриса и певец повстречались в 1964 году во Всесоюзном театральном обществе. Иосиф был очарован дамой и, добыв ее телефон, пригласил в ресторан, после чего завязался роман.

Оба находились постоянно в разъездах, 29-летняя Гурченко была трижды разведена, воспитывала дочь Машу от предыдущего брака. Иосиф был младше актрисы на два года, но тоже уже был разведен. 

Пара стала жить вместе, а вот брак оформила только после того, как Гурченко по советским порядкам отказались селить в один гостиничный номер с Кобзоном, поскольку они не были расписаны. 

Вскоре в браке появились взаимные обиды и раздражение. Гурченко была женщиной с характером, не могла спокойно переносить ни успеха, ни поклонниц супруга, ревновала и била посуду. Тогда Иосиф пожаловался другу: «Люся сильная женщина. Она как мужик! А два мужика в одном доме не уживаются». После Гурченко Кобзон вновь женился, и этот брак длится до сих пор.

Лия Ахеджакова и Валерий Носик Актеры познакомились во время работы в ТЮЗе, после чего начался их служебный роман.

Их брак продлился совсем недолго, поскольку семейная жизнь пары не сложилась.

Владимир Басов и Наталья Фатеева  Когда начинающую артистку приняли сразу на четвертый курс ВГИКа, она познакомилась с молодым режиссером Владимиром Басовым, который через год предложил ей роль в своем фильме, ну а заодно и в собственной жизни.

Еще через год у супругов родился сын Владимир, в котором Наталья души не чаяла. Только вот сам Басов сходил с ума от страсти к супруге, которой хотел безраздельно обладать. 

Он завидовал ее славе, нервничал и постоянно ревновал. Говорил любимой открытым текстом: «Когда же ты постареешь? Когда тебе уже стукнет тридцать?» По словам Фатеевой, это и стало причиной их разрыва.

Алексей Консовский и Вера Алтайская Исполнитель роли Принца в «Золушке» 1947 года и характерная актриса из сказок прожили вместе довольно короткую и отнюдь не сказочную жизнь. 

Алтайская была злой на язык и довольно скандальной актрисой, потому режиссеры ее просто побаивались и не приглашали на роли.

В какой-то степени из-за этого с возрастом у Веры появился еще один серьезный минус — пьянство. Консовский забрал дочь и ушел от нее, с трудом перенеся разрыв.
Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова Высоцкий познакомился с будущей супругой в конце 1961 года на съемках фильма «713-й просит посадку».

Именно Людмила подарила Высоцкому двоих сыновей: в 1962 году Аркадия, а в 1964 году — Никиту.

Официально поженились они лишь в 1965-м, правда, вскоре пара выяснила, что у них много взаимных претензий и мелких раздражений, из-за чего брак распался. 

Несмотря на развод, Владимир не забывал своих сыновей, поддерживал с ними контакт и помогал материально. Его следующей любовью стала Татьяна Иваненко.

Николай Бурляев и Наталья Варлей Режиссер и актер стал первым мужем начинающей актрисы. Поженились они в 1967 году, причем многие друзья отговаривали Наталью от поспешного шага, но она не послушалась. 

Между ними вспыхнула страстная любовь. Варлей была очарована привлекательным мужчиной с манерами с первых дней знакомства, поэтому, когда тот предложил ей руку и сердце, не раздумывая, согласилась.

Бурляев любил шумные тусовки и был завсегдатаем богемной компании, тогда как Наталья по-детски ревновала его, рыдала, закатывала истерики, уходила жить к родителям. Через несколько лет брак распался.

Татьяна Доронина и Эдвард Радзинский  Когда муж актрисы не смог встретить ее с гастролей, то на вокзал вместо него отправился драматург, в пьесе которого Доронина должна была вскоре сыграть. 

Вскоре именно с Радзинским Доронина сбежала в Москву. Их брак продлился два года.

Драматург писал под нее пьесы, в которых она блистала. Но вскоре семейная жизнь закончилась. По словам Дорониной, именно Радзинский остался для нее «самым близким и родным», и он разделял к бывшей супруге подобное отношение.

Олег Даль и Татьяна Лаврова Вторым мужем актрисы стал ее коллега по театру «Современник», но брак их продлился всего полгода.

Причиной разрыва стал трудный характер и алкоголизм Даля. Друг пары вспоминал: «Слышу в трубке пьяный голос Тани. Лаврова начинает оправдываться: “Я выпила, чтобы Олегу меньше досталось. Даль же убивает себя, в пропасть катится”».

