Группа «звуки му» – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Петр Мамонов: биография, личная жизнь, творчество

Петр Мамонов – рок-музыкант, творчество которого зародилось еще в прошлом столетии. Также он слыл актером и основателем культовой советской и российской группы. “Звуки Му” – так назывался его ансамбль.

Несмотря на крайне авангардное творчество, музыкант широко известен на всем постсоветском пространстве.

Биография Петра Мамонова интересна, а деятельность не прекращается по сей день – поэтому фанаты в его “полку” постоянно прибывают, охватывая самые широкие возрастные и социальные группы.

Ранние годы

Знакомство с ранней биографией Петра Мамонова дает возможность понять, что он был неординарной личностью чуть ли не с самого рождения. Сам артист мало рассказывает о детстве, но многочисленные воспоминания современников и друзей позволяют узнать об этом периоде очень подробно.

Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в семье столичных интеллигентов – отец работал инженером, а мать переводчицей, специалисткой в области скандинавских языков. Детство будущего музыканта проходило в Большом каретном переулке – в том же дворе в свое время жили Мария Ермолова и Владимир Высоцкий.

Благодаря отчиму лучшего друга по двору, который работал личным переводчиком Леонида Ильича Брежнева, Петя с самого детства имел доступ к заграничным музыкальным пластинкам. Уже в 6-7 лет он познакомился с творчеством Рэя Чарльза, Майлза Дэвиса и Чабби Чеккера, которое остается для него любимой музыкой по сей день.

Автор биографии Петра Мамонова Сергей Гурьев в связи с этим отмечал:

Маленький Петр обожал танцевать, не стесняясь делать это всюду, где только вздумается. Красная запись “устроил в классе цирк” красовалась на страницах его дневников на протяжении всей школьной учебы, а из двух заведений его даже отчислили – за проделки, среди которых особенно запомнился взрыв возле кабинета химии.

В старших классах Мамонов собрал свою первую рок-группу под названием “Экспресс”, в которую вошли друзья по двору – вместе они в очень искаженной форме исполняли песни из репертуара Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones.

Юноша относил себя к субкультуре стиляг, однако зачастую прибегал к крайним формам эпатажа – например, носил ручку от унитаза в качестве серьги. Врожденная гиперактивность часто вынуждала молодого Мамонова провоцировать драки с другими неформалами – в частности, с хиппи, которых он открыто не любил.

В одной из таких потасовок он получил серьезное ранение заточкой – была пробита грудная клетка, но врачам удалось спасти юношу, пребывавшего в коме и потерявшего большое количество крови.

Достигнув призывного возраста, Петя Мамонов притворился сумасшедшим и избежал армии, пройдя обследование в психиатрической больнице. Окончив школу, Петр сначала окончил полиграфический техникум, а затем поступил в Московский университет печати. Отучившись три года на редакторском факультете, он решил бросить учебу.

Биография Петра Мамонова в этот период состоит из сплошных пробелов – он стал очень много пить, часто менял места работы и, как казалось, навсегда оставил попытки стать музыкантом.

За этот период Мамонов успел поработать наборщиком и корректором в типографии, переводчиком поэзии для сборников с английского, шведского и датского языков, заведующим письмами в журнале “Пионер”, грузчиком, лифтером, кочегаром и даже массажистом в бане.

Но бесконечная череда запоев в конечном счете оставила Петю безработным, практически нищим, не имеющим возможности время от времени купить кусок хлеба на протяжении нескольких дней.

Только отсутствие денег позволило ему временно завязать с алкоголем, и в основном он занимался написанием стихов – в этот период их было создано около семидесяти. И вот, наконец, Мамонов пригласил к себе Артемия Троицкого, с которым познакомился в психиатрической больнице (он тоже избегал армии, притворяясь невменяемым).

На тот момент Троицкий уже стал известным музыкальным критиком, поэтому Петр решил исполнить ему свои недавно сочиненные песни. Вот как отозвался об этом Артемий Кивович в своей книге “Рок в Союзе”:

Именно похвала Троицкого воодушевила к продолжению творчества Петра Мамонова – он решил создать свою рок-группу. В нее по итогу и вошли его младший сводный брат Алексей Бортничук, лучший друг Александр Липницкий и его знакомый Павел Хотин.

“Звуки Му”

В таком составе и возникла рок-группа, сделавшая из Мамонова не только известную, но и культовую личность. Поначалу группа выступала лишь на квартирниках и подпольных концертах, иногда совместно с московскими группами “Браво”, “Центр” и ленинградскими “Аквариум”, “Кино”, “Зоопарк”.

Первый большой концерт “Звуков Му” состоялся в 1984 году, в в трехсотместном школьном актовом зале. Выступление подробно описано Артемием Троицким в его книге Back in the USSR:

Лето этого года, связанное с первыми творческими заработками музыкантов, прошло на даче Александра Липницкого – в репетициях, пробных записях, а также бесконечном употреблении алкоголя и различных наркотиков.

В апреле 1985 года “Звуки Му” прошли прослушивание в состав еще только создававшейся московской “Рок-лаборатории” – организации, контролирующей деятельность советских рок-музыкантов, с разрешения которой они могли выступать на больших легальных концертах.

За это рок-н-ролльное подполье Москвы объявило Мамонова предателем, но зрелые размышления и семейное положение музыканта не позволили ему рисковать и искать проблем, связанных с КГБ.

В мае 1985 года, после недавно введенного сухого закона, Петр оказался на грани смерти. Выпив все имеющиеся в доме одеколоны и духи, он и его собутыльник Владимир – младший брат Липницкого – распили найденный в кладовке растворитель. В результате сильнейшего отравления Владимир погиб, а Петр выжил, оставшись невредимым уже второй раз.

Летом 1986 года “Звуки Му” выступили на московском фестивале “Движение в сторону весны” – после концерта приехавшие из Ленинграда “Аквариум”, “Алиса” и “Кино” были настолько впечатлены, что назвали коллектив Мамонова лучшей рок-группой Москвы.

С 1987-го “Му” объездили с гастролями более 20 стран СССР, а в 1988 наконец записали дебютный музыкальный альбом “Простые вещи”. В него вошли все основные хиты группы, такие как “Досуги-буги”, “Шуба-дуба блюз”, “Бутылка водки” и другие.

Ниже можно увидеть живое исполнение песни “Союзпечать”, которая тоже вошла в этот альбом.

Почти одновременно увидел свет и второй альбом – “Крым”, который сами музыканты считают лучшим во всей дискографии “Му”.

