Юрий соломин – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Юрий Соломин: биография, фильмы, фотографии, личная жизнь актера

Юрий Соломин — актер, режиссер, художественный руководитель Малого театра. Он пришел сюда в 1957 году, 22-летним юношей, и вот уже шесть десятилетий подряд выходит на эту сцену. И с 1988 года является художественным руководителем театра.

Юрий Соломин. Фотография: www.aif.ru.

Как известно, случайностей в нашей жизни не бывает и все происходящие события не напрасны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что еще у себя на родине, в далекой Чите, юный Юра Соломин увидел как-то фильм «Малый театр и его мастера», снятый к 125-летию театра.

Тогда же узнал о существовании театрального училища при Малом — Щепкинского. Судьба была предопределена. Москва, Щепка, Малый театр. Потом по стопам Юрия пойдет и его младший брат Виталий. Впрочем, чему удивляться, ведь родились они в творческой семье.

Родители были музыкальными педагогами, преподавали в городском Доме пионеров и Дворце творчества Читы. Отец играл на всех струнных инструментах, мать прекрасно пела.

Юрию Соломину невероятно везло на учителей. Одна из первых его преподавательниц — Вера Пашенная. У нее он учился в Щепкинском, с ней имел честь выходить на одну сцену.

Знаменитая актриса, хранительница устоев и традиций Малого театра передавала свой опыт и знания будущим актерам, была их крестной матерью в искусстве. Именно она, кстати, привела Юрия Соломина не только на театральные подмостки, но и в кинематограф.

Вера Пашенная рекомендовала режиссеру Исидору Анненскому взять Соломина на главную роль в свой фильм «Бессонная ночь». Так состоялся кинодебют молодого актера. Это случилось в 1960 году.

Роман с кинематографом складывался у Юрия Соломина весьма удачно. Ролей в кино у него сравнительно немного, но зато среди них практически нет проходных. «Мне не стыдно за все, что делал, — говорит актер. — Другой вопрос — фильм может быть популярен, а может быть непопулярен.

Не могу отказаться от фильма «Сильные духом», где я сыграл гестаповца… Пусть это отрицательная роль, но я ведь не играл отрицательного немца. Мне не стыдно за фильмы «Хождение по мукам» и «ТАСС уполномочен заявить», за «Летучую мышь» и «Обыкновенное чудо».

Хотя были и другие фильмы, не такого высокого класса, но и они тоже пользовались успехом».

Безусловно, визитная карточка киноактера Юрия Соломина — роль капитана Кольцова, адъютанта генерала Ковалевского в картине «Адъютант его превосходительства». Это практически то же самое, что Штирлиц Вячеслава Тихонова, образ, который остается с актером навсегда. Но есть в фильмографии Соломина роли, которые не менее любимы и памятны зрителями.

Как, например, Илья в «Мелодиях белой ночи», Павел Кнушевицкий в «Школьном вальсе», трактирщик Эмиль в «Обыкновенном чуде», Генрих Айзенштайн в «Летучей мыши».

Как писала киновед Наталия Басина: «Созданный им образ — абсолют и монолит положительности, не нуждающийся в подтверждении поступками: честность, здравомыслие, надежность, ответственность, моральная опрятность.

Совершенная норма — такая, какой она понималась во времена, когда «человек порядочный» означало не похвалу и даже не характеристику, а именно что обыденную нормальность. Это свойство актерской личности Юрия Соломина настолько очевидно и всеобъемлюще, что к его персонажам как-то не сразу клеится слово «герой», хотя бы и в актерском смысле».

Но все же в первую очередь Юрий Соломин — человек театра. На сцене родного Малого он переиграл множество ролей из мировой классической драматургии. С 1961 года Соломин преподает в Щепкинском училище.

Многие его ученики впоследствии становятся актерами Малого театра. Традиции живы, и знаменитый «Дом Островского» под руководством Соломина остается оплотом настоящего классического русского театра.

Источник: https://www.culture.ru/materials/119303/veteran-malogo

Сенсация: Соломины – сводные братья?

Ирина Баринова / Общество, 11:39, 15 декабря 2016 /

Народный артист России Борис Щербаков, ведущий на канале «Звезда» программу «Последний день», посвятил один из выпусков Виталию Соломину – великому актеру, родившемуся в Чите 75 лет назад – 12 декабря 1941 года. Эта телепередача меня очень удивила.

«Юрий приходился Виталию сводным братом по матери. Мефодий Соломин, второй муж Зинаиды Ананьевны, усыновил мальчика, но никакого различия между сыновьями не делал. Однако младший всё же ревновал старшего к отцу», – доверительным тоном вещал Щербаков, открывая своим зрителям «тайны наших кумиров – последние признания и смертельные обиды».

Сенсация? Но только в Чите ещё по-прежнему живёт немало людей, помнящих семью Соломиных – соседей, одноклассников Юрия и Виталия, друзей и даже дальних родственников. И в первую очередь я позвонила Аде Леонидовне Забелиной: «Поговорим?». «Поговорим!», – легко согласилась легенда забайкальской журналистики и пригласила к себе – на улицу Чайковского.

Внеплановый Виташа

Нынче Ада Леонидовна отметила 91-й день рождения. Она по-прежнему тверда характером и резка в суждениях, поэтому на свой вопрос о «сводных братьях» Соломиных я тут же получила её уверенный ответ:

– Да ничего подобного! Враньё самое настоящее! Соломины – нам не чужая семья, ведь это мой папа Зиночку с Мефодием познакомил на каком-то благотворительном вечере, а потом сосватал.

Профессиональные музыканты Мефодий Викторович Соломин (1906-1960) и Зинаида Ананьевна Рябцева (1910-1991) в Чите были людьми известными.

– Мефодий играл на многих струнных инструментах, а у Зины был хороший голос, но потом, после болезни, она стала глохнуть, и с пением было покончено. Зато пианисткой она была замечательной.

Впервые её игру я услышала ещё в кинотеатре «Безбожник», который находился в бывшем Александро-Невском кафедральном соборе на нынешней площади Ленина.

Там тогда шли немые фильмы, и молоденькая Зина Рябцева работала тапёршей, сопровождая кино игрой на фортепиано.

По словам Ады Леонидовны, жили Соломины сначала на улице Калинина, возле Дома актёра. Может, поэтому Юра, родившийся в 1935 году, пошёл в школу №5 – она ближе. Позже семья перебралась в двухэтажный деревянный дом на Ленинградской, где у них была однокомнатная квартира на первом этаже.

– Виталька-то как появился? Пошли мы с Зиной на базар. Она дорогой жалуется: «Меня тошнит». Я ей: «Зина, ты забеременела. Иди к врачу». Позже она сообщает: «Ты права. Внеплановая беременность…» Вот так, внепланово, Виталька и народился, – смеётся Забелина.

Старшие Соломины были поглощены работой – Дом пионеров, Дом народного творчества, школа, театр, часто выезжали в командировки. Поэтому спокойный и рассудительный Юра занимался воспитанием младшего брата. А тот был заводным, своевольным и порой капризным.

Юрий Мефодьевич Соломин, из интервью:  «Это 41-й год, город Чита. В декабре родился мой младший брат Виталий, и мы с отцом ходили в родильный дом его забирать. Я – ребёнок войны, так что, хотя мы и не были в оккупации, пришлось пережить большие тяготы. Но всё равно о детстве остались хорошие воспоминания. Было голодно, но всё равно весело, было много друзей, в школе хорошие учителя…»

– Как-то мы с родителями пришли к ним в гости, – продолжает Ада Леонидовна. –  Маленький Виташа (так звали его домашние) плакал, капризничал, никто его не мог успокоить. И тут мой папа проявил смекалку.