Александр Збруев и Валентина Малявина Молодые люди познакомились еще будучи учениками школы, хоть и учились в разных районах. Красавица Валя сразу же влюбилась в харизматичного хулигана.«В Сашу были влюблены все девчонки. Однажды мои одноклассницы позвали меня на танцы, сообщив с придыханием: “Там будет Саша Збруев”. Как только я его увидела, тут же сама влюбилась. Саша тоже обратил на меня внимание. Мы начали встречаться, а после окончания школы решили расписаться. Родителям сказали, что идем в театр, а сами отправились в ЗАГС. Дома нас встретили мама и бабушка. Бабушка вдруг стала внимательно присматриваться к Саше. “Смотри-ка! — воскликнула она. — Они за спиной какую-то бумагу с гербом прячут”. Пришлось признаться».«После поехали “с повинной” к Сашиным родителям. Его мама не слишком бурно отреагировала на наше известие. А вот новость о том, что я беременна, повергла всех в шок. Ни моя, ни Сашина матери не хотели, чтобы я рожала. Считали, что еще слишком рано. Меня на седьмом месяце за руку отвели к врачу, который вызвал искусственные роды. Я до последнего не знала, что со мной делали, думала, что это обычный осмотр. В результате моя дочка погибла». Вскоре и брак распался. 

Аркадий Арканов и Майя Кристалинская  Писатель и певица стали супругами в 1958 году, причем расписались они также втайне от родителей. 

Уже через год пара разошлась, хотя официальный развод был оформлен в 1962 году.

Галина Брежнева и Игорь Кио Эта пара официально была супругами всего девять дней, хотя роман их длился дольше.

Кио был знаком с Галиной, еще когда она была замужем за цирковым эквилибристом Евгением Милаевым и сопровождала его на гастролях в должности костюмера цирка. К началу романа Кио было 18, а Галине — 32. 

Генсек-отец потребовал развести пару, что власти и сделали.

Ольга Заботкина и Александр Иванов В 1976 году на гастролях в Сочи юморист и ведущий программы «Вокруг смеха» повстречался с балериной Мариинки и актрисой Ольгой Заботкиной. 

Источник: https://cont.ws/post/807612

Актер на “фабрике мертвецов”

В Музее-квартире Всеволода Мейерхольда состоялся показ документального фильма “Волшебный комсомолец”. Герой ленты – забытый ныне актер театра и кино Дмитрий Консовский. Талантливый юноша мог стать звездой советского кино, однако в 1934 году он был арестован во время съемок, обвинен в контрреволюционной деятельности и впоследствии погиб в лагере.

Пять лет понадобилось создателям фильма на подготовительную – исследовательскую – работу. Сведения о Дмитрии Консовском пришлось собирать по крупицам. В Музее кино, Бахрушинском театральном музее и в многочисленных архивах.

И это притом что за работу взялись люди не чужие – внучатый племянник Дмитрия Консовского Николай Вершинин-Консовский и его жена Анна Булгакова. В истории советских семей совсем не редкость, что о сгинувших в годы репрессий родственниках младшие поколения ничего не знали.

Старшие хранили обет молчания. Кто-то – из опасения навлечь новую беду. Кто-то – по иным причинам.

У героя документальной ленты “Волшебный комсомолец” был младший брат, тоже актер Алексей Консовский. Eго внук Николай Вершинин-Консовский говорит, что о семейной драме узнал, в общем-то, случайно и вовсе не из рассказов своего деда. Заглянул в “Википедию”, а там упоминание, что был еще один Консовский. И отчество такое же.

Один из ключевых эпизодов фильма: автор вглядывается в фотоснимок из личного дела заключенного и обнаруживает в незнакомце фамильные черты:

– Эта фотография сделана ночью 3 декабря 1934 года. Какое родное лицо – узкое в веснушках, нос птичий, крючковатый, твердый взгляд упрямца. Мне вернули ее, вырезав ножницами из личного дела заключенного. “Не понадобится нам больше”, – сказали. Маленький кусочек фотографической бумаги навсегда будет пришит к делу. Теперь только я, один из оставшихся в живых Консовских, знаю, как все было.

Это последняя его фотография. Больше зэка Дмитрия Консовского никто никогда не снимал. Несколько раз я спрашивал себя – нужен ли этот фильм? Прошло столько времени. Я не в силах их защитить, вернуть жизнь, избавить от страха. Не знаю, но чувствую, как во мне день ото дня растет гнев и не дает остановиться последняя фраза Дмитрия Консовского: “Я только имел надежду на вашу справедливость”.

Анна Булгакова говорит, что братья Консовские были связаны крепкой дружбой:

– Арест Дмитрия был страшным ударом для Алексея Анатольевича. Не говорил он о нем только по той причине, что это было слишком больно. Случившееся сформировало в нем другого человека, перекроило его, наверное. В 80-е годы его пытались расспрашивать, но он отказывался давать интервью.

– А такие попытки были?

– Да, мне удалось узнать, что они были.

