Эдвард мунк – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мунк, Эдвард – Краткая биография художников – Изобразительное искусство

Художник «Мунк, Эдвард»

концептуальное искусство

Э́двард Мунк (норв. Edvard Munch ; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экели, близ Осло) — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Биография

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог.

В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк .

Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион.

Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Последняя на несколько лет стала музой Мунка.

Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй» .

Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни.

В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым.

«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме.

Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой .

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.

В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

«Крик»

Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние».

Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby's за 119,9 миллиона долларов.

Это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе .

Музей

В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна».

В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы.

За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий»— сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

Источник: http://www.xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/art/2-kratkaya-biografiya-hudojnikov/1730-edvard-munk

Эдвард Мунк. Жизнь и творчество

Описание знаковых работ знаменитого мастера.

Эдвард Мунк (1863–1944)

Вклад в искусство модерна

Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Каждое из них так или иначе связано с югендстилем, появившемся в Германии в конце XIX века. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь.

В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн.

Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения.

Германские влияния

Вернувшись в Париж, художник какое-то время посещает студию Леона Бонна (1833–1922). Работы Мунка уже появляются в немецких и французских художественных журналах.

В 1892 году Союз берлинских художников (Verdin Berliner Kimstlef) пригласил Эдварда Мунка участвовать в ноябрьской выставке объединения.

Однако произведения художника, сложные для понимания и по содержанию, и по форме, были встречены недоброжелательно; тогда в знак протеста против вкусов обывателей возникла группа «Одиннадцать», которая поддержала Мунка.

У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935) и Рихард Демель (1863–1920).

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.

Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).

Крик

Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. На переднем плане Мунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.

Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Она одновременно является и частью пейзажа, и отторгнута от него.

По направлению к женщине движутся две фигуры, и это еще более подчеркивает ее одиночество.

По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.

Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом.

Хотя перспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.

Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.

В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.

В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души.

Героини Мунка

В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он пишет картину Мадонна (около 1894–1895). Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.

Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадая на плечи, струятся до пояса.

В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).

В картине Три возраста женщины (Сфинкс) (1893–1895) Мунк объединил юность героини Переходного возраста и эротизм Мадонны. Здесь художник представил три женские фигуры, и каждая из них символизирует определенный возраст от детства до старости. Стоит отметить, что тема трех возрастов также фигурирует в одноименной работе Климта.

Три возраста женщины Мунка

Три возраста женщины по версии Густава Климта

Источник: https://artrue.ru/style/modern/edvard-munk-zhizn-i-tvorchestvo.html

Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника

Приветствую новых и постоянных читателей! В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Мунк — один из первых представителей экспрессионизма. Годы жизни 1863-1944.

Эдвард Мунк: краткая биография и картины

Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Его произведения, глубоко эмоциональные, пропитанные отчаянием и страданием, увидев однажды, их забыть невозможно.

Художник воспринимал жизнь, как череду уходящих от человека любимых вещей. Она как река, которая уносит все самое дорогое, но не пополняется новыми водами, и в конечном итоге, она высыхает, заканчивается. И ужас перед этой неумолимостью и быстротечностью, необычайно тонко передавал в своих произведениях Мунк.

Эдвард родился в норвежской губернии Хедмарк 12 декабря 1863 года. Когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать, а в 1877 от этой же болезни — сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

В 1879 году Эдвард поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. В 1885 он совершил поездку в Париж, где посетил выставку импрессионистов.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 г. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Писать начал в возрасте 20 лет, но признаны были его картины только в последние годы его жизни.

«Больная девочка»

Одна из картин периода его становления – «Больная девочка», написанная в 1885 году. Однако художник до конца жизни считал ее одной из главных в своем творчестве. На полотне изображена рыжеволосая девушка, которая полусидит в своей постели, опершись на большую белую подушку.

Лицо девушки обращено к женщине, которая плачет, опустив голову на ту же подушку. Девушка с добротой смотрит на женщину и кажется, утешает ее. Они держатся за руки и явно ведут беседу, которая прерывается рыданиями родственницы, убитой горем.

Вся картина, выполнена в мрачных, зеленоватых тонах, единственное светлое пятно здесь, фигура умирающей. Эта картина, как и все последующие в творчестве художника, глубоко автобиографична. Он сам признавался, что прообразом главной героини послужила его сестра, Софи Мунк. Она умерла от туберкулеза в 15 лет.

