Лариса шепитько – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Режиссер Лариса Шепитько: биография, фильмография, история жизни и интересные факты :

Что известно о такой личности, как Лариса Шепитько? Биография, карьера, фильмы, личная жизнь, интересные факты из жизни знаменитой артистки – все это рассмотрим в представленном материале. Итак, что же будет интересно узнать о нашей героине?

Режиссер Лариса Шепитько – биография

Будущая артистка появилась на свет 6 января 1938 года в городке Артемовске, Украинская ССР. Мать девочки на то время работала преподавателем в местной школе.

Отец являлся безработным и бросил семью в период, когда девочка еще не достигла сознательного возраста. Позже бывший глава семьи неоднократно пытался вернуться к родным.

Однако Лариса, как и ее мать, решили навсегда вычеркнуть мужчину из жизни и больше никогда с ним не встречаться.

Когда девочка подросла, семья перебралась на проживание в Киев. Здесь юная Лариса Шепитько посещала обычную среднюю школу. Именно в этом городе наша героиня познакомилась с миром большого кинематографа.

Однажды по счастливому стечению обстоятельств Лариса оказалась на столичной киностудии, где как раз кипела работа над экранизацией романа знаменитой писательницы Этель Войнич «Овод».

Девушке настолько пришелся по душе съемочный процесс, что она стала регулярно посещать павильон в свободное от учебы время.

По окончании школы Шепитько Лариса Ефимовна подала документы на поступление во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Девушка была зачислена в престижное учебное заведение на режиссерский факультет с первого захода.

Члены экзаменационной комиссии были крайне удивлены тем, что юная талантливая девушка, которая к тому же была хороша собой, решила постигать ремесло режиссера, но не актерское мастерство. Однако Лариса твердо настояла на своем.

Кинодебют

В 1958 году, еще во время обучения на последних курсах института, Лариса Шепитько – актриса и начинающий режиссер, исполнила роли в нескольких советских кинокартинах, в том числе знаменитой ленте прославленного постановщика А. П. Довженко «Поэма о море».

Режиссерским дебютом для талантливой девушки стала ее дипломная работа. Это была картина «Зной», снятая по мотивам повести «Верблюжий глаз» писателя Чингиза Айтматова. В ходе производства дипломного фильма Шепитько сотрудничала со студией «Киргизфильм». Стоит отметить, что съемки художественной ленты проходили в пустыне, на сорокоградусной жаре.

В тяжелых условиях впервые проявился твердый характер нашей героини. Простаивая часами под палящим солнцем, члены творческой группы подверглись заболеванию Боткина. Однако это не остановило команду. Артисты сумели преодолеть недуг, вызванный длительным нахождением в чуждом климате, и успешно закончили съемки.

Режиссер Лариса Шепитько таким образом подтвердила право, казалось бы, хрупкой женщины работать в непростой сфере производства кино.

Замужество

В 63-м году Шепитько познакомилась с кинорежиссером Элемом Климовым. Вскоре молодые люди вступили в брак. На публике супруги казались независимыми, самодостаточными личностями. Однако находиться друг без друга длительное время они не могли.

Союзу Шепитько и Климова предшествовала довольно необычная история. Еще в ходе съемок дипломного фильма «Зной» Лариса была вынуждена отправиться в Москву на лечение от желтухи. Артистка практически не подчинялась рекомендациям врачей, которые прописали ей строгий постельный режим, и старалась руководить съемками с больничной койки.

Элем в это время находился в Киргизстане, занимаясь монтажом ленты. Желание молодого человека жертвовать собой пришлось по душе Ларисе. Своим упорством Климов сумел завоевать сердце Шепитько. В последующем взлеты и падения в карьере супругов довольно часто приходились на одни и те же периоды.

Однако расхождение творческих синусоид никогда не приводило к раздорам в семье артистов.

Развитие карьеры

В 1966 году Шепитько Лариса Ефимовна, биография которой наполнена взлетами и падениями, представила на суд широкой аудитории свою вторую кинокартину под названием «Крылья». Производством ленты занималась знаменитая студия «Мосфильм».

В работе над созданием ленты Шепитько решила проявить особый авторский подход. Актеры, которые принимали участие в съемках, были вынуждены участвовать в многочисленных дублях, пока целиком и полностью не погрузились в образы собственных персонажей.

Как оказалось позже, старания режиссера были не напрасны. С выходом ленты на широкие экраны Майя Булгакова – исполнительница одной из главных ролей, удостоилась титула «Лучшая актриса года». После релиза «Крыльев» Лариса Шепитько приобрела статус одного из самых перспективных молодых режиссеров Советского Союза.

Связи режиссера в киноиндустрии

Лариса Шепитько, фильмы которой пользовались чрезвычайным успехом, была хорошо знакома с прославленным режиссером Милошем Форманом. Более того, во время рабочей поездки в Соединенные Штаты артистка сдружилась с Френсисом Копполой и Бернардо Бертолуччи.

В период, когда Лайза Минелли состояла в гражданском браке с Мартином Скорсезе, Шепитько часто гостила у них дома. Как позже вспоминала сама Лариса, поначалу она была шокирована поведением заморской звезды. В ходе общения Лайза без всякого смущения распивала крепкое спиртное из бутылки и наслаждалась употреблением марихуаны, что выглядело настоящей дикостью в глазах советской женщины.

Современники Шепитько отмечали, насколько серьезно к ней относились в Голливуде как к режиссеру. В подтверждение этому стоит привести следующую историю. Однажды Френсис Форд Коппола позвал Ларису в гости.

Авторитетный американский режиссер желал продемонстрировать нашей героине несколько сюжетных вариаций предстоящей кинокартины «Апокалипсис».

Удивительно, но сам Коппола нуждался в помощи Шепитько, теряясь в выборе наиболее предпочтительного варианта.

Цензура советской власти

В 1967-м Лариса Шепитько принялась за работу над созданием своего третьего авторского фильма под названием «Родина электричества». Картина снималась в небольшой деревушке Сероглазово, Астраханская область.

В ходе работы режиссер решила в очередной раз использовать новаторские идеи.

В ленте Шепитько задействовала большое количество обычных деревенских жителей, которым предстояло впервые оказаться перед телекамерами, наряду с известными артистами.

Фильму «Родина электричества» предстояло войти в крупный киноальманах под названием «Начало неведомого века». Собрание кинокартин готовилось студией «Мосфильм» к дате празднования 50-летия Октября.

Однако партийные чины увидели в ленте нечто порочащее власть. Картина была забракована и не появилась на широких экранах.

Широкая зрительская аудитория получила возможность увидеть талантливое режиссерское творение Ларисы Шепитько лишь в 1987-м, спустя 20 лет после завершения съемок.

Работа над первым цветным фильмом

В 1969 году, после вынужденного провала кинокартины «Родина электричества», Шепитько решила попробовать снять фильм на цветную пленку. В качестве идеи была выбрана музыкальная сказка под названием «В тринадцатом часу ночи». Согласно задумке Ларисы, лента должна была демонстрироваться зрительской аудитории в преддверии новогодних праздников.

