Краткая биография Ивана Билибина для детей
Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».
Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни.
Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии.
Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.
Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.
Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.
Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Биография Художника Ивана Билибина
Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.
Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты.
Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот.
По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.
Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе.
С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова.
Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого – чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.
С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.
Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.
Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.
После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.
В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.
Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.
3 класс
Биография по датам и интересные факты
Другие биографии:
- Заболоцкий Николай АлексеевичН. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.
- Баратынский Евгений АбрамовичЕвгений Баратынский, русский поэт польского происхождения. Он прожил очень короткую жизнь и умер на чужбине. Одни называют его великим писателем XIX века, другие говорят, что его талант слишком преувеличен.
- Глинка Михаил ИвановичМихаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру.
- Жан-Поль МаратЖан-Поль Марат были одним из известнейших деятелей и идеологов Французской революции конца 18-го века. Он родился 24.05.1743 в Будри в семье медика. Ж.-П. Марат также получил отличное медицинское образование.
- Антонио ВивальдиАнтонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Итальянский композитор и скрипач, оставивший решающий знак в форме концерта и стиле поздней барочной инструментальной музыки.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/bilibin-ivan-yakovlevich
Билибин Иван Яковлевич: биография и творчество художника :
Иван Билибин широко известен, прежде всего, как иллюстратор русских народных сказок.
Он разработал свой собственный художественный стиль на основе популярного в то время модерна и русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот стиль, называемый не иначе как “билибинский”, популярен и в наше время.
Он является своеобразной визитной карточкой российской иллюстрации. Очень многие современные художники стремятся подражать его графической манере.
Биография Ивана Яковлевича Билибина: ранние годы
Родился художник 4 августа по старому стилю или 16 августа по новому в 1876 году в с. Тарховка недалеко от Петербурга. Род Билибиных имеет очень древние корни. Их фамилия упоминается еще в документах 17 века. А портреты прадедов Билибина, знаменитых купцов, занимают почетное место в Эрмитаже. Его отец был военно-морским врачом и тайным советником, а мать композитором.
Билибин еще в детстве проявил склонность к рисованию. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе Императорского общества поощрения художеств. Однако вопреки тяге юного Ивана к творчеству, отец хотел видеть своего сына юристом. Послушный Иван, следуя воле отца, поступает на юридический факультет, но не бросает и занятий живописью.
После окончания университета художник поехал в Германию обучаться в мастерской у живописца А. Ашбе. Сюда приезжали студенты со всех уголков мира. После непродолжительного обучения он возвращается в Петербург и посещает занятия в мастерской Ильи Репина в качестве вольного слушателя. А через несколько лет поступает в художественное училище при Академии искусств.
Вскоре он становится почетным членом творческой организации “Мир искусства”.
Первые иллюстрации
Интерес к народному стилю у молодого художника проявился под влиянием картины Виктора Васнецова “Богатыри”, которую он увидел на одной из выставок. Атмосфера русской старины настолько его очаровала, что он отправляется в путешествие по сельским глубинкам.
Гуляет там по дремучим лесам, рисует старые деревянные избушки, орнаменты и всячески проникается духом старины. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле.
Первые книжные иллюстрации Иван Билибин рисует к сказкам из сборника Александра Афанасьева.
“Царевна-Лягушка”, “Иван-царевич”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – самые из них. Эти книги моментально стали популярными благодаря не только необычной стилизации, но и особому видению народных сказочных образов Бабы-Яги, Змея Горыныча, богатырей, Ивана Царевича.
Билибин не только рисовал персонажей, но и заключал каждую иллюстрацию в декоративное обрамление с орнаментом, который соответствовал характеру сказочных героев. Он также оформлял обложки книг, а названия писал шрифтом, стилизованным под старинную славянскую письменность.
Поездка на север
Однако решающую роль в биографии Ивана Билибина и формировании его как иллюстратора сыграли поездки в Архангельскую и Вологодскую губернии, а оттуда в Карелию, куда его отправило в так называемую командировку общество “Мир искусства”.
