Финеас тейлор барнум – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Реальные артисты «величайшего шоумена» Тейлора Барнума

Финеас Тейлор Барнум – легендарный персонаж в Штатах. Кстати, именно этого «величайшего шоумена» 19 века играет Хью Джекмен в одноименном голливудском фильме. Барнум фактически стал родоначальникам шоу-бизнеса и индустрии развлечений, создав передвижной цирк с весьма необычными артистами.

Это были те люди, которых в реальной жизни мы называем «уродами», но Барнум сделал их знаменитыми и успешными. Разумеется, и по сей день находятся критики, говорящие об эксплуатации Барнумом несчастных артистов, однако он навсегда остался «величайшим шоуменом» в истории.

А это вполне реальные люди, выступавшие в его цирке.

1. Миртл Корбин

Миртл Корбин родилась в 1868 году в Теннесси, и у неё был удвоенный таз и четыре ноги.

Сначала её демонстрировал по всей стране отец, а потом, когда девочке исполнилось 14 лет, отец отдал её в цирк Барнума. Миртл получала около 250 долларов в неделю и была очень популярна.

Из цирка она ушла в 1886 году, вышла замуж и, как ни странно, родила детей, но после 13-летнего перерыва Миртл снова вернулась к Барнуму.

2. Генерал Мальчик-с-Пальчик

Чарльз Шервуд Стреттон родился в Коннектикуте. Барнум обнаружил его в 5-летнем возрасте, когда мальчик был ростом около 60 см. Стреттон тоже был очень популярен среди зрителей, став самой настоящей звездой цирка.

В 1863 Мальчик-с-Пальчик женился на такой же крошке Лавинии Уоррен, также работавшей у Барнума.

Свадьба этой необычной пары стала огромным событием, и говорят, что гости даже платили Барнуму за право присутствовать на этом мероприятии.

3. Мадам Клофулья

Ее настоящее имя – Жозефина Буадешен, и родом она из Швейцарии. С самого раннего возраста девочка боролась с избыточным ростом волос, так как к 2 годам у неё уже начала появляться борода.

В 20 лет Жозефина вышла замуж за художника Фортуну Клофулья и родила двоих детей. Вскоре после замужества она начала работать у Барнума под именем мадам Клофулья «Бородатая леди».

Люди были уверены, что она на самом деле переодетый мужчина.

4. Капитан Костентенус

Георг Костентенус стал самым известным татуированным человеком того времени. Он был греко-албанцем, и на его теле насчитывалось 388 бирманских татуировок. Единственными «чистыми» частями тела были нос, уши и ступни.

В цирке Барнума он выступал как капитан Костентенус, татуированный греческий принц. Он утверждал, что его татуировки – это наказание «за восстание против китайского правителя». По другой легенде, они были нанесены против его воли женщинами из дикого племени.

Что ж, правду мы уже никогда не узнаем…

5. Федор Евтищев

Федор Евтищев родился в России в 1868 году. Он страдал гипертрихозом, отчего его прозвали «человеком-собакой». Федор гастролировал со своим отцом, который тоже был чрезмерно волосат, а в 1884 году они присоединились к шоу Барнума. Федор играл роль дикаря, который нападает на своего отца и при этом лает и рычит как злой пёс.

6. Чан Ю Синг

Он родился в Китае в 1845 году и переехал в Англию в 1864 году, где два года гастролировал с карликом Чунгом Моу. Затем в 1881 Барнум перевёз обоих в США. Рост Чана был около 2.

40 м, и его прозвали «Китайский гигант и самый высокий человек на Земле». Чану платили 600 долларов в неделю, а это было достаточно солидное жалованье на то время.

В конце концов, он вернулся в Англию, женился и обзавелся детьми.

7. Мадам Сандвина

Кейт «Сандвина» Бамбах родилась в 1884 году в Вене. Она присоединилась к цирку Барнума в 1911 году, где у Кейт был свой номер, в котором она поднимала своего мужа одной рукой, а другой рукой одновременно поднимала прочие тяжести. Её прозвали «Самой сильной женщиной на Земле» или «Леди Геркулес».

8. Милли и Кристин Маккой

Милли и Кристина Маккой родились в Северной Каролине в 1851 году. Люди воспринимали их как одного человека, хотя девочки были соединены только задней частью таза и фактически являлись двумя совершенно разными личностями.

Их показывали публике около десятилетия, девочек даже дважды похищали, затем возвращали, и они снова гастролировали по США и миру, в основном с командой Барнума.

Сиамские близнецы так сильно впечатлили королеву Викторию, что она даже подарила им бриллиантовые шпильки для волос.

Источник: https://flytothesky.ru/realnye-artisty-velichajshego-shoumena-tejlora-barnuma/

Цирк «Братья Ринглин, Барнум и Бейли»

Фанни Миллс, ” Леди – Снежный человек “, родилась с болезнью Милроя, которая ограничивает развитие лимфатических сосудов в ногах, что приводит к избыточной жидкости, вызывающую отёк ног и их распухание.

Ее карьера в шоу-бизнесе цирка началась в 1885 году. Ее сопровождала медсестра по имени Мэри Браун, которая помогала ей двигаться. Во время шоу предлагали 5000 долларов (огромная сумма по тем временам) для тех, кто готов был жениться на Леди – Снежный человек.

Фанни Миллс умерла в 1892 году. 

 Анни Джонс родилась в 1865 году в штате Вирджиния. Уже с самого рождения ее лицо было покрыто волосиками. В своей семье она была единственной такой, хотя семья насчитывала еще семь братьев и сестер. У нее был гирсутизм – избыточный рост волос у девушек и женщин на некоторых участках тела, где рост волос обычно отсутствует или является незначительным.

Успех маленькой бородатой леди был феноменальным, семья Анни получала по 150 $ в неделю (тогда это были очень приличные деньги). На тот момент Анни считалась самым высокооплачиваемым фриком. 

 Чанг и Энг Банкеры родились в 1811 году в Сиаме (сейчас Тайланд). Родились они сросшимися в области грудной клетки. В 1829 году они согласились выступать в цирке британца Роберта Хантера и давали выступления по всему миру.

Когда контракт с Хантером в 1839 году закончился, братья переехали в Соединённые Штаты Америки, в Северную Каролину. Там они подписали новый контракт с цирком Финеаса Барнума. 13 апреля 1843 года они женились на сёстрах Аделаиде Эйтс и Саре Энн Эйтс.

Что удивительно, у Чанга было 10 детей, у Энга — 11.

Джа́мбо – первое в истории зоопарковое и цирковое животное,
получившее устойчивую всемирную известность.

 В 1885 году Барнум и Бейли вновь разделились, но уже в 1888 вновь объединились под названием «Barnum & Bailey Greatest Show On Earth», позднее — «Цирк Барнума и Бейли» (Barnum & Bailey Circus). Гвоздём программы был Джамбо, шеститонный африканский слон, купленный у лондонского зоопарка в 1882 году.

