Friedrich nietzsche – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фридрих Ницше – биография, информация, личная жизнь, фото

Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche). Родился 15 октября 1844 года в Рёккене, Германский союз – умер 25 августа 1900 года в Веймаре, Германская империя.

Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенным в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаётся однозначной интерпретации и вызывает много разногласий.

По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.

Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого национального государства, называемого Германией, на момент его рождения ещё не существовало, а был союз германских государств, и Ницше был гражданином одного из них, на то время Пруссии.

Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришел в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года.

До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без гражданства.

В соответствии с распространенным мнением, предки Ницше были поляками. До конца своей жизни Ницше сам подтверждал это обстоятельство. В 1888 году он писал: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие)».

В одном из высказываний Ницше ещё более утвердителен по отношению к своему польскому происхождению: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови».

В другом случае Ницше заявил: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением».

В одном из писем он свидетельствует: «Меня воспитывали относить происхождение моей крови и имени к польским вельможам, которые величались Ницкие, и которые оставили свой дом и титул около ста лет назад, уступив в результате невыносимому давлению – они были протестантами». Ницше считал, что его фамилия могла быть германизирована.

Большинство ученых оспаривают мнение Ницше о происхождении его семьи. Ганс фон Мюллер опровергал выдвинутую сестрой Ницше родословную в пользу благородного польского происхождения. Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что все предки Ницше носили немецкие имена, даже семьи жен.

Олер утверждает, что Ницше вышел из давнего рода немецких лютеранских священнослужителей по обе стороны его семьи, и современные ученые рассматривают утверждения Ницше о его польском происхождении «чистым вымыслом».

Колли и Монтинари, редакторы сборника писем Ницше, характеризуют заявления Ницше как «безосновательное» и «ошибочное мнение». Сама по себе фамилия Nietzsche не является польской, но распространена по всей центральной Германии в этой и родственных ей формах, например, Nitsche и Nitzke.

Фамилия происходит от имени Николай, сокращенно Ник, под влиянием славянского имени Ниц сначала приобрела форму Nitsche, а затем Nietzsche.

Неизвестно, почему Ницше хотел, чтобы его причисляли к знатному польскому роду. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла, утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его «кампании против Германии».

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца.

Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта».

Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина, а также впервые познакомился с музыкой Вагнера.

Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы. Основными влияниями на раннее музыкальное развитие Ницше были венская классика и романтизм (Бетховен, Шуман и др.).

Ницше много сочинял в 1862-1865 годах – фортепьянные пьесы, вокальную лирику. В это время он работал, в частности, над симфонической поэмой «Эрманарих» (1862), которая была завершена лишь частично, в виде фортепьянной фантазии.

Среди песен, сочинённых Ницше в эти годы: «Заклинание» на слова одноимённого стихотворения А. С. Пушкина; четыре песни на стихи Ш. Петёфи; «Из времен юности» на стихи Ф. Рюккерта и «Течет ручей» на стихи К.

Грота; «Буря», «Всё лучше и лучше» и «Дитя перед потухшей свечой» на стихи А. фон Шамиссо.

Среди более поздних сочинений Ницше – «Отзвуки новогодней ночи» (первоначально написано для скрипки и фортепиано, переработано для фортепианного дуэта, 1871) и «Манфред. Медитация» (фортепианный дуэт, 1872). Первое из этих сочинений раскритиковал Р. Вагнер, а второе – Ганс фон Бюлов.

Подавленный авторитетом фон Бюлова, после этого Ницше практически перестал заниматься музыкой.

Последним его сочинением стал «Гимн дружбе» (1874), который много позднее, в 1882 году, он переработал в песню для голоса и фортепиано, позаимствовав стихотворение своей новой знакомой Лу Андреас фон Саломе «Гимн жизни» (а несколько лет спустя Петер Гаст написал аранжировку для хора и оркестра).

В октябре 1862 года Ницше отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым.

Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем.

Однако и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет – беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.

8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации.

В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став для того практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться.

Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства.

Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора.

Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой “Казус Вагнера” (Der Fall Wagner), 1888, где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе.

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком.

2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения.

«Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года, с неё начался новый этап творчества Ницше – этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.

В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе, оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его мыслей. Он сделал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою дружбу.

Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Реё они организуют своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая передовые идеи философов. Но через несколько лет ему суждено было распасться: Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Лу на её брата и по-своему разрешила эту проблему, написав той грубое письмо.

В результате последовавшей ссоры Ницше и Саломе навсегда разошлись.

Вскоре Ницше напишет первую часть своего ключевого произведения «Так говорил Заратустра», в котором угадывается влияние Лу и её «идеальной дружбы».

В апреле 1884 года одновременно выходят в свет вторая и третья часть книги, а в 1885 году Ницше издаёт на собственные деньги четвёртую и последнюю в количестве всего 40 экземпляров и раздает часть из них в кругу близких друзей, среди которых Хелене фон Друсковиц.

