Марина семенова – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мария Семенова: творческий путь

Основатель жанра «славянское фэнтези», писательница, известная своими историческими романами, которая всю жизнь посвятила сочинительству. Женщина, получившая образование, которое больше подходит мужчинам. Она всегда увлекалась литературой и до сегодняшнего дня считает это главным достижением своей жизни.

Все это о Марии Семеновой. Биография этой женщины связана с атмосферой ее книг, читатели которых не перестают удивляться причудливым поворотам сюжетов.

Биография и начало творчества

Семенова Мария Васильевна – русская писательница и переводчик. Родилась 1 ноября 1958 года. Девочка с детства любила сочинять небольшие рассказы и испытывала огромное желание стать писательницей. Но ее родители относились к этому как к несерьезному подростковому увлечению и отрицательно отзывались об интересах дочери.

Рекомендуем: Марина Цветаева: биография поэтессы

В возрасте 14 лет в руки юной особы попала книга по зарубежной истории. Тогда Мария всерьез начала изучать историю, особенно ее привлекали викинги, Скандинавия, а позднее интерес перешел на славян.

Окончив школу, Мария Семенова решила продолжить семейную династию и поступила в институт авиационного приборостроения, чтобы стать инженером-электриком. Во время учебы девушка не изменяла своему хобби, и периодически появлялись ее новые сочинения. Через некоторое время она наконец решилась отнести свою повесть в издательство. Повесть приняли и включили в план выпуска изданий на 1986 год.

Получив высшее образование, Мария начала работать по специальности – инженером-электриком в научно-исследовательском институте. Вместе с тем ее произведения часто публиковали периодические издания того времени.

В 1985 году, за год до публикации в крупном издании, Мария увидела опубликованной свою повесть «Что такое победа», не обратив внимания на то, что это было в год 40-летия Победы.

Однако бдительная цензура приказала запретить готовящуюся крупную публикацию Семеновой.

Но это не сломило писательницу. Повеяло ветром «перестройки», а значит, пришло время новых правил и законов, время людей, думающих свободно и не боящихся строить свою жизнь по собственным представлениям.

Выбор жизненного пути

В 1986 году на встрече молодых литераторов Северо-Запада на писательницу обратили внимание и поддержали ее двое замечательных коллег-писателей. Это было новым рождением Марии Семеновой. Ее снова начали печатать – в журналах для детей. А спустя три года вышла и первая отдельная книга автора.

Рекомендуем: Актриса Ирина Розанова: биография

Всего у Марии Семеновой в библиографии более 40 написанных книг и 13 переведенных. Среди них:

  • «Лебеди улетают».
  • «Валькирия».
  • «Бусый волк».
  • «Аленький цветочек».
  • «Волкодав».
  • «Черная звезда».
  • «Поединок со змеем» и другие.

В 1992 году автор решила сменить место работы. Она ушла из НИИ в Союз молодых литераторов. Тогда же Мария начала с увлечением издавать исторические романы, которые оказались не интересны публике. Поэтому зарабатывать на жизнь приходилось переводом зарубежной фантастики (под псевдонимом Галя Трубицына).

К сожалению, бо́льшую часть литературы этого жанра можно было назвать «макулатурой». К тому же современные отечественные авторы с огромным удовольствием тоже начали писать о разных эльфах и гоблинах.

Семенову это очень раздражало, и она решила написать произведение на основе «родного», отечественного материала. Так на свет в середине 90-х годов появился роман «Волкодав», который, безусловно, пришелся по душе читателю. За него Мария Семенова получила в 1996 году Беляевскую премию.

На этой волне автор начинает одно за другим издавать новые произведения, которые также нравятся читателям. А в 1997 году появляется ее научно-популярная книга «Мы – славяне!».

Место в современной литературе

Выход «Волкодава» привел к двум противоречащим друг другу последствиям. Первое: все сочинения Семеновой начали причислять к фэнтези.

Однако только два ее произведения действительно были написаны в этом жанре, основная часть была историческими романами. Второе: Марию Семенову назвали «бульварной» писательницей.

Это произошло с подачи журналистов, для которых яркая обложка и жанр фэнтези – признаки некачественной литературы.

Рекомендуем: Кейт Миддлтон (биография)

В результате автор решила выпустить книги о современности. К тому моменту она уже заканчивала писать «Те же и скунс» и «Заказ». Эти произведения еще до их выхода из печати журналисты приписали к детективному жанру. Однако это было далеко не так.

