Алексей локтев – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Алексей Локтев (Aleksey Loktev): фильмография, фото, биография. Актер

Алексей Васильевич Локтев появился на свет 30 декабря 1939 года в городе Орск, Оренбургской области, но вскоре, еще во время войны, семье пришлось переехать.

Унаследовав актерский талант от матери, Локтев с ранних лет участвовал во всевозможных спектаклях и постановках.

Получив среднее образование, он пытался поступить в Российский университет театрального искусства, но не прошел конкурс, после чего год проработал токарем на заводе, вместе со своим отцом.

Поступив со второго раза, Алексей закончил ГИТИС в 1962 году, и с тех пор был участником трупп таких театров, как Московского театра имени А.С.Пушкина, Малого театра, Академического театра драмы, театра «Глас».

Будучи студентом, в 1960 году, Локтев получил свой дебют на большом экране в драме о взрослении молодого человека во времена советского союза «Прощайте, голуби!».

Также в шестидесятые годы он поработал в приключенческой истории о послереволюционной Кубе «Черная чайка», мелодраме о престарелом механике «Последний хлеб», комедии из жизни столичной молодежи «Я шагаю по Москве», военной драме о молодых поэтах во время войны «Первый снег», драме из жизни советской семьи «Наш дом», военной истории «Туннель», биографии Максима Горького «По Руси».

Следующее десятилетие принесло Алексею работу в военной драме «Семья Коцюбинских», комедии об отпуске «Печки-лавочки», драме о жизни докеров «Льды уходят в океан», истории о комсомольцах двадцатых годов «Мое поколение», военной драме о Гражданской войне «Победитель», драме о судьбе летчика-испытателя «Меня ждут на Земле».

В восьмидесятых годах Локтев поучаствовал в съемках драмы о заводской жизни «При открытых дверях», боевике о послевоенной жизни «Наградить (посмертно)» и историческом сериале о предреволюционных годах «Жизнь Клима Самгина». В 1991 году актер сыграл свою последнюю роль на экране в исторической драме «Кремлевские тайны XVI века».

В девяностые годы Локтев посвятил себя режиссуре, создал свой собственный театр, одной из его работ стал спектакль о трагически погибшем певце Игоре Талькове.

Почти двадцать лет Алексей имел действительно большие проблемы с алкоголем, которые мешали ему жить и работать, справиться с этим ему помогла вера. Долгое время он помогал священнослужителю при алтаре в одном из подмосковных храмов, а также мечтал собрать средства на постройку новой церкви.

Актер дважды был женат: первый, еще студенческий брак, быстро распался, вторая жена, актриса Светлана Лощинина, родившая ему двух дочерей, скоропостижно скончалась от рака. У Локтева пятеро внуков, его старшая дочь Александра замужем за известным рок-музыкантом Константином Кинчевым.

17 сентября 2006 года Алексей трагически погиб в автокатастрофе в Амурской области, куда приехал для участия в кинофестивале.

Источник: https://www.ivi.ru/person/aleksey-loktev-18722

Алексей Локтев

Алексей Локтев родился 30 декабря 1939 года в Орске (ныне Оренбургской области). В 1943 году его отца перевели на работу в Москву. Здесь Алексей пошёл в школу, здесь же начал заниматься в театральной студии при ЗИСе (ныне ЗИЛе), на котором некоторое время после окончания школы работал токарем.

В 17-летнем возрасте он впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в молодежном фильме Л. Д. Лукова «Разные судьбы». Успешно сдав экзамены был принят в ГИТИС .

Окончив в 1962 году институт, стал актёром МАДТ имени А. С. Пушкина. Одновременно он продолжал сниматься в кино: в 1963 году на экраны страны вышел фильм Г. Н. Данелия «Я шагаю по Москве», ставший символом того времени.

Впоследствии Алексей Локтев все реже снимался в кино, появляясь на экране, как правило, в эпизодических ролях.

В 1972 году Локтев покинул Московский театр им. А. С. Пушкина и перешёл в Малый театр. В 1980 году переехал в Ленинград и стал актёром драматического театра имени Пушкина. Вновь в Москву Локтев вернулся в 1989 году, поступив в труппу театра «Глас».

В 90-е годы Алексей Локтев впервые обратился к режиссуре. В 1993 году он поставил спектакль «Я вернусь!» — о популярном певце Игоре Талькове. Затем последовали спектакли «Верую!» по В. М. Шукшину и «Федор и Аня» о жизни Ф. М. Достоевского. А. В.

Локтев организовал свой собственный театр — Театр Алексея Локтева, где одновременно являлся и руководителем, и режиссером, и актёром.

Большой успех у зрителей имел его музыкально-поэтический спектакль «Видения на холме» (о поэте Николае Рубцове), поставленный на сцене Пушкинского театра. Одна из последних работ А. В.

Локтева — спектакль «Последняя любовь Достоевского», в основу которого легли дневники Федора Достоевского, а также отрывки из нескольких романов писателя. Спектакль (в котором А. В. Локтев играл главную роль) несколько лет с успехом шёл на малой сцене МАДТ имени В. В. Маяковского.

Кончина

В сентябре 2006 года Алексей Локтев прибыл на Дальний Восток для участия в кинофестивале «Амурская осень». 17 сентября после встречи со зрителями группа артистов, участвовавших в кинофестивале, выехала из села Раздольное в Благовещенск. Председатель жюри фестиваля Сергей Новожилов решил ехать не в составе организованной колонны с сопровождением экипажа ГИБДД, а отдельно.

