Гюстав курбе – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Гюстав Курбе, картины с названиями и биография художника

Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Jean Désiré Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан, Франция — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария) — выдающийся живописец, один из основателей и ключевая фигура французского реализма. В период Парижской коммуны занимал должность комиссара по искусству.

Позднее был обвинен в сносе знаменитой Вандомской колонны и вынужден эмигрировать в Швейцарию.

Особенности творчества художника Гюстава Курбе: отказ от романтических трактовок в пользу жизненной правды — наиболее эта особенность заметна в его жанровых картинах; кроме того, Курбе была свойственна сатирическая интонация, которая отделяет его произведения от более позднего французского натурализма.

Известные картины Гюстава Курбе: «Похороны в Орнане», «Купальщицы», «Происхождение мира», «Женщина с попугаем», «Автопортрет с черной собакой», «Дробильщики камней».

Осенью 1839 года в Париж прибыл молодой человек при шляпе и щегольских усах. Он был хорош собой, шумен, дерзок и честолюбив. Юноша не испытывал ни малейшего пиетета перед признанными авторитетами и был готов вызвать на дуэль целый мир. Впрочем, в отличие от героев Дюма, он предпочитал шпаге кисть.

Подобно другому знаменитому провинциалу — д’Артаньяну — он не сомневался, что в Париже о нем вскоре заговорят. Разумеется, так и произошло. Звали молодого человека Жан Дезире Гюстав Курбе.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане — деревушке на границе с Швейцарией.

Его отец — Режи Курбе — был зажиточным землевладельцем: детство Гюстава прошло среди фамильных виноградников и живописных рощ восточной Франции.

Он рано увлекся рисованием — уже в 12-летнем возрасте Гюстав, не проявлявший большого рвения в других науках, охотно посещал семинары по живописи, которые проводил в Орнане заезжий ученик Антуана-Жана Гро.

В 18 лет, повинуясь воле отца, Гюстав Курбе отправился в Королевский колледж Безансона учиться на юриста. Однако, вместо того, чтобы штудировать право, он все больше времени уделяет занятиям в местной академии живописи, и два года спустя, отправляется покорять столицу.

Гюстав Курбе неоднократно подчеркивал, что всему учился сам и никогда не принадлежал ни к какой школе. Это, разумеется, не вполне правда: прибыв в Париж, он учился в мастерской некоего Стобена. Кроме того, на первых порах Курбе много копировал — Рембрандта, Халса, Караваджо.

Что касается современников, к их творчеству Курбе отнесся скептически. Он даже заявлял, что разочарован современным французским искусством и «если живопись должна быть такого свойства, то он никогда не станет художником».

Впрочем, Курбе вскоре передумал — не в последнюю очередь, благодаря работам Эжена Делакруа, которыми искренне восхищался.

Напускное презрение к мнению публики уживалось в нем с лютым желанием добиться признания. Достичь успеха без благословения парижского Салона было в те годы практически невозможно, и Курбе бомбил жюри заявками.

Он экспериментировал с разными техниками, пробовал себя в разных жанрах, искал выигрышные сюжеты, пытался просчитать салонную конъюнктуру.

В 1844-м осада увенчалась первым успехом: автопортрет «Курбе с черной собакой» попал в экспозицию и был удостоен сдержанно благожелательной критики.

В 1848 году у Гюстава Курбе появился неожиданный союзник — буржуазно-демократическая революция. Несмотря на то, что счета Гюстава долгое время исправно оплачивал отец-феодал, сам он придерживался вполне революционных взглядов.

Курбе унаследовал их от деда по материнской линии — убежденного республиканца. Кроме того, в Париже он сдружился с философом анархистом Пьером-Жозефом Прудоном. Так что февральскую революцию Гюстав Курбе встретил с энтузиазмом.

Главным же революционным завоеванием для него стало то, что в 48-м была упразднена квалификационная комиссия парижского Салона. Воспользовавшись ситуацией, Курбе выставил сразу 10 своих полотен, одно из которых — «Послеобеденный отдых в Орнане» — приобрело новое правительство.

Это был год триумфа: Курбе удостоился Большой золотой медали Салона, стал настоящей знаменитостью. Увы, его дальнейшие отношения с парижским Салоном были не столь безоблачны.

В 1950-м картина «Похороны в Орнане», которую Курбе посвятил памяти своего деда, провоцирует громкий скандал.

Критики возмущены тем, что композицию и тему, ранее ассоциировавшиеся с библейскими сюжетами и эпическим размахом, Курбе использует, изображая будничные события в маленькой деревушке.

Хуже того, не испытывая благоговения перед таким явлением как Смерть, Курбе привнес в полотно личные мотивы — по меркам тех лет, это была шокирующая нескромность.

Три года спустя история повторяется — на этот раз, поводом для всеобщей истерики становится картина «Купальщицы».

Обнаженная крестьянка, чей «тыл» критики сравнивают с лошадиным крупом, у другой — о, ужас! — грязные ноги. Публика окончательно укрепляется во мнении, что реализм Курбе — слишком уж реалистичный.

Даже вчерашние сторонники (в их числе Эжен Делакруа) отмечают «вопиющую вульгарность форм».

Нужно заметить, что самых непримиримых критиков нервировали не только картины Курбе, но и сам Курбе. Столичная богема воспринимала Гюстава Курбе как эдакого сельского медведя — шумного, могучего и неотесанного.

Один из критиков писал о нем: «Природная мощь Курбе бьет все мыслимые рекорды — это он орет громче всех, это он выпивает наибольшее количество кружек пива, это он несет с охоты самую крупную добычу, это он меньше чем за два часа рисует пейзаж». Гюстав ни в чем не знал меры. Он любил поесть и выпить.