Сегодня Мария Семенова пишет в таких жанрах, как реалистическая проза и стихи, наряду с историческими романами, приключениями, детективами. Также она берется и за переводы с английского, правда делает это нечасто.

Согласно данным Википедии, в 2005 году писательница была награждена премией «Аэлита,» а через два года – премией «Мир фантастики» (за лучшее отечественное фэнтези). В 2008 году она получила премию «Роскон».

Хочется отметить, что по мотивам произведений Семеновой написано несколько песен.

Личная жизнь

Личная жизнь Марии Семеновой не наполнена яркими событиями. Сама писательница в интервью не раз признавалась, что вся ее жизнь – это сплошное «не»: не замужем, не имеет детей, не стремится к любовным отношениям. Ее семья – это отец, две собаки и кошка Васька.

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/mariya-semenova.html

Марина Тимофеевна Семёнова (Marina Semyonova)

Великая русская балерина прожила более ста лет — и не дала журналистам ни одного интервью. А ведь ее называли «Тальони двадцатого века»…

Марина Семенова родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Петербурге, в семье, далекой от балета. Детство выдалось тяжелым: рано овдовевшая мать была вынуждена воспитывать шестерых детей.

Став участницей танцевального кружка Екатерины Кариной, Марина впервые в жизни вышла на сцену в одном из детских спектаклей и обратила на себя общее внимание врожденной пластичностью и музыкальностью.

По совету Кариной, Марину решили отдать учиться в хореографическое училище.

Однако преподаватели, увидев десятилетнюю Семенову, решили, что балерины из нее не получится. Бледная, невысокая и очень худая девочка не смогла произвести на них впечатления. На стороне своей однофамилицы оказался лишь Виктор Александрович Семенов, один из ведущих танцовщиков Мариинки. Благодаря его вмешательству Марину все же приняли в училище, а вскоре определили в интернат при нем.

Первый год она занималась в классе Марии Федоровны Романовой, матери Галины Улановой. Способную девочку перевели из первого класса сразу в третий, что в принципе в практике хореографического училища было редким случаем. И Марина продолжила обучение в классе Вагановой.

Читайте также:  Domhnall gleeson - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Узнав о том, что ей предстоит учиться в классе строгой и злой на язык преподавательницы, девочка плакала от испуга; но вскоре после начала занятий она была покорена артистизмом и вдохновением своего нового педагога, в первый же год занятий сумев достичь поразительных успехов.

Свою первую партию Марина Семенова станцевала в тринадцатилетнем возрасте. Это был одноактный балет Льва Иванова «Волшебная флейта». Роль Лизы показалась Семеновой очень интересной, и она работала над ней с увлечением.

Немного позже Семенова блеснула в балете «Тщетная предосторожность», показав, насколько великолепен ее сценический темперамент.

И все же настоящим сценическим дебютом балерины следует считать ее отличное выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон Кихоте».

Выступление Марины Семеновой в выпускном спектакле «Ручей» произвело эффект разорвавшейся бомбы – начиная с этого момента все разговоры о том, что классический танец себя изживает, показались лишенными смысла.

Семнадцатилетняя Марина Семенова начала свои выступления в Кировском театре, миновав ступень кордебалета, которая считалась обязательной для всех начинающих танцовщиц.

Уровень танцевальной техники юной балерины был настолько высок, что руководство театра решило нарушить установленные правила. Марина Семенова танцевала на сцене Мариинки четыре года. Эти годы были исключительно плодотворными в творческом плане.

Агриппина Ваганова так и осталась наставницей своей ученицы, помогая ей совершенствовать свое мастерство теперь уже на большой сцене.

Ее постоянным партнером стал Виктор Семенов. Вскоре они поженились.

Молодая артистка стала первой ласточкой новой советской традиции – забирать лучших артистов из Ленинграда в Москву. В практике императорских театров все было наоборот: молодых талантов из Москвы прибирали в Петербург и, добавив огранки, ставили в лучшем случае во вторые составы.

К 1930 году советская власть уже наигралась левым искусством и всерьез озаботилась искусством официальным. Юная Семенова разительно отличалась от ровесниц не только техникой и талантом.

Профессионалы сразу же одарили ее немодным и неактуальным комплиментом «царственная». Однако новой власти с ее имперскими амбициями такая балерина была очень кстати.

И танцевать ей надлежало в главном театре страны.

5 сентября 1930 года ее имя впервые появилось на афишах Большого театра – Семеновой предстояло дебютировать на его сцене в «Баядерке».

