Павел кадочников – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Династия Кадочникова

Династия Кадочникова

Потомки великого актера продолжили его дело

Сегодня, 29 июля, Павлу Кадочникову могло бы исполниться 90 лет. В день юбилея народного артиста СССР «Смена» рассказывает об актерской династии, родоначальником которой был Павел Петрович.

Павел Кадочников, родоначальник династии Первой ролью Кадочникова стал Лель из сказки Островского «Снегурочка» на сцене Нового ТЮЗа. Роль Купавы играла юная Розалия Котович, вскоре ставшая его женой.

В кино Павел дебютировал в эпизодической роли Михася в картине «Несовершеннолетние».

Молодой актер настолько не понравился самому себе на экране, что принял максималистское решение больше никогда не сниматься! Но так вышло, что спектакль «Снегурочка» посмотрел кинорежиссер Сергей Юткевич, предложивший Кадочникову роль солдата в картине «Человек с ружьем». Только уступая авторитету Юткевича, Кадочников согласился… В следующем фильме того же режиссера «Яков Свердлов» Павел Петрович сыграл сразу две роли – рабочего паренька Леньку и Максима Горького. Роль писателя принесла Кадочникову популярность.

Во время Великой Отечественной войны Кадочников снялся в нескольких картинах. У легендарного Сергея Эйзенштейна сыграл Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный».

Роль майора Федотова в картине «Подвиг разведчика» принесла актеру поистине всенародную любовь и стала его своеобразной визитной карточкой. Как, впрочем, и следующая – Алексея Мересьева в «Повести о настоящем человеке».

Наиболее значимой работой последних лет жизни стала роль Вечного деда в фильме Андрея Кончаловского «Сибириада». Сердце Павла Петровича остановилось 2 мая 1988 года.

Розалия Котович-Кадочникова, вдова Павла Петровича

– С Павликом мы вместе учились, но отношения у нас сразу как-то не заладились, – рассказывала Розалия Ивановна. – Подойду к нему с каким-нибудь комсомольским поручением, а он отмахивается. Я на него и махнула рукой: «Ай, Кадочников, ты вообще!..

» После подружки иронизировали: «Говорила: «Кадочников, вообще!..» – а сама вышла за него замуж!..» Мое отношение к нему изменил дипломный спектакль «Снегурочка»… Розалия Котович-Кадочникова в кино снималась, но не много.

Последнюю роль сыграла в картине «Anna Karamazoff (Анна Карамазофф)» в 1991 году.

Константин Павлович, старший сын

У Павла Кадочникова было два сына. О существовании старшего, Константина, он долгое время и не подозревал. По каким причинам Павел Петрович не зарегистрировал свои отношения с матерью Константина, неизвестно.

Когда он родился, Павлу Кадочникову исполнилось не то 17, не то всего 16 лет. Похоже, мать запрещала сыну встречаться с отцом.

В 14 лет мальчик, каким-то образом прознавший, кто его отец, заявил: «Я уже взрослый! И хочу с отцом не только встречаться, но и общаться!»

И вот пришло время Константину Никитину – такая у него была фамилия – получать паспорт. «Я хочу, чтобы ты носил мою фамилию», – сказал Павел Петрович.

Константин Кадочников по окончании Театрального института работал в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской. У него были незначительные роли в кинофильмах «Летят журавли», «Музыканты одного полка», «Я тебя никогда не забуду», «Серебряные струны». Умер он совсем еще молодым.

Петр Павлович, младший сын

– Папа был ведущим популярной телепередачи «Для тех, кто любит кино», – вспоминает Наталья, дочка Петра Павловича. – А потом московский режиссер Булат Мансуров пригласил их с дедулей на главные роли в фильм «Сюда не залетали чайки».

Снимали в Красноярском крае. Мне было 8 лет, сестренка Юлька только что родилась. И вдруг в один прекрасный день мама говорит: «Наташа, мы едем в Сибирь». И три поколения Кадочниковых отправились за Уральские горы.

Бабулю с мамой стали называть «декабристками».

В творческой биографии Петра Кадочникова было всего четыре фильма. «Благочестивая Марта» оказался последним. Петр Павлович с женой отправились отдохнуть в Прибалтику. Там на пикнике произошел несчастный случай.

Упал с дерева и… – Там и пьянки-то никакой не было, – рассказывает его дочь. – И криминала, о котором многие твердят, тоже! Физически крепкого отца загнать на дерево силой было невозможно.

Папа часто забавлялся тем, что, уцепившись за макушку дерева, опускался на землю, как на парашюте. В тот роковой момент он забрался на сосну, а сосна – дерево хрупкое…

Наталья, старшая внучка

– Дедуля шутил: внучки родились на съемочной площадке, – продолжает Наталья Петровна. – Мои первые киношные опыты состоялись под его руководством.

В Театральный институт, который к тому времени уже стал нашим «семейным» вузом, я поступила только со второй попытки. Ни о какой протекции речи быть не могло. На последнем курсе я родила.

Пете было два месяца, когда я играла дипломный спектакль. Пока была на сцене, он спал в гримерной.

Однажды для Натальи Кадочниковой наступило время «тупого зарабатывания денег»! Пришлось театральные подмостки сменить на душную нотариальную контору. Пока не позвонили друзья: «Наташка! У нас актриса заболела. Поехали с нами на гастроли в Германию!» Как только младшему сыну Вите исполнилось 2 года, окончательно вернулась на сцену! В детский Театр сказки «На Неве».

Петр, старший правнук

Петру Кадочникову – 15 лет. В 11 он снялся в заглавной роли в картине Игоря Масленникова «Тимур и его командос».

– На «Ленфильме» есть удивительная женщина Лидия Ивановна Доротенко. Она занимается детской массовкой, – рассказывает Наталья Кадочникова. – Однажды она позвонила и говорит: «Наташа, пора бы уже Петю приобщать к высокому искусству. Дай мне его фотографию». Несколько раз Лидия Ивановна пристраивала его в какие-то клипы, в массовку «Черного ворона», еще куда-то.

Однажды Петра взяли на роль Тимура. Впоследствии эту роль отметили несколькими призами и дипломами. В их числе «За лучшую актерскую работу» и «Лучший актер-мальчик».

Витя, младший правнук

В свои 6 лет Витя уже засветился аж в двух театрах – Большом драматическом имени Г. Товстоногова и Мариинском. И тут мама не прилагала усилий.

При Театре сказки «На Неве» существует студия. Туда Наталья Петровна и отдала младшего сына, чтобы избавить его от природной зажатости. Преподаватель по ритмике Виктор Мисенков рекомендовал Витю и в драматический спектакль «Посторонний», и в премьерную оперу «Мадам Баттерфляй».

Геннадий Нилов, племянник

Геннадий Нилов, племянник Розалии Ивановны, тоже стал артистом.

Самая известная из его киноролей – физик Сундуков в комедии «Три плюс два». Геннадий поведал забавную историю о съемках любимой не одним поколением зрителей комедии: – Одежду, в которой мы снимались, – красивые трусы, шорты – с трудом достали у фарцовщиков.

– За появление в шортах, бывших по сути нашей рабочей одеждой, нас постоянно забирали в милицию, – рассказывал коллега Нилова Евгений Жариков. – Тогда считалось, что ходить в шортах неприлично.