Проект «В тринадцатом часу ночи» оказался удачной задумкой. Своим успехом картина во многом обязана таким талантливым исполнителям центральных ролей, как Георгий Вицин, Спартак Мишулин, Владимир Басов и Анатолий Папанов, которые любезно согласились поработать с успешным режиссером.

Последняя лента режиссера

В 1979-м Ларисой были запланированы съемки двухсерийной киноленты «Прощание с Матерой» по мотивам одноименной повести писателя Валентина Распутина. Как оказалось позже, название фильма стало роковым для Шепитько, ведь производство картины было закончено Элемом Климовым – мужем нашей героини, уже после ее смерти. Он же решил переименовать ленту в «Прощание».

Фильм на основе сценария, написанного самой Ларисой, рассказывает о последних днях деревни Матеры – островного клочка суши, который был затоплен по приказу советских властей при строительстве ГЭС.

Лента демонстрирует глубокий трагизм ситуации, заложниками которой оказалось местное население.

В спешке покидая Матеру, жители деревни были вынуждены сжигать нажитое непосильным трудом имущество и навсегда прощаться с могилами, где покоились их предки.

Лариса Шепитько – фильмы

На счету прославленного советского режиссера числится работа над созданием следующих кинокартин:

  • «Зной».
  • «Крылья».
  • «Ты и я».
  • «Родина электричества».
  • «Живая вода».
  • «Слепой кухарь».
  • «В тринадцатом часу ночи».
  • «Восхождение».
  • «Прощание».

Помимо режиссуры, Шепитько приняла участие в съемках нескольких фильмов в качестве актрисы. Лариса сыграла небольшую эпизодическую роль в культовой новогодней ленте «Карнавальная ночь». Также нашу героиню можно заметить в таких советских лентах, как «Обыкновенная история», «Поэма о море», «Агония», «Спорт, спорт, спорт», «Таврия».

Трагический уход из жизни

Утром 2 июля 1979 года закончилась славная, увлекательная история жизни. Лариса Шепитько в это время ехала вместе со съемочной группой по шоссе неподалеку от города Твери.

В автомобиле “Волга”, помимо режиссера, находились художник Юрий Фоменко, оператор Владимир Чухнов, а также несколько ассистентов. Впереди по встречной полосе на всех парах мчался массивный грузовик. Когда автомобили практически сравнялись, машина съемочной команды неожиданно вильнула в сторону.

Транспортные средства с грохотом врезались друг в друга. В результате сильнейшего удара в живых не сумел остаться ни один пассажир.

Тело Ларисы Шепитько было погребено через несколько дней после трагедии. Похоронили заслуженного деятеля искусств в Москве на Кунцевском кладбище.

В 1980 году любящий муж нашей героини – Элем Климов выпустил в память о погибшей супруге документальную ленту под названием «Лариса». Хронометраж фильма представляет собой компиляцию интервью и знаковых моментов из жизни артистки и режиссера.

Источник: https://www.syl.ru/article/307779/rejisser-larisa-shepitko-biografiya-filmografiya-istoriya-jizni-i-interesnyie-faktyi

Шепитько Лариса Ефимовна: биография, карьера, личная жизнь

Ее называют яркой кометой, пролетевшей по «кинонебосклону» в семидесятых годах прошлого столетия.

Сейчас Лариса Шепитько во мнении зрителей находится в одном ряду с такими знаменитостями, как Андрей Тарковский и Алексей Герман.

В то время, когда она снимала свои картины, не было понятия «артхаус», однако именно в этом жанре она творила: ее кино могут не понять обыватели, а люди интеллектуальные многое в нем увидят и поймут.

Родилась Лариса в 1938 году, в Донецкой области, в городе Артемовске. Ее мама – Ефросинья Ткач, была учительницей, папа в семье не жил, поэтому было не очень легко прожить на учительскую зарплату. Лариса не простила предательства отца и считала, что его у нее не было. Всю войну семья бедовала в своем городке, а после войны мама перевезла своих троих детей во Львов.

В этом городе и случилось судьбоносное событие: Лариса попала на съемки фильма «Овод», которые проходили во Львове. Она могла наблюдать за артистами целыми днями, однако интересней других ей показалась работа режиссера. В то время она влюбилась в эту профессию навсегда.

Поэтому после школы поехала поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Мама пожелала ей счастливой дороги и скорого возвращения – была уверена, что дочь не поступит. В комиссии с недоумением смотрели на юную красавицу, которая хотела научиться «мужской профессии». Однако Лариса была тверда в своем решении, и, не согласившись идти на актерский, поступила на режиссуру.

Лариса всегда отличалась сильным характером. Пока ее педагогом во ВГИКе был знаменитый Александр Довженко, училась она хорошо. Еще бы – учиться у кумира миллионов советских людей, у светоча советского кинематографа! Однако через два года Довженко умер, и Лариса едва не ушла из ВУЗа из-за нового педагога – Михаила Чиаурели. Однако позже страсти улеглись, и юный режиссер продолжила обучение.

Был у Ларисы период в жизни, когда она пробовала сниматься в кино: еще студенткой показалась в эпизоде в «Карнавальной ночи», затем сыграла небольшую роль в «Поэме о море», а в 1960-м также снялась в двух картинах в эпизодах: «Таврия» и «Обыкновенная история».

Однако это было не ее занятие, и о профессии актера она говорила, что это «рабская работа», имея в виду то, что актер только делает то, что говорит ему режиссер, не имея возможности привнести в образ, а тем более в сюжет что-то свое. Поэтому Лариса все силы отдавала режиссерской профессии.

Еще во ВГИКе она сняла две короткометражки: «Слепой кухарь» (1956) и «Живая вода» (1957). Эти курсовые проекты стали своеобразным свидетельством рождения нового, неординарного режиссера – яркого, с нестандартным мышлением. Она не хотела снимать «кино для всех», потому что на все имела свой взгляд – острый и правдивый.

Настоящий режиссерский дебют Ларисы Шепитько произошел в 1963 году – она сняла короткометражку «Зной» по повести Айтматова, на киностудии «Киргизфильм». Съемки проходили в Киргизии, в сорокаградусную жару, и все удивлялись целеустремленности и силе воли начинающего режиссера – Лариса работала яростно и одержимо, не щадя себя.  

Усилия были вознаграждены: фильм «Зной» получил премию Международного кинофестиваля в Карловых Варах и награду I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.

В 1966 году Шепитько снимает еще один фильм – драму «Крылья», которая была тепло принята зрителями, критиками, и режиссер даже свозила картину на показ в Париж, где все восторгались красотой русской девушки, признав ее красивейшей женщиной Европы. Лариса Ефимовна на равных общалась с такими мэтрами кино, как Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола.

В 1967 году началась черная полоса в жизни талантливого и признанного режиссера: ее картина «Родина электричества» не прошла цензуру, и чиновники от кино распорядились уничтожить пленку. По счастливой случайности пленка уцелела, картину восстановили и она участвовала в показах на разных фестивалях, но только через 20 лет после запрета..

Через два года новый провал: комедия «В тринадцатом часу ночи» с участием таких замечательных артистов, как Анатолий Папанов, Георгий Вицин, Спартак Мишулин, Зиновий Гердт не попала на экраны. Это был большой удар – уходило время, а с ним желание работать.  