   На волне ажиотажа, вызванного продажей Джамбо, британскую столицу охватила «джамбомания»: мода на вещи и названия, прямо или косвенно связанным со знаменитым слоном. Сенсацией сезона стал шёлк цвета слоновьей кожи — «джамбо».

  
17 мая 1884 года Джамбо принял участие в устроенной властями Нью-Йорка публичной демонстрации прочности Бруклинского моста, пройдя по нему вместе с 20 другими слонами из цирка Барнума.

 15 сентября 1885 года труппа Барнума, гастролировавшая по югу Канады, завершила выступление в городе Сейнт-Томас (провинция Онтарио), где произошел несчастный случай, Джамбо был сбит грузовым поездом.

В 1889 году, за два года до собственной смерти, Барнум передал чучело Джамбо в дар учреждённому им «Барнум-холлу» (англ.

Barnum Hall) — музею естествознания при Тафтс-колледже (с 1954 года — университет Тафтса) в Медфорде, штат Массачусетс.

Затем была перенесена на территорию университетского кампуса, ставший талисманом Тафтса, остаётся им до настоящего времени.

На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina.

Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский Павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году.
 

Барнум умер 7 апреля 1891 года и был погребён на кладбище Маунтан Гроув (Mountain Grove Cemetery) в Бриджпорте. У воды в Сисайд Парке в 1893 была установлена статуя в его честь, эту землю Барнум подарил парку в 1865.

После смерти Барнума, в конце концов цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400 000 долларов.  С тех пор «Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли» стал для американцев синонимом цирка. 

Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли работает по принципам бродячего цирка. В течение двух лет две труппы, «Синяя» и «Красная», находятся на гастролях, выступая по 11 месяцев в году и нигде не пересекаясь.

Затем они возвращаются в штаб-квартиру цирка во Флориде и готовят новые шоу. Таким образом, ежегодно цирк приезжает в 90 городов США с новой постановкой.

Для передвижения по стране каждая труппа использует 40 автомобилей и 20 грузовиков.

Придя на представление за час до начала, зрители могут заглянуть за кулисы, получить автографы артистов, проверить свои способности к жонглированию и акробатике. Пока детей развлекают клоуны, взрослые могут рассмотреть картины, написанные слонами.

Этот передвижной цирк имел громкий слоган – “Величайшее шоу мира”, вдохновивший голливудских продюсеров в 1952 году на съемки одноименного фильма, в котором снялись тогдашние артисты “Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли”.

Фильм получил два “Оскара”, один из которых – за лучшую картину. Известный американский режиссер Стивен Спилберг называл его первой игровой картиной, которую он посмотрел в детстве..

В 2017г. в США закрывает двери одно из старейших цирковых объединений – “Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли” (The Ringling Brothers and Barnum & Bailey), просуществовавший 146 лет…

 “Каждую минуту рождается ещё один простак”  Ф.Т. Барнум

Источник с Интернета

Источник: http://www.dnevniki.ykt.ru/Innocentia/1065869

Хью Джекман

Хью Джекман на презентации мюзикла “Величайший шоумен” 1 декабря 2017 года в Мадриде, Испания

Мы встретились с Хью Джекманом в роскошном лондонском отеле Claridge’s, имеющем давние связи с королевской семьей, что оправдывает его прозвище «пристройка к Букингемскому дворцу». Забавно: отель оказался ровесником «величайшего шоу­мена», крупнейшей фигуры американского шоу-бизнеса XIX века Финеаса Тейлорума Барна, роль которого играет Джекман…

Marie Claire: Финеас Тейлор Барнум – конечно, гениальный персонаж. И он у вас получился. Такое впечатление, что эта роль специально создана для вас, а предыдущие были всего лишь подготовкой. Вам самому понравился результат?

Хью Джекман: О да. Я получил огромное удовольствие. Семь лет назад ко мне пришел продюсер Ларри Марк и рассказал о задумке снять такой фильм.

Идея мне понравилась, я сразу увлекся своим уникальным персонажем. Пришлось потрудиться. Я проделал собственное исследование истории шоу-бизнеса.

Финеас Барнум был талантливым шоуменом, антрепренером, снискал широкую известность мистификациями, организовал цирк под своим именем.

Вообще, он привлек меня многогранностью. Барнум умело манипулировал вниманием публики. Ему приписывают множество афоризмов, и его цитируют даже журналы мод. Но в нем было и что-то очень простецкое, народное.

Если он боролся против чего-то, то боролся отчаянно и не пренебрегал разными уловками – он их называл «веселое надувательство», поэтому немудрено, что его самого часто называли Королем веселого надувательства.

Не путайте с мошенничеством, которого он терпеть не мог! Барнум всегда был настроен на победу, но когда проигрывал, то его поражение было ошеломляющим, впрочем, как и его победы. Он часто рисковал, но видел мир таким, каким его никто не видел.

Перед ним открывались возможности, о которых никто не мог и мечтать. И за это я очень его уважаю. Другим тоже открываются подобные перспективы, но только единицы имеют смелость их реализовать.

Кадр из фильма “Величайший шоумен”

Вы с такой нежностью и пиететом о нем говорите, словно он вошел в историю как ученый, а не как Король веселого надувательства! С чего он начинал?

Работал в бакалейной лавке. Это было его первое дело и первый блин комом. Но он также подвизался в заезжем цирке, в котором выступали жонглеры и комики, демонстрировались различные диковины.

Между прочим, именно там он научился разным уловкам и хитроумным профессиональным манипуляциям.

Например, как войти в город накануне представления, разрекламировать его так, чтобы продать все билеты, и исчезнуть, прежде чем люди поймут, что им всучили совсем не то.

Расскажите о своем самом большом риске в шоу-бизнесе?

Не знаю почему, но мне кажется, что я больше всего­ рисковал, согласившись быть ведущим церемонии «Оскар». Возможно, потому что прямую трансляцию смотрел миллиард человек. До этого я тоже выступал на сцене, но все равно мне далеко до Билли Кристала­.

Он был моим кумиром, и я старался быть не хуже, но я не комедийный актер и чувствовал, что рискую очень многим, потому что могу потерять значительно больше, чем приобрести. Однако я подумал: эх, была не была! Как там еще говорят: кто не рискует, тот не пьет шампанское.

Я, конечно, не вполне Барнум, но повторял про себя: «Не робей, берись за дело».

Я была на вашей оскаровской церемонии и считаю, что ваши шутки – высший пилотаж.

Да, они были просто головокружительными (смеется­). Я даже представить себе не мог, сколько подвод­ных камней в роли ведущего оскаровской церемонии. Забавно – тебе дают один-единственный листок бумаги, на котором написано: часть первая, рекламная пауза первая, часть вторая, рекламная пауза вторая, – и так 14 частей. На открытие первой части отводилось 7–8 минут.

Читайте также:  Олег хромов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Я спрашиваю: «Так что же вы хотите, чтобы я делал? Есть предложения?» Мне говорят: «Это ваше дело, вы ведущий». Я переспрашиваю: «А вы знаете, что я никогда ничего такого не делал? Понимаю, что вы меня пригласили, но я думал, что вы мне поможете, все придумаете». И вот тогда я всерьез испугался.

