Никколо паганини – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Никколо Паганини: биография, интересные факты, творчество

Никколо Паганини

Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду. Но никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро.

Краткая биография

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом.

Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте.

От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.

Так его первым наставником, не считая отца, стал Франческе Ньекко, который был композитором и скрипачом. Эти занятия помогли еще больше раскрыть талант маленького музыканта и уже в возрасте восьми лет он создает свою первую сонату.

Слух о маленьком гении постепенно разлетелся по всему небольшому городу и на Никколо обратил пристальное внимание скрипач Джакомо Коста, который теперь каждую неделю стал заниматься с мальчиком.

Эти уроки принесли большую пользу начинающему музыканту и он ,благодаря этому,смог начать концертную деятельность. Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году. После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди.

Например, Джанкарло ди Негро, известный аристократ, стал покровителем и настоящим другом талантливого музыканта, помогающий ему с дальнейшим обучением. Благодаря его поддержке, новым педагогом Паганини стал Гаспаро Гиретти, который обучал его композиции.

В частности, он приучал музыканта пользоваться внутренним слухом во время сочинения мелодий. Под руководством учителя, за несколько месяцев Паганини смог сочинить 24 фуги, пьесы и даже концерты для скрипки.

Вдохновившись успехом своего талантливого сына, Антонио Паганини поспешил взять на себя обязанности импресарио и принялся готовить турне по стране. Выступление столь одаренного ребенка производило настоящий фурор. Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки.

Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру, тем более он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. Концерты музыканта по-прежнему проходят блестяще и вызывают бурный восторг у публики.

Известно, что Паганини был очень влюбчив и именно в этот период времени, виртуозный скрипач встречает первую любовь. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией.

Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке).

Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. Это произведение очень понравилось публике, а сама княгиня предложила маэстро сочинить пьесу уже для одной струны. Через некоторое время Паганини представил сонату «Наполеон» для струны «Соль».

Известно, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой.

Через некоторое время, вернувшись в родной город, он уже увлекся дочерью портного – Анджелиной Каванной, которую даже взял с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении и она вынуждена была отправиться назад в Генуи. Сохранились сведения, что отец Анджелины подал на музыканта в трибунал и суд, длившийся два года, который постановил выплатить пострадавшей денежную сумму.

В 1821 году здоровье Паганини сильно пошатнулось, ведь он уделял много времени музыке и совсем не заботился о себе. Музыкант пытался облегчить приступы кашля и боли различными мазями, поездками на морские курорты, однако ничего не помогало. Из-за этого Николо был вынужден на время прекратить концертную деятельность.

Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.

В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.

В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.

