Эра зиганшина – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Зиганшина Эра Гарафовна – Актриса театра и кино

Российская актриса театра и кино. Народная артистка России.

Эра Зиганшина родилась 1 февраля 1944 года в городе Казань, Республика Татарстан. Росла увлекающейся натурой и периодически загоралась то одним, то другим видом творчества, но также быстро остывала.

Девочка занималась лыжным спортом, моделированием одежды, фотосъемками, коллекционированием портретов знаменитых актрис.

Единственное увлечение, которое реализовала полностью – игра на скрипке, которой обучилась в музыкальной школе.

     В старших классах Зиганшина решила стать актрисой, по примеру своих кумиров Любови Орловой и Изольды Извицкой. Родители были категорически против и запретили дочери поступать в театральный вуз. Тем не менее, Эра тайком сбегает из дома и едет в город Москва.

Сдавала вступительные экзамены сразу в несколько учебных заведений, но везде ждал отказ.

Полностью разочарованная вернулась в город Казань, но уже в следующем году сумела преодолеть барьер творческого конкурса и стала студенткой театрального училища имени Щукина, где обучалась у Анатолия Борисова.

     Окончить вуз Зиганшиной не удалось. Однажды увидела на сцене выступление труппы Санкт-Петербургского Большого драматического театра, студией которого руководил Георгий Товстоногов.

Начинающая актриса забирает документы из «щукинки» и переезжает в северную столицу, чтобы совершенствоваться у известного специалиста.

 Эра окончила студию Товстоногова при БДТ в 1965 году и сразу принята в труппу театра имени Ленинского комсомола.

     Если в студии Эра научилась вести себя на сцене, то Ленком воспитал и закалил ее как личность. Достаточно быстро девушка вышла на хороший уровень в этом театре и в течение 5 лет ярко исполняла роли в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта, «Униженных и оскорбленных» Достоевского и многих других классических постановках.

     Кинодебют Зиганшиной состоялся в 1966 году. Сыграла Маленькую Разбойницу в фильме-сказке «Снежная королева».

Детская картина была отмечена большим количеством наград на кинофестивалях и вошла в золотой фонд советского кинематографа. Любопытно, что на съемочной площадке Эра оказалась случайно.

Ей дал пропуск коллега по театру Николай Боярский, и Зиганшина, воспользовавшись шансом, убедила режиссера отдать эту роль ей, хотя уже была утверждена другая актриса.

    После феноменального успеха «Снежной королевы» Эре стали предлагать однотипные роли хулиганистых и невоспитанных девушек, которые были как бы продолжением ее первого киноперсонажа. Она часто отказывалась и в итоге перестала получать достойные предложения.

    Только через 10 лет Эра снова напомнила о себе любителям кино, когда появилась в роли добродушной и привлекательной Урсулы в музыкальной комедии «Небесные ласточки», где ее партнером был Андрей Миронов. Но в целом кинематограф не привлек актрису так, как театр, в котором она чувствовала отдачу зрительского зала.

     В 1970 году Эра на один сезон переезжает в столицу Молдавии, где играет в Русском драматическом театре. Но той отдачи, которую она получала от работы в Ленинграде, в Кишиневе она не получала, поэтому вернулась в родные стены и продолжила выступать на сцене Ленкома.

Причем первый выход после возвращения был настолько ошеломляющим, что его можно посчитать символичным. Актриса возрастом в 30 лет идеально передала образ старухи Пилар в спектакле «По ком звонит колокол».

Режиссер постановки Геннадий Опорков назвал игру Зиганшиной высшим пилотажем.

     В конце восьмидесятых годов актриса переехала в город Москва. Снова вернулась на большой экран, своим возвращением она обязана режиссеру Сергею Снежкину, пригласившему ее в социально-психологический триллер «Невозвращенец», предсказавший политические события 1991 года и развал СССР. Также Эра выступала в театрах «У Никитских ворот», столичном ТЮЗе, театре Романа Виктюка. 