Но потом начинаешь работать, увлекаешься, видишь перед собой живых людей, и все постепенно встает на свои места.

Кадр из фильма “Величайший шоумен”

Фильм «Величайший шоумен» – это биографический мюзикл о человеке, который жил в XIX веке, однако музыка, которая звучит в нем, вполне современная. Чем вы это объясните?

Когда мы стали продумывать саунд для фильма, то почувствовали, что современная Барнуму музыка 1850-х не подходит. Я вам могу с уверенностью сказать, что моя 11-летняя дочь не захотела бы ее слушать, какой бы она ни была духовно богатой.

А Барнум не захотел бы, чтобы о нем рассказывали, как о пыльном музейном экспонате, – он предпочел бы, чтобы все было современно, свежо и необычно. Поэтому мы твердо остановили свой выбор на поп-музыке с уклоном в стиль бродвейских мюзиклов.

Обратились к Бруно Марсу и Фарреллу Уильямсу, они написали песни. Мы пропели их все и поняли – это то, что нужно. Надо сказать, что Бруно и Фаррелл молодые ребята, нам пришлось немало потрудиться, чтобы убедить студию принять для фильма их музыку.

Но мы рассказывали об их огромном влиянии на современную поп-культуру. В конце концов лучшие треки оказались в фильме.

Про музыкальные предпочтения вашей дочери я поняла. А какие они у вас?

Источник: http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/hyu-djekman-zhena-krichala-on-ne-homo/

Финис Тейлор Барнум

Финис Тейлор Барнум (Phineas Taylor Barnum) — американский предприниматель, общественный деятель, шоумен, организатор рекламы.

В 1800-е годы Барнум был феноменально известным человеком. Так, генерал Улисс Грант (Ulysses Grant, 1822–1885), герой Гражданской войны, дважды избиравшийся президентом США, вернувшись из долгого путешествия, сказал, что его всюду спрашивали, не знаком ли он с мистером Барнумом.

Он был дружен с президентом Абрахамом Линкольном (Abraham Lincoln, 1809–1965) и Марком Твеном (Mark Twain, 1835–1910). Он был известным лектором, автором ряда бестселлеров, политиком, шоуменом, инвестором, гением бизнеса.

При жизни его называли «королем рекламы», а сейчас признают основателем современного шоу-бизнеса и массовых рекламных кампаний.

Барнуму не было и 20 лет, когда он достиг первого торгового успеха — в продаже лотерейных билетов. В частности, это объяснялось тем, что он ездил по стране и изучал опыт многих менеджеров.

В 1835 году Барнум познакомился с Джойс Хет (Joyce Heth), утверждавшей, что ей около 160 лет и что она была няней Джорджа Вашингтона (George Washington, 1789–1797). По шуточному замечанию Барнума, она выглядела много старше своих лет.

Далеко не все верили «легенде» Джойс Хет и Барнума, однако еженедельный доход от этого шоу превышал размер первоначального инвестирования в его организацию. В одной из недавно изданных книг сказано, что после смерти Хет в 1836 году Барнум узнал, что ей было около восьмидесяти лет.

«Он, как и публика, был введен в заблуждение» [3].

В 1930-х годах Барнум занимался газетным и шоу-бизнесом.

Много раньше других он осознал значение фотографии в рекламе и в 1853 году основал первую в Нью-Йорке иллюстрированную газету; вскоре тираж издания приблизился к полумиллиону.

Он выдвигался кандидатом в президенты страны и был мэром одного из городов в Коннектикуте. Специалисты полагают, что он ввел в английский язык больше терминов, чем кто-либо другой из его современников.

Барнуму пришлось сидеть в тюрьме за его публикации о религии, хотя он был глубоко верующим человеком. В 46 лет он потерял все деньги из-за неудачного инвестирования, его дом и деловые здания много раз сгорали дотла, ему пришлось пережить глубокие личные потери. Но он всегда находил в себе силы подниматься и начинать все сначала. Он стал вторым в Америке миллионером.

В 1841 году Барнум купил здание и коллекции Американского музея (American Museum) в Нью-Йорке. Там все было в запустении, но вскоре ожило. Все делалось для того, чтобы поток людей, шедших по Бродвею, направить в здание Музея.

Посетителей привлекали не только постоянно обновлявшимися выставками картин и других произведений искусства, не только чучелами редких зверей, не только панорамами и диорамами различных городов. Демонстрировались также люди необычной внешности и с отклонениями от нормальной антропологии: альбиносы, гиганты, супертолстяки, монстры.

При жизни Барнума в Музее побывало почти четыре миллиона человек — притом, что все население страны составляло тогда около 40 миллионов.

О том, как Барнум рекламировал свои музейные экспонаты, написано немало. Вот один случай. Как-то Барнум нанял человека, который обвинил Музей в том, что его обманули на 25 центов — стоимость билета.

Вместо «бородатой женщины», утверждал он, ему показали переодетого мужчину. Эта история вызвала большой шум в прессе, что и было целью всей кампании. Барнум пригласил свидетелей, которые установили пол «бородатой женщины».

Среди них был ее отец, муж и несколько врачей. Итоги экспертизы были опубликованы [3, p. 59].

Записки одного англичанина, посетившего в 1850 году Америку, хорошо передают ауру Музея. Он писал, что имя Барнума было самым сильным магнитом, притягивавшим к Музею.

И далее: «Барнум является человеком-символом.

Он символизирует предпринимателя и энергию американцев в XIX веке, так же как Вашингтон символизировал сопротивление американцев давлению, оказывавшемуся на них в прошлом веке» [4].

Музей стал не просто местом экспозиции редкостей, но пространством для представлений. Позже и он оказался мал.

Барнум организовывал гастроли артистов, передвижные выставки, представления огромного цирка.

Приведу некоторые из блестяще задуманных и проведенных им акций; они позволяют увидеть размах его деятельности и говорят о понимании им психологии зрелища, поведении потребителя и роли рекламы.

В конце 1840-х годов Барнум узнал о свехпопулярной в Европе шведской певице, сопрано Дженни Линд (Jenny Lind, 1820–1887), которую называли «шведским соловьем». Он никогда ее не слышал, но решил организовать ее выступления в Америке.

Условия, на которых певица согласилась с предложением Барнума, включали ее гонорар — 150 тысяч долларов за 150 концертов, высокую зарплату дирижеру и сопровождавшему ее итальянскому баритону, а также расходы на дорогу и проживание в гостиницах.

В целом Барнуму пришлось собрать и положить в банк страховую сумму около 190 тысяч долларов, по тем временам — колоссальные деньги. Он продал кое-что из недвижимости, недостающее одолжил у друзей. Барнум видел высокий риск этой антрепризы, но шел на него.

В преддверии гастролей он как-то сказал проводнику поезда, что вскоре приезжает Дженни Линд. Тот спросил: «Это танцовщица?» Барнум понял, что газетные статьи не сделали своего дела, и сам разработал концепцию рекламы.