От той же болезни умерла их мать за девять лет до этого. Отец художника, был глубоко религиозным человеком, его сын говорил, что тот подарил ему «ростки сумасшествия».

Скорбь по любимым женщинам еще больше усугубила религиозность этого человека, который превратил жизнь Эдварда в череду мрачных, наполненных горем дней. Все эти мотивы смерти любимого человека, скорбь и утраты чего-то очень родного, легко читаются в картине.

И хоть она не была признана во время первого явления в свет, сейчас она, безусловно, одна из самых узнаваемых в галерее живописца.

«Крик»

Самое знаменитое полотно Эдварда Мунка – «Крик». Эту картину знают все, даже те, кто не увлекается изучением искусств. На холсте изображен человек, лицо которого исказилось в безмолвном крике отчаяния и ужаса. Он стоит на мосту, а за ним – алое небо и темно синяя река, сливающиеся воедино на горизонте.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Изначально, живописец назвал картину «Крик природы».

Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту.

Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным и он, художник, остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.

Некоторые критики приписывали картине даже пророческие мотивы, относящиеся ко всем тем бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка в будущем. Одна из самых эмоциональных картин в истории стала эмблемой экспрессионизма.

Впоследствии, этот образ оттуда, не раз использовался даже в популярной культуре. Например, тот же самый крик читается в знаменитой маске маньяка в фильме ужасов «Крик».

Читайте также:  Дэвид теннант - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Расставание»

Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Художник видел любовь неотделимой от страданий и смерти. Поэтому на этом его полотне, главный герой безутешно страдает, вспоминая свою возлюбленную.

Он изображён на первом плане, очертания его четки, глаза закрыты, рука жирно обведенная красным контуром, приложена к тому месту, где находится сердце человека. Однако очевидно, что от сердца героя мало что осталось. Человек изображен мрачным и страдающим.

Возможно именно так страдал художник в реальности и поэтому картина так отчаянно печальна. На заднем фоне светлое пятно – силуэт девушки, которая удаляется, унося за собой весь видимый радостный мир. Мужчина вспоминает ее и с болью чувствует, как она безвозвратно для него потеряна.

Печальный образ девушки в белом, которая радостно и надменно удаляется, увлекая за собой весь мир, воплощает то, как мастер видел любовь и жизнь в целом.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме «Эдвард Мунк: краткая биография и картины»

Художественный фильм. Здесь вы узнаете более подробную информацию о судьбе гения по теме «Эдвард Мунк: биография»

Источник: https://damy-gospoda.ru/edvard-munk-kratkaya-biografiya/

Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия — норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Содержание

Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Творчество Мунка

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии.

Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).

С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

Девушка на берегуТри стадии женщины (Сфинкс)Утро

Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).

В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Творчество Мунка очень самобытно. Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм,и декоративность модерна,и стихийную динамику фовизма. А фразу:«Я пишу не то, что вижу, а то, что увидел», позже подхватил вождь будущих сюрреалистов Андре Бретон.

Интересные факты из жизни художника

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу.

Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фото-искусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны.

Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие.

Библиография

  • Нэсс, Атле Эдвард Мунк. Биография художника = Munch. En biografi. — М.: Весь Мир, 2007. — 584 с. — (Магия имени). 
  • Сельц, Жан Эдвард Мунк = Edvard Munch. — М.: СЛОВО/SLOVO, 1995. — 96 с. — (Картинная галерея). 

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , norge.ru, ru.wikipedia.org, smallbay.ru, muzeinie-golovolomki.ru 

Эдвард Мунк: картины художника

Эдвард Мунк – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/munk-jedvard.html

12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк (Edvard Munch)

Previous Entry | Next Entry

art_tourismЭдвард Мунк (Edvard Munch). 12 декабря 1868 – 23 января 1944

Автопортрет с зажженной папиросой. 1895. Холст, масло, 110,5 х 85,5. Национальная галерея, Осло
На выставке Эдварда Мунка в Леопольд Музее, Вена