Некоторые эпизоды документального фильма сняты в Музее-квартире Мейерхольда. “Волшебный комсомолец” уже показывали на нескольких площадках, но здесь, в комнатах все с тем же скрипучим паркетом, по которому ступали ноги режиссера-реформатора, ощущение разрыва в 70 с лишним лет пропадало. С Мейерхольдом у Консовских было много пересечений.

Николай Вершинин-Консовский реконструирует события:

– В самом конце 20-х Вахтанговский театр ставил “Заговор чувств” молодого драматурга Юрия Олеши. Дмитрий Консовский занят в массовке. В зале Всеволод Мейерхольд. Это обычай вахтанговцев – приглашать Мейерхольда на премьеру, а после собраться всей труппой и слушать его.

И вот за кулисами Мейерхольд стреляет меткими замечаниями. В один из моментов повернулся к Дмитрию Консовскому, кивнул ему и, не делая пауз, сказал: “Вас я запомнил. Этот артист создает ритм буквально каждым поворотом головы.

Вы рыжий? Хорошо! Это как пощечина!” Выйдя на улицу, Дмитрий сказал младшему брату: “Если идти, то только к Мейерхольду, даже не раздумывая”. И вот в 1930 году младший брат Алексей держит экзамен в школу-театр Мейерхольда. “Что будете читать?” – спросил Мейерхольд. “Облако в штанах”.

И вот он, маленький, щуплый начал читать. “Алексей Консовский. Вы приняты”. Мастер сразу стал давать ему роли. Алексей, так или иначе, занят во всех спектаклях театра.

В январе 1935 года младший брат Алексей и Тамара Чистякова стояли в Брюсовом переулке. Тамара рассказывала, что ее несколько раз вызывали на допрос, где следователь сказал: “Судить вашего мужа будут как участника контрреволюционной шайки”.

Так они и стояли на морозе, не решаясь расстаться. Вдруг из подъезда вышел Мейерхольд.

Подошел, поздоровался, увидел их лица и спросил: “Надеюсь, вы не уйдете из театра?” Разве можно было ему что-то объяснить? – говорит за кадром Николай Вершинин-Консовский.

Николай Вершинин-Консовский и Анна Булгакова в Музее-квартире Всеволода Мейерхольда

Дмитрий Консовский был востребованным актером. Параллельно с Вахтанговским театром – съемки в кино. Первый фильм – в 18 лет. Всего за короткую жизнь – 11 киноролей.

Последняя работа – у режиссера Абрама Роома, в ленте с рабочим названием “Волшебный комсомолец”. На экраны фильм вышел с названием “Строгий юноша” и уже с другим исполнителем главной роли. Из-за ареста сцены с участием Консовского пришлось переснимать.

“Строгий юноша” выложен в интернете, я его посмотрела. Начинается с идиотских титров. Про то, что советское правительство проявило заботу – выделило знаменитому советскому врачу дачу, где он живет с молодой женой.

Следом зритель видит не дачу, а настоящий дворец с широкой мраморной лестницей, просторными залами, скульптурами львов у входа и необъятным ухоженным парком. Ну, думаешь, это развесистая клюква, вроде “Кубанских казаков”. Но нет, вскоре становится ясно: у фильма иная мера условности, где любое преувеличение уместно.

Сценарий написал любитель и мастер избыточных метафор Юрий Олеша. Место действия – Одесса, его родной город, где, по словам писателя, царит “атмосфера чувственного благополучия”:

“Желтые жаркие дни в дынных корках, в чаду жарящейся рыбы, криках кухарок и разносчиков, взвизгиваниях ножей”.

Вот и в фильме залитые светом веранды, колышущиеся тонкие занавеси, свежие розы в вазах, женщины в белых платьях, а юноши в белых костюмах. И у каждого на груди – значок ГТО. Здесь подолгу рассуждают о высоких материях.

О том, какими замечательными качествами должен быть наделен человек новой эпохи. Здесь даже любовный треугольник – лишь повод, сценарный ход для того, чтобы герои могли проявить себя с самой лучшей, благородной стороны.

Режиссер документального фильма “Волшебный комсомолец” Анна Булгакова признается, что работала с оглядкой на атмосферу и стилистику фильма Абрама Роома:

– Настроение, светопись, то, что построено Роомом и всем творческим коллективом, – все это светлое, свободное, с большими открытыми пространствами – это и есть для меня синоним счастья.

Первая часть нашего фильма, весь этот счастливый кусок строился отчасти, беря в расчет вот это изображение фильма “Строгий юноша”. Мы использовали архивную хронику, находили кадры под стать фильму Роома. Так строилась и музыкальная, и шумовая атмосфера.

Хотелось, чтобы хроника и некоторые кадры из фильма Роома стыковались без зазоров, чтобы это было единым пространством.