Там живописец открыл для себя быт русского севера, его архитектуру, искусство. Время в тех местах как будто замерло.
Художник увидел людей в национальных костюмах с вышивкой, познакомился с лубочным стилем росписи кухонной утвари, предметов домашнего обихода, жил в избе с резными ставнями, рисовал старые деревянные церкви. Все это впоследствии и будет отражено в картинах Ивана Билибина. Эти поездки были очень продуктивными.
Художник привез с собой множество рисунков, набросков, фотографий, а затем написал несколько статей на основе своих заметок. Этот материал помог ему в работе над театральными декорациями, а также над следующим циклом иллюстраций, на этот раз к сказкам Пушкина.
Оформление произведений великого поэта
Билибин начал работу с известной и многими любимой “Сказки о царе Салтане”. Он с высокой точностью проработал не только окружение персонажей, но и костюмы героев, а также старинную архитектуру.
В этих сказках он позволил себе некоторые эксперименты со стилем. Так, например, на картине Ивана Яковлевича Билибина, изображающей бурное море, волна очень сильно похожа на работы японца Кацусика Хокусая. А в “Сказке о золотом петушке” четко прослеживается лубочный стиль. Все иллюстрации к этому произведению были куплены Третьяковской галереей.
Книжки с картинками Билибина очень полюбились публике. Их отличали красота и гармоничность как рисунка, так и оформления, приятные глазу цветовые сочетания, колоритные персонажи, детализированные красочные наряды. Изюминкой также был стилизованный шрифт.
За всем этим скрывался огромный труд художника. Он начинал работу с наброска, потом переводил его на кальку, далее отрисовывал на бумаге, а уже затем обводил контуры рисунка тушью.
На финальном этапе работы он делал цветовую заливку акварелью. Причем использовал он исключительно локальные цвета без градиента.
Поражает то, с какой аккуратностью он воспроизводил многочисленные орнаменты, выписывал мелкие детали.
Революция и двуглавый орел
Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник начинает рисовать карикатуры на революционную тематику. От Временного правительства ему поступает заказ на оформление герба.
Билибин нарисовал сказочного двуглавого орла, которому суждено было войти в историю, потому что с 1992 года он изображается на всех российских банкнотах.
Кроме того, Гознаку принадлежат авторские права на некоторые эскизы и наработки художника.
Работа в рекламе
Иллюстратору удалось поработать и в сфере коммерческой иллюстрации. Он создавал рекламные плакаты и брошюры для пивоваренного завода “Новая Бавария”.
Также оформлял обложки популярных журналов и альманахов: “Золотое Руно”, “Шиповник”, “Московское Издательство”. Рисовал Билибин также театральные афиши, эскизы для почтовых марок.
Его с удовольствием печатали, и продукция с его картинками была нарасхват.
Преподавательская деятельность и личная жизнь
Иван Билибин успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками. Он преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Его учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги.
Примерно в тот период Билибин женится, и его первой женой стала Мария Чемберс, художник-оформитель. Она тоже окончила упомянутую школу. У них родилось двое сыновей. Однако брак не был счастливым и через несколько лет они разошлись. После чего Мария с сыновьями уехала жить в Англию.
Иван женился второй раз на одной из своих учениц Рене О'Коннель. После обучения она стала работать художником на фарфоровом заводе. Детей в этом браке не было. Через пять лет они развелись.
Его третьей и последней супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая. Она тоже была его бывшей ученицей и художником по фарфору, как и предыдущая жена. Александра будет сопровождать Билибина во всех его переездах и останется с ним до самого конца.
Иван Яковлевич активно участвовал в возрождении художественных традиций и декоративно-прикладного искусства Руси.
Ему принадлежат такие строки: “Старую художественную Русь открыли совсем недавно, точно Америку. Хоть занесена она толстым слоем пыли и вся заплесневела, но все же она прекрасна”.