Однако Шепитько продолжала снимать фильмы на актуальные темы. Пример тому – картина «Ты и я» (1971). В не поднимались многие проблемы современников, однако цензоры снова вырезали самые значимые кадры. 

Наконец в середине 70-х пришел успех с фильмом «Восхождение» по повести Василя Быкова, тема – предательство. Этот фильм назвали «свиданием с совестью». После этого фильма и режиссер, и актеры Анатолий Солоницын, Владимир Гостюхин и Борис Плотников стали знаменитыми. Однако если бы не Петр Машеров – первый секретарь КПСС в Белоруссии, этот фильм тоже мог бы лечь на полку.

Позже картина была награждена «Золотым медведем» на Берлинском кинофестивале, стала победительницей на Венецианском биеннале. Во многом благодаря этой картине Ларисе Шепитько присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Последний фильм «Прощание с Матерой» по произведениям Валентина Распутина Лариса Ефимовна снять не успела – съемочная бригада погибла в автокатастрофе. Фильм закончил Элем Климов, премьера прошла в 1981 году.

Их было двое – талантливых режиссеров и красивых людей: Элем Климов и Лариса Шепитько, и не встретиться они просто не могли. Тем более, что оба учились во ВГИКе. Они познакомились, поженились, а в 1963 году  у них родился сын Антон.

Читайте также:  Максим филипьев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Они всегда чувствовали друг друга, и когда Волга, на которой ехала Лариса и члены съемочной группы врезалась в грузовик, Элем увидел точно такую картину во сне и в ужасе проснулся. А через несколько часов ему сообщили о гибели жены.

Лариса знала, что погибнет именно так – за год до этого случая она была у Ванги, и та ей рассказала об этом.

Сын двух замечательных режиссеров Антон Климов – журналист. Он бывает на кинофестивалях, где показывают картины Ларисы Шепитько, рассказывает о своих знаменитых родителях. 

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-960669-shepitko-larisa-efimovna-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

Элем Климов и Лариса Шепитько: трагедия разрушила счастливый режиссерский брак

Ирина Петрова 09 июля 2018

Элему Климову, режиссеру легендарного фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 9 июля исполнилось бы 85 лет. Он не любил пышно отмечать этот день, в последние годы жизни отказывался от торжеств, которые предлагали устроить коллеги.

И дело тут не только в неприязни к «празднику детства», которая становится свойственна многим с возрастом. Ранним июльским утром 1979 года, за неделю до дня рождения Элема Германовича, в нелепой автокатастрофе на Ленинградском шоссе погибла его жена. Самый близкий и родной человек.

Накануне, отправляясь на выбор натуры для съемок, Лариса Шепитько попрощалась со всеми, кроме мужа и шестилетнего сына Антона.

Их связала работа

Лариса Шепитько в молодости, кадр YouTube

Многие говорили, что они очень похожи – и по характеру, и по подходу к работе, и даже немного внешне. Их называли самой яркой, красивой и талантливой парой советского кино. Лариса Шепитько была первой красавицей ВГИКа.

За девушкой, с внешностью которой, казалось, следовало бы пойти на актерский факультет, а она почему-то выбрала режиссерский, пытались ухаживать и студенты, и преподаватели. Не удивительно, что на нее обратил внимание и Элем Климов.

Он был старше на пять лет, успел до поступления во ВГИК закончить Московский авиационный институт и поработать инженером-конструктором на заводе.

Ухаживания молодого человека, как и многих других кавалеров, неприступная красавица, все мысли которой были о кино, тактично отвергла. Взаимная симпатия начала зарождаться ближе к окончанию института.

В 1963 году Киргизии, на съемках своего дипломного фильма «Зной», Шепитько заболела желтухой, слегла с высокой температурой, но работу не остановила – на съемки ее выносили на носилках.

Влюбленный Элем тут же бросился спасать даму сердца, помог Ларисе закончить и смонтировать фильм.

Оба они прекрасно осознавали, что их союз будет сложным – двум сильным волевым личностям, да еще и выбравшим одну профессию, не терпящую конкуренции, не так-то легко найти семейную гармонию.

И Элем, и Лариса понимали, что придется идти на жертвы и бесконечно искать компромиссы, но друг без друга они уже не могли.

Делая предложение любимой, Климов пообещал никогда не давить на нее – и сдержал слово.

Красавица Лариса Шепитько несколько раз снялась в кино, но предпочла остаться по другую сторону камеры. Кадр из фильма «Таврия», 1959 г.

Два режиссера под одной крышей

Вскоре Элем Климов и Лариса Шепитько поженились. Оба они рано узнали и что такое успех, и что такое профессиональные гонения.

Первый полнометражный фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», который стал его дипломной работой, сделал его знаменитым, но принес немало проблем. Фильм не раз оказывался под угрозой закрытия, а потом почти сразу был снят с проката.

В сторону режиссера зазвучали обвинения в антисоветской пропаганде. И это было только началом: трудности преследовали практически все картины Климова.

Нелегким оказался и путь на экран лент Ларисы Шепитько: их отправляли на полку, подвергали жесткой цензуре, меняли актерский состав. Так в своей единственной цветной картине «Ты и я» режиссер планировала снять Владимира Высоцкого и Беллу Ахмадулину, они были единственные, кого Шепитько видела в этих ролях, но их кандидатуры запретили – в итоге в ленте снялись Юрий Визбор и Алла Демидова.

Режиссер Элем Климов на премьере своего фильма «Иди и смотри», 1985 г. Источник: Globallookpress.com

Когда Ларисе было 35 лет, в 1973 году у супругов родился долгожданный сын – Антон.

Во время беременности Шепитько упала, получив сотрясение мозга и серьезную травму позвоночника. Несколько месяцев она была прикована к постели.

Гарантий, что она сможет выносить и родить здорового ребенка врачи не давали, но к счастью, все обошлось.

Через два года после рождения Антона Лариса Шепитько возвращается к работе и приступает к съемкам нового фильма «Восхождение» по повести белорусского писателя Василия Быкова – он также оказывается на грани запрета, картину спасло лишь вмешательство первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова.

Фильм, вышедший на экраны в 1976 году, собирает множество призов на самых престижных международных кинофестивалях. Ларису приглашают в заграничные поездки, в круге ее друзей оказываются Фрэнсис Коппола, Лайза Миннелли и другие звезды.

Казалось бы – живи и радуйся успеху, но тут начинаются проблемы в семье.

В тот момент Элем Климов переживал тяжелейший период в своей жизни, в Госкино зарубили военную драму «Иди и смотри», в которую он вложил огромное количество сил. Из-за переживаний у режиссера случился нервный срыв. К тому же его начала мучить ревность.

В глубине души он понимал, что Лариса не такой человек, чтобы заводить романы на стороне, но мысли о том, что он страдает, а она «купается в лучах славы» и ездит с триумфом по миру, омрачали жизнь. Впоследствии Климов вспоминал, что это был самый критический момент в их браке.