Мне, Андрею Миронову и Гене выдали справки, где написали, что мы снимаемся в картине и имеем право ходить в шортах и носить бороду.

Алексей Нилов, внучатый племянник

Алексей, сын Геннадия Нилова, в 4 года снялся у своего двоюродного дедушки Павла Кадочникова в фильме-сказке «Снегурочка». Удача улыбнулась актеру только после выхода на телеэкраны первых серий «Улиц разбитых фонарей». После раскола команды «ментов» в 2003 году вместе с Сергеем Селиным, Юрием Кузнецовым и Анастасией Мельниковой снимается в сериале «Опера. Хроники убойного отдела».

16 марта 2000 года в возрасте 36 лет Алексей Геннадьевич пережил клиническую смерть. Из-за чрезмерного увлечения алкоголем. – Это случилось дома, – рассказывал он сам. – Дважды вызывали «неотложку». Говорят, многие в состоянии клинической смерти видят какой-то тоннель… Я ничего не видел. Открыл глаза – напротив доктор сидит. Я его на … послал, а он говорит: «Не волнуйся, нормально все».

Владимир Желтов

Источник: http://www.smena.ru/news/2005/07/29/5671

Смерть сыновей и другие испытания, выпавшие звезде «Укротительницы тигров» Павлу Кадочникову

Ирина Петрова 29 июля 2018

Современное поколение знает Павла Кадочникова в основном по героическим ролям.

Но актер мог играть кого угодно, он так мастерски перевоплощался, что сам Сергей Эйзенштейн восхищался и называл его «оборотень Кадочников».

По иронии судьбы расплата за невероятную популярность оказалась очень жестокой – на долю звезды советского кино, которого многие считали баловнем судьбы, выпало множество испытаний.

Он мог стать художником

Фильм «Совершеннолетние» (1935 г) стал кинодебютом Павла Кадочникова. Кадр из фильме

Павел Кадочников родился 29 июля (по старому стилю 16 июля) 1915 года в Петрограде. С этим городом была связана вся его жизнь.

«Он наш, питерский», — с гордостью станут говорить его земляки, когда лицо актера будет смотреть с множества открыток и афиш.

С детства он очень хорошо рисовал, мечтал стать художником, но из-за болезни отца Паше пришлось бросить школу и отправиться на завод – учеником слесаря. Все решил, как это обычно бывает, случай.

По соседству с художественной студией, где он занимался, была театральная, ее руководитель обратил внимание на четырнадцатилетнего паренька.

А через год отправил его на прослушивание к режиссеру Борису Зону, набиравшего курс в театральном техникуме.

Когда учебное заведение расформировали, почти весь курс перевели в техникум сценических искусств (сегодня – Российский государственный институт сценических искусств). Так 15-летний Павел оказался одним из самых молодых его студентов.

После окончания учебы Кадочников стал актером Нового театра юного зрителя. В 1934 году он женился на своей коллеге и однокурснице Розалии Котович. Подруги девушку отговаривали: Кадочников слыл ловеласом. Однако этот брак оказался удивительно крепким: вместе они прожили больше 50 лет.

В 1944 году у Розалии и Павла родился сын Петр. А через два года на пороге их дома появился подросток, как две капли воды похожий на Кадочникова-старшего в этом возрасте. В ранней юности у Павла случился роман с актрисой Татьяной Никитиной, которая была значительно старше его.

Та родила от 17-летнего юноши сына Костю.

Как впоследствии рассказывала внучка знаменитого актера, по отношению к Павлу Петровичу женщина повела себя жестоко: не давала ему видеться с сыном, отказывалась от денег, которые актер передавал для него – а после того, как узнала о его женитьбе, затребовала алименты сразу за несколько лет.

Как вспоминали родственники, когда на Кадочникова обрушилась всесоюзная популярность, к ним домой не раз приходили женщины, которые говорили, что ждут или уже родили от знаменитого актера ребенка.

По поклонницам Павла Петровича, дежурившим у подъезда, можно было сверять часы – они появлялись как раз тогда, когда ему нужно было и отправляться на спектакль. Ко всему этому Розалия Ивановна относилась с юмором и терпением.

А Костю она приняла как родного.

«Укротительница тигров»

Кадр из фильма «Подвиг разведчика» (1947 г.)

Знаменитым на всю страну Павел Кадочников стал в 1947 году после выхода фильма «Подвиг разведчика». Следующий фильм, «Повесть о настоящем человеке», где он сыграл легендарного летчика Алексея Маресьева, также стал его звездным часом. Но потом, в начале 50-х, его почти перестали снимать.

Лишь после смерти Сталина Кадочников снова стал востребован у режиссеров, он снялся в нескольких фильмах подряд, в том числе и в знаменитой «Укротительнице тигров». Почти все трюки актер исполнял сам, без дублеров.

Купил себе мотоцикл и тренировался в свободное время. В бесстрашного красавца-мотогонщика, героя Кадочникова, влюбились миллионы девушек. В картине снималась и юная Людмила Касаткина.

Павел Кадочников опекал молодую актрису.

Кадр из фильма «Укротительница тигров» (1954 г.)

«Он был первым человеком, благодаря которому я поверила в свои возможности», — скажет впоследствии она. Но тогда, в 1954-м, все заговорили о том, что между Касаткиной и Кадочниковым роман.

А через некоторое время актер на «Ленфильме» познакомился с красавицей-цыганкой, певицей и актрисой Театра эстрады Маргаритой Шумской. Об их романе знали многие. Но не знали его последствий.

Много лет спустя станет известно, что у Шумской есть от Павла Кадочникова сын.

Отец и сын

В 60-х Павел Петрович начал также работать как режиссер. Новый виток популярности актера пришелся на 70-е, после выхода фильма Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Сын Петр тоже пошел по стопам знаменитого отца, стал актером. В 1977 году они вместе снялись в киноповести Бориса Мансурова «Сюда не залетали чайки».

А через четыре года 36-летний Петр Кадочников погиб в Прибалтике, где отдыхал с друзьями.

Петр Кадочников в фильме «Благочестивая Марта» (1980 г.). Кадр из фильма

Говорили разное – вплоть до того, что актера убили. Но его старшая дочь, актриса Наталья Кадочникова, которой на момент гибели отца было 12 лет, рассказывала, что виной всему была нелепая случайность. На отдыхе компания развлекалась, мужчины дурачились.

У Петра был фирменный «трюк» — залезть на березу и, держась за ее ветки, раскачиваться. Так он поступил и в тот день – только вместо березы выбрал сосну, не учтя, что ее ветки не такие гибкие.

Кадочников упал с высоты около трех метров, получил черепно-мозговую травму и множественные переломы – в больницу его доставили без сознания, а через несколько дней актер умер.

О смерти сына Павел Петрович узнал на съемках картины «Проданный смех». И, рассказывали, тогда он впервые выпил на съемочной площадке. Актеру предлагали отложить съемки, но он отказался, после смерти сына он работал все больше и больше, пытаясь таким образом заглушить горе.

И старел – буквально с каждым днем. А Розалия Ивановна, после замужества ушедшая из профессии и всю свою жизнь посвятившая мужу и сыну, полностью замкнулась в себе. Это стало не единственным испытанием, обрушившимся на семью: как раз тогда супруга  узнала, что у мужа есть сын от Шумской.

Общаться с ним она Кадочникову запретила.