Заключительный этап творчества Ницше – это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он полагал недостатком честности.

Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля однозначно не выявляются.

С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах.

Тем не менее, афористичность письма следует отнести также (в духе философии самого Ницше с её пестуемым amor fati, иначе любовью к судьбе) к осознанному выбору философа, считая результатом развития его убеждений.

Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее воспроизводя опыт жизни. Жизнь, так открытая в мысли, оказывается доказанной по самому факту прочтения афоризма, внешне бездоказательного.

В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности, построенное на метафизике «бытия становления», а не данности и неизменности.

В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью.

Выходящие на первый план рассмотрения ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и разложение.

Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся событием. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает попытку переоценки ценностей, до сих пор некритично подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.

Источник здоровой культуры Ницше усматривал в дихотомии двух начал: дионисийского и аполлонийского.

Первое олицетворяет собой необузданную, роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной мировой гармонии и единству всего со всем; второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров», позволяя мириться с нею.

Взаимно преодолевая друг друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению трагедии. Наблюдая за развитием культуры Древней Греции, Ницше заострил внимание на фигуре Сократа.

Тот утверждал возможность постижения и даже исправления жизни посредством диктатуры разума. Таким образом, Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический схематизм. Совершённый насильный перекос и является источником кризиса современной Ницше культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности, мифов.

Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога. Она знаменует утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, т.е.

нигилизм, проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру, поэтому являющегося нездоровым.

Символ философии Ницше – сверхчеловек. По его словам, сверхчеловек – это то, чего нужно достичь, человек же – это мост между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек должен смотреть на человека так же, как и человек смотрит на животное, то есть с презрением.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, когда на глазах Ницше хозяин избил лошадь. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни.

Среди них – плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие.

Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу своим другом, профессором теологии, Франсом Овербэком, где оставался до марта 1890 года, когда мать Ницше забрала его к себе домой, в Наумбург.

После смерти матери Фридрих не может ни двигаться, ни говорить: его поражает апоплексический удар. Так, болезнь не отступала от философа ни на шаг до самой смерти: до 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Основные произведения Ницше:

«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1872) «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872-1876) «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873) «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874) 3.

«Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874) 4.«Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876) «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878).

С двумя дополнениями: «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879) «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880) «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881) «Весёлая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887) «Так говорил Заратустра.

Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883-1887) «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886) «К генеалогии морали.

Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887) «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888) «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка» «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888) «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)

«Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886-1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти.

Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht – Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Nicshe.php

Фридрих Ницше: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в немецкой деревушке Рёккен, в 30 километрах от Лейпцига. Отец будущего философа был лютеранским пастором, но он умер, когда Фридриху было 5 лет. Воспитанием сына и его младшей сестры занималась мать Франциска Элер-Ницше.

В 14 лет Фридрих поступает в гимназию Пфорта. Это была очень знаменитая школа, дававшая отличное образование. В числе ее выпускников, например, кроме самого Фридриха Ницше, знаменитый математик Август Фердинанд Мёбиус и рейхсканцлер Германии Теобальд фон Бетман-Гольвег.

В 1862 году Фридрих поступает учиться в Боннский университет, но вскоре переводится в Лейпцигский. Среди причин смены университета далеко не последнюю роль играли сложные отношения Фридриха с сокурсниками.

В Лейпциге Ницше продемонстрировал замечательные успехи в учебе. Настолько замечательные, что его, еще не закончившего учебу студента, пригласили преподавать греческую филологию в Базельский университет.

Такого в истории европейских университетов не бывало никогда.

В юности он мечтал стать священником, как отец, но в университетские годы его взгляды на религию изменились до воинствующего атеизма. Филология также быстро перестала привлекать молодого Ницше.

В год начала своей преподавательской карьеры Ницше сдружился со знаменитым композитором Рихардом Вагнером.

Вагнер был почти на тридцать лет старше Ницше, но они быстро нашли общий язык, обсуждая различные, интересовавшие обоих, вопросы: от искусства древней Греции, до философии Шопенгауэра, которым оба были увлечены, и мыслей о переустройстве мира и возрождении немецкой нации.

Вагнер рассматривал свое композиторское творчество как способ выразить взгляды на жизнь и устройство мира. Ницше и Вагнер стали очень близки друг-другу, но эта дружба продолжалась всего три года. В 1872 году Вагнер переехал в другой город и его отношения с Ницше стали более прохладными.

Чем дальше, тем больше расходились их понимания устройства мира и смысла жизни. В 1878 году Вагнер нехорошо отозвался о новой книге Ницше, назвав ее печальным проявлением душевной болезни. Это привело к окончательному разрыву. Через несколько лет уже Ницше опубликовал книгу “Казус Вагнер”, где называл искусство бывшего друга больным и не отвечающим требованиям прекрасного.