Международные гастроли и “Музыкальный ринг”

Осенью 1988 года у “Звуков Му” прошли первые гастроли за границей – музыканты дали концерты в Италии и Венгрии. Вернувшись на родину, Мамонов получил предложение о сотрудничестве от Брайана Ино, английского музыканта-экспериментатора и продюсера, с которым они познакомились еще в 1987 году, в гостинице “Интурист” во время визита Ино в СССР.

Записав под его началом альбом “Zvuki Mu”, включавший материалы “Простых вещей” и “Крыма”, музыканты заключили с Ино двухлетний контракт на масштабный тур по Европе и на два тура по США.

В промежутке между гастролями “Звуки Му” успели появиться в телепередаче “Музыкальный ринг” – по сути, это первое живое выступление группы в прямом эфире и с живым звучанием (ранее “Му” выступали в телемосте Москва-Ленинград, но пели под фонограмму).

Несмотря на стремительно растущую популярность “Звуков Му”, случилось неожиданное. Вернувшись из США, Мамонов объявил, что больше не хочет продолжать деятельность группы. Дискография Петра Мамонова в классическом составе группы завершилась пластинкой “Транснадежность”, включившей весь новый материал, написанный во время гастролей.

“Мамонов и Алексей”

Уже во время вторых гастролей по США Петр Мамонов решил отделить себя и брата Алексея Бортничука от коллектива, создав, таким образом, новый дуэт.

Над названием он долго не думал – “Мамонов и Алексей” родилось как-то само собой. Именно этим проектом занялся музыкант, распустив “Му”.

Фактически дуэт просуществовал с 1989 года по 1994-й с выпуском за это время одного музыкального альбома, опять-таки, названного “Мамонов и Алексей” (1992).

Еще одним проектом Петра Мамонова на рубеже 80-х и 90-х годов стала собственная студия звукозаписи, которую музыкант назвал “Отделение Мамонов”. Его идеей была студия, где могли записываться начинающие рокеры – он даже дал объявление в “Московском комсомольце” о поиске талантов.

Но ничего не вышло – первых же музыкантов, появившихся на студии (среди них были Святослав Задерия и группы “Рада и Терновник”, “Графика”), Мамонов буквально задавил своей критикой и сложными условиями работы под его постоянным надзором. В конце концов, студия превратилась в личное убежище Петра, где он запирался и музицировал в одиночестве.

После записи альбома “Мамонов и Алексей”, в 1992 году студия прекратила существование.

Возрождение “Звуков”

В 1993 году Мамонов присоединил к своему дуэту с братом басиста Евгения Казанцева и ударника Андрея Надольского, окрестив новый коллектив старым названием “Звуки Му”. В этом составе был записан альбом “Грубый закат”, совершенно не похожий на прежнее творчество группы, в связи с более высоким уровнем мастерства новых музыкантов.

Но желавший абсолютной творческой свободы лично для себя, Мамонов зачастую покидал коллектив – то ради съемок в кино, то ради проектов с другими музыкантами. Например, в 1994 году Петр внезапно уехал в США, чтобы записать совместный кавер-альбом с давним другом Василием Шумовым. В 1996-м вышел альбом “Жизнь амфибий, как она есть”, и на этом группа окончательно прекратили свое существование.

Спустя время, Петр Мамонов по этому поводу сказал следующее:

Актерская карьера

Первым фильмом Петра Мамонова стала картина “Игла” 1988 года – он исполнил небольшую роль торговца наркотиками. Однако настоящий актерский дебют состоялся в 1990 году, когда он исполнил роль Лехи – алкоголика и саксофониста в фильме Лунгина “Такси-Блюз”. Эта картина помогла раскрыть в Мамонове новый талант – он даже был номинирован на премию “Ника” за лучшую мужскую роль.

В 1992 году Петр попробовал свои силы на театральной сцене – им был поставлен успешный спектакль “Лысый брюнет” с участием Олега Бабицкого и Дениса Бургазлиева.

Второй постановкой этой троицы стал спектакль “Полковнику никто не пишет” по мотивам одноименного произведения Маркеса, однако он оказался неудачным и особого успеха у публики не имел. С 1991 по 2005 гг.

музыкант исполнил еще несколько второстепенных ролей в различных фильмах и сериалах, но настоящим прорывом стала роль Петра Мамонова в фильме “Остров” 2006 года.

Вновь Павел Лунгин решил пригласить его на главную роль в своем фильме и не ошибся – фильм получил очень высокие оценки критиков, став обладателем шести премий “Ника” и шести премий “Золотой орел”. Следующей ролью музыканта стал Иван Грозный – и опять в картине Лунгина, которая называлась “Царь”. За эту работу Петр Николаевич вновь получил премию “Ника” за лучшую мужскую роль.

https://www.youtube.com/watch?v=oB02001mY54

Еще одной значимой ролью стал отец главного героя в одной из новелл фильма “Шапито-Шоу” 2011 года. На сегодняшний день последним фильмом с участием Мамонова является “Иерей-сан” 2014 года.

Сольное творчество

В 1997 году Петр Мамонов впервые вышел на сцену с моноспектаклем, который назывался “Есть ли жизнь на Марсе?” и был поставлен по мотивам одноактной пьесы Чехова “Предложение”. На сцене постановка успешно шла до 2001 года.

В 1999 и 2000 году музыкант под именем уже не существующей группы “Звуки Му” выпустил два альбома с неизданными ранее материалами, которые назывались “Шкура неубитого” и “Набрал хороших на один компакт”. Первая же новая запись после пятилетнего перерыва была выпущена в 2001 году.

Альбом “Шоколадный Пушкин” вновь вышел под авторством “Звуков Му”, несмотря на то, что Мамонов записал его самостоятельно. Одноименный моноспектакль был поставлен на сцене в том же году и успешно шел на разных сценах в течение четырех лет. В 2002 году музыкант выпустил пластинку “Электро Т”, вновь именуя свое сольное творчество группой “Звуки Му”.

В 2003 последовали пластинки “Мыши 2002”, “Зелененький” и “Великое молчание вагонов метро”.

В 2004 году Мамонов – музыкант, поэт и актер – решил попробовать себя еще и в качестве писателя, и на прилавках книжных магазинов появилась книга с собранием его философской прозы под названием “Птица Зу”. Впоследствии, с 2008 по 2011 гг. были выпущены 4 тома авторской прозы “Закорючки”.

Последним сольным альбомом Мамонова под именем “Звуков Му” стала пластинка “Сказки братьев Гримм”, записанная в жанре художественной декламации. На основе альбома музыкант планировал поставить моноспектакль, но в итоге от идеи отказался. В следующий раз он выступил на театральной сцене аж в 2012 году – с постановкой “Дед Петр и зайцы”.