Любил женщин (одну из них Курбе, к слову, увел у своего коллеги и приятеля Джеймса Уистлера). Он любил жизнь и умел взять у нее все, что она могла предложить. Кроме того, он был заносчив, категоричен в суждениях и ценил свою творческую свободу превыше устоявшихся канонов и правил.

Не удивительно, что отдавая дань его таланту, Париж все же не спешил раскрывать дружеские объятия провинциальному гордецу.

Несколько скрасило ситуацию появление Альфреда Брюйя — мецената и большого поклонника Гюстава Курбе. Брюйя оплатил несколько доброжелательных отзывов в газетах и купил все картины, выставленные художником на Салоне 1853-го.

Позднее, когда работы Курбе по традиции отвергнет жюри Всемирной выставки в Париже, Брюйя даст ему денег на строительство персонального павильона под недвусмысленно лаконичной вывеской «Реализм». Этот «контркультурный» жест оценили коллеги — о выставке «Реализм» восторженно отзывались Делакруа и Энгр.

Однако, публика и критики встретили ее прохладно. Измотанный подготовкой экспозиции и несколько разочарованный Курбе потом еще долго болел.

На Салоне 1857-го разразился новый скандал: критики обрушились на картину «Девушки, отдыхающие на берегу Сены». Отчаявшись что-либо доказать, Курбе уехал в Германию — в некотором смысле это было бегством. «Я волочусь по чужим краям, чтобы хоть мысленно обрести независимость, без которой не могу жить», — писал он одному из своих немногих друзей.

Вернувшись во Францию, Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников. Свои принципы он формулировал аудитории примерно так: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству.

Делайте только то, что видите и чувствуете сами».

В 1867-м, когда в Париже открывается очередная Всемирная выставка, Курбе, как и полагается грамотному революционеру, идет своим путем. На деньги Альфреда Брюйя он строит новый персональный павильон — втрое превосходящий размерами прежний.

Пришедшую к власти Парижскую коммуну Гюстав Курбе встречает с распростертыми объятиями. Это чувство — взаимно: при новой власти известный оппозиционер Курбе становится кем-то вроде комиссара по искусству.

Когда Парижская коммуна приняла решение снести Вандомскую колонну (монумент, воздвигнутый Наполеоном во славу французского оружия), Курбе не возражал. Он и раньше выступал за перенос колонны в какое-нибудь пустынное место, находя ее «естественной, словно кровавый родник в мирном саду». Но раз уж парижане решили разрушить памятник, так тому и быть.

Разрушение колонны было символичным жестом: Курбе казалось, что на Вандомской площади рассыпается в прах старый мир с его закостенелыми устоями.

Охваченный революционной эйфорией, он писал: «Париж сегодня — настоящий рай, не видно ни полиции, ни малейшей глупости в поведении граждан, никакой обдираловки, никаких драк. Так должно быть всегда».

Разумеется, рай просуществовал недолго: вскоре коммуна была раздавлена. А Гюстав Курбе угодил за решетку — главным образом, за снос Вандомской колонны.

Правительство полагало, что Курбе, как президент федерации художников, должен был оберегать исторические памятники, а не сносить их. Через полгода его освободили, обязав оплачивать восстановление Вандомской колонны из своего кармана.

Это было тяжкое моральное и финансовое бремя: ежегодно Курбе должен был выплачивать десять тысяч франков. Его имущество было описано, картины — конфискованы.

Сразу после освобождения Курбе уехал в родной Орнан, а оттуда эмигрировал в Швейцарию. Некоторое время он продолжал работать, но писал в основном натюрморты на продажу, чтобы покрыть долги.

В 1877-м Гюстав Курбе скончался от цирроза печени. Кроме своих картин он оставил потомкам что-то вроде словесного завещания: «Когда я умру, скажите: он никогда не принадлежал ни к одной художественной школе, ни к одной церкви, ни к одной академии и не был сторонником ни одного политического устройства, за исключением устройства свободы».

Источник: https://artchive.ru/artists/120~Gjustav_Kurbe

Гюстав Курбе (1819-1877)

«Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»
Рихард Мутер

Художник-революционер — не странное ли сочетание? Художник, сказавший великому Делакруа: «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков? Ангелы? Как? Вы пишете ангелов? Когда же вы их видели? А если не видели, то как же можете их писать?» Художник, положивший начало самому мощному художественному течению XX века — реализму. Все это — Гюстав Курбе.

Рождение бунтаря

Гюстав Курбе

Тот, кто задался вопросом о родоначальнике реализма в живописи, в итоге исканий непременно придет к имени Жана Дезире Гюстава Курбе.

Бунтарь и революционер, как в искусстве, так и в жизни, на протяжении которой его постоянно сопровождали скандалы, этот человек был масштабен и столь же значителен для своего времени, как, например, Рембрандт для своей эпохи.

Что же такого совершил Гюстав Курбе, чтобы заслужить честь стать в один ряд с великими мастерами?

Он родился в 1819 году во Франции, в Орнане, неподалеку от границы со Швейцарией. Отец Курбе был зажиточный крестьянин, владелец плодоносных виноградников. Своего сына Режис Курбе хотел видеть юристом, а потому мальчик посещал семинарию в Орнане, а затем поступил в юридический колледж в Безансоне.

Но самого Гюстава карьера адвоката не привлекала вовсе. Он, конечно, посещал колледж, но куда больше времени уделял занятиям в Академии, где брал уроки у Шарля Антуана Флажуло, ученика самого Жака Луи Давида.