В 1867 году Ницше призвали в армию. Он не воспринимал призыв на воинскую службу как трагедию, а, скорее, наоборот, был рад ему. Ему нравились романтизм военных приключений и возможность проявления силы, строгая дисциплина и короткие точные формулировки приказов. Ницше никогда не отличался здоровьем, а армейская служба подорвала и то немногое, что в его организме было.

Через неполный год службы в конно-артиллерийском полку он получил серьезную травму и был комиссован. Однако, когда через два года началась Франко-Прусская война, Фридрих добровольно пошел на фронт, несмотря на собственный отказ от прусского гражданства во время поступления на преподавательскую работу в Базельский университет. Философа взяли санитаром полевого госпиталя.

На этот раз Ницше увидел кровавую реальность войны. Он сильно переосмыслил свое отношение к войнам, которые, тем не менее, до конца жизни считал движущей силой прогресса. №Любите мир как средство к новым войнам,» – написал он позже в своей знаменитой книге «Как говорил Заратустра».

Проблемы со здоровьем сопровождали Фридриха Ницше с молодости. По наследству ему досталась слабая нервная система. В 18 лет у него начались сильные головные боли. Травма во время первого срока армейской службы и дифтерия, которой он заразился на войне, привели окончательному разрушению его организма.

В 30 лет он почти ослеп, его мучали страшные головные боли. Ницше лечился опиатами, что привело к серьезным расстройствам пищеварения. В итоге, в 1879 году, будучи еще совсем молодым, Ницше уходит на пенсию по состоянию здоровья. Пенсию ему платил университет.

Весь остаток жизни Ницше боролся с болезнями, но, выйдя на пенсию, он смог больше времени посвящать осмыслению жизни и всего происходящего вокруг.

Фактически, слабое здоровье и болезни помогли Фридриху Ницше стать тем, кем его знает история – философом, который совершил прорыв в понимании мира.

Ницше был филологом по профессии. Его книги написаны слогом, который сильно отличается от сложившегося стиля изложения философских учений. Часто Ницше выражал свои мысли афоризмами и поэтическими строфами. Свободное отношение к стилю изложения долго служило препятствием к публикациям произведений молодого Ницше. Издатели отказывались печатать его книги, не понимая, к чему их отнести.

Ницше считали великим нигилистом. Его обвиняли в отрицании морали. Он писал об упадке искусства и о самоуничтожении религии. Он обвинял окружающий мир в погружении в мышиную возню, в бессмысленности бытия.

Однако, Ницше не видел в этих явлениях конца цивилизации.

Наоборот, в его сознании, все наносное и искусственное в жизни открывает возможность появления сверхчеловека, того, кто сможет отбросить все ненужное, подняться над толпой и увидеть истину.

«Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – это море, где может потонуть ваше великое презрение».

Написанные афористичным и легким слогом, работы Ницше, тем не менее, нельзя назвать легкими для восприятия. Его мысль часто несется бешенным темпом и успеть за его умозаключениями, не останавливая и не осмысливая – сложно. Сам Ницше отдавал себе отчет, что его не скоро поймут: «Я слишком хорошо знаю, что в тот день, когда меня начнут понимать, я не получу от этого никакой прибыли».

«Так говорил Заратустра»

В 1883 году вышла первая часть философского романа Ницше «Так говорил Заратустра». В книге рассказывается о жизни странствующего философа, называющего себя Заратустра в честь древнеперсидского пророка. Устами Заратустры автор выражает свои мысли на счет места человека в природе и смысла жизни.

В романе «Так говорил Заратустра» он воспевает людей, идущих своим путем, не оглядываясь не жертвы. «Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты». Ницше утверждал, что сверхчеловек – новая ступень эволюции, отличающаяся от человека современного настолько, насколько тот отличается от обезьяны.

Ницше противопоставляет свою книгу отжившей свое, по его мнению, иудейско-христианской морали.

В этой книге, последняя часть которой была издана уже после смерти философа, Ницше представил квинтэссенцию своих размышлений об устройстве мира. Он подверг сомнению действующие нормы морали, искусства, общественных отношений. Афористичность изложения романа позволяет читателям домысливать многие цитаты из Ницше, находить в них новые смыслы и открывать новые уровни истины.

Книгу «Так говорил Заратустра» Ницше начал писать под влиянием своего знакомства с российской и германской писательницей Лу Саломе. Ее женское обаяние и ее гибкий ум покорили Ницше. Он дважды делал ей предложение, но оба раза получил отказ и предложение искренней дружбы взамен.

Ницше никогда не был женат. На протяжении всей жизни, его отношения с женщинами не складывались. Всего с двумя из них он был счастлив, хотя бы короткое время. И это были проститутки.

Ницше всю жизнь поддерживал нежные отношения с матерью, но нельзя сказать, что она всегда его понимала. Принимала таким как есть.

У него были очень сложные отношения с сестрой Элизабет, которая посвятила ему всю свою жизнь и заменила ему семью. Она же издала все его книги, написанные в последние годы.

Во многие книги она, при этом внесла свою редактуру – в соответствии со своим пониманием философии.