     В 21 веке Зиганшина вновь возвращается в Ленком, который к тому времени уже назывался театр-фестиваль «Балтийский дом». И снова Эру ждет грандиозный успех.

В нашумевшем спектакле «Похороните меня за плинтусом» она блестяще сыграла роль Бабушки и по обыкновению выступила адвокатом своего персонажа. Помимо этого актриса стала больше сниматься.

 На ее счету роли в самых знаменитых криминальных драмах «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», а также в очень популярном мистическом триллере «Черный ворон».

    В 2007 году Эра Зиганшина передала образ зрелой женщины, решившей полностью пересмотреть собственную жизнь в драме Григория Никулина «Антонина обернулась».

Этой картиной Зиганшина показала зрителю новые грани своего таланта.

Также очень интересная работа ждала актрису в детективе «Охотниках за брильянтами», где она изображает вдову знаменитого писателя Алексея Толстого, Лидию Ильиничну Толстую.

     Эра Зиганшина вновь сменила сцену в конце 2011 года и вошла в труппу Александринского театра. Ее дебютом стал спектакль В. Фокина «Литургия ZERO» по роману Достоевского «Игрок».

    Весьма характерно для Эры Гарафовны находить в каждой своей героине, особенно отрицательной, что-то противоположное основным чертам характера и подчеркивать это качество на протяжении всего эпизода. Актриса стремится не просто показать человека в той или иной ситуации, а еще и объяснить причины поступков.  

     Официальным мужем Эры Зиганшиной был советский актер и режиссер Владимир Головин, от брака с которым она родила сына и дочь. Семья не просуществовала слишком долго и после совместного переезда в Кишинев распалась.

    Старших детей актриса в театральную среду не допустила, сознательно не прививая им любовь к сцене. А вот младший сын Владимир Рожин, рожденный от другого человека, хотел стать актером, позднее режиссером, но так и не смог реализоваться в кинематографе, поэтому нашел себя в журналистике.

Заслуженная артистка РСФСР (1980)

Лауреат театральной премии имени Владислава Стржельчика (1999)

Народная артистка России (2005)

Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит-2008» в номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле» за главную роль в спектакле по книге П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

«Гроза» А.Н. Островского – Кабаниха

«Фердинандо», по пьесе А. Ручелло – Донна Клотильда

«Милый лжец» Д. Килти, Б. Шоу. роль – Миссис Патрик Кэмпбелл. Театр Комедии им. Н.П. Акимова.

«А что на дне колодца» Театр Комедии им. Н.П. Акимова.

«Зойкина квартира» М. Булгаков. Роль – Зойка. Театр Комедии им. Н.П. Акимова

«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева – Бабушка

«Старомодная комедия» – Лидия Васильевна Жербер

1966 – Снежная королева – маленькая разбойница1968 – Перед бурей – Любовь1969 – Вам!1976 – Пока стоят горы1975 – Память1976 – Небесные ласточки – Урсула1976 – Житейское дело – Зина, соседка Прокофьевой1977 – Деревья умирают стоя (телеспектакль)1981 – Самоубийство (телеспектакль)1981 – Синяя ворона (телеспектакль) – Ням, служанка, хозяйка особняка, санитарка1982 – Сквозь огонь – мать Павлика1983 – Магистраль1984 – Убийце – Гонкуровская премия – Катрин1985 – Гум-гам – учитель музыки, преподаватель Ларика и Вики1990 – Воспоминание без даты – мамка1991 – Человек со свалки1991 – Невозвращенец – Галина Михайловна Григорьева, редактор новостей1992 – Тайна1994 – Год собаки – Раиса Кожина1994 – Последнее дело Вареного – Светлана Андреевна1998 – Цветы календулы – Серафима Георгиевна Протасова1999 – Агент национальной безопасности-1 (сериал) – Лидия Сергеевна, домработница Снегирева (в серии Три дня до эфира)2000 – Бандитский Петербург-2 (сериал) – Маргарита Михайловна2000 – Улицы разбитых фонарей-3 (сериал) – Вера Михайловна Малышицкая2000 – 2005 – Черный ворон (сериал) – мать Павла2001 – По имени Барон (сериал) – Мария Ильинична2002 – Челябумбия – Татьяна Ивановна2003 – Не делайте бисквиты в плохом настроении – Регина Морская2003 – Три цвета любви (сериал) – мать Маши2004 – Иванов и Рабинович – миллионерша2004 – Женский роман – Алина Борисовна2005 – Гибель империи (сериал) – Панасиха2005 – Танцуют все! – Белка в старости2005 – Пробуждение2006 – Не было бы счастья… – Мать Лоры2006 – Пока он летал (короткометражный)2006 – Путина2007 – Платки – Ворона2007 – Танец живота – свекровь Нины2008 – Гуманоиды в Королеве (сериал) – Клара Аркадьевна2008 – Храни меня дождь – Профессор Манке2009 – Антонина обернулась2009 – Холодное сердце (сериал) – Надежда Ефремовна, мать Андрея2010 – 2011 – Все к лучшему (сериал) – Софья Введенская2011 – Охотники за бриллиантами – Лидия Ильинична Толстая, вдова Алексея Толстого2011 – Проездной билет (сериал) – Софья Николаевна, мать Виктора2011 – Небесный суд – тело, женщина на кладбище2012 – Бабье царство (сериал) – Матильда Карловна, квартирная хозяйка Дениса

