Теодор драйзер – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Драйзер, Теодор

(1871-1945) крупнейший американский писатель и общественный деятель

Теодор Драйзер родился на Среднем Западе в семье разорившегося мелкого предпринимателя, эмигранта из Германии. Мать — славянского происхождения, из моравских крестьян. Из-за бедности Теодор рано начал самостоятельную трудовую жизнь, в 16 лет уехав в Чикаго на заработки. С большим трудом добился места репортера чикагской газеты. В 1897 г.

появились его первые рассказы и очерки. В 1898 г.  Теодор Драйзер поступил в Индианский университет, но проучился только год из-за отсутствия средств. Переходя из газеты в газету, он работал в разных крупнейших промышленных центрах — Чикаго, Сент-Луисе, Толедо, Кливленде, Буффало, Питтсбурге. С 1894 г.

Теодор Драйзер надолго поселяется в Нью-Йорке.

Основные темы творчества Теодора Драйзера намечены уже в его первом романе — «Сестра Керри» (1900), который открыл новую страницу в американской литературе. Роман обстоятельно и неторопливо рассказывает историю простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных фермеров. Приехав в Чикаго, она после многих испытаний становится знаменитой актрисой.

Но успех ее куплен ценой унижений и компромиссов с собственной совестью и потому безрадостен. Огромный капиталистический город разрушает ее патриархальную мораль, губит ее чистоту, делает ее эгоистичной. Каролина рвется к успеху, переступая через гибель своего возлюбленного Герствуда. Завоевав материальный успех, она не нашла счастья.

Стремясь угодить публике, она губит свой талант.

Драйзер развенчал легенду о великих американских возможностях, о материальном успехе как основе счастья, гуманистически раскрыл характер «маленького человека». Роман вызвал бурю негодования критики, обвинившей произведение в безнравственности. Причина же была одна: он разоблачал «американский образ жизни», а не воспевал «американские возможности».

Непрочность, эфемерность успеха, ненадежность человеческого благоденствия в условиях беспощадной конкуренции, отчаянной борьбы за существование подчеркивается горестной судьбой Герствуда. Драйзер включает описание массовой безработицы, разразившейся в Нью-Йорке и поднявшей рабочих на отчаянную борьбу за хлеб.

Теодор Драйзер — мастер композиции, глубокого психологического анализа, всестороннего, аналитического описания среды и характеров. Книга построена как роман-биография, но включает грозные социальные проблемы Америки.

Роман был запрещен, тираж законсервирован в подвалах издательства. Теодор Драйзер голодал, даже подумывал о самоубийстве. Но он выдержал борьбу за право писать правду о своей стране.

После издания в 1904 г. романа «Сестра Керри» в Лондоне он был опубликован в США (1907). А через четыре года романом «Дженни Герхардт» Драйзер показал, что он не отступил с избранного пути. На материале банального сюжета о любви миллионера к горничной он создает социально-психологический роман, исполненный трагизма и глубоких обобщений.

С большим сочувствием и симпатией рисует Теодор Драйзер семью бедняков Герхардтов. Совсем иные нравственные принципы главенствуют в семье капиталиста Арчибальда Кейна, который заставляет своего сына Лестера покинуть любимую женщину, потому что она дочь рабочего. Это мораль «большого бизнеса».

Потеря денег здесь расценивается как большее несчастье, чем потеря близкого человека.

С огромной любовью и нежностью Драйзером нарисован образ Дженни, способной на великие жертвы ради семьи и любимого.

Но сын миллионера не выдерживает проверки трудностями и женится под угрозой лишения отцовского наследства на вдове миллионера, покинув Дженни после 8 лет их счастливой жизни.

Потеряв все: отца, мать, дочь Весту, Лестера, Дженни не теряет душевной стойкости и берет на воспитание двух детей-сирот, посвятив им остаток жизни. Образом Дженни, наделенной душевным величием и нравственной силой,  ТеодорДрайзер выразил веру в огромные потенциальные силы народа.

Если в первых двух романах власть денег показана на материале частной жизни американцев, то в огромной эпической трилогии, названной «Трилогией желания», Драйзер показал неизбежность социально-экономических процессов, происходивших в Америке, проник в «кухню бизнеса», показал капитал «за работой». В трех романах — «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Стоик» (вышел посмертно в 1947 г.

) — Драйзер показывает путь к богатству и власти американского дельца Фрэнка Кауиервуда, воплотившего черты монополистического хищника. Писатель исследует исторический процесс, в результате которого американский капитал перерастает в империализм. В 60—70-х гг., в период расцвета биржевых спекуляций, сын банковского служащего превращается в финансиста.

В 80-е годы стремительно растут тресты и синдикаты, богатеют монополии. Действие происходит в Чикаго, крупнейшем монополистическом городе, где Каупервуд становится транспортным магнатом. В «Стоике» он уже стоит во главе политики внедрения американского капитала в промышленность других стран.

Обращаясь к материалу недавнего прошлого Америки, Теодор Драйзер раскрывал истоки богатства династий миллиардеров — Моргана, Рокфеллера, Вандербильта.

Источник: http://biografiivsem.ru/drayzer-teodor

Драйзер возвращается

Писатель Теодор Драйзер (Theodore Dreiser) был противоречивой фигурой своего времени не только потому, что опубликовал «аморальный» роман «Сестра Кэрри», резкую и драматичную «Американскую трагедию», но и потому, что его личная жизнь включала в себя множество любовных связей, членство в коммунистической партии, он был сторонником радикализма, благодаря чему привлек к себе внимание ФБР.

Непоследовательность и противоречивость, в какой-то мере, загубила биографию Драйзера, но спасла его литературу.