Не скрывая от отца, что мольберт, краски и кисти увлекают его куда больше, чем толстые своды законов и учебники латыни, он объявил, что собирается стать художником.

Старший Курбе дал ему денег и благословил на поездку в Париж.

Впрочем, вряд ли стоит этому удивляться. Дед будущего живописца, оказавший на внука огромное влияние, был якобинцем и участвовал в Великой французской революции. Отец, как либерал, поддерживал революцию 1830 года. О матери сам Курбе впоследствии писал, что она была «рационалисткой и католической республиканкой». Кем же мог вырасти их сын, как не бунтарем!

Итак, Густав Курбе прибыл в Париж. Первое, что он сделал, — начал регулярно посещать Лувр, досконально изучая картины старых мастеров.

Французский академизм того времени жестоко его разочаровал, и Курбе старался выстроить для себя четкую последовательность в развитии живописи.

Молодой человек был уверен, что истинное искусство не должно быть символичным: художник должен писать только то, что видит.

Сначала он пытался заниматься в художественных мастерских Шарля де Штейбена, но довольно скоро отказался от получения академического образования.

Час за часом, проводя в галереях, делая зарисовки и копии, упорно работая с натуры, Курбе сумел восстановить утраченную, было технику письма Европы XVII века, взяв себе за образец творчество титанов — Рембрандта и Веласкеса.

«Неистовый провинциал», как его назовут позднее, обрел оружие и был готов к бою.

От академического автопортрета к социальному реализму

Гюстав Курбе «Автопортрет с чёрной собакой» (1842)

Любой молодой художник, желавший получить признание, стремился выставляться в Парижском салоне. Поначалу Курбе ждала неудача, только в 1844 году он сумел выставить «Автопортрет с черной собакой» (1842), который, как и другие его ранние работы, нес в себе отголоски романтического течения. Но очень скоро все изменилось.

Помимо работы в галереях и мастерских, Курбе очень много читал, отдавая предпочтение социалистам-утопистам. Он разделял идеи Прудона, зачитывался поэзией Беранже и романами Бальзака и Жорж Санд.

Изменения в мировоззрении, а вернее укрепление Густава на позициях утопического социализма, не могло не отразиться на его творчестве. Салон раз за разом отвергал его картины за слишком вольный выбор тем и отсутствие традиции в стиле. Курбе писал «как солнце», идя от самых темных тонов к самым светлым и заканчивая яркими бликами. Эта манера письма тоже не нова, она — революционна.

Гюстав Курбе «Похороны в Орнане» (1849-1850)

Тем не менее в 1849 году было выставлено, награждено золотой медалью и куплено государством его полотно «Послеобеденный отдых в Орнане». Это давало ему возможность отныне выставляться без предварительного отбора. И с 1850 года началась череда скандалов, связанных с его картинами.

«Дробильщики камня» (1849), «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!» (1854), «Мастерская художника» (1855) — все прочнее и ярче становится реалистическая манера письма художника, все более яростным нападкам подвергается он за то, что осмеливается писать неприкрашенную правду жизни, и даже более того, нарочито огрубляет и подчеркивает ее. Но разве скандалы могут остановить бунтаря?

В 1857 году он выставил шесть картин, среди которых было и скандальное полотно «Лето» (1857), где живописец изобразил двух отдыхающих у реки девиц легкого поведения. Теперь его реализм граничил с самым настоящим натурализмом.

Именно в этой манере написана целая его серия в стиле ню: «Купальщицы» (1858), «Женщина в белых чулках» (1861), «Спящая обнаженная», «Спящие» (1866), «Женщина с попугаем» (1866) и самая откровенная из них — «Происхождение мира». (Достаточно будет сказать, что впервые эта картина была выставлена публично только…

в 1988 году! И даже сейчас она находится за пуленепробиваемым стеклом и под присмотром охранника.)

Гюстав Курбе «Мастерская художника» (1855)

Гюстав Курбе «Порыв ветра» (1865)

О жизни Курбе можно было бы рассказать еще очень много. Но главное заключается в том, что, став родоначальником французского реализма, он показал идущему за ним поколению совершенно новый взгляд на мир, и идейный, и живописный.

Поделиться ссылкой

Читайте также:  Ольга хохлова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/zhivopis/gyustav_kurbe_1819-1877.html

Гюстав Курбе: жизнь и творчество художника

Гюстав Курбе (10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.

Содержание

Родился в семье зажиточного фермера. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 года — в Париже. Посещал студию Сюиса, делал этюды с натуры, по многу часов копировал в Лувре произведения старых мастеров, выделяя среди других Веронезе, Веласкеса, Сурбарана.

Именно в Париже проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре.

В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.

Творчество Курбе

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте:

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.

Похороны в ОрнанеКупальщицыПосле обеда в Орнане

Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.

Интересные факты из жизни художника

Сын состоятельного землевладельца, которому принадлежали необозримые поля и виноградники, питал вполне естественную для сельского жителя любовь к здоровому, ядреному телу.

Он до конца жизни не научился грамоте, его неразборчивые каракули содержали массу ошибок даже в простейших словах. И чтение не доставляло ему удовольствия.

Но что касается полных женщин с чувственными формами — в этом он отлично разбирался.

До Курбе никто подобного себе не позволял.

Биографы Гюстава Курбе пытались установить фамилии женщин, населивших его картины и, по намекам хороших знакомых, одаривших его более чем благосклонностью. Это оказалось делом непосильным.