Он представил Линд не только как выдающуюся певицу, но и как человека, активно жертвующего деньги на социальные программы.

По мнению Барнума, для американцев эта сторона жизни Линд была много важнее ее артистических достижений.

Гастроли начались в сентябре 1850 года, около 40 тысяч человек встречали певицу в порту Нью-Йорка.

Страну охватила «линдомания»: танцевали «польку Дженни Линд» и «вальс Дженни Линд», газеты постоянно освещали ее поездку по стране и ее концерты, в честь «шведского соловья» слагались поэмы, иллюстрированные буклеты о ее жизни издавались огромными тиражами.

Президент страны, члены его кабинета и многие высокопоставленные чиновники были на ее концертах. Известнейший американский интеллектуал и литератор Ральф Эмерсон (Ralph Waldo Emerson, 1803–1882) писал: «Дженни Линд не надо ехать в Калифорнию. Калифорния приедет к ней» [4, p. 138].

Барнуму не удалось выполнить все задуманное. После 95 концертов Линд разорвала контракт; она выплатила неустойку и продолжила турне с новыми организаторами.

Тем не менее, ее гастроли сделали Барнума весьма состоятельным человеком: общая выручка составила 750 тысяч долларов, из которых Барнуму досталось свыше полмиллиона.

В среднем каждое представление приносило 750 долларов, по тем временам — беспрецедентные доходы для американской театрально-концертной индустрии.

На протяжении многих лет имя Барнума было в первую очередь синонимом розыгрыша, обмана, но постепенно он завоевывал признание как выдающийся импресарио. В частности, организованная им рекламная кампания Дженни Линд доказала, что реклама способна содержать важную и правдивую информацию, что ей можно доверять [5].

Успехи не обольщали Барнума, но стимулировали его активность. Он умел быть успешным там, где другие предприниматели прогорали; он «отгадывал» законы рекламы и эффективно использовал их. Он писал: «… с самого начала моей карьеры я все планировал и работал на успех… мои схемы работы часто приводили к удивительным результатам. Иногда я и сам не знал, как это у меня получалось» [4, p. 95].

Барнум создал «Самое великое шоу на Земле» — Цирк Барнума и Бейли (Barnum and Bailey Circus). В 1882 году он купил в Англии шеститонного слона по имени Джамбо (Jumbo).

До этого слон прожил в лондонском зоопарке свыше 20 лет и являлся лишь местной достопримечательностью. Америку под влиянием проводившейся Барнумом рекламной кампании охватила «джамбомания», за три года цирк и слона посмотрели около 20 миллионов человек.

Слово «jumbo» в рекламном мире и в повседневной речи стало обозначать нечто очень большое, огромное, колоссальное.

Далеко не всем нравились шоу Барнума, но все признавали, что он понимает психологию масс и умеет организовывать рекламу.

Барнум отлично чувствовал, чего хочет потребитель, он понимал механизмы влияния прессы на сознание людей и эффективно эти механизмы использовал.

В письме, написанном за пять дней до смерти, Барнум отмечал, что почти все свои деньги он заработал, благодаря правильному использованию прессы.

Деятельность Барнума стала мощным импульсом развития американской рекламы. Он открыл ее возможности и доказал существование эффективных приемов организации рекламных кампаний. Тем самым он привлек внимание бизнеса к изучению рекламы — законов ее создания и механизмов ее воздействия на потребителя.

Историк американской рекламы Фрэнк Роусом (Frank Rowsome) считает, что важнейшим вкладом Барнума в логику и организацию рекламирования было создание концепции кампаний. До него «реклама была просто серией объявлений, процессом, у которого не было развития.

Обостренное чувство динамики подсказывало Барнуму, что это было неправильно, что любое рекламирование должно иметь последовательное развитие, что дуэт рекламы и публики должен идти крещендо» [6].

В фундаментальном исследовании двухсотлетнего развития американской рекламы вклад Барнума в этот процесс сформулирован кратко, но в высшей степени весомо: «Успевавший всюду Бенджамин Франклин и человек по имени Джордж Роуэлл изобрели тот вид рекламы, который существовал в ранние дни Республики… П. Т. Барнум революционизировал ее пионерный образ» [7].

Д. Роуэлл в своей книге о Барнуме, опубликованной в 1870 году, то есть при жизни Барнума, приводит с его слов следующий случай. Однажды Барнум объяснял группе предпринимателей важность рекламирования их бизнеса. Один из присутствовавших сказал, что он пытался рекламировать хороший товар, но безуспешно.

Барнум заметил, что всегда бывают исключения, и спросил этого человека, как он рекламировал свой товар. Тот сообщил: «Я три раза помещал рекламу в еженедельнике и заплатил за это полтора доллара». Тогда Барнум ответил: «Сэр! Реклама подобна образованию — если ее мало, это опасно» [8].

Это изречение стало одним из принципов современного маркетинга.

Благодаря своей неуемной энергии и глубокому понимаю природы бизнеса Барнум придал развитию рекламы мощный импульс и обозначил вектор его движения. Все, кто работал после Барнума, действовали ужк в ином пространстве: реклама превращалась в нечто повседневное, привычное для бизнеса и потребителей, более того, уже можно было говорить о начале ее становления как социального института.

Источник: https://adindustry.ru/personnels/1203

Самый известный в мире карлик Чарльз Страттон

Несмотря на свой малый рост, Чарльз Страттон получил такую известность в свое время, что о нем говорила вся Америка, Европа и Азия. Он был богат, знаменит, талантлив, его любили люди, о нем писали газеты. Чарльз на своем примере доказал, что не обязательно быть высоким и статным красавцем, чтобы заполучить искреннее расположение людей.

(8 фотографий)

Самым известным карликом в истории является Чарльз Шервуд Страттон (Charles Sherwood Stratton). Он родился 4 января 1838 года в городе Бриджпорт штата Коннектикут.

Его родители были обычного роста, а сам Чарльз родился очень крупным ребенком весом в 4,5 кг. Однако когда ему было шесть месяцев, он внезапно перестал расти.

И когда ему было четыре года, он по-прежнему оставался таких же размеров, каким он был в возрасте полугода.

Финеас Тейлор Барнум (Phineas Taylor Barnum), основатель всемирно известного цирка Цирк Барнума и Бейли, нашел Чарльза как раз тогда, когда ему было 4 года от роду.

Заключив контракт с отцом ребенка, Барнум забрал Чарльза к себе и начал тренировать для выступления. Малышу преподавали уроки пения, пантомимы, учили его изображать известных людей.

Чарльз, несмотря на свой рост, был очень способным и уже довольно скоро он стал выступать перед публикой Нью-Йорка.

Всего через год, когда Чарльзу исполнилось пять лет, Барнум взял его с собой в тур по Европе.

Преодолев путь через океан, цирк стал гастролировать по европейским странам и моментально стал сенсацией, а Чарльз — на тот момент он уже получил сценическое имя Генерал Том-Там (Tom Thumb, «Том мальчик-с-пальчик») стал главной звездой представлений.