Фридрих был влюблен в жену Вагнера и позже – в Лу Саломе, но оба эти увлечения не вылились в отношения.

В начале 1898 года Фридрих Ницше стал свидетелем избиения лошади на улице. Эта картина спровоцировала у него помутнение рассудка. Философа поместили в психиатрическую лечебницу.

После того, как его состояние стабилизировалось, мать забрала его домой, но вскоре она умерла. У Фридриха случился инсульт, в результате которого он потерял способность двигаться и говорить. Затем последовали еще два инсульта.

25 августа 1990 года Фридрих Ницше умер в возрасте 55 лет.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959514-fridrih-nicshe-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn

Фридрих Ницше: биография, интересные факты, видео

Приветствую моих постоянных и новых читателей! В статье «Фридрих Ницше: биография, интересные факты, видео» — о главных этапах жизни немецкого философа, классического филолога, поэта, композитора.

Биография Фридриха Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в семье священника, в деревне Реккен, тогда еще в Прусском государстве. Его назвали в честь короля Фридриха Вильгельма IV, который тоже родился 15 октября (1795).

После того, как умер отец Фридриха, воспитанием и начальным образованием сына занималась мать. С 6 лет она обучала его игре на рояле. В 10 лет он уже делал первые попытки в сочинительстве музыки.

Когда Ницше исполнилось 14, он отправился учиться в гимназию Пфорта. Там он изучал латинскую и греческую классическую литературу и пережил сильное желание стать музыкантом.

В 16 лет он продолжил свое образование в университете Бонна, познавал геологию и филологию. Из-за конфликта со студенческой средой, перешел в университет Лейпцига.

Уже в 24 года, благодаря большим успехам, ему (еще студенту) предложили стать профессором филологии в университете Базеля. Это был уникальный случай!

Официально Фридрих Ницше отказался от гражданства Пруссии в 1869 году. Философ во многих своих трудах указывал на свое польское происхождение и гордился этим. Философ не скрывал своей неприязни к Германии.

Творчество и философия

Свой творческий путь Ницше начал с музыкальных произведений. В 1862 году он работал над поэмой «Эрманарх». Она была закончена только отчасти. Фридрих писал музыку на стихи А.С. Пушкина, Ф. Рюккерта, К. Гротта. После нескольких разгромных критик его музыкальных произведений, Ницше бросил музыку.

Читайте также:  Кристина кузьмина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ницше был довольно дружен с композитором Р. Вагнером, Но после того, как Вагнер назвал книгу философа «Человеческое, слишком человеческое» «печальным свидетельством болезни» писателя, дружба прекратилась. Под впечатлением была написана книга «Казус Вагнера».

Интересен факт, что два деда и отец были священниками, а Фридрих стал «злобным атеистом». Об этом он говорит в своем сочинении «Антихрист».

Философия Ницше поставила под сомнение принципы действующих форм морали, религии, культуры. Его сочинения не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров и разногласий.

Личная жизнь

Фридрих никогда  не был женат и не имел детей. Его рост — 1,73 м, знак зодиака – Весы. Он был слаб здоровьем, и к 30 годам головные боли и бессонница практически привели его к слепоте. Он пытался лечиться опиатами. Профессуру пришлось бросить.

В 1882, в столице Италии, судьба свела Ницше с Саломе Лу (Луизой Густавовной Саломе), русской студенткой, изучавшей философию и теологию (в будущем помощницей Фрейда). Но выйти замуж она отказалась и предложила создать тройной дружеский союз с их другом Паулем Рее. Но эту идиллию разрушила Элизабет Ницше (сестра).

В одной из своих книг «Моя сестра и я», написанной в последние годы жизни, Фридрих признается о сексуальной связи с собственной сестрой. В результате этих событий Ницше издал 1 часть «Так говорит Заратустра». Позже выходят 2 и 3 части, а 4 часть была издана в количестве 40 штук.

Элизабет Ницше была замужем за антисемитом, который пытался в Парагвае создать Новую Германию, но по причине финансовых трудностей покончил жизнь самоубийством. Сестра приехала в Германию, но с братом не общалась из-за противоречивости политических взглядов. Однако болезнь Фридриха все-таки внесла примирение в их отношения.

Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Рее и Фридрихом Ницше (1882)

После смерти брата Элизабет продолжала издавать его черновики под собственной редакцией. Одной из таких работ была «Воля к власти». Также, благодаря Элизабет было издано 20 томов  сочинений брата.

В 1934 г. Гитлер, по приглашению Элизабет, три раза посещал музей-архив Ницше. Адольф Гитлер назвал этот музей центром германской идеологии. Причем книги «Майн Кампф», «Так говорил Заратустра» и «Миф двадцатого века» (автор Розенберг) были помещены в Гинденбургский склеп.

Его идеи вдохновили Гитлера на борьбу за величайший германский рейх и за Сверхчеловека.