Интересные факты

  • До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный музыкант когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
  • Не секрет, что родился Паганини в семье мелкого торговца, хотя изначально его отец трудился даже грузчиком. Однако, как позже стало известно, при переписи населения Наполеон приказал указать в документах, что отец Паганини был “держателем мандолин”.
  • Сохранилась история о том, что мать будущего виртуоза как-то во сне увидела ангела, который сообщил ей, что их сына Никколо ждет карьера великого музыканта. Отец Паганини, услышав это очень воодушевился и обрадовался, ведь он мечтал именно об этом.
  • Уже с 5 летнего возраста маленький Никколо начал заниматься на мандолине, а через год на скрипке. Отец часто запирал его на чердаке, чтобы он больше проводил время за инструментом, что впоследствии отразилось на здоровье музыканта.
  • Впервые на сцене Паганини выступил 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино, родного города. На вырученные от концерта средства, 12-летний Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандро Ролла.
  • Когда Антонио Паганини вместе с сыном приехали к Алессандро Ролла, тот не смог их принять из-за плохого самочувствия. Рядом с комнатой музыканта лежал его инструмент и ноты сочиненного им же произведения. Маленький Никколо взял эту скрипку и исполнил то, что было записано на нотной бумаге. Услышав его игру, Алессандро Ролла вышел к гостям и сообщил, что не может ничему большему научить этого исполнителя, так как он и так уже все знает.
  • Концерты Паганини всегда производили настоящий фурор, а особо впечатлительные дамы даже теряли сознание. Он продумывал все до мельчайших мелочей, даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент, все было частью его гениальной программы. 
  • Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном».
  • Музыкант наотрез отказывался сочинять псалмы для католиков, навлекая на себя этим самым гнев церковнослужителей с которыми впоследствии долго конфликтовал.
  • Известно, что Паганини был масоном и даже сочинил масонский гимн.
  • Среди все слухов, ходивших вокруг персоны скрипача, выделяется легенда о том, что он специально обращался к хирургу для проведения тайной операции, позволившей ему значительно повысить гибкость рук.
  • Никколо был очень рассеянным, он с трудом мог запомнить даже дату своего рождения. Зачастую в документах он указывал неверный год, причем каждый раз это были разные даты.
  • Однажды, он отказал самому английскому королю. Получив приглашение от него выступить при дворе за довольно скромный гонорар, Паганини пригласил короля на свой концерт в театре, чтобы тот смог еще более сэкономить на этом.
  • У Паганини было очень сильное увлечение азартными играми, из-за этого известный музыкант очень часто оставался без средств. Ему даже приходилось несколько раз закладывать свой инструмент и просить денег в долг у товарищей. Лишь после рождения наследника, он завязал с картами.
  • Он был весьма востребованным исполнителем, и за выступления Никколо получал огромные по тем меркам гонорары. После своей смерти он оставил наследство в несколько миллионов франков.
  • Удивительно, но музыкант не очень любил записывать свои сочинения на бумаге, так как хотел быть единственным их исполнителем. Однако, один скрипач смог его очень удивить, речь идет о композиторе Генрихе Эрнсте, который исполнил вариации Паганини на своем концерте.
  • Еще при жизни вокруг маэстро ходило множество слухов, даже его родителям «доброжелатели» посылали письма, в которых пытались запятнать имя музыканта. Чего только стоит легенда о том, что свою искусную игру он оттачивал в тюрьме. Даже в романе Стендаля упоминается об этой странной выдумке.
  • Пресса довольно часто в последние годы жизни музыканта сообщала ошибочно о его смерти, позднее им приходилось писать опровержение, а популярность Паганини только возрастала в связи с этим. Когда композитор умер в Ницце, печатные издания снова опубликовали некролог и даже сделали небольшую заметку, что надеются на то, что скоро опять напечатают опровержение.
  • В коллекции маэстро было несколько скрипок, среди них работы Страдивари, Амати, но свою самую любимую – Гварнери, он завещал городку, в котором родился. Один из его инструментов сейчас хранится в России. Речь идет о скрипке работы Карло Бергонци, которую приобрел Максим Викторов в 2005 году за 1.1 млн долларов.

История скрипки Паганини

Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка». Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века. Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году.

Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой. Он очень трепетно к ней относился и однажды даже обратился к скрипичному мастеру, потому что инструмент потерял голос.

Приехав через несколько дней к нему, Маэстро с облегчением услышал знакомое звучание скрипки и в награду отдал мастеру Вильому ценную шкатулку, усыпанную самоцветами. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки.

Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку».

В своем завещании Паганини указал, чтобы вся его коллекция инструментов должна быть передана Генуе, где он родился и впредь не покидала города. Это касалось и «Пушки», которая впоследствии получила название «Вдова Паганини». Связано это было с тем, что никто больше не смог извлечь из нее подобное звучание, какое получалось у Маэстро.

Скрипка Паганини в настоящее время находится под пристальным наблюдением в музее Палаццо Дориа-Турси, там же есть и некоторые другие личные вещи музыканта. Несмотря на то, что инструмент хранится постоянно в музее, иногда его все же можно услышать в концертном зале. Правда играть на нем разрешается лишь победителю музыкального конкурса имени Паганини.

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке.

Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество – все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро.

По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.

Однако сам музыкант незадолго до кончины решил поделиться главным секретом своего таланта. Оказывается, все те слухи, окружавшие его всю жизнь, не имеют к нему никакого отношения и все дело в полнейшем духовном слиянии со своим инструментом.

Музыкант считал, что нужно смотреть и ощущать весь мир через скрипку. Трудно отрицать тот факт, что у Паганини это получалось безупречно.

Плюс ко всему, не стоит забывать, что с самого детства он посвятил всю жизнь своему любимому делу – исполнительству, днями и часами совершенствуя и оттачивая свое мастерство.

Фильмы о Паганини

Если говорить о фильмах, посвященных гениальному музыканту, то стоит выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г). Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро.

Это четырехсерийный фильм, повествующий о жизни легендарного скрипача, его чувствах, переживаниях, творчестве, помогающий понять его мистическую и многогранную натуру. Партию скрипки исполнил Леонид Коган.