Картины о жизни и смерти

Биография и творчество Эдварда Мунка (1863 — 1944)На творчество Эдварда Мунка повлияло болезни в детстве и потери близких. Особенно потрясла будущего художника смерть пятнадцатилетней сестры Софии, старше его всего на год.
Сестра Ингер. 1884. Холст, масло, 97 х 67. Национальная галерея, ОслоПятилетним ребенком он потерял от чахотки мать, затем в 1889 году умер его отец. Позже художник говорил, что считал эти факторы очень важными для его личного и художественного развития: “Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля”.
Больная девочка. 1885 – 1886. Холст, масло, 119,5 х 118,5. Национальная галерея, ОслоНеудивительно, что с темой болезни связана очень важная, самая ранняя работа Мунка – Больная девочка. В 1930 году Мунк писал директору Национальной галерее в Осло: “Что касается картины Больная девочка, она была написана в период, который я называю “веком подушки”. Многие художники изображали тогда больных детей, лежащих на высоко поднятых подушках”.В 1887 году Мунк написал картину “Юриспруденция”: три студента правоведа сидят за круглым столом, обложившись книгами. Картина экспонировалась на осенней выставке в 1887 году в числе шести работ и была встречена ироническим пренебрежением критики.Решающим для Мунка стал 1889 год. Он начался тяжелой болезнью, а во время выздоровления художник написал “Весну”, где отчетливо звучит автобиографическая нота: сочетание воспоминаний о смерти сестры и собственное выздоровление.
Весна. 1889. Холст, масло, 169 х 263,5. Национальная галерея, ОслоВ основном картина “Весна” почти академична по трактовке. Однако полотно “Летняя ночь”, написанное тем же летом, свидетельствует о том, что художник утвердился в новом европейском искусстве конца XIX века и сделал шаг в XX век.
Летняя ночь (Ингер на берегу). 1889. Холст, масло, 126,5 х 162. Собрание Расмуса Мейера, БергенВ то время, как как пресса и зрители упорно отвергали работы Мунка, художник отправился в Париж, где приступил к знакомству с новым французским искусством. Он посещал уроки рисунка в художественной школе Леона Бонна и постигал живопись Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Моне, Писарро, Мане и Уистлера на художественных выставках. Не исключено, что полотно “Ночь в Сен-Клу” было написано под воздействием “Ноктюрнов” Уистлера.
Ночь в Сен-Клу. 1890. Холст, масло, 64,5 х 54. Национальная галерея, ОслоДве работы, появившиеся вслед за Ночью в Сен-Клу, показывают творчество Мунка в другом свете. Весенний день на Карл-Юханс-гате, написанный в 1890 году во время краткого пребывания в Норвегии, безусловно говорит и влиянии импрессионистов, так же как и Улица Лафайет, созданная после возвращения в Париж.
Весенний день на Карл-Юханс-гате. 1890. Холст, масло, 80 х 100. Картинная галерея, Берген
Улица Лафайет. 1891. Холст, масло, 92 х 73. Национальная галерея, ОслоИюнь, сентябрь 1895 и весну 1896 года Мунк провел в Париже, делая наброски масляными красками. Три холста с парижскими натурщицами говорят о том, что художник работал в русле творчества таких мастеров, как Пьер Боннар, Тулуз-Лотрек.
Парижская натурщица. 1896. Холст, масло, 80,5 х 60,5. Национальная галерея, Осло
Натурщица. 1896. Дерево, масло, 65 х 49,5. Собрание Расмуса Мейера, Берген

“Фриз Жизни: поэма жизни, любви и смерти”

Главный труд Мунка – произведение, которое вобрало в себя все аспекты человеческого существования: иначе говоря – “Фриз Жизни”.
Мадонна. 1894 – 1895. Холст, масло, 91 х 70,5. Национальная галерея, ОслоВ декабре 1893 года, Мунк выставил в Берлине новую серию картин. Картина “Голос” была первой в цикле из шести полотен.

В дальнейшем, под названием Любовь, этот цикл стал центральным разделом Фриза Жизни.
Голос. 1893. Холст, масло, 87,5 х 108. Музей изобразительного искусства, Бостон”Лунный свет” – другая картина из этого цикла, написана в 1895 году. Внимание художника сосредоточено на лунной дорожке на воде. Психолог сказал бы, что лунный столб олицетворяет мужское начало, а вода – женское.

Лунный свет.1895. Холст, масло, 31 х 110. Национальная галерея, ОслоПублика относилась к Мунку как к мазиле-сумасброду, считала вызовом обществу, когда тематика его произведений выходила за пределы хорошего вкуса и морали. Картина “Созревание”, законченная в 1894 году, не выставлялась. Но это полотно, несомненно, явилось предшественницей серии “Рождение любви”.