2012 – Кто, если не я? (сериал) – Серафима Ильинична Беркутова, свекровь Нины Беркутовой

2012 – Мама по контракту2013 – Крик совы (сериал) – Наталья Вячеславовна Буткевич2014 – Контуженый, или уроки плавания вольным стилем – Лидия Петровна Савушкина, бабушка Артема2015 – Синдром Петрушки – Вера Леопольдовна, бабушка Бори2015 – Между нами, девочками! – Серафима Павловна, мать Ильи Сергеевича2015 – Лучше не бывает – Нина Ивановна, мать Андрея Чернова

2015 – Семейный альбом (сериал) – Галина Васильевна

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/ziganshina-era-garafovna

Зиганшина Эра Гарафовна – Александринский театр

Зиганшина

Эра Гарафовна

Народная артистка России

В 1965 году окончила студию при БДТ (класс Г.А. Товстоногова). Была принята в труппу Ленинградского государственного театра им. Ленинского Комсомола. В 1970 году ненадолго ушла в Русский драматический театра Кишинева. Затем вновь вернулась в Ленинград. В 1989 году уехала в Москву. В качестве приглашенной актрисы работала в разных театрах.

По возвращении в Санкт-Петербург вновь была принята в труппу Театра-фестиваля «Балтийский дом» (бывш. им. Ленинского Комсомола). В 2011 году была приглашена в труппу Александринского театра.

В числе первых ролей Эры Зиганшиной в Ленинградском государственном театре им. Ленинского Комсомола: Люси («Трехгрошовая опера» Б. Брехта), Нелли («Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского). Актриса плодотворно сотрудничала с режиссером Г.

М. Опорковым, играя ведущие роли в его спектаклях: «Деньги для Марии» В. Распутина (Мария), «По ком звонит колокол» Э. Хэмингуэя (Пилар), «Утиная охота» А. Вампилова (Галина), «Последние» М. Горького (Софья), «Чайка» А. Чехова (Аркадина).

Дебютом на московской сцене стал спектакль «Цена» А. Миллера в Театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. Эра Зиганшина работала с Романом Виктюком в спектакле «Фердинандо» А.

Ручелло (Донна Клотильда), была приглашена Генриеттой Яновской на роль Кабанихи в спектакль «Гроза» А.Н. Островского (1998). За эту роль актриса была удостоена премии К.С. Станиславского.

В 1999 году была удостоена независимой актерской премии имени Владислава Стржельчика.

В Санкт-Петербурге в Театре-фестивале «Балтийский дом сыграла роли: Кручинина («Без вины виноватые» А.Н. Островского, режиссер В. Туманов), Бабушка («Похороните меня за плинтусом» П. Санаева, реж. И. Коняев, 2007), Ольга Берггольц («Ольга.