28 декабря 1945 года один из посвященных Драйзеру некрологов начинался словами: «Драйзер был великим писателем, не умевшим писать». И это мнение, повторенное, так или иначе, во многих вариантах, стало клеймом на имени Драйзера. Его и при жизни многие критики считали журналистом, а не писателем.

Об этом, в связи с другим событием, вспоминает автор новой, только что вышедшей биографии Драйзера, профессор Джером Лавинг: «Когда Труман Капоте написал “Обыкновенное убийство”, и роман обсуждала критика, вспомнили дебаты вокруг романа Драйзера “Американская трагедия”, в основу которого тоже легло реальное преступление.

Некоторые критики писали даже, что эту книгу нельзя выдавать за художественную литературу, настолько она близка к газетному изложению фактов. Даже ненадолго появился термин, обозначающий этот новый жанр — “фэкшн”. Термин, смешанный из слов “факт” и “фикшн”, то есть — художественная литература».

Созданные Драйзером портреты и его анализ американского общества так же злободневен сейчас, как и 70 лет назад. Это история о том, как знаменитая американская мечта может обернуться ночным кошмаром.

Великий писатель, не умевший писать

Мнение о Драйзере как о слабом писателе утвердилось на полвека. Читатели начисто забыли о тех, кто его ценил.

О Синклере Льюисе (Sinclair Lewis), который в своей нобелевской речи сказал, что премия, по совести, должна была принадлежать Драйзеру, о критике Генри Менкине, который боролся за Драйзера с цензурой, о Роберте Пенн Уоррене, который написал в 1971 году книгу «Дань Теодору Драйзеру». Романы Драйзера превратились в обузу школьных программ по литературе. Уже с 60-х годов мало кто заглядывал в эти старомодные книги. А зря.

«Когда Кэролайн Мибер вошла в поезд, идущий в Чикаго, ее багаж помещался в маленьком саквояже, а в сумочке лежало 4 доллара и адрес старшей сестры. Ей было 18 лет. Она была одновременно яркой и застенчивой, и полной иллюзий, которые питаются юностью и невежеством.

Слеза, в ответ на прощальный материнский поцелуй, комок в горле, когда вагон простукал мимо мельницы, на которой работал отец, легкая грусть при взгляде на знакомую зелень родного городка и нити, непрочно привязывающие ее к детству и дому, были порваны напрочь.

Что ее ждало впереди? Когда 18-летняя девушка попадает из глуши в большой город, она может оказаться в заботливых руках и расцвести, или она может быстро поддаться расхожим космополитским стандартам и испортиться. Для золотой середины в большом городе нет условий. Там дуют слишком сильные ветры.

Там гибель естественного, не развитого культурой ума, часто вызвана силами, недоступными пониманию. Сверкание огней, мешанина звуков, рев жизни, необъятность человеческих ульев сбивает с толку все пять изумленных органов чувств новичка.

Без мудрого проводника, какие только чудовищные интерпретации добра и зла не нашепчут в беззащитное ухо! Неоцененные за то, чем они являются, провинциальные красавицы сдают позиции, слабеют и, в конце концов, усваивают извращенные представления о самых естественных и простых вещах».

Мне этот отрывок из Драйзера — начало романа «Сестра Кэрри» — кажется не только мудрым, но и пронзительно написанным.

Критик журнала «The Nation» Ричарда Лингеман (Richard Lingeman) считает, что утверждение — «Драйзер — слабый стилист» — клише: «У Драйзера, действительно, есть странные фразы, не музыкальные, даже, формально, не очень грамотные. Но такие ему и нужны для создания того эффекта, который он задумал.

Это не плохой стиль, это его стиль. Мы не раз встречались с этим в литературе. Достоевского постоянно обвиняли в неуклюжести стиля, у Уолта Уитмена много странных, не певучих, не поэтичных фраз. Стиль Драйзера не от неумелости. Он добавляет его вещам силы.

Надо сказать, что Теодор Драйзер, действительно, был не очень грамотным человеком. Он даже нанимал редакторов для исправления его грамматики. Но не стиля. Если их поправки меняли смысл или интонацию фразы, он восстанавливал свой вариант».

Писатель-реалист

И при жизни, и после смерти Теодор Драйзер был увешан ярлыками. И главным был ярлык писателя-реалиста, первого в Америке.

Это мнение о Драйзере сформулировал в свое время критик журнала «New England review» Стивен Донадио: «Бальзак, Золя, Стендаль описали еще до Драйзера отнюдь не исключительную американскую страсть — всеми правдами и неправдами попасть на вершину общественной лестницы. Эти писатели были известны в Америке, но их традиция тут не приживалась.

Общий тон нашей литературы был викторианским, то есть романтическим. До Драйзера считалось, что в Америке, в отличие от Старого Света, успех и благосостояние зарабатываются честным трудом, а любовь — добродетелями и верностью. Это была знаменитая американская мечта. Такой взгляд был завещан Бенджамином Франклином. Не то — у Драйзера.

В «Американской трагедии», например, герой работает в отеле и видит, что его суточные, чаевые, доставшиеся ему за мелкие услуги, превышают недельный заработок всей его семьи. Это и другие наблюдения Драйзера, показывающие, что успех и богатство в Америке не даются честным трудом, в его время многим американцам казались оскорбительным цинизмом».

Но самым оскорбительно циничным и антиромантическим для большинства американцев начала века было отношение Драйзера к любви и к сексу.

Ричард Лингеман рассказывает, что его первый брак был неудачным: «Драйзер немедленно начал изменять жене. Она была, как и он, провинциалкой, учительницей, и не подпускала его к себе в течение трех лет ухаживаний. Его раскалившаяся страсть после свадьбы не нашла адекватного отклика.