Семенова исполняла главные партии в классических балетах – «Лебедином озере», «Раймонде», «Баядерке», покоряя качеством исполнения, размахом и смыслом жеста, апломбом, большим стилем.

Ее взлетом хвастал в Париже перед Сергеем Дягилевым нарком Луначарский – надо думать, не простодушно, а с подтекстом «не всех вы, дружок, увезли в Европу».

В середине тридцатых Семенову даже выпустили в Париж, где она солировала в «Жизели» с бывшим киевлянином, главой балета Парижской оперы Сержем Лифарем.

С появлением Семеновой в Большом театре среди высших государственных чинов появилась мода ходить на балет. Он «вошел в протокол»: на спектакли стали приглашать высоких зарубежных гостей. Едва ли не все замечательные балерины эпохи были замужем за военными высокого ранга.

Ваганова, оставаясь в Ленинграде, продолжала пристально следить за тем, как складывается творческая судьба ее ученицы.

А Семенова продолжала развиваться, совершенствовать свое мастерство, впитывая московские традиции, обогащаясь опытом московской театральной культуры, обретая свою индивидуальность и творческую зрелость.

После «Баядерки» балерина предстала перед глазами московской публики в образе Флорины из балета Чайковского «Спящая красавица». В дуэте ее партнером в роли Голубой птицы выступал муж, Виктор Семенов. Партия Флорины была своего рода подготовительным этапом на пути к другой – роли принцессы Авроры.

Эту роль она исполнила с блеском. Призрачная мечта принца, бесплотная и нереальная, в воплощении Марины Семеновой обрела способность жить и чувствовать, любить, радоваться и страдать.

Уже в первом сезоне она станцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». И исполняла эту партию более двадцати пяти лет. «Лебединое озеро» было одним из самых любимых балетов Семеновой.

Она настолько глубоко чувствовала его, что могла танцевать даже без музыки – такое случилось однажды на одном из концертов, когда балерина и ее партнер Юрий Кондратов, решив не ждать запоздавшего аккомпаниатора, стали танцевать без всякого музыкального сопровождения. В тот вечер музыку зрителям заменили сами движения балерины.

Образы, создаваемые на сцене Мариной Семеновой, были разными. Ее талант перевоплощения был настолько многогранным, что позволял ей с одинаковой достоверностью и проникновенностью воплощать любую роль.

Маша из балета «Щелкунчик» – одновременно реальная и фантастическая, светлая, наполненная невысказанной грустью; Китри из «Дон Кихота» – дерзкая, гордая, полная азарта и огня; юная цыганка Эсмеральда – лучезарная, манящая, но недосягаемая и загадочная – роли, полные противоположных оттенков, удавались ей с одинаковым совершенством.

А вот «Жизель» не удержалась в ее репертуаре, хотя и принесла артистке мировую славу – именно в этом балете она дебютировала на гастролях в Париже.

Семенова к тому времени превратилась в настоящую роковую красавицу. Вокруг знающей цену своей красоте и таланту артистки вились высокопоставленные поклонники. И ее ждали тяжелые испытания. В 1938 году арестовали ее второго мужа, который работал послом в Турции, а саму Марину Семенову после этого держали под домашним арестом.

В положении жены «врага народа» было нелегко работать. Жена «изменника родины» сразу стала «невыездной» и на всякий случай приготовила чемоданчик с бельем. Светская львица советской элиты, с петроградских времен владевшая французским и блиставшая на дипломатических раутах, оказалась в тени.

Другой рукой власть поощряла: в 1937-м Семенова стала заслуженной артисткой РСФСР, а в 1941-м – даже лауреатом Сталинской премии.

Начиная с 1953 года Марина Тимофеевна Семенова работает педагогом-репетитором в Большом театре. Она – Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, профессор Российской академии театрального искусства.

Ее ученицы – Наталья Бессмертнова, Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина и многие другие прекрасные мастера балета, которым Марина Семенова передала свое мастерство и любовь к главному делу своей жизни.

Читайте также:  Ева миллер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Семеновский полк» – так называют себя ученицы прославленной балерины.

Ее столетний юбилей Москва праздновала с размахом – в Большом театре состоялись показы балетов, в которых в свое время блистала Марина Семенова: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Раймонда».

На эру Марины Семеновой пришлось несколько революций и войн, но исполнительница, чье техническое совершенство является непревзойденным до сего дня, доказала: классическое искусство живет вне социальных перемен и времени.

Д. Трускиновская

Народная артистка РСФСР (1951), народная артистка СССР (1975), профессор, лауреат Сталинской премии (1941).