Вместе с ним, кроме водителя, в «Тойоте Краун» отправились ещё три человека — в том числе Алексей Локтев. На одном из перекрёстков 22-летний водитель не уступил дорогу микроавтобусу, двигавшемуся по главной трассе. После столкновения легковушка врезалась ещё в одну машину и перевернулась. Алексей Локтев получил открытую черепно-мозговую травму и скончался по дороге в больницу.

Похоронен на муниципальном кладбище «Волково» в Мытищах Московской области.

Творчество

Роли в театре

  • 1975 — «Русские люди» К. М. Симонова. Режиссёр: Б. И. Равенских — Панин

Фильмография

  1. 1956 — Разные судьбы
  2. 1960 — Прощайте, голуби!
  3. 1962 — Чёрная чайка — Рамон (кубинский революционер, солдат береговой охраны)
  4. 1963 — Я шагаю по Москве
  5. 1964 — Первый снег
  6. 1965 — Наш дом
  7. 1966 — Туннель
  8. 1968 — По Руси
  9. 1970 — Семья Коцюбинских
  10. 1972 — Льды уходят в океан, телеспектакль
  11. 1972 — Печки-лавочки
  12. 1974 — Моё поколение
  13. 1975 — Победитель
  14. 1976 — Меня ждут на земле
  15. 1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — руководитель вокально-инструментального ансамбля
  16. 1986 — Наградить (посмертно)
  17. 1986 — При открытых дверях
  18. 1987 — Жизнь Клима Самгина
  19. 1991 — Кремлёвские тайны шестнадцатого века

Награды и премии

  • заслуженный артист РСФСР (1972)
  • Государственная премяи СССР (1972) — за исполнение роли Павла Корчагина в спектакле «Драматическая песня»

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksey-loktev

Kwoman.ru: Как жил и когда умер Алексей Локтев – герой фильма “Я шагаю по Москве” | Интересные статьи за 09.10.2018 (Октябрь 2018 год)

Алексей Локтев, биография, личная жизнь которого будет описана в сегодняшней статье, кумир многих советских граждан. Популярный фильм “Я шагаю по Москве”, ставший символом советского времени, – одна из его самых успешных работ. Как простой парень добился успеха в кинематографе и что ему пришлось пережить на пути к нему?

Алексей Локтев: биография

Алексей Васильевич родился в Орске 30 декабря 1939 года. Когда мальчику было четыре года, его семье пришлось покинуть родной город и отправиться в Москву. Дело в том, что главе семейства предложили там работу. Так наш герой стал москвичом.

Трудился отец будущего актера на заводе, а мама была актрисой театра. Именно от матери Алексей Локтев перенял любовь к актерскому мастерству. Он с самого раннего возраста мечтал стать артистом театра, а в дальнейшем и кино.

От школы до института

В Москве Алексей Локтев пошел учиться в школу и в театральную студию при ЗИСе (сегодня ЗИЛ). Мальчик играл разнообразные роли в разных амплуа и жанрах.

В 17 лет парень впервые был задействован в съемках молодежного фильма “Разные судьбы”. Роль была эпизодической, но все же укоренила мальчика в мысли стать профессиональным актером.

Казалось, опыт работы на подмостках и наследственность актера у него есть, но во ВГИК его все же не приняли.

Мама расстроилась за ребенка, а папа же, напротив. Он никогда не поддерживал сына и жену в выборе будущей профессии. Таким образом, Локтев Алексей, актер внутри, стал снаружи токарем на заводе, где трудился его отец.

Год спустя парень вновь идет сдавать экзамены на поступление в институт, только на этот раз его выбор остановился на ГИТИСе. Алексей Васильевич успешно прошел отборочный тур, и, наконец, стал студентом по профессии мечты.

Проснуться знаменитым

В 1962 году Алексей получил заветный диплом и стал актером в театре Пушкина. Работу в театре он чередовал со съемками в фильмах, так он был революционером с Кубани в фильме “Черная чайка” и Геной в “Прощайте, голуби”.

В 1963 году на экраны советских граждан вышел фильм “Я шагаю по Москве”, где Алексей сыграл командировочного паренька из Сибири Володю, привезшего с собой личную рукописную повесть. Вместе с Алексеем в этой картине приняли участие Михалков Никита и Стеблов Евгений – все еще неизвестные молодые актеры.

Именно этот фильм сыграл важную роль в карьере актеров, которых мы сейчас можем увидеть во множестве киношедевров. После этой “московской истории” парни проснулись знаменитыми.

Последующие работы

Дальше Локтев Алексей – актер, полюбившийся зрителям, снимается в главных ролях в картинах “Первый снег”, “Наш дом”, “Тоннель”, “По Руси”. Все фильмы получились успешными, но ни один не стал настолько популярным, как “Я шагаю по Москве”.

Последующие роли актера – второстепенные, и даже эпизодические. Так его мы можем узнать в молодом ученом фильма “Печки – лавочки”.

Алексей Васильевич, десять лет проработавший на сцене театра Пушкина, решает его покинуть и перейти в Малый театр. Здесь он служит искусству восемь лет, после чего переезжает в Санкт-Петербург.