За три месяца, проведенных, например, на морском курорте, он принял в мастерской свыше двух тысяч (!) дам, настойчиво желавших заказать ему свой портрет и готовых оплатить его по высшей ставке.

Он и в зрелом возрасте мог по пять часов сидеть в пивной и поглощать в несметных количествах хмельные напитки. Однажды, наведавшись в Мюнхен, где его очень почитали, он включился в четырехдневный марафон поклонников пива. На старте их было шестьдесят, до финиша добрались трое, но лавры победителя достались, конечно же, Курбе.

 При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: cocteil.blogspot.com, ru.wikipedia.org 

Гюстав Курбе: картины художника

Гюстав Курбе – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Гюстав Курбе: жизнь и творчество художника

2 (40%) 2 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/kurbe-gjustav.html

Художник Гюстав Курбе

Цитата сообщения MarginalisimusПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

С Днём рождения, Гюстав Курбе! ( Gustave Courbet июнь10, 1819)

Э. Золя писал: «Это был удивительный мастер: крепость фактуры, непогрешимость техники остаются непревзойденными в нашей школе. Надо обратиться к итальянскому Возрождению, чтобы найти такую уверенную и сильную кисть»
Гюстав Курбе пишет в автобиографии о себе в третьем лице:

Автопортрет с черной собакой (1842)

«Родился в Орнане (Ду) 10 июня 1819 года, начал свои занятия в семинарии родного города, закончил их в Королевском коллеже Безансона. (Во время изучения философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро.

Это было началом его знакомства с историей искусства, начиная с французской школы.) Затем он провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки желанию семьи, поощрял его призвание к живописи.

Отец предназначал сына к юридической карьере.

Приехав в Париж, он был сильно разочарован, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что, если бы в этом заключалась живопись, он никогда не стал бы художником. Он смотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в порядок свои мысли. Он начал серьезное и продуманное изучение всех школ в их последовательности.

La Vague

Его личность, казавшаяся очень странной и оригинальной его товарищам, была причиной того, что за ним следовали повсюду, повторяя его слова. У него была образная речивость, и он ловко пользовался теми небольшими знаниями, которыми обладал. Его прозвали “Курбе-проповедник”.

Товарищи преднамеренно завели его как-то в Люксембургский музей, чтобы заставить говорить. Поставили его перед Делакруа и спросили, что он думает о его картинах. Затем повторяли его дерзкие слова: “Я завтра бы сделал так же, если бы посмел”.

The Grain Sifters

Что касается Энгра, он ничего в нем сперва не понял. Лишь несколько позднее он заметил, что живопись всех этих людей имела свое значение, что все они искали средство для укрепления французского искусства. При виде их усилий он сказал себе: остается только промчаться мимо этого, как бомба.

В результате упорного труда он овладел подлинными средствами живописи, утерянными в Италии, Испании, Голландии, Бельгии, Германии.

Он пошел по пути Гро и Жерико и почти с самого начала стал писать на уровне лучших образцов живописи, находящихся в наших музеях.

Этот выходец с гор Ду и Юры, независимый республиканец от рождения по материнской линии, наследовал революционные идеи своего отца, либерала 1830 года и сентименталиста, и своей матери, рационалистки и католической республиканки.

Он забыл затем идеи и наставления своей молодости, чтобы пойти вслед за социалистами всех сект. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру.

Одновременно с живописью он занимался философией. Он изучал французских и немецких философов. В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами “Реформ” и “Насиональ” за активную революцию. Но его мирные идеи рухнули перед лицом реакционных действий либералов 1830 года, якобинцев и бездарных реставраторов истории…

…Он никогда не имел учителей, вопреки тем, кто ему таковых приписывал. Его отец рекомендовал его своему кузену г. Удо, профессору права, который хотел насильно заставить его учиться и свел его к господину Стебену. На восьмой день Стебен посоветовал г. Удо предоставить Курбе самому себе…»

The Beach at Trouville at Low Tide.

Первые самостоятельные работы Курбе относятся к середине сороковых годов – это картины церковного содержания, ряд романтических по характеру композиций, а также несколько автопортретов и портретов. Один из них – «Автопортрет с собакой» – был выставлен в Салоне 1844 года. Следом за ней в Салоне появились в 1845 году – «Гитаристка», в 1846 году – автопортрет.

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника.

Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами.

Написанный в том же году великолепный автопортрет «Человек с трубкой» (№ 7) знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

Февральская революция 1848 года захватила Курбе.

Он основывает социалистический клуб, принимая участие в издании недолговечного журнала своих друзей Шанфлери и Бодлера, создает эмблему французского народа, одержавшего победу на баррикадах… Но при этом не спешит на баррикады: «Это самое угнетающее зрелище. Я не дерусь, ибо не верю в борьбу при помощи ружей и пушек». Но Курбе не только сокрушался. Он борется при помощи своего оружия – кисти, резца, шпателя.

The Young Ladies of the Village.

Перед этой картиной, получившей вторую золотую медаль, Делакруа воскликнул: «Видел ты когда-нибудь что-либо подобное по своей силе? Вот это – новатор, революционер». В чем же заключалось новаторство Курбе? Ни в чем ином, как в правдивом и неприкрашенном изображении полукрестьянской, полубуржуазной среды.

В том же 1849 году он создает грандиозную картину (3,14×6,65 метра) «Похороны в Орнане». Все в этом произведении было новым и необычным, сюжет, взятый непосредственно из жизни провинциальной Франции, изображение тяжелого события, вызывающего грусть у зрителей, прозаические участники церемонии – жители Орнана, написанные с натуры.

Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился целый монументальный замысел. «В настоящий момент, – пишет он Вею, – я компоную мою картину на холсте.

Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы.

Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в “Похоронах”».

Знаменательно высказывание известного скульптора Бурделя об этом произведении: «Курбе универсален. В “Похоронах в Орнане” плачущие женщины – это все женщины, собака – это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».

Petit dejeuner de chasse.

Dressing the Dead Girl (Dressing the Bride)

«Возвращение крестьян с ярмарки» (1850), «Здравствуйте, господин Курбе» (1854).

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850), «Здравствуйте, господин Курбе» (1854).

Здравствуйте, господин Курбе!, 1854, Музей Фабра, Монпелье

В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера.

Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака.

Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.

Вскоре Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты.

Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов.

Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: “Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его”.

Portrait of Jo The Beautiful Irish Girl CGF.

На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но отвергнуты «Похороны в Орнане» и большая новая композиция «Мастерская художника».

В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устраивает свою выставку под названием «Реализм» – из 39 картин и 4 рисунков.

Здесь посетители могут восхищаться разносторонностью его мощной творческой личности и одновременно возмущаться всем тем, что критика, – придя, наконец, к единому мнению, – называет революционностью Гюстава Курбе.

В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось: «Реализм, совокупность моих работ…» Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста – «Мастерская художника». Об этой картине сам автор сказал: «”Мастерская художника” – реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе. По своему живописному и идейному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

Картина написана в теплых коричневатых тонах, придающих ей оттенок таинственности. На стене, служащей фоном, да и по всей картине, вспыхивают самые неожиданные цветовые блики, впечатляющие своей естественной непосредственностью.

Портретное изображение людей из различных слоев общества, совместное присутствие которых в этой мастерской кажется, впрочем, несколько искусственным, игра света и теней, богатство тонов одежды и драпировок – все это изумляет зрителя единством широкого размаха сложной композиции и совершенством тщательно проработанных деталей, в том числе великолепного, словно светящегося тела женщины.

«Дробильщики камня»

Эта картина, так же как и «Похороны» и «Дробильщики камня», знаменует собой нечто большее, чем тот, – скованный чрезмерной детализацией, – реализм, который провозглашал Курбе. Изобразив живописными средствами, многосторонне и глубоко, жизнь и общество, художнику удалось создать крупное реалистическое произведение в современном значении этого понятия.

Пейзаж в Фонтенбло, 1855 Рейксмузеум, Амстердам

The Bathers.

Из полотен, представленных на выставке 1857 года, исключительного внимания заслуживают «Девушки на берегу Сены». По словам Прудона – наиболее художественное выражение «моральных, психологических и социальных идей».
Известный писатель Т.

Готье пишет: «”Девушки на берегу Сены” (какое странное название, между прочим) возвращают нас к тому экстравагантному жанру, которому художник обязан своей известностью. Это звучный удар по там-таму общественного мнения, цель которого заставить обернуться невнимательную толпу.

Две толстые девицы, для которых была бы слишком велика честь, если бы их назвали лоретками, растянулись на траве на берегу реки, одна животом вниз, другая – на боку, нелепо наряженные в безвкусные туалеты… Из-за дерева, листья которого кажутся вырезанными из зеленой бумаги, виднеется в глубине полотна вода, голубизна которой напоминает скорее Неаполитанский залив, чем Сену. Все это вместе образует довольно фантастический пейзаж, который можно увидеть в провинциальных трактирах. Что касается девицы, лежащей на животе, то, если бы она захотела встать, снять одежды на берегу и окунуть в воду кончик ноги, как античная нимфа, она не произвела бы того впечатления рельефности, как Венера на выставке в Мон-Плезир. Никакие формы не выступают под платьем. Г-н Курбе все израсходовал за один раз. И все же есть в этой нарочито гротесковой картине великолепные по цвету куски, настоящее чудо, как вышитая шаль. На вульгарном лице второй спящей чувствуется биение жизни и легкая испарина сна. Руки, шея, щека первой девицы очень верны по тону, они так тонко и крепко написаны, что редко можно встретить у других…

Натюрморт с яблоками, 1872 Рейксмузеум, Амстердам

Чем больше совершенствовалось искусство Курбе, чем ярче проявлялась могучая сила его творческой личности, тем чаще становился он мишенью резких нападок.

Незаурядность и мощь – вот чего не могли простить ему его враги.

Как пишет в одной из своих критических статей Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

Portrait of the Artist, called The Wounded Man

Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил: «Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу».

В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника: «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков?», на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы.

Курбе поднял брови: «Как? Вы пишете ангелов? Когда же Вы их видели? А если не видели, то как же можете их писать?.. А я пишу только то, что вижу».

Landscape near Puit Noir near Ornans.

Курбе выступает как автор замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы, – густые леса с их дикими обитателями, водопады, бушующие волны моря, горы: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Море» (1864), «Хижина в горах» (1874).

Попытка правительства привлечь художника на свою сторону путем вручения ему ордена Почетного легиона не увенчалась успехом. Отклоняя пожалованный ему в 1865 году правительством орден Почетного легиона, он пишет министру изящных искусств М.

Ришару: «Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную прежде всего на монархических принципах. Я соблюдаю свое достоинство, оставаясь верным основным правилам всей моей жизни; поступившись ими, я продал бы свое достоинство за показные почести.

Мне пятьдесят лет, и я всегда был сам себе господином; позвольте же мне окончить мою жизнь свободным человеком; когда я умру, обо мне скажут: он не принадлежал ни к какой школе или академии, ни к какому бы то ни было вероисповеданию или направлению, и вообще не был приверженцем какого бы то ни было режима, а только свободы»…

Во время Всемирной выставки в Париже 1867 года Курбе в особом, расположенном рядом с ней, здании выставил свои 136 картин. Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве.