Болезнь и смерть

К закату жизни у мыслителя развилась наследственная предрасположенность к душевным расстройствам. Его друг философ Франс Овербэк помог устроить Фридриха в психиатрическую лечебницу. Там он провел 11 лет.

В 1890 году мать перевезла Фридриха к себе, в Наумбург. Когда она умерла, его разбил инсульт.  25 августа 1900 года, в 55 лет, он ушел из жизни. Могила философа с мировым именем находится на кладбище реккенской церкви рядом с его умершими родственниками.

Фридрих Ницше: биография (видео)

Друзья, поделитесь с друзьями в социальных сетях информацией «Фридрих Ницше: биография, интересные факты, видео».

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/fridrix-nicshe-biografiya/

Биография Ницше Фридриха. Интересные факты, произведения, цитаты

Часто причиной ярких достижений в философии и искусстве является непростая биография. Ницше Фридрих, один из самых значительных философов второй половины 19 века, прошел непростой короткий, но очень плодотворный жизненный путь. Расскажем о вехах биографии, о самых значительных произведениях и взглядах мыслителя.

Детство и происхождение

15 октября 1844 года в Восточной Германии, в небольшом городке Реккене появился на свет будущий великий мыслитель. Каждая биография, Ницше Фридрих не исключение, начинается с предков. И вот с этим в истории философа не все ясно. Есть версии, что он происходит из польского дворянского рода по фамилии Ницкие, это подтверждал и сам Фридрих.

Но есть исследователи, которые утверждают, что семья философа имела немецкие корни и имена. Они предполагают, что «польскую версию» Ницше просто выдумал, чтобы придать себе ореол исключительности и необычности.

Точно известно, что два поколения его предков были связаны со священнослужением, со стороны обоих родителей деды Фридриха были лютеранскими священниками, так же как и его отец. Когда Ницше было 5 лет, его отец умер от тяжелого психического заболевания, и воспитанием мальчика занималась мать.

К матери он испытывал нежную привязанность, а с сестрой у него были тесные и очень сложные отношения, сыгравшие большую роль в его жизни. Уже в раннем детстве Фридрих демонстрировал желание быть не таким как все, и готов был на разные сумасбродные поступки.

Юношеские увлечения

В юности Фридрих Ницше, философия которого только начала формироваться, испытал два сильных влияния, даже потрясения. В 1868 году он знакомится с Р. Вагнером. Музыкой композитора Фридрих был очарован и раньше, а знакомство произвело на него сильнейшее впечатление.

Две неординарных личности нашли между собой много общего: оба любили древнегреческую литературу, оба ненавидели сковывающие дух социальные оковы.

На три года между Ницше и Вагнером установились дружеские отношения, но позже начали охлаждаться и полностью прекратились после того, как философ опубликовал книгу «Человеческое, слишком человеческое». Композитор нашел в ней явные признаки душевной болезни автора.

Второе потрясение было связано с книгой А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Она перевернула взгляды Ницше на мир. Мыслитель высоко ценил Шопенгауэра за способность сказать правду своим современникам, за готовность идти наперекор общепринятым представлениям. Именно его работы подтолкнули Ницше к написанию философских работ и на смену рода занятий – теперь он решил стать философом.

Во время франко-прусской войны работал санитаром, и все ужасы с полей сражений, как ни странно, только укрепили его в мысли о пользе и оздоравливающем влиянии таких событий на общество.

Здоровье

Еще с детства не отличался крепким здоровьем, был очень близорук и слаб физически, возможно, это и стало причиной того, как складывалась его биография. Ницше Фридрих имел плохую наследственность и слабую нервную систему.

В 18 летнем возрасте у него начались приступы сильной головной боли, тошноту, бессонницу, он переживал долгие периоды сниженного тонуса и угнетенного настроения. Позже к этому прибавился нейросифилис, подхваченный от связи с проституткой.

В возрасте 30 лет у него начался резкий спад здоровья, он почти ослеп, испытывал изматывающие приступы головной боли. Его начали лечить опиатами, что привело к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В 1879 году Ницше ушел на пенсию по состоянию здоровья, пособие ему платил университет.

И он начал перманентную борьбу с болезнями. Но именно в это время оформляется учение Фридриха Ницше и значительно растет его философская продуктивность.

Личная жизнь

Философ Фридрих Ницше, идеи которого изменили культуру 20 века, был несчастлив в отношениях. По его словам, в его жизни было 4 женщины, но только 2 из них (проститутки) сделали его хоть немного счастливым. У него с ранней юности были сексуальные отношения с сестрой Элизабет, он даже хотел на ней жениться.

В 15 лет Фридрих подвергся сексуальному насилию со стороны взрослой женщины. Все это радикально повлияло на отношение мыслителя к женщинам и на его жизнь. Он всегда хотел в женщине видеть в первую очередь собеседника. Интеллект для него был важнее сексуальности. Одно время он был влюблен в жену Вагнера.