Созревание.1894. Холст, масло, 151,5 х 110. Национальная галерея, ОслоВ картине “Мужчина и женщина”, написанной в Бергене в 1898 году, Мунк передает роковое влечение полов и угрозу, исходящую от сексуальности.
Мужчина и женщина. 1898. Холст, масло, 60,2 х 100.

Собрание Расмуса Мейера, БергенПолотно с красноречивым названием “На следующий день” было написано в 1886 году, затем было уничтожено.
На следующий день.1894 – 1895. Холст, масло, 115 х 152. Национальная галерея, ОслоКартина “Поцелуй”, написанная в 1897 году представляет откровенную, обнаженную композицию.

В реальной основе – сцена биографического характера: комната, где мужчина целует женщину, напоминает Мунка в Сен-Клу.
Поцелуй.1897. Холст, масло, 99 х 81. Музей Мунка, ОслоНа выставке в Лейпциге одной из самых загадочных в цикле Фриз Жизни предстала картина “Пепел”. Доминанта композиции – женщина, она смотрит прямо на нас.

Однако главное внимание приковано к бревну, горизонтально лежащее на переднем плане. Бревно, кажется, уже обратилось в пепел.
Пепел.1894. Холст, масло, 120,5 х 141. Национальная галерея, Осло”Три возраста женщины” (около 1894 года) впервые экспонировалась в 1895 году в Стокгольме под названием “Сфинкс” на выставке произведений Мунка на тему любви.
Три возраста женщины.

Около 1894. Холст, масло,164 х 250. Собрание Расмуса Мейера, БергенВ знаменитой картине “Крик” – после 1893 года художник написал еще 50 ее вариантов – мы чувствуем страх и бессилие Человека перед лицом Природы.

В дневнике Мунк писал: “Я прогуливался с двумя друзьями – солнце клонилось к закату – вдруг небо стало кроваво-красным – я остановился, чувствуя себя измученным, и прислонился к ограде – кровь и языки пламени взметнулись над черно-синим фьордом и городом – друзья продолжили свой путь, а я застыл на месте, дрожа от страха – и ощутил бесконечный крик, исходящий от Природы”.

Полотна заключительного раздела Фриза Жизни посвящены Смерти.
У смертного ложа. 1895. Холст, масло,90 х 12,5. Собрание Расмуса Мейера, БергенТекст частично по книге: Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. Картины о жизни и смерти. TASCHEN. Арт-родник. 2003.

Глаз вопиющегоТиражирование работ, использование фотографии, репортажность: экспозиция в Центре Помпиду рассказывает о том, что норвежский художник предвосхитил искусство второй половины ХХ векаУ выставки «Эдвард Мунк: современный взгляд» неожиданный пролог: пятиминутный фильм, снятый 64-летним художником в 1927 году в Осло. На проекции — он сам, хорошо одетый господин в шляпе с сосредоточенным лицом. Далее

Источник: https://art-tourism.livejournal.com/20199.html

Мунк, Эдвард—Великий Основатель Экспрессионизма

Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard
Великий норвежец.
Автопортрет с рукой скелета.Сегодня мы посмотрим и чуть-чуть поговорим, о великом таланте Эдварда Мунка.Мунк вместе с Ван Гогом и с ещё одним художником тех лет, ответственнен за появление экспрессионизма.

Экспрессионизм, это явление такого диапазона, что можно сказать не передёргивая, что почти все новые стили, которые появлялись до конца 50-х годов, были в определённой степени экспрессионизмомНо в любом случае , Новая Вещественность (Объективность) и Веризм, которые мы видели в блоге про замечательного немца Шада, были просто экспрессионизмом

в движении и в развитии.

Мунк, Сестра Ингер.1892.
На другой день.(1894-1895)Как говорил поручик Ржевский:— Чем лучше вечером, тем хуже утром!—Эта истина интернациональна. Она верна для всех языков и всех народов.Экспрессионизм появился когда пост-импрессионизм был ещё не в самом конце. Импрессионизм, происходит от значения—ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Импрессионисты создавали на полотне их впечатление от данного момента жизни(скажем, чтобы понятнее, впечатление от момента жизни на плэнере)—впечатление пропущенное через их творческое восприятие. Импрессионизм писал впечатление от того, что видел.Это просто.Экспрессионизм был новым и невиданным шагом вперёд. Конечно величайший революционер Гойя делал подобные вещи.И у него все учились. Особенно Пикассо и немцы-экспрессионисты.И может быть и Эль Греко что-то делал в этом роде..Но это было давно.