Известно, что режиссер первоначально хотел пригласить на главную роль известного дирижера Юрия Темирканова, но тот не согласился.

Еще одна заметная работа – фильм «Паганини» (1989) Клауса Кински. Примечательно, что это его единственный опыт в качестве режиссера. Он же сыграл главную роль, исполнив великого музыканта. Клаус Кински показал удивительного Паганини, жизнь которого балансировала на краю бездны. Такого скрипача еще никто не видел.

Драма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола», покорила мир в 2013 году. Главную роль исполнил знаменитый исполнитель Дэвид Гарретт. Режиссер взял за основу слухи, ходившие в свое время об итальянском скрипаче.

Ведь многие его современники были уверены, что он продал свою душу дьяволу и получил необычайный дар.

Читайте также:  Лидия музалева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

На своем пути Паганини встречает прекрасную девушку, но сможет ли он познать счастье? В этом фильме открываются некоторые загадки из жизни Маэстро.

Необычайно виртуозная и прекрасная игра Паганини на скрипке породила множество легенд и мистических рассказов современников.

А по-другому и быть не могло, ведь маэстро играл так, что присутствующие в зале дамы падали в обморок, а особо дотошные слушатели всматривались в закулисье, пытаясь там разглядеть второго музыканта, помогающего ему.

Но естественно, они ничего не видели, поскольку там никого и не было, и им ничего не оставалось, как списывать эту гениальную игру на происки властелина Преисподней.

Паганини оставил после себя 24 каприса, 6 концертов для скрипки, большое количество вариаций, сонат и прочих произведений для скрипки и гитары. Кроме того он оставил множество легенд о себе, о жизни и своем необычайном таланте, которые и по сей день будоражат воображение почитателей его творчества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Никколо Паганини

Источник: http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/nikkolo-paganini

Никколо Паганини биография

Никколо Паганини (1782-1840) – великий итальянский скрипач-виртуоз, вошедший в историю мировой музыки как непревзойденный мастер своего дела. Будучи новатором в скрипичной музыке, он написал множество прекрасных произведений для этого инструмента.

Биография Никколо Паганини была необычайно яркой и насыщенной.

27 октября 1782 года в небогатой генуэзской семье родился мальчик, которого назвали Никколо. Среди братьев и сестер он выделялся слабым здоровьем, а также неподдельным интересом к музыке.

Уже с ранних лет мальчик испытывал терпение близких, бесконечно музицируя на мандолине.

Отец, который очень любил музыку, приступил к самостоятельным занятиям с сыном. Уже с первых занятий он понял, что мальчик очень талантлив и обладает тончайшим музыкальным слухом.

Для детей старший Паганини был настоящим деспотом: он обращался с Никколо крайне жестоко, заставляя его подолгу играть на инструменте, а в случае непослушания лишал его куска хлеба и запирал в темном чулане.

Подобные меры привели к крайнему истощению ребенка, который оказался на грани смерти.

Испугавшись, отец подарил Никколо маленькую скрипку и пригласил учителя – профессионального скрипача, который удалось быстро развить талант мальчика. Уже в 8 лет Николло написал свою первую скрипичную сонату и блестяще исполнил ее перед родственниками.

Слухи о талантливом ребенке достигли Джакомо Коста – главного скрипача собора Сан-Лоренцо. Он взялся обучать Никколо, и в течение полугода научил его всем тонкостям игры на скрипке.

Встреча с Джакомо оказалась судьбоносной. Перед талантливым юношей открылись новые горизонты. В юном возрасте он уже начал давать первые концерты, поражая публику своей игрой на инструменте.

Тем временем старший Паганини, понимая, что можно неплохо заработать на необычайном таланте сына, стал его импресарио и занялся подготовкой его гастролей по Северной Италии. Концерты одаренного скрипача проходили в Милане, Пизе, Болонье, Ливорно, во Флоренции, и неизменно с аншлагами.

К тому времени Никколо уже создал свои шедевральные каприччо, совершив тем самым настоящий переворот в скрипичной музыке. Ему удалось добиться невероятной выразительности и художественной силы в своих произведениях, вызывавших у слушателя неподдельный восторг.

Бесконечно устав от жестокого деспота-отца, повзрослевший Никколо начал самостоятельную жизнь. Впервые почувствовав себя свободным, он приступил к концертной деятельности не только в родной Италии, но и во многих европейских странах.