Кроме того, вначале я показала очень много типов мужской наружности 30-х годов. Прекрасные молодые лица. Мне хотелось, чтобы было видно, как много в том поколении было жизненной энергии, витальной, созидательной силы.

Задача была встроить своего героя в ряд этих людей. Он один из них. Так я ставлю знак равенства между ним и другими, и так потом я вывожу постепенно его судьбу на первый план, – сообщает Анна Булгакова.

Николай Вершинин-Консовский, автор сценария “Волшебного комсомольца”, проследив по документам путь Дмитрия Консовского, считает, что в жизни тот был таким же прямым и бескомпромиссным, как его персонаж:

– С одной стороны, у него не было никакого жизненного опыта. Он еще был молодым человеком. На него действовала эта пропаганда, агитки и все остальное. Он был сыном своего времени.

Он не был, конечно, человеком из толпы, но и какое-то время был идеалистом, наверное. В то же время, на взгляд этих всех органов, он действительно был претендентом №1 на посадку, потому что высказывал свои мысли вслух.

За это, собственно, и пострадал.

Он говорил, что социализм строится негодными методами. Что страной правит партийное меньшинство, а большинство идет на поводу. Критиковал коллективизацию, которая привела к появлению большого количества нищих, – говорит Николай Вершинин-Консовский.

Как следует из протоколов допросов, от своих слов Дмитрий Консовский никогда не отрекался. Но при этом и не потянул никого за собой. Ни Олешу, ни коллег-актеров. Когда считал нужным, просто твердо говорил, что отвечать отказывается.

Источник: https://www.svoboda.org/a/27604623.html

Принцы нашего кино

Но на экране принцы почти всегда были счастливы. Сыгравшие же их актеры в жизни — увы, далеко не все и не всегда.

Сергей Столяров (1911–1969)

Дивной красоты и недюжинного таланта актер прожил очень мало — всего 58 лет. Он играл и своих современников, и былинных богатырей. В 24 года, после роли летчика в фильме Довженко «Аэроград», Столяров был приглашен Григорием Александровым на съемки картины «Цирк», после которой Сергей Дмитриевич стал кумиром и идеалом для миллионов жителей советской страны.

В 1937 году скульптура «Рабочий и колхозница» взяла Гран-при на парижской выставке, и не узнать черты Столярова в Рабочем было просто невозможно… Красавец Руслан, победитель Черномора, Иван из «Василисы Прекрасной», Никита — противник «Кащея Бессмертного»…

Столяров был прекрасен везде, а после фильма «Садко», вышедшего в год смерти Сталина, на него обрушилась мировая известность. Через три года, сыграв Алешу Поповича, он закрепил за собой «народное» звание главного кинобогатыря.

Ну а после «Туманности Андромеды» (роли Дара Ветра) Сергей Столяров заявил о себе как об актере с не полностью раскрытым потенциалом — его талант был куда ярче и многограннее того амплуа, заложником которого он в какой-то мере был.

Тем не менее, судьбу актера Сергея Столярова нельзя назвать несчастливой — он был востребован и заслуженно любим. Незадолго до смерти Сергей Дмитриевич создал сценарий для картины «Когда расходится туман», но окончить работу над лентой не успел…

Владимир Дружников (1922–1994)

Ему было 23 года, когда его прославила роль в «Без вины виноватых».

Дружникова приглашали на съемки разные режиссеры, но он хранил верность великому сказочнику — Александру Птушко.

Необычного разреза выразительные глаза, ослепительная улыбка, солнечный взгляд — таким был Владимир Дружников. В 24 года он сыграл Данилу-мастера в «Каменном цветке», что сняли по Бажову, мигом обретя тысячи поклонниц.

Потом было героическое «Сказание о земле Сибирской», «Константин Заслонов», Сталинские премии за них… Карьера актера неуклонно шла вверх, его обожали, и все его без малого сорок картин — чудесны.

Ну а в возрасте Дружников подарил свой изумительный голос кумирам нового времени — он говорил за героев Гойко Митича, Юла Бринера и Жана Маре.

Алексей Консовский (1912–1991)

«Мальчик-то наш как разрезвился!» — умилялся в «Золушке» король-Гарин. Да, этот знаменитый Принц вполне может претендовать на звание самого трогательного венценосного героя нашего кино.

Ранимый, наивный юноша в исполнении Консовского был прелесть как хорош! Алексей Анатольевич успешно играл в Театре имени Моссовета, в кино среди его ролей — Лермонтов и Гоголь, герои Тургенева, Паустовского, Олеши и Катаева, он был великолепен в радио-спектаклях, неподражаем в чтении документалистики и блистательно дублировал роли.

Остроумный, порядочный в высшей степени, Консовский был достаточно закрытым. Известно, что он трижды был женат, первый раз — на актрисе Вере Алтайской (знаменитой «тетушке-Непогодушке»).