Апрель 2016 года в сольном творчестве Петра Николаевича был ознаменован первым выступлением в составе коллектива “Совершенно новые Звуки Му”, который был собран годом ранее.

Отношение к религии

После распада классического состава “Звуков Му”, Петр Мамонов оказался в глубокой депрессии и творческом тупике. Выйти из этого состояния ему помогло обращение к православию и относительное отшельничество в деревне. Роль в фильме “Остров” и вовсе превратила музыканта в некую, по словам Троицкого, “юродивую икону”:

Читайте также:  Vladimir potanin - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сам Петр Николаевич сказал, что если после просмотра фильма хоть один человек задумается и придет в храм – это уже станет для него огромной отдушиной в прежней грешной жизни.

В самом начале взрослого и творческого пути личная жизнь Петра Мамонова приносила ему одни лишь разочарования. Первая жена появилась у будущего музыканта еще во время учебы в университете – известно, что она родила от Петра сына, но, не прожив года, супруги разбежались.

Следующей женщиной Мамонова стала художница Ольга Горохова – они некоторое время жили вместе в конце 70-х, но Ольга не выдержала тяжелого характера своего возлюбленного и оставила его.

В 1982 году Петр женился во второй раз – на Ольге, танцовщице из кордебалета, которая и по сей день известна под фамилией Мамонова. У супругов двое сыновей.

После распада основных “Му”, Ольга стала директором группы “Мамонов и Алексей”, а затем и других проектов супруга. Она признается, что Петр – ее крест, но она готова нести его всю свою жизнь. Сам же музыкант не раз признавался, что только благодаря жене до сих пор жив и находит в себе силы творить и двигаться вперед.

Источник: https://www.nastroy.net/post/petr-mamonov-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo

Биография Петра Мамонова

Петр Мамонов – русский рок-музыкант, актер и поэт родился 14 апреля 1951 года в Москве.

Детство

Примерным поведением Петя никогда не отличался, наоборот был отъявленным хулиганом, прятал пиво под подушку. Его выходки не терпели, поэтому он был отчислен из двух школ, в которых учился. При этом Мамонов утверждает, что вырос в хорошей семье, в центре Москвы, на Большом Каретном.

Мама его была переводчиком художественной литературы, отец специализировался по доменным печам, был ученым. Родители очень любили друг друга всю жизнь.

Маленькому Петру ничего не запрещали. Дом был залит счастьем, в котором он купался. Подрастая, мальчик всегда хотел быть не как все. Одевался экстравагантно – вельветовая курточка с пуговками, серенькие обтягивающие брючки, ботинки отца, большие на два размера. Чтобы не болтались, их пришлось очень туго зашнуровать. Так он выглядел в свои четырнадцать лет и считал себя хиппи.

Мама с папой только разводили руками. Что они могли сделать со своим сыном? «Я же был безумный» – так характеризует себя наш герой и считает, что человеку надо познать вкус другой жизни.

Петра тянуло к творчеству, он хорошо танцевал и пел песни известных в то время западных групп. Через свои родственные связи он имел возможность знакомиться с европейской и американской музыкой.

Получив школьный аттестат, Мамонов учился на редакторском факультете полиграфического института в Москве. Кем только ему не пришлось в молодости работать, был даже банщиком.

Карьера

Все началось с того, что в 30 лет Мамонов начал песни писать и через несколько лет создал свою музыкальную группу. На вопрос, почему у нее такое название  «Звуки Му», последовал ответ: «Ляпнул удачно». Юродивый «протестант» – такой был сценический образ Петра. Считает, что музыка – это талант, дарованный ему Богом.

Эпоха перестройки принесла рокерам больше свободы. Группа успешно колесила по миру, дважды побывав в Америке, не говоря уже о том, что с гастролями объездила весь Советский Союз и везде приводила в восторг зрителей теми кренделями, которые Мамонов выделывал на сцене.

«Звуки Му» была даже признаны лучшей группой в Москве. На пике популярности Петр неожиданно для всех объявил о роспуске музыкального коллектива.

Петр Николаевич очень критичен к себе. Ему мало что нравилось из того, что он делал и делает в творчестве. В то же время Мамонов говорит, что он человек талантливый, неординарный, необычный. В общем, личность, состоящая из противоречий и сомнений. К своему прошлому относится плохо, ибо считает, что вел в то время скотоподобный образ жизни.

Актерская карьера

Привлекательным для себя Петр в 90-х годах обнаружил актерское искусство как театральное, так и кинематографию. Хотя у него уже имелся определенный опыт, ведь еще в 1988 году он был задействован в съемках нашумевшего в свое время фильма «Игла». Сыгранный Мамоновым поставщик наркотических средств запомнился зрителям, притом, что это была роль второго плана.

Во второй своей ленте Петру была предложена уже главная роль в драме «Такси-блюз», где он играет спившегося талантливого саксофониста, который своему новому другу приносит много разных неприятностей.

Затем он уезжает в США, чтобы выступать там, и в СССР возвращается уже знаменитым и богатым. Однако после двух приступов белой горячки его доставляют в больницу, но заканчивается все хорошо, в Нью-Йорке он записывает свой второй альбом.

На третью роль в кинематографе Мамонов, будучи на тот момент уже человеком богобоязненным, спрашивал разрешения у своего духовника.

Он сомневался, в том может ли он играть святого (вообще-то не совсем святого, так как по сюжету фильма на старце лежит страшный грех убийства, совершенного им еще в годы войны), когда сам не мог быть примером для подражания из-за множества собственных грехов и пороков. Благословение все же получил. Признавался позже, что трудной была работа на ветрах.

Открытием для Петра стало то, что, оказывается, в древнеславянском языке нет ни одного ругательного или хулительного слова.

Как он позже признавался, сыгранные им роли, особенно старца-целителя Анатолия в фильме «Остров», всегда обозначали перемены в его внутренней жизни . Не отличающаяся зрелищностью лента, тем не менее, имела в прокате большой успех.

Актер переживал за то, чтобы картина не стала православной агиткой. Проповедование должно быть ненавязчивым, иначе оно не затронет душу человека и будет отвергнуто.

Фильм удостоился множества наград и премий. Петр Мамонов стал на порядок более известный и знаменитый, чем когда он был на пике славы с музыкальной группой «Звуки Му». К нему в деревню (а в этот момент – 2006 год, он уже жил отшельником) потянулись сирые и убогие, думая, что он их исцелит.

Лишенный всякого пафоса артист на церемонию награждения пришел в поношенной кофте и потертых джинсах. В его речи благодарности было мало, а в основном звучала из его уст острая критика. Даже Путина он назвал хлюпеньким. Перепуганный «Первый канал» только пятую часть выступления Мамонова показал в своем эфире.