Запретный дневник», реж. И. Коняев, 2010). За роль Бабушки в 2008 году была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».

В спектакле Андрея Могучего и Евгения Гришковца «Пьеса, которой нет» помимо актерской работы, стала соавтором драматургического текста.

Эра Зиганшина плодотворно работает в кино, на счету актрисы более 70 ролей в полнометражных фильмах и телесериалах, среди которых: «Я шагаю по Москве», «Снежная королева» (роль-Маленькая разбойница), «Небесные ласточки», «Сказка за сказкой», «Воспоминания без даты» (главная роль), «Человек со свалки» (главная роль), «Цветы календулы» (главная роль), «Бандитский Петербург», «Не делайте бисквиты в плохом настроении» (главная роль), «Похороните меня за плинтусом» (фильм-спектакль, главная роль), «Антонина обернулась», «Пучина», «Семейный альбом» (главная роль) и др.

В Александринском театре в спектакле «Литургия ZERO» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» играет роль Бабушки (реж. В. Фокин, 2012).

За исполнение этой роли удостоена Российской национальной театральной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА» по итогам сезона 2012/2013 («Лучшая роль второго плана»), а также Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «ЗОЛОТОЙ СОФИТ» («Лучшая женская роль») по итогам сезона 2012/2013 гг.

В 2017 году в спектакле Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» исполнила несколько ролей: свидетеля истории, матери, бабушки, звезды, открывающей важную церемонию, танцующей в темноте.

В 2005 году Эре Зиганшиной присвоено почетное звание «Народная артистка Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 1153 от 01.10.2005).

ПОДРОБНЕЕ

Для меня в этой профессии главное – репетиция. Самый интересный период. Спектакль, аплодисменты – это естественно, нормально, но это ритуал, это вторично для меня. А вот процесс репетиционный – самое интересное. Я созидатель по натуре, мне нравится процесс, мне радостно, когда из ничего получается что-то.

Театральный город, ноябрь 2015

Источник: https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/ziganshina-era-garafovna/

Эра Зиганшина – неповторимая «Маленькая разбойница»

Актриса награждена многими театральными премиями (одна из них «Золотой софит 2008» за главную роль в спектакле «Похороните меня за плинтусом») и в течение десятилетий считается одной из лучших актрис отечественной сцены.

«Глаза близкие, лицо ассиметричное…» 

Портретная характеристика редактора телевидения — Галины Викторовны в фильме Сергея Снежкина «Невозвращенец» (по повести Александра Кабакова) полностью соответствует внешности актрисы: «Глаза близкие, лицо ассиметричное, волосы русые, телосложение сухощавое».

В «Невозвращенце» Эра Зиганшина играет женщину, которая ежедневно ходит по лезвию бритвы, отвечая за освещение жизни страны во время радикальных перемен — начало 90-х годов (премьера фильма «Невозвращенец» состоялась в первую ночь «путча» в августе 1991 года).

Она — в секретном списке тех, кого приказано убрать, но ей уже ничего не страшно.

Ее героиня настолько устала от того мира, который она наблюдала, и выдавала в эфир, что на все у нее только три вопроса: «Кто это?», «Что это?», «Что делать?». Галина Викторовна научилась не суетиться и не делать резких движений. Она обреченно выполняла свою работу, думая — одно, а говоря — другое. И за этим «одно-другое», – трагедия личности, страны, женщины…

При этом сама актриса всегда говорила и говорит то, что думает, и за это ее часто называют «строптивой Эрой». Свою первую роль — разбойницы в знаменитой экранизации сказки «Снежная королева» (1966 год) – актриса получила только потому, что сказала режиссеру Геннадию Казанскому чистую правду: «Жаль, проиграете фильм!»

Тогда, в первый раз, в ответ на свое: «Я хочу сняться у вас», Эра получила: «Спасибо, мы уже утвердили!»

Да, утвердили Елену Проклову на роль Герды, а через две недели после этого заявления и Эру Зиганшину на роль маленькой разбойницы. Ее героиня — темненькая, черномазенькая и, разумеется, «колючка». Маленькая разбойница — ребенок. Но исполнившей ее роль актрисе уже был второй год.