Восьмидесятые

В культурной столице России его сразу берут на работу в драму имени Пушкина. Зарплаты актеров, да и практически всех других людей, стали очень маленькими за счет начавшейся перестройки. Не многие смогли с достоинством пережить это тяжелое время, вот так и Алексей Локтев стал все чаще “прикладываться к бутылке”.

Карьера актера для него на этом могла бы и закончиться. Он ушел из театра и вместе с женой и маленьким сыном переехал в Тверскую область. В биографии актера не указано, чем он занимался последующие пару лет. Актеру в последние годы многие режиссеры предлагали сниматься в хороших фильмах, но у него не было желания.

Читайте также:  Роберт карлайл - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Возвращение в Москву

В 1989 году, когда Алексей понимает, что продолжаться так больше не может, он бросает пить и приезжает в Москву.

Изначально мужчина начал вновь работать актером в театре “Глас” под руководством Астаханова, но в скором времени начинает задумываться о работе режиссера.

Спустя четыре года после возвращения в столицу Алексей Локтев начинает ставить собственные спектакли. Так появилась история про Талькова “Я вернусь”, “Верую” по Шукшину, “Федор и Аня” – о жизни и судьбе Достоевского.

Алексей стал создателем театра ТАЛ (Театр Алексея Локтева), на подмостках которого он не только создавал спектакли, но и сам принимал в них участие. Самыми запоминающимися работами стали “Видения на холме” и “Последняя любовь Достоевского”.

Актер Алексей Локтев: личная жизнь

О личной жизни актера известно немного. Официально женат он был один раз. Его супруга, Светлана Лощинина-Локтева, тоже актриса театра, умерла в 44-летнем возрасте в 1988 году.

Со второй женой, но уже гражданской, – Усенко Еленой, Алексей жил в дальнейшем, но так и не успел с ней обвенчаться. Буквально за несколько дней до трагической гибели Алексея они приняли решение заключить брак на небесах.

У Локтева есть четверо детей и пятеро внуков. Александра, одна из дочек актера, стала женой Кинчева Константина – лидера рок-группы “Алиса”.

Последние годы Локтева

Многие знаменитые люди стали жертвами автокатастроф или авиакатастроф. Они больше обычных людей подвержены такой опасности, ведь по работе им постоянно приходится переезжать с места на место.

В 2006 году Алексей Васильевич был участником документального фильма “Как уходили кумиры”, который стал для него последним.

“Амурская осень” – кинофестиваль, проходящий на Дальнем Востоке, стал трагическим в 2006 году. Алексей Локтев, который со многими другими актерами и режиссерами переезжали из села в село с концертами, 17 сентября решил поехать не со всей группой, а в “Тойоте Краун” с членом жюри фестиваля Новожиловым и еще несколькими помощниками.

Маршрут был направлен в Благовещенск, но небольшая группа туда не доехала. Они мчались на высокой скорости, и водитель не смог справиться с автомобилем, врезавшись в проезжающий мимо микроавтобус.

В этой аварии и погиб всеми любимый актер. Он получил черепно-мозговую травму и скончался на пути в больницу.

Похоронили Алексея Васильевича на Волковском кладбище, находящемся в Санкт-Петербурге.

Его последние слова до аварии были о том, что жизнь сложилась замечательно, и ни о чем не жалеет Алексей Локтев. Он умер действительно счастливым человеком!

Источник

Источник: http://kwoman.ru/kak-jil-i-kogda-ymer-aleksei-loktev-geroi-filma-ia-shagau-po-moskve.html

Алексей Локтев – звезда советского кинематографа 60-х годов

Искусство и развлечения 11 марта 2016

Алексей Локтев был невероятно популярным и востребованным в 60-е годы прошлого века.

Самого актера, как и его партнершу по картине «Прощайте, голуби!», относят к людям с несостоявшейся творческой судьбой.

Однако два таких культовых фильма как «Прощайте, голуби!» и «Я шагаю по Москве», в которых Алексей Васильевич снялся в главных ролях, навсегда внесли его имя в список звезд советского кинематографа.

Ушедшие кумиры

Сам Алексей Локтев очень не любил слова, пришедшие в наш лексикон после крушения советской идеологии. «Звезда», «культовый» — это все не о нем. «Кумир» — да, кумиром он был. И последний (2006) фильм, в котором он играл самого себя, так и называется — «Как уходили кумиры».

Люди старшего поколения помнят созданные им образы в таких картинах, как «Жизнь Клима Самгина» или «Наградить (посмертно)».

Да и в других ролях он был всегда хорош, и образы, созданные им, вызывают ностальгию по тем славным временам, к которым относятся песни «Вот и стали мы на год взрослей…» и «А я иду, шагаю по Москве…».

Жертва автокатастрофы

Алексей Локтев пополнил бесконечный список актеров, погибших в автокатастрофах. И эта смерть не по собственной вине кажется еще трагичнее от того, что артист, казалось бы, навсегда сломавший карьеру и жизнь алкоголизмом, сумел вернуться к нормальной человеческой и творческой жизни и даже создать собственный театр.

Видео по теме

Наследственность

Творческая биография Алексея Локтева началась с эпизода в популярном фильме «Разные судьбы» Л. Лукова, вышедшего на экран в 1956 году. Юноше было 17 лет, и он уже попытался поступать во ВГИК, но не прошел по конкурсу с мотивировкой «нефотогеничен».

О карьере актера как о единственно возможной мальчик мечтал с детства. Тягу к театру он унаследовал от матери, которая и сама была талантливой актрисой любительского театра.