Мальчик даже выступал перед королевой Викторией, а немногим позже исполнял свои номера в театре Водевиль в Париже. Лучшие сцены, именитая публика — успех был просто невероятным.

Мальчик стал популярен на всю Европу, он гастролировал с цирком не только по Европе, но и по Америке, и даже по Японии. Генерал Том-Там стал настоящей знаменитостью мирового масштаба.

К 18 годам он еще немного подрос, и теперь стал почти 90 сантиметров высотой.

Слава приносила Чарльзу немалые деньги, и в конце-концов он настолько разбогател, что когда его бывший хозяин Барнум обанкротился, Генерал Том-Там заключил с ним сделку, сделав его своим деловым партнером, и таким образом спас того от полного банкротства.

Когда Чарльзу было 25 лет, он женился на Лавинии Варрен, милой девушке, которая, как и он, была карликового роста. Они обвенчались в одной из церквей Нью-Йорка и устроили большое празднество в отеле Метрополитен. Об этом событии писали все газеты, эта новость вышла на первых страница. Новобрачных даже принял у себя в Белом доме Президент Линкольн.

Вместе с женой Чарльз продолжал путешествовать и выступать по Европе и Азии. Он продолжал устраивать шоу, даже когда ему было уже за 40 и его рост увеличился до 102 см.

В какой-то момент он решил оставить выступления в стороне и поселился в Америке с женой. Генерал Том-Там умер от инсульта в возрасте 45 лет в своем доме в Массачусетсе. На его похороны съехалось десять тысяч людей.

Его жена Лавиния умерла 35 годами позже.

Источник: http://picworld.ru/?p=29082

Величайший шоумен

Австралиец Хью Джекман не просто прижился в Голливуде — он стал воплощением всего, за что мы любим «фабрику грез». Красавец-мужчина с безупречной репутацией, актер, танцор, певец, продюсер, ведущий, человек-фейерверк, тут же превращающий все вокруг в праздник… В общем, величайший шоумен. Кстати, именно так называется его новый фильм.

В свою картину-мюзикл режиссер Майкл Грэйси привлек именитый состав: Мишель Уильямс, Зака Эфрона, Зендейю, Ребекку Фергюсон. Все песни написали Бендж Пасек и Джастин Пол, получившие «Оскар» за свою работу над «Ла-Ла-Лендом».

Читайте также:  Елена кулецкая - биография знаменитости, личная жизнь, дети

 Но главная звезда в этом феерическом представлении с музыкой, танцами и цирковыми номерами — Хью Джекман в роли шоумена XIX века Финеаса Тейлора Барнума. Удивительно, что до сих пор Голливуд ни разу не обращался к биографии легендарного антрепренера — материалу настолько благодарному и колоритному, что по нему можно снять целый сериал.

Выходец из бедной семьи, он перепробовал множество профессий: организовывал лотереи, владел газетой, демонстрировал всей Америке «няню президента Вашингтона», которой, по его словам, было больше 160 лет.

 Cамое знаменитое предприятие Финеаса — «Американский музей Барнума» на Бродвее: его экспонатами стали не только технические новинки или чучела экзотических животных, но и люди — сиамские близнецы, русалки, женщины с бородой, великаны и лилипут Генерал мальчик-с-пальчик.

 По мнению продюсеров фильма, «Величайший шоумен» вряд ли бы состоялся без Джекмана, у которого много общего с его персонажем. В карьере великолепного австралийца было множество взлетов и падений, его работы с треском проваливались и завоевывали награды. Он отметился, кажется, в каждом киножанре — от комиксов и мультфильмов до авторских драм.

А еще, по словам режиссера Майкла Грэйси, он, как и реальный Финеас Барнум, завораживающе действует на публику и своих партнеров, воодушевляет и вдохновляет, выкладываясь на 150 процентов в каждом дубле. — Мы не стремились снять точную биографию моего героя, — рассказывает Хью Джекман.

— Но, как мне кажется, фильм получился ровно таким, каким его хотел бы видеть сам Финеас Тейлор Барнум. Он, как никто, знал, что для хорошей истории нужны конфликт и саспенс и что порой правда может всему этому помешать. Но при этом многое из того, что вы увидите на экране, случилось на самом деле. Барнум был нарушителем спокойствия и новатором.

В каком-то смысле он и придумал современный шоу-бизнес. Представления устраивались и до него, но он сделал их массовыми, масштабными. Мой персонаж четко понимал потребности людей, инстинктивно чувствовал, что им нужно для счастья. Жизнь, по его мнению, состоит из веселья, воображения и упорного труда, и все в ней зависит только от нас самих. Этот парень знал, как создать шедевр из ничего, и я всегда восхищался этим качеством. Ему было неважно,что говорят другие, это бы его точно не остановило. А еще он измерял успех не в долларах, а в улыбках на лицах зрителей.

— При этом Барнум мог запросто пойти на обман ради дела.

— Совершенно верно. Он был одним из первых, кто начал устраивать лотереи. Например, однажды купил за доллар 500 обыкновенных зеленых бутылок, вымыл их и нацепил на каждую красный бантик. Затем он принялся продавать лотерейные билеты, никому не говоря, каким будет выигрыш. Как вы понимаете, в качестве призов он раздавал эти самые бутылки. «Для человека сам факт победы гораздо важнее награды», — говорил Барнум, которому на тот момент исполнилось всего 16.

— Вашей партнершей по съемкам стала Мишель Уильямс, сыгравшая Черети, жену Финеаса Барнума. Как вам работалось с ней?

— Мишель — одна из лучших актрис своего поколения. Она играла на Бродвее в мюзикле «Кабаре», и это было нечто! В кино ей чаще приходилось сниматься в суровых драмах, так что она была рада сменить жанр и попробовать себя в истории более светлой, веселой, поднимающей настроение. Кстати, ее дочери столько же лет, сколько и моей, и ей вряд ли разрешат смотреть другие фильмы с участием мамы в ближайшие лет пять. А тут наши дочери несколько дней провели на съемках, и они были в совершенном восторге! Моя Ава даже сказала: «Папа, без обид, но это твой лучший фильм».

— Да уж, с современными подростками звездной болезни не заработаешь.

— Конечно. Наверное, больше всего я гордился собой в тот момент, когда дочь, прослушав музыку к фильму, удивленно сказала: «Да ты на самом деле хорошо поешь».

— В «Величайшем шоумене» в роли воздушной акробатки Анны снялась Зендейя, которая пользуется огромной популярностью у тинейджеров. Что скажете о ее работе?

— Она просто восхитительна: потрясающе играет, великолепно поет, ее любит камера, а еще у нее есть та самая звездная легкость. Говорю вам, Зендейя станет суперзвездой! Благодаря ей я сам стал чрезвычайно популярен у друзей моей дочери: все они хотели прийти на съемки, чтобы с ней познакомиться. А я к своему стыду до этого никогда о ней не слышал. «Ты что-нибудь слышала о Зендейе?» — спросил я у Авы. Она аж рот раскрыла от удивления. И теперь я понимаю, почему. Здорово, что у детей есть такой пример для подражания — на экране и вне его.