Его деятельность способствовала интересу не только к древнерусскому творчеству, но и к быту, обычаям, культурному наследию.
Переезд в Крым
Будучи уже известным и признанным художником-иллюстратором, Иван Яковлевич приобрел участок земли на Южном берегу Крыма в бухте Батилиман.
Согласно историческим данным, вместе с живописцем большой участок покупали еще несколько представителей интеллигенции, среди которых были писатели Александр Куприн, Владимир Короленко, художник Владимир Дервиз и профессор Владимир Вернадский.
Они разделили землю между собой с помощью жеребьевки. Билибину выпал участок на берегу моря с маленькой рыбацкой хижиной, которую он превратил в мастерскую. Там он поселился на несколько лет.
Жизнь в Египте
В начале 20-х годов Билибин отправляется жить в Египет. Одной из причин такой резкой смены места жительства могли стать разногласия с советским правительством после Октябрьской революции.
Он поселился с женой Александрой в Каире. Там он живет и работает над фресками для храмов в византийском стиле, а также изучает местное искусство, архитектуру. В то время он много путешествует по Кипру и Сирии.
Забросив на время книжную графику, он создает преимущественно портреты и пейзажи в реалистичной манере. Потом решает перебраться с семьей в Александрию.
Там состоялась первая персональная выставка картин Ивана Яковлевича Билибина.
Работа в Париже
Спустя пять лет из Египта живописец отправляется в Париж, где проявляет себя как талантливый театральный декоратор и дизайнер по костюмам, используя полученные на родине знания и опыт.
Он создает декорации для опер и спектаклей, таких как балет композитора Стравинского “Жар-птица”, опера “Борис Годунов”, “Сказка о царе Салтане”. Возвращается также Иван Билибин к иллюстрациям и работает над французскими сказками.
В Париже живописец создал благотворительный фонд в поддержку художников-эмигрантов.
Незадолго до возвращения на родину он работает над большой настенной росписью “Микула Селянинович” в советском посольстве в Париже.
Возвращение домой
Несмотря на успешную работу во Франции, художник решает вернуться в родной город, теперь уже Ленинград.
Это был очень рискованный поступок, так как на родине его вполне могли ожидать жестокие репрессии со стороны советских властей, которым они подвергли многих, вернувшихся из эмиграции художников, писателей, актеров и других представителей интеллигенции. Но Билибину посчастливилось, и эта участь обошла его стороной. Видимо, его заслуги в области культуры оказали решающее значение.
Он начинает сотрудничество теперь уже с советскими издательствами и театрами. Оформляет спектакли “Полководец Суворов”, “О царе Салтане”.
Последними произведениями Ивана Яковлевича Билибина стали иллюстрации к “Песне про царя Ивана Васильевича и купца Ивана Калашникова” и роману “Петр Первый”, в которых он пытался придерживаться своего стиля, несмотря на строгие ограничивающие рамки советской системы.
Смерть
В том, что возвращаться все-таки плохая примета, можно убедиться на примере печальной кончины великого художника. Через пять лет после его возвращения началась война, город был осажден.
Неизвестно, не смог он выехать из блокадного Ленинграда или добровольно от этого отказался. Но даже в такое тяжелое время он продолжал творческую деятельность.
Глубоко переживая за терзаемую войной родину, он написал оду в стихах, которую опубликовали уже после его смерти.
Скончался художник Иван Билибин в блокадном Ленинграде зимой в 1942 году от голода. Похоронен он в общей могиле вместе с профессорами Художественной академии.
Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Его картины – это истории в миниатюре, по которым вполне можно изучать древнерусский быт, культуру и обычаи. При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины.
Книги с работами художника продолжают печататься и в наше время. Его художественное наследие насчитывает сотни иллюстраций не только к русским сказкам, но и к зарубежным, а также множество уникальных декораций и костюмов к спектаклям и театральным постановкам, многочисленные эскизы фресок и настенных панно.