Брак был сложным, Консовский сора из избы не выносил, но людская молва быстро разнесла суть конфликта — Алтайская пила… Свое абсолютное счастье Алексей Консовский обрел лишь в третьем браке, с актрисой Мариной Колумбовой, которая называла своего Алешу Принцем, который никогда не стремился стать королем…

Эдуард Изотов (1936–2003)

Благодаря этому актеру невозможно забыть яркоглазого хвастуна Иванушку из «Морозко», экранного жениха героини Натальи Седых. Увы, при явном таланте и способностях актерская карьера Эдуарда Изотова не была блестящей. После «Морозко» ему досталось несколько ролей — в том числе в культовом «Мимино». Но никто не знает, как все сложилось бы дальше, если бы не нелепый случай.

В 1983 году актер и его жена были взяты за «валютные операции» возле кафе «Лира» на улице Горького (Тверской).

На самом деле они достраивали дачу и им нужно было поменять ничтожную сумму… За Изотова и его супругу пытались заступаться деятели культуры, но, увы, за подобные вещи в советские времена давали срок.

Три года в неволе подорвали здоровье Изотова, он очень тяжело болел, перенес пять инсультов, а затем болезнь убила его…

Алексей Катышев (1949–2006)

Не влюбиться в него было нельзя… Сияющие глаза и обезоруживающая улыбка мигом «покупали» зрителей, а особенно зрительниц, что сразу понял Александр Роу. Он приметил симпатичного паренька в Ялте на съемках одной из своих сказок.

Ассистент оператора Леша был настолько хорош собой, что Александр Артурович мягко попенял ему: грех такие данные не использовать! Катышеву было 17.

Он солнечно улыбнулся и решил попробовать сыграть в фильме «Огонь, вода и медные трубы».

Обаяние Алексея было так велико, что уже после первой роли у него появились поклонницы. Но судьба актера сложилась драматически. Он снялся всего в трех картинах Роу, стал знаменитостью, но после смерти режиссера места для Катышева в киномире уже отчего-то не находилось.

У него случались срывы, порой он выпивал, и в результате одной из таких историй оказался вовлечен в дело по статье «групповое изнасилование». Девушка забрала заявление, но история сильно подкосила актера.

В 2006 году Катышев со следами страшных побоев был доставлен в больницу. Оказалось, его две недели назад избили молодые отморозки. Сутки врачи боролись за жизнь Алексея, но спасти его не смогли.

Сергей Мартынов (1952)

От его красоты женское сердце не просто замирало — оно останавливалось.

Увидев фильм про царевича Прошу, в котором Мартынов играл двух героев — самого Прошу и его альтер эго — можно было сойти с ума, до того хорош был актер! Выпускник ВГИКа, Мартынов начал сниматься в двадцать лет («Абитуриентка»), и все его роли запоминались — взять не только «Прошу», но и «Концерт для двух скрипок», «Ларец Марии Медичи» или «Тревожное воскресенье».

До 1990-х он снимался регулярно, но после 2003 года, насколько это известно, увы, на экране не появлялся.

Ныне — в браке с Ириной Алферовой, «Констанцией Буонасье».

Борис Быстров (1945)

Смотреть на Аладдина из фильма-сказки можно до бесконечности: он совершенен и нереально красив. Роль этого красавца стала дебютной для Бориса Быстрова — замечательного актера, в большей степени, правда, театрального. Его творческая судьба связана с «Ленкомом» и Театром имени Ермоловой, к тому же за плечами у «Аладдина» удачные работы по озвучиванию.

Владимир Вихров (1954–2010)

Королевич Елисей из «Осенних колоколов», снятых по мотивам «Сказки о мертвой царевне», Принц из фильма-спектакля «Золушка» по Шварцу, обаятельный грустноглазый Владимир был выпускником знаменитой «Щуки». Он играл в Вахтанговском театре, с успехом снялся в нескольких военных фильмах, а с 1985 года удачно работал на озвучке.

Например, именно его голосом говорят почти все герои Джорджа Клуни. Трагедия случилась в ночь на 1 сентября 2010 года: актер решил пересечь Тверскую улицу и был сбит автомобилем, водитель которого не успел отреагировать на появление пешехода в неположенном месте. Тело актера нашли в морге спустя две недели.

Судя по всему, он был достаточно одинок…

Александр Тимошкин (1962)

Многие задавались вопросом, куда делся паренек из фильма «Было у отца три сына» и исполнитель роли Кукши из приключенческой ленты «И на камнях растут деревья». А у Александра все сложилось неплохо: он снимался в кино, работал в родной Белоруссии.

Кстати, закадровый голос Первого национального телеканала Беларуси — это голос Тимошкина.