Через десять лет Эра Зиганшина сыграла светленькую, голубоглазую, красивую, мягкую Урсулу в мюзикле Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки».

Роль — не главная, но всем запомнилась ироничная, легкая на подъем служанка монастырского пансиона, которая помогает герою Андрея Миронова почувствовать себя гениальным композитором, настоящим мужчиной и при этом предостерегает от мании величия.

В молоденькой Урсуле легко узнать сегодняшнюю Эру Зиганшину — те же пронзительные, умные синие глаза… И сочетание небесного, неземного, нездешнего – с данностью, реальностью, этой — нашей – эрой.

«Чья судьба в тебя вцепилась?»

В 2008 году состоялась премьера уникального фильма «Антонина обернулась» с Эрой Зиганшиной в главной роли. Сценарий написал Иван Вырыпаев. Режиссер фильма Григорий Никулин умер во время съемок этой картины, причем ровно через 40 дней после смерти своего отца – тоже режиссера.

Одну из главных ролей в «Антонине…» сыграл лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук, и песню написал, где есть слова «Чья судьба в тебя вцепилась?». Фильм многим запомнился необычностью и яркостью.

 Фильм начинается со сцены, когда героиня Эры Зиганшиной, в алой шляпке и вечернем платье, смотрит на стрелки старинных часов в Выборге, на которые раньше смотрели настоящие рыцари и дамы, и оборачивается… Выборг, где, кстати, проходит фестиваль «Окно в Европу», обладает мистической способностью, на которую часто обращали внимание известные режиссеры, артисты, – «путешествия во времени».

Тут будто перемещаешься в другие эпохи, и таким образом, как поет в «Антонине» Юрий Шевчук, летаешь. И в Выборге героиня Эры Зиганшиной встретилась с русской эмигранткой из Лондона, которая тоже живет чужой жизнью и прожигает ее…

Героиня фильма – в смятении. Да и сама Эра Зиганшина долго мучилась, сомневалась и при этом искала ответ: «Правильно ли она поступила, став актрисой?».

В своих немногочисленных интервью Эра Гарафовна рассказывала, что «у нее не актерский характер, не актерская внешность, не актерская сущность, не актерский темперамент»…Актриса до сих пор не может определиться – Петербург или Москва – ее любимый город?

Кстати, в фильме «Антонина обернулась» слышны отзвуки этого спора. Актриса училась в Щукинском училище, куда поступила со второго раза, но чувствовала себя там «белой вороной» (все однокурсницы – высокие, красивые, с правильными чертами лица, к тому же – из обеспеченных семей, почти все москвички).

Да и «школа представления», «школа лицедейства» – была ей чуждой. Сам Георгий Товстоногов буквально вырвал 18-летнюю Эру из вахтанговской среды, и забрал в Ленинград, в свою театральную студию при Большом Драматическом театре.

Она – не может жить без правды, и всю свою жизнь ищет ее в дебрях российской жизни и сцены.

«Люблю. Целую. Поздравляю!» – сказал «Вечерней Москве» для Эллы Зиганшиной ее партнер, народный артист России Игорь Скляр. И добавил: «Она – моя мама и бабушка».

 В фильме Семена Арановича «Год собаки» (1994), который вызвал большой резонанс на кинофестивалях, Эра Зиганшина играет мать уголовника Сергея (Игорь Скляр).

А в спектакле «Похороните меня за плинтусом» на сцене «Балтийского Дома» (два года спектакль, увы, не идет) Игорь Скляр играл восьмилетнего Сашу Савельева, а Эра Зиганшина – его бабушку – Нину Антоновну.

Эра Зиганшина пробовалась на роль бабушки и в экранизации повести «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина, у которого много снималась, но режиссер выбрал Светлану Крючкову. На театральной сцене Эра Зиганшина играла совсем другую бабушку – с большим юмором, артистизмом, страстью, любовью, нежностью, надрывом.