Смотри, говорит, Виталик! Быстро вытащил изо рта свою вставную челюсть и тут же вернул её обратно. Виталька замер, изумлённый, и сразу успокоился.

Правда, поздно вечером, когда мы уже были дома, позвонил Мефодий: «Лёня, не спишь? Виташа требует, чтобы я вытащил зубы, а они у меня свои. Так что возвращайся…».

Виталий Мефодьевич Соломин, из интервью:«В детстве я был импульсивным, поддающимся настроению, очень нетерпимым, агрессивным, считал плохими тех, кто был не похож на меня. В детстве сразу многим хотел заниматься: несколькими видами спорта плюс ещё играл в драмкружке и, мечтая о карьере певца, собирал различные ансамбли. Время было забито, но творить всевозможные безобразия успевал, например, таскал огромные сочные огурцы со школьного огорода. По-разному хулиганил…».

Дом на Ленинградской

В тесной квартирке на Ленинградской с Соломиными жила Сарра Савельевна – мама Зинаиды Ананьевны. Это она являлась главной хозяйкой в доме. С ней, по словам моей собеседницы, было очень приятно общаться – рассудительная, хорошая советчица.

– Мы ведь не только дружили семьями, но были, пусть дальней, но всё же роднёй, – поясняет Ада Забелина. – Сарра Савельевна Рябцева и моя бабушка Раиса Романовна Фейдина – двоюродные сёстры. А вот деда их, Анания Моисеевича, я не знала – его арестовали в 1937-м.

Книга Памяти жертв политических репрессий, т. 5:Рябцев Ананий Моисеевич, род. в 1880 г., г. Баргузин Баргузинского уезда Забайкальской обл., русский, житель г.Читы. Состоял в партии социалистов-революционеров (эсеров) с 1902 по 1907 г., с 1907 г. – эсер-максималист. В 1902, 1904, 1907 гг. арестовывался за политическую деятельность. В 1925 г. приговорен Особым совещанием при ОГПУ СССР за деятельность в партии эсеров к 3 годам лишения свободы. Освобожден в 1927 г. Сведений о реабилитации не имеется. Работал в Читинской тюрьме, начальник финчасти. Арестован 30 декабря 1937 г. Умер, находясь под следствием, 23 марта 1938 г. в Читинской тюрьме. Дело по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР прекращено в связи со смертью. Реабилитирован 31 января 1957 г. военной прокуратурой ЗабВО. Жена Сарра Савельевна, дети: Моисей, Зинаида, зять Соломин Мефодий Викторович, внуки: Соломин Юрий Мефодьевич, Соломин Виталий Мефодьевич.

Жили Соломины всегда очень скромно. Даже бедно. Впрочем, как и вся читинская интеллигенция тех времен. Что в войну было на новогоднем столе? Селёдка, гаоляновая каша, хлеб.

– Они же ещё девочку воспитывали, – вспоминает Ада Леонидовна. – Зина привела в дом сироту – Веру Овчинникову, она у них жила, училась, потом актрисой была в драмтеатре. Платили в культуре всегда мало. А тогда ещё и в фонд обороны часть зарплаты отдавали.

Так что на Новый год жарили картошку, клали туда много лука,  лаврового листа и перца. «Жаркое» – такое гордое имя носило то блюдо.

 Позже на праздниках в семье Соломиных – в Новый год, 8 марта (в день рождения Зины) или 9 мая – обязательными были пельмени, которые лепили сообща, со смехом и добрыми шутками…

– Мефодий Викторович рано умер. Говорят, выпивал?

– Ещё как! Даже из дома мог последнее унести. Как-то облигации пропил. Порой, у Зины даже туфель не было – в калошах ходила. Думаю, за это Сарра Савельевна зятя недолюбливала. Только семейных скандалов здесь не было никогда: Мефодий Зину любил, и она ему всё прощала.  

В конце пятидесятых Соломины получили, наконец, благоустроенную квартиру – двухкомнатную, там же, на Ленинградской. Оттуда хоронили и бабушку, и отца.

– Ребята к тому времени уже в Москве были. Юрий, окончив училище, служил в Малом театре. Виталий завершил учёбу в школе №4 и поступил в театральное училище им. Щепкина.

В Читу они приезжали, пока мать здесь жила, – продолжает Ада Леонидовна. – Помню, Виталий привёз свою первую жену – актрису Наталью Рудную.  Зине она очень нравилась. Но брак был недолгим.

Думаю, что родители Натальи на то повлияли – им нужен был более состоятельный зять.

Приезжая, Виталий Соломин обязательно заглядывал к Забелиным.

– Мы с ним на кладбище ездили к его отцу и бабушке. Он рассказывал о московской жизни, о театре, о дочках, фотографии показывал. Юру я к себе не приглашала. Просто Юра… совершенно иного склада человек. В Витале самоирония какая-то была, кураж. Он был простой и понятный. Я его очень любила.

Роднее всех родных

Сыновья долго уговаривали Зинаиду Ананьевну на переезд в Москву. Она не соглашалась: здесь, в Чите, привычная жизнь и друзья. Но уехать пришлось.

В столице мама Соломиных поселилась в коммунальной комнате на улице Солянка, писала в Читу, что скучает по малой родине. Будучи в отпуске, Забелины нередко останавливались в той коммуналке, говорили по целой ночи и наговориться не могли.

А потом Зинаида Ананьевна стала жить в семье младшего сына – отдала ему свою комнату, чтобы Виталий смог приобрести квартиру попрестижней.

Виталий Мефодьевич Соломин, из дневника:«Мать, оказалось, не имеет ничего общего со мной. Не совпадают точки зрения на воспитание, питание, алкоголь, спектакли. И не о чем говорить. Начинается раздражение на чавканье, сморкание, писание, хлопанье, угрюмость. Но что выясняется. Раньше, живя в разных городах, я испытывал к ней ровные спокойные чувства, у меня были обязанности перед ней. Меня, собственно, ничего не раздражало. Теперь я одновременно с вспышками раздраженья чувствую жалость к ней и любовь. Она превращается для меня в существо, подобное дочери. Для которой я становлюсь единственной защитой, надеждой и всем тем, через что проходит жизнь».

А дружбы между братьями не было, хоть и работали они в одном театре. Это подтверждали и коллеги, и близкие.

Елизавета Витальевна Соломина, из интервью:«Юрия Мефодьевича я видела в нашем доме, только пока была жива бабушка. После её смерти – ни разу. Наверняка в театре папа и старший брат как-то общались, но не семьями. Почему так случилось, и кто из них был виноват – не знаю, дома это не обсуждалось. Возможно оба, поскольку характеры у них были сложные. Допускаю, что между Соломиными была и некая братская, замешанная на амбициях конкуренция…».

– Почему у них родственных отношений не было? Да из-за жён они ссорились! Конечно! Юра купил бывшую остужевскую дачу (Александр Остужев – народный артист СССР, ведущий актёр Малого театра (1874-1953) – авт.), Виталина жена тут же: «Давай дачу!». Они завидущие, противные бабы.

Зина их терпеть не могла. Не потому, что она – злая свекровь. Она была очень доброжелательная, приятная. Но кем для родителей невестки был Виталий? Он был – тайга. Он не так вилку держал, всё не так. Да и Зинаида Ананьевна была для них махровой провинциалкой.