Паганини удалось совершить прорыв в искусстве скрипичной игры. Он удивлял публику своей филигранной техникой, используя такие приемы, как игра на двух и даже на одной струне. Его нововведения были настолько технически сложными, что долгое время считалось, что их невозможно повторить. Маэстро писал музыку не только для скрипки, но и для гитары.

В краткой биографии Паганини указано, что он настолько любил скрипку, что в течение всей жизни коллекционировал инструменты знаменитых скрипичных мастеров. Свой инструмент Никколо завещал родной Генуе, в которой он хранится и по сей день.

Обладая весьма непрезентабельной внешностью, Никколо Паганини пользовался большим успехом у женщин. На протяжении всей жизни у него было множество романов, ни один из которых не увенчался свадьбой. Единственным ребенком великого скрипача стал мальчик Ахилл – плод любви Паганини и оперной певицы Антонии Бьянки.

Самозабвенная отдача музыке сильно подкосила и без того слабое здоровье музыканта. В последние годы жизни он страдал от туберкулеза, который и стал причиной его смерти 27 мая 1840 года.

  • На своих концертах Паганини устраивал настолько фееричные представления, что наиболее впечатлительные слушатели теряли сознание.
  • Во время выступлений Никколо столь одержимо владел инструментом, что его не останавливали даже порванные струны.
  • Своей игрой на скрипке музыкант блестяще подражал игре на других инструментах, человеческой речи, пению птиц, за что был прозван «Южным колдуном».
  • Паганини наотрез отказывался сочинять католические псалмы, в результате чего постоянно конфликтовал с церковнослужителями.
  • Скрипач страдал сильной зависимостью от азартных игр, и, порой, проигрывал целые состояния. Избавиться от пагубной привычки он смог лишь после рождения наследника.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/paganini-nikkolo.html

Никколо Паганини – биография и творчество

Один из наиболее ярких личностей музыкальной истории Никколо Паганини, несмотря на довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал недостатка в поклонницах.

Ему не было и 20, когда появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов.

До 40 лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря таким женщинам есть большое музыкальное наследие.

Радости свободы Никколо Паганини

Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое, лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож».

Таков был маэстро Паганини – композитор и скрипач, равного которому не было, нет и едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе.

Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.

Великий скрипач появился на свет 27 октября 1782 года. Отец Никколо Паганини был музыкантом-любителем. Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке. Мальчик научился виртуозной игре еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.

В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни». Он как будто наверстывал упущенное.

Никколо стал вести беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений.

Любовь творит чудеса!

В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в течение трех лет. Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение маленьким герцогством Лукка, подаренным ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное здесь, в Италии.

С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств.

Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.

Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен сыграть на одной струне!

Никколо Паганини – неистощимый виртуоз

Элиза Бонапарт

Идея понравилась Никколо, и спустя неделю на придворном концерте прозвучала военная соната «Наполеон».

Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини – мелодии одна красивее другой выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день.

Апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса, написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это уникальное сочинение остается вершиной творческого наследия Паганини.

Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо. Он жаждал свободы действий… Их последний разговор произошел в 1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо

Снова гастроли и …

Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом.

Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таинственного виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы.

Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.

Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступления, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней.

Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Начался утомительный судебный процесс. За то время, что тянулись судебные слушания, ребенок успел родиться и умереть, но в конце концов Паганини отделался лишь очередной денежной компенсацией и пятном на репутации.

Где счастье? Близко?

Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. 34-летний Никколо увлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления.

Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Однако Антония умела быть нежной.

Она трогательно ухаживала за Никколо, когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой.

Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение.

Одиночество отступает

Антония Бьянки

В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался.

После рождения ребенка отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было лишь затишье перед бурей. Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек, связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами.

Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном.

Скоротечность счастья Никколо Паганини

Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за другим и просит за выступления немыслимые гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком частые концерты постепенно подрывали здоровье музыканта. Однако публике казалось, что волшебная музыка льется из его скрипки как бы сама собой.

скрипка Никколо Паганини

В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 27 мая 1840 года в 57 лет виртуоз скончался.

Церковники запретили предавать его земле, потому что он не исповедался. По одной версии, Никколо Паганини тайно похоронили в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца.

Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная любовь.

Только к ней он время от времени возвращался. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.

Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в нотах, написанных музыкантом.

Читайте также:  Kristen bell - биография знаменитости, личная жизнь, дети

ФАКТЫ

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

***

«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

***

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.

***

При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары Никколо Паганини написал около 200 пьес.

Источник: http://vmiremusiki.ru/nikkolo-paganini.html

Биография Паганини и личная жизнь. Николо Паганини (фото)

Для современников он был загадкой. Одни лицезрели в нем гения, другие – шарлатана и жулика. Его имя было закутано легендами и тайнами.

Рождение гения

В конце октября 1782 года в Генуе в переулке Темная кошка в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо родился 2-ой ребенок – отпрыск Никколо. Мальчишка родился слабым и болезненным. От восторженной и чувствительной мамы он унаследовал хрупкость и восприимчивость к заболеваниям. От отца ему достались характер, напористость, кипучая энергия.

В один прекрасный момент его мама увидела во сне красивого ангела, который предрек, что быть ее второму отпрыску величавым музыкантом. В это поверил и отец мальчугана — любитель музыки.

Антонио был очень разочарован тем, что старший отпрыск Карло не веселил родителей фуррорами в музыке. Вот поэтому всю свою энергию он направил на то, чтоб заставлять младшего отпрыска повсевременно упражняться в игре на скрипке. Так начиналась биография Паганини.

Он фактически был лишен юношества. Оно проходило в изматывающих упражнениях музыкой.

Необычный дар

Как будто компенсируя физическую слабость малыша, природа щедро одарила его безупречным, до максимума чувствительным слухом.

Занимаясь музыкой, Никколо Паганини, фото которого вы видите в нашей статье, открывал себе новый мир, окрашенный необычными цветами.

Он пробовал воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и малеханькой скрипочке, которая была сразу его наилучшей подружкой и мучительницей.

Отец рано разглядел возможности отпрыска. С каждым деньком он все отчетливее осознавал – его отпрыск наделен большим талантом, который в предстоящем приведет к славе и огромным деньгам.

Он отлично осознавал, что его время в упражнениях с отпрыском завершилось и настало время нанимать проф музыкантов. Чтоб занятия проходили фактически повсевременно, малеханького музыканта запирали в черном чулане, и отец пристально смотрел за тем, чтоб музыка лилась безпрерывно.

За неповиновение малыша лишали пищи. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчугана.

1-ые учителя

Никколо Паганини ощущал музыку всей душой. Невзирая на то что занятия изматывали его на физическом уровне, в музыке он находил покой и ублажение. Его первым учителем стал поэт из Генуи, композитор и скрипач Франческе Ньекко. Биография Паганини насыщена увлекательными встречами с творческими людьми.

Никколо очень рано стал сам создавать музыку. Уже в восемь лет он написал сонату для скрипки и несколько сложных вариантов.

Равномерно слух о небольшом превосходном скрипаче стал распространяться по городку и на профессионального малыша направил внимание узнаваемый в городке скрипач из капеллы собора Сан-Лоренцо. Его звали Джакомо Коста.

Он стал раз в неделю заниматься с Паганини, пристально следя за его развитием и передавая ему секреты мастерства. Эти занятия длилось более полугода.

Начало концертной деятельности

После занятий с Коста жизнь Паганини поменялась. Он сумел начать заниматься концертной деятельностью. Это вышло в 1794 году, когда молодому музыканту чуть исполнилось двенадцать лет.

В этот время он познакомился с людьми, которые очень воздействовали на его последующую судьбу.

Стоит отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали молодому дарованию улучшать свое мастерство.

Обеспеченный аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только лишь фанатом творчества юного скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его предстоящем образовании.

Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти – неплохой полифонист, смогший привить юному человеку лучшую композиторскую технику.

Он обучил Паганини придумывать музыку без инструмента, используя внутренний слух.

Всего только за несколько месяцев музыкант сочинил 20 четыре фуги дляфортепьяно, несколько пьес, которые, к огорчению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме юного музыканта захотели слушать при дворе барона Бурбонского.

Отец Никколо стремительно сообразил, что пришло время получать средства за талант отпрыска. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городках Никколо ждал ошеломляющий фуррор. Юноша как губка впитывал новые неслыханные воспоминания, продолжая много трениться, совершенствуя свое мастерство.

Каприччо величавого маэстро

В этот период появляются именитые каприччо, в каких можно без усилий узреть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли.