— Насколько гармонично современная музыка вписалась в антураж XIX века?

— Мы отталкивались от мысли, что Барнуму бы понравилось все новое и современное, так что музыка в духе «старой школы» — не наш вариант. Для съемок мне пришлось два или три года работать над голосом и даже сменить преподавателя (с прежним я занимался 10 лет), но таково было условие композиторов Джастина Пола и Бенджа Пасека — мне был необходим опыт из мира поп-музыки. Я провел так много времени в студии!

— Говорят, в какой-то момент врачи запретили вам петь.

— Мне сделали небольшую операцию. Наблюдать за репетициями других было подобно пытке, настоящей пытке. Но я настолько люблю эту музыку, и вся история призывает нас бесстрашно преодолевать преграды… В общем, я поддался настроению фильма. Когда дело дошло до последней песни, я решил: «Спою только самое начало». Не успев все толком обдумать, я уже бежал на площадку, я пел и не мог остановиться. В итоге все швы разошлись, мой доктор, мягко сказать, не был счастлив от произошедшего. Но вот так заразительна эта музыка.

— Как вы думаете, повлиял ли успех «Ла-Ла-Ленда» на жанр мюзикла?

— Конечно. До этого момента мало кто в Голливуде верил, что столько людей захотят пойти в кино на музыкальный фильм. «Ла-Ла-Ленд» напомнил, что, если все сделано правильно, мюзикл может быть очень вдохновляющим. Когда зритель выходит из кинотеатра, он должен быть счастливее, чем в начале фильма, и «Величайший шоумен» совершенно точно сделает его жизнь чуть прекраснее.

— Но ваш фильм — это не только праздник и развлечение, в нем есть и достаточно глубокая идея о многообразии и уникальности. В цирке Барнума работали «странные» люди, «чудики», отвергнутые обществом только потому, что были другими. Эта мысль кажется сегодня как никогда актуальной.

— Полностью согласен. В то время люди вроде Человека-слона находились на задворках жизни, с ними обращались ужасно. А Барнум принял их — Женщину с бородой или Генерала мальчика-с-пальчика — и сделал всемирно знаменитыми. Я знаю, каково это — чувствовать себя одиноким, непонятым, отвергнутым. Я с детства обожал танцевать, но ведь подобное занятие не может нравиться крутому парню. Мне пришлось отказаться от уроков танцев на целых восемь лет, просто чтобы соответствовать каким-то общепринятым нормам. Так что тема, поднятая в фильме, мне очень близка. Быть собой — единственный способ стать по-настоящему счастливым. В противном случае ты будешь носить маску ради счастья других. И я не устаю повторять своим детям: неважно, кто ты, неважно, насколько ты отличаешься от популярных супермоделей или футбольных суперзвезд. Все это не имеет значения. Полюби себя таким, каков ты есть.

Фильм «Величайший шоумен» в кинотеатрах

Источник: http://dorogoe.online/stories/velichajshij-shoumen/

Финеас Барнум: главный шоумен-предприниматель XIX века

Финеас Тэйлор Барнум (Phineas Taylor Barnum) — американский предприниматель, импресарио, организатор рекламы, предтеча современного шоу-бизнеса. Он стал вторым в Америке миллионером.

Первые дела

Барнуму не исполнилось и 20-ти, когда он смог достичь успеха, продавая лотерейные билеты. При этом он активно колесил по США, перенимая опыт у других торговых агентов. Тогда он еще не думал, что станет известным на всю страну и познакомится с с Авраамом Линкольном и Марком Твеном.

Первое представление Барнума — шоу с Джойс Хет, которая уверяла всех, что являлась няней президента Вашингтона. По легенде ей было 160 лет. Не все этому верили, однако доход с этого мероприятия был весьма неплохим.

Культура может приносить доход

После этого Финеас приобрел Американский музей со всеми его коллекциями. Чтобы привлечь посетителей, предприниматель устраивал самые разнообразные выставки. В музее выставлялись и бесценные произведения искусства, и чучела экзотических животных, и люди с различными отклонениями. Так что из сорока миллионов населения США в музее побывало четыре. И это только при жизни Финеаса.

Искал Барнум таланты по всему свету: узнав о популярной певице из Швеции Дженни Линд, он предложил ей контакт по очень выгодным условиям. Чтобы собрать нужную сумму, предприниматель заложил имущество и влез в долги.

Для Линд он организовал полноценную рекламную кампанию, в которой были отмечены не только прекрасное сопрано певицы, но и ее благотворительные дела. Еще не видев Дженни, американцы уже полюбили ее.

После серии концертов ей посвящали стихи, танцевали вальс и польку ее имени, газеты освещали каждый ее шаг. Барнум вернул все вложенные средства и получил большую прибыль.

Знаменитый цирк

Известен этот человек и как создатель Цирка Барнума и Бэйли. Для него из лондонского зоопарка был вывезен слон Джамбо. Двадцать миллионов пришли в цирк за три года, чтобы посмотреть на экзотическое животное. Привлечь такое огромное количество посетителей удалось также за счет рекламы, в т.ч. и текстовой.

в наше время это один из мощных каналов привлечения целевой аудитории (копирайтинг) — http://www.web-content.com.ua/kopirajting.html.
А имя слона стало нарицательным: теперь оно означает что-то огромное по габаритам.

Кстати, филологи утверждают, что он привнес в английский большее количество терминов, чем кто-либо.

Через тернии…

Далеко не сразу гений Барнума был признан обществом. Его называли обманщиком, ругали представления. Но он доказал, что является отличным шоуменом, понимая интересы аудитории как никто иной. Он самым активным образом использовал механизмы влияния прессы на общество. Так, в 1853 году Финиас стал издавать первую нью-йоркскую газету с иллюстрациями.

Были в жизни Барнума и мощные взлеты, и крутые падения. Ему довелось сидеть в тюрьме за свои религиозные статьи, терять все деньги из-за неудачных вложений, видеть, как горят дом и его офисы. Но он, как феникс, возрождался из пепла: подписывал новые удачные контракты, стал мэром городка в штате Коннектикут и даже побывал в роли кандидата в американские президенты.

Барнум задал вектор дальнейшего развития рекламного дела в Америке. Прежде всего он показал бизнесменам, насколько полезна может быть реклама. Несомненным новшеством является барнумовский принцип концепции рекламной кампании: это должно быть целым, продуманным до мельчайших деталей, мероприятием, а не просто разрозненными объявлениями.

Опорный материал: 1. http://en.wikipedia.org/wiki/P._T._Barnum

2. http://www25.uua.org/uuhs/duub/articles/ptbarnum.html

Источник: http://tods-blog.com.ua/stati4raznye/fineas-barnum/

А ну, скорей любите нас!. рецензия на фильм «величайший шоумен»

Мистификация на мистификации – фильм о великом мошеннике авторами превращен в диснеевскую сказку-мюзикл с очаровательными благородными героями и прекраснодушными принцессами.