А что братья не дружились, так примеров таких среди людей великое множество. Я и сама недавно узнала, что у моего отца был родной брат, о котором в моей семье никогда не говорили. Всякое в жизни бывает. Но будьте уверены, Юра и Виталий – самые что ни наесть родные братья.

Роднее всех родных, – завершает свой рассказ Ада Забелина.

И я ей верю.

P.S.

И ещё. Мне очень хочется узнать ваше мнение. Прочтите, пожалуйста, что Виталий Соломин писал в своём дневнике о нашем крае и о нас, забайкальцах, «живущих мезозойской эре»:

Читайте также:  Оскар айзек - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Нашёл пьесу. «Прибайкальская кадриль»… Во-первых, я забайкалец. Я знаю этот говор, мелодии, трогательную беззащитность. И уже давно вижу всё это на расстоянии. Это Восток, полу-Япония.

С похожей природой – изящной, завораживающей, живописной, угрожающей и опасной при всей акварельности. И жалость к там живущим в убогой ограниченности, лишениях. Покорных.

Живущих в какой-то мезозойской эре:

Электричество отключают.

Зарплату не платят.

Зелёные бананы.

Китайский, монгольский ширпотреб.

И при всём этом я их люблю, они мои. Мне удобно с ними сидеть на корточках и курить, ловко молчать часами. Не удивляться застенчивости и неожиданной стеснительности, неуклюжим подаркам, вроде шишечек кедровых.

Это даёт возможность поселить в больном уголке души зрителя вопрос, почему так, почему они трудно понимаемые и родные одновременно?

Почему они смелы и трогательны до слёз? За что там суждено так убого, под забором жить?».

Ну как, вы согласны?

Источник: https://zab.ru/articles/4980_sensaciya_solominy___svodnye_bratya

Юрий Соломин: «Я пытался спрятаться — мне было стыдно»

Фотография: Максим Арюков

Совсем недавно Юрий Мефодьевич отметил 55-летие своего служения Малому театру. Дата не только красивая, но и символичная: у Соломина всё и всегда было на отлично, и жить по-другому он просто не умеет.

Юрий Соломин получил все возможные награды и регалии и даже успел побывать в должности министра культуры России. Уже двадцать пять лет он является художественным руководителем Малого театра. Его служебный кабинет идеально отражает не только статус, но и характер хозяина.

На стенах — живописные портреты корифеев Малого, с которыми Юрий Мефодьевич выходил на сцену. Под аккомпанемент мирного чириканья птички в клетке я рассматриваю фотографии Соломина, на которых он запечатлен с королевой Елизаветой во время ее визита в Малый театр.

А вот рисунок выдающегося японского режиссера Акиры Куросавы, подаренный Соломину во время съемок фильма «Дерсу Узала».

Юрий Мефодьевич, у вас так хорошо в кабинете. Птицы поют как в райском саду…

Это Федя, мой второй попугай. Первый прожил десять лет. Мне его подарили, и я назвал его Федором. Я тогда играл царя Федора Иоанновича. Тот Федя был очень хороший, общительный, любил сидеть на двери, и все, кто входил, пугались от неожиданности. Будь он сейчас жив, я бы его выпустил, и он сел бы на чашечку и стал пить.

Вы всё ему позволяли?

Всё позволял. Потом он у нас заболел, мы ему даже неотложку вызывали, доктор приезжал. Мы его спасли, и Федя прожил еще где-то полгода. А потом раз — и упал. И всё… У них тоже сердце есть.

У нас на Бронной был прекрасный зоомагазин, где работали замечательные продавщицы, две Наташи, которые сами, казалось, умели лечить животных, знали, какие им нужны лекарства. Когда они узнали, что у меня умер попугай, они мне подарили вот этого, точно такого же окраса.

И стал он у меня тоже Федей. Вторым. Он что-то там пищит себе, хитрый очень.

Я смотрю, у вас очень много статуэток собак, прямо выставка. С чем это связано?

Я очень люблю собак. У меня в подмосковном доме их целых четыре.

Зачем вам столько?

У меня еще пять кошек. Одна здесь живет, она уже старая, а четыре — там. Они все дружные, ни стычек, ни интриг, как это между людьми бывает, хотя у каждой свой характер. А за город я каждую неделю езжу, обязательно с ночевкой.

Ваши собаки, наверное, породистые?

Нет, они у меня самые настоящие дворняги. Мы с женой всегда дворняг подбирали, даже когда у нас не было квартиры и мы снимали угол на Сретенке. Однажды, помню, притащила Ольга пса, мы его подлечили. Гариком назвали. А потом и другие стали появляться таким же образом. Собаки были всё время, жили подолгу — лет по четырнадцать.

А когда мы уже обзавелись квартирой, мне на шестидесятилетие подарили породистую собаку, немецкую овчарку. Я с детства мечтал об овчарке. Еще когда я жил в Чите, я посмотрел фильм «Джульбарс».

И мне так захотелось быть пограничником в Средней Азии — чтобы собака такая была со мной, чтобы она ловила басмачей и спасла старика, как в фильме…

Это все романтика юности. А как началась ваша актерская история?

В Чите я ходил в Дом пионеров. Там у нас было много кружков: хоровой, танцевальный, художественный, кройки и шитья. Я остановился на драматическом. Это был год сорок четвертый-сорок пятый, в то трудное время о детях очень заботились.

В вашем детстве был какой-нибудь спектакль, который вас потряс?

«Снежная королева». А тогда ведь еще война шла. Мы были ошеломлены, я раза два или три ходил его смотреть. Вот представьте себе: вбегают разбойники, пробегают через весь зал с песнями, криками, с собаками. Собаки лают… Потрясающий был спектакль.

И вот около двадцати лет назад я нашему режиссеру, Виталию Иванову, говорю: «Виталий, поставь, пожалуйста, «Снежную королеву» так, чтобы дети запомнили ее навсегда, как я в свое время…». Он сделал немного по-другому: без собак, зато есть Сказочник, хорошая музыка.

Спектакль этот и сегодня собирает аншлаги.

И «Снежная королева» из детства вдохновила вас на актерские подвиги.

Насчет актерства я тогда еще не решил, но всё это мне очень нравилось. В Доме пионеров я еще ходил в кукольный кружок, и первой моей ролью был Барсук. А потом в драматический кружок стали набирать младшую группу, меня и еще нескольких ребят пригласили.

Режиссер ставил «Бежин луг» Тургенева. Очевидно, получилось неплохо, раз нас выставили на смотр художественной самодеятельности, мы тогда получили какую-то премию. У меня даже книга сохранилась — почему-то «Иван Грозный», — там подписано: «Участнику смотра за роль такую-то в «Бежином луге».

Это было для меня мощным толчком.

Юрий Мефодьевич, а как вы, парень из провинции, решили ехать в Москву?

Вот смотрите, Вадим. Мы с друзьями, само собой, убегали с уроков, бегали на первые сеансы в кино. Помню, в кинотеатре «Комсомолец» народу никого не было, и мы сидели не на стульях, а на их спинках. Смотрели разные военные фильмы, «Кубанские казаки»…

Я случайно попал на фильм, который назывался «Малый театр и его мастера». Это был документальный фильм к юбилею Малого театра.

И тогда я увидел Жарова, Ильинского, Пашенную, Царёва, Владиславского… И меня совершенно потрясло такое количество великих артистов в одном театре…

Понятно. И тогда у вас появилась цель — Малый театр, всё точно и конкретно.

Именно, всё точно и конкретно. И я запомнил: «Малый театр и его мастера», театральный вуз при Малом театре, Неглинная, дом 6. В 53-м году я окончил школу и, когда уже получил все документы, проходя мимо почты, отправил их по этому адресу. А потом поехал в Москву.