О ее одаренности говорит тот факт, что ее работу отметили руководители МХАТа, гастролировавшего на Урале, и пригласили в Москву. Но родители не отпустили.

Начало творческого пути

Алексей Локтев родился в 1939 году в Орске, но уже в 1943-м он становится москвичом, так как отца переводят в столицу. Мальчик пошел и в школу и студию актера при ЗИЛе.

Там за годы обучения Алексей переиграл множество ролей от Буратино до Меркуцио и, естественно, мечтал и дальше выходить на подмостки. Поэтому и стал поступать сразу после школы во ВГИК.После провала горевали только мама с сыном, отец был рад и забрал юношу к себе на завод им. Лихачева.

Однако год спустя А. Локтев успешно сдает вступительные экзамены, и его зачисляют студентом в театральный институт им. Луначарского.

Первый успех

И сразу же на первом курсе Алексей Локтев — актер. Его пригласили на главную роль Генки в фильм «Прощайте, голуби!».

Приглашали настойчиво, так как он свято уверовал в свою нефотогеничность и прятался от ассистентов режиссера Якова Сегеля.

Картина выходит на экраны в 1961 году, и на молодого человека (в фильме представился девушке «Геннадий, пишется с двумя «н») обрушивается невероятная популярность.

Самая звездная роль и дальнейшая карьера

В 1962 году после окончания ГИТИСа он поступает на работу в театр им. Пушкина. Алексей Локтев (актер), биография которого в большом кинематографе началась более чем успешно, работая в театре, продолжает сниматься в фильмах. Вторая картина приносит ему всесоюзную славу.И роль сибиряка Володи Ермакова, оказавшегося проездом в Москве, стала его самой звездной.

Затем одна за другой пошли работы в картинах «Первый снег», «Наш дом», «Тоннель», «По Руси». Все картины были разноплановыми, популярный актер прекрасно справлялся с ролями. Он был любим и узнаваем. После 10-летней службы в театре им. Пушкина Алексей Локтев в 1972 году переходит в Малый театр, в котором работает вплоть до 1980 года.

Затем переезжает в Ленинград и становится актером театра драмы им. Пушкина.

Тяжелые годы

На дворе 80-е. Очень многие актеры не перенесли тяжелого перестроечного времени. Евгений Матвеев, который вплоть до 1986 года занимал пост секретаря Союза кинематографистов, не мог без слез говорить о том, что зарплата театрального актера равна стоимости палки колбасы, и сделать с этим мало что возможно.

Актер Алексей Локтев, личная жизнь которого тоже не была безоблачной, в Ленинграде начал сильно пить. В городе на Неве он жил с младшим сыном и гражданской женой Еленой Алексеевной Усенко, из-за тяжелой болезни которой позднее вдвоем они переезжают в деревню Калинино (Тверская область). Официальная жена, актриса театра на Литейном С. М.

Лощинина-Локтева, умирает в 1988 году.

Талант режиссера

Но у Алексея Васильевича хватило сил и мужества начать новую жизнь. В 1989 году он возвращается в Москву. Его принимают в театр «Глас», которым руководил Никита Астахов. А. В. Локтев в 90-х пробует себя в режиссуре.

Им были поставлены спектакли, не оставшиеся незамеченными публикой и критикой: «Я вернусь!» (об Игоре Талькове), «Верую!» (пр произведениям Шукшина), «Федор и Аня» (о последней любви Ф. Достоевского). «Последняя любовь Достоевского », в котором А. Локтев был режиссером и играл главную роль, на сцене театра им. Маяковского шел с большим успехом в течение нескольких лет.

Актер и режиссер создает свой театр ( ТАЛ), и музыкально-поэтический спектакль «Видения на холме», посвященный Николаю Рубцову, у зрителей имел большой успех.

Смерть актера

В сентябре 2006 года Алексей Васильевич Локтев приезжает на кинофестиваль «Амурская осень». Актеры и режиссеры посещали окрестные села с концертами. Автомобиль, в котором находился А.

Локтев, председатель жюри фестиваля Новожилов, его помощники и шофер, на огромной скорости врезался в микроавтобус, ехавший по главной дороге. Алексей Васильевич скончался по дороге в больницу.

Буквально перед смертью Заслуженный актер РСФСР, лауреат Государственной премии (роль Павла Корчагина в спектакле «Драматическая песня») А. Локтев дал интервью, в котором говорил, что живет мощно, интересно и находится в общем-то в ладу с собой. Похоронили актера на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

У Алексея Локтева осталось четверо детей и пятеро внуков. В каждой статье о нем отмечается, что мужем старшей дочери является солист группы «Алиса» Константин Кинчев. Песня этой группы под названием «Что потом» посвящена Локтеву.