Иван Билибин возродил исконные творческие традиции народов Руси, адаптировал их и сделал доступными для современников.
Источник: https://www.syl.ru/article/369411/bilibin-ivan-yakovlevich-biografiya-i-tvorchestvo-hudojnika
Иван Яковлевич Билибин
Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. Окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина.
В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1905) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».
К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св.
Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св.
Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже.
В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. С годами он примиряется с советской властью.
В 1935—1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Билибинский стиль
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции.
Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии.
Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Семья
Первая жена – Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г.
Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 г. жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г., мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 г.
уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.
Вторая жена – Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы – ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г.
Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств; после окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Гос. фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г.
От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским, имела двоих детей, сына и дочь. В середине 1930-х гг. была репрессирована. После войны жила в Ленинграде.
Третья жена – Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекотихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 г. жила в СПб. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 гг. С 1915 г. участвовала в выставках. С 1918 г.
и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Гос. фарфоровый завод). От первого брака, с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава. Жена Билибина с 1923 г. С этого времени жила вместе с ним во Франции; в 1936 г. вернулась с ним в Ленинград.
Овдовела в 1942 г.
Произведения
- 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
- 1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»
- 1899 — «Царевна-Лягушка»
- 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
- 1900—1901 — «Марья Моревна»
- 1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- 1902 — «Белая уточка»
- 1903 — былина «Вольга»
- 1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
- 1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
- 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
- 1909 — опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова
- 1911 — «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
- 1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»
- Марья Моревна 1900—1900
- Марья Моревна 1900—1900
- Марья Моревна 1900—1900
- Марья Моревна 1900—1900
- Марья Моревна 1900—1900
- Марья Моревна 1900—1900
- Василиса Прекрасная 1899—1900, 1902
- Василиса Прекрасная 1899—1900, 1902
- Василиса Прекрасная 1899—1900, 1902
- Василиса Прекрасная 1899—1900, 1902
- Василиса Прекрасная 1899—1900, 1902
- Василиса Прекрасная 1899—1900, 1902
- Купцы 1905
- Золотой петушок 1909
- Золотой петушок 1909
- Слово о полку Игореве
- Красный всадник 1899
- Иван-царевич и Жар-птица 1899
- Морозко
- Остров Буян 1905
- Добрыня Никитич
- Илья Муромец и Соловей-Разбойник
- Алконост
- Суд во время Русской Правды
- Белая уточка
- Кикимора 1934
- Руслан и Людмила
- Проект формы милиции от имени Билибина в “русском” стиле. Одесская карикатура. 1917
Адреса
- С 1937 г. по 1942 г. жил и работал в доме № 25 по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.
Библиография
- Иван Яковлевич Билибин: Ст., письма, воспоминания о художнике / Сост. С. В. Голынец. Л., 1970;
- Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.5
- Семенов О. С., Иван Билибин, М., Детская литература, 1986
- Голынец Г. В. Иван Билибин, Л., Аврора, 1988
- Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом). Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002
- И. Я. Билибин в Египте (1920-1925): Письма, документы и материалы /Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009
- Судейкина В.А. Дневник 1917–1919./ Подг. текста, вступительная статья, комментарий И.А.Меньшовой. М.: Русский путь, 2006
Источник: http://people-archive.ru/character/ivan-yakovlevich-bilibin
Иван Билибин: жизнь и творчество художника
Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.
СОДЕРЖАНИЕ
Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».
В 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В.Кузьмин, Рене О’Коннель, К.Д.Воронец-Попова.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.
21 февраля 1920г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов.
В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж.
В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Творчество ивана билибина
Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898).
Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».
Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным.
Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.
Иван-Царевич и Жар-ПтицаИван-Царевич и Василиса ПрекраснаяИван Царевич и Царевна-лягушка
Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.
С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.
Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.
Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.
БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции.
Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии.
Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Интересные факты из жизни ивана билибина
Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году.
Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5.
- Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986.
- Голынец Г. В. Иван Билибин. Л., Аврора, 1988.
- Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.
- И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы / Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009.
- Судейкина В. А. Дневник 1917—1919 / Подг. текста, вступительная статья, комментарий И. А. Меньшовой. М.: Русский путь, 2006.
- Волшебный замок Российской империи: альбом. — Н. Новгород: Литера, 2013. — 256 с., илл.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , to-name.
ru, web-gallery-1.com, russian7.ru
Иван Билибин: картины художника
Иван Билибин – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Иван Билибин: жизнь и творчество художника
3.8 (76.83%) 120 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/bilibin-ivan.html
Иван Билибин : краткая биография
Ива́н Я́ковлевич Били́бин (4 (16) августа 1876(18760816) — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Источник сюжетов: национальный эпос, былины, сказки. Формальная интерпретация наследия искусства языческой и Древней Руси, а так же народного творчества. Сам Билибин назвал свою тягу к русскому народному творчеству – “голосом крови”.
Билибин всегда и везде оставался одним из самых желанных воплотителей русской темы в искусстве книги и театральной живописи.
Родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Та́рховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина.
В 1888 году поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году. В 1900 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств.
В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898—1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг.
) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
1902-1904 гг. художник участвовал в археологических экспедициях по Русскому северу (прим. куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.
), побывал в отдаленных уголках Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губернии, где он фотографировал и делал зарисовки с деревянных изб и церквей, костюмов, вышивок, утвари, предметов быта, собирал древнерусские иконы, русские лубки и пряничные доски, гравюры.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина.
В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».
К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.
И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св.
Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 году.
Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 году. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.
В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач.
Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик.
К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.
В марте 1916 года Билибин избирается председателем “Мира искусства” и до конца существования общества занимает этот пост.
В 1917 году общее собрание “Мира искусства” под председательством Билибина изюирает в члены Общества таких больших мастеров русского искусства, как Савинов, Лентулов, Арапов, Фальк, Голубкина, Куприн, Якулов.
В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции в сентябре 1917 года художник уезжает в Крым в Батилиман (свое Крымское имение), где живёт до сентября 1919 года.
После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. В 1992 году сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России.
До декабря 1919 он находится в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск. В феврале 1920 года ему пришлось бежать из охваченного паникой города.
И. Я. Билибин, плакат «О том как немцы большевика на Россию выпускали», 1917 год.Билибин в 1920-е годы
В эмиграции
21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска.
Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 года Билибин жил в Каире.
В Египте он работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта.
В феврале 1923 года Билибин женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 года путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 году поселился в Александрии.
В августе 1925 года Билибин переехал в Париж. В это время он готовил блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашали оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.
Выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.
Масон, был посвящён в русской парижской ложе «Северная звезда». Затем стал членом-основателем другой русской ложи — «Свободная Россия», её обрядоначальник в 1932 году.
Со временем Билибин захотел вернуться на родину. В 1935—1936 годах он участвовал в оформлении советского посольства в Париже, создал монументальное панно «Микула Селянинович».
В СССР
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде. Он преподавал во Всероссийской Академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра.
С 1937 по 1942 год жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.
После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Большое количество произведений Ивана Билибина находится в Ивангородском (Ленинградская обл.) городском музее.
Билибинский стиль
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции.
Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии.
Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Семья
- Первая жена — Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874—1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 году работала как книжный график. Выставлялась с 1909 года. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877—1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 годы. Мать его сыновей Александра (1903—1972) и Ивана (1908—1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.
- Вторая жена — Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891—1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы — ирландский патриот Даниэл О`Коннел. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 года. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 годы. В 1922—1932 годах работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В 1940 — 50 е гг. работала на ЗИК. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885—1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920—1942, погибла в блокаду) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х годах была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.
- Третья жена — Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892—1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908—1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881—1920) имела сына Мстислава (1916—1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 году.