В исторической кинокартине «Царь» Петр сыграл Ивана Грозного. Об этой своей работе артист высказался объективно, давая понять, что образ русского монарха у него откровенно не вышел. Всесильный, наводящий ужас самодержец слишком неподъемной ношей оказался. Мамонов признает свои неудачи и ошибки, что характеризует его как сильного человека.

Сегодня Петр Николаевич регулярно дает интервью, в которых любит пофилософствовать на разные темы. Продолжает заниматься музыкальным творчеством и давать концерты. Младший сын Иван, который работает оператором, наснимал 450 часов видео материалов с различных музыкальных выступлений своего незаурядного отца.

К кино он сейчас относится как к чистому развлечению. И хотя его очень возмущают «голые жопы на экране», но противостоять подобному явлению необходимо своей жизнью, а не разрушением и запрещением подобного. Ведь погром это не христианский акт, и лишь добром можно победить зло.

Свое нынешнее состояние души Мамонов отображает в авторских спектаклях, последний из которых имеет название «Как я читал Святого Исаака Сирина». И хотя данная постановка, как и все творчество Петра всегда вызывает полярные реакции, его это не сильно волнует. Мамонов думает только о том, чтобы донести свои идеи до зрителя и надеется, что это поможет изменить мир к лучшему.

Личная жизнь

В этом плане все у Петра хорошо. Он не ходок, грудь чужой женщины его не интересует. Для него семья – малая церковь. Любимая жена, замечательные дети, прекрасные родители. Взаимная у него любовь со всеми.

Нет над ним никаких начальников, он свободен в творчестве, полностью независим, может заниматься, чем душа пожелает. И когда все классно – это тревожный звоночек. Незачем жить, не к чему стремиться.

С женой

Мамонов принимает решение уехать подальше от мегаполиса и поселиться где-то на берегу живописной речки, зеленого леса, широких полей среди неописуемых природных красот.
Петр Николаевич считает, что в деревне жизнь очень близка к подлинной жизни, задуманной Господом.

Это значит, что хлеб свой будешь есть в поте лица. Поэтому и выбрал местом своего обитания деревню Ефаново Верейского района Московской области в 200 км от столицы.

Газа нет, солярка стоит дорого, поэтому затворник пользуется ею редко, так как видит, что деньги в трубу летят. Поэтому Петр утром встает, молится, пьет кофе и бензопилой пилит трухлявую сосну, а потом топором накалывает дров.

Чтобы вся комната не была в дыму при растапливании печи, хозяин поджигает кору для тяги. Через полчаса становится немного теплее. Считает, что строить нужно так, как будто будешь жить вечно, а относиться к этому – как будто умрешь сегодня вечером.

У него в подвале есть своя студия, где он сочиняет собственную музыку, делает радиопередачи. Интернетом не пользуется, музыку в наушниках не слушает. Философия Мамонова проста. Все его вопросы, идеи и желания сводятся к единому Богу.

«Всевышний – нам отец и хочет, чтобы мы любили его и друг друга». Вообще же любая беседа с Петром сводится к ключевой для него теме – «как прийти к Богу».

Проживая в провинции, Мамонов не считает, что все кругом плохо, все воруют и нужно заглушать депрессию алкоголем. Хотя сам он, когда то тоже был горьким беспробудным пьяницей, и песню соответствующую сочинил, где есть такие слова: «Бутылка водки, ты была так нежна».

Все у рок-музыканта в каком-то гиперболизированном виде. Признается в том, что возможно он пятьсот своих лучших произведений втоптал в пьянку.

Мамонов часто думает о смерти, а также о том, чтобы после его кончины не осталось никакой гадости.

Источник: https://star-magazine.ru/petr-mamonov/

Сергей Гурьев – История группы «Звуки Му»

Здесь можно скачать бесплатно “Сергей Гурьев – История группы «Звуки Му»” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Амфора, Aquarius, год 2008.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “История группы «Звуки Му»” читать бесплатно онлайн.

«Звуки Му» – легендарная московская группа 1980-х, которую в России большинство меломанов знают благодаря творчеству Петра Мамонова, бессменного лидера коллектива, музыканта, актера, клоуна, трагика, автора таких хитов, как «Серый голубь», «Шуба дуба блюз», «Досуги-буги», «Транснадежность» и др.

Книга, выходящая в издательстве «Амфора», является первой биографией «Звуков Му», рассказывающей историю от начала существования группы до ее распада в 1990-м и последующих сольных проектов Мамонова.

В книгу также вошло эссе «Цветы на огороде», посвященное группе и написанное ее бас-гитаристом Александром Липницким.

Сергей Гурьев

История группы «Звуки Му»

«Звуки Му» появились, когда советская власть была в самом расцвете своих сил, но достаточно было шести лет их музицирования, чтобы казавшаяся незыблемой империя превратилась в ошметки и «Звуки Му» сплясали свой последний танец на ее руинах. И немудрено.

«Звуки Му» – не группа музыкантов, а подлинная «русская народная галлюцинация», самим своим существованием иллюстрировавшая полную тождественность развитого социализма и белой горячки.

«Му» были не «самодеятельной рок-группой», пусть даже лучшей, а, наверное, самым крупным явлением российского искусства со времен Шостаковича – хотя рамки искусства им были, несомненно, узки: их концерты были полноценным шаманским ритуалом по изгнанию лживого беса советского сознания. Они ухитрились быть плотью от плоти Советов и одновременно полным их отрицанием.

Недаром эстет-аристократ Брайан Ино, приехав в Россию для того, чтобы приложить британское умение музыкоделания к самодеятельному, но обильному русскому таланту, без малейшего колебания выбрал их из моря других коллективов и сказал, что будет работать только с ними.

Слово «самобытный» как будто было изобретено специально для них.

Они были явлены, как биофильм из иной вселенной; как если бы сознание контуженого красногвардейца из окопов гражданской войны непостижимым образом оккупировало тела пяти здоровых молодых москвичей и – совершенно не принимая окружающей действительности, но пользуясь ее словами, составленными в произвольном порядке – заставило их дергаться, извиваться и вести себя непостижимым, но единственно возможным образом. Избавившись от рыночного здравого смысла, продажной логики и проституированной гармонии, они добровольно заклали себя на алтаре Истины – и явили Ее миру.

«Звуки Му», по счастью, никогда не имели отношения к «русскому року» и – тем более – к шоу-бизнесу; они – из мира сказаний и наговоров. Неудивительно, что их музыка оказалась не подлежащей документальной фиксации – миф нельзя записать на магнитофон.