Источник: fb.ruМода
Платья 60-х годов: фото моделей

В моде 60-х годов отдавалось предпочтение унисексу, при этом стиль направлен был на чувственность и женственность. Платья 60-х годов, фото которых представлены в этой статье, четко демонстрируют строгость и элегантнос…

Образование
Валерий Хлевинский – звезда советского кинематографа

Хлевинский Валерий Михайлович появился на свет в Нижнем Новгороде 14 ноября 1943 года. На сегодняшний день он вполне заслуженно обладает титулом народного артиста России. В его копилке не один десяток спектаклей, худо…

Образование
Что означала политика оттепели в духовной сфере? Возрождение культуры в 50-60-х годах

Читайте также:  Светлана ходченкова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Пятого марта 1953 года произошло событие, радикально поменявшее курс внешней и внутренней политики СССР. Умер И. Сталин. К этому времени репрессивные методы управления страной уже исчерпали себя, поэтому ставленники с…

Красота
Прическа хала, или улей: описание. Прически 60-х годов

Несравненные 60-е годы прошлого столетия внесли огромное количество различных модных направлений в историю моды. Это время женственных коротеньких платьев, ярких цветов в одежде, широких стрелок и высоких причесок. Од…

Искусство и развлечения
Русские фильмы 80-х годов: список лучших картин советского кинематографа

В советское время все что ни делалось, обладало наивысшим качеством. Не зря те, кто застал эту эпоху, не устают повторять, что нынешние вещи, продукты и тому подобное никогда не смогут сравниться со своими предшествен…

Искусство и развлечения
Ханна Шигулла – немецкая киноактриса, непререкаемый секс-символ 60-70-х годов прошлого столетия

Ханна Шигулла, немецкая драматическая киноактриса, родилась 25 декабря 1943 года в городке Кёнигсхютте, Верхняя Силезия. Отец занимался лесозаготовками, мать вела домашнее хозяйство. Сниматься в кино Ханна Шигулла нач…

Искусство и развлечения
Наталья Ладога: жизнь и смерть звезды 90-х годов

Наталья Ладога – привлекательная женщина с нежным голосом и сложной судьбой. В 90-х годах она была популярной певицей. Куда же пропала Наталья? Где жила все это время? Состояла ли в законном браке? Ответы на эти и дру…

Образование
60-е, 70-е и начало 80-х годов. Почему этот период называют “золотым веком” номенклатуры и что это такое

Советский социализм за время своего существования в качестве главенствующей идеологии пережил несколько этапов своего развития. Подобно живому организму, он миновал бурное и болезненное детство, драматический период п…

Автомобили
«Киа Рио» (универсал): всё самое интересное о южнокорейском автомобиле 2000-х годов

Самым популярным южнокорейским бюджетным автомобилем в России является «Киа Рио». Универсал по популярности стоит на третьем месте после модификаций в кузове седан и хэтчбек. Он не пользовался таким спросо…

Автомобили
Volvo P1800: всё самое интересное о шведском спорткаре 60-х

Шведская автомобилестроительная компания Volvo производит надёжные, привлекательные и безопасные машины с 1927 года. За 90 лет было выпущено немало интересных моделей. И одной из таковых по праву можно считать автомоб…

Источник: http://monateka.com/article/123501/

Советские актёры. Алексей Локтев

Главный режиссер театра расхаживал по кабинету и шумел. Директор картины был корректен, но тверд. Спорили. Локтев репетирует роль Глуховцева! Мы выпускаем «Дни нашей жизни» в декабре! В декабре он будет ваш.

А что я буду с ним делать в декабре?! Он нужен сейчас, на репетициях. Спор разрешается приездом режиссера фильма «Туннель» Ф. Мунтяну. Обаятельный и упрямый, он на ломаном русском языке (это всегда обезоруживает) разъясняет значение совместного советско-румынского фильма…

То, что вы не отдаете Локтева, еще больше убеждает меня, что я пра-вильно выбрал актера на центральная роль, — изящно завершает он инцидент. Тот, о ком спорили, дожидается в приемной. Он предпочитает не вме-шиваться. Роль Глуховцева давно желанна для молодого актера.

Стать русским разведчиком лейтенантом Денисовым тоже увлекательно. Пусть выбирает судьба!

Судьба благосклонна к актеру. Локтеву — тридцать. «Прощайте, голу-би!», «Я шагаю по Москве», «Наш дом», «Туннель», «По Руси» — далеко не полный перечень фильмов с его участием. Его работы сразу были за-мечены. Благожелательные статьи, признание зрителей и…

острые кон-фликты с руководством театра. Киноартист должен сниматься, театраль-ный актер должен играть на сцене. Отсюда — и мучения. Отсюда — го-товность испытывать эти мучения вновь и вновь. Потому что Локтев не может уйти из кино.

Потому что для него немыслимо покинуть театр.

Мало кто знает о том, что, окончательно превратившись в Алексея Ва-сильевича, Локтев раз в месяц, а то и чаще, остается Лешей. Тем самым Лешей, который четырнадцатилетним школьником пришел в самодеятель-ный коллектив Дворца культуры автозавода.

Это происходит в вечера, когда артист Театра имени Пушкина играет свои старые роли в спектаклях Народного театра ЗИЛ. В последнее время мы часто и на разные лады повторяем слова Сент- Экзюпери: «Человек начинается с детства».

Утверждение это, справедливое в применении к каждому, становится особенно убедительным, если отнести его к художнику. С чего начинается актер? Со школьного драмкружка, с детской театраль-ной студии…

А может быть, еще раньше? С первых шумных игр во дворе, с первых протоптанных на рассвете тропок, с первых бесцельных, кажется, блужданий по городу? До пяти лет Леша Локтев жил на Урале, в Орске. Потом длинный фыр-кающий поезд примчал его в Москву. Рядом с новым домом находилось полотно железной дороги.

И по этим рельсам, проложенным из детства, каждый день точно по расписанию прибывали в Москву мальчишки.  