Окончила ЛХУ в 1925 (ученица А. Вагановой) и принята в ГАТОБ на положение солистки, где танцевала до 1929. Первая исполнительница партии Душеньки («Крепостная балерина»); др.

партии: Одетта — Одиллия, принцесса Флорина, Аврора, Царь-девица; Клеманс, Раймонда («Раймонда»), мазурка, 7-й вальс («Шопениана»), Аспиччия («Дочь фараона»), Никия; Повелительница дриад («Дон Кихот»), Повелительница наяд («Сильвия»), Невольница («Корсар»), Наина («Ручей»).

На гастролях в Ленинграде в 30-е гг. исполняла партии Лебедя и Одиллии («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова). В 1930-52 балерина Большого театра. Среди ее новых партий: Тао Хоа, Китри, Жизель, Эсмеральда, Маша, Панночка; Лиза («Барышня-крестьянка»), Мирандолина («Мирандолина» С. Василенко), Золушка.

В сезоне 1935-36 с триумфом выступила в парижской «Гранд-Опера» (в «Жизели» с С. Лифарем, а также в концертах). С 1953 педагог-репетитор ГАБТа, педагог МХУ (1954-60), одновременно (с 1960) преподает методику классического танца в ГИТИСе.

Искусство Семёновой — слава и гордость советского балета. Ее талант поражал уже в ученических спектаклях. «В Ленинграде совершенно исключительно развернулась молодая Семенова и за нею, по-видимому, следуют и другие интересные таланты, художественно воспитанные уже во время революции» (А. Луначарский).

В начале артистического пути Семёновой казалось, что в ее танце как бы оживает старый классический балет во всей его красоте и виртуозной мощи, А. Гвоздев называл ее «цветком старинного искусства».

«Семенова в первых же своих выступлениях властно, «во весь голос», утверждала великолепие своего искусства, в ее танце была требовательная победоносная целеустремленность, и нельзя было не преклоняться перед ее могучим талантом» (Б. Львов-Анохин).

Постепенно становилось ясно, что любимица ленинградской публики Семёнова не только талантливо продолжает славные традиции, переданные ей ее педагогом А. Вагановой, но и создает новый стиль исполнения, пронизанный духом времени.

«Меня восхищали, привлекали и героический стиль ее танца, и ее удивительная сценическая свобода, и захватывающая широта движений, и скульптурность жеста, и ее руки, выразительные и необыкновенно красивые.

Ее танец резко отличался от танца других ведущих балерин театра, и преимущество было на его стороне» (Н. Дудинская) .

С годами талант Семёновой развивался, росло число исполненных ею ведущих партий в различных балетах, углублялась трактовка уже сыгранных ролей. Искусство воспитанницы ленинградского балета становится известным всей стране, а затем и за ее пределами.

«Семеновой было доступно абсолютно все — народные танцы, характерные, эксцентрические, классические, притом величайшей виртуозности. Она с равным успехом исполняла партерные и воздушные па, вращательные и полетные. Русская широта и удаль жили в ее походке и повадке, в ее жестах и па. Такого склада балерины я больше не видел» (Ф. Лопухов).

Раймонда, Аврора, Никия, Лебедь — вот лучшие партии Семёновой.

О Семёновой — Лебеде написано и сказано немало, с нее, по существу, началась новая глава в истории интерпретации «Лебединого озера»: не элегическая грусть, не сумеречная лирика, а глубоко трагический образ девушки-птицы, гибнущей непокоренной, своей гибелью утверждающей могущество жизни.

Партия Никии в «Баядерке» казалась созданной для Семёновой — так созвучна она была природе ее таланта. «Семенова осталась непревзойденной в этой роли, почти так же, как Собинов в роли Ленского, Шаляпин в роли Мефистофеля» (Ф. Лопухов).

Традиции искусства Семёновой живут не только в творчестве ее учениц, они неотъемлемы от всего советского балета.

Сочинения: Памяти художника.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1982.

Литература: М. Т. Семенова.— М., 1953; Иванова С. Марина Семенова.— М., 1965; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Раевский В. М. Т. Семенова,— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Гвоздев А. Ученица-балерина М. Семенова.— Жизнь иск-ва, 1925, № 17; Бродерсен Ю.

Семенова — Баядерка.— Рабочий и театр, 1926, № 52; Головашенко Ю. Русская балерина,— Театральная жизнь, 1962, № 4; Гаевский В. Балерина Семенова.— Театр, 1962, № 4; Бочарникова Э. Марина Семенова.— Муз. жизнь, 1976, № 8; Уральская В. Магия вдохновенного танца.— Сов.