Читайте также:  Игорь саруханов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Более того, при всем желании самой группы записывать и выпускать альбомы, что-то в самой природе «Звуков Му» противилось этому, и магнитофонная пленка фиксировала только бледное подобие их подлинной магии.

Зато на концертах «Звуки» показывали свое истинное лицо.

Их первый концерт (в стенах родной школы) был робким триумфом – так ландыш-мутант пробивается через асфальт. Но буквально сразу же, как и положено мутантам, они набрали силу и стали выглядеть и звучать так, словно выросли на сцене.

Звучать плохо для «Звуков Му» было невозможно: как бы они ни играли, каждому слушателю было понятно, что эта музыка должна быть именно такой и никакой иной.

И даже если сама группа была недовольна звуком, из зала заметить какие-либо погрешности было невозможно: у них по определению не могло быть ошибок – эти ошибки изначально входили в ткань их выступления, создавали ее.

Однажды мне довелось присутствовать на их концерте в одном нью-йоркском клубе крайне дурной репутации: коренное население жалось к стенкам, и лишь отдельные отчаянные маргиналы выделывали странные коленца перед сценой, безуспешно пытаясь привлечь внимание этого паранормального десанта из непостижимого края водки и белых медведей.

Двадцать лет прошло с тех пор, и «Звуки Му» приобрели академическую респектабельность и статус легенды, так и оставшись отверженными и неуслышанными. Но, если соскрести патину истории, раскаленная магма в сердце их музыки остается все так же невыносима для нашей бытовой незрячести.

Борис Гребенщиков

Главная проблема российской рок-музыки – национальная самобытность. Большинство ее героев могут быть всем хороши: обладать харизмой, хорошей техникой игры, писать отличные тексты, но музыка и общий творческий месседж, как правило, глубоко вторичны.

Что отечественные рокеры могут «выкатить» на сцену видавших виды метрополий – Англии и США? Где от китайцев ждут китайской специфики, от японцев – японской, а от русских – русской? Что это вообще такое – «современная русская национальная специфика»? Она, пожалуй, всё-таки угадывается.

Чтобы мировая цивилизация признала русского рокера, он, видимо, должен соответствовать некоему образу, знакомому ей по страшноватым героям Гоголя и Сологуба, по маргинальной эмигрантской клоунско-ресторанной цыганщине, по легендам о всесокрушающем русском пьянстве и белых медведях, бродящих по улицам российских городов.

Это должен быть некий дикий скиф, пропущенный через чудовищное горнило семидесяти лет советской власти. Создающий соответствующую музыку – дикую, странную, с хромыми, но завораживающими ритмами…

Но этот напрашивающийся и явно выигрышный образ долгое время катастрофически отсутствовал на отечественной рок-сцене.

Там хватало и рефлексирующих интеллигентов с гитарами, и горластых волосатых парней с бицепсами, но все это, будучи вынесено в контекст мировой рок-сцены, могло выглядеть лишь безнадежно провинциально.

И едва ли не единственный раз на ниве российского рока родилась группа, реально соответствующая вышеописанным – в чем-то наивным, а в чем-то безусловным – критериям «национальной самобытности».

Группа с то ли оборванным, то ли воспроизводящим коровье междометие названием – «Звуки Му». Группа, которая в конце 80-х на волне пресловутой «перестройки» имела реальный шанс, сохраняя свою творческую индивидуальность, прорваться на Запад. Почему этот шанс не был использован – отдельный вопрос…

Главной проблемой книги об этой группе стала личность главного ее героя – Петра Николаевича Мамонова. Став в середине 90-х православным христианином, он враждебно относится к своему рок-н-ролльному прошлому, хотя и продолжает записывать новые альбомы, несколько иные по эстетике. История группы «Звуки Му» для него не существует – есть только стремление к духовному преображению.

Поэтому данная работа создавалась вне контакта автора с Мамоновым – иначе она, наверное, оказалась бы просто невозможна.

В ее основу легли интервью с другими участниками группы «Звуки Му» – Александром Липницким, Алексеем Бортничуком, Павлом Хотиным, Алексеем Павловым, покойным басистом второго состава Евгением Казанцевыми Артемом Троицким, репетировавшим в составе группы на раннем этапе.

Текст также включает замечания жены Мамонова Ольги, сделанные ею на определенном этапе работы над книгой. В итоге получилась вещь, по своему принципу чем-то напоминающая булгаковские «Последние дни (Пушкин)», где главный герой практически отсутствует и предстает только через восприятие окружающих.

Тем не менее, возникшую лакуну отчасти заполняют плоды общения Петра Николаевича с различными СМИ (в чем иногда участвовал и автор этих строк, впервые побывавший на «квартирнике» Мамонова в 1985 году).

Возможно, этот «дистанционный» принцип мог привести к отдельным фактическим неточностям, за что я заранее приношу Петру Николаевичу свои извинения. Пойти по такому пути меня побудила только глубокая личная убежденность в том, что в противном случае просто вообще ничего не получится.

Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года и вырос в том же московском дворе в Большом Каретном переулке, что и Владимир Высоцкий. Его окрестности – Хитров рынок, Косой переулок и т.п.

 – исстари считались самым блатным, хулиганским районом столицы, ее криминальным центром с соответствующей энергетикой. Здесь веками жили целые династии профессиональных воров.

Весь колоритный антураж знаменитого сериала «Место встречи изменить нельзя», в сущности, навеян атмосферой этих мест. Такова была историческая родина группы «Звуки Му».

«Я с детских лет все время бежал, мне все было интересно, – много лет спустя вспоминал Мамонов. – Под трамвай рвался от бабушки: „Петя, домой! Петя!“ Вечно этот крик: „Петя, сделай потише! Петя, домой! Петя, хватит! Петя, не надо!“ Потому что меня рвало, разрывало всюду. И так жизнь вся».

С юных лет Мамонов отличался фантастическими способностями к актуальным в ту пору танцам: он блестяще, в резко индивидуальной манере выплясывал шейк, рок-н-ролл и особенно твист.

Старые алкаши-доминошники с его двора, помнившие еще юность Высоцкого, любили приглашать Петра с магнитофоном, чтобы он танцевал им твист под своего любимого Чабби Чаккера, – и благодарно выставляли портвейн.

Неудивительно, что на школьных соревнованиях по скоростному выпиванию бутылки портвейна Мамонов занимал почетное второе место – после своего одноклассника, лучшего футболиста школы Жени Жардецкого, который вскоре сел в тюрьму за эксгибиционистское оскорбление малолетней соседки по подъезду.