То ли из-за переезда с Урала, то ли из-за гудящих под окнами поездов Леша полюбил путешествия. И в Доме пионеров склеивал из фанерных планок быстроходные суда. Однажды, поглощенный этим серьезным делом, услышал вдруг в соседнем помещении разноголосый шум ярмарки.

Рядом детский драмкружок репетировал спектакль «Белеет парус одино-кий». Совсем рядом, за стеной, оказалась Одесса, и самые настоящие жи-вые и шумные люди бродили по ярмарке. Мальчика поразило, что путешествовать можно не по железной дороге и не на склеенных из планок пароходах, а вот так просто, как те, за стенкой.

Потом он сидел за кулисами театральной студии ЗИЛа и дергал за веревку занавеса. Это была его первая работа в театре. А дальше наступил день, когда мечта осуществилась: он, Петя Бачей, расхаживал по ярмарке в Одессе в том самом «Белеет парус одинокий», который решил когда-то его судьбу…

А мальчишки, его сверстники, что прикатили на фыркающих поездах, уже давно вместе с ним шагали по Москве, учились, строили, обдумывали житье. Они стучались в литературу, в театр, в кино. У них были свои неотложные дела и неотвязные думы. Это с их детством простился Локтев в первом своем фильме.

Вот он, первый из локтевских героев, вразвалочку (так взрослее), с усмешечкой (так надо!) бродит по улицам, вписанным в четырехугольник экрана. Брови его сдвинуты. Он присматривается, оценивает, решает «делать жизнь с кого». Упрямый, решительный, непоколебимо честный… Суровый не по летам. Резкий. Угловатый. Он иногда не то что необаятелен, а даже неприятен. Этой угловатостью своей и злостью.

Но как неожиданно раскрывается «сердитый» локтевский герой в любви, в первом юношеском стремлении к счастью. Секрет героя фильма — затаенная нежность. Он плохо защищен и потому надевает на себя броню.

Но стоит лучу солнца пройтись по оконным за-навескам, стоит зашелестеть листве на деревьях, стремительный, счастли-вый человек широко распахивает двери, вылетает на улицу и несется на-встречу незнакомым людям, солнцу, ветру, счастью. Вот оно с каждым ше-потом все ближе, ближе… Средний план сменяется крупным.

Строгие морщинки исчезли бесследно, во всю ширь экрана — удивленные, чуть прищуренные от солнца глаза. Строгость сменилась, наконец, нежностью. Шаги стали тверже, уверенней, шире. Рядом с ним — самая лучшая в мире девушка. Они идут по не-скончаемому бульвару. Первая любовь, первая тропочка во взрослую жизнь.

Последние голуби взлетают в простор — тот, что над головами мальчика и девочки, тот, что над пространством кинополета, тот, что вокруг, в «всамделишной жизни». И вместе со своим кинематографическим первенцем Локтев вошел в жизнь, чтобы остаться верным главной теме творчества — своим сверстникам. Тему не надо было искать. Она пришла сама.

Локтев оказался приго-воренным к этой теме своей биографией, биографией поколения, движе-нием окружающей жизни. В каждой роли Алексея Локтева сквозь прозаические бытовые подроб-ности проглядывает поэзия. Откуда она? Еще секрет. Уже не Генки — героя фильма «Прощайте, голуби!», а соб-ственный, локтевский. Локтев пишет стихи. Пароход идет по Волге.

То время между днем и вечером, когда огни уже зажжены, но еще не отразились в воде. В салоне теплохода — артисты га-стролирующего на Волге Театра имени Пушкина. Локтев читает… Называется стихотворение — «Первый снег». Врач сказал: «Вам нужен покой». И вот я есть покой от слова покойник. Лежу на постели, застланной не материнской рукой. Я первого снега поклонник…

» Я и не знал, что он сочиняет стихи. Этого почти никто не знает в театре. Стихи складываются по ходу жизни, для себя. Это — написано в больнице. Дело, конечно же, не в качестве стихов, а в поэтическом настрое, в ритме раздумий… В воде отразились покойные берега, кудрявые горы, нетронутый лес. В зеркале реки — рыбачьи лодки. Старая Волга течет неторопливо и вольно.

Мимо курганов — легенд, стихами Некрасова, жигулевскими берегами… Но вот распластывают воду быстроходные крылья «Ракеты». Со скоростью пятьдесят километров в час мы несемся к другой Волге. К Волге, разлившейся морем. К Волге, приплюсовавшей к Советской власти девяносто миллиардов киловатт.

Другая Волга? Или все та же? Стоят, подбоченясь, красавицы-опоры, перекинув через хрупкие плечи высоко-вольтные коромысла. Взметнулись от воды к небу подъемные краны. Отразились в воде шлюзы из легенд и камня. Почему так упорно вглядывается Алексей Локтев в плывущую перед ним Новую Волгу? Ему предстоит встреча не с этой, закованной в бетон, а с той, что давно утекла в прошлое…

Высокие сапоги увязают в песке, вода набегает на берег. Алеша Пешков глазами Алексея Локтева всматривается в даль реки, словно в даль жизни… Это уже на экране. Набегающая вода отбирает у человека берег, человек отступает, сапоги его вязнут в песке.

Он вышел на этот речной простор из-под низких, нависших сводов, из ка-менного мешка, в котором не только бессмысленная работа, но и вполне осмысленная жестокость. Руки вязнут в тесте, мысли вязнут в пошлости. Руки месят тесто, ноги утрамбовывают липкую пористую массу. Ноги, руки, руки, ноги. И снова, и снова… Отупляющий ритм. Усыпляющий шум.