Игорь Красавин (1971–2009)

Если Столярова и Консовского можно назвать первыми «принцами» советского кино, то Игорь Красавин, снявшийся всего в одной роли, мог бы претендовать на роль принца последнего… В 1989 году в передаче «В гостях у сказки» показали фильм «Не покидай». Принца Патрика нельзя было не запомнить — он был необычайно красив.

Режиссер Леонид Нечаев увидел его в минском метро, был потрясен его незаурядной внешностью и предложил роль даже без проб.

Игорь Красавин никогда не стремился стать актером, не заболел звездной болезнью после свалившейся на него известности и предложения о съемках категорически отвергал. После окончания Белорусского технического университета работал в строительной отрасли. В 2009 году, в год двадцатилетия его единственной картины, он умер после сложной операции по поводу аневризмы сосудов головного мозга.

А ТАКЖЕ…

Удачно сложилась творческая жизнь блистательного Василия Ланового — самого романтичного героя экрана, ведь его капитан Грей привел судно под алыми парусами к Ассоль.

Немало принцев сыграл рано ушедший от нас Александр Абдулов, а актер Юрий Сенкевич в забытом фильме «Русалочка» — лишь одного, но какого! Любители кино тепло вспоминают богатыря Финиста из сказки «Финист — Ясный Сокол», недоумевая, куда же делся красавец, его исполнивший. Вячеслав Воскресенский снискал славу после выхода этого фильма, но потом был уволен из театра за профнепригодность.

Сменив направление деятельности, устроился в похоронное бюро, а потом стал культоргом в госпитале ветеранов войн.

Ну а лучший актер 1981 года по версии журнала «Советский экран» Дмитрий Золотухин начал карьеру, сыграв молодого Петра I в «Юности Петра» и «В начале славных дел». Ныне, по слухам, занят работой в сфере цифрового телевидения.

Источник: https://vm.ru/news/2016/06/22/printsi-nashego-kino-324191.html

Ссылка на основную публикацию

Консовский Алексей Анатольевич кадр из фильма “Золушка” (1947)(28.01.1912 – 20.07.1991)Народный артист РСФСР (1976) Лауреат Государственной премии РСФСР (1966) за участие в научно-популярных

фильмах «Знамя Партии» и «Ленин. Последние страницы».

В Советском Союзе имя Алексея Анатольевича Консовского было известно фактически каждому школьнику.

Но кто из них не знал Принца из киносказки Надежды Кошеверовой «Золушка»? Более старшему поколению он был памятен участием в фильмах «Последняя ночь», «Член правительства», «Лермонтов».

Своими выступлениями в качестве чтеца на радио и телевидении, прекрасного тембра голосом, звучавшим за кадром многих картин. Он был успешным театральным актёром, работавшим со многими знаменитыми режиссёрами, сыгравшим десятки ролей на сценах нескольких театров.

При жизни Консовский не был обделён вниманием: о нём писали статьи, выпускали буклеты, делали передачи. Но время шло, неумолимо стирая своим шлейфом память о многих замечательных актёрах, в число которых незаслуженно попал и Алексей Анатольевич.

Сегодняшнее поколение зрителей знает его, пожалуй, только по «Золушке». В год юбилея этого уникального артиста хочется вспомнить о нём добрым словом и рассказать подробности его жизни.

Алексей Консовский родился в Москве. Его отец Анатолий Дмитриевич Консовский до революции работал юристом в различных учреждениях Москвы, затем до 1938 года – юрисконсультом института прикладной минералогии. Мать Елена Павловна Консовская занималась домашним хозяйством и воспитанием двух сыновей. Дмитрий (1907 г.р.), старший брат Алексея, сначала учился в литературном институте, но затем избрал профессию актёра и поступил в студию театра имени Вахтангова. Во время учёбы участвовал в спектаклях этого театра, а с 1931 года полностью перешёл на работу в кино, войдя в штат кинофабрики «Межрабпомфильм».

Алексей, заразившись примером брата, по окончании школы в 1930 году по конкурсу был принят в Государственные экспериментальные мастерские при театре имени Мейерхольда. Там, параллельно изучению общеобразовательных предметов, он в числе других однокурсников в первый же год учёбы

начал принимать участие в массовых сценах. Затем получил свою первую большую роль – Буланова в «Лесе» Островского. Следом за ней последовали ещё две работы – Артюр в «Даме с камелиями» и Тишка в «Свадьбе Кречинского». В этот период, одновременно с учёбой и актёрской работой, Консовский сделал первые шаги в качестве чтеца. Самостоятельно подготовил отрывки из произведений Пушкина и Маяковского и заслужил похвалу самого Мейерхольда. Мастер пообещал начинающему артисту новые интересные роли в своих спектаклях, но сам Консовский, стремясь к более реалистичному театру, решил сменить школу и в марте 1935 года перешёл в студию под руководством Николая Павловича Хмелёва.