Читайте также:  Евгений гришковец - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мунк принадлежал современности!

Меланхолия. 1896Экспрессионизм происходит от значения—–ВЫРАЖАТЬ или ВЫРАЖЕНИЕ, Такой концепции ещё не было. Экспрессионист, главным образом, ВЫРАЖАЛ его внутреннее Я.Он, когда писал, в первую очередь создавал на полотне ВЫРАЖЕНИЕ его ощущения, его осознания, и

ещё чего-то, что сидит очень глубоко. Это ещё не был сюрреализм. Но начало положили Мунк и ван Гог.

Мёртвая мать.(1899-1900)Посмотрите на эту картину. Эта работа очень хороший пример экспрессионизма, или если хотите, то предтечи экспрессионизма.Мунк не написал мёртвую маму центральной фигурой, вокруг которой присутствующие могли бы горевать. Это не реализм. Мунк потерял маму, когда ему было 5 лет. Это было одно из центральных событий, круто изменивших его жизнь. Мунк, выражает своё осознание и ощущение, через трагическое поведение ребёнка. Девочка закрылась от звуков

внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что мама–умерла. Это несложно. Эспрессионизм–это выражение себя.

Весенний вечер на улице Karl Johan. 1892 Осло.Какая замечательная работа. С 1891-92 годов, Мунк начал создавать работы в стиле экспрессионизма. Как вот эта картина про Весенний Вечер.Отец Мунка был военный врач, который остался с пятью маленькими детьми на руках после смерти жены. К тому же он не умел достаточно зарабатывать, чтобы обеспечить семью.Он всё время давил на сознание детей, тем что говорил им,что их мама сверху смотрит и следит за каждым их поступком. Ничего хорошего, кроме лишнего давления на детскую психику, такое воспитание не могло принести. Детство было нелёгким. Но талант ребёнка заметили очень рано. И он начал учиться. Сначала дома , а потом в Академии. При всём уважении, но сам Крог, который учил одно время Мунка, был только Крог.

К счастью нашлись спонсорские деньги и Мунк поехал в центры авангарда. В Париж и в Берлин.

Мунк Эдвард. Крик. 1893.
Одна из версий великой картины. Национальная Галерея. Осло, Норвегия.В 1893 году, Мунк создал эту, АБСОЛЮТНО знаковую работу для экспрессионизма.Про эту картину нужно очень долго рассказывать если со всеми деталями. Этого уже больше нету.Поэтому, поместите картину во весь размер, удобно откиньтесь и не напрягаясь, но сосредоточенно посмотрите на центр картины где-то с полминуты. Вы услышите, или почти услышите,–крик.Эта великая картина –КРИЧИТ! Для развлечения.Вот так картина, название которой по-русски “КРИК”, называется в норвежском оригинале на языке художника—“SKRIK” (СКРИК!)Вот после этого, пусть  ещё раз расскажут, что викинги не оказали влияния на язык и развитие славян.

Историю можно переписать, но её нельзя переменить.

Шекспир. сонет 155.
Половая зрелость. 1895.
Потеря девственности. 1890-91
Гоген, Поль, (1848-1903), Gauguin, PaulЭто моё личное ощущение. Но достаточно твёрдое.Эти две работы –увязываются между собой.Между этим работами есть связь похожести между отношением обоих художников к теме.Может быть недаром эти два художника были по-настоящему дружны?Я уже не приглашаю никого высказываться. Я вообще никому здесь не должен. Как сказал в переносном смысле христианский лидер–Не мечите бисер…–

Но если у кого-то есть своё мнение, то мы с удовольствием послушаем.

Мунк, Роза и Амелия.

У меня нет года, но это не позже 20-х. Ботеро ещё даже не родился. Но Мунк не стал
развивать успех из поп-культурной идеи. А сегодня везде кричат –Ах, Ботеро, Ох Ботеро!