Один или с родителями?

С отцом, у него был бесплатный железнодорожный билет. Мы ехали семь суток, и все эти дни я много думал, учил какие-то басни и… очень боялся. В Москве нам жить было негде, мы остановились у знакомых в Монино. А потом произошло нечто невероятное.

Совершенно очевидно, что есть какая-то сверхъестественная сила — с каждым годом я в нее всё больше верю, — она-то и привела меня сюда. Поскольку все мои документы были здесь, в училище при Малом театре, я пришел поступать. Отец сидел в скверике у Большого театра, ждал меня. И вдруг его обокрали — забрали всё: документы, обратный билет…

Можете себе представить? Хорошо, что отца в нашем городе многие знали. Он на вокзале встретил читинцев, те позвонили домой, и отца послали в Министерство железнодорожного транспорта около Ярославского вокзала, мол, там дадут билет. К этому времени я уже прошел два тура на курс к Вере Николаевне Пашенной, остался третий тур и конкурс.

И вот я прибегаю к отцу, он мне всё это рассказывает и говорит: «Поехали домой, мы не можем больше ждать — денег нет»…

И тут вы проявили настойчивость?

Не совсем. Отец посоветовал мне пойти прямо к Пашенной и рассказать ей, какая произошла неприятность. И я пошел! Она посмотрела на меня и говорит: «Ну оставайся». Я и остался. (Указывает на портрет.

) Вот она, Вера Николаевна. А это ее учитель — Ленский Александр Павлович. Вообще Вере Николаевне наша семья очень обязана. Моя жена Ольга тоже актриса. Мы учились на одном курсе.

У нее была толстенная коса, почти до пола…

Коса вас, наверное, и покорила?

Я сейчас уже и не помню.

Вы не помните, чем вас покорила жена?

Наверное, не только косой, еще чем-то. Больше пятидесяти лет уже прошло. И вот Вера Николаевна спрашивает Ольгу, зачем она прилепила косу. А Оля отвечает, что она не прилепляла, что это ее коса. А коса-то на одной шпильке держалась.

Пашенная попросила ее косу распустить. Оля шпильку вытащила, и коса у нее так фьють — и упала. Вера Николаевна говорит: «Ну хорошо» — и приняла в институт. В первый день занятий Оля опоздала, свободное место оказалось рядом со мной.

Вот так до сих пор и сидим рядом…

А вы Ольгу ревновали, когда ее кто-то обнимал на студенческой сцене?

На сложные вопросы я не отвечаю.

Почему, Юрий Мефодьевич?

Я ревнивый очень. (Улыбается.)

А поженились вы уже после института?

На четвертом курсе.

Но жена актрисой не стала, сразу стала педагогом, так?

Нет, она была ведущей актрисой в Московском ТЮЗе. Там она начала работать, еще когда училась на третьем курсе. Это был расцвет ТЮЗа. Вот ее с третьего курса взяли сразу на Луизу в «Коварстве и любви». Она проработала там, наверное, лет пятнадцать. А потом родилась дочка, у нас не было никакой помощи, мы не могли даже няню пригласить.

Вы имеете в виду, что материально это было невозможно?

И материально, да и жилья не было. Мы сначала жили в общежитии, а потом нам от Малого театра дали комнату в одиннадцать метров на Арбате. Вот там и родилась дочка. Не было никаких удобств, одна комната наша, а в соседней жила другая молодая пара.

Юрий Мефодьевич, жена, наверное, переживала, что ей пришлось оставить сцену?

Вы знаете, она ко всему как-то спокойно отнеслась. Стала писать, у нее книжка вышла. Потом работала в газете «Известия». Когда я сидел с дочкой, Ольга могла куда-то выезжать в качестве корреспондента. А когда дочь подросла, жена стала преподавать.

Я так понимаю, вы однолюб: одна супруга на всю жизнь, один театр. Это свойство характера или консервативность?

Время было другое. Тогда было стыдно разводиться. Это сейчас модно говорить «я в третий раз выхожу замуж», «я в третий раз женюсь».

Но вы ведь вместе не потому, что «стыдно разводиться», а потому, что хотели и хотите так жить. Я имею в виду, у вас это в характере — ничего не искать на стороне?

Наверное, да. Как бы я ни был болен, я всё равно иду в театр. И у жены точно так же: она без училища жить не может. У нас все выросли: дочка, внучка… Вот Ольга и растит своих учеников, есть среди них уже заслуженные и народные артисты.

Дочка стала пианисткой. Не хотели, чтобы она была актрисой?

Нет-нет, это было ее решение. Она закончила консерваторию, и внучка тоже. Мы никогда не навязывали дочери свое мнение. Просто когда она училась, музыка была для нее не на последнем месте.

Юрий Мефодьевич, вы много лет руководите Малым театром, а несколько лет были даже министром культуры. Когда у вас появилась руководящая жилка?

Никогда она не появлялась. У меня ее нет.

Как это нет?

Я никогда не думал об этой профессии, а это именно профессия. Я с детства знал, что есть артисты, но я понятия не имел, что существуют режиссеры, тем более художественные руководители театра. Я думал так: работает в театре — значит, артист.

Как же так случилось, что артист Соломин стал руководителем театра?

Источник: http://www.ok-magazine.ru/stars/interview/6177-yuriy-solomin

Тайные любовницы Виталия Соломина

Великий актёр изменял жене с Цыплаковой и Амановой

Вот уже почти десять лет с нами нет лучезарного Виталия СОЛОМИНА. 12 декабря замечательному мастеру экрана и сцены исполнилось бы 70.

Преданные поклонники артиста, сыгравшего доктора Ватсона и Вадима из «Зимней вишни», наверняка запомнили его как примерного семьянина – мужа, отца, позже деда.

Но, как оказалось, были в жизни Виталия Мефодьевича моменты, когда его отношения с любимыми женщинами проходили проверку на прочность. Сегодня «Экспресс газета» впервые рассказывает о неизвестных страницах биографии артиста.

О дамах сердца, кроме как о последней жене Маше, подарившей ему двух прекрасных дочек, Соломин вспоминать не любил. И если журналисты расспрашивали его о прошлых влюбленностях, быстро переводил тему или говорил о детстве. Мол, в пятилетнем возрасте по уши втрескался в мамину подругу и, чтобы привлечь к себе внимание, однажды набрал в рот одеколон и прыснул в ее сторону.

Нокаутировал нахала

Со своей первой женой Наташей сибиряк Соломин познакомился на предпоследнем курсе театрального. Он учился в Щепке, а его избранница, дочка известного журналиста, писателя и драматурга Владимира Рудного, – в Щуке.

Молодые люди повстречались во время студенческого спектакля в 1962 году. Говорят, барышня из столичной богемной семьи первой приметила симпатичного провинциала.

Однокурсницы считали Виталика закрытым и холодным парнем (позже Андрон Кончаловский дал ему прозвище Каменный Цветок), а вот Наталье Рудной удалось растопить его сердце.