В какой-то момент он даже ушел из семьи – к счастью, у Ларисы было достаточно мудрости и любви, чтобы вернуть мужа. В семье снова воцарилась гармония. Но судьба отпустила им слишком мало счастливых лет вместе.

Режиссер Элем Климов и юный Алексей Кравченко, снявшийся в фильме «Иди и смотри» еще школьником, 1985 г. Источник: Globallookpress.com

Ночной кошмар, ставший явью

Говорили, что Элем Климов до конца жизни не мог простить себе того, что он сам подтолкнул жену к роковой катастрофе. Ведь это он посоветовал ей взяться за съемки фильма «Прощание с Матерой» по знаменитой одноименной повести Валентина Распутина, объясняя свою позицию тем, что закрепить успех «Восхождения» можно только не менее серьезной работой.

Режиссер Лариса Шепитько на съемках фильма «Прощание», 1981 г. Источник: Globallookpress.com

Съемки должны были проходить на Селигере.

Рано утром 2 июля 1979 года автомобиль, в котором съемочная группа ехала на выбор натуры, вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком – как потом выяснилось, водитель легковушки заснул за рулем.

Шофер грузовика, увидев, что на него мчится неуправляемая «Волга», успел свернуть к обочине, но предотвратить столкновение не удалось. Кирпичи, которые он вез, после удара накрыли разбившуюся машину, шансов выжить у находившихся в ней не было.

Впоследствии знакомые Климова и Шепитько вспомнят немало странных совпадений и мистических знаков, предшествовавших трагедии.

Накануне у одного из членов съемочной группы был день рождения, и коллеги уговаривали Ларису не выезжать так рано – но она, по своему обыкновению, была непреклонна: «Раз назначено – значит надо».

За год до смерти режиссер, которая всегда очень верила в предсказания и мистику, была в Болгарии, где встречалась с Вангой – и ясновидящая предсказала ей скорую смерть.

Знакомые начали вспоминать, что в последнее время Лариса не раз говорила, что жить ей осталось недолго, словно предчувствовала беду. Суеверные коллеги заговорили о том, что слишком уж часто тема трагической смерти звучала в. Но самое странное было то, что буквально за 20 минут до ее гибели Климов проснулся от кошмарного сна: режиссеру приснилось, как легковой автомобиль врезается в грузовик.

Мемориальная доска Ларисе Шепитько во Львове. Источник: Wikimedia

От маленького Антона правду скрывали почти полгода – говорили, что мама болеет, далеко уехала… Элем Германович больше не женился, воспитывал сына в одиночку. Он пережил жену на 24 года.

Доделав начатый Ларисой фильм (название режиссер сократил до краткого «Прощание»), а также «Иди и смотри», он больше не снимал художественное кино. В память о супруге Элем Климов через год после ее гибели выпустил документальный фильм «Лариса». «У нас с ней была телепатическая связь», — признался режиссер в одном из своих последних интервью.

Соединявшая их незримая нить сохранялась еще долго – Лариса приходила к Элему до конца жизни. Во сне.

Источник: https://teleprogramma.pro/stars/star-hist/397770/

Лариса Шепитько

В 1954 году окончила среднюю школу во Львове. В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко, после его смерти в 1956 году — М. Е. Чиаурели). Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в «Поэме о море» (1958), начатой А. П. Довженко и завершённой его супругой, Юлией Солнцевой.

Первый полнометражный фильм — дипломная работа «Зной» (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» — снимался в Киргизии, где как раз незадолго до этого была реорганизована Киностудия документально-художественных фильмов, получившая в 1961 году название «Киргизфильм». На этапе монтажа картины Ларисе Шепитько помогал Элем Климов, в то время также студент ВГИКа. В 1963 году они стали супругами (их единственный сын Антон родился в 1973 году). А фильм «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964).

Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм «Крылья» (1966), рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной — одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 году «лучшей актрисой года».

Следующий фильм — «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова — снимался в деревне Сероглазка Астраханской области, причём в картине были заняты и многие непрофессиональные исполнители, жители деревни. Фильм вместе с новеллами «Ангел» А. С. Смирнова и «Мотря» Г. С.

 Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», который студия «Мосфильм» готовила к 50-летию Октябрьской революции. Однако по цензурным соображениям ни «Родина электричества», ни «Ангел» не были выпущены на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987 году).

Кстати, именно Андрей Смирнов вскоре снял свой самый знаменитый фильм «Белорусский вокзал» (1970), съёмки которого первоначально планировалось поручить Ларисе Шепитько.

Затем Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм, музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи» (1969) — новогоднее ревю с такими известными артистами, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и др.

Вторая (и последняя) цветная картина «Ты и я» (1971) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена их поколению, поколению тридцатилетних.

Герои фильма — Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые «ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив… отложили свой талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых завоеваний» .

Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова (первоначально на главную женскую роль пробовалась Белла Ахмадулина). В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.

В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Вскоре начинаются съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». В этом фильме первые большие роли блестяще сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова.

«Восхождение» — сильная экзистенциальная драма о вере и предательстве — было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.

Лариса была мистиком — верила, что жила уже несколько раз. В 1978 году, будучи в Болгарии, посетила знаменитую Вангу, предсказавшую ей скорую смерть. Услышав это, Лариса в тот же день вместе с подругой пошла в храм и взяла с неё клятву, что если она умрет, то подруга будет заботиться об её сыне Антоне.

После этого режиссёр готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция.

Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга»-пикап на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик.

На 187-м километре Ленинградского шоссе в сторону Калинина, близ поселка Редкино, оборвалась жизнь Ларисы Шепитько и членов съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).

Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1982). Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.

Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище.

Фильмография

Режиссёрские работы

  • 1956 — Слепой кухарь (короткометражный, курсовая работа)
  • 1957 — Живая вода (короткометражный, курсовая работа)
  • 1963 — Зной
  • 1966 — Крылья
  • 1967/1987 — Родина электричества (киноальманах «Начало неведомого века», новелла вторая)
  • 1969 — В тринадцатом часу ночи
  • 1971 — Ты и я
  • 1976 — Восхождение
  • 1982 — Прощание (подготовительный этап)

Сценарии

  • 1963 — Зной (по повести Ч. Айтматова)
  • 1967/1987 — Родина электричества (по рассказу А. Платонова)
  • 1971 — Ты и я
  • 1976 — Восхождение (по повести В. Быкова)
  • 1982 — Прощание (по повести В. Распутина)

Актёрские работы

  • 1956 — Карнавальная ночь — эпизод
  • 1958 — Поэма о море — эпизод
  • 1960 — Обыкновенная история — Нина
  • 1960 — Таврия — Ганна
  • 1970 — Спорт, спорт, спорт — царица (в эпизоде о купце Калашникове)
  • 1974 — Агония — эпизод
Читайте также:  Валерия федорович - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://people-archive.ru/character/larisa-shepitko

Лариса Удовиченко: биография, личная жизнь, семья, муж, дети, дочь — фото

Лариса Ивановна Удовиченко – это невероятно талантливая женщина, которая снималась в советских и российских кинофильмах, большинство из которых стали настоящими шедеврами всех времен и народов. Кстати, многие сцены из кинофильмов были попросту разобраны на цитаты, они стали классикой, поэтому имя Удовиченко в титрах было равноценно успеху.