«Вечерняя Москва» поздравляет Эру Зиганшину с юбилеем, желает ей здоровья, ярких работ в театре и в кино, и вслед за Игорем Скляром признается в любви. Действительно, Москва любит и ждет Эру Зиганшину. Всегда ждет. 

Источник: https://vm.ru/news/2014/01/31/era-ziganshina-nepovtorimaya-malenkaya-razbojnitsa-233390.html

Зиганшина, Эра Гарафовна – это… Что такое Зиганшина, Эра Гарафовна?

  • ЗИГАНШИНА Эра Гарафовна — (р. 1944), российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (1980). Окончив в 1965 году студию при Ленинградском Большом драматическом театре, Эра Зиганшина начала работать в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. В 1970… …   Энциклопедия кино
  • ЦВЕТЫ КАЛЕНДУЛЫ — «ЦВЕТЫ КАЛЕНДУЛЫ», Россия, ЛЕНФИЛЬМ, 1998, цв., 100 мин. Трагикомедия. Фильм рассказывает об упадке процветавшей в прошлом советской семьи. В ролях: Эра Зиганшина (см. ЗИГАНШИНА Эра Гарафовна), Марина Солопченко (см. СОЛОПЧЕНКО Марина), Ксения… …   Энциклопедия кино
  • Список заслуженных артистов РСФСР — …   Википедия
  • АГЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ-1 — АГЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1, Россия, 1998 1999, цв. Телесериал. Сериал про агента национальной безопасности Леху Николаева, его верного помощника Краснова и бандитов города Санкт Петербурга. В ролях: Михаил Пореченков (см. ПОРЕЧЕНКОВ… …   Энциклопедия кино
  • БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ — БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ, Россия, 2 Б 2, 2000 2003, цв. Детективный сериал по романам Андрея Константинова. В основе сюжета три детективных романа Андрея Константинова «Адвокат», «Журналист» и «Сочинитель» о противоборстве журналиста Серегина и… …   Энциклопедия кино
  • ВОСПОМИНАНИЕ БЕЗ ДАТЫ — «ВОСПОМИНАНИЕ БЕЗ ДАТЫ», СССР, Петрополь, 1990, цв., 91 мин. Драма. По мотивам повести Н.Дубова «Беглец». Где то на побережье в отдалении от поселка живет и работает бригада дорожных рабочих несколько семей. Тяжел и бессмысленнен их труд дорога,… …   Энциклопедия кино
  • ГОД СОБАКИ (1994) — ГОД СОБАКИ, Россия Франция, Sodaperaga (Франция) / Кинодокумент / Голос («Ленфильм»), 1994, цв., 133 мин. Социальная мелодрама. «Год собаки» Семена Арановича обманчив. Смотришь мелодраматическую и поначалу даже забавную историю любви молодого… …   Энциклопедия кино
  • ГУМ-ГАМ — ГУМ ГАМ, СССР, Лентелефильм, 1985, цв., 70 мин. Детский приключенческий телефильм. По фантастической повести Евгения Велтистова. Невероятные приключения третьеклассника Максима и его друга инопланетянина Гум Гама. В ролях: Володя Митрофанов,… …   Энциклопедия кино
  • НЕ ДЕЛАЙТЕ БИСКВИТЫ В ПЛОХОМ НАСТРОЕНИИ — НЕ ДЕЛАЙТЕ БИСКВИТЫ В ПЛОХОМ НАСТРОЕНИИ, Россия, 2002, 80 мин. Драма. Один день из жизни петербурженки, женщины среднего возраста, с которой что то происходит. Духовный кризис одинокого человека или наваждение белых ночей? В ролях: Эра Зиганшина… …   Энциклопедия кино
  • НЕБЕСНЫЕ ЛАСТОЧКИ — «НЕБЕСНЫЕ ЛАСТОЧКИ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1976, цв., 135 мин. Телефильм, музыкальная комедия. По сюжету А.Мельяка, А.Мийо и композитора Ф.Эрве «Мадемуазель Нитуш». Действие фильма происходит в женском пансионе, куда попадает композитор, застенчивый и… …   Энциклопедия кино

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1499914

Эра Зиганшина – блуждающая звезда

Как сбросить шелуху. Валерий Никитенко о смехе и «коварном жанре»

Эра Зиганшина была кумиром театрального Ленинграда 70-80-х, во времена расцвета Театра имени Ленинского Комсомола.