Испытания судьбы

Кадр из фильма «Серебряные струны» (1987 г.).

Через три года, в 1984-м, от сердечного приступа скончался старший сын актера, Константин. Это стало еще одним ударом для Павла Петровича. Близкие замечали, что он очень сдал, похудел, одна за другой на актера сыпались различные болячки.

Отношения Розалии Ивановны с невесткой, вдовой Петра Кадочникова, всегда бывшие непростыми, обострились до предела. Большая, казавшаяся всем дружной, семья разрушилась. Они разъехались – стараниями Павла Кадочникова невестка с дочерьми получила отдельную квартиру.

Но старшая дочь, Наталья, вскоре вернулась жить к дедушке с бабушкой.

Наталья Кадочникова продолжила династию, по стопам знаменитого деда пошел и один из ее сыновей . Только вот Павел Петрович об этом узнать не успел.

Ее любимый Дидя, как она называла дедушку, скончался, когда девушка училась на первом курсе ЛГИТМиКа.

Его последней работой стал фильм «Серебряные струны», где Кадочников не только сыграл одну из ролей, но был режиссером-постановщиком и одним из сценаристов.

Так как у Павла Петровича сильно упало зрение, была глаукома, сценарий он надиктовывал коллеге — тот как раз говорил, что хочет поступать на сценарный факультет. Когда фильм вышел, в титрах стояли две фамилии – Кадочникова и его соавтора.

А буквально через день Павел Петрович получил повестку в суд: соавтор заявил, что именно он является настоящим автором, а Кадочников украл у него идею и сценарий. Эта неприятная история, несомненно, сыграла свою роль.

Читайте также:  Максим соколов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В мае 1988 года Павел Кадочников скончался от острой сердечной недостаточности на 73-м году жизни в одной из больниц Ленинграда.

Источник: https://teleprogramma.pro/stars/star-hist/407859/

Павел Кадочников

Когда в 1954 году на отечественные экраны вышел фильм «Укротительница тигров», многие советские женщины влюбились в мотогонщика Федора Ермолаева. Его роль исполнил Павел Кадочников. Несмотря на огромное количество поклонниц, больше полувека актер прожил со своей законной супругой, которая родила ему сына. К сожалению, Петр Кадочников трагически погиб еще при жизни своего отца.

Розалия

Павел Кадочников еще во времена студенчества выделялся среди своих однокурсников.

Его актерский талант, прекрасный голос и яркая внешность, как магнит, притягивали к нему всех девушек театрального техникума. Попалась в сети Павла и Таня Никитина, которая тоже училась вместе с ним.

Между молодыми людьми случился бурный, но непродолжительный роман. Ведь от Кадочникова многие были без ума.

Вот только одна студентка долго не обращала внимания на Пашу. Ее звали Розалия Котович. Она была слишком серьезная и ответственная.

Именно поэтому ей и доверили шефство над Кадочниковым, который был в то время известным балагуром и, откровенно говоря, относился к учебе безалаберно. Это шефство немного сблизило молодых людей.

Но настоящие чувства вспыхнули в процессе совместной работы в спектакле «Снегурочка». Вскоре влюбленные поженились. В 1944 году на свет появился сын Петя.

Петр

Петр Кадочников, выросший в актерской среде, поначалу не хотел идти по стопам своих родителей. Он блестяще закончил ленинградский политехнический институт.

Но в какой-то момент гены, видимо, взяли свое, а, может, Петр поддался на уговоры отца и подал-таки документы в театральный вуз. Кадочников-младший так же, как и его отец, снимался в кино.

Кстати, в картине Мансурова «Сюда не залетали чайки» и в музыкальной ленте Фрида «Благочестивая Марта» они даже играли вместе.

В 1981 году, когда нелепый случай оборвал жизнь Петра Кадочникова, ему исполнилось 36 лет. У него уже была своя семья. Но он был еще молод и полон сил. В июле Петр вместе с супругой и друзьями поехал отдыхать в Прибалтику.

Там Кадочников-младший, который иногда любил подурачиться, залез на дерево и, повиснув на ветке, начал раскачиваться. Ветка обломилась, и актер с большой высоты рухнул вниз. Он получил множественные травмы и серьезно повредил голову. Спасти Петра не удалось.

Его отцу тогда было далеко за 60, и смерть сына, несомненно, нанесла пожилому человеку страшный удар.

Константин

Однако Петр был не единственным наследником Павла Кадочникова. Та самая Татьяна Никитина, с которой в далекой юности у Паши случился роман, еще в 1932 году родила от актера мальчика и назвала его Константином. Кадочников о старшем сыне, конечно, знал. Знала о Косте и законная супруга Павла Петровича.

Более того Константин бывал в доме своего отца и его жены, подолгу гостил у них и общался с братом Петром. Кстати, в отличие от Пети, Костя страстно мечтал быть актером. Он тоже закончил театральный институт, а после устроился на работу в драматический театр. Константин Кадочников даже снимался и в кино.

Например, его можно увидеть в фильме Калатозова «Летят журавли», где он исполнил роль сослуживца главного героя.

Но карьера, как и жизнь, Константина оказалась недолгой. Ему было чуть за 50, когда в 1984 году он скончался от внезапного сердечного приступа.

Отец пережил своих детей. Павел Кадочников умер в 1988 году, когда оба его сына уже были в могилах. Розалия Ивановна ушла в мир иной в 2001 году.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Павел Кадочников: что случилось с сыновьями знаменитого актера

Источник: http://homad.ru/pavel-kadochnikov-chto-sluchilos-s-synovyami-znamenitogo-aktera/

Звезду советского кино сгубила смерть сыновей

Павла Кадочникова прославила роль Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке». В реальной жизни он был таким же мужественным и несгибаемым. В семидесятилетнем возрасте актер окунался в ледяную прорубь и выглядел на сорок лет. Однако смерть двух  сыновей за два года превратила его в больного человека и привела к печальному концу.

До тринадцати лет Павел жил, как простой деревенский мальчик. Во время Гражданской войны его родители, рабочие из Ленинграда, перебрались на Урал, на родину отца: там было легче выжить.

Павел выполнял обычную деревенскую работу, а все свободное время посвящал рисованию, к которому его приобщила мать – умная и интеллигентная женщина. Когда в 1927 году семья вернулась в Ленинград, парнишку тут же отдали в школу живописи. Родители Павла были уверены: его ждет большое будущее как художника.

Но после смерти отца юноша бросил школу и пошел работать учеником слесаря на завод «Красный путиловец». С горечью Павел думал, что нужда заставит его крутиться всю жизнь в поисках заработка, но в 15-летнем возрасте ему выпал счастливый билет.

Товарищи порекомендовали его в один из спектаклей театральной студии как непревзойденного исполнителя частушек. Талант Павла проявился так ярко, что его тут же приняли в студию, несмотря на то, что он еще даже не закончил школу.

– Во время обучения в студии мы с Павлом и познакомились, – вспоминала актриса Розалия Котович, будущая жена Кадочникова. – Поначалу я к нему относилась плохо. Он не выполнял комсомольские поручения и казался мне безответственным. Но после дипломного спектакля «Снегурочка», где он играл Леля, а я – Купаву, все изменилось. К удивлению подруг, я вышла за него замуж!