При этом Удовиченко еще в молодости поражала своих партнеров по сцене невероятной трудоспособностью, она предана театральным подмосткам настолько, что за ее здоровье часто становилось страшно.

Удовиченко – женщина, которая снималась в жанрах детектива, драмы, комедии и мелодрамы, она настолько талантливо воплощала в жизнь экранные образы, что поклонницы верили в то, что ее персонаж существует в настоящей жизни и даже писали ее героиням письма.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Ларисе Удовиченко

Стоит отметить, что все те же поклонники, а особенно мужчины, стремятся к тому, чтобы узнать ее физические параметры, как рост, вес, возраст.

Сколько лет Ларисе Удовиченко – момент, который невероятно волнует ее поклонников, поскольку на фото разных лет она выглядит примерно одинаково красиво и молодожаво.

Кстати, узнать реальный возраст талантливой женщины просто, а для этого необходимо уточнить дату рождения, которую Удовиченко ни от кого не скрывает.

Лариса родилась в далеком 1955 году, поэтому она уже отпраздновала свой шестьдесят третий день рождения. Зодиакальный круг наделил будущую звезду чертами характера, свойственными для Тельцов, а именно, настойчивостью, амбициозностью, незаурядным умом, стабильностью.

Кстати, Восточный гороскоп подарил талантливой женщине знак воспитанной, изящной, артистичной, доброй и эмоциональной Козы.

Рост Ларисы Ивановны составил не более, чем 164 сантиметра, а весит красавица всего 53 килограмм.

Биография Ларисы Удовиченко

Биография Ларисы Удовиченко началась с момента ее рождения в австрийской Вене. Девочка была рождена в семье, где официально никто не относился к кинематографу и театру.

Лора была настолько активной девочкой, что она одновременно занималась сразу в нескольких кружках. Малышка одинаково тянулась к миру прекрасного и к спортивной сфере, но многие кружки ей пришлось бросить просто потому, что они мешали ее учебе в школе.

Лариса с удовольствием занималась в театральной студии, а потом в восьмом классе прошла прослушивание в престижный театральный кружок при Одесской студии. Кстати, девочка отправилась на кастинг прямо с улицы, поскольку у нее всегда были заготовлены басня и этюды на все случаи жизни. Стоит отметить, что инициативную, бойкую и красивую малышку сразу же заметили, взяв ее в студию.

В 1970 году девушку на репетиции в театральной студии заметил режиссер, который снял ее в короткометражной ленте «Счастливый Кукушкин», где ее партнером стал Меньшов.

После этого уже в десятом классе Лариса стала сниматься в фильмах и сериалах, ее фильмография постоянно пополнялась работами в картинах «Солдатки», «В моей смерти прошу винить Клаву К.

», «И это все о нем», «Маленькие трагедии», «Женатый холостяк», «Мертвые души», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Откуда берутся дети?», «Сувенир с Одессы», «Зимняя вишня-4».

При этом огромный опыт съемок в кинофильмах позволил девушке поступить во ВГИК без труда. Она постоянно блистала на театральных подмостках, дублировала мультипликационные фильмы, снималась в рекламе, чтобы реализовать собственный талант.

В газетах появилась информация о том, что у знаменитой актрисы проблемы со здоровьем, они подкреплялись ужасными тегами Лариса Удовиченко инсульт. Состояние здоровья сегодня.

Дело в том, что эти новости просто шокировали армию поклонников Удовиченко, а особенно после того, как восемь лет тому назад она была госпитализирована в одну из клиник столицы перед инфарктом. При этом знаменитую актрису быстро поставили на ноги, хотя полностью она восстановиться так и не смогла.

В настоящее время Лариса Ивановна страдает от артериальной гипертензии, а также, внезапно возникающей аритмии сердца, но проблемы, скорее всего, связаны с ее возрастом.

Личная жизнь Ларисы Удовиченко

Личная жизнь Ларисы Удовиченко всегда была невероятно бурной, она была наполнена романами со знаменитыми и богатыми мужчинами. При этом Лариса никогда афишировала их, поскольку является человеком довольно суеверным и скрытным.

Поклонников знаменитой женщины волнует информация «Лариса Удовиченко: биография личная жизнь, где сейчас живет», поскольку эти вопросы никогда не имеют однозначного ответа. Дело в том, что по данному тегу, как правило, можно отыскать море фейковой информации, которая придумывается недобросовестными журналистами буквально на ходу.

Женщина до сих пор в шоке от информации о том, что она разбивала семьи и бесцеремонно топтала сердца знаменитым на весь мир мужчинам. В число ее «поклонников» по непроверенной информации входили Высоцкий и Герасимов, Костолевский и эпатажный Джигурда, который грозился взять свою партнершу силой и потом жениться на ней.

Актриса указывала на то, что это всего лишь нелепые слухи, которые вызывают у актрисы взрывы смеха, поскольку настолько любвеобильной она никогда не была. Из газетных публикаций знаменитость узнавала о роскошном особняке в Ницце, который ей подарил тайный поклонник, но у Удовиченко нет ничего, кроме дачи в Болгарии.

Из череды «газетных» романов Лариса подтверждает только то, что она встречалась с будущим режиссером Александром Панкратовым-Белым. Однако женщина никогда не жила с ним в гражданском браке, а просто встречались на последних курсах ГИТИСа.

Кстати, Удовиченко рассказывала о том, что газетчики рассказывали о том, что она встречалась с Николаем Еременко, но это неправда, поскольку ребят связывала дружба и отношения брата и сестры. Когда Николай отслужил в Советской Армии, он жил в комнате сестер и даже спал на свободной кровати в общежитии.

Семья Ларисы Удовиченко

Семья Ларисы Удовиченко всегда была ее поддержкой, ее родители всегда поддерживали стремление девушки стать знаменитой. При этом она всегда могла возвратиться домой, ее бы приняли, даже, если бы красавица перестала бы сниматься в фильмах.

Отец – Иван Удовиченко – медицинский работник, причем довольно талантливый, он был военным врачом, который в связи с родом своей деятельности вынужден был постоянно менять место жительства, перевозя супругу и любимых доченек.

Мама – Муза Удовиченко – воспитательница в детском садике, а потом, домохозяйка, которая постоянно занималась воспитанием дочек, но в душе была творческой личностью. Муза Алексеевна окончила институт театра, музыки и кино родного Ленинграда, но потом выбрала семью и детей.

У Лорочки имелась сестра Яна Удовиченко, которая родилась раньше своей знаменитой сестренки. Она окончила Политех и получила высшее экономическое образование, но связала свою жизнь с Одесской киностудией. На ней Яна работала администратором, а потом заняла ту же должность в Союзе кинематографистов Одессы.

Кстати, семья Удовиченко относится к коренным петербуржским, при этом ее дед и бабушка пережили блокаду. Они были преподавателями родного языка и истории в ВУЗе, но не сумели эвакуироваться из города. Все родственники по материнской линии, кроме ее родного брата, скончались от голода и холода во время блокады Ленинграда.