У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо – блестящие, уникальные миниатюры. Каприччо Паганини сделали реальный переворот в скрипичной музыке.

Он сумел достигнуть предельной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.

Начало самостоятельной жизни

Итальянский характер Никколо, сформировавшийся нрав стали все почаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. Полная зависимость от отца становится для юного человека все более утомляющей. Ему охото свободы.

Вот поэтому, когда ему предложили место первой скрипки в Лукке, он с радостью и благодарностью принял предложение. Он стал управляющим городского оркестра. К тому же у него появилась возможность концертировать.

Он с большущим фуррором выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Экзальтированный прием публики кружит голову.

Паганини: биография, личная жизнь

Никколо был страстен и пылок не только лишь в музыке. Конкретно в это время он встречает первую любовь, и его имя практически на три года исчезает с афиш. Возникают несколько гитарных сочинений, посвященных загадочной «синьоре Диде».

В 1804 году музыкант ворачивается в Геную, где занимается только сочинительством. Потом он опять ворачивается в Лукку, где правил Феличе Бачокки, который в то время был женат на сестре Наполеона – княгине Элизе.

Дела композитора с княгиней в скором времени закончили быть чисто официальными.

Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для 2-ух струн («Ля» и «Ми»). Во время выполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Потом княгиня пожелала, чтоб для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он делает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.

Через три года дела с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, личная жизнь маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Но таких эмоций, которые он испытывал к собственной первой пассии, знатной даме, которая скорее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной даме.

В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступленияпроходят с неслыханным фуррором. В газетах его именуют гением независимо от того, ангел он либо бес.

Тут он встретил еще одну даму, которой страстно увлекся – дочь портного Анджелину Каванну. Он взял даму с собой в Парму.

Очень скоро выяснилось, что у нее будет ребенок, и Паганини потаенно посылает ее к своим знакомым в пригород Генуи.

В мае такого же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в трибунал. Суд продлился два года. Анжелина родила малыша. К огорчению, он скоро погиб. Трибунал постановил выплатить девице три тыщ лир.

Стоимость таланта

Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, к огорчению, сильно мало времени уделял собственному здоровью. В 1821 году его творческий путь был в один момент прерван пошатнувшимся здоровьем.

Его все почаще стали истязать приступы наисильнейшего кашля, боли в кишечном тракте и почках. Его состояние повсевременно ухудшалось. Втирания ртутной мази, строжайшая диета ему не помогают. Возникают даже слухи, что маэстро скончался. Но это только слухи.

Биография Паганини еще не закончена.

Состояние малость стало лучше, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса величавый музыкант не брался за скрипку.

Возобновление концертной деятельности

В апреле тыща восемьсот 20 4-ого года Никколо внезапно для всех приезжает в Милан и докладывает о собственном желании дать концерт. Потом он дает концерт в Павии и Генуе.

В это время он возобновляет дела с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей, имевшей фуррор в «Ла Гора». У их возникает отпрыск Ахилл. Паганини много работает. В это время возникают новые произведения – «Военная соната», «Польские варианты», «Компанелла».

2-ой концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. После него он не сделал ничего более легкого, захватывающего и веселого.

Биография Паганини состоит из переплетения счастливых и катастрофических событий. Весной 1830 года величавый музыкант концертировал в Вестфалии, получил там титул барона, который передается по наследию.

В октябре тыща восемьсот 30 девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя ощущает. Последние 5 месяцев собственной жизни он не может выходить из дома, у него очень опухают ноги, и он истощен так, что не в состоянии взять в руки смычок. Возлюбленная скрипка лежала с ним рядом, и он пальцами перебирал ее струны.

Величавый музыкант, композитор, виртуозный исполнитель погиб в Ницце 20 седьмого мая тыща восемьсот сорокового года в возрасте пятидесяти восьми лет.

Сейчас мы познакомили вас с жизнью Николо Паганини. Биография, коротко изложенная в этой статье, естественно, не может дать полного представления об этой броской и нестандартной личности.

Источник: https://tipsboard.ru/biografiya-paganini-i-lichnaya-zhizn-nikolo-paganini-foto/

Никколо Паганини: краткая биография, факты, мифы

Дорогие читатели, приветствую вас! Спасибо за визит, надеюсь, статья «Никколо Паганини: краткая биография, факты, мифы» будет для вас интересна.