Позже он был очарован психотерапевтом Лу Саломе, в которую также был влюблен его друг, писатель Пауль Рее. Некоторое время они даже жили вместе в одной квартире. Именно под влиянием дружбы с Лу он напишет первую часть своего знаменитого труда «Так говорил Заратустра».

Дважды в жизни Фридрих делал предложения руки и сердца и оба раза получил отказ.

Самый продуктивный период жизни

С выходом на пенсию, несмотря на мучительную болезнь, философ вступает в самую продуктивную эру своей жизни. Ницше Фридрих, лучшие книги которого стали классикой мировой философии, за 10 лет пишет 11 своих главных произведений. За 4 года он написал и издал самый известный свой труд «Так говорил Заратустра».

Книга не только содержала яркие, необычные идеи, но и формально она была не типичной для философских трудов. В ней сплелись размышления, миология, поэзия. За два года после издания первых частей Ницше становится популярным мыслителем Европы. Работа над последней книгой «Воля к власти» продолжалась несколько лет, в нее вошли размышления и более раннего периода.

Издана работа была уже после смерти философа благодаря стараниям его сестры.

Последние годы жизни

В начале 1898 года резко обострившаяся болезнь привела к тому, что завершилась философская биография. Ницше Фридрих на улице увидел сцену избиения лошади, и это спровоцировало у него припадок безумия. Врачи так и не нашли точных причин его болезни. Скорей всего здесь сыграл роль комплекс предпосылок.

Лечения доктора предложить не могли и направили Ницше в психиатрическую лечебницу в Базеле. Там его содержали в комнате, обитой мягкой тканью, чтобы он не мог причинить себе вреда. Врачи смогли привести пациента в стабильное состояние, то есть без припадков буйства и разрешили забрать его домой.

Мать ухаживала за сыном, стараясь максимально облегчить его мучения. Но она через несколько месяцев умерла, а у Фридриха случился апоплексический удар, который полностью обездвижил его и лишил возможности говорить. Последнее время за философом ухаживала сестра. 25 августа 1900 года, после еще одного удара, Ницше скончался.

Ему было всего 55 лет, похоронили философа на кладбище в родном городе рядом с родственниками.

Философские взгляды Ницше

Философ Ницше известен во всем мире благодаря своим нигилистским и радикальным взглядам. Он очень резко критиковал современное европейское обществ, в особенности ее христианские основания.

Мыслитель считал, что со времен Древней Греции, которую он рассматривает как некий идеал цивилизации, происходит распад и деградация культуры Старого Света. Он формулирует собственную концепцию, названную позже «Философией жизни».

Это направление считает, что человеческая жизнь неповторима и уникальна. Каждый индивид ценен своим опытом. И главным свойством жизни он считает не разум или чувства, а волю. Человечество пребывает в постоянной борьбе и достойны жизни только сильнейшие.

Отсюда вырастает идея о Сверхчеловеке – одна из центральных в доктрине Ницше. Размышляет Фридрих Ницше о любви, смысле жизни, истине, роли религии и науки.

Основные произведения

Наследие философа невелико. Его последние работы издавала сестра, которая не постеснялась отредактировать тексты в соответствии со своим мировоззрением.

Но и этих работ было достаточно, чтобы Фридрих Ницше, произведения которого входят в обязательную программу по истории философии в любом ВУЗе мира, стал настоящим классиком мировой мысли.

В список его лучших книг входят, кроме уже упомянутых, труды «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки», «К генеалогии морали».

Поиски смысла жизни

Размышления о смысле жизни и цели истории – это базовые темы европейской философии, не мог стоять от них в стороне и Фридрих Ницше. О смысле жизни он говорит в нескольких своих трудах, полностью его отрицая. Он утверждает, что христианство навязывает людям мнимые смыслы и цели, по сути, обманывая людей.

Жизнь есть только в этом мире и нечестно обещать какую-то награду в потустороннем мире за моральное поведение. Так, говорит Ницше, религия манипулирует человеком, заставляет его жить ради тех целей, которые неорганичны человеческой природе.

В мире, где «Бог мертв», человек сам несет ответственность за свой моральный облик и человечность. И в этом и состоит величие человека, что он может «стать человеком» или остаться животным. Также смысл жизни мыслитель усматривал в воле к власти, человек (мужчина) должен стремиться к победе, иначе существование его бессмысленно.

Смысл истории Ницше видел в воспитании Сверхчеловека, его еще нет и социальная эволюция должна привести к его появлению.

Концепция сверхчеловека

В своей центральной работе «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке. Этот идеальный человек рушит все нормы и устои, он смело добивается власти над миром и другими людьми, ему чужды ложные сантименты и иллюзии.

Антиподом этого высшего существа является «последний человек», который, вместо смелой борьбы со стереотипами, избрал путь комфортного, животного существования. По мнению Ницше, современный ему мир насажден такими «последними», поэтому он видел в войнах благо, очищение и возможность для перерождения. Концепция Сверхчеловека была положительно оценена А.