Читайте также:  Джемма осмоловская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

А в голове — неотвязно — есть же, наверно, на свете не только духота и теснота, не только трясина, а еще и простор, не только жестокость, но и жалость. Или нет этого вовсе? Девушка, как затравленный зверек. В глазах застеклена тоска. Их двое на берегу. И, целуя девушку, прижимаясь к ней всем телом, чуть не рыдая сам, шепчет ей Алеша горячие, обжигающие слова.

Хочет расколдовать, освободить от злых чар, спасти… Сколько мужества в этом отчаянном порыве, сколько воли к жизни, утверждения ее красоты и поэзии. Поэзии! — несмотря ни на что. И трясина обыденности, хоть на миг, оказывается побежденной, и рас-ступается зловещий лес пошлости, и затихают волны, и словно выше небо.

Оно почти такое же, какое видел Локтев тогда с борта теплохода, в тот самый вечер, когда читал свои самодельные стихи. «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!..

А тучи разных мелочей житейских подобны грязи на его дороге и гнусным жабам на его пути» — эти гордые слова горьковской поэмы «Человек» вспоминаются, когда видишь на экране Локтева в роли Алексея Пешкова. Человеческое в человеке — это верность мечте, попытка увидеть в поко-реженном, обветренном дереве силуэт железобетонной эстакады, умение прокладывать дороги вперед и выше.

Локтев играет Алешу Пешкова, одержимого стремлением к познанию жизни, к переделке ее, к борьбе с грязью прошлого во имя поэзии будущего. В этом, наверно, смысл его работы в фильме «По Руси»… Одна из последних работ Локтева в Театре имени Пушкина — «Разорван ный рубль». Повесть Сергея Антонова привлекла Локтева сразу. И так же сразу «увидел» он своего героя Пастухова — молодого романтика, пере-делывающего жизнь. Пастухов у него был злой и ершистый. Очень нервный и резкий. Мы много спорили. Я всячески пытался разбить это представление. Не так-то легко! Локтев отличается убежденностью и упорством… Прошло два месяца репетиций. Я понял, какой Пастухов, — сказал Локтев. Он понял это во второй раз. С тех пор Пастухов стал изменяться. Новый был доверчивым, нежным, доброжелательным. Две трактовки смешались, и на первом спектакле сосуществовали на сцене два Пастухова — новый и прежний. Шла трудная ломка. Еще спектакль… Может быть, второй акт играть по-другому? Как по-другому?

Мы проговорили полчаса. Всего полчаса. Вечером Локтев сыграл второй акт по-новому. Как же можно — так быстро? Потом я понял: он был готов к перестройке, промучившись несколько месяцев. Он был подготовлен всем направлением своего творчества. Не та же ли тема — нежность сквозь злость — услышана была и в Пастухове? И еще — Локтев, что ни говори, воспитан кинематографом. Он легко и сразу импровизирует, с большой готовностью ищет, пробует тут же, «на съемочной площадке».

С нескольких сценических репетиций сыграл Локтев роль Глуховцева, ту самую, от которой оторвал его фильм «Туннель». Его исполнение, крепнущее от спектакля к спектаклю, отличает какая-то удивительная ду-шевная открытость, незащищенность. Малейшее душевное движение выра-жается в пластическом рисунке роли.

Это воспитано в нем театром, режис-сером Борисом Равенских. Кончился спектакль. И — нервный подъем, и усталость, и желание узнать, как было сегодня. А что, если в следующий раз попробовать сыграть финал по-другому? «Следующий раз» манит Локтева. Следующий раз!.. То самое, что не-возможно в кино.

В кино не может быть й этой обжигающей встречи со зрителем. Зрителем — не только другом, но и часто противником, которого надо привлечь на свою сторону, сделать своим единомышленником, другом своего героя. В этом сражении, ежедневной схватке за дорогие тебе мысли проверяются и духовная убежденность и технологическое вооружение.

Общение со зри-тельным залом многому учит. Гражданская ценность твоего искусства, его необходимость, наполненность — все подвергается испытанию в вечер спектакля. Настоящее искусство всегда исповедально.

Надо только иметь что испо-ведовать! А для этого следует жить жадной жизнью своего поколения, вечно мчать на фыркающем поезде, некогда вышедшем со станции «Детство». Каждая роль — дело гражданской совести художника. Так думает Локтев, так стремится играть. На сцене. В кино.

В конечном счете путешествия, встречи с людьми, театральная работа, раздумья и даже стихи Локтева определяют его жизнь в киноискусстве. И пусть они остаются «за кадром»! Ведь нередко качество «закадрового материала» гарантирует качество «отснятого». Не так ли? Вот почему мне и хотелось рассказать и о том, что «за кадром». Остальное — на экране!

О. Ремез

Источник: http://dramateshka.ru/index.php/soviet-theatre/6082-sovetskie-aktyorih-alekseyj-loktev

Погиб актер Алексей Локтев – 18 сентября 2006 г. – 18 сентября 2006 г

    • Опубликована
    • 18.09.2006 в 11:25

17 сентября в автокатастрофе в Амурской области погиб актер Алексей Локтев, который приехал на кинофестиваль “Амурская осень”.