С самого детства юный Финеас Тейлор Барнум понял, что обладает удивительным талантом увлекать людей своими безумными идеями, яркими мечтами и нестандартными стремлениями. В поисках заработка он испробовал множество предприятий, но остановился на одном – на основании заброшенного нью-йоркского музея Барнум выстроил цирк, который назвал своим именем.

Под купол волшебного шатра Финеас призвал акробатов и силачей, толстяков и альбиносов, бородатую женщину и сиамских близнецов, открыв людям, которых раньше все сторонились, окно в мир.

Однако погоня за известностью и успехом едва не заканчивается для самого амбициозного антрепренера катастрофой – в какой-то момент Барнум забыл о том, кто поддерживал его в трудные минуты и для кого он строил свою цирковую империю.

Кадр из фильма «Величайший шоумен»

Реальный цирк Барнума просуществовал до середины 2017 года и был закрыт из-за катастрофического снижения посещаемости и протестов защитников прав животных

Наивно полагать, что приукрашивание реальных фактов, а то и откровенная выдумка в фильмах, «основанных на реальных событиях», – изобретение сугубо отечественное.

Наши гламурные викинги, забрасывающие сверху на Олимпиаде баскетболисты или легендарные 28 панфиловцев сущие легкие помарки на фоне того, что Голливуд слепил из одного из главных мошенников XIX века Финеаса Тейлора Барнума, человека, заложившего основание под тот красочный, но насквозь фальшивый небоскреб шоу-бизнеса, который мы имеем счастье наблюдать по сей день.

Картина Майкла Грейси «Величайший шоумен» с Хью Джекманом в главной роли не имеет к реальному Барнуму никакого отношения, кроме случайных совпадений, – вот в чем кроется главная мистификация фильма.

Кадр из фильма «Величайший шоумен»

Впрочем, прежде чем ругать кино за недостоверность, давайте отметим положительные стороны.

Безусловно, Джекман, пляшущий и поющий в высоком цилиндре, необычайно хорош, особенно если держать в памяти прошлогоднего «Логана», где актер умело изображал развалину – в «Шоумене» Хью словно сбросил десяток лет и вновь удивляет своим задором и харизмой. Великолепно в фильме поставлены музыкальные номера.

Да, нужно быть готовыми к тому, что это мюзикл, где песни переведены субтитрами, но огромных проблем это не доставляет – тексты доступны любому школьнику, так что есть время и понять смысл, и за эффектной хореографией понаблюдать.

Наконец, худо-бедно, но сценаристы смогли сделать из весьма сомнительной биографии Барнума сказочную историю о мечте, любви, свободе и равенстве. С учетом недавней грандиозной сделки можно смело говорить о том, что Fox в данном случае дал нормального такого экранного Диснея.

Читайте также:  Станислав воскресенский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кадр из фильма «Величайший шоумен»

Больше того, из не самой приглядной истории афер «шоумена» авторы и актеры смогли сложить поучительную, хотя и по-голливудски прямолинейную и наивную, сказку.

Главный герой собирает под крышей своего цирка уродцев и фриков всех сортов и убеждает их в том, что каждый из них по-своему прекрасен, и его странные артисты действительно раскрываются, приносят владельцу баснословную прибыль, а затем принимают в радушные объятия после того, как Барнум вдруг загорается идеей впечатлить высший свет Америки гастролями европейской оперной дивы. Попутно зрителю еще и рассказывают красивую историю любви – Финеас ухаживает за Черити с детских лет, ради нее делает первоначальные накопления, а затем все свои доходы вкладывает в домашний очаг и двух очаровательных дочерей, одна из которых желает стать балериной. Ну просто образец для подражания!

Кадр из фильма «Величайший шоумен»

А вот теперь стоит обратиться к официальным источникам и посмотреть, кем же был Финеас Барнум на самом деле. О! Этот персонаж был достоин совсем иного фильма и уж совершенно точно не заслуживал того, чтобы его сыграл насквозь положительный Джекман.

Барнум жил ложью, мошенничеством и обманом, выбивая деньги из своих зрителей, партнеров и кредиторов любыми доступными способами.

В фильме вскользь упоминается пара «махинаций», например, получение кредита под несуществующий залог и фальсификация данных артистов цирка, но это цветочки по сравнению с тем, что творил подлинный «шоумен», – ему не казалось зазорным выдавать 80-летнюю старушку за 160-летнюю нянечку Вашингтона, продавать зелье, от которого негры превращаются в белых, демонстрировать в своем цирке здоровенного тунца с пришитой обезьяньей головой, убеждая зрителей в том, что они видят русалку.

Кадр из фильма «Величайший шоумен»

Несмотря на продолжительную подготовку к роли и старания Ребекки Фергюссон, сыгравшей певицу Дженни Линд, актрису пришлось переозвучить – ее пение не звучало как голос величайшей дивы своего времени. В фильме зрители слышат голос певицы Лорен Олред.

Для этого человека не было никаких границ, не существовало морали или обязательств, он неоднократно обманывал партнеров, обводил вокруг пальца государство и откровенно наживался на своих артистах.

И делал он это вовсе не ради любимой жены и дочек – настоящий Барнум был женат дважды, и детей у него было аж четверо. Так что трогательная история с поцелуем певицы в фильме – тоже обман зрителя.

Лента вообще рассказывает о каком-то ином персонаже, рассказывает увлеченно и даже убедительно, но нужно отчетливо понимать, что к реальности «Величайший шоумен» не имеет никакого отношения.

«Каждую минуту рождается лох» – эту довольно грубую фразу приписывают именно Барнуму. «Величайший шоумен» ловко пользовался людскими необразованностью, наивностью и любопытством, он легко шел на подлог и поддерживал самые грязные интересы публики.

В какой-то мере «лохами» теперь можно считать и всех нас. Мы купились на красочные афиши и энергичный трейлер, но фильм получили совсем не тот, который должно было снять о Финеасе Барнуме.

И спустя 140 лет после своей смерти этот мошенник продолжает опустошать карманы охочих до пышных шоу зрителей.

С 4 января в кино.

Источник: https://surfingbird.ru/surf/a-nu-skorej-lyubite-nas-retsenziya-na-film–50ZW33314

Финеас Тейлор Барнум

Финеас родился 5 июля 1810 года в городе Бетел (Bethel, штат Коннектикут, США), где его отец содержал гостиницу и магазин. Первым делом Барнума стало содержание небольшой лавки, затем он занимался лотереей, широко распространённой в то время в Соединённых Штатах.

После неудачи в этом занятии, он организовал в 1829 году еженедельную газету «The Herald of Freedom» (англ. Глашатай свободы) в городе Денбури (Danbury; штат Коннектикут).

После нескольких исков о клевете, поданных на газету, и судебного разбирательства, которое закончилось для Барнума тюремным заключением, он переехал в Нью-Йорк (1834).

В 1835 году он начал свою карьеру шоумена с покупки и демонстрации слепой и почти полностью парализованной рабыни-негритянки Джойс Хет (Joice Heth), за которую он заплатил 1000 долларов, что было солидной ценой даже за здорового раба.

При показах Барнум утверждал, что женщине более 160 лет и она была няней самого Джорджа Вашингтона.