К слову, на базе той же 187-й школы на Большом Каретном (в советские времена это была улица Ермоловой) была организована английская спецшкола № 30.

Классом младше Мамонова учился другой юный футболист – будущий бас-гитарист «Звуков Му» Александр Давидович Липницкий.

До тюрьмы у них с Петром Николаевичем дело, правда, не дошло, но из школы обоих выгнали почти одновременно: Мамонова – за диверсию со взрывом в кабинете химии, а Липницкого – за небезответную звериную ненависть к педагогу по математике.

Источник: https://www.libfox.ru/235642-sergey-gurev-istoriya-gruppy-zvuki-mu.html

Петр Мамонов

Актер и рок-музыкант Петр Николаевич Мамонов родился в семье московских интеллигентов на Большом Каретном. Отец был инженером, мама – переводчица скандинавских языков.

“Я рос на Большом Каретном, и у нас было принято в начале 1960-х – выходили во двор ребята лет по 20 вечером, стояли, курили – и разговор часа на два. И вот в том числе, наверное, Высоцкий там стоял, он как раз в те годы там жил”, – вспоминает Петр Николаевич.

Феноменальный артистизм Мамонова проявился еще в детском возрасте. Правда далеко не все разглядели в нем творческую личность, скорее, наоборот, считали бунтарем и хулиганом.  Его даже дважды выгоняли из школ за то, что “устраивал цирк”.

Он был в числе первых московских хиппи. В середине 1960-х собрал свою первую музыкальную группу “Экспресс” и выступал на школьных вечеринках. С юных лет писал стихи, устраивал спектакли. К тому же прекрасно танцевал твист и рок-н-ролл.

В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем в 1979-1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. В совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в типографии “Красный пролетарий”.

“Звуки Му”

Примерно с 1980 года Петр Мамонов начал писать песни, а в 1983-м, вместе с  приятелем Александром Липницким, создал свой музыкальный коллектив. Это была знаменитая рок-группа “Звуки Му”. Как придумалось такое название, сам Мамонов точно не знает: “Просто как-то удачно ляпнул”.

Сначала группа выступала лишь на квартирных концертах. Музыканты познакомились с другими исполнителями, впоследствии ставшими культовыми российскими рок-группами.

“Браво”, “Аквариум”, “Кино” и другие играли и пели на одной “волне”. Эти “сольники” наращивали популярность и начали приносить исполнителям доход.

“Звуки Му” с их экстравагантным вокалистом Петром Мамоновым быстро приобретали известность у определенной категории слушателей.

Первое выступление коллектива перед большой аудиторией состоялось в 1984 году. Петр Мамонов с коллективом дал концерт в большом актовом зале одной из московских спецшкол. На концерт пришло немалое количество представителей столичного андеграунда.

Близкий друг Мамонова Артем Троицкий позже написал, что музыкант представлял в своих выступлениях себя самого, но в сильно гиперболизированном виде. Получилась “гремучая смесь” “уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы”.

Переломным моментом стало выступление “Звуков Му” на фестивале московской рок-лаборатории в июне 1988 года, когда за кулисами ДК Горбунова к музыкантам подошел их старый знакомый Василий Шумов и предложил спродюсировать их первый альбом, а также предоставить для этого всю необходимую аппаратуру. Будучи опытным звукорежиссером, Шумов установил на студии жесткую дисциплину и заставил группу записаться всего за 20 дней. Дебютный альбом получил название “Простые вещи” и небольшим тиражом был выпущен на двух грампластинках.

Одновременно в Лондоне вышел альбом под названием “Zvuki Mu”. Его издателем стал английский продюсер Брайан Эно. Группу “накрыло” волной успеха.  Музыканты отправились в большой тур по странам Европы, дважды гастролировали по США. Успех был огромный.

Возвратившись в СССР, группа записала альбом “Транснадежность”, не продемонстрировав прежнего качества. Коллектив распался, но началась самостоятельная музыкальная биография Петра Мамонова.

В 1995 году музыкант уезжает в деревню и там создает один из наиболее сложных для восприятия альбомов под названием “Жизнь амфибий как она есть”.

Театр

В 1992 году Мамонов ставит музыкальные шоу-спектакли и выступает на сцене драматического театра имени К.С. Станиславского. Среди его работ: “Лысый брюнет” (1991), “Полковнику никто не пишет” (1995), “Есть ли жизнь на Марсе?” (1997).

Спектакли участвовали в международных фестивалях Европы и Америки. 27 ноября 2003 года Петр Мамонов в последний раз сыграл спектакль “Шоколадный Пушкин” в “Клубе на Брестской” в рамках программы “Русский стиль”, представляющей творческие вечера мэтров российского искусства.

А уже в марте 2004 года состоялась премьера “Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева”. Потом был спектакль “Балет”, созданный Мамоновым, Творческим объединением “СВОИ” и арт-группой “Слепые”.

В конце 2012 года Мамонов после долгого перерыва вернулся на театральную сцену с новым моноспектаклем “Дед Петр и зайцы”.

Кино

Впервые на экране Петр Мамонов появился еще в 1988 году. Тогда на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе вышел первый полнометражный фильм  Рашида Нугманова “Игла”. Там Мамонов сыграл второстепенную роль, но запомнился зрителям. В этом фильме снялся еще один рок-музыкант – Виктор Цой.

В 1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина “Такси блюз”, рассказывающая о том, как жизнь свела двоих ни в чем не схожих людей – практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта Селиверстова. Фильм был очень высоко оценен за рубежом. На Каннском кинофестивале он получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру.

Вслед за этим вышло еще два фильма с участием Петра Мамонова: драма Рустама Хамдамова “Аnna Karamazoff” (с Жанной Моро в главной роли) и драма Никиты Тягунова “Нога” (по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, эти фильмы остались в стороне от широкого зрителя.

Такая же судьба ожидала и другие картины 90-х с участием Петра Мамонова: психологическая драма Янниса Типалдоса “Терра инкогнита” и фильм Сергея Сельянова “Время печали еще не пришло” (ироническая исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл удивительного странника, нарушившего тридцать лет назад патриархальный покой интернациональной деревеньки).

В 2005 году молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра Мамонова в свою картину “Пыль”. Фильм был снят на скромную цифровую камеру, практически без бюджета. Мамонов был единственным актером-профессионалом в фильме.

“Остров”

В 2006 году продолжилось сотрудничество Мамонова и режиссера Лунгина. В драме “Остров” актер  получил роль главного героя – старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства.

Фильм получил шесть премий “Золотой орел”, шесть премий “Ника”, приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере, во Франции. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше 2 миллионов долларов. Рейтинги фильма оказались заоблачными.