В 1935 году был создан Ленинградский театр юного зрителя, где Кадочников стал ведущим актером. Но главный успех его ждал в кино. В 1941 актера пригласили в фильм «Антон Иванович сердится», съемки которого закончились за день до начала войны.

Павел тут же подал заявление в народное ополчение, но его не отпустили на фронт: уже были приглашения на другие съемки. Затем Кадочников снялся в «Иване Грозном», «Подвиге разведчика» и, наконец, в «Повести о настоящем человеке».

После войны его уже узнавали на улице, он был любимцем советских женщин, признанной звездой кинематографа.

Тяжелое послевоенное время для Кадочникова стало воистину золотым. В пятидесятом году он получил уже третью по счету Сталинскую премию. У него была хорошая квартира, машина. Коллеги иногда в шутку называли Павла «барином», потому что он с шиком носил заграничные костюмы и умел жить красиво.

Как раз в этот счастливый период, воспитывая вместе с женой маленького сына Петю, актер с удивлением узнал, что у него подрастает еще один сын.

В тридцатые годы, еще будучи студентом театрального вуза, Павел Кадочников вовсе не предполагал, что женится на однокурснице Розалии Котович. В то время у него был бурный роман с учащейся режиссерского факультета Татьяной Никитиной.

Но между ними произошел конфликт, и они быстро расстались. 17-летний Кадочников не подозревал, что Татьяна была беременна, и о рождении сына так и не узнал. Татьяна записала родившегося Константина на свою фамилию и долго не говорила сыну, кто его папа.

Лишь когда мальчику исполнилось 14 лет, он узнал правду и не согласился с мамой.

– Я бы хотел общаться с отцом и носить его фамилию! – сказал Константин, после чего пришел к отцу.

Сам Кадочников был только рад появлению старшего сына и, когда тот получил паспорт, согласился дать ему свою фамилию. Константин тоже стал актером и работал в Театре Комиссаржевской, успел сняться и в кино.

К сожалению, его жизнь была недолгой, в 1984 году он скончался от сердечного приступа, и это стало вторым ударом для Кадочникова.

Всего три года назад он похоронил младшего сына, Петра, гибель которого до сих пор окутана тайной.

Петр Кадочников тоже стал актером и много работал с отцом и на сцене театра, и в кино. Он был спортивным, обожал проводить время в походах. Летом 1981 года Кадочников-младший вместе с женой и дочкой отправился отдыхать в Прибалтику, где его через два дня нашли на дороге мертвым. Следствие установило, что он погиб, упав с высокого дерева.

– Никто бы не смог загнать физически крепкого отца на дерево силой, – говорила дочь актера. – Он сам часто забавлялся тем, что, уцепившись за макушку дерева, опускался на землю, как на парашюте. В тот роковой день он забрался на сосну, а сосна – дерево хрупкое…

Нелепая смерть обоих сыновей сломала Павла Петровича. У него стало пошаливать сердце, а лечился он с неохотой. Горе превратило его в старика с потухшим взглядом. Когда в мае 1987 года скорая увозила его в больницу с инфарктом, он, стараясь утешить жену, сказал: «Надеюсь, завтра увидимся». В тот же вечер Кадочников скончался.

Источник: https://sobesednik.ru/skandaly/20120221-zvezdu-sovetskogo-kino-sgubila-smert-synovei

Внучка Павла Кадочникова, актриса Наталья Кадочникова: «Дедушке довелось пережить двух своих..

Знаменитому советскому актеру исполнилось бы 95 лет

Павла Кадочникова можно без преувеличения назвать кумиром нескольких поколений.

Он был героем 40-х (»Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке»), секс-символом 50-х (»Укротительница тигров», «Медовый месяц»), поражал чудесами перевоплощения в 70-х и 80-х (»Сибириада», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сильва», «Очи черные»).

И даже сегодня, спустя почти четверть века после смерти актера, обаяние его таланта и личности нисколько не поблекло. О своем знаменитом дедушке рассказывает его внучка, актриса Наталья Кадочникова.

«Дедушка всегда с большой благодарностью отзывался о Никите Михалкове, который пригласил его в «Неоконченную пьесу… »

– Наталья Петровна, с какого времени вы помните дедушку?

– Да сколько помню себя — лет с двух, наверное. Дедуля всегда был для меня авторитетом, а после смерти отца вообще стал самым главным человеком. Конечно, мы с ним и спорили, и ссорились, но и беседовать могли до трех часов ночи, несмотря на то, что бабушка гнала нас спать.

– Какие роли и фильмы Павел Петрович выделял особенно?

– О фильмах он всегда говорил так: «Любимая та картина, в которой я сейчас снимаюсь». И роли свои любил все, без исключения. Хотя, конечно, Федотов-Эккерт из «Подвига разведчика» все-таки стоял особняком — для людей, прошедших войну, эта картина была культовой, и дедушка ее очень любил. А тост «За победу! За НАШУ Победу!» звучал в нашем доме во время всех застолий.

Некоторые роли в творческой биографии дедушки были написаны специально для него. Например, в свое время Евгений Шварц обратил внимание на совсем еще юного актера Павлика Кадочникова, игравшего тогда в ленинградском ТЮЗе. «Какой хороший артист, — сказал драматург главному режиссеру.

 — Почему он у тебя все время зверюшек играет?» И написал для дедушки роль Сказочника в спектакле «Снежная королева». А еще дедуля очень любил играть комедийные роли, которые, к сожалению, ему крайне редко доставались. У него вообще было потрясающее чувство юмора, он был настоящим мастером розыгрышей.

Разыгрывая меня по телефону, он так менял голос, что я его — родного дедушку! — ни разу не узнала. Не понимаю, почему режиссеры не видели его в комедийных ролях?

– Он не обижался на них за это?

– Что вы, Павел Петрович с уважением относился ко всем режиссерам, с которыми ему доводилось работать! Но особой его любовью был, наверное, Сергей Эйзенштейн — со съемок в его картине «Иван Грозный» началась дедушкина карьера в кино.

Режиссер тоже оценил его талант, подарив ему свою фотографию с надписью: «Дорогому оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей». В его картине «Иван Грозный» дедушка сыграл Старицкого, а Эйзенштейн хотел снять третью серию картины, где планировал дать ему еще две роли. К сожалению, она так и не была снята.

Ну и всегда с большой благодарностью дедушка отзывался о Никите Михалкове, который пригласил его в свою картину «Неоконченная пьеса для механического пианино», после длительного перерыва в работе.

– С чем был связан этот перерыв?

– На самом деле таких перерывов в его творческой судьбе было два. Второй, после которого его пригласил в свою картину Михалков, случился в середине 70-х. А был еще один, он совпал с так называемым периодом малокартинья, в 50-е годы.

У нас дома редко говорили на эту тему, слишком уж болезненной была она для дедушки. Якобы появился негласный запрет на съемки Кадочникова, поскольку он давал много так называемых левых концертов.

Вышла даже ужасная статья в газете «Труд», она называлась «Автограф на судебной повестке». Но дедушка был актером, он не мог вникать в бухгалтерию, этим занимался его администратор, дедуля же просто ехал и выступал.

Думаю, дело было не в концертах и не в левых деньгах, а в том, что после смерти Сталина появилось слишком много желающих поквитаться с трижды лауреатом Сталинской премии Кадочниковым.

– Правда, что Кадочникова не жаловало кинематографическое начальство?