Никколо Паганини — великий скрипач и композитор. О нем ходит множество мифов. У каждого из нас существует свое, особое мнение об этой неординарной личности.

Мучительные страдания, невероятная слава и чудовищная смерть предстояли этому виртуозу, которые он с достоинством принял. Он был гением и безумцем, демоном и адептом бога, изощренным мистиком и влюбленным шутом, он был столбовой фигурой в истории искусства.

Никколо Паганини: биография

В бедной многодетной итальянской семье третий ребенок увековечил себя, родителей и свой талант. Вот только его собственную жизнь сложно назвать счастливой. Рождение мальчика пришлось на октябрь 1782 года.

Никколо Паганини был болезненным, чувствительным, с женским хрупким телосложением, унаследованным от матери. А вот настойчивость, предприимчивость и темперамент вместе с любовью к музыке достались ему от отца.

Абсолютный слух мальчика был замечен родителями еще в раннем детстве. Он пытался воспроизвести все услышанное на различных музыкальных инструментах и даже стуком пальцев по столу. Вскоре отец приобрел ему скрипку небольших размеров, которая стала для мальчика и другом, и мучительницей.

Одаренность Никколо для отца была единственным способом разбогатеть. Старший Паганини заставляет ребенка по двенадцать часов в сутки играть на скрипке, мандолине или гитаре. Любое непослушание ребенка было наказуемо.

Видимо, благодаря таким истязаниям, Никколо быстро овладеет всеми музыкальными инструментами, которые находились в доме отца. Хрупкое здоровье маленького скрипача еще больше было подорвано непрерывными занятиями.

Несомненно, отец немало усилий приложил для развития редкого дара сына, и уже в восемь лет Никколо начинает сочинять музыку. Да и сам отец прекрасно играл на гитаре. Вполне возможно, он хотел свои несбыточные мечты стать известным музыкантом воплотить в сыне.

Как бы то ни было, мальчик превзошел своего отца. В двенадцать лет Никколо начал свою концертную деятельность и изменил историю не только европейской, но и мировой культуры, внес романтизм и авантюру в сознание людей.

Величество и гениальность

Когда гениальный композитор, импровизатор, артист, первый в мире шоумен начинал играть, казалось все живое и даже неживые предметы моментально замолкали. Он досконально знал природу своего инструмента и зрительского восприятия. Знал, что конкретно каждый слушатель ожидал в глубине своей души и хотел получить.

Этот артист дышал музыкой, жил в ней. Он доводил зрителя до обмороков и экстаза, до нервного срыва. Демоническая внешность, приемы игры, абсолютно противоречащие в то время классическим образцам, взрывной темперамент. В то же время предельная сосредоточенность заставляла многих восхищаться, а других завидовать и проклинать.

Все говорили, что в нем жила тайна, которая и была причиной власти над зрительным залом. Сказать, что игра этого виртуоза была идеальна, это ничего не сказать! Он вовлекал в свое исполнение всех присутствующих.

Каждый вздох, взгляд, каждое движение, все его черное, нервное, даже несколько уродливое существо, как не от мира сего. Но, тем не менее, завораживающее, заставляло зрителя вживаться в это волшебство.

Читайте также:  Мила кунис - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мифы о Паганини

Превзойти мастерство гениального виртуоза до сих пор никто не смог. Он жил в мире музыки до конца, вводил людей в гипнотическое состояние, а человеческое невежество придумывало невероятные мифы и легенды.

В одном мифе он был фигляром и шутом, иллюзионистом и фокусником, занимался оккультными науками и магией. В этих подозрениях Паганини был виноват сам, так как в поисках идей, он злоупотреблял романтической таинственностью.

Очередным мифом было его восьмилетнее пребывание в тюрьме за убийство своей любовницы. Там его подвергают жесточайшим пыткам, избивают. Именно там, якобы он и научился играть на скрипке. Причем тюремщики рвали у него три струны, а он умудрялся играть на одной!

Легенды настолько живучи, даже учитывая их полную абсурдность. А на самом деле, правда только в том, что он был действительно непростым, импульсивным и чрезвычайно эмоциональным человеком, но в отношении с женщинами слабым и бесхарактерным.

Еще более восхитительно то, что, будучи изможденным болезнью, он умудрялся давать ошеломляющие концерты, другим в его состоянии было бы трудно даже передвигаться.