Знаменитый артист не очень верил в возможность Алексея Консовского перестроить свою манеру игры в нужном ему направлении. Но когда актёр сыграл Леандра, любовника-простака, в «Комедиантах», Хмелёв безоговорочно принял его трактовку роли, что стало настоящей актёрской победой Консовского. К периоду работы у Хмелёва относится начало долголетнего сотрудничества Алексея Анатольевича с Радиокомитетом. Здесь, наряду с сольными выступлениями, он участвовал во множестве постановок, проявив себя в самых разных амплуа – от персонажей детских сказок до героев классики.

В 1934 году состоялось знакомство Алексея Консовского с кинематографом. Он стал первым советским актёром дубляжа – озвучил главного героя американского фильма «Человек-невидимка». С этого момента началась долгая и плодотворная работа

Консовского в этом направлении. Всего им было озвучено более пятисот картин. Дебютировав в кино сначала по ту сторону экрана, в 1936 году актёр появился и на экране. В фильме Юлия Райзмана «Последняя ночь» им был блистательно сыгран юный гимназист Кузьма Захаркин, выходец из рабочей семьи, не сразу нашедший свою дорогу в гуще исторических событий. Следующей работой Консовского стал антифашист Франц, за свои убеждения заключённый в концлагерь, в фильме Александра Мачерета «Болотные солдаты».

По трагическому совпадению как раз в 1938 году, в год выхода фильма на экраны, в заключении погиб брат Алексея Анатольевича Дмитрий. Он был дважды репрессирован по обвинению в антисоветской агитации, приговорён к расстрелу и умер в концлагере на Нижней Ухтарке, не дожив до исполнения приговора. Алексей Консовский тяжело переживал потерю брата, который был для него авторитетом, и предпочитал никогда публично о нём не упоминать, чтобы не бередить незаживающую рану.

Проработав в студии Хмелёва полтора года, в сентябре 1936 года Консовский перешёл в труппу Московского театра рабочей молодёжи. Сыграл там Солнышкина в «Дальней дороге», Павла Корчагина в «Как закалялась сталь» и штурмовика в «Продолжение следует». Затем на полгода, с января по июнь 1938 года, актёр уезжал в Ленинградский театр комедии, где участвовал в спектакле «Двенадцатая ночь» в роли герцога Орсино.

Вернувшись в Москву, поработал в преобразованном из ТРАМа театре имени Ленинского комсомола и театре «Комедия». На сцену последнего выходил в ролях дона Лючи в «Даме-неведимке» и пана Пиера в «Сыне из Конго».

С 1940 по 1944 годы Алексей Анатольевич работал исключительно в кино, состоя в штате киностудии «Союздетфильм».

До этого, помимо уже упомянутых «Последней ночи» и «Болотных солдат», актёр сыграл заметные роли в «Члене правительства» (Петька) и «Шёл солдат с фронта» (Микола).

В последней картине его партнёршей была актриса Янина Жеймо, с которой он ещё дважды встретился на экране в фильмах «Мы с Урала» и «Золушка».

Их так же связала многолетняя дружба, продолжавшаяся до самой кончины актрисы. На второй день после начала Великой Отечественной Войны Алексей Консовский был призван рядовым в Красную Армию, но уже в июле 1941 года возвращён обратно на киностудию «Союздетфильм». С августа по октябрь 1941 года он работал на трудовом фронте под Можайском, а 16 октября вместе со студией был эвакуирован в Сталинобад.

В годы войны он много снимался, играя самые разноплановые роли. Это и знаменитые писатели Н.В. Гоголь («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и М.Ю. Лермонтов («Лермонтов»), и пьяница Муряга («Машенька»), и выпускник ремесленного училища Кузя

Заварин, направленный работать на оборонный завод («Мы с Урала»).

В 1942 году Эраст Павлович Гарин, приступая к съёмкам фильма «Принц и нищий», предложил небольшую роль Гуго Алексею Консовскому. Выбор его был неслучаен, так как он знал актёра ещё со времён театра Мейерхольда, в котором они вместе работали.

Впоследствии Гарин ещё дважды снимал Консовского – в «Синегории» (Ходуля) и «Обыкновенном чуде» (Волшебник). Они так же были партнёрами в знаменитой «Золушке» Надежды Кошеверовой.

Роль Принца в этой картине, с одной стороны, сделала Консовкого кумиром девчонок нескольких поколений, с другой – сыграла с ним злую шутку.

Несмотря на то, что актёру уже было за тридцать, и он как никогда был готов к серьёзным драматическим ролям, его стали воспринимать только в этом сказочном образе, почему-то забыв все его предыдущие актёрские достижения.

В результате, кроме уже упомянутого «Обыкновенного чуда» и случившейся в 1958 году роли Николая Петровича в не слишком удачной экранизации тургеневских «Отцов и детей», больше Алексею Анатольевиче не суждено было сыграть ни одной интересной роли в кино.