– А за что им было любить такого неудобного человека? Дедушка ведь всегда был правдолюбцем, в глаза говорил чиновникам все, что думал, вечно за кого-то хлопотал и заступался.

Помню, как он разгневался, когда узнал, что Саша Галибин (российский актер, игравший в фильмах «Трактир на Пятницкой», «Мастер и Маргарита».  — Авт. ), к тому времени уже достаточно известный, ютится с женой и ребенком в маленькой комнатушке, расположенной чуть ли не на чердаке.

Дедушка ходил по разным кабинетам, стучал кулаком по столу и все-таки вытребовал для Саши квартиру.

– А за себя он просить умел?

– Умел, но не хотел. Поэтому никогда ни о чем не просил ни для себя, ни для семьи.

– Чем занимался Павел Петрович, когда у него не было работы в кино?

– Живописью — он с детства прекрасно рисовал. Обожал свою машину, был заядлым автомобилистом и мог часами возиться в гараже. Писал сценарии, ну и, конечно, много выступал с концертами: он считал, что, будучи мужчиной, обязан содержать семью и просто не имеет права ничего не делать.

– Павел Петрович всю жизнь прожил с одной женщиной — вашей бабушкой, Розалией Котович.

– Они учились на одном курсе в театральном техникуме в группе Бориса Зона и знали друг друга с пятнадцати лет. Бабушка была очень интересной женщиной и понравилась дедуле сразу, а вот она долгое время не обращала на него внимания.

Как часто бывает, именно это и влекло к ней дедушку: он хотел завоевать ее во что бы то ни стало. Любовь у них случилась позже, когда после окончания техникума они оба по распределению попали в Театр юного зрителя, где вместе играли в спектакле «Снегурочка»: он — Леля, а она — Купаву.

Вскоре они поженились и прожили вместе душа в душу пятьдесят три года — до самой дедушкиной смерти.

– Неужели даже не ссорились?

– И ссорились, и мирились — как же без этого! Бабушка всегда говорила, что, если люди живут вместе и не ругаются, значит, они совершенно безразличны друг другу. С другой стороны, они были очень близки, в силу профессии у них было много общего. Иначе они не смогли бы прожить вместе столько лет.

– В 50-60-х годах Павел Кадочников был безумно знаменит. Он не давал вашей бабушке поводов для ревности?

– Я часто ее об этом спрашивала. И она всегда отвечала: «Если актер играет героев, а о нем не ходит никаких слухов и в него не влюбляются женщины, то он — бездарность». Она понимала, что ее ждет, когда выходила замуж за красивого актера.

Случалось, что его машину поднимали и несли на руках.

В самом начале их совместной жизни, когда дедушка еще работал в театре, бабушка даже могла определять время без часов: раз у подъезда собирается толпа поклонников, значит, ему пора на спектакль.

«До женитьбы на бабушке у дедули был кратковременный роман с актрисой старше его по возрасту. Дедушка даже не знал, что у той женщины родился сын»

– Ваш дедушка чем-нибудь болел?

– Ему шел 73-й год, но он был по-прежнему бодр и полон сил. Хотя смерть сыновей его очень сильно подкосила. Он, конечно, старался не подавать виду, но и так понятно, что самое страшное для родителей — это пережить своих детей.

Узнав о смерти моего папы, дедушка, который снимался тогда в картине «Проданный смех», сделал то, чего за все годы работы в кино не делал ни разу — попросил принести ему коньяк прямо на съемочную площадку. Но сниматься не прекратил.

Он всегда говорил: «Зритель заплатил свои кровные три рубля и хочет увидеть кино, ему неинтересно, что у тебя случилось», — так он понимал настоящий профессионализм.

– Правда, что ваш отец погиб при загадочных обстоятельствах?

– Эту историю просто неоправданно раздули. Папа с мамой отдыхали в Прибалтике с друзьями, в последний день пребывания там было решено устроить пикник. Было им тогда по тридцать шесть лет — молодые, в общем, ребята.

Мне вот сейчас сорок один, а я до сих пор иногда веду себя как ребенок. В общем, они, конечно, немного выпили и стали дурачиться, и папа залез на сосну — покататься. Была у него такая любимая забава — он любил взбираться на дерево, а потом по веткам слетать вниз.

Только обычно для этого выбирал березу, которая легко гнется, сосна же просто сломалась.

– У Павла Петровича ведь было двое сыновей?

– Да, у меня еще был дядя, который тоже ушел из жизни рано — умер от инфаркта. Дело в том, что еще до женитьбы на бабушке у дедули был кратковременный роман с актрисой старше его по возрасту. Дедушка даже не знал, что у той женщины родился сын, до тех пор, пока четырнадцатилетний парень однажды не позвонил к ним в дверь.

Дядя Костя был настолько похож на дедулю, что ни у кого не возникло никаких вопросов о родстве — все и так было ясно. Надо отдать должное бабушке — она приняла дядю, как родного. Но семью как будто преследовал злой рок: сначала ушел из жизни мой папа, через три года — дядя Костя. По сути дела, дедушка так и не оправился после этих потерь.

К тому же актерство — профессия сложная. Люди на такой работе просто «сгорают», а дедуля тогда как раз снял тяжелейшую картину «Серебряные струны». Там получилась очень некрасивая история.

Рабочий съемочной группы, которому дедушка диктовал сценарий, обвинил его в воровстве: дескать, Кадочников украл у него текст, а в качестве доказательства предъявил надиктованную дедушкой рукопись. Начался суд, который длился практически до самой дедушкиной смерти. Но он, как мне казалось, и тогда смог взять себя в руки, даже начал писать сценарий новой картины.

А потом ему стало плохо с сердцем, и его положили в Военно-медицинскую академию. И вроде бы ничего серьезного у него не было — возрастные проблемы, не более. Я много об этом думала и поняла: он умер, потому что так захотел. Каждый из нас сам решает, когда уходить. В какой-то момент дедушка просто опустил руки и часто повторял: «Мне, наверное, уже пора».

Мы с бабушкой ругали его, но, если человек принял решение, это бесполезно. Накануне бабушка была у него в больнице, и он был такой же, как всегда, на прощанье сказал: «Завтра увидимся». Когда она вернулась домой, раздался телефонный звонок, и ей сообщили, что он умер… Бабушка пережила дедушку на тринадцать лет…

Источник: https://fakty.ua/15277-vnuchka-pavla-kadochnikova-aktrisa-natalya-kadochnikova-dedushke-dovelos-perezhit-dvuh-svoih-synovej—chto-mozhet-byt-strashnee-on-tak-i-ne-opravilsya-posle-etih-poter

Внучка “главного разведчика СССР” Кадочникова: “Дедушка был бесконечно добрым” – МК

29 июля исполняется 100 лет со дня рождения легендарного Павла Кадочникова.

24.07.2015 в 20:24, просмотров: 14672

Замечательный советский актер, режиссер, трижды лауреат Сталинской премии родился в Петрограде. Его любили миллионы зрителей, называли главным разведчиком СССР и совестью «Ленфильма».

Он снялся более чем в ста фильмах: «Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке», «Далеко от Москвы», «Антон Иванович сердится», «Укротительница тигров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада»…

На фото: На охоте с сыном Петей.

В Петербурге живет внучка Павла Петровича — актриса Наталия Кадочникова.