Расставшись с СОЛОМИНЫМ, Наталья РУДНАЯ вышла замуж за Андрея СМИРНОВА. Благодаря супругу сыграла свою единственную главную роль, снявшись в его ленте «Осень», первом в СССР «эротическом» фильме (1974 г., на фото с актёром Леонидом КУЛАГИНЫМ)

Спустя год после знакомства Ната и Виталик объявили родителям, что подают заявление в загс. Молодые вместе работали в Малом театре и поначалу жили с Наташиными мамой и папой.По воспоминаниям друзей, Соломин всегда дико ревновал свою вторую половинку к другим мужчинам. Оно и понятно, Рудная продолжала вести активную светскую жизнь: тусовалась с золотой молодежью и успешными коллегами-актерами. Это сильно не нравилось Виталию. Он ждал от супруги семейного уюта, мечтал о детях.Однажды Борис Рябцев, двоюродный брат нашего героя, предложил Соломину прогуляться по центру Москвы в компании с одним грузинским актером. Виталий взял с собой Наташу. И во время этого променада горячий кавказец неожиданно стал оказывал знаки внимания девушке: целовал ей руки, делал комплименты, сыпал неприличными анекдотами. Все это настолько возмутило будущего «доктора Ватсона», что он скомандовал брату идти с женой вперед, а сам, недолго думая, резким и точным ударом нокаутировал охальника. В юности Соломин занимался боксом и всегда мог постоять за себя и своих близких.

Елена ЦЫПЛАКОВА, Светлана АМАНОВА

Виталий много снимался в кино, у него появились деньги. (Рудная, напротив, была мало востребована на экране, свою единственную главную роль в картине «Осень» она сыграла уже после развода с Соломиным.) Поняв, что зять в состоянии оплатить покупку кооперативной квартиры, Наташин отец похлопотал где надо, и уже вскоре пара переселилась в новостройку у метро «Аэропорт». Правда, счастья это не принесло. Рудная продолжала где-то пропадать вечерами, а до Виталия дошли слухи, что она ему наставляет рога с известным актером. Соломин подал на развод.Тесть настоял, чтобы новенькая квартира осталась его дочери, хотя семья Рудных имела еще две «трешки» в центре. Гордый Виталий переехал в общежитие и в сердцах дал зарок минимум лет десять не жениться.- С тех пор как я рассталась с Виталием, прошло 43 года, – проговорила в трубку Рудная, когда я ее попросила вспомнить о жизни с Соломиным. – Мы больше ни разу не виделись. Хотя знаю, что он был чудесным артистом, но рассказывать ничего не хочу. В театре у него было много друзей и подруг, например Виктория Лепко, с которой Виталия связывали романтические отношения. Так что вы обратились не по адресу.Поведать о первом неудачном браке Соломина его товарищи наотрез отказывались. Только Лидия Витальевна, жена писателя Владимира Орлова, с которым семья Соломиных очень дружила, печально заметила:- Развод с Рудной оставил в душе у Виталия большую душевную рану, я это прочла в его дневниках.

Даже после окончания романа со Светланой АМАНОВОЙ…

Обещать – не значит жениться

О том, как Соломин познакомился со своей второй и последней женой Машей, написано много. Их встреча случилась на съемках фильма «Городской романс», где Виталию сначала дали главную роль, а потом она отошла к Евгению Киндинову. Наш герой расстроился, но вскоре понял: гораздо важнее, что он встретил ту, которая станет его судьбой.

В 1975 году, пожив в общаге и обзаведясь первой дочкой, Соломины переехали в долгожданную собственную квартиру. Но спустя несколько лет их счастье едва не разбилось.В 1979 году в Малый пришла новенькая – Лена Цыплакова.

Несмотря на юный возраст – 21 год, она уже успела сняться в нескольких кинохитах, в том числе в «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Школьный вальс». Мужчины из театра тут же распустили хвосты, но Леночка объявила, что недавно вышла замуж за Дениса Евстигнеева, однокурсника по ВГИКу.

Правда, спустя несколько месяцев пришла весть, что брак распался. И тогда Виталий, которому не давала покоя красота молодой коллеги, решился закрутить с ней служебный роман.

– Любвеобильный Соломин врал Цыплаковой, что тоже порвал отношения с супругой. Мол, просто живет с той под одной крышей ради дочки, – поделился один из тогдашних коллег Виталия и Елены. – Даже обещал вскоре жениться на Леночке.

Но спустя два года их страстные отношения дали трещину. До Цыплаковой дошли слухи, что Маша Соломина ждет второго ребенка. И она тут же поняла, что любимый юлил и роль тайной зазнобы ее больше не устраивает.

К тому моменту Елена уже ушла из Малого, поэтому их расставание прошло стремительно.

…Виталий продолжал с ней играть на одной сцене

Веселые гастроли

Мария тоже знала, что муж ей изменял. Но сумела простить. В 1985 году у Соломиных родилась еще одна дочка. А спустя несколько лет Виталий снова влюбился в коллегу по театру – звезду фильма «Спортлото-82» Светлану Аманову.

Их роман протекал на глазах у коллег во время гастролей труппы. Например, во время поездки в Болгарию Виталий решил развлечь Свету и подбил ее и друзей на необычную игру.

– А давайте изобразим, что я – бандит, Аманова – моя девушка, а вы – наши телохранители, – предложил артист Александру Клюквину и Дмитрию Назарову.

Те не задумываясь согласились и отправились в один из шикарных ресторанов. Шоу удалось на славу. Когда Соломин и Аманова пили коньяк, их «бодигарды» встали рядом, нацепив темные очки, и подозрительно смотрели по сторонам.

А едва парочка решила потанцевать, Саша и Дима ходили вокруг, не подпуская никого ближе чем на пять метров.

Все участники остались довольны, а особенно – влюбленные, которых ждала ночь любви в отеле уже без присмотра «охранников».

О романтических отношениях СОЛОМИНА с Викторией ЛЕПКО знает первая жена актёра – Наталья

Слухи об очередном романе благоверного снова дошли до жены Соломина. И она опять простила. А он оценил благородство Маши и пообещал больше никогда ей не изменять. Хотя коллеги по цеху уверенно замечают:- У Виталика на каждых гастролях, на каждой новой картине была женщина. И не из-за того, что он подлец и скверно относился к супруге. Просто таким образом он черпал энергию, набирался вдохновения. Не нужно его за это осуждать! У всех нас есть свои маленькие слабости, и то, что Соломин ТАК сильно любил красивых женщин, – еще не самая худшая «вредная привычка».- Я бы не хотела говорить о разладах в семье Соломиных, – вздохнула Светлана, жена онколога Евгения Матякина, самого близкого друга нашего героя. – Ну, бывает, увлекся мужчина, что теперь? Мы все, близкие, уверены, у них с Машей был крепкий брак – он обожал супругу, дочек, внуков. Виталий был евреем по маме, но за несколько лет до смерти покрестился в православной церкви. Его, как положено, и отпели. Маша после ухода мужа не знала, как жить дальше. Ей пришлось продать дачу – то ли из-за нехватки средств, то ли потому, что одна там бывать не хотела.В 2006-м вдову Соломина стали замечать на светских мероприятиях вместе с владельцем сети пиццерий Александром Гриневым. Но друзья уверены, что состоятельный бизнесмен просто по-дружески помогал Марии Антониновне и ни о каком интиме речи не шло.

СМИРНОВ с нынешней женой Еленой ПРУДНИКОВОЙ

– Сейчас Маша живет за городом, – рассказала Светлана Матякина. – У нее на руках старенькая мама. Теща Виталия серьезно больна – сломала шейку бедра, не встает, забывается. Мария ее не оставляет, думаю, Новый год они встретят вдвоем.Дочери Соломиных давно выросли. Старшая, 38-летняя Настя, удачно вышла замуж за бизнесмена. У них двое сыновей: 15-летний Кирилл и 9-летний Федя.Младшая, 27-летняя Лиза, только недавно пошла под венец. Девушка окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась на курсе у Игоря Масленникова (именно он снял Соломина в «Шерлоке Холмсе» и «Зимней вишне»). Получив диплом, Лиза работала вторым режиссером у Никиты Михалкова на «Утомленных солнцем-2». А вот теперь нашла время на устройство личной жизни.- В мае Лиза вышла замуж за очень хорошего мальчика по имени Глеб – он ее коллега, режиссер рекламы, – рассказала Матякина. – Жаль, отец не дожил до этого – он бы очень порадовался за Лизоньку.