Вскоре он ушел от жены, хотя она, будучи католичкой, не давала ему развода, и переходил от одного романа к другому. Уже тогда он писал в дневнике, что не может удовлетвориться одной женщиной, как, по его мнению, и большинство мужчин. Он проклинал общество за лицемерие в этой сфере.

Свои наблюдения над реальным положением вещей Драйзер не побоялся воплотить в литературной области.

«Сестра Кэрри»

В романе «Сестра Кэрри» (Sister Carrie) героиня, добропорядочная девушка со среднего Запада, становится в Чикаго содержанкой соблазнителя-коммивояжера.

Книга, хоть и опубликованная, была признана настолько неприличной, что автор даже мог попасть за нее в тюрьму. Но он отказался переделывать текст. Для него лишение сексуальной свободы было смерти подобно.

Драйзер необычайно ценил творческое начало в человеке и считал, что сексуальная энергия напрямую связана с творчеством».

Когда роман «Сестра Кэрри» вышел в свет в 1900 году, он вызвал скандал, обернувшийся полным замалчиванием книги. В пуританской Америке не могли примириться с тем, что в романе падшая женщина оказывалась победительницей и что автор не наказывал порок.

Критик Генри Менкен писал: «Хвалить этот роман почти так же опасно, как стрелять в президента». Почти все критики, обсуждавшие Драйзера, относили его к понятным и однозначным категориям. Например, одни считали его детерминистом и последователем философа Спенсера. И не без основания.

Поскольку Драйзер часто утверждал предопределенность хода истории и повторял идею Спенсера о том, что в капиталистическом обществе выживает сильнейший и что так и должно быть. Другие, наоборот, называли его коммунистом, сторонником полного преобразования мира. И, опять, не без основания.

Он ездил в Советский Союз в 1927 году, написал воспоминания, которые можно назвать просоветскими, а за год до смерти вступил в коммунистическую партию. Однако и детерминизм, и реализм, и цинизм, и сексуальная свобода Драйзера были лишь половиной правды о нем, лишь частью его натуры.

В той же «Сестре Кэрри» он описывает с горькой искренностью жертвенную любовь к Кэрри обеспеченного и благополучного метрдотеля Джорджа Герствуда. Вспомним сцену из фильма 1952 года «Кэрри», в которой Герствуд получает первое предупреждение от владельца ресторана:

«— Я был на прекрасной пьесе «Дама с камелиями».— С женой?— Нет.— Джордж, что вы хотите, что вы ищете?— Всего.— Это опасно. Никто не может иметь всего. У вас есть все, что у других — хороший дом, хорошая должность, хорошие дети, устойчивый брак. Послушайте, Джордж, иногда полезно поговорить со старым опытным человеком.— Тут не о чем говорить.

— О'кей. Одно только вам напомню, Джордж. Человек, работающий в ресторанном бизнесе, должен быть чрезвычайно осторожен. Тут нельзя перестараться».

Но Герствуд выбирает любовь, уходит к Кэрри и живет с ней в грехе, без денег, без возможности получить другую работу, без будущего.

Чарли Чаплин о Драйзере: «…добрый человек, кипящий от гнева»

Ричард Лингеман считает, что Драйзера великим знатоком человеческой природы: «Когда он начинал писать, все его концепции и теории, в том числе детерминизм, уступали место этому знанию и писательской интуиции».

В предисловии к переизданию «Американской трагедии» 1948 года критик Генри Менкин пишет: «В Драйзере жило репортерское, доходящее до нелепости уважение к факту».

Менкин описал смешной эпизод в борьбе за публикацию романа Драйзера «Гений» в 1922 году, когда моральная цензура требовала купюр и Менкин вел переговоры: «Драйзер довольно легко согласился выбросить все куски, которые я не смог отстоять, но категорически отказался убрать эпизод, в котором герой инквизиторски задирает девушке юбку. Я не видел логики в этом упорстве.

“Это убрать невозможно! ” — закричал Драйзер в ярости. “Да почему?!” — заорал я в ответ. И он сказал: “Потому что это случилось на самом деле!”. Возможно, эпизод с юбкой — это один из тех необходимых штрихов, благодаря которым героев Драйзера не забыть».

Ричард Лингеман считает, что до Драйзера, когда в Америке царила викторианская литература, общество верило в нравственный смысл всего сущего: «Герой в произведениях того периода был всегда нравственным существом. Драйзеровский герой был игрушкой сил, которые ему неподвластны. За что на Драйзера и налепили ярлык детерминиста.

Но дальше — явные противоречия в творчестве Драйзера, загадка для его толкователей. С одной стороны, никто так не описал трагедию бедности, униженности, безвыходности ситуации. С другой, никто так не опоэтизировал суперменство успешного бизнесмена, как тот же Драйзер в романе «Финансист». И ясно, что Драйзер понимал и тех, и других. Идентифицировал себя и с теми, и с другими.

Потому он и был великим писателем, а не просто натуралистом и детерминистом».

Противоречивость, непоследовательность и горячая эмоциональность Драйзера были главными свойствами его таланта и его характера.

Его ярость по поводу не столько даже экономического неравенства, сколько по поводу социального антагонизма в Америке, часто ослепляла его. Чарли Чаплин, друживший с Драйзером, говорил о нем: «Это добрый человек, постоянно кипящий от гнева».

В 1927 году, после успеха «Американской трагедии» и взлета популярности, Драйзер поехал в советскую Россию.