Больная девочка.
С этой картины начался новый Мунк.Мунк написал в 20-х годах очень приличную автобиографию. В ней он описывает, как ему пришли в голову главные идеи, объясняет работы с его точки зрения. Интересно.Это он сам и написал, что с этой работы он резко переменился. Главные, значимые работы Мунка написаны в экспрессионизме. Но работ не относящихся к экпрессионизму, больше. Поэтому вы увидите и такие работы.Эта картина, как и многие другие увязана на жизнь самого художника.Его старшая сестра, Иоганна Софи умерла в 1877 году, в возрасте 15 лет от туберкулёза, как и их мать. Смерть сестры повлияла на Мунка и он не мог этого забыть.Об этом и картина, написаная через годы.

Это уже новый Мунк.

Мунк, Автопортрет с бутылкой вина. 1906

Прекрасно!
Танец жизни. 1899

Такая луна и такое отражение в воде, не раз встречается у Мунка.
Я не думаю, что это отражение–фаллическое. Просто так выглядит.

Смерть в комнате больной. 1895.Смерть Софи не забывалась. Это этапная картина экспрессионизма о смерти старшей сестры Мунка.Она в кресле и Мунк сумел создать смерть прямо в воздухе, не показывая нам покойницу. Софи умерла или вот-вот умрёт. Перед ней их отец, врач. Рядом кажется сиделка. (Я забыл) Реакция отца, по-видимому говорит, что больная умерла. Слева в глубине картины, брат Мунка, не в силах смотреть на происходящее.На переднем плане две сестры. Одна видимо сидит и плачет, а вторая тоже не может заставит себя посмотреть на покойницу.И только сам Мунк, согласно его собственной композиции картины, смотрит прямо на сестру. Наверное ему психологически это было нужно.

Он тяжело перёнёс смерть сестры.

Мунк. Женщины на трёх стадиях.
Автопортрет с сигаретой. 1895
Мунк. Сестра Ингер. 1884
У Мунка действительно было психическое заболевание. У него была маниакальная депрессия. В 1908 году он сам лёг в клинику знаменитого профессора. После модного тогда лечения электрошоком, его живопись стала светлее и может быть перестала так давить на психику зрителя. Трудно сказать.

Но краски и свет на полотне действительно переменились.

Мунк. Женщины.
Мунк немало лет жил за границей. в основном в Париже и в Берлине. Среди его современников он заимствовал у Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека. Ему нравилось как они используют цвета и передают чувства. Кроме того, открытый протест Гогена против реализма совпадал с тем, что тогда думал о развитии искусства

живописи и сам Мунк.

Ратенау, Вальтер. 1907Интересно, что Мунк написал Ратенау.Ратенау, это тот самый министр иностранных дел Германии, который подписал Раппальский договор с СССР, и закончил экономическую и политическую изоляцию СССР. Патриоты объявили, что еврей продал Германию

большевикам и через два месяца убили его.

Munch Edvard, Anxiety,(нервозность) 1894
С 1910 года Мунк жил только в Норвегии до самой смерти. Он стал чем-то вроде национального героя. Выставки, заказы от государства. Он получил степень рыцаря королевского ордена, а потом ему дали высшую степень этого ордена. Но Мунк не был тщеславен. Последние десяток лет и даже больше, он работал меньше и не всегда успешно. Среди картин на этой странице, я поместил два НЮ, (“Женщины” и “Женщины на трёх стадиях”)

и это не самые успешные работы художника.

Девушки на причале. 1904 .
Мунк. Дама из моря. 1896
Четыре девочки в Aasgaardstrand.

Мунк. Пепел. 1894.Мунк не посыпал себе голову пеплом в конце жизни. Он преуспел. Но он так и не женился. Похоже что он был по его психологии неженатиком. У него была длинная связь с аристократкой, но как она его не упрашивала, он не соглашался пожениться с ней. Ещё одна, оченьбогатая женщина,

вытворяла отвратительные вещи, чтобы заставить Мунка жениться. Конечно, ничего не вышло.

Мадонна.(1894-1895)“Мадонна”, это великая картина. И она среди самых знаменитых картин Мунка в мире. “Крик” похитили из Национальной Галереи в 1994 году. Сумели найти. В 2004 году из музея Мунка украли другую версию картины Крик” и”Мадонну” Тоже нашли, но реставраторам пришлось немало поработать над повреждениями.Самая дорогая картина Мунка на сегодня, была продана “Сотби” три года назад за больше чем 38 млн. долларов.