Она занимается наследием своего деда, руководит творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова, а к 100-летию подготовила выставку и выпускает книгу своих воспоминаний о семье «Жизнь как вспышка».

В этой семье актером был не только Павел Петрович, но и его жена Розалия Котович, и их сын Петр Кадочников, отец Наталии. И ее крестный — Константин Кадочников, сын Павла Кадочникова от первого, еще студенческого, брака.

— Дедушка и бабушка воспитали меня, — рассказывает «МК» Наталия Кадочникова, — заменили отца. Мне было 12 лет, когда он умер. Они дали мне все.

— Можно ли было в такой семье не стать актрисой?

— Конечно нет. В первый раз я не поступила в Ленинградский театральный институт (ЛГИТМиК) — не была подготовлена. Павел Петрович не очень хотел, чтобы я шла учиться на актрису, и сказал бабушке: не буду никуда ходить и просить за Наташу.

Потом я год готовилась и поступала в два вуза: в наш, ленинградский, к Игорю Горбачеву, и в ярославский, к Владиславу Андрушкевичу, однокурснику Павла Петровича по ЛГИТМиКу. Они вместе учились у Бориса Зона и работали в новом ТЮЗе.

Но дед просто костьми лег: «Не отпущу Наташку в Ярославль!» Андрушкевич возмущался, говорил ему: «Павлик, что ты ее у своей груди все время держишь? Дай ей самостоятельности! Она отучится четыре года, и я верну ее тебе в целости и сохранности». Но деду было очень важно, чтобы я была рядом.

Возможно, он предчувствовал, что скоро уйдет… Он умер, когда я заканчивала первый курс. И хорошо, что не отпустил меня, — я поняла это позже. Мои первые шаги в институте связаны с ним. Он всегда был рядом, в курсе всего, что у меня происходило, я делилась своими радостями, огорчениями, неприятностями.

— То есть Павел Петрович находил время на общение с внучкой?

— Когда у него не было времени, он брал меня с собой на съемки. Там же большие перерывы бывают, и мы могли общаться. Мы с ним объездили всю страну: Сибирь, Урал, юг, Украину, огромное количество городов — не перечислить.

На фото: Наталия Кадочникова с дедом.

— О чем вы разговаривали?

— Обо всем. О жизни, искусстве, театре, своих переживаниях, прочитанных книгах, рецепты вкусных блюд давал… Дедушка был бесконечно добрым, на нем все ездили.

Но как он мог вспылить, если я, вредный подросток, нахамила бабушке! Просто сатанел, кричал страшным голосом: «Наташа, иди сюда! Это что такое? Чтобы я этого больше не слышал!» И кулаком по столу — у нас в прихожей стоял небольшой журнальный стол со стеклянной столешницей. И каждый раз стекло — вдребезги. Бабушка убирает, ставит новое стекло, я трясусь в своей комнате.

Потом приходит бабушка: «Иди, Дидя тебя зовет». Как ни в чем не бывало дед говорит мне: «Ласточка моя, ну давай — спокойной ночки!» — «Дидя, прости меня». — «Ну ладно. С кем не бывает? И ты меня прости. Какие у тебя завтра планы?» Мы каждый вечер перед сном составляли планы. Один-единственный раз дед ударил меня. Дело было на съемках фильма «Сюда не залетали чайки».

Мы с ребятами бесились в холле гостиницы, уже было поздно, и дежурная несколько раз сделала нам замечание, а потом схватила меня за руку: «Прекратите наконец шуметь, люди спят!». И тут я заявила: «А мне все можно, я внучка Кадочникова».

И получила от деда такую затрещину! Он по полочкам мне разложил: ты еще ничего из себя не представляешь, ничего не сделала, чтобы могла гордиться тем, что носишь эту фамилию, а когда сама сделаешь что-то, тогда у тебя пропадет желание так себя вести. Я запомнила его слова: «Фамилия — это не право, это ответственность!».

Бабуля рассказывала, что после этого он не спал всю ночь, переживал: «Я ударил Натулю!». Утром, когда я проснулась, вижу, дед сидит передо мной на коленях, в слезах, за руку меня держит и говорит: «Натуля, девочка моя, прости меня за то, что я вчера тебя ударил». В этот момент я осознала, как отвратительно поступила, и попросила прощения у него, у той женщины. Она, помню, сказала, что была поражена, как великий артист заступился за простую дежурную.

Вообще из Диди можно было веревки вить. Школьные дневники я только у него подписывала, потому что училась плохо. Часто подходила к нему, когда он был занят (писал сценарий, например): «Дидя, пожалуйста, тут девочка просит твой автограф». И дневник подсуну. «Хорошо.

Имя надо написать?» — «Нет, просто распишись». Когда его в школу вызывали — «Павел Петрович, у вашей внучки за неделю восемь «двоек»!» — он недоумевал: «Какие «двойки»? Я не знал». — «Как не знали? Вы же дневник подписывали, вот ваша подпись». Папы уже не было.

Мама — педагог — работала в этой же школе. Она была обижена, что я ушла жить к бабушке и дедушке, с которыми у нее были не очень хорошие отношения. Материнская ревность.

Педагоги рассказывали, что, когда подходили к ней, чтобы поговорить обо мне, она отказывалась: «А вы к Розалии Ивановне и Павлу Петровичу обращайтесь, теперь Наташей они занимаются».

На фото: Павел Кадочников.

— Какие подарки дарил вам дед?

— Он много чего дарил: книги, технику. Часто говорил: «Натуль, я дам тебе денег, ты купи себе что хочешь». Либо мы вместе шли в магазин за подарком. У меня сохранился чайный сервиз от бабушки и дедушки.

Помню, мне было лет 14–15, и я мечтала о японском магнитофоне, а мне подарили инкрустированную чашку с блюдцем. Как я расстроилась, обиделась, ревела! А через какое-то время мне купили магнитофон.

Этого магнитофона давно нет, а чашка до сих пор стоит, и я читаю на ней: «Наташеньке, любимой внучке, на день рождения от Були и Диди».

Дедуля часто отправлял мне открыточки со съемок, рисовал место, в котором находился. Я всегда ношу в своем паспорте его открытку.

Вот она: «Натуленька, моя родная, любимая внученька! Пусть всегда тебе светит солнце побед и удач. Будь здорова и счастлива. Целую тебя крепко. Дидя».

Как только руки опускаются — ведь всякое бывает в жизни, читаю его пожелание про «солнце побед и удач», и сразу становится легче, появляются силы, чтобы двигаться дальше.

— Легко было ходить с ним по улицам?  Приходилось Павлу Петровичу прятаться?

— Никогда он не прятался. Были разные истории. Когда я забывала взять ключи — а еще часто теряла их, — приходила домой, а дедушки с бабушкой не было, я знала, что они либо в Петропавловке гуляют, либо в парке Ленина. Шла туда и спрашивала прохожих, не видели ли они Кадочникова. Мне показывали, в какую сторону он пошел.

Когда Павла Петровича останавливали, он с удовольствием отвечал на вопросы, рассказывал байки. И это превращалось в творческий вечер. Я любила его слушать, хотя что-то слышала в сотый раз. Я не застала период его сумасшедшей популярности, когда ему прохода не давали, поднимали на руки автомобиль с ним.