Все родственники по отцовской линии тоже были учителями, но отец выбрал военную медицину, он воевал на фронтах финской и Великой Отечественной войны. Иван Никонович дошел до Берлина, а свою будущую супругу встретил на Дороге Жизни. Кстати, у мужчины была первая супруга и двое маленьких детей, которых он покинул ради новой пассии.

Родители умерли, когда девушка еще была студенткой ГИТИСа, при этом Удовиченко была близкой с родной сестрой и кузиной Светой, которая вела хозяйство, когда актриса была на гастролях.

Дети Ларисы Удовиченко

Дети Ларисы Удовиченко на свет появились, но их мало, а конкретнее всего одна взрослая дочь. Это не значит, что женщина в молодости не хотела иметь много детей, она просто не сумела стать матерью несколько раз, поскольку у Ларисы Ивановны была невероятно плотный творческий график.

Зачастую у актрисы не только не было времени для того, чтобы зачать малыша, но и просто для того, чтобы расслабиться и пожить для себя. Стоит отметить, что Удовиченко могла бы стать отличной матерью, поскольку она души не чает в своей единственной дочке, которая считает ее своей лучшей подругой и часто ездит с ней в путешествия.

Кстати, в молодые годы амбициозная красавица постоянно говорила о том, что не готова стать мамой и одного малыша, чтобы не связать себя обязательствами и покинуть мир кино.

Она считала своим ребенка Болгарина от первого брака Максима, но он скоропостижно скончался от наркотической зависимости.

Биографии других знаменитостей, рекомендуем!

Дочь Ларисы Удовиченко – Мария Геннадиевна Удовиченко

Дочь Ларисы Удовиченко – Мария Геннадиевна Удовиченко – родилась в 1988 году, ее отцом стал Геннадий Болгарин. Кстати, на семейном совете было дружно решено, чтобы малышка получила фамилию мамы, но отчество своего родного отца.

Маленькая Машенька была творческой, яркой, активной, она занималась в музыкальной школе, прекрасно пела и занималась изучением нескольких иностранных языков. При этом она стала студенткой ГИТИСа, получив сразу несколько образований, поскольку окончила даже миланскую Академию моды и римскую школу кинематографа.

Девушка попробовала свои силы в кино и дизайнерском искусстве, однако, она пока не выбрала будущую профессию. Мария не доверяет мужчинам, поэтому не собирается выходить замуж или общаться с отцом.

Бывший муж Ларисы Удовиченко – Андрей Эшпай

Бывший муж Ларисы Удовиченко – Андрей Эшпай – стал встречаться со своей избранницей, когда она рассталась с Панкратовым-Белым, но был его полной противоположностью. Кстати, Андрей считался потомственным интеллигентом, который вырос в тепличных условиях, его родителями стали творческие люди.

Молодые люди поженились, но совершенно не умели вести домашнее хозяйство и уступать друг другу. Именно из-за постоянных ссор и патологической ревности Андрея брачный союз распался в 1984 году.

После этого Лариса долго была в состоянии подавленности и депрессии, актриса страшилась снова полюбить и разочароваться.

Бывший муж Ларисы Удовиченко – Геннадий Болгарин

Бывший муж Ларисы Удовиченко – Геннадий Болгарин – просто подсел за столик известной актрисы в ресторане. Лора была в компании подруг, она отмечала день рождения сокурсницы.

Парень был талантливым пианистом, он покорил девушку своим чувством юмора и эрудированностью. Геннадий был счастливо женат и нерешителен, а Лариса никак не могла разрушить семью.

Самое интересное, что в дом к Удовиченко пришла законная супруга пианиста и подарила супруга сопернице. С 1988 года пара стала жить вместе, вступив в законный брак, но через четыре года Гена и Лариса разъехались.

Кстати, они не сумели сойтись в причинах развода, поскольку Геннадий говорил, что Лариса – гулящая женщина, а она уточнила, что у ее бывшего супруга была страсть к азартным играм и долги, из-за которых преследовали ее и дочку.

Фото Ларисы Удовиченко до и после пластики

Фото Ларисы Удовиченко до и после пластики реально часто отыскать во всемирной паутине, поскольку мало, кто верит в то, что так хорошо женщина сохранилась только из-за генетики.

Кстати, звезда кинематографа совершенно не скрывает того, что она прибегала к помощи пластических хирургов, чтобы осуществить круговую подтяжку лицевой кожи. Еще известная актриса сумела избавиться от паутинки морщинок вокруг рта.

Известная и до сих пор востребованная актриса пользуется антивозрастной косметикой марки «Черный жемчуг», которую самостоятельно рекламирует. Лариса склонна к полноте, поэтому всю жизнь она сидит на модных диетах, а еще занимается фитнесом и советует спать не менее, чем восемь часов в сутки.

Инстаграм и Википедия Ларисы Удовиченко

Инстаграм и Википедия Ларисы Удовиченко официально существуют только наполовину, поскольку она не общается в социальных сетях, поскольку совершенно не имеет на это свободного времени. Она не хочет раскрывать душу нараспашку перед поклонниками, кстати, Лариса часто натыкается на страницы в Инстаграм, созданные ее поклонниками.

Кстати, за всю фото и видео информацию, выложенную в таких группах, ответственности их создатели не несут, поэтому она может оказаться фейковой.

Из статьи в Википедии реально уточнить о детстве, образовании, семье и поклонниках, супругах и дочери, а также, фильмографии и театральной деятельности, наградах.

Источник: http://PopBio.ru/larisa-udovichenko-biografiya-lichnaya-zhizn-semya-muzh-deti-doch-foto/

Лариса Шепитько

Звезда Шепитько горела ярко, но нещадно мало. Она прожила 41 год. Сняла шесть художественных фильмов и умерла во время съёмок седьмого, 2 июля 1979 года.

Лариса Шепитько была прекрасным исключением из унылых правил. Считается, что режиссура – не женская профессия, а Лариса владела ею так, что коллеги-мужчины втайне завидовали.

Зачастую представительницы прекрасного пола, взвалив на себя мужские заботы, теряют в женственности, она же оставалась одной из самых обворожительных женщин советского кино.

Для большинства людей болезни становятся непреодолимым препятствием для работы и творчества, Шепитько же, кажется, могла снимать в любом состоянии и при самых неблагоприятных условиях.

Судьба отмерила ей короткий жизненный срок — 41 год, и Лариса всегда чутко прислушивалась к знакам судьбы и увлекалась мистикой.

За год до гибели она побывала у знаменитой провидицы Ванги, которая якобы предсказала ей скорую смерть. Шепитько ничем не показала, что потрясена, только попросила подругу дать клятву в храме, что когда Ларисы не станет, та позаботится о ее шестилетнем сыне Антоне.

В 1979 году Шепитько приступила к съемкам фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». В киноэкспедицию на озеро Селигер группа выехала в начале июня.

Ранним утром 2 июля 1979 года на 187 километре Ленинградского шоссе киносъемочная «Волга» вылетела на полосу встречного движения и врезалась в идущий на большой скорости грузовик.

Вместе с Ларисой Ефимовной в машине были оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко, их ассистенты и водитель – погибли все.