Драйзер и Россия

Ричард Лингеман говорит, что в Советский Союз Драйзер поехал настроенный чрезвычайно скептически: «Его беспокоило уравнение индивидуальности, “большого ума и маленького”, как он говорил. Кроме того, он с подозрением относился к любой догме, даже к той, в которую ему хотелось бы верить.

Но, в общем, его русские дневники можно назвать просоветскими. Генри Менкин писал, что Драйзера в России так же распропагандировали, как и всех других западных гостей. Но случай с Драйзером был особый. Его нелегко было распропагандировать, но легко соблазнить.

В России у него была прелестная сопровождающая — американская коммунистка и переводчица Рут Кэнал, с которой у него немедленно начался роман. И Рут не столько убедила, сколько заразила его надеждой на то, что советский эксперимент может быть решением проблемы бедности.

Но Драйзера невозможно представить настоящим коммунистом, поскольку он был индивидуалистом до мозга костей. Поэтому его близкие друзья, включая Менкина, никогда не принимали всерьез его приверженность коммунизму».

Непоследовательность и противоречивость, в какой-то мере, загубила биографию Драйзера, но спасла его литературу. В 1939 году он уважительно отзывался о мудрости Гитлера. А когда узнал, что Гитлер напал на Сталина, серьезно заболел. За год до смерти, в 1944 году Драйзер вступил в коммунистическую партию.

Другое дело — литература. Менкин писал после смерти Драйзера: «К старости он испугался безверия и поддался сияющим обещаниям марксистского Евангелия.

Но в своих романах он никогда не объяснял агонию человечества социальной системой или злобной волей экономических роялистов.

Он направлял свой взгляд вверх, пытаясь разглядеть знаки непонятной воли или грубого просчета Бога, ответственного за все человеческие комплексы, страсти, гормоны и склонность к пустым мечтам».

В России мое поколение изучало по Драйзеру Америку. Но в Америке Драйзер был надолго забыт, как и вся, так называемая, реалистическая литература начала века. Однако год 60-летия со дня смерти Драйзера отмечен новым интересом к нему. Вышла его новая биография «Последний Титан».

Кинорежиссер Вуди Аллен поставил фильм, который практически повторяет сюжет «Американской трагедии». И, наконец, в нью-йоркском театре «Метрополитен» по «Американской трагедии» поставили оперу. Что-то вновь стало злободневным в романах Дразйера.

Может быть, титаны и гиганты корпораций заменили собой красочных каупервудов Драйзера.

Ричард Лингеман считает, что Драйзер и его истории все еще с нами: «Его портреты и его анализ нашего общества так же злободневен сейчас, как и 70 лет назад. Это история о том, как знаменитая американская мечта может обернуться ночным кошмаром».

Источник: https://www.svoboda.org/a/128585.html

Теодор Драйзер: биография и лучшие работы

Сюжет самого знаменитого его романа, «Американская трагедия», вдохновил многих и породил «вариации на тему». Например, гениальный режиссер Вуди Аллен отказывается от того, что черпал вдохновение у этого писателя, хотя в драме «Матч поинт» явно прослеживаются драйзеровские нотки.

Биография и лучшие работы Теодора Драйзера

Сын немецких эмигрантов

Иоганн Пауль Драйзер приехал в Америку, покинув родную Германию, в 1844-м. Здесь он (принявший более «американское» имя Джон) вместе с супругой Сарой открыл собственный бизнес.

Когда предприятие пострадало от пожара (увечья получил и хозяин), семья отправилась в поисках лучшего места. К тому времени Джон и Сара лишились трех своих старших сыновей.

Младший сын (девятый по счету) Теодор родился у пары в 1871-м году (тогда их дом был в штате Индиана, местечко называлось Терре-Хот). 

Университет оказался парню не по карману, и он был вынужден бросить учебу после первого курса. Он пошел работать, но стезя конторского клерка была ему не по душе.

Теодора влекла журналистика, ему удалось устроиться репортером в небольшой газете Питтсбурга. Он сменил еще несколько мест, пока в 1894-м году не стал редактором нью-йоркского журнала, основанного братом Полем.

Издание было музыкальным, что не очень устраивало будущего писателя, его хватило лишь на 3 года. После он стал, как сейчас бы сказали, фрилансером, писал для разных журналов и потихоньку пробовал себя в роли прозаика.

 

Беззащитные провинциалки

В 1900-м вышел самый первый роман американца, «Сестра Керри», о девушке-провинциалке.

Она отправилась в Чикаго в поисках интересной «взрослой» жизни, а стала содержанкой вначале одного бизнесмена, затем – другого. Но, в конце концов, смогла найти свое призвание на театральной сцене.

По мотивам этого произведения Раймонд Паулс в конце 1970-х написал мюзикл, песни из которого были популярны в СССР.

Прошло 11 лет, прежде чем была опубликована следующая книга (он начал работу над нею еще в 1901-м). Писатель вновь пишет о женщине (прототипом стала его родная сестра Мэри).

«Дженни Герхардт» повествует о трудной судьбе простолюдинки Дженевьевы, оставшейся незамужней и с ребенком на руках. Мать-одиночка в те времена – это был вызов обществу. Поэтому возлюбленный Дженни, богач Лестер, не смог быть с ней.

Он признался героине в своих чувствах лишь на смертном одре, когда воссоединение было уже невозможно. 

Сильные мира сего

Трилогию «Финансист»-«Титан»-«Стоик» (опубликованный лишь спустя 30 с лишним лет после второй части цикла) объединяет ключевая фигура – талантливый спекулянт, играющий на бирже, Фрэнк Каупервуд.

В основу повествования легла судьба реального человека – миллионера Чарльза Йеркса. Это трехкнижие часто называют «трилогией желаний».