Лента открывала “Кинотавр 2006” и фестиваль духовного кино в Риме, закрывала Венецианский кинофестиваль, а 27 июня 2006 года была впервые показана в столице России – в рамках  внеконкурсной программы XХVIII Московского международного кинофестиваля.

В огромном зале не было ни одного свободного места, во время сеанса стояла напряженная тишина, а по его окончании публика 10 минут стоя аплодировала Лунгину и Мамонову  – настолько сильным оказалось впечатление от картины.

Павел Лунгин говорит, что картина “Остров” – “это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно – быть человеком. И как необходимо им быть”.

Читайте также:  Андрей парубий - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Лунгин также отмечал, что “Остров” в чем-то продолжает “Покаяние” Тенгиза Абуладзе и “Цареубийцу” Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.

“Остров” снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки.

Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма –  “это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты.

Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин”.

Петр Мамонов считает, что “самое ценное в этом кино – это что фильм достаточно робкий, что никаких там нет лозунгов, что никто ни на чем не настаивает. Мы робко притронулись к очень важной теме”. “Остров” – очень удачная работа, я ее не стыжусь. Я сделал все, что мог.

Во время съемок целыми ночами думал и плакал… Посмотрел его девять раз и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру.

Просто о людях, выбравших такой путь”, – признается Петр Николаевич.

Неподражаемый Мамонов дружен с Лунгиным с самого детства. Режиссер признается, что без Мамонова не было бы этой картины. Как не было бы и удачного знакомства с Виктором Сухоруковым. Если талант Дмитрия Дюжева Лунгин разглядел сам, то личность Сухорукова режиссеру раскрыл именно Мамонов.

“Царь”

Неудивительно, что в свой фильм “Царь” об Иване Грозном Лунгин снова пригласил Мамонова.  Режиссер говорит, что Мамонов – какое-то особое явление в этой жизни.  “Он не совсем драматический актер. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым”.

Картина Павла Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного стала сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма – духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа – единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову.

В интервью “Российской газете” Павел Лунгин предупреждает, что его “Царь” – “это не кинцо, над ним надо думать”. По словам режиссера, его картина – “о том, что власть в России пытается быть Богом”.

“А власть не Бог. И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира.

И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему”, – сказал он “Ведомостям”.

Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой “не решены проблемы власти – ни сверху, ни снизу”. А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный – “своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью”.

“…если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, – утверждает он в интервью изданию “Ваш досуг”. – Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре.

Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю.

Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы “опечатала” собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла”.

В последние годы Мамонов снимался в фильмах “Игла-Ремикс” (2010) Рашида Нугманова, “Шапито-шоу” (2011) Сергея Лобана, “Иерей-Сан: исповедь самурая” (2015) Егора Баранова и Ивана Охлобыстина, сериале “Пепел” (2010) Вадима Перельмана.

Отшельник

В 1995 году артист ушел от цивилизации и переселился в деревню Ефаново Верейского района Подмосковья. Общественность приняла этот поступок как отшельничество, уход от мирской суеты.

В то время 45-летний Мамонов потерял всяческий интерес к жизни. У него были хорошие родители, любимая жена, дети, работа, независимость, но вот смысла жизни он не видел.

“Кайфы не помогли, я опивался и обкуривался, но пустота оставалась”.

Двоюродный брат Петра, строитель, предложил взять участок в строящемся поселке. Сначала Мамонов отказался. А потом приехал, увидел эту неописуемую красоту, эти сосны, речечку и сказал: “Вот я здесь и останусь”.

Вера

Именно там, в 45 лет, к Мамонову пришла вера, которая помогла найти выход из жизненного тупика. “Стал думать для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят – или сколько там – лет жизни. А прапрадед мой  был протоиреем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чем они там молятся”, – рассказывает Петр Николаевич.

С тех пор он занялся самосовершенствованием в православии, стал регулярно посещать местную церковь, исповедаться и молиться.

“Деревенские спрашивают: “Ты че, Петро, в церковь зачастил?”, а я им: “Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?” – “Люблю”. – “А я в церковь люблю ходить”. Это было начало, а настоящая встреча с Богом произошла не так давно… Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог.

И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце любовью и обезоружил меня. Вера вдруг пришла – как обухом. Смысл появился: вечная жизнь и счастье всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай – это так, как каждый хочет. “Ящик” выбросил в окно.

Читаю труды святых отцов, Библию, стараюсь жить по божьим законам. Тяжело. Бог нам деньги придумал по нашей немощи, чтобы мы делились ими. А мы что делаем? Он украл, и он украл. А этот – не успел. Не хватило.

Сколько можно копить? Кому все это достанется? Может быть, нам совсем немного осталось? Над собой работай, злобу уменьшай”.

Кстати, чтобы сняться в “Острове”, Мамонов испросил разрешения у своего духовного отца. Приступил к работе лишь после благословения.

Поэт

В 2008 году Мамонов увлекся поэзией – он выпустил несколько сборников своих стихов, которые были встречены публикой довольно тепло. “Я вот стишки короткие пишу, – говорит Петр Николаевич. Например, “Мудрец”:

Все вниз меня швыряет,

понять я не могу,

глазенки закрываю

и в ужасе бегу.

Вроде шуточки – хихи-хаха. А Святые Отцы пишут, что когда ты начинаешь на кого-то гневаться, раздражаться, то нужно бежать, сломя голову, от источника гнева. Поэтому – “глазенки закрываю и в ужасе бегу”. Вот такая философия у этого замечательного человека и неподражаемого актера.

Личная жизнь

“Я эмоциональный человек, я с 13 лет начал пить – портвейн и все это прочее. Я в ужасе: на что я потратил собственную жизнь, на какую ерунду я истратил свою жизнь – на эти все песни, пьянки, гулянки, беготню постоянную по домам, флэтам. Мы же по улице Горького как: выходишь утром в 11 на “Пушку”, до “Трубы” вниз – вверх, и так до 11-ти вечера.

И все было интересно, все было весело, (всего) хватало. Друзей встретишь, там по 20 нааскаешь на портвейн… было модно, драться там… Бывает, ходишь похмельный, без копейки денег – что хорошего? Пить – это очень тяжело, большая воля нужна. Намного легче не пить.

Пить – это очень мужская, строгая вещь”, – вот так откровенно и искренне рассказывает о своей жизни сам Петр Николаевич.

Впервые он  женился еще в середине 70-х годов. Семейная жизнь была скоротечной. Его избранницей стала девушка, имя которой сам актер никогда не раскрывал. Известно только лишь то, что в этом браке у Мамонова родился сын.