Фильм «Матёра» закончил овдовевший Элем Климов, который через неделю после похорон жены уже стоял у камеры. В память о Ларисе он назвал его «Прощание». Актер Борис Плотников совсем молодым снимался в картине Шепитько «Восхождение», которую сама Лариса Ефимовна считала главной в своей жизни.

Лариса родилась в 1938 году в украинском городке Артёмовске. Мать — школьная учительница. Отец бросил семью с тремя детьми. Лариса вычеркнула его из своей жизни и больше никогда с ним не встречалась.

Среднюю школу окончила во Львове. С первого захода поступила во ВГИК на режиссёрский. Материнскую фамилию она сохранила и в замужестве, подчёркивая свою независимость.

Они были красивой парой. Элем Климов и Лариса Шепитько были самодостаточны, творчески независимы друг от друга, но жить друг без друга не могли. Лариса была на пять лет моложе Элема, но окончила ВГИК на четыре года раньше.

Когда во время съёмок её первого фильма «Зной» труппу поразила эпидемия инфекционной желтухи, коллега Ларисы уехала в Москву на лечение. Лариса осталась, пренебрегая приказом врача, и руководила съёмками с больничных носилок. Элем помогал ей монтировать картину и, в конце концов, завоевал её сердце.

Они поженились в 1963 году, хотя их творческие синусоиды порой драматически не совпадали: пик успеха жены приходился на периоды творческого провала у мужа. Однажды Лариса Шепитько заменяла Элема Климова на съёмках его фильма «Агония».

Актёр Алексей Васильевич Петренко, вспоминая свою работу в этой картине, сказал в интервью «Москвичке»: «Несколько сцен в „Агонии” снимала Лариса, и я её очень боялся.

От неё исходила невероятная сила, нечеловеческая сила, а поскольку я играл провидца Распутина и должен был быть самым мощным по энергетике, то с Ларисой я потерял всю свою мощь. По энергетике она была сильнее всей съёмочной группы».

Гибель Ларисы Шепитько до сих пор необъяснима, но все, кто общался с режиссёром, в один голос говорят, что она предчувствовала свою смерть. Снимая «Матёру», всё время говорила: ««Восхождение» — мой последний фильм». «Как же так? — спрашивали её. — Вы же уже сняли 300 метров новой картины». Но Шепитько только качала головой.

Лариса Шепитько не успела подготовить своего единственного сына к первому классу. Отец не решился сказать Антону о смерти мамы. Сын каждый день ждал её возвращения. Потом ему сказали чужие люди, что мама погибла во время работы над фильмом «Прощание». Фильм «Прощание» начинается с трёх фамилий в белой рамке на чёрном фоне — Ларисы Шепитько, Владимира Чухнова, Юрия Фоменко.

Источник: https://www.abcfact.ru/7296.html

«Храню ресницу твою…»

Он проснулся, не в силах дышать от липкого, удушливого волнения. Прошелся по комнате, пытаясь унять дрожь в руках, закурил. Бросил взгляд на часы. 21 июля.

На часах — 5 часов 18 минут утра. Дым был едким, горьким. Приснится же такой кошмар… Но картинка въелась в память и не уходила: машина летит через дорогу, врезается в грузовик… Элем лег, но боялся заснуть — вдруг кошмар вернется. Он не знал, что жить Ларисе оставалось всего 20 минут.

Ее не станет в 5:38…

Этот сон он будет вспоминать до конца своих дней.

Особенно тогда, когда Лариса будет приходить во сне — улыбчивая, живая.

В конце жизни Элем Климов не будет скрывать, что мечтает быстрее соединиться в лучшем из миров с той, которую любил. Но до этого надо будет прожить долгие годы, научившись встречать утро и провожать ночь без нее. Лариса погибла в 41 год. А казалось, у них все еще впереди. Судьба решила иначе.

…Их роман мог начаться и раньше: однажды красавец Климов отпустил комплимент незнакомой девушке, столкнувшись с ней где-то в коридорах ВГИКа. Она отбрила его — не грубо, но решительно.

И жизнь развела их в разные стороны, не связав, решив отнести момент встречи и знакомства в другой мир — в тяжелейшие условия съемок на «Киргизфильме», где Лариса готовила дебютную картину «Верблюжий глаз». Жара стояла страшная, но упрямая «русская березка» стоически выносила все испытания, решив, что ее фильм по Чингизу Айтматову будет маленьким шедевром.

Но странная дурнота мешала работать, а потом поднялась бешеная температура. И хотя Шепитько добилась того, что на натурные съемки ее выносили на носилках, диагноз «инфекционная желтуха» не сулил ничего хорошего.

Климов предложил закончить съемки. И она, уже не имевшая сил вставать, поверила ему. Он доснял картину, назвав ее «Зной», что Ларисе, будто горящей в огне, понравилось — простотой и точностью. Фильм произвел фурор. Но главное — он подарил их друг другу.

Два творческих человека, да еще работающих в одной области. Лишь незнающий может найти в этом плюсы…

Какого благородства, жертв и ума потребует такой союз? Они не знали — оба. Но и порознь уже не могли. Поэтому еще до того, как сделать Ларисе предложение, Климов пообещал ей, что никогда не будет ее подавлять.

И сдержал обещание.

В истории их любви, жизни и даже ухода мистики не просто много, а больше чем достаточно.

Лариса в мистику верила, как и в то, что жила когда-то прежде, — широко известен эпизод, когда на экскурсии в одном из австрийских замков она вдруг узнала детали интерьера, столик для игры в покер, зеленое сукно которого было спрятано под скатертью, а затем — саму себя, глядящую с портрета вековой давности. Мир — куда загадочнее и тоньше, чем представляется нам, понимала она. Но какие-то вещи делала будто вопреки «знакам свыше», возможно, считая, что все предопределено.

Так, приступив к работе над последним своим фильмом, «Матерой», она успела снять лишь сожжение Древа Жизни. Жгла вековое дерево, зная, что в народных поверьях это грех. Но ей нужны были эти кадры! За год до гибели Лариса приехала к Ванге.

Говорят, вышла от нее в смятении: ясновидящая однозначно дала понять, что не видит для Ларисы ничего хорошего в грядущих съемках фильма.

А позже кто-то особенно внимательный подметил трагическую странность в названии «Редкино», что украшало автобусную остановку неподалеку от места гибели Ларисы и коллег.

«Съев» три первые буквы слова, ржавчина будто успокоилась и оставила нетленным слово «…кино». Мистика, нет? Кто знает. Но почему, почему смерть забирает лучших и таких молодых?!

Когда началась война, Ларисе было три. Голод, семейные неприятности — уход отца, послевоенную разруху — она не то что помнила, но как-то очень точно чувствовала.

Поэтому позже, став режиссером, так точно и тонко умела передавать в картинах эмоции и боль и работала с актерами, как никто другой. В смысле тонкости чувств и ощущений они с Элемом Климовым совпали абсолютно.

Ларисин «Зной» гремел ровно так же, как снятый Климовым фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — фантастическая лента, подарившая нам актера Евгения Евстигнеева.

На фильмы сыпались призы.

Он сделал ей предложение на прогулке в Лужниках.

Она сказала «да».