балет, 1983, № 1.

А. Деген, И. Ступников

Публикации

Источник: http://www.belcanto.ru/semyonova.html

Семёнова Марина Тимофеевна

  • Искусство | Балет

    Балерина и балетмейстер

    Народная артистка СССР (1975)Лауреат Государственной премии (1941)Герой Социалистического Труда (1988)

    Профессор Российской академии театрального искусств

    Марина Семенова родилась 12 июня 1908 года в Санкт-Петербурге.Первые уроки танцев юная Марина Семенова получила в танцевальном кружке, а в десятилетнем возрасте поступила в хореографическое училище, став ученицей М.Ф.Романовой – матери легендарной Улановой. Было это в 1918 году.

    Педагог очень любила веселую и жизнерадостную ученицу, и для обеих явился неожиданностью перевод Семеновой, через второй класс, сразу в третий к другому преподавателю – А.Я.Вагановой, славившейся излишней строгостью. Узнав об этом, девочка расплакалась.

    Но на первом же уроке ее исключительные танцевальные и артистические данные вызвали восхищение Агриппины Яковлевны.В отличие от потомственной артистической семьи Галины Улановой родители Семеновой не имели никакого отношения к театру. В раннем детстве Марина потеряла отца, и несколько лет спустя ее мать вновь вышла замуж.

    Добрый и мягкий моряк стал для ее шестерых детей вторым отцом.Подруга матери страстно любила балет и частенько выступала с сольными номерами на благотворительных концертах. Она и предложила Екатерине Евгеньевне отдать ее дочерей, Марину и Валерию, в организованный ею танцевальный кружок.

    Первая из них – пластичная от природы, музыкальная девочка сразу же обратила на себя всеобщее внимание. Преподаватели стали настоятельно советовать Екатерине Евгеньевне обучать Марину балетному искусству.Десятилетняя Марина, не по возрасту маленькая и худенькая, не произвела впечатления на комиссию Петроградского хореографического училища.

    Читайте также:  Джессика симпсон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

    Но среди экзаменаторов оказался ведущий танцовщик Мариинского театра, педагог Виктор Семенов. Услышав фамилию отвергнутой девочки, он попросил принять его однофамилицу.Еще в училище Семенова танцевала сначала маленькие концертные номера, а затем главные партии в балетах.

    Ее выпускной спектакль – «Ручей» Делиба – произвел фурор среди знатоков балета и стал событием ленинградского театрального сезона. Газеты и журналы пестрели рецензиями: «Мариинский театр снова узрел в своих стенах восторг зрительного зала, столь же шумный и взволнованный, как во времена А.Павловой.

    И этот единодушный взрыв восхищения вызвала 16-летняя ученица, танцевавшая главную партию, – Семенова».После выпускного спектакля любимую ученицу Вагановой сразу назвали «Тальони двадцатого века». Уровень танцевальной техники Марины настолько превышал привычную подготовленность выпускницы, что в нарушение вековых традиций Ленинградского театра она была принята в труппу на положение ведущей балерины. Достаточно сказать, что юная танцовщица одним прыжком перелетала полсцены!

    Лебединое озеро

    «Отточенность всех движений, гармоничность, профессионализм юной танцовщицы поражали, – писала в своей книге балерина Татьяна Вечеслова, неоднократно видевшая Семенову на сцене. – Марине было шестнадцать лет, когда ее выпустили из училища. Она сразу же заняла в театре ведущее положение первой балерины. Она даже не закончила положенных восьми классов. Ее незачем было продолжать учить в школе. Ее нужно было воспитывать уже как балерину на ведущих ролях балетного репертуара на сцене театра… А я помню и другое… Я помню, как вся школа была занята вопросом, во что принарядить «нашу гордость», будущую знаменитость. Средств у Марины для этого не было. Все школьные годы она ходила в казенной форме. И было сделано все, чтобы она чувствовала себя уверенно. Марина была прелестна. Из-под большой соломенной шляпы, опоясанной легким газовым шарфом, выглядывали пытливые юные глаза; элегантное платье усиливало ее обаяние – качество, помогавшее ей создавать обольстительные женские образы, начиная от маленькой бабочки и кончая вершиной ее творчества – баядеркой Никией!»