Это была картин “Вампир”. Я её не люблю, и поэтому не помещаю

Автопортрет между часами и кроватью.1942
Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard

Только в музее Мунка в Осло находятся 1100 работ маслом, 4500 рисунков и 18 тысяч отпечатков с гравюр. Мунк был очень успешный художник-гравёр.Сегодня и уже очень давно, мощное и фундаментальное влияние Мунка на развитие авангардной живописи в 20-м веке заслуженно признано всеми.

Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.

Вениамин.

Источник: https://tandberg.livejournal.com/26901.html

[:RU]Неизвестное об известном художнике

[:RU]Рассматривая в музее картины именитых художников, или выбирая репродукцию картины для дома или офиса, мы думаем о душе, о настроении, о красоте мира, но почти никогда не знаем, при каких обстоятельствах рождались бесценные произведения, в какой атмосфере творили те, чьи имена мы привыкли называть с восторгом и восхищением.

Покупая картину для интерьера, всегда полезно знать несколько интересных фактов из жизни художника. Об подобных моментах в жизни людей искусства, давно ставших бессмертными благодаря своим полотнам, мы сегодня поведаем пытливому читателю.

В данной статье мы раскрываем интересные, факты из жизни и творчества известного шведского художника – Эдварда Мунка.

На своих полотнах надо изображать живых людей, с присущими им чувствами — страданиями, любовью, людей, которые дышат и осязают, это было жизненное кредо норвежца Эдварда Мунка.

Исцеление искусством

Создавая картины на тему болезней, алкоголизма, смерти он во многом повторил судьбы своих героев. Он и наркотиками увлекался, и терял память, и беспробудно пил. И как итог — попал в психиатрическую больницу.

Пребывая в клинике, он знакомится с известным психиатром доктором Линде. Мунк увлёкся фото и часто сам себя фотографировал. Доктору очень интересно было смотреть, как художник себя фотографирует, будто оценивает себя с позиции другого человека.

С дружбы художника и психиатра открылась очень важная ветвь психиатрии — арт-терапия (исцеление творчеством).

Многократное повторение идеального образа

В 1880-1890 годы Мунк пишет самые известные картины. Он постоянно добивается и ищет очень тонкого ощущения в своих картинах, он не боится ошибаться и настойчиво идет к целостности образа. А придя к цели, снова и снова возвращается к найденному идеалу. Он не боится повторений и критики на эту тему.

Детские впечатления и воспоминания настолько глубоко засели в его голову и душу, что это стало своеобразным источником его вдохновения. Картина «Больная девочка» знакома в нескольких исполнениях автора.

Он слишком часто видел смерть близких ему людей и тема горя, страдания, смерти стали лейтмотивом многих его полотен.

Имеется большое множество автопортретов Мунка. Он писал себя глядя «со стороны», ничуть не приукрашивая. Такое же отношение наблюдается не только в написании портретов, но и пейзажей. Он пишет не портрет или картину, а образ, сложившийся у него в мыслях. Можно с уверенностью сказать, что портреты и пейзажи художника это духовные портреты Эдварда Мунка.

Мадонна

В 1894 году картина «Мадонна» впервые вызвала бурную реакцию общественности.

Изображенная на ней оголенная девушка с нимбом над головой и распущенным длинным волосом критики называли очень опасной для юных девушек, особенно после того, как Мунк добавил к картине эмбрион и сперматозоиды.

Картину «Мадонна» и спустя многие годы можно увидеть в разных интерпретациях. Художник превосходно разбирался в тонкостях душевных переживаний.

Наибольшие трудности в душевном состоянии у Мунка вызывают отношения с женщинами. Их он изображает в виде русалок или вампиров, которые затягивают мужчин в свои сети. Даже изображая женщин красавицами, добрыми и покорными от них веет опасностью.

Интересным фактом биографии художника есть его роман в 1890-е годы. В него была влюблена одна норвежка и хотела за мастера выйти замуж. А он был против её навязчивости.

Подшутив, друзья Эдварда сообщили, что она умерла, (чтобы их объединить), но «воскрешение» привело к тому, что Мунк поранил руку, а впоследствии ему отрезали палец.