Одно время его не снимали, был огромный перерыв в работе, его стали забывать, поэтому ему льстило внимание людей, он радовался этому. Однажды мы шли с ним с «Ленфильма». В то время он там снимал картину «Серебряные струны». Павел Петрович был очень уставший, смена выдалась тяжелой, а он уже плохо себя чувствовал.

Идем под ручку, а сзади — мужчина и женщина, и мы слышим: «Смотри, Кадочников с молодой любовницей!». Я так разозлилась. Мне обязательно нужно восстановить справедливость! Ринулась в бой: «А ничего, что я внучка родная, а не любовница?!» — «Но мы же не знали. Простите нас, Павел Петрович».

Дедуля улыбнулся, он всегда все в плюс переводил, и сказал: «А мне лестно, что вы считаете меня в силе даже в таком возрасте, что я могу позволить себе молодую любовницу».

— Говорят, Павел Петрович моржеванием занимался?

— Да, для поддержания здоровья. Рассказывал, что это у него еще в молодости на Урале началось. Утром ему надо было обязательно окунуться в холодную воду, как кому-то начать день с чашечки кофе. Когда ему уже тяжело было ходить к проруби у Петропавловской крепости, он наливал ледяную воду в ванну, обливался.

— Розалия Ивановна была ангелом-хранителем мужа и всей семьи?

— Скорее ангелом-воителем. Этакий богатырь, охранявший вход в свои владения и никого посторонних не впускавший. Она всегда стояла на страже семьи. Хорошо чувствовала людей. Некоторые ее побаивались, даже не любили, считали стервозной. Деда она опекала, иногда даже слишком.

Читайте также:  Михаил муромов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ездила с ним на съемки, помогала во всем, в работе и быту, следила, чтобы его не спаивали.  Она была подающей надежды театральной актрисой, но ушла из театра, когда родился сын, посвятила себя семье. Говорила, что в семье должен быть один сильный актер и надежный тыл, иначе будут заброшены ребенок, муж.

Я спрашивала ее, не жалела ли она о своем поступке, она ответила: «Не жалела. Хотя очень скучала по сцене, хотелось играть!»

На фото: Наталия Кадочникова.

— Слышала о романах Кадочникова.

— Павел Петрович был красавец, всегда его окружали поклонницы, искушений хватало. Многие знали, что у него случился роман с актрисой Театра эстрады Маргаритой Шумской. Родился внебрачный ребенок — Павел Павлович Бунин. Шумская — настоящая красавица, я видела ее фотографии. Дедушку можно понять.

Меня часто спрашивают, как я отношусь к этой истории. Но разве я вправе судить деда? И когда дядя Павел написал мне и предложил общаться, я была так счастлива! Это ведь близкий по крови человек. Он живет в Копенгагене, оператор, работал на телевидении, сейчас преподает.

Мы встретились в Петербурге, провели четыре незабываемых дня и теперь постоянно на связи. Восемь лет назад я познакомилась в Лос-Анджелесе с бывшей актрисой театра «Ромэн», и она спросила меня: «Ты знаешь, что у тебя здесь есть двоюродная сестра? Хочешь познакомиться с Машей?» Конечно! Но ее в это время, к сожалению, не оказалось в городе.

Кадочниковых немало по всему миру раскидано: в США, Дании, Израиле, Швеции, Норвегии…

— Кто бывал у вас в гостях?

— О-о, кто только не был! Георгий Вицин, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Юрий Богатырев… Практически все питерские актеры — Кирилл Лавров, Михаил Светин, Владислав Стржельчик, Игорь Дмитриев… Игоря Борисовича Дмитриева я обожала. Всегда веселый, рассказывал интересные истории, приносил много шоколадок. «Ей нельзя шоколад», — говорила бабушка.

«Сегодня можно!» — возражал он. На даче была замечательная история с Виталием Соломиным. Собралась шумная компания. Шашлыки, вино, веселье. Мне 12 лет, у меня была идея фикс: проверить, выдержит ли мой зонтик, если прыгнуть с ним со второго этажа. Родственную душу я почувствовала в Виталии Мефодьевиче Соломине. Рассказала ему о своем плане.

«А у тебя второй зонтик есть? — спросил он. — Пошли!» И мы с ним спрыгнули одновременно. Приземлились, хохочем. Зонтики, естественно, сломались. Нас от переломов спасло то, что накануне Павел Петрович косил траву, и она лежала под окнами. Все прибежали.

Меня не ругали, но дед сказал дяде Витале: «Ладно Наташка, но ты, Виталий, как мог?» — «Так ведь весело как, а?»

– Ваши дети продолжили династию?

– У меня трое детей, все носят фамилию Кадочникова. Петя – видеоинженер. Вите -16 лет, он учится в школе, но с 4-х лет снимается в кино, играет в спектаклях, выходил на сцену БДТ, Мариинского театра и «Театра на Неве».

У него послужной список – дай бог! Занят во всех спектаклях нашей творческой мастерской «Династия». В этом году очень хорошо сыграл роль старшины Васкова в композиции «А зори здесь тихие». Алисе – 11 лет.

Она хочет играть на ударных инструментах, заниматься пластилиновой анимацией, пишет рассказы, у нее хороший слог. Недавно ездила на «Мосфильм» на кастинг фэнтези Анны Чернаковой «Перелетные дети». Не прошла, но не расстроилась.

Я даю детям возможность заниматься тем, чем они хотят. Пусть всё попробуют. Их надо слушать, доверять им. Этому я научилась у Павла Петровича.

Источник: https://www.mk.ru/culture/2015/07/24/vnuchka-glavnogo-razvedchika-sssr-kadochnikova-dedushka-byl-beskonechno-dobrym.html

Павел Кадочников (Pavel Kadochnikov) – биография

Вам нравится Павел Кадочников?

Па́вел Петро́вич Ка́дочников (1915 — 1988) — советский актёр, режиссёр, сценарист, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1985). П. П. Кадочников родился 16 (29) июля 1915 года в Петрограде в рабочей семье.

В период Гражданской войны отец Павла вместе со всей семьёй (женой и двумя детьми) уехал на родину — на Урал в небольшое село Бикбарда (ныне Куединский район, Пермский край). Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил и окончил школу крестьянской молодежи. Там же определилось главное увлечение мальчика — больше всего на свете ему нравилось рисовать.

Любовь к живописи ему прививала мать, грамотная и умная женщина. В 1927 году семья Кадочниковых вернулась в Ленинград, где отец получил работу на заводе «Красный путиловец». Павел же продолжил свои занятия живописью. Он поступил в детскую художественную студию. Мальчик по-прежнему мечтал, что когда вырастет, станет художником.

Однако этому не суждено было сбыться — серьёзно заболел отец, и Павлу пришлось заботиться о семье. Он ушёл из школы и устроился учеником слесаря на завод «Красный путиловец». Занятий живописью Павел не бросил и продолжал ходить в художественную студию. Там, в 1929 году, и состоялось его знакомство с театром. Мальчика заметил режиссёр А.

Авдеев, который руководил там театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле. На следующий год Авдеев привел Кадочникова к известному режиссёру Б. В. Зону, набиравшему курс в театральном техникуме.

Прослушав Павла, режиссёр взял его на свой курс (1931), хотя в то время юноша не успел закончить среднюю школу. Всего через полгода театральный техникум был преобразован в Театральный институт, и Кадочников стал студентом. Ему было лишь 15 лет. Тем не менее, среди старших товарищей Павел не затерялся.