Эта тонкая, невероятной красоты женщина снимала настоящее мужское кино.

На площадке она была сильной, стальной, волевой. Дома — мягкой. «Профессия делает меня мужиком!» — обронила она как-то будто в оправдание. Ее фильмы не были похожи на фильмы других режиссеров. И еще — она не боялась проблем.

В картине «Ты и я», например, она видела лишь Высоцкого и femme fatale того времени — Беллу Ахмадулину. Их кандидатуры отмели, но Лариса нашла замену — Визбора и Демидову. Сейчас кажется, фильм только выиграл от этого.

Фантастически чувствуя текст и слово, она решила снять фильм по Платонову — «Родину электричества». Картина вызвала такую истерику в верхах, что ее решили не просто уничтожить, а сделать это бесследно — смыть пленки.

Каким чудом сохранилась одна из них?! Но — сохранилась, дожила до перестройки и в 1987 году была восстановлена и показана.

Элем тоже много работал. И иногда — боялся за жену. Она летела куда-то, обгоняя пространство, будто боясь чего-то не успеть…

С той же решительностью, с какой она бралась за сложнейший материал, Лариса повела себя и в непростой житейской ситуации. Уже беременной она упала, сотрясение мозга констатировали, а травму позвоночника — не заметили. А когда заметили, врачи восстали — какие могут быть роды! Она уперлась. Месяц лежала на вытяжении, шла на риск.

В итоге на свет появился Антон. Которого она любила острой любовью сильно занятой, но бесконечно верной дому женщины.

«Белорусский вокзал» ей снимать не дали. Ее концепция — место вчерашних ветеранов в жизни — показалась слишком жесткой, а смягчения она не хотела.

И тогда она сняла «Восхождение». Честно говоря, лучше фильма на тему войны и не припомнишь… Снова пошел крик — что это тут, мол, за притча религиозная с оттенками мистики? Спас картину случай.

Поскольку снималась она по произведению белоруса Василя Быкова, «охальную» картину решил посмотреть Петр Машеров — легендарный 1-й секретарь ЦК компартии Белорусской ССР.

Фронтовик Машеров плакал в зале, не стыдясь слез, ну а поскольку авторитет он имел огромный, просто так запрятать фильм на полку уже не вышло. «Восхождение» стало абсолютным триумфом Ларисы Шепитько.

Точки взлетов и успеха супругов частенько не совпадали. Пути творческих натур вообще часто следуют по синусоиде — вниз, вверх…

Климов прекрасно понимал, что за фильм сняла его жена.

Много позже он честно признавался в интервью, что испытывал в тот период колоссальный душевный дискомфорт, но не потому, что не был рад за Ларису, а потому, что был в некотором кризисе сам. Лариса стала знаменитой.

Общается с Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи, подружилась с Лайзой Минелли, и та считает ее самой красивой женщиной страны… Ее совета относительно «Апокалипсиса» просил сам Коппола! А что сейчас у меня?..

И Лариса расцвела невероятно.

А если ее кто-то…отнимет?! Ему правда было непросто.

Синусоида пошла вниз. Задуманную им картину «Иди и смотри» в этот момент «прихлопнули». И он ушел на время. Навсегда останется тайной, какие слова нашла Лариса для того, чтобы привести Климова в форму и вернуть его и их отношения. Все снова было хорошо.

Никто не знал, как мало им осталось времени на счастье…

Сценарий на «Село Степанчиково» уже лежал на столе.

Но Лариса медлила, будто ожидая чего-то. Климов сказал честно: «После «Восхождения» надо подниматься только выше!» Выше было только оно — «Прощание с Матерой».

Он не простил себе этого совета…

На съемки «Матеры» она собиралась на Селигер. Потом на день вырвалась в Москву. В одном из интервью Элем Климов говорил, что Лариса простилась в день отъезда со всеми, кроме него и Антона. Она ждала их хоть на денек… А одному из друзей семьи сказала грустно: «Через месяц ты меня не застанешь…»

…Элем увидел все во сне.

В ужасе открыл глаза, почувствовал, как что-то очень черное наползает на него, берет за горло. Но дотянуться до Ларисы не смог — грузовик и «Волга» уже летели навстречу друг другу.

Поверить в случившееся было невозможно. От Антона полгода скрывали правду. После похорон Ларисы Юрий Нагибин запишет в своем дневнике: «На похоронах жены Климов произнес такие слова: «Это мне Гришка Распутин мстит. Не надо было его трогать».

Климов в это время снимал «Агонию»…

…Все кончилось. Ни как жить, ни зачем теперь жить, он не понимал. Понимал только, что незавершенную Ларисой работу доделать нужно. Он убрал из названия слово «Матера», оставив короткое — «Прощание».

Два мужчины — маленький и большой. Отец и сын. В их мир, из которого когда-то ушла их самая любимая женщина, другие женщины не вошли.

К Элему Лариса приходила во сне. Даже не верилось, что только снилась — настолько была живой.

Он почти не снимал, хотя теперь у него, казалось бы, были развязаны руки — изменилось время, исчезло давление Госкино.

И когда друзья поругивали его за этот простой, грустно отшучивался — мол, «чтобы снимать, нужно вдохновение, а для вдохновения надо влюбиться. Но любовь всей жизни у меня уже была».

Последним его фильмом стала лента о погибшей жене — «Лариса». 20-минутная лента о полете, который прервался слишком рано.

Не говорите только, что любви на свете нет… В одном из стихотворений Элема Климова, посвященных жене, есть такие строки:

Но ты не можешь прекратиться,

Ведь у меня хранится

Твоя ресница.

Пока есть хотя бы она — все продолжается…

Вместо эпилога

В ночь гибели Ларисы Шепитько на Ленинградском шоссе перевернулась еще одна машина — запорожец с семейной парой столичных музыкантов. Они остались живы. По их словам, дорога была скользкой после легкого дождя.

Их машину также вынесло на встречную полосу после попадания колес на обочину в месте ремонта дороги — края асфальтового покрытия совсем не было видно. Возможно, трагедия с черной «Волгой» случилась именно так…

СЕМЬЯ

Муж — Элем Климов

Родился 9 июля 1933 года, окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1963 году. Дебютировал комедией «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964). Самая известная лента — «Иди и смотри». Ушел из жизни 26 октября 2003 года.

Жена — Лариса Шепитько

Родилась 6 января 1938, в 1955-м поступила во ВГИК, в 1963-м сняла картину «Зной» и вышла замуж за Элема Климова. Обрела известность в 1966-м благодаря фильму «Крылья». Главный приз Берлинского кинофестиваля за фильм «Восхождение» (1976). Погибла 2 июля 1979 года во время съемок фильма, получившего название «Прощание», который завершил Элем Климов.

Сын — Антон Элемович Климов

Родился в 1973 году, в 1995 году окончил международное отделение факультета журналистики МГУ. Работал журналистом в СМИ, писал о музыке, занимался пиаром музыкантов Линды и Михаила Шуфутинского, затем из пиара ушел, занимается прозой.   

Источник: https://vm.ru/news/2016/07/09/hranyu-resnitsu-tvoyu-326014.html

Ссылка на основную публикацию