Последний «Крик» Мунка

На торгах Sotheby’s в Нью–Йорке неизвестный купил за рекордные 119 миллионов 992,5 тысяч долларов! Это самое, пожалуй, знаменитое полотно Эдварда Мунка. «Крик» включен в группу картин «Фриз жизни» над которыми художник работал более тридцати лет. В работах изображены все этапы жизни человека – от рождения до смерти.[:]

Источник: http://terraoko.com/?p=36684

Эдвард Мунк

Самый знаменитый норвежский живописец, представитель символизма и экспрессионизма, театральный художник и искусствовед. Оказал основополагающее влияние на развитие современного искусства.
Начало пути

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.

У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.

Под безумием стоит понимать не только болезнь Лауры, но и поведение отца, с горя впавшего в мистицизм и круглые сутки молящегося в своей комнате.В 1879 году Мунк поступил на инженера в Высшую техническую школу в Осло, затем довольно стремительно перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог.

В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».

Но всего пару лет спустя молодой живописец вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.

В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.

Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой живописец выставил неоконченную работу. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.

Читайте также:  George martin - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет.В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.

Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. В Германии Мунк сдружился с семейством Пшибышевских: писателем Станиславом и его супругой Дагни.

Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника.Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани.

«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. Работы Мунка вызвали скандал, и выставку закрыли досрочно.

Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.

Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.

«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет.

Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.

Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны.

Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».

Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».

Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».

Крик природы

«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника, и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.

На первом варианте небо написано в багряных тонах. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит.
Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.

Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. «Я почувствовал крик Природы»).

В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).

Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений.

Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура.

Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление.

Картина хранится в Национальной галерее в Осло, и была похищена несколько раз. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.

В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Поиски заняли целых два года. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.

Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна.

Иконография Мунка

Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.

В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Наряду со стилевыми особенностями, Мунка выделяет пренебрежение деталями, весьма условное изображение как людей, так и их окружения. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то совершенно схематично. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Но больше всего его раздражали пальцы. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.

Интересно, что Мунк был совершенно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна, и всегда писал её полной.

Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.

Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна! Разве вы не знаете, что луна круглая?». Мунк также верил, что когда-то лун было две.

XX век

В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене. Художник страдал бессонницей и паранойей. Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов; выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк.

Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка! Что за чертовщину они там плетут. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».

Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества.

В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bull’s Eye. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.

«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.

Алкоголик и наркоман, он, среди прочего, страдал от маниакально-депрессивного психоза, но не стремился излечиться. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий.

В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Здесь он проживёт остаток жизни.

Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Эти перемены нашли отражение и в живописи: палитра стала светлее, чёрный цвет вытеснил тёмно-синий, ритм сделался спокойнее; вдобавок художник стал часто писать пейзажи.

Когда Мунк был недоволен результатом, он выставлял картину на улицу и оставлял там. Он называл это «лошадиным лечением». Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Получается лучшая гармония красок.

В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Поэтому я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Немного грязи и дыр – это им только на пользу».Помимо станковой живописи, Мунк занимался офортами, чёрной и цветной литографией, работал в технике сухой иглы, акватинты, ксилографии, изготовлял гравюры на дереве. При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее. Больше всего его привлекала гравюра на дереве: он имел возможность обыгрывать структуру древесины, её волнистые линии перекликались с изгибами на его живописных полотнах.

Как бы то ни было, период, начавшийся после выписки из лечебницы и продлившийся до конца жизни, признан критиками второстепенным. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.

Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти.

Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».

В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он был вынужден на время оставить живопись. Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.

С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием.

Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.

По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.

В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга.

Память и отражение в мировой культуре

Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.

Мунк заинтересовался кинематографом и частенько ходил на американские и европейские фильмы.Он умер 23 января 1944 года сидя в кресле; возле тела нашли томик Достоевского – «Бесы».

Мунк завещал родному Осло (Христиания была переименована ещё при жизни художника) около 1000 полотен, 15499 графических работ, 4500 акварелей и бесчисленное количество писем, дневниковых записей и литературных заметок. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи.

Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.

С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены.Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах.

В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка; русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже.

После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.

Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Она называлась «Дорога никуда». Грин позаимствовал наименование для своего романа. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу.

Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.

Источник: http://sovremennoe-iskusstvo.ru/hudozhniki/edvard-munk/

Ссылка на основную публикацию