Наоборот, он выделялся как одеждой (Павел форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением исполнять неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц. В это время (1932 год) Т. Н. Никитина родила от него сына Константина Кадочникова (1932—1984), о котором сам Кадочников не знал до четырнадцатилетия Константина. Константин Кадочников был актёром.

Когда Кадочников заканчивал институт (1935), на основе курса Бориса Зона был создан Ленинградский новый театр юного зрителя. Павел Кадочников становится его ведущим актёром (1935—1944). Его первой ролью стал Лель в «Снегурочке». Роль Купавы играла актриса Розалия Ивановна Котович. Совместная работа вскоре привела к их браку.

В ТЮЗе играл самые различные роли: сказочных героев, белогвардейцев, но лучше всего ему удавались животные. Один из спектаклей, где Кадочников играл ужа, увидел драматург Е. Л. Шварц.

Ему так понравился актёр, что специально для него он написал роль сказочника в спектакле «Снежная королева». Кадочникову поручали и эпические, возрастные роли. В трагедии «Борис Годунов» он играл летописца Пимена.

Работа в театре всё больше увлекала молодого актёра. Роль следовала за ролью.

С 1935 по 1938 год работал педагогом по технике речи в Ленинградском театральном институте.

Первой работой в кино стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние» (1935). Самому актёру свое появление на экране не понравилось. После этого дебюта Павел принял решение больше никогда не сниматься в кино.

В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр С. И. Юткевич. Ему понравился юноша, и режиссёр предложил Кадочникову роль в своей картине «Человек с ружьём». Помня о своём первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссёра. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась длительная работа Кадочникова в кино.
Уже в следующей картине Юткевича «Яков Свердлов» Кадочников сыграл сразу две роли — рабочего паренька Лёньку и писателя Максима Горького. Любопытно, что при утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру Кадочникова на роль Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил Кадочникова отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут Кадочников вновь предстал перед авторитетной комиссией. Члены комиссии не верили своим глазам: настолько актёр был похож на пролетарского писателя. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.
Роль Горького принесла Кадочникову большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссёр А. В. Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съёмки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась Великая Отечественная война. Павел Кадочников вспоминал: «Каждый приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актёрам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя». В конце июля Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в „Обороне Царицына“ и „Походе Ворошилова“. На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию» — ответили ему.

После завершения съёмок в двухсерийной ленте «Оборона Царицына», Кадочникова пригласил к себе Сергей Эйзенштейн. Легендарный режиссёр предложил актёру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный». Владимир Старицкий — одна из главных трагических фигур картины.

Мастерство актёра так впечатлило Эйзенштейна, что тот решил снять Кадочникова ещё в двух ролях — Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли Кадочников сыграет в третьей серии. Но этому так и не суждено было воплотиться, третья серия так и не была снята.

Тем не менее, эти три года Кадочников считал самой большой жизненной школой. В 1944 году он навсегда ушёл из театра и целиком посвятил себя работе в кино.

В конце декабря 1944 года в семье Павла Кадочникова и Розалии Котович на станции Кавказская в окрестностях Тбилиси (Грузия) родился сын, Пётр Кадочников (1944—1981). Пётр тоже стал актёром.

Вернувшись в Ленинград, Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался.

Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, Кадочников выбрал работу в кино. Он отправился в Киев сниматься в картине «Подвиг разведчика» режиссёра Б. В. Барнета.

Роль майора Федотова принесла актёру поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван, Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.

В следующем, 1947 году, Кадочников приступил к съёмкам в новой картине А. Б. Стоппера «Повесть о настоящем человеке». Актёру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Маресьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, Кадочников отказался от услуг дублеров.

В течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех. Эпизод киносъемок в лесу с участием Павла Кадочникова и «свирепой» медведицы подробно и красочно описан В. П.

Чаплиной в рассказе «Марьям и Джек» (из цикла «Питомцы зоопарка»). Отдав должное самообладанию и чувству юмора Кадочникова, Чаплина отмечала, что у ручной медведицы Марьям был на редкость предсказуемый, добродушный нрав.

После картины «Далеко от Москвы» (1950) Кадочникова не приглашали сниматься в кино в течение четырёх лет.

Вновь об актёре вспомнили в 1954 году. Режиссёр Александр Ивановский, который уже снимал Кадочникова в своем фильме «Антон Иванович сердится» пригласил актёра в новую картину. Это была совместная работа А. В. Ивановского и Н. Н. Кошеверовой «Укротительница тигров». Роль мотогонщика Федора Ермолаева стала одной из главных удач Кадочникова в 1950-е годы. В ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актёров ярко выраженного комедийного плана — Л. Ф. Быкова и С. Н. Филиппова. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Актёра вновь стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы. В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. В 1956—1958 годах П. Кадочников был художественным руководителем студии киноактера при киностудии «Ленфильм».

И всё же эти роли не могли удовлетворять талантливого актёра. Кадочников решил попробовать себя в режиссуре. В 1965 году вышел его первый фильм, снятый им в качестве режиссёра, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», в котором он сыграл роль Чулковского. В 1968 году он поставил фильм-сказку «Снегурочка», где сыграл роль старого мудреца царя Берендея.

Уход в режиссуру имел ещё одну причину: в середине 60-х Кадочников попал в немилость к высшему руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься, не давали новых работ актёру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми Кадочников ездил по всей стране.

В середине 1970-х Никита Михалков предложил Павлу Кадочникову роль в своём фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эта роль принесла актёру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако теперь Кадочников подходил к выбору каждой роли намного тщательнее.

Наиболее заметной работой тех лет стала роль Вечного деда в фильме А. С. Кончаловского «Сибириада».

В 1978 году Павел Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром в киноповести Булата Мансурова «Сюда не залетали чайки». Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Пётр Кадочников погиб при весьма странных обстоятельствах. Весной 1981 года Пётр отправился отдохнуть в Прибалтику на озёра. А через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. Рассказывает дочь Петра Кадочникова:

Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря их единственного совместного сына стала трагедией. Единственным спасением для актёра была работа. И он окунулся в неё. Ещё до смерти сына Кадочников сыграл заметную роль графа Орлова в картине «Рассказ неизвестного человека» режиссёра В. Жалакявичуса.

А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль Поля Лафарга в картине режиссёра С. И. Юткевича «Ленин в Париже». Стоит отметить также работу в детективе «Пропавшие среди живых» — здесь Павел Петрович совместил традиционный образ интеллигента с совершенно нехарактерным для себя амплуа злодея.

Спустя два года Кадочников сыграл небольшую роль майора Шолто в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андрееве. Это была последняя режиссёрская работа Павла Кадочникова. 2 мая 1988 года Павел Кадочников скончался на 73-м году жизни из-за острой сердечной недостаточности в городской больнице Ленинграда. Похоронен на Серафимовском кладбище рядом с могилой сына — актёра Петра Кадочникова (1944—1981). Спустя 12 лет на экраны вышел сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», на основе ранее снятых фильмов (в том числе и «Сокровищ Агры», где снимался Павел Кадочников).

Источник: http://kinootziv.com/person/ru/pavel-kadochnikov-167807/bio/

Ссылка на основную публикацию