С этой женщиной и небольшой компанией он совершал широко разрекламированные успешные турне по Америке вплоть до 1839 года, несмотря на то, что Джойс Хет умерла в 1836 году.

Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума.

Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом.

В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы.

После периода неудач в 1841 году он приобретает Американский музей Скуддера, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Бродвея и Энн-стрит.

После значительного расширения экспозиций, переименованное в Американский музей Барнума, это место становится одним из наиболее популярных выставочных комплексов в Соединённых Штатах.

Особого успеха Барнум добивается в 1842 году с показом знаменитого лилипута Чарльза Страттона (Charles Stratton), выступавшем под сценическим псевдонимом Генерал Том Там (General Tom Thumb), а также «русалки с островов Фиджи», которую он демонстрировал в сотрудничестве со своим бостонским коллегой Мозесом Кимболлем (Moses Kimball). В коллекцию также входили уникальные сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры. В 1843 году Барнум нанял танцовщицу Ду-Хам-Ми (Do-Hum-Me), индейскую девушку, дочь вождя племени саков.

На протяжении 1844—1845 годов Барнум гастролировал с выступлениями Страттона по Европе. При посещении Англии он удостоился приглашения к королеве Виктории.

Выдающимся примером его предприимчивости стало приглашение шведской певицы Джени Линд (Jenny Lind) в Америку со 150-ю концертами по 1000 долларов за каждый, с оплатой всех расходов антрепренером. Турне началось в 1850 году и имело великолепный успех как для Линд, так и для Барнума.

Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году, но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами в 1857, вернулся к своему прежнему занятию.

В 1862 году он начал показывать великаншу Анну Свен (Anna Swan). 13 июля 1865 года случился пожар, спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года.

Наконец в 1871 году в Бруклине (современный район в Нью-Йорке) вместе с У. К. Коупом (William Cameron Coup) он основал «P. T.

Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome» — объединение цирка, зверинца и шоу уродцев, в 1872 году провозгласившее себя «Величайшим шоу на Земле» («The Greatest Show on Earth»).

Шоу имело несколько вариаций названия: «Передвижная всемирная ярмарка Ф. Т. Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле», а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли (James Anthony Bailey) и Джеймсом Л. Хатчинсоном (James L. Hutchinson) — «P.T.

Barnum’s Greatest Show On Earth, And The Great London Circus, Sanger’s Royal British Menagerie and The Grand International Allied Shows United», вскоре сократившееся до «Barnum & London Circus» (Цирк Барнума и Лондона).

Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Костромы, мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене.

После смерти Барнума, в конце концов цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400 000 долларов.

Барнум написал несколько книг, в том числе «The Humbugs of the World» (1865), «Struggles and Triumphs» (1869) и «The Art of Money-Getting» (1880).

Барнум опубликовал много редакций своей автобиографии (первая в 1854, последняя — в 1869).

Кроме попыток продать их с целью получения прибыли, некоторые он просто раздавал друзьям и официальным лицам вместе со своими автографами. Такие экземпляры теперь представляют определенную ценность для коллекционеров.

Другие издания расходились широким тиражом и играли рекламную роль для потенциальных посетителей цирковых представлений.

В каждом следующем издании Барнум добавлял новые главы, покрывающие время с предыдущего издания. Иногда он мог подредактировать уже существующие главы.

Его автобиография была исключительно откровенной для того времени и некоторыми признавалась как скандальная.

Историографы обнаружили в автобиографиях Барнума совсем немного фактических ошибок, хотя они критикуют намеренное опускание Барнумом некоторых событий, недостаточное освещение некоторых подробностей, тенденциозность изложения и трактовки в свою пользу.

Широкое распространение своей автобиографии было одним из наиболее успешных методов Барнума для саморекламы. Автобиография была столь популярной, что некоторые люди считали нужным приобретать и читать каждую новую её редакцию.

Некоторые коллекционеры были известны хвастовством, что в их библиотеке есть копии каждой из редакций. В конце концов Барнум отказался от требований на соблюдение его авторских прав, позволив другим издательствам печатать и продавать недорогие редакции.

В конце XIX века число напечатанных в Северной Америке копий его автобиографии было на втором месте, следуя за Новым Заветом.

Часто называемый Королём Весёлого Надувательства («Prince of Humbugs»), Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки (humbugs — весёлое надувательство, как он это называл) в своей работе.

Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества, особенно спиритизма и медиумов, широко распространённых в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди, Барнум открыто демонстрировал «уловки торговца», использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших.

В своей книге «The Humbugs of the World» он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана.

Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США. Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импрессарио была его рабыня — Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых.

К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу — выступлений белых актёров, загримированных под чернокожих.

Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1853).

В отличие от романа, спектакль (поставленный в здании Американского музея) заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновленный успехом этого представления, Барнум поставил ещё один спектакль по Бичер-Стоу.

К 1860 году Барнум вступил в ряды республиканской партии. Несмотря на прежние утверждения, что «политики всегда были мне неприятны», Барнум избрался в законодательное собрание штата Коннектикут в качестве республиканского депутата от города Фейрфилд (Fairfield) и прослужил в этом качестве два срока.

При обсуждении направленной на искоренение рабства и наделение чернокожих избирательными правами тринадцатой поправки к американской конституции, Барнум выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, в которой утверждал, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота — это всё та же бессмертная душа!»

«Каждую минуту рождается ещё один простак» — таков был девиз этого человека.

В своей деятельности Барнум успешно использовал методы, активно применяющиеся в современной рекламе и маркетинге. Умело манипулируя слухами, он играл на человеческом любопытстве, зарабатывая на этом громадные прибыли.

Как только интерес к очередной проделке Барнума начинал спадать, немедленно рождалась новая уловка, часто выстраивающаяся на предыдущей: когда гвоздь программы европейских гастролей, карлик Чарльз Страттон, внезапно начал расти, Барнум придумал и организовал грандиозное зрелище — свадьбу карликов, на которой Страттон женился на лилипутке Лавинии Уоррен. Билеты на это шоу по ценам были доступны только весьма богатым людям.

Средства массовой информации того времени, газеты, часто использовались Барнумом в весьма хитроумных вариантах.

Путешествуя по Америке с мумией якобы настоящей русалки, он от имени некоего человека посылал письмо в газету, в которой описывал несколько событий из жизни городка, где останавливался передвижной цирк, обязательно включая в эти события и упоминание грандиозного фурора, вызванного среди жителей показом этой самой русалки.

В честь Барнума был назван психологический феномен (эффект Барнума).

Барнум был дважды женат, имел четырёх детей.

На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский Павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848 году, но сгорел в 1857 году.

Барнум умер 7 апреля 1891 года и был погребён на кладбище Маунтан Гроув (Mountain Grove Cemetery) в Бриджпорте. У воды в Сисайд Парке в 1893 году была установлена статуя в его честь, эту землю Барнум подарил парку в 1865 году.

Источник: http://usaline.ru/2010102976/lichnosti/fineas-teilor-barnum.html

Ссылка на основную публикацию