Взлеты и падения главного героя, развитие его личности, судьбы близких ему людей (и все это – на протяжении многих лет) разворачиваются перед читателем.

В разряд запрещенной литературы (из-за смелых рассуждений о человеческой сексуальности) попал роман «Гений». Написанный в 1915-м, он вышел в свет в 1923-м. В образе художника Витла писатель вывел самого себя, вложил в его уста свои мысли и взгляды, поэтому произведение считается почти что автобиографическим.

Умереть «от любви»

В 1925-м году увидела свет «Американская трагедия». Толчком к написанию книги стал реально произошедший случай: парень убил свою возлюбленную. Прототип Клайда Грифитса, Джилетт, соблазнил свою коллегу, фабричную работницу.

А когда она забеременела и стала слишком назойливой, не нашел ничего лучше, чем избавиться от нее. Тем более, на горизонте появилась заманчивая «партия». Но он плохо скрыл следы своего злодеяния, и его очень быстро вычислили и осудили.

Закончил этот дон-жуан плохо: электрическим стулом. 

В Голливуде по мотивам романа поставили фильм «Место под солнцем», завоевавший 6 «Оскаров», (одну из ролей сыграла великолепная Элизабет Тейлор). Нашим зрителям больше известна четырехсерийная картина, снятая в 1981-м на Литовской киностудии, – ленту неоднократно показывали по ТВ.

Теодор Драйзер посещал СССР, впечатления от этой поездки вылились в сборник публицистики. 

С годами он проникся коммунистическими взглядами, был активным пацифистом и даже (почти перед самой своей смертью) вступил в Коммунистическую партию США.

Семидесятичетырехлетний писатель умер в своем доме в Голливуде – было это 28 декабря, в канун нового, 1946-го года.

Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/literatura/6820-teodor-drajzer-biografiya-i-luchshie-raboty

Теодор Драйзер

Для того чтобы составить собственное мнение о творчестве и жизни писателя, ознакомьтесь ниже с биографией Теодора Драйзера. Американский писатель родился в августе 1871 года в США.

Читайте также:  Ольга хохлова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Его родители были управляющими на шерстопрядильном предприятии. Однажды на предприятии случился пожар, и сгорели все запасы шерсти.

Отец Драйзера был вынужден устроится рабочим на стройку, где в результате несчастного случай получил тяжелые травмы.

В 16 лет Теодор Драйзер окончил обучение в школе. В 1889 году он поступил в университет штата Индианы, но обучение долго не продлилось. За обучение приходилось платить, а денег у семьи почти не было. Проучившись всего год, он оставил обучение и пошел работать.

Драйзер увлекался литературой, и через какое-то время решил посвятить время журналистике. С 1892 – 1984 годы он работал репортером для многих газет. Статьи у него заказывали даже известные журналы, такие как «Метрополитен» и «Космополитен».

Литературная деятельность в биографии Теодора Драйзера

Первый роман Теодором Драйзером был опубликован в 1900 году, он назывался «Сестра Керри». Роман получил плохие отзывы от критиков и общественности в целом. В книге Драйзер описал девушку, выступающую против моральных устоев общества.

После не самого удачного начала своей литературной деятельности Драйзер целых 11 лет не публиковал новый романов. Только в 1911 году появился роман «Дженни Герхардт». В книге сюжетную линию он построил вокруг своего первого романа «Сестра Керри», более подробно раскрыв ее мотивы. Литературное общество никак не отреагировало на появление этой книги.

В 1912 году Драйзер опубликовал первую книгу «Финансист» из трилогии «Трилогия желания». В итоге именно эти три книги принесли настоящую известность писателю. Трилогия является одним из лучших произведений литературы 20 века. Несмотря на серьезные трудности, которые возникли при публикации трех романов, в итоге книги получили заслуженное признание.

В 1930 году Драйзер даже был выдвинут на получение Нобелевской премии по литературе, но в итоге премия досталась другому.

Через два года Драйзеру предложили экранизировать второй его роман Дженни Герхардт. Он заключил контракт на экранизацию с компанией «Paramount». За год до своей смерти писатель удостоился золотой медали за достижения в области искусства и литературы, что стоит отметить особо в биографии Теодора Драйзера.

В течение жизни Драйзер уделял время не только литературе, но и общественной деятельности. Он много выступал на митингах, и даже в 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса наряду с такими известными личностями, как Максим Горький (читайте биографию Максима Горького) и Альберт Эйнштейн.

Умер известный писатель в возрасте 75 лет. Точная дата его смерти 28 декабря 1945 года.

Прочитав биографию Теодора Драйзера, вы можете поставить оценку данному писателю вверху страницы. Все биографии читайте здесь.

Источник: https://reedcafe.ru/author/teodor-drayzer

Теодор Драйзер (Theodore Dreiser). Биография. Фотографии

↓ раскрыть

Ранние годы

Теодор Херман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 в городе Терре-Хот штат Индиана.

Родители Драйзера – Джон Драйзер и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей.

Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот в штате Индиана. Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в университет штата Индиана.

Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Журналистика

Драйзер решает стать репортёром. В 18921894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Эври манс», и Драйзер начинает работать редактором. В 1897 году покидает журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ – очерк «Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897).

До появления своего первого романа в 1900 году Драйзер опубликовал 42 статьи и ряд поэм.

Драйзер указал в интервью для справочника «Кто есть кто в Америке» (1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» – очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. – и «Поэмы».

Романы

Обычно библиография работ Драйзера начинается с его романа «Сестра Керри» (1900). Этим произведением Драйзер продолжал реалистические традиции писателей Америки конца XIX века (Ф. Норрис, С. Крейн), но уже в условиях упадка этого движения.

Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов.

Только в 1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман – «Дженни Герхардт», в котором развивает мотивы «Сестры Керри». Американская пресса обошла выход романа молчанием.

Романом «Финансист» (1912) Драйзер начал свою монументальную «Трилогию желания». В её основу положена история жизни миллионера Ч. Иеркса.

Герой «Трилогии» (второй том – «Титан», 1914; к третьему тому – «Стоик» – Драйзер приступил в январе 1929 года) – Фрэнк Каупервуд; Драйзер показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Каупервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе «Титан» Драйзер развёртывает жизнь Каупервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.

«Трилогия желания» – значительнейшее произведение американской и европейской литературы XX века. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Драйзер быт и нравы финансовой среды.

Нападки консервативной критики особенно усилились после публикации в 1916 году романа «Гений», который Драйзер считает своим лучшим произведением. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение романа, и лишь позднее этот запрет был снят.

Тема романа – власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования которого сводится только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности.

В своём романе «Американская трагедия» (1925) Драйзер выводит среднего американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного.

Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, – его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс – жертва американского псевдодемократизма.

Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу после выхода он получил хорошие отзывы критики. В 1930 году киностудия Paramount Pictures заказывает сценарий советскому режиссёру Сергею Эйзенштейну.

Однако спустя месяц контракт оказывается расторгнутым – сценарий не устраивает студию. Кроме того, организация Hollywood Technical Director's Institute начинает критику режиссёра из СССР. В 1931 году Драйзер подал в суд на студию. По словам писателя, в фильме режиссёра Йозефа фон Штернберга был искажён смысл его книги.

Драйзер – художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство – это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей.

Драйзер передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзер в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

Драйзер во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера её углубление.

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с Paramount о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы награждает Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

Очерки и рассказы

Драйзеру принадлежат два сборника рассказов – «Освобождение» (1918) и «Цепи», в которых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: «Рука гончара» (1919) и «Пьесы естественные и сверхъестественные» (1916).

Ранние очерки Драйзера о Нью-Йорке собраны в его книге «Картина великого города» (1923). «Hey Rub-A-Dub-Dub» (1919) – сборник статей Драйзера, из которых наиболее интересна статья «Американский финансист».

В 1926 вышел том стихотворений Драйзера: «Настроения», близких по форме к Уитмену.

Кроме указанных, Драйзером написаны ещё следующие произведения: «Книга о себе» (1922, является вторым томом автобиографического цикла; первый том «Заря» закончен Драйзером в конце 1928), «Каникулы» (1916) и «Сорокалетний путешественник» (1913) – книги путешествий.

В «Галерее женщин» (1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге «Двенадцать мужчин».

Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей.

Но «Галерея женщин» резко отличается от «Двенадцати мужчин» тем, что Драйзер подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов.

Роман Драйзера – «Безумие» (1929) представляет собою ряд любовных эпизодов, объединённых тем, что в центре их поставлен один герой – сам автор.

В 1930

Источник: http://lichnosti.net/people_2923.html

Теодор Драйзер, краткая биография

Теодор Драйзер – известный американский писатель, публицист и общественный деятель – не был баловнем судьбы. Всё, чего он успел добиться за годы своей жизни, было достигнуто не благодаря, а вопреки её предначертаниям.

Годы детства

Он родился 27 августа 1871 года в небогатой и многодетной семье эмигрантов (его отец эмигрировал из Германии, а мать – из Моравии). Потерпев неудачу в предпринимательской деятельности (шерстопрядильная фабрика, совладельцами которой была супружеская чета Драйзеров, сгорела) и получив тяжёлое увечье, отец будущего писателя ударился в религию и перестал содержать семью.

Семья перебивалась благодаря заработкам матери, которая обстирывала соседей и убирала их дома. Теодор вместе с другими детьми с раннего детства помогал матери, разнося бельё заказчикам и собирая куски угля, выпавшие из вагонов, чтобы обогреть свой дом. Голод, холод и лишения были постоянными спутниками семьи.

Отрочество и юность

В 16-летнем возрасте Теодор окончил муниципальную школу, где он всерьёз заинтересовался литературой, запоем читая всё, что мог раздобыть в местной библиотеке. В поисках заработка юноша отправляется в Чикаго, перебрав множество профессий за два года полуголодного существования . Он работал в ресторане, выполняя обязанности разносчика, мойщика посуды и уборщика.

1889 год дал Теодору возможность немного повысить уровень образования: в течение года он обучался в Индианском университете. Это стало возможным благодаря его бывшей учительнице М.

Читайте также:  Джон хэмм - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Филдинг, которая смогла оплатить один курс обучения. Несмотря на успешно сданные экзамены, Теодор вынужден прервать учёбу из-за отсутствия средств на её дальнейшую оплату.

В течение следующих двух лет он работает клерком, возчиком прачечной, сборщиком взносов.

Тесный контакт с людьми, принадлежащими к самым разным социальным прослойкам американского общества, обогатил представления будущего прозаика о характере взаимоотношений между людьми и стал источником множества сюжетных линий в будущих произведениях.

Журналистика и литературная деятельность

С 1892 по 1894 год Драйзер пробует себя в качестве репортёра ряда газет Чикаго, Питтсбурга, Сент-Луиса и Толедо. С 1897 года начинает публиковать очерки и рассказы на страницах популярных журналов тех лет.

Как романист Драйзер дебютировал в 1900 году с романом «Сестра Керри». Этот роман знаменателен тем, что в нём писатель чётко обозначил основную тематику всех своих будущих произведений.