В театре его дальнейшая судьба сложилась более удачно.

Придя в январе 1944 года в театр имени Моссовета, он сразу же был введён в два спектакля – «Забавный случай» (Гасконь) и «Нашествие» (паренёк в шинельке), а затем сыграл премьеру – Родриго в «Отелло».

Следом за ними последовали Треплев в «Чайке», мистер Стэмфорд в «Убийце мистера Паркера», Григорий Незнамов в «Без вины виноватых», Томми в «Преступлении директора Риггса».

В феврале 1950 года Консовский в очередной раз решил сменить коллектив и перешёл в театр имени Ермоловой.

Там сыграл Филипо («Благочестивая Марта»), Рюмина («Дачники»), Вадима («Молодые годы») и других персонажей. Но, видимо, предлагаемые ему главным режиссёром театра Андреем Лобановым роли не слишком удовлетворяли артиста, и в декабре 1953 года он вернулся в театр Моссовета.

Юрий Александрович Завадский, приняв беглеца, постарался раскрыть все разнообразные актёрские грани Консовского, предлагая ему роли, противоположные по характеру и внутреннему содержанию: Андрей Сергеевич Ваганов («История одной любви»), Семён Негрич («Любовь на рассвете»), Эдгар («Король Лир»), адвокат Хельмер («Нора»), Шубин («Осторожно, листопад»), Роберто («Бунт женщин»), Неизвестный («Маскарад»),

Самуэль («Странная миссис Сэвидж»), Афанасий Петрович Теньгаев («Моё сердце с тобой») и многие другие. Была среди них и роль В.И. Ленина в спектакле «Три камня веры», которой он очень гордился, и которая открыла ему путь к другим работам, связанным с именем великого вождя.

С начала 1960-х годов Алексей Анатольевич проявил себя как непревзойдённый исполнитель закадрового текста в десятках игровых и документальных фильмах. Среди них стоит отметить «Гибель Пушкина», «Сергей Есенин», «Разговор с товарищем Лениным», «Товарищи потомки», «Ленин. Последние страницы», а так же роль «от Автора» в «Воскресении» М. Швейцера.

Поработал Консовский и в качестве режиссёра, поставив два моноспектакля для актрисы Театра-студии киноактёра Юлианы Бугаевой – «Письмо незнакомки» (по С. Цвейгу) и «Сто часов счастья» (по В. Тушновой). После смерти Завадского в 1977 году Алексея Анатольевича стали меньше занимать в репертуаре театра имени Моссовета. Плюс к этому в начале 1980-х годов у него добавились проблемы с памятью, мешавшие запоминать текст ролей. В итоге, 30 июня 1986 года Консовский покинул театр. Но в этот момент он неожиданно снова нашёл себя в кино – снялся в небольших ролях нескольких фильмов. Конечно, они не могли сравниться с его первыми работами, но всё же стали для старого актёра некой отдушиной, помогавшей ему оставаться в профессии.

В жизни А. Консовский обладал сложным противоречивым характером. При всей своей внешней открытости близко к себе никого не подпускал, почти не имел друзей. Был требователен к себе и окружающим, болезненно относился к новым веяниям в искусстве, не любил советскую власть. При этом был весёлым и остроумным человеком, порядочным по отношению к людям. Алексей Анатольевич был трижды женат. Брак с первой его супругой, актрисой Верой Алтайской, продлился более десяти лет. У них родилась дочь Светлана (1941-1994), впоследствии работавшая на телевидении.

Второй его женой была актриса Центрального детского театра Антонина Елисеева. В третий раз Консовский женился в середине 1960-х на артистке Москонцерта Марине Колумбовой, с которой прожил до конца жизни.

Он стал отчимом для её сына от первого брака Владимира Михайлова, ныне актёра театра и кино. Внук Николай, сын дочери Светланы, работает в страховом бизнесе. Алексей Консовский был крупной фигурой отечественного искусства, оставивший свой незабываемый след во многих его областях. Он обладал яркой индивидуальностью, многогранным талантом актёра, чтеца, декламатора, режиссёра.

Если бы он жил в сегодняшнее время, его непременно назвали бы «звездой». Но в той, прошлой жизни, к счастью, не было таких понятий. Люди приходили в искусство и служили ему не ради званий и привилегий.

Для них было свято само это понятие, они отдавались ему до конца. Алексей Анатольевич был, бесспорно, из их числа. Поэтому до сих пор невозможно без трепета и волнения смотреть старые ленты с его участием.

Они покоряют свежестью и самобытностью актёрского мастерства, неповторимыми оттенками его голоса, исходящими из самой души. Это и есть настоящее искусство, на которое хочется смотреть, которым хочется наслаждаться.

Автор статьи Алексей Тремасов