Произведения
Книжная графика
- 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
- 1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»
- 1899 — «Царевна-Лягушка»
- 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
- 1900—1901 — «Марья Моревна»
- 1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- 1902 — «Белая уточка»
- 1903 — Былина «Вольга»
- 1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
- 1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
- 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (неопубликован, сохр. неск. илл.)
- 1908 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
- 1911 — «Сказки» А. С. Рославлева
- 1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»
- 1931 — Contes de l’Isba (Сказки из избы)
- 1932—1933 — Francis Carpenter. Tales of Russian Grandmother (Сказки русской бабушки)
- 1932 — Contes de la couleuvre (Сказки ужихи)
- 1933 — Conte du petit poisson d’or (Сказка о золотой рыбке)
- 1934 — Le Tapis Volant (Летучий ковер)
- 1936 — Le farouche Abd-el-Kader
- 1936 – Adhémar de Montgon. Henri IV
- 1937 — «Русалочка»
- 1937 — M. Percheron. Moscou
- 1937 — А.Н. Толстой. «Петр Первый»
- 1939 — М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова»
- 1940 — «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», сборник былин Н. В. Водовозова
Театрально-декоративное искусство
- 1904 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.
- 1907 — Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.
- 1908 — Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже.
- 1908 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье».
- 1909 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве.
- 1909 — костюмы для танц. сюиты «Пир» (Русские сезоны, балетм. М. М. Фокин)
- 1911 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр.
- 1911 — Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр.
- 1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила».
- 1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила».
- 1914 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом.
- 1923 — декорации и костюмы для балетов Н. Н. Черепнина, поставленных в 1923 труппой А. П. Павловой, — «Русская сказка» (балетм. Л. Л. Новиков) и «Роман мумии» (балетм. И. Н. Хлюстин)
- 1928 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж.
- 1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь».
- 1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста».
- 1931 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов».
- 1931 — Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес, балетм. Фокин
- 1934 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно.
- 1936 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
- 1939 — Эскизы декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов». Ленинградский театр драмы имени Пушкина.
Панно и росписи
- 1913 — Эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка.
- 1915 — Эскизы плафонов для Казанского вокзала в Москве (росписи осуществлены не были).
- 1922 — Панно «Борис и Глеб на корабле»
- 1922 — Панно «Всадник»
- 1925 — Эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии.
- 1927 — Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге.
- 1935 — Панно «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.
Галерея
Марья Моревна. 1900—1900Василиса Прекрасная. 1899—1900, 1902Баба Яга. 1900Золотой петушок. 1909Слово о полку ИгоревеКрасный всадник. 1899Иван-царевич и Жар-птица. 1899Суд во время Русской ПравдыРуслан и ЛюдмилаПроект формы милиции от имени Билибина в «русском» стиле. Одесская карикатура. 1917
Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/ivan-bilibin
Краткая биография Ивана Билибина для детей 3 класс самое главное
В августе 1876 года в селе, находящимся неподалеку от Петербурга, появился на свет Иван Билибин. Будущий знаменитый художник и декоратор был сыном врача. А происходил он из купеческого рода.
Иван Яковлевич с большим успехом окончил гимназию, в которой обучался с двенадцатилетнего возраста. А после поступил он в юридическое отделение. И тут он тоже прилежно и старательно учился.
Однако, Иван всегда очень любил рисовать. Это было его страстью. Искусство свое в живописи оттачивал он под руководством Репина. Брал он уроки и у мюнхенского профессора, которого специально для этого и посещал.
Талант Билибина был выдающимся и своеобразным. Такими были и его картины. Славу принесли ему иллюстрации к известным сказкам и былинам. У художника был свой особенный стиль в выполнении работ. Его иллюстрации отличаются особой живостью и, в то же время, сказочностью.
Еще одной из особенностей его работ является то, что он следовал традиционным национальным мотивам, передающими дух старины. Именно это делало его произведения такими неповторимыми. Все в его картинах тщательно было прорисовано: и детали одежды, и предметы быта.