Основной пафос романов Драйзера сосредоточен на протесте против лживых идеалов современного ему американского общества, калечащего судьбы простых людей.

Беспощадная критика реалий американского образа жизни, которой пронизана каждая страница романа «Сестра Керри», стала причиной запрета на реализацию всего тиража книги.

Произведение увидит свет лишь четыре года спустя благодаря английскому изданию. Американский читатель смог познакомиться с ним лишь через семь лет после написания.

В 1911 году был написан роман «Дженни Герхард», повествующий о нравственной коллизии, в которой оказался один из главных героев романа. Лестер Кейн отказывается от любви к Дженни из-за угрозы лишиться отцовских миллионов. Моральное превосходство девушки из рабочей среды резко контрастирует с безнравственностью представителей американской буржуазии.

Важнейшей вехой в биографии писателя стала работа над монументальной трилогией: романами «Финансист», «Титан» и «Стоик». Широкомасштабное полотно, которому Драйзер отдал несколько лет своей жизни, является объективным описанием истории становления американской нации, начиная от момента зарождения влиятельных синдикатов, монополий и финансовых магнатов.

Главный герой трилогии Фрэнк Каупервуд вобрал в себя типичные черты преуспевающего американца, готового добиться цели любыми средствами. Социальные романы Драйзера были адресованы серьёзному, вдумчивому читателю, стремящемуся разобраться в сути процессов, происходящих в американском обществе.

Роман «Гений», появившийся в 1915 году, Драйзер посвятил проблеме вырождения буржуазного искусства.

Беспощадным приговором социальному устройству американского общества стал роман «Американская трагедия», изданный в 1925 году.

Общественная деятельность

Будучи пацифистом, Драйзер активно выступал против развязывания войны.

  • При его активном содействии в 1932 году прошёл международный антивоенный конгресс в Амстердаме.
  • В 1938 году писатель стал делегатом парижской антивоенной конференции и посетил охваченную войной Испанию, где была организована его встреча с первыми лицами страны.
  • После его встречи с Рузвельтом Испания получила гуманитарную помощь.

28 декабря 1945 года Теодор Драйзер скончался в Голливуде.

  • «Финансист», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Американская трагедия», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Сестра Керри», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Американская трагедия», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Титан», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Финансист», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Стоик», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Сестра Керри», краткое содержание романа Теодора Драйзера
  • «Стоик», художественный анализ романа Теодора Драйзера
  • «Титан», художественный анализ романа Теодора Драйзера

По писателю: Драйзер Теодор

Источник: https://goldlit.ru/dreiser-biography

Жизнь и творчество Теодора Драйзера

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Жизнь и творчество Теодора Драйзера!!! =>>>

Родился в небольшом городке Терре-Хот в семье немецких эмигрантов.

Отец, Джон Поль Драйзер, ревностный католик, человек трудолюбивый и честный, принадлежал к разряду неудачников. Семья нищенствовала, в поисках лучшей судьбы переезжала с места на место, с одной общины в другую. Теодор был последним, двенадцатым ребенком.

Мать, Сара Драйзер, женщина неграмотная, но мудрая и добросердечная, сильная и самоотверженная, старалась скрасить жизнь семьи, но детские воспоминания Драйзера не были веселыми.

 Обучение в приходской школе для стыдливого тугодума, каким он был тогда, стало настоящим мучением. Он рано начал зарабатывать на жизнь: был разносчиком газет, разносил белье, собирал квартирную плату, работал у торговца железными изделиями и сам торговал в розницу, подсобным рабочим на железной дороге, мыл посуду в одном из ресторанчиков Чикаго.

Здесь он прошел свои «университеты». В настоящем университете в Блумингтоне (штат Индиана) ему удалось проучиться лишь год благодаря помощи школьной учительницы, которая заплатила за его обучение. В начале 1892 г. Драйзеру посчастливилось устроиться репортером в чикагскую «Дейли ньюс».

Изменяются города и редакции: Сент-Луис, Кливленд, Питтсбург, Нью-Йорк. Расширяется круг тем, он успешно овладел ремеслом газетчика. Драйзера включили в библиографический справочник 1899 г. «Who’s Who in America» с указанием профессии — писатель-журналист.

1890-й и 1900-й года в американской журналистике были ознаменованы выступлениями «распространителей грязи», как со временем с легкой руки Т.

Рузвельт назвал писателей, которые восстали против традиции «добропорядочности» в литературе и стремились воссоздавать жизнь такой, какой она была на самом деле, поставив в центр своей программы борьбу за интересы «маленького человека». Драйзер примкнул к ним.

Как и все его ровесники, он испытал значительное влияние эволюционизма, пережил увлечение социал-дарвинизмом и прагматической этикой.

Взгляды Драйзера сблизили его с писателями объективного, или натуралистического, направления, хотя ни к одной из школ он не принадлежал и свои пути прокладывал самостоятельно. Мысль о том, что Драйзер — это «второй Золя», ошибочная. Властителем его дум был О. де Бальзак.

Важнейшее, чем Драйзер благодарен Бальзаку, это открытие доминанты характера молодого человека, который стоит на пороге жизни, бросает ей вызов, который вдохновлен мечтой о успехе.

Убедившись в том, что интерес к жизни у американцев связан с нетерпеливым ожиданием успеха, Драйзер решил исследовать психологию обделенного и честолюбивого «искателя счастья», и объектом его интересов стало американское общество.

Первым шагом на этом пути был роман «Сестры Керри» («Sister Carrie», 1900), который критика встретила враждебно и он сразу же был запрещен из-за «непристойности». В центре романа — история юной провинциалки, которая прибыла в Чикаго в поисках работы. Керри — девушка, преисполненная неуверенных желаний, без четких моральных принципов.