Потом она уехала в Москву, но стала работать на два города, в разных театрах и с самыми известными режиссерами – Гетой Яновской, Романом Виктюком, Владимиром Тумановым.

Последние десять лет вся ее жизнь – в поездах, но еще и в кино успевает сниматься, особенно плодотворно у Сергея Снежкина – в “Невозвращенце”, “Цветах календулы”, украшает своей игрой и сериалы – “Менты”, “Бандитский Петербург”, “Черный ворон”.

Мы встретились с Эрой Гарафовной 7 марта. Утром она приехала из Москвы, чтобы вечером сыграть в новом спектакле “Балтийского дома” “Генрих IV”. Затем сразу на поезд, потому что на следующий день в Москве у нее премьера спектакля “Валентинов день” в Центре им. Мейерхольда, ну а 12 марта Зиганшина вновь в Питере – выйдет на сцену ДК им. Горького в “Фердинандо”, поставленном Виктюком.

Звезда прибежала на интервью за час до спектакля: худенькая, в кожаной курточке, бодрая, будто и не было очередной бессонной ночи в поезде. Опоздала минут на пять, и оправдываясь, мол, случается и хуже, рассказала такую вот страшную историю.

Покой вреден

– 29 декабря я приехала в Москву, чтобы играть “Грозу”, до спектакля решила купить новогодние подарки детям и внукам. Вернулась домой вся увешанная пакетами, ну, думаю, сейчас разложу кому что, – вдруг телефонный звонок и нежный тихий голос администратора театра: “Эра Гарафовна, у нас через 15 минут спектакль”.

Как я тут же не умерла, не знаю! Опять звонок: “Только не берите такси, чудовищные пробки”. А в метро добираться 45 минут, с двумя пересадками. Но я в метро не могла – силы оставили.

Взяла машину, и когда, стоя в пробке, поняла, что спектакль не состоится, потому что уже к восьми, перестала нервничать, попросила у водителя разрешения закурить… К театру мы добрались десять минут девятого, я увидела, как зрители, честно прождав час, расходятся. Артисты стали меня утешать, мол, ничего страшного, спектакль перенесли.

Они мгновенно скооперировались, побежали в магазин, устроили банкет и приводили меня в чувства. Вот что это со мной приключилось?! Думаю, предновогодний ажиотаж просто стер в мозгу дискету.

– А может, вы сами себя загнали?

– Да, но ужас в том, что когда я себя не загоняю, когда есть неделя-полторы свободные, мне скучно и я заболеваю. Организм начинает к себе прислушиваться и обнаруживать болячки. Покой мне вреден! Характер слишком деятельный, мама всегда говорила: “Тебя сгубит твое любопытство”. Оно с годами не успокаивается и не насыщается.

Везет?

– Вы работаете с ведущими режиссерами, с самыми модными авторами: в “Балтдоме” с Гришковцом сделали “Пьесу, которой нет”, в Москве участвуете в премьере “Валентинова дня” Ивана Вырыпаева. Вы такая везучая?

– Как это “везучая”? Я сама конструирую ситуации, работать с молодыми – это ключ к живой жизни. Если хочешь, чтобы судьба к тебе благоволила, делай хоть какие-то движения, стремись, любопытствуй.

– Каковы ваши впечатления от общения с одним из самых популярных драматургов столицы Вырыпаевым? Его “Валентинов день” и в “Балтдоме” только что поставили.

– Мне с ним интересно, талантливый мальчик. Но Москва – очень большой соблазн для приехавших из провинции, его уже рвут на части театры, киностудии. Москва, уж если она кого-то приставит к своей титьке, не успокоится, пока любимое дитятко не распухнет от ее молока.