В 1982 году Петр Николаевич зарегистрировал отношения с танцовщицей Ольгой, которая вскоре стала его личным менеджером. У Ольги и Петра появились дети (в семье трое сыновей). Младший сын Иван стал кинорежиссером.

Награды

Петр Мамонов награжден кинематографическими премиями “Ника”, “Золотой орел”, “Белый слон” (все – 2006), дипломом “За лучшую главную мужскую роль” МКФ славянских и православных народов “Золотой Витязь” (2007), а также премией “Своя колея” имени В.С. Высоцкого (2006)

По материалам сайтов: wikipedia.org, kino-teatr.ru,Tele.ru, kinopoisk.ru, vokrug.tv, 7 Дней, Uznayvse.ru, Собеседник.ru, Ok-magazine.ru, РИА Новости.

Фильмография: Актер

  • Иерей-Сан: исповедь самурая (2015)
  • Пепел  (2013)
  • Шапито-шоу  (2011)
  • Игла-Ремикс (2010)
  • Царь (2009)
  • Остров  (2006)
  • Пыль  (2005)
  • Котлован  (2005)
  • Время печали еще не пришло  (1995)
  • Терра инкогнита (1994)
  • Нога  (1991)
  • Анна Карамазофф (1991)
  • Такси-блюз (1990)
  • Игла  (1988)

Источник: http://russia.tv/person/show/person_id/256183

Петр Мамонов: биография, моноспектакли, фильмы, фотографии актера и музыканта

Рокер-хулиган, актер, отшельник — у сегодняшнего юбиляра множество ипостасей. Петру Мамонову исполняется 65 лет, а кажется, что он прожил за свои годы несколько жизней.

Мамонов-поэт

Тексты Мамонова к песням группы «Звуки Му» включены в антологию «Поэты русского рока». В случае с рокерами трудно отделить поэтический дар от музыкального, но общепризнанный факт в том, что позднесоветский и постсоветский рок был силен именно текстами.

В 1980 году, запершись в чертановской коммуналке, Мамонов избывал глубокую депрессию и писал стихи. Они легли в основу первых песен группы «Звуки Му».

Позже, после распада группы, Мамонов выступал с моноспектаклями — по сути, монологами, начитывал альбомы белых стихов и вольных авторских пересказов сюжетов братьев Гримм. Выпустил несколько сборников своих стихов и оригинальных высказываний под названием «Закорючки».

Мамонов — не просто стихотворец в каноническом понимании этого слова, но поэт в своих отношениях с миром, собственной личностью. Его жизнь, как и его поэзия, полна эскапад.

Мамонов-музыкант

В отличие от большинства музыкальных деятелей своего поколения, Мамонов не стал в юности битломаном. Его музыкальными кумирами были афроамериканцы Майлз Дэвис, Рэй Чарльз. Стиль Мамонова-музыканта также отличала бешеная, первозданная энергия.

В ходе концертов он не просто пел, но устраивал целый спектакль: принимал причудливые позы, неожиданно падал плашмя, вихлялся, имитировал судороги и пускал пену изо рта… Каждая композиция «Звуков Му» становилась, таким образом, камланием, вводящим публику в коллективный транс.

Только сложившись, группа приобрела необыкновенную популярность в рок-среде, музыканты кочевали по квартирникам, а в 1985-м «Звуки Му» получили возможность участвовать в официальных рок-концертах. История группы — яркая, но недолгая. Мамонова отвлекали съемки в кино, театральные эксперименты.

Не хватало сил и терпения на то, чтобы развивать музыкальный коллектив. Но «Звуки Му» периодически возникают из небытия, в обновленных составах. Вот и в день своего 65-летия Мамонов обещает дать концерт в составе группы «Совершенно новые Звуки Му».

Петр Мамонов на концерте «Приключения Незнайки». Фотография: petrmamonov.ru

Мамонов-киноактер

В 1988 году Петр Мамонов снялся в фильме Рашида Нугманова «Игла», где главную роль сыграл еще один знаковый персонаж рок-тусовки — Виктор Цой. Соратники по музыкальному поприщу, на экране Мамонов и Цой предстали антагонистами. Герой Мамонова, зловещий доктор Артур Юсупович, воплощал коварное зло, а персонаж Цоя, благородный Моро, — добро.

Рашид Нугманов открыл для кинематографа Мамонова-актера, и за то стоит сказать режиссеру большое спасибо. С тех пор Мамонов не раз снимался в кино, и коллекция его экранных созданий поражает воображение.

Аутичный саксофонист Лёха в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» (приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале — 1990!), таинственный геодезист Мефодий в третьей и последней режиссерской работе Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло», собеседник героини Жанны Моро в одиозной картине-фантазии Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф», старец-исцелитель Анатолий в значительном фильме Лунгина «Остров» и венценосный юродивый Иван Грозный в его же картине «Царь». Особой строкой в фильмографии Петра Мамонова проходит сотрудничество с дуэтом режиссера Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой. В 2005 году он неожиданно принял предложение молодых и никому не известных кинематографистов сняться в их странном, экспериментальном фильме «Пыль» в роли очередного зловещего доктора. А через несколько лет Мамонов солировал в одной из новелл оригинального фильма Лобана «Шапито-шоу».

Мамонов — театральный актер

Как мы уже отметили, каждый выход Мамонова на сцену — спектакль. На театральных подмостках он дебютировал в 1992 году. В Московском драматическом театре им. Станиславского Мамонов сотоварищи поставил и играл спектакль «Лысый брюнет» по пьесе Даниила Гинка. Постановка имела устойчивый успех, и та же команда во главе с Мамоновым поставила в Театре им.

Станиславского спектакль по повести Маркеса «Полковнику никто не пишет». Но все-таки главная стезя Мамонова в театре — моноспектакли.

Композиции «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадный Пушкин», балет «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева», «Дед Петр и зайцы» — оригинальные, ни на что не похожие действа, способные раскрыть разные грани богатой, неуемной натуры Петра Мамонова.

Мамонов-радиоведущий

Мамонов всю жизнь собирал пластинки и в какой-то момент решил пустить коллекцию в дело.

Вдохновленный примером Бориса Гребенщикова и его программы «Аэростат», Мамонов предложил себя в качестве ведущего авторской музыкальной радиопрограммы, и на его инициативу откликнулось радио «Эхо Москвы».

Музыкант ведет там передачу «Золотая полка» — проигрывает пластинки из своей коллекции и рассказывает о судьбах музыкантов, групп и конкретных композиций.

Источник: https://www.culture.ru/materials/100222/petr-mamonov-kto-on

Ссылка на основную публикацию