    Баядерка

    «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Конек-Горбунок», «Дочь фараона», «Коппелия»… Каждая новая партия разучивалась Мариной за один-два месяца. Слава о юной исполнительнице очень быстро достигла столицы, и А.В.Луначарский, встретившись в Париже с С.П.Дягилевым, рассказывал, что «в Ленинграде совершенно исключительно развернулась молодая Семенова…». Писатель Стефан Цвейг предсказывал ей великое будущее: «имя, которое еще прогремит в Европе».

    Раймонда

    Состоялся дебют балерины еще в одном шедевре классического репертуара – «Лебедином озере».

    Любопытные моменты этого спектакля описывает Вера Красовская в книге о Вагановой: «Не заколдованная девушка выслушивала признания, робко знакомясь с чувством, – плененная птица стремилась освободиться, расправить крылья, взлететь. Такому повороту темы отчасти помогала индивидуальность партнера.

    Однофамилец дебютантки, Виктор Александрович Семенов, был вдвое старше ее. Художественный руководитель училища, он занимал в театре положение премьера.

    Великолепный танцовщик, Семенов мало заботился об актерской стороне партий и даже, как поговаривали в труппе, будучи неравнодушен к своей недавней воспитаннице, на сцене формально передавал чувство, охватившее Зигфрида…»Разница в возрасте не помешала В.

    Семенову добиться взаимности своей прелестной партнерши и стать ее первым мужем…В 1930-м Марину Семенову забрали в Большой театр и она переехала в Москву, тяжело пережив разлуку с родным городом, театром, с любимой наставницей.Она танцевала роль за ролью, с легкостью преодолевая технические трудности, и с особым удовольствием участвовала в спектаклях современного репертуара. Но лучшей все-таки осталась партия Одетты в «Лебедином озере».

    Лебединое озеро

    «Театральный зал гремел, кричал, неистовствовал – так возвышенно прекрасно, так совершенно было русское искусство. Чайковский и Семенова создали в этот вечер национальный праздник торжества красоты. Мы все, весь зал чувствовали: да, мы умеем… танцевать, наша воля создает великие армии и совершенную красоту…» – восхищался Алексей Толстой.Семенова явилась первой советской танцовщицей, выступавшей на парижской сцене.«Впервые Советский Союз посылает нам в качестве посла одну из артисток: г-жа М.Семенова, солистка Московского Большого театра, выступает с С.Лифарем в будущую среду, 18 декабря на сцене «Гранд-опера» в роли Жизели, являющейся одним из ее шедевров…» – возвещала в 1935 году французская газета. Другая вторила ей: «…мы увидели молодую, симпатичную, застенчивую женщину, которая внимательно выслушала речь, потом учтиво выпила бокал шампанского и исчезла одновременно с Сержем Лифарем и Замбелли».Французов приятно удивило и то, что русская балерина говорила на их родном языке почти без помощи переводчика…«Вы увидите, вы увидите, она изумительна, – восторженно повторял Лифарь. – Она в совершенстве постигла все тайны своего искусства. А ее невероятный темперамент, пылкая выразительность достигают наивысшей эмоциональности откровений!..»Успех Семеновой в Париже был невиданный: уже вариацию первого акта пришлось повторить на бис, и только уязвленное самолюбие С. Лифаря не позволило ей бисировать другие танцевальные фрагменты…

    Пламя Парижа

    О достижениях танцовщицы в те времена писали только восторженно. Но начиная с конца 1930-х – начала 1940-х годов Марину Семенову постепенно отодвигали в тень. В 1937 году был расстрелян Лев Карахан, бывший зам. наркома иностранных дел, а перед арестом посол в Турции, фактический муж балерины. Марина Семенова сразу стала «невыездной».

    Видимо, не способствовала ее зарубежным гастролям и усиливающаяся с каждым годом полнота, особенно поражающая нас, привыкших сегодня к стройным балеринам, при просмотре кинопленок с участием Марины Семеновой…С 1954 года Марина Тимофеевна целиком посвятила себя педагогической деятельности.

    В начале 1997 года на сцену Большого вернулась опера «Иван Сусанин», бывшая некогда наравне с «Лебединым озером» визитной карточкой прославленного театра. На премьере на самом почетном зрительском месте сидела, конечно же, она – балетмейстер-репетитор М.Т.

    Семенова, которая в победном 1945 году танцевала в «Сусанине» свой блистательный «Вальс»…Марина Семёнова скончалась 9 июня 2010 года в Москве и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

    Текст Е.Н.Обойминой и О.В.Татьковой

    12 июня 1908 года – 9 июня 2010 года

  • Источник: http://chtoby-pomnili.net/577-577.html

    Ссылка на основную публикацию