Древнеславянские орнаменты придают его работам особое очарование.
Помимо иллюстрирования произведений занимался он созданием декораций и костюмов для театральных представлений.
Все же, наиболее раскрыт его талант был именно в иллюстрировании. А особый успех принесли ему иллюстрации сказок Пушкина.
Когда произошел октябрьский переворот в стране, художник был вынужден уехать за границу. И там он продолжал заниматься творчеством. Он принимал участие и в росписи храмов. Иллюстрировал Иван сказки разных стран. У него всегда было полно заказов на работу.
На родину вернулся он в 1936 году. Он стал профессором по живописи в институте искусств. А позже получил и докторскую степень в этой сфере.
Умер художник во время блокады Ленинграда.
Биография Ивана Билибина о главном
В далеком в 1876 году родился талантливый иллюстратор. Он отличался прилежным отношением к учебе. И по окончании гимназии, в 1900 году сдает экзамены на юридический факультет в Петербурге.
Но, несмотря на такой выбор будущей профессии, тем не менее, его всегда тянуло к рисованию. Еще студентом, он коллекционировал старинную одежду, кружева, расписную посуду. Стоить заметить, что Билибин обучался в художественной школе под руководством Репина.
Когда в Петербурге было организовано художественное объединение “Мир искусств”, стал принимать активное участие.
Со временем он перебрался в поселок в Тверской области. По тому, как в деревне еще сохранился дух древней Руси. Там он нарисовал известную для многих иллюстрацию к “Сказке о царе Султане”. Он был одним из первых художников, кто стал иллюстрировать сказки. Его иллюстрации отличались живостью и необычайной емкостью.
Рассматривая его рисунки, можно было полностью рассказать сказку. Позже подобные его работы обрели название “билибинский” стиль. С 1902 года начинает, ездит в этнические экспедиции. Он посетил несколько губерний, с целью исследования деревянной архитектуры.
Все свои впечатления он печатал в журнальных статьях, и использовал в своих иллюстрациях.
Видно, что рисовать это то, чем Билибин любил заниматься, так как он активно работает, иллюстрирует сказки и былины, создает театральные декорации. Непосредственно при участии Ивана Яковлевича было выпущена серия с 6 сказок, иллюстрированная его работами. Заглавные буквы были похожи на красочные буквы из древних рукописных книг.
Художественные его труды можно было увидеть в журналах «Мир искусства», «Золотое руно». А в неспокойные годы работает над революционными карикатурами для сатирических журналов. Именно Билибину принадлежит авторство двуглавого орла, как символ Российской республики. Так, с 1992 года является украшением монет Банка России.
Некоторое время занялся преподаванием графического искусства в школе при Обществе поощрения художников. У него обучались Г. Нарбут, К. Елисеев и многие другие в будущем стали известными художниками.
В 1912 году группа интеллигентов Москвы и Петербурга приобретает участок в Крыму недалеко от Балаклавы для строительства дач. Его соседями были В. Короленко, А.
Куприн, В. Вернадский, А. Иоффе. Билибин бывал на дачи ежегодно.
С 1920 году русский иллюстратор эмигрировал в Каир. Там он занимался изучением египетского искусства. Зарабатывал разработками эскизов панно и фресок для украшения домов богатых купцов. Попутешествовав немного на востоке, он перебрался во Францию.
Там он активно продолжает свое дело в сценографии. Оформлял ряд православных храмов в Чехословакии. Также рисовал иллюстрации не только к отечественным, но и сказкам братьев Гримм, «Тысяча и одна ночь». Вступил в ряды муссонов. Еще до войны вернулся на Россию.
Но, в 1942 году во время длительной блокады Ленинграда, Билибин скончался.
3 класс
Интересные факты и даты из жизни
← Ландау Лев Давидович↑ БиографииФедоров Иван →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/bilibin-ivan