Мы очень мало знаем о Никколо. Его жизнь разнесли на мифы и легенды, и разобраться, где истина уже невозможно. Ему приписывали невероятные диагнозы, описывали его несносный и безответственный характер, но все это не лишает его высокого титула быть непревзойденным виртуозом.

Последние годы жизни

За несколько лет до смерти Никколо Паганини, на свет появился его сын Акилле, после чего у Никколо больше не будет никого, более дорогого и любимого.

Он мучительно осознавал, что не сможет найти в себе силы и время, чтобы защитить своего маленького ребенка от всей пестрой толпы, которая естественно, будет на сыне отыгрываться за презирающий и заносчивый нрав, за самозабвенную и совершенно иную иерархию ценностей отца.

Королевская академия присвоила ему членство. Он завоевал своим талантом весь мир, но выступления его становились редкими. Маэстро не мог играть более тридцати минут. Ему еще не было пятидесяти лет, когда болезнь приковала его к постели.

Смерть не обошла стороной посланника дьявола или божьего избранника. И о смерти Паганини ходили невероятные и романтические легенды, хотя было все предельно прозаично.

Сыну и друзьям скрипача пришлось немало вложить сил и денег для того, чтобы захоронить его. Забальзамированное тело несколько раз перевозили с места на место, пока не получили разрешения властей и церкви на захоронение уже сгнившего тела творца чарующей музыки.

Прискорбно осознавать то, что уже в те времена жизнью, деятельностью и даже смертью великих людей распоряжались цари, министры и церковные бюрократы.

В этом видео дополнительные сведения по теме «Никколо Паганини: краткая биография и творчество»

Источник: https://damy-gospoda.ru/nikkolo-paganini-kratkaya-biografiya/

Удивительные факты из жизни Никколо Паганини

Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло.

Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта.

А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд.

Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

Первый концерт Никколо Паганини состоялся в двенадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители.

Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти.

Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики.

Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша.

Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам.

Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года.

Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме.

После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

Ниже – удивительные факты из биографии великого маэстро:

1. Композитор родился в многодетной семье (был третьим по счету ребенком из шести); его отец сначала работал грузчиком, а позже открыл лавку в порту. Однако при переписи населения Генуи указали, что Антонио Паганини был «держателем мандолин» – так приказал сам Наполеон.

2. С 5 лет отец начал учить мальчика играть на мандолине, а с 6 – на скрипке. Если верить исследователям жизни Паганини (Тибальди-Кьеза в серии «Жизнь замечательных людей»), музыкант позже вспоминал: когда он не проявлял должного прилежания, отец его наказывал – впоследствии это отразилось на слабом здоровье скрипача.

3. Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию)музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино г.Генуи – вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось только 12) отправился в Парму – обучаться у Алессандро Ролла (известного скрипача и педагога).

Когда семейство Паганини (отец и сын) приехали к Алессандро Роллу, тот отказался их принимать, т.к.был болен. Но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения.

Тогда Никколо взял инструмент и тут же сыграл произведение – удивленный педагог, услышав исполнение Паганини, вышел к гостям и сказал, что он уже не может ничему научить мальчика – тот и сам все умеет.

4. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей.

Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и “привета из деревни” – подражания звукам животных.

Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его “Южным колдуном”.

5. Паганини категорически отказывался писать псалмы для церковников, поэтому добрые католики злобно поливали его грязью:

“Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы.

Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия.

Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа”.

6. Никколо Паганини был масоном. Он написал масонский гимн и исполнил его в ложе Великого Востока Италии; документы общества тоже подтверждают его принадлежность к масонам.

7. Первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная дама, чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в Тоскане. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам.

Никколо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и  руководил спектаклями.

8. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления.

Конечно,  он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить состояние.

Музыкант активно гастролировал по Европе и везде его концерты пользовались невероятной популярностью. После своей смерти в 1840 году он оставил состояние в несколько миллионов франков.

9. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух?

Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.

10. Паганини мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалась струна, он продолжал играть, не прерываясь). А ко Дню рождения императора маэстро написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).

11. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные “доброжелатели” присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого.

Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

12. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла.

Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: “Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение”.

13. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы.

Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

14. Свою любимую  скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу, Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Позже инструмент получил имя «Вдова Паганини». Также в коллекции скрипок виртуоза были работы Страдивари и Амати.

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2015/06/blog-post_65.html

Ссылка на основную публикацию