Гитлером и принята как идеологическое обоснование фашизма. Хотя сам философ ни о чем таком и не помышлял. Из-за этого работы и имя Ницше были под категорическим запретом в СССР.

Цитаты

Философ Ницше, цитаты которого разошлись по миру, умел говорить емко и афористично. Поэтому многие его высказывания так любят приводить различные ораторы по любым поводам.

Наиболее известными цитатами философа о любви стали слова: «Люди, не способные ни на настоящую любовь, ни на крепкую дружбу, всегда делают ставку на брак», «В любви всегда есть немного безумия…, но и в безумии всегда есть немного разума.

О противоположном поле он высказывался очень хлестко: «Идешь к женщине – бери плетку». Его личным девизом были слова: «Все, что меня не убивает – делает меня сильнее».

Значение философии Ницше для культуры

Сегодня Фридрих Ницше, цитаты из работ которого можно встретить во многих работах современных философов, уже не вызывает таких яростных споров и критики, как в начале 20 века. Тогда его теория стала революционной и породила много направлений, которые существовали в диалоге с Ницше.

С ним можно было соглашаться или спорить, но уже нельзя было игнорировать. Идеи философа оказали сильное влияние на культуру и искусство. Под впечатлением от работ Ницше, например, Т. Манн написал своего «Доктора Фаустуса». Его направление «философия жизни» дало миру таких выдающихся философов, как В. Дильтей, А.

Бергсон, О. Шпенглер.

Интересные факты

Яркие люди всегда вызывают любопытство людей, не избежал этого и Фридрих Ницше. Интересные факты его биографии ищут исследователи, о них с удовольствием читают люди.

Чем была необычна жизнь философа? Например, он всю жизнь увлекался музыкой, был неплохим пианистом. И даже когда потерял разум, он создавал музыкальные опусы и импровизировал в больничном холле.

В 1869 году он отказался от прусского гражданства и остаток жизни прожил, не относясь ни к одному государству.

Источник: https://autogear.ru/article/273/328/biografiya-nitsshe-fridriha-interesnyie-faktyi-proizvedeniya-tsitatyi/

Биография

Источник: http://nicshe.velchel.ru/

Фридрих Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше является выдающимся немецким философом, ярким представителем волюнтаризма и иррационализма, создатель ряда философско-художественных произведений,в которых выдвигает собственную этическую теорию и подвергает резкой критике такие нормы жизни общества того времени, как мораль, культура и религия. Философия Ницше получила огромную популярность в литературных и артистических кругах, а также в большой степени повлияла на формирование таких направлений философии, как экзистенциализм и постмодернизм. Родился Ницше 15 октября 1844 года в Саксонии в селении Реккен в семье деревенского пастора Людвига Ницше. Родители назвали своего первенца Фридрихом Вильгельмом в честь короля. Летом 1849 года отец Фридриха скончался. Весной 1850 года его мать вместе с детьми переехала в Наумбург. В шесть лет Фридрих начинает учиться в мужской народной школе, позже — в Домской гимназии.

Позже он обучается в интернате Пфорты, одном из престижных учебных заведений, где проявил прекрасные способности к филологии и музыке. В его сочинении о творчестве малоизвестного поэта Гельдерлина нашло отражение и складывающееся в те годы мировоззрение самого Ницше.

В творчестве Гельдерлина ярко выражен разлад личности и общества и воспевается слияние, гармония человека и природы в духе античности, что совпадало с настроениями Ницше. В написанных им в апреле 1862 года двух философско-поэтических эссе нашли свое отражение идеи его произведений, которые он напишет позже.

Свое отношение к музыке он высказывает в работе «О демоническом в музыке», написанной в 1863 году и в наброске «О сущности музыки».

После окончания обучения в Пфорте он поступает в Боннский университет на теологическое отделение, а осенью 1865 года переходит на отделение филологии, где обучается у известного филолога Фридриха Ричля.После перевода наставника в Лейпцигский университет туда же переводится и Ницше.

В этот период он знакомится с сочинениями Артура Шопенгауэра, чьи идеи чрезвычайно близки Ницше, он становится преданным поклонником его философии. Осенью 1867 года его призвали на военную службу в полк полевой артиллерии. Во время учений при попытке сесть на лошадь он получил сильную травму.

После длительного лечения был демобилизован.

Он продолжает обучение в университете, в это время он знакомится с композитором Рихардом Вагнером, дружба со знаменитым композитором продлится многие годы.

Ницше был блестящим студентом, автором ряда научных статей, имел хорошую репутацию в научных кругах, благодаря чему в 1869 году, в возрасте 25 лет, он получает лестное предложение занять пост профессора классической филологии в одном из швейцарских университетов (г. Базель).

Несмотря на болезненное состояние, на кафедре Базельского университета Ницше проработал почти десять лет. В октябре 1876 года он получает годичный отпуск в связи с резким ухудшением здоровья.

Отдыхая на курортах Швейцарии и Италии он урывками работал над новой книгой «Человеческое, слишком человеческое», в которой публично отказался от прошлых ценностей: эллинства, христианства, Вагнера, Шопенгауэра.