Всю жизнь держаться в тени. Но не прятаться. Это тот, может быть, даже завидный удел для человека, который проповедует христианство. Его роли в кино знает вся страна, а имя в последние годы было почти забыто. Этот замечательный актер сыграл главные роли в фильмах “Прощайте, голуби!”, “Черная чайка”, “Наш дом” и, самое главное, в культовой картине Георгия Данелия “Я шагаю по Москве”.

Трагедия произошла в воскресенье около 15:40 по местному времени (09.40 мск) в районе села Тамбовка.

Группа артистов, среди которых был Локтев, выезжала в село Раздольное Тамбовского района. После концерта председатель жюри кинофорума Сергей Новожилов решил ехать в Благовещенск не в составе организованной колонны с сопровождением экипажа ГИБДД, а самостоятельно. Вместе с ним на микроавтобусе, кроме водителя, отправился Локтев и два помощника Сергея Новожилова – Буланов и Семин.

На одном из перекрестков в автомобиль врезалась выехавшая на огромной скорости со второстепенной дороги на главную Тойота. Грубо нарушив правила движения она не пропустила микроавтобус с артистакми. В автоаварии Локтев получил многочисленные травмы и скончался по дороге в больницу. Новожилов и Буланов получили переломы ребер, а Семин – сотрясение головного мозга. У водителя ушибы и ссадины.

Все пострадавшие были первоначально доставлены в центральную районную больницу Тамбовки, а затем их переправили в Амурскую областную клиническую больницу. По факту ДТП возбуждено уголовное дело. На кинофестивале “Амурская осень” в понедельник объявлен траур по Алексею Локтеву.

“Однако все официальные мероприятия форума пройдут по плану. Как и запланировано, в понедельник откроется программа детских фильмов, продолжатся конкурсная программа антрепризных спектаклей, показы кинолент”, – отметили в оргкомитете кинофорума.

Алексей Локтев – заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР родился 30 декабря 1939 года на Урале в г.Орске. Окончил Государственный институт театрального искуства им Луначарского (1962).

С 1962 — актер Московского театра им. А. С. Пушкина, с 1972 — Малого театра, с 1980 — Академического театра драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде .Лауреат Государственной премии СССР (1972 — за театральную работу).

Руководитель, актер и режиссер театра Алексея Локтева (ТАЛ).

Алексей Локтев снимался в фильмах “Прощайте, голуби”, “Черная чайка”, “Последний хлеб”, “Я шагаю по Москве”, “Первый снег”, “Наш дом”, “Печки-лавочки”, “Семья Коцюбинских”, “Победитель”, “Меня ждут на земле”.

Его герой был кумиром молодежи 60-х. На роль Володи в “Я шагаю по Москве” молодого актера Алексея Локтева утвердили сразу, даже проб не было. Алексей Васильевич считал, что это произошло потому, что чем-то отдаленно он напоминал Гену Шпаликова, замечательного поэта, написавшего сценарий к этому фильму. Да и сама судьба Алексея Локтева в чем-то схожа с судьбой главного героя.

Актерский талант Локтев унаследовал от матери — в молодости она играла в любительском театре. Однажды на Урал на гастроли приезжал МХАТ. Когда мхатовцы увидели один спектакль с ее участием, ее тут же пригласили в Москву, но Надежду Александровну не пустили родители.

И Алексей Васильевич чуть было не повторил ее судьбу. С 12 лет он играл в народном театре ЗИЛа под руководством Сергея Рубинштейна. “Начинал я с Буратино в “Золотом ключике”, а в 16 лет уже играл Меркуцио в “Ромео и Джульетте” — не важно как, но я играл — выходил на сцену в настоящих костюмах”.

После школы Локтев решил поступать во ВГИК на актерский, но не прошел конкурс. Ему отказали под предлогом того, что он нефотогеничен. Конечно, и сам Алеша, и его мама очень расстроились. Зато обрадовался Василий Иванович, который забрал сына к себе на завод.

Алексей сначала работал учеником токаря, а потом токарем.

Через год Леша все-таки поступил в ГИТИС. А там, сразу же на первом курсе, он начал сниматься в “Прощайте, голуби!”. Когда ему предложили попробоваться на эту роль, он долго не соглашался, прятался, думал, что это какая-то афера. Он даже специально избегал ассистентов режиссера.

В институте ему говорили: “Локтев! К вам со студии Горького”, — а он убегал. Алексей не верил, что его и вправду зовут сниматься — ему же ясным языком сказали, что в кино ему делать нечего.

Пришлось практически за руку отвести молодого человека на пробы, а когда роль была утверждена, Локтев просто не мог поверить в свою удачу.

На первом курсе ГИТИСа, он женился на своей однокурснице Жанне. Спустя некоторое время они разошлись. Правда, до сих пор с бывшей женой и сыном Сергеем у них были хорошие отношения.

У Алексея Локтева осталась семья: два сына, две дочери и целых пять внуков. Старшая дочка замужем за лидером группы “Алиса” Константином Кинчевым.

Фильмография

Прощайте, голуби! (1960)

Черная чайка (1962)

Последний хлеб (1963)

Я шагаю по Москве (1963)

Первый снег (1964)

Наш дом (1965)

Туннель (1966)

По Руси (1968)

Семья Коцюбинских (1970)

Печки-лавочки (1972)

Победитель (1975)

Меня ждут на земле (1976).

Источник: http://www.newsinfo.ru/articles/2006-09-18/item/533934/

Ссылка на основную публикацию