Мария СОЛОМИНА в 2006 году выходила в свет с бизнесменом Александром ГРИНЕВЫМ

Звёзды Малого: Юрий СОЛОМИН, Элина БЫСТРИЦКАЯ, Иван ЛЮБЕЗНОВ, Виктор БОРЦОВ, Роман ФИЛИППОВ, Елена ЦЫПЛАКОВА, Виталий СОЛОМИН, Нелли КОРНИЕНКО

Самые родные: жена Мария, внук Кирилл, дочери Настя и Лиза и американский кокер-спаниель Ромка. Через год после смерти хозяина пес умёр от тоски (фото 1997 г.)

Источник: http://boshsoz.com/novosti/4376-tajnye-lyubovniczy-vitaliya-solomina

Юрий Соломин (актер) биография, фото, его семья и личная жизнь

Мальчик Юра появился на свет в семье музыкантов. Юрий имеет в роду сибирских предков, т.к. родители были родом оттуда. Мать Зинаида Ананьевна жила в Томске. Мефодий Викторович из Забайкальска.

Мама Юрия имела исключительный слух, прекрасно пела. Отец владел всеми струнными инструментами. Его братом был Виталий Мефодьевич Соломин. Знаменитый актер советского кино.

Все мы его помним по легендарной роли доктора Ватсона в картине «Шерлок Холмс».

Во дворце пионеров Юрий часто играл в спектаклях. В Чите юнец увидел картину «Малый театр и его мастера». Благодаря ему Юрий Мефодьевич узнает о Театральном институте имени Щепкина при малом театре. Тогда — то он и решил после окончания школы пойти в актеры в это училище.

Юрий Соломин в молодости

Юрий поступил сразу же. Его преподавателем на курсе была знаменитая актриса Пашенная Вера Николаевна. После окончания училища он начинает свою актерскую карьеру в Малом театре.

Театр

Впервые Юрий Мефодьевич сыграл на сцене родного театра, когда был студентом второго курса. Он играл в спектакле «Иван Грозный» роль ремесленника. Малый театр стал Соломину родным домом. Он практически жил в его стенах. Ему предлагали роль за ролью.

Были как большие, так и маленькие роли. Про это позже Соломин скажет: «Но нас уверяли тогда, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Я с этим не согласен. Есть просто и маленькие роли, и плохие роли…». Сначала молодой актер снимается в эпизодах.

Юрий Соломин на видео

Так сказать, набивал себе опыт. Чтобы его талант, игру, артистизм заметили режиссеры. Слава, конечно, приходит к Соломину. Ему предлагают основные роли в спектаклях: роль Безайса в «Когда горит сердце», он был Славой и Гришей в «Неравном бое», «Перед ужином», Миши в «Палате». Также известны многие другие работы актера.

Юрий Соломин был очень обаятельным молодым человеком. Присущие ему лиризм и юмор, делали образы ярче и запоминающимися.

Замечена прекрасная игра Соломина в классических спектаклях: «Пучина» «Живой труп». Юрий все больше и больше начинает играть драматических героев. Насколько точно он разбирался в психологии характеров. В свою профессиональную игру он показывает в пьесе «И Аз воздам», где он в роли Николая II.

Юрий Соломин блистал в театре и в кино

В театре Соломин Юрий играет разноплановые роли. Вот он молодой джентльмен в «Веер леди Уиндермиер», потом роль Сирано в «Сирано де Бержерак». Мы помним прекрасные спектакли с его участием: «Живой труп», «Леший», «Дядя Ваня», «Лес», «Таинственный ящик», «Мольер», «Любовь Яровая», «Целина». Это всего лишь малый перечень театральных работ. Где показал себя Соломин.

Соломин с особым уважением относился к советским классикам. Особенно он относился к А.П. Чехову. Возможно, поэтому много ролей Юрий сыграл в пьесах этого великого писателя. Позже Соломина назовут «чеховским актером Малого театра». Юрий считает своей лучшей работой роль, сыгранную в пьесе «Дядя Ваня».

Юрий Соломин читает стих Пушкина

Юрий Мефодьевич также проявляет себя в роли режиссера постановок в театре. Его режиссерские работы: «Ревизор», Чайка», «Таинственный ящик», «Три сестры», «власть тьмы», конечно же, «Бесприданница».

Кино

Соломин пробует сниматься также в фильмах. Именно его преподаватель на курсе Пашенная ненавязчиво рекомендовала Бондарчуку рассмотреть кандидатуру Юрия Соломина на роль князя в «Войне и мир».

Но, на эту роль был утвержден прекрасный Вячеслав Тихонов, который справился со своей задачей блестяще. Соломин сыграл в огромном количестве фильмов, сериалов. Были роли на телевидении. Все герои не похожи друг на друга. Разные характеры, драмы.

Соломин с каждой ролью справлялся блестяще, принося в каждый образ особую индивидуальность.

После выхода в прокат фильма «Адъютант его превосходительства» Соломин становится еще более известным.

Далее следуют лучшие его роли : Дмитрий Ульянов в «Сердце матери», Телегин в телефильме «Хождение по мукам», майор Звягинцев в «Блокаде», Трактирщик и Генрих Айзенштайн в телефильмах «Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь», Владимир Александрович в картине «Свет в окне», Славин в «ТАСС уполномочен заявить…».

Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Московская сага». Каждый персонаж уникален по-своему. Его герои стали любимыми многими поколениями зрителей далеко за пределами СССР. Его знали в Германии, Японии, Чехословакии, Богларии.

Фильм «Адъютант его превосходительства» принес славу Юрию Соломину

Лучшими и любимыми ролями в кино для Соломина являются фильмы «И был вечер, и было утро», где он сыграл Штубе, и «Сильные духом» персонаж Геттеля.

Благодаря работе в кино, Соломин знакомится с прекрасными режиссерами и актерами: Акирой Куросава и Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым и Марком Донским, Комаки Курихара и Жанной Моро, Мариной Влади. Многие из них стали в последствии друзьями Юрия Мефодьевича.

Юрий Соломин пробует себя в роли режиссера кинематографа. Но, признаться, знаменитый актер никогда об этом не задумывался. Он тогда не предполагал, что это. Волею судьбы Юрий стал известным режиссером. Позже его назначили художественным руководителем Театрального училища имени Щепкина.

В режиссерской работе Соломину больше всего нравится процесс, возможность помочь актеру направить, наставить его на роль.

Личная жизнь

В своей жизни Соломин стал мужем один раз и на всю жизнь. Супруга Соломина Ольга Николаевна подарила Юрию дочь Соломину Дарью Юрьевну. В свою очередь. У Дарьи есть также дочь, которую зовут Александра. Дедушка очень гордится своей внучкой.

Он ее обожает. Вся семья Соломиных живет в необычайной гармонии и любви. В их домашнем хозяйстве имеются: овчарка Маклай — любимая, и не менее любимые собаки Ляля, Лушка, Яшка, и кошка Дуся. Даже в космосе его именем названа малая планета.

Юрий Соломин с женой и внучкой

По настоящее время Соломин живет и работает в Москве.