Здесь была выставлена одна из лучших охотничьих сцен «Травля оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар» – женщина из народа, а также скульптура «Маленький рыболов».

И так как в это время узы, наложенные на печать, несколько ослабли, то левое крыло ее, носящее либеральный и демократический оттенок, торжественно провозгласило: «Кто в политике стремится к свободе, тот в искусстве – сторонник Курбе».

Женщина с попугаем (Woman with parrot)

С этого времени жизненный путь Курбе идет вверх: не только продолжает расцветать его творчество, но и растут его успехи и завоеванное им признание.

В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль; на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он – в центре внимания.

Высокая награда баварского правительства была лишь предлогом для восторженной молодежи и художников самых различных стран, чтобы провозгласить пятидесятилетнего живописца величайшим из всех живущих в то время художников, великим мастером реализма.

Portrait of Juliette Courbet (1844) Musee du Petit Palais, Paris.jpg

Девочка с чайками, Трувилль.

В сентябре 1870 года в Париже, провозгласившем республику, Курбе выбирают председателем Союза художников и Общефранцузского комитета по делам музеев.

Свою приверженность идеалам свободы Курбе со всей определенностью проявил в дни Парижской Коммуны, когда он открыто встал на сторону революции.

Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства.

The Desperate Man The Man Made by Fear

После падения Коммуны он был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи. «Меня убили, я больше уж не сделаю ничего хорошего», – вздыхает Курбе.

Написанные в тюрьме картины – великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Представитель правительства Тьера заявил по поводу этого отказа: «Это не относится к области искусства».

Marine A Etretat

Курбе приговаривают к штрафу размером свыше 300000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время Коммуны.

Его мастерскую опечатывают, картины разбазаривают…
Травля и преследования вынуждают художника покинуть родину. Больной и разбитый духовно, он уезжает в Швейцарию, где продолжает работать вплоть до самой смерти.

Курбе умер 31 декабря 1877 года в местечке Тур-де-Пейлтц на берегу Женевского озера.

Обнаженная дама с собачкой, 1868 Музей Орсе, Париж

Девушка в белых чулках, 1861 Собрание Барнса, Мэрион

Женщина в волнах, 1868 Метрополитен-музей, Нью-Йорк

The source, 1868, 128x97cm, Musee dOrsay, Paris.

Влюбленные в сельской глуши, 1844 Художественный музей, Лион

Гюстав Курбе. Автопортрет. (Мужчина с кожаным ремнём)

Self-Portrait – Man with Leather Belt (1845-1846) Musee d Orsay, Paris

http://smallbay.ru/artfrance/courbet_gustave.html

http://interpretive.ru/dictionary/1051/word/gyustav-kurbe

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/321130.html

Курбе Гюстав — Биография

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана.

В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также).

Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию.

Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин.

Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена.

В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались (чем?). Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри).

С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдах.

Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах.

Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри.

Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции.

В результате в 1848 году году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.

В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию.

Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.

В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны.

После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage3203/biography

Курбе Жан Дезире Гюстав (1819-1919)

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года в небольшом городке Орнане, расположенном неподалеку от швейцарской границы. Его предки со стороны отца, владельца фермы и виноградников, на протяжении нескольких поколений жили в восточной Франции: мать тоже была уроженкой этих мест.

С детства будущий художник был влюблен в свою малую родину, и эта любовь оставила заметный след в его творчестве. В 1831 году Гюстав поступил в местную школу, где быстро приобрел репутацию шумного и проказливого ученика. Интерес к рисованию пробудил у него «папаша» Бод, один из его школьных учителей.

Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса (1771-1835), одного из ведущих художников-неоклассицистов, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше рисовать с натуры. Позже Курбе говорил, что именно благодаря Боду он стал художником. В 1837 году Гюстав поступил в Королевский колледж в Безансоне.

Вняв советам родных, он изучал право, но вместе с тем (уже по собственному желанию) посещал занятия и в местной Академии. Очевидно, это сыграло свою роль в том, что в 1839 году юноша отправился в Париж. Там он первое время осваивал азы художнического ремесла у некоего художника Стобена.

Ученические штудии Гюстав дополнял посещением музеев, где старательно копировал выставленные работы живописцев – от старых испанских и голландских мастеров до Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Позже художник объявлял себя самоучкой, но в этом немного лукавил, потому что начальное художественное образование он все-таки получил.

Подобно большинству молодых честолюбцев от живописи, Курбе надеялся добиться признания, выставившись в Салоне. Он напряженно искал выигрышную тему для выставочной работы и экспериментировал с различными стилями. В период между 1841 и 1847 годами он попробовал себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи.

Результат вышел довольно плачевным. Большинство предлагаемых работ Курбе жюри Салона отвергло. Из попавших же в Салон трех картин лишь одну («Автопортрет с черной собакой») весьма сдержанно заметила критика. Таким образом, положение Курбе накануне французской революции 1848 года было не слишком благополучным.

Все еще больше усложнилось в 1847 году, когда Курбе женился на Виржинии Бине, несколько лет до того бывшей его любовницей (в этом году она родила его сына). О Виржинии известно лишь то, что она была на одиннадцать лет старше Гюстава и, как полагают, позировала для его картины «Влюбленные на природе». Этот союз распался в 1855 году. Сын Курбе умер очень молодым, в 1872 году.