– Вы играете “Фердинандо” в постановке Виктюка. Правда ли, что на репетициях он сильно матерится?

– Да не так уж сильно, зато когда он кричит артисту: “Гений!”, тот расцветает. “Фердинандо” – один из моих любимых спектаклей последних лет. Но вот надо ли с Ромой еще встречаться, это другой вопрос.

– В кино у вас самый удачный тандем со Снежкиным?

– Да, вот сейчас сделали многосерийный фильм “Женский роман”, все жду, когда покажут по ТВ. Это хоть и сериал, но хорошее кино.

– От сериалов не отказываетесь?

– Когда приглашают режиссеры, которых знаю, и когда в роли есть хоть мало-мальски за что зацепиться, отказать не могу.

Жизнь на колесах

– Критика именует вас не иначе как “блистательная петербургская актриса”. Удивительное единодушие!

– По достоинству оценивают (смеется). Тут есть еще один нюанс: когда я только-только начала блуждания между Москвой и Петербургом, журналисты все добивались от меня ответа: “Чья вы актриса?” Я отделывалась шуткой: “Да в Бологом живу!” Сейчас устоялось – “петербургская”. Меня это устраивает, хотя продолжаю кочевать.

– И можно привыкнуть к жизни в поездах, к недосыпанию?

– Можно ко всему приспособиться. Вооружаюсь термосом, книгами, журналами – ночью читаю, пью кофе, потому что спать невозможно.

– Приезжаете к себе в Питер, а в холодильнике пусто, квартира без хозяйки в запустении?

– В Питере у меня собственной квартиры нет, я же в свое время обменяла ее на Москву. Только еще обещают помочь купить по цене, доступной мне, простой драматической актрисе, а не звезде шоу-бизнеса.

Холодильник, конечно, пустой, но ведь еду в “Красной стреле”, где выдают завтрак, в поезде есть не могу, так приношу этот контейнер домой. С утра мне нужна чашка кофе и две сигареты. Борюсь ли с курением? Конечно, даже сейчас (закуривая очередную).

– По Питеру передвигаетесь в метро?

– Здесь у меня есть машина. Стоит напротив отделения милиции, чтобы ее никто не “раздел”. Сегодня я ее прогрела, чтобы моя девочка уж совсем не обиделась. Но пользуюсь, конечно, в основном метро.

Узнают ли поклонники? Да, иногда очень приятно бывает, тем более узнают не только люди старшего поколения, но и молодые. Недавно бегу с большой сумкой через плечо, подходит молодой человек, здоровается и хочет взять у меня сумку. Я решила, что это вор, а оказалось, поклонник.

Тут мне пришлось извиняться. Донес сумку до вагона, по дороге я выслушала кучу комплиментов.

– Дети не пошли по вашим стопам?

– Только младший сын оказался заражен театром, потому что старших дочь и сына я от него оберегала, терпеть не могу “театральных детей”. И даже переусердствовала, потому что дочь стала меня уважать как актрису уже классе в десятом, когда в ее школе оказались мои поклонники.

Она была очень удивлена, и тогда стала ходить на спектакли. Ну а младший поступил на театральную режиссуру, ему не понравилось, поступил на кинорежиссуру, тоже ушел, сейчас учится на журналистике. Но сказал, что не теряет желания быть кинорежиссером, просто должен пройти какой-то путь.

Двое моих детей живут в Москве, один сын здесь, в Питере.

Эра Гарафовна прерывает интервью, потому что нужно готовиться к спектаклю. Накладывая на лицо тон, поясняет: “Всегда гримируюсь сама, не терплю, чтобы кто-то дотрагивался до моего лица.

Разве что у Снежкина в последней картине – моя героиня, продвинутая такая тетка, каждый раз у нее новый грим и новый наряд, то из волос перья зеленые сделает, то губы синие. Тут уж колдовали гримеры, и все мы очень веселились.

Ну а сейчас, для роли в “Генрихе IV”, я сама должна из себя красотку сделать!”

Источник: http://www.spb.aif.ru/archive/1798240

Ссылка на основную публикацию