Юрий Соломин живет и работает в Москве

Награды

Юрий Соломин за свою жизнь получил многие награды, звания. Он народный артист РСФСР, СССР, Кыргызстана.

Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, награжден Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых, имеет ордена почета за заслуги перед Отечеством, орден Почета, орден Дружбы народов, Орден Академии искусств Японии «За вклад в мировую культуру». Премия «Человек года-2008» Русского биографического института присвоена Соломину.

Премия ФСБ в номинации «Актерская работа» за создание высокохудожественных образов сотрудников органов безопасности в отечественном кинематографе так же нашла своего счастливчика в Соломине. Юрий Мефодьевич Почётный профессор МГУ, Почётный гражданин города Арсеньева.

Источник:

Источник: http://volscreen.ru/biografii/urii-solomin-akter-biografiia-foto-ego-semia-i-lichnaia-jizn.html

Юрий Соломин: Стать министром меня уговорила жена

В будущем году у Соломина сразу две важные даты — 80 лет ему самому и 260 лет труппе академического Малого театра.

Театра, художественным руководителем которого он является уже больше четверти века, на сцену которого выходит более полувека и без которого вообще не мыслит своей жизни. А в 2017-м — еще одна значимая дата: бриллиантовая свадьба.

Со своей супругой Ольгой Николаевной актер познакомился тоже благодаря театру — в театральном училище имени Щепкина при Малом театре, а теперь они вместе там преподают.

У Соломина — редкий по нынешним временам дар: быть верным всему, что ему дорого. Так, через всю жизнь он пронес бесконечную преданность Малому театру, своим учителям, особенно Вере Николаевне Пашенной, которая стала первой и главной его Учительницей в профессии. Он никогда не изменял своим принципам — как в искусстве, так и в жизни.

[:same:]

— С женой мы познакомились в училище, — рассказывает Юрий Мефодьевич. — Мы оба учились у Веры Николаевны Пашенной. Так получилось, что Ольга в первый же день занятий (это был 1953 год) опоздала.

Мы сидели полукругом, 20 человек, я — с краю (почему-то всегда люблю сидеть с краешку), около меня было одно свободное место. И вот входит Ольга — мы думали, что Пашенная ее отругает или даже отчислит… Но Вера Николаевна просто сказала: «Садись, Ольга».

И Ольга села рядом со мной. С тех пор она всегда рядом.

Поженились Соломины на четвертом курсе. Свадьбы как таковой не было — просто пошли в кафе «Арфа» в Столешниковом переулке и пообедали мясом в кисло-сладком соусе. На большее не было денег.

/ личный архив артиста

Вообще-то Соломин, родившийся в Чите, больше всего любит пельмени:

— Без пельменей в Забайкалье ни дня рождения, ни праздников, ни поминок не обходилось! — восклицает артист. — Сейчас мне их нельзя, а когда-то ели… Для людей моего возраста традиции — это прежде всего 9 мая, Новый год и, как ни странно, 8 марта.

Эти праздники всегда отмечали особенно красиво, по-доброму и очень театрально. Сейчас уже особенно некого созывать на праздники. Для пельменей общество нужно, а мое общество стало вымирать… Вот когда мама была жива, мы к ней приезжали на пельмени. Она в последние годы жила в Москве.

С обменом квартиры вот какая история вышла. Тут жила одна читинка, врач, у которой не осталось в Москве никого, а в Чите жила ее племянница. А у меня, наоборот, мама там — тоже одна осталась. И мы с этой племянницей врача втайне от них решили устроить обмен — в надежде, что они захотят переехать поближе к родственникам.

Решили так: квартиры обменяем, а там видно будет. Захотят — переедут, не захотят — ну, что ж делать. Так вот врач эта переехала к племяннице сразу же, а моя мама все сомневалась, стоит ли уезжать из обжитых мест. Но потом все же приехала. У нее была большая комната в коммуналке на Солянке.

Когда-то это была купеческая квартира, и в маминой комнате сохранилась роспись по углам в виде лебедей. В коммуналке было две кухни и шесть жильцов, пять женщин и мужчина, все пожилые, у кого-то были родственники, у кого-то не было никого… Я называл их общество «Красным Китаем».

Так вот, мама часто делала пельмени, и тогда к ней съезжались мы все — брат, наши дети, все родственники… Ее не стало, и не стало пельменей. Не стало брата. И общества…

Сопереживание

Вокруг Соломина в театре — абсолютно домашняя обстановка. То ли потому, что для его семьи театр давно стал вторым домом (он даже альбомы с семейными фотографиями держит в рабочем кабинете), то ли потому, что он очень тонко чувствует — что именно нужно окружающим его людям, чтобы полностью отдавать себя творчеству. Именно поэтому в театре пожилые актеры востребованы.

Именно поэтому — гастроли идут круглый год. Именно поэтому в театральном буфете очень демократичные цены, не слишком обременительные для небольшой актерской зарплаты. Именно поэтому в Малом не стараются «оптимизировать», как это нынче модно, такие важные службы, как, к примеру, столярку, прачечную или медчасть. В театре есть свой стоматолог, лор, терапевт и другие медики.

[:rsame:]

Соломины вообще не могут пройти мимо, если кому-то нужна помощь. И это правило касается не только людей. В доме у них всегда много животных, как правило, спасенных от чужой жестокости.

— И жена тоже любит животных. Еще когда учились в институте, она в общежитии жила, подбирала больных кошек, котят, — рассказывает Юрий Мефодьевич. — Лечила их и пристраивала в хорошие руки. Да и сейчас все пять кошек, которые у нас живут, — все принесенные.

Последний кот — внучки Саши. Ей его подарили на день рождения. Она его года два растила, потом нам отдала — она училась в консерватории, была очень занята. Этот кот породистый очень, пушистый…

Я его как-то взвесил — 7,5 кг, представляете, какой огромный!

/ личный архив артиста

— А где все эти звери живут?

— Где мы, там и они. Но поскольку кошек все время больше и больше, то часть мы держим на даче. Я туда постоянно езжу, часто остаюсь ночевать. На даче сейчас и три наших собаки. Одна подобранная, а две — дети моего Маклая. На 60-летие мне подарили щенка немецкой овчарки. Такой удивительный был пес! Он даже в кино со мной снимался, играл роль со смертью…

Маклай долго у нас жил, потом его украли и бросили. Мы его нашли через неделю, в 20 км от Москвы, но, к сожалению, было уже поздно. А сразу после Маклая умерла наша терьер Ляля — у нее случился сердечный приступ. Я все это очень тяжело переживал и не хотел после Маклая брать еще собак. Правда, у нас остались от него два щенка, как я говорю, соломинской породы.

А тут внучка поехала в магазин и привезла еще щеночка — в память о Маклае. Ольга ее спрашивает: «Ты где его взяла?» Саша рассказывает, что увидела корзинку со щенками — кто-то их выбросил… Жена уточняет: «Много?» «Да штук пять», — отвечает внучка.

«Так почему же ты одного только взяла?» Саша — на велосипед и уже собралась лететь за остальными, тут я вмешался: «Стоп!» Так у нас и остались три собаки. А так постоянно кого-то подкармливаем — и собак, и кошек.

Скромность

Дочка Соломина Даша пошла в первый класс вскоре после того, как ее отец стал всенародно известным: только-только на экраны вышел «Адъютант его превосходительства». Можно было отдать девочку в самую престижную школу, но Соломины решили: только обычная, пусть будет, как все.