Впрочем, в 1846 году художнику как будто улыбнулась судьба. Один голландский торговец произведениями искусства приобрел две его работы и пообещал новые заказы, если тот приедет в Голландию. Курбе поддерживали и его новые друзья, все сплошь молодые писатели и художники.

Среди них были фигуры, не нуждающиеся в особом представлении, – например, Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон. Компания обычно собиралась в пивной, находившейся в двух шагах от мастерской художника и прозванной друзьями «Храмом реализма».

Именно здесь велись первые разговоры об основания «новой школы» в искусстве, которая мыслилась реалистической по духу.

Письма Курбе той поры довольно тщеславны, в действительности же ни о какой громкой славе говорить не приходилось. Но на помощь пришла революция. В феврале 1848 года французский король Луи-Филипп отрекся от трона, и власть перешла в руки республиканского правительства. Салон уцелел, однако его отборочную комиссию упразднили.

Пользуясь представившейся возможностью, Курбе выставил в Салоне сразу десять своих картин. О художнике заговорили. На следующий год его картина «Послеобеденный отдых в Орнане» получила золотую медаль и была приобретена правительством для музея в городе Лилле. Но жизнь Курбе от этого легче не стала.

Именно к этому времени художник выработал свою реалистическую манеру. У многих она вызывала ярость. Так, шедевр Курбе «Похороны в Орнане» в Салоне 1850-51 года подвергся настоящей травле. Критики ядовито отплевывались, карикатуристы до бесконечности пародировали картину, а власти заподозрили в ней зашифрованное послание подрывного характера.

Реализм вызывал неприятие по двум причинам. Во-первых, раздражала сама его эстетика, противостоящая принятому в Салоне академизму. Во-вторых, он казался опасным, потому что его активно поддерживали социалисты. Курбе же свою оппозиционность существующему порядку вещей всячески подчеркивал.

В одном из интервью 1851 года он напрямую заявил: «Я не только социалист, но также демократ и республиканец. Иными словами, я революционер до мозга костей». Вторая империя, установившаяся через год, подобных слов не прощала.

В 1855 году его картины были не приняты на Всемирную выставку.

В ответ на это художник рядом с официальным французским павильоном изящных искусств организовал частную выставку своих работ в павильоне, названном им «Павильон реализма». К огорчению Курбе, этот демарш не поддержала публика, и он едва окупил затраты по строительству помещения.

В 1857 году были изменены правила приема картин в Салон, и первую скрипку в отборе работ снова стала играть приемная комиссия. Тогда художник обратил свои взоры на соседние страны. В 1856 году он посетил Бельгию, где, по его собственным словам, «жил как принц». Двумя годами позже он надолго остановился в Германии, где тоже был хорошо принят.

Кроме того, Курбе с успехом выставлялся в Лондоне, Антверпене, Амстердаме, Брюсселе и Гааге. Самым триумфальным выдался для него 1869 год, когда бельгийский король Леопольд II наградил его золотой медалью, а баварский король Людвиг II – орденом святого Михаила.

В Париже, между тем, продолжались дрязги с Салоном и властями. Дважды картины художника хорошо принимались в Салоне, но правительство отказывалось приобретать их. В конце концов Курбе пошел на открытую конфронтацию. Он представил в приемную комиссию картину, которая не могла не вызвать скандал.

Это было «Возвращение кюре с конференции» – групповой портрет сильно подвыпивших священнослужителей. В те дни художник писал одному из своих друзей: «Если эта картина вызвала такое неудовольствие, я могу считать, что достиг своей цели… Да свершится Революция». Таким образом, события, окончившиеся изгнанием Курбе из страны, были закономерны.

В 1870 году Франция вступила в войну с Пруссией, окончившуюся катастрофой. Власть в Париже ненадолго перешла в руки республиканского правительства. Курбе принял деятельное участие в Парижской Коммуне. В мае 1871 года Коммуна была утоплена в крови. Курбе арестовали – в частности, и за то, что он приложил руку к уничтожению Вандомской колонны.

Художника приговорили к штрафу в 500 франков и шестимесячному тюремному заключению. После освобождения Курбе вновь взялся за кисть. Но в 1873 году к власти пришел маршал Мак-Магон, и по его указу было возобновлено расследование по поводу разрушения Вандомской колонны. Опасаясь нового ареста, художник бежал из Франции.

Он поселился в швейцарском городке Тур-де-Пельц, неподалеку от границы.

Судебное разбирательство тянулось вплоть до 1877 года. Художнику предъявили штраф на 323 000 франков, все его картины оказались конфискованными и были проданы с молотка. После этого здоровье Курбе стало стремительно ухудшаться. 31 декабря 1877 года он скончался.

Позже, в 1919 году (к столетию со дня рождения художника), останки Курбе перевезли на родину, в Орнан.

Источник: https://www.art-spb.ru/article/120

Художник Гюстав Курбе. Стоит ли дразнить гусей?

Одним из мастеров «высшего эпатажа» был французский художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) (1819−1877). Художник, без сомнения, талантливый. Основам живописи он обучился в родном городке Орнане.

Но в двадцатилетнем возрасте, приехав «покорять» Париж, Г. Курбе увидел, что одного таланта для этого недостаточно.

Вокруг были сотни молодых (и не очень) людей, считавших себя художниками и желавших продать свой талант.

В то время в Париже продать свои картины художники могли, только выставляясь в Салоне. Салоном назывались ежегодные художественные выставки, проводившиеся начиная с середины 17-го века. Картины для этой выставки отбирало специальное жюри.

Выставиться в Салоне — это уже был большой успех. Слава художника начиналась, если картину замечала критика.