Пройдя этап поисков работы и испытав неудовлетворение самой работы, Керри становится легкой добычей коммивояжера Друе, которого она в скором времени оставит ради Герствуда. Управляющий фешенебельного бара Герствуд — единственный герой Драйзера, который испытал настоящую «трагедию страсти», — бросает семью и жертвует положением ради Керри, с которой убегает в Нью-Йорк.

Здесь ему не везет. В то время как он опускается вниз, Керри, боясь бедности, начинает искать для себя путь вверх сама. Неожиданно она открывает в себе артистичный талант.

Он помогает ей найти присущую всем людям тоску по идеалу. Нежность, которая жила в глубинах ее души и, очевидно, влекла к ней Герствуда, не помешала ей его покинуть.

В то время как Герствуд, став жалким нищим и решив, что «игра закончена», наложил на себя руки в грязной ночлежке, Керри, из артистки кордебалета превратившись в звезду эстрады, в роскошном номере гостиницы «Волдорф» читает роман О. де Бальзака.

Выбор Драйзера «Отца Горио» примечателен: драма Герствуда похожа на трагедию этого «буржуазного короля Лира».

Драйзер был первым, кто сказал американцам: «Вот вы какие!». Критиков привело в негодование то, что его героиня избежала наказания. Драйзера публично признали «позором Америки», и перед ним закрылись двери большинства журналов. За три года повезло опубликовать всего лишь несколько статей.

Материальные трудности заставили его возвратиться к физической работе на железнодорожном пути. 1905 год он снова встретил в редакторск
ом кресле. Драйзер — сотрудник компании «Баттерик пабликейшнс», в его ведении три женских журнала, где рядом с рекламой мод, фасонами и выкройками публиковалась всякая всячина о доме и семье. Драйзер также сотрудничал с журналистами.

Журналистика стала хорошей школой, где воспитался мужественный талант Драйзера-Романиста. В 1911 г. вышел второй роман Драйзера, начатый им десять лет тому назад, теперь он назывался «Дженни Герхардт» («Jennie Gerhardt»). В основе сюжета двух его первых романов — реальные факты из жизни сестер писателя. «Дженни Герхардт» — это своеобразное зеркальное отображение «Сестры Керри».

Дженни также походит из бедной семьи, и обольщает ее, как и Керри, человек из высших кругов.

Но Дженни, в отличие от Керри, равнодушна к богатству, она создана для глубокой и верной любви. После выхода «Дженни Герхардт» Драйзер начал работу над масштабным романом о бизнесе. Эта тема с давних пор интересовала его как журналиста. В начале столетия ему приходилось брать интервью у миллионеров Карнеги, Армора, Филда, писать очерки о монополистах, некоронованных королях США.

В свое время его поразила история Ч. Йеркса, который, начав с трамвайной аферы и тюрьмы в Филадельфии, позднее «завоевал» Чикаго, Нью-Йорк и Лондон и стал мультимиллионером. Драйзер взялся выучить биографию Йеркса и других «династий неотесанных выскочек». Он даже пересек Атлантику, чтобы иметь представление о европейском окружении Йеркса, который стал прототипом Франко Каупервуда.

В личности Йеркса Драйзера привлекал размах, то, что он утверждался не только в бизнесе, а и в любви и искусстве. Во время работы замысел разрастался, возникла идея трилогии. В 1912 г.

появилась ее первая часть — «Финансист» («The Financier»), в 1914 вышла вторая  — «Титан» («The Titan»), а со временем и заключительный роман — «Стоик» («The Stoic»). Драйзер исследует анатомию и философию Успеха.

Показав изнутри работу ума и души своего героя, писатель прослеживает этапы его превращения в «титана». Роман построен как биография Каупервуда, своеобразная жизнь финансового магната. Главный герой — финансист-философ, что придает ему масштабности и величия.

Во взглядах Каупервуда на жизнь и человека, в его раздумьях и размышлениях о смысле существования прослеживаются постулаты философских и других научных доктрин, которыми увлекался сам Драйзер. И

нтеллектуальные поиски Каупервуда делают его до определенной меры двойником автора. Титанизм, или демонизм, Каупервуда роднит его со «сверхчеловеком» Ф. Ницше, поскольку он подвластен лишь одному закону — закону собственных желаний. Богатство — не цель, а средство, которое позволяет Каупервуду жить, руководствуясь девизом: «Мои желания превыше всего».

Со временем его желания приобретают более метафизический характер, возрастает его «душевный и духовный голод», влечение к красоте как к предвестнице истины. Поиски «воплощенного идеала», наконец, приводят его к Беренис, в которой объединяются две основоположных иллюзии — любовь и искусство.

«Ужас и чудо» жизни, по мнению Драйзера, заключается в том, что индивидуальность реализуется в иллюзии, которая является единственной реальностью. Жертвой этого трагического парадокса становится Каупервуд.

Заинтересованность Драйзера наукой, искусством, социальными теориями свела его в довоенные года с мятежными жителями Гринвич-Вилледжа, завсегдатаев которого С. Льюис метко назвал «люмпенами-интеллигентами». Здесь встречались писатели и художники, агитаторы и мыслители, поборники феминизма и евгеники.

Здесь, в Гринвич-Вилледже, встретил он героинь своей будущей «Галереи женщин» («A Gallery of Women», 1929).

Сочинение опубликовано: 09.12.2010 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Жизнь и творчество Теодора Драйзера

Источник: http://www.getsoch.net/zhizn-i-tvorchestvo-teodora-drajzera/

Ссылка на основную публикацию