Это — жесткое правило семьи: не помогать детям своим авторитетом. Они всего должны добиться сами. Даша в итоге выбрала музыкальную стезю, закончила консерваторию. Сейчас преподает в Лондоне. Но строгий отец считает, что профессионального успеха у дочери нет:

— Поэтому радоваться нечему, — кратко завершает Соломин эту тему. Видимо, для него, растворенного в профессии, мерилом успеха может быть только вершина мастерства. По стопам матери пошла и внучка. Она — тоже музыкант. И тоже всего добивается сама, тут принципиальный дед не помощник своей горячо любимой внучке.

— Саша только становится на ноги, — выносит свой вердикт Соломин. — Поэтому пока рано говорить о ней. Хотя она уже лауреат нескольких международных конкурсов. Но я человек суеверный, боюсь предсказывать.

/ РИА “Новости”

Принципиальность

А предсказывать Соломину нередко удается. В этом он видит еще одно мистическое свойство актерской профессии.

— В 1990-м году родилась внучка Саша, — рассказывает актер. — И мне очень нравилось гулять с коляской. Однажды я гулял с внучкой на даче, вижу — подъехала черная «Волга», правительственная. И — подумал: «Они что, хотят меня министром сделать?» Честное слово, у меня бывают иногда такие предвидения.

Когда я вошел в дом, за столом сидели жена, дочка и еще два товарища от премьер-министра Ивана Степановича Силаева. Я им прямо сказал: «Не могу с вами сейчас никуда ехать: с внучкой гуляю». Они уехали, а мы начали обсуждать, что же делать? Не все мои домашние были «за».

А вот жена сразу сказала, как в том анекдоте: «Надо, Федя, надо!» Потому что она, как и я, всю жизнь в профессии — училась в Щепкинском, работала в театре, давно преподает, выпустила массу актеров — известных и не очень… Она понимала: это шанс спасти культуру в то смутное время. И «Федя» сказал — хорошо, завтра поеду.

Из театра я, правда, не ушел, был до шести вечера министром, а после — артистом. Силаев не только отнесся к этому с пониманием, но даже сказал: «А кто говорит, что нужно бросать театр? Наоборот. Нам нужны подвижники».

[:same:]

На посту министра Соломин много сделал. А ушел по-английски тихо. Через год и 8 месяцев. Тогда в Белом доме возникла идея объединить культуру и туризм. Соломин был категорически против, спорил с Геннадием Бурбулисом. Не помогло.

— Тогда все правительство жило на дачах в поселке Архангельское, что по Калужскому шоссе, — рассказывает бывший министр. — И вот как-то мы едем с женой оттуда на работу, уже к Москве подъезжаем… Вдруг я слышу по радио, что в Минкульт «влили» туризм. Мы тут же развернулись.

Дочь с внучкой уехали в Москву на моей служебной машине. А мы с женой погрузили собак, кошек и оставшийся скарб в мою машину. На следующий день я написал заявление об отставке и отправил президенту Ельцину. Но никто даже не позвонил — хотя бы сказать, что отставка принята…

/ Из семейного архива Юрия Соломина

Смелость

В августе 1991-го, когда произошел путч ГКЧП, Соломин еще был главой Минкульта России.

— Из Архангельского я обычно выезжал на работу позже остальных, — рассказывает Юрий Мефодьевич. — У меня по вечерам были спектакли, и я возвращался домой очень поздно… Утро было дождливое, метрах в ста от нашей была дача Ельцина.

Смотрю — что-то очень много машин у его дачи… Но ничего не заподозрил, еду дальше. А когда подъезжал уже к МКАДу, вижу — танк, чуть подальше — еще один… А у меня же там внучка, мало ли что…

Как быть? По соседству со мной жил один военачальник, у него тоже недавно внук родился. Я приехал в Белый дом (первую ночь путча я провел там: Силаев сказал, что никого не просит остаться, но все остались), отыскал своего соседа.

Рассказываю ему: «Вокруг поселка везде танки стоят. Что делать? Давай я съезжу туда». Он говорит: «Тебе нельзя, тебя в лицо знают. Я пошлю своего человека».

А меня потом попросили съездить в Минкульт — по слухам, у нас и в Минсельхозе междугородняя связь продолжала работать. Защитники Белого дома открыли мне баррикаду. Я проехал, ее тут же собрали обратно. В этот момент я впервые увидел близко от себя человека в маске и с автоматом. Не слишком приятное ощущение.

В Минкульте и в самом деле телефон работал. И я начал выполнять поручение правительства — звонил в военные части, в область, в близлежащие города, с летчиками связывался… Потом поехал в Союз театральных деятелей.

Там люди тоже спрашивали, чем помочь. Многие приносили защитникам Красной Пресни еду из дома. А что еще? Никогда не забуду, как встал Игорь Кваша и сказал: «Ребята, там нужны наши лица». И многие пошли туда, к баррикадам.

Оставить кусочек души

— Я застал на сцене легендарных артистов — Яблочкину, Турчанинову, Рыжову, Пашенную, — перечисляет Соломин. — Они всегда говорили: «Театр — это дом, это душа твоя».

[:rsame:]

Для него действительно нет разницы между собственным домом и театром, для Соломина жизнь не делится на работу и дом.

— В 2003-м году в августе я играл премьеру водевиля, который сам ставил, — вспоминает Соломин один из самых трудных моментов жизни. — И мне стало плохо. Через два дня меня увезли в Италию — делать операцию на сердце. Я тогда параллельно снимался в «Московской саге», вот эта группа мне и помогла найти клинику. Когда меня везли на операцию, было похоже на театр.

Это клиника в Бергамо. Хирург Альберто Рипосини итальянец, а его правая рука Игорь Котельников и анестезиолог Борис — русские, уехали туда работать по контракту (мы до сих пор дружим). В столовой тоже работали русские. И вот меня везут на каталке, а вся клиника сбежалась на меня поглядеть — многие смотрели фильмы с моим участием…

А я под действием лекарств, мне хорошо, всем рукой машу, улыбаюсь…

— Знаете, — перебивает сам себя Юрий Мефодьевич, — Вера Николаевна Пашенная часто нам, студентам, говорила: «Оставьте на сцене кусочек своего сердца». Я лишь несколько лет назад понял, о чем она говорила: некоторые люди приходят в театр всего один раз в жизни, и надо так сыграть, чтобы человек это запомнил на всю жизнь.

/ Из семейного архива Юрия Соломина

Мы как-то были на гастролях в Сургуте, играли «Горе от ума». И вдруг подходит замдиректора и рассказывает — один из наших новых водителей (в театре свои трейлеры, которые перевозят декорации) попросил разрешения спектакль посмотреть. Сказал, что никогда в жизни в театре не был. Конечно, его посадили в зал.

Так он перед спектаклем новую рубашку купил, представляете? А после попросил разрешения поговорить со мной. Верите, у него в глазах были слезы! Этот пожилой небольшого роста человек схватил меня за руки, тряс их, не знал, как выразить свои чувства… И ведь приедет домой, расскажет жене, и она тоже захочет сходить в театр.

И они придут снова… Вот это — кусочек сердца.

Так вот что имела в виду Вера Николаевна, когда говорила, что наша профессия требует каждый раз оставлять на сцене кусочек сердца. Оно у меня все резано-перерезано. И я еще живу и стараюсь в каждом выходе на сцену оставлять его кусочек зрителям.

  • Людмила Зайцева: Даже тяжело болея, мой муж пытался не быть обузой

Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20141113-yuriy-solomin-stat-ministrom-menya-ugovorila-zhena

Ссылка на основную публикацию