Признание же критики привлекало внимание немногочисленных покупателей, готовых выложить немалые деньги, но только за апробированные знатоками произведения.

Однако картины, которые Г. Курбе предлагал для Салона в 1841—1847 годах, жюри по большей части отвергало. На выставку попали только три работы. И только одну из них заметила критика.

К счастью, произошла одна из французских революций, которыми был так богат девятнадцатый век. В феврале 1848 года Франция во второй раз за свою историю стала республикой.

Перемене государственного строя сопутствовало изменение, обрадовавшее всех художников. Отборочную комиссию Салона упразднили. Воспользовавшись этим, Курбе выставил сразу десять своих картин.

Их, наконец, заметили, о художнике заговорили.

Но совсем не хвалебно. Большая часть критиков привыкла видеть на картинах красивые фигуры в красивых интерьерах.

Курбе был одним из первых французских художников, предложивших зрителям образы грубых и неотесанных провинциалов на мрачноватом фоне и не в слишком радостном месте (как, например, в картине «Похороны в Орнане», написанной в 1849—1850 годах) Не удивительно, что многих от этого подташнивало.

Вот, например, как отзывался о художнике А. Дюма-сын: «От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного „я“?»

Друзья же и почитатели объявили Г. Курбе основателем нового художественного стиля, реализма. Надо сказать, что среди друзей эпатажного художника были личности не менее эпатажные: поэт Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон, анархист и социалист.

Слово «социалист» во Франции тех времен звучало почти как ругательство. Назваться «социалистом» было небезопасно, но вполне романтично. А главное, это ставило человека в центр общественного внимания. Что бы о тебе ни говорили — лишь бы говорили! Поэтому в 1851 году Г. Курбе без оглядки назвал себя не только социалистом, но также демократом и республиканцем, революционером до мозга костей.

Не совсем подходящее время было для этого выбрано! Как раз через год вторая республика приказала долго жить и ее сменила вторая же империя. Революционеров император Наполеон III не жаловал. Но в данном случае и это способствовало росту славы художника.

Теперь отказ выставить какую бы то ни было картину на выставке можно было объявить политическим преследованием. Лучший путь к известности и к славе! Естественно, что всякий пожелал бы увидеть опальное полотно.

И уж увидел бы в ней даже то, что художник и не думал изображать.

Такой ажиотаж поднялся в 1853 году, когда выставленная в Салоне картина «Купальщицы» не понравилась императорской чете. Строго говоря, в картине было достаточно деталей, оскорбляющих изысканный вкус.

Чего стоила одна из женщин вполне рубенсовских пропорций, к тому же повернутая к зрителю могучей кормой, которую императрица тут же обозвала лошадиным крупом, а император Наполеон III для пущей ясности даже стеганул стеком! Естественно, что картина тут же нашла себе множество хулителей и почти столько же почитателей.

В 1855 году картины Курбе не приняли для демонстрации на Всемирной выставке. Но художник уже был достаточно знаменит, а главное, имел богатого мецената, Альфреда Брюйа, для нового демарша. Рядом с официальным французским павильоном изящных искусств он построил «Павильон реализма».

Здесь Курбе выставил свои картины. В том числе, огромное полотно «Мастерская художника». На картине было всего понемножку: и художник, и обнаженная натурщица, и наивный мальчик, и друзья справа, и враги слева. На выставке автор стоял у картины и подробно разъяснял зрителям свой замысел.

Кстати, об обнаженной натуре. Курбе был бы не Курбе, если бы не использовал такой раздражающий фактор для эпатажа! Использовал, да еще как! Его картина «L'origine du monde» («Начало мира») — пожалуй, одна из самых скандальных картин в истории мировой живописи.

И, наверное, самое знаменитое изображение вагины в мире. С момента написания этой картины в 1866 году о ней много говорили, но мало кому довелось ее увидеть, поскольку она долгое время находилась в частных коллекциях.

Сперва ее приобрел турецкий посол в Санкт-Петербурге (проживавший, однако, большую часть времени в Париже) Халил-Бей. В его доме она висела под зеленой вуалью в комнате, где господин посол переодевался и готовился к важным встречам.

Надо думать, что Халил-Бей использовал ее приблизительно для тех же целей, для чего нынче молоденькие мальчики используют куда как более дешевые порнографические фотокарточки или — 21-й же век на дворе — порнографические интернет-сайты.

В 1868 году коллекцию Халил-Бея распродали, картина поменяла нескольких владельцев. Наконец, в 1990-х годах «Начало мира» попадает в парижский музей д’Орсе, где в настоящее время и экспонируется под присмотром охранника и под пуленепробиваемым стеклом. Почти, как «Мона Лиза».

Один мой приятель, побывав в этом зале, сказал, что для контраста и для полного завершения замысла художника не мешало бы рядом поместить картину того же размера с изображением в том же ракурсе мужских половых достоинств и назвать ее, конечно же, «Конец всему».

Надо сказать, что буйная эпатажная деятельность вкупе с мастеровитостью начала приносить Г. Курбе свои плоды. Его охотно принимают в различных европейских странах. В 1869 году художника наградили бельгийский король Леопольд II и баварский король Людвиг II. Тот самый, кто привечал композитора Вагнера и построил на «Лебедином озере» сказочный замок.

Но здесь начались серьезные социальные потрясения, по сравнению с которыми война Курбе с Салоном и с властями оказалась детской игрой.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/30247/

"; cachedBlocksArray[72475] = "
"; cachedBlocksArray[72474] = "
"; cachedBlocksArray[72473] = "
";
Ссылка на основную публикацию