В 1879 году новые физические страдания заставили Ницше уйти в отставку. Ему была назначена ежегодная пенсия от университета Базеля в размере 3 тысяч франков, кроме того ему оказывали финансовую помощь друзья.

Ежедневные приступы болезни, невероятные физические страдания превратили Ницше в сгорбившегося полуслепого инвалида, выглядевшего лет на десять старше. Последующие десять лет (1879—1889 годы) он проводит в бесконечных скитаниях, проводя лето в Швейцарии, а зиму — в городах Северной Италии и французской Ницце.

Недостаток средств позволял ему жить лишь в дешевых пансионатах или в холодных меблированных комнатах, где он писал часами прижавшись очками к листу бумаги. В этот период он напишет свои основные произведения. В 1883 году выходят две части книги «Так говорил Заратустра», а в 1884 году увидела свет третья часть книги.

Однако книга не нашла широкого отклика в сердцах читателя и созданная им через год четвертая часть книги была издана лишь в количестве 40 экземпляров для близких друзей.

В 1891 году четвертая часть книги была опубликована большим тиражом и получила большую популярность в Германии, вскоре ее перевели на другие языки, она стала классикой мировой литературы. В книге Ницше выдвигает теорию сверхчеловека, который относится к обыкновенному человеку, как тот относится к обезьяне.

Выдающихся людей прошлого он видит как прообраз будущего сверхчеловека, превращающийся у Ницше в культ личности, культ великих людей. Теорию сверхчеловека он развивает в последующих работах «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», вышедших в 1886 и 1887 годах. В январе 1889 года у Ницше случился припадок и его поместили в психиатрическую клинику, а затем передали родным. Скончался Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.

Источник: http://velikielyudi.ru/mysliteli-i-filosofy/fridrix-nicshe.html

Ссылка на основную публикацию

Ницше Фридрих (Nietzsche, Friedrich) (1844–1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками.

Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки.

Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику.

В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу Мир как воля и представление немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

В 1869 Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии.

Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара.

Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Р.Вагнера, жившего тогда в Трибшене.

В 1872 Ницше опубликовал свою первую книгу Рождение трагедии из духа музыки (Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik). Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку выяснить, что такое греческая трагедия, в последних же десяти главах речь идет больше о Р.Вагнере.

Первоначально влияние книги было незначительным, вместе с тем ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как «благородная простота», «холодное величие», или «безмятежность» (выражения, характерные для 18 и 19 вв.

), указывают лишь на одну грань греческой культуры, «аполлоновскую», не учитывая «дионисийский» элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в празднествах бога вина Диониса.

Вслед за первой работой вышли четыре Несвоевременных размышления (Unzeitgemasse Betrachtungen, 1873–1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией.

Второе размышление О пользе и вреде истории для жизни оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 в.

развиваемой в нем концепцией «монументальной истории», попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности.

В третьем размышлении, Шопенгауэр как учитель, Ницше утверждает, что обнаружить «подлинного себя», вовсе не «спрятанного глубоко внутри, но существующего безмерно выше», можно, если задаться вопросом: «Что ты действительно любил до сих пор?» В «монументалистской» манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается «строить самого себя».

Четвертое размышление посвящено Вагнеру. Оно принесло Ницше массу неприятностей, его отношения с композитором становились все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше.

По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили.

Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые пристрастия можно было игнорировать; однако, когда он вернулся в Германию, чтобы основать центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неизбежен.

В 1878 Ницше послал Вагнеру свою новую книгу Человеческое, слишком человеческое (Menschliches, Allzumenschliches) – собрание психологических наблюдений по образцу великих французских афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера Парсифаль.

В 1879 Ницше оставил университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии.

В 1879 и 1880 опубликовал два дополнения к Человеческому, слишком человеческому, в последующие два года Утреннюю зарю (Morgenzote), где обсуждал вопросы морали, и Веселую науку (Die frohliche Wissenschaft).

Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, 1883–1892).

Стиль ее – то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистны. Первые две части книги были опубликованы отдельно в 1883, третья в 1884. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.

В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (Ubermensch) и воли к власти, однако он понимал, что его идеи требуют пояснений и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал работы По ту сторону добра и зла (Jenseits von Gut und Bose, 1886) и К генеалогии морали (Zur Genealogie der Moral, 1887).

В 1888 Ницше завершил пять книг: небольшую полемическую работу Случай Вагнера (Der Fall Wagner, 1888); стостраничное резюме своей философии Сумерки кумиров (Die Gotzen-Dammerung, 1889); страстную полемическую работу Антихристианин (Der Antichrist, 1895); а также Ecce Homo (1908) – остроумную попытку самооценки с такими главами, как Почему я так мудр и Почему я пишу такие прекрасные книги. Наконец, в 1895 вышла работа Ницше против Вагнера (Nietzsche contra Wagner), представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